Проблемы и перспективы международной торговли в танзании. Международная торговля

К готовой продукции относятся товары из раздела 5 стандартной международной торговой классификации (СМТК) "Химические вещества и аналогичные изделия, в другом месте непоименованные" (chemicals and related products, n.e.s.); раздела 6 "Обработанные изделия, классифицированные преимущественно по материалам" (manufactured goods classified mainly by material), кроме группы 68; раздела 7 "Машины, оборудование и транспортные средства" (machinery and transport equipment) и раздела 8 "Разные готовые изделия" (miscellaneous manufactured articles).

Готовая продукция (в отличие от сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий) предназначается для конечного потребления. Формы и методы торговли готовой продукцией также значительно отличаются, например, от биржевой, аукционной и других видов торговли. К готовой продукции относится вся номенклатура машинотехнического производства, электроники, электроэнергия и т.д. Чем выше степень обработки готовой продукции, тем выше ее эффективность и конкурентоспособность.

На международном рынке торговля готовой продукцией осуществляется либо непосредственно между экспортерами и импортерами, либо через посредников: комиссионеров, консигнаторов, поверенных, дистрибьюторов или торговых агентов. Все экспортно-импортные операции, связанные с торговлей готовой продукцией, оформляются контрактами купли-продажи, где наряду с требованиями современного рынка должны быть оговорены порядок и условия проведения дополнительных работ, связанных с предпродажным сервисом, предпродажной доработкой, а для машинотехнических товаров также с техническим обслуживанием (ТО) и поставками запасных частей. Важнейшим направлением производственной деятельности в сфере обращения является техническое обслуживание машин и оборудования (ТО), представляющее собой производственный процесс, обеспечивающий надежную работу машинотехнической продукции; этот процесс может осуществляться в гарантийный и послегарантийный периоды. В современных условиях международного рынка, когда предложение машинотехнических товаров характеризуется устойчивым ростом и постепенно происходит усиление конкурентной борьбы между основными производителями продукции, уровень предлагаемого потребителям ТО является одним из основных факторов конкурентоспособности сделки. Послегарантийное техническое обслуживание и выполнение несервисных работ осуществляется на коммерческих условиях за дополнительную плату, по расценкам, складывающимся на рынке под влиянием конкуренции. Обычно западные фирмы для этих целей создают в стране покупателя самостоятельные филиалы, через которые предоставляются услуги по поставкам запчастей, сервисному и послегарантийному обслуживанию. К сожалению, отечественные организации стремятся уходить от таких работ, что приводит к сокращению объемов торговли машинотехнической продукцией и даже потере рынков.

Торговля продукцией в разобранном виде представляет собой своеобразный способ торговли машинотехнической продукцией, который осуществляется на международном рынке для повышения ее конкурентоспособности, увеличения объемов поставок и получения экспортерами дополнительной прибыли. По законодательству ряда развивающихся стран с целью защиты национальных отраслей экономики от конкуренции иностранных поставщиков вводятся количественные ограничения или повышенные таможенные пошлины на импорт готовой машинотехнической продукции. Однако отдается приоритет на импорт продукции в разобранном виде, потому что организация сборки продукции на предприятиях импортера содействует становлению и развитию национальной промышленности и повышению занятости местной рабочей силы, а также способствует научно-техническому прогрессу в стране импортера. На ввоз продукции в разобранном виде обычно устанавливаются пониженные пошлины. Примерами такого сотрудничества являются поставки японскими фирмами деталей элементной базы для сборки аудио-, видеоаппаратуры и персональных компьютеров в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, при поставках продукции в разобранном виде значительно сокращаются транспортные расходы по сравнению с затратами, связанными с перевозками, например, крупногабаритной готовой продукции.

Правительства развитых стран, идя навстречу интересам своих продуцентов, также вводят ограничения на ввоз готовой продукции. В условиях острой конкурентной борьбы на международном рынке, полного или частичного запрета импорта готовой продукции ее поставка в разобранном виде может явиться для экспортера оптимальным вариантом выхода на данный рынок.

Наиболее значимой тенденцией международной торговли являются рост удельного веса торговли продукцией обрабатывающей промышленности, на которую приходится 53% стоимостного объема мирового экспорта. Наиболее значительная группа товаров в рамках продукции обрабатывающей промышленности – оборудование и транспортные средства (до половины экспорта товаров этой группы), а также прочие промышленные товары – химические товары, черные и цветные металлы, текстиль. Крупнейшими экспортерами готовой продукции являются страны ЕС, США, Китай и Япония (табл. 10.4).

Сегодня около 40% стоимости мирового экспорта приходится на технически сложную, дифференцированную продукцию – машины и транспортное оборудование. Увеличение экспорта продукции машиностроения сопровождается одновременным ростом торговли компонентами, узлами, деталями, полуфабрикатами.

УДК 330.1

Международная торговля: современные проблемы и тенденции

Панина Мария

науч. руководитель ст. преп. кафедры «МиЭТ»

Пензенский государственный университет архитектуры и строительств

Международная торговля связывает национальные экономики в единую систему мирового рынка. Субъектами международной торговли выступают все государства мира. Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива.

