Развитие жировой ткани. функции ткани

КУРСОВАЯ РАБОТА

Допустить к защите

«___» декабря 2013 г.

Нижний Новгород – 2014.

Введение.

Актуальность исследования .

Целью

задачи :

4. Сделать выводы.

1.1 Характеристика урока.

1) Тема: Ткани и органы.

2) Задачи урока:

, орган

7) Основные понятия:

1.2 Ход урока

I. Организационный момент (3 мин.)

Учитель приветствует класс, сообщает тему урока «Ткани и органы человека» и цель урока - знакомство с основными типами тканей и их ролью в организме человека, а также с остальными системами органов, их расположении в организме и выполняемые функции.

Записывает дату и тему на доске.

Проблемный вопрос:

Является ли организм человека системой?

Является ли организм человека открытой системой?

Является ли организм человека саморегулирующей системой?

Карточка №1

1. Ткань состоит из

a) Органоидов и мембран;

b) Органов и полостей;

c) Органов и межклеточного вещества;

d) Клеток и межклеточного вещества;

2. Установите соответствие между функцией ткани и её типом

Регуляция процессов жизнедеятельности 1) мышечная

Движение человека 2)соединительная

Передвижение веществ в организме 3) нервная

Возбуждение и сокращение

Сокращение стенок кишечника

Отложение питательных веществ в запас

Карточка №2

1. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению, функциям, называют

a) Органом;

b) Тканью;

c) Органоидом;

d) Системой органов;

Ответ:__________________________________________

Карточка № 3

1. Ткани изучает наука

a) Эмбриология

b) Гистология

c) Цитология

d) Гигиена

2.Из каких нервных клеток состоит нервная ткань?

Ответ________________________________________________

Карточка №4

1. Существует эпителий

a) железистый

b) жировой

c) хрящевой

d) мышечный

2 Соотнесите ткань с особенностью ее строения

1) Эпителиальная а)состоит из нервных клеток

2) Мышечная б)содержит много межклеточного вещества

3) Соединительная в)клетки плотоно прилегают друг к другу

4) Нервная г)состоит из мышечных волокон

Карточка №5

1. Какая особенность строения характерна для соединительной ткани

a) Наличие большого количества межклеточного вещества

b) Крупные веретеновидные клетки

c) Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало

d) Клетки способны сокращаться

3 Перечислите органы, относящиеся к дыхательной системе?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №6

1.Работу всех органов тела человека координирует система

a) нервная

b) пищеварительная

c) дыхательная

d) кровеносная

2. Выберите три правильных ответа

Эпителиальная ткань

1) Образует железы

2) Обладает сократимостью

3) Не способна к регенерации

4) Выстилает полость кишечника

5) Образует эпидермис

6) Состоит из клеток с длинными отростками

Карточка №7

1. Трахея относится к системе

a) кровеносной

b) дыхательной

c) пищеварительной

d) выделительной

2 Какая ткань изображена на картинке?

_____________________________________

Карточка №8

1. К соединительной ткани относится ткань

a) железистая

b) хрящевая

c) гладкая

d) поперечно-полосатая

К органам пищеварительной системы относятся

1) желудок 4) печень 6) толстый

2) кишечник 5) почки 7) гортань 3) диафрагма

Карточка №9

1. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью

a) мышечной

b) эпителиальной

c) нервной

d) соединительной

2. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом

Образует средний слой клеток кровеносных

сосудов 1)гладкая мышечная ткань

Состоит из веретеновидных клеток Образует скелетные

мышцы 2) поперечнополосатая мышечная ткань

Имеет поперечную исчерченность

Сокращается быстро

Быстро утомляется

Карточка №10

1. Кровь относится к ткани

a) эпителиальной

b) соединительной

c) мышечной

d) железистой

2 Какой орган изображен на картинке? К какой системе он относится?

Ответ:___________________________________

Карточка №11

1) Анатомически обособленную часть тела, имеющую определенную структуру, расположение и выполняющую определенные функции, называют

b) клеткой

c) органом

d) системой органов

2. В чем особенность нервной ткани, в отличие от других?

