Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях. «Муниципально-частное партнерство должно развиваться

От 13 июля 2015 г. направлен на формирование условий для повышения инвестиционной привлекательности отечественной экономики, качества услуг, продукции и работ, обеспечение которыми входит в ведение органов госвласти и местных структур. В документе определены ключевые аспекты правового регулирования соответствующих отношений, полномочия ответственных институтов. Закон "О муниципальном частном партнерстве" устанавливает гарантии реализации интересов сторон сделок. Рассмотрим далее ключевые аспекты нормативного акта.

Положение о муниципальном частном партнерстве

МО заключают контракты на поставку продукции, производство работ и предоставление услуг для своих нужд. Порядок их заключения определяется нормативными актами РФ. Контракты, финансируемые исключительно средствами местного бюджета, не являются договорами муниципально-частного партнерства. Это обуславливается тем, что в них, по сути, содержится только одностороннее обязательство предоставить услугу, выполнить работу или поставить продукцию в конкретный срок за оговоренную цену. Муниципальное частное партнерство - это отношения, в рамках которых предусматривается софинансирование контрактов со стороны бизнеса и устанавливаются соответствующие обязательства для МО. В отечественной практике такие сделки рассматриваются как инвестиционные.

Арендные отношения

Каким может быть муниципальное частное основывается на разных сделках. К примеру, предприятие может использовать имущество на праве аренды. Между тем не каждая такая сделка будет выступать как муниципальное частное партнерство. Пример можно привести здесь следующий. Предприятие берет в аренду сооружение, использует его в производственных нуждах. Муниципалитет, передавая здание компании, преследует цель пополнить местный бюджет за счет оплаты за эксплуатацию. Такие отношения не выступают как муниципальное частное партнерство. Определение рассматриваемого института содержит указание на софинансирование реализации нужд МО. Другими словами, предприятие берет объект в аренду на конкретных условиях для решения им общественно-значимых задач. В договоре при этом могут прописываться некоторые льготы для компании. Муниципальное частное партнерство, основанное на арендных отношениях, может использоваться для решения проблем социально-экономического развития территории. Это может быть совершенствование сферы обслуживания граждан, расширение среднего и малого бизнеса, соцподдержка некоторых слоев населения, формирование новых рабочих мест и так далее.

Муниципальное частное партнерство: положение

Подписывая контракт, стороны оговаривают свои обязанности и права, руководствуясь Гражданским кодексом. В качестве одного из преимуществ таких отношений выступает наличие нормативного обеспечения, сохранение контроля эксплуатации имущества собственником. Соответственно, муниципальное частное партнерство позволяет владельцу следить за надлежащим исполнением условий контракта. МО при этом несет относительно низкие риски, не расходует бюджетные средства, если передаются в пользование существующие объекты. Положение о муниципальном частном партнерстве предусматривает возможность осуществлять инвестиции арендатором в имущество, которым он пользуется.

Концессии

Эта форма сотрудничества считается сегодня наиболее популярной. В рамках концессионного контракта реализуются различные проекты муниципально-частного партнерства. К самым актуальным относят договоры в сфере общественного транспорта, ЖКХ, сбора и уничтожения отходов. В РФ действует отдельный закон, регламентирующий заключение концессионных контрактов.

Участие в капитале

Муниципальное частное партнерство в России может реализовываться в результате приватизации предприятий либо образования Так, унитарная организация может быть акционирована, затем доля ценных бумаг может продаваться. Нормативное регулирование осуществляется в этом случае в соответствии с ФЗ "О приватизации муниципального и госимущества".

Еще один вариант - учреждение хозяйственного общества. Оно будет иметь смешанную форму собственности. В нем части либо доли ценных бумаг будут принадлежать МО, а оставшиеся - инвесторам. Экономическая деятельность в этом случае осуществляется на средства участников. Ими, соответственно, выступают частные инвесторы и муниципалитет. Управление созданным обществом они осуществляют совместно. Такое муниципальное частное партнерство предполагает пропорциональное распределение рисков в соответствии с величиной доли участников в капитале. Баланс интересов будет определяться тем, кто владеет блокирующими и контрольными пакетами. В отличие от прочих форм, муниципальное частное партнерство такого типа предполагает постоянное участие представителей власти в хозяйственной деятельности общества. Соответственно, бизнес обладает меньшей самостоятельностью и свободой в принятии управленческих решений.

Смешанные формы

Государственно-частное, муниципальное партнерство не разграничиваются в нормативных актах. В этой связи на практике могут реализовываться разнообразные смешанные формы сотрудничества. Кроме этого, могут существовать и такие проекты, которые сложно отнести к какому-либо из приведенных выше вариантов партнерства.

Преимущества для МО

Муниципальное частное партнерство может существовать только при условии взаимной выгоды для участников. Ее наличие выступает в качестве необходимого условия для сотрудничества. Вместе с этим выгода для сторон может иметь различные, а в ряде случаев и противоположные, основания. В этой связи для правильного формулирования условий сотрудничества необходимо понимать природу преимуществ для каждого участника в отдельности. Преимущества для МО состоят в следующем:

  1. Привлечение инвестиций в сферу социально-экономического развития. Поступление средств способствует повышению эффективности собственных финансов МО.
  2. Уменьшение сроков реализации программ развития.
  3. Сокращение собственных затрат.
  4. Улучшение качества услуг, снижение их стоимости.
  5. Привлечение технологий, бывших ранее недоступными.
  6. Мультипликационный эффект.
  7. Привлечение квалифицированных работников.

Между тем неправильно было бы говорить, что указанные выгоды появляются сами по себе и всегда сопутствуют отношениям. Эти преимущества необходимо сначала обнаружить, убедить в их реальности лиц, которые принимают управленческие решения.

Выгоды для бизнеса

Какие преимущества дает соглашение? Муниципальное частное партнерство может обеспечить предприятию:

  1. Высокие гарантии в достижении расчетных показателей рентабельности, окупаемости инвестиций, извлечении запланированного дохода.
  2. Получение ряда льгот, позволяющих уменьшить расходы и повысить экономическую результативность предпринимательской деятельности.
  3. Наличие определенного круга потребителей либо гарантированного рынка для сбыта.
  4. Более высокую доступность кредитования.
  5. Гарантированное финансирование, если условия сделки предполагают участие средств МО.
  6. Возможность подписания договоров с солидарной ответственностью по определенным рискам.
  7. Получение ряда конкурентных, в том числе репутационных, преимуществ благодаря наличию стабильных и долговременных доходов, за счет участия в проектах, обладающих большим общественным значением.

