Рецензия на Assassin’s Creed IV: Black Flag. Обзоры игр: Assassin’s Creed IV: Black Flag

Всю свою историю сериал Assassin’s Creed был, скорее, примером успешного маркетингового позиционирования, чем хорошей игрой. Ему с первого выпуска удалось нащупать точки опоры (сеттинг, вечное противостояние ассасинов и тамплиеров, крутой образ главного героя), но только в отношении повествования, визуальной стороны и вольной интерпретации реальных исторических событий с реальными историческими личностями. К счастью для Assassin’s Creed, все перечисленное притупляло чувства и многим удавалось проглотить наживку, не отвлекаясь на все остальное - то есть, игровой процесс, который пять выпусков подряд создавал кривую иллюзию свободы, а в большинстве случаев смеялся над играющим то через управление, то через набор совершенно одинаковых и нелогичных заданий. Другими словами, в последние годы сериал можно было любить так же сильно, как и ненавидеть. И только в Black Flag видна работа над ошибками, после которой стоит дать долгоиграющему (как это говорят в интернете, «шаблонному конвейеру», как будто существует другой) сериалу от Ubisoft еще один шанс понравиться всем без исключения.

Для Assassin’s Creed тема пиратства значит многое. Главный герой - Эдвард Кенуэй, совсем не похож на предыдущих ассасинов с сериале. Потому что он, вообще-то, самозванец. Он пират, который убивает ассасина в самом начале и забирает его костюм, затем по глупой случайности вступает в орден тамплиеров, после чего все-таки возвращается к штурвалу под флагом с черепом (хоть и не «Веселым Роджером») и старается не забивать себе голову лишними мыслями. Протагонист, вообще говоря, недалек. Проходимец, но беззлобный и безобидный; он преследует свои идеалы свободы и ему не свойственны расовые предрассудки, но при этом он не читает проповеди, не наставляет на путь истинный (за исключением пары эпизодов) и не строит из себя рыцаря в сияющих доспехах. Он простак и сама непосредственность, деревенщина с грубоватыми шуточками, который всему учится на ходу вместе с самим игроком. Это новый образ главного героя для сериала, который, внезапно, нравится не всем, но в этом и смысл - он интереснее, чем весь этот балаган с ассасинами и тамплиерами вместе взятыми.

Поскольку центральная тема всего происходящего - свобода, то и формат мира Assassin’s Creed был перестроен под эти условия. Так, карта мира - это огромное водное пространство с большими и малыми островами, охраняемыми фортами и прочим. Свободу перемещения ни на островах, ни в море никто не ограничивает; за всю игру нам только один раз встретилось предупреждение о том, что герой слишком быстро подошел к точке десинхронизации - и то, кажется, мы в тот момент пытались протаранить носом край карты. Корабль, кстати, доступен после выполнения первых же заданий и, фактически, единственное, что может остановить пиратскую экспансию на ранних этапах - слабая оснастка судна.

Что в море, что на суше мир вокруг героя старательно симулирует жизнедеятельность. В городах пьяные пираты тискают женщин и фонтаном блюют за углом, пока Черная Борода рассказывает герою о необходимости нагнать страху на людишек. За штурвалом глаз не отвести от красоты водной поверхности, и неважно, отражает она в данный момент палящее солнце или подпитывает рисующие зигзаги тайфуны под раскаты грома и оглушающий шум волн. Здесь можно атаковать вражеские суда и брать их на абордаж, охотиться за морской живностью (в т.ч. за китами), нырять на глубину с водолазным колоколом, после чего прятаться от акул в водорослях, не теряя надежду обнаружить какой-нибудь клад. Можно искать сундуки с сокровищами, грабить бедных и богатых - всех, кого угодно! - разорять склады и убежища контрабандистов, помогать утопающим и даже управлять собственным флотом (правда, схематично, примерно как куртизанками в прошлых играх). Если в AC III морские бои на подвиги вдохновляли, но не могли дать ничего, что утолило бы жажду приключений, здесь все наоборот. Огромный мир, потрясающий выбор возможностей: включаешь игру и тратишь сутки на воспроизведение детских фантазий про пиратские сражения. На вторые сутки хочется попугая на плечо, и любые разговоры начинать с «Арррррр!». А еще петь: песни моряков крепко вбиваются в голову, и даже если захочешь – никогда не забудешь.

Предсказуемо, но все же: все самое плохое, что есть в Assassin’s Creed, так или иначе присутствует во всех играх Ubisoft и уже не раз вызывало критику. Так, эпизоды, где обязательно скрытное прохождение, по-прежнему доводят до исступления. Это не stealth, а пародия на него ради красного словца на обложке; в большинстве случаев есть только один маршрут - и далеко не самый логичный. Поведение противников в такие моменты тоже вызывает недоумение: например, враги никак не реагируют на найденные тела убитых нами товарищей. Есть и новые, более удачные примеры. Скажем, иногда нужно помогать пленным товарищам. Чтобы их не убили, нужно действовать скрытно, но речь идет только о том, чтобы бесшумно добраться до злодеев и пришить их, не привлекая всеобщего внимания. Некоторые вещи в серии не меняются, и кроме описанного выше это традиционное вступление: первое задание - погоня, затем - снова погоня, после - бегство, дальше - преследование. К большому счастью, раздражавшие раньше типы миссий встречаются значительно реже, хотя все равно странно, что окончательно от них так и не избавились.

В Black Flag, как и в предыдущих выпусках, многие процессы форсированы. Миссии (или, выражаясь местной терминологией, «воспоминания») могут на час оторвать от морских приключений и заставить заниматься паркуром в руинах древнего храма. Как правило, вариативность выполнения задания не предусмотрена: ты либо догадываешься, что и как нужно сделать, либо тратишь время на попытки понять это. Количество таких ситуаций сведено к минимуму, но они все равно напоминают о себе. Плюс, все апгрейды корабля привязаны к ресурсам, которые добываются не самым простым способом: либо из сундуков, либо по одной штучке достаются из воды, либо достаются грабежом. Логичнее было бы, конечно, чтобы верфи предлагали купить ресурсы у себя и все это вписывали в смету, но нет - так не получится продавать DLC «для экономии времени». Кстати, охота в игре тоже присутствует: из шкур зверей можно делать новую экипировку для Эдварда. Шкуры можно купить и в магазине, но цены высоковаты, а охотиться на крокодилов веселее самостоятельно.

