Пример психологические тренинги с инвалидами взрослыми. Тренинг для детей с ограниченными возможностями здоровья

11.12.13г.

ТРЕНИНГ К ДНЮ МАТЕРИ

Для матерей особого ребёнка.

Этот тренинг для тех, кто волею Судьбы имеют у себя в семьях «особого» ребёнка. Такие семьи сталкиваются с множеством проблем, связанных не только с его развитием, но и семейными взаимоотношениями, а также с общественным мнением. На этом тренинге мы научимся помогать своему ребёнку, справляться с личными трудностями, постараемся обрести спокойствие и гармонию в душе.

  1. Знакомство. (со свечой каждая участница говорит о себе, о том как себя чувствует.)

2 . Тематический опросник: «Что я люблю и что мне не нравится в моем ребенке.

Психолог просит родительниц раскрыть наиболее подробно понимание ими особенностей взаимоотношений со своими проблемными детьми. Затем выделенные свойства детей и отношение к ним обсуждаются.

3. Музыкальная релаксация

Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: «Ave Maria» Ф. Шуберта в инструментальном переложении Р. Клайдермана и Д. Ласта. Психолог:

«Мать и дитя - вечная тема в литературе, живописи, музыке, в искусстве в целом. Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущую жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы ощущали первые движения Вашего ребенка. Вспомните, как Вы в них вслушивались и радовались каждому новому толчку. Женщина, несущая в себе новую жизнь, смотрит на мир двумя парами глаз, дышит, чувствует, осязает и осмысляет окружающее и за себя, и за своего будущего малыша. Вспомните, какие перевоплощения происходили с вами в то время.

Женщина долгие 9 месяцев ждет появления на свет своего маленького чуда, своего счастливого продолжения в жизни. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наконец, наступает тот момент, когда на свет появляется ОН, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее МАЛЫШ. Вспомните, то блаженство, в которое погрузилось все Ваше существо после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило СЧАСТЬЕ.

ОН РОДИЛСЯ!!! Вспомните, как Вы были счастливы тогда. Улыбнитесь же Вашему малышу. Улыбнитесь. Возьмите его на руки. Прижмите к груди. Покачайте. ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАША ЛЮБОВЬ К НЕМУ ВСЕСИЛЬНА И БЕЗГРАНИЧНА!!!

Глубоко вздохните... Открывайте глаза».

4. Основная часть

Арттерапия. Рисование на тему «Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас». Психолог:

«Вспомните Ваши ощущения, с которыми Вы ожидали Вашего ребенка. Изобразите их красками. Не бойтесь несовершенсва Вашей техники. Для вас главное -совершенствование ощущений и чувств.

Каким Вы видите Вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Каким бы он ни был, он все равно РЕБЕНОК, Ваш ребенок. Он нуждается в Вашей любви и заботе. А эти чувства всегда во все времена существования человечества были ПРЕКРАСНЫ. Желаю Вам успехов на этом пути и начали.»..

6. Музыкальная релаксация

Тема «Ручеек-полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

«Я - маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из под земли. Мое журчание еле слышно. Меня почти не видно среди травы. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой, дремучий лес...

Но я быстро бегу, извиваясь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее... Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я весело перепрыгиваю с камня на камень и вприпрыжку лечу вперед. А за мной уже и не угнаться. Я лечу вперед стремительно, наслаждаясь своей силой. Да, конечно, вот я и стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильна и полноводна. Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ничто не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предначертано судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА, СЧАСТЛИВА!

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.

8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Если Вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет Вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:

2. Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.

3. Единственный способ обрести счастье - это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.

4. Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

5. Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.

Введение

План проведения тренингов толерантности

Описание тренинга

Цель и задачи тренинга толерантности

Структура тренинга толерантности

Первый блок «Снятие агрессии и развитие ассертивности у детей с инвалидностью»

Второй блок «Развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью»

Третий блок «Формирование толерантности личности детей с инвалидностью»

Упражнения тренинга толерантности

Занятия, направленные на снятие агрессии у детей с инвалидностью и развитие у них ассертивности

Занятия, направленные на развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью

Занятия, направленные на формирование толерантности личности детей с инвалидностью

1. Введение

Проблема социальной адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами.

Инвалидность в наши дни принято воспринимать не как проблему определенного круга «неполноценных людей», а как проблему всего общества в целом. Ее сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьезные аспекты проблемы инвалидности в детском возрасте связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих детям-инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация - следствие социальной политики, которая по большей части ориентирована на здоровое население и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам детей с ограниченными возможностями здоровья.


По данным Организации Объединенных Наций в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% . В России насчитывается свыше 13 миллионов людей с ограниченными возможностями здоровья, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них – инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками . Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т. п.).

Актуальность разработки программы определяется характерным для всего мира процессом гуманизации отношений между всеми элементами социальной структуры общества. Поэтому создание оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур. Решение основных социальных проблем детей и подростков с ограниченными возможностями, позволит во многом изменить положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним.

