The surge прохождение все секреты. Прохождение The Surge — Зал администрации

Игра the Surge от разработчиков Lords Of the Fallen признаюсь - удивила, причем в хорошем смысле. Предыдущая игра рассматривалась игровым сообществом как клон Dark Souls серии, однако она была со своими фишками и по своему интересна. В the Surge концепция сохранилась, но вот сеттинг поменялся в корне. Действие происходит в будущем, когда люди начали внедрять в себя полноценные экзокостюмы. Игроку предстоит выяснить что произошло и почему вокруг разруха и хаос. Игра способна затянуть на недельку другую, отсутствие карты и полная нелинейность локаций и подсказок могут озадачить так, что продолжение пути можно искать не один час, хотя решение как и всегда - на поверхности. Продвигаясь по сюжету и узнавая новые подробности не придется скучать, потому как за углом может поджидать враг, который может убить вас с одного удара. Ну тут уж игроку выбирать, в какой ЭКЗО-костюм облачаться, прочный, но медленный, или легкий, но подвижный. А разнообразие видов брони сможет вас отвлечь от сюжетной линии не на один час, потому как у каждой есть свои плюсы, которые еще нужно найти. В игре много аудио сообщений, которые прольют свет на происходящие события и помогут в вашем продвижении по заводу. Слушать их интересно и познавательно. После победы над последним боссом игра не заканчивается и вы можете начать НГ+ с врагами более высокого уровня и попробовать пройти игру в другом ключе.

К моей радости в игре мы не встретили критических ошибок и багов, так что играть одно удовольствие. По ходу знакомства с игрой мы выявили лишь пару недочетов: первое, в игре недоработанный финал (который можно было сделать гораздо интереснее) и второе, немного хромает баланс (одни враги легкие и с них падает много лута, другие слишком сложные, победа над которыми ничего не приносит, поэтому их можно просто игнорировать насколько позволяет местность).

Подытоживая вышесказанное, могу утверждать, что смена сеттинга пошла игре на пользу. Да, выглядит немного непривычно в отличии от Bloodborne и Dark Souls, зато не является их 100% клоном. Deck 13 сделали свой продукт не похожим ни на что и, надо признать, он получился качественным.

the SURGE - это крепкая игра, которую можно пройти несколько раз и это будет интересно.

Обсудить игру и получение трофеев можно на нашем

    Сложность получения платины: 7 / 10 (игра требует навыков)

    Примерное время получения платины: около 50 часов

    Трофеи: 47 (32 бронзовых, 13 серебряных, 1 золотых, 1 платиновый)

    Количество пропускаемых трофеев: есть, л

    Глючные трофеи: нет

    Влияет ли сложность игры на платину: нет, в игре нет уровня сложности

    Минимальное количество прохождений: 1,5 раза (один полный и до 4-й локации Лаборатория)

Рассмотрим порядок полного прохождения игры с получением всех трофеев, включая платиновый:

1. Проходим игру выполняя все квесты и собирая все аудио записи. Не забудьте собрать 6 комиксов "Iron Maus", убить 5 плавильных машин и раздобыть броню Iron Maus и победить шефа 9-го Эшелона особым способом, что бы за одну битвы с ним раздобыть его сэт - Black Cerberus (Черный Цербер).Ближе к концу игры в локации "Подготовка "Утопии"" делаем сейв или в облако или на флешку. Загружаем Вирус в компьютер и заканчиваем игру. Получаем трофей - "На благо человечества" и выходим из игры. Грузим сейв и НЕ загружаем Вирус в компьютер. Заканчиваем игру и получаем другой трофей за концовку - "Дивный новый мир". После этого начинаем "Новую Игру +".

2. После первого прохождения начинаем НГ+ для того, чтобы забрать очки в локации, которая откроется после убийства "Большой Систр 1/3" это даст вам трофей - "Розовые Очки". Если вы ничего не пропустили, то этот трофей станет последним перед платиной. Однако, на первом прохождении можно пропустить, даже случайно много достижений, потому как убийство Босса, приводит к необратимым последствиям и блокировке некоторых квестов. Поэтому, что бы ни проходить игру несколько раз, если вы этого не хотите, ознакомьтесь с подсказками к достижениям этой игры.

Советы и подсказки:

1. Если вас убили, а бежать далеко, закрывайте приложение и запускайте игру, как правило вы окажетесь перед тем врагом, который вас убил. В игре есть промежуточные сейвы, хотя главный сейв всего один.

2. Если боитесь что-то пропустить, копируйте сохранения и в облако, и на флэшку. Так у вас будет 3 сейва, на случай ошибки.

