Понятийный аппарат менеджмента. Тест

Менеджмент – процесс управления, при котором какой-то субъект управляет какими-то объектами или другими субъектами, причем субъектами управления всегда является человек, а объектами все, что его окружает (явления, процессы, виды деятельности, другие люди и т.д.

Во-первых , менеджмент представляет собой особый вид дея­тельности, присущий рыночной экономике. При этом под менед­жментом следует понимать профессиональное управление, су­щественными элементами которого, определяющими его особен­ности, являются всесторонний анализ и учет конкретных усло­вий функционирования предприятия в процессе управлении (принятия управленческих решений), разработка, реализация иуправление нововведениями, формулирование стратегии и такти­ки развития предприятия и т.д.

Во-вторых , менеджмент основывается на экономических ме­тодах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих , управление предприятием направлено на достиже­ние эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирова­ния конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых , менеджмент - это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою де­ятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факто­ры развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предпри­ятием является развитие и повышение эффективности его марке­тинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В -пятых , менеджмент следует рассматривать как науку и ис­кусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наи­более подходящие для конкретных условий стили и методы руко­водства. Современный менеджмент отличает гуманизация управ­ленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала пред­приятия.

    Управленческое решение: понятие, классификация, характеристика процесса принятия решений.

Управленческое решение на предприятии – это действия субъекта управления (индивидуума или группы), определяющие программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа данных о ее состоянии.

Принятие решения – сложный и ответственный этап процесса управления, заключающийся в выборе наиболее рационального пути достижения установленной цели.

Признаки управленческого решения : 1) принимается при наличии цели управления, установленного критерия эффективности процесса управления и множества альтернативных способов достижения цели или вариантов управляющих воздействий, обеспечивающих достижение назначенной цели; 2) является результатом выполнения одного из этапов процесса управления и включает выбранный рациональный (или оптимальный) способ достижения цели, или вариант управляющих воздействий на объект управления, для достижения поставленной цели; 3) может периодически корректироваться при изменении цели (задачи) управления и появлении новых условий в обстановке окружающей среды.

Сущность деятельности по выработке управленческого решения – разработка наилучшего варианта действий по достижению поставленных целей.

Разработка управленческого решения является видом управленческой деятельности.

Основные составляющие процесса разработки управленческого решения: деятельность должна быть спланирована, организована, должен осуществляться контроль за ее ходом и качеством. В целом, при осуществлении функций управления должна создаваться управляющая подсистема, призванная осуществить управление достижением цели, т. е. процессы выполнения задач управления и целевые управленческие организации, призванные осуществлять эти процессы.

Основные этапы процесса выработки решения:

1. Осознание задачи и разработка предварительного решения на создание процесса разработки решения.

2. Уточнение решения на создание процесса разработки решения, планирование работы, создание системы контроля за процессом и качеством разработки решения. 3. Уточнение и детализация задач, определение мероприятий, которые необходимо осуществить, для достижения поставленных целей. 4. Анализ факторов внешней и внутренней сред, оказывающих влияние на достижение цели. 5. Прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. 6. Согласование проекта решения с исполнителями. 7. Выбор одного из вариантов решения и доведение его до исполнителей.

Содержание решения – краткое изложение принятого варианта по достижению цели. Решение должно предусматривать организацию взаимодействия, обеспечения и оперативного контроля процессов реализации решения. Оно должно включать задачи, которые необходимо выполнить исполнителям: на низших уровнях иерархии – это задачи по осуществлению, реализации самого решения, на более высоких уровнях – задачи по осуществлению планирования, организации, мотивации, коммуникации и контроля.

Классификация управленческих решений :

Классификационный

Группы управленческих

Степень повторяемости проблемы

традиционные

нетипичные

Значимость цели

стратегические

тактические

Сфера воздействия

глобальные

локальные

Длительность реализации

долгосрочные

краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

корректируемые

некорректируемые

Характер использованной информации

детерминированные

вероятностные

Метод разработки решения

формализованные

неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

многокритериальные

Форма принятия

единоличные

коллегиональные

Способ фиксации решения

документированные

недокументированные

    Планирование как функция управления.

Планирование – заблаговременное принятие решения о том:

    Что следует сделать.

    Что для этого нужно.

    Когда делать.

    Кто будет делать.

    Кто будет отвечать за полученные результаты.

Планирование дает возможность субъекту управления:

    реализовать имеющиеся или предоставляющиеся ему возможности в плане реализации поставленной цели как им самим, так и перед ним;

    свести к минимуму возможный риск от не реализации или недостаточной реализации поставленных целей;

    сформировать цели деятельности и определить средства их достижения.

Средствами достижения цели являются ресурсы и время.

Вообще целями планирования в менеджменте являются :

    устранение отрицательных эффектов, возможных при осуществлении деятельности;

    достижение эффективного выполнения функций менеджмента за счет оптимального распределения и использования ресурсов;

    сосредоточение внимания руководителя (субъекта управления) на главных задачах;

    облегчение организационной, координационной, мотивирующей, контролирующей функций менеджмента.

Существуют следующие виды планов :

    стратегические (на срок от года и до ликвидации объекта управления);

    краткосрочное планирование (до года);

    специальные проекты (когда срок оговаривается заранее и может быть любым, даже прерывным).

Как планирование, так и реализация планов осуществляется в динамичной и неопределенной среде, в которой существуют факторы как внешней, так и внутренней среды для субъекта и объекта хозяйствования.