2. План проведения тренингов толерантности

Название блока

Кол-во занятий

Регулярность проведения занятий

Блок снятия агрессивных проявлений и формирования ассертивного (уверенного) поведения

Через день

Развитие коммуникативных способностей детей

ежедневно

Формирование толерантности личности

Через день

Подведение итого

По завершению программы тренинга

3. Описание тренинга

Существующая на сегодняшний день система работы с детьми-инвалидами в полной мере не выполняет задачу по их интеграции в общество. Система социальной защиты , основные черты которой остаются неизменными, зачастую усиливает изоляцию людей с проблемами здоровья. Вместо программ социальной адаптации, помогающих инвалидам стать участниками общественных отношений, им предлагаются различные формы материальной помощи и содержание в интернатах. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают процессы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих. Эту задачу сегодня решают государственные и общественные организации. Одним из направлений их деятельности является педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации детей с инвалидностью.

Важнейшими в системе мер социальной защиты детей инвалидов становятся ее активные формы, тренинг толерантности – одна из эффективных форм содействия адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. Он позволяет формировать установки на толерантное поведение, расширяет воспитательный арсенал, показывает важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в межличностных отношениях.


Важной целью тренинга является формирование у ребенка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные , когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние «здесь и теперь».

Важная составляющая тренинга толерантности – формирование социальной компетентности – знаний и умений строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным и мировоззренческим. Эта задач становится центральной в разрабатываемых групповых формах психологической работы по профилактике и преодолению различных форм ксенофобии, формированию и развитию толерантности.

Однако, конструируя тренинги толерантности, необходимо не забывать о том минимуме закрытости по отношению к «другим». Он необходим для каждого человека и позволяет, позитивно взаимодействуя, не растворяться в окружающем мире и сохранять свое «Я». Тренинг толерантности должен представлять некое межкультурное странствие, полное духовных открытий. В то же время должно быть понятно, что такой опыт еще более увеличивает возможности выживания и адаптации в окружающем мире. Кроме этого важно показать, что нельзя ограничиваться частными суждениями и вкусами – воспитание нравственной позиции и принадлежности к сообществу, устремления которого всегда шире индивидуальных, должно иметь приоритет.

Программа тренинга толерантности выстраивается на работе над качествами, характеризующими толерантную личность. К ним относятся: чувство ответственности, защищенность, знание самого себя (признание достоинств и недостатков), способность к эмпатии, демократичность, признание общества в многообразии его членов.

В соответствии с особенностями конкретной группы, с которой проводится тренинг, используются различные модификации: учитывается возраст участников, особенности культуры, наличие физических или психических дефектов или нарушений. Широкое распространение получил тренинг толерантности для подростков в виде внеклассной работы с учениками старших классов. В этом случае тренинг проводится регулярно (один или два раза в неделю) и в точном соответствии с целостной программой. Отдельные занятия и упражнения тренинга включены в групповую работу психологов с детьми-инвалидами. Тренинг толерантности является также одной из важных составляющих специальных мероприятий для больших групп – фестивалей для детей, педагогов и родителей, выездных студенческих школ, подпрограмм конференций.

Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и волонтерами. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из специфики и других особенностей участников тренинга.

Тренинг толерантности – одна из самых эффективных форм профилактики конформизма и воспитания терпимости. Данные программы позволяют формировать установки на толерантное поведение, расширяют воспитательный арсенал, показывают важность передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения, успешности и умения брать ответственность на себя в межличностных отношениях, вырабатывают общую установку на принятие «другого».

4. Цель и задачи тренинга

Цель тренинга толерантности : формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи тренинга толерантности : воспитательные, развивающие и обучающие.

Воспитательные :

1. Формирование толерантных установок по отношению к разным людям, в первую очередь, к ближайшему социальному окружению;

2. Формирование основ позитивного взаимодействия детей-инвалидов между собой и эмоциональной отзывчивости.

Развивающие:

3. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4. Развитие творческого потенциала учащихся коррекционных школ.

Обучающие :

5. Знакомство детей с понятием «толерантность»; с историческим аспектом толерантности в мире;

6. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

7. Диагностика различий среди участников тренинга.

5. Структура тренинга толерантности

Программа тренинга состоит из трех блоков. Первый блок направлен на снятие агрессии у детей с инвалидностью и развитие у них ассертивности. Его цель - создание условий для овладения детьми навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, снятия агрессивных проявлений у детей с инвалидностью, обучение навыкам бесконфликтного общения, воспитание доброжелательного, гуманного отношения к окружающим людям. Во втором блоке необходимо сделать акцент на развитии коммуникативных способностей детей с инвалидностью, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми и овладение навыками эффективного слушания. Третий блок посвящен формированию толерантности, его цель: формирование толерантности личности детей с инвалидностью через самопознание, взаимопознание и взаимодействие каждого участника тренинга с членами группы, приобретение ими специальных знаний о толерантности, формирование навыков конструктивного толерантного взаимодействия в группе.

Блоки включают в себя ряд занятий, которые в свою очередь состоят из разноплановых упражнений, которые направлены на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы, самовыражение с помощью метафорических средств, расширение их возможностей установления контакта в ситуациях общения. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и рефлексия. Разминка включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

В ходе тренинга дети с ограниченными возможностями учатся корректно выражать свое мнение, контролировать свои негативные эмоции, бороться с агрессией и многому другому. На основе самоконтроля и взаимного контроля, дети осваивают навыки поведения в социуме. В процессе деятельности осуществляется развитие форм детской самоорганизации в коллективе , способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями правил поведения в социуме, преодолению «барьеров» общения. На каждом занятии используются различные проективные методики для диагностики эмоционального состояния группы и ее членов в частности. По окончании тренинга проводится беседа, в ходе которой участники выражают свое отношение к занятиям, полученные эмоции и впечатления.

