Схема зависимости руси от золотой орды. Зависимость Руси от Золотой Орды XIII – XV века

Прекращение зависимости Руси от Орды. Иван III

Основные даты и события: 1462-1505 гг. - правление Ивана III ; 1478 г. - присоединение к Москве Новгорода Великого; 1480 г . - ликвидация ордынского владычества.

Исторические деятели: Иван III ; Ахмат.

Материал к ответу: Основной предпосылкой свержения ордын­ ского господства было стремление русского народа к незави­ симости, находившее выражение в политике московских кня­ зей, объединявших русские земли под своей властью.

Не менее важными были сформировавшиеся экономичес­кие условия: переход к двух- и трехпольной системе севооборо­ та, использование сохи с железным лемехом, природных удоб рений - все это вело к значительному экономическому подъе­ му и формированию материальной базы для освобождения от чужеземного господства. Рост городов, развитие в них ремес­ ленного производства способствовали усилению мощи рус­ских земель, делали более эффективной борьбу с захватчика­ми. (С 1382 г. на Руси появилась собственная артиллерия.) Русские города, в отличие от городов Западной Европы, не яв­лялись экономическими центрами объединения земель - это­ му мешало слабое развитие товарно-денежных отношений. Од­ нако города были важными стратегическими центрами, в которых шло сосредоточение сил для борьбы с ордынцами.

Важным фактором для свержения ордынского господства стала поддержка со стороны Русской Православной Церкви.

Не последнюю роль сыграло и то, что сама Золотая Орда вступила в полосу политической раздробленности и распалась на ряд ханств.

В процессе свержения ордынского господства можно выде­ лить несколько рубежных событий русской истории. В 1327 г. московский князь Иван Калита получил право на самостоя­тельный сбор дани для Орды. В 1380 г. при поддержке бояр­ ства и митрополита Алексея великий князь Дмитрий Ивано­вич впервые собрал войско со всех русских земель для борьбы с Мамаем и 8 сентября, применив тактику засадного полка, наголову разбил ордынцев. Эта победа не привела к избавле­нию от монгольского владычества, но она показала, что объ­единенное войско всех русских княжеств может одержать по­ беду над врагом.

Важно отметить, что борьба с монголами и становление еди­ ного Российского государства шли в тесной взаимосвязи. Эти процессы достигли результата при великом князе Иване III , су­мевшем превратить Московское княжество в крупнейшее евро­пейское государство. С 1476 г. он перестал платить дань Орде. Хан Ахмат, выступивший против Москвы осенью 1480 г., встретил войско Ивана III на берегу реки Угры, но не решился на открытое столкновение и после недельного стояния повер­ нул обратно. С ордынским господством было покончено.

Свержение ига имело для Руси огромное значение. Оно привело к завершению формирования единого Российского го­ сударства. В 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Ру­си». Доходы от экономической деятельности теперь были пол­ ностью направлены на развитие единого государства. Ускорился рост городов. Новый этап обозначился в разви­тии отечественной художественной культуры. Было поло­жено начало формированию многонационального Русского централизованного государства, в состав которого уже тогда вошли представители ряда народов Поволжья.

Наиболее разрушительным для Руси было нашествие татаро-монгольских завоевателей. Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие на Русь имело и некоторые особенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.

В Западную Европу завоеватели вступили значительно ослабленными в результате мощного сопротивления, встреченного ими на Руси. Этим объясняется во многом то, что если на Руси татаро-монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие, и то в меньших масштабах. В этом историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию татаро-монголов.Одной из главных причин поражения Руси явилась существовавшая тогда феодальная раздробленность. Русские княжества поодиночке были разгромлены врагом. Последствия этого нашествия для Руси были исключительно тяжелыми; Прежде всего резко сократилось население страны, множество людей было убито, уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными. После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение, "ярлык" на великое княжение.

Билет № 5/1

Причины возвышения Москвы. Этапы формирования единого Русского государства.