Существуют следующие методы, применяемые в планировании как функции менеджмента:

    метод ключевых событий – перечень основных событий, которые должны произойти в определенное время; само событие времени не занимает, а следовательно не является процессом ;

    метод поэтапного планирования – показывает что, как и после чего должно произойти к определенной дате;

    метод «диаграмма Генри Ганта» - заключается в предоставлении видов деятельности полосами на шкале времени;

    метод ПЭРТ – метод сетевого планирования. Система управления работами по проектам, основная цель которой заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение графиков производства и установленных сроков. Система учитывает неопределенность продолжительности события.

    метод отдельных приращений (метод корректировки планов) – основан на том, что постоянно меняющаяся обстановка и информация, а также другие внешние и внутренние факторы делают необходимой корректировку планов, где количественные или качественные параметры требуют своевременного изменения.

    метод планирования непредвиденных обстоятельств – основан на гибкости плана к реализации в нем новых элементов, которые не учтены прежними обстоятельствами.

    Миссия и цели организации.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация , т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

    Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

    Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

    Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

    Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

    Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.

Введение

Основу любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива. Центральной фигурой организации выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенными профессиональными и личными качествами.

Основой человеческого фактора является личность: психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе.

Цель курсовой работы - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации. Для реализации данной цели нами были поставлены следующие основные задачи:

изучить развитие управления человеческими ресурсами;

оценить профессиональное управление организацией;

понять, как формируется деловое организационное поведение;

рассмотреть модели организационных структур по типу "организация - человек";

рассмотреть принципы управления человеческими ресурсами;

изучить роль человеческого фактора в управлении, роль лидера в управлении.

Методы исследования курсовой работы - сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, а также документов конкретной организации.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Без человека ни одно предприятие не может быть организовано. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы. Объектом исследования является человек, как важнейший элемент производственного процесса на предприятии.

Объект исследования - человеческий фактор в организации, а также управление человеческими ресурсами.

Профессиональное управление

Новые требования к руководителям

Руководители российских предприятий и фирм испытывают трудности, связанные с переходом к новым экономическим отношениям. Расширяется пространство их деятельности: создание и структуризация новых компаний, поиск рыночных ниш и платежеспособных потребителей, формирование корпоративной куль туры, определение конкурентных преимуществ и главных компетенций фирмы, развитие новых продуктов и др. Главная трудность работы руководителя - высочайшие риски внешней среды. Наряду с этим он сталкивается с неопределенностью прав собственности внутри предприятия. Ему приходится преодолевать практиковавшееся ранее блокирование с конкурентами партнера и немотивированный отказ от контрактов. Для многих руководителей характерны неумение достигать компромисса, авторитаризм, не достаточная деловая культура и др. Проблемой остается высокая степень зависимости благополучия компании от государства.

Руководители несут ответственность за разработку стратегии изменений и планирование мероприятий по их осуществлению. Общий план преобразований должен учитывать такие поведенческие проблемы, как возможное негативное отношение сотрудников к переменам и связанной с ними неопределенности, и общую потребность в создании организации, способствующей трансформации. Огромная роль в процессе осуществления изменений при надлежит лидерам трансформации, т.е. руководителям, инициирующим стратегические перемены, направленные на укрепление позиций фирмы, создание непрерывно обучающейся организации.

Одной из важных категорий профессионального управления является видение организации, которое формируется ее высшим менеджментом. Видение - это выраженный в определенной форме долгосрочный имидж компании или представление о том, какой она должна стать. Видение может также включать общие убеждения и ценности, являющиеся базисом для изменения организационной культуры. Руководитель постоянно выстраивает миссии и цели своей фирмы. Причем путь "от стратегического планирования через стратегическое управление к стратегическому лидерству" способен преодолеть руководитель, ориентированный на достижение целей фирмы в минимально возможные сроки.

В современных условиях возрастают требования к повышению уровня профессионализма в управлении. Прежде всего это должно проявляться в оказании направленного влияния на других людей, цель которого - побуждение их к достижению определенных целей. Первоочередные задачи менеджеров заключаются в планировании процесса труда, создании структур организации и контроле над использованием ее ресурсов. Функции менеджера официально закреплены, но, когда он подкрепляет свои действия неформальным влиянием, он действует как настоящий руководитель. В силу различий между управлением и лидерством сильные руководители могут быть слабыми управленцами. Такие индивиды умеют при вести свою группу в движение, но не в силах заставить ее двигаться в направлении, которое кратчайшим путем ведет к поставленной цели. Возможны и другие сочетания. Человек может быть слабым лидером и, тем не менее, эффективным менеджером, особенно если он управляет сотрудниками, четко осознающими свои задачи и мотивированными к труду. Однако такого рода ситуации складываются достаточно редко, а значит, профессиональный менеджер должен обладать развитыми навыками лидерства, тем более что способности к руководству могут быть усовершенствованы на практике.

Современные задачи повышения эффективности управления предъявляют особые требования к личности руководителя, его знаниям науки и передовой практики управления в рыночных условиях. Недостаток финансирования, необходимость поиска потребителей и каналов сбыта, формирование нового типа культуры и факторов мотивации труда в организациях поставили руководите лей перед необходимостью изменения стиля и методов управления. Ушло в прошлое хозяйственное иждивенчество, когда государство оплачивало расходы, связанные с просчетами и неудовлетворительной деятельностью отстающих предприятий. Руководителям приходится самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: определение стратегических целей и задач управления; разработка детальных планов для достижения этих целей; координация деятельности предприятия с другими компания ми и фирмами; совершенствование организационной структуры; оптимизация процедуры принятия управленческих решений; поиск наиболее эффективных стилей управления; совершенствование мотивации действий сотрудников.

