«Первый полёт человека в космос. Первый полет человека в космос

В истории человечества эта дата выгравирована золотыми буквами: 12 апреля 1961 года в космос полетел первый человек, гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.


Юрий Алексеевич Гагарин

Все началось на , рано утром. В 06:07 по Гринвичу или 09:07 по Москве в воздух поднялся космический аппарат «Восток-1» с Гагариным на борту. Траектория его менее чем двухчасового полета представляла собой всего-то один оборот вокруг нашей планеты по околоземной орбите. Уже в 10:55 по московскому времени «Восток-1» совершил успешную посадку в Саратовской области.

Создание корабля «Восток-1»

За два года до исторического полета, на уровне Правительства СССР было принято не менее важное для истории решение о создании пилотируемого комплекса «Восток». Инициатором этого проекта был Д.Ф. Устинов, занимавший на тот момент должность зам. Председателя СМ СССР и по совместительству главы Комиссии по военным и промышленным вопросам при Совете Министров.

Это был серьезный шаг, целью которого ставилось продвижение СССР в лидеры космической гонки. Ввиду сжатых сроков по многим вопросам в ходе создания аппарата «Восток-1» принимались поспешные решения. Так, была упразднена аварийная система спасения на старте, система мягкой посадки, исключили и дублирующие тормоза. Система жизнеобеспечения на борту корабля рассчитывалась всего на 10 суток. Объяснялось это тем, что «Восток» запускается на относительно невысокую орбиту (до 200 км), с которой он в любом случае сойдет за указанный период времени за счет естественного торможения о слои атмосферы.

Конструктивные особенности аппарата «Восток-1»

Что касается параметров самого аппарата, его масса начитывает около 4,725 тонн, а максимальный диаметр - почти 2,5 м. Иллюминатор выполнен из кварцевого стекла, созданного по спецзаказу в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе городка Гусь-Хрустальный.


"Восток-1"

Двигатель летательного аппарата «Восток-1» произведен в Воронежском Конструкторском Бюро химавтоматики. В его конструкции использованы элементы РД-0105, первого в мире двигателя, запущенного в космическом пространстве.

Кроме внутреннего наполнения космического корабля, важную роль играло и наземное оборудование, отвечающее за техническое обслуживание и непосредственно запуск аппарата «Восток-1» в космос. За его производство отвечал машиностроительный завод города Новокраматорск.

Роль космонавта в первом полете

В ходе первого космического полета с человеком на борту роль космонавта была, скорее, пассивной - он, по сути, являлся пассажиром корабля, управляющего автоматическими системами. Была создана специальная система двусторонней радиосвязи между космонавтом и наземной станцией. Состояние пилота космической станции постоянно находилось под наблюдение специалистов при помощи радиотелеметрических и телевизионных приборов.

Тем не менее, система переключения на ручное управление в корабле была предусмотрена. У психологов были серьезные опасения относительно общего состояния и поведения человека в условиях длительного нахождения в состоянии невесомости. Теоретически, космонавт мог отключить автоматику и совершить любые непредвиденные действия. Поэтому ручная система могла быть включена только после ввода специального кода, спрятанного в запечатанном конверте. Все было продумано так, чтобы только человек в адекватном состоянии мог прочитать код и взять на себя управление кораблем. Тем не менее,

12 апреля 1961 года, ровно 55 лет назад, произошло историческое событие, всколыхнувшее, без преувеличения, весь мир, - смоленский паренек Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе.

Основное о первом полете знают если не все, то очень многие: 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который продлился 108 минут.

В 55-ю годовщину этого события сайт собрал 12 фактов, которые помнят немногие.

1. Готовиться к полету начали за два года

Официально подготовка к полету в космос началась более чем за два года до «дня X»: решение об отборе космонавтов было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года. Юрий Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов 9 декабря 1959 года. Специальная военная часть для подготовки космонавтов была организована 11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина, позже именно она стала Центром подготовки космонавтов. Гагарина зачислили в группу кандидатов 3 марта 1960 года, а непосредственно тренировки начались 25 марта.

2. Обычные ребята

Первый отряд космонавтов СССР состоял из 20 человек. При отборе, согласно сохранившимся документам и воспоминаниям причастных, летные качества кандидата (а все они были летчиками реактивных истребителей) не играли вообще никакой роли. Зато были очень важны абсолютное здоровье, вес и рост: человек выше 170 сантиметров и весом более 72 килограммов просто чувствовал бы себя в корабле некомфортно - из-за особенностей конструкции. Также при отборе кандидатов учитывали членство в партии, политическую активность и социальное происхождение. Выросший в крестьянской семье Гагарин подходил как нельзя лучше.

