Проблема взаимопонимания человека и животных аргументы. Человек и животное

Допустимо ли убивать птиц и животных? На этот вопрос отвечает Г. Н. Троепольский в своем произведении "Белый Бим чёрное ухо", поднимая проблему отношения к птицам и животным.

Рассуждая над проблемой, автор описывает самоанализ Ивана Ивановича. С одной стороны, стоит любовь главного героя к Биму, своему охотничьему псу. Ведь если животное перестанет охотится на птиц и других зверей, то он «загибнет как охотничья собака».

С другой стороны, героя мучает мысль, не мысль, а даже «укор совести и боль всех, убивающих бесполезно». Автор показывает недопустимость бесцельного душегубства животных постановкой героем итога дня противопоставлением «стремление к счастью, желтый лес и убитая птица».

Так, шаг за шагом приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в том, что убивать птиц и животных недопустимо.

Докажу свою мысль на примере рассказа В.П. Астсфьева «Летит чёрное перо». В рассказе автор повествует об одной деревеньке богатой на рыбу и птицу, в которую приехали туристы-транзисторщики. Они беспощадно использовали природу «сожжённые леса, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». А ведь живая природа терпит бедствия и несет непоправимый урон из-за жёсткого обращения с обитателями рек, лесов, озер. Ведь не зря рыбинспектор давал отдыхающим наказ: «...Чтоб помнили: земля наша едина и неотделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!.. Че-ло-ве-ком!» Говорил он это для того, чтобы эти люди понимали, что делают, и задумывались над своими поступками. Но мудрые слова рыбного инспектора прошли впустую, оголтелые «туристы» напились до того, что начали ссориться и подрались. А потом, со зла и выбросили своего шефа с дебаркадера в реку. В рассказе автор иллюстрирует не только бесцельное уничтожение рыбы и птицы, но и то как человек ожесточается по отношению к другим людям, теряет свой человеческий облик.

Другим же примером может служить рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», главный герой которого человек, прошедший войну и убивавший людей, сожалеет об убийстве птички. Рассказчик, с сожалением, вспоминает как в молодости, возвращаясь с рыбалки, и, увидев ковыляющую птичку, он убил её. Взяв мёртвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг — у птицы не было лапки. Рассказчику стало жаль сдуру загубленной живности. С тех пор рассказчик каждую весну ждёт коростелей с «уже закоренелой» виной.

Таким образом, бесцельно убивать птиц и животных недопустимо, потому что природа это «храм», а не «мастерская» и это приводит к потере человечности.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.П. Чехов - рассказ «Каштанка». Чехов рассказывает нам о привязанности собаки к своему первому хозяину. Поте­рявшись и попав к дрессировщику, в хорошие домашние ус­ловия, Каштанка вспоминает столяра Луку Александрыча и его сына Федюшку, несмотря на то, что последний частенько издевался над ней. И, заметив их уже во время циркового вы­ступления, Каштанка радостно бросается к ним. А затем они забирают свою собаку.
  • С.А. Есенин - стихотворения «Табун», «Сукин сын», «Ле­бедушка». Любовь ко всему живому мы ощущаем в стихах поэта о «братьях наших меньших». Животный мир у Есени­на - часть природы, очень близкая человеку. Его звери - это не олицетворения человеческих пороков и добродетелей, а наши верные друзья со своими заботами, горестями и радос­тями. Они наделены живыми чувствами, способны на искрен­нюю любовь, привязанность. Истории же их порою драма­тичны. Так, лебедушка погибает под острыми когтями орла, успев спасти своих детенышей. Поэт общается с ними почти на равных, как с близкими друзьями. Так, в стихотворении «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» он открывает душу боль­шому, добродушному псу, рассказывает ему о своей любимой. В другом стихотворении («Сукин сын») молодой пес, сын ста­рой собаки, будит в сердце поэта воспоминания о юности и былой любви. И поэт благодарен ему: «Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май?»
  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что «природа не храм, а мастерская». Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой — охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн «Олеся». Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес — нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев «Царь-рыба». Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса — все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов «Плаха». В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение «Плаха» показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин «Зубр». Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру — благодарное.

Ни для кого не секрет, что зачастую животные оказываются невероятно верными своим хозяевам. Связь маленького друга с человеком может стать намного сильнее каких-либо других уз и поражает до глубины души. Эту тему не раз затрагивали русские писатели. Мы рассмотрели несколько произведений и подобрали аргументы.

