Стили речевой культуры. Среднелитературный тип речевой культуры

Уровни культуры речи: высокий – средний – низкий, т.е. культурно – малокультурно – совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно. Как правило, мы про себя отмечаем либо очень высокий уровень речевой культуры, либо низкий, а средний "не замечаем". При этом все уровни культуры речи дают оценку качества речи и в целом, и по отдельным аспектам, критериям.

Высокий уровень культуры проявляется во всем. Внешне – в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, стоит, сидит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде – все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д. В письменной речи: какой у человека почерк – аналог хорошей дикции (не случайно каллиграфии уделяли такое большое внимание в классическом образовании и не мыслили без нее обучения), как он располагает текст на странице, есть ли средства наглядности – схемы, таблицы, графики, фотографии и пр.; чем и на чем написан текст, насколько грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации; правильно ли оформлены жанры и многое-многое другое. Обязательно оценивается и соблюдение языковых и речевых норм, причем оценка идет на уровне знаний оценивающего.

Низкий уровень речевой культуры так же проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное – самоутверждаться за счет других. Отсюда – грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.

Диапазон проявлений среднего уровня речевой культуры гораздо шире. Как правило, в этом случае нет открытого пренебрежения различными нормами, скорее, есть некоторая ориентация на ситуацию – основные нормы соблюдать нужно тогда, когда за нарушение могут наказать. В остальном люди со средним уровнем культуры обычно гораздо ближе к низкому уровню, чем к высокому, потому что человек с действительно высоким уровнем культуры чаще всего считает себя недостойным поступиться им, нарушив правила в любой ситуации

Исследователь О.Б. Сиротинина выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргононизирующий и обиходный типы речевой культуры.

а) полнофункциональный тип

Для носителей полнофункционального типа речевой культуры свойственно максимально полное владение всеми богатствами русского языка, активное употребление синонимов с учетом всех нюансов их значения и употребления, свободная активизация и целесообразное использование любого слова из своего обширного по объему лексикона.

Так же для них характерно:

    Владение именно всеми (хотя в разной степени) функциональными стилями литературного языка, что проявляется не только в знании их особенностей, но и в умении строить тексты в данной ситуации стиля.

    Соблюдение норм литературного языка (орфографических и пунктуационных, орфоэпических и интонационных, стилистических, лексических норм сочетаемости и т.д.).

Но, к сожалению, абсолютно безошибочная речь – явление чрезвычайно редкое, но для носителя полнофункционального типа характерен минимум нарушений норм, их несистемность, случайность, и, что не менее важно, отсутствие у человека излишней самоуверенности, выработанная привычка во всем проверять себя (в отношении правильности речи – по словарям и справочникам).

Роль полнофункционального типа речевой культуры, несмотря на относительно малое количество его носителей, в судьбах литературного языка, сохранении его существования и в самом его развитии очень велика.

б) неполнофункциональный тип

В целом неполнофункциональный тип речевой культуры можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньший уровень умений и т.д.

Роль людей с неполнофункциональным типом речевой культуры, с одной стороны, значительно меньшая, чем роль людей с полнофункциональным типом, поскольку они не могут служить эталоном хорошей речи, но, с другой стороны, их роль довольно значительна для состояния речевой культуры населения, поскольку именно к этому типу речевой культуры относится большинство людей с высшим образованием, в том числе и школьных учителей, вузовских преподавателей, журналистов и писателей, на речь которых ориентируются.

в) среднелитературный тип

Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, его носителями являются прежде всего люди со средним и неполным средним образованием. Для них характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и потому системны от них отступления в произношении, формообразовании, мода на иностранные слова, употребляемые и не к месту, и в неправильном значении, и с неправильным произношением. Незнание различий между устной и письменной формами речи приводит таких людей к ориентации на "более престижную" письменную речь (злоупотребление книжными элементами, стремление к использованию причастных и деепричастных оборотов без учета норм их употребления и т.д.)

Речь представителей среднелитературного типа пестрит грубыми и бранными словами. В речи господствуют штампы, отсутствует необходимый самоконтроль и предварительная подготовка к речи.

г) литературно-жаргонизирующий тип

Специфика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи. Стремление к "человеческому языку", проявившееся как реакция на советский официоз СМИ, привело к тому, что в журналистику пришли люди, не имеющие никакой лингвистической подготовки.

