Синдром когда мало внимания. Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Пройдите тщательное диагностирование. Если ваш доктор поставил диагноз СДВГ всего за один прием, обратитесь за альтернативным мнением к другому специалисту. Нужно пройти несколько медицинских тестов, чтобы исключить другие физические проблемы и тщательно оценить состояние пациента.

Узнайте как можно больше об этом нарушении. Знание – сила, чем больше вы узнаете о синдроме, тем лучше вы сможете с ним справляться. Купите соответствующую литературу или возьмите книги в библиотеке, задавайте своему врачу вопросы и посещайте групповые занятия. Делайте все, что в ваших силах, чтобы узнать как можно больше.

Рассмотрите возможность медикаментозного лечения, в большинстве случаев СДВГ оно необходимо. СДВГ – это расстройство, вызываемое химическим/электрическим дисбалансом активности мозга. Как и в случае с любым другим заболеванием, вы не сможете избавиться от этого синдрома, лишь только захотев этого. Необходимо медикаментозное лечение. Будьте терпеливы и постоянно общайтесь со своим лечащим врачом. Чтобы подобрать правильное лекарство и верно рассчитать дозу, может потребоваться год, но это время стоит результатов, которые вы получите. Если вы решили не принимать лекарственные препараты, то пересматривайте эту возможность каждые 12 месяцев, ведь симптомы СДВГ могут, как ослабевать, так и усиливаться. Помимо того, с течением времени могут изменяться и требования окружающих к человеку, страдающему СДВГ, например, по мере перехода в старшие классы, домашняя работа становится сложней.

Исключите из рациона вредную пищу. Перестаньте пить газировку, есть конфеты, покупать еду на вынос и фаст-фуд. Не пейте энергетические напитки и старайтесь не потреблять в пищу еду с добавлением красителей, ароматизаторов, консервантов, усилителей вкуса и других добавок. Такая еда содержит химикаты, которые нарушают уже и без того нарушенный химический баланс в мозгу человека, страдающего СДВГ, от чего справиться с синдромом становится только сложнее.

Установите структурированный режим. Детям и взрослым с СДВГ необходима система, режим и последовательность. Станьте более организованным. Составьте себе ежедневный и еженедельный режим, повесьте его на стену на большом плакате и следуйте ему. Составьте режим для таких вещей, как приемы пищи, домашняя работа и сон, для вещей, которые вы делаете каждый день. Отметьте цветами учебники, чтобы у каждого предмета был свой цвет, так будет проще брать на каждый урок правильный учебник. Исключите из жизни хаотичность.

Увеличьте физические нагрузки. Упражнения и физическая активность улучшают функцию мозга. Люди с СДВГ ежедневно должны хотя бы по 30 минут заниматься интенсивными физическими упражнениями, например, кататься на велосипеде, плавать, танцевать, кататься на коньках и т.д. Даже 30 минут Wii fit или Kinect на Xbox будут полезны.

Введите систему вознаграждений. Дети с СДВГ легко привлекают внимание своим плохим поведением, и им очень тяжело привлекать его хорошим. Им требуется больше внимания, чем другим детям, и они делают все, чего бы это ни стоило, чтобы привлечь его. Зачастую они делают это за счет плохого поведения. Упростите ситуацию, обращайте на них свое внимание, когда они делают что-то правильно. Составьте таблицу результатов и начисляйте баллы, если ребенок был вежлив, подождал своей очереди, сел за домашнюю работу, делал задание, завершил задание, следовал указаниям, не ссорился с братьями и сестрами и т.д. Баллы можно обменять на привилегии, такие как просмотр телевизора, время за компьютером, видеоигры, лакомство и т.д. Предложите им много вариантов, чтобы были маленькие награды, которые можно быстро заработать, и большие, на которые нужно копить баллы. Очень важно, чтобы ребенок не был избалован, ведь иначе он будет чувствовать, что привилегии бесполезны, и не будет стараться. В школах можно использовать эту же систему. Взрослые с СДВГ также должны использовать систему вознаграждений, предлагать себе бонусы за завершенные задания и приближение к цели.