Географическое положение. Московское княжество занимало довольно выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями.

Москва стала в ХIV в. крупным торгово-ремесленным центром. Именно в Москве зародилась и получила боевое крещение русская артиллерия.

Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило в конечном счёте победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

Экономический фактор

1. Упрочнение связи между городом и деревней. Развитие товарно-денежных отношений.

В начале XIV в., начинается интенсивное развитие сельского хозяйства.

Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ремесла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе обмена создаются местные рынки.

Политический фактор. Другим фактором, обусловившим объединение русских земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства. Подъем хозяйства, возможность получать все больший прибавочный продукт побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Причём феодалы стремятся не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызвала естественное сопротивление крестьянства, приобретающее различные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Определённые масштабы принимает бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли. В таких условиях перед феодалами встаёт задача удержать в узде крестьянство и довести до конца закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством.

Процесс образования единого российского государства происходил примерно с начала XIV и до середины XVI. И можно выделить три периода:

I период (к.XIII (н.XIV) - сер.XIV вв.)

В этот период протекает два процесса:

1) формирование на северо-восточной Руси крупных феодальных центров (Тверское, Московское княжества и т.д.);

2) выделение из них сильнейшего - будущего ядра и политического центра в формировании централизованного государства.

II период (2 пол.XIV-50 гг.XV вв.)

Первый этап завершается тем, что Московское княжество стало сильнейшим. На базе этого оно в 60-70 гг.XIV в. разгромило своих основных противников: Тверь, Суздальско-Нижегородское княжество. К этому времени Московское княжество накопило такое количество людских, материальных и политических ресурсов, что в борьбе за обьединение оно нуждалось в минимальной поддержке. А его противники вынуждены были обращаться за помощью во вне. Третьими силами была Орда и Литва.

Москва стала обьединять вокруг себя земли. Присоединение княжеств означало потерю ими государственного суверенитета. Москва встаёт во главе борьбы против татаро-монгольского ига.

III период (правление Ивана III и частично правление Василия III.)

В этот период продолжается процесс территориального обьединения. Этот процесс связан с бесконечными войнами с Литвой, т. к. русские земли стали переходить обратно под власть Москвы.

Ликвидировано татаро-монгольское иго (стояние на р. Угре.).

Начинает формироваться новый государственный механизм.

Зависимость Руси от Орды и её последствия.
Зависимость Руси от Орды и её последствия .
Цель урока: показать монголо-татарское иго, как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями, на основе работы с историческими источниками выявить последствия монгольского завоевания Руси; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебное оборудование: учебник Данилова «История Отечества» 6 класс, мультимедийная установка, исторические источники, интерактивные карты.

Ход урока: 1. Оргмомент 0,5 мин

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Невская битва» 6 мин

3. Изучение новой темы 30 мин

4. Контрольно-закрепляющая работа с учащимися – 5 мин

5. Домашнее задание 2 мин

6. Организационное окончание урока - 0,5 мин

Краткий конспект урока

1. Создание в классе рабочей обстановки

2. Проверка д/з, переход к изучению новой темы

Новая тема отражена на интерактивной доске.


После завоевательных походов монгольских полчищ образовалась огромная империя от Тихого океана до Дуная (карта). Ставка Великого хана находилась в Каракоруме в Монголии. Чингисхан еще при жизни поручил своим сыновьям и внукам управление завоеванными землями. На западе должен был править его старший сын Джучи, но он был убит в ходе заговора еще при жизни Чингисхана(изображение), власть перешла к сыну Джучи, Батыю(изображение), внуку Чингисхана. В низовьях Волги Батый повелел поставить город Сарай (карта) и сделал его своей столицей. Возникло новое государство, названными русскими Золотой Ордой. Зависимость Сарая от Каракорума со временем все более ослабевала, Орда управляла своими делами самостоятельно.