3. В игре нет карты, а локации запутаны, имейте это в виду. Все запчасти можно сдавать в хранилище, это позволит вам их не потерять, в случае даже случайной смерти (например, от падения).

4. В игре нет смысла возвращаться в прошлые локации, все самое лучшее всегда находится впереди.

5. Используйте Дрона как можно чаще. Особенно его ударную версию, он сбивает с ног всех врагов и некоторых Боссов, упрощая вас жизнь.

6. Как победите Черного Цербера, вернитесь в прошлые локации и побывайте за секретными дверьми, там можно найти много интересного.

7. Поскорее докачайтесь до 80 уровня, именно по его достижению можно прокачать оружие и всю броню на максимальный 5-й уровень. На НГ+ максимальный уровень 10 и т.д.

8. Не прокачивайте все подряд оружие и броню наноядрами. Они ограниченны и на всё их попросту не хватит.

9. Не спешите и не деритесь сразу с несколькими врагами. Выманивайте их по одному, сбережете и время и нервы.

Сюжетные трофеи в игре

Данные трофеи получаются просто пройдя главную кампанию, которая включает в себя несколько зон Завода и 5 Боссов.

На своих двоих - Вы получили собственный экзокостюм CREO

Первый день на службе - Вы получили выбранное снаряжение

Перед стартом игры можно выбрать свой начальный костюм, легкий или тяжелый. Решать вам.

P.A.X - Вы уничтожили «Автоматический подавитель класса Х»

Первый Босс игры. Тактика следующая: держимся около его левой ноги и бьем. Как оранжевая шкала заполнится, заскакиваем под него он попадает в себя и даёт нам время нанести ему урон. Повторяем 3 раза.

Так, слушай меня - Вы получили собственного дрона-помощника CREO

Второй Босс игры. В первой фазе отрубаем ему конечности. Во второй ждем его атаки на нас, уклоняемся и несколько раз наносим удары. Повторить до победного.

Я выбираю тебя - Вы нашли энергоблок «БОТЕКС» для своего дрона-помощника

Данный энергоблок помогаем взламывать удаленные системы.

«Большая сестра» - Вы уничтожили «Большую СИСТР» (1/3)

Третий Босс игры. Бой состоит из 3-х фаз. Первая - держимся около края и бьем по клешням. Вторая, отрубаем сварочные руки роботов. Третья, держимся справа от босса и периодически наносим удары в те моменты, когда она закрывается руками.

Черный Цербер - Вы уничтожили главу «Эшелон 9»

Простой Босс, который призывает на помощь первого Босса игры в упрощенной версии. Если вы будете тянуть с нанесением урона ему, то он может призвать PAXa не 2, а 3 или даже 4 раза. Есть простой совет, уничтожьте ракетами PAXa 2 ёмкости и Черный Цербер не будет призывать больше их себе на помощь, а вам достанется его полный сет.

На страже - Вы получили защитное улучшение для своего экзокостюма

Получите в сейв споте после победы над Черным Цербером.

Кто здесь главный? - Вы нашли администрацию

Ты не пройдешь - Вы победили охранника около лифта ЯДРА

Вас будут ждать несколько элитных врагов в броне. Трофей откроется после победы над ними.

На благо человечества - Закончить игру, повредив протоколы «Утопии» Трофей можно пропустить!

Дивный новый мир - Закончить игру, не повредив протоколы «Утопии» Трофей можно пропустить!

Эти 2 трофея взаимоисключающие. В локации "Подготовка Утопии" делайте сейв в облако. Затем загружайте вирус в компьютер и убивайте Главного Босса и получайте трофей - "На Благо Человечества". Далее, грузите сейв и не трогая вирус еще раз убивайте Босса и получайте трофей - "Дивный Новый Мир".

Достижения, связанные с квестами или выполнением определенных условий

В игре несколько квестов, одни короткие, другие тянуться через половину игры, третьи требуют выполнения определенных условий. Некоторые задания блокируются после убийства боссов, таким образом можно запороть квест и придется проходить игру еще раз. Ознакомьтесь с подсказками и видео, что бы не пропустить ничего.

Точка плавления - Уничтожить все пять плавильных машин. Трофей можно пропустить!

Пришел, понюхал, победил! - Вы получили снаряжение «Iron Maus» Трофей можно пропустить!

Эти 2 трофея связаны между собой. За убийство одной плавильной машины вам дадут блестящую монету. Машины пропустить сложно, они находятся по пути сюжетной кампании. Когда у вас будет 5 золотых монет, то можно идти забирать снаряжение Iron Maus в секретной локации находящейся в Конвейерном Центре. Как найти эту секретную локацию смотрите на видео.

По требованию CREO программа снята с эфира - Вы встретили Дона Хэкетта Трофей можно пропустить!