Успешная работа предприятия, уровень его конкурентоспособности во многом зависят от культуры организации. Все крупные и прибыльные фирмы мира имеют свою культуру организации, т.е. комплекс правил, традиций и символов, который постоянно совершенствуется. Специфические задачи стоят перед предприятием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспечения и сбыта продукции. На первый план выходят профессиональные знания в таких областях, как маркетинг, реклама, деловые контакты с партнерами, внешнеторговая деятельность.

1. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?

(А) Быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу

(В) Иметь аналитический склад ума

+(С) Быть предельно объективным и полагаться на факты и логику

(D ) методичность в работе, прогнозирование будущего

2. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации Виктора Врума?

(А) Потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе

(В) Сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения

+(С) Ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения

(D ) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы

3. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

(А) Среднего уровням

(В) Низшего уровня

(С) Высшего, среднего и низшего уровня

+(D ) высшего уровня

4. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными?

(А) По возможности желательно, чтобы человек всю свою жизнь остался на одном рабочем месте, где он приобретает определенный опыт, что соответственно повышает эффективность работы

+(В) Отсутствие дифференцированного отношения к людям

(С) Для успешной работы в компании важно, какое учебное заведение закончил сотрудник и с какими отметками

(D ) при всех положительных качествах свободы дискуссии в большой компании она нарушает режим работы

5. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

(А) Чем больше информация, тем лучше

+(В) Избыток информации также вреден, как и ее недостаток

(С) Получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

(D ) избыточный объем информации – залог успеха

6. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?

+(А) Успех

(В) Деньги

(С) Свобода

(D ) безопасность

7. Основные функции управления

(А) Планирование, контроль

+(В) Планирование, организация, мотивация, контроль

(С) Организация, мотивация

(D ) организация, мотивация, контроль

8. В качестве примера многозвенной технологии (классификация Томпсона) может являться:

+(А) Сборочная линия массового производства

(В) Банковское дело

(С) Страхование

(D ) сетевой график

9. Пределом использования автоматизации является

(А) Ограниченность наших знаний

(В) Квалификационный уровень обслуживающего персонала

+(С) Невозможность исключения непредвиденных ситуаций

(D ) несовершенство техники

10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения?

(А) Установление некоего среднего в результате спора двух сотрудников

+(В) Уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом

(С) Принятием решения аудитивно, учитывающего мнения всех заинтересованных сторон

(D ) уменьшением выгоды

11. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?

(А) Всеобщая компьютеризация производства

(В) Развитие социальной сферы

(С) Профессиональный рост работников

+(D ) интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат

12. Целью планирования деятельности организации является

(А) Обоснование затрат

(В) Обоснование сроков

+(С) Определение целей, сил и средств

(D ) обоснование численности работников

13. Основное отличие открытой системы от закрытой заключается в

(А) Отсутствии упорядоченного взаимодействия между отдельными подсистемами

(В) Наличии взаимодействия отдельных подсистем с внешним миром

(С) Замкнутости элементов системы самих на себя

+(D ) наличии взаимодействия с внешней средой

14. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?

(А) Зарплата

(В) Карьера

+(С) Сама работа

(D ) признание окружения

15. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:

(А) Определенный законом минимальный уровень

(В) Определенная штатным расписанием ставка

(С) Уровень оплаты в фирмах конкурентах

+(D ) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка

16. Основным в управлении по целям является выработка целей

+(А) Сверху вниз по цепи инстанций

(В) Снизу вверх

(С) Снизу вверх и сверху вниз

(D ) по матричной схеме

17. Определите основные характеристики внешней среды для организации

+(А) Все перечисленное

(В) Взаимосвязанность факторов, сложность

(С) Сложность и подвижность

(D ) взаимосвязанность и неопределенность

18. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

+(А) Для оптимального решения комплексной задачи

(В) Для сохранения «группового» стиля работы

(С) Для проверки квалификации рабочих

(D ) все перечисленное

19. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

(А) Созданы филиалы предприятия в пяти городах

+(В) Созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам

(С) Созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели

(D ) созданы отделы на предприятии, равные по численности

20. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

(А) Выпуск легковых автомобилей

(В) Производство военной авиатехники

(С) Строительство судов уровня

+(D ) переработка нефти, выплавка чугуна

21. К какому типу построения управления относится следующая ситуация: «Строительство трубопровода включает в себя ряд технологических операций: подготовительные работы, земляные работы (устройство траншей), сварочные работы (сварка труб в нитку), изоляция и укладка трубопровода в траншею и др.? Руководство производством каждого вида работ возложено на начальника специального строительного управления. Информация о каждом процессе поступает управляющему строительным трестом, а от него начальнику управления»?

(А) Матричная система управления

(В) Функциональная система управления

+(С) Линейная система управления

(D ) ни одна система не подходит

22. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?

(А) Положительная

(В) Корреляционная

(С) Неопределенная

+(D ) отрицательная

23. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

+(А) Все перечисленное

(В) Внутрифирменное управление, управление производством

(С) Управление персоналом, управление производством

(D ) внутрифирменное управление, управление персоналом

24. Планирование действий – это

(А) Создание следующего звена меду постановкой цели и программой ее реализации

(В) Уточнение ролей

(С) Выявление обстоятельств, которые необходимо учитывать для достижения цели

(D ) оценка затрат времени для каждой операции

25. Из перечисленных менеджеров: 1. Генеральный директор и члены правления. 2. Руководители самостоятельных органов. 3. Руководители цехов. К высшему звену управления относятся:

(А) 1, 2

(С) 1, 2, 3

+(D ) 1

26. Поведение, ориентированное на контроль – это

+(А) Действия подчиненных направленные на то, что хочет увидеть руководство при проверке их деятельности

(В) Ориентирование на заниженные цели

(С) Использование того, что контролеры не знают досконально деятельность подчиненных им сотрудников

(D ) ориентирование на завышенные цели

27. Что означает «принять решение»?