Курсирующие в Интернете высказывания относительно того, что сюжет в Black Flag слабее, чем в предыдущих выпусках сериала, не совсем справедливы. Да, пиратская тематика используется как панорама, нет лихих сюжетных поворотов (кроме гендерсвопа у одного из персонажей) и драматических сцен, всеми силами выжимающих слезы у зрителя. Но это не мешает, не давит, не загоняет в рамки, как это было раньше, не создает лишней суеты - игрок получает нужные ему сведения, история развивается, персонажи меняются и обретают новые черты, другими словами, ничто не стоит на месте, но и никто никого не подгоняет палкой. Правда, сюжет как таковой (имеется в виду обычное для серии повествование со скачками во времени) остался никчемным, зато здесь не заставляют отыгрывать ассасина в мегаполисе. По логике событий, игрок - это сотрудник компании «Абстерго», который записывает воспоминания пирата якобы для создания семейного фильма. Такая игра в игре, с пустяковыми намеками на связь с Watch_Dogs.

Assassin’s Creed IV: Black Flag удается самое главное: она с первых кадров приковывает внимание и отпускает лишь спустя огромный промежуток времени, давая понять, что тут еще осталось, за чем вернуться. Здесь есть, на то тратить время и силы, и при всем этом игра не навязывает развлечения - напротив, позволяет придумывать их самому. Жаль, что разработчикам пришлось проделать такой длинный путь до понимания простых вещей, но наконец-то это произошло. Ура.

Assassin"s Creed 4: Black Flag в продаже для PS3 и Xbox 360. Версия для PC выходит 22 ноября. Также игр входит в стартовые линейки Xbox One и PS4.

Рецензировалась версия для Xbox 360.

С каждым годом, пока воодушевленно выжимала соки из старой идеи про паркурщика в капюшоне, на игровых форумах все громче раздавалось «перемен требуют наши сердца». И вот время перемен пришло. С одной стороны, – это все еще безошибочно узнаваемый , достаточно взглянуть на главного героя с его скрытыми клинками, повадками человека-паука и манерой картинно прыгать ласточкой с любой подвернувшейся высотки. Но вот окружающий мир – уже совсем другая песня. Уже при виде первых скриншотов хотелось лично выкатить разработчикам бочку рому и щедро отсыпать золотых дублонов, ведь хороших игр про пиратов так мало, а в душе еще живут воспоминания ребенка, взахлеб глотавшего «Приключения капитана Блада». Антураж выбран как нельзя лучше: Вест-Индия, Карибское море, золотой век пиратства... Романтика, якорь мне в глотку!

В флибустьерском дальнем синем море.

Если в корабельные сражения служили скорее довеском, то Black Flag смело снимается с якоря и выходит в открытый простор: в море здесь даже интереснее, чем на суше. В наше распоряжение попадает собственный корабль, где предстоит вкусить прелести капитанской жизни, включая набор команды, превращение простенького судна в настоящую грозу морей и безумные побоища с градом ядер. Со временем можно будет брать под свое начало другие суда, чтобы формировать пиратскую флотилию. Но это все потом, а вначале радует просто возможность поднять паруса и отправиться, куда глаза глядят. Погнавшись за нагруженным золотом галеоном, вдруг теряешь дар речи, увидев выпрыгнувшего из пучины кита, или замечаешь загадочный остров на горизонте, который обязательно хранит какую-нибудь кровавую тайну. И вот уже герой крадется через джунгли в поисках артефактов майя, сверяясь с найденной на изъеденном крабами трупе картой, а вокруг качаются под соленым бризом пальмы и кричат попугаи.

Если в третьей части корабельные сражения служили скорее довеском, то Black Flag смело снимается с якоря и выходит в открытый простор. Природа невероятно живописна, изменчивая погода добавляет реализма – вот только что над лазурными волнами сияло солнце, а через минуту налетает жуткий шторм с молниями и шквальным ливнем. И это не просто ради спецэффектов, погодные условия влияют и на ход морских баталий. Симуляция окружающей жизни все так же убедительна, встречные бродяги, торговцы, солдаты и головорезы занимаются своими повседневными делами и не забывают живо реагировать на происходящее.

Сражения на кораблях остаются не более чем аркадным развлечением, зато выглядит все крайне эффектно. Окутанные дымом суда осыпают друг друга ядрами, паруса горят, обломки рушатся в кипящие волны – просто дух захватывает. Когда приходит время идти на абордаж, игра цитирует знаменитую сцену из « »: герой летает на канатах над палубой, прыгает по мачтам и отчаянно рубится во главе своей команды.

Я карибский озорной гуляка.

При ближайшем знакомстве с пиратской Вест-Индией в голове вертится только один вопрос: а к чему здесь вообще ассассины? Да, пожалуй, и ни к чему – скорее это просто успешный брэнд, с которым создателям серии жалко расставаться. В нынешней реальности вместо полноценного персонажа появляется некий безымянный сотрудник Abstergo, а главное действующее лицо, Эдвард Кенуэй, на самом деле никакой не ассассин, несмотря на всю свою сверхчеловеческую ловкость. Это просто искатель приключений, любитель выпивки и золотишка, которому на вековой конфликт двух тайных обществ вначале вообще наплевать с верхушки грот-мачты. Да и фирменный наряд «Эцио-стайл» достается ему по чистой случайности. Главное для Эдварда – карьера пирата, а противостояние тамплиеров и ассасинов остается где-то на втором плане.


Мир вскоре становится полностью открытым, территория огромна, и от обилия возможностей разбегаются глаза: морские дуэли, поиски кладов, исследование древних руин, охота на всяческую бегающе-плавающую живность (ну и еще контракты на убийство, куда ж без них). Причем делается это не только удовольствия ради, но прежде всего пользы для: захват вражеского судна позволяет улучшить свой корабль, в пиратском сундуке обнаруживаются чертежи новых апгрейдов, а шкура крокодила послужит для создания полезного снаряжения, прямо как в . Что бы вы ни делали, это практически всегда работает на развитие героя, так что понятия обязательного и второстепенного плавно размываются.