Риски для власти

Муниципальное частное партнерство всегда сопровождается вероятностью возникновения потерь. Для власти потенциальные риски могут состоять в следующем:

  1. Необходимость обеспечивать дополнительное финансирование, если оно предусматривается условиями контракта или есть задержка реализации программы до полного отказа от нее. Последнее вероятно в случае допущения ошибки при проекта либо при изменении конъюнктуры рынка.
  2. Затягивание срока реализации исполнителем.
  3. Увеличение сумм собственных расходов.
  4. Снижение качества услуг или повышение их стоимости при низкой подготовленности либо недобросовестности партнера.
  5. Репутационные потери при провале проекта или недостижении поставленных целей.

Потенциальные потери для предприятия

Риски для бизнеса могут заключаться в:

  1. Корректировке условий деятельности по условиям соглашения вследствие изменения тех или иных политических факторов (нормативного регулирования, приоритетов структур власти и так далее).
  2. Невозможности достижения расчетных показателей рентабельности либо снижении ее уровня. Такая ситуация может возникнуть вследствие действия рыночных, экономических, политических факторов.
  3. Изменении предпочтений потребителей.
  4. Снижении расчетного дохода в ходе исполнения условий соглашения.
  5. Невыполнении договора солидарной ответственности.
  6. Репутационных потерях при провале проекта или недостижении целей.

Инвестиции

Несмотря на то что муниципалитеты получают стабильные неналоговые и налоговые доходы, статья расходов у них достаточно объемна. Как показывает практика, затраты только в редких случаях могут покрываться полностью собственной прибылью МО. Обычно же большая часть расходов погашается за счет поступлений из бюджетов вышестоящих уровней. Вместе с этим МО существенно ограничены в возможности покрывать дефицит за счет заимствований. Выходом из ситуации может стать муниципальное частное партнерство. Закон допускает частичное или полное финансирование реализации задач со стороны бизнеса, передачу части имущества МО предприятиям. При этом вложенные сторонними компаниями средства могут окупаться за счет потребителей, или этот процесс будет растянут во времени, если приобретателем услуг будет местная власть.

На практике МО вынуждено привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных задач социально-экономического развития территории. Что касается бизнеса, то закон "О муниципальном частном партнерстве" предусматривает ряд гарантий для предприятий. В первую очередь они касаются процедуры возврата вложенных средств, а также извлечения расчетного дохода. Однако следует иметь в виду, что всегда существуют потенциальные риски. Чем проект будет масштабнее, тем они будут выше.

Использование имущества

Проекты муниципально-частного партнерства, основанные на арендных и концессионных отношениях, предполагают передачу коммерческим предприятиям определенных объектов, находящихся в собственности местной власти. В этом случае МО освобождается от обязанности содержать имущества, а бизнес, в свою очередь, экономит средства на его создание. Несмотря на очевидность выгод, при реализации конкретных проектов преимущества могут быть не такими явными. Объекты, особенно относящиеся к сфере ЖКХ, зачастую пребывают в ветхом состоянии. В этой связи оценить риск, связанный с необходимостью реконструкции либо капремонта, бывает сложно. После окончания периода концессии либо аренды пользователь должен вернуть объект муниципалитету. В этом случае также существует риск износа и необходимости провести восстановление основных средств.

Эффективность управления

В теории экономики рынка существует тезис о том, что является более эффективным, чем государственный менеджмент. Между тем это мнение справедливо для конкурентных условий хозяйствования, развитых институтов гражданского права и нормативного регулирования отношений, а также высокой культуры управления. Только при сочетании этих факторов заинтересованность коммерческих обществ в уменьшении расходов и извлечении прибыли перерождается в повышенную ответственность перед покупателями. Соответственно, предприятия стремятся повышать качество услуг и изделий, применяют новые технологии, постоянно совершенствуют производство. Для этого в рамках муниципально-частного партнерства должны устанавливаться такие условия, при которых управление деятельностью будет осуществляться компетентными лицами. При этом они могут являться представителями как власти, так и самих предприятий.

Выводы

Муниципально-частное партнерство по своей сути и юридическому содержанию практически не отличается от государственного. Разница только в масштабах сделок и объемах реализуемых задач. Обычно государство принимает участие в осуществлении крупных проектов для развития отдельных регионов или секторов народно-хозяйственного комплекса. МО заинтересованы в менее масштабных программах.

Между тем указанные отличия не меняют принципов подготовки и последующей реализации проектов. От масштабов программ будет зависеть только выбор модели или формы реализации. Государство, являясь заинтересованной стороной в крупных сделках, при их осуществлении в ряде случаев не может обойтись без участия в них муниципалитетов. Это обуславливается тем, что в некоторых ситуациях необходимо согласование с местной властью документов по территориальному планированию, отвод земель, предоставление разрешений на строительство объектов и решение прочих вопросов, относящихся к компетенции органов самоуправления. В этой связи практически все крупные программы государственно-частного партнерства реализуются при тесном взаимодействии с представителями муниципалитетов.

Следует также отметить, что во многих случаях местная власть проявляет большую заинтересованность в привлечении инвестиций на свою территорию. Однако при этом муниципалитеты существенно ограничены в своих возможностях в сравнении с государством. Соответственно, они могут использовать только некоторые инструменты мотивации коммерческих обществ. Это, в свою очередь, указывает на необходимость формирования определенной политики по привлечению финансовых ресурсов в отношении не только представителей бизнеса, но и органов госвласти региона.

Заключение

Муниципальное частное, как и государственно-частное, партнерство преследует цель улучшить привлекательность экономики для представителей бизнес-сообщества. Существующая сегодня нормативная база позволяет реализовывать как крупные, так и небольшие программы развития. При этом государственно-частное партнерство, привлекая инвесторов, стремится решать более масштабные проблемы, касающиеся региона или отрасли экономики. Вместе с этим госорганы, уполномоченные на заключение контрактов, зачастую не могут обойтись без участия местной власти. Муниципалитеты, в свою очередь, заключают соглашения с частными партнерами для решения наиболее актуальных вопросов территориального значения. Как правило, сотрудничество осуществляется в сфере бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Особое значение участие частных инвесторов имеет в области транспортных услуг и социальной поддержки нуждающихся категорий граждан.

Введение

Проблема экономического развития территории стоит сейчас перед каждым муниципальным образованием. Одной из форм инициализации экономических импульсов экономического развития является привлечение частных инвестиций в реализации инфраструктурных инвестиционных проектов в рамках муниципальных образований.

