Теоретические основы исследования заимствований. Гусева Ю.П

Большинство заимствований полностью адаптируются, ассимилируются в речи: изменяются грамматически, соответствуют по произношению и т.д.

Можно выделить следующие признаки ассимилированности чужого слова:

) передача иноязычного слова фонетическими и графическими средствами заимствующего языка;

2) соотнесение слова с грамматическими классами и категориями заимствующего языка;

) фонетическое освоение иноязычного слова;

4) грамматическое освоение слова;

) словообразовательная активность слова;

) семантическое освоение иноязычного слова: определенность значения, дифференциация значений и их оттенков между существовавшими в языке словами и появившимся иноязычным словом;

) регулярная употребляемость в речи:

  • а) для слова, не прикрепленного к какой-либо специальной стилистической сфере, - в различных жанрах литературной речи;
  • б) для термина - устойчивое употребление в той терминологической области, которая его заимствовала, наличие определенных парадигматических и "значимостных" отношений с терминами данного терминологического поля.

Доктор филологических наук В. Э Морозов в своей статье "Об использовании заимствованных слов" пишет: "…По большей части русский язык включает заимствования в свою грамматическую систему, при этом при необходимости изменяет их фонетический облик, а нередко и значение. Этот процесс, как известно, называется освоением иноязычного слова. Проходя этот путь, некоторые заимствования создают определенные трудности носителям языка, и не только с точки зрения произношения и написания.

В русском языке нет лексической единицы для выражения смысла, который требуется передать в речи, например: гастарбайтер. Словосочетание иностранный рабочий слишком неоднозначно, и скорее всего под ним понимаются рабочие-имигранты. Конечно приобретя новые предметы и воспринимая новые понятия, мы вынуждены вместе с ними принимать и их названия. Однако следует быть весьма внимательными, чтобы, гоняясь за чужим, не предать забвению свое и не исказить тем самым истину. Например, в последнее время в телепрограммах иногда использутся варваризм деретизатор, при чем можно услышать, что это название новой профессии, Но если вспомнить исконное русское слово крысолов, то можно усомниться не только в необходимости использования варваризма, но и в правильности классификации самой профессии как новой. Скорее, следует говорить о возрождении старой профессии.

Значение варваризма нецелесообразно предавать иными способами. Например: компьютер. Выражение электронно-вычислительная машина слишком громозко, сокращение же типа, ЭВМ, настоящее время менее популярны, чем в советскую эпоху, а в отношении употребляющихся в быту приборов даже и тогда не применялись. Словообразовательная калька вычислитель не вполне отражает реальные возможности компьютера. Кроме того, данное существительное уже используется в значении "специалист по вычислительной технике."…

… Веской причиной принять заимствование может стать то, что оно позволяет выразить одним словом смысл, который по-русски выражается словосочетанием. Но это верно лишь при двух условиях: во-первых, если словосочетание состоит более, чем из двух слов, иначе "овчина не стоит выделки", во-вторых, заимствование действительно должно быть одним словом, а не словосочетанием. С этой точки зрения, например, варваризм секонд-хэнд (буквальный перевод с английского "вторая рука") ничем не отличается от исконно русского бывшее в употреблении, особенно если учесть широкое распространение разговорного сокращения БУ.

Заимствование оправдано, если оно используется в тексте многократно. Например, в статье "Хостес - лицо ресторана" использование варваризма, ставшее термином ресторанного дела, оправдано тем, что ни его буквальный перевод - хозяева - ни другие переводы: бортпроводники, дежурные по этажу, не соответствуют описываемой должности, которая учреждена во многих ресторанах для встречи клиентов, их сопровождения к столику и первого вызова официанта. Поскольку статья посвящена именно этих должностных функций, слово хостес правомерно используется в не более двадцати раз при соответствующем разъяснении его происхождения и буквального значения.

Нарушение перечисленных условий использования иноязычных слов может повлечь определенные проблемы в понимании речи с ее адресатом.

…Очень часто для обозначения одного и того же городского объекта используются исконное русское слово стоянка, относительно новое существительное с иностранным корнем парковка и варваризм паркинг. Думается, если авторы стремятся избежать тавтологии, то двух первых слов вполне достаточно…

…Варваризмы могут создавать и грамматические проблемы. Так, с "легкой руки" отечественных средств массовой информации в русском языке появилось новое, вряд ли нужное исключение. Слово евро, которое по общему правилу должно было бы стать существительным среднего рода, вошло в число слов мужского рода. Неудивительно, что до сих пор, некоторые носители языка вопреки этому произносят: евро подорожало. И, говоря честно, не хочется упрекать их за это. Скорее следует попенять средствам массовой информации за непродуманное применение нового заимствования. Наконец, проблемы могут возникать и из-за неопределенной сочетаемости варваризма со словами русского языка. Если, например, обратиться к варваризму прессинг, то с каким глаголом его сочетать: оказывать, применять, производить или с каким-либо другим? Еще пример. Все знают, что машину можно поставить на стоянку. А как быть с парковками и особенно с паркингами?

Итак, заимствование иноязычных слов остается важным путем пополнения словарного запаса. Но прибегать к ним нужно с осторожностью, не пренебрегая возможностями богатейшего русского языка."

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Происхождение, написание и значение в языке иностранных слов. Причины заимствования слов. Типы иноязычных слов: освоенные слова, интернационализмы, экзотизмы, варваризмы. Способы появления словообразовательных калек. Тематические группы заимствований.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Иноязычные заимствования в русском языке, причины их возникновения. Освоение иноязычных слов русским языком, их изменения различного характера. Стилистические особенности средств массовой информации, анализ употребления в них англоязычных заимствований.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2009

    Контактирование языков и культур как социооснова лексического заимствования, его роль и место в процессе освоения иностранных слов. Ретрансляция иноязычной лексики в русском языке. Структурно-семантические особенности заимствования в абазинском языке.

    диссертация , добавлен 28.08.2014

    Понятие о типах образования слов. Аффиксация как способ образования слов. Особенности современного словообразования в русском языке. Словообразовательные аффиксы в современном русском языке. Префиксально-суффиксальный (смешанный) способ словообразования.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2011

    Основные причины и условия лексического заимствования в русском языке. Типы иноязычных слов. Фонетические и морфологические признаки заимствованных слов. Использование иноязычной лексики в речи. Граница между заимствованными словами и экзотизмами.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Особенности заимствованных слов в русском языке. Обобщение фонетических, словообразовательных и семантико-стилистических примет старославянских слов. Характеристика старославянизмов. Изучение родов (видов) красноречия. Подготовка ораторского выступления.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Выявление основных признаков иноязычных слов. История распространения модных английских, французских и тюркских терминов, обозначающих предметы одежды в русском языке. Классификация заимствованных лексических единиц по степени их освоенности в языке.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

Лексические перемещения из одного языка в другой являются предметом исследования многих ученых. Любой язык в большей или меньшей степени пополняется новыми словами либо за счет собственных ресурсов, либо за счет заимствований. Новые слова заимствуются постоянно, на протяжении всей истории человечества. Одни остаются в языке и через несколько веков уже не воспринимаются как заимствованные, другие исчезают или имеют узкую сферу употребления.

Эпоха глобализации характеризуется переходом на новый уровень взаимоотношений наций, а, следовательно, и их говорящих субъектов.

Причины заимствований

Заимствование слов из одного языка в другой является закономерным следствием языковых контактов в области науки, культуры, экономики, политики и спорта. Повышенный интерес многие лингвисты проявляют к причинам появления заимствований.

На фактор краткости в качестве решающего в выборе между национальным или иноязычным словом указывает Д. С. Лотте Лотте, Д. С. Вопросы заимствования и упорядочения иноязычных терминов и терминоэлементов. М., 1982. - С. 96-97.: «Основная причина иностранных заимствований коренится в противоречиях между требованиями точности термина с одной стороны, и требованиями их практической краткости - с другой».

Так, исследуя причины заимствования, Л.П. Крысин выделяет ряд внутрилингвистических причин Крысин Л. П. Иноязычные слова в современном русском языке / Л. П. Крысин. - Москва: Наука, 1996. - 208 c.: «1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т.п.; 2. необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия; 3. необходимость специализации понятий; 4. тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен «цельно», нерасчлененно, а не сочетанием слов; 5. социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью иноязычного слова как более престижного, «ученого», «красиво звучащего», а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия». Однако современный этап развития общества позволяет говорить не только о внутрилингвистических, но и экстралингвистических причинах заимствования: это активизация экономических, политических и культурных связей с другими странами, что отражается на словарном составе языка.

Классификация заимствований

Заимствования различаются по степени их освоенности:

1. слова, освоенные языком. К этой группе относятся слова, полностью «переработанные» и прочно вошедшие в обиход - пальто, автомобиль, футбол;

2. слова-интернационализмы, распространенные во многих языках мира и образованные, в основном, от греческих и латинских слов - миллиметр, телефон, философия;

3. слова, обозначающие предметы, явления и процессы, присущие другим странам или народам, - сиеста, ланч, сельва;

4. вкрапления иностранных выражений - устойчивые выражения, широко употребляемые в разговорной и письменной речи (например, С est la vie («Такова жизнь!»), happy end («счастливый конец»)).

Отдельно стоят слова-кальки, образованные на основе грамматической конструкции иностранного слова, которая послужила площадкой для нового слова - например, русское слово «небоскреб» (англ. skyscraper).

Особое место занимает заимствованная лексика ограниченного употребления. В состав ее входят слова, неоднородные по степени освоения их языком и по стилистической окраске, что также позволяет выделить несколько групп заимствованной лексики ограниченного употребления.

