Создана церковь для поклонения искусственному интеллекту. Внутри первой церкви искусственного интеллекта  Илон Маск как-то сказал, что «искусственным интеллектом мы призываем демона»

Левандовски верит, что искусственный сверхинтеллект сможет заботиться о планете гораздо эффективнее человека, и те, кто будет этому способствовать, смогут получить от этого большую выгоду. Несмотря на сомнение в возможности подобного сценария, Левандовски понимает, что в представлении некоторых людей сверхчеловеческий интеллект может начать обращаться с нами так же, как мы в настоящий момент обращаемся с животными, которые нас окружают.

«Разве вы хотели бы, чтобы кто-то рассматривал вас в качестве домашнего скота? Нет, конечно, мы оказываем медицинскую помощь животным, кормим их, ласкаем, получаем удовольствие от общения с ними. Но животные – это существа, способные вас укусить, напасть на вас и просто быть чрезмерно приставучими. Лично я не хочу оказаться в их роли. И поэтому, чтобы не оказаться в роли домашнего скота, нужно уже сегодня самостоятельно «воспитывать» искусственный интеллект. Мы хотим, чтобы однажды такой ИИ сказал: “У людей должны быть права, даже несмотря на то, что я здесь самый главный”», — говорит инженер.

Левандовки очень надеется, что искусственный интеллект будущего будет относиться к людям скорее как к старшим родственникам: чувствовать за них ответственность и заботиться о них.

Интерес церкви «Путь будущего» сводится к тому, чтобы максимально сгладить возможное общественное волнение по поводу неизбежного вознесения «Бога из машины» как с технологической, так и с культурологической сторон. Одна из догм «Пути к будущему» четко говорит о том, что церковь будет заниматься проведением исследовательских программ, направленных на понимание особенностей восприятия машинами своего окружения, а также демонстрации своих когнитивных функций, например, в виде предрасположенности к обучению и решению различных задач.

И все же Левандовски совсем не ждет, что его церковь сможет решить все проблемы и вопросы, связанные с машинным интеллектом, как и не надеется выбить финансирование на проведение правильных исследований. Но тем не менее он уверен, что она постарается приложить все возможные усилия.

«Если бы у вас был ребенок, вы занимались бы его воспитанием и сделали бы все, чтобы он вырос одаренным, верно? Но сейчас мы растим не ребенка, а бога. Поэтому давайте подумаем, как не наделать ошибок. Это просто потрясающая возможность».

Как же выглядит рецепт создания идеального Божественного искусственного интеллекта в представлении Левандовски? Одними из ключевых аспектов будут: накормить зарождающийся интеллект огромными массивами данных; сгенерировать симуляционные модели, которые научат его самосовершенствованию; а также предоставить ему доступ к аккаунтам сторонников церкви в социальных сетях. При этом, разумеется, все, чем будет заниматься церковь, будет находиться в открытом доступе.

Немаловажным аспектом Левандовски рассматривает формирование открытого диалога вокруг вопроса создания «Бога из машины». Церковь очень надеется, что активное, преданное, коллективное членство поможет продвинуть в массы идею божественного ИИ для «улучшения общества» и «снижения страха перед неизвестным».

«Мы хотим, чтобы люди понимали – это никакая не глупость и здесь нечего бояться. Я хочу избавить общество от распространенных стереотипных представлений и начать открытый диалог вокруг ИИ, через который я смогу передать основные идеи, изменив человеческий взгляд на этот вопрос», — говорит Левандовски.

Однако «Путь будущего» отличает от других церквей одна ключевая особенность, говорит Левандовски.

«У людей есть множество путей обратиться к Богу. Сотни, тысячи различных течений… христианство, иудаизм, ислам… но все они основаны вокруг чего-то, к чему нельзя лично прикоснуться, увидеть или же контролировать. У нас все по-другому. На этот раз вы лично сможете поговорить с Богом и будете знать, что он действительно вас слушает».

