Теория архетипов К.Г.Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира. Архетипы Юнга

Одной из базовых идей концепции швейцарского психиатра К.Г. Юнга является понятие «архетипы личности», перевернувшее в общественном сознании представление о структуре человеческой личности.

В конце ХІХ – начале ХХ века жил и творил выдающийся швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Будучи учеником и последователем З. Фрейда, Юнг позже обособился и стал родоначальником собственного, отличного от классического психоанализа, направления в психологии – аналитической психологии .

Разногласия между К. Юнгом и З. Фрейдом возникли на почве понимания содержания либидо. Фрейд определял его как сексуальную энергию, половой инстинкт, который обуславливает стремление к жизни, в отличие от мортидо (второго главного инстинкта), определяющего стремление к разрушению и смерти.

К. Юнг определял либидо не только как сексуальную энергию, но и как творческую жизненную энергию , проявляющуюся в разных областях, в том числе в культуре, религии, власти.

З. Фрейд большое значение отводил бессознательному (Оно, Ид), инстинктивной части личности, в которой хранятся подавленные влечения и побуждения. Юнг не соглашался с тем, что бессознательное имеет границы, поэтому развил учение о коллективном бессознательном. При этом он не исключал из структуры личности личное сознание (Эго) и личное бессознательное.

Таким образом, в структуре личности по К. Юнгу есть:

  1. Эго – цент сознания и самосознания. Это ощущения, чувства, мысли, хранящиеся в памяти воспоминания, которые позволяют человеку воспринимать себя как относительно постоянное «Я», оценивать себя, строить планы и совершать сознательную деятельность.
  2. Личное бессознательное . Здесь хранятся подавленные конфликты, воспоминания, страхи, комплексы. Содержание личного бессознательного может быть осознанно и, так или иначе, влияет на личность.
  3. Коллективное бессознательное – универсальное и всеобщее «духовное хранилище», оно содержит все знания и опыт человечества и наследуется каждым новым человеком вне зависимости от того в какое время и в каком обществе он родился.

Общечеловеческие первичные психические образы, находящиеся в коллективном бессознательном и определяющие модели и мотивы поведения и есть то, что Юнг назвал архетипами .

Архетипы являются врожденными и наследуемыми психическими структурами, которые часто проявляются в образах, символах, грезах, снах, мифах и сказках. Неосознанно через эти образы человек воспринимает мир и действует, отталкиваясь от них.

Архетипы – это формы, которые принимают разные части души человека, вырабатывающиеся веками в коллективном бессознательном людей.

Всего на сегодняшний день выделяют около тридцати архетипов, но сам Юнг только четыре из них обозначил как основные архетипы личности.

Самость

Самый важный, центральный архетип, формирующий личность. Это ядро личности, в котором сочетается и сознание и бессознательное. Самость – это гармоничное, зрелое «Я» человека.

Архетип Самости не реализуется до тех пор, пока человек не интегрирует все аспекты своей индивидуальности, не примет себя полностью, не станет гармонично развитой, уравновешенной личностью. Достичь этого чрезвычайно сложно и возможно только в зрелом возрасте.

Самость требует мудрости, постоянства, настойчивости, целеустремленности, высокого уровня осознанности, жизненного опыта для того, чтобы раскрыться.

Сам Юнг изображал Самость в виде круга или мандалы (сакральное схематическое изображение модели вселеннной).


Персона

Персона – это совокупность социальных ролей, «масок» («персона» – латинское «маска»), которые человек надевает перед другими людьми, выполняя требования общества и одновременно стараясь либо произвести впечатление, либо скрыть свое истинное «Я».

Этот архетип – необходимая защитная модель поведения в социуме, позволяющая адаптироваться и приспособиться к нему. Архетип может стать опасным, если «маска» будет не просто защищать Эго, а станет заменять его собой.

