Символизм в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, натурализм, символизм в литературе, музыке XIX в

Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа,

Искусство. Основные принципы реализма: всестороннее, объективное изображение человека, социальный и психологический детерминизм, историзм, типичность героев, аналитичность. Художественные особенности романтизма и реализма.
Хронологические рамки романтизма и реализма. Появление реализма именно в русской литературе.

2. Немецкий романтизм.

Возникновение иенской школы немецкого романтизма. Теоретическое обоснование нового направления: братья Шлегели. Новалис – наиболее известный писатель иенской школы: его творчество – роман “Генрих фон Офтердинген” и др. – классический,

Эталонный романтизм. Менее значимые писатели иенской школы: Л. Тик – создатель жанра сказочной новеллы (“Белокурый Экберт”). Ф. Гельдерлин – классическая романтическая биография: безответная любовь, сумасшествие; усложненность поэзии. Гейдельбергская школа – интерес к фольклору. Поэзия К. Брентано. Сказки братьев Гримм. Писатели, не входящие ни в какие школы. Сказка А. Шамиссо “Чудесная история Петера Шлемеля” – человек, который продал тень. Сказка В. Гауфа “Холодное сердце” классическое разоблачение корыстолюбия и бесчувствия. Г. Клейст. Необычная биография: самоубийство. Лучшее произведение – трагедия “Пентесилея”. Сюжет и смысл. Власть над человеком животных, диких инстинктов. Проблема войны полов. Поэзия Л. Уланда. Генрих Гейне – лучший немецкий поэт ХIХ века. Тема любви. Лучшие стихотворения. Иронические и сатирические стихи.

3. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Основные особенности творчества: 1. Двоемирие – переплетение реального и идеального миров. 2. Филистеры и энтузиасты. 3. Прием мерцания смысла. Жанровая классификация произведений. Сказки. “Золотой горшок” – классический пример романтического двоемирия. “Щелкунчик и мышиный король”. Примеры мерцания смысла. Странная фигура советника Дроссельмейера. “Крошка Цахес”: уродливый карлик, вместивший все отрицательные человеческие качества, с помощью трех волшебных волосков автоматически присваивавший себе результаты таланта, мастерства других людей. Яркая картина несправедливого карьерного роста и успеха. Страшные мистические рассказы. Отличие мистики от фантастики. “Песочный человек” – классический пример мерцания смысла. Готический роман “Элексиры Сатаны”: одержимость главного героя монаха греховными страстями. Усложненность сюжета. Рассказ “Зловещий гость”: проблема управления одним человеком волей другого. Психологические рассказы. Описание иррациональности человеческой души. “Советник Креспель”: романтический выбор главной героини-певицы между пением и жизнью. “Мадемуазель де Скюдери”: серийного убийцу на преступления толкает страсть к красоте драгоценных камней. Роман “Житейские воззрения кота Мурра”: необычность композиции: параллелизм. Мемуары кота. Затянутость части о композиторе Крейслере.

4. Английский романтизм.

У. Блейк – непризнанный при жизни поэт-мыслитель. Основная идея – сложность, противоречивость жизни, равноправность добра и зла, радости и грусти. Сборники “Песни невинности” и “Песни опыта”. Озерная школа. Поэзия У. Вордсворта: воспевание простоты и нравственности деревенской жизни. С. Кольридж – основные особенности поэзии: мрачный мистицизм, таинственность. Поэмы “Сказание старого морехода” и “Кристабель”. Поэма “Кубла Хан”, написанная во сне. Баллады Р. Саути. П. Б. Шелли. Основные особенности поэзии. Наивный оптимизм, отсутствие ощущения глубинного трагизма жизни. Воспевание радости, красоты, любви. Музыкальность, легкость. Социальная проблематика в поэзии Шелли. Дж. Китс. Ранняя смерть. Красота жизни и искусства в поэзии Китса. Роман Ч. Мэтьюрина “Мельмот Скиталец”. Развитие жанра готического романа в эпоху романтизма. Бессмертие и всезнание ценой продажи души дьяволу. Вальтер Скотт – создатель исторического романа: он впервые правдиво воспроизвел повседневный быт прошлого. Две группы его романов: 1) шотландские – романы об истории Шотландии XVII – XVIII веков. Роман “Пуритане” – один из лучших, проблема насилия и гуманизма в нем; 2) романы о средних веках в других странах: Англии, Франции и др. “Айвенго” – самый известный роман В. Скотта. Англия ХII века: конфликт англосаксов и норманнских завоевателей. Классика приключенческого (авантюрного) романа. Признаки романтической авантюрности в историческом романе: идеализированный герой и героиня, отрицательный герой, авантюрный, неправдоподобный сюжет. Элементы реализма в романах В. Скотта. Влияние на “Капитанскую дочку” А. С. Пушкина.

5. Творчество Джорджа Байрона.

Черты характера. Наиболее значимые и яркие факты биографии поэта (в том числе скандальные): измена первой возлюбленной Мэри Чаворт, связь со сводной сестрой Августой Ли, брак с Аннабеллой Милбэнк, скандальный разрыв с ней, бойкот английского общества, отъезд из Англии, участие в подготовке восстания итальянцев против Австрии, участие в освободительной борьбе греков против турок. Мировоззрение: глобальный пессимизм и трагический героизм, проповедь безнадежной борьбы с непобедимым злом. Лирика – лучшая часть творчества. Основные темы: 1) трагическая любовь (основные циклы), благородство лирического героя; 2) выражение страдания, безнадежности, бессмысленности жизни; 3) воспевание героев, цикл о Наполеоне. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Чайльд-Гарольд – наиболее известное воплощение в европейской литературе разочарованного героя, его биографическая близость автору. Отсутствие развитого сюжета. Основное содержание поэмы – путевые впечатления. Роль образа автора в поэме больше, чем образа героя. Главное в ней – раскрытие богатого внутреннего мира самого Байрона. “Восточные поэмы”. Основные особенности. Противоречивый байронический герой, близкий автору. Тема обаяния зла. “Гяур”. Необычность негативной характеристики героя на протяжении большей части поэмы: с точки зрения его врагов, полных ненависти и страха. “Корсар”, “Лара”: краткая характеристика. Поэма “Шильонский узник”. Философская драма “Каин”. Субъективная интерпретация известного ветхозаветного сюжета. Оправдание Каина как первого интеллектуала-богоборца, первым решившегося самостоятельно мыслить. Справедливость и ошибочность претензий Каина к Богу. Смысл этой итоговой драмы является одновременно смыслом всего творчества Байрона: выражение трагедии жизни потомков Каина, бунтарей. Роман в стихах “Дон Жуан”. Оправдание свободной любви – одна из важнейших идей.