Опасность этого типа речевой культуры состоит в его восприятии читателями газет и журналов и теле-, радиослушателями как эталона хорошей речи.

д) обиходный тип

Такой тип встречается среди малообразованного населения. Его носители владеют только навыками обиходной, т.е. разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь.

Наиболее востребованным и реализуемым среди молодежи является среднелитературный тип речевой культуры, который характеризуется также обрывистостью в восприятии мира и понимании его; преобладанием информирования, а не убеждения.

Исходя из современного состояния культуры речи общества в последнее время в науке о культуре речи активно разрабатывается проблема функциональной грамотности как основы взаимопонимания. Функциональная грамотность не отменяет и не принижает значение языковой правильности, но подчеркивает недостаточность сугубо языкового подхода к формированию речевой культуры, необходимость ориентироваться прежде всего на основные функции речи – коммуникативные, а также предполагает большое внимание именно к культуре речи во всем многообразии этого понятия.

1 . С литературным языком тесно связано понятие «культура речи». Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что же такое культура речи? Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

Основы культуры речи закладываются в детстве. Однако воспитанному и образованному человеку свойственно стремление совершенствовать речь всю жизнь. Существуют условия , необходимые для овладения культурой речи.

1. Самостоятельность мышления, ясность мысли.

2. Хорошее знание норм литературного языка.

3. Осознанная и систематическая тренировка речевых умений.

4. Знание языковых средств, характеризующих различные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

5. Знание точного значения слов, выразительных средств, владение богатством речи.

6. Самообразование, то есть самостоятельное приобретение новых знаний из различных источников.

Культура речи состоит из трех аспектов: нормативного, коммуникативного и этического .

Невозможно говорить о единой речевой культуре для всей нации, так как существуют различия, связанные с социальным расслоением народа, с многообразием условий жизни людей, с неодинаковостью их коммуникативных возможностей, степенью образованности, с наличием общественных и языковых идеалов и т.п. Даже среди образованных людей различают разные типы речевой культуры, потому что не все они в одинаковой степени владеют литературным языком.



Среди образованного населения можно выделить четыре типа речевой культуры.

1. Элитарная речевая культура , т.е. эталонная, образцовая речевая культура, которая подразумевает свободное владение всеми возможностями языка в любом виде и ситуации общения; свободное использование сообразно ситуации общения любого функционального стиля; строгое использование норм культуры речи; табу на использование нецензурных и грубых слов и выражений, что предполагает развитую систему использования эвфемизмов; а также четкое разграничение «ты/вы» общения.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений ТЫ и ВЫ. Выбор той или иной формы зависит от социального статуса собеседников, характера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки общения.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми, с которыми установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ТЫ, перейти на ВЫ.

2. Среднелитературная речевая культура предполагает неполное соблюдение литературных норм, владение 2-3 функциональными стилями (например, разговорный + научный; научный + публицистический + разговорный), часто неправильное использование норм ударения, чрезмерное насыщение речи либо просторечиями, либо иностранными словами, отсутствие элементарного речевого такта.

Современный среднелитературный тип речевой культуры проявляет тенденцию к распространению, так как он проник даже в средства массовой информации.

4. Фамильярно-разговорная речевая культура . Для этого типа характерна огрубленность речи, употребление в речи большого количества просторечных слов и выражений, полное неразграничение «ты/вы» общения независимо от возраста и социального положения, употребление в ситуации «приветствие/прощание» одного речевого стереотипа.

Долгое время под речевой культурой понималась только элитарная речевая культура, а все остальные считались нарушением норм. В настоящее время каждый из речевых типов отражает свойства и потребности носителя языка и характеризует его культуру в целом.

2 . Использование определенного типа речевой культуры предполагает обязательное владение этикетом. Под этикетом понимается установленный порядок поведения человека в определенной ситуации общения.

Первые упоминания об этикете уходят вглубь истории и встречаются впервые в литературных памятниках древнего шумера. В них были изложены первые «моральные идеалы» (доброта, помощь, забота и т.п.). Древние считали, что эти качества даны человеку богами, и их следует сохранять и использовать. Со временем правила поведения видоизменились, отражая реальные условия жизни. Однако в основе всех правил поведения лежат табу, или запреты, которые появились еще в первобытнообщинном обществе.