К 2011 году на мировых товарных рынках сложилась ситуация, способствовавшая улучшению условий международной торговли Российской Федерации с другими странами. Данные о внешней торговле России за период г. г. представлены в таблице 2.

Таблица2- Внешняя торговля России за период г. г.(млн. долл. США) .

Составляющая

2012 г. прогноз

Товарооборот

Как видно из данной таблицы, значения экспорта и импорта, а следовательно и показатели товарооборота стран мира за 2000 по 2011 года увеличились более чем в два раза. Рост импорта обеспечивался преимущественно за счет увеличения физических объемов ввоза.

Удельный вес стран "семерки" во внешней торговле России и доля России во внешней торговле этих стран приведены в таблице 4.

Таблица 4-Удельный вес стран "семерки" во внешней торговле России и доля России во внешней торговле этих стран в 2011 г. (в %)

Наименование

Доля стран в

экспорте в РФ

Доля стран в

импорте из РФ

Доля РФ в

экспорте стран

Доля РФ в

импорте из

Германия

Великобритания

Данные таблицы показывают какую долю занимают зарубежные страны во внешней торговле России. Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в экспорте РФ занимает Германия-8% и в импорте тоже-15,3.

Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% - газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 15% – цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом.

На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% - газового конденсата и газа, 70% - угля, 66% - железной руды, 53% - меди, 95% - никеля, 70% - бокситов от запасов СНГ. В России на душу населения приходится 5 га леса. Доля природно-сырьевого капитала составляет около 25-30% национального богатства, однако от 30 до 60% балансовых запасов нерентабельны.

Россия - один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей. В топливно-энергетическом комплексе стоимостный объем экспорта топливно-энергетических ресурсов по сравнению с 2010 г. увеличился на 44,1 % при росте физического объема на 3 %. В целом на экспорт было направлено 50,9 млн. тонн нефтепродуктов, или на 11,4 % больше, чем в 2010 г.

По оценкам международных экономических организаций, Россия также имеет сильные конкурентные позиции в экспорте черной и цветной металлургии , лесной и оборонной промышленности, машинной промышленности (4,8 % экспорта – 2011 г.), химической промышленности (5,6 % экспорта России в 2011 г.).

В импорте основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (46 %), продовольствие и сельхозсырье (17 %), продукция химической промышленности (17 %, 3-е место), текстиль и обувь (4 %). Несколько улучшились позиции России в международной торговле. В настоящее время доля России в мировом экспорте товаров составляет 1,8 %. В основе этого улучшения позиций страны в мировом экспорте лежит происшедшее в эти годы улучшение для России условий торговли, связанное с ростом цен на нефть и другие топливно-энергетические ресурсы. В мировом импорте товаров доля России в 2010 г. составляла 0,9 % (23-е место). В 2010 г. доля торговли России со странами Центральной и Восточной Европы в общем товарообороте составляла 13 %.

Анализ направлений торговли позволяет выявить, что опережающими темпами растёт взаимная торговля промышленно развитых стран, на которые приходится почти 60% мирового экспорта. В свою очередь развивающиеся страны вывозят в индустриальные страны около 70% своих экспортных товаров. Что же касается участников торговли, то усиливается тенденция вытеснения с мирового рынка средних и мелких экспортёров и импортёров. Внешнеторговые связи концентрируются в рамках монополистических объединений.

Наиболее крупные изменения, происходящие в последние десятилетия в товарной структуре международной торговли - это сокращение доли сырьевых товаров при возрастании доли готовых изделий. Эти изменения обусловлены развитием производительных сил, уровнем международного разделения труда и сдвигами в структуре капиталистической экономики, вызванными в решающей степени НТР. Сокращение импорта энергоносителей и сырья привело к снижению доли торговли развитых стран с третьими странами. В то же время неуклонно возрастает экспорт по статье "машины и транспортные средства" - с одной стороны, за счет внутреннего обмена между развитыми странами, а с другой - происходит рост их экспорта в развивающиеся страны. Резко возрос и импорт машин и транспортных средств. Из сравнения товарной структуры экспорта и импорта стран высокоразвитого рыночного хозяйства очевидна более высокая доля экспорта готовой продукции по сравнению с ее импортом, более высокий удельный вес импорта топлива, примерно равная доля импорта и экспорта сырья, почти одинаковая доля продовольственных товаров и сельскохозяйственных продуктов, удельный вес которых в дальнейшем вряд ли будет уменьшаться - по-видимому, он достиг возможного "порога" падения. Наиболее быстрыми темпами развиваются экспорт и импорт топлива. На втором месте - готовые изделия, за которыми следуют продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция и, наконец, промышленное сырье.

Основной тенденцией современного этапа развития международной торговли является увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. Среди важнейших структурных сдвигов в международной торговли следует отметить также снижение удельного веса продовольствия. В основе этой тенденции лежат относительно медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран.

Таким образом, мировой рынок товаров на современном этапе значительно диверсифицирован , а товарный ассортимент внешнеторгового оборота чрезвычайно широк.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буглай, экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 20с.

2. Киреев экономика. - М.:МАКО, 20с.

3.Устинов торговля: Статистическо-аналитический справочник// Экономика.- 2011.-№5.-с.4-9.