1. Значительную часть заимствованной книжной лексики составляют термины. Термины иноязычного происхождения в большинстве своем не имеют синонимов, что делает их незаменимыми в научном стиле.

2. Экзотизмы - заимствованные слова, которые характеризуют специфические национальные особенности жизни разных народов и употребляются при описании иностранной действительности. На фоне прочей иноязычной лексики экзотизмы выделяются как слова, не вполне лексически освоенные принимающим языком.

3. Варваризмы, т.е. перенесенные в язык иностранные слова, употребление которых носит индивидуальный характер. В отличие от всех лексических заимствований, варваризмы не зафиксированы словарями иностранных слов.

Адаптация заимствований в языке

Заимствуясь из иностранного языка, слова проходят путь адаптации. Заимствованные слова представляют собой особую структуру с точки зрения фонетического состава, структуры, смысловой нагрузки, поэтому их правильное использование вызывает трудности. Существует несколько видов адаптации: фонетическая, грамматическая, семантическая, графическая.

Фонетическая адаптация представляет собой приспособление новой иностранной единицы к фонетической системе языка. Фонетическая адаптация, таким образом, заключается в приспособлении заимствований к фонетической норме принимающего языка, в замене чуждых принимающему языку элементов звукового состава иноязычной лексемы соответствующими им элементами собственной фонетической системы.

Фонетическая адаптация лексических заимствований может осуществляться с помощью замены звуков иностранного языка максимально близкими им по звучанию звуками.

В процессе семантической адаптации происходит расширение, сужение или смещение значений.

Грамматическая адаптация характеризуется присвоением лексеме новых грамматических черт, присущих языку-реципиенту. При переходе из одного языка в другой заимствованные лексемы, как правило, начинают существовать по законам принимающего языка: встраиваются в его грамматическую систему, принимают присущие языку-реципиенту грамматические показатели, начинают изменяться по словоизменительным моделям, характерным для языка-реципиента, то есть проходят этап морфологической (грамматической) адаптации заимствований. Так, придя в русский язык, многие слова приобретают способность склоняться по падежам, числам и т.д.

Графическая адаптация встречается в основном в ходе заимствования слов из восточных языков и языков с другой системой письма, коим и является японский язык.

Выводы по главе 1

Рассмотрев различные определения термина «заимствование» и соотнеся их с классификацией заимствований, была также предпринята попытка определить и рассмотреть различные виды адаптации заимствованных слов, что помогло сделать следующие выводы:

1. Заимствование - элемент чужого языка (слово, морфема, синтаксическая конструкция п т. п.), перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов, а также сам процесс перехода элементов одного языка в другой.

2. 3аимствования приспосабливаются к системе заимствующего языка и зачастую настолько им усваиваются, что иноязычное происхождение таких слов не ощущается носителями этого языка.

3. Существуют четыре вида адаптации заимствованных слов: графическая, семантическая, фонетическая и грамматическая.

Входя в язык-реципиент, заимствованные слова закономерно и неизбежно адаптируются к его системе, прежде всего фонетически. Фонетическое приспособление заимствованных слов обусловлено влиянием артикуляционной базы родного языка.

Анализируем примеры

Это можно увидеть буквально на любом примере заимствований из английского языка. Рассмотрим слова консенсус, футбол, пенальти, шейпинг.

Произношение |кансэнсус] отражает качественную редукцию безударного [о].

В слове [фудбол] происходит регрессивная контактная частичная ассимиляция звука [т] по звонкости.

Произнося [п’ипал’т’и], мы смягчаем звуки [и] и [т] перед переднерядным [и] по закону аккомодации, а мягкое [л’] - уже результат ассимиляции.

В слове [шэйп’инк], помимо смягчения [и] перед гласным [и], носители русского языка, в котором нет заднеязычного носового [ц] фактически «прочитывают» конец слова ng как сочетание двух согласных с оглушением в позиции конца слова [нк].

И это не считая таких «мелочей», как, например, мена английских апикальных переднеязычных [t] на дорсальные [т] [д] [и].

Разумеется, аналогичные изменения происходят и в русских словах при заимствовании их в языки, например, народов Крайнего Севера в соответствии с фонетическими особенностями того или и иного языка (отсутствие шумных звонких согласных, гармония гласных, отсутствие шипящих и аффрикат): ненецк. еяй (чай), хурупа (крупа); эвенк, колоба (хлеб, испечённый в золе, колоб), лепэска (хлеб, испечённый на палке около огня, лепешка); хантыйск. рупута (работа); чукотск.: ыскола (школа), палышча (больница), карточка (картошка); корякск.: чыкола (школа).

Одновременно эти слова «вписываются» в грамматическую систему заимствующего языка. В нашем примере шейпинг, консенсус и футбол , осознаваемые как имеющие в исходной форме нулевую флексию, получают грамматический статус имён существительных мужского рода и соответствующий тип склонения. Слово пенальти , в силу «нерусскости» формы единственного числа (ср. также цунами, такси, колибри, кашне, портмоне, кенгуру, какаду и др.) сразу зачисляется в несклоняемые, а грамматический род подобных существительных определяется по особым правилам.

Внедряясь в систему чужого языка заимствованные слова семантически адаптируются. Они крайне редко «перетаскивают» все свои значения: многозначное в языке-донорс слово как правило не сохраняет эту многозначность в языке-реципиенте. Так, английское существительное game (по данным двуязычных словарей) имеет семь значений:

  • 1) игра;
  • 2) развлечение, забава;
  • 3)спорт, игра, партия;
  • 4) pi. состязания;
  • 5) шутка;
  • 6) замысел, проект, дело;
  • 7) уловка, увёртка, хитрость, «фокус».

Кроме этого, слово game функционирует в качестве прилагательного со значением ‘смелый; боевой, задорный’. В русском языке, однако, слово гейм укоренилось только в одном значении ‘3) спорт, игра, партия’ (обычно в теннисе).

И, наконец, если иноязычное слово становится широко употребительным, его основа начинает использоваться в качестве производящей для новых слов заимствующего языка: например, от слова «футбол» образуются производные футбольный, футболист, «отфутболить/отфутболивать» (которые, подчеркнём, являются уже собственно русскими словами). Ср. также многочисленные новообразования такого рода в русском компьютерном жаргоне: апгрейдить, приаттачить, забаиить, запостить и др. Иначе говоря, происходит словообразовательная адаптация заимствования.

Следует отметить, что степень освоенности многих очень давно заимствованных слов бывает так велика, что они не воспринимаются носителями как иноязычные, и поэтому установить их «чуждость» можно только с помощью этимологического анализа. К числу таких слов в русском языке относятся, например, тетрадь (греч.), фонарь (греч.), сундук (тюрк.), карандаш (тюрк.) и др. И, напротив, среди заимствованных слов всегда есть такие, ино- язычность которых весьма заметна и ощущается носителями языка .

Примерами такого рода могут служить абсолютное большинство слов русского языка, в которых есть так называемое «Э оборотное»: эвкалипт, эволюция, эгоист, мэр, сэндвич, гэнро (титул, дававшийся в Японии в XIX - начале XX в. пожизненным советникам императора), или слова, включающие слоги гя, гю, кя, кю, жю: гяур (турецк.) (‘презрительное название всех иноверцев’), гюйс (гол.) (‘флаг особой расцветки, поднимаемый на носу военных кораблей первого и второго ранга, когда они стоят на якоре’), гюрза, кяриз (тюрк.) (‘гидротехническое сооружение для сбора подземных вод’), кювет, юовет(к)а (‘ванночка для обработки промывания фотографических пластинок и отпечатков’), жюри (фр.).

Мы намеренно обратились в данной части главы к примерам, иллюстрирующим процесс вхождения заимствованных слов, а также их адаптацию но разным признакам в русском языке, поскольку именно «родной» языковой материал объективно является наиболее очевидным и убедительным. Разумеется, отмеченные процессы весьма похожим, хотя и не всегда тождественным образом, «работают» и в других языках. Возьмём в качестве примера ещё один славянский язык - чешский. По данным Г. А. Лилич, чешский язык ещё в XIX в. многое заимствовал из близкородственного русского языка , но при этом некоторые слова прошли фонетическую адаптацию: например, в слове priroda место русского [р’] занял специфический чешский согласный г [рж’], а в слове svrsenstvo исчезли два гласных, но появился слоговой [р]

Случается также, что исконное слово какого-либо языка заимствуется в другие языки, претерпевает в них изменения (прежде всего фонетические), а затем - неузнанным - возвращается в этот язык уже как чужое. Хрестоматийным примером может служить такое обратное заимствование на рубеже XIX-XX вв. французским языком из русского слова интеллигенция в значении ‘социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом’. Этимологически это слово французского происхождения: оно пришло в русский язык в середине XIX в. в более простом безоценочном исходном значении ‘люди, занимающиеся умственным трудом’.

Небезынтересна в этом смысле и судьба слова karaoke (рус. караоке) в английском языке, где оно воспринимается как «полностью» японское по происхождению. Фактически же англ, karaoke - от японского ["kaeri"ouki:] из kara «пустой» + оке

  • Именно этим объясняется, что наряду с термином «заимствованное слово»бытует термин «иностранное слово», хорошо известный но названию специальных словарей иностранных слов. Разумеется, ни слово тетрадь, ни слово сундукв них не включаются.
  • Лилич Г. А. Русизмы в чешском литературном языке: вчера и сегодня //Современные языковые процессы: Межвузовский сборник. СПб., 2003. С. 46-54.