Понятие «этикет» - по-французски «ярлык», «этикетка» - получило свое название от маленьких карточек с правилами поведения, которые раздавали гостям на приемах у Людовика XIV. С тех пор этикет воспринимался как определенный ритуал общения. Появились даже специальные люди – церемониймейстеры, которые должны были знать все тонкости ритуала и следить за его исполнением. Именно в значении «ритуал», «церемониал» слово «этикет» получило распространение в немецком, польском, русском и других языках.

Первые письменные пособия по этикету появились в средние века. Первый трактат по правилам поведения написал в 1204 году испанский священник Петроусо Альфоронси. На основе этой первой печатной книги были изданы всевозможные пособия по этикету.

На Руси первые письменные правила поведения были составлены Владимиром Мономахом. Назывались они «Поучения». В середине 16 века священник Сильвестр составил книгу о правилах поведения мужа и жены в доме, в гостях, в обществе «Домострой». В 1717 году увидела свет книга «Юности честное зерцало», в которой давались разъяснения молодежи о правилах поведения. С 16-17 веков соблюдение этикета стало признаком образованности человека.

В современной жизни мы отмечаем четыре вида этикета:

1. Придворный – правила поведения при дворах монарших особ.

2. Дипломатический – правила поведения лиц, состоящих на государственной службе при дипломатических корпусах.

3. Воинский – правила поведения военных на службе и в быту.

4. Общегражданский – правила поведения определенной нации, исторически обусловленные и прикрепленные к определенной ситуации общения.

В общегражданском этикете можно выделить два подвида:

- бытовой – правила поведения, основанные культурой общества, его традициями.

- деловой – правила поведения, определенные деловой ситуацией общения, в которой статус каждого четко определен. Основой делового этикета является речевой этикет . Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступивших в деловые отношения: социальный статус субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть презентация, конференция, симпозиум; совещание, на котором обсуждается экономическое, финансовое положение компании, предприятия; прием на работу или увольнение; консультация; юбилей фирмы и др.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности соответственно их социальным ролям и ролевым позициям относительно друг друга, взаимным отношениям в официальной и неофициальной обстановке.

Речевое поведение регулируется отношениями социальной иерархии, ритуалом, этикетом речевых и неречевых взаимодействий.

Типичные ситуации речевого этикета: обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, одобрение, комплимент, сочувствие, соболезнование, приглашение, совет, просьба, согласие, отказ и другие.

Речевой этикет имеет национальную специфику, так как каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

3 . Основой этикета является позитивное общение , т.е. комфортное, приятное. Чтобы такое общение состоялось, необходимо выполнить ряд условий и правил.

Условия позитивного общения :

1. Доброжелательность по отношению к партнеру, готовность к общению, которая проявляется поворотом к человеку, улыбкой, определенными фразами в адрес собеседника.

2. Этикетность общения: соблюдение бытового и делового этикета.

3. Контроль над своими эмоциями. Особенно следует контролировать негативные эмоции, т.к. они обладают эффектом бумеранга.

Правила позитивного общения :

1. Вежливость к партнеру по общению. Это правило включает в себя:

Умение жить, не создавая проблем для других;

Умение не задевать самолюбие других.

Вежливость – понятие социальное, т.е. она привязана к определенному времени и образу жизни. Современная вежливость, по предположению американского психолога Эрика Берна, есть ничто иное, как «поглаживание» собеседника, проявляемое в формах речевого этикета.

2. Проявление интереса к партнеру по общению. Дейл Карнеги считает, что существует два способа проявить внимание:

Умение говорить с собеседником на интересующие его темы;

На протяжении всего разговора произносить имя собеседника, т.к. имя – самый сладкий звук для любого человека.

3. Умение слушать. Слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным . Рефлексивное слушание сопровождается репликами, встречными вопросами. Нерефлексивное слушание – молчаливое, но мимикой и жестами человек дает понять партнеру, что он его слушает и слышит.

4. Употребление «золотых» слов общения. К ним относятся: похвала, комплимент и благодарность.

Похвала – оценка действий, слов собеседника. Так как оценка всегда субъективна, она может неадекватно восприниматься собеседником: с издевкой, как лесть, как желание уколоть. Поэтому хвалить желательно тех, кто относится к нам положительно.

Благодарность – «спасибо» + фраза, объясняющая за что.

Комплимент – всегда чуть-чуть преувеличение. Чтобы комплимент сделать правильно, необходимо выполнить следующее:

а) он должен соответствовать ситуации;

б) он не должен содержать «ложки дегтя», т.е. заканчиваться негативом;

в) он не должен содержать назиданий и поучений;

г) комплимент считается лучшим, если он сделан на фоне антикомплимента (себе – небольшой минус, собеседнику – большой плюс).