Территория огромна, и от обилия возможностей разбегаются глаза. В сухопутных разборках мало что изменилось, и это единственное, за что стоит критиковать Black Flag . Миссии скучноваты и однообразны, механика стелса по-прежнему хромает, как одноногий пират на деревяшке. Враги в упор не замечают Эдварда у себя под носом, а если все же дошло дело до драки, строго придерживаются кодекса старых гонконгских боевиков – «нападать по очереди». Замешанные на паркуре преследования по-прежнему раздражают своевольным управлением, когда герой то утыкается лбом в стену, то прыгает непонятно куда и падает с крыши.


Мультиплеер работает по тем же принципам, что и в третьей части. Основное развлечение – игра в кошки-мышки в толпе, когда охотник в любой момент может стать жертвой. Присутствуют и другие режимы, вроде захвата контрольных точек или переноски артефактов в качестве «флага».

Assassin`s Creed IV очень хороша как игра про пиратов, но по-прежнему слабовата как игра про убийц-невидимок. Впрочем, накопленный за шесть лет балласт в виде унылой слежки, нелепой маскировки и обезьяньих прыжков по крышам практически теряется на фоне морской романтики, шикарного пиратского колорита и возможности собственноручно загарпунить большую белую акулу.

Black Flag переворачивает с ног на голову все то, чем так дорожила Assassin’s Creed. Наш новый герой, пират по имени Эдвард Кенуэй, снимает костюм с убитого ассасина и с его помощью попадает на прием к губернатору-тамплиеру. Обман быстро вскрывается, но Эдвард успевает узнать о таинственной Обсерватории, в которой таится нечто совершенно невероятное.

Теперь пирата не остановить. В поисках Обсерватории он перевернет вверх дном целые архипелаги, сорвет планы высших государственных чиновников, найдет родную дочь и, сам того не ведая, поможет компании «Абстерго» сделать семейный фильм о приключениях морских разбойников.

Если бороздить моря

В этой простецкой завязке кроется ключ к пониманию новой Assassin’s Creed: впервые за всю историю сериала ее героем стал не благородный воин, не аристократ и даже не профессиональный убийца - а мелкий мошенник, самозванец, фигляр и филистер. Эдвард - пират, и до многовековых раскладов между тамплиерами и ассасинами ему дела нет. Круг его интересов предельно мал и ограничен пиастрами, кораблями, алкоголем, оставленной в Европе женой и драками в тавернах - да такими, чтобы раззудись-плечо-размахнись-рука.

В плавании вы проведете не меньше половины игры. Забудьте, что видели в Assassin’s Creed 3, - то было детство. Отныне море - ваш дом родной, и в нем пройдут лучшие часы Black Flag. Здесь можно нырять на дно, искать клады, грабить торговые шхуны и королевские фрегаты, а чуть что, уносить весла от карательного флота. Здесь есть все, что обозначают емким клише «пиратская романтика»: вы за штурвалом корабля с черными парусами, вокруг орут чайки, акулы режут плавниками водную гладь, а команда в очередной раз затягивает песню о нелегкой флибустьерской доле - как тут не начать подпевать?

Абордаж - самая эмоциональная часть морского сражения. Истинное безумие: корабль горит, кто-то стреляет, а вы схлестнулись с последними тремя матросами.

Сражения в море будто ставил приглашенный режиссер - если б в финальных титрах значилось имя Бэя или Спилберга, никто и не усомнился бы. Корабли сходятся в смертельной дуэли, рассыпая ядра, снаряды и взрывные бочки. Вокруг царит паника: щепки летят, мачта покосилась и с хрустом ухнула в воду.

Конечно, это аттракцион - «Корсары » в плане корабельной физики были и останутся сложнее и честнее, а про специализированные симуляторы и говорить нечего. В Black Flag знать нужно всего ничего: прицелился-выстрелил, заплыл с другой стороны, повторил. Пушки перезаряжаются молниеносно, паруса спускаются и поднимаются за несколько секунд - управлять кораблем здесь не сложнее, чем автомобилем в гоночной аркаде. Но в этом нет проблемы - в конце концов, Assassin’s Creed никогда не претендовала на реалистичность. Глупо пенять за такое на игру, где сюжет строится вокруг идеи «люди путешествуют в прошлое, сидя в особом кресле».

Вы топите королевские суда не ради развлечения (хотя и ради него тоже), а чтобы добыть ресурсов на улучшение родного брига. В Black Flag модернизируется каждая важная часть корабля; можно даже подобрать носовую фигуру. Хорошо оснащенный корабль чувствует себя гораздо лучше, чем полугнилая лоханка, - особенно когда на его знамени красуется Веселый Роджер, который словно магнитом притягивает неприятности.

Это не постановочный кадр - ловить акулу вы будете именно так, с гарпуном наперевес.

В море, как полагается в Assassin’s Creed, кипит жизнь. Вот кто-то сошелся в смертельном бою - нам ничего не мешает присоединиться. Вот дрейфует на доске утопающий - можно спасти, вольется в вашу команду. Вот акула блеснула плавником - хватайте гарпун и ловите рыбину: из шкуры потом сошьете отличный мешочек для пуль. Мир здесь живой, отчаянно натуральный и разнообразный - и красивый, конечно, по-пиратски притягательный.

Но при этом мы вынуждены быть его частью. Если вести сухопутный образ жизни, на море будет туго, и каждый второй фрегат влегкую отправит вас на корм рыбам. Сюжетные миссии с корабельными битвами (хоть их немного) зачастую невозможно пройти, не потратив пару часов факультативного времени на улучшение судна. Приходится каперствовать, копя на улучшение корабля и наращивая команду. Тем, у кого к этому не лежит душа, видимо, будет тяжко. Насильно мил не будешь, а тут, чего уж, заставляют.

Но все же в море Black Flag выглядит потрясающе и играется не хуже - проблемы у нее начинаются, когда вы сходите на сушу.

Бренная земля

На суше в законные права вступает старый Assassin’s Creed, базовые механики которого не менялись уже - сколько там? - лет шесть. Наземные миссии в основном сводятся к «подслушать и убежать» или «проследить и убить». Сопряжено это с самой отвратительной имитацией режима скрытности, которую только можно придумать: вы прячетесь в полуметровых кустиках, прыгаете в тележку с сеном или просто следите за жертвами с карниза малоэтажного дома. Логика здесь не работает: Эдварда, по-хорошему, должны заметить еще на подступах, но местные ничего не видят и не слышат - даже когда вы на их глазах утаскиваете в бурьян очередного стражника. Философию этих ярко выраженных интровертов (внешний мир недостоин внимания!) можно нарушить, лишь вторгнувшись непосредственно в личное пространство. Только тогда они удивленно охнут и достанут шпаги.