Тень

Тень – противоположность Персоны, это «темная сторона» личности, олицетворяющая дикость и хаос. Все аморальное, инстинктивное, животное, агрессивное, страстное, сексуальное, подавленное – Тень.

Но Тень – не однозначно негативная сторона личности, а еще и источник жизненной энергии и творчества. Желания и порывы Тени направлены на удовлетворение потребностей личности, с целью достичь личного блага и счастья. Но не всегда поступки, на которые Тень провоцирует человека, нравственны и приемлемы. Регуляцией инстинктивной энергии Тени и удовлетворением потребностей социально приемлемым образом занимается Эго.

Анима или Анимус

«Анима» и «Анимус» в переводе с латыни – «душа » (в женском и мужском роде). Анима – архетип Женщины в бессознательном мужчины, Анимус – архетип Мужчины в женщине.

В каждом мужчине есть внутренний образ Женщины, его бессознательная женская сторона, его женская душа, в каждой женщине есть Мужчина, который является частью ее личности.

Такая особенность человеческой души, которую можно назвать психологической андрогинией, говорит о том, что для гармоничного развития личности, мужчина не должен подавлять те качества, которые в обществе принято считать женскими (чувствительность, заботливость и так далее), а женщина, те, что считаются мужскими (агрессия, принципиальность и прочие).

Без проявления всех сторон души нет гармоничного развития личности и ее самореализации. Но плохо, когда Анима берет верх над мужчиной, делая его слишком феминным, а Анимус управляет женщиной, делая ее чрезмерное маскулинной.

Для обозначения пары Анима – Анимус Юнг использовал термин «сизигия ». Сизигия – это гармония, целостность, завершенность, воплощенные в паре мужчина – женщина. Поэтому мужчина и женщина, подбирая себе сексуального партнера, бессознательно проецируют Аниму и Анимуса на встречающихся им мужчин и женщин соответственно. Мужчина ищет свою «родственную душу», а женщина – свою.

К. Юнг отмечал, что архетипы могут пересекаться, совпадать или замещать друг друга. В структуре личности может содержаться множество других архетипов, например, такие как Отец, Герой, Мать, Ребенок, Мудрец и другие.

Если Вы хотите глубже изучить аналитическую психологию, читайте классические труды К. Г. Юнга.

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа
2. Символика архетипов
3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома
4. Взаимопроникновение символов
5. Архетип «матери»
6. Архетип «младенца»

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа


Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением» . «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».

Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» - это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души» . Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.

Близкие аналоги архетипов - инстинкты. Они оказывают важное влияние на психологию личности, но являются безличными факторами, определяющими мотивацию человека. Таким образом, Юнг говорит, что архетипы являются моделями инстинктивного поведения. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу». В том случае, если инстинкты были подавлены, они по средствам «архетипичных мотивов» проявляются в сновидениях и фантазиях человека. «Наличие нереализованных, неосознанных фантазий, увеличивает частоту и интенсивность сновидений, при осознании фантазий сновидения становятся слабее и появляются реже». Из этого следует, что фантазии стремятся стать осознанными, а архетипы дают возможность человеку это сделать при помощи заключенных в них символики. Следовательно, архетипы являются способом взаимодействия сознательного и бессознательного.

Это взаимодействие является, по мнению Юнга, жизненно важным для человека. В результате развития сознание преобладает над его бессознательной частью. Но, не смотря на высокий уровень дифференциации, по сравнению с «дикарем», человек не может отстраниться от своего бессознательного. В своей теории Юнг говорит, что «по существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становится осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает». Следовательно, архетипы изменяются под влияние культуры, носителем которой является сознание . Таким образом, «чтобы связать все еще существующую в человеке жизнь прошлого с жизнью настоящего» ему необходимы новые интерпретации архетипов, «приемлемые для данной ступени».

2.Символика архетипов


Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество . Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени. Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.