(А) Перебрать все возможные альтернативы

(В) Перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

(С) Отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

+(D ) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

28. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?

(А) Научное управление

(В) Административное управление

+(С) Новая экономическая политика

(D ) человеческие отношения

29. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:

(А) Гибкой

(В) Саморегулируемой

+(С) Стабильной и прочной

(D ) все перечисленное

30. Почему именно США стали родиной современного управления?

(А) Отсутствие проблем с происхождением, национальностью

(В) Поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы

(С) Образование монополий

+(D ) все перечисленное

31. Ключевым фактором в любой модели управления являются:

+(А) Люди

(В) Средства производства

(С) Финансы

(D ) структура управления

32. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

(А) На четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов

(В) На оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса

(С) На жесткий аппарат контроля на выходе продукции

(D ) на проверку готовой продукции

33. Целью классической школы управления было создание

(А) Методов нормирования труда

+(В) Универсального принципа управления

(С) Условий трудовой деятельности работников

(D ) методов стимулирования производительности труда

34. В чем основное отличие предварительного, текущего и заключительного контроля?

(А) В объеме

+(В) Во времени осуществления

(С) В методах

(D ) в объеме и методах

35. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

(А) Акционеры, конкуренты, поставщики

(В) Потребители, торговые предприятия, местные органы

+(С) Все перечисленное

(D ) правительственные органы, местные органы

36. Процесс делегирования полномочий включает в себя передачу полномочий от старшего руководителя нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Какая ситуация свойственна этому процессу?

(А) Передаются полномочия и ответственность нижестоящему руководителю

(В) Передается ответственность нижестоящему руководителю

+(С) Передаются полномочия нижестоящему руководителю, а всю ответственность продолжает нести старший руководитель

(D ) назначается новый, равный по рангу руководитель и ему передается вся ответственность

37. Что должно содержаться в документе «Распределение обязанностей»?

(А) Название должности и отдела, в котором имеется эта должность

(В) Все перечисленное

(С) Описание выполняемых функций, обязанностей и прав

(D ) взаимоотношения с руководством, коллегами и подчиненными

38. «Отцом научного управления» часто называют:

(В) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего

+(С) Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений

(D ) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание

39. Почему методы прямого принуждения и страха наказания постепенно вытесняются методами социального принуждения?

(А) Стало невыгодно держать большой штат сотрудников

(В) Трудно подготовить менеджера, способного эффективно их использовать

(С) Рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

+(D ) механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

40. Каково оптимальное число подчиненных?

(А) Чем больше подчиненных, тем легче работать

(В) 15-30 человек

+(С) 7-12 человек

(D ) 3-5 человек

41. От какого фактора не зависит тип производственной системы?

(А) От рынка

(В) От стратегии маркетинга

(С) От вида продукции

+(D ) от региональных программ обеспечения занятости

42. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля – это

(А) Выбор стандартов

(В) Выбор подходящей единицы измерения

(С) Выбор критериев

+(D ) измерение результатов

43. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

(А) Наглядная информация

+(В) Промышленный шпионаж

(С) Письменная информация

(D ) информация в глобальных сетях

44. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как

(А) «Макдональдс»

(В) «Форд»

(С) «Шелл»

+(D ) «Боинг»

45. Организация – это

(А) Группа людей, объединенная общей целью

(В) Группа людей, владеющая средствами производства

(С) Группа людей, деятельность которых координируется

+(D ) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

46. Является ли управление производительным трудом?

(А) Да, т. к. управление создает новую стоимость

(В) Нет, это всего лишь надзор и контроль

(С) Нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства

+(D ) да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового механизма

47. Система контроля в организации обычно состоит из

+(А) Предварительного, текущего и заключительного

(В) Текущего и заключительного

(С) Предварительного и заключительного

(D ) только из текущего контроля

48. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее:

(А) Высокий моральный уровень

+(В) Временные рамки, конкретный критерий

(С) Использование косвенных проявлений

(D ) временные рамки

49. Менеджмент в основном занимается системами

+(А) Открытыми

(В) Закрытыми

(С) Закрытыми и подсистемами закрытого типа

(D ) закрытыми и подсистемами открытого типа

50. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?

(А) Функциональные отношения

(В) Материальные отношения

+(С) Линейные отношения

(D ) отношения управленческого аппарата

51. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами?

(А) Пооперационная функциональная схема

(В) Фиксированная позиционная схема

+(С) Линейная поточная схема

(D ) пооперационная и позиционная схемы

52. Из перечисленных пунктов: 1. Выработка четких, кратких целей. 2. выработка целей снизу вверх. 3. реалистичный план, пути его реализации, контроль и оценка результатов и контроль. 4. корректировка принятых планов, оценка результатов и контроль. К основным стадиям управления:

(А) 1, 2, 3

(В) 2, 3, 4

+(С) 1, 3, 4

(D ) 1, 2, 3, 4

53. Ступени мотивации по Маслоу – это

(А) Потребность развития и признания

+(В) Потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности

(С) Социальная потребность и потребность в защищенности

(D ) основные потребности

54. Какая функция не свойственна процессному подходу к управлению по Файолю?

(А) Планирование работ

(В) Организация работ

+(С) Независимость суждений менеджеров по отдельным направлениям (программам)

(D ) контроль

55. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

(А) Работа с людьми

(В) Работа с людьми и информацией

(С) Работа с предметами и людьми

+(D ) работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми

56. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

+(А) Люди – продукция – прибыль

(В) Прибыль – люди – продукция

(С) Продукция – прибыль – люди

(D ) люди – прибыль – продукция

57. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте?