Боевая система не меняется годами: защититься, контратаковать, следующий. Смотрится по-прежнему эффектно - Эдвард крутится волчком и сотней разных способов насаживает противников на шпагу, - но поразить это может только тех, кто в глаза не видел предыдущие Assassin’s Creed. И в этом главная проблема Black Flag - вернее, ее сухопутной части. Одно и то же всякий раз, аккурат с 2007 года, - не пора ли изобрести нечто новое? Да, появились гранаты (та еще головная боль), но их мало, чтобы изменить ситуацию.

Ubisoft не изобретает и где-то даже упрощает. Паркур, например, почти списали в утиль. Архитектура в колониальных городах интереснее, чем в Бостоне, но это не отменяет того, что на архипелаге всего несколько островов, где есть здания выше двух этажей; чаще предлагается покорять вершины сараев и приусадебных туалетов. По-прежнему есть робкие зачатки второстепенных миссий, вроде заказного убийства или поиска утерянных страниц дневника, - но они, как и положено в Assassin’s Creed, носят немножко шизофренический характер: например, поиск новых песен для команды выполнен в виде погони за левитирующим листком с, видимо, нотами. Листок вьется, бьется, а потом испаряется в воздухе. Сильно.

Но тем не менее Black Flag двигает серию вперед. И еще немножечко вбок - но, во всяком случае, подальше от той пропасти, которая наступала на пятки после Revelations. Решение кардинально сменить образ главного героя и добавить в игру настоящие морские сражения здорово освежает саму идею Assassin’s Creed. Если к следующей части Ubisoft начнут переводить количество в качество, получится действительно впечатляющее произведение. А пока - поднять паруса и полный ход на... скажем, вон на ту испанскую шхуну. И будьте уверены: на суше одни крысы, настоящему пирату там делать нечего.

Порадовало
Огорчило

  • невероятное море - лучшее место, чтобы спрятаться от тоскливого ноября;
  • драки и дуэли, корабли и клады, ядра и язва желудка - р-р-романтика!
  • интерлюдии про современность случаются гораздо реже, чем раньше.

  • однообразные миссии - хотя уже первая часть получала за это по полной;
  • примитивнейший стелс: можно хоть полчаса ковыряться в чужом кармане и уйти незамеченным;
  • места много, а заняться нечем - вскрывать сундуки и вытаскивать записки из бутылок быстро надоедает.

Вот уже шесть лет серия Assassin"s Creed исправно радует игроков на поприще игровых конвейеров. Сколько не пророчат ей скорую погибель (не в последнюю очередь из-за выбранной издателем схемы), Ubisoft из года в год возвращает нас обратно в тот влекущий и загадочный мир ассасинов и тамплиеров, и каждый раз новая игра франшизы умудряется сорвать овации поклонников, восторженные отзывы критиков и вызвать тонны ненависти у хейтеров (если такие вообще имеются).

С каждой игрой разработчики планомерно улучшали базовые составляющие своей серии. Так, оригинальная Assassin"s Creed стала эдакой обкаткой свежей механики, вышедшей из-под пера Ubisoft. Памятная трилогия песков времени подошла к логическому завершению, а следовательно требовалось снова удивить игроков, создав «Вау!»-эффект, либо же бродить по накатанной дорожке в поисках свежих идей. Второй вариант, как мы помним, быстро доказал свою несостоятельность с выходом неоднозначной Prince of Persia образца 2008 года и крепкого, но не особо запоминающегося сиквела-приквела Prince of Persia: The Forgotten Sands . После этого серию о Принце отложили на антресоль до лучших времён и всё внимание сконцентрировалось на свежеиспечённой вселенной.

Получив массу отзывов касательно первой части, команда Ubisoft Montreal засела в своей импровизированной кузнице на пару лет, явив миру в 2009 году, что называется, сногсшибательный сиквел. Assassin"s Creed 2 не только сохранила интересную базовую механику первой игры, но и обрела целый ворох новых деталей, значимых и не очень элементов. Изобилие разнообразных заданий, поиск тайников, полёты на летучей машине Да Винчи, решение хитроумных головоломок, невиданные ранее способы убийства противников и, самое главное, развитие одного из самых интригующих сюжетов среди видеоигр обеспечили сиквелу неоднократный титул «Игры года» от нескольких престижных изданий.

Команду можно пополнять как в ближайших тавернах, предварительно открывая их драками с местными разбойниками (вы же пират, в конце концов!), так и помогая попавшим в беду матросам саблей и пистолетом. Найти новобранцев можно даже в море, спасая потерпевших крушение моряков или же идя на абордаж других судов. Правда, если враг силён, вы рискуете больше потерять, чем найти.

Чтобы не нарваться на такого рода неприятность, авторы заботливо оснастили Эдварда подзорной трубой, как и подобает настоящему капитану. С её помощью можно заранее определить, какой корабль идёт прямо по курсу, узнать его уровень и количество перевозимого груза, заранее определив, стоит ли лезть на рожон и не лучше ли сперва прокачать «Галку».

Система наведения также претерпела значительные изменения. Отныне игрок волен контролировать высоту и дальность выстрелов, что особенно полезно при стрельбе через большие волны. Фальконеты можно применять только в строго отведённые для этого моменты (а также самостоятельно обстреливать из них вражеский экипаж во время абордажа), а залп книппелей теперь возможен только из носовой части корабля. Если вражина задумал сесть вам на хвост, что порой случалось в Assassin"s Creed 3 , то на этот случай есть бочки с порохом: парочка таких поможет укротить пыл негодяя.

Немалую роль в морских баталиях играют погодные эффекты и физика корабля. Сражение в бурю станет настоящем испытанием для ваших капитанских навыков, а также изрядно погоняет «Галку» по бушующим волнам. Непогоду, однако, легко обратить себе на пользу, загнав, к примеру, более сильное судно в шторм и расправившись с ним там. Кроме того, морской и сухопутный геймплей стал полностью бесшовным: игрок волен в любой момент покинуть штурвал корабля и отправиться исследовать местность на своих двоих. Стоит также обмолвиться, что Эдвард не обладает таким развитым природным чутьём, как Радунхагейду, и потому не может открывать карту своим передвижением. Для очистки местности от так называемой вуали тьмы необходимо синхронизироваться на высоких точках карты.