4.Щербаков.-М.:Макро,2010.-с.214.

5.Яшина экономические отношения.-М.:2009,с.584.

Позиции России на фоне сложившихся тенденций в мировой торговле подтверждают факт отсталости ее развития по тем направлениям, которые демонстрируют высокоразвитые страны и значительное число развивающихся государств. В мировом товарообмене товарами и услугами она занимает долю около 2%. Однако из-за резкого падения объема внешней торговли РФ в 2009 г. (на 36,2%) ее удельный вес снизился до 1,4%. В международном рейтинге стран- экспортеров коммерческих услуг 2008 г. Россия переместилась на 22-е место, т. е. на три строки выше 2007 г. с долей в 1,3% на мировом рынке.

Также можно отметить, что внешнеторговый оборот России в течение последних лет, а в частности с 2008г. стабильно увеличивается. В 2011г. внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья составил в текущих ценах 713,8 млрд.долларов США (20948,9 млрд.рублей) и по сравнению с 2010г. вырос на 29,5%, с государствами-участниками СНГ - 131,4 млрд.долларов США (3857,1 млрд.рублей) и вырос на 34,4%. Однако более развита динамика импорта нежели экспорта, что мы видим из гистограммы 1. Так, хотя процентное соотношение и экспорта, и импорта возросло к 2011г. в сравнении с 2008г, но относительно экспорта это составляет около 28%, тогда как относительно импорта этот показатель равен 77%.

Структура внешнеторгового оборота РФ в целом и экспорта в частности за последний период не изменилась. По-прежнему в его составе преимущество сохраняется за топливно-энергетическим сырьем (ТЭС) и продуктами низкотехнологичной переработки, значительная часть которых (до 46%) производится в металлургической, нефтехимической, лесоперерабатывающей и в других подобных отраслях. Размер поставок такой продукции на внешний рынок в совокупности достигает 90% общероссийского экспорта. Хотя из-за финансового кризиса и общего падения спроса на углеводородное сырье на внешнем рынке в 2009 г. существенно снизился стоимостный объем вывоза ТЭ и несколько сократилась его доля в экспорте. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа природного, угля каменного, кокса и полукокса, электроэнергии) в общем объеме экспорта в 2011г. составил 68,0% (в 2010г. - 66,4%), металлов (черных металлов, меди рафинированной, никеля необработанного, алюминия необработанного) - 7,2% (8,8%).

Таким образом, преобладание в России до сих пор производства продукции первичной стадии переработки, как наиболее энергоемкого, и в результате высокая степень подверженности экспорта конъюнктуре мировых рынков сырья подтверждают неконкурентоспособность отечественной экономики. К тому же сохраняется импортная зависимость многих секторов экономики и внутреннего потребительского рынка. Особенно в части импорта машинотехнической продукции (МТП), доля которой в общем объеме ввозимых товаров в Россию к настоящему времени достигла 48% в совокупности и 51% и 30,4% со странами дальнего зарубежья и странами СНГ соответственно (см диаграмма 1), однако все же наметилась тенденция сокращения подобного рода зависимости, т.к. в сравнении с 2010 (см диаграмму) и 2009 (53%) годами объем импорта МТП все же сократился. Также существенной является доля импорта продовольственных товаров (около 14%), это 13,8% со странами зарубежья и 14,7% с государствами-участниками СНГ.

В то же время стабильно низким остается размер экспорта российской МТП - на уровне 4,5% в совокупном объеме экспорта РФ в 2011 г. , где 3,6 % со странами дальнего зарубежья и 9,4% со странами СНГ (см диаграмма 2). На мировом рынке МТП Россия занимает всего лишь около 0,5%. Но и в этих малых объемах экспортных поставок МТП преобладающая часть (до 40% и более) это -- военно-техническая продукция (ВТП). Так, в 2009 г. ее доля в экспорте МТП достигала 61,2%. Структура экспорта российской ВТП в значительной мере (на 50-60%) формируется за счет продажи авиационной военной техники, а также поставок вооружения (19%), морских военно-транспортных средств (13,7%) и технических систем для ПВО (13,3 %).

Следует признать, что для России поставки ВТП на мировой рынок в настоящее время являются одной из немногих возможностей, где она способна конкурировать с ведущими западными производителями высокотехнологичной продукции. Уже длительный период она удерживает свои позиции на мировом рынке вооружения и военной техники как одна из крупнейших стран-экспортеров, наряду с США, Германией, Францией и Великобританией. В 2010 году на долю России пришлось 14% объема мирового рынка ВТП и 2-е место после США, которым принадлежит здесь 38%. Более того, за счет расширения границ и объемов поставок ВТП в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами Россия в перспективе может обеспечить «прорыв» и на международные рынки отдельных видов гражданской промышленно-технической продукции.

При общих неоднозначных показателях, характеризующих положение России в системе мировой торговли, на международных рынках наукоемкой продукции и услуг ее позиции более слабые. Так, если доля продаж наукоемких товаров и технологий вместе взятых в составе российского экспорта доходит до 2,7%, то на мировом рынке это всего лишь 0,3-0,4%. В то же время на страны-продуценты мирового рынка высоких технологий (США, Япония, ЕС) приходится соответственно около 39, 30 и 18%, а их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции -- 24,13,15%. Закономерно, что в 2009 г. Россия по поставкам инновационных продуктов и технологий на международные рынки оказалась только на 80-м месте из 160 стран.