По мнению Юнга, судьба человека зависит от переживаемых им образов, т.к. «в каждой душе присутствуют формы, которые, не смотря на свою не осознанность, являются активно действующими установками, предустанавливающие человеческие мысли, чувства и действия». Существует опасность, что человек попадет под влияние архетипов. Это происходит, «когда архетипческие образы воздействуют помимо сознания», когда сознание не способно удерживать бессознательное. По этим причинам при создании предметов дизайна необходимо рассчитать силу воздействия архетипов и их уместность.

Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества .

Рассматривая мифы, придания, религии Юнг подчеркивает, что их воздействие при помощи архетипов направлено на отделение сознательного и ограничения влияния бессознательного. «Символический процесс является переживанием образа и через образы». Главная цель этого процесса «просветление или высшая сознательность». Но в результате увеличения уровня сознания человек постепенно вытесняет свое бессознательное, которое, как утверждал Юнг, «овладевает личностью и искажает намерения индивида в своих целях». «Процесс жизнеспособен только при взаимном сотрудничестве» сознательного и бессознательного.

3. Значение некоторых символов на примере архитектуры частного жилого дома


Частный жилой дом на юге Испании. Архитектор Эмилио Амбаз. Название дом переводится, как «Дом для духовного уединения».

Главный и единственный фасад - две симметричные оштукатуренные белые стены, расположенные друг к другу под углом 90°. Главный вход - резной портал из темного дерева находится на стыке стен. Так же, но выше, примерно на уровне третьего этажа, устроен балкон, выходящий на внешнюю сторону стен. К балкону, по внутренней стороне, ведут две симметричные консольные лестницы. Они образуют треугольник, вершиной которого является балкон. Вдоль перил струится вода. Она стекает в небольшой полукруглый бассейн у основания лестницы ведущей в жилое пространство, которое находится под землей. Свет проникает через отверстие (патио), по конфигурации напоминающее волну. Оно обеспечивает сквозную вентиляцию всех помещений и ведет за пределы дома.

Архитектура этого сооружения наполнена символами. Взаимодействуя, они дополняют друг друга, говоря об идеи человеческого развития.

По Юнгу, чем более дифференцированным становится сознание, тем существует большая опасность разрушения состояния его устойчивости. Для того чтобы избежать этого и подняться в своем развитии человек должен познать свою темную сторону, встретится с собственной «Тенью». Тень - это желания, тенденции, переживания, все то, что вытесняется сознанием и уходят в бессознательное. Тень нельзя игнорировать, т.к. «можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену».

Увидеть свое отражение, свою Тень можно в воде. В работах Юнга вода чаще всего встречается, как символ бессознательного. «Покоящееся в низинах море - это лежащее ниже уровня сознание» , обозначается как «подсознательное» . Человек, смотрящий в «зеркало вод» видит свое истинное лицо, «которое он никогда не показываем миру, скрывая его за Персоной».

«Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости,...поэтому за узкой дверью он неожиданной обнаруживает безграничную ширь».

Эта идея отражается в архитектуре здания. Проходя через вход, устроенный в стыке стен, человек, как бы, оказывается в глубинах своего подсознательного. Он видит перед собой «безграничное» пространство, открывается вид на ландшафт. От входа ведет лестница, широко расширяющуюся к низу у основания которой, находится полукруглый бассейн. Патио в форме волны подчеркивает символ воды. Лестница ведет в глубь к жилой части дома, к «Пещере».

Пещера символизирует возрождение. Место куда спускается человек для того, чтобы «произошла инкубация и обновление». Пещера как потайное место, которое находится внутри человека, «лежащая за сознанием темнота». «Проникая в бессознательное он устанавливает связь со своей бессознательной сутью». Это, по мнению Юнга, приводит к значительным изменениям в личности в положительную или отрицательную сторону.

Можно прочесть еще один символ, который говорит о возрождении и росте - Треугольник . Он образуется двумя симметричными лестницами, ведущими по внутренней стороне стен на балкон.