Кардиограмма Гагарина за день до полета. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из инструкторов отряда, герой войны, лётчик-испытатель Марк Галлай писал в своей книге «С человеком на борту»: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу «любых авиагарнизонов».

3. Космическая гонка

Известно, что с запуском «Востока-1» очень торопились: была информация, что 20 апреля своего астронавта отправят в космос американцы. Поэтому дала полета была назначена между 11 и 17 апреля. Космонавта выбрали практически в последний момент - на закрытом заседании госкомиссии 8 апреля, всего за четыре дня до запуска. Но даже 12 апреля, вплоть до самого старта, Гагарина сопровождал Герман Титов, который был его дублером. Титову разрешили снять скафандр только тогда, когда Гагарин уже был внутри корабля.

4. Опасный корабль

Копия ракеты «Восток», ВДНХ, Москва Фото: Commons.wikimedia.org

Спешка повлияла и на саму конструкцию «Востока-1»: ради скорости оптимальным решениям предпочитали наиболее просто и быстро осуществимые, а некоторые элементы и вовсе не успели собрать вовремя. Так что корабль взлетает без системы аварийного спасения на старте, системы мягкой посадки корабля и дублирующей тормозной установки. Конструкторы рассчитали, что, в случае, если «Восток» выйдет на низкую 180—200-километровую орбиту, он должен, благодаря естественному торможению о верхние слои атмосферы вернуться на Землю в течение 10 суток. Так что на эти 10 суток были рассчитаны и системы жизнеобеспечения.

Запуск прошел успешно: ракета-носитель сработала без ошибок, но на завершающем этапе давшая сбой система радиоуправления не выключила двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания таймера, но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней.

5. Кто сказал «Поехали»?

Фраза, которую Гагарин сказал вместо положенного по уставу «Экипаж, взлетаю», вошла в историю и стала одним из символов полета. Существует версия, что легендарное «Поехали!» Гагарин «подцепил» у методиста отряда космонавтов, летчика-испытателя Марка Галлая. Именно он любил так говорить перед взлетом, и ввел выражение в тренировки отряда. Это, кроме неприязни к стандартному сообщению о готовности к взлету, объяснялось еще и чисто психологическим моментом - «Поехали!» звучало бодрее и неформальнее.

«Неприязнь к шикарной фразе — «Экипаж, взлетаю!» — я почувствовал с тех пор, как однажды услыхал её из уст лётчика, который работал только на легкомоторных самолётах и перед взлётом гордо изрекал её, адресуясь к «экипажу» в составе… одного человека», - писал в своих воспоминаниях Галлай.

Неуставная запись в журнале дежурного по полигону: "Человек в космосе! Ура!". Фото: Commons.wikimedia.org

6. Встреча с невесомостью

Конечно, космонавтов усиленно готовили ко всему, что им предстоит пережить в космосе - но, понятно, что исходили из чисто теоретических данных. На орбите Гагарину предстояло провести несколько простейших опытов, чтобы проверить все на практике. Эксперименты были такие: покушать, попить и пописать карандашом. Когда космонавт попытался положить карандаш, он сразу же начал «уплывать». Все свои ощущения и мысли Юрий записывал на бортовой магнитофон (для последующего анализа», и после такого поведения письменной принадлежности он заметил, что карандаши в космосе лучше привязывать.

7. Защита от «помешательства»

Реакция психики человека на столь стрессовые условия до первого полета, конечно, не была изучена. Поэтому конструкторы «Востока-1» предусмотрели особую защиту на случай, если первый космонавт в порыве помешательства попытается управлять полётом. Так, чтобы включить ручное управление, нужно было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом. Разблокировать панель управления можно было, лишь введя на ней верную последовательность.

Приборная панель корабля. Фото: Commons.wikimedia.org

8. Тяжелый спуск

Мало кто представляет, что пережил Гагарин во время в конце своего полета. Тормозная двигательная установка сработала, но с недобором импульса, и автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. Из-за этого в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался, совершая один оборот в секунду. Космонавт лишь сообщил о нештатной ситуации на борту корабля, очевидно, решив не пугать руководителей полета. Аппарат спуска отделился от приторно-двигательного отсека только на входе в более плотные слои атмосферы: команда на разделение поступила уже от термодатчиков, которые зафиксировали перегорание соединяющих кабелей.

Во время самого спуска, который, как и у последующих кораблей серии, происходил по баллистической траектории, космонавт испытывал восьми-десятикратные нагрузки. А после входа аппарата в атмосферу перед глазами Гагарина представала по-настоящему страшная картина: загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла.