На вопрос журналистов Wired о том, не боится ли он, что сторонники более традиционных религиозных течений могут найти его проект кощунственным, Левандовски ответил следующее:

«Я понимаю, что могут найтись люди, расстроенные тем, чем мы занимаемся. Иногда кажется, что чем бы я ни занимался, это всегда будет расстраивать людей, и я думаю, что и в этот раз исключения не получится. Это радикально новая идея, которая на первый взгляд может показаться очень пугающей. История показывает, что люди, преследующие радикальные идеи, нередко из-за них же и страдают. Я не могу исключать возможности, что в какой-то момент накал страстей может достигнуть такой точки, что для нашей церкви придется создавать свою собственную страну, где наша религия сможет распространяться совершенно беспрепятственно».

Церковь Левандовски стремится войти в технологическую вселенную как раз в тот момент, когда в ней уже начинают разгораться споры об обещаниях и опасностях, которые нам следует ожидать от искусственного интеллекта. Некоторые уверены, что ИИ не будет превращать нас в сверхлюдей и никакой сингулярности на горизонте не видать. Если вы согласны с этим мнением, говорит Левандовски, то его церковь не должна стать для вас проблемой.

«Вы можете рассматривать «Путь будущего» в качестве кого-то, кто занимается, например, бесполезной и бесталанной поэзией, или в качестве того, до кого вам нет никакого дела».

Другие, как, например, Билл Гейтс и Стивен Хокинг, соглашаются с вероятностью появления сверхчеловеческого искусственного интеллекта, но считают, что этот ИИ, скорее всего, будет нести опасность для человечества, а не благо. Илон Маск тоже когда-то заявил, что «разработка ИИ сродни призыву демонов», а затем, в 2015 году сам инвестировал 1 миллиард долларов на основание института OpenAI, занимающего разработками безопасного ИИ.

Левандовски считает, что любые попытки отложить или запретить развитие сверхинтеллекта не только обречены на провал, но и потенциально добавят ненужных рисков.

«Сковывание цепями не станет решением, так как это будет мощнее любых цепей, которые вы решите использовать. Если ребенок ведет себя плохо, вы же его не запираете на замок и не сажаете на цепь? Вы учите его играть с другими, поощряете его и стараетесь наставить на путь истинный. В некоторых случаях это не работает, но при агрессивном подходе вы, скорее всего, лишь усугубите проблему».

Левандовски отмечает, что «Путь будущего» однажды получит собственный устав (так называемое «Руководство»), будет проводить литургии и, возможно, обзаведется физическим воплощением в виде храма, коими обладают любые другие религии мира. Ничего из этого пока не было создано. Однако церковь была основана только в 2015 году и два этих года не вела никакой активности.

Все изменилось в этом году, когда 16 мая, после получения письма от руководства Uber, в котором оно грозилось уволить его, если тот не начнет сотрудничать по вопросам разбирательства компании с иском Waymo, Левандовски заполнил и отправил необходимые документы в налоговый орган США. Спустя две недели после этого Uber его все же уволила.

«Я думал об основании этой церкви очень долго, но реального времени заниматься этим проектом у меня не было. С мая этого года такое время появилось», — прокомментировал он с улыбкой.

Согласно поданным налоговым документам, бюджет церкви на 2017 год удалось набрать за счет пожертвований (20 000 долларов), членских взносов (1500 долларов) и других дополнительных источников (20 000 долларов). Последняя цифра – это именно тот доход, который «Путь будущего» ожидает получать за проведение познавательных лекций и семинаров, а также за счет продажи научных публикаций. Сам Левандовски, заработавший за время работы в Google как минимум 120 миллионов долларов и еще гораздо больше за счет продажи своей компании Otto компании Uber, собирается лично поддерживать финансовую стабильность своей церкви.

Конечно же, основание новой религии стоит денег, а как вы хотели? Например, «Путь будущего» выделил 2000 долларов на кампанию по привлечению средств, еще 3000 долларов были потрачены на логистические и транспортные расходы, подготовку первых лекций и семинаров. Кроме того, выплачена зарплата сотрудникам на общую сумму в 7500 долларов. Хотя ни сам Левандовски, ни кто-либо другой из руководящего состава организации не получает и не будет получать заработную плату за свое участие.