6. Французский романтизм.

Основные моменты бурной истории Франции 1789 – 1851 годов. Произведения о разочарованных героях: “Рене” Р. Шатобриана, “Оберман” Э. Сенанкура, “Адольф” Б. Констана. А. Виньи – поэт трагического героизма. Поэзия М. Деборд-Вальмор. А. Мюссе. Поэзия. Идея благотворности страдания. Роман “Исповедь сына века”. Противоречивость души главного героя: добро и зло (жестокость). Сходства с “Героем нашего времени”. Жорж Санд. Ярчайшие моменты биографии: связи с Мюссе и Шопеном. Идеи эмансипации. Борьба за свободу – ведущий мотив творчества. Увлечение утопическим социализмом. Наиболее знаменитые романы: “Индиана”, “Лелия”, “Консуэло”. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Социально-авантюрные романы Эжена Сю.

7. Творчество Виктора Гюго.

Мировоззрение: гуманизм, оптимизм, вера в нравственный прогресс. Огромная роль литературы в развитии общества. Жизнь Гюго. Активная гражданская позиция. Семья и любовница. Смерть детей. Художественные достоинства и недостатки прозы Гюго: эффектность – основной принцип его романтической поэтики. Основные идеи прозы: защита отверженных, раскрытие сложности человеческой души, призыв видеть сквозь внешнее зло внутреннее, скрытое добро. Смысл повести “Последний день приговоренного к смерти”. Роман “Собор Парижской Богоматери”. Яркий захватывающий сюжет. Основные моменты сюжета, связанные с главными персонажами: Квазимодо и Эсмеральдой. Главная идея – проповедь милосердия. Показ иррациональности человеческой души через образ Клода Фролло. Слепая любовь Эсмеральды к Фебу. Самоотверженная любовь Квазимодо к Эсмеральде. “Отверженные” – лучший роман Гюго. “Человек, который смеется”. Основной сюжет. Образ развратной аристократки Джозианы, влюбившейся в урода. “Девяносто третий год”: воспевание романтического гуманизма, который с точки зрения разума и реальной жизни не только глуп, но и часто преступен.

8. Американский романтизм.

История возникновения США. Первая демократическая президентская республика. Новеллы В. Ирвинга. “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной лощине”. Приключенческие романы Ф. Купера об индейцах. Пенталогия о Кожаном Чулке. Популярность в России. Поэма Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” по мотивам оригинальной индейской мифологии. Роман Н. Готорна “Алая буква”. Сюжет. Смысл – разоблачение жестокости, узости пуританской морали, лишающей человека права на счастье. Роман Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый Кит”. Трагически закончившаяся охота китобойного судна “Пекод”, ведомого сумасшедшим капитаном Ахавом, на злобного огромного белого кита – символ героической, трагической и бессмысленной борьбы человечества с непостижимым и враждебным природным хаосом. Основная идея – утверждение фатализма, неизбежного свершения трагической судьбы.

9. Творчество Эдгара По (1809-1849).

Наиболее яркие и значимые моменты биографии, в том числе и скандальная женитьба на двоюродной 13-летней сестре. Тяжелая жизнь определила характер творчества. Особенности творчества: 1) таинственность; 2) сочетание романтических и реалистических черт; 3) огромная роль художественной формы в лучших произведениях По. 1. Страшные мистические рассказы. Жизнь – страшный хаос, царство ужаса и смерти, мистическая обреченность. Мистические силы вмешиваются в жизнь человека. “Черный кот” – важнейший рассказ По, повлиявший на Достоевского: в нем раскрыта иррациональность человеческой души. “Маска Красной смерти”, “Лигейя”, “Морелла”, “Элеонора”. 2. Страшные психологические рассказы – описание странных, негативных, болезненных психических состояний человека. Краткая характеристика рассказов “Падение дома Ашеров”, “Колодец и маятник”, “Низвержение в Мальстрем”. 3. Детективные рассказы. Эдгар По – создатель жанра классического детектива. Определение жанра. “Похищенное письмо”, “Убийства на улице Морг”, “Золотой жук”. 4. Научно-фантастические и приключенческие рассказы. “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” – о путешествии на Луну на воздушном шаре. “Повесть Крутых гор”. “Рукопись, найденная в бутылке”. 5. Шуточные рассказы. С неожиданным юмористическим финалом. “Преждевременное погребение”, “Очки”, “Система доктора Смоля и профессора Перро”. Поэзия По – одна из самых ярких страниц мировой поэзии. Основные особенности. Лучшие стихотворения По – “Ворон”, “Анабель Ли”.
Поэзия итальянского романтика Дж. Леопарди.

(No Ratings Yet)



  1. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) В современном литературоведении термины “направление” и “течение” могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм,...
  2. Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он...
  3. Понятие романтизма (фр. romantisme) – художественное направление, которое возникло в конце XVIII ст. в Германии, Франции, Великобритании, Франции в начале XIX века, распространилось в Польшу, Российскую империю, Австрию впоследствии и...
  4. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  5. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  6. С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии врусской литературеполучает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича...
  7. Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство...
  8. В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,...
  9. Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Н. А. Некрасов План 1. Тютчев как поэт эпохи романтизма. 2. Природа и человек: их взаимоотношения. 3....
  10. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  11. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца...
  12. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет...
  13. Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не...
  14. Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы...
  15. Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные...
  16. Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов...
  17. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место, открывая новые подходы...
  18. Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах,...
  19. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”,...
  20. Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
  21. Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через...
  22. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  23. Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  24. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  25. “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,... Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина....
Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века

Как литературное движение Романтизм начинает развиваться с конца 18 века. Сам термин «романтизм» сочетает в себе высокую духовность, философскую глубину, эмоциональную насыщенность, сложный сюжет, особый интерес к природе и убеждённость в неисчерпаемых возможностях человеческой личности.

Романтическое движение конца 18 – начала 19 века оказалось одним из самых сильных и продуктивных, так как проявило себя ещё в философии, экономике и политике. Романтизм – детище французской революции. Революцию подготовили просветители, которые считали мир неразумным. По их мнению, революция приведёт к царству разума.

Шлегель сформулировал три основных особенности метода:

1)Революция. Революция скоро показала, что свобода превратилась в тиранию революционеров-диктаторов. Жестокое разочарование сменило надежды на обновление общества.

2)Изменение сознания. Противоположные тенденции разорвали сознание – так появилась романтическая двойственность. Это идеи из философии Канта о признании «вещи в себе» и «вещи для нас» – они как бы разделяют мир на две сферы, где первая ведёт те области, которые находятся вне рационалистического постижения мира, указывая на мистическое, таинственное. Романтика верили в возможность пересоздания мира, благодаря творящему «Я» художника.