Русские земли не вошли в состав Золотой Орды. Они попали в вассальную зависимость. В 1242 году в северо-восточные княжества были отправлены послы, потребовавшие от русских князей явки к Батыю, с изъявлением покорности. В 1243 году в Сарай был вынужден поехать Владимиро-Суздальский князь Ярослав Всеволодович, брат князя Юрия убитого на реке Сити. Батый, встретивший Ярослава с «великой честью», назначил его старшим из князей. Следом за Ярославом потянулись и другие князья. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль. Князья должны были ездить в Орду, чтобы получать ханские утверждения на свои княжества. Каждому князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на его владения.

Само получение ярлыка обставлялось унизительными условиями, подчас идущими вразрез с христианскими обычаями (найти в летописи). Рассказ о Михаиле Черниговском.(Приложение № 1) Самым привлекательным был ярлык на великое Владимирское княжение, так теперь не Киевский, а Владимирский князь имел право на старшинство. Политический центр страны переместился из разоренного Киева во Владимир. Получением князем ханского ярлыка на собственное княжество сопровождалось приездом ордынского посла, при котором происходило торжественное возведение обладателя ярлыка на княжеский престол. Это символизировало политическое главенство ханской власти. Со временем выдача в Орде ярлыка на то или иное княжество стало сопровождаться беззастенчивым требованием со стороны правящей ордынской знати денежных выплат и ценных подарков.

В русские города были посланы ханские наместники – баскаки, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам, платило дань. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Самой тяжелой повинностью для всех слоев русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси «выходом» или «Ордынской данью». Кроме регулярной дани взимались и внеочередные платежи, русским людям приходилось принимать, кормить и содержать многочисленных послов со свитами, приезжавших на Русь с военными, дипломатическими миссиями следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Еще одной тяжелой повинностью наложенной победителями на население русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах. Во второй половине XIII века русские полки действовали в монгольских военных операциях против Венгрии, Польши, народов Северного Кавказа, Византии. В 1257- 1259 годах монгольские чиновники – «численники» провели на Руси перепись населения. (Как вы думаете для чего?) После чего взимание дани приобрело повсеместный и регулярный характер. Существовало 14 видов даней, ежегодная дань Великому хану составляла 13000 кг серебра в год.

Затем на интерактивной доске высвечивается таблица, которую предстоит заполнить в ходе урока:

Последствия монгольского нашествия на Русь


Экономические

Политические

Социальные

Культурно-бытовые

1.Разорение городов сел

2. Упадок ремесла

3. Нарушение торговых связей

4. Упадок сельского хозяйства



1. Изменение роли и значения князя в государстве.

2. Размежевание и ослабление отдельных русских земель.



1. Резкое сокращение численности населения

2. Обезлюдение.

3. Продолжение формирование зависимого крестьянства


1. Упадок ремесла (утеряны секреты ремесленного производства, стеклянная посуда, многоцветная керамика)

2. Уничтожение храмов, книг, летописей

3. Утрата политических традиций древнерусской цивилизации


Итак, переходим к выявлению последствий. Чтобы выявить экономические последствия, обратимся к летописям.

Лаврентьевская летопись: « В лето 1239 года. Того лета татары взяли Переславль Русский и епископа убили и людей перебили, а город сожгли и, захватив много людей и имущества ушли.… Того же лета взяли татары Чернигов … и город сожгли, и людей перебили и монастыри пограбили.… Того же лета зимой взяли татары Мордовскую землю и Муром сожгли и по Клязьме воевали, и город Гороховец сожгли и вернулись в станы свои…»

Работа с летописью, выводы.

Археологи свидетельствуют: « было выявлено, что из 74 изученных городов, относящихся к периоду монгольского нашествия, 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла».

Вопрос: Подумайте, на что еще могло повлиять разорение городов?

Выводы о экономических последствиях заносятся одним из учащихся в таблицу у доски, остальные в тетради.