Проекты муниципально-частного партнерства (МЧП-проекты) являются одной из форм развития государственно-частного партнерства с иерархическим разделением уровня ответственности, рисков по реализации проектов и экономических выгод, которые могут быть получены при реализации проектов муниципально-частного партнерства.

Нормативно-правовое обеспечение МЧП-проектов

Разграничивая государственно-частное партнерство и муниципально-частное партнерство следует определить, что для ГЧП характерно использование инструментов софинансирования по уровням бюджета федерального значения и бюджетов субъектов федерации, для МЧП – софинансирование исключительно из бюджетов муниципальных образований. Одновременно с этим выбор форм соглашений по реализации МЧП-проектов будет определить уровень риска и уровень ожидаемого дохода, находящихся в прямой зависимости.

В настоящее время среди федеральных нормативных правовых актов, тем или иным образом регулирующих отношения, возникающие в сфере ГЧП можно назвать:

  • договорные конструкции, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»;
  • Федеральные законы об иных государственных корпорациях: «Роснанотех», ЖКХ, «Олимпстрой»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 № 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания»;
  • Постановление Правительства РФ об Инвестиционном фонде РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 4 мая 2005 года № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».

На уровне субъектов федерации можно выделить ряд наиболее значимых нормативно правовых актов, регламентирующих реализацию ГЧП:

  • Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»;
  • Закон Томской области от 04.12.2008 № 240-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Томской области»;
  • Закон Кемеровской области от 29.06.2009 № 79-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства»;
  • Закон Челябинской области от 24.09.2009 № 475-ЗО «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве»;
  • Закон Ставропольского края от 12.10.2009 № 67-кз «О государственно-частном партнерстве в Ставропольском крае»;
  • Закон Курганской области от 02.11.2009 № 495 «О государственно-частном партнерстве в Курганской области»;
  • и другие.

Обзор нормативных документов позволяет сформулировать целостное понятие государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.

Среди нормативных правовых актов, определяющих принципы и основы реализации муниципально-частного партнерства можно выделить следующие:

  • Положение об участии городского округа «город Махачкала» в муниципально-частных партнерствах;
  • Положение об общих принципах организации муниципально-частного партнерства в городе Набережные Челны;
  • Постановление Главы города Махачкалы от 05.03.2008 № 430 «О муниципально-частных партнерствах»;
  • План мероприятий по развитию частно-муниципального партнерства в городе Иркутске на 2010 год;
  • План действий по развитию частно-муниципального партнерства в муниципальном образовании «город Черемхово» [Иркутская область] на 2009 год.

Отсутствие комплексного нормативно-правового документа, способного интегрировать инструменты государственно-частного и муниципально-частного партнерства значительно усложняет процесс создания и управления проектами подобного плана, что в свою очередь затрудняет экономическое и социальное развитие муниципальных образований.

Вопрос о необходимости принятия комплексного законодательного акта о ГЧП и МЧП на федеральном уровне является дискуссионным вопросом. В настоящее время до сих пор среди специалистов нет единства в вопросе о необходимости принятия указанного закона.

По разбросу мнений, ученых и практиков можно условно разделить на две основные категории: сторонников принятия закон «Об участии органов государственной власти и местного самоуправления в ГЧП» (А.В. Баженов, И.Л. Иванов, И.А. Мартышко и др.) и их оппонентов (О.В. Ревзина, М.Г. Минскова) некоторые из которых считают, что в принципе вообще можно обойтись без разработки отраслевого законодательства в сфере ГЧП и МЧП (Д.Царев, А.Иванюк).

Основной аргумент оппонентов принятия закона о ГЧП, заключается в том, что, по мнению указанной группы авторов, действующее законодательство является достаточным для регулирования отдельных форм ГЧП и МЧП, и целесообразнее сконцентрировать внимание на внесении изменений в действующие нормативные правовые акты.

В то же время любые ошибки, допущенные при определении предмета регулирования федерального закона о ГЧП и МЧП, могут повлечь за собой ухудшение правовых условий для реализации ГЧП-проектов и МЧП-проектов в России».

По мнению Д.Царева, А.Иванюка, «отсутствует необходимость специального регулирования отношений в сфере ГЧП, в том числе принятия отдельных законов как по отдельным институтам (формам) ГЧП, так и по ГЧП в целом. Такой подход представляется нецелесообразным и вряд ли внесет ясность в регулирование отношений в сфере ГЧП. Велика вероятность того, что возникнут коллизия и конкуренция правовых норм».

По мнению авторов, положения о концессионных соглашениях могли бы быть включены во вторую часть ГК РФ, посвященную отдельным видам договоров. «Целесообразно было бы разработать ряд договоров, отражающих специфику отношений в сфере ГЧП, и дополнить ими ГК РФ. В отдельных случаях уже определенные во второй части ГК РФ договоры могут быть дополнены положениями, устанавливающими особенности применения таких договоров в рамках ГЧП».

Управление МЧП-проектом

Отдельный вопрос – это регулирование МЧП-проектов. Как термин «муниципально-частное партнерство» представляет собой взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования (сельского поселения, городского поселения, муниципального района, городского округа) с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации значимых инфраструктурных, инвестиционных проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.

Участие в муниципально-частных партнерствах осуществляется в целях создания (строительства, реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, к которым можно отнести следующие основные направления:

  • транспортная инфраструктура и транспорт общего пользования;
  • система коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объекты обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории муниципального образования;
  • объекты энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;
  • объекты подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций муниципальной собственности;
  • объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе муниципального здравоохранения;
  • объекты образования, воспитания, культуры и иные объекты социально-культурного и социально-бытового обслуживания;
  • объекты, используемые для осуществления туризма, рекреации и спорта.

Подобные МЧП-проекты способных обеспечить на длительную перспективу стабильный экономический рост муниципальных образований через увеличение показателей занятости населения, развития торговли, увеличение спроса на бытовые услуги и т.п.

Для формирования модели управления проектами муниципально-частного партнерства необходимо определить исходное базисное понятие «проект». Существуют различные трактовки проектов, некоторые их них приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Ряд определений понятия «проект»

Источник
IСB — IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. — Bremen: Eigenverlag, 1999 -p.23. Проект — это:
  • предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией;
  • предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач;
  • уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения.
ISO/TR 10006: 1997 (Е). Quality Management — Guidelines to quality in project management — p. 1. Проект — это:
  • Уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.
A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committee. 2000 Edition, 2000 — p.4. Проект — это:
  • Временное предприятие (усилие), осуществляемое (предпринятое) для создания уникального продукта или услуги.
AIPM — Australian Institute for Project Management, National Competence Standard for Project Management — Guidelines 1996 — p. 18. Проект — это:
  • Уникальная совокупность взаимосвязанных действий (работ) с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели.
British Standard BS 6079-1:2000. Project management- Part 1: Guide to Project management- p.2 Проект — это:
  • Уникальная совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения.