На правах рукописи
Борисова Ольга Сергеевна

АДАПТАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ

В СИСТЕМЕ ЯЗЫКА И ВОСПРИЯТИИ НОСИТЕЛЕЙ

(НА МАТЕРИАЛЕ ЛЕКСИКИ РУССКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.)

Специальность 10.02.19 – теория языка

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Кемерово – 2009

Работа выполнена на кафедре русского языка ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Ведущая организация: ГОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет"


Защита состоится 30 июня 2009 года в 12.00 на заседании диссертационного совета Д212.088.01 в Кемеровском государственном университете по адресу: 650043, Кемерово, ул. Красная, 6.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Кемеровского государственного университета по адресу 650043 Кемерово, ул. Красная, 6.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук М. А. Осадчий
Общая характеристика работы
Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению основных механизмов процесса освоения иноязычной лексики носителями языка.

Актуальность исследования проблем заимствования иноязычной лексики, ее дальнейшей адаптации обусловлена рядом собственно языковых и лингвистических причин. Внутриязыковые причины связаны с массовым характером использования иноязычных новаций и их активным участием во многих языковых процессах, наблюдаемых в русском и китайском языках на современном этапе.

Заинтересованность языковедов в исследовании данной области базируется на недостаточной изученности некоторых аспектов языкового феномена «заимствование» и сопутствующих ему процессов адаптации иноязычных слов. Подвижность и динамичность заимствуемой лексики придает особую значимость вопросам эволюции, поскольку их решение имеет большое значение как для изучения языка в целом, так и для понимания отдельных языковых процессов. При исследовании неологизмов иноязычного происхождения ценность представляет та часть заимствованного материала, которая перешла в узус, то есть адекватно воспринимается и активно употребляется языковым коллективом. Таким образом, возникает необходимость в комплексном изучении процесса освоения иноязычных новаций: в системе языка, с одной стороны и носителями языка, с другой.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема типологического описания иноязычных единиц в системах двух языков, поскольку на его основе можно выявить межъязыковые и частные закономерности процессов заимствования и освоения.

Актуальность выбранной темы также обоснована недостаточной изученностью новейших современных заимствований с точки зрения их количества и тематической принадлежности.

В связи с вышеизложенными положениями определилась цель исследования – системно-структурное и антропоцентрическое изучение процесса освоения иноязычной лексики.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:


  1. систематизировать существующие концепции о лексическом заимствовании;

  2. описать пути и источники проникновения иноязычной лексики в различные сферы языка;

  3. изучить психологические аспекты восприятия заимствованных единиц отдельными группами носителей языка-реципиента;

  4. охарактеризовать основные виды адаптации иноязычной лексики;

  5. выявить особенности восприятия заимствованных единиц разновозрастными носителями;

  6. выделить основные адаптационные параметры.
Объектом исследования являются лексические заимствования.

Предмет данной работы составляют характер и механизмы освоения иноязычной лексики системой языка-реципиента и разновозрастными группами его носителей.

Материалом исследования послужили 600 слов и словосочетаний, заимствованных русским и китайским языками в конце XX – начале XXI веков, отобранных из современных словарей иноязычных слов, популярных молодежных журналов и электронных ресурсов.

Комплексный характер исследуемого объекта обусловил выбор следующих общенаучных методов и приемов : приема сплошной выборки заимствованных единиц из словарей, печатных изданий, электронных ресурсов; описательного метода, базирующегося на таких исследовательских приемах, как наблюдение, сопоставление, классификация и обобщение; метод системно-структурного анализа, позволивший установить характер и механизмы формальной адаптации иноязычной лексики; метод психолингвистического эксперимента, использованный в целях определения степени освоенности иноязычных заимствований в разновозрастных группах носителей языка-реципиента; элементы количественного анализа, применяемые для обработки результатов эксперимента и в изучении частотности словоупотреблений.

При описании иноязычных неологизмов, не зафиксированных словарями, использована методика лексикографического описания.

Научная новизна работы заключается в комплексном применении системного и антропоцентрического подходов к описанию процесса освоения иноязычных неологизмов; процесс освоения представлен системно с учетом социо- и психолингвистических параметров.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены и описаны способы идентификации значения заимствованных слов разновозрастными группами носителей языка; определены критерии освоенности иноязычной лексики; определена тематическая направленность заимствованной лексики на современном этапе развития русского и китайского языков; описаны особенности и механизмы фонетико-графического, лексико-семантического освоения иноязычной лексики, заимствованной исследуемыми языками на рубеже веков.

Практическая значимость предпринятого исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке лекционных курсов, организации семинарских занятий по языковой типологии, теории языка, лексикологии, лексикографии, русского языка как иностранного. Предложенная методика исследования может применяться в работах, посвященных проблемам лексического заимствования.

Положения, выносимые на защиту:


  1. Для определения степени освоенности иноязычных заимствований в системе языка-реципиента релевантными считаются следующие признаки: фонетико-графическая передача иноязычного слова средствами языка-реципиента, употребление иноязычного слова в рамках грамматических категорий языка-реципиента, закрепление (стабилизация) значения; а для определения степени освоенности иноязычных заимствований носителями необходимыми признаками являются: их узнаваемость, воспроизводимость, семантическое и функциональное усвоение.

  2. Языковая типология определяет характер, масштаб, специфику заимствования, а также скорость адаптационных процессов в языке-реципиенте.

  3. Восприятие иноязычной лексики – это неоднородный и сложный процесс, который обусловлен индивидуально-личностными особенностями воспринимающего, а также способом заимствования лексических единиц.

  4. Идентификация значений незнакомых/малознакомых лексических заимствований происходит на ассоциативном уровне с опорой на внутреннюю форму и звуко-графическое оформление. Идентификация уже освоенных носителями языка-реципиента иноязычных слов – на ситуативном уровне.

  5. Правильное контекстуальное употребление заимствованного слова не всегда является критерием адекватного понимания его носителями.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования апробировались в форме обсуждений на заседаниях кафедры английского и китайского языков Дальневосточной социально-гуманитарной академии, докладов на аспирантских семинарах (Бийск, БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006, 2009) и международных конференциях: II Международной научно-практической конференции «Общетеоретические и типологические проблемы языкознания» (Бийск, 30 ноября – 1 декабря 2006 г.), международной научно-практической конференции (Бийск 4 декабря – 5 декабря 2007 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объём работы – 231 страница (основной текст – 178 страниц). Библиографический список включает в себя 180 источников.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее новизна, формулируются цели, задачи и методы исследования, указываются предмет и объект исследования, определяется практическая и теоретическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Ретроспективный анализ подходов к проблеме освоения иноязычной лексики в разноструктурных языках» включает в себя два параграфа.

В первом параграфе рассматриваются различные подходы к исследованию лексических заимствований и их классификации, освещаются проблемы терминологии, описывается специфика проникновения иноязычной лексики в разные периоды истории русского и китайского языков.

Разработка основ теории лексического заимствования ведется во многих аспектах и на материале разных языков. Исследованию проблем иноязычного вливания, освоения и функционирования заимствованной лексики посвящены работы многих отечественных и зарубежных лингвистов: Н.Н. Амосовой, В.М. Аристовой, О.С. Ахмановой, С.А. Беляевой, Л. Блумфилда, Дж. Бонфанте, У. Вайнрайха, Н.С. Валгиной, Х. Вальтера, В.В. Виноградова, Э.Ф. Володарской, Гао Минкая, Е.Н. Гибало, В. И. Горелова, В.Г. Демьянова, В.В. Иванова, Т.П. Коростиной, В.Г. Костомаровой, Л.П. Крысина, Лю Чжэнтаня, И.И. Огиенко, А.А. Потебни, А.А. Реформатского, А.Л. Семенас, Э. Хаугена, Н.М. Шанского, Л. В. Щербы и др.

В последние годы значительно возросло внимание лингвистов к проблеме изучения заимствований в социолингвистическом и психолингвистическом аспектах, что имеет большое значение для изучения процессов освоения иноязычных слов языковым коллективом. Эксперименты, проведенные О.В. Высочиной, О.В. Ильиной, Е.В. Какориной, Г.В. Павленко позволили заполнить некий информационный пробел и выявить возрастные и гендерные особенности восприятия заимствованных слов носителями языка-реципиента. Несмотря на проделанную работу, в имеющихся исследованиях не до конца раскрыты психические аспекты восприятия, освоения, хранения и извлечения заимствованных слов в сознании индивида. Кроме того, есть все основания полагать, что исследование данных процессов на материале китайского языка является весьма перспективным, поскольку он уникален по своей природе и многие языковые явления в нем, включая сам процесс заимствования и адаптации иноязычных слов, отличаются определенной спецификой.

Большое количество трудов, отражающих множественность подходов к изучению проблемы лексического заимствования, породило некоторые трудности в понимании и разграничении ряда терминов. Так, само понятие «заимствование» интерпретируется лингвистами неоднозначно – одни понимают под ним сам языковой процесс (Н.Н. Амосова, Л. Блумфилд, Б.Н. Забавников, Л.П. Крысин, А.П. Майоров), другие - его результат, т.е. заимствованную единицу (О.С. Ахманова, Н.Г. Добродомов, Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова, Э. Хауген, В.Н. Ярцева), третьи – процесс освоения иноязычных слов средствами языка (Н.М. Шанский). Принимая во внимание то обстоятельство, что термин «заимствование» многозначен, и его значение варьируется в различных областях лингвистики, в данном исследовании под заимствованием пониматься как сам процесс появления и закрепления в языке какого-либо иноязычного элемента, так и его результат, то есть сам иноязычный элемент.