(А) Соответствие специализации

(В) Справедливое вознаграждение

+(С) Социальная адаптация

(D ) перспектива роста

58. Сущность ситуационного подхода состоит:

(А) Знание методов профессионального управления доказавших свою эффективность; умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций

(В) Правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов

+(С) Все перечисленное

(D ) применение способов действии. вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности

59. Любое предприятие независимо от его правовой формы обязано иметь

(А) Помещение, офис

(В) Руководство

(С) Средства, оборудование

(D ) штатных сотрудников

60. Правило – это

(А) Последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

+(В) Гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации

(С) Конкретно сформулированный опыт прошлого

(D ) последовательность операций

61. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?

(А) Способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

(В) Умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

(С) Быть общительным

+(D ) умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

62. Чаще прибегают к ротации в

(А) США

(В) России

(С) Англии

(D ) Японии

63. Какова важнейшая функция управления?

(А) Получение максимальной прибыли

(В) Создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия

(С) Минимизация налоговых платежей

(D ) завоевывание новых рынков сбыта

64. Из перечисленных пунктов: 1. анализ обследования уровня заработной платы. 2. условия на рынке труда. 3. производительность и прибыльность организации. Структура заработной платы определяется с помощью

(А) 1, 2

+(В) 1, 2, 3

(С) 2 и 3

(D ) 1 и 3

65. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

(А) Степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

(В) Степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

+(С) Уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

(D ) уровень превышения своих полномочий

66. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть

(А) Всеобъемлющим

(В) Постоянно действующим

+(С) Экономным

(D ) независимым

67. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является

+(А) Бюджет

(В) Заключение аудиторской организации

(С) Баланс

(D ) финансовый отчет за прошедший период времени

68. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального принуждения?

+(А) Механизм принуждения перестал обеспечивать развитие производства

(В) Стало невыгодно содержать большой штат сотрудников

(С) Трудно подготовить менеджера способного эффективно их использовать

(D ) рабочее движение добилось определенной защищенности рабочих от прямого принуждения

69. Какая способность менеджера, по Мак-Грегору, приводит к успеху?

(А) Работоспособность

+(В) Прогнозирование человеческого поведения

(С) Лидерство

(D ) прогнозирование спроса на продукцию

70. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?

+(А) Включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях

(В) Придание машине способности мыслить

(С) Использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок

(D ) качественно новый уровень техники и технологии

71. Что называется «социотехническими системами»?

+(А) Люди, участвующие в процессе производства

(В) Компьютеры

(С) Станки с программным управлением

(D ) компьютерные системы, заменяющие определенное число работников

72. Определите основные этапы построения организации?

(А) Определение характера выполняемой работы

(В) Распределение работы между отдельными позициями менеджмента

(С) Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

+(D ) определение характера выполняемой работы. Распределение работы между отдельными позициями менеджмента. Классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

73. Из перечисленных пунктов: 1. предоставляет руководству информацию, необходимую для планирования в будущем; 2. сравнение фактически полученных и требуемых результатов; 3. способствует мотивации персонала. К функциям заключительного контроля относится:

(А) 1, 2

(В) 2, 3

(С) Только 1

+(D ) 1,2, 3

74. Какие существуют аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению?

+(А) Все перечисленное

) поведение отдельных людей, поведение людей в группах

(С) Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера

(D ) влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп

75. Тактика – это

(А) Долгосрочная стратегия

+(В) Краткосрочная стратегия

(С) Среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года

(D ) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года

76. Основными компонентами модели коммуникации являются:

(А) Объект, субъект, взаимодействие

+(В) Источник, сообщение, канал, получатель

(С) Объект, субъект, влияние, обратная связь

(D ) внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие

77. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

+(А) Если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

(В) По точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

(С) Проверка надежности административной структуры

(D ) проверка надежности экспертной структуры

78. Классическая (административная) школа в управлении ставила своей целью

(А) Рассмотрение администратора как профессии

(В) Согласование работы финансового аппарата на предприятии с производством и маркетингом

(С) Создание нового стиля управления

+(D ) создание универсальных принципов управления

79. Целью контроля является

(А) Проверка выполнения плана

(В) Сбор статистических сведений

(С) Усиление зависимости подчиненных

+(D ) обеспечение руководства информацией для корректировки плана

80. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?

(А) Способность общаться

(В) Достижение общей цели

+(С) Стремление к свободе действий

(D ) желание совместных действий

81. В чем заключается принцип единства управления?

(А) У любого служащего (работника) может только один руководитель

+(В) Полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек

(С) Число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано

(D ) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей

82. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?

(А) Отсутствие возможности получить информацию другими методами

+(В) Нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования

(С) Сроки, отведенные на решение проблемы, очень ограничены

(D ) при отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов

83. Отличительной чертой формальной организации является

(А) Отсутствие единства в действиях ее членов

(В) Жесткое давление на ее членов

(С) Наличие должностных инструкций и предписаний

+(D ) сознательная координация действий двух или более лиц

84. Пример влияния через разумную веру – это отношение

(А) Рабочего с мастером

(В) Крестьянина и помещика

+(С) Пациента с лечащим врачом

(D ) подсудимого и судьи

85. Процедура – это

+(А) Последовательность действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению

(В) Последовательность конкретных действий, которые следует выполнять в единичной специфической ситуации

(С) Использование опыта прошлого

(D ) гарантированное выполнение конкретных действий

86. Конечной целью менеджмента является

(А) Развитие технико-экономической базы фирмы

+(В) Обеспечение прибыльность фирмы

(С) Рациональная организация производства

(D ) повышение квалификации и творческой активности работника

87. Каким образом влияние через страх можно использовать в отношении квалифицированных работников?