Анализ трактовок понятия «проект» позволяет сделать вывод, что в общем виде МЧП-проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете.

Первым этапом в системе организации и управления МЧП-проектом является этап выбора альтернатив и основных направлений создания МЧП-проекта. Регламент работы по подготовке и реализации проектов МЧП-проектов включает закрепление технических процедур инициации и реализации проекта (конкурсных процедур, процедур формирования программы проектов МЧП, взаимодействия с органами местного самоуправления и т.д.); обозначение условий, требований и механизмов инициации и реализации проектов (требования к разработке проекта, формы документов, критерии отбора проектов для реализации на основе МЧП).

Для проведения первого этапа необходимо выявить проблемы и определить потенциал территории. Схема проведения данного этапа представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема формирования инвестиционной политики МО по реализации МЧП-проектов

Наиболее распространенной формой создания МЧП- и ГЧП-проектов в России является концессия. Концессия подразумевает, что концедент (государство или муниципалитет) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию.

Схема организации концессионного соглашения в рамках муниципального образования представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Экономико-правовая схема реализации МЧП-проектов через форму концессии

Управлением МЧП-проектом подразумевает целенаправленную деятельность по созданию нового продукта, новой услуги или достижению нового результата, а также расширению имеющихся возможностей по оказанию услуг, реализации товаров в условиях ограниченных ресурсов и за определенное время для целей удовлетворения потребности в определенных благах. При этом природа самого создаваемого «продукта» не имеет особого значения: это может быть строительство нового здания или реструктуризация какого-либо объекта, разработка новой услуги.

В структуре управления МЧП-проектом можно выделить ряд основных структурообразующих элементов, их взаимосвязь представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Взаимосвязь управления МЧП-проектами и функционального управления

Основным средством механизма управления МЧП-проектами является программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных ГЧП- и МЧП-проектов. Их реализация происходит на базе общей концепции управления проектами.

Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой синтетической дисциплины. Такой подход позволяет свести все изменения в экономике и управлении, к системе инвестиционных про­ектов, а управление ими – к управлению инвестициями, формировании инвестиционной политики муниципального образования, субъекта федерации и, в конечном итоге, государства в целом.

В современных условиях совокупность методов и средств управления МЧП-проектами представляет собой сложную методологию управления инвестициями в рамках территории, позволяющую: осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель МО с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности; оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвестиций и сформированного бизнес-плана реализации МЧП-проекта; разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов МО с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств; произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных МЧП-проектов; оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них; осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ; организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством МЧП-проекта; обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных МЧП-проектов как с экономической, так и с социальной стороны; организовать завершение проекта.

Организационная схема управления МЧП-проектом представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Управлением МЧП-проектом

Грамотное и эффективное управление МЧП-проектами несомненно позволит реализовать те преимущества, которые имеются у муниципальных образований. Комплекс преимуществ реализации МЧП-проектов можно разделить на два уровня и представить следующим образом:

  • Для муниципального образования:
    • положительный бюджетный и социально-экономический эффект (возможность ускоренной реализации инвестиционного проекта),
    • привлечение частного капитала для строительства объектов общественного пользования,
    • перевод части рисков за адекватное вознаграждение на частных инвесторов,
    • оплата предоставляемых частным сектором услуг с возможностью сокращения денежных выплат в случае невыполнения требований по качеству,
    • привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора (управление проектом),
    • отсутствие бюджетных затрат на эксплуатацию объекта.
  • Для частного бизнеса:
    • административное и политическое содействие государства в реализации проекта,
    • разделение рисков с государством,
    • гарантии со стороны государства: минимальной доходности; возврата вложенных средств в виде права на получение доходов от платной эксплуатации объекта; частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта,
    • возможность привлечения долгового финансирования
    • затраты на проект в установленной доле,
    • сохранение стратегического контроля за создаваемыми активами путем передачи управленческих функций специальной проектной или управляющей компании.

Однако, наличие преимуществ от использования модели ГЧП- и МЧП-проектов, ничуть не уменьшает риски, с которыми сталкиваются как муниципальные образования, так и частный бизнес.

На сегодняшний день важнейшее препятствие на пути развития проектной практики МЧП в сфере инфраструктуры – это неспособность муниципальных образований, имея привлекательные сферы и объекты для инвестирования, подготовить и «упаковать» проект для инвесторов.
Другое основное препятствие для развития МЧП-практики – отсутствие квалифицированных частных компаний, владеющих ГЧП- и МЧП-инструментарием и вкладывающих средства в инфраструктурные проекты.

Кроме этих препятствий можно выделить: отсутствие подготовленных инфраструктурных проектов, ограничения в долгосрочных кредитах на финансовом рынке, несовершенство законодательной базы, отсутствие возможности предоставления бюджетных гарантий (поступления платежей инвестору), проблема обеспеченности региональных бюджетов (нехватка средств для проектов), дефицит компетентных кадров, конфликт полномочий и интересов региональных органов власти и органов местного самоуправления (обособленность муниципальных органов управления). В качестве важной проблемы можно отметить отсутствие четкой отраслевой политики по развитию практики ГЧП и МЧП в отдельных сферах.

  • Дальнейшее формирование общей институциональной среды развития ГЧП.
  • Усовершенствование законодательной базы и расширение правоприменительной практики. Развитие региональной законодательной базы.
  • Создание единого государственного органа по вопросам ГЧП, выработка единой концепции развития ГЧП в России.
  • Создание «центров компетенций» — организационных структур по инициированию и управлению проектами ГЧП, в том числе в регионах.
  • Проведение информационной и образовательной работы в рамках продвижения ГЧП. Решение кадровой проблемы.

Наряду с этим, нельзя оставить без внимания такие вопросы как подготовка специалистов в области концессионного законодательства, создание более приятного общественного мнения для передачи общественному сектору функций владения и пользования объектами государственной муниципальной собственности, обеспечение доверия общественности к этому новому типу хозяйственных отношений.

От того, насколько полной и непротиворечивой будет законодательная база, институциональная среда, экономическая и организационная проработка всех аспектов этой проблемы, во многом зависит успех реализации этого намечающегося крупного социально-политического и экономического преобразования хозяйственных отношений в России.