Скромные позиции занимает Россия и на мировом рынке наукоемких услуг -- менее 1 %. Такая ситуация имеет место даже на фоне того, что в этом секторе отечественной экономики в последние годы были достигнуты более высокие среднегодовые темпы роста экспорта, чем в поставках высокотехнологичной продукции. По объему и структуре экспортируемых услуг Россия серьезно отстает от целого ряда стран. В частности, по экспорту компьютерных и информационных услуг она отстает в 36 раз от Индии, в 20 раз от США, в 4,5 раза от Китая.

Еще меньшие объемы экспорта Россия имеет по образовательным услугам - не более 0,2% на мировом рынке. Так, по заключению The Economist Intelligence Unite, она находится на 55-м месте по уровню готовности к процессам интернет-образования (данные на 2010г). В итоге, стоимость экспорта таких услуг оценивается не более чем в 200 млн долл. США, а их доля в общем объеме экспортируемых из России наукоемких услуг -- 1,6%. В то же время, согласно международной статистики, в США и Великобритании, например, экспорт образовательных услуг достигает соответственно около 15 и 9 млрд долл.

Существующее положение России на мировых рынках не дает оснований для оптимизма в расчете на то, что ей в ближайшем будущем удастся нарастить производство и объемы экспорта наукоемкой продукции и услуг и уж тем более диверсифицировать его структуру. Для этого необходимо осуществить реальный перевод экономики на инновационный путь развития, который потребует, по оценкам специалистов, не менее двух десятилетий, учитывая нынешнее ее состояние. Факторов, указывающих на эту ситуацию, достаточно. Один из последних -- это озвученное недавно руководством страны заключение о том, что в настоящее время даже в системе Минобороны РФ находится в эксплуатации до 85% устаревшей техники и 80% кабельной сети, требующих их полной замены.

Проблема диверсификации экспортоориентированного производства и его технологического обновления остается одной из важнейших для России, не решив которую невозможно рассчитывать на повышение уровня ее конкурентоспособности. Современные международные тенденции свидетельствуют, что эффективность национальных экономических систем в настоящее время во многом опирается на инновационную деятельность в различных сферах хозяйствования, а прирост ВВП обеспечивается в значительной части за счет создания, выпуска и реализации наукоемкой продукции и услуг. Это подтверждает опыт развитых стран, где наблюдается ускоренный рост вклада инноваций в прирост ВВП.

Однако переход к инновационному развитию предполагает создание новой технологической базы, а его стержнем является машиностроительная сфера производства. Это означает, что создание «умной экономики» и инновационных секторов, о которых в последнее время так часто говорит руководство страны, невозможно без решения непростых задач по модернизации промышленно-производственной базы в короткий период, разве что в авральном режиме. Проблема осложнена и тем, что многие годы наука в направлении технического прогресса в современной России финансировалась по остаточному принципу, уровень которого далеко отстает от развитых стран и не способен активизировать инновационные процессы.

Помимо этого, развитие в России конкурентоспособных по мировым критериям производств высокотехнологичных продуктов в инновационных и наукоемких секторах потребует не только приобретения и повышения компетенций в плане производственных процессов, но и в сфере управления глобальным бизнесом. Одновременно потребуется направить часть «инвестиций» в область формирования надежной деловой репутации отечественных компаний-производителей высококачественных видов продукции и услуг.

Несмотря на попытки российского правительства ускорить инновационный процесс и создать необходимые для этого организационно-экономические и правовые условия, на данном этапе ощутимых результатов пока не достигнуто. Конкурентная среда здесь остается также не развитой, что предопределяет низкую востребованность инноваций в экономике России. Так, если в США, Японии, Великобритании внедряется до 70% новых научно-технологических разработок, то в отечественной практике - только 2-3%. Причем преимущественный объем результатов инновационной и интеллектуальной деятельности в России отражается лишь в составе проектно-технологической документации.

Перспективы России по наращиванию экспорта наукоемкой продукции будут в значительной степени определяться в зависимости от того, насколько изменится или нет в дальнейшем инерционно-сырьевая модель экономики. Следствием сохранения существующей хозяйственно-экономической модели по-прежнему является замедленный рост технологического уровня в отраслях промышленности и формирования новых секторов производства инновационной продукции.

В то же время инновационный путь развития экономики потребует более активного участия государства в выборе стратегически приоритетных проектов, создания благоприятного инвестиционного климата, формирования необходимой инфраструктуры. Не должна оставаться неизменной и внешнеэкономическая политика государства, так как инновационные процессы объективно невозможно обеспечить без последовательной интеграции в мировые рынки, в глобальные и региональные технологические и финансовые потоки.

Суть внешнеторговой политики и основные направления внешней торговли

Внешнеторговая политика является элементом национальной экономической политики страны. Ее объектом выступает обмен продуктами производственной деятельности (товарами и услугами) между отдельными государствами.