(А) Запугивания снижением зарплаты

(В) Угрозой увольнения

(С) Угрозой понижения в должности

+(D ) запугивая возможность ущемления самолюбия

88. Наиболее частым источником конфликтов при изменении правил и процедур работы является

(А) Ущемление чьих-либо интересов

+(В) Способ, каким руководство сообщает о новых правилах

(С) Нежелание людей изменять сложившийся характер работы

(D ) неясность цели, которую преследуют эти изменения

89. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

(А) Интенсификация мыслительного процесса

(В) Анализ нестандартных решений

+(С) Выявление альтернатив

(D ) вовлечение всех участников в процесс принятия решений

90. Какого человека следует выбирать в качестве нового сотрудника в большинстве случаев?

(А) Человека, который симпатичен руководителю своими личностными качествами

(В) Человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности

(С) Кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе

(D ) кандидата, который имеет большие потенциальные возможности

91. Чем опасно чрезмерное число подчиненных?

+(А) Потерей управляемости коллектива

(В) Разрастанием бюрократического аппарата

(С) Дублирование усилий

(D ) все перечисленное

92. Развитию принципов научного управления в США способствовало

(А) Трудолюбие свободных граждан

(В) Поддержка Англии

+(С) Формирование крупных отраслей промышленности и предприятий

(D ) сопротивление Франции

93. Какая из перечисленных коммуникационных ролей выполняет функцию передачи сообщений в организации?

(А) Сторож

+(В) Связной

(С) Лидер мнения

(D ) космополит

94. В чем, по мнению Берхорда, причина возникновения неформальной организации?

(А) Стремление людей к хаосу

(В) Нежелание коллектива работать

(С) Слабость формальной организации

+(D ) необходимость защиты от формальной организации

95. Принцип теории «Зет» являющийся приоритетом для повышения производительности труда –

(А) Отказ от увольнений

(В) Ротация кадров

(С) Нацеленность на обеспечение благосостояния всех сотрудников

+(D ) участие и руководства и работников в принятии решений, касающихся их работы

96. Высшим достижением школы научного управления является разработка

(А) Методов мотивации труда

(В) Методов математического моделирования

+(С) Анализа рабочих операций

(D ) способов психологической совместимости работников

97. Определите принципы, лежащие в основы менеджмента?

(А) Единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь

(В) Научность, ответственность, правильный подбор и расстановка кадров

(С) Экономичность, обратная связь, единоначалие, мотивация

+(D ) все перечисленное

98. Какой вид власти будет наиболее приемлем в исследовательской группе из высококвалифицированных специалистов?

(А) Традиции

(В) Харизмы

(С) Через страх

+(D ) эксперта

99. При формировании структур управления необходимо принимать во внимание следующее

(А) Сколько может потребоваться уровней управления, насколько формальным должно быть взаимодействие

(В) Степень централизации, все ли вопросы должно решать высшее руководство

(С) Сложность организационной структуры

+(D ) количество уровней управления. Степень формальности их взаимодействия. Степень централизма. Сложность организационной структуры

100. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение и успешность деятельности – это:

+(А) Все перечисленное

(В) Умственные и физические способности, ценности и взгляды

(С) Производительность

(D ) ценности и притязания, потребности

101. Из каких составляющих складывается менеджмент?

(А) Стратегическое управление, контроль

(В) Оперативное управление

(С) Контроль, оперативное управление

+(D ) все перечисленное

102. Практика управления возникла

(А) В XX веке, в ходе индустриализации промышленности

(В) Вместе с созданием Ф. Тейлором школы управления

+(С) Вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

(D ) вместе с возникновением системного подхода

103. Что такое «побуждение»?

(А) Условия, в которых человек вынужден осуществлять конкретную деятельность

+(В) Ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и сконцентрированное на достижение цели (желание сделать что-либо)

(С) Принуждение кого-либо к определенной деятельности

(D ) создание заинтересованности кого-либо к конкретной деятельности

104. К классификации по типу взаимодействия организации с человеком относится:

(А) Традиционная организация

(В) Дивизиональная

+(С) Корпоративная

(D ) матричная

105. К классификации по типу взаимодействия организации с внешней средой относится:

(А) Дивизиональная

(В) Индивидуалисткая

+(С) Органическая

(D ) корпоративная

106. К классификации по типу взаимодействия подразделений в организации относится:

(А) Механистическая

(В) Корпоративная

+(С) Матричная

(D ) органическая

107. Какой тип отношений не характерен для корпоративной культуры в организации?

(А) Монополия и стандартизация в деятельности

(В) Доминирование иерархических властных структур

+(С) Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности работников

(D ) принцип большинства или старшинства в принятии решений

108. Какие черты не характерны для механистического типа организации?