Развитие государственно-частного партнерства и, как одной из форм муниципально-частного партнерства, позволит диверсифицировать экономику в соответствии со стратегическими целями развития государства и поднять в итоге качество и уровень жизни населения.

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИМ. ВОРОВСКОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Положения "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области"

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , Земельным кодексом Российской Федерации , Градостроительным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" , Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" , Законом Московской области от 22.06.2013 г. N 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве" , Уставом муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области,

Совет депутатов решил:

1. Утвердить Положение "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области" согласно Приложению к настоящему решению.

2. Опубликовать настоящее Решение в муниципальной газете Ногинского муниципального района "Волхонка", в газете муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" "Официальный вестник" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Главу администрации муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" А.И. Радченко.

Председатель Совета депутатов П.А.Ермилов

Глава муниципального образования А.И. Радченко

ПОЛОЖЕНИЕ "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области"

1. Предмет регулирования настоящего Положения

1. Положение "О муниципально-частном партнерстве в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - Положение) разработано в целях привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", обеспечение стабильных условий для развития муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании, эффективного использования муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы для развития экономики и социальной сферы муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", повышения уровня жизни населения, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы, формы участия, основания принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" и порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве.

2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

2.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

1) Муниципально-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" с частным партнером на основе соглашения в целях создания, реконструкции, модернизации, обслуживания или эксплуатации объектов социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, развития инвестиционного, инновационного, инфраструктурного потенциала муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) частный партнер - российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо действующее без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица, индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность на основании соглашения;

3) соглашение о муниципально-частном партнерстве - контракт (договор), заключаемый муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" в лице Администрации муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее – Администрация города) направленный на осуществление деятельности на основе муниципально-частного партнерства в соответствии с федеральным законодательством, законами Московской области, настоящим Положением и принятым в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области". Соглашение о муниципально-частном партнерстве является договором, содержащим элементы различных договоров в зависимости от формы муниципально-частного партнерства, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области;

4) объект соглашения о муниципально-частном партнерстве - создаваемое путем строительства, реконструкции и модернизируемое, обсуживаемое, эксплуатируемое в соответствии с условиями соглашения имущество;

5) конкурс - торги на право заключения соглашения, проводимые в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, законодательством Московской области, нормативными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", в случае, если условия торгов предусматривают заключение с победителем торгов или иным лицом, имеющим право на заключение соглашения, договора аренды земельного участка, иного недвижимого и (или) движимого имущества;

6) модернизация объекта соглашения - осуществление мероприятий по переустройству объекта соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, замена морально устаревшего оборудования и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием

7) реконструкция объекта соглашения - изменение параметров объектов капитального строительства, входящих в состав объекта соглашения, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема, показателей производственной мощности) и качества инженерно-технического обеспечения, приспособление для современного использования объектов культурного наследия без изменения их особенностей, составляющих предмет охраны, и (или) мероприятия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;

8) техническое обслуживание объекта соглашения - осуществление мероприятий по поддержанию объекта соглашения в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его целевым назначением;

9) эксплуатация объекта соглашения - использование объекта соглашения партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением.

3. Цели и задачи муниципально-частного партнерства

3.1. Целями муниципально-частного партнерства являются:

1) объединение муниципальных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические на взаимовыгодной основе для решения вопросов, отнесенных в соответствии с законодательством к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - вопросы местного значения);

2) повышение доступности и улучшение качества продукции (работ, услуг), предоставляемых потребителям на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", за счет привлеченных средств внебюджетных источников для реализации общественно значимых программ и проектов в социально-экономической сфере на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" с использованием средств бюджета муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" (далее - бюджет поселения) и (или) объектов муниципальной собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

3.2. Задачами муниципально-частного партнерства являются:

1) привлечение частных ресурсов для решения вопросов местного значения муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", в том числе создание, реконструкцию, модернизацию, и (или) обслуживание, эксплуатацию общественно значимых объектов на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) повышение эффективности использования муниципального имущества;

3) привлечение дополнительных доходов в бюджет города;

4) техническое и технологическое развитие общественно значимых объектов на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) повышение конкурентоспособности местной продукции (работ, услуг) и их производителей (исполнителей), а также обеспечение высокого качества продукции (работ, услуг), предоставляемых на территории муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

6) создание новых рабочих мест.

4. Принципы муниципально-частного партнерства

4.1. Муниципально-частное партнерство основывается на принципах:

1) законности;

2) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон муниципально-частного партнерства;

3) равноправия сторон муниципально-частного партнерства;

4) договорной основы взаимоотношений сторон муниципально-частного партнерства;

5) разделения ответственности, рисков и выгоды между сторонами муниципально-частного партнерства;

6) кооперация материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических ресурсов;

7) гласности и прозрачности отношений сторон муниципально-частного партнерства.

5. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве

5.1. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве осуществляется путем:

1) заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" ;

2) участия в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" ;

3) заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с которыми, муниципальное образование "Городское поселение им. Воровского Московской области" предоставляет частному партнеру на праве аренды находящиеся в собственности муниципального образования земельные участки, или земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, которые необходимы для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, в целях создания частным партнером объекта соглашения путем строительства, эксплуатации, технического обслуживания в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на объект соглашения в течение срока, определенного в соглашении, будет принадлежать частному партнеру, по истечении которого частный партнер передает объект соглашения в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, с возможностью дальнейшей эксплуатации в течение определенного срока объекта соглашения, если иное не установлено соглашением;

4) заключение соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с которыми муниципальное образование "Городское поселение им. Воровского Московской области" предоставляет частному партнеру на праве аренды земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящихся в собственности муниципального образования, земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, в целях осуществления частным партнером реконструкции, модернизации объекта соглашения и его последующей эксплуатации, технического обслуживания в порядке и на условиях, определенных соглашением, при этом право собственности на объект соглашения в течение срока, определенного в соглашении, будет принадлежать частному партнеру, по истечении которого частный партнер передает объект соглашения в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, с возможностью дальнейшей эксплуатации в течение определенного срока объекта соглашения, если иное не установлено соглашением;

5) использование иных форм, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области.

Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве с учетом форм участия, указанных в настоящем пункте, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Положения. В рамках соглашения могут использоваться одна или несколько форм участия муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве.

5.2. Участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве, предусматривающее расходование средств бюджета поселения, возможно при условии включения бюджетных ассигнований на эти цели в решение о бюджете муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на очередной финансовый год и плановый период через муниципальные программы.

