Прокачка мозга: полезные советы. Как прокачать мозг: упражнения для развития памяти, внимания и мышления Смотрим под другим углом

Наверняка, многие из вас хотят стать умнее. И, безусловно, информационный век дает нам сегодня такую возможность. Имея выход на знания всего человечества прямо у себя в комнате, прокачать мозг не составляет труда. Однако, большинство людей от «желания» к «действию» так и не переходят.

Невероятная, неодолимая, всепоглощающая лень

Видимая сложность подходов (в то время, когда человек ищет простоту и «волшебные таблетки», и редко в чем хочет разбираться)

Да, так уж повелось. Но у меня для вас хорошие новости.

В отношении лени : предлагаю осилить всего одну статью, которая даст вам знания, которые, в свою очередь, сделаю вас умнее.

В отношении сложности подходов : способ, представленный мной, будет весьма простым и действенным одновременно.

Готовы прокачать мозг ?

В этой статье мы поговорим о том, как можно прокачать мозг при помощи подручных средств. Например, ручки.

Как прокачать мозг при помощи обыкновенной ручки?

Итак, что требуется сделать, чтобы обычная ручка превратилась в инструмент, прокачивающий наши мозги, и стала тем акселератором, позволяющим сделать нас умнее?

1. Взять ее в руку!

Наша рука – это естественный манипулятор, который напрямую подключен к нашему мозгу. Скажу больше, если мы и стали гомосапиенсами (если верить теории эволюции), то только благодаря нашим рукам. Ведь именно руки, если разобраться, и развили наши мозги.

Заметьте, маленькие дети, которые еще не умеют говорить, начинают свою мыслительную деятельность и изучение мира с того, что хватают предметы (а затем уже тащат в рот). И с развитием их кинезиологических способностей, развивается и мозг : дети раньше начинают говорить тогда, когда они хорошо натренировались владеть своими манипуляторами.

Т.е. наш мозг развивается

от движения – к логическому мышлению

И не наоборот.

Манипуляции рук положительно влияют на развитие высшей нервной системы, позволяют расширить границы деятельности и возможности головного мозга, развивают логическое мышление и повышают общий уровень интеллекта. Труды А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, В.Н. Бехтерева это доказали.

Сегодня существует даже целая синтетическая дисциплина, которая зародилась в США и распространилась по всему миру: кинезиология - наука о движении мышц. Это современная система «холической» или целостной медицины (духовное целительство, если хотите), которая занимается оздоровительными немедицинскими практиками.

Работа этой телесно-ориентированной психотерапии основана на физиологии головного мозга и его взаимосвязи с манипуляциями рук.

Отсюда можно сделать вывод, что движения рук – есть отличное средство для улучшения качеств нашего серого вещества. Способ, позволяющий прокачать мозг .

В то же время, если вспомнить правила запоминания информации нашим мозгом (об этом можно прочитать в статье ), то можно сделать вывод, что нейронная сеть связей, которую образует рефлекторная память (та память, благодаря которой мы запомнили то бесчисленное количество движений, которым пользуемся каждый день) – очень прочная и невероятно обширная. При этом, достаточно большую часть из них занимает именно манипуляции наших рук.

Отсюда возникает второй пункт прокачки нашего мозга.

2. Движение!

Во время решения каких либо задач мы используем преимущественно левое полушарие мозга, которое отвечает за логику, анализ и линейные операции. Так делать – нас научили. И это непременно эффективно, если задачи требуют грубой аналитики, например, математического расчета. Однако, в жизни чаще встречаются комплексные задачи, для решения которых желательно подключить весь мозг (а точнее, всевозможную нейронную сеть), а не 50% его мощности.

Т.е. подключить второе полушарие мозга , которое зачастую бездействует в решении тех или иных задач. Задействовать возможный потенциал.

Вы наверняка могли замечать (может быть, даже за самим собой), что во время ВАЖНОГО телефонного разговора люди что-то рисуют на бумаге, ходят по помещению, активно жестикулируют или двигают прочими конечностями? Это происходит потому что во время решения важных вопросов наше подсознание дает команду на задействование всей возможной коры головного мозга, и мы неосознанно начинаем рисовать, ходить, дергаться для того, чтобы подключить как можно больше нейронных соединений к процессу мышления.

Человек часто мыслит только «порциямий» левого полушария мозга, в то время как правое полушарие, которое отвечает за пространственное восприятие, трехмерное восприятие, воображение и творчество – бездействует. Начиная двигаться и рисовать – мы подключаем его, к процессу мышления, а значит увеличиваем количество нейронных связей, которые используем в мышлении.

А чем больше нейронных связей мы задействуем – тем умнее мы ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Кстати говоря, именно поэтому успешные бизнесмены, управленцы, директора и просто умные или творческие люди, часто теребят что-то в руках или трясут ногами. Они «догадались» (а точнее, это известно их подсознанию, которое отдает телу команды), что таким образом они буквально становятся умнее здесь и сейчас. И поставили это на «рефлекс», сформировав странную привычку трясти ногой, которая так раздражает окружающих людей и неверно истолковывается как «признак нервозности»:).