5.1. Первый блок « Снятие агрессии и развитие ассертивности у детей с инвалидностью »

Первый блок направлен на снятие агрессивных проявлений у детей с инвалидностью, обучение навыкам бесконфликтного общения, овладение детьми навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, воспитание у них доброжелательного, гуманного отношения к окружающим людям.

Особенность первого занятия состоит в том, что оно является вводным, требует установления контакта с группой, принятия детьми-инвалидами принципов и правил работы в группе:

1) Принцип доверия;

2) Принцип искренности;

3) Принцип активности;

4) Правило дисциплинированного поведения;

5) Правило уважения друг к другу;

6) Правило запрета на комментирование и насмешек над мнениями других участников.

Первый блок может быть организован как одно, два или три занятия, соответственно по 3, 1,5 или 1 часу соответственно. Занятия состоят из следующих упражнений: «Имя по кругу», «Несуществующее животное», «Дружба начинается с улыбки», «Дотронься до», «Апельсин», «Дождик», «Ласковый мелок», «Волшебное слово» и «Полет высоко в небо». (Приложение 1). Независимо от темы, работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Упражнение «Имя по кругу» является приветственным, направлено на знакомство участников и ведущих тренинга, снятие напряженности, скованности, формирование положительного эмоционального климата в группе. Проективная методика «Несуществующее животное» была выбрана с целью изучения личностных качеств детей-инвалидов: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность , инфантилизм, замкнутость и др. Упражнение «Дружба начинается с улыбки» ставит перед собой цель развитие эмпатии у детей с ограниченными возможностями. Игра «Дотронься до» служит для поднятия эмоционального фона в группе. Упражнение «Апельсин» направлено на обучение детей-инвалидов управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. Упражнения «Дождик» и «Ласковый мелок» способствуют снятию агрессивности, напряжения и тревоги, развитию навыков общения и групповой сплоченности. Игра «Волшебное слово» служит для воспитания у детей с ограниченными возможностями доброжелательного отношения к окружающим. Завершающим является упражнение – релаксация «Полет высоко в небо», которое направлено на снятие напряжения у детей-инвалидов. В заключение работы проводится обсуждение занятия, участники высказывают свои пожелания, впечатления.

5.2. Второй блок «Развитие коммуникативных способностей детей с инвалидностью»

Второй блок реализуется также как и первый, только в более интенсивном темпе, занятия желательно проводить ежедневно. Он призван содействовать расширению их возможностей установления контакта в различных ситуациях общения, отработке навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми и овладению навыками эффективного слушания. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность ребенка-инвалида. В современных условиях, когда напряженностью характеризуются все сферы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, конструктивно-коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. В коммуникативной сфере ребенок-инвалид получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность учащихся коррекционных школ в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом.

Организовать взаимоотношения с людьми детям с ограничениями не так просто, не у всех это получается. Важнейшим требованием к общению выступает соблюдение такта и сопереживания. Понять состояние человека, его переживания не просто. Для этого нужно присматриваться к окружающим, понимать их по отдельным поступкам, жестам, высказываниям, по их интонации, выражению лица. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый человек учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Овладеть коммуникативными умениями можно с помощью игровых форм и упражнений. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой ребенок-инвалид приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, он не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия участников тренинга друг с другом и не бояться «поражения».

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность для ребенка с ограниченными возможностями получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Второй блок тренинга способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. На занятиях активизируется развитие у детей-инвалидов как вербальных коммуникативных умений – (умения выразительно говорить, правильно интонировать свою речь, выражать в словах мысли и чувствах), так и невербальных (умения владеть своими психофизическими состояниями, снимать эмоциональное напряжение и т. д.).

Основа работы в блоке - игровые упражнения: творческая зарядка, «Нос – пол - потолок», «Зоопарк», «Шишки, желуди, орехи», «Передать по кругу», «Сантики – фантики - лимпопо», «Испорченный телефон», «Повтори», «Я в будущем», «Комплименты».

Творческая зарядка помогает настроить ребят на активную работу, способствует поднятию настроения и групповой сплоченности. Упражнение «Нос – пол - потолок» направлено на развитие внимания, мышления, координации действий. Игра «Зоопарк» направлена на развитие коммуникативных способностей ребят, умения вести диалог, слушать партнера, объяснять, делать логические выводы. Игра «Шишки, желуди, орехи» учит ребят работе в микро-группах, развивает внимание. Упражнение «Передать по кругу» направлено на развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений, координации. Игра «Сантики – фантики - лимпопо» служит для поднятия настроения, снятия психологических барьеров в группе, налаживания взаимодействия в детском коллективе. Упражнение «Испорченный телефон» ставит своей целью сформировать представление об общении как о психологическом явлении, продемонстрировать искажение информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. Упражнение «Повтори» предназначено для развития внимания и сокращения коммуникативной дистанции между участниками тренинга. Игры на внимательность в максимальной степени способствуют достижению развивающей цели воспитания. Не прибегая к открытой назидательности, педагог с их помощью может одновременно развивать внимание, память, речь, мышление детей. Важным в этом отношении является то, что развитие столь необходимых для человека психических процессов осуществляется посредством игры. Проективная методика «Я в будущем» была выбрана нами с целью исследования самооценки детей, учащихся в коррекционных школах, их внутреннего личностного потенциала, и мотивационной сферы личности. Завершает основной блок занятия упражнение «Комплименты», с целью отработки навыков эмпатии и новых способов поведения; формирования умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. На подведении итогов занятия ребятам предлагается высказать свое мнение к происходящему и желание (нежелание) продолжать тренинговую работу.