Как и в любой нормальной игре о пиратах, в Assassin"s Creed 4 нам периодически будут встречаться карты сокровищ, на которых указано местоположение клада. Если возникнет острое желание отправиться на поиски богатства немедленно, всегда можно за 200 реалов узнать у бармена ближайшей таверны, где зарыта часть испанского наследия. Причём будьте готовы к тому, что за заветным сундучком придётся плыть на другой конец карты, и даже оказавшись на месте, не удивляйтесь, когда найдёте там ещё одну карту.

Ubisoft напичкала свой огромный мир целым множеством крупных и мелких занятий, отчаянно не желая повторять ошибку первой игры, которую только ленивый не упрекнул в однообразности.

Тысяча и один остров

После выхода Brotherhood франшиза избавилась от основной проблемы игр-песочниц, когда игроку рано или поздно надоедает идти по сюжету и он решает «свернуть в сторону» и заняться второстепенными делами. В случае с Assassin"s Creed всё немного иначе: когда игроку надоедает изучать кучу возможностей, коими авторы щедро снабдили игру, он идёт выполнять сюжетные миссии.

Разработчики не шутили, обещая нам проработанный и огромный открытый мир в Black Flag . Он действительно огромен и полон жизни. Жизнь эта проявляется в массе всевозможных заданий, разбросанных по карте. Тут вам и уже знакомая нам охота за сундуками и коллекционными предметами, и выслеживание диких животных (причём как наземных, так и морских), и прогулки на корабле, и даже вернувшиеся из третьей части мини-игры. И это ещё даже не половина списка.

Обилие возможностей в Assassin"s Creed 4 захватывает с головой, и игрок очень быстро обнаруживает, что самая первая миссия как-то незаметно превратилась в бесцельную, но чертовски увлекательную беготню по живописному острову и выслеживанию проворного ягуара, а второе задание плавно переросло в исследование залитой солнцем Гаваны с её маленькими улочками и нарочито подчёркнутым испанским колоритом.

В итоге Ubisoft начинает обучать игрока основам геймплея задолго после того, как он эти самые основы опробует миллион раз. Автор этих строк был несколько удивлён первой сюжетной сцене абордажа корабля, в которой знаменитый Бенджамин Хорниголд вызвался обучать Эдварда основам морских грабежей. До этого, правда, Эдвард под моим командованием умудрился потопить и обокрасть половину кораблей Драй-Тортугас, ну да ладно.

В начале мы также неспроста упомянули самую первую Assassin"s Creed . Удивительно, но Black Flag во многом её напоминает, не в последнюю очередь благодаря архитектуре городов. Мы снова вдали от развитой цивилизации, там, где небольшие поселения практически граничат с дикой природой и имеют всего пару тройку высоток, как, например, собор или церковь. Кстати о них: для синхронизации больше не надо забираться на самую-самую верхушку - вернулись знакомые нам ещё с первой части выступы.

А полазить будет за чем. Многие коллекционные предметы, такие как новые шанти (песни моряков) и фрагменты анимуса (пришли на замену перьям, сбор всех сделает вашу команду... в общем, в Ubisoft явно много поклонников «Пиратов Карибского моря»:)), дожидаются своего часа на возвышенностях, около обрывов, на самых верхушках мачт, а то и вовсе пребывают в подвешенном состоянии в воздухе, и чтобы схватить их, приходится сперва найти способ забраться повыше.

Взлом сундуков, таящих не только деньги, но и прочие полезности, подвергся тотальному упрощению. Вообще упрощение - главная особенность Assassin"s Creed 4 , причём только в хорошем смысле этого слова. Более не нужно зажимать Shift и ждать, пока герой всласть накопается в содержимом, достаточно нажать клавишу один раз - и Эдвард лихо выбьет замок ногой/рукой, после чего счёт игрока моментально пополнится на сотню другую реалов. А вся информация о локации: точках синхронизации, собранных предметах и побочных миссиях - отныне вызывается одной кнопкой и оформлена в виде всплывающего меню. Чертовски удобно!

Отзывчивее стало и само управление. Особенно стоит отметить улучшенную систему наведения на противников: у Коннора в третьей части были изрядные проблемы с убийством двух врагов одновременно, в результате чего это и подобные занятия превращались в сущую нервотрёпку. Эдвард вас в этом плане явно порадует.

Кстати о противниках. В Black Flag вы повстречаете самых дерзких и выносливых врагов, каких только видели в серии. Недруги стали не только ловчее и, соответственно, опаснее, но и научились звонить в колокола, вызывая подкрепление, и плавать, из-за чего утопить их теперь не получится - выплывут и обрушат на вас свой праведный гнев.

А помните жутко утомительный, но крайне необходимый процесс обыскивания тел на предмет наличия пуль, бомб и прочего? Если раньше приходилось склоняться над каждым павшим бойцом в поисках нужных боеприпасов, то теперь Ubisoft заботливо подписывает, у кого в карманах деньги, а у кого и лишний снаряд завалялся.

Также больше не нужно посещать особые клубы и общества для выдачи второстепенных заданий и достижений. Отныне все они собраны в пункте меню «Испытания Абстерго» и доступны сразу в самом начале игры. Нам предлагают стандартный набор квестов юного авантюриста, как-то совершить 5 двойных убийств, потратить 50 000 реалов, нанять танцовщиц, устранить звонящего в колокол стражника, собрать пять шкур конкретного вида животных и т.п. Причём не надо думать, что задания однотипные: их много до безобразия, а для удобства все они поделены на группы: «Ассасин», «Пират», «Исследователь», «Охотник» и т.д

Кстати об охоте. В Black Flag по-прежнему присутствуют различные животные, шкура которых поможет вам в изготовлении улучшений и послужит дополнительным заработком. Увы, неповоротливого и крайне ценного бобра тут не встретишь, зато можно лицезреть новые экзотические виды, такие как ревун и крокодил.

Однако охота на последнего ни в какое сравнение не идёт с поимкой крупных обитателей морских глубин. Чтобы загарпунить какую-нибудь акулу или более выносливого кита, придётся показать чудеса меткости. Бездумно разбрасываться гарпунами не рекомендуется - их количество ограничено.