5. Толерантность по отношению к партнеру, т.е. умение воспринимать собеседника таким, какой он есть, без желания поучать, изменять, осуждать.

6. Эмпатия – понимание партнерами друг друга: учет возраста, национальности, черт характера.

7. Умение остаться самим собой.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию «культура речи». Из каких аспектов состоит речевая культура?

2. Расскажите о типах речевой культуры.

3. Дайте определение понятию «этикет» и расскажите об истории его развития и видах.

4. Расскажите об условиях и правилах позитивного общения.

Практические задания

Задание 1. Охарактеризуйте свой тип речевой культуры. Ответ обоснуйте.

Задание 2. Попробуйте определить тип речевой культуры популярных ведущих телевидения: С. Сорокиной, В. Молчанова, Т. Митковой, Д. Нагиева, В.Пельше, М.Галкина и др. Мотивируйте свое решение.

Задание 3. Прослушайте ряд теле- и радиопередач, определите замеченные вами отступления в нормах произношения, ударения, правил ведения разговора, беседы и т.д.

Задание 4. Прочитав приведенные отрывки, определите тип речевой культуры их авторов. Обоснуйте свой ответ.

а) Коллеги, позвольте представить вам нашего нового сотрудника: Павел Иванович Городецкий, менеджер по персоналу. Галина Игнатьевна, я надеюсь, вы поможете коллеге быстрее войти в курс дела. Павел Иванович, мы уверены, что вы в самое ближайшее время сможете приступить к своим обязанностям. Ваш предшественник был не очень расторопен и, прямо скажем, «не горел» на работе, поэтому у нас накопилось много проблем.

б) Ну, ты, быдло! Кому платишь, гнида! Слышь, ты нам по жизни должен! Ты понял, нет? Канай отсюда, пока хавальник не вывернули…

в) В вечернем эфире грозненской телекомпании «Кавказ» Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова. Разборки между главарями боевиков стали уже обычным делом, как говорится, бары дерутся, а у холопов шапки летят.

г) Александр Иванович, ты бы уж сказал шефу, что заждалась я очередного отпуска. Мне поди тоже хочется на солнышке позагорать да по набережной подефилировать. А то все брошу да и махну на море без всяких разрешений.

д) Эй, корефан, как отседа добраться до Авроры? А пехом можно? Та не, не далеко. Заодно и на город поглазею, а то я тут был аж черте када. Ну, пакеда.

Задание 5. Ю.М.Лотман писал: «Культура – это то, как мы общаемся». Докажите правомерность этого высказывания.

Задание 6. Сделайте комплимент: своему другу (подруге), маме, начальнику, вашему декану, преподавателю.

Задание 7. Утешьте:

1. Сокурсника, который расстроен из-за плохих результатов сессии

2. Знакомую, которая жалуется вам на плохие отметки своего сына

3. Знакомого, который обеспокоен тем, как пройдет защита его диссертации

Задание 8. Поздравьте:

1. С днем рождения – вашего отца, преподавателя, друга.

2. С праздником: ваших друзей, студентов вашей группы, профессора.

Задание 9. Произнесите тост по случаю:

1. Свадьбы.

2. Рождения ребенка.

3. Дня рождения вашего друга.
4. Окончания большой работы.

5. Новоселья.

6. Нового года.

Задание 10. Поблагодарите:

1. Преподавателя за консультацию.
2. Товарища за журнал.
3. Человека, уступившего вам место в автобусе.

4. Врача, вылечившего вас от тяжелой болезни.

Задание 11. Ответьте на благодарность:

1. – Большое спасибо за вкусный обед.

2. - Спасибо за книгу.

3. – Я благодарна вам за помощь.

И так, как уже было сказано со сферой действия литературного языка связано существование четырех типов речевой культуры: элитарной, средне-литературной, литературно-разговорной и фамильярно-разговорной.