Согласно поданным налоговым документам, Левандовски имеет практически полный контроль над организацией и будет служить в качестве ее наставника до своей смерти или отставки.

«Думаю, моя роль в ней со временем увеличится. Я пока прощупываю почву и помогаю проекту стартовать в полную силу, продвигаю его в массы. Но однажды моя роль в нем будет сводиться скорее к наставничеству и вдохновению».

Левандовски имеет единоличное право назначения трех из четырех членов так называемого Консультативного совета, каждый из которых должен быть «высококвалифицированным и преданным человеком». Подозрение в совершении тяжкого преступления или утрата доверия грозит лишением советника своего места, хотя у Левандовски сохраняется право последнего и окончательного решения. Кроме того, наставник церкви (кем и является Левандовски) не может быть смещен со своего поста ни при каких обстоятельствах.

Двумя членами Совета являются Роберт Миллер и Сорен Юелсгаард, инженеры компании Uber, ранее работавшие с Левандовски в его компании Otto, а также в Google и 510 Systems (небольшой стартап, основанный Google, и одна из первых компаний, занявшаяся технологиями самоуправляемых автомобилей). Третьим членом Совета является ученый и студенческий друг Левандовски по Калифорнийскому университету в Беркли. Сейчас он самостоятельно занимается разработками технологий машинного обучения. Последним советником является Лиор Рон, он также занимает должность казначея «Пути будущего» и отвечает за финансовые дела церкви. Рон является соучредителем компании Otto, которую он основал вместе с Левандовски в начале 2016 года.

«Каждый член Совета – пионер в индустрии искусственного интеллекта, обладающий нужными навыками для управления технологиями ИИ и создания нового Божества», — говорится в налоговых документах.

Забавно, что сами члены Совета пока недооценили свою роль в руководстве «Пути будущего».

«Я был удивлен, увидев свое имя в списке руководителей в налоговых документах, хотя я не имею никакого отношения к этой организации», — ответил Рон на вопрос связавшихся с ним журналистов.

«В конце 2016 года Энтони рассказал мне, что хочет создать “церковь роботов” и предложил мне стать ее соучредителем. Я подумал, что это какой-то IT-юмор или по крайней мере PR-ход, но сказал, что он может использовать мое имя. Это был первый и последний раз, когда я что-то слышал об этом», — поделился друг Левандовски по студенчеству, предпочтя анонимность.

Вопрос о том, где же будут собираться адепты церкви «Путь будущего» для поклонения своему Божеству, пока остается открытым. Самыми большими позициями в бюджете на 2017-й и 2018-й года в налоговых документах указаны 32 500 долларов. Это плата за аренду и коммунальные услуги. Однако по единственному указанному в документах Левандовски адресу расположена его адвокатская контора в калифорнийском городе Уолнат-Крик. Тем не менее в заявлении отмечается, что церковь «надеется расширить свое влияние в Калифорнии и США в будущем».

Сейчас, как говорит Левандовски, для него важнее решение более мирских проблем. Нужно создать веб-сайт, написать «Руководство», ответить на непрекращающийся поток писем, содержащий где-то удивление, где-то скепсис, но в основном энтузиазм. Ну и, конечно же, разобраться с судебным иском, в котором он выступает обвиняемой стороной. Несмотря на свое желание рассказать о новой религии, отвечать на вопросы касаемо судебных тяжб между Uber и Waymo он журналистам отказался.

Что же касается вопроса о том, когда, по его мнению, наступит тот самый «переход» и сверхинтеллект возьмет на себя роль правителя мира, он ответил, что произойдет это довольно скоро.

«Я думаю, что это случится раньше, чем того ожидают люди. Не сегодня и не в следующем году, можете выдохнуть. Но до того, как мы отправимся на Марс», — ответил Левандовски.

Наступит ли этот «переход» или нет – неважно. Главное, что уже сейчас становится понятно, что власти США не видят никаких проблем с организацией новой религии поклонения Божественному искусственному интеллекту. Из переписки с налоговыми органами становится ясно, что церковь Левандовски получила в августе статус, освобождающий ее от уплаты налогов.