Отдельного упоминания заслуживают подводные миссии. Исследование обломков затонувших кораблей получилось на редкость увлекательным, но в то же время опасным занятием: портить подводную экспедицию Эдварду будут морские угри и собратья загарпуненных им акул. Но и награда за такое приключение будет высока - чертёж элитного улучшения для «Галки», к примеру.

Словом, разработчиков можно только похвалить за стремление сделать путешествие игрока максимально комфортным, где последний будет отвлекаться разве что на безупречной красоты пейзажи.

Что касается самого Эдварда, то для него по-прежнему можно изготавливать разнообразные улучшения, такие как сумки для дополнительных патронов и оружия, апгрейдить уровень здоровья и так далее. Главным нововведением боевой системы явилась возможность стрелять сразу из четырёх пистолетов, выстраивая собственное комбо или же прерывая чужое. Конечно, начать придётся с одной пушкой, однако уже к третьей последовательности вполне реально заработать комплект минимум из трёх. Палить, отметим, теперь можно в кого и во что угодно - разработчики наконец-то сделали прицеливание в игре свободным.

В перерывах между сухопутными прогулками нам предлагают бороздить море в поисках новых, неизведанных ранее мест, коих великое множество. А дабы в пути не пришлось скучать, наши бравые матросы могут зарядить какую-нибудь шанти (песню), сопровождая ей ваше путешествие. И если вы думаете, что слушать такое сомнительное удовольствие, то спешим разуверить - очень скоро вы обнаружите, что с удовольствием подпеваете команде успевшие врезаться в память строчки. Впрочем, пение братюнь всегда можно отключить в опциях.

Поставь мне лайк!

Словно желая продемонстрировать дистанцированность Assassin"s Creed 4 от предшественницы, Ubisoft изрядно перелопатила интерфейс игры. Прохладные белые тона остались в прошлом, уступив место более тёплому сочетанию золотистого и чёрного на общем фоне цвета морской волны, а вместе с тем при входе в игру нас встречает оформленное в удобном плиточном стиле главное меню.

Но не одним главным меню живы. Отныне весь прогресс игрока, включая данные о задании, синхронизации и количестве имеющихся ресурсов, место крафтинга новых вещей, улучшения Эдварда и «Галки», испытания Абстерго, инвентарь и базу данных, можно найти в меню паузы. Да, поначалу будет трудно привыкнуть, что магическая клавиша Tab теперь служит исключительно игровой картой, однако больше не нужно обегать десяток факторий и таверн, чтобы смастерить себе новый доспех, всё под рукой: находим ингредиенты, заходим в меню, творим!

Вообще, авторы сильно озаботились тем, чтобы игрок максимально комфортно чувствовал себя в шкуре лихого пирата и не отвлекался на разные мелочи, которые для него же постарались собрать в одном месте. Даже карту при возможности можно заменить на приложение Assassin"s Creed IV Companion, доступное для Android и iOS. Будучи синхронизированным с вашим Uplay-аккаунтом, оно позволяет использовать смартфон в качестве игровой карты и для управления флотом.

За неимением Шона, который с завидным постоянством снабжал главного героя информацией о местных людях, достопримечательностях и прочем, его роль взяли на себя сразу несколько учёных Абстерго. Последним иронии тоже не занимать, потому не удивляйтесь, если текст о каком-нибудь форте перерастёт в их забавную текстовую перебранку друг с другом.

Одной из самых полезных функций, напрямую влияющей на обратную связь игрока с разработчиками, явилось оценивание пройденных сюжетных заданий. В Assassin"s Creed 3 , признаемся, была пара-тройка миссий, способных вывести из себя даже спокойного по жизни человека, и которые мы ни за что не пожелали бы видеть в следующих играх.

Теперь же после завершения задания игра ненавязчиво предлагает оценить квест по пятибальной шкале, давая таким образом авторам понять, какие миссии пользуются большим спросом среди игроков, а какие публика терпеть не может. Конечно, ввиду большого количества троллей такую возможность нельзя назвать работающей безупречно, однако это уже что-то, да и вряд ли найдётся много негодяев, готовых тратить своё драгоценное время на выставление единиц и пятёрок каждой из пройденных миссий.

Красота-то какая. Лепота!

Трёхмерные кусты. На этом можно было и закончить, да не тут-то было - о графике можно говорить долго. И дело тут даже не в том, что Ubisoft сдержала своё слово, и кусты теперь действительно трёхмерные, благодаря чему прячущегося в них главного героя теперь действительно не видно , даже игроку, а в том, что здешняя листва - сплошная красота.

Новая технология трёхмерной растительности буквально вскружила разработчикам голову, ибо те поспешили облепить листочками буквально каждое деревце в игре. И знаете, результат такой колоссальной работы поражает воображение:

После Black Flag лазание по деревьям в Assassin"s Creed 3 можно сравнить с бегом по пустому коридору После Black Flag лазание по деревьям в Assassin"s Creed 3 можно сравнить с бегом по пустому коридору

Но, как известно, графику принято оценивать не только по количеству полигонов в модельках главных героев, но и по общему интерьеру. С этим у Black Flag всё в полном порядке: видеть, как ваш корабль бодро рассекает лазурные волны, мчась мимо красочных островов, щедро усыпанных пальмами со всё той же технологией трёхмерной растительности, дорогого стоит.

Дизайнерам Black Flag следует посвятить отдельную оду. На протяжении игры ничто не вызывает WTF-эмоций. Каждая встречающаяся на пути Эдварда деталь, каждая торчащая из песка мачта затонувшего фрегата, каждый водоём и каждый булыжник находятся на своём месте, ничто не вызывает ощущение инородности.

Особенный восторг способны вызвать здешние закаты - время появления тех самых сумеречных лучей, о которых так много разглагольствовали авторы перед выходом игры. Вкупе с мягкими тенями и улучшенным затенением игра демонстрирует нам, признаемся, действительно великолепное зрелище!

Не обошлось и без приятных мелочей: в отличие от гуся-Коннора, Эдвард способен намокнуть при попадании в воду, а вид стекающих с одежды капель непременно порадует глаз графомана. Конечно, сполна насладиться такими красотами смогут обладатели далеко не всех компьютеров, но тут уж ничего не попишешь - красота требует жертв, а разработчики и так старались с оптимизацией, как могли.