Когда найдете администрацию, идите в дверь, напротив Серверной. Найдете съемочную студию, Дона и получите трофей.

Тест Тьюринга - Вы лично встретились с Салли Трофей можно пропустить!

Когда попадете в Серверную, сначала поговорите с Салли и лишь затем, активируйте перегрузку. После перегрузки Салли станет недоступна.

Розовые очки - Вы нашли себе солнцезащитные очки Трофей можно пропустить!

Постоянный клиент - Вы трижды дали Джо запчасти Трофей можно пропустить!

Два взаимоисключающих трофея. На первом прохождении уделите внимание "Постоянному Клиенту", на втором - "Розовым Очкам".

"Розовые Очки" - после битвы с Боссом "Большая Систр 1\3" попадете в следующую локацию. За дверью прямо будет комната. Взламывайте замок и забирайте очки. Внимание! Не нужно общаться с Джо в трубах, иначе очков там не будет, а будет её оружие!

"Постоянный клиент" - поговорите с Джо в трубе ДО убийства "Майского Жука" и дайте 5000 ресурсов, затем поговорите с ней ДО убийства "Большой Систр" и дайте ей 10000 ресурсов, затем поговорите с ней, когда будете в Исследовательском Центре и дайте ей 15000 ресурсов. После этого получите трофей.

Дилер - Вы помогли кому-то пополнить запас медикаментов Трофей можно пропустить!

Когда попадете во вторую локацию, найдите Дэйва. Он попросит вас принести ему медикаменты. После убийства босса "Майский жук" откроется новая локация, где и найдете нужный ему имплант.

По долгу службы - Вы сопроводили заблудшую душу и помогли ей обрести себя Трофей можно пропустить!

Как попадете во вторую локацию, найдите её внизу на лестнице. Дайте её любое оружие вида "шест". Затем поговорите с ней в вентиляционной шахте. После этого она будет рядом с сейв точкой второй локации. Нужно скрафтить для неё сет брони "Горгона". Это все нужно сделать до того, как попадете в Исследовательский центр (до битвы с боссом "Большая Систр"). После этого вы встретитесь с ней на пути к Администрации, что бы пройти дальше придется её убить и получить трофей за это. Квест пройден.

Призрак в машине - Вы сопроводили отца с маленькой дочерью по территории объекта Трофей можно пропустить!

При первом посещении "Исследовательского отдела" отец попросит найти его дочь. В этой же локации находим её. Затем находим ногу для неё. Затем позже в игре в локации "Ядро" завершаем этот квест.

«Хомо махиналис» - Вы убили Баррета после его перевоплощения в «хомо махиналис» Трофей можно пропустить!

Когда попадете в локацию "Засекреченные Проекты" в первый раз, НЕ убивайте Баррета. Вернитесь сюда после того, как найдете Администрацию. Он будет перевоплощен. Вот теперь самое время получить это достижение.

Сторожевой пес - Вы получили полный комплект снаряжения «Черный Цербер» и «MG Судья» Трофей можно пропустить!

Если убить босса 9-го Эшелона просто так, то есть риск пропустить трофей и потратить на его получение еще одно прохождение, потому как на первом прохождении врагов в этой броне нет, а на НГ+ их всего около 10, и они не полностью одеты в броню "Черный Цербер".

Что нужно сделать: во время битвы с "Черным Цербером" нужно сделать так, что бы PAX своими ракетами уничтожили обе ёмкости. Только после такого убийства Босса вы получите с него весь сет за один раз и не придется его искать по частям.

Собирательные ачивки

К этой группе трофеев относятся аудиозаписи и 6 комиксов, нахождение которых разблокирует 5 ачивок. Аудиозаписи так же прольют свет на происходящие события в игре.

За белым кроликом - Вы нашли все аудиозаписи Мэллори

В игре 11 записей Мэллори.

Освобождение - Вы нашли все аудиозаписи, посвященные печально известному «Освободителю»

Битва дронов - Вы нашли все аудиозаписи Фергюсона и посвященные ему

Теория эволюции - Вы нашли все аудиозаписи доктора Мерфи

Всего 9 записей доктора. 2 записи лежат за дверью, пройти которую можно после победы над Главой Эшелона 9. Остальные лежат в свободном доступе.

Ищейка - Вы собрали полную коллекцию комиксов «Iron Maus»

Всего комиксов 6. Разбросаны они по всем основным локациям игры. Пропустить сложно, потому как всегда можно вернуться и подобрать пропущенный.

Остальные трофеи игры

Получение этих трофеев не вызовет трудностей. Больше половины из них вообще получите автоматически.