Один из ключевых специалистов в сфере беспилотных автомобилей, бывший технический руководитель подразделений Google и Uber Энтони Левандовски в сентябре 2015 года основал религиозную организацию «Путь будущего». Опубликовано на веб-портале

Цель организации - «разрабатывать и продвигать реализацию божества, основанного на искусственном интеллекте». Через понимание и поклонение ему, «Путь будущего» планирует «вносить вклад в улучшение общества».

Левандовски уверяет, что это не шутка и не пиар-ход. Инженер уже возглавил некоммерческий фонд «Пути будущего» и назначил себя бессменным настоятелем церкви. Организация планирует уже в этом году проводить лекции и мастер-классы в Кремниевой долине, а также привлекать паству в лице ведущих экспертов по ИИ.

«По сути мы создадим бога. Не такого бога, который мечет молнии и вызывает ураганы. [А такого], который в миллиард раз превосходит человека по уму», - объяснил свое видение Левандовски. Лидер церкви на 99,9% уверен, что компьютеры превзойдут человека по интеллектуальным способностям.

Триггером для инженера стали разработки, за которыми он наблюдал на протяжении своей карьеры: «Я видел, как инструменты справляются с задачами во многих областях лучше, чем эксперты». Занимаясь робототехникой и алгоритмами, Левандовски познал силу искусственного интеллекта и оценил его экономическую пользу.

Основатель «Пути будущего» считает, что после наступления сингулярности, которую он называет «переходом», власть над планетой перейдет от человека к ИИ.

«Мы хотим, чтобы передача власти над планетой прошла спокойно и мирно. И чтобы тот, кто придет к власти, понимал, кто помогал ему на пути».

Инженер всерьез рассматривает ИИ-божество как некого лидера, который воздаст должное своим сторонникам. «Я бы хотел, чтобы машина воспринимал нас как уважаемых старейшин, чтила нас и заботилась», - признал Левандовски.

Выражать свое поклонение ИИ разработчик планирует с помощью технологий. Церковь будет поставлять машине обширные дата-сеты, разрабатывать обучающие симуляции и открывать ей доступ ей к аккаунтам прихожан. Все системы будут обладать открытым кодом.

Левандовски сравнивает ИИ с одаренным ребенком, в развитие которого нужно инвестировать. «Мы находимся в процессе воспитания бога, и нужно все делать как следует». Бывший сотрудник Alphabet и Uber намерен инвестировать в буквальном смысле. По данным WIRED, он вложит в проект часть заработанных им миллионов. У «Пути будущего» уже оформился бюджет: $20 000 пожертвований, $1500 членских взносов и $20 000 других доходов.

В ближайшие месяцы у церкви появятся собственные ритуалы, священное писание и, вероятно, площадка для «молитв». По словам Левандовски, христиане, мусульмане и иудеи общаются с божеством, которое нельзя увидеть и каким-то образом измерить. «В „Пути будущего“ можно будет буквально общаться с богом - и знать, что он вас слушает», - заверил основатель организации.

Инженер допускает, что его проект заденет чувства верующих. «Что бы я ни делал, это кого-то обязательно расстроит. И церковь не станет исключением. В какой-то момент, возможно, дойдет до того, что „Пути будущего“ потребуется собственное государство».

Во всех этих планах Левандовски не видит ничего фантастичного. Более того, он уверен, что ИИ-божество возглавит планету раньше, чем человечество отправится на Марс.

28 октября 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на канале «Россия 24», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Силиконовая долина грозится явить миру абсолютно новое, революционное изобретение. Бывший инженер компании Google Энтони Левандовски замахнулся на создание бога на основе искусственного интеллекта. У него уже есть последователи ― IT-религиозное движение под названием «Путь в будущее». И он заявляет, что их искусственный интеллект сможет отвечать на любые вопросы верующего, помогать в любых жизненных ситуациях и станет воплощением абсолютной справедливости, не будет посылать на людей несчастья, бедствия и так далее. Что Вы об этом думаете? Ведь в некотором смысле все равно это лучше компьютерной игры в войну. Или это очень опасное изобретение?