Итак,

Используя эти два пункта, мы составим алгоритм действий для того, чтобы прокачать мозг и стать умнее, чем абсолютное большинство «здесь и сейчас»

Этап 1.

Берем ручку в правую руку (если ваша активная рука левая, то в левую) и стараемся прокрутить поочередно ее через все пальцы так, чтобы она вернулась в исходное положение. Но только в одном определенном направлении. Тренируемся до того момента, когда вы сможете свободно перебирать ручку по пальцам с определенной скоростью (быстро – не обязательно, но рекомендую) не роняя ее.

Этап 2.

Освоив этап 1, перебрасываем ручку на пассивную руку и повторяем те же операции. Тут будет сложнее. Это потребует времени и терпения, но результат того стоит. Тренировка пассивной руки обеспечит вам не только новые нейронные связи в голове, но и сделает ее пригодной для других более сложных манипуляций, а это, помимо того, что разовьет ваш мозг , еще и станет весьма удобным дополнением в быту

После того, как освоите эти два этапа, учитесь вращать ручку в обратную сторону на обеих руках, и вращать в разные стороны одновременно, поочередно меняя направление.

Эффект приходит уже после освоения первого этапа, когда вы вращаете ручку «на автомате» во время любого умственного труда. Также, можно дополнять его потрясыванием ногой, если вы сидите. Какой эффект? Раскручивание ручки перед мыслительной деятельностью (или во время) имеет эффект «акселератора» , ускорителя для мозга.

Вы задействуете больше коры головного мозга:

  • улучшаете мышление;
  • увеличиваете скорость реакций;
  • увеличиваете свою сообразительность.

И да, вместо ручки можно применять любой другой предмет. Различные «фокусы» при этом делать не обязательно.

Вот так обычное упражнение превращается в простенькую, но действенную психотехнику по прокачке вашего мозга.

И запомните

если вы что-то не внедряете в свою жизнь в течение 48 часов, то 95%, что вы это не внедрите это в свою жизнь никогда…

Двигайтесь к своему успеху!

С уважением Вадим Берлин

Состав мозга кажется до банального простым – 78% воды, 15% жира, соль, гидрат калия и белки. Но в то же время не существует более сложного и «многослойного» органа. Мозг находится в состоянии обучения постоянно, просто мы не всегда это замечаем. При этом, по словам знаменитого нейролингвиста Татьяны Черниговской, мы зависим от нашего мозга на все 100%. Думаете, что анализируете и воспринимаете окружающий мир самостоятельно? Но что значит это «самостоятельно», если вы (ваше «я», ваши привычки, знания, интересы и убеждения) – это и есть ваш мозг? Только мозг решает, что и как нам показать и как это интерпретировать. Но несмотря на свое совершенное строение, этот невероятный орган все равно требует тренировки. Вот этим сейчас и займемся.

1. Развиваем мелкую моторику

Развитие этого навыка полезно не только детям. Наша повседневность – это клавиатура, сенсорный дисплей смартфона или планшета с их многочисленными приложениями-планировщиками и социальными сетями. Мы не контролируем свою реакцию на тактильные ощущения, выполняя какие-то скрупулезные действия. И не осознаем, какой мощный эффект они оказывают на наш мозг. Если у детей моторика развивается естественным образом благодаря разным упражнениям – от письма до лепки из пластилина, то взрослый человек может усовершенствовать навыки, приобретенные в детстве (и с тех пор, возможно, слегка покрывшиеся пылью). Неслучайно сейчас все большую популярность набирает арт-терапия. Активизируя рефлекторные точки пальцев рук, мы позволяем сигналу поступать прямо в центральную нервную систему и получаем прекрасный результат. Проходит усталость, активизируется работа мозга, улучшается самоорганизация, появляется ясность мысли и восстанавливается энергетический баланс.

Для развития мелкой моторики пальцев рук подходит масса занятий – найдется на любой вкус. Можно освоить новый музыкальный инструмент, даже если вы уже умеете играть на клавишных, переходите на струнные! Лепка «выключит» любые негативные мысли – останутся только ваше внимание, фантазия, кусок глины/пластилина/воска и максимальная концентрация. Лепить пирожки из теста – тоже вариант: совместите вкусное с полезным. Массаж пальцев, одновременное использование обеих рук (например, при письме или рисовании), техника десятипальцевого метода печати и даже жонглирование – остается только выбрать.

2. Пишем утренние страницы

Хорошо известный, но редко используемый инструмент. Техника проста: сразу после утреннего пробуждения нужно взять листок и ручку и выплеснуть на бумагу все, что роится в голове. Бездумно, бесконтрольно отдаться потоку мысли, которая материализуется в слова. И даже если мыслей нет вовсе – об этом тоже стоит написать. Главное – не перечитывать и не пытаться отредактировать текст.