Карточка №12

1. В грудной полости располагается

a) желчный пузырь

b) толстая кишка

2 Выберите три правильных ответа

К группе соединительных тканей относятся

1) костная ткань 3) кровь 5) хрящ

2) гладкие мышцы 4) железистая ткань 6) эпидермис

Карточка№13

1. К какой ткани относится кровь?

А) соединительной

Б) мышечной

В) эпителиальной

Г)нервной

2. Дайте определение синапса? К какой ткане относится?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №14

1. Слизистые оболочки внутренних органов образованы:

Эпителиальной тканью
Мышечной тканью
Соединительной тканью
Нервной тканью

2 . Назовите, что изображено на картинке и сделайте соответствующие подписи

Карточка №15
1. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:

Витамины
Минеральные соли
Гормоны

2 Заполните таблицу:

Карточка №16

1. Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:

Мышечной ткани
Нервной ткани
Эпителиальной ткани

2. Какая ткань изображена на картинке?

___________________________________________

Карточка №17
1. Транспортную функцию в организме выполняет:

Кровь
Жировая ткань
Хрящевая ткань

2) Заполните таблицу «Системы органов человека и их функции»

Системы Органы, образующие систему Функции

Карточка №18
1. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:

Гладкой мышечной ткани
Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани

2 Соотнесите систему органов и орган:

1) Пищеварительная а) артерии

2) Выделительная б) спинной мозг

3) Кровеносная в) бронхи

4) Дыхательная г) вены

5) Нервная д) почки

Ж) желудок

Карточка №19
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:

Орган
Ткань
Клетка

2 Перечислите известные вам системы органов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №20
1. Жидкое межклеточное вещество свойственно тканям:

Костной и хрящевой
Хрящевой и жировой
Рыхлой соединительно-волокнистой
Покровной
Иное

2 Что такое орган? Перечисли известные тебе органы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение.

Список использованной литературы

1.Бабарыкина Т.С. «Популярный биологический словарь», Издательство: Феникс, торговый дом, 2009.

2.Зверев И. Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиена человека».−М.: Просвещение 1983

3.Муртазин Г.М.« Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье»: Кн. для учителя: Из опыта работы.− М.: Просвещение, 1989.

6. Методические указания к написанию курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ для студентов биологических специальностей НГПУ / Нижегор.гос.пед.ун-т. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 35с.

7. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь для учителя / Н.И. Сонин, В.З. Резникова, Н.Б. Ренева. – М.: Дрофа, 2001. – 136 с. – ISBN 5-7107-4135-3

8. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» / Н.И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 64 с. – ISBN 5-7107-7953-9

9. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 287 с. – ISBN 978-5-358-11199-8

Интернет-ресурсы: http://www.shvedun.ru/levenhug20.htm

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Методическая разработка конспекта урока биологии в 8 классе на тему «Ткани и органы» с применением инновационных технологий в обучении биологии.

СТУДЕНТКА________________________________ Т.Н.Комарова

РУКОВОДИТЕЛЬ________________ к.б.н, доцент Е.В.Невидомова

Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ ____________д.б.н., профессор Н.А.Дмитриев.

«___» декабря 2013 г.

Нижний Новгород – 2014.

Введение.

Актуальность исследования .

План-конспект урока очень важен как для начинающего учителя, так и для учителя со стажем. План урока определяет систему изучаемых понятий по теме урока, формирование общеучебных и специальных умений, а также отражает решение воспитательных задач и развитие личностных качеств учащихся. В плане выделяются структурные элементы урока, определяются методы и средства обучения. В конспекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно-функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Он отражает педагогический замысел урока и является его сценарием, моделью, раскрывая ход (последовательность) урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает систематизировать учебный материал, выстроить логическую последовательность его изложения, уточнить формулировки и понятия, определить соотношение звеньев урока.

Целью в данной работе является разработка подробного плана-конспекта урока по конкретной теме с применением инновационных, в данном случае интерактивных, технологий в обучении биологии.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :

1. Продумать содержание и методику проведения урока.

2. Разработать план-конспект конкретного урока с применением инновационных технологий в обучении.

3. Составить дидактические карточки.

4. Сделать выводы.

Структура и основное содержание работы:

Работа выполнена и оформлена согласно требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении раскрывается научный аппарат работы.