3)Литературные предпосылки. Они уже были в различных эпохах Просвещения и были способны отвечать законам романтизма. («Дон Кихот» - двоемирие, «Кандид» - вторжение личного «Я» автора в произведение)

Специфические черты романтизма:

Двоемирие – разделение миров на высший и предельно отчуждённый от него – обыденный. Двоемирие романтизма исходит из идеи Шеллинга о двойственности – разделение мироздания на духовную и физическую сферы, и вместе с тем из признания единства этих двух противоположностей.Титаническая личность– главный персонаж, в нём отразилось сознательное усиление при описывание действительности (мерцание в свет, свет в пламя).Анализ чувства (появляется во многих романах, в том числе у Мюссе).Чувство любви занимает особое место, с ним связывали глубину духовного содержания личности. Появляетсямировая скорбь (байронизм, отверженность, «все меня не понимают, а ведь я так люблю людей» и т.д.).Описание природы: она становится действующим лицом. Вакенродер различал два языка в мире – язык бога (=язык природы) и язык искусства. Романтики видели в природе воплощение идей бога. Человек был им интересен только в противовесе с урбанией (+тайный язык природы, двоемирие).Интерес к истории – постоянная тема + появилась идеализация Средневековья как идеальной утерянной Атлантиды. Писателей начала интересовать подлинная, национальная история, отсюда неприятие настоящего и поиск идеала.Интерес к местному колориту: в романтизме реализм внешнего мира создаёт фон и этот фон часто необычным, живописным.Субъективность – в процессе творчества писатель подвергает мир трансформации, которое ему подсказывает индивидуальное видение и полет фантазии.Личность романтикабесконечна («ландшафт» его души). Одной из основ романтического бытия являетсязвук. Музыка, по мнению романтиков, способна обнаруживать скрытые закономерности мироздания. Музыка – это не только философская категория, но и способ существования души. Музыкант – это особое мироощущение, присущее творческой личности.Романтическая живопись– природа главенствовала над созданиями человеческих рук; таинственность, сознательная нечёткость рисунка. «Невыразимое», тайное и призыв к погружению в это тайное. Романтики – широко одарённые личности, притом не только в области искусства (братья Гримм – лингвисты). Близость романтической литературы с живописью, разносторонняя одарённость самих авторов привели к тому, что стали говорить осинтезеискусств в романтизме, то есть соединение изначально разрозненного (неслучайно отмечали музыкальное мышление в сказках Гофмана). Было изначальное единство, отсюда возвращение к гармонии, возвращение домой.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭСТЕТИКА И ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма.

3. Искусство и мода эпохи романтизма.

1. Социально-исторические предпосылки развития романтизма

Понятие «Литература XIX в.» включает в себя прежде всего два направления в искусстве - романтизм и реализм. На рубеже XVIII-XIX вв. в европейской литературе утверждается новое направление - романтизм. Его можно рассматривать как своеобразный отклик на социальные и экономические изменения в жизни Европы в конце XVIII ст. Главными событиями, которые дали толчок к зарождению романтизма, были Французская буржуазная революция 1789 - 1794 гг. и наполеоновские войны, которые начались после нее, промышленный переворот в Англии Дальнейшее развитие романтизма приходится на период Реставрации (1815 - 1830 гг.) и 30 - 40-е гг. Впоследствии доминирующим направлением стал реализм, на смену которому в 1870 - 1900 гг. пришел натурализм.

Предпосылки возникновения романтизма:

Мировоззренческие: идеи братьев Шлегелів, Ф. Шеллинга, И. Канта, И. Фихте и др.

Эстетические: сентиментализм, группировка «Буря и натиск», творчество И. Гете и Ф. Шиллера, теория народности Гердера.

Исторические: исторические события в Европе, в частности Великая Французская революция 1789 - 1794 гг.

Романтизм возник в то время, когда Европа пережила сильное духовное разочарование в связи с событиями Французской революции 1789 - 1794 гг. и наполеоновскими войнами. Ставились под сомнение убеждение, что человеку под силу перестроить к лучшему общественный порядок на основе разума, и это удручало. Ведь революция привела к общественной гармонии, она кончилась разгулом насилия и кровавым «якобинским террором». Не удалось утвердить свободу и справедливость и наполеоновским солдатам. Так был нанесен удар по вере в разум, его могущество, силу. Именно этим объяснялось глубокое разочарование, которое охватило многих художников-романтиков. Оно нашло свое выражение в пессимистичном тоне и трагическом окраске творчества. Именно здесь надо искать истоки образа разочарованного в жизни героя, воспетого романтиками.

Стремительное восхождение Наполеона к вершине славы стало для многих романтиков примером смелого дерзания, духовного раскрепощения личности. И пусть вскоре выдающиеся люди Европы осудят Наполеона за его жажду к власти, имперские амбиции и жестокие завоевательные войны - в памяти людей надолго останется образ Героя. Именно здесь заключаются истоки активного в жизни героя романтизма - героя - бунтаря, героя - протестанта.

Трагическое и героическое в романтическом искусстве тесно переплетены. Сочетание героического, бунтарского настроения и трагического разочарования находим в произведениях писателей - романтиков, в частности в произведениях великого английского поэта Дж. Г. Байрона.

Философской основой романтизма стала философия Фихте с его учением о творческую деятельность абсолютного субъекта «Я», который порождал свой объект исходным пунктом мировосприятие. По его философией, мир рассматривался не как совокупность неизменных вещей и готова форма, а как процесс бесконечного становления, который был творческой духовной деятельностью и причем символической деятельностью, воплощением разоблачения внутреннего через внешнее, то есть процесс художественного творчества.

Человек рассматривалась как основной центр и конечная цель естественного процесса и одновременно как исходный пункт сверхъестественного открытия. Движущими силами души человека считались не мышление и интеллект, а фантазия и чувство.

Субъективное осмысление автором роли явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что писатель - романтик хотел бы увидеть в жизни, - все это часто приводило к неправильному пониманию, а иногда и искажение объективных законов развития действительности. Реалии капиталистического общества не устраивали романтиков, поэтому они находились в постоянном поиске ответов на наболевшие вопросы: как устранить зло и пороки этого общества, где тот идеал, к которому надо стремиться.

Говоря о романтизме следует подчеркнуть, что он не был только литературным направлением, он был движением, которое охватило различные сферы духовной культуры того времени. Он напоминал другие великие эпохи, такие как Средневековье, Возрождение, Просвещение.

2. Понятие романтизма. Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина «романтизм» указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.

Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

3. Этапы развития романтизма

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

Черты:

Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Черты:

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Тесная связь с философией;

Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

Разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Течения романтизма

Народно-фольклорная (начало XIX ст.) - течение, ориентированная на фольклор и народнопоетичне художественное мышление. Сначала она проявилась в Англии, в «Лирических балладах». Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии она была утверждена гейдельберзькою школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.

Особенности:

Не только собирали народную поэзию и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народнопоетичного мышления;

Их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная наснаженість и мелодичность народной поэзии;

Не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознании, искусстве.

«Байронічна» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А.Міцкевич, О. Пушкин, М. Лермонтов и др.), потому завершенное воплощение она получила в творчестве Байрона.

Особенности:

Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как «идеализацию возражения»;

Разочарование и меланхолия, депрессия, «мировая скорбь» - эти «негативные эмоции» приобрели абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения.

Гротескно-фантастическая, которую еще называли «гофманівською», по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобраВНОе переплетение, в результате чего убогая современная действительность представала в прихотливом гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. К этому течению можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество Е.По, Гоголя «петербургских повестей».

Утопическая течение. Получила значительного развития в литературе ЗО-40-х годов XIX ст., проявляясь в произведениях В. Гюго, Жорж Санд, Г. Гейне, Э. Сю, Э. Джонса и др.

Особенности:

Перенос акцента с критики и возражения на поиски «идеальной правды», на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

Проповедование оптимистичного взгляда на жизнь и его перспективы;

Выступление против «индивидуализма современного человека» и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

Выражение оптимистической надежды и пророчества, утверждение идеальной правды;

Широкое использование риторических средств.

- «Вольтерівська» течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, в разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом. Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.

4. Искусство и мода эпохи романтизма

Романтики сделали много важных художественных открытий. Выступив против классицизма, они требовали нового подхода к поэтике - творческого, лишенного канонов и правил. Романтизм начинался с романа как универсального жанра, элегии, оды, баллады и создал синтетический жанр.

Представители романтизма считали, что творчество поэта, которая зависела только от поэтического вдохновения, порождала свободные поэтические формы. Поэтому появились необычные раВНОвидности жанров: сочетание эпоса с лирикой, романа с философскими размышлениями; палитры художественных произведений вводились в фольклорные жанры, особенно баллада, сказка, легенда, песня. Романтики смело внедряют реформы стихосложения, утверждали романтические нормы в поэзии, в частности в лирике.

Погруженность во внутренний мир человека обусловила развитие лиро-эпических жанров, самым популярным из которых стала романтическая поэма.

Произвольность изображения у романтиков проявлялась в их композиционных исканиях: они нарушили последовательность композиционного строения произведения, предоставили ему незаконченности, асимметричности, наполнили сюжетной тайной, незавершенностью, пытались оригинально построить произведение вопреки всем правилам и предполагали различные причудливые формы.

Романтики открыли красоту народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий. Они подчеркивали огромную роль в жизни человека чувств, воображения, фантазии, утверждали духовную самобытность и неповторимость каждого отдельного человека. Но вместе с тем их сближали с просвітниками гуманизм, сочувствие к «маленькому человеку». Романтики выступали за искренние, открытые человеческие отношения, против мира наживы, эгоизма и лицемерия. Они отстаивали свободу человека. Образ главного героя создается по принципу контраста с реальными чертами современника. Романтический герой - человек больших страстей, глубоко недовольна действительностью, способна на необычные поступки.

ИДЕАЛЫ РОМАНТИКОВ:

Священное Писание

Красота

Искусство

Историческое прошлое

Природа

Детство

Любовь

Окружающий мир романтики рассматривали как живой организм - целостный и единый. Он не вполне доступен человеческому разуму, в нем много таинственного, непознанного, его населяли мистические и неизвестные силы. Они незаметно переходили из реальной жизни, влияли на него, переплетались с ним. Отсюда большое количество фантастических и мистических элементов в художественных произведениях романтиков (Гофман, Гоголь и другие).

Романтическая литература немыслима вне связи с фольклором, музыкой, живописью. Романтики тонко почувствовали эту связь, что сказалось на языке и стиле художественных произведений. В свои стихи они перенесли певучесть и сердечность народной песни, поэмы и романы - живописность и панорамность описаний, в каждое произведение - музыкальную взволнованность, искренность, лиричность.

Общие эстетические принципы романтизма:

Мистическое ощущение (много моментов непосредственного общения с божественным миром);

Любовь - путь познания тайны бытия;

Утверждение самостоятельности, неповторимости каждого человека;

Центр внимания перенесен из внешнего мира во внутренний;

Отрицание канонов в творчестве;

Поэт - свободный творец, который имеет право выражать в своих произведениях собственное «я». Он ставит себя высоко над толпой;

Фантазии отводится главное место; ума - второстепенное;

Необычный герой в необычных обстоятельствах (разочарован, одинок, опустошен жизнью, пассивный; с другой стороны - бунтарь, протестант);

Любовь к неясных сюжетов прошлого времени, отдаленных краев (особенно Индии);

Поиски идеала;

Открытие красоты народного искусства - сказок, песен, легенд и преданий;

Недовольство общественным строем.

Все романтики считали, что существовал трагический разрыв между их представлением и реальной жизнью. Человек в искусстве романтизма всегда трагична: она не воспринимала действительность, находилась в дисгармонии с собой, она - бунтарь и жертва. Поэтому романтический направление предусматривал лирический бурное проявление чувств. Со сцены звучали призывы к свободе, к защите человеческого достоинства.

Романтизм в театре связан с именами поэтов Д. Байрона, П. Шелли, драматургов В. Гюго, А. де Мюссе, г. гейне и писателей А. Мицкевича, А. Пушкина, М. Лермонтова.

В сценических образах актеров - романтиков преобладала правда чувств, которая продиктована была протестом против действительности. Актеры и драматурги не стремились разобраться в реальных обстоятельствах, они погружались в мир бурных страданий собственного внутреннего мира, были заняты поиском идеала в себе или в прошлом.

Романтический театр подготовил сцену реализма. Актеры - романтики принесли на сцену свободную язык, отодвинули жест, показали новаторскую своеобразие каждого человека. Они играли не только королей и вельмож, но и чиновников, крестьян, рабочих. Большое значение для театра имел и поезд романтического искусства к национальной самобытности, интерес к национальным традициям, истории.

В эпоху романтизма музыка занимала ведущее место в системе искусств, потому что она наиболее соответствовала устремлениям романтиков в отражении эмоциональной жизни человека. Музыкальный романтизм представлен произведениями Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. Цебера, Н. Паганини, Дж. Россини, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф.Ліста, М. Глинки и других.