Макет корабля «Восток-1» в парижском Музее авиации и космонавтики. Фото: Commons.wikimedia.org

9. Неоткрывшийся клапан, лишний парашют и ледяная вода

На этом трудности не закончились: катапультировались на высоте семи километров, Гагарин начал спускаться отдельно от капсулы на парашюте. При этом у него не сразу открылся герметичный клапан скафандра, так что в какой-то момент космонавт остался без воздуха. Кроме того, вместе с основным парашютом вышел запасной - могли спутаться стропы. И, наконец, первоначальным местом приземления могла стать ледяная на тот момент вода Волги, однако Гагарин, управляя стропами, смог скорректировать траекторию и приземлился в полутора километрах от берега.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. Фото: Commons.wikimedia.org

10. Встреча в лесу

Известно, что Гагарин должен был приземлиться в 110 километрах от Сталинграда, но из-за сбоя он вернулся на Землю в Саратовской области. По официальным данным, космонавта встретили военные. Но существует легенда, что на самом деле первыми, кто увидел спустившегося с небес человека в скафандре, были жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). И только после этого к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Румия, по данным СМИ, живет под Астраханью и до сих пор вспоминает встречу с «оранжевым чудищем» - такого цвета был скафандр Гагарина.

11. Долгий день

Запуск «Востока-1» с Байконура произошел в 9:07 часов по московскому времени (в 12:07 по местному), еще 108 минут занял полет, а приземлился Гагарин, по официальным данным, в 10:55. Что бы сделали вы после всего пережитого в столь насыщенное утро? Гагарину же пришлось принимать первые награды и общаться с руководством, после полудня он в течение трех часов давал интервью и фотографировался. И только несколько часов спустя, уже вечером, около 18 часов, на обкомовской даче на берегу Волги космонавт смог, наконец, принять душ и нормально поесть. А в 21 час началась вечеринка - праздновали успешный полет.

12. Съмки кинохроники

Известные кадры кинохроники, запечатлевшие старт «Востока-1», на самом деле снимали отдельно, для истории, так как сам полет и запуск производились в обстановке строжайшей секретности. На съемках Гагарин вновь повторил все, что делал 12 апреля 1961 года.

12 апреля во всем мире празднуют День космонавтики. Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. Как проходила первая космическая экспедиция, как отмечают День космонавтики и чего боялись советские ученые, рассказывает НТВ.

Читайте ниже

Когда был совершен полет?

Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Именно тогда космонавт Юрий Гагарин сказал свое легендарное «Поехали!».

Нужно отметить, что в СССР первый искусственный спутник Земли был отправлен еще раньше — 4 октября 1957 года, а 19 августа 1960 года совершили полет и вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка.

На каком корабле человек был запущен в космос?

Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Иллюминатор был выполнен из особого кварцевого стекла, который создавала специальная лаборатория при заводе города Гусь-Хрустальный.

Корабль был запущен в космос на ракете-носителе «Восток». Максимальное удаление орбиты корабля от Земли составило 327 км.

Системы жизнеобеспечения рассчитывались ровно на 10 суток, а за самим полетом и состоянием здоровья космонавта постоянно следили с помощью радиотелеметрической и телевизионной систем.

Чем прославился и кем был Юрий Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин был советским летчиком-космонавтом, Героем Советского Союза, кавалером высших знаков отличия многих государств.

Но именно 12 апреля 1961 года он стал первым в мировой истории человеком, который совершил полет в космос. Космическая экспедиция проходила на корабле «Восток-1», который был запущен с космодрома Байконур. В общей сложности полет Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Корабль пролетел над Советским Союзом, Магеллановым проливом в Южной Америке, Атлантическим океаном и Африкой. После его завершения космонавт успешно приземлился в Саратовской области, вблизи города Энгельса. Сразу после этого Гагарину было присвоено звание майора.

Начиная с 12 апреля 1962 года, день полета Гагарина в космос стал праздником — Днем космонавтики.

Юрий Гагарин после завершения полета сразу приобрел статус мировой знаменитости. По приглашениям зарубежных правительств и различных организаций он посетил около 30 стран. После своего легендарного полета он был не только командиром отряда советских космонавтов, но и вел общественно-политическую работу: являлся депутатом Верховного Совета СССР и членом ЦК ВЛКСМ.

Мало кто знает, что в свободное время Юрий Гагарин любил кататься на водных лыжах и коллекционировал кактусы.


Фото: ИТАР-ТАСС

27 марта 1968 года легендарный космонавт погиб в авиационной катастрофе во Владимирской области. Он выполнял учебный полет на самолете МиГ-15УТИ под руководством инструктора. До сих пор подробности его гибели остаются не до конца выясненными.

Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код.

Какие задачи стояли перед космонавтом?

В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.

«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос

21 ноября 1783 года исключительный День не только в истории воздухоплавания, но и во всей человеческой истории. В этот день два отважных француза: Пилатр де Розье и маркиз д"Арланд впервые в истории совершили полёт на воздушном шаре .

Интересно, что за год до этого очень известный французский математик и астроном, сделавший немало открытий, академик Лаланд (1732-1807) писал: "Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе. Добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела ".

Но видимо не прислушались Жозеф и Этьенн Монгольфье к словам авторитетного ученого. И правильно сделали. Медленно, но уверенно: шаг за шагом они продвигались к Мечте .

В ноябре 1782 года братья впервые сшили и наполнили горячим воздухом шелковую оболочку объемом 1 куб.м. Нагреваемый над огнем шелковый воздушный шар поднялся на высоту около тридцати метров. А уже 5 июня 1783 года братья продемонстрировали своё изобретение публике своего города. Воздушный шар объёмом 900 куб.м. взмыл на высоту около одного километра.

19 сентября 1783 был осуществлен полёт монгольфьера с бараном, петухом и уткой на борту. Эксперимент закончился успешно, шар пролетел 4 км за 10 минут. После осмотра животных было обнаружено, что петух повредил крыло, и этого было достаточно для того, чтобы между учеными разгорелись жаркие споры о возможности жизни на больших высотах.

Вся публика Парижа обсуждала возможность свободного полёта воздушного шара с человеком на борту. Предполагалось, что люди могут задохнуться на высоте более километра, если до этого не умрут от разрыва сердца. Но разве могло это отпугнуть и остановить отважных и целеустремленных мужчин? Конечно, нет.

Тем не менее, на следующий строящийся монгольфьер Людовик XVI приказал посадить двух преступников, приговоренных к смертной казни. Это с неодобрением было воспринято дворянством. Общественное мнение было настолько возбуждено, что Людовик XVI заколебался. После долгих переговоров государь наконец дал разрешение дворянам подняться в воздух. Для полета был выбран Пилатр де Розье. Для сохранения равновесия необходим был еще один пассажир. Им стал армейский офицер маркиз д"Арланд, активно отстаивающий права дворян на первый полёт.

Полёт состоялся 21 ноября 1783 года . Стартовав около 14.00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа) воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Корзина пассажиров была разделена на три части: по обеим сторонам - места для пассажиров, по середине - горелка. При необходимости пассажиры могли подбросить в огонь топливо и таким образом контролировать высоту полета. Для поддержания необходимой теплоты жгли сырую солому, обрезки старой ткани и испортившееся мясо. Пилатр прекрасно знал, как надо управлять шаром. Он точно чувствовал, когда необходимо погреть воздух, а когда позволить ему охладиться. Маркиз де Арланд был менее активен, его больше интересовало полюбоваться Парижем с высоты птичьего полета.

Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. Именно в этот день было доказано, что любая мечта, любое стремление человека может осуществиться при достаточном приложении упорства, мужества, знаний и целеустремленности. Этот день - это Победа оптимизма и романтики над пессимизмом и серостью.

Наверняка на всем постсоветском пространстве сегодня нет такого человека, который не знает, кто такой Юрий Гагарин. Первый полет в космос, совершенный человеком в 1961 году, стал знаменательным событием не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Но как же все это происходило - подготовка, процесс полета, и что было после того, как человек наконец-таки впервые смог попасть в космос? И конечно же, немного о том, каким человеком был сам Юрий Гагарин.

Короткая биография

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 г. в деревне Клушино (ныне Смоленская область), находящейся неподалеку от города Гжатск, который после полета в космос назвали в его честь. Родители Юрия были простыми крестьянами, трудившимися на благо страны, а отец к тому же слыл хорошим мастером плотницкого дела. Раннее детство первого космонавта прошло в родной деревне.

В 1945 г. Гагарины переселились в Гжатск, где Юрий, начиная с 1949 г., учебу в школе совмещал с занятиями в ремесленном училище. В 1951 г. Гагарин поступил в индустриальный техникум, а в 1954 г. отправился в аэроклуб, в котором впервые совершил самостоятельный полет на самолете.

В 1955 г. началась служба Юрия Гагарина в армии, где ему довелось попасть в военно-авиационное училище. Затем он служил в истребительном авиационном полку, где к 1959 г. налетал 265 часов и получил звание старшего лейтенанта. Женился Гагарин в 1957 г. и в браке вырастил двух дочерей.