Еще одна трудность заключается в наличии ряда номинаций, обозначающих одно и то же понятие. Так, в области заимствования до сих пор не решен вопрос о наименовании самого иноязычного элемента. Отечественные лингвисты обозначают его терминами «заимствование», «заимствованная единица», «заимствованная лексика», «заимствованное слово», «иноязычное слово», «иноязычный компонент», «иноязычный элемент» и т.п. Зарубежные - терминами «foreign word 1 », «alien word 2 », «borrowed word 3 », «loan word 4 », «Lehnwörter 5 », «Fremdwörter 6 », «外来语 w à i l á iy ǔ 7 », «外来词w à il á ic í 8 », «借词ji è c í 9 ».

Дискуссионным также является вопрос определения понятий «адаптация» и «освоение». Трактовка термина «адаптация» обусловлена сферой его употребления. Каждый исследователь определяет этот термин с точки зрения того аспекта, который он исследует. В самом общем виде под адаптацией понимается процесс приспособления иноязычного лексического элемента к фонетической, грамматической, лексико-семантической и стилистической системам языка.

Во многих источниках наряду с термином «адаптация» используется термин «ассимиляция». Ассимиляцией заимствованных слов (от лат. assimilatio уподобление, слияние ) называется процесс приспособления языковой единицы к правилам и нормам заимствующего языка (Н.Ю. Егорова). В силу приблизительно равного использования данных понятий, в настоящем исследовании термины «адаптация» и «ассимиляция» употребляются как синонимы.

Понятие «освоение» следует отличать от терминов «ассимиляция» и «адаптация», поскольку оно шире и подразумевает более емкий процесс, включающий в себя не только процессы приспособления и уподобления иноязычных слов к системе языка-реципиента, но и процессы усвоения их носителями.

Заимствование слов предполагает возможность их анализа не только по параметру освоенности, но и по иным принципам, среди которых основными являются: время заимствования, характер и способ заимствования, сфера функционирования заимствованных слов. Так, И.И. Огиенко классифицирует лексические заимствования по принципу давности и степени распространения слов в языке-реципиенте: заимствования, вошедшие издавна и вполне усвоенные; иностранные слова, не вошедшие в систему языка, но часто употребляемые его носителями; иностранные слова, не вошедшие в систему языка, и редко употребляемые его носителями. Необходимо отметить, что, в принципе, такой подход к делению заимствованных слов представляется весьма продуктивным, поскольку указывает на реальную градацию степени освоенности, хотя и не единственно возможным. В ряде работ отечественных и зарубежных лингвистов нашла свое отражение типологическая классификация заимствованных слов. Сущность данной классификации заключается в том, что по степени ассимилированности все слова иноязычного происхождения можно подразделить на 3 группы: 1. полностью освоенные (ассимилированные) заимствования; 2. частично освоенные (ассимилированные) заимствования; 3. неассимилированные заимствования – собственно иноязычные слова.

Несмотря на кажущуюся рациональность, трудность данного подхода состоит в выборе критериев освоенности, поскольку за основу деления можно взять не только формальные, но и функциональные факторы. В ряде случаев, факт многократного употребления в речи иноязычных слов уже может указывать на их вхождение в лексическую систему языка-реципиента, однако в представленной классификации понятие «степень ассимиляции» применяется к неоднозначным словам: и к заимствованным, и к собственно иноязычным. Последние, по определению, не включены в систему языка, что уже противоречит логике. Степень ассимиляции можно выявить только у той части слов, которая уже вошла в систему принимающего языка.

Следует учитывать и тот факт, что ассимиляция иноязычных слов в языке-реципиенте – проблема диахроническая и ее изучение возможно лишь в определенном временном срезе (Л.П. Крысин). Поэтому дифференцировать заимствованную лексику по степени ассимилированности необходимо лишь в какой-то конкретный исторический период. Принимая во внимание то, что лингвистический процесс заимствования в любом языке достаточно длителен и имеет сложную организацию, справедливым представляется утверждение, что слова иноязычного происхождения неоднородны как по степени функционального , так и по выраженности формального усвоения.

С точки зрения формальной степени освоенности, более полная, на наш взгляд, оценка иноязычной лексики представлена на материале китайского языка в классификации Т.М. Коростиной. Исходя из степени фонетического, семантического и графического освоения, автор делит все иноязычные лексические элементы на несколько групп: 1. заимствования с полным, частичным и неполным фонетическим освоением; 2. заимствования с полным, неполным семантическим освоением и заимствования с отсутствием семантического освоения; 3. графически освоенные и графически неосвоенные заимствования. Каждая стадия процесса ассимиляции выделяется на основе определенных критериев, границы между которыми зачастую размыты. Так, в китайском языке при семантическом освоении иноязычных слов к фонетическому заимствованию может присоединяться исконное китайское слово, выступающее в роли родового элемента, например: 吉普车jípŭ chē (吉普jípŭ – фонозапись англ. jeep «джип» + 车chē «транспортное средство»), 探戈舞tàngē wŭ (探戈tàngē – от англ. tango «танго» + 舞wŭ «танец»), 芭比娃娃bābĭ wáwá – Барби (bābĭ – от англ. Barbi + 娃娃wáwá «кукла»). В этом случае семантически неосвоенное фонетическое заимствование переходит в новую категорию иноязычных слов с неполным семантическим освоением.

Наряду с внешним заимствованием в ряде случаев может наблюдаться так называемое «внутреннее заимствование», которое представляет собой процесс вторичного заимствования внутри системы китайского языка. Такого рода заимствования проникают в путунхуа не на прямую, а через лексику других китайских диалектов, в частности через гуандунский, который регулярно «транспортирует» в путунхуа англицизмы, например: 波士bōshì – босс, начальник (от boss ), 士多shíduō – магазин (от store ), 血拼 xuèpīn (от shopping )и мн. др.

Заимствования представляют собой ту часть лексики, которая как зеркало отражает историю государства, народа, показывает влияние внешних, нелингвистических факторов на развитие языка. Большинство иноязычной лексики, существующей в русском и китайском языках, было заимствованно во время широкомасштабных научно-технических, культурных и социальных событий. Согласно Л.П. Крысину, в истории развития русского языка процесс заимствования иноязычной лексики проходил в несколько этапов: период Петра I, 30 -70-е гг. XIX в., конец XIX - начало ХХ вв., 90-е гг. ХХ в. (Л.П. Крысин). Другие лингвисты помимо вышеперечисленных периодов в истории заимствования русским языком иностранных слов выделяют период VIII-XII вв., период монголо-татарской узурпации, период христианизации Руси, период революций начала XX века, период глобализации XXI века (Н.С. Арапова).

В истории развития китайского языка тоже имело место несколько волн лексического заимствования: исторические эпохи династий Цинь, Хань, Тан; вторая половина XIX в. и первая половина ХХ в; период с 80-х гг. ХХ в. по настоящее время (Ли Сяндун).

В последние десятилетия приток заимствований в русский и китайский языки увеличился. Массовость и активность заимствования актуализировали вопрос о мере использования иноязычных слов. В развернувшейся полемике более убедительной видится позиция противников искусственного вмешательства в языковые процессы. Язык – система динамичная, способная «самоочищаться», избавляться от всего функционально излишнего.

Проблема освоения иноязычных слов тесно связана с процессами хранения и восприятия индивидами заимствованной лексики, которые описаны во втором параграфе . В целом, восприятие иноязычной лексики – это неоднородный и весьма сложный процесс, в котором можно выделить различные уровни различения и узнавания, находящиеся между собой в иерархической взаимосвязи: сенсорный → перцептивный → смысловой. На сенсорном уровне происходит акустический анализ и распознавание звуков в составе слова, на перцептивном – их узнавание, а на смысловом – устанавливается общий смысл воспринимаемого слова. Смысловое восприятие иноязычных слов представляет собой весьма сложную речемыслительную деятельность человека, обусловленную индивидуально-личностными особенностями воспринимающего, а также характером самих лексических единиц.

Восприятие новых и уже освоенных носителями слов происходит на разных уровнях. Идентификация значений новых лексических единиц происходит по принципу «ассоциативных реакций» носителей с опорой на словообразовательную модель. Восприятие смыслового содержания знакомой лексики – есть всегда выход на определенную ситуацию. Восприятие значения многозначного слова также соотносится с ситуативным контекстом, который в большинстве случаев содержит всю необходимую информацию для точного истолкования слова.

Многозначность иноязычного слова является весомой помехой на пути толкования. В процессе идентификации значения многозначное слово соотносится с условиями его реализации, с определенным ситуативным контекстом, в котором содержится вся необходимая информация для точного понимания слова. Понимание иноязычных слов может как соот­ветствовать природе воспринимаемых вещей и явлений, так и не соответствовать ей. Во многих случаях употребление заимствованной лексики совершенно не тождественно ее знанию, которое является обязательным условием правильности речи. Кроме того, имеют значение такие параметры говорящих, как возраст, образование, род деятельности, поскольку иноязычная лексика заключает в себе огромное количество самых разнообразных социальных оценок.

Вторая глава «Системно-структурное исследование освоения иноязычной лексики в русском и китайском языках на современном этапе» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе представлена методика отбора и классификации материала. Отбор материала для исследования осуществлялся методом сплошной выборки из русских и китайских словарей иностранных слов, популярных молодежных журналов и Интернет-ресурсов (электронные словари, тексты, размещенные на российских, китайских сайтах, и «электронная» речь посетителей различных форумов).