Романтизм нашел отражение не только в искусстве и литературе, но и в моде. После 1815 года мужская одежда освободился от требований придворного церемониала, исчезла парик, напудренное волос, треуголка, мережане жабо и манжеты. В моду вошли длинные чулки, универсальной формой одежды стал фрак, необходимой частью нового костюма - цилиндр. Мужскую одежду шили из простых шерстяных материй. Единственным украшением были булавка в галстуке и часы в кармане. Формировался тип «лондонского денди» (Дж. Байрон). В 1820-1840 годах мужской костюм тяжей по умеренно-ярких тонов. Выделялись воротник и манжеты. Романтическая эпоха ввела в закон свободно завязанный черный галстук. Вместе с цилиндром в моде был мягкий фетровая шляпа. В женской одежде появилась блуза, линии талии сжимали корсетом, широкие рукава усиливали контраст с узкой талией.

Увеличилось декольте, открылись и обнажились плечи. Сложные прически украшали лентами, цветами, бантами, наблюдалось увлечение драгоценностями. Мода эпохи романтизма прямо подчеркнула индивидуальность «негосударственной человека», освобожденного от условностей.

Относительно украинского романтизма, следует отметить болезненно-победоносное перешивка национальной истории (П. Кулиш, т. Шевченко), самобытный «руссоїзм» (Г. Вовчок), бурный, гротескный, сочный, лирический и дощкульний юмор (Нечуй-Левицкий).

Заслуги романтизма:

Послужил переходом к реализму;

Освободил личность поэта от оков эстетики классицизма с ее жанровой иерархией, обязательными правилами трех единств;

Показал, как творчество должно преобладать над правилами, а не наоборот;

Дал толчок развитию исторической и филологической наук;

Остался непревзойденным в отражении любви со всеми противоречиями и вспышками этого чувства;

Повлиял на другие виды искусства, а также на литературу реализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки возникновения романтизма?

2. В чем заключается суть романтизма?

3. Дайте определение понятию «романтизм».

4. Назовите представителей романтизма.

Данная тема посвящена развитию мировой художественной культуры первой трети XIX в. На развитие художественной культуры данного период оказали влияние несколько факторов, важнейшими из которых является Великая французская революция и наполеоновские войны.

Происходит утверждение буржуазных отношений. В европейской культуре как основной творческий метод утверждается романтизм, идейно-художественное направление, отразившее разочарование в идеях Просвещения.

Для романтизма характерны устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Романтикам присущи утверждение самоценной духовно-творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенности и целительной силы природы.

В своих произведениях романтики обращаются к традициям фольклора, к культуре своего и других народов. Любимым временем романтиков является Средневековье и Возрождение, которое служит им нравственным примером. Героика протеста в их сочинениях соседствует с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной стороны души".

Потеряв веру в силу разума, романтики обратили свой взор к чувствам человека, к его душе с надеждой обрести там "царство свободы и гармонии". Однако, они нашли там разлад, о котором очень точно сказал немецкий поэт Г.Гейне: "Весь мир надорван до самой середины, а так как сердце поэта - центр мира, оно должно самым жалостным образом надорваться. Кто хвалится, что сердце его осталось целым, тот признается в том, что у него прозаичное, далекое от мира, глухое, закоулочное сердце". Трещина, надорвавшая сердце поэта, стала причиной появления основного приема романтиков - антитезы , т.е. противопоставления, которую Вы сможете наблюдать в произведениях романтиков.

На этом приеме построены романтические произведения литературы, музыки, изобразительного искусства первой трети XIX века.

Романтизм в зарубежной литературе.

Главой французских романтиков является писатель и поэт Виктор Гюго . Главным героем его романа "Собор Парижской богоматери" является народ, его судьба, его роль в истории. Как художественные особенности романа можно отметить композицию, антитезу в характеристиках героев, символику образов, яркость, красочность языка. Большое влияние оказало творчества В.Гюго на мировую художественную культуру. Особую известность принесли Гюго его пьесы, поставленные на всех мировых подмостках: "Эрнани", "Король забавляется".

Среди английских писателей выделяется своим богатством художественных форм романтической прозы и поэзии писатель Вальтер Скотт . В своих романах он, в противовес классицистам, подчеркивает историческое своеобразие национальной самобытности народа (роман "Айвенго").

Ярким представителем английской поэзии романтизма является Д.Н.Г.Байрон . Язык его произведений живописен и музыкален. Байрон использует антитезу для построения своих поэтических произведений. Идея трагической непримиримой борьбы героя против враждебной действительности - главная черта поэзии Байрона. Образ Прометея ("Прометей") - олицетворение силы духа страдающего героя, способного даже "смерть в победу обращать". Сравните, пожалуйста, "Прометея" Байрона и "Прометея" Гете и Вы поймете разницу в мировосприятии поэта Просвещения и романтизма.

Немецкие романтики обратились к изучению фольклора, постигая социально-нравственный смысл народных сказок. В фантастических новеллах и сказках Э.Т.А.Гофмана мы находим мысли о роли и предназначении искусства, образе художника, его высоком призвании и одиночестве в мире наживы и стяжательства ("Золотой горшок").

Простота, сила эмоций, богатство оттенков присущи лирической поэзии Генриха Гейне . Герой "Книги песен" - скромный человек, современник поэта, страдающий от одиночества, социального неравенства, ищущий забвения в любви, верности. Гейне использует иронию как средство разоблачения несбыточных иллюзий. Мы явно чувствуем интонацию немецких народных песен в романтической поэзии Гейне ("Лорелей"), олицетворение природы.

Романтизм в зарубежном изобразительном искусстве.

Одним из представителей романтического направления в Европе начала XIX века является Франсиско Гойя . На его творчество оказало влияние антифеодальное движения в Испании и события Французской революции. В его произведениях мы находим глубокие философские обобщения и глубину анализа духовной сущности человека. Эти тенденции прослеживаются в, который поражает своим беспощадным реализмом. В нем прослеживаются художественные решения, раскрывающие пустоту мыслей и ничтожность чувства людей, распоряжающихся судьбой народа. Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты,). Тема народа, восстающего против насилия звучит в эмоционально-напряженном полотне, в цикле. В этом произведении напряженный образный строй достигается сложностью композиционного решения, резким контрастом красок и цветовых рефлексов, красочностью теней. Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы (). Особо хочется отметить цикл офортов Гойи "Капричос", которые явились своеобразным зеркалом жизни Испании в XVIII веке, изображением ее пороков и достоинств, злой сатирой, сарказмом, фантастическим и гротесковым видением мира, что является величайшим вкладом Гойи в искусство офорта.