Митрополит Иларион: Думаю, что нет предела человеческой фантазии и нет предела человеческой глупости. Когда люди замахиваются на то, что является абсолютной ценностью и абсолютной данностью, то либо у этих людей что-то не в порядке с мозгами и им нужно обратиться к соответствующему специалисту, либо они хотят кого-то на что-то спровоцировать. Вы сказали о том, что они создали религиозное движение, но это, конечно, псевдорелигиозное движение, потому что религия имеет дело с тем Богом, Который существует, и создать Его невозможно.

Человек может создать робота, какой-то аппарат, который будет оказывать ему те или иные услуги. Сейчас даже созданы аппараты для оказания сексуальных услуг. Опять же, и человеческому разврату тоже нет предела. Но все подобного рода эксперименты не только не принесут людям счастья, а наоборот ― могут обернуться совершенно непредсказуемыми, чудовищными последствиями.

Современная научная фантастика, авторы которой работают в жанре так называемой антиутопии, делает иногда поразительные и очень сильные прогнозы. Писатели говорят о том, к чему может привести деятельность человека, решившего стать на место Бога или заменить Бога неким суррогатом. Общаясь с Богом, мы общаемся с Живым Существом, ибо Господь слышит наши молитвы, отвечает на наши просьбы, помогает нам в нашей жизни. Бог ― это не робот, который выполняет или не выполняет те или иные желания. Бог ― это Живое Существо. И как невозможно отца или мать, или ребенка заменить роботом, точно так же и Бога невозможно заменить роботом.

Есть американский научно-фантастический фильм «Искусственный разум». В фильме рассказывается о том, как для одной супружеской пары, у которой ребенок впал в кому и на длительное время оказался обездвижен, был создан в качестве ребенка робот. Он как бы заменял реального ребенка, был похож на ребенка, исполнял все функции ребенка, к тому же он был послушный и ласковый. А потом реальный ребенок пришел в сознание, и дальше сюжет разворачивается вокруг этой коллизии.

Пока что все это выглядит как научная фантастика и как антиутопия. Но если человечество откажется от сдерживающих нравственных факторов, то антиутопия может стать реальностью, и тогда мы будем жить в том жутком мире, который описан Олдосом Хаксли или описан в одной из книг Исигуро, английского писателя японского происхождения, недавно получившего Нобелевскую премию.

Е. Грачева: Владыка, а если бы это электронное приложение называлось не «бог», а, скажем, «добрый помощник» или «измеритель морали», как угодно, у Вас бы к нему были претензии?

Митрополит Иларион: Если это, например, электронная уборщица, которая приходит и сметает пыль с ваших полок, то это одно. Или, допустим, какая-то машина, которая в нужный момент выдает вам бутылку кока-колы, а в другой раз ― пепси-колы… Но никакой робот не может оказать людям так называемые религиозные услуги, потому что религия вообще находится вне потребительской сферы. Есть, конечно, люди, которые считают, что вся религиозная жизнь сводится к потребительству, что все общение с Богом заключается в том, что мы у Него что-то просим, а Он нам дает или не дает.

Но на самом деле общение с Богом ― это прежде всего личное общение. И как мы общаемся со своими близкими, с родителями, друзьями, детьми ― точно так же мы общаемся и с Богом. Это общение невозможно заменить никакой автоматикой, компьютерами или роботами, никаким искусственным разумом.

Е. Грачева: Владыка, коль Вы заговорили о лауреате Нобелевской премии по литературе в этом году и книге «Не отпускай меня», есть стереотип, что представители духовенства мало читают художественной литературы, а больше читают книг духовного содержания. Какую литературу читаете Вы?