5.3. Третий блок «Формирование толерантности личности детей с инвалидностью»

На третьем, заключительном блоке в программе тренинга происходит формирование навыков конструктивного толерантного взаимодействия в группе посредством самопознания, взаимопознания и взаимодействия каждого участника тренинга с членами группы, приобретение ими специальных знаний о толерантности. При разработке занятия за основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность – способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию. Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость – признак силы, а не слабости человека. Воспитание толерантности у детей с инвалидностью важно потому, что для гармоничного сосуществования людей в социуме необходимо иметь нравственную позицию, которая будет основана на открытости, и желании понять различия между социальными группами, людьми, имеющими различные возможности и убеждения. Для формирования мировоззрения детей-инвалидов, основанного на терпимости к другим, к социальному окружению, они должны понимать, какая разница между толерантным обществом и интолерантным. Прежде всего, толерантное общество основано на равноправии его граждан, это значит что каждый, без исключения, член общества имеет равные права с остальными. Учащиеся коррекционных школ должны твердо усвоить, что каждый член любой социальной группы достоин уважения и должен иметь право на свою собственную точку зрения. В процессе выполнения тренинговых упражнений дети должны научиться взаимодействовать с другими для достижения общих целей. Поэтому важным моментом воспитание должно стать развитие солидарности между группами при решении, каких либо задач совместно. Также для ребят важно научиться высказывать свои мысли при этом, не оскорбляя убеждения других. Учащиеся коррекционных школ должны твердо усвоить, какие именно проявления группы относятся к проявлениям интолерантности для того, чтобы уметь выявить нетерпимость и, по возможности, избегать этих проявлений. В первую очередь, это различные оскорбления, насмешки, игнорирование отдельных личностей или групп и другие негативные проявления отношений к другим.

Тренинг является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Содержание программы позволяет привести детей-инвалидов к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации. Дети должны чувствовать опору и обрести ту самую уверенность, которая, в конечном счете, и нужна для развития толерантности.

Таким образом, занятия построены нами таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т. д. Так, каждый участник мог узнать себя как партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому. Тренинг проводился в игровой форме. Структура тренинга позволяет последовательно вырабатывать у каждого ребенка-инвалида умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают детям-инвалидам не только узнать что-то новое об окружающих, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

6. Упражнения тренинга толерантности

6.1. Занятие по снятию агрессии и развитию ассертивности у детей с инвалидностью

Упражнение «Что я люблю»

Упражнение на знакомство. Ребята по кругу (по часовой стрелке) передают игрушку, называя свое имя и любимый праздник. Когда все высказались, игрушка передается в другую сторону, снова называется имя и любимая еда.

Упражнение «Дотронься до…»

Все участники хаотично двигаются по комнате. Ведущий говорит: «Дотронься до...» и называет какой-либо цвет. Ребята должны найти этот цвет на одежде других участников или на предметах в помещении и дотронуться до него. До своей одежды дотрагиваться нельзя.

Упражнение «Апельсин»

Ведущий просит детей закрыть глаза и представить, что к их правой руке подкатывается апельсин. Пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая, мягкая, отдыхает...» Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение «Дождик»

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.

Упражнение «Ласковый мелок»

Дети делятся на пары. Один садится спиной к другому. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему, молча, самую добрую улыбку.

Упражнение «Волшебное слово»

Ведущий спрашивает у ребят, какие они знают «волшебные» слова и почему они так называются. Если они уже достаточно овладели этикетными нормами, то смогут ответить, что без этих слов просьбы могут выглядеть как грубый приказ, поэтому людям не захочется их выполнять. «Волшебные» слова показывают уважение к человеку и располагают его к говорящему. Сейчас в роли такого говорящего, пытающегося добиться исполнения своих пожеланий, будет выступать ведущий. А дети будут внимательными собеседниками, чувствительными к тому, сказал ли он слово «пожалуйста». Если во фразе вы его произносите (например, говорите: «Подними, пожалуйста, руки вверх!»), то ребенок выполняет вашу просьбу. Если вы просто говорите свою просьбу (например, «Хлопни три раза в ладоши!»), то ребенок, приучающий вас к вежливости , ни за что не должен выполнять это действие.

Упражнение «Полет высоко в небо»

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

6.2. Занятие по развитию коммуникативных навыков у детей с инвалидностью

Творческая зарядка

У нас к вам предложение:

Повторяйте за нами движения!

Морозный воздух свежий и чистый,

Улыбнемся соседям очень лучисто!

Руки на плечи друг другу положим

И всем покажем, как прыгать мы можем!

И, наконец, чтобы проснуться,

Нужно вокруг себя обернуться!

Солнцу руками помашем мы вместе,

С ним все дела наши будут чудесней!

Давайте хлопнем три раза в ладоши,

День обещает быть очень хорошим!