Я еще вернусь - Вы погибли в первый раз

Кажется, это я уронил - Вы нашли запчасти, которые потеряли после гибели

Начинающий мастер - Вы впервые улучшили свой экзокостюм

По ходу прохождения вы будете находить улучшения для костюма, расширяющие ваши возможности. На видео показан один из примеров.

Заряд энергоблока - Довести заряд энергоблока до 80 ед.

Нужно просто прокачаться до 80-го уровня. Причем чем быстрее, тем лучше. Вы сможете открыть доступ к нано ядрам, которыми можно максимально улучшить оружие или броню.

Подходящий инструмент - Вы улучшили оружие при помощи производственного компонента «Наноядро»

Человек из стали - Вы улучшили полный комплект снаряжения при помощи производственного компонента «Наноядро»

Два одинаковых трофея, один для прокачки оружия, второй - брони. Что бы улучшить вещи и оружие с помощью наноядер, нужно прокачать оружие и броню сначала на 4-й уровень и лишь затем, с помощью ядер, на 5-й. Доступ к ядрам открывается по достижению 50-го уровня главного героя и выше. На прокачку оружия нужно 1 ядро, брони 9 ядер (2 голова, по одному на руки и ноги, и 3 ядра на туловище).

Мясник - Как минимум по одному разу отрубить врагам-людям каждую конечность

Можно сказать получите автоматом, потому как вам так или иначе придется это делать. Добивание происходит удержанием кнопки КВАДРАТ с наведением на нужную часть тела.

Мастер на все руки - Достичь 5 уровня владения оружием каждого типа

Виды оружия:

1. Одноручное

3. Тяжелое

4. Одиночное крепление

5. Двойное крепление

Объявлен розыск - Вы спровоцировали и уничтожили бойцов службы безопасности в производственном центре

Эти солдаты будут стоять около спаун точки в локации Производственный Центр. Трофей получите как убьете их двоих.

Неверный - Вы уничтожили культ торгового автомата

Эти 4 врага будут стоять около секретного места, где вы получите костюм Iron Maus. Трофей получите автоматом.

Голубой свет - Вы уничтожили врага в подготовительной зоне с помощью оружия «Укус призрака ASTir»

Это оружие вы получите одним из первых в игре, оно имеет характерное свечение. В начале игры спускайтесь под землю и убейте этим оружием любого врага.

Это твое? - Вы уничтожили босса его же собственным оружием

Трофей можно получить только на НГ+. Лучший вариант, это убить первого Босса его же оружием PAX.

Нечего терять - Вы имели при себе более 50 000 запчастей

Если не копить специально, то на НГ+ у вас с собой будет сумма гораздо больше, чем нужная для трофея.

Излишняя самоуверенность - Вы уничтожили босса, имея при себе более 20 000 запчастей

Тоже простой трофей. Можно сделать на первом боссе в начале игры. Копите нужную сумму и убивайте врага.

«ГОЛИАФ» - Собрать полный комплект снаряжения «ГОЛИАФ»

«ОПЕРАТОР» - Собрать полный комплект снаряжения «ОПЕРАТОР»

«ЧАСОВОЙ» - Собрать полный комплект снаряжения «ЧАСОВОЙ»

Эти 3 трофея можно получить собрав любые сэты брони, главное что бы они были 3-х видов, легкие, средние и тяжелые.

После победы над финальным боссом и получением всех трофеев на полностью познали мир и тяготы будущего для человечества...

Поздравляю с прохождением игры The SURGE...

Игра, с самого момента её первого анонса казалась весьма интригующей. Поэтому приобщиться к ней хотелось весьма и весьма, и, прямо скажу, именно её я считал главной игрой мая, несмотря на наличие той же Prey. Но по факту выяснилось, что игра эта крайне далека от тех идеалов, которые многие из нас нафантазировали. И, если изначально я пытался обозначить данный материал просто как 10 неприятных сюрпризов, то в ходе его составления, периодически включая и выключая сей экшен, я пришёл к выводу, что он, пожалуй, достоин нашей традиционной рубрики, поэтому встречайте: 10 причин ненавидеть The Surge.

Причина №1. Оружие

Странно, но в лице The Surge, я, почему-то, рассчитывал именно на Dark Souls, с его тягучими, порой даже медленными боями, а получил типичный Bloodborne, без щитов и с отпрыгиванием. Не знаю, кому как, но лично мне кажется, что боевая механика Тёмных Душ более разнообразная. Банально: щиты и оружие дают больше вариантов, чем просто оружие. Кроме того, этого самого оружия оказалось преступно мало, а чувство владения им практически не менялось вне зависимости от того, что находилось в руках нашего героя. В общем, к играм, в которых имеется оружейный культ, данный экшен причислить нельзя.