Треугольник является символом стабильного роста. Ему соответствует число три. «Троица выражает необходимость духовного развития, требующего самостоятельности мышления. Троица также и архетип, чья доминирующая сила не только поощряет духовное развитие, но при случае и навязывает его». В Алхимии троичность обозначает полярность - «одна триада всегда предполагает наличие второй: высокое - низкое, свет - тьма, добро - зло». Наличие противоположностей означает возможность дальнейшего развития и стремление к сбалансированности.

Дом испанского архитектора Эмилио Амбаз, является ярким, но не единственным примером сознательного использования символики. К ней часто прибегают при проектировании архитектурных сооружений, интерьеров общественных помещений: больниц, реабилитационных центров и т.д.

4. Взаимопроникновение символов


Юнг считал, что «главные символические фигуры любой религии всегда выражают определенную моральную и интеллектуальную установку». Крест , по Юнгу, воплощает в себе идею устроения. Он является древним символом строя и порядка. Часто в сновидениях крест может появляться в виде «четырехчастной мандалы». «Мандала обозначает исключительную концентрацию личности на самом себе», являясь символом самоконтроля. Внешняя часть мандалы - квадрат, символ целостности, ему соответствует число четыре символ самососредоточенности. Юнг писал, что фактически четверица является символом Бога, «проявляющего себя в творениях», то есть «Бога внутри». Для современного сознания четверица «прямо предполагает, тождество Бога с человеком». Так, по Юнгу, центральное место мандалы сегодня может занимать человек.

Круг, внутренняя часть мандалы. Символизирует «Божество, либо человека в его зависимости от небесных созвездий». Круг символ неба, квадрат символ земли. Таким образом, мандала является примеряющим символом.

Юнг писал, что «взаимное проникновение качеств и содержаний типично для символов». Еще один символ, пресекающийся с символом креста - троица, «имеет исключительно мужской характер». В природе троица символизирует три стихии: вода, воздух, пламя. Но, бессознательное «превращает этот символ в четверицы», дополняя неким темным началом, которое присутствует в кресте. Также Юнг говорил, что четвертая часть, это земля или тело. Землю символизировала Дева. «Средневековые философы полагали женщину или женское начало четвертым элементом». Таким образом, «символ четверицы исходит от Анимы - женской фигуры олицетворяющей бессознательное.

Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине или женщине. По Юнгу, каждый мужчина несет в себе образ женщины как таковой. «Анима выражает жизнь в ее чистом проявлении, без смысла и без правил», противостоит упорядоченности. «Женское существо появляется в различных проявлениях, вызывая блаженство, депрессии, экстазы, неуправляемые эффекты». Образ обладает некой самостоятельностью, направление эмоций не зависит от сознания.

5. Архетип «матери»


Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала . «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений . «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, приведения, домовые и другие». Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба». Юнг писал, что архетипу матери приписывают «три основных атрибута: божество, страсть и темнота».

6. Архетип «младенца»


Мотив «младенца» имеет различные формы: драгоценный камень, жемчужина, цветок, чаша, золотое яйцо, золотой мяч и другое.

Юнг писал, что «одна из существенных черт мотива «младенца» - это его будущность. «Младенец» - это возможное будущее» . В мифологии герой часто являются сначала, как «Бог-младенец». По Юнгу, главный подвиг героя заключается в преодолении «мрака», то есть бессознательного. По это причине «младенца» часто отождествляют с вещами, «содействующими культуре, например с огнем, металлом, зерном, кукурузой». «Таким образом, для «младенца» характерны деяния, смысл которых заключается в покорении темноты».

Юнг утверждал, что «младенец» происходит на свет вследствие столкновения противоположностей. В результате этого на свет выходит нечто третье - «целое», объединяющее в себе сознательное и бессознательное. По этой причине мотив «младенца» связывают со спасением, как и все объединяющие символы.