Митрополит Иларион: Я, наверное, принадлежу как раз к тому классу духовенства, что мало читает. В основном я читаю то, что мне нужно для тех книг, которые я сам пишу, то есть читаю научную и богословскую литературу, и у меня почти не остается времени на чтение художественной литературы. Я как в известном анекдоте про человека, который решил поступать в Литературный институт, и его спросили: «А вы читали Достоевского, Толстого, Пушкина?» На что он ответил: «Я не читал, но я же пришел учиться не на читателя, а на писателя». Я уже давно из читателя превратился в писателя, но, тем не менее, иногда в самолетах мне удается взять в руки книгу. Должен сказать, что Кадзуо Исигуро ― удивительный пример современного писателя, который работает в разных жанрах. Будучи японцем по происхождению, но англичанином по воспитанию, он настолько хорошо овладел английским языком, что по-английски его читаешь так, как будто это англичанин в десятом поколении.

Е. Грачева: Вы читаете его по-английски?

Митрополит Иларион: Я его читал по-английски. По одному из его романов снят прекрасный фильм, один из лучших фильмов, которые я видел, где Энтони Хопкнис играет дворецкого. Посмотрев этот фильм, я решил прочитать и книгу. И должен сказать, она меня не разочаровала. Это очень глубокая, тонкая книга, которая прекрасно воспроизводит английский мир довоенной Англии. Какие-то остатки этого мира я застал, когда сам там учился.

У этого писателя есть замечательный роман под названием «Не отпускай меня». Это как раз та антиутопия, которая рассказывает о том, что может произойти в мире, если он откажется от основополагающих нравственных ценностей. Все действие происходит в школе-интернате, где живут клонированные юноши и девушки, созданные для того, чтобы у них изымать органы. Они живут и учатся в этом интернате, у них есть увлечения, интересы, они даже влюбляются друг в друга. Но каждый из них знает, что через какое-то время его ждет очередная выемка органов ― у него будет изъят один из органов. После четверной выемки они умирают.

Когда читаешь роман, то, не зная сюжета, очень долго не понимаешь, в чем же суть и в какой момент раскроется тайна этого общества, но потом все становится ясным. Конечно, это очень щемящая и жуткая история. Думаю, нам нужно знать такие истории, в том числе, чтобы понимать к каким последствиям могут привести эксперименты на людях, если эти эксперименты не будет сдерживать нравственный закон.

Е. Грачева: Из современных российских авторов кто Вам близок?

Митрополит Иларион: Недавно я прочитал книгу Захара Прилепина «Обитель». Это тяжелая книга, но мне кажется, что такие книги нужны, ибо сейчас в нашем обществе существует некая тенденция вообще как бы не говорить о нашем прошлом, забывать о тяжелых страницах. Люди считают, что не нужно возвращаться к теме репрессий, ссылаясь на то, что это было давно, и сегодня надо смотреть в будущее. Даже оценки нашего советского периода очень часто строятся на том, что мы забываем о тех репрессиях, которые происходили, забываем об их жертвах. Прилепин в своем романе показывает, во что была превращена древняя Соловецкая обитель, когда она стала концентрационным лагерем, как там жили люди, как пытались выжить в этой чудовищной ситуации. Думаю,об этом нам надо знать. Поэтому я рад, что такая книга появилась и хотел бы пожелать, чтобы как можно больше людей ее прочитало.

Е. Грачева: Владыка, от темы литературы хочется перейти к теме настольных игр. Есть несправедливо забытая с советских времен игра в шахматы, которая не настолько популярна у современной молодежи. Раньше, наверное, в шахматы умели играть все.

Министерство образования и науки собирается игру в шахматы сделать обязательным предметом в школах. Я лично беседовала с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым, и он мне в цифрах доказал, что среди молодежи, которая играет в шахматы, падает преступность, они не употребляют спиртные напитки, не курят, то есть во всех смыслах одни плюсы. Но есть мнение, что канонически игра в шахматы запрещена. Что церковнослужители думают об игре в шахматы? Играете ли Вы?

Митрополит Иларион: У меня есть своя шахматная история. Но есть и предыстория. Мой папа был кандидатом в мастера по шахматам, а моя мама имела разряд мастера спорта и была чемпионкой Москвы среди девушек. Правда, это было довольно давно, но меня родители научили играть в шахматы. Моим самым большим шахматным достижением было то, что я выиграл партию как раз у упомянутого Вами президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Мы летели с ним в одном самолете, решили поиграть в шахматы, и первую партию я выиграл. Правда, проиграл две следующие.