Методика такого «потокового письма» стала широко известна после выхода , в которой она подробно рассказывает об этом способе, называя его своеобразной . Вместе с выходом любых хаотичных или вполне себе связных мыслей Кэмерон обещает полное погружение в себя и уверяет, что такая привычка помогает понять свои истинные желания и принимать правильные решение, которые сами собой интуитивно возникают в голове. Мозг таким образом освобождается от мусора, лучше концентрируется, внимание становится острее, а ум успокаивается.

3. Выбираем комплекс упражнений для брейн-фитнеса

Упорные труды в тренажерном зале помогут увидеть в зеркале рельефное тело, но для «мозговой мышцы» тоже можно подобрать эффективную программу прокачки. Выполняя простые упражнения, можно задействовать оба полушария головного мозга, в результате чего улучшаются его когнитивные функции. Всего несколько минут в день – и ваше внимание, память, логика, скорость восприятия и обработки информации будут на высоте.

Для брейн-фитнеса можно применять комплекс очень простых упражнений. Например, чтение наоборот по пути на работу. Все надписи, вывески, рекламные сообщения – вы не поверите, пока не попробуете, но эта практика доставляет массу удовольствия. Во-первых, увидите, как забавно звучат некоторые русские слова в таком вот виде, вывернутые «наизнанку». Такое невинное лингвистическое хулиганство может подарить вам искреннюю радость от возникающего ощущения тотального несоответствия между тем, что видишь, и тем, что читаешь. А еще этот метод увеличивает вашу скорость чтения.

Еще один эффективный метод брейн-фитнеса – отключить один из органов чувств. Например, можно помолчать в течение часа или даже двух, пока коллеги бурно что-нибудь обсуждают. Даже если к вам будут обращаться с вопросами, отвечать нужно односложно – «да» или «нет». Так ваш речевой аппарат не совершает никаких действий, остается только слушать. Вот тут и происходит магия – «спящие» органы чувств начинают активно работать. То же самое можно проделать и в своей комнате или ванной – просто зайти туда с закрытыми глазами и попытаться делать все, как обычно, но только по памяти – принимать душ, вспоминая, где стоит шампунь, включать ноутбук, доставая его из-под груды бумаг, и много чего еще. Отлично активизируются тактильные ощущения.

В результате таких упражнений в мозгу появляются новые нейронные связи, развивается интуиция. Кстати, это помогает и в личных отношениях. Когда вы натренируете органы чувств, попеременно включая и выключая некоторые из них, в дальнейшем вам будет достаточно одного запаха или прикосновения, чтобы понять о новом знакомом практически все.

4. Осваиваем «Поиск Оракула» и «Серфинг по кнопкам»

Эти методики относятся к креативным технологиям, которые очень хорошо помогают в разрешении творческих задач и способствуют появлению нестандартных идей. «Поиск Оракула» похож на старый добрый метод гадания по книге. Все просто: перед вами стоит задача. Дальше нужно загадать номера страницы и строки, открыть книгу и соотнести прочитанное с поставленной задачей. Например, вам нужно придумать концепцию презентации, а в книге попалась строчка «Кот свернулся калачиком на теплом полу». И вы решаете провести мероприятие в теплой уютной обстановке, где все гости будут ходить в домашних тапочках. Люди выйдут из привычного состояния и смогут воспринимать ваши мысли со свежей головой.

Хоть сейчас и модно говорить «У меня дома нет телевизора», в этой методике как раз телевизор может неплохо помочь. Опять нужно задать себе вопрос и уточнение: что, кто, где и предмет. Дальше начинаем серфить по телеканалам. Первая картинка на экране отвечает на вопрос «что?», переключаем канал и видим ответ на вопрос «кто?», и так далее. На канале первой кнопки увидели, как кто-то стоит на призовом месте и получает медаль? Отвечаете – победа, воля, любые ассоциации из головы, вызванные этим изображением. Потом – кто? Переключаем канал – там девушка едет за рулем, а может, и в общественном транспорте. И дальше этими вопросами-ответами можно управлять как угодно – связь обязательно найдется. Для начала можно потренироваться на простых вопросах, которые не имеют отношения к работе, и потом переходить к более серьезным задачам.

5. Смотрим под другим углом

Тут подойдут многие техники. Первая и самая очевидная – рефрейминг. Освоив этот способ, можно забыть о стереотипах, однозначном взгляде на вещи и сохранить позитивный взгляд в любой, самой безумной повестке дня. По сути, вы пытаетесь «вставить в новую рамку», по-новому сформулировать тревожные проблемы или сложные задачи и в любой ситуации увидеть положительные стороны.