Упражнение «Нос, пол, потолок»

Ведущий произносит слова: «нос», «пол», «потолок», а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

Упражнение «Зоопарк»

Ведущий раздает каждому ребенку листок бумаги с названием какого-либо животного. Лучше всего использовать хорошо знакомые ребятам названия зверей: лошадь, лиса, медведь, волк, крокодил, верблюд , бегемот, слон, жираф, обезьяна, тигр, собака, корова, белка, хомяк и т. д. Далее ребята разбиваются по парам. Задача каждого – отгадать, какое животное на карточке у соседа с помощью наводящих вопросов, на которые можно ответить «да», «нет» и «не имеет значения». Например: «У него есть хвост?», «Он зеленого цвета?», «Он пушистый?» и т. д.

После выполнения задания ведущий просит детей обсудить упражнение (было ли трудно выполнить задание? Что мешало? Что получилось легко?).

Упражнение «Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего.

Упражнение «Передать по кругу»

Направлено на развитие мимики, пантомимики, пластики, выразительности движений, координации.

Передать по кругу:

стакан с горячим чаем;

тарелку с супом;

Упражнение «Сантики»

Игроки стоят в кругу. Водящий отходит на несколько секунд от круга. В это время дети, находящиеся в кругу, договариваются, за кем все будут повторять движения (хлопки в ладоши, притоптывание ногой, поглаживание по голове). Водящий возвращается в круг. Его задача – определить, кто показывает все движения. На протяжении всей игры хором произносятся слова: «Сантики – сантики – лим – по – по». Задача «показывающего» незаметно менять движения, а все должны мгновенно его перенять. Три попытки для угадывания. Если угадал, то меняются местами.

Упражнение «Повтори»

Ведущий просит повторить 10 – 15 раз слово «красный», затем спрашивает: «На какой цвет переходят улицу?». Затем ведущий просит повторить слово «молоко» и спрашивает: «Что пьет корова?» (Желтый – какого цвета листья летом?) и т. д.

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, которые касаются какой-либо темы, одинаково интересной для всех игроков.

Пример сообщения: В нашей школе открывается тренажерный зал. Он будет размещаться на первом этаже, а библиотеку переместят на третий этаж. Тренажерный зал будет работать по вечерам, но пускать туда будут только тех, у кого нет двоек.

Узнавший новость участник, зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. В конце игры сравнивается первоначальная информация и та, что была получена последним участником игры.

После упражнения должно пройти обсуждение: что вызвало искажения информации? Какие блоки информации исчезли и исказились в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько точна информация, полученная «через третьи руки»?

Упражнение «Нарисуйте себя в будущем»

Участникам тренинга предлагается нарисовать себя в будущем.

Вопросы для обсуждения рисунков:

Есть ли у вас друзья, семья?

Кто живет рядом с вами?

Какая у вас профессия?

Где вы живете?

Упражнение «Комплименты»

Задача участников – на листе бумаги написать доброе пожелание всем участникам тренинга. Потом все листочки складываются в коробочку, перемешиваются, затем каждый достает из коробочки пожелание на день.

6.3. Занятие по формированию толерантности у детей с инвалидностью

Упражнение «Разноцветное настроение»

Участники встают, образуя круг. Ведущий: «Сейчас мы с вами попробуем передать свое настроение через различные цвета, но так как цвет передать очень сложно, мы будем передавать друг другу цветные предметы. Например: я передаю синюю картошку, оранжевую мышку и т. п. причем, необходимо изобразить, передаваемое настроение».

Упражнение «Атомы и молекулы»

Участники игры ходят по комнате в произвольном порядке. По команде ведущего: «Атомы собираются», все они должны собраться в определенное количество. Такое, которое назвал ведущий.

Упражнение «Превращения»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...)»;

«Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой)»;

«Если бы я был взрослым, то я был… (другие варианты - песней или музыкой, видом транспорта, едой, животным, волшебником).

Все отвечают по кругу.

Упражнение «Аплодисменты»

Данное упражнение направлено на повышение настроения и самооценки, активизацию участников группы. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис"« и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Люди к людям»

Все игроки встают парами, друг рядом с другом. Водящий стоит без пары и обращается к игрокам с заданиями. Все игроки делают в парах то, что говорит водящий. Как только водящий говорит: «Люди к людям!» все игроки должны поменяться парами. Задания для игроков: палец к пальцу; пятка к пятке; плечо к плечу; нога к ноге; волосы к волосам; локоть к локтю; спина к спине; затылок к затылку и др.

Упражнение «Я - хороший, ты - хороший»

Участники находятся в кругу, у ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех.

Упражнение «Построиться по росту»

Форма работы: коллективная. Построиться сначала по росту, затем по цвету волос, по цвету глаз (в зависимости от времени).

Упражнение «Себе - соседу»

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе», дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова «соседу», - правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе-соседу» и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Упражнение «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Групповой портрет»

Участникам предлагается нарисовать групповой портрет на листе ватмана. При этом, каждый рисует себя сам, выбирая цвет, размер, расположение своего портрета. Далее идет обсуждение рисунка.

РООИ «Перспектива» с 1998 года проводит тренинги по пониманию инвалидности для соискателей и работодателей. Эти тренинги – уникальная авторская разработка коллектива нашей организации Их цель – разрушить стереотипы, существующие в обществе по отношению к людям с инвалидностью, их трудоустройству, а так же рассмотреть различные подходы к проблеме инвалидности.