Измените рацион так, чтобы было больше белков и меньше углеводов. Исследования показали, что при такой диете мозг человека с СДВГ функционирует лучше. Также необходимо пить много воды.

Запишитесь в спортивную секцию. Некоторые виды спорта задействуют различные группы мышц, что улучшает функцию мозга у детей с СДВГ. Такие виды спорта, как гимнастика, боевые искусства, фигурное катание и танцы требуют работы разных мышц и могут существенно улучшить ситуацию. Таким спортом необходимо заниматься по меньшей мере 2-3 раза в неделю.

Очень четко давайте указания детям и взрослым с СДВГ. Старайтесь использовать меньше слов, чем меньше вы говорите, тем больше люди с СДВГ запомнят. Говорите понятно и давайте одно указание за раз. Сначала привлеките внимание человека с СДВГ, затем, если вы чувствуете, что это необходимо, попросите, чтобы он повторил то, о чем вы его попросили.

Никогда не игнорируйте плохое поведение, таким образом, вы даете понять ребенку с СДВГ, что все в порядке, ведь им и так сложно думать о последствиях своих действий. То, что последствий совсем нет, лишь усугубляет ситуацию. Игнорирование поведения человека с СДВГ может лишь ухудшить его, пока оно полностью не выйдет из-под контроля. Вместо этого действуйте быстро и пресеките проблему на корню.

СДВГ - это достаточно распространенное заболевания у детей дошкольного и школьного возраста, которое проявляется дефицитом внимания, повышенной импульсивностью и крайней гиперактивностью и может вызывать трудности в адаптации к социуму. Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь, создавая крайне неблагоприятные условия для формирования личности.

Актуальность проблемы также обусловлена относительно низким уровнем диагностики синдрома гиперактивности у взрослых и своевременного выявления. Большинство людей старается адаптироваться к этому способу жизни, устроиться на работу, которая не будет воспрещать проявлять свою гиперактивность и дефицит внимания и не требовать большого внимания к работе. Такие люди заводят семьи и воспитывают детей. В целом синдром не препятствует жить полноценной жизнью, но значительно усложняет этот процесс. Затрудняются отношения с близкими и коллегами по работе, коммуникационные связи с людьми.

Причины дефицита внимания у взрослых

По своей сути, СДВГ у взрослых - это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей и неспособность их адекватно выполнять свою работу. То есть, органические изменения даже не всегда выявляются с помощью инструментальных методов исследования, но в большинстве случаев современные аппараты могут зафиксировать те незначительные изменения, которые способны вызывать признаки заболевания.

Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка, то есть до беременности матери или во время неё. Известно, что злоупотребление алкоголем или другими психоактивными веществами даже за несколько лет до беременности может негативно сказаться на яйцеклетках и усложнить формирование психики ребенка. Значительную роль играет неблагоприятное протекание беременности, угрозы перерыва, токсикозы и гестозы в разных периодах. Имеют огромное значения перенесенные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка, будучи беременна им, это в несколько раз увеличивает шанс развития мозговой дисфункции, которая в лучшем случае может проявляться синдром дефицита внимания. Важную роль играет то, как беременность заканчивается, наличие асфиксии при рождении и в первые дни жизни.

Причиной заболевания являются также социальные и бытовые условия роста и развития ребенка. Огромную роль для развития СДВГ у взрослых играет микроклимат семейных взаимоотношений в семье, модель поведения родителей, пример с которых берет ребенок.

Симптомы расстройства

Международная классификация болезней МКБ-10 отводит целый раздел для номенклатуры данного заболевания F-90.0. Каждый диагноз кодируется отдельно, в зависимости от преобладающих симптомов или их наличия в целом.

Эти признаки больше относятся к детям, так как некоторые из них не наблюдаются во взрослом возрасте. Также доказано появление новых симптомов с достижением человеком совершеннолетия. Например, у мужчин и женщин во взрослом возрасте симптом гиперактивности практически не наблюдается. Это связано с энергетическим ресурсом организма, который изменяется после взросления.