В книге «Взлом креатива» Майкла Микалко этому методу посвящена целая глава, внимание уделено еще и положению наблюдателя – получается такая своеобразная ролевая игра с самим собой. Так, например, Уолт Дисней время от времени отождествлял себя с героями своих мультфильмов или со зрителями. Тесла создавал новую реальность, пытаясь посмотреть на настоящее из будущего. Нейролингвист Татьяна Черниговская тоже советует периодически смотреть на мир глазами других людей. Так вы разовьете , сможете легко вставать на место другого человека и понимать логику его позиции изнутри, а это даст вам значительное преимущество хоть на работе, хоть в отношениях.

Дорогой читатель, у меня для тебя две новости: плохая и хорошая. Если ты, по какой-либо причине, читаешь эту статью стоя, то лучше присядь, потому что я начну с плохой.
Ученые, после долгих исследований, доказали, что большинство людей используют свой лишь на 0.01%. Шокирующая цифра, не правда ли?
Но есть и хорошая новость – мозг можно “прокачать” .
Статья и сегодняшняя статья содержат ответ на вопрос: как?

Пробуди спящую сторону

В одном из маленьких городов на юго-востоке США проживал человек, который обладал доминирующим правым полушарием. У него была своя хозяйственная палатка, и он знал, интуитивно, что необходимо покупателю, еще до того, как тот переступал порог магазина. Когда же покупатель подходил к прилавку, то все, что он собирался купить, было уже подготовлено.

Результат: владелец магазина терпел убытки. Основное количество покупателей предпочитали совершать покупки там, где они не были столь предсказуемы.

Мораль этой истории состоит в том, что мы можем навлечь на себя , делая упор только на одну половину мозга. Необходимо достичь баланса обоих полушарий.

Чтобы это сделать максимально эффективно, нужно, в первую очередь, разбудить спящую половину головного мозга. В нашем мире большинство людей имеет доминирующее левое полушарие, поэтому нам необходимо развить свое правое полушарие.

Вот несколько игр и упражнений:

1. Левая рука

Прокачивать можно через свое тело. За правое полушарие мозга отвечает левая рука, поэтому необходимо максимально ее задействовать.
Начните с простых действий: ешьте левой рукой или начните рисовать несложные фигуры (круг, квадрат, треугольник). Постепенно усложняйте. Начните писать слова, состоящие из трех букв, потом из четырех, потом пробуйте писать целые предложения.

2. Игра “радуга”
Правила: посмотрите на слова, которые представлены на картинке и быстро назовите их цвет. Необходимо не читать слово, а именно назвать цвет, которым оно написано.

3. Арабское чтение

Как вы уже понимаете, необходимо будет читать справа налево.
Для этого воспользуйтесь сервером http://agakids.ru/spy/contrary.html
Введите в первое окошко любой текст и во втором (который снизу) появиться этот же текст в перевернутом виде. Читайте снизу вверх, справа налево.


Правила: смотрите на картинку и быстро вслух назовите несколько образов, которые вы смогли там разглядеть.

Используйте разные картинки. Например, хорошо для этой игры подойдут облака.

5. Мандалы
Вам необходимо смотреть в центр картинки расслабленным взглядом. Через некоторое , левому полушарию станет скучно, включится правое и рисунок начнет “играть”.

Найдите для себя в интернете красивую мандалу и просто созерцайте ее.

Время строить мосты Прокачай свой мозг

После развития правого полушария головного мозга, необходимо синхронизировать работу обоих полушарий, т.е. создать нейронные мосты между полушариями.

Простые упражнения для синхронизации полушарий головного мозга:

1. “Ухо-нос”.

Левой рукой беремся за кончик носа, правой за левое ухо. А теперь с хлопком поменяли руки местами. У вас должно получиться так: правая рука держится за кончик носа, а левая за правое ухо. Хлопок. Поменяли.

2. Оберукость.

На листе бумаги начните рисовать левой - круг, правой – треугольник. Делайте это не поочередно, а одновременно.
Потом переходите на слова. Левой пишите – Кот, правой – Мир. Одновременно.

3. “Фига - все хорошо”.

Сожмите левую руку в кулак и просуньте большой палец между указательным и средним. Сделайте “фигу”. Затем сожмите правую руку в кулак и оттопырьте большой палец вверх. У вас должен получиться знак символизирующий “все хорошо”. А теперь с хлопком поменяйте их местами. Правая – “фига”, левая – “все хорошо”. Хлопок, поменяли. Постепенно увеличивайте темп.

4. Цифры.

Рисуйте левой рукой в воздухе цифру один, правой два. Далее, левой рукой три, правой четыре и так до девяти. Сначала делайте это поочередно, потом сразу двумя руками одновременно.

Используйте свой мозг по максимуму. И это приведет вас к новым , новым открытиям и к новой жизни.

Итак, как известно, мозг - важнейший орган нашего тела. Кто-то говорит, что он - самая сложная вещь во вселенной. И незнание некоторых его особенностей может очень плачевно сказать на жизни человека.

Но обо всем по порядку.

Понимание роли мозга

Нет невежества страшнее, чем невежество по отношению к самому себе.