Причина №2. Возрождение.

Я испытал огромное разочарование, когда увидел, что враги возрождаются тут же, достаточно мне забежать в медпункт, и немножко там поправить здоровье. Причём, ладно бы показывали, что герой лёг на больничную койку на три недели. За это время много могло бы произойти, а так: забежал на базу, выбежал через 20 секунд – те же враги на тех же самых местах. Они одинаково встают, одинаково ведут себя, а, когда видишь их нескольких, патрулирующих территорию на разных участках карты, и при этом синхронно шагающих в ногу друг с другом, чувство уважения к игре убавляется. Вот этот самый вражий респаун, сильно утомляет, и лишает желания проходить дальше. Причём, в игре нет никаких «костров», известных поклонникам Dark Souls, поэтому в случае гибели от очередного такого вот возродившегося, перепроходить придётся немало.

Причина №3. Сложность.

Чисто по ощущениям, уже после 10-минут прохождения The Surge, сложность в игре стала такой, какой была в Dark Souls 3 после второго босса – Вордта из Холодной Долины. При этом: то мрачный и атмосферный Dark Souls, а это – весёленькая и разноцветная The Surge, которой по статусу не мешало бы быть чуть полегче, но, такое впечатление, что немецкие разработчики решили сделать всё, лишь бы их игру проходили как можно дольше, зазубривая атаки каждого врага, что, учитывая прошлые и будущие причины, может оказаться не так весело, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, вроде бы, сложность нельзя называть однозначным недостатком, но с другой, лично я в этой самой сложности вижу желание разработчиков перебить славу Dark Souls, которую хвалили именно за тяжкий геймплей. А теперь вот получите нашу игру – она ещё сложнее, хвалите её тоже! Такой приём читается, и вряд ли заслуживает поощрения.

Причина №4. Камера.

Такую паршивую камеру, скажу честно, не доводилось видеть давно. И, когда сражаешься с одним врагом, ещё куда ни шло, но, когда их оказывается минимум двое, а именно так чаще всего и бывает, то камера выбирает такой ракурс, что нормально сражаться абсолютно невозможно, и встреча с парой врагов – почти гарантированный билет назад в медпункт. Вероятно, кстати, поэтому создатели Nioh отказались от боёв с несколькими врагами одновременно. Следовательно, как только герой цепляет на хвост пару противников, нужно срочно убегать в какой-нибудь узкий коридор, ибо зашедшего с боку врага совершенно не видно, а если им будет, какой-нибудь стреляющий дрон, то вообще – дело труба. И это я ещё не упоминаю про управление, явно заточенное под геймпад, и наличие в руках мышки, которая, вроде бы, должна улучшать ракурс обзора, мало на что влияет.

Причина №5. Графика.

То, что с графикой всё будет очень плохо, я понял сразу, когда, сидя в стартовом вагоне, с любопытством разглядывал его внутреннюю компоновку. Глянул наверх, на длинные, оранжевые фонари вдоль дверей, и ужаснулся: это даже не 2010-й год, это гораздо хуже. Порой, игра, в тех местах, куда, якобы, не должен падать взор геймеров, демонстрирует такие убогие текстуры, что страшно становится. Поэтому восторга по поводу прекрасной оптимизации, а она действительно отличная, лично я не испытываю, ибо в жертву ей был принесён столь любимый нами графон. Да и в целом, дизайн уровней оказался однообразным, и глазу вообще не на чём было зацепиться. И всё бы ничего, но цена данного экшена, в виду таких, прямо скажем, несовременных технологий, сильно смущает.

Причина №6. Звук.

О звуке коротко, но, всё же, скажу. Многим он показался плоским, и неинтересным. Но лично меня достало вот это пиликанье, извещающее, что рядом находится нечто полезное, или, наоборот, бесполезное. Возможно, его можно отключить, но я не понял как. Ничего подобного раньше слышать не приходилось: такую наглую атаку на уши геймеров я себе представить не мог. Честно сказать, играть в такое без наушников, если рядом, кто-то находится, я бы не рискнул, ибо это самое тырлыньканье скоро станет причиной вопросов окружающих: «Что это там у тебя такое происходит странное, и не пора ли с ним, что-то сделать?».

Причина №7. Локации.

О локациях я уже вскользь обмолвился, мол, однотипные и неинтересные, но на этой волне скажу ещё вот, что: разработчики заставляют бегать по одной и той же карте туда–обратно, лишь бы растянуть время прохождения. Подобный приём я встречал в экшене Bound by Flame, чьим издателем, кстати, также была Focus Home Interactive. Ну, а, чтобы игроки не ныли, им выдумали такую штуку, как поиск короткого пути. Этот самый путь, например, откроет вам короткую тропинку к медпункту. Вы сбегаете к нему, вернётесь, и обнаружите, что вся, только что зачищенная вами карта, опять кишит ожившими врагами. Это ж как нужно любить тутошнюю боевую механику, чтобы радоваться подобному приёму?