Давайте разберём их по подробнее:

1. Элитарная речевая культура - эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Элитарная речевая культура позволяет сё носителям целесообразно и уместно пользоваться языком в любой сфере общения и ситуации, применяя в каждом случае выработанные в языке соответствующие функциональные стили, их разновидности и формы речи. Для элитарной речевая культуры характерно строгое соблюдение всех норм культуры речи (ортологических, этических, стилистических, функционально-стилевых). Для носителей элитарной речевой культуры безусловен запрет грубых, тем более нецензурных выражений, что порождает развитую систему эвфемизмов и умелое их использование. Уважение к собеседнику вызывает строгое разграничение устной и письменной форм речи, не допускающее, в частности, использования в устной речи причастных и деепричастных оборотов, излишней книжности, а в письменной речи - смысловой неполноты информации; с ним связано «ты- и Вы-общение» в зависимости от возраста, степени близости и социальной роли адресата речи. Элитарная речевая культура - искусство речи, поэтому она характеризует далеко не всех образованных носителей литературного языка.

Все остальные речевые культуры в большей или меньшей степени «ущербны» с точки зрения возможностей полноценного и творческого использования языка.

2. Среднелитературная речевая культура - это чаще всего несостоявшаяся элитарная речевая культура. Для неё характерно неполное соблюдение всех норм и, в отличие от элитарной речевой культуры, владение лишь двумя (реже тремя) функциональными стилями (разговорная речь и научный стиль или разговорная речь и публицистический стиль и т. д., теоретически возможное невладение нормами разговорной речи при владении какой-либо другой функциональной разновидностью литературного языка фактически в чистом виде вряд ли встречается). Признаками среднелитературной речевой культуры являются ударения типа средства (даже в рекламе!), шофер, квартал и либо чрезмерное насыщение речи книжными (в том числе и иностранными) словами, либо, наоборот, не оправданное ситуацией использование разговорных и даже просторечных словечек (силком, отстёгивать деньги на что-либо и т.п.). Носители среднелитературной речевой культуры - большинство образованных горожан, нередко со специальным филологическим образованием. Их мы слышим по радио и телевидению, часто упрекая в нарушении норм ударения, стилистической неряшливости, злоупотреблении иностранными и нелитературными словами, нередко в отсутствии элементарного речевого такта. Эта же речевая культура характеризует некоторые современные газеты и произведения художественной литературы. Проникновение среднелитературной речевой культуры в средства массовой информации способствует её распространению.

Для ряда носителей среднелитературной речевой культуры её проявления - это результат осознанного отталкивания от элитарной речевой культуры (сознательное огрубление речи и намеренная стилистическая неряшливость).

Нарушения норм образуют в среднелитературной речевой культуре своеобразную систему, что и позволяет выделить её в качестве самостоятельного типа речевой культуры.

Два других типа речевой культуры, связанных с носителями литературного языка, имеют двойственный характер. С одной стороны, каждый из них является только разновидностью либо элитарной, либо среднелитературной речевой культуры, или используется в ограниченной сфере общения: литературно-разговорный в неофициальной сфере, фамильярно-разговорный в ещё более узкой сфере близкородственного или близко дружественного общения людей одного возраста. С другой стороны, это самостоятельные типы речевой культуры, если их применение не знает ограничений. Эти типы речевой культуры (как самостоятельные) характеризуют тех носителей литературного языка, которые владеют только разговорной речью.

  • 3. Литературно-разговорный тип характеризуется владением только разговорным стилем, который используется говорящим в любой обстановке, в том числе и официальное; преобладанием «ты-общения»; использованием имен без отчеств, большим количеством иностранных или книжных слов, которые нередко становятся простым заполнителями пауз в речи(типа, конкретно, как бы, вот); смешением стилей общения.
  • 4. Фамильярно-разговорный тип характеризуется общей стилистической сниженностью и огрублённостью речи, что сближает его с просторечной речевой культурой (отличается от неё соблюдением ортологических норм в элитарной и лишь отдельными их нарушениями в среднелитературной речевой культуре и в самостоятельном типе).

Долгое время под культурой речи понималась только элитарная речевая культура, а все остальные типы речевой культуры (включая народную речь) считались нарушением норм литературного языка. Однако в каждом типе речевой культуры есть своя система, каждая из них отражает свойства и потребности её носителей, а потому заслуживает специального изучения, хотя не каждая из них желательна для распространения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Речевая культура современного общества. Необходимость сохранения языковых норм. Расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения. Отношение к этому разных групп населения.