Во взрослом возрасте на первый план выходит дефицит внимания в виде неустойчивости. Люди с таким симптомом ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел. Им сложно убраться в доме, раскладывать вещи или подсчитывать семейный бюджет. Конечно же, наиболее значимым минусом для этого заболевания является разрушение семьи постоянными ссорами и конфликтами. Это первое, на что жалуются люди с СДВГ. Второе - трудности на работе, невозможность выполнять свои прямые обязанности. Такие люди часто находятся за чертой асоциальности.

Взрослого человека с СДВГ можно узнать за следующими признаками:

  • сложности в рутинных делах, уборке, готовке пищи;
  • неспособность во время платить по счетам;
  • сложности при подсчете своей зарплаты или необходимой суммы для покупки;
  • неумение дослушать до конца;
  • сложность соблюдать тактичность в общении;
  • забывают регулярно принимать лекарства;
  • не выполняют поручения;
  • сложно концентрируются на работе;
  • мало что способно заинтересовать;
  • сложно удержаться за один вид деятельности или хобби;
  • не способны к амбиционным передвижениям по карьерной лестнице;
  • трудно планировать будущее и придерживаться плана;
  • сложно составлять отчеты, делать выводы и заключения;
  • сложно заставить себя проанализировать что-либо;
  • рассеянность в ежедневных делах;
  • легко отвлекаются на посторонние дела;
  • дезорганизация в быту;
  • часто опаздывает;
  • не способны копить деньги;
  • не имеют долгосрочных планов;
  • сложно удерживать спонтанные высказывания;
  • импульсивны в своих действиях.

Людям с синдромом дефицита внимания очень сложно придерживаться обычного такта в разговоре, иногда они выкрикивают мысли вслух прежде, чем подумали, будут ли они уместны в этом случае. Такое действие носит характер импульса и не подвластно контролю. Рассеянность зачастую очень вредит работе, которая иногда выполняется качественно, вследствие очень тяжело добиться повышения по службе. Люди с синдромом дефицита внимания проявляют трудности в вождении машины, ведь необходимо постоянно концентрироваться на дороге, замечать все дорожные знаки и других участников дорожного движения, сопоставлять картинку с задних зеркал и действовать соответственно ситуации. Людям с синдромом дефицита внимания очень тяжело прочесть книгу, исключения становят очень интересные темы, которые захватывают с первых страниц. То же касается и фильма, который очень сложно досмотреть до конца и понять суть. Обычно терпения не хватает даже на первые минуты.

Существует подтвержденное мнение исследователей, что гиперактивность не возникает у взрослых на пустом месте, она обязательно перетекает из детской формы. Поэтому, первым этапом в диагностике данного заболевания является анкетирование с целью выявления наличия в детстве симптомов этого заболевания. Информация о детстве от самого человека или от его родных или близких, с которыми он вырос, сможет достаточно прояснить картину и сформировать четкое представление о том расстройстве, которое присутствует во взрослом возрасте. Важное значение играет информация о школьных годах, успеваемость и замечания о поведении в то время. Также следует обратить внимание на темпы и условия развития.

Следующим шагом является общемедицинское обследование, которое исключит возможность развития любого соматического или неврологического заболевания, которое может проявляться подобными симптомами.

Важным компонентом обследования взрослых людей с этим синдромом является подтверждение наличия органических изменений в головном мозге путем использования различных видов томографов. Отличительной чертой является отсутствие органических изменений при исследовании в покое и наличие их при попытке сконцентрироваться.

Только специалисты психологи смогут провести личностное тестирование, определение IQ-уровня, разнообразные дополнительные тесты. Таким образом можно получить полноценную картину об индивидууме.

Методы лечения синдрома дефицита внимания у взрослых

Для лечения СДВГ у взрослых, так же как и у детей, требуется комплексный поход с учетом работы с психологом, психотерапевтом или психиатром, назначения медикаментозных препаратов и прохождения курса поведенческой терапии. В целом лечить такое заболевание может любой специалист из вышеназванных, но оптимальным будет набор всех трех.