(А) Узкая специализация в работе

+(В) Амбициозная ответственность

(С) Четкие права и ответственность

(D ) ясность в уровнях иерархии

109. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу:

(А) «Матрешки»

(В) «Цветочка»

+(С) «Елочки»

(D ) «Зонтика»

110. Менеджмент – это наука, изучающая

(А) Рыночные отношения

+(В) Управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами

(С) Способы финансирования системы здравоохранения

(D ) структуру рынка

111. К организационным документам не относятся

(А) Штаты учреждений

(В) Порядок и правила деятельности

(С) Уставы учреждений

+(D ) объявления о начале распродаж

112. К функциям стратегического уровня управления не относятся:

(А) Проектирование организации

(В) Прогноз

+(С) Учет запасов сырья

(D ) анализ динамики рынка

113. К функциям оперативного уровня управления не относится:

(А) Регулирование

(В) Учет

+(С) Проектирование структуры организации

(D ) контроль

114. Партисипативность – это

(А) Распределение прибыли в связи с ростом производительности

(В) Проектирование и перепроектирование работ

+(С) Вовлечение работников в анализ проблем и их решения

(D ) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам

115. Организационная структура – это

(А) Искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

(В) Вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

+(С) Система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

(D ) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях

116. Одной из основных функций менеджмента является

(А) Наблюдение за ходом производства

(В) Методическое обеспечение принятия решений

+(С) Планирование

(D ) издание приказов и распоряжений

117. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:

(А) Теория Абрахама Маслоу

+(В) Модель Портера Лоулера

(С) Теория Фредерика Герцберга

(D ) теория Макклеланда

118. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

(А) Организация

(В) Действие

(С) Координация

+(D ) мотивация

119. Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:

(А) Мотивация по статусу

+(В) Внешняя мотивация

(С) Мотивация по результату

(D ) внутренняя мотивация

120. «Приступая к выполнению той или иной работы, человек с определенной степенью вероятности ожидает, что затраченные им усилия принесут необходимый результат, который также с той или иной степенью вероятности должен быть замечен руководителем и соответствующим образом вознагражден». Данное положение отвечает:

+(А) Теории ожиданий Врума

(В) Теории Портера Лоуллера

(С) Теории приобретенных потребностей Макклеланда

(D ) теории справедливости Адамса

Введение…………………………………………………………………………1

1. Инвестиции……………………………………………………………………3

2. Инвестиционная деятельность……………………………………………….6

3. Субъекты инвестиционной деятельности…………………………………...8

4. Классификация инвестиций………………………………………………….9

Используемая литература……………………………………………………....13

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия и организации в настоящее время самостоятельно формируют персонал и распоряжаются трудовыми ресурсами, что предъявляет высокие требования к разработке кадровой политики и к управлению человеческими ресурсами. С точки зрения современного менеджмента улучшение использования кадровых ресурсов принято рассматривать как главный резерв повышения эффективности производственно­-хозяйственной деятельности. К организационным аспектам управления человеческими ресурсами можно отнести формирование кадровой политики, целей управления персоналом, организационной культуры фирмы, а также создание современной службы управления персоналом и её кадровое, информационное и правовое обеспечение. Основными экономическими аспектами управления персоналом являются вопросы оценки производительности труда и эффективности деятельности персонала предприятий, а также стимулирование и мотивация трудовой деятельности.

Социально- экономические особенности труда в сфере управления накладывают определённый отпечаток на личность и деятельность современного руководителя. С этих позиций рассматриваются требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера, социальная ответственность и этика менеджера, сущность и виды деловой карьеры.

Менеджмент принято рассматривать как профессиональное управление различными системами. Основным компонентом любой социальной системы являются люди.

На каждом предприятии людские ресурсы представлены, прежде всего, персоналом. Персонал – это совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства.

Управление персоналом осуществляется путём последовательной реализации основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.

1. ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Любое предприятие может быть представлено как система управления. Система, как известно, - это определённая совокупность взаимосвязанных элементов. Система управления характеризуется наличием субъекта и объекта управления.

Объект управления – это управляемая подсистема, т.е. отрасль, предприятие, подразделение. В качестве объекта управления мы будем рассматривать персонал промышленных предприятий, как достаточно типичных, а также группы людей, образующие подразделения этих предприятий. Таким образом, в качестве объекта управления рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определённых целей.

Субъект управления – это управляющая подсистема, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Применительно к менеджменту субъект управления представляет собой совокупность определённых звеньев аппарата управления, выполняющих конкретные функции на различных уровнях управления. Каждое вышестоящее звено выступает в качестве субъектов управления по отношению к нижестоящему звену.

Между субъектом и объектом существуют прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация об исполнении команд и состоянии объекта управления, поступающая от объекта к субъекту управления.

Характерной особенностью предприятия является то, что и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, - как часть производственных отношений.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объём реализованной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определённой целью. Для этого управляющая подсистема должна представить состояние объекта управления после соответствующего воздействия.

Для ориентации на определённую цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть чётко организованы прямые и обратные связи. Любая экономическая система управления должна располагать определёнными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) всё большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует.

Окружающая среда – это всё то, что окружает данное предприятие (организацию): поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация, религиозные идеи. Окружающая среда активно влияет на любое предприятие, поставляя ему кадры, орудия труда, сырьё, материалы или товары, энергоносители. В свою очередь и предприятие (организация) влияет на окружающую среду, производя и реализуя товары и услуги.

В нашей стране накопилось не мало проблем, связанных с функционированием социальных систем управления. К таким проблемам можно в первую очередь отнести кризис доверия и ответственности, возникший во время спада производства в 1990-х г.; недостаточное материальное вознаграждение работников за результаты труда и невыплаты заработной платы; слабую перспективу роста специалистов; негативное восприятие администрацией инициативы работников и негативную оценку работниками действий администрации; некомпетентное руководство и неудовлетворительный социально-психологический климат.

2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.

Важнейшими принципами управления персоналом являются:

Целенаправленность;

Планомерность;

Ответственность;

Дисциплина;

Иерархичность;

Компетентность;

Стимулирование;

Рассмотрим эти принципы.

Принцип целенаправленности предполагает чёткую постановку целей каждому предприятию и каждому подразделению. При этом цель должна быть реальной, достижимой, и она должна быть определена предельно конкретно, что придаёт работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на её выполнение.

