Предмет культурология как наука. Культурология

Введение

Глава 1. Культурология как наука

1.1 Современное понимание культурологии как науки

Глава 2. Основные этапы становления культурологического знания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе. Данная работы раскрывает все эти вопросы и направлена на развитие научного знания личности.

Целью данной работы является, описать и охарактеризовать понятие культурология.

1. Указанная цель обусловила решение следующих задач:

2. Дать определение понятию «культура» и «культурология»

3. Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологи

4. Дать современное понимание культурологии

5. Описать основные этапы становления культурологического знания

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем

Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции. Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.

Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.

В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

И Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии , религии , искусства и права .

    Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

    Фундаментальная культурология изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры .

    Прикладная культурология , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

    Методы культурологии

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путём восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш. О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Основные школы культурологии

    Общественно-историческая школа

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Натуралистическая школа

    Главная черта этой школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснить культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека. Основные представители: Зигмунд Фрейд , Карл Юнг , Конрад Лоренц , Бронислав Малиновский .

    Социологическая школа

    В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П. А. Сорокин , Альфред Вебер .

    Символическая школа

    Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

    Культурология в России

    Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Эдуарда Саркисовича Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования.

    За последние десятилетия в Российской Федерации сложились следующие основные культурологические школы:

    • философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев , Ю. Н. Солонин , М. Б. Туровский и другие).
    • теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , Вл. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
    • истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
    • социологии культуры (И. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
    • культурной антропологии (А. А. Белик, Э. А. Орлова, А. С. Орлов-Кретчмер , Ю. М. Резник и др.),
    • прикладной культурологии (О. Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
    • культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
    • семиотики культуры (Ю. М. Лотман , В. Н. Топоров , В. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
    • культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко, Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).

    Российскими культурологами был разработан ряд фундаментальных теорий функционирования культуры. Например, теория культуры как деятельности, в соответствии с которой историческое развитие культуры определяется развитием всей системы технологий социальной практики ; теория культуры как адаптивно-адаптирующей системы, в соответствии с которой культура не только пассивно адаптируется к внешним условиям своего функционирования, но и активно адаптирует их ; теория баланса социальной и культурной динамики, в соответствии с которой при ускорении социального развития общества снижается уровень его локальной культурной самобытности и наоборот и др.

    С 1992 года приступил к работе научно-исследовательский . На сегодняшний день, наряду с центральным отделением расположенным в Москве, открыты ещё три филиала РИК - Сибирский(открыт в 1993 г. в Омске), Санкт-Петербургское отделение (открыто в 1997 году) и Южный филиал (Открыт в 2012 году в Краснодаре)

    В 2006 году было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах значительное число российских культурологов [ ] .

    В ВУЗах РФ ведётся подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям история, теория и философия культуры, философская антропология. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъёме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира (Глобализация , Мультикультурализм и пр.) [ ] .

    Примечания

    Литература

    • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
    • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект , 2005. - С. 10-47.
    • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
    • Елисеев А. Л., Тюрин Е. А. Культурология. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной (заочной) формы обучения. - Орел: Изд-во ОрелГТУ , 1999. - 234 с.
    • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века .
    • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // «Знание. Понимание. Умение ». - М. : МосГУ , 2012. - № 2 .
    • Кузнецова Т. Ф.

    Как уже ясно следует из названия, культурология изучает культуру. Казалось бы – а зачем нам нужно изучение культуры?
    Почему культурологию относят к разряду наук фундаментальных?
    Культуру изучают достаточно плотно различные отрасли науки, такие как история, философия, антропология и другие, с разных сторон уже много лет – так зачем нужна именно культурология?
    Культура многогранна.

    Каждая из вышеперечисленных наук грызет ее гранит исключительно со своей стороны – кстати, в странах Европы культура представляется исключительно как «социальная антропология» – т.е. изучает плоды деятельности человека в ракурсе развития человека – таким образом, в Украине культурология развивается в ракурсе искусства и просвещения, а на Западе превалируют как социология, так и этнография.

    И, поскольку феномен культуры, необычайно важный, основополагающий фактор на пути человека от обезьяны к человеку, сливающемуся с информационным полем Вселенной – необходимо знать и понимать то, как происходило это развитие.

    История циклична, все повторяется – относительно, разумеется – культура, как колыбель именно человеческого в двуногом звере, необычайно важна – культурное состояние человека (по Гоббсу) является высшей формой его состояния как раз из-за творческой продуктивности. На границе 18 и 19 веков, немцем И.Г. Гердером высказывалась мысль о том, что целью и смыслом истории – как процесса – является развитие культуры.