Мозг управляет почти всем в нашем организме - от дыхания, работы органов чувств до сложных мыслительных процессов и воображения. Существует множество методик и советов по развитию, однако, как я убедился, мало какие делают упор на роль мозга в процессе.

Мозг - хорошо изучаемый орган, и, обладая знаниями о работе мозга, можно понять, как те или иные методики влияют на мозг и стоит ли их применять. Кроме того, можно выработать свои подходы, основанные не на теоретических рассуждениях, а на научных знаниях.

Питание

Мозг - чрезвычайно требовательный к энергии орган. Поэтому питание должно быть равномерным в течение дня, и включать в себя совершенно особые вещества. Их много и они разные, но в целом рекомендуются белки, сложные углеводы, а также жиры омега-три. К примеру, мой завтрак обычно состоит из яблока и яичницы (иногда из кусочков рыбы), обед - из овощей/фруктов и мяса, ужин - также из овощей и мяса. Также я каждый день пью витамины, выпиваю много воды (около 2-3 л) и 2-4 кружки зеленого чая.

Тут надо сказать, что питание и работа мозга связаны непосредственным образом. Если во время еды заниматься другими делами - пища не будет усвоена, так как для полноценного усвоения нужно всеми органами чувств воспринимать пищу, и позволить мозгу сосредоточиться на этом непростом процессе.

Также, если кушать много сразу, мозг не будет должным образом получать энергию и работать бесперебойно. Можно сравнить с огнем - либо вы держите огонь равномерным, подбрасывая понемногу дрова через определенное количество времени; либо же ждете, пока все сгорит, потом снова накидываете поверх углей кучу и разжигаете огонь снова, тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.

Кроме того, как я напишу позднее, здоровое питание позволяет легко выполнять физические нагрузки, а это очень полезно для мозга.

Поэтому к питанию нужно отнестись очень внимательно - нужно чтобы объем пищи за один раз был небольшим, само питание должно наполнять энергией равномерно в течение дня.

Окружающая обстановка

Прежде всего, воздух. Помимо питания, с которым мы имеем дело каждый день (помните правило Парерто, что 20% причин дают 80% результата?), очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был полон кислородом. Поэтому нужно проветривать помещения, по возможности спать с открытым окном, и периодически делать гимнастику с глубоким дыханием.

Во-вторых, порядок. Как ни странно, именно порядок снаружи позволяет привести в порядок дела внутри. При этом порядком я называю такое состояние окружающих предметов и людей, когда обстановка не раздражает. Иногда, правда, агрессия бывает скрытой - скажем так, наличие порядка определяется тем, хочется ли вам находится в определенной обстановке, или нет.

Далее, это количество отвлекающих и раздражающих факторов, и количество расслабляющих и вдохновляющих. Они у каждого свои, но обычно к первой группе относится лишний шум, неприятные запахи, неудобная мебель, беспорядочно расположенные предметы в области зрения, слишком яркий или тусклый свет, слишком яркая или блеклая цветовая гамма вокруг, и так далее. Нужно отметить, что к постоянно имеющимся факторам мозг умеет приспосабливаться и игнорировать их - вроде шума из окна. А к другим - вроде ремонта за стеной - ему приспособиться очень тяжело.
И что касается вдохновляющих факторов - они у каждого свои.
В общем и целом, нужно иметь это в виду и стремиться создавать вокруг себя такую обстановку, чтобы сосредоточиться было легко

Сон

Сон - это один из самых важных факторов здоровой работы мозга. Можно выделить следующие моменты:
  • Сна должно быть достаточно. В среднем это 7-8 часов сна без пробуждения
  • Отход ко сну должен быть таким, чтобы уснуть можно было за 15 минут нахождения в кровати.
  • Сон должен быть в достойной обстановке. Желателен свежий воздух, темнота, тишина.
  • Сон должен совпадать с внутренними часами человека (обычно начинается до 12 ночи и заканчивается в 6-10 утра).

Я стараюсь спать по 8-10 часов и вставать рано утром.

Физические нагрузки

Говорят, гармония - отсутствие дисбаланса. В данном случае речь о том, что для мозга лучшим отдыхом является смена вида деятельности, например, смена умственной деятельности на физическую. У меня стоит в Убунту настройка, которая блокирует на десять минут через каждые пятьдесят компьютер, и я вынужден идти и прогуляться. (соотношение в районе 10-50 установлено наукой и рекомендовано для работающих за компьютером). Каждый вечер я стараюсь погулять на свежем воздухе не менее получаса, либо совершить велопрогулку (1-1.5 часа).
Также люблю отжиматься в перерывах между деятельностью, работать с гантелями.

Кроме того, физические упражнения в течение дня играют следующие роли. Во-первых, как средство для поддержания организма в активном состоянии - физическая активность поднимаете температуру тела, и мозг лучше работает. Во-вторых, снимает психологические нагрузки - известно, что заглушаемые эмоции переходят в зажимы в теле, физнагрузки и спорт снимают это вместе со стрессами и так далее. В-третьих, регулярные физические нагрузки приводят к выработке эндорфинов - гормонов радости и счастья - и тем самым в течение дня занимающийся человек поднимает себе настроение. Поэтому, кстати, зарядка так хорошо бодрит - разгоняет кровь, как говорится.