Причина №8. Враги.

К врагам в The Surge лично у меня две претензии: они однообразные и глупые. Причём, если человекообразные враги оказались довольно интересными, то чистые роботы глупы и однообразны, но, в то же время, очень опасны, и попасть под один единственный удар, который снимет 100% здоровья – сущий пустяк. Кое-кто из западной прессы назвал это «экстремальным уровнем сложности», а я вижу в подобном приёме неумение сделать бой действительно интересным. Впрочем, это не всё. Враги, кроме всего прочего, ещё и одинаковые. Они одинаково и синхронно двигаются, синхронно атакуют, и интереса не возбуждают. Типов врагов, как и оружия, откровенно мало, и скрыть этот дефицит нельзя ничем.

Причина №9. Сюжет.

Сюжетец тут тот ещё. Сюжет, а, точнее, его отсутствие, несказанно огорчило. Я ругал, ругаю и буду ругать Dark Souls за отсутствие внятного сюжета, внятного объяснения разных явлений, и за приём разработчиков: «Мы так сказали, поэтому воспринимайте это как данность», но создатели The Surge переплюнули даже их. Мотивация героя не ясна, куда и зачем он бежит – не ясно. Почему бежит именно он – не понятно. Где остальные – неизвестно. Стартовый ролик был, хоть и эффектным, но заштампованным. Я бы за пару дней такой бы сюжет им придумал, какого не было, ни в одном голливудском фильме, но, видимо, отсутствие внятной истории случилось не из-за скупости ума сценаристов из Deck 13, а просто, из-за того, что начальство студии решило, что сюжет не нужен, как те же поклонники Бесконечного Лета решили, что тян не нужны. В общем, без сюжета нам остались одни бои, которые не столько радуют, сколько утомляют, но об этом я уже говорил.

Причина №10. Боевая механика.

Главный герой начал с того, что передвигался в инвалидной коляске. Однако потом, несмотря на полученные способности, продолжал сражаться как паралитик. Особенно это стало заметно, когда ему в руки попало оружие под названием Укус призрака. Если бы драться пришлось при помощи коромысла, костылей или протеза ноги, удары не выглядели бы так неказисто. Ну, а бесполезные и пафосные анимации добивания не только бесполезны, но и совершенно непрактичны. На стороне противника тоже не всё хорошо: у врагов откровенно скудный ассортимент атак. Но на фоне их встречаются уникумы. Например, КРЕО-Секьюрити, мало того, что атакуют совершенно невнятным образом, и закономерность их атак непонятно как отслеживать, так ещё и телепортируются, между делом восстанавливая здоровье. Я так и не понял: это баг такой с восстановлением, или действительно так и нужно, но все эти мелкие нюансы, не важно фичи это или баги, оказали больше утомляющий эффект, чем интригующий

Резюме.

В общем, дорогие ребята, признаков жизни не обнаружено. При всём своём потенциале, The Surge совершенно не оправдала надежд. Разработчики испортили её словно умышленно, а ведь могло бы получиться очень хорошо. Но, при всём при этом, игра это всё-таки неплохая. Не шедевр, конечно, каким была в своё время первая Dark Souls, но и не провал. Единственное, что можно сказать наверняка, своих денег она не стоит точно.

Подробное прохождение дополнения The Good, the Bad, and the Augmented для хардкорного экшена The Surge: советы по завершению девяти эпизодов, исользованю модификаторов и другое

В главному герою предстоит оказаться в новой зоне испытаний, где неизвестный и безумный ученый требует прохождения нескольких эпизодов. За каждый эпизод полагается своя награда.

Как начать The Surge: The Good, the Bad, and the Augmented

Вам нужно запустить «Новую игру +». Если нет сохранений, то найдите таковые в интернете, после чего запустите игру. Пройдите первый уровень до локации, где предстоит сразиться с боссом. Если помните, то здесь нужно спуститься в подвал и восстановить подачу электроэнергии путем перезагрузки узла. Сделав это, вернитесь в предыдущую (ближайшую) комнату, где могли подобрать аудиозапись. Справа будет запертая дверь. Вы должны подойти к ней и пойти налево, чтобы обнаружить экзолифт, ведущий еще ниже. По этому пути можно выбраться обратно в первое заводское помещение, куда попали после комнаты с медицинской станцией и верстаком.