    Культура каждого народа, этноса компилирует в себе все то, чем является человек на данном конкретном отрезке исторического развития.
    Здесь же можно отметить, что в конце 18 века – начале 19 века сформировалось убеждение, что именно духовная жизнь человека составляет основу для культурного развития. Уже в 20 веке, а точнее – даже с конца 19 – появились научные труды, выводившие культурологические проблемы на передний план. Причин можно выделить множество, но основной можно считать вящую необходимость переосмысления, переоценки культурных ценностей, связанную с кризисом культуры. Наиболее показательно это проявилось в Европе начала 20 века, раздираемой войнами и переделами политической власти, а к тридцатым годам «подтянулась» и Америка, колоссальный экономический, социальный и культурный рост в которой резко сменился Великой депрессией и – вновь – крахом культурных ценностей.
    Таким образом, в 1915 году, немецким ученым В. Оствальдом был употреблен термин «культурология», не получивший, впрочем, широкого распространения. Оствальд, кстати, являлся ученым – считал, что все состоит из энергии, производной коей являются как дух, так и материя.
    Намного позже, во второй половине 20 века, уже американский культурный антрополог – как мы и упоминали выше, разрабатывает это научное направление. Западная школа рассматривает человека как субъекта культуры – изучает ценностные формации культуры разных народов, непосредственно отношения в ракурсе исторического развития человека и культуры, поэтому Л.А. Уайт обосновал вящую необходимость существования и развития отдельной науки о культуре.

    Именно Уайт писал, что культурология является необходимой новой ступенью развития науки в процессе познания мира, отделил тесно связанные, но все же изучающие несколько другие аспекты, философию, социологию, психологию. Благодаря этому, термин «культурология» ассоциируется, прежде всего, с ним.
    Культурология изучает субъекты культуры, то, по каким законам они развиваются, какие закономерности можно выделить в процессе развития, принципы и суть процессов трансляции и сохранения норм и традиций. Сюда же необходимо отнести изучение методов влияния на процессы изменения культур, а культуролог должен уметь изыскивать и претворять в жизнь наиболее разумные пути для вышеупомянутого развития самобытной, самостийной культуры, реализации и претворения в жизнь культурной политики государства.

    Необходимо кратко упомянуть так же и о направлениях, которые изучает культурология, а именно:

    1. Все, что касается социокультурной жизни человека, изучает социальная культурология;
    2. Разработкой методик и изучением теоретических основ культуры занимается фундаментальная культурология;
    3. Претворением в жизнь теоретических знаний, полученных с помощью вышеупомянутой фундаментальной культурологии, занимается культурология прикладная, на долю которой также выпадает нелегкая доля прогнозов и регуляции процессов, протекающих в культурной сфере.

    Как мы уже неоднократно упоминали выше, культурология наука очень молодая, развивающаяся, берущая на вооружение и впитывающая в себя все многообразие непрерывного развития и динамического роста культурных процессов, без которых мы не можем даже измыслить свое существование.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследования. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Специфика культурологии как интегративной научной области, охватывающей всю совокупность знаний о культуре, синтезирующей и систематизирующей данные социально-гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные связи культурологии с философией, антропологией, социологией, психологией, историей и другими науками. Структура и состав современного культурологического знания. Выделение основных предметных областей: философии культуры, истории культуры, социологии культуры, теоретической и прикладной культурологии.

    Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы XX века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

    Для выделения культурологии в научную дисциплину были необходимы определенные условия: достижение обществом высокого уровня цивилизованности, систематизация и анализ знаний о человечестве и обществе в целом. Определяя специфику предмета культурологии как строгой науки, целесообразно использовать сравнительный метод.

    Культурология – наука, формулирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она изучает культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия. Как теоретическая дисциплина она отличается от социологии, занимающейся измерением и анализом социальных закономерностей, вызванных повторением определенных социальных фактов. Культурология обогащает теоретические выводы, используя данные конкретных социологических исследований. Социология становится частью современной теории культуры.

    В отношении к событиям реальной жизни культурология ближе к истории. Важнейшая задача культурологии – поиск и осмысление ценностно-значимого исторического факта, культурного блага, оказавшего влияние на развитие и формирование человечества, его уклада жизни, языка и искусства, человеческой индивидуальности, связанной с определенной социокультурной эпохой.

    Культурология, анализируя богатый исторический материал, исследует культуру как социальное явление. Для данной науки значимы исторические типы науки культуры и то, как их существование повлияло на вневременные общекультурные закономерности. Культурология делает выводы и прогнозы относительно динамики и перспектив развития культур.