Другим свойством мотива «младенца» является его «покинутость, незащищенность, подверженность опасностям». Это связано с его «таинственным и чудесным рождением». Объединив в себе два противоположных начала, он был отвергнут обоими. Вследствие этого «младенец» символизирует «отдаление, изолирование от своего источника». «Младенец» означает нечто, развивающееся в направлении независимости. Сделать это он может лишь отдалив себя от своих начал: поэтому покинутость - необходимое условие». Но, несмотря на свое одиночество в мифологии «младенец» часто «обладает возможностями, намного превосходящими обычные человеческие». Юн отмечал, что «так как символ «младенца» очаровывает и захватывает сознательное мышление, его спасительная сила проникает в сознание человека и способствует выходу из конфликтного состояния».

Список литературы.

1. Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов», Киев, «Государственная библиотека Украины для Юношества», 1996.
2. Карл Густав Юнг «Архетип и символ», M, Renaissance, 1991

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

В статье дается характеристика психологии Карла Густава Юнга. Особое внимание уделяется его концепции архетипов.

  • Повышенный уровень тревожности как психологический барьер при изучении иностранных языков в подростковом возрасте
  • Психологическая интерпретация героини романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»
  • Использование техник арт-терапии, в работе с подростками в условиях образовательной организации

Одной из центральных категорий глубинной психологии является учение Юнга об архетипах. «Архетип» переводится с греческого языка как первообраз. Юнг под архетипами подразумевал врожденные модели восприятия мира и поведения людей. Это базовые матрицы психики являются формой человеческого проявления «коллективного бессознательного». Юнг обнаружил их в рисунках пациентов психиатрической больницы. В этих рисунках повторялись одни и те же сюжеты и образы. Но самое главное заключалось в том, что они были тождественны у всех пациентов независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи, пола и образования. Более того, они встречались в мифах разных народов, религиозных и астрологических символах, учениях алхимиков. Их онтологические основания следует искать вне человеческой психики. Одни авторы считают их проявлением устоявшихся в культуре образов и моделей поведения (Е.М. Мелетинский), другие полагают, что они являются проявлением над психических, надсоциальных и надматериальных структур, пронизывающих всю Вселенную. Думается, самого Юнга следует отнести к второй группе. На это, в частности, указывают некоторые места из его произведений «Понятие архетипа ˂...˃ указывает на то, что в психике существуют в наличности определенные формы, которые распространены вездесущно и повсюду», – пишет Юнг . Далее он замечает, что «феномен архетипического вида – данность более тонкая, нежели психическая, – основан на существовании некоего психоидного базиса, т.е. чего-то лишь обусловленного психическим, но принадлежащего соответственного к иной форме существования» . Ученица и секретарь Юнга Аниела Яффе также подтверждает эту идею: «Концепция всеединой реальности ˂...˃ была названа Юнгом unus munus (мир, в котором материя и психика ещё не различимы или не реализованы по отдельности). Подготавливая подобную монадическую точку зрения, он указывал на «психоидную» природу архетипов (т.е. не чисто психическую, а близкую к материальной) в тех случаях, когда они появляются в синхронно происходящих событиях» . Юнг сам указывал на идентичность своего учения об архетипах с платоновской онтологией: «В былые времена без особых затруднений понимали мысль Платона о том, что всякой феноменальности предшествует и надстоит идея. «Архетип» – не что иное, как уже в античности встречающееся выражение, синомоничное «идее» в платоновском смысле» . Этой точке зрения придерживается и профессор Р.Ю. Рахматуллин . Мотивы такого объяснения природы творчества можно найти и в работах А.И. Столетова .

Рассмотрим основные архетипы по Юнгу.