Каждый тренинг разрабатывается с учетом специфики аудитории, продолжительность занятия зависит от ее особенностей и потребностей. Тренинги проходят в интерактивном формате: ролевые игры, обсуждения, мозговые штурмы, просмотр и обсуждение видеоматериалов, в том числе фильмов-призеров Международного кинофестиваля о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров» . Все эти активности позволяют участникам не только получить новые знания, но и обменяться опытом и мнениями.

По запросу от компаний специалисты Перспективы проводят тренинги на следующие темы:

  • Терминология и этикет по отношению к людям с инвалидностью
  • Создание специальных условий труда для сотрудников с инвалидностью
  • Особенности проведения интервью для кандидатов с инвалидностью
  • Юридические аспекты в трудоустройстве и трудовых отношениях с работниками с инвалидностью
  • Обслуживание клиентов с разными формами инвалидности

При необходимости также могут быть разработаны и проведены семинары и на другие темы, связанные с вопросами инвалидности.

Такие ведущие международные и российские компаний, как EY, КПМГ, Microsoft, IBM, Citi, МТС, Уралсиб, DPD в России, CliffordChance, ИКЕА, Атлас-Копко, FMLogistic и многие другие, ежегодно обращаются в РООИ «Перспектива» с просьбой провести соответствующие тренинги для сотрудников своих компаний.

«Много нового, полезного. Тренинг дал возможность посмотреть на инвалидность по-новому. Если раньше мое отношение к людям с инвалидностью можно было назвать как «глубокая жалость» и «страх», то тренинг позволил посмотреть на ситуацию абсолютно с другой стороны».

«Что понравилось? Интерактив, настрой тренеров на передачу знаний и опыта, ролевые упражнения. С помощью них мы смогли понять, что чувствуют люди с инвалидностью, когда от них отворачиваются. В ходе тренинга мы «пережили» гамму разных эмоций и определенно лучше стали понимать людей с разными особенностями».

«Тренинг «Понимание инвалидности» интересен тем, что дает исчерпывающую информацию о проблемах и возможностях людей с ОВЗ. Я рекомендовала бы этот тренинг всем работодателям, в компаниях которых трудятся сотрудники с инвалидностью».

Узнать более подробную информацию об условиях проведения и организации тренингов вы можете у наших

Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других.

Задачи:

1. Развитие навыков невербального общения;

2. Развитие навыков вербального общения;

3. Освоение основ конструктивного взаимодействия.

Время проведения: программа рассчитана на 10 занятий по 60 минут.

Группа численностью 5-6 человек. В возрасте от 13 до 17 лет.

Занятие №1. Вступление (10 мин)

Здравствуйте Ребята. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.

Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.

Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?

Правила работы группы:

    Говорить по одному

    Все внимательно слушают говорящего не перебивая.

    Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

    Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.

    Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

Упражнение №1

Продолжи фразу. (15 мин).

Цель: Узнать друг друга. Саморефлексия.

Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.

Фразы:

Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.

Особенно меня раздражает, что я…

Мне бывает стыдно, когда я….

Верю что я…

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….

Иногда люди не понимают меня, потому что я….

Упражнение №2

Передай чувство мимикой (15 мин).

Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.

Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за чувство.

Упражнение №3

Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.

Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека (10 мин).

Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие возникли трудности (5 мин).

Занятие №2

Упражнение №1

Молекулы (15 мин).

Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.

Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2человека. Последний раз объединяются все члены группы.

Упражнение №2

Наблюдательность (30 мин).

Инструкция: группа делится на пары. Участники садятся напротив друг друга и выполняют следующие задания: 1. В течение 5 минут молча смотреть друг на друга. 2. Участники поворачиваются друг к другу спиной и берут тетради и ручки. Ведущий задает вопросы относительно внешности партнеров. Участники должны записать свои наблюдения и по команде повернуться к партнерам и проверить правильность. Далее участники меняются парами. Процедура повторяется, вопросы ведущего меняются.

Обсуждение: какие ощущения были у каждого участника при выполнении упражнений, что мешало, что помогало. Какие черты внешности запоминаются лучше.

Упражнения №3

Комплименты (10 мин).

Инструкция: каждый из участников должен сделать соседу справа комплимент.

Занятие №3

Упражнение №1

Внимание (20 мин).

Цель: т ренировка чувствительности и помощь в чтении невербальной информации партнера.

Инструкция: участники стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий дает инструкцию «Необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Все задания выполняются молча. Первое задание – надо расположиться в шеренге так, что бы рядом со мной стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги тот, у кого самый небольшой рост». Далее ведущий проверяет правильность выполнения и предлагает следующее задание: «Около меня – участник с самыми темными глазами, в конце шеренги – с самыми светлыми». Далее: «Начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря – необходимо расположиться по датам (без учета года) рождения».

Упражнение №2

Летающие блюдца (20 мин).

Цель: Развитие способов коммуникации невербального общения.

Инструкция: группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой.

Обсуждение: насколько комфортно было выполнять данное упражнение, что помогало, что мешало, в чем причины успешности/неудачи выполнения данного упражнения.

Упражнение №3

Рефлексия занятия: подведение итогов занятия. Обсуждение прошедшего дня – что понравилось, что – нет, выявление вопросов по теме тренинга. Ритуал прощания (полтора хлопка). (15 мин).

Занятие №4

Упражнение №1

Привет себе (15 мин).

Цель: Поприветствовать друг друга. Продемонстрировать искажение информации.