    Предметом исследования этнографии являются особенности расселения народов мира в прошлом и настоящем, происхождение, нравы и обычаи, традиции, быт представителей определенной национальной культуры. Культурология, используя этот материал, делает важные теоретические выводы о национальной культуре, ментальность нации и его влияние на созидание мировой культуры.

    Эстетика изучает сферу эстетического отношения человека к миру, видение прекрасного и закономерности художественной деятельности человека. Культурология, тесно взаимодействуя с эстетикой, анализирует специфику законов художественного творчества.

    Психология также предоставляет культурологии бесценный материал – данные психологических моделей поведения людей в различных жизненных ситуациях, анализ типов личности и психологические особенности формирования характера, таланта.

    Особую роль в становлении культурологии как науки играет философия. Философия – мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека. Философия формирует методологические базис культурологии. Теория культуры использует для анализа культурных фактов и событий философские категории – бытие и сознание, природа и общество, мышление, деятельность, практика. Философия создает научное представление об интегральности бытия человека в мире.

    Л.Н.Коган называл философию культуры ядром теории культуры, первым и высшим ее уровнем. Единство предмета изучения – человек – обуславливает тесную внутреннюю взаимосвязь философии и культуры.

    Философия обобщает формы человеческого опыта: познавательного, практического и ценностного, раскрывая место и роль человека в мироздании. Культурология в отличии от философии изучает человека как уникальный системный объект, синтезируя и интегрируя все выше обозначенные знания о человеке, его месте и роли в общественном развитии как творца и творения культуры.

    Культура синтезирует знания о природном и социальном мире, руководствуясь целью – выявить возможности развития и совершенствования самого человека, способ его самореализации и самоутверждения в процессе жизнедеятельности. В этом смысле теория культуры есть наука о формировании, развитии и функционировании личности в истории как яркой индивидуальности, способной не только осваивать и распространять, но и преумножать культурный опыт(1 уровень культурологии).

    2 уровень культурологии изучает закономерности развития и функционирования культуры как единого целого, т.е. наиболее универсальные, общие для всей культуры законы и категории.

    3 уровень раскрывает частные закономерности региональных и национальных культур.

    4 уровень – исследует закономерности отдельных видов культуры, например, политическую, нравственную, религиозную, художественную культуру. Эти уровни существуют на стыке общей теории культуры и частных культурологических дисциплин. В отличии от конкретных культурологических дисциплин, теория культуры рассматривает наиболее общие законы ее развития и значимые для целого культуры категории. Предмет культурологии слагается из попыток дать ответ на ряд глобальных вопросов:

    Что есть культура как социальное явление?

    Каковы условия ее возникновения и развития в истории человечества?

    Место культуры в структуре общества и связь ее с экономикой, политикой, производством, образом жизни человека и другими сферами человеческого опыта.

    Место человека в системе культуры, его отношение к материальным и духовным ценностям, их выбор и осуществление свободы в процессе социальной деятельности человека. Виды человеческой деятельности, преобразующей материальный и духовный мир, изменяющей формы природной предметности, совершенствующей самого человека. Влияние социализации и индивидуализации на характер, особенности и результаты творческой деятельности.

    Почему творчество человека является основополагающей функцией культуры и каковы условия ее реализации? Самопознание – самосознание – самомодель – самовоспитание – самообразование – самодисциплина – самоконтроль – саморегуляция – саморазвитие – самореализация – самоутверждение как следствие и результат выполнения личностью себя самой как неповторимой индивидуальности, творца и творения культуры. Этот инновационный подход к предмету культурологии, ее законам и категориям, целесообразен и необходим наряду с другими концепциями, поскольку он связывает мир человека с социальной памятью и социальным опытом, теорией, практикой. И главное – побуждает студенческую молодежь к творческой жизнедеятельности.

    Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
    УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неоэволюционистской концепции У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. У. подразделял культуру на три подсистемы: 1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.); 2) социальную (типы коллективного поведения); 3) идеологическую (идеи, верования, знания). В этой иерархии подсистем основной является технологическая. а остальные, производные от первой, вторичными. У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе". В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие "культурология", которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. У. определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
    В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре - социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
    Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

    Методы культурологического исследования.

    Культурология не имеет своих собственных методов исследования и заимствовала их у других гуманитарных наук.

    1. Сравнительно-исторический (у истории).

    Рассмотрение того или иного культурного явления изменения во времени.

    2. Структурно-функциональный.

    Позволяет выявить составные части какого-либо культурного явления, а также понять для чего оно нужно в общей системе культуры.

    3. Герменевтический (герменевтика – искусство толкования символов и текстов).

    Основан на правильном прочтении культурных текстов, которые дошли до нас из предшествовавших эпох или из других культур (поиск подлинного смысла).