Много еще чего есть. Например, переключаясь и идя на прогулку, вы даете задачу своему подсознанию, которое ее решит лучше вас. Кроме того, регулярные физические нагрузки держат тело в хорошем тонусе и позволяет вам выглядеть настолько стройно, насколько решите вы сами.

Таким образом, регулярное сочетание обычной деятельности за компом с разной физкультурой резко повышает эффективность работы и жизни в целом.

По себе - катаясь регулярно не менее 5 часов в неделю, делая разные физнагрузки, и бросив употреблять алкоголь вообще, я за эти полгода болел всего 1 неделю. Против месяца как минимум ранее.

Обучение

Все наверняка читали статьи, когда долгожители реже лишаются ума, если работают и занимаются интеллектуальным трудом. И это действительно так, и в любом возрасте - если мозг не развивать, то он начинает, образно выражаясь, черстветь. Мозг - наше самое главное дарование, и относиться к нему надо трепетно.

Для хорошего состояния мозга его желательно регулярно обучать каким-либо новым видам деятельности в разных сферах, умственных и физических. При этом в течение длительного периода - от месяца до года. Очень хорошо влияют на мозг: освоение новых сложных физических действий (танцы, боевое искусство, новый вид спорта), музыка, освоение новых языков.

Восприятие мира

Мозг воспринимает мир в искаженном виде, и это очень важно знать и постоянно знать. Картинка из квадратов в начале статьи - пример тому.

Однако гораздо более сильными являются искажения в восприятии на уровне сознания (я уже писал об этом в статье ). По сути дела, именно эти искажения являются причиной большего количества конфликтов и недопонимания во всем мире. Вот почему важно всегда подвергать сомнению как факты и истины, поступающие извне, так и своим убеждения и представления о мире и о себе.

Лично для меня стал откровением следующий случай. Я всегда считал ворон хитрыми, и, видя этих птиц, искал и находил в их поведении что-то хитрое. Однажды, проходя мимо нескольких птиц, я поглядел в глаза вороне - и не нашел там ничего хитрого, ничего человеческого; только непонятное ощущение осталось. И понял - наделяя в своем сознании объект какими-либо свойствами, я его начинал видеть таким же и в реальности. С тех пор я стараюсь людей постоянно переоценивать, понимания, что текущее восприятие может быть ошибочным.

Это соображение можно заставить работать на себя следующим образом. Осознав, что можно управлять своим восприятием реальности, и что оно всегда будет неполным, сформировать его по своему вкусу. Взять то, что не нравится - люди, работа, дом, и так далее - затем найти положительные стороны, и стремиться дальше воспринимать относящиеся к рассматриваемым явлением события только в положительном ключе. И, убедив себя в том, что происходящее позитивное и полезно в каком-то смысле (даже научиться шутить на данную тему), вы заметите, как ваше отношение начнет меняться на положительное - ранее нелюбимые люди начнут нравится, появится уважение к ним; нудные задачи возбудят интерес и заиграют новыми красками.

А если позитивно взглянуть не получилось - опять же, вы в силах менять не только модель явления в своем мозге, но и реальность. Просто поменяйте то, что раздражает, на то, что является желаемым - да, придется приложить усилия, но оно того стоит.
Я бросил курить и пить именно поэтому - позитивные моменты находить было все тяжелее, а потери в виде денег, здоровья, времени были очевидны и отрицательны для моей жизни.

В итоге можно сказать, что постоянное и активное освоение новых полей деятельности всесторонне влияет на человека в положительном ключе - как на его мировоззрение, уважение к себе, к своей личности, осознание своей многогранности, так и на мозг, который щедро благодарит за то, что его одаривают новой пищей для ума, что называется.

Развитие характера

В прошлом разделе я слегка коснулся, а тут попробую подробнее раскрыть тему работы над собой. Оказывается, почти на 100% жизнь человека - дело его рук, а точнее, его мозга. Наши мысли - вот что определяет наши поступки и наш характер. Можно сказать, что ответственность за практически все аспекты в жизни человека лежит на нем, осознает он это, или нет.

Практические моменты, которые оказались мне полезны (над большими из них я продолжаю работать и сейчас):

  • Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова - в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени - времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
  • Контроль мыслей - все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы - от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
  • Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора - я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке - со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
  • Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение - это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
  • Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно - море практики.