Во главе I «Методическая разработка плана-конспекта урока» рассматривается поэтапная разработка конспекта урока. В главе II «Инновационные технологии и дидактические карточки» приводятся информация об инновационных технологиях и непосредственно дидактические карточки.

В заключении констатируется достижении цели, подводятся итоги работы.

Работа изложена на 28 страницах. Список литературы содержит 9 источников отечественных авторов, 2 источника, взятых из электронных ресурсов .

Глава 1. Развернутый конспект урока по биологии в 8 классе на тему «Ткани и органы».

1.1 Характеристика урока.

1) Тема: Ткани и органы.

2) Задачи урока:

· Образовательные - Раскрыть понятие , познакомить учащихся со строением и функциями тканей организма человека, а также сформировать понятие орган и познакомить с расположением и функциями основных систем органов.

· Развивающие - Развитие навыков самостоятельной работы с учебником, составления таблиц; развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

· Воспитательные – Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания, а так же бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

3) Тип урока – Комбинированный

4) Вид урока - изучение нового материала; урок-лабораторная работа.

5) Общие методы проведения урока:

· Словестные – рассказ, беседа;

· Наглядные – таблицы, изображения, презентации;

· Практические – работа с микроскопом, выполнение заданий на дидактических карточках.

6) Оборудования и средства обучения: микроскопы, микропрепараты тканей человека, кинофильм «Ткани животных и человека», таблицы с изображением тканей, различных систем органов человека.

7) Основные понятия.

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)

Шляпочные грибы

учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.

Задачи:

Сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.

Выработать умение распознавать виды тканей.

Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Тип урока : комбинированный.

Оснащение урока : мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.

    Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

II. Актуализация знаний:

Таинственная шкатулка.

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).

Чем же они отличаются?

Как связать с тканями организма?

Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)

Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2 .

Работа по группам (повторение д/з)

1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.

2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».

III. Изучение нового материала:

Тема урока: Ткани

Почему клетки одного растения такие разные

Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

Какие ткани имеют растения.

Установить связь между строением и функциями тканей.

Местонахождение в растении.

Эвристическая беседа с элементами игры:

На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3 .

А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)

Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4 .

Одежда, защита -

Питание -

Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).

Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.

И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.

Связаны ли функции тканей с их строением?

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.

IV. Закрепление:

Привести учащихся к ситуации успеха

1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).

2. Работа с раздаточным материалом (в паре):

Определить тип тканей у следующих объектов:

Берёста -

Мякоть томата -

Кедровые орешки -

Кончик корня -

Жилка листа -

V. Рефлексия:

На слайде 11

До урока:

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

(выбрать и закончить предложение).

VI. Домашнее задание

В учебнике § 10, вопросы № 1-4

* мини-сочинение «Путешествие внутри растения».

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 25. Ткани человека. Опорно-двигательный аппарат. Нервная система

Ткани организма человека

Гистология – наука о тканях.
Ткани – это совокупность клеток и неклеточных структур, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная.

Эпителиальные ткани покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Клетки тесно прилегают друг к другу, обладают способностью к регенерации; межклеточного вещества мало. Функции: защитная, секреторная, всасывания.

Мышечные ткани обусловливают двигательные процессы. В клетках содержатся сократительные волокна – миофибриллы , образованные белками – актином и миозином . Особые свойства – возбудимость и сократимость.
Виды мышечной ткани: поперечнополосатая, гладкая, сердечная.
Соединительные ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Характерная черта: рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом, которое образовано коллагеновыми, эластиновыми волокнами и основным аморфным веществом.
Нервная ткань образует головной и спинной мозг , нервные узлы и сплетения , периферические нервы . Выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации. Выделяют два типа клеток: нейроны и глиальные клетки.
Нейроглия , или глия , – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Выполняет опорную, трофическую, секреторную, разграничительную и защитную функции.
Нейрон – это структурно-функциональная единица нервной системы. Содержит ядро, тело клетки и отростки (короткие, многочисленные, ветвящиеся – дендриты, единственный длинный – аксон).
Аксональные терминали (окончания) – расширения на концах ветвей аксона; входят в состав синапсов.
Синапс – зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми метками, функцией которого является передача возбуждения.
Возбудимость – это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения.
Проводимость – способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой).
По выполняемым функциям различают нейроны трех видов:
1. чувствительные (центростремительные) воспринимают раздражение от рецепторов.;
2. двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию;
3. вставочные (интернейроны) воспринимают возбуждение от других нейронов и передают его также нервным клеткам, располагаются в ЦНС.