6. Формы муниципальной поддержки развития Муниципально-частного партнерства

6.1. Формами муниципальной поддержки, оказываемой частным партнерам в целях развития муниципально-частного партнерства в муниципальном образовании "Городское поселение им. Воровского Московской области", являются:

1) предоставление налоговых льгот в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации , нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, а также городскими нормативными правовыми актами;

2) предоставление льгот по аренде имущества, являющегося муниципальной собственностью;

3) предоставление бюджетных инвестиций;

4) информационная и консультационная поддержка.

6.2. Условия и порядок предоставления форм муниципальной поддержки развития муниципально-частного партнёрства в поселении, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Положения, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

7. Объекты соглашения о муниципально-частном партнерстве

7.1. Объектами соглашения о муниципально-частном партнерстве являются:

1) объекты транспортной (дорожной) инфраструктуры;

2) объекты коммунальной инфраструктуры и благоустройства;

3) объекты энергоснабжения;

4) единые инфраструктурные комплексы для развития территории;

5) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической, научно-исследовательской и иной деятельности в системе здравоохранения;

6) объекты культуры, образования, спорта, туризма, рекреации и социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения;

7) объекты похоронного назначения;

8) объекты торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания;

9) объекты незавершенного строительства и временно приостановленные и законсервированные стройки;

8. Полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства

8.1. Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства:

1) принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере муниципально-частного партнерства;

2) утверждает в составе бюджета муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" расходы, связанные с участием муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве;

3) ежегодно рассматривает представленную Администрации информацию о заключенных соглашениях;

4) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением решений Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", регулирующих отношения муниципально-частного партнерства;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами муниципального образования.

8.2. Администрация муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в сфере муниципально-частного партнерства:

1) принимает муниципальные правовые акты по вопросам осуществления муниципально-частного партнерства;

2) в пределах своей компетенции принимает решения об использовании находящегося в муниципальной собственности имущества в целях муниципально-частного партнерства;

3) принимает муниципальные программы с использованием муниципально-частного партнерства;

4) организует и проводит конкурсы на право заключения соглашений и договоров аренды;

5) ежегодно предоставляет в Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" информацию о реализации муниципально-частного партнерства;

6) готовит предложения о заключении соглашения, либо рассматривает предложения частного партнера о заключении соглашения, принимает по ним решения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Московской области, муниципальными правовыми актами муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

9. Основания принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве и порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве

9.1. Основаниями для принятия решения об участии в муниципально-частном партнерстве являются:

1) соответствие проекта целям и задачам, установленным документами стратегического планирования муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", соответствие генеральному плану муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

2) необходимость привлечения внебюджетных источников финансирования;

3) повышения уровня обеспеченности социально значимыми муниципальными объектами;

4) повышение качества и объемов услуг, предоставляемых населению муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) повышение эффективности управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области".

9.2. Порядок заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве, в том числе порядок принятия решений об участии в муниципально-частном партнерстве муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" принимает Совет депутатов. Требования к содержанию конкурсной документации, порядок проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве устанавливается постановлением Администрации.

9.3. Соглашение о муниципально-частном партнерстве заключается в письменной форме в соответствии с действующим законодательством и должно содержать следующую информацию:

1) объект соглашения;

2) срок действия соглашения и (или) порядок его определения;

3) порядок создания объекта соглашения путем строительства, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания;

4) порядок расчетов между сторонами;

5) распределение рисков между сторонами;

6) ответственность за нарушения взятых на себя обязательств, сторонами соглашения.

9.4. Помимо условий, предусмотренных в п. 9.3 настоящего Положения, участие муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" в муниципально-частном партнерстве осуществляется при согласовании в соглашениях иных условий, не противоречащих законодательству, в частности:

1) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;

2) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" прекращения (приостановления) эксплуатации, модернизации, технического обслуживания частным партнером объекта соглашения, за исключением случаев, когда такое прекращение (приостановление) вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы, а также иных случаев, предусмотренных законодательством и соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством;

3) порядок и сроки передачи объекта соглашения муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области", включая требования к его качеству, в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области";

4) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях последующей эксплуатации модернизации, технического обслуживания объекта соглашения муниципальным образованием Городское поселение им. Воровского Московской области", в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области";

5) порядок эксплуатации, модернизации, технического обслуживания объекта соглашения в течение срока, необходимого муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области" для перехода к эксплуатации объекта соглашения муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" в полном объеме, в случае если объект соглашения подлежит передаче в собственность муниципальному образованию "Городское поселение им. Воровского Московской области";

6) срок выполнения работ по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;

7) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;

8) объем участия, в том числе финансирования, предоставления имущества, имущественных или неимущественных прав, каждой из сторон соглашения, необходимого для создания, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания объекта соглашения, или порядок его определения;

9) плата, подлежащая внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области", размер и порядок внесения которой, устанавливается условиями соглашения;

10) технико-экономические показатели и характеристики, которых необходимо достигнуть в результате создания, реконструкции, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания объекта соглашения;

11) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при эксплуатации объекта соглашения;

12) порядок осуществления муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" контроля за исполнением соглашения;

13) обеспечение исполнения обязательств сторон соглашения;

14) возможность передачи частным партнером объекта соглашения в залог, на иных обязательственных правах либо продажи под отлагательным условием, а также возможность уступки прав, в том числе в рамках договора финансирования под уступку денежного требования, в частности, при наступлении определенных в соглашении обстоятельств без необходимости заключения дополнительного соглашения;

15) порядок дачи согласия частному партнеру на передачу прав и обязанностей по соглашению, в том числе в порядке уступки права требования и (или) перевода долга, а также на передачу объекта соглашения в залог или на ином праве в целях обеспечения исполнения обязательств по соглашению. Указанное согласие может быть дано как в отношении конкретного лица или нескольких лиц, так и в отношении группы лиц, соответствующих требованиям, предусмотренным в соглашении;

17) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;

18) страхование в связи с исполнением соглашения;

20) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;

21) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" требований, предъявляемых к организации, привлекаемой частным партнером для осуществления эксплуатации объекта соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

22) согласование с муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" требований, предъявляемых к подрядчику (генеральному подрядчику), привлекаемого частным партнером для осуществления строительства (реконструкции) объекта соглашения, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

23) право муниципального образования "Городское поселение им. Воровского Московской области" на отстранение частного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;

25) возможность заключения между частным партнером, кредитной организацией и муниципальным образованием "Городское поселение им. Воровского Московской области" соглашений, определяющих права и обязанности сторон в случае привлечения частным партнером средств кредиторов в целях исполнения обязательств по соглашению;

26) порядок заключения и исполнения сделок, совершаемых во исполнение соглашения в случае, если заключение таких сделок предусмотрено соглашением;

27) исключительные случаи одностороннего изменения условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения.