    реферат , добавлен 09.01.2010

    Поуровневая классификация литературных норм. Классификация речевых ошибок как фактор отступления от языковых норм. Изменения в русском языке и отношение к ним разных групп населения. Речевая культура современного общества. Реформа русского языка 2009 г.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2013

    Суть понятия "речевая культура". Культура речи – это правильность, точность, выразительность и разнообразие речи. Синонимы и подход к определению. Употребительность синонимов. Синонимическое уподобление новых слов. Выразительность и эмоциональность речи.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Происхождение русского языка. Фонетические и грамматические нормы, дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации. Культура делового письма.

    курс лекций , добавлен 04.05.2009

    Репродуцированное коммуникативно-культурное пространство: общее понятие, оценочные механизмы и взаимодействие речевых культур. Просторечная речевая культура в ее взаимодействии с другими речевыми культурами в коммуникативных ситуациях разных типов.

    диссертация , добавлен 24.10.2013

    Становление норм современного русского литературного языка от А.С. Пушкина. Кодифицированные нормы литературного языка. Коммуникативный аспект культуры речи, выработанный в литературе и народной жизни. Стили речи, культура речи, этика и владение языком.

    презентация , добавлен 16.05.2010

    Норма как одно из центральных лингвистических понятий. Понятие языковой нормы и ее функции. Письменные и устные нормы современного русского языка. Источники обновления литературной нормы. Просторечия и жаргонизмы. Языковые нормы и речевая практика.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Предмет и задачи культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы современного русского литературного языка, речевые ошибки. Функциональные стили современного русского литературного языка. Основы риторики.

    Введение

    Типы русской речевой культуры

    Заключение

    Введение

    Речевая культура - составная часть культуры народа, связанная с использованием языка. Она включает в себя сам язык с его национальной спецификой, с его социальными и функциональными разновидностями, различиями в формах воплощения речи (устная и письменная), совокупность общезначимых для данного народа речевых произведений, систему речевых событий и речевых жанров, обычаи и правила общения, присущее данному народу соотношение словесных и несловесных компонентов общения, способы сохранения и передачи языковых традиций. Каждый народ имеет свою речевую культуру. Достаточно известны и используются в обучении русскому языку особенности русской речевой культуры. Менее известны внутринациональные типы русской речевой культуры, во многом, вероятно, схожие с аналогичными типами других речевых культур, но имеющие и свои специфические особенности.

    Типы русской речевой культуры

    Культура речи - это умение четко и ясно выражать свои мысли, умение говорить грамотно, привлекать внимание аудитории не только содержанием своей речи, но и эмоциональным воздействием на слушателей.

    Культура речипредполагает: соблюдение правил речевого общения; владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в конкретной ситуации общения способствуют достижению определенных коммуникативных целей.

    В 20-е годы прошлого века нашу страну захлестнула мода на аббревиатуры, которая отразилась и в личных именах. Появились дети с именами Ким (К оммунистический И нтернационал м олодежи ), Рэм (Р еволюция, Э нгельс, М аркс ), Велиор (Вели кая О ктябрьская Р еволюция ), Сталина . В 30-е годы, после смерти В.И. Ленина, мальчиков называли именем Вилен . В 40-е годы популярными именами были Мэлс (М аркс, Э нгельс, Л енин, С талин ) и Польза (По мни Л енинские За веты ), что отражено в художественном фильме «Стиляги». В 50-е годы появились имена Мират (Мир ный ат ом ), Нинель (Ленин - в обратном порядке). В 60-е годы традиция давать сложносокращенные имена пошла на спад, потому что Н.С. Хрущев критически отозвался о «собачьем языке сокращений», и творческая активность народа ослабла.

    Современные оригинальные имена - плод творчества молодых родителей, которые стремятся к бессмысленному эпатажу. Загсы не имеют права отказать родителям в выборе имени для ребенка (правда, есть запрет на имена, которые содержат цифры, иностранные буквы, а также ругательства). В последние годы родители называют детей Ангелами и Дельфинами, в Москве появились дети с именами Ветер, Каспер, Ненаглядный, Амур, Ярослав-Лютобор . Девочек нарекают Луной, Зарей-Заряницей, Принцессой Анжелиной, Прохладой, Весной, Шоссиной и даже Приватизацией .

    Это следствие низкой культуры, отсутствия знания своих корней и родословной. Ведь в русских семьях издавна имена чередовались. Например, отец - Петр Иванович , сын - Иван Петрович .

    Обращение по имени и отчеству составляет важную национальную особенность русской речевой культуры.