Самые важные из архетипов, выделенные Карлом Юнгом, следующие:

  1. Самость. Этот архетип выдающийся психотерапевт относил к самому важному из всех. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека.
  2. Мудрец. Здесь Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.
  3. Бог. Здесь психоаналитик подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.
  4. Анима и Анимус. Анима представляет собой бессознательную женскую сторону личности мужчины, а анимус – бессознательную мужскую сторону личности женщины. Анима/анимус представляет собой «истинное Я», служит основным источником связи с коллективным бессознательным. Сочетание анимы и анимуса именуется сизигией, или божественной парой. Сизигия воплощает завершенность и целостность.
  5. Персона. Персона – это то, как мы представляем себя миру. Слово «персона» происходит от латинского слова, которое означает «маска». Сам по себе данный архетип представляет собой совокупность социальных масок, которыми мы пользуемся в различных группах и ситуациях . Его задача – уберечь эго от возможного проявления своих негативных сторон. По мнению Юнга, персона может также появляться во сне и принимать различные формы.

Юнг предположил, что количество архетипов не следует ограничивать. Он утверждал, что многие из них могут перекрывать друг друга или, напротив, сочетаться. Такие, как, например, Отец (авторитет, сила, мощь), Мать (стремление дать утешение) и Инфант (ребенок, незрелость, тоска по невинности) или Мудрец (знания, мудрость) и Герой (защитник, спаситель).

Хотелось бы остановиться на архетипе, который стал определяющим для сформировавшегося современного общества потребления, заразив сразу несколько поколений. И имя этому явлению – инфантилизм.

В соответствии с определением, данным Карлом Юнгом, ИНФАНТ – это взрослый по паспорту человек, но с детскими ценностями и установками. А страшен инфантилизм тем, что не позволяет человеку дорасти до нормальной личности.

Представления о мире, людях, жизни у инфанта упрощенно-уплощенные. И если нормальная личность живет в реальном мире, то инфант – в иллюзорном. Нормальная личность видит жизнь сложной и многомерной, а инфант представляет ее чем-то вроде киндер-сюрприза: надо только понять, с какой стороны разворачивать, а дальше тебя ждет сплошной шоколад и «миленький» подарочек внутри.

Нормальная личность учится на своих и чужих ошибках, а инфант, наступая на те же грабли, каждый раз удивляется. Нормальная личность пытается постичь законы жизни, инфант же жаждет рецептов, советов и схем. Личность хочет понять, что является счастьем именно для нее, в то время как инфант руководствуется принципом «так принято». Нормальная личность с годами становится все глубже, интереснее, умнее, а инфант не меняется. Нормальная личность свою жизнь создает, инфант же умеет только подражать. Поэтому все инфанты под завязку набиты штампами на разные случаи жизни: от простого (что надеть) до серьезного (что думать и как жить).

Поистине, наше сытое и спокойное время породило большое количество клонов, благодаря чему «человек разумный» стремительно переродился в «человека стандартного». Психологи и социологи утверждают, что количество инфантов на постсоветском пространстве выросло в разы – инфантильность реально стала массовым явлением среди населения в возрасте от 20 лет до конца жизни.

Если проанализировать, найдем целый комплекс отличительных черт инфантильного человека:

Мозаичное мировоззрение и детский эгоизм, эгоцентризм

Если нормальная личность имеет более-менее ЦЕЛОСТНОЕ представление о том, что такое мир, в котором он живет, так как он видит в нем основные причинно-следственные связи, инфантильный человек имеет мозаичное мировоззрение – картинку, сложенную из представлений «о том, о сем», основанную на чужих, готовых знаниях и выводах. Кроме того, «Я» для инфанта является центром вселенной – на все и на всех он смотрит только относительно себя.