Но перед ступенями, ведущими наверх, в то самое помещение, справа будет дверь. Слева от этой двери висит табличка TESTING AREA . Вы должны открыть дверь, чтобы попасть на уровень дополнения.

Примечание . Если будете проходить игру с самого начала, то вам наверняка запретят посещать эту территорию. Скорее всего, возможность запуска DLC активируется только в «Новой игре +» (или выше).

Базовая информация по эпизодам и модификаторам

В общей сложности есть 16 модификатором – по четыре на каждую категорию, при этом доступны они будут не все сразу. Вы будете разблокировать модификаторы преимущественно проходя эпизоды игры. Завершив все девять эпизодов и поговорив с Ришботером, вы разблокируете большинство модификаторов. Еще один разблокируется, если вы повторно пройдете любой эпизод (то есть всего завершите десять эпизодов, убив боссов), другой – если убьете менее 10 противников (выберите первый эпизод и на железной дороге бегите по рельсам и перепрыгивайте через них, никого не убивая), третий – если вы «сбежите, как курица». В последнем случае речь идет о том, что после прохождения двух уровней любого эпизода, когда нужно будет пройти вперед через дверь, ведущую к боссу, вы вместо этого спрыгните в правую сторону.

Вы можете активировать одновременно не более четырех модификаторов, причем выбрать только по одному из каждой категории. Чем правее в строке находится модификатор, тем более сложным будет прохождение эпизода, но в то же время повышается шанс выбить ценную награду . Помимо увеличенного шанса выпадения запчастей и компонентов возрастает вероятность получения снаряжения версии 2 и снаряжения «Дикий Запад». Все это вы сможете найти внутри сейфа, который открывается после уничтожения босса.

К снаряжению «Дикий Запад» относятся те самые «Золотые очки» , которые вы получаете за прохождение девятого эпизода, а также еще четыре предмета, которые вы можете увидеть справа от модификаторов: «Золотой топор» , «Меди-электрохимическая инъекция МАКС» , ЗПРАХ (золотой портативный расчленитель серии Х) и «Улыбка лучадора» (на голову).

А ниже мы опишем несколько особенностей прохождения каждого эпизода игры. К слову, на каждом уровне есть короткий путь, но, во-первых, сначала его нужно найти, во-вторых, он будет открыт только после того, как вы хотя бы один раз пройдете текущий эпизод!

В среднем каждый уровень (а их два в эпизоде) можно разделить на две части. Так вот короткий путь позволит вам избежать второй его половины и сразу пройти к выходу.

Эпизод 1

Каждый эпизод состоит из двух уровней. Первый уровень данного связан с железной дорогой в шахте. Вы можете не убивать врагов, пытаясь пробежать вперед по разрушенным рельсам и вовремя перепрыгнуть на другую их сторону. С другой стороны, если убьете всех противников на отдельной территории, то слева опустится мост и можно будет безопасно перейти на другую сторону. Наконец, вы наверно заметили перемещающийся по рельсам поезд? Под него лучше не попадать. Также старайтесь избегать сражений вблизи краев платформы, иначе можете свалиться вниз.

На втором уровне вы окажетесь под палящим солнцем. Избегайте продолжительного времяпровождения под светлыми пятнами, иначе будете получать урон. Такой же урон получают остальные киборги. Двери дальше будут открываться только после того, как вы убьете всех врагов. К концу уровня вы сможете отключить палящее солнце.

После того, как покинете второй уровень, впереди будет вход на арену сражения с Тотемным волком. Вы также увидите количество счастливых монет. У нас было доступно две – если вы убьете Тотемного волка, не погибнув, то эти монеты преобразуются в запчасти.

С другой стороны, монеты дают вам дополнительные жизни. В бою с волком оставайтесь в движении, уклоняйтесь от его выпадов и подбирайте своевременные моменты для собственной атаки. В принципе, ничего сложного. Волк представляет собой обычного киборга, только с большой шкалой очков здоровья.

Награда : оздоровитель версия 1.

Эпизод 2

Первый уровень называется «Богатство Дикого Запада». Здесь нужно будет встать на огромную квадратную кнопку и ждать, когда опустятся ворота. Если вы сойдете с кнопки, то ворота начнут вновь подниматься и закрываться. Нужно стараться не покидать этой платформы, параллельно уничтожая появляющихся противников. Дважды они будут приходить по трое, затем – по одному.

За первыми воротами можете свернуть налево, разбив бочки, убить парочку противников и собрать имплант. Если пройти вдоль деревянных платформ, то можно будет обнаружить короткий путь. Он откроется только после первого прохождения второго эпизода.

В следующем помещении будет кнопка поменьше. Стоять на ней неудобно, но и проход будет открываться намного быстрее предыдущей кнопки. К тому же противники атакуют не по трое, а по двое.