    Отчество упоминается в русских летописях с XII в. Сначала по отчеству величали князей, затем бояр и дворян. Существовали также формы полуотчества со словом сын : Петр Иванов сын . Петр I отличившимся в служении государству людям (например, купцам) жаловал величание по отчеству как знак особого уважения.

    Екатерина II повелела особ первых пяти классов «Табели о рангах» писать с -(в)ичем , чинов VI-VIII классов - с полуотчествами, а всех остальных - только по имени. К примеру, профессор Императорского Московского университета в соответствии с этим указом мог удостоиться только полуотчества. С середины XIX в. все другие сословия (кроме крепостных крестьян) уже пользовались отчеством на -(в)ич, -(в)н-(а).

    Отчество человека известно уже при рождении, но входит в употребление по достижении человеком социальной зрелости. Отчество коррелирует с формой обращения на Вы .

    Сейчас в СМИ формы обращения по имени-отчеству остаются неизменными только в отношении старшего по возрасту, очень уважаемого человека. Нередко журналист, гордясь своим личным знакомством с солидным политиком, ученым, бизнесменом, называет его на ты , в то время как хорошо воспитанный человек будет испытывать смущение, обращаясь к даме или к господину возраста его родителей на ты . На Руси говорили: Как Вас звать-величать? Величание, то есть обращение по отчеству, - это демонстрация уважительного отношения к человеку.

    Исследования показывают, что, убирая отчество, мы «отчуждаем» человека, переводим общение в сугубо официальную сферу. Когда человек говорит о своем учителе, родителях, он не может не использовать отчество, но в отчужденном смысле известного человека можно именовать по имени и фамилии: Лев Толстой, Сергей Эйзенштейн, Марина Цветаева . СМИ, отучая народ от необходимого «простому» человеку отчества, подают плохой пример отступления от норм русского речевого употребления, нарушают правила речевого этикета и коммуникативного поведения, потому что отчество является неотъемлемым элементом русского национального менталитета.

    Основы подхода к речевой культуре как к системе ее типов заложены Н.И. Толстым, соотнесшим литературный язык с элитарной культурой, диалекты - с народной, просторечие - с «третьей», арго- с культурой традиционно-профессиональной.

    В сфере действия литературного языка в настоящее время функционируют четыре типа речевых культур:

    1. Элитарная речевая культура - истинная культура владения языком, творческое использование всех его возможностей, в том числе и его нелитературных элементов. Носитель элитарной речевой культуры целесообразно и уместно пользуется языком, применяя его возможности к данной ситуации и сфере общения, понимая все текстовые аллюзии и адекватно их используя.

    Умение пользоваться нужным в данной ситуации функциональным стилем, разграничивая при этом устное и письменное общение, строго соблюдая все этические и ортологические нормы, привычка заменять грубые слова эвфемизмами приближают носителя элитарной культуры к искусству речи. Носители этой культуры не пользуются излишне книжными выражениями, причастными и деепричастными оборотами в устной речи, не допускают смысловой неполноты и неуважительной сниженности речи - в письменной, строго разграничивают, как это свойственно русской речевой культуре, ты- и вы -общение.

    Носитель элитарной речевой культуры свободно общается с любым человеком и в любой ситуации. Однако этот тип речевой культуры охватывает все меньшее число образованных людей.

    2. «Среднелитературная» речевая культура - чаще всего не состоявшаяся элитарная (человек плохо учился, у него были плохие учителя, в результате чего элитарная культура оказалась освоенной не полностью), но иногда она результат сознательного противопоставления себя носителям элитарной культуры («Мы университетов не кончали»); в этом случае для ее носителей характерно намеренное огрубление речи и намеренная стилистическая неряшливость. В отличие от носителей элитарной культуры носитель «среднелитературной» культуры не полностью соблюдает нормы литературного языка, делая ошибки в ударениях ("квартал, "шофер, "средства, "принять), формообразовании (*ложить, *ехай) , владеет лишь двумя-тремя функциональными стилями, поэтому злоупотребляет то книжными и иностранными словами, то сниженными разговорными и даже просторечными, используя их не в соответствии с формой и ситуацией речи. Очень характерно для носителя «среднелитературной» речевой культуры нарушение этических норм общения, отсутствие уважения к собеседнику более низкого социального ранга. Очень ярко это проявляется в нарушении норм ты- и вы -общения: односторонний переход на ты -общение (какими бы целями оно ни было вызвано), использование его в официальной обстановке, чуждое русской речевой культуре.