Инструкция: Группа встает в круг, спинами в центр. Участник передает соседу справа, шепотом, какое либо послание, которое сам хотел бы услышать. Сосед шепотом передает это сообщение следующему и так далее, пока сообщение не дойдет до отправителя. Каждый следующий участник. Тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет на 2-3 человека от него.

«Прошепчи соседу тот привет, который сам хотел бы услышать. Когда вы прошептали соседу справа привет от соседа слева, и он передал его своему соседу справа, вы можете прошептать свой привет»

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда получили свой привет? На сколько полученное сообщение отличалось от отправленного? Что привело к искажению?

Упражнение №2

Мои границы (20 мин).

Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.

Инструкция: Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве. Давайте попробуем провести эксперимент.

Один из вас встает возле окна, остальные по очереди будут подходит к нему. Задача испытуемого сказать стоп, там, где должны остановиться другие участники. Несколько участников.

Обсуждение: что чувствовали. На каком расстоянии чувствовался дискомфорт?

Упражнение №3
Круг доверия (10 мин).

Цель: Определение собственных границ

Инструкция: На листе бумаги. Начертите круг доверия, отметьте на нем в центре себя, а вокруг своих близких, на том расстоянии, на котором считаете комфортным, своих близких.

Замечательно, теперь ваши отношения с близкими можно рассмотреть, подумать почему все стоят именно так, и нужно ли что то изменить. А мы с вами переходим к следующему упражнению.

Упражнение №4
Границы (10 мин).

Цель: Помочь участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

Инструкция: Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

В парах на разном расстоянии необходимо договориться о чем либо. ( роли: красная шапочка и волк, лиса и колобок, и др. – сказочные персонажи).

Обсуждение: На каком расстоянии было комфортнее договариваться?.

Упражнение №5

Рукопожатие (5 мин)

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Занятие №5

Упражнение №1

Презентация (10 мин).

Цель: Более глубокое знакомство участников.

Инструкция: участники стоят в кругу. Каждый участник по кругу выходит в центр и называет свое имя и характерную черту его характера, остальные участники по сигналу ведущего повторяют сказанное. Сам участник молча наблюдает за этим.

Упражнения №2

Паровозик (15 мин).

Цель: Развитие умения правильно и четко излагать указания и умения воспринимать информацию.

Инструкция: участники разбиваются попарно, каждая пара становится паровозиком: ведущий и ведомый. Сначала выполняется упражнение по маршруту: ведущий с закрытыми глазами движется, следуя указаниям ведомого, далее – ведущий открывает глаза, ведомый – закрывает – продолжают движение.

Обсуждение: какие впечатления были в разных ролях, что получалось лучше, какие были сложности при формировании указаний и получении информации и почему.

Упражнение №3

Испорченный телефон (25 мин).

Цель: изучение искажения информации.

Инструкция: все участники находятся вне комнаты. Входит первый участник. Ему показывается картинка. Он передает смысл картинки другому участнику, второй участник молча слушает, и т.д.

Обсуждение: почему искажается смысл, как это происходит, что мешает представить картинку, было ли желание задать уточняющие вопросы.

Упражнение №4

Рефлексия занятия (10 мин).

Ведущий просит участников ответить на некоторые вопросы:

    Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

    Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Занятие №6

Упражнение №1

Номер (10 мин).

Цель: Проверка умения участников понимать друг друга без слов.

Инструкция: участники сидят в кругу. Ведущий называет по имени любого игрока. Тот мгновенно должен назвать любое число от одного до числа, равного количеству участников. По команде в круг должно встать столько участников, сколько было названо.

Упражнение №2

Войти в круг(20 мин).

Цель: Диагностика конфликтности, осмысление форм общения.

Инструкция: несколько участников выходят из комнаты, затем приглашаются по одному. Остальные образуют круг, взявшись за руки. Входящему предлагается войти в этот круг. При этом у группы есть договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. Задача участника, желающего войти в круг, угадать эту договоренность.

Обсуждение: какие типы поведения вели к конструктивному решению, какие к конфликту, проявлялась ли агрессия у входящих к группе, шли ли они на конфликт, насколько легко входящим было угадать договоренность группы, что помогало, что мешало, если были конфликтные ситуации – обсудить – в чем причина.

Упражнение №3

Приседания (15 мин).

Цель: Сплочение, синхронность.

Инструкция: участники делятся на подгруппы по 3 человека. Задача каждой подгруппы – 1 этап – взявшись за руки, присесть всем одновременно на пол, и, не отпуская рук, одновременно встать. 2 этап – Подгруппам объединиться по 6 человек, задача – прежняя. 3 этап – всем участникам объединиться в один круг.

Упражнение №4

Рефлексия занятия (5 мин).

Подведение итогов занятия. Обсуждение прошедшего дня – что понравилось, что – нет, выявление вопросов по теме тренинга.

Занятие №7

Упражнение №1

Доброта (5 мин).

Цель: Позитивный настрой.

Инструкция: ведущий предлагает каждому участнику по-очереди высказать свое пожелание группе на день.

Упражнение №2

Счет (15 мин).

Цель: п

Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Три условия: никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее; нельзя одному участнику называть два числа подряд; нельзя называть одно число одновременно двум и более игрокам.

Упражнение №3

Статуя (25 мин).

Цель: з накомство с различными ситуациями конфликта, развитие умения выявлять ситуацию конфликта и изменять ее на конструктивное общение.