    4. Феноменологический.

    Основан на «в чувствовании», «вживании» исследователя в изучающую или культурную эпоху.

    5. Семиотический (семиотика – наука о знаках и символах).

    Изучение культуры как сложной системе о знаках и символах.

    Основные функции культурологи.

    Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений -- орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии -- человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

    Креативная функция. Вторая фундаментальная функция культуры -- преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio-- созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания.

    Коммуникативная функция. Третья функция культуры -- коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т.п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура.

    Сигнификативная функция. С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign -- знак), буквально -- функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление -- в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.

    Нормативная функция. Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разное наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы.

    Релаксационная функция. Следующая функция культуры -- релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio -- ослабление) -- искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -- смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь.

    Праздники -- особо торжественные моменты, когда накопившееся напряжение снимается в возвышенно-эстетической и эмоционально-восторженной форме моменты наибольшей радости, причем радости дозволенной, регламентированной, поскольку праздничные дни заранее объявляются и к празднику готовится все общество.

    Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами.

    Культурология в системе гуманитарного знания (культурология и философия культуры, социология культуры, культурология и кульурная антропология, история культуры.

    Актуальность возникновения культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного знания в новейшее время. Актуальность культурологической науки обусловлена возникающими вопросами человека – ведения. К началу 20в. становится ясно что естественные науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потому происходят постепенные резкой границы между гуманитарными науками и точными науками.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания.

    Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры.

    С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру.

    При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния.

    Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

    В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования.

    К. - область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры в процессе преодоления классической модели культуры, отождествляющей культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм - одна из причин возникновения К.

    В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно.

    В то время как Ф. к. осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества.

    В целом К. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

    Культурантропология - одно из направлений в западной антропологии как науки гуманитарной. Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и “этнологию” в собственном смысле.

    Появление термина “этнология” (наука об этносах, народах) показывает попытки заявить о самостоятельном статусе науки, занимавшейся первоначально описанием жизни “диких народов”.

    Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды.

    Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

    Изучение К. а. столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру.

    Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии.

    Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов.

    П. к. изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве.

    В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.

    , языкознания , этнографии , религии , социологии и искусствоведения . Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют . Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах - Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально -этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология .

    Предмет культурологии

    Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная , опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы - экономическую, политическую, религиозную, художественную - с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

    Метод культурологии

    В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).

    Основные школы культурологии

    Общественно-историческая школа

    Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту , Гегелю и Гумбольдту , группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби , а в России - Н. Я. Данилевский .

    Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.

    Расово-антропологическая школа

    Основная идея этой школы - показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино , Людвиг Вольтман , Жорж Лапуж .

    Социологическая школа

    В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот , П.А.Сорокин , Альфред Вебер .

    Символическая школа

    Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё - и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр , Эрнст Кассирер , Клод Леви-Стросс .

    Культурология в России

    Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке . На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
    - философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин , М. С. Каган , В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин , М. Б. Туровский и др.).
    - теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков , А. А. Пелипенко , Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
    - истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
    - социологии культуры (А. С. Ахиезер , Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган , А. И. Шендрик и др.),
    - культурной антропологии (А.А. Белик, Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
    - прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
    - культурологии искусства (К. Э. Разлогов , Н. А. Хренов и др.),
    - семиотики культуры (Ю.М. Лотман , В. Н. Топоров , Вяч. В. Иванов , Е. М. Мелетинский и др.),
    - культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
    С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский , а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО) , объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация , мультикультурализм и пр.

    Примечания

    Литература

    • Астафьева О. Н. , Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. - 2010. - № 1.
    • Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. - М.: Академический проект, 2005. - С. 10-47.
    • Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. - СПб. : Университетская книга, 1998. - 640 с. - 10 000 экз, экз. - ISBN 5-7914-0022-5
    • Доброхотов А. Л. , Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2010. - 480 с.: илл. - (Высшее образование).
    • Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. - Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. - 608 с. - ISBN 966-8613-06-6 .
    • Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 переработанное издание. – М.: Согласие, 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-86884-134-7
    • Флиер А. Я. Культурология 20 – 11. – М.: Согласие, 2011. – 560 с. – ISBN 978-5-86884-141-5
    • Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 4-19.

    Ссылки

    • Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
    • Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 11 - Высшее образование для XXI века.
    • Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение » . - 2012. - № 2 (март - апрель) (архивировано в WebCite).
    • Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 28-32.
    • Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 155-159.
    • Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 43-45.
    • Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 24-28.
    • Пелипенко А.А. В защиту культурологии .