Выделяют два конкурирующих друг с другом направления внешнеторговой политики - политику свободной торговли и политику протекционизма. Международная практика свидетельствует, что обе тенденции - и либерализация (свобода торговли), и протекционизм - являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия. Рассмотрим основные направления внешней торговли.

1. Политика свободной торговли (free tradering) - это отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, но при этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики

Положительные стороны:

Дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена; - страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты; - дает преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.

2. Политика протекционизма (protection) - это государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Политика исключает свободное действие рыночных сил, предпочитается слабыми странами.

Положительные стороны:

Облегчает развитие молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах; - является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах; - сокращает безработицу.

Отрицательные стороны:

В длительном периоде приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики; - автаркия - крайняя форма, стремление страны ограничить импорт только объемами экспорта, внешнеторговое сальдо стремится к нулю.

3. Селективный протекционизм - защита не всей экономики, а отдельных отраслей.

4. Коллективный протекционизм - протекционизм, проводимый интеграционными группировками по отношению к третьим странам.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно разделить на две группы.

К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т. д.

Вторая группа включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы природные, человеческие, инвестиционные товары распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, и поэтому можно дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный людской труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Промышленно развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов. Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах.

Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

что лежит в основе международного разделения труда?

какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля (international trade), является древнейшей формой международных экономических отношений. По своим масштабам и значению в общем комплексе мирохозяйственных связей она продолжает сохранять важные позиции.

Углубление международного разделения труда, специализация и кооперация приводят ко все более высокой степени «открытости» национальных хозяйств, их ориентации на внешние рынки и, следовательно, расширению международной торговли. Это усиливает интерес к международному обмену.

1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена, когда иные направления экономической теории еще не были развиты. международный торговый меркантилизм протекционизм

Первой попыткой теоретического осмысления международной торговли и выработки рекомендаций а этой области явилась доктрина меркантилизма (mercantilism), господствовавшая в мануфактурный период, т.е. с XVI в. до середины XVIII в. когда международное разделение труда было преимущественно ограничено двусторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность тогда еще не оторвалась от национальной почвы, и товары производились на экспорт из национального сырья. Так, Англия обрабатывала шерсть, Германия - лен, Франция - шелк в лен и т.д. Меркантилисты придерживались взглядов, согласно которым государство должно продавать на внешнем рынке как можно больше любых товаров, а покупать как можно меньше. При этом будет накапливаться золото, отождествлявшееся с богатством. Понятно, что если такую политику отказа от импорта будут проводить все страны, то покупателей не окажется и ни о какой международной торговле не будет, и речи.

1.1 Классическая теория международной торговли

В период перехода ведущих стран к крупному машинному производству Адам Смит (Adam Smith) заново поставил вопрос о рациональной международной торговле. Он предположил, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке, а также попытался определить, какие именно товары выгодно экспортировать, а какие - импортировать. В литературе его подход получил название принципа (или модели) абсолютного преимущества (absolute advantage). А. Смит исходил из некоторых общих принципов разумно хозяйствующего субъекта, которые кажутся ему очевидными, и переносил их на внешнюю торговлю.

«Основное правила каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовлять дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного. Фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников. Все они находят более выгодным для себя затрачивать весь свой труд в той области, в которой они обладают некоторым преимуществом перед своими соседями, и все необходимое им покупать в обмен на часть продукта или, что то же самое, на цену этого продукта.

То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, врядли может не оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.»

Предположим, что 2 страны обмениваются двумя товарами в пропорции 1:1, тогда 1 ед. товара А обменивается на 1 ед. товара Б. Страна 1 могла бы получить 1 ед. товара Б, затратив только 10 ед. труда, тогда как потребовалось бы израсходовать 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно. Аналогично, страна 2 должна потратить только 10 ед. труда для получения 1 ед. товара А, тогда как потребовалось бы 20 ед. труда, чтобы произвести его самостоятельно.

В конце XVIII в. торговля "колониальными товарами" составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Резкое преобладание торговли сырьевыми товарами и подтолкнуло А. Смита к созданию модели абсолютных преимуществ. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины внешней торговли Англии. Естественно, природные различия во многих случаях не могли лежать в основе абсолютных преимуществ экспортеров, продающих товары в соседние страны. А. Смит замечает это обстоятельство и указывает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные: «В данном случае не имеет никакого значения, являются ли те преимущества, какими обладает одна страна сравнительно с другой, естественными или приобретенными. Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней будет всегда выгоднее покупать у первой, а не производить самой. Преимущество, которым обладает ремесленник перед своими соседями, занимающимися другими профессиями, является приобретенным, и, тем не менее, как он, так и они находят более выгодным покупать друг у друга, вместо того, чтобы производить предметы не по своей специальности.»

Со временем на смену модели А. Смита пришла модель Давида Рикардо (David Ricardo), который сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо увидел определенную специфику международных экономических отношений и создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества (comparative advantage): Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Он приводит ставший хрестоматийным пример обмена английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

В соответствий с данным примером производство определенного количества (n) сукна в Англии требует труда 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое (m) количество португальского вина, собственное производство которого потребовало бы труда 120 рабочих в год. При этих обстоятельствах Англии оказывается выгодным покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 человек в год, вследствие чего ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих объясняется Д. Рикардо трудностью перемещения факторов производства между странами.