Литература

Я много читаю, но из книг всегда можно выделить те, которые повлияли на меня больше всего.
  • Роберт Энтони, «Секреты уверенности в себе». Книга, после которой я бросил пить, съехал от родителей, и вообще волосы стали гладкими и шелковистыми:) Если серьезно, то книга по плотности полезной информации и детализации в чем-то для меня была сопоставима с «Совершенным кодом». В ней есть рецепты по выкорчевыванию почти всех типов тараканов - низкой самооценки, чувства вины, субъективности и осуждения других людей, страхов, чувства одиночества, и так далее.
  • Мэтью Макдоналд, «Научи свой мозг работать». Научное обоснование множеству моментов, о которых я читал в других книгах и статьях, в тч. книги Энтони. Обо всем подробно и со вкусом.
  • Тимоти Феррис, «Как работать 4 часа в неделю». Заразила оптимизмом, подходом к жизни, и просто отношением к тайм-менеджменту.

Список из трех книг, на самом деле их были сотни. Даже в научной фантастике Азимова и творениях Гессе всегда есть что-то, о чем можно задуматься и изменить в себе или окружающем мире.


Человек отошел от мира животных и стал разумным существом. Он стал по-другому воспринимать мир, который его окружает. Люди стали общаться между собой, научились писать, освоили какие-то инженерские азы. Всему этому способствовало развитие мозга человека. Мышление, логика, воображение перешли на новый уровень. Чтобы понять, как развить мозг на 100 процентов, нужно в первую узнать за какие функции он отвечает.

Краткий обзор мозга человека

Мозг - самый загадочный орган в человеке. Иногда его называют компьютером. Люди на протяжении всей своей жизни познают что-то новое. Нужную информацию человек запоминает и хранит пока она ему нужна. Но то, что уже не пригодится «уничтожается» в мозге человека.

Головной мозг выполняет следующие функции:

  • Мышление;
  • Речь;
  • Сознание;
  • Чувства;
  • Координация движений;
  • Управление сном;
  • Составление планов.
Этот список значительно больше. Многие психологи пишут целые книги на тему мозга. Его очень сложно изучить и любое физическое вмешательство приводит к необратимым последствиям.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Одно из них называется правым, а другое левым. Они соединены между собой мозолистым телом. Через него проходит обмен информацией двух полушарий. Если повредить левую часть головного мозга, то это повлечет повреждение правого полушария. Справедливо и обратное. Конечно, бывали случаи, когда человеку отрубало полностью левую часть. После этого он продолжал жить полноценной жизнью. Правое полушарие стало выполнять функции уже несуществующего левого полушария.

Мозг человека делится на две части. Каждое полушарие выполняет свои определенные функции. Их назначение представлено ниже.

  • Левое полушарие производит последовательную обработку информации. В нем происходит пошаговый анализ. Вся информация подвергается анализу в строгом порядке. Левое полушарие работает с числами и цифрами.
  • Правое полушарие обрабатывает информацию, которая идет от органов чувств. Оно воспринимает музыку, цвета и отвечает за ориентацию в мире. Правое полушарие способно проводить синтез уже имеющейся информации. Оно по этой причине позволяет решать головоломки и действовать не по шаблону.
Этого достаточно, чтобы понять как сложен человеческий мозг.

Как развить способности мозга?

Психолог Юнг сравнивал сознательную часть и бессознательную с айсбергом. Его верхушка - сознание. В свою очередь, то, что находится под водой, является бессознательным. Здесь неизвестно на какую глубину прогружен айсберг.

Это же предположение можно отнести к головному мозгу человека. Он задействует всего 10 процентов своих потенциальных возможностей. Людям нужно развивать свои способности. Трудно вообразить каким будет человек, у которого мозг задействует все сто процентов своих возможностей.

Скорее всего, произойдет новая научная революция. Последуют открытия за открытиями.

Чтобы начать развивать способности мозга, нужно придерживаться следующих советов:

  • Избавиться от гиподинамии . Она возникает у малоподвижных людей. В группу риска попадают водители, любители постоянно смотреть телевизор и сидеть за компьютером. При гиподинамии жировые кислоты не расщепляются. На сосудах появляются холестериновые бляшки, мешающие прохождению крови. Кровь снабжает все органы кислородом. Мозг не получает O2 и начинает плохо функционировать.
  • Следует обеспечить поступление в организм углеводов и фосфатов .Если человек желает развить способности мозга, то нужно отказаться от водки, вина и т.п. Но если выбирать меньшее из зол, то употребление пива значительно пагубнее влияет на нейроны, чем спирт. Вообще, любой спиртосодержащий напиток убивает нейроны. Пиво также содержит много углекислого газа. Происходит двойной удар. Человеческий мозг отравляется спиртом и углекислым газом.
  • Следует употреблять много негазированной воды. Она выводит из организма большую часть токсинов и шлаков.
    Способности мозга помогает развивать вода. Она обеспечивает лучшую связь между полушариями. На 30 килограмм веса следует пить 1 литр воды. В стрессовых ситуациях объем увеличивается. От воды человеку хуже не станет.