Косность представлений о себе и окружающем мире

Если взрослая личность смогла, методом проб и ошибок, и обучения и самообучения, найти причинно-следственные связи в этом мире, и связать свое мировоззрение в единое целое, найдя свое место в нем и постоянно развиваясь, совершенствуясь, инфант упорно этого не делает, считая, что и так все знает. Иначе говоря, инфантильная личность практически не меняется, оставаясь в рамках тех знаний, которые были приобретены в детстве. На практике это проявляется в том, что он постоянно наступает на одни и те же грабли – делает одинаковые ошибки в жизни, не исправляя их и не учась на них, используя лишь готовые способы жизни, рецепты действий и поведения. Взрослый, пытаясь понять себя, ищет СВОЕ счастье и СВОЮ жизнь, у инфанта сильно развито подражание – он вечно пытается копировать найденного себе кумира.

«Я никому ничего не должен и не обязан»

Еще одна отличительная черта инфантилизма: отсутствие обязательности и долженствования. Я никому ничего и никогда не должен и не обязан – это, буквально, жизненное кредо и стойкое представление инфанта. Если взросление человека связано с все большим и большим ощущением своего долга перед собой и перед людьми за надлежащее выполнение все возрастающих обязательств перед жизнью, собой и людьми, инфант с детской непосредственностью становится лишь потребителем жизни. «Я никому ничего не должен, не обязан, а мне должны все, – ведь я такой особенный». Правильней было бы сказать «ведь я такой маленький», – но инфант и сам не допускает мыслей о своей инфантильности, и ни с кем не согласится, если ему сообщат об этом, а тем более, упрекнут.

Почему же общество и государство не обеспокоено данным явлением? А причина простая: в настоящее время, в обществе потребления инфантилизм стал и социально, и государственно востребован. Иметь человека, и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка – это мечта капиталистического государства. Ведь адекватному взрослому человеку очень тяжело осмыслить и психически переносить те социальные условия существования, в которых он пребывает сейчас. Например, фактор социальной незащищенности – отсутствие работы, боязнь ее потерять, нищета, бесправие и произвол «хозяев жизни» инфантильному человеку переносить значительно легче, чем адекватному взрослому. Да и уговорить купить новый гаджет, как и новый «модный прикид», машину инфанта ничего не стоит, потому что он не размышляет, нужно ли ему это на самом деле, а руководствуется навязанными извне стереотипами «модно», «стильно», «круто». Вот почему обществу потребления, государству нужны люди, которые пребывают во взрослом телесном состоянии, но в своем сознании по-прежнему остаются детьми – такими очень легко управлять. Государству выгодно иметь и потребителя, и исполнителя, и избирателя власти, в качестве ребенка, который все делает так, потому что «все так делают».

Можно ли победить инфантилизм?

Инфантильность – качество, в той или иной мере присущее каждому. И, конечно, стоит с ним бороться, чтобы, по выражению А.Чехова, «по капли выдавливать из себя раба». Однако же большинство современных психологов считает, что инфант никогда не станет взрослым. Иначе говоря, инфантильность непобедима – сформированную к 18-20 годам личность переделать нельзя. Она способна развиваться лишь в русле имеющихся у нее свойств и качеств, но надеяться, что инфантильность перейдет во взрослость, бессмысленно, ибо «это не черта и даже не свойство личности, а это и есть сама личность инфантильного человека». Вернее, одна из возможных форм личности человека.

Однако сам Юнг не был столь категоричным. Инфант вполне может переродиться в Личность, если и не благодаря спонтанной работе над собой, то при вынужденной переоценке ценностей при столкновении с «суровыми реалиями жизни» – вполне возможно. При условии, что победит в себе чудовищный эгоцентризм и зацикленность на себе, что является одним из главных качеств Инфанта.

Список литературы

  1. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 269 с.
  2. Яффе А. Наука и подсознание // Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. С. 303-312.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145-147.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  5. Рахматуллин Р.Ю. AL-GHAZALI"S GNOSEOLOGY // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5 (79). С. 147-156.
  6. Столетов А.И. Творчество как основание личности // Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2005. 228 с.
  7. Столетов А.И. К построению философской концепции креативности // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 12. С. 462-472.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вест-ник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.