Согласно модели Д. Рикардо Португалия имеет абсолютные преимущества перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, т.к. ей требуется для производства вина 67% (80/120*100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100*100). Следовательно для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно.

Д. Рикардо и своей модели предполагает заданным количество производимых товаров (вино и сукно) и рассматривает различия в затратах рабочего времени на их производство. Впоследствии этот подход стал интерпретироваться иначе, на основе понятия альтернативных издержек. В соответствии с этим подходом заданным считается количество ресурсов, имеющихся в стране. Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества с этой позиции. Для начала оставим некоторые исходные условия из примера Д. Рикардо: имеются две страны (Англия и Португалия) и два товара (сукно и вино). Пусть в Англии для производства 1 кв. м сукна необходимо 100 часов рабочего времени, а для производства 1 л вина - 120 часов. Общее количество рабочих часов, которым располагает Англия в данном году - 220 тысяч. Таким образом в Англии может быть произведено либо 2200 кв. м сукна (220 тыс. час./100 час.), либо 1833 л вина (220 тыс. час./120 час.), либо любая комбинация данных товаров в этих пределах.

Португалия же располагает рабочими часами в количестве 170 тыс. На производство 1 кв. м сукна ей требуется 90 часов, а на производство 1 л вина - 80 часов. Таким образом в Португалии может быть произведено либо 1899 кв. м сукна (170 тыс. час./90 тыс. час.), либо 2125 л вина (170 тыс. час./80 час.), либо любая комбинация данных товаров в этих пределах.

В Англии 1 кв. м сукна стоит примерно 4/5 л вина. В Португалии же 1 кв. м сукна стоит примерно 6/5 л вина. Эти относительные цены существуют в условиях отсутствия торговли между Англией и Португалией и поэтому называются автаркическими. Если абстрагироваться от транспортных расходов и предположить, что нет никаких препятствия для торговли между странами, то Англия будет продавать в Португалию сукно, относительная цена которого в Англии ниже, чем в Португалии, а Португалия будет продавать в Англию вино, относительная цена которого ниже в Португалии.

Эта торговля повлияет на относительные цены товаров таким образом, что вместо двух различных цен замкнутых рынков постепенно установится единая мировая цена. Например, мировая цена 1 кв. м сукна установится в пределах между 4/5 и 6/5 л вина. Пусть эта цена будет равна, скажем, 5/5, т.е.1. По этой цене сукно будет продаваться и в Англии, и в Португалии. В Англии производители вина станут получать меньше прибыли, чем раньше, а производители сукна - больше. Следствием этого станет сокращение производства вина и рост производства сукна. Обратная ситуация будет иметь место в Португалии. Таким образом, Англия будет специализироваться на экспорте сукна, а Португалия - вина.

1.2 Теория Хекшера - Олина

Теория Д. Рикардо вытекала из фактически существовавших в то время различий в издержках производства определенных товаров в разных странах, зависящих в подавляющей степени от различий в природных условиях. В конце ХIХв. - начале ХХв. произошли структурные сдвиги в международной торговле. В 1928 году на промышленные изделия приходилось около 40% мирового экспорта, в то время, как на сырье и полуфабрикаты - 35%, а на продовольствие - 25%. Это свидетельствует о том, что роль естественных природных различий как фактора международного разделения труда существенно снизилась. То же можно сказать и о различиях в производительности труда, поскольку торговля между странами с примерно одинаковым уровнем развития (США и европейские страны) была достаточно активна.

В это время шведские экономисты Эли Хекшер (Eli Heckscher) и Бертиль Олин (Bertil Ohlin) выдвинули теорию, в соответствии с которой попытались объяснить причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

Основные положения новой теории были сформулированы Э. Хекшером в короткой газетной статье, опубликованной в 1919 г. на шведском языке. В 20-е и 30-е годы эти положения были обобщены и развиты его учеником, Б. Олином.

В соответствии с их теорией страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор. Основных факторов три: труд, капитал и земля. Однако теория Хекшера-Олина является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими. Можно вполне логично предположить, что различные страны в разной степени наделены трудом и капиталом. Следовательно, в стране, где трудовых ресурсов много, а капитала мало, труд будет сравнительно дешев, а капитал - дорог. В какой-либо другой стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал - дешевым. Каждая из этих стран будет экспортировать те товары, которые сравнительно дешевле произвести, используя в большей степени «дешевый фактор производства».

1.3 Парадокс Леонтьева

Все, что нам сегодня известно о факторах, формирующих экспорт и импорт ведущих стран, является результатом исследований, стимулом для которых послужил неожиданный результат, полученный в 50-е годы Василием Леонтьевым и давший старт целой серии плодотворных дискуссий. Леонтьев, удостоенный впоследствии Нобелевской премии по экономике, полагался на вернейший из инстинктов в науке: всегда проверять, соответствуют ли теоретические выводы реальности.

На этот раз он решил проверить вывод теории Хекшера -- Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно. Точнее, он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Хекшера -- Олина справедлива, 2) в экономике США, как повсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров.