Способы поддержания и развития деятельности головного мозга

  • Занятие спортом не реже двух раз в неделю. Стараться больше общаться с другими людьми. Это общение должно происходить с живым человеком непосредственно.
  • Питаться едой богатой витаминами и энзимами.
  • Давать организму высыпаться.
  • Избегать стресса.
  • Следует научиться расслабляться и освоить методы релаксации.
  • Придерживаясь этих пяти пунктов, можно почувствовать, что потенциальные способности мозга возросли и медленно начинают активизироваться.
Как развивать полушария мозга


Развивать только одно полушарие нецелесообразно. Можно хорошо решать уравнения, но при этом не понимать красоты природы и всего искусства. Также человек прекрасно пишущий стихи и рисующий картины не всегда умеет сложить или умножить два числа между собой.

Не зря в школах, техникумах и вузах присутствуют не только профилирующие предметы. Например, физики изучают также русский язык, историю, психологию и другие гуманитарные дисциплины. Аналогично происходит и у филологов. Совместно с гуманитарными дисциплинами у них имеются строго математические предметы.

Выше приведенные примеры сообщают, что развивать нужно оба полушария параллельно . Для этого существуют упражнения для развития мозга.

Упражнение 1

Сначала нужно поглаживать рукой свой живот по часовой стрелке. Поле выполнения этого упражнения левой рукой следует постукивать себя по голове вертикально сверху вниз. Освоив и это движение, человек должен выполнить их одновременно. На первый взгляд все просто. Но после комбинирования почти у всех начнут путаться руки. Левая рука автоматически будет стараться совершить круговые движения. После того как цель будет выполнена и путаница прекратится, следует поменять положение рук.

Упражнение 2

Положите обе ладони на живот. Левая рука строго находится на правой. Теперь необходимо сделать выдох. Он должен походить на задувание свечи. На это упражнение отводится одна минута.

Упражнение 3

Это упражнение позволяет активно синхронизировать работу обоих полушарий.

Нужно поднять обе руки вверх или перед собой. От человека потребуется рисовать в воздухе левой рукой квадрат, а правой звезду. Все это делается одновременно. Как только проявится прогресс, меняется положение рук.

Упражнение можно усложнить. Для этого потребуется делать рисунки других форм. Все зависит от фантазии того, кто выполняет упражнение.

Для развития полушарий головного мозга была создана специальная программа - нейробика. Такие упражнения позволяют посмотреть на повседневные дела по-новому. Иными словам, нужно попробовать сделать что-то обычное непривычным способом.

Упражнение 4

Попытайтесь встать с кровати с другой ноги. Можно попробовать почистить зубы другой рукой. Выпивая чай, сахар следует размешивать левой, а не правой рукой.

Упражнение 5

Это упражнение следует выполнять с хорошим другом. Нужно завязать себе глаза и ходить вместе со своим спутником.

При выполнении этого упражнения нужно будет дать ответы на вопросы ниже.

  • Как происходила борьба с неуверенностью?
  • Какие органы чувств активизировались?
  • Какие звуки выделялись?
  • Что из услышанного настораживало, а что успокаивало?

Как развить правое полушарие мозга

Как было сказано выше, требуется развивать оба полушария. Например, в один день отдавать предпочтение логическим тренировкам, а в другой заниматься воображением и искусством.

Вначале был вопрос о том, а как развить мозг на 100 процентов. Выход один - развить оба полушария.

Дисбаланс развития обоих полушарий начинается уже с детства. Люди не умеют мыслить абстрактно и сопереживать.


Упражнение 1

Человек должен начать рисовать. Правое полушарие синтезирует, а не анализирует. Нужно воспринимать окружающий мир абстрактно. Для этого можно стать дизайнером собственной квартиры. Научиться доверять своей интуиции в выборе обоев и цвета.

Упражнение 2

В психологии есть понятие эмпатия. Человек должен не просто сопереживать другим людям, от него требуется смотреть на мир глазами другого. В этом случае происходит глубокая сопричастность к происходящему в жизни других людей. Данное упражнение развивает правое полушарие.

Упражнение 3

Человеку необходимо часто слушать душевную музыку, под которую можно помечтать или просто расслабиться. Музыкальная композиция не должна сковывать человека.

Упражнение 4

Правое полушарие контролирует левую часть тела. Человеку все действия лучше делать левой рукой. Есть такое понятие «арабское письмо». Человек может развить правое полушарие, если будет писать и читать справа налево.

Как развить левое полушарие мозга

Для развития левого полушария имеется ряд упражнений.

Упражнение 1

Нужно в день решать по несколько задач. Они могут быть математическими или логическими.

Упражнение 2

Человек, разгадывающий кроссворды, развивает левое полушарие. В этом процессе действия носят аналитический характер. Интуицией в кроссвордах человек не пользуется.

Упражнение 3

Все действия совершать правой частью тела. Для правшей это происходит само собой. Левши могут испытывать трудности с выполнением этого задания.

Все перечисленные упражнения помогут развить головной мозг. Главное - совершенствовать оба полушария!