Выбор дополнительных источников материала не случаен. Он диктовался необходимостью отметить группу иноязычных неологизмов, еще не зафиксированных словарями, но получивших широкое распространение в последние годы. Мировая информационная сеть и современные журналы являются надежным фиксатором новых языковых явлений, а молодежная аудитория – наиболее ярким с точки зрения иноязычных вливаний контингентом носителей языка, который способствует активному распространению заимствуемых единиц.

В ходе работы со словарными и электронными материалами было получено ~ 30 000 лексических единиц, заимствованных русским и китайским языками, из которых для собственно исследования отобрано около 600 слов и словосочетаний. Градация лексических единиц (слово/ словосочетание) не учитывалась, поскольку определяющим является не их тип, а выражаемое ими понятие. Основными критериями отбора послужили:


  1. время заимствования (конец ХХ - начало XXI вв.)

  2. частотность и распространенность (частота употребления в речи носителей и письменных источниках);

  3. функциональная неограниченность (принадлежность к различным сферам жизнедеятельности общества).
Следует сказать, что изучение всей иноязычной лексики, заимствованной русским и китайским языками на рубеже веков, нереально в силу большого объема материала, поэтому речь пойдет лишь о фрагменте заимствованного корпуса. Анализ частотных показателей позволил выделить 50 наиболее употребимых заимствованных слов в каждом языке, а также проследить динамику их функционирования в речи. Для подсчета частотности словоупотреблений были использованы следующие приемы:

  1. количественный подсчет ссылок на отобранные иноязычные слова в поисковых системах сети Интернет;

  2. выделение наиболее употребимых заимствованных слов на основании анализа публицистических текстов.
Отобранный материал позволяет выявить ряд основных особенностей, которые характерны для современных лексических заимствований в исследуемых языках:

  • массовость;

  • однородность по отношению к языку-источнику (наличие преимущественно одного языка-донора – английский язык в американском варианте);

  • существование нескольких формальных вариантов одного и того же заимствованного слова (в одних случаях различия вариантов обнаруживаются как в письменной, так и в устной речи: фэшн фешн , 色拉s è l ā – 沙拉sh ā l ā «салат», а в других (в русском языке) – только в письменной или только в устной речи: промоушн промоушен , провайдер – провайдер [э]);

  • преобладание однозначной лексики, что объясняется стремлением сопоставляемых языков к заимствованию конкретного понятия.

  • неодинаковая скорость заимствования: русский язык быстрее, чем китайский, реагирует на иноязычную новацию;

  • разные способы трансляции иноязычного материала: в русском языке в последние десятилетия, подавляющее большинство заимствованной лексики представляет собой фонетические заимствования, в китайском языке, напротив, большой процент от общего объема заимствований составляют кальки. Данный факт объясняется неодинаковыми возможностями языковых систем адаптировать заимствованную лексику: русский язык основан на буквенно-звуковом письме, китайский - на иероглифической письменности.
Во втором параграфе главы 2 нашел свое отражение тематический принцип организации собранного иноязычного материала. Распределение материала по тематическим группам показало, что в китайском языке основную массу заимствованной лексики составляют слова, принадлежащие к научно-технической сфере, что связано с её интенсивным развитием, и слова, принадлежащие к обиходно-бытовой сфере. Заимствования в области науки и техники – прежде всего термины. За последние десятилетия в китайском языке появилось большое число компьютерных терминов, например: 多媒体duōméitǐ – мультимедиа, 服务器fúwùqì – сервер и пр.

Что касается иноязычных слов повседневной тематики, они весьма разнообразны и, как правило, включают в себя названия продуктов питания: 可口可乐kěkŏukělè – Кока-кола, 纷达fēndà – Фанта; названия ресторанов/ кафе фаст-фуд: 必胜客 Bìshèngkè – «Пицца Хат» (Pizza Hut), 麦当劳 Màidāngláo – «Макдоналдс» (англ. McDonalds – фамилия основателей); названия транспортных средств: 奥迪àodí – Audi, 福特 fútè – Ford; одежды: Т-恤 T-xù – тенниска (от англ. t-shirt), 夹克jiākè – жакет (от англ. jacket); названия брэндов, журналов, например: ADIDAS – 阿地达斯 ādìdàsī,LOREAL – 欧莱雅 ōuláiyǎ, SONY – 索尼suŏní OLEY – 奥兰油 aōlányóu, ELLE – 伊丽yīlì; названия Интернет-сайтов, cправочных ресурсов, поисковых систем: Wikipedia – 维基百科 wéijībăikè, Yahoo – 雅虎 yăhŭ и мн.др.

Заимствования в области политики, экономики, культуры и спорта немногочисленны и в подавляющем большинстве представляют собой фонозапись иноязычных слов. Это наименования денежных единиц: 卢布lúbù – рубль, 马克mǎkè – марка, 法郎fǎláng – франк; названия международных организаций: ЮКОС – 尤科斯 yóukēsī, ООН – 联合国liánhé guó, ВТО – 世界贸易组织shìjiè màoyì zŭzhī; названия музыкальных направлений, танцев, видов спорта например: 爵士juéshì – джаз (от англ. jazz), 流行音乐líuxíng yīnyuè – поп-музыка (от англ. pop 10 -music), 霹雳舞pīlìwŭ – брейк-данс (от англ. break-dance), 保龄球 bǎolíngqiú – боулинг (от англ. bowling), 乒乓球pīngpāngqiú – пинг-понг (от англ. ping-pong) и др.

В русском языке конца XX – начала XXI века активно пополняются новыми иноязычными словами следующие тематические пространства:


  1. наука и техника (в частности информатика);

  2. экономика и финансы (включая сферу торговли и рекламы);

  3. культура и шоу-бизнес;

  4. спорт;

  5. повседневная жизнь;

  6. политика, государственное устройство и право.
За последние десятилетия особо усилилось влияние английской терминологии в финансово-экономической деятельности: аутсорсинг , бенчмаркинг , велфер , дистрибьютор, клиринг , логистика, мерчандайзинг , офшорный , промоутер , секвестрирование , тендер , франчайзинг и многие другие.

В области информатики и вычислительной техники тоже наблюдается широкое распространение англоязычных терминов (особенно в области программного обеспечения), например: апгрейт, браузер, декремент, интерфейс, логин, плагин, трафик, файл и так далее. Это обусловлено спецификой самого процесса развития средств вычислительной техники и информатики. Известно, что в последние двадцать лет лидерство в данной области принадлежит американским компаниям, которые контролируют большую часть мирового рынка. Одновременно с появлением электронно-вычислительных машин и сети Интернет сформировался компьютерный жаргон, который стал чрезвычайно активной подсистемой русского языка исследуемого периода: апгрейдить, блогер, нуб, оффтоп, серч, хелпарь, чатиться и прочие.

Характерным моментом заимствований на современном этапе является большой объем лексики, связанной с культурой и шоу-бизнесом. В своем подавляющем большинстве это слова американского происхождения, характерные не столько для литературного языка, сколько для американской массовой культуры: бестселлер, блокбастер, диджей (DJ ) , микшировать, поп-музыка , рок-клуб , саунд-трек , сингл, сейшн , эм си (МС), шоу .

Яркой приметой исследуемого временного отрезка являются иноязычные новации в области спорта. Большинство из них представляют собой названия новых видов спорта, например: армрестлинг , виндсерфин г, дайвинг , кайтсерфинг, робджампинг, стритрейсинг и многие другие.

Значительную долю от общего числа заимствований составляет политическая, правовая лексика и лексика государственного управления: импичмент , президент , референдум , спикер , электорат и другие. В связи с усилением политизации российского общества также происходит политизация отдельных лексических групп. В политический дискурс переходят слова, изначально не имевшие отношения к политике, например, раунд (в значении «этап, фаза переговоров, встреч каких-либо делегаций).

В силу взаимопроницаемости многих сфер жизнедеятельности общества иноязычная лексика активно проникает и в бытовой дискурс. Новыми словами прежде всего пополняется группа лексики, относящейся к следующим сферам:


  1. еда, напитки – гамбургер , слайсы , снек , кока-кола , поп-корн , чизбургер , энерготоник ;

  2. предметы обихода, украшения, игрушки – джакузи , микроволновка , типсы , трансформер ;

  3. одежда: боди , капри , свингер , топ , френч .
Тематическая классификация заимствованных слов позволила выявить их функциональные особенности. Говоря о функциональной и жанровой распределенности заимствованных слов в русском и китайском языках, необходимо отметить, что в наибольшей степени ими насыщены современные СМИ и глобальная телекоммуникационная сеть. Это объясняется тем, что телевидение, радио, пресса и Интернет составляют пространство массовой коммуникации, в котором объединяются материалы самых различных языковых подсистем. Кроме того, необходимо отметить факт проникновения иноязычной лексики (американизмов) в разные варианты общенародного языка – литературный язык (письменная и устная речь) и субстандарт (жаргоны, сленг). Такие проявления связаны прежде всего с изменением социально-психологического настроя носителей – своеобразной модой на использование американских терминов в различных сферах жизни. Многие исследователи склонны видеть в этом новую ступень процесса «американизации» и «вульгаризации» речи.

Освоение иноязычных новаций – сложный языковой процесс, который в силу своей многоаспектности рассматривается лингвистами с различных позиций. До середины прошлого века доминирующим являлся подход, при котором процесс освоения сводился лишь к формальному уподоблению иноязычных единиц системе языка-реципиента. На смену ему пришел другой подход, основанный на прерогативе функционального освоения заимствованной лексики, то есть приспособления иноязычных единиц к лексико-семантической системе заимствующего языка. На современном этапе набирает силу тенденция комплексного анализа лексических заимствований, поскольку формальная и функциональная сторона – это лишь разные аспекты единого процесса освоения. В третьем параграфе рассмотрены механизмы формальной адаптации лексических заимствований в русском и китайском языках.