1.Понятие муниципально-частного партнерства, его сущность и основные признаки 2

2. Основные формы муниципально-частного партнерства 6

2.1. Инвестиционные договоры (соглашения) 10

2.2. Муниципально-частное партнерство на основе отношений аренды муниципального имущества 10

2.3. Концессии 11

2.4. Участие в капитале 12

2.5. Соглашения о разделе продукции 12

2.6. Смешанные формы 12

3. Выгоды и риски муниципально-частного партнерства 13

4. Правовое обеспечение муниципально-частного партнерства 17

4.1. Правовое обеспечение участия муниципалитетов в хозяйственной деятельности 17

4.2. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности 23

4.3. Правовое обеспечение арендных отношений 27

4.4. Правовое обеспечение концессионных соглашений 31

4.5. Правовое обеспечение создания хозяйственных обществ со смешанной формой собственности 35

4.6. Региональные и муниципальные нормативные акты 40

5. Выбор отраслей и проектов муниципально-частного партнерства, форм реализации проектов и оценка эффективности проектов 47

5.1. Выбор отраслей, перспективных для развития с применением муниципально-частного партнерства 49

5.2. Опыт Германии 53

5.3. Выбор форм муниципально-частного партнерства 63

1.Понятие муниципально-частного партнерства, его сущность и основные признаки

Актуальность темы развития публично-частного партнерства (ПЧП) в России порождает необходимость четкого определения данного термина.

Существует немало различных определений публично-частного партнерства. Не вдаваясь в тонкости научных дискуссий и подходов к детерминации понятия, следует однако заметить, что актуальность дискуссии определяется необходимостью отграничения публично-частных партнерств от иных, сходных механизмов взаимодействия публичной власти и частных акторов (выделения их из различных смежных явлений).

Зачем нужно такое отграничение? Если законодательный акт принимается не просто для того, чтобы обозначить законотворческую активность на популярную в данный момент тему, а для того, чтобы предусмотреть какие-то особенности правового регулирования, отсутствовавшие в законодательстве до настоящего времени, дополнительные стимулы и преференции, способствующие более активному внедрению данного механизма, то безусловно необходимо четко определить круг отношений, на которые будут распространяться соответствующее регулирование.

Каким образом может/должно осуществляться такое отграничение? Путем максимально четкого формулирования ключевых признаков, которые в своей совокупности составят специфику и отразят уникальность публично-частного партнерства (ПЧП) как понятия и категории. Этот набор признаков должен быть необходимым и достаточным для «идентификации» публично-частного партнерства. При этом обыватели могут продолжать использовать данный термин и для любых других механизмов взаимодействия публичной власти и частных лиц – однако для целей правового регулирования, применения последствий и т.д. будет использоваться только детерминация, содержащая соответствующие признаки.

С.В. Васильева подтверждает проблему недостаточной проработанности существующих определений данного понятия и в статье «Обеспечение публичных интересов в частно-государственном партнёрстве» пишет о проблеме, при которой ПЧП может пониматься как в чрезмерно зауженном смысле, так и в слишком широком. Широкий подход к пониманию частно-государственного партнерства предполагает относить к ПЧП меценатство и благотворительность, участие представителей бизнеса в подготовке нормативных правовых актов (правотворческая инициатива, экспертиза и др.), общественный контроль, обеспечение безопасности и правопорядка казачьими сообществами. В этот ряд можно было бы включить социальную ответственность бизнеса. В литературе отмечается, что таким образом коммерческие организации вкладывают социальные инвестиции в общегосударственное развитие. Как пишет Васильева, если смотреть на частно-государственное партнерство как на абстрактную общую категорию, то позволительно включать в ее содержание любое взаимодействие бизнеса и власти. Между тем частно-государственное партнерство представляет собой прикладную самостоятельную институциональную форму взаимодействия бизнеса и государства, развивающуюся по определенному «правовому сценарию» для достижения однотипных целей – решения общественно-полезных задач.

Подход к пониманию ПЧП должен быть более конкретным.

М. Дерябина в статье «Государственно-частное партнёрство: теория и практика» пишет, что существуют два крайних подхода к трактовке категории государственно-частного партнерства. Согласно одному из них, ГЧП идентифицируется с приватизацией и рассматривается как особая ее форма - косвенная приватизация. Данный подход учитывает масштабность участия частных компаний в реализации правомочий собственности, передаваемых им в рамках проектов от государства: финансирование, проектирование, строительство, владение и эксплуатация государственных предприятий.

В соответствии с другим подходом партнерства находятся на границе государственного и частного секторов, не являясь ни приватизированными, ни национализированными институтами. Это своего рода "третий путь", позволяющий использовать политические по сути формы улучшения предоставления населению общественных (публичных) благ».

Важно и законодательное определение данного термина.

Недавно на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации поступил проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации», в котором также закрепляется определение исследуемого термина. Прежде чем перейти к юридическим признакам ПЧП, необходимо сделать одно важное вводное замечание о названии законопроекта . Нося название «Об основах государственно -частного партнерства в Российской Федерации», проект в ч. 1 ст. 3 дает следующее определение государственно-частного партнерства (ГЧП):

«Под государственно -частным партнерством в целях настоящего Федерального закона понимается взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно -частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 11 настоящей статьи, а публичный партнер принимает на себя обязательства в соответствии с частью 9 настоящей статьи».

Публичными (точнее – публично-правовыми) образованиями – участниками гражданских правоотношений, как известно, являются как государство (Российская Федерация и субъекты РФ), так и муниципальные образования (поселения, муниципальные районы и городские округа) . В этой связи следует сразу определиться – должен ли данный закон регулировать исключительно отношения между государством и частным бизнесом, или все-таки – между любыми публично-правовыми образованиями (т.е. включая муниципальные образования) и частным бизнесом. В первом случае можно считать корректным название будущего закона, но некорректной формулировку ч. 1 ст. 3 (везде вместо «публичный партнер» должно быть указано «государство» как публично-правовое образование). При этом сфера регулирования будет резко сужена. Во втором случае необходимо везде изменить формулировку «государственно-частное» на «публично-частное». В таком случае на стороне публичного партнера будут выступать как государство (РФ, субъекты РФ), так и муниципалитеты.

Переходя непосредственно к юридическим признакам , квалифицирующим публично-частное партнерство, следует отметить, что в законопроекте они прописаны слабо. Определение лишь предусматривает стороны партнерства и его цели («направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций»). При этом указание целей, на наш взгляд, не несет особого правового смысла и вряд ли может служить признаком ПЧП.