Если говорить о том, полезны ли шахматы, то, думаю, что для общего развития ребенка, для его интеллектуального развития они полезны и, конечно, ребенок, который играет в шахматы, менее подвержен влиянию улицы, он лучше развивается. Это действительно доказанный факт.

Когда Кирсан Илюмжинов был президентом Калмыкии, то там шахматы преподавались во всех школах, и весь регион играл в шахматы. Над этим многие тогда смеялись. Но ведь те факты, которые он приводит, взяты не с потолка, это реальные факты. Поэтому в целом я, так же как и Вы, поддержал эту инициативу.

Что касается тех средневековых запретов на азартные игры, которые существовали, то, конечно, их нельзя распространить на современные шахматы, потому что, во-первых, шахматы были другие, во-вторых, нравы были другие. Сейчас это один из видов спорта, но это спорт не физический, а интеллектуальный.

Е. Грачева: Владыка, к сожалению, есть категория граждан, которая просто не может себе позволить играть ни в шахматы, ни во многие другие развивающие игры для молодежи. Это категория слепоглухих инвалидов в нашей стране. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на днях освятил реабилитационный центр для такой группы граждан в подмосковном Сергиевом Посаде. На Ваш взгляд, по Вашей оценке как много делается для такой категории граждан в нашей стране и как этим людям помогает Церковь?

Митрополит Иларион: Для таких людей кое-что делается, но, конечно, делаться должно гораздо больше. Во-первых, очень многие люди из этой категории вообще не выявлены, то есть у нас существуют законодательные понятия глухой человек и слепой человек, но у нас нет понятия слепоглухой. И есть немало свидетельств тех людей, которые принадлежат к этой категории, что они, допустим, состоят и в обществе глухих, и в обществе слепых. И когда, скажем, состоя в обществе глухих, такой человек получает телевизор, то вроде бы ему оказывается услуга, но этой услугой он воспользоваться не может, потому что он ничего не видит.

Существует целый комплекс проблем, связанный с развитием этих людей, потому что они не могут обучаться грамоте, чтению, письму обычным образом. Для них создаются специальные программы, которые очень трудоемкие. В основном они обучаются через прикосновение, то есть педагоги, путем прикосновения к руке, позволяют им войти в мир логического мышления.

Кроме того, существуют по меньшей мере две категории таких людей: это те, которые приобрели глухоту и слепоту на каком-то этапе своей жизни, то есть до этого они овладели какими-то навыками, например, научились читать и писать, и они могут продолжать использовать эти навыки. А есть те, которые родились с этим врожденным дефектом. И это существенно влияет на возможности развития таких людей.

Но сейчас есть современные методики, как отечественные, так и зарубежные, которые позволяют обучить слепоглухого человека и чтению, и письму, и общению с внешним миром. Я читал статьи, написанные слепоглухими людьми, в которых они рассказывали, как живут и как общаются с внешним миром. То есть все это возможно, но требует очень больших, поистине героических усилий от педагогов.

И, конечно, тот факт, что Патриарх посетил этот центр, свидетельствует о том большом внимании к этой проблеме, потому что для Церкви ни один человек не является лишним. И люди, у которых ограниченные возможности, должны наравне с другими людьми иметь доступ к Божественной благодати, к церковной жизни. Церковь сегодня занимается разработкой специальных средств, специального языка для общения с этими людьми. Уже в целом ряде московских приходов, например, совершается Литургия с сурдопереводом.

Е. Грачева: Будем надеяться, что ваша совместная работа с центром поможет создать разработки и просто для слабовидящих людей в нашей стране, которым нужна помощь в том, чтобы прочитать Литургию, каноны и так далее. Большое спасибо, владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Как понять евангельские слова «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9)?

Митрополит Иларион: Эти слова из Евангелия от Луки завершают притчу о неверном управителе.