Принцип целенаправленности предполагает не только установку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип планомерности управления тоже связан с программно-целевым управлением и предусматривает состояние программы действий, её реализацию. Планомерность проявляется в нормализации работы и её распределении между исполнителями, в координации действий исполнителей и их инструктировании, а также в организации учёта и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом.

Одним из основных принципов управления является ответственность. Этот принцип отражает характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Различают юридическую и моральную ответственность. Юридическая ответственность предполагает безусловное выполнение законодательных актов, нарушение которых карается в судебном порядке. Моральная ответственность предусматривает добровольное соблюдение общепринятых нравственных норм.

У индивида ответственность формируется под влиянием требований, которые к нему предъявляет общество. Воспринятые личностью, эти требования становятся основой её мотивации.

В процессе управления персоналом менеджер имеет определённые полномочия, т.е. право использовать по своему усмотрению те или иные ресурсы организации, а также право давать задания подчинённым в соответствии с задачами фирмы. Вместе с тем менеджер несёт ответственность за результаты своей деятельности.

В процессе управления персоналом наряду с моральной ответственностью различаются дисциплинарная, материальная и уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность – это форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины путём наложения на них дисциплинарных взысканий: замечания, выговора, строгого выговора.

Материальная ответственность – обязанность работника возместить причинённый им ущерб.

Уголовная ответственность означает, что лицо, совершившее преступление, обязано нести за свои действия наказание, предусмотренное законом.

Наличие ответственности обусловливает такие принципы управления, как иерархичность и дисциплина.

Иерархичность предполагает выделение уровней управления и последовательное подчинение нижестоящих уровней управления вышестоящим, а дисциплина предполагает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или по крайней мере его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное, в основном, на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе. Стимулирование предполагает также использование и моральных стимулов и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В процессе управления персоналом субъект управления воздействует на управляемый объект для достижения определённых целей.

Методы управления – это конкретные приёмы и способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определённых целей.

Методы управления подразделяются на три крупные группы:

Экономические;

Административные;

Социально-психологические;

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определённых показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Таким образом, использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определённое количество и качество труда, и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Административные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, но и чёткое соблюдение прав и обязанностей руководителей и починённых, при котором распоряжение руководителя обязательны для исполнения подчинёнными. Не соблюдение этих отношений подчинённым влечёт за собой применение санкций (замечание, выговор, увольнение). Эти методы охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство и контроль. К организационно-распорядительным методам можно отнести законодательные акты, которые регулируют права и обязанности объектов управления. Властная мотивация, заложенная в основу организационно-распорядительных методов, опирается на возможность принуждения.

Однако, как показывает практика, применение только материальных и властных мотиваций не позволяет в полной мере мобилизовать творческую активность персонала и каждого работника на достижение целей организации.

Для достижения максимальной эффективности управления необходимы

духовные мотивации, на которые опираются социально-психологические методы управления. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, этические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют моральное стимулирование трудовой деятельности.

Обычно методы управления воздействуют комплексно на все перечисленные виды мотивов, поэтому не следует противопоставлять эти методы друг другу, подразделяя на главные и второстепенные. Напротив, их надо рассматривать в единстве и взаимосвязи, ибо их комплексное использование способствует оптимальному достижению поставленных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предметом « Управление персоналом » является организация целенаправленного воздействия на персонал для оптимального осуществления миссии предприятия (организации). При этом персонал рассматривается как совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства.

Предприятие (организация) представляет собой социальную систему управления, в которой выделяются объект и субъект управления. Объектом управления является персонал, а субъектом управления – администрация (аппарат управления). Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. К ним относятся: целенаправленность, планомерность, дисциплина, стимулирование и иерархичность.

Методы управления представляют собой способы воздействия субъекта управления на управляемый объект ради достижения определённых целей. Воздействие методов управления на работников опосредовано мотивацией. В практике кадрового менеджмента выделяются экономическая, властная и духовная мотивация и адекватные им три основные группы методов управления: экономические, административные и социально-психологические.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000г. № 117 –ФЗ М.: Книга сервис, 2006. – 685с.

2. Положение по бухгалтерскому учёту « Учётная политика организации» ПБУ 1/2008, утверждённое приказом Минфина № 106н от 6 октября 2008г.

3. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённое приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н.

4. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31 октября 2000г. № 94н.

5. Ивашкин Б.Н. «Бухгалтерский учёт в торговле» Учебно-практический курс, 7-е издание. – ДИС, 2002г.

6. Николаева Г.А. и др. «Бухгалтерский учёт в торговле» – М.: Приор, 2002г.

7. Патров В.В., Пятов М.Л. «Бухгалтерский учёт и налогообложение операций с товарами» - М.: Приор, 2002г.

8. Соснаузкене О.И., Вислова А.В. «Бухгалтерский учёт в торговле» - М.: Изд-во «Омега –А», 2009. – 353с.

9. Ивашкин Б.Н. «Бухгалтерский учёт в торговле» - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2002. – 464с.

10. Николаева С.В. «Бухгалтерский учёт в торговле» - М.: Изд-во «А-Приор», 2009. – 352с.

11. Кожинов В. «Бухгалтерский учет в торговле» М.: Изд-во «Экзамен», 2008. – 592с.

12. Кудрявцев З.В. – М.: Изд-во «БГЭУ», 2004. – 342с.

13. Стерлядова Н.П., Шатер В.В., Крылосова Л.И. «Практикум по бухгалтерскому учёту в торговле и общественному питанию» М.: Изд-во «Деловая литература», 2004г. – 160с.