    речевой культура русский

    «Среднелитературная» речевая культура охватывает сейчас большинство образованного населения России, фактически полностью захватила современное телевидение, радио и газеты; при этом ее носителями являются не только «гости», но и профессионалы-журналисты, что, с одной стороны, роняет авторитет средств массовой информации, а с другой - способствует широкому распространению этого типа речевой культуры.

    3. Литературно-разговорная речевая культура - должна использоваться только в неофициальном общении

    4. Фамильярно-разговорная речевая культура - должна использоваться только в близкородственном или близкодружеском общении; для нее характерно ты -общение, «домашние» имена, обшая сниженность речи.

    И для литературно-разговорной, и для фамильярно- разговорной систем общения типичен минимум заботы о форме выражения мысли, фонетическая и семантическая нечеткость речи, вполне нормальная в условиях неофициального общения с его опорой на ситуацию и общность апперцепционной базы разговаривающих, но совершенно неуместная в официальном общении.

    Между тем и разговорная скороговорка с сильной редукцией, и семантическая неточность речи, и ее неполнота все чаще наблюдаются в современных средствах массовой информации, в парламентских выступлениях и т.д. ("Стоит обстановке стабилизироваться, чтобы начали подбрасывать; "К моему сюрпризу - вместо удивлению; "Навестил своего пациента - речь идет о визите руководителя ФСК в больницу к пострадавшему от акта терроризма; "Канделоро сегодня в ударе - поймал шарм. "Это его коронка ). Широко распространены ненормативные образования не только в электронных средствах массовой информации, где это может быть объяснено устной спонтанностью ("с правом вещательного и совещательного голоса; "эти заемы; "дадена неделя на переговоры; "удивляемся результатами выборов и т.д.), но и в газетах (*Вдарили по рукам - заголовок статьи о соглашении Москвы и Тбилиси; "контачить с представителями разных движений мира; "стребовать дележа денег). Неправильные формы числительных встречаются даже в художественных произведениях (При нем были обнаружены: бумажник из черной кожи с "четыреста пятьюдесятью злотыми). Широким потоком в средствах массовой информации идет сниженная не только разговорная, но даже просторечная лексика ("намедни она чудом осталась жива, «Намедни» - название телепередачи; "середина сиганула вправо - статья на политические темы).

    Разговорная сниженность - новое состояние русского языка, если бы она не сопровождалась одновременным засилием излишне книжных, часто иноязычных слов и выражений (например, заголовок газетной статьи: "«Орленок и его систершипы). Стремление употреблять их, нередко без знания точного значения ("Считаю, что в трудные для страны минуты он должен принимать неадекватные решения - газетное интервью) и в неправильном оформлении (*преценденты, *констатировать и даже "Я константирую нелигимитивные структуры), свидетельствует о том, что мы имеем дело не только и не столько с усилением разговорной струи в языке, сколько с распространением более низкого уровня общей, а следовательно, и речевой культуры. Об этом говорят и факты, так сказать, общекультурных погрешностей тележурналистов ("вирус холеры вместо вибрион, "вирус стрептококка - особая кокковая бактерия, но никак не вирус), выдающие отсутствие привычки проверять себя по справочникам и словарям перед выходом в эфир. Для разговорных разновидностей это очень типично (можно сказать скафандр вместо противогаз - все равно поймут), но недопустимо в информационных передачах государственного телевидения. Носителям элитарной культуры свойственно не только знать, но и постоянно проверять свои знания, уточнять их по словарям и справочникам.

    Заключение

    Истинная культура, позволяющая свободно чувствовать себя в любой обстановке, - элитарная. Но ее носителей осталось мало. Но язык не стоит на месте, меняется и сама элитарная культура. Человек, воспитанный только на классической русской литературе, будет чужим, не современным. На текстах средств массовой информации? Но они не дают элитарной речевой культуры. На тексты современной художественной литературы? Но и она, даже в лице лучших писателей современности, далека от элитарной речевой культуры из-за явных злоупотреблений не только разговорными и просторечными или диалектными элементами, но даже табуированной лексикой.

    Список использованной литературы

    1.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Уч. пос. для вузов - М.: Логос, 2004. - 432с.

    Москвин В.П. Правильность современной русской речи. Норма и варианты: Учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2004. - 149 с.

    Культура русской речи: учебник для вузов / Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. - М.: Норма Инфра, 2004. - 560 с.