Освободительная борьба народов изображена на картинах французского романтика Эжена Делакруа (,). Тревожно-взволнованный пафос, напряженные контрасты цветового языка художник использует как средство эмоционального воздействия на зрителя.

Осознание трагедии захватнических войн отражается в романтических полотнах Теодора Жерико (, "Раненый кирасир"). В них ощущается динамика, трагическая напряженность композиции, цветового решения. Борьба человека со смертью, стихией, страдание и мужество в картине - основные идеи его знаменитого полотна. Тонкий психологизм, одухотворенность портретов романтиков: "Портрет молодого Делакруа" работы Жерико, портреты, Паганини, работы Делакруа.

Романтизм в зарубежной музыке.

Художественное воплощение передовых идей времени звучит в творчестве великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена . Мы слышим музыку революции в его симфониях. В третьей "Героической" симфонии присутствует тема героя, отдающего жизнь в борьбе за свободу народа. Движение народных масс, призыв к единению миллионов звучит в его "Девятой симфонии". Страстность, мощность духа лирического героя, его способность самоотверженно любить - основная тема таких произведений Бетховена, как "Лунная соната" и "Апассионата". Стремление к счастью, свету, отчаянная борьба со всеми силами зла и угнетения, вера в возможности Человека - главные идеи творчества композитора. Романтизм произведений Бетховена особенно сильно ощущается потому, что основой построения его музыкальных произведений является антитеза (противопоставление).

Идеи романтизма в музыке прослеживаются в романтическом творчестве австрийского композитора Франца Петера Шуберта , создателя романтических песен, баллад, вокальных циклов, фортепьянных миниатюр, симфоний, которые отличаются глубиной воплощения чувств. "Песни Шуберта - лирика простых, естественных помыслов и глубокой человечности" (Б.Асафьев). Мелодическое богатство, яркая образность, зримость музыкальных образов присущи музыке композитора. Его наследие отличается разнообразием музыкальных форм. Песни Шуберта представляют собой настоящие шедевры музыкальной миниатюры ("Аве Мария", "Серенада", "Лесной царь"). Он создал около 600 песен на стихи И.В.Гете, Ф.Шиллера, Г.Гейне, которых отличает тонкая передача неуловимой смены чувств одинокого страдающего человека. Песенность ощущается и в его симфонических произведениях. Особенно это касается "Неоконченной симфонии", главной особенностью которой является новизна построения (две части вместо четырех), задушевность, доверительность, контрастность музыкальных образов.

Творчество польского композитора-романтика Фридерика Шопена связано с традицией польского народа. Образ Родины доминирует в произведениях композитора, что явно ощущается в его мазурках и полонезах. Композитор использует ритмику и характер движения народных танцев для передачи сложных чувств, создания различных музыкальных образов. Шопен - "поэт фортепьяно" (Ф.Лист). Он создал новые жанры фортепьянной музыки: ноктюрны, прелюдии, фантазии, экспромты, романтические музыкальные миниатюры. В них ощущается тонкость и глубина чувств, мелодическая красота, яркая образность музыки, виртуозность и проникновенность исполнительского мастерства Шопена.

Романтическое начало ярко выражено в творчестве Роберта Шумана . До сих пор большой популярностью пользуются его музыкальные пьесы "Карнавал", "Фантастические вечера". Тема одиночества художника прослеживается в таком произведении Шумана как "Крейслериана" (по мотивам Гофмана) - соединение возвышенного и иронического, реальности и фантазии. Цикл на стихи Гейне "Любовь поэта" - слияние музыки и поэзии, глубокое и точное отражение в музыке поэтических образов великого поэта, романтической иронии Шумана.

Тема Родины - основная в творчестве венгерского композитора Ференца Листа . Он создал жанр рапсодии - романтической формы музыкального произведения. Народные венгерские песни и танцы легли в основу "Венгерских рапсодий" Листа, которых отличает яркость и контрастность музыкальных образов.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Символизм — первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ в. во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма (развивался как противопоставление натуралистам и их философской базе - позитивизму). Основы эстетики символизма заложили Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах — кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей (ср. абсолютный идеализм). В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Здесь наиболее действенным орудием творчества оказывается поэтический символ, позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентной Красоте. Наиболее общая доктрина символизма заключалась в том, что искусство является интуитивным постижением мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным и трансцендентным мирами. Таким образом, философская идеология символизма — это всегда платонизм в широком смысле, двоемирие, а эстетическая идеология — панэстетизм (ср. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда).

Теоретические корни символизма восходят к идеалистической философии Платона (идея двоемирия), А. Шопенгауэра (основа мира - иррациональная, бессознательная мировая воля) и Э. Гартмана (мир познается с помощью интуиции), к некоторым идеям Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. Единственным критерием познания признавался внутренний духовный опыт.

А. Белый: два патриарха символического течения - Бодлер и Ницше.

Во многом символизм развивает и по-новому переосмысляет эстетические положения романтизма (идея двоемирия, внимание к внутреннему миру человека и, в частности, бессознательному).

Принципы символизма нашли отражение в творчестве Оскара Уайльда, Мориса Метерлинка, Райнера Марии Рильке, Поля Валери, Гуго Гофмансталя, Стефана Георге, Эмиля Верхарна, Уильяма Батлера Йейтса.

«Проклятые поэты» - так Верлен назвал ряд современных ему поэтов в одноименной книге (Париж, 1884): Тристана Корбьера, Артюра Рембо, Стефана Малларме и в том числе самого себя («бедный Лелиан»). Эти поэты отвергали общество и были отвергнуты обществом.

В живописи - Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Сёра, Врубель.

Основы эстетики символизма сложились к концу 60-х - началу 70-х гг. 19 века в творчестве французских поэтов. Зачатки символизма находят еще в 40-х-50-х гг. в сборнике «архидекадента» Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). Поэтическим манифестом символизма называют стихотворение Шарля Бодлера «Соответствия». Теоретик русского символизма Эллис назвал это стихотворение «квинтэссенцией символизма, программой всего современного символизма». Также к поэтическим манифестам символизма относят стихотворение Поля Верлена «Искусство поэзии», сонет Артюра Рембо «Гласные» (написан в 1872 г., опубликован в 1883 г., затем в 1884 г. в книге Верлена «Проклятые поэты»), сонет Стефана Малларме «Живучий, девственный, не ведавший высот…» (иначе - «Лебедь», 1885).