Традиционно различают три типа формальной адаптации: фонетическую, графическую и грамматическую (морфологическую). Фонетическая адаптация состоит в воспроизведении иноязычных звуковых комплексов фонетическими единицами языка-реципиента. Данный тип формального освоения тесно связан с графической адаптацией , при которой иноязычное слово фиксируется графическими средствами принимающего языка. Грамматическая адаптация предполагает включение иноязычной единицы в грамматическую систему принимающего языка путем подчинения его грамматическим нормам и законам. Все указанные три типа адаптации постоянно взаимодействуют друг с другом, что обусловлено системным характером лексического фонда языка.

Формальная сторона процесса освоения иноязычных новаций связана с генетическим родством или типологическим сходством контактирующих языков: чем меньше схожих черт у языка-источника и языка-реципиента, тем больше изменений будет претерпевать заимствуемое слово в новой для него языковой среде (Е.Э. Биржакова и др.; С.В. Гринев). Отсюда следует, что характер фонетической и грамматической адаптации напрямую зависит от того, насколько внешний облик заимствованного слова соответствует фонетическим единицам и морфологическим моделям языка-реципиента. Результаты сопоставительного анализа показали, что в китайском и русском языках превалирует число англоязычных заимствований, поэтому в данном параграфе английский язык рассматривается как язык-донор, а китайский и русские язык – как языки-реципиенты. Английский и русский относятся к индоевропейским языкам и имеют некоторые типологические сходства. Характер фонетико-грамматической адаптации в них зависит от степени соответствия иноязычного прототипа имеющимся фонетическим единицам и морфологическим моделям. Следует отметить, что процесс фонетической адаптации заимствованных слов в русском языке протекает медленнее, чем приобретение ими морфологических показателей. Русский язык – флективный и обладает развитой системой словоизменения. Особенности его грамматического строя во многом определяют характер грамматических изменений, которые связаны с категориями рода, числа, склонением существительных и прилагательных и спряжением глаголов. Как правило, иноязычные заимствования приобретают грамматические категории языка-реципиента не зависимо от того, располагает ли ими грамматическая система языка-донора.

В отличие от русского и английского языков, в которых морфологические значения весьма стабильны, слова в китайском языке не имеют внешних морфологических признаков, поэтому границы частиречной принадлежности весьма размыты. Известный лингвист-китаист, автор многих трудов общетеоретического характера В.А. Курдюмов предлагает характеризовать морфологические значения слов в китайском языке как позиции, которые лексическая единица может занимать в предложении. Понятие «позиция» подразумевает некое фиксированное положение. Такое «положение» в китайском языке свойственно не частям речи, а членам предложения, в качестве которых они функционируют. Поэтому представляется более корректным здесь и далее называть морфологические категории слов в китайском языке функциями, которые лексические единицы выполняют в рамках предложения. Например, в предложении «我买了一件 大衣 Wŏ măile yí jiàn hóng dàyī» (Я купил (одно) красное пальто) слово красное выступает в роли прилагательного, тогда как в предложении «她脸 了 Tā liăn hóngle» (Её лицо покраснело) это слово выполняет функцию глагола.

Еще одной специфичной чертой грамматической системы китайского языка является отсутствие формоизменения 11 . Китайские слова не изменяются по падежам, числам, временам, родам. Они приобретают соответствующие значения в зависимости от места в предложении и путем присоединения специальных служебных слов (предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, модальных и фразовых частиц), которые и заменяют флексии и приставки (Фан Юйцин). При заимствовании иноязычные слова утрачивают свои морфологические оформители и функционируют в языке по образцу исконно китайских слов.

В силу указанных особенностей грамматических систем русского, китайского и английского языков представляется невозможным выявить типологические свойства процесса морфологической адаптации лексических заимствований, поэтому далее речь пойдет лишь о фонографемных особенностях процесса освоения иноязычной лексики системами русского и китайского языков.

Не подвергается сомнению, что для передачи звучания каждый язык располагает своими собственными графическими средствами. Русское и английское письмо – звуковое, и его основными элементами являются буквы. Отношения между буквами и звуками в современном русском правописании довольно сложны, что определило характер фонетико-графического освоения англоязычных новаций. В связи с типологическими различиями фонетических систем русского и английского языков воспроизведение звуковой формы английского прототипа часто имеет лишь приближенный характер. Так, у согласного [ŋ], обозначаемого на письме буквосочетанием ng , нет русского аналога, поэтому его передаёт сочетание согласных нг : данси нг dancing , консалти нг consulting, роуми нг roaming, скайдайви нг skydiving, стайли нг styling, фандрайзи нг f undraising . В системе русского языка также отсутствует звук , поэтому при заимствовании слов, которые содержат его в своем составе, он заменяется на русское сочетание дж: дайдж ест – digest, дж аз – jazz, менедж ер – manager и т.д.

В ряде случаев отмечается тенденция к фонетически точному воспроизведению иноязычной лексики: апгрэйд – upgrade, бренд brand , драйв drive, квиз quiz, нейл-дизайн – nail-design, файл – file . Это же касается и механизмов акцентуации заимствуемых слов. Заимствования, относящиеся к концу XX – началу XI веков, как правило, следуют ударению языка-источника, например: сáммит ["sΛmit], хедлайн ["hedlain].

Фонетическая и орфографическая адаптация в китайском языке существенно затруднены, что связано с иероглифической письменностью и со сложной фонетической организацией: в слоговых языках отсутствуют полные аналоги фонемам неслоговых, поэтому все адаптационные процессы осуществляются в пределах слога, а не сочетаемости звуков. При переходе английских слов в систему китайского языка показательными для фонетической ассимиляции являются следующие звуковые изменения:


  • Дифтонгизация гласных:

  1. гласный звук о меняется на дифтонг u о или ao (moto r → motuo ; co py → kao bei);

  2. гласный звук i меняется на дифтонги ei , ai (fi lm → fei lin ; combi ne → kangbai yin);

  3. гласный звук e и сочетание ee меняются на дифтонги ei , yi , ai (E - mail → yi meier; e nergy → ai naerji; coffee → kafei ; jee p → ji pu);

  4. гласный звук a меняется на ei в слове ha cker → hei ke .

  • Удлинение/ укорачивание гласных: в том случае, если краткие английские гласные функционируют в качестве слогообразующих в слогах, читающихся 1 тоном, то они удлиняются, и наоборот, долгие гласные английского языка преобразуются в краткие в рамках слогов, читающихся 4 тоном.

  • Замена : при отсутствии идентичного по звучанию согласного звука, один согласный может меняться на другой. Ниже приведены наиболее встречаемые замены.

  1. англ. r меняется на китайский l (r umba l unba; r ally→ l ali);

  2. англ. p меняется на китайский b (P entium → b enteng; utop ia → wutuob ang; p udding → b uding);

  3. англ. b меняется на китайский p (b eer → p i);

  4. англ. s заменяется буквосочетанием sh (s alad → sh ala; s ause→ sh asi; bus → bashi );

  5. англ. c заменяется аспирированным k (c artoon → k atong; c ard → k a; disc o → disik e);

  6. англ. m меняется на китайский n или ng при условии, если m стоит в конце слова, поскольку структура китайского слога такова, что конечные согласные в нём – всегда носовые сонанты n, ng (film → feilin , com bine → kang baiyin; ham burger → han bao);

  7. англ. ph в ряде случаев заменяется китайским f (microph one → maikef eng);

  8. англ. g заменяется на j , если в слоге произносится как «dз» (g ene → j iyin);

  9. англ. ch меняется на q (ch ocolat e → q iaokeli; ch a-cha-cha → q iaqia).

  • Исчезновение слияния согласных , которое не допускается законами фонетической организации китайских слогов 12:

  1. эпентеза гласного (tr est → tuo lasi, golf → gaoer fu, br andy → bai lan di);

  2. выпадение согласных (micr ophone → maikefeng, cool → ku, jacket → jiake, sand wich → sanmingzhi).
Необходимо также отметить роль семантической значимости китайских слогов, которая определяет детерминанту процесса фонетико-графической адаптации – семантическое осмысление заимствуемой лексики. Модификации, возникающие в рамках слоговой системы осуществляются так, чтобы слоги, выбранные для записи иноязычных единиц, так или иначе соотносились с их значением. В качестве примеров можно привести заимствования «модель» (模特儿mótèer – от англ. model) и «мультфильм» (卡通kătōng - от англ. cartoon). Морфема 模mó в первом слове имеет значение подражать, имитировать, образец; морфема 卡kă во втором – заимствованный ранее элемент, передающий значение «карточка», а морфема 通tōng употребляется в значении «идти, вести». Таким образом, при заимствовании иноязычных лексем китайским языком наиболее предпочтительным является связь формы слова и его значения. Конечно, не все иноязычные звучания можно семантически осмыслить. В системе китайского языка большой процент фонетических заимствований никак не соотносится со значением морфем их составляющих. Кроме того, не всегда в системе китайского языка изменение какого-либо иноязычного слова проводится последовательно, до конца. Некоторые из заимствованных слов существуют в китайском языке с некоторыми свойствами, ему чуждыми. К ним можно отнести так называемые алфавитные заимствования, в состав которых включены иноязычные графические элементы.

Третья глава «Экспериментальное исследование адаптации иноязычной лексики в системах русского и китайского языков и восприятие ее носителями» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе описана методика организации и проведения эксперимента, основной целью которого являлось выявление особенностей процесса адаптации иноязычной лексики в языковом коллективе. Недостаточная разработанность исследуемой проблемы потребовала опоры на уже имеющиеся в современной психолингвистике типы экспериментов, в частности анкетирование и рецептивный (отсроченный) эксперимент.