Опорно-двигательный аппарат

Образован скелетом и скелетными (исчерченными) мышцами (активная часть и пассивная часть).
Скелет составляет основу тела, определяет его размеры и форму. Состоит примерно из 206 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами, и защищают органы от травм.
Надкостница (периост) – соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Принимает участие в кровоснабжении поверхностных слоев кости и росте костей в ширину.
Соединения костей:
Сустав – подвижное соединение костей скелета, разделённых щелью, покрытое синовиальной оболочкой и суставной сумкой. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Хрящи , или хрящевые прослойки – полуподвижное соединение между костями (например , хрящевые диски между позвонками).
Шов – неподвижное соединение, часто встречается между плоскими костями (например , между костями черепа).

Нервная система

Нервная система подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (черепно- и спинномозговые нервы, их сплетения и узлы), а также соматическую и вегетативную (или автономную).
Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой.
Вегетативная – регулирует обмен веществ и работу внутренних органов.
Спинной мозг (СМ) находится в позвоночном канале и имеет вид тяжа. Серое вещество (внутри СМ) состоит из тел нервных клеток. Белое вещество (вокруг серого) образовано отростками нервных клеток (нервными волокнами). Функции СМ: рефлекторная и проводниковая. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга.
Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Отделы: передний (большие полушария), промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг.
Функции нервной системы:
1. Восприятие сигналов окружающей среды.
2. Обеспечивает протекание процессов памяти, сознания, мышления, речи, сложного поведения.
3. Согласует деятельность различных систем и органов.

ФИО (полностью)

Эсаулова Наталья Владимировна

Место работы

МБОУ «Лицей №4» г. Камень – на – Оби

Алтайского края

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Тема «Ткани и органы», урок 10

Базовый учебник

Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Н. И Сонин. М. Р. Сапин– М.: «Дрофа», 2010.

  1. Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функциями.

9. Задачи:

- обучающие

дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;

- развивающие

развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;

- воспитательные

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

    Тип урока Урок изучения нового материала

    Формы работы учащихся работа в группах, защита мини - проектов

    Необходимое техническое оборудование ПК, цифровой микроскоп, световые микроскопы, нэтбуки, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей.

    Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Органи

зацион

ный момент

Создать эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, учащиеся стоят у парт по группам из 6 человек.

Л – организация внутреннего порядка, собранности.

Уважительное отношение к старшим и друг к другу.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Стимулировать познавательный интерес.

Развивать способность ставить цели.

Предлагает учащимся подойти к впереди стоящей парте и взять любые карточки и расположиться по группам исходя из значений карточек. Вопрос: Почему вы объединились в группы именно так?

Подходят к парте разбирают карточки, осмысливают их, отвечают на вопрос учителя.

Садятся за парты в новых группах.

М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;

Сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Высказывать свои мысли, аргументировать их;

Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П - формирование знаний о взаимосвязи клеток, тканей, органов, систем органов.

Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.

Актуализация опорных знаний

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

1.Подводит к теме урока.

2.Озвучивает тему: ткани и органы.(Слайд№1) Задачи урока.(Слайд№2)

3.Обращает внимание на рабочее место учащихся.

4.Предлагает записать тему урока.

5.Предлагает обратить внимание на листки с заданиями.

Выполнить задание№1

Вопрос: Почему в организме ткани представлены несколькими видами и типами7 (Сайд3)

6.Предлагает сформулировать определение «ткань», используя текст учебника, стр 34 (Слайд№4)

1. Знакомятся с материалами на партах.

2.Записывают тему урока.

3. Называют ткань которую будет изучать каждая группа, записывают название тканей в технологическую карту учащегося.

4. Знакомятся с карточкой где даны последовательные задания.

5.Выполняют задание№1 (используют информацию в нэтбуке)

6. Высказывают свои предположения учителю.

7.Формулируют определение, записывают в карты.

М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

Владеть монологической речью;

Умение слушать ответы одноклассников.

П – получение знаний о разновидностях тканей.