Данное понятие впервые в законодательстве появилось в Законе Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В нем также имело место определение не публично-частного партнерства, а государственно-частного партнерства (речь идёт о сотрудничестве Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации с частными партнерами). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 данного Закона, «государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в Санкт-Петербурге, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных».

В Ростовской области действует Областной закон № 448-ЗС от 22.07.2010 «Об основах государственно-частного партнерства».

В данном Областном законе под государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ростовской областью либо Ростовской областью и муниципальными образованиями в Ростовской области, с одной стороны, и российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических, с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).

П. 1 ст. 4 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 № 15-РЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Республике Алтай» содержит следующие положения:

«1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество участников государственно-частного партнерства в реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных;

2) участники государственно-частного партнерства - Республика Алтай в лице Правительства Республики Алтай с одной стороны и партнер с другой стороны.
Стороной соглашения о государственно-частном партнерстве могут выступать муниципальные образования Республики Алтай в лице соответствующих органов местного самоуправления на добровольных началах;

3) партнер - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица, участвующие в соглашении».

Как видно из текста данных законодательных актов, существующие определения исследуемого термина содержат недостатки, аналогичные недостаткам определения из исследованного выше законопроекта.

Нам представляется более правильным определение следующего рода:

ПЧП - это устойчивое взаимодействие между публично-правовыми образованиями (РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием) и частными хозяйствующими субъектами, при котором публичная власть для решения стоящих перед ней задач заключает соглашения с частными хозяйствующими субъектами на предоставление публичных услуг, обусловленные использованием объектов публичной собственности или исключительных прав публичного образования.

Такое определение содержит три, на наш взгляд, основных признака ПЧП, которые позволяют отграничить данное понятие от смежных.

Первый признак – наличие публичной задачи . ПЧП инициируются с целью решения публичных задач. В противном случае у публичной власти нет никаких оснований (никакой легитимации) устанавливать какие бы то ни было преференции, специальное регулирование, да и вообще каким-то образом выделять те или иные отношения. Публичная задача как основание для соответствующих решений, действий и т.п. – обязательный признак ПЧП. При этом понятие «публичная задача» носит совершенно определенный правовой смысл. А именно: публичная власть обладает не общей (универсальной), а специальной правоспособностью – т.е. она вправе заниматься решением только таких задач, которые ей «вменены» федеральными законами (в случаях, если это предусмотрено соответствующими федеральными законами, и при соблюдении установленных ими условий – также и законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований). Такое «вменение» осуществляется путем установления компетенции соответствующего уровня публичной власти (в частности – перечень публичных задач местного самоуправления установлен ст.ст.14-16 и 14.1-16.1 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, а в отношении субъектов РФ Конституцией РФ и главой IV.I Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» №184-ФЗ; применительно к уровню РФ, полагаем, необходимо применять нормы Конституции РФ в части компетенции РФ, а также нормы Закона «О правительстве РФ» и ряда других). Таким образом, круг публичных задач – как минимум, применительно к субъектам РФ и муниципальным образованиям – очерчен весьма жестко. Отсутствует в компетенции соответствующего публично-правового образования та или иная задача – значит, отсутствуют основания для заключения соглашений о ПЧП.

Второй признак – наличие определенной устойчивости взаимодействия , которая проявляется в виде заключения и реализации соглашения о ПЧП , которое, по нашему мнению, должно быть к тому же не краткосрочным, а как минимум среднесрочным, либо долгосрочным . Необходимость формулирования признака устойчивости с указанными параметрами объясняется тем, что во-первых, ПЧП связаны с предоставлением публичных услуг - а это означает ответственность публичного партнера перед обществом за устойчивое предоставление таких услуг. Во-вторых, - тем, что установление особого правового режима для подобного взаимодействия предполагает определенное оформление/закрепление последнего, установления встречных прав и обязанностей сторон. А это означает ни что иное как соглашение/договор. Средне- и долгосрочность как признак ПЧП, хотя формально и не является безусловно обязательным условием, тем не менее соответствует международной практике подобных соглашений. Какого рода соглашения должны заключаться в рамках ПЧП – в значительной мере зависит от содержания такого сотрудничества. Можно предположить, что в случае необходимости в законе имеет смысл урегулировать лишь отдельные особенности заключаемых договоров (в рамках, допускаемых Гражданским кодексом РФ).

Третьим обязательным признаком, на наш взгляд, является использование существующего или будущего объекта публичной собственности или определенного исключительного (монопольного) права на предоставление публичной услуги, принадлежащего публичному партнеру. Предоставление публичных услуг, связанных с организацией хозяйственной деятельности (то есть не «суверенных» услуг вроде выдачи и заверения документов и т.п.), как правило, связано с использованием частным хозяйствующим субъектом: 1) либо уже существующего материального объекта, находящегося в собственности публичного образования (например, сетевое хозяйство, объекты социальной инфраструктуры и др.), 2) либо с созданием такого объекта и передачей прав на него (на различных условиях – это в данном случае не принципиально) публичному образованию – «носителю мандата», 3) либо с использованием (как правило, монопольного) права оказания соответствующих публичных услуг на территории (например, в сфере общественных перевозок и т.д.). Даже в тех случаях, когда в рамках ПЧП задействуется объект частной собственности, который не предполагается передавать в собственность публичного образования, собственник должен получить право предоставления соответствующих услуг, за организацию которых отвечает публичное образование (публичный партнер). Таким образом, предоставление муниципальных услуг частным хозяйствующим субъектом (оператором) осуществляется с использованием объектов публичной собственности или права на оказание услуг (мы его называем «исключительным», либо «монопольным» правом). Соответственно, предметом соглашения о ПЧП, по сути, являются две группы отношений – регулирующие предоставление публичных услуг и регулирующие создание/ санацию/ реставрацию/ реконструкцию и эксплуатацию объекта публичной собственности.

В завершение представляется уместным обозначить такой дискуссионный вопрос, как возможность отнесения к ПЧП создание и деятельность хозяйствующих субъектов смешанной формы собственности (например, ООО или ОАО, некоторые формы некоммерческих организаций с участием публичного и частного собственников). По сути, здесь также присутствуют все необходимые признаки ПЧП, но поскольку речь идет не просто о договорном, а уже о т.н. институциональном ПЧП, то возможно необходимо либо установить особенности данного механизма (в т.ч. и соотношение с законодательством о приватизации), либо априори вывести его из сферы регулирования закона.