Переходим ко 2 вопросу «Политические последствия»

Вопрос: Что вы подразумеваете под политическими последствиями?

Текст «Михаил Черниговский», дети делают выводы на основе этого документа самостоятельно, запись на доске и в тетрадях.

3 вопрос «Социальные последствия»

Вопрос: Что вы под этим понимаете?

Работа с Лаврентьевской летописью.

Археологи свидетельствуют: « На берегу Оки, в котловане, вырытом в мерзлом грунте, археологами найдены общие захоронения жертв монгольского нашествия. В них обнаружены останки 143 человек, похороненных уже после ухода татар в последние дни 1237 года. Люди лежали тесными рядами, а местами 2-3 яруса. Завоеватели не пощадили никого вместе с мужскими найдено много женских и детских останков. Одна из женщин держала на груди маленького ребенка. На скелетах – признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, застрявшие в костях наконечники стрел».

Выводы в таблицу.

И последний вопрос «культурно-бытовые последствия».

На основе прочитанных документов сделать вывод о культурно-бытовых последствиях монгольского нашествия.

Кроссворд – обобщение по теме.

Закрепление и выводы по уроку: Для того чтобы закончить нашу работу, давайте подведем итоги наших исследований, для этого ответим на несколько вопросов:

1. На основе заполненной таблицы, сделайте выводы о последствиях завоевания.

2. Как вы считаете, монголо-татарское иго задержало развитие Руси, или остановило его совсем?

На основе исследовательской работе на уроке, работая с историческими документами, доказали что общие могилы, разрушенные жилища – все это свидетельствует о страшной катастрофе обрушившейся на Русь. И все-таки, несмотря на все это Русь смогла воспрянуть и освободиться от завоевателей.

Словарь урока

1. Баскак – ханский наместник, следивший, чтобы население сохраняло покорность монгольским ханам.

2. Ордынская дань, выход – ежегодная дань

3. Численники – монгольские чиновники, переписчики

4. Сарай – столица Золотой Орды

5. Улус – владение

Приложение №1

Убиение князя Михаила Черниговского и боярина его Федора в Орде.
В лето 1246 был убит царь Михаил Всеволодович Черниговский окаянным царем Батыем в Орде, а с ним и боярина его Федора. Сей блаженный князь Михаил Всеволодович княжил в Киеве в то время когда безбожный царь Батый пришел на землю русскую и на все православие. Окаянный царь Батый, попленив все земли, которые были под властию русских князей, пошёл на град Киев и послал перед собою послов к князю Михаилу со лживыми словами, князь же Михаил повелел перебить их, а сам бежал в Угры с домашними своими и был там некоторое время. Потом же услышав, что царь Батый, попленив всю русскую землю, идет в Угры, возвратился из Угр и, обойдя рать Батыеву иным путем пришёл в Киев, и все люди его с ним. Те же, кто разбежался по чужим землям, услышав о возвращении князя, пришли в свою землю.

Тогда татары начали из звать и неволить идти к Батыю, говоря: «Не подобает вам жить на земле Батыевой и не поклониться ему». И многие ехали кланяться ему. Был же у Батыя такой обычай: если кто приедет поклониться ему, он не велит того к себе, но сначала приказывает шаманам вести его сквозь огонь и велит поклониться кусту и огню, идолам их. А от даров, которые принесут царю, шаманы берут часть и мечут в огонь и тогда только пускают царю самих с дарами. Многие же князья с боярами своими шли сквозь огонь и кланялись кусту и огню, идолам их, славы ради света сего, и просили каждый себе волости. Татары же безвозбранно давали им, что они хотели.

В то время великий князь Михаил был в Чернигове. Видя многих, прельщающихся славою света сего, он разгорелся духом и пошел к отцу своему духовнику (священнику) и начал говорить ему:

Хочу, отче, идти к царю Батыю.