Получение новых знаний

Изучить строение и функции тканей организма человека.

Предлагает задания группам: Постановка проблемного вопроса: Существует ли взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией? (Слайд№5 )И спользуя текст учебника, дополнительный текст и рисунки в нэтбуках, выяснить взаимосвязь строения и функций тканей.

Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.

Организует обсуждение результатов работы в каждой группе.

Работают в группах.

1 группа – по заданиям изучает строение и функции эпителиальных тканей

2 группа – строение и функции мышечных тканей.

3 группа – строение и функции соединительных тканей.

4 группа - строение и функции нервной ткани

Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.

На плакат наносят основные этапы работы Дополняют знания друг друга. Делают выводы.

М - формирование умений:

Работать в группах;

Проводить наблюдение;

Сравнивать и анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Аргументировать свою точку зрения;

Работать с текстом, выделять главное;

Делать выводы и заключения;

Владеть монологической речью.

П - получение знаний о строении и функциях тканей человека;

Изучение причин такого строения;

Л - формирование личностного смысла учения (я могу);

Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.

Закрепление и применение новых знаний

Выявить качество усвоения знаний.

Предлагает группам продемонстрировать свои мини - проекты, озвучить их, сделать вывод. (Слайды №6,7,8,9)

Постановка вопроса: что образуют ткани в организме или они расположены хаотично? (Слайд№10)

Предлагает воспользоваться учебником, стр. 39

Производят защиту своих мини - проектов.

Устанавливают микропрепараты на цифровой микроскоп.

Делают вывод.

Дают определение, что такое орган, записывают его в технологические карты.

Л - умение соотносить свои знания с жизнью;

- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.

М - умение осуществлять логические мыслительные операции;

Аргументация своей точки зрения.

П – закрепление новых знаний применение их на практике.

Информация о домашнем задании

Сообщить учащимся домашнее задание

Дифференцировать домашнее задание.

1) Учебник стр 34 - 39

2) Найти информацию о функциональном распределении тканей в организме (например в кишечнике, желудке, лёгких и т.д)

Записывают в дневники домашнее задание.

Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.

М- осуществление поиска информации из разных источников.

Л – умениенаходить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;

Умение проецировать знания на повседневную жизнь.

Подведение итогов урока, рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.

Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей, оценивание знаний, выставление отметок. Проводит рефлексию:

Сегодня на уроке я узнал(а)....

Я научился….

Сегодня на уроке мне понравилось...

Теперь я могу….

Меня поразило….

Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.

Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.

Л - умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Осознание необходимости образования для развития себя как личности.

Конспект урока биологии с презентацией и дидактическими заданиями по теме "Ткани человека"

Удилова Татьяна Александровна, 12.11.2017

890 100

Содержимое разработки

Конспект урока биологии _ Udilova_ TA_1_8

Урок открытия нового знания по теме «Ткани человека»

Предмет – биология,

Класс – 8

Планируемые результаты:

Предметные :

Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах.

Метапредметные :

Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать по плану с разными источниками информации: текст, рисуночная схема, таблица, видеоролик.

Личностные :

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, развивают умения слушать и слышать

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД : ( организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы.

    Целеполагание

День добрый, друзья! Внимание! Прозвенел долгожданный звонок. Поэтому садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! Я люблю музыку и начну его с небольшого музыкального фрагмента. Гармония природы созвучна с гармонией музыки. Пусть музыка звучит, притягивая свет и доброту, и собирает вместе множество друзей творящих добрую мечту! С вашего позволения я, сегодня не ваш учитель, а дирижер нашего оркестра. Слаженная игра оркестра зависит от каждого инструмента, т.е. от голоса каждого из вас. Итак, приступим к настройке инструментов для репетиции нашего концертного номера. Сегодня вам пригодится для этого листы партитуры – это ваши рабочие листы с нотами, т.е. с заданиями для сегодняшней репетиции, которые вы подпишите сейчас.

Я предлагаю вам разгадать, о чем пойдет сегодня речь, просмотрев небольшие объяснялки первоклассников по теме нашего урока.

Ребята, догадались, что будет объектом нашего изучения сегодня?

( Ткани) А в курсе биологии 8 класса какой вид живой природы мы изучаем?