Леонтьев получил соотношение величины основного капитала и численности рабочих в экспортных и импортозамещающих отраслях США в 1947 г. Это потребовало расчетов капитала и занятости не только в нескольких десятках рассматриваемых отраслей, но и учета капитала и труда, которые содержались в их товарах в результате использования продукции других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, он с успехом использовал его возможности для получения необходимых оценок капиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капитала и труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки были таковы: если верны выводы теории Хекшера -- Олина, а капитал в США относительно более избыточен, то (с учетом вклада всех отраслей) показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего (Kx/Lx) в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель (Km/Lm) в импортзамещающей продукции, входящей в стандартный набор ввозимых в США товаров.

Парадоксальные результаты, полученные Леонтьевым, озадачили не только его самого, но и других экономистов: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие! Ключевой параметр (Kx/Lx)/(Km/Lm) составил всего 0,77, тогда как, согласно теории Хекшера -- Олина, он должен был намного превысить единицу.

Сам Леонтьев и другие экономисты по-всякому подступались к этой проблеме. Метод неоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спроса в США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. Другие экономисты пробовали искать причину в торговых барьерах или в так называемой «обратимости факторной интенсивности» (когда при одном соотношении цен факторов отрасль А является более капиталоемкой, чем отрасль Б, а при другом -- менее капиталоемкой), но и это мало что привнесло в решение проблемы.

Наиболее плодотворным оказалось решение ввести в модель и другие факторы производства. Возможно, рассуждали многие экономисты (и Леонтьев в их числе), следует учесть тот факт, что существуют различные виды труда, природных ресурсов, капитала и т.д. Многочисленные исследования в этом направлении привели к двум основным результатам: 1) подтвердили наличие «парадокса» на протяжении большей части послевоенного периода; 2) значительно улучшили наши представления об обеспеченности факторами и интенсивности их использования. Первый опровергал теорию Хекшера -- Олина, второй поддерживал ее.

Несмотря на различия в технике расчетов, все исследования в основном подтвердили наличие парадокса Леонтьева в США в период между второй мировой войной и началом 70-х годов.

В то же время в попытках разгадать парадокс Леонтьева ученые стали вводить в модель и другие, помимо капитала и труда, факторы производства. Новые расчеты «фактороемкости» обогатили, как уже было сказано, наши представления о том, кто выигрывает, а кто теряет в результате внешней торговли. В каком-то смысле этот побочный продукт споров вокруг парадокса Леонтьева компенсировал ущерб, нанесенный им теории Хекшера -- Олина. Конечно, США обладали некоторым избытком капитала и при этом почему-то экспортировали меньше услуг этого фактора, чем импортировали. Но исследования, стимулированные работой Леонтьева, показали, что капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле и научно-техническим кадрам. И действительно, США выступают чистым экспортером товаров, интенсивно использующих эти факторы, в полном соответствии с теорией Хекшера -- Олина. Таким образом, несмотря на некоторый ущерб, нанесенный теории Хекшера -- Олина парадоксом Леонтьева, она в конечном счете обогатилась новыми результатами, полученными в ходе исследования этой загадки.

1.4 Неотехнологические теории

Теория Хекшера-Олина объясняла развитие внешней торговли различной наделенностью стран факторами производства, однако в последние десятилетия стала возрастать торговля между странами, где разница в наделенности факторами невелика (Западная Европа), т.е. налицо противоречие - причины торговли исчезли, а торговля возросла. Это объясняется тем, что теория Хекшера-Олина сложилась в те годы, когда преобладающей была межотраслевая торговля. Еще в начале 50-х годов наиболее характерным был обмен сырья из развивающихся стран на продукцию обрабатывающей промышленности развитых стран. К началу 80-х годов уже 2/3 экспорта, например, Великобритании приходилось на Западную Европу и Северную Америку. Во внешней торговле промышленно развитых стран преобладающим стал взаимный обмен продукцией обрабатывающей промышленности. Более того, эти страны одновременно продают и покупают не просто продукцию обрабатывающей промышленности, а одни и те же по наименованию товары, отличающиеся лишь качественными характеристиками. Особенностью производства экспортных товаров промышленно развитых стран являются сравнительно большие затраты на НИОКР. Эти страны сегодня во все большей степени специализируются на производства так называемой наукоемкой высокотехнологичной продукции.

В число высокотехнологичных отраслей входят производство медицинских препаратов, электронно-вычислительных машин и оборудования, радиоэлектронных компонентов, лабораторное оборудование, авиационная и ракетно-космическая промышленность.

Развитие наукоемких отраслей и стремительный рост международного обмена их продукцией привели к формированию теорий неотехнологического направления. Это направление представляет собой совокупность отдельных моделей, частично дополняющих друг друга, но иногда и противоречащих одна другой.

1.4.1 Теория снижающихся издержек (эффект масштаба)

Эта теория развилась на основе критики и отрицания модели Хекшера-Олина. Исходным является предположение, что развитые страны наделены факторами производства в сходных пропорциях. Поэтому торговля между ними имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

1.4.2 Теория "технологического разрыва"

В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в стране-новаторе в течение определенного времени обладает так называемой "квазимонополией", иными словами, получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие - производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.