И ответил священник:

Многие ездили и творили волю проклятого, шли сквозь огонь и поклонялись кусту и солнцу, и погубили душу свою и тело. Ты же если хочешь идти, не делай так как другие, не иди сквозь огонь не поклоняйся идолам их, не ешь, не пей с ними, и не приемли в уста свои ничего от их скверны, но исповедуй веру христианскую.

… И вот князь Михаил и боярин его дошли до царя Батыя. И сказали о них Батыю. Царь же позвал к себе шаманов и сказал им:

Сделайте все по обычаю вашему и приведите ко мне князя Михаила.

Они же пришли и сказали:

Царь зовет тебя.

Михаил взял боярина своего Федора и пошел с ним. И дошел до места, где был наложен огонь по обе стороны. Шаманы же хотели вести великого князя Михаила и Федора, боярина его, сквозь огонь. Князь Михаил сказал им:

Не достойно христианам ходить сквозь огонь и поклоняться идолам.

Шаманы оставили их и пошли сказать царю:

Князь Михаил повеления твоего не слушает, сквозь огонь не идёт и богам твоим не поклоняется.

Царь взъярился весьма и послал одного из вельмож своих, стольника Елдыгу по имени, и сказал ему:

Иди и скажи Михаилу: почто повеление мое приобидел, богам моим не поклонился? Избери себе жизнь или смерть. Если повеление моё сотворишь, жив будешь, и великое княжение своё примешь все. Если же не сотворишь, то злою смертию умрешь.

Тогда внук великого князя Михаила князь Борис Василькович ростовский сказал ему:

Господине отче, сотвори волю царёву, тем ты много блага сделаешь земле совей и всем нам.

И остальные бояре стали просить его об этом. Михаил же отвечал им:

Не хочу только по имени называться христианином, а дела творить поганых.

Елдыга же, видя, что и свои не могут уговорить его, пошел к царю сказать ему все речи князя Михаила.

Сказали стоявшее тут:

Княже Михаиле, идут отцаря убить вас, поклонитесь и живы будете.

Великий же князь Михаил и боярин его Фёдор словно едиными устами отвечали:

Не кланяемся и не слушаем вас, а славы света сего не хотим.

И стояли, словно два столпа непоколебимы и неподвижны.

Тогда же подоспели убийцы те окаянные и, соскочив с коней, схватили великого князя Михаила и растянули его за руки и за ноги и начали бить по сердцу а потом повергли его ниц на землю и били его ногами. Но это недолго было. Некто, бывший прежде христианином, а потом отрекшийся от веры Христовой сжалился над князем и отсек ему голову.

После этого татары начали говорить боярину его Федору:

Если сотворишь ты волю царёву, поклонишься богам его, то примешь честь великую от него и будешь наследник княжению господина твоего.

Федор же отвечал:

Не хочу княжения господина своего, великого князя Михаила, и не поклонюсь богам вашим, но хочу пострадать за Христа, как и князь мой.

Тогда Федор начали мучить, как прежде великого князя Михаила, а после отсекли голову его честную.

Приложение № 2

Указанный процесс наиболее активно шел в XIII-ХVI вв., то есть в период существования Руси под влиянием великой Золотой Орды. Необходимо обратить серьезное внимание на имевшиеся в то время многочисленные примеры продуктивного взаимодействия двух государственных традиций. Именно в соответствии с ордынскими обычаями на Руси были перестроены фискальная система, военная организация, посольские обычаи. Финансовые льготы православной церкви базировались в период ордынского главенства первоначально на Ясе (своде законов) Чингисхана, а затем - и на нормах мусульманского права (шариат). Сходство государственно-административных порядков в Орде и на Руси было столь значительным, что в «Задонщине» (ХV век) Русь именуется не иначе как «Залесская Орда». Не случайно среди заимствованных в русском языке тюркских слов имеются такие, как казна, деньга, алтын, тамга (и его производное таможня), ям (откуда ямщик, ямская служба). Это указывает на, по крайней мере, значительное татарское влияние в таких важных функциях государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

Отличительные черты государственности Руси в период татаро-монгольского ига:

Сохранение государственности княжеств;

Церковь играла важную роль в деятельности государства;

Сохранилась администрация Киевской Руси.