Впервые сам термин «символизм» был употреблен французским поэтом Жаном Мореасом (1856-1910) в статье «Манифест символизма» («Символизм», 18 сентября 1886 г.) для обозначения новой тенденции в искусстве. Другим манифестом символизма считается «Трактат о Слове» Рене Гиля, который вышел в том же 1886 г. Самостоятельная школы символистов сложилась примерно к тому же времени. Она состояла в основном из последователей и почитателей Стефана Малларме. Сам же Стефан Малларме говорил, что ненавидит школы. Однако именно в доме Малларме проходили литературные «вторники», на которых обирались поэты, относящие себя к символистской школе. Задним числом они пытались извлечь положения своей школы из творчества Артюра Рембо и Поля Верлена.

Поэты, собиравшиеся на «литературных вторниках» у Малларме и впоследствии образовавшие символистскую школу: Рене Гиль, Гюстав Кан, Жюль Лафорг (1860-1887), Анри де Ренье, М. Баррес, Поль Клодель (1868-1955), Поль Валери (1871-1945), Андре Жид (1869-1951) - «Трактат о Нарциссе», посвященный Полю Верлену, где излагается теория символа.

Задача: выражать при помощи особо понятого символа сверхреальность, сверхчувство, мир идей и «делать» искусство при помощи символа.

Символ (от греч. symbolon - слово одного корня с глаголом «соединяю», «сталкиваю», «сшибаю») - это 1) условный знак - значение, наиболее близкое символизму как литературному направлению: символ как предмет или слово, условно выражающее суть явления; 2) пароль, сигнал («ключ к тайне тайн»). Многообразие трактовок символа. А.Ф. Лосев считает, что «всякий символ есть 1) живое отражение действительности, 2) он подвергается той или иной мыслительной обработке, 3) он становится острейшим орудием переделывания самой действительности». У символистов символ понимался прежде всего как «мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе посюстороннего мира» (А.Ф. Лосев).

Существует как минимум два понимания термина «символ» (по М.Л. Гаспарову): 1) «светское» - простой риторический прием (Брюсов, Бальмонт); 2) «духовное» - символ как земной знак непредсказуемых небесных истин, связь с религиозной тематикой (Вяч. Иванов, Блок, Белый).

Идея двоемирия Платона («мир Идей - мир вещей», «там - здесь»). Мир Идей - абсолютный, иррациональный, непознаваемый. Мир вещей - хаотичный, реальный. Оба эти мира мистически связаны между собой. Знаком этого единства являются многочисленные соответствия и аналогии. Символ - это средство постижения и воспроизведения мирового единства.

Земной мир, по Платону, есть лишь искаженное отражение, призрак подлинного мира Идей. Задача искусства заключается в постижении ирреального мистического высшего мира, т.е. идеальной сущности мира. С одной стороны, внешний материальный мир - это только декорация, тень Идеи. С другой стороны, он представляет собой загадку, символ мира Идей. Художественное средство, орудие познания мира Идей - символ. Смысл символа всегда бесконечен и не может быть определен в конкретном понятии, он постигается только интуитивно. Смысл символа - это всегда другой символ, символ более конкретный (символический образ?), но который в своем смысловом значении так же бесконечен. Через интуитивное прозрение символического смысла осуществляется прорыв к постижению мирового единства, основанного на универсальном «соответствии». Малларме говорил о символе как о синтезе и считал символ живым воплощением синтеза.

Символ - это не аллегория и не миф, символ выявляет неясное. «Символ возникает тогда, когда образ дает нам возможность угадать идею, открыть ее так, как если бы она родилась внутри нас» (Малларме).

Символический образ - знак присутствия в слове непознаваемой разумом сущности - идеи. Поэтому основное содержание символа «неземное», и символ, таким образом, не может быть объяснен до конца - существует бесконечное множество конкретных (единичных) интерпретаций символа. Отражение в предметном символическом образе мистической Идеи наделяет его неисчерпаемой смысловой глубиной. С. Малларме: «Поэзия есть выражение посредством человеческой речи, сведенной к своему основополагающему ритму, таинственного смысла сущего: она дарует этим подлинность нашему пребыванию на земле и составляет единственную настоящую духовную работу».

Символ указывает на присутствие бессознательного. Символ представляет собой единство формы и содержания, соединяя в едином целом сознание и бессознательное. Он является конкретной репрезентацией (овеществлением) в формах пространства и времени архетипа.

Т.о., символ у символистов - это соединение, синтез в одном многозначном образе абстрактного мира Идей и мира реального, т.е. раскрытие, явление, выражение «высшей тайны» в материальном образе.

«Символ венчает целый ряд мысленных операций, который начинается с простого слова, проходит ступени образа и метафоры, включает в себя эмблему и аллегорию. Он самое совершенное, самое законченное воплощение Идеи. Современные поэты уже не раз пытались выразить ее посредством Символа и добивались успеха. Это высокое и требующее изрядного труда дерзание служит к их чести. <...> Быть может, они переоценивают свои возможности, но никому не возбраняется стремление ввысь...» - Анри де Ренье.

На основе иррациональных, мистических посылок была выстроена строгая рационалистическая система форм и образов (возможно сравнение с древней астрологией).

Общие черты символизма :

1. Эстетизм и панэстетизм , то есть восприятие мира в эстетических категориях «прекрасное - безобразное», а не в этических («хорошо - плохо»), как это было ранее в классическом искусстве. От Бодлера - эстетика безобразного и чувственного (напр., «Послеполуденный отдых фавна» С. Малларме). Эстетическая функция искусства у символистов (и далее в некоторых других нереалистических течениях) выше религиозно-этической, социальной, идеологической и других функций. Эстетическая идеология символизма - поиск высшей реальности, Красоты. Господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере а) в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и б) в надреальную или иррациональную силу поэтической речи;

2. Индивидуализм . Основной критерий познания - внутренний мир и духовный опыт поэта. Поэт выступает в роли «медиума», посредника между миром Идей и миром вещей. Поэт - пророк, ясновидец («теория ясновидения» Артюра Рембо). Обычный человек (и поэт в не меньшей мере) двойствен, расщеплен. Но внутренняя жизнь поэта наиболее близка к абсолютному миру Идей. Все тайные соответствия, знаки, аналогии поэт своей магической силой может обратить в многозначные символы. Только искусство может показать человеку «мир иной» - отсюда культ искусства и культ символа.

3. Интуитивизм . Искусство построено на интуитивном постижении мирового единства (Малларме) через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий. Символ может только намекнуть на мир Идей - суггестивный принцип (принцип внушения, намека). Искусство («отражение отражений») не изображает, не выражает, а только намекает, воздействуя на все чувства человека с помощью ритма (музыкальности стиха). Например, сочетание слуховых, осязательных, вкусовых и других ассоциаций, которые возникают в нашем бессознательном при упоминании предмета. Одно ощущение вызывает и внушает другое. Малларме: «Назвать предмет - значит уничтожить 3/4 наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта. Совершенное применение тайны и есть символ: понемногу припомнить предмет, чтобы раскрыть состояние души, или, наоборот, выбрать предмет, и выявить в этом состояние души при помощи последовательных разгадок».