( Homo sapiens - человек разумный) Верно. В связи с этим прошу вас уточнить тему нашего разговора.

Тема урока: Ткани человека. Запишите тему в рабочие листы.

Человек существо одно- или многоклеточное? Да, вы правы. А все ли клетки одинаковые?

По каким основаниям тогда следует разделить клетки? (функции, строение) В результате деления образуются группы. В рабочей партитуре найдите задание № 1 и выполните его.

Задание № 1. Подберите подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции.

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое

Как следует называть эту группу клеток? (Ткань)

На какие две группы вы можете разделить все известные вам ткани? (растительные и животные)

Задание № 2. Выберите из предложенного списка только животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

    Ключ для проверки: 3, 4, 7, 10

    А человеку присущи животные или растительные ткани. Способны ли наши ткани также хорошо восстанавливаться как у плоских червей, кишечнополосных животных или пресмыкающихся. Получается, что о тканях мы имеет представление, но знаем еще не все.

    Прошу вас обратиться опять к своим рабочим листам и поработать в разделе «Хочу узнать и научиться»

    Прошу озвучить задачи, которые вы для себя определили на данный урок.

    Я позволила себе ваш выбор несколько скорректировать и более кратко изложить в двух предложениях. Ознакомьтесь с ними на слайде. Согласны? Продолжаем работать.

    Задачи на слайде

    1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

    2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.

    Прошу рассмотреть на слайде коллаж о тканях составленный учениками начальных классов. Как вы считаете, позволит ли он вам решить поставленные задачи? Нет – не совсем. Тогда предложите свои пути для решения поставленных задач. Учебники и др… Я вас услышала. Предвосхищая ваши потребности, я подготовила для групповой работы задание № 3. Для его выполнения возьмите жёлтые конверты и прочитайте, что вам предлагается для работы. Прошу задать вопросы по процедуре выполнения задания, если таковые имеются.

    Ну что же у нас хорошо прошла настройка инструментов и теперь все готовы работать, и можем начать репетицию. Приступайте к поэтапному выполнению задания № 3, а я в это время сделаю электронные фотографии тканей человека и представлю их вашему вниманию.

  1. II . Открытие нового знания

    Задание № 3 выполняется за 10 минут в группах

    Разновидности ткани;

    Место нахождения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах с помощью световых микроскопов.

    III . Рефлексия

    Ну что ж репетиция окончена. Пора продемонстрировать каждой группе свой концертный номер, который называется «Живая скульптура».

    1. «Живая скульптура».

    2. «Живая скульптура».

    3. «Живая скульптура».

    4. «Живая скульптура».

    Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами, тело нейрона с длинным отростком – аксоном и синапс между ними)

    Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

    Спасибо, вы отлично исполнили свой концертный номер и заслужили аплодисменты.

    А завершающим аккордом станет ассоциативный ряд к ключевому понятию нашего сегодняшнего концерта.

    (возможные варианты)

    - система

    - совокупность

    - единое

    -целое

    -функциональность

    IV. Домашнее задание

  1. 1. Изучить § 4

    2. Составить систематизирующую таблицу «Ткани человека», отражающую четыре вопроса:

    Тип ткани и его разновидности

    Особенности строения и расположения клеток относительно друг друга

    Местоположение ткани в организме человека

    Функции ткани

    3. Индивидуальное задание – подготовить устное сообщение на 1 минуту по теме «Роль стволовых клеток в организме человека»

Содержимое разработки

Рабочий лист _____________________________________________________

(фамилия, имя ученика)

Тема урока: _______________________________________________________

Хочу узнать и научиться: (подчеркните то, что для вас необходимо)

Задание № 1. Подберите одно подходящее по смыслу определение группе клеток сходных по строению и выполняемой функции и допишите соответствующий термин.

1. Обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме – ____________.

2. Система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями – _____________ .

3. Совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое – __________.

Задание № 2. Подчеркните в предложенном списке животные ткани.

    Механическая

    Основная

    Эпителиальная

    Нервная

    Проводящая

    Запасающая

    Мышечная

    Образовательная

    Покровная

    Соединительная

  1. Задание № 3 (Время выполнения 3 минуты. Время хранят песочные часы)

    Для выполнения задания возьмите конверт жёлтого цвета

    1. Извлеките информацию из предложенного источника (видеофрагмент, текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

    Разновидности ткани;

    Место расположения ткани в организме;

    Функции ткани;

    Свойства ткани.