В эксперименте приняли участие две группы российских и китайских реципиентов:


  1. реципиенты в возрасте 20-30 лет;

  2. реципиенты в возрасте 31-50 лет.
Выбор именно этих возрастных групп не случаен. Их представители – люди со сформированным лексиконом и активной социальной позицией. Кроме того, возрастная дифференциация, вызывает дифференциацию речевой деятельности, а, следовательно, и языкового материала, что в свою очередь определяет механизмы восприятия. Восприятие заимствованной лексики представителями каждой группы осуществлялось в условиях ограничения базы знания, поскольку в качестве реципиентов намеренно привлекались носители, не работающие в специальных областях и незнакомые с реалиями иностранной жизни. Мы, вслед за Л.П. Крысиным, считаем, что выход иноязычного слова за рамки специальной сферы и преодоление различных ситуативных, социальных ограничений является одной из характерных черт процесса освоения заимствованной лексики (Л.П. Крысин).

Общее число информантов составило 100 человек: 50 носителей русского языка (26 – первая группа, 24 – вторая группа), 50 носителей китайского языка (26 – первая группа, 24 – вторая группа). Гендерный фактор не учитывался.

Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания:

1. указать знакомо (-) или незнакомо (+) представленное заимствованное слово;

2. указать используется (-) или не используется (+) предъявленное слово в собственной речи;

3. записать субъективную дефиницию каждого слова;

4. подобрать мини-контексты к каждой заимствованной единице.

В связи с большим объемом материала, список слов, предложенных разным группам носителей, варьировался и включал в себя по 25 заимствованных русским и китайским языками единиц, которые относятся к различным сферам жизнедеятельности общества: экономике, политике, компьютерной технике, культуре, спорту, быту. Слова предъявлялись изолированно, вне какого-либо контекста.

Анализ результатов первого задания дал возможность оценить исследуемые слова по параметру новизны. В данном исследовании степень новизны определялась коэффициентом новизны, который высчитывался путем деления количества отрицательных ответов на общее количество ответов. Слова с коэффициентом от 1 до 0,67 были охарактеризованы как имеющие высокую степень новизны и отнесены к первой группе; с коэффициентом от 0,67 до 0,33 – как имеющие среднюю степень новизны и отнесены ко второй группе; с коэффициентом от 0,33 до 0 – как имеющие низкую степень новизны и отнесены к третьей группе. Соответственно слова с коэффициентом равным 1 характеризуются как неизвестные, а с коэффициентом равным 0 – как известные.

Второе задание имело целью определить частоту употребления исследуемого корпуса заимствованных единиц носителями языка-реципиента. Частота словоупотребления определялась коэффициентом частоты, который высчитывается путем деления количества положительных реакций на общее количество реакций. Слова с коэффициентом от 1 до 0,67 были охарактеризованы как имеющие высокую употребляемость; с коэффициентом от 0,67 до 0,33 – как имеющие среднюю частоту употребления; с коэффициентом от 0,33 до 0 – как слова с низкой употребляемостью.

В третьем задании информантам предлагалось указать значение заимствованных слов. Анализ полученных экспликаций позволил выявить различные способы идентификации значений заимствованных единиц и соотнести их словарные дефиниции с информацией, которая хранится в лексиконе носителей.

Важность четвертого задания заключается в выявлении способности информантов самостоятельно подбирать контекст, устанавливать семантические и синтаксические связи. Использование слов в каком-либо контексте имеет диагностическую роль в оценке умения использовать иноязычную лексику в речи. Проблема оперирования информацией, полученной в процессе массовой коммуникации, описана в работах Т. Дридзе, А. Моля. Так, А. Моль отмечает ассиметричный характер процесса массовой коммуникации: количество информации, получаемой носителями через систему иноязычных новаций, может превысить способность ее усваивать и ею оперировать. Экспериментальные данные, описанные в работе Т. Дридзе, показали, что 30 % информантов, правильно идентифицирующих значение распространенных политических терминов, оказались неспособными употребить их в речи. В проведенных экспериментах мы обнаружили прямо пропорциональную тенденцию. Носители используют заимствования в речевых конструкциях, но весьма относительно понимают их значение. На наш взгляд данное явление связано с автоматическим запоминанием иноязычных слов в определенных конструкциях без их непосредственного освоения.

Во втором параграфе описаны основные особенности восприятия иноязычных новаций носителями русского языка, в третьем параграфе – носителями китайского языка. Сопоставительный анализ механизмов восприятия заимствованной лексики носителями двух языков приведен в четвертом параграфе .

Самый высокий уровень узнавания, знания и употребления заимствований показали представители группы реципиентов в возрасте 20-30 лет. На современном этапе развития молодежной подсистемы русского языка актуализировалась компьютерная лексика, лексика, относящаяся к бытовой сфере и сфере культуры и шоу-бизнеса. Представители старшего поколения адекватно воспринимают и активнее употребляют заимствования общественно-политического дискурса. Среди китайской молодежи широкое распространение получила бытовая и компьютерная лексика, среди носителей старшего возраста – только бытовая.

Процесс семантической адаптации иноязычного слова предполагает преобразование его семантической структуры, которое возникает вследствие его незнания или ложного/ неточного понимания. Исследование показало, что основными изменениями, которым подверглась смысловая структура иноязычных слов в двух языках являются:


  • расширение смысловой структуры;

  • сужение смысловой структуры;

  • смещение иерархии значений;

  • изменение семантического объема.
Процесс расширения смысловой структуры может происходить в результате семантической деривации или семантической дупликации заимствованного слова, что, в свою очередь, связано с возросшими функциональной активностью и валентностью. Например: баннер → щит, плакат; 奔腾 «Пентиум» → процессор.

Сужение смысловой структуры заимствованного слова возможно по причине утраты семемы или обобщения значений и связано с переходом слова в другие функциональные сферы. Например: артмен (человек, работающий в области искусства) → художественный оформитель; 巴士 (автобус) → автобус класса люкс.

Смещение иерархий значений возможно у многозначных заимствованных слов, когда одно из значений выдвигается в категорию наиболее актуального. Например, в слове драйв ушло на периферию значение «состояние приятного возбуждения, удовольствия от наркотиков». Следует отметить, что со временем актуальная значимость заимствования может быть утрачена. В этом случае его коммуникативная активность снижается.

Семантическая модификация или изменение объема значения происходит в результате появления/ исчезновения/ частичной замены каких-либо сем в семеме. Например в слове флайер появилась сема «рекламная листовка, обеспечивающая скидку на вход в какое-либо развлекательное заведение». Поскольку в данном исследовании функционирование иноязычных слов рассматривается на определенном синхроническом срезе, нет никаких оснований говорить об исчезновении каких-либо сем, можно лишь отметить вновь появившиеся и те из них, которые могут быть утрачены со временем.

Результаты анализа семантического описания показали, что восприятие заимствованных слов обусловлено возрастными особенностями носителей и характером самих лексических единиц. Ниже представлены основные стратегии идентификации значений иноязычной лексики, типичные для реципиентов исследуемых групп:


  1. Идентификация значений незнакомых и малознакомых лексических заимствований
а) ассоциативная стратегия : квиз – выигрыш, ньюсмейкер телевидение, скайдайвинг – экстрим, флайер – скидка, 热线 rèxiàn (горячая линия) 电台diàntái (телевидение), 伊眉儿y ī m é i ĕ r (электронная почта) – 网路 wǎnglù (Интернет).

б) стратегия, опирающаяся на сходство звуко-графического оформления иноязычных слов: драйв – кайф, стикер спикер, лузер – юзер, фрик – шпик, 酷 kù (крутой) – 醋 cù (уксус), 用户 yònghù (юзер) – 客户 kèhù (клиент).

в) стратегия обращения к иноязычному прототипу , которую используют билингвы, в случаях, когда предъявленное иноязычное слово им незнакомо или в случаях, когда необходимо уточнить его значение: трафик – дорожное движение, экшн действие, скайдайвинг – воздухоныряние, 酷 kù (крутой) – cool, 秀xiù – show;

2. Идентификация психологических компонентов знакомых иноязычных слов

а) отнесение к ситуации : топлес – загорать, пиар – предвыборная компания, трафик – ограничение доступа в Интернет, 酷 kù (крутой) – 夸男生 (хвалить мужчин) 桑拿 sāngná (сауна) – 洗澡 (мыться);

б) идентификация через дефиницию : спичрайтер – человек, пишущий тексты речей для членов госаппарата, флорист – человек, составляющий букеты, 价格表 jiàgébiǎo (прайс-лист) – 商品,物品价格的清单 (упорядоченный перечень товаров, предметов с указанием цен), 比基尼 bĭjīnĭ (бикини) – 女士泳装的一种 (вид женского купального костюма);

в) категоризация : баннер – реклама, консалтинг – экономика и бизнес, роуминг – мобильная связь, саммит – политика, спичрайтер – политика, стайлинг – внешний вид, мода, фандрайзинг – экономика, фитнес – спорт, 汉堡包hànbǎobāo (гамбургер), 热狗 règŏu (хот-дог) – 食品 (продукты питания);

г) иллюстрирование примером : провайдер – Дальсвязь, Алтайсвязь, 汉堡包hànbǎobāo (гамбургер) – KFC (Kentucky Fried Chicken), Макдоналдс;

д) подбор синонима : лузер – неудачник; 拷贝kǎobèi (копия) – 复印

е) эмоционально-оценочная стратегия , которая характеризуется наличием субъективно-эмоционального компонента: брутальный – мужественный, сексуальный, принт (на одежде) – модно, роуминг – выкачка денег, топлес – стыд, 模特儿mótèr (модель) – 漂亮 (красивая). Она объясняется свойством слов нести в себе разную информацию, которая может включать в себя образы, эмоциональную оценку. Иными словами, язык отражает определенный способ восприятия и устройства мира, и индивид, воспринимая какое-либо иноязычное слово, может опираться на субъективное отношение к предмету или явлению, обозначенному им.