4. Музыкальность . Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства. Музыка - самое «чистое» из искусств, потому что она беспредметна. Поэзия должна не звукоподражать, а приблизиться к внутренней структуре музыки. Звук становится в символистской поэзии самодовлеющим, звучание слова зачастую важнее смысла - слово нужно освободить от предметного смысла. Интонационно-мелодическая структура стиха доводится до совершенства. С этим также связаны смелые эксперименты в области рифмы и ритма. Введение «освобожденного» или «свободного» стиха - верлибра (vers libre). Поль Верлен: «Музыки прежде всего…/ Музыки больше и всегда…/ Все прочее - литература».

1 марта 1894 г. в Оксфорде и 2 марта в Кембридже Стефан Малларме выступил с лекцией, которая была опубликована в 1895 г. - в русском переводе «Музыка и литература».

5. Мифологизм и мистицизм. С мифологией символизм роднит мифологическое, т.е. иррациональное мышление, построенное по законам изоморфизма. Символисты обращаются к древнему мифологическому и средневековому искусству в поисках аналогий и генеалогического родства. Именно в античной мифологии и Библии (ветхозаветной мифологии) символисты находят примеры использования всех основных символов. М.Л. Гаспаров - в Библии содержится запас символов для европейской культуры.

Символ + сюжет (контекст, предикат) = миф (Вяч.И. Иванов).

Ницше: миф - вечная вневременная сущность культуры.

Э. Кассирер - миф как символическая форма человеческой деятельности.

6. Синтетизм = символизм. Идея синтеза искусств. Концепция «соответствий», лежащая в основе символа, также отразилась в стремлении к универсальному синтезу всех форм человеческой деятельности, всей художественной культуры, различных видов искусства. В искусстве средством достижения такого единства и его результатом должен был стать некий единый художественный стиль.

Идея синтеза также может быть возведена к мистикам, в частности мистическому учению Э. Сведенборга.

Бодлер в «Соответствиях»: «Запах, цвет и звук между собой согласны…».

Рембо в «Гласных» - «цвет звука».

А. Скрябин - «симфоническая поэма» «Прометей» (1909-1910), где оркестр соединен со световой клавиатурой.

Язык символистской поэзии далек от обыденного языка, по преимуществу он книжный, немного архаичный, культово-ритуальный. Для него характерны изысканные тропы, далекие метафорические сближения (напр., у Малларме керосиновая лампа названа «стеклом, пылающим замахами и золотом») и сложные ассоциативные ходы. Это намеренно темный, герметичный, закодированный язык. слова зачастую отрываются от их первоначального смысла и далее - вообще от какого-нибудь смысла, тогда слово становится беспредметным и создает, навевает настроение. Синтаксис сложный (множество придаточных предложений, деепричастных оборотов, пропусков, перебивок, вставных оговорок, возвратных ходов).

Анри де Ренье

Мы плыли по морям отчаянья и гнева

Вдали от Вечного Цветения Земли,

И волосы твои, от прошлого вдали,

Шумели всходами единственного сева.

С тоской смотрели мы, как ширился и рос

За убегающей кормой разрыв зловещий,

И, плача, думали, что брошенные вещи

Пропахли памятью изгнаннических роз.

Но полудетский рай, разграбленный капризом,

Зарею первою вставал в тумане сизом

Из несчастливых чар и злобной тьмы ночной.

Таинственная нить наперекор надежде

Мне преградила путь, и для Тебя одной

Цветочною резьбой фонтан играл, как прежде («ИЛ» №3, 2001).

Стефан Малларме

Стефан Малларме (1842-1898) - умосозерцатель, именно он осмыслил и определил задачи современной ему поэзии. После смерти Поля Верлена признан «королем поэтов».

«Книга» Стефана Малларме - выражение чистой Концепции. Его цель, мечта - «Книга», над которой он работал в течение 30 лет. Тщательно, медленно и с изощренной обдуманностью и святой верой следовал намеченной цели: Книге («все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в прекрасной книге»). Книга так и не была написана. Эта Книга должна была стать последней разгадкой всех тайн, воплощением бесконечности. Она должна была выполнить дело духовного спасения вместо «устаревших» христианских путей и была бы подобна Библии. Из нее должно было быть изъято все земное, телесное, случайное, как история, так и личные обстоятельства, и воплощен бестелесный идеал - Абсолют, то «Ничто, которое и есть Истина» (иносказательно у Малларме - «Лазурь»). «Одержимость Лазурью» - напр., в стихотворении «Лебедь». В результате: такой чистотой и бесплотностью обладает молчание белого пустого листа бумаги.

Новый способ чтения - «одновременный» - в книге нет ни начала, ни конца, страницы могут меняться местами, в результате все время возникают новые сочетания смыслов. Смысл - в движении.

Поздний Малларме - один из самых темных лириков Франции. «Герметизм». Его стихи называют «ребусами». Изобретает головоломные способы ни к чему сколько-нибудь определенному слово не отсылать, а вкрадчиво навевать - подобно музыке и далее беспредметной живописи ту или иную смутную душевную настроенность. Он хочет создать чистый поэтический язык, который будет сакральным и доступным только посвященным. Доходит до упования на «девственную непорочность» книжных полей и пробелов между строками. В предсмертном сочинении - поэме «Броском игральных костей никогда не упразднить случая» («Удача никогда не упразднит случая», 1897) применяет «лестничный» рисунок строк и смену наборных шрифтов. Вся поэма представляет собой одну длинную фразу без знаков препинания. «Спектральный анализ идей»?

Драматическая поэма «Иродиада» (1867-1869).

Эклога (поэма) «Послеполуденный отдых фавна» (опубл. в 1876).

«Проза для Дез Эссента» (1885).

«Лебедь» (1885).

Сборники «Стихотворения» (1887), «Сих и проза» (1893).

«Стихотворение на случай» (1880-1898).

Статьи «Отклонения» («Отступления», 1897), филологические и исторические сочинения.

Могучий, девственный, в красе извивных линий,

Безумием крыла ужель не разорвет

Он озеро мечты, где скрыл узорный иней

Полетов скованных прозрачно-синий лед.

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки,

Он знает, что ему не взвиться, не запеть:

Не создал в песне той страны, чтоб улететь,

Когда придет зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнет смертельное бессилье,

Которым вольного теперь неволит даль,

Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья

И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,

Окутанный в надменную печаль.