Психотерапия

Обязательной составляющей лечения взрослого человека с данным расстройством является работа с психотерапевтом, который индивидуально подбирает метод терапии. Это может быть индивидуальная когнитивная и поведенческая терапия, которая наиболее популярна среди таких пациентов и используется для поднятия самооценки и самоутверждения. Также широко используются тренинги для релаксации и расслабления после тяжелых психологических нагрузок и стрессов или поведенческие курсы. Последние помогают человеку правильно организовать свой режим жизни, учат, как уделять время работе и отдыху, чтобы максимально продуктивно использовать свое время. Для взрослых огромное значение имеет семейная психотерапия, в ходе которой решаются бытовые проблемы супругов, рассматривая одного из них, как пациента с СДВГ. Для нормализации отношений в трудовом коллективе используют рабочие тренинги, которые улучшают продуктивность и профессиональный рост и способны лечить проявления заболевания.

Медикаментозные средства

Лечение взрослых в фармакологическом аспекте мало чем отличается от детей, разве что тем, что взрослые люди сами контролируют прием лекарств и в силу забывчивости могут принимать препарат нерегулярно.

Широко применяют известную группу средств — психостимуляторы, которые доказали свою действенность и уже давно находятся в протоколах лечения в зарубежных странах. Они значительно уменьшают проявления симптоматики, но часто вызывают привыкание. Поэтому режим приема этих средств нужно тщательно контролировать.

В современные протоколы входят не менее известные ноотропные средства - лекарства, которые стимулируют мозговую деятельность и стабилизируют уровень мыслительных процессов и способны лечить синдром дефицита внимания.

Чтобы лечить СДВГ используют также сосудорасширяющие средства с антиишемическим действием, которые усиливают кровообращение некоторых зон коры головного мозга, тем самым позитивно влияя на динамику заболевания.

Следует помнить, лечение СДВГ у взрослых и прием лекарств должны назначаться только после точной постановки диагноза и определения типа расстройства.

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

СДВГ - это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ранее было принято считать, что данные психологические отклонения присущи только детям, в особенности подросткам. На сегодняшний день уже научно подтвержден факт, что СДВГ страдают и взрослые лица. Это связано с тем, что ребенок, отличающийся гиперактивностью, не перерастает это состояние и признаки нарушений проявляются у него и в более зрелом возрасте. Это, конечно, касается не всех детей, а только большей половины из них, которая имеет предрасположенность к дальнейшему развитию недуга. По статистике, каждый двадцатый житель планеты страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, но при этом даже не подозревает о наличии отклонений такого характера. Рассеянность, забывчивость, импульсивность и прочие симптомы, людям свойственно списывать на переутомление, влияние стрессов и другие причины. Однако, если такие факторы присутствуют и проявляются неоднократно, то следует задуматься о посещении специалиста. Какие же признаки указывают на нарушения и на что обращать внимание, чтобы выявить недуг у себя или у своих близких?

Симптоматика СДВГ

Когда человек регулярно забывает о намеченных планах и важных встречах, стремится успеть всегда и везде, озадачивает себя массой ненужных дел и пытается со всем справиться, не может спокойно выстоять очередь в магазине - все это свидетельствует о наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Многие скажут, что жизнь в суете свойственна большинству людей, как и не желание стоять в длинных очередях, в автомобильных пробках и так далее. Но есть и более четкие признаки расстройств психологического состояния, которые в совокупности с забывчивостью, рассеянностью и суетностью, точно подтвердят диагноз СДВГ. Итак, к симптоматике этого заболевания относят:

  1. Несобранность (невнимательность). Для каждого здравомыслящего человека некоторые жизненные ситуации ассоциируются с хаосом, когда невозможно справиться с накопившимися делами и найти решения внезапно возникших вопросов. Люди же с СДВГ постоянно пребывают в хаотическом состоянии. Им сложно выполнять все свои домашние и профессиональные обязанности, своевременно приходить на работу, на встречу, на прием к врачу и т. д. Накопившиеся задания они пытаются отложить на потом. При этом, больные СДВГ не могут оценить важность того или иного дела, то есть им не удается правильно расставить приоритеты. Встречаются ситуации, когда пациенты с такими отклонениями проявляют обратные реакции и им свойственна «гиперконцентрация». Это явление выражается в усиленном внимании к какому-либо делу. Человек на столько концентрируется на интересующем его занятии, что отключается от окружающей реальности.
  2. Забывчивость . Здоровые люди могут периодически запамятовать что-то важное или наоборот несущественное, но это случается лишь иногда и не вызывает особых проблем. При гиперактивности свойство все забывать становится естественным спутником по жизни. Больные постоянно забывают имена, адреса, даты важных событий, местонахождение вещей в доме и другие факты. Все бы ничего, но такие явления могут очень неблагоприятно отразиться как на личной жизни, так и на профессиональной деятельности.
  3. Импульсивность . Этот фактор подразумевает в себе неадекватность поведения. Гиперактивность у взрослых в данном случае проявляется в свойстве перебивать собеседника, действовать спонтанно даже в сложных ситуациях, не задумываясь о последствиях, принимать скоропалительные решения, под влиянием обычных желаний. Особо ярко импульсивность выражается в вопросах покупок. Люди с СДВГ могут скупить пол магазина, приобретя массу дорогостоящих, но в то же время бесполезных вещей.
  4. Эмоциональная нестабильность . Гиперактивность у взрослых сопровождается проблемами и эмоционального характера. Нормальным явлением при данном недуге является резкая смена настроения. Переход от слез к хохоту, от истерики к спокойствию, происходит в считанные минуты и больной не замечает за собой ничего необычного. Попадая в скучную обстановку, человек с СДВГ срочно начинает искать повод для поднятия себе настроения. Но часто эмоциональное возбуждение вызывает не позитив, а наоборот - депрессию, угнетение. Пациентам с данным диагнозом свойственны также необоснованная ярость, гнев, злость.
  5. Заниженная самооценка . Гиперактивность у взрослых вызывает неуверенность в себе и своих силах, постоянные сомнения и мучения совести. Это связано с повышенной самокритичностью к собственной персоне. Она подтверждается слабыми успехами в школе, в сфере деятельности, а также в личных отношениях. Все неудачи в жизни такие люди считают следствием своей неполноценности, что еще больше усугубляет положение.
  6. Отсутствие мотивации . Взрослые с СДВГ часто не желают выполнять те или иные действия, по причине непонимания их надобности. В детском возрасте данный фактор можно отследить по тому, что ребенок не хочет учить уроки и посещать школу, так как не имеет весомых побуждений. В зрелых годах также отпадает желание ходить на работу, заниматься бытовыми делами и тому подобное. Опять же, под влиянием отсутствия сильной мотивации.
  7. Повышенное беспокойство . В связи с тем, что гиперактивность у взрослых постоянно побуждает к активным действиям, которые не приносят плодов, больных начинает беспокоить чувство тревожности. Они не понимают, почему при всех их усилиях и стараниях, итог остается безрезультатным. Людям кажется, что они трудятся не покладая рук, в то время, когда хватаясь за все, они не успевают ничего. Характерным признаком СДВГ является мысленное прокручивание всех пережитых событий, особенно тех, которые вызывают тревогу и беспокойство.
  8. Ухудшение здоровья. Проблемы эмоционального характера, психическая неуравновешенность, забывчивость, приводят к тому, что пациенты с гиперактивностью перестают быть внимательными к своему здоровью. Они могут забыть о посещении врача, о приеме приписанных лекарств. Их мало интересует правильность образа жизни, сбалансированность и польза пищевого рациона. Привычным явлением может стать и регулярное переедание. Все эти факторы способствуют ухудшению здоровья и появлению расстройств со стороны различных систем организма.

Дефицит внимания и гиперактивность у взрослых характеризуются и непрямыми симптомами, таким как:

  • частая смена сферы деятельности или рабочего места;
  • финансовое неблагополучие;
  • повышенный риск несчастных случаев;
  • алкогольная и наркотическая зависимость.

Считается, что СДВГ передается по наследственной линии, так как у многих обратившихся пациентов в роду имелись родственники с подобными отклонениями.

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.