  1. В рассказе «Муму» Тургенев в полной мере показывает верность собаки своему хозяину. Главный герой рассказа, Герасим – глухонемой, довольно пугающий дворник, в душе которого намного больше места добру, чем у других персонажей. Именно эта его черта помогает ему обрести первого и единственного друга. Проходя мимо реки, он спасает тонущего щенка, забирает его в свою маленькую каморку и выхаживает бедное животное, которое в итоге становится красивой собакой по кличке Муму. Несмотря на то, что она со всеми была ласкова, по-настоящему верной Муму остается только своему спасителю и старается всегда быть рядом с ним. Но по приказу барыни, бедное животное продают за полтинник. Когда Герасим догадывается о произошедшем, он отправляется на поиски, но все тщетно. Какого же было его счастье, когда, спустя сутки, Муму сама приходит к нему с обрывком веревки на шее. Не иначе, как настоящая любовь к хозяину и истинная преданность привели ее к Герасиму.
  2. В повести «Каштанка» Антон Павлович также затрагивает эту тему верности животного своему хозяину, хотя и делает это иначе. По сюжету маленькая собачка Каштанка теряет своего благодетеля, столяра Луку Александровича, на улице и пытается найти его. Собака устает и засыпает наедине со своим горем, когда ее случайно находит новый хозяин – клоун под псевдонимом «Мистер Жорж». Там у Каштанки, которую уже звали Тётка, начинается новая жизнь, довольно насыщенная, с новыми друзьями и приключениями. В этом месте ее любят и ласкают, но она все равно скучает по предыдущему, жестокому хозяину, который часто был с ней груб и даже бил. Однажды, Мистер Жорж решает взять ее с собой на работу в цирк. В момент выступления Каштанка слышит родные голоса столяра и его сына, которые окликают ее, и она, счастливая, несется к ним навстречу. Несмотря на хорошую жизнь у клоуна, она все равно остается верна Луке Александровичу.
  3. В рассказе Л.Н. Андреева «Кусака» показана не только верность животного, но и вся горечь обиды от очередного предательства.
    Эта книга о бездомной собаке, живущей в деревне, которую каждый готов обидеть: закидать камнями, пнуть или ударить. Злоба к людям с каждым днём росла в ней, не переставая, но однажды, все-таки пересилив себя и доверившись доброму пьянице, она и от него получает пинка. С этого момента она бросается на каждого прохожего, боится любого шороха и постоянно лает. Когда в деревню приезжают горожане, она знакомится с девушкой Лелей. Конечно, при первой встрече собака от страха и гнева успевает порвать ей платье, но потом, спустя время, животное привыкает и к ней, и к детям. Они называют её Кусакой. Благодаря ласке и вниманию она превращается в добрую собаку, верную своим новым друзьям. Осенью все горожане уехали домой, оставив свои дачи и вместе с ними Кусаку. Лёля, которой не разрешили забрать её с собой, отправляется на станцию, так и не попрощавшись с животным. Собака долго пыталась найти своих уехавших друзей, но ни с чем вернулась на дачу.
    Все, что ей оставалось, это завыть от горя и ещё одного предательства.

В центре нашего внимания произведение Леонида Вячеславовича Вертеля, в котором четко описана проблема взаимоотношения человека и собаки.

Размышляя над этой проблемой, автор обращается к рассказу человека, решившего поохотиться в конце октября на зайца. Все начиналось хорошо, но потом чуть было не обернулось несчастьем. Желая угодить хозяину, собака в погоне за зайцем провалилась под лед. Рассказчик не знал, что ему делать, и решил уйти, но вскоре он проявил сочувствие к Доле и вытащил ее из воды. Прижимая к себе бедное животное, главный герой понял, что чуть не совершил роковую ошибку, за которую он никогда бы себя не простил.

Автор считает, что собака – это друг человека, способный к верной и бескорыстной любви и бесконечно ему доверяющий, поэтому человек всегда чувствует ответственность за собаку и готов жертвовать собой ради ее спасения даже в самой сложной ситуации.

В качестве аргумента приведу произведение Л.Андреева «Кусака». По воле судьбы собачка оказалась на улице, она одичала, перестала верить людям, человек стал для нее худшим врагом.

Вскоре Кусака дала новый шанс людям, она снова доверилась им и снова была выброшена на улицу.

А в произведении Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо» рассказывается о собаке, очень преданной своему хозяину. Бим скитался по всему свету, встречая на своем пути разных людей. Но история закончилась трагично, собака не дожила считанные минуты до встречи со своим хозяином, но при этом она пронесла любовь к нему через всю свою жизнь.

Таким образом, люди обязаны любить и заботиться о братьях наших меньших, отдавая им все свое тепло и ласку.