Носители китайского языка используют две специфичные стратегии идентификации знакомых заимствований – стратегию подбора аналога в родном языке: 拜拜 bàibài (от англ. bye-bye) – 再见 zàijiàn (до свидания), 巴士bāshì (от англ. bus) – 公共汽车 gōnggòng qìchē (автобус); стратегию поморфемного подбора синонима с сохранение структуры: 快餐kuàicān (фаст-фуд) – 速食 sùshí (быстрое питание). Первая стратегия связана с одновременным существованием в китайском языке иноязычных заимствований и исконных слов, обозначающих одно и то же понятие. Введению в обиход этих слов способствует языковая мода. Причины использования второй кроются в слоговом характере китайского языка, в котором слог – семантически значимая единица.

При решении вопроса об усвоенности заимствования носителями, его знание/ незнание и понимание/ непонимание являются определяющими характеристиками. Незнание иноязычной единицы влечет за собой ее искаженное восприятие. Искаженное восприятие заимствованного слова приводит к его ошибочному употреблению, характер которого представляет наибольший интерес для данного исследования. В результате анализа предложений, составленных носителями русского языка, были выявлены следующие случаи ошибочного употребления:


  1. формально правильное употребление с несоответствием значению (дайджест , в значении «журнал»: вы можете выписать этот дайджест по почте или купить в киоске; принт в значении «печать, печатать»: крупный принт, модный принт сезона .) ;

  2. формально неправильное употребление с нарушением соответствия значению (бренд в значении «очень модная вещь»: моя юбка – бренд прошлого месяца; лузер в значении «профан»: я в этой новой программе просто лузер; флайер в значении «плавающие сайты в сети Интернет»: флайеры мешают работе в сети .) ;

  3. формально неправильное употребление с сохранением соответствия значению (Мужчина с брутальным взглядом. Вокруг Киркорова развели такой пиар. Он имеет успешный промоушен. На входе в клуб стоит фейс-контроль. На следующей неделе мы отправимся в шопинг тур. ).
В китайском языке в связи с отсутствием морфологических показателей случаи употребления заимствованного слова не могут рассматриваться с позиции формальной правильности. Речь может идти лишь о соответствии/ несоответствии употребления заимствованной единицы ее значению. В ходе анализа составленных носителями предложений выявлены лишь три случая полного или частичного семантического несоответствия:

  1. Случаи полного несоответствия значению фонетического заимствования 贴士ti ē sh ì «чаевые»:

  • 班长写了一张关于健康饮食的小贴士 。– Староста группы написал заметку о здоровом питании.

  • 在贴吧里有许多贴士 。– На форуме много сообщений .
Полное несоответствие употребления данного заимствованного слова его значению произошло в связи с искажением восприятия. В первом случае реципиент идентифицировал общее значение слова с опорой на значение составляющих его морфем. Морфема 贴 имеет несколько значений в китайском языке, одно из которых «записка». Морфема 士 в китайском языке помимо основного значения «воин» имеет дополнительное грамматическое: присоединяется к глагольным и именным основам для образования категории существительных. Во втором случае восприятие произошло с опорой на слово 贴吧 «форум», «место на сайте для размещения объявлений, обращений», имеющее в составе морф ему . Реципиент эксплицировал значение заимствования как «сообщение на каком-либо форуме». Следует отметить, что данное заимствование семантически осмысленно. Китайцы, транскрибируя английское слово tip, осознанно подобрали морфему贴, у которой есть значение «оказывать денежную помощь». Удивительно, что носители не соотнесли данное значение с общим значением заимствованного слова. Хотя можно предположить, что в интерпретацию того или иного заимствования, носители языка-реципиента стремятся включить наиболее актуальную для них информацию.

  1. Случай частичного несоответствия фонетического заимствования秀xiù «шоу»:

  • 听说你买了新裤子,一下。– Говорят, ты купила новые брюки, покажи их.
Частичное несоответствие употребления заимствования шоу его семантике возникло в связи со сдвигом в значении слова: шоу → показывать, демонстрировать.

Обобщение анализа употребления заимствованных слов приводит к выводу, что в процессе освоения иноязычное слово проходит долгий и сложный путь от незнания, ложной/ неточной интерпретации до адекватного восприятия. Правильное употребление заимствованной лексики в каком-либо контексте не всегда является гарантом ее адекватного восприятия носителями. При анализе материала, полученного в ходе опроса носителей русского языка, выявлены случаи механического запоминании иноязычного слова и его формально правильного употребления без понимания значения.


В заключении обобщаются основные результаты исследования, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения рассматриваемых в работе проблем.

Обобщенный анализ результатов исследования позволил определить критерии освоенности иноязычной лексики. Релевантными признаками освоенности заимствований в системе языка считаются: фонетико-графическая передача иноязычного слова средствами языка-реципиента; употребление иноязычного слова в рамках грамматических категорий языка-реципиента; закрепление (стабилизация) значения.

Необходимыми параметрами освоенности иноязычных заимствований в речи носителей являются следующие: узнаваемость – определяется коэффициентом новизны; воспроизводимость – определяется количеством носителей, использующих заимствование в речи; семантическое усвоение – определяется способностью носителей объяснить значение заимствованной единицы; функциональное усвоение – определяется способностью семантически правильно употребить заимствованное слово в речи.

Таким образом, исходя из перечисленных признаков, можно выделить пять степеней освоенности иноязычной лексики: высшую, высокую, среднюю, низкую, нулевую.

Слова с высшей степенью освоенности – слова, которые зафиксированы словарями, имеют нулевой коэффициент новизны, максимальную частоту употребления, формально правильно и семантически точно употребляются носителями в речевых конструкциях.

Высокой степенью освоенности характеризуются слова, зафиксированные в словарях, которые характеризуются низким коэффициентом новизны, высоким показателем словоупотребления, правильным контекстуальным употреблением.

Средней степенью освоенности обладают слова, зафиксированные словарем хотя бы в одном из значений, со средними показателями новизны, частоты использования в речи, правильно/ частично неправильно употребляющиеся носителями в речевых конструкциях.

Слова с низкой степенью освоенности – слова, появившиеся в языке, но еще не зафиксированные словарями, с низким коэффициентом частоты употребления, с высокой степенью новизны, неверно употребляющиеся носителями в речевых конструкциях.

Нулевую степень освоенности имеют появившиеся в языке, но еще не зафиксированные словарями слова, которые не узнаются носителями и не употребляются в собственной речи.

Следует отметить, что при решении вопроса о распределении заимствованной лексики по степени освоенности, целесообразнее опираться на показатели молодого поколения, поскольку они формируют современный речевой узус. Кроме того, следуют по-разному оценивать степень освоенности общеупотребимой и терминологической лексики, поскольку область употребления последней функционально ограничена.

Работа не охватывает всех параметров, влияющих на характер освоения заимствованной лексики языковым коллективом. Дальнейший анализ материалов эксперимента может включать описание семантических модификаций слов с учетом гендерного признака. Наблюдения показывают, что способы экспликации значений заимствованных слов у мужчин и женщин различны: мужчины эксплицируют значения на уровне архисем, женщины – на уровне дифференциальных сем. Кроме того, мужчины выразительнее в своей оценке. Однако данные факты нуждаются в тщательной экспериментальной верификации. Исследование также может быть расширено и за счет включения таких параметров говорящих как образование, род деятельности, поскольку иноязычная лексика заключает в себе огромное количество самых разнообразных социальных оценок.

В приложениях приведены списки распределенных по тематическим группам заимствованных слов, собранных в результате анализа словарей, публицистических текстов, компьютерных материалов и получивших наибольшее распространение в русском и китайском языках конца ХХ - начала XXI веков; таблица слогов китайского языка; образцы анкет, используемых в эксперименте.

Основные положения диссертации представлены в нижеследующих публикациях.


  1. Борисова, О. С. Идентификация значений заимствованных слов носителями русского и китайского языков [Текст] / О. С. Борисова // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск, 2009. - 3 (15) – С. 57- 63
Публикации в прочих изданиях :

  1. Борисова, О. С. Классификация заимствований в современном китайском языке. Адаптация фонетических заимствований [Текст] / О. С. Борисова // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: материалы II-й международной научно-практической конференции (Бийск, 30 ноября – 1 декабря 2006 г.) / Бийский пед.гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 19-25.

  2. Борисова, О. С. О природе фонетико-семантических заимствований в китайском языке [Текст] / О. С. Борисова // Общетеоретические и типологические проблемы языкознания: материалы международной научно-практической конференции (Бийск 4 декабря – 5 декабря 2007 г.) / Бийский пед.гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – С. 3-6

  3. Борисова, О. С. Освоение иноязычной лексики: семантические заимствования в современном китайском языке [Текст] / О. С. Борисова // Картина мира: язык, литература, культура: сборник научных статей. Вып.III. / отв. ред. Н.И. Доронина. / Бийский пед.гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – С. 141-144

  4. Борисова, О. С. Пути и источники заимствования в китайском языке [Текст] / О. С. Борисова // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2008. - № 8: Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 2 ч. – Ч.1. – С. 21-25