    2. Рассмотрите особенности расположения клеток изучаемой ткани на микропрепаратах.

    Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).

    Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.

  1. Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».

Содержимое разработки

«Живая скульптура» № 1 – эпителиальная ткань

Учащиеся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия.

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме, располагаются очень плотно, образуют железы, наружные покровы и выстилают полости тела

«Живая скульптура»№ 2 – соединительная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 %, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма. По состоянию соединительной ткани в организме человека можно судить о его возрасте. Разновидности ткани придают ему опору и являются запасным источником энергии.

«Живая скульптура» № 3 – мышечная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: В ответ на сигнал нервного импульса гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, скелетная поперечнополосатая – быстро и произвольно, а сердечная поперечнополосатая вообще работает автономно.

«Живая скульптура» № 4 – нервная ткань

Несколько учащихся должны расположиться так, как выглядят и работают нервные клетки (тело нейрона с короткими отростками – дендритами (один ученик с поднятыми руками и растопыренными пальцами), тело нейрона с длинным отростком – аксоном (один ученик – тело нейрона, а два других ученика взявшись за вытянутые руки, изображают длинный аксон), а синапс между ними – соприкосновение рук между дендритом и аксоном.

Вывод: Нервная ткань представлена – нейронами с длинными (аксонами) и короткими (дендритами) отростками, а синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Содержимое разработки

Задание № 3. Изучите текст «Нервная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Нервная ткань – основа нервной системы, обладает свойствами возбудимости и проводимости. Клетки нервной ткани называются нейроны – звёздчатой формы, имеют отростки – длинные: аксоны и короткие: дендриты. Рецепторы органов чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и по аксонам образующим нервы передают их в головной и спинной мозг, таким образом, нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию. Синапсы – это участки, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы по аксонам распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Задание № 3. Изучите таблицу «Эпителиальная ткань». Выполните задание по предложенному плану.

Эпителиальная ткань

Разновидности ткани

Место расположения

в организме

Функции

Особенности расположения: клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Однослойный эпителий

Оболочки внутренних органов, лёгочные пузырьки, капсулы нефронов почек, стенки сосудов

Покровная, защитная, всасывающая, выделительная, газообмен

Многослойный эпителий

Покровы тела, пищевод, слизистая внутренней поверхности щёк

Покровная, защитная

Железистый эпителий Ты слышишь?

Это музыка звучит

Без слов …

Без взгляда …

Без прикосновенья…

Она коснётся глубины души,

Нам подарив минуты наслажденья!




Организм человека - сложная система, которая состоит из огромного количества клеток.


Группы клеток...

1. обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

2. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями.

3. совокупность сходных или несходных образований, совместно участвующих в выполнении одной общей функции и образующих единое целое


Выберите из предложенного списка животные ткани

  • Механическая
  • Основная
  • Эпителиальная
  • Нервная
  • Проводящая
  • Запасающая
  • Мышечная
  • Образовательная
  • Покровная
  • Соединительная

Ключ: 3, 4, 7, 10


Хочу узнать и научиться

Подчеркните то, что для вас необходимо что называют тканью, какие ткани бывают у человека, из чего они состоят, какими свойствами обладают, для чего нужны в организме человека, научиться отличить ткани по внешним особенностям, соотносить их работу с особенностями строения.


Задачи

1. Научиться распознавать ткани человека по строению и свойствам.

2. Определять их местоположение в организме и выполняемые функции.



Задание № 3

1. Извлеките информацию из предложенного источника ( видеофрагмент , текст, таблица, рисуночная схема) по плану:

- разновидности ткани;

- место расположения ткани в организме;

- функции ткани;

- свойства ткани.

2. Рассмотрите особенности расположения клеток тканей на микропрепаратах.


  • Изобразите пантомимой расположение клеток изученных тканей и их функции (по возможности).
  • Устно сделайте вывод об особенностях расположения клеток ткани, их функциях, свойствах.


  • Осмыслите результаты проделанной работы и предложите ваши ассоциации к термину «ткань».