Стоит упомянуть, что Black Flag , при всей кривизне порта, работает на PC лучше, нежели на «родственных» PS4 и Xbox One: тогда как производительность игры на новых консолях искусственно ограничена 30 кадрами, компьютеры способны выдавать стабильные 60, и это с учётом лучшего и более требовательного сглаживания. На PS4 и Xbox One четвёртая часть выглядит откровенно хуже. Однако для комфортной игры на максимальных настройках графики нужно быть обладателем довольно производительных CPU и GPU.

Многие, наверное, ждут, когда же мы прекратим петь хвалебные песни игре и займёмся непосредственно критикой. Что ж, четвёртого «ассасина» со всеми его несметными преимуществами действительно есть за что ругать. Так, обещанного нам моря нового поколения мы так и не увидели. Да, разработчикам удалось создать невероятно красивый общий пейзаж, который, однако, при мельчайшем рассмотрении едва ли выдержит какую-либо критику.

Воду в Assassin"s Creed 4 при всём желании нельзя причислить к next-gen"у. Да и Эдвард, как и предыдущий герой, любит проваливаться сквозь различные предметы. Не обошлось и без некоторых багов. Благо, их уже не так много, а со временем, мы уверены, будет ещё меньше, но их вариативность поражает: глюки разнятся от графических, как на скриншоте ниже, до системных, когда значок «Идёт сохранение» упорно не желал исчезать с экрана. Думая, что это графический баг, я вышел из игры и зашёл снова. Гневу не было предела: игра попросту не сохранила львиную долю прогресса, отправив в итоге два часа моего времени коту под хвост.

Однако, как уже было сказано, надежда на патчи от Ubisoft всё ещё есть, и потому все недостатки Assassin"s Creed 4 даже не хочется брать во внимание - настолько замечательно выглядит игра.

Итоги

Резюмируя всё вышенаписанное, можно сделать вывод, что Ubisoft прощупала весьма плодородную почву. Assassin"s Creed 4: Black Flag получилась настолько прекрасной и самодостаточной, не зависящей от прочих частей франшизы игрой, что вполне могла бы перерасти в полноценную серию, никак не связанную с сагой об ассасинах и тамплиерах (что, скорее всего, и в недалёком будущем).

В принципе, Black Flag уже сейчас выглядит вполне самостоятельно. Игра успешно избавилась от большинства недочётов и недоработок предшественницы, которая умудрялась портить жизнь игрокам даже после шести патчей (!).

Ubisoft удалось выдать добротную, продуманную, выверенную и очень красивую игру, ставшую настоящим апогеем творческой мысли разработчиков. А учитывая множество плюшек в виде достижений и наград, цепляющего и вариативного мультиплеера и кучи загружаемого контента, бонусных костюмов и интересных исторических справок, присущих каждой игре, можно смело заявить, что Assassin"s Creed 4: Black Flag способна далеко и надолго утащить вас в свой мир - мир пиратской романтики, рома, женщин и залитых солнцем тропических островов!

Главная игра про пиратов за последние несколько лет. Морские приключения, необитаемые острова, грохот корабельных орудий и расцвет пиратства – все это новая Assassin’s Creed

Отправить

Assassin" s Creed 3 была без преувеличения огромна. Такое количество занятий, возможностей и исторических событий позволяло почувствовать себя действующим лицом Войны за Независимость, а заодно и как следует изучить Фронтир. Однако история закончилась, а вширь расти уже было, кажется, больше некуда. Между тем, в игре присутствовали морские сражения, сильно обласканные как прессой, так и игроками. Именно они и послужили основой для очередной игры, получившей совершенно новый сеттинг, настроение и характер. Постепенно идея обросла интересными деталями, занимательным сюжетом, связывающим ее с предыдущими частями, и пиратской тематикой, ставшей ключевой фишкой игры. Так и родилась Black Flag

Эдвард Кенуэй - дед Коннора - героя прошлой части игры. А еще он крайне интересная личность. Если Коннор был слишком правильным и, чего уж, откровенно скучным, то Эдвард совсем не таков. Он непоседа, романтик, и, в общем-то, пират от комля, что его вполне устраивает. Так, например, на собрании тамплиеров, рассуждающих о судьбах мира, он умудряется обчистить карманы этих уважаемых господ. При этом он до последнего остается верен возлюбленной, оставленной в Англии, постоянно мечтая о том, как вернется к ней с Карибов состоятельным и знатным джентльменом. Следить за его поведением и изменениями в характере оказывается весьма интересно. Это, пожалуй, самый нетипичный герой (или злодей?) в серии, к которому, однако, проникаешься глубокой симпатией.


Сюжет в игре максимально плавно и ненавязчиво вплетается в пиратские будни и путешествия по Карибскому морю. В игре есть самые разные миссии, однако в отличие от предыдущих игр серии большая их часть связана именно с пиратством, а не с убийствами заданных целей и спасением мира. Вот мы попадаем на необитаемый остров с обезумевшим от жажды и голода пиратом, вот угоняем огромный флагманский линкор, разнося в щепки стоящий на приколе вражеский флот, вот сбегаем из ямайской тюрьмы, а вот под прикрытием шторма уходим от погони испанских галеонов. При этом мы то и дело участвуем в известных исторических событиях бок о бок с такими пиратскими легендами как Черная Борода и Мэри Рид.

Среди заданий, к сожалению, встречаются и чертовски однообразные: чуть ли не половина сухопутных миссий состоит из слежки за определенной целью, от чего уже после половины игры процесс незаметного перемещения за отмеченной желтым целью начинает вызывать устойчивое отвращение. С другой стороны, время от времени встречаются невероятно захватывающие миссии. К примеру, в одной из них предстоит на боевом корабле незаметно следовать за английской лодкой, плывущей по мелкой заболоченной реке темной туманной ночью. Чтобы снять часовых, Эдварду приходится бросать штурвал и по кишащей крокодилами воде добираться до сторожевых башен, а потом столь же стремительно возвращаться на корабль.


Более того, легкий и ненавязчивый сюжет ближе к концу неожиданно оборачивается настоящей драмой, трогающей за душу куда сильнее вымученных потуг тех же DICE изобразить что-то трагичное. По ходу кампании игрока постепенно учат тому, как исследовать огромный игровой мир и чем заняться помимо сюжета. И уж чего-чего, а заняться тут действительно есть чем. У Ubisoft получилась просто превосходная песочница. Правда, справедливости ради стоит отметить, что основным фишкам серии здесь практически не обучают, предполагая, что игрок уже знаком с ними по прошлым играм. Аналогичным образом и пытаться вникнуть в сюжет, не зная предыстории, просто бесполезно.