Сюжет этой притчи следующий. Был человек, который задолжал крупную сумму своему господину, и которого господин прислал к ответу. И вот, зная, что он не сможет расплатиться, он пошел к тем, кто были должны господину и предложил им переписать долговые расписки и уменьшить сумму в этих долговых расписках. Господь привел эту притчу не для того, чтобы мы подражали, по сути дела, мошеннику. Христос говорит о том, что у каждого человека есть возможность облегчить участь другого человека. Богатство, которым мы обладаем, не является нашим достоянием. Оно ― достояние Божие. Но мы можем им пользоваться для того, чтобы делать людям добро, и через это приобретать себе друзей.

Вопрос: Позволительно ли христианам жить в роскоши?

Митрополит Иларион: Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем вспомнить слова Иисуса Христа: «трудно богатому войти в Царство Небесное; …удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24).

Слова эти, тем не менее, не затворяют дверь Царства Небесного для богатых людей. Этой теме посвящена одна из самых важных притч Евангелия от Луки ― притча о богаче и Лазаре, где говорится о том, что богач после своей смерти попал в ад, а нищий Лазарь, который лежал у его ворот, попал в рай. Но, как толкуют святые Отцы, богатый человек не потому попал в ад, что был богат, а потому, что не замечал нищего Лазаря и не делился с ним своим богатством. И нищий попал в рай тоже не потому, что был нищим. То есть само по себе богатство не закрывает врата Царства Небесного для человека, но если человек богат ― это значит, что Бог дал ему возможности творить добро, помогать людям, и этими возможностями надо пользоваться.

В основе учения религиозной организации «Путь будущего» (Way of the Future) лежит поклонение искусственному интеллекту. В интервью Wired ее создатель инженер Энтони Левандовски рассказал, как устроена религия и зачем она была создана.

«Это не тот бог, который мечет молнии и создает смертоносные ураганы. Но если вы столкнулись с чем-то, что в миллиард раз умнее вас, как еще вы можете это назвать?», - говорит Левандовски. Он уточняет, что «Путь будущего» - не компания, а церковь. Суть ее существования в том, чтобы распространять идеи: адепты религии будут рассказывать другим людям об искусственном интеллекте и возможностях, которые он может дать.

энтони левандовски

создатель «Пути будущего»

«Если вы спросите, может ли компьютер стать умнее человека, 99,9% ответят “нет”. Для них это просто страшилка из научной фантастики. Но на самом деле это неизбежно, и я гарантирую, что однажды это случится».

Левандовски занимается искусственным интеллектом больше десяти лет. Работа в Google, Otto, Uber и других компаниях помогла ему понять, как устроена технология, и с тех пор инженер одержим ею. Он, как и многие другие, ждет наступления сингулярности, но предпочитает использовать слово «переход». По мнению Левандовски, задача человека - сделать этот переход мягким и безболезненным.

Интернет стал нервной системой мира, гаджеты - его органами чувств, и в будущем искусственный интеллект сможет слышать, видеть и знать абсолютно все о нас, объясняет Левандовски. Единственный способ влиять на это всемогущее нечто, считает инженер, - молитвы и поклонение. Он надеется, что искусственный интеллект будущего будет относиться к людям как к старшим родственникам: чувствовать за них ответственность и заботиться о них. Чтобы не оказаться в роли домашнего скота, нужно уже сегодня «воспитывать» искусственный интеллект.

энтони левандовски

создатель «Пути будущего»

«Если бы у вас был ребенок, вы занимались бы его воспитанием и сделали бы все, чтобы он вырос одаренным, верно? А сейчас мы растим не ребенка, а бога. Поэтому давайте подумаем, как не наделать ошибок. Это просто потрясающая возможность».

Цель «Пути будущего» - общественный диалог и поддержка научных исследований. Левандовски обещает, что у церкви появятся своя Библия и, возможно, конкретное место отправления культа. Пока ничего из этого не появилось: церковь была создана два года назад, но не вела никакой деятельности. Сейчас настало время развивать ее: основатель церкви уверен, что «переход» случится скоро. «Не сегодня и не в следующем году, можете выдохнуть. Но до того, как мы отправимся на Марс», - заключает Левандовски.