Русь платила подати (сборы). Сбор податей осуществлял тот из князей, которому давался ханский ярлык. Обладатель этого ярлыка носил титул великого князя, имел могущественную политическую власть и военную поддержку Золотой Орды.

В конце XIII в. изменилась система налогообложения: купцов (сборщиков налога) заменили официальные сборщики Русская церковь освобождалась от уплаты налогов и призыва в монгольскую армию подвластных ей людей. Великий Новгород оставался автономным и получил право на свободную торговлю.

Русские князья становились вассалами хана Золотой Орды, за которыми наблюдали ханские уполномоченные (баскаки). Каждый князь единолично владел своим княжеством и сам собирал дань для хана. В Киеве и Переяславлемонголы управляли самостоятельно.

Хан решал все юридические и финансовые вопросы и обладал правом объявления мобилизации русских в монгольское войско.

Судебная система в период татаро-монгольского ига на Руси:

Высший суд Золотой Орды - высшая судебная инстанция, рассматривала споры русских князей;


Монгольские суды рассматривали споры между русскими и монголами;

Князья разрешали споры между собой.

Сходные черты административного управления Московским и монгольским государствами:

Система и порядок налогообложения;

Ямская транспортная служба;

Формирование войск;

Финансово-казенная система.

12. Особенности государственного строя Новгорода и Пскова.
Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го¬родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло¬жился республиканский (феодальный) строй.
Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный тор¬говый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.
Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре - феода¬лы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.
Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появ¬лению широкого среднего класса новгородско-псковского об¬щества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купе¬чество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са¬мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединя¬лось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.
Городское население состояло из купцов и ремесленников - «старейших» и «черных людей».
Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смер¬дов-общинников, половников - зависимых крестьян, работаю¬щих за часть продукта на господской земле, закладников и хо¬лопов.
В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне¬ вековой Руси форма государственного правления - феодальная республика.
Государственное управление Новгородом и Псковом осу¬ществлялось вечем- собранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом влас¬ти, решавшим все важнейшие экономические, политиче¬ские, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на со¬браниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала бо¬ярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете ар¬хиепископ. Боярский совет являлся организационным и под¬готовительным органом. К его компетенции относились: под¬готовка законопроектов, вечевых решений, контрольная де¬ятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.
Вооруженные силы включали княжескую дружину, влады¬ческий полк и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.
Посадник избирался вечем на один - два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими дела¬ми; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контроле¬ром торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.
Князь приглашался на княжение гражданами. Предвари¬тельно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.
Территория Новгородского государства делилась на пя¬тины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости - на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожа на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника, шесть «концов», 12 пригородов.

С 13 века раздробленное Древнерусское государство подпадает под власть монголов. Вассальная зависимость от Золотой Орды (так называлась восточная часть огромной наблюдалась вплоть до 15 века. Именно тогда, в 1480 году, происходит событие, которое в истории носит название Стояния на реке Угре. Вассальная зависимость породило много мифов и легенд о взаимоотношениях Руси и монголов. Постараемся разобраться.

Что такое монгольское иго?

Иго - взаимоотношения между завоевателями и побежденными. Оно проявлялось в следующих моментах:

  • Политическая зависимость русских князей. Без монгольского одобрения, ярлыка, невозможно было княжить.
  • Экономическая зависимость. Русь должна была платить дань.
  • Военная зависимость. Русь должна была посылать воинов для монгольских войск.

С первых строк кажется, что в зависимости одни минусы. Но так ли это?