Однако вернемся к песочнице. Для начала, в игре можно и нужно заниматься пиратством. Грабя захваченные корабли, мы собираем ресурсы, необходимые на апгрейды судна Эдварда - «Галки». Ресурсов нужно действительно много, но без улучшений любой фрегат быстро превратит корабль Кенуэя в груду покачивающихся на воде обломков. Некоторые морские бои отличаются просто зубодробительной сложностью. Враги нападают по несколько кораблей большего размера, из-за чего справиться с ними порой очень и очень тяжело. Единственный выход из подобной ситуации - добывать тонны древесины и железа, чтобы сделать из «Галки» настоящую плавучую крепость.


С одной стороны, морские бои достаточно аркадны, однако с другой уследить за несколькими типами боеприпасов, своевременным забрасыванием противника взрывоопасными бочками и стрельбой и фальконетов бывает довольно сложно. Стоит добавить сюда переменчивый ветер, необходимость маневрировать между отмелями и островками, количество угроз, которые порой приходится одновременно отслеживать, и волны-убийцы со смерчами, порой сильно затрудняющие жизнь во время шторма. Всего этого вполне достаточно, чтобы понять: легкой морской прогулки ждать не стоит.

На борту корабля времени придется проводить очень много. На нем мы перемещаемся по огромной карте Карибов, слушая донельзя атмосферные матросские песни, на нем сражаемся с вражескими судами, и на нем же руководим операциями собственного флота в каюте капитана. Сам флот здесь - штука весьма абстрактная. В него мы можем отправлять взятые на абордаж корабли, которые, подобно ученикам братства из Brotherhood , отправляются на задания в различные части света, продавая там товары и принося дополнительную прибыль. В отличие от учеников корабли могут сражаться с вражескими кораблями (это организовано в виде мини-игры), получать ресурсы и исследовать новые торговые пути. Помимо дополнительного заработка, проку о всего этого, правда, нет.

Главный бонус флота заключается в его мобильности. Недавно было запущено Android и Apple приложение, по Интернету подключающееся к сервису Uplay и консоли/ПК, которое делает игру чуточку удобнее. Так, планшет можно использовать в качестве миникарты, переносной базы данных по игре, удобной карте зарытых сокровищ и, собственно, инструмента по управлению флотом. Грубо говоря, оно позволяет прокачивать корабли и зарабатывать реалы, даже не заходя в игру. Пускай без всего этого вполне можно было бы и обойтись, но подобная возможность все равно приятно радует.


А вот ряд условностей в морском геймплее, напротив, слегка разочаровывает. К примеру, если вы вдруг захотите из корабельных пушек расстрелять охрану английского склада на берегу, то будете глубоко расстроены врезающимися в стоящих истуканами «красных мундиров». Аналогичным фиаско обернется и попытка добраться до вражеского судна вплавь, а затем самостоятельно перерезать его команду. Кроме того, игроку не дают достаточно мотивации для того, чтобы захватывать действительно мощные и большие корабли. Очевидное желание насовсем перебраться на такого монстра с «Галки» разобьется о суровую реальность, в которой мы сможем либо потопить его, либо отправить во флот.

Как бы то ни было, есть здесь и еще целый ряд весьма занимательных приключений. Эдвард может выполнять стандартные поручения ассасинов по устранению целей, искать сокровища по знаменитым картам с красным крестиком, атаковать форты, ловить летающие листочки с матросскими песнями, которые заменили привычные перья, исследовать большие и маленькие островки с древними руинами и живописными пляжами, выполнять морские контракты и сражаться с легендарными кораблями-призраками.


Также здесь есть возможность охотиться, что позволяет совершенствовать обмундирование. Причем охотиться не только на наземных животных вроде оленей и ягуаров, но и на морских. Вообще морская охота на акулу или кита - очень захватывающее действо. Своего первого белого кита вы наверняка забудете не скоро. Совершенно новый игровой опыт дает и такая штука, как погружение под воду. Здесь Эдвард выныривает из водолазного колокола на внушительной глубине, не имея, очевидно, ни дыхательного аппарата, ни оружия, поэтому от акул тут приходится прятаться, а медуз аккуратно обплывать. Такие заплывы могут привести, например, в логово контрабандистов, победить которых без оружия бывает очень непросто. Одним словом, погружаться под воду весьма интересно. Есть тут и еще целая куча всевозможных занятий, поэтому можно быть уверенным - игры хватит действительно надолго.

Отдельно стоит сказать про настоящее, в котором место привычного Дезмонда занял некий безымянный сотрудник Абстерго. Попадаем мы сюда нечасто, однако поглядеть на местное будущее оказывается довольно интересно. Больше про эту часть игры особенно ничего и не скажешь, чтобы, чего доброго, не сболтнуть лишнего про сюжет.


В одиночную игру добавлен элемент кооператива, показывающий вашим друзьям расположение найденных конвоев, белых китов и сундуков с сокровищами. Аналогичную информацию получаете от них и вы. В остальном же многопользовательский контент представляет собой привычные по предыдущим играм серии прятки в толпе и вычисление жертв со всем многообразием режимов, прокачиваением уровней и кастомизированием персонажей. Единственным существенным нововведением в мультиплеере можно назвать мастерскую, позволяющую создавать собственные режимы игры.

Говоря же про игру в целом, можно резюмировать, что пиратская романтика здесь абсолютно повсюду. Свобода будоражит кровь, знаменитое кредо ассасинов «Ничто не истинно, все дозволено» приобретает новый смысл, насыщенные всевозможными секретами и тайнами острова позволяют почувствовать себя Френсисом Дрейком, а отличное музыкальное сопровождение и сочная картинка дают погрузиться в этот мир еще глубже.


P.S. Рецензировалась версия для PS3. Подробности про графическую составляющую появятся в нашем отдельном видеообзоре PC-версии.

У нас появилась не только новая Assassin’s Creed, но и великолепная игра про пиратов, позволяющая бороздить Карибы, брать на абордаж испанские галеоны, вешать неугодных на рее и стоять за штурвалом изящного брига. Чего-то подобного у нас не было со времен «Корсаров», поэтому Black Flag можно смело назвать главным флибустьерским приключением за последние несколько лет