В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

1.4.3 Теория "цикла жизни продукта" (product life cycle theory)

Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.

Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь "качества специализации". Пример НИС со всей очевидностью показывает, что экономический рост и активное участие в международном разделении труда решающим образом зависят от открытости национальных хозяйств.

1.5 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:

Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.

Государственная политика.

По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению конкурентоспособности страны должны входить:

1) Воздействие правительства на факторные условия

акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, научно-конструкторских разработок и т. д.);

грамотные политические решения в отношении рынков факторов и валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных договоров).

2) Воздействие правительства на условия спроса:

государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе, внутренней конкуренции, производства инноваций);

регламентация изделий и процессов (создание четкой системы технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка некачественной продукции);

воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей (политика правительства в отношении государственной собственности);

стимулирование раннего или усложненного спроса (использование лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);

предоставление полной и качественной информации покупателям;

введение технических стандартов (для обеспечения совместимости различных типов устройств);

зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема взаимодействия колония - метрополия)

3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:

политика правительства в отношении СМИ;

образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой продукции);

региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).

4) Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм:

интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)

воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм

регламентация соперничества внутри страны (антитрестовские законы, протекционизм и т. д.)

образование новых фирм

торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять протекционизмом)

привлечение зарубежных инвестиций

2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Государственное регулирование международной торговли может быть:

* Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

* Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

* Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).

2.1 Торговая политика: либерализм и протекционизм

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) -- политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) -- государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше -- протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, -- предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция -- страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой -- это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися -- это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой -- это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

* селективный протекционизм -- направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

* отраслевой протекционизм -- защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

* коллективный протекционизм -- проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

* скрытый протекционизм -- осуществляется методами внутренней экономической политики.

2.2 Инструменты торговой политики

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные -- те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

2.2.1 Тарифные методы регулирования международной торговли

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

* инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

* свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

* конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) -- обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

* фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

* протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

* балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

* адвалорные -- начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

* специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

* комбинированные -- сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

* импортные -- пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

* экспортные -- пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

* транзитные -- пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

* сезонные -- пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

* антидемпинговые -- пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

* компенсационные -- пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

2.2.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики -- тарифный или нетарифный -- использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения (quantative restrictions)-- административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) -- количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

* экспортные -- вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);

* импортные -- вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:

* глобальные -- устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;

* индивидуальные -- установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) -- регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором -- приобретает ряд конкретных форм:

* разовая лицензия -- письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

* генеральная лицензия -- разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

* глобальная лицензия -- разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

* автоматическая лицензия -- разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

«Добровольные» ограничения экспорта.

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint -- VER) -- количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

2.2.3 Скрытые методы торговой политики

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

Виды скрытого протекционизма.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

* Технические барьеры -- скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера -- требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями.

Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

...

Подобные документы

    Таможенные тарифы и пошлины - основной инструмент торговой политики государства. Таможенный тариф и таможенная пошлина - инструменты государственного регулирования международной торговли. Экономические эффекты, возникающие при введении тарифных методов.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Сущность и основные концепции внешней торговли, особенности ее регулирования. Виды международной торговой политики. Критерии определения форм международной торговли. Способы осуществления торгового обмена. Внешняя торговля стран с переходной экономикой.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2012

    Основные теории международной торговли. Сущность и роль внешней торговли в экономике страны. Внешнеторговая политика России. Возможность развития внешнеторговой политики страны в условиях глобализации мировой торговли. Инструменты торговой политики.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2015

    Классические теории международной торговли. Инструменты международной торговой политики. Современное международное регулирование торговли России. Развитие протекционистских тенденций. Современное регулирование международной торговли в рамках ВТО.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2016

    Эволюция мировой экономики и основные теории международной торговли. Сущность международной торговли товарами как доминирующей сферы национальной экономики многих государств. Структура экспорта и импорта РФ, основные проблемы России в этой сфере.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Изучение теорий международной торговли, история ее становления и основные показатели. Роль фондовых бирж и ярмарок в осуществлении оптовой торговли. Анализ показателей товарооборота, экспорта и импорта стран мира. Структура и проблемы мировой торговли.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Тенденции развития международной торговли. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо, парадокс Леонтьева. Информационный и технологический обмен. Регулирование внешней торговли. Всемирная Торговая Организация в регулировании международной торговли.

    лекция , добавлен 18.10.2014

    Характеристика и структура Всемирной торговой организации (ВТО), правила международной торговли ВТО и национальное законодательство. Развитие процесса глобализации. Нормы ВТО в отношении региональных объединений в области международной торговли.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Характеристика системы реализации, динамики и структуры международной торговли в современных условиях. Исследование роли и места ГАТТ и его приемника ВТО в развитии международной торговли. Анализ тенденций развития тематики международных организаций.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2010

    Теории международной торговли: классическая, сравнительных преимуществ, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева. Виды международной торговой политики. Анализ международной торговли развитых стран и стран с переходной экономикой. Рост влияния азиатских стран.