Инструкция: у частники разбиваются попарно. Каждая пара должна задумать ситуацию общения в конфликте и создать ее совместную скульптуру. Группа отгадывает задуманное.

Обсуждение : обсуждается каждая скульптура. По каким признакам узнается ситуация, насколько она типична для реального мира, как можно изменить скульптурную композицию, чтобы она показывала ситуацию конструктивного общения.

Упражнение №4

Оценка (10 мин).

Инструкция: сядьте в круг, затем предложите одному из участников сказать, что он ценит в другом участнике группы. Затем этот участник оценивает другого участника. Проводите данное упражнение до тех пор, пока каждый не выскажется и не получит хотя бы одну оценку. Попробуйте использовать маленький предмет, который вы будете давать участнику, получившему оценку - пуговицу, флажок, листок бумаги с надписью «спасибо» и т.д. Так участники группы будут знать, кто еще не получил оценку, и никто не останется без нее.

Занятие №8

Упражнение №1

Слон (10 мин).

Цель: с пособствует формированию установки на партнерство в общении.

Инструкция: Все стоят в кругу. Человек в центре круга указывает на кого-то из участников игры и говорит: «Слон». Человек, на которого пал выбор, сгибается и вытягивает руки наподобие хобота. Те игроки, которые стоят от него по бокам, сгибают руки, изображая уши слона. Если человек, стоящий в центре круга, говорит: «Орел», то тот, на которого он указал, изображает рукой клюв, а стоящие с двух сторон от него изображают крылья. Если человек в центре произносит: «Жираф», то тот, на кого указали, вытягивает руку вверх, изображая шею животного, а его соседи сгибаются и показывают ноги жирафа. Если стоящий в центре произносит слово: «осьминог», то тот, на кого пал выбор, наклоняется, перебирая внизу руками. Стоящие с ним рядом делают тоже самое. Игра проводится в быстром темпе.

Упражнения №2

Выход (35 мин).

Цель: в ыявление конфликтных ситуаций взаимодействия, диагностика взаимодействия с окружающими, развитие конструктивного взаимодействия.

Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти за 2-3 минуты. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Участник, находящийся в круге должен сам продумать стратегию выхода, свой метод взаимодействия с людьми.

Обсуждение : какие чувства испытывали участники, находящиеся в круге, в чем причина удачных/неудачных выходов, какие чувства испытывали участники, образовавшие круг, какие стратегии были самыми удачными, какие нет, какие стратегии вызывали конфликтную ситуацию. На примере упражнения разрабатывается общая стратегия конструктивного взаимодействия.

Упражнение №3

Королевство (10 мин).

Цель: с нятие напр яжения и скованности в группе, р азвитие навыков умения слушать и слышать.

Инструкция: Группа делится на две подгруппы. Ведущий обращается к участникам: «Скажите, как можно изобразить дракона? А рыцаря? А принцессу?», затем ведущий объясняет правила: «Задача игры – договориться каждой группе, какой персонаж участники вашей группы будут изображать, и одновременно с другой группой изобразить выбранный персонаж. В нашей игре дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает рыцаря, рыцарь побеждает дракона. Игра ведется до трех очков».

Занятие №9

Упражнение №1

Гуси (10 мин).

Цель: п овышение и диагностика сплоченности участников, снятие напряжения.

Инструкция: участники становятся в круг, поворачиваются в одну сторону, боком к ведущему. По команде садятся по кругу друг другу на колени. Далее, по команде, находясь в том же положении, сужают круг. Постепенно круг сужается до минимума.

Упражнение №2

Доброта (30 мин).

Цель: п риобретение опыта позитивного настроя по отношению к окружающим, осознания, что умение видеть в другом человеке положительные качества помогает избегать конфликты, конструктивно взаимодействовать.

Инструкция: участники садятся в круг. В центр круга садится один желающий. Задача – всем участникам по кругу сказать этому человеку самые добрые слова, рассказать ему о его лучших качествах, о собственных положительных чувствах по отношению к данному участнику.

Обсуждение : какие чувства испытывали участники говорившие комплименты, слушавшие комплименты, были ли сложности в ходе упражнения, чему может научить данное упражнение для поведения в конфликтных ситуациях, в общении.

Упражнение №3

Фото (10 мин).

Цель: Игра направлена на тренировку социальной сен зитивности и создание атмосферы психологического комфорта.

Инструкция: в ся наша группа - это большая семья. Задача фотографов - распределить всех и усадить для большой семейной фотографии. Задача остальных - «вжиться» в свои роли. Затем делается фотография. После этого обсуждаются роли и участники в них.

Упражнение №4

Подарки (10 мин).

Инструкция: Пусть каждый участник группы выберет себе партнера и в течение нескольких минут обсудит с ним, чему они научились и как смогут применить изученное. Затем соберите участников вместе и предложите каждому сделать «подарок» своему партнеру. Подарок не является предметом. Подарком может послужить нечто реальное («Я дарю тебе свою дружбу и поддержку») или нечто воображаемое («Я дарю тебе ботинки, которые будут приводить тебя только в безопасные места»).

Занятие №10

Упражнение №1

Унисон (10 мин)

Инструкция: участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та. которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.

Упражнение №2

Улыбка (10 мин).

Инструкция: упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановиться, мячик передают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

Упражнение №3

Общий язык (25 мин).

Инструкция: г руппа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Можно обсудить вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.

Упражнение №4

Спасибо (5 мин).

Инструкция : участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.