Отношение к Руси: мифы и реальность

Сегодня сложилось много мифов о том, что вассальная зависимость от Орды - настоящая трагедия для русской истории. Монголы остановили наше развитие, не давали нам пойти по цивилизационному пути, страна была в разрухе, люди голодали и т. д.

Однако исторические источники дают нам понять следующее:

  1. Монголы сохраняли местные династии, не вмешивались в их жизнь.
  2. Они следили за численностью населения. Постоянно проводили переписи, так как от этого зависел «выход», т. е. налог. Это говорит о прогрессивном, подушном, справедливом налогообложении уже в 13 веке. Только Петр Великий путем сложных реформ сумел повторить это в 18 веке. Естественно, при этом они не допускали убыли населения. Монголы сами никого не трогали и не разрешали это делать местным династиям.
  3. Взаимоотношения отличались прозрачностью, стабильностью. Так называемое «иго», т. е. вассальная зависимость Руси, не сопровождалось массовыми террорами, убийствами, грабежами.
  4. Монголы не изменяли верования покоренных народов. Несмотря на то что сами приняли ислам в качестве государственной религии, нет ни одного упоминания о навязывании этой религии со стороны «хозяев». Наоборот, монголы освободили церковь от всех налогов, включая десятину. Монастыри богатели в этот период. После монголов «истинные православные» князья несколько раз грабили их, проводя политику секуляризации.

Отсюда вывод: монгольское иго было отрицательным явлением для княжеской верхушки. Простых людей оно вполне устраивало, ибо защищало от нападений, разорений, междоусобиц.

Был ли произвол?

Действительно, «выход» в Орду насчитывал 14 наименований дани. Однако был построен таким образом, что простой человек все понимал. Не было никакой разницы, кому платить - монголам либо князьям. Но некоторые из последних мириться с этим никак не могли. Жадность местных правителей порой не имела границ, они произвольно увеличивали дань, прикрываясь «произволом монголов».

Но так было не везде. Ярким примером тому служит Московское княжество. Именно здесь местные князья из династии Невского делали все для своей земли, чтобы возвыситься над остальными. «Выход» они имели такой же, как и остальные регионы, однако не грабили свой народ дополнительными поборами. Это позволило переманить почти всех бояр Рязани. Таким образом, вассальная зависимость позволило перераспределить политическое влияние внутри Древнерусского государства.

Первые попытки освобождения

К концу Москва окрепла. Это позволило ей выступить во внутриордынской борьбе за власть.

Против истинного восстал один из темников - мурза Мамай. Каждый считал, что именно ему должны платить дань покоренные народы. В 1380 году Москва оказала поддержку истинному хану. Собрав все силы, включая ратников из Литвы и Генуи, князь Дмитрий выступил в поход против Мамая. Куликовская битва закончилась в пользу русских. После этого Москва считала, что теперь Тохтамыш ей обязан. Можно не платить дань. Однако последний напомнил Дмитрию, зависимость Руси от Орды. Он запросил налог за все невыплаченные годы. После отказа в 1382 году хан прошелся по Руси огнем и мечом. Об этих событиях после Куликова поля не принято много говорить.

Распад Золотой Орды: вассальная зависимость уходит в историю

К концу 15 века происходят следующие события:


Никакого ига не было?

В исторической науке существует альтернативная точка зрения на сей вопрос двух известных академиков в области математики - З. Фоменко и В. Носовского. Они утверждают в своей теории, что Русь не являлась вассалом монголов, приводят множество аргументов. Между ней и Ордой были союзнические отношения. Русь платила дань, а взамен получала охрану. По аналогии с предприятиями, которые платят за спокойствие частным охранным ведомствам. Таким образом, не нужно ошибочно подменять понятия «нашествие» и «иго».

В первом случае, действительно, Батый разорил многие города. Во втором - взаимоотношения были вполне мирными. Даже антиордынские выступления подавлялись русскими князьями, а не ханами. Одно из них - подавление Твери Александром Невским.