Подготовка

До того как был совершен первый полет Гагарина в космос, Юрию пришлось записаться в список претендентов в космонавты. Впоследствии ему довелось пройти несколько медкомиссий, прежде чем его признали годным для космических полетов и зачислили в группу кандидатов. В марте 1960 г. Гагарин вместе с семьей выехал на новое место жительства в Москву, где началась его интенсивная подготовка к космическим полетам. Это была не только физическая подготовка, ему также пришлось изучать множество наук из самых различных областей.

Параллельно обучению космонавтов готовился и корабль-спутник «Восток-1», спроектированный Сергеем Королёвым, основоположником практической космонавтики. На нем спустя год Гагарин совершил полет в космос. Юрий увидел его уже летом 1960 г., тогда будущим космонавтам продемонстрировали летательный аппарат. На то время это было довольно сложное устройство, ведь помимо того что корабль должен был совершить полет в космос, его задачей также являлось обеспечить пилоту необходимые условия как в процессе полета, так и по его завершении.

Космический корабль-спутник «Восток-1»

Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоит из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами.

В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля. Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому для этого предусмотрена специальная тепловая защита, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что полет Гагарина в космос был подготовлен основательно.

Подбор кандидатуры

Всего кандидатов на первый полет в космос было ровно двадцать человек - они не являлись лучшими асами авиации и отбирались по конкретным характеристикам. Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Космические полеты - штука довольно серьезная, да и кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными.

Помимо этого, требовалось, чтобы кандидат в первые космонавты был коммунистом, а Гагарин как раз недавно вступил в КПСС. Сергей Королёв очень спешил отправить в космос первого человека, ведь ходили слухи, что американцы намерены сделать то же самое уже 20 апреля 1961 г. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято на заседании ГК уже практически в последний момент. Итак, полет Юрия Гагарина в космос назначили на 12 апреля, а Герман Титов должен был стать его дублером.

Полет

12 апреля 1961 г. в начале десятого часа утра была дана команда «На старт!», и впервые космический корабль с человеком на борту, движимый ракетой-носителем, отправился с космодрома Байконур в свое относительно короткое путешествие. Во время полета Юрий Гагарин немного поэкспериментировал: он пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости.

Когда «Восток-1» миновал плотные слои атмосферы, первый космонавт смог увидеть Землю. По его словам, больше всего его впечатлил вид горизонта, только на этот раз его линия отделяла планету от невообразимо черного неба. В целом полет проходил нормально, и во время него не произошло никаких сбоев и непредвиденных обстоятельств. Полет Гагарина в космос длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты.

Возвращение на Землю

В самом конце пути, во время посадки, в тормозной системе что-то пошло не так, поэтому корабль несколько отклонился от запланированного курса. Несмотря на это космонавт совершил успешное приземление. Управляя стропами парашюта, он избежал падения в холодные воды Волги. Вот так закончился полет Юрия Гагарина в космос.

Первыми героя встретили жена местного лесника и ее шестилетняя внучка, которые случайно оказались неподалеку от места его приземления. Затем туда прибыли военные - они доставили первого космонавта в расположение близлежащей части, где он смог связаться с руководством и доложить об успешном выполнении задачи. Вертолет, разыскивавший Гагарина, подобрал его по дороге в город Энгельс и доставил на базу, где ему вручили телеграмму с поздравлением от Советского правительства.

Почести

Изначально не планировалось грандиозных торжеств по случаю прибытия Гагарина в Москву, однако в последний момент планы изменились, и первого космонавта встречали весьма достойно. В столицу Юрий прилетел на самолете Ил-18 в сопровождении эскорта истребителей. Покружив над центром города, над Красной площадью, самолет доставил Гагарина в аэропорт Внуково, где его ожидало множество ликующих людей, журналисты и руководство страны. Затем Юрия провезли по улицам Москвы в открытом ЗИЛ-111В, а люди поздравляли его и дарили цветы. На Красной площади было объявлено о присвоении Гагарину званий «Летчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза». В дальнейшем он совершил много поездок за границу, и везде его принимали с большой радостью и уважением.

Гагарин в истории

Год полета Гагарина в космос стал началом эпохи освоения человечеством новых, ранее неизведанных просторов. Отныне 12 апреля стало Днем космонавтики, и отмечают этот праздник во всем мире. А наш герой навсегда останется первым человеком, побывавшим в космосе.

Как говорил Юрий Гагарин, первый полет в космос - это не только его личная ответственность, это ответственность перед всеми людьми мира. Впрочем, много добрых слов было сказано этим замечательным человеком. Рассказывая о своих впечатлениях об увиденном во время полета, он призывал хранить нашу планету и приумножать ее красоту.