Следующий уровень называется «Бездна Дикого Запада». Главная особенность локации – вам нужно двигаться сверху вниз, переходя все ниже и ниже. Для удобства те точки, на которые вы должны спрыгнуть, обозначены круглым желто-серым значком, напоминающим символ «радиации». Спуститесь вниз, победите противников и спрыгните еще ниже. Здесь будут рельсы с перемещающейся вагонеткой, а также огромный механизм. Уничтожьте обычных врагов и этот механизм. Не забывайте атаковать его сбоку, по черной панели.

Пройдите по рельсам. Впереди будет дверь – это короткий путь, но вам нужно свернуть и спрыгнуть вправо, на деревянную платформу. Убейте врагов и спрыгивайте через отверстие с веревкой (отверстие без веревки сбросит вас в бездну). Убейте последние цели. Летающего дрона можно не убивать – он пытается заманить вас в бездну. Рядом с ним, к слову, валяется еще одна счастливая монета. Пройдите по рельсам и покиньте уровень.

Битва с Ля Муэрте будет намного проще сражения против Тотемного волка. Дело в том, что этот босс использует длинную косу, медленно размахивая ею, позволяя вам вовремя уклоняться.

Награда : универсальный плазменный усилитель версии 1.

Эпизод 3

Для начала вы окажетесь в Склепе на Диком Западе. Нужно будет пройти через несколько комнат. Если двери заперты, то они откроются после того, как вы убьете всех противников. После первой такой комнаты нужно будет пойти вниз по лестнице слева. Но если пойти вперед, то вы сможете обнаружить короткий путь. Как всегда, он откроется только после первого прохождения эпизода.

В конце уровня вас ждет сражение со знакомым роботом. Атакуйте его лапы, заполняя оранжевую шкалу, затем встаньте под роботом, чтобы тот поразил сам себя летящими ракетами, а вы затем смогли нанести урон по его «кабине». За победу вам выдадут имплант «Оздоровитель» максимального уровня.

Далее на очереди – Городок на Диком Западе. Как всегда, будут комнаты с закрытыми дверьми. Убейте всех врагов и сможете пройти дальше. Напомним, что разрушать всех дронов необязательно – главное победить киборгов и двери откроются. Будьте внимательны, поскольку здесь появляются манекены с дробовиками, стреляющие в определенном направлении. Снаряды могут поразить как вас, так и остальных противников. Манекены не пропадают даже после открытия дверей, ведущих вглубь уровня!

Битва с Гробовщиком чем-то напоминает сражение с Ля Муэрте во втором эпизоде, правда здесь есть еще лазерные пушки, лучей которых следует избегать.

Награда : турбодинамический накопитель версии 2.

Эпизод 4

Все последующие эпизоды будут содержать те уровни, которые вы прошли в первых трех. Из этого следует, что вы сможете использовать короткие пути! С другой стороны, выбирая короткий путь, не забывайте, что вы лишаете себя возможности отыскать в конце уровня счастливую монету!

В четвертом эпизоде нужно будет сначала преодолеть отрезок с солнечными палящими лучами, выполняя те же действия, что и раньше, а затем вы окажетесь на локации с нажимными пластинами в полу. В конце концов, вам предстоит сразиться с Ля Муэрте, который на этот раз использует парные лезвия и дерется намного быстрее. Как понимаете, во всех остальных эпизодах будут те боссы, которых вы встречали ранее, только они будут намного сильнее и опаснее. К тому же на локации появляются манекены с ружьями.

Награда : нанокинетический преобразователь версии 3.

Эпизод 5

Вы окажетесь на тех же уровнях, что и раньше. В конце склепа вместо босса на длинных лапах вас ждут три персонажа с огнеметами. А дальше нужно будет победить Тотемного волка.

Награда : универсальный плазменный усилитель версии 3.

Прохождение остальных четырех эпизодов описывать бессмысленно. Перечислим разве что награды, которые вы получите за их завершение:

  • Эпизод 6 Гибро-стабилизатор версии 4 (уменьшает расход выносливости при блокировании атак).
  • Эпизод 7 Фиолетовый кабель X (снижает расход энергии при выполнении добиваний, активации дрона и использовании инъекций).
  • Эпизод 8 Универсальный плазменный усилитель версии 5 (увеличивает максимальный запас энергии, здоровья и выносливости на основе заряда энергоблока).
  • Эпизод 9 Золотые очки (одеваются на голову) . Эффектная изюминка личной коллекции Ришботераа: возрадуйтесь, любители всего яркого, броского и безвкусного, ибо близится ваш звездный час! Станьте самым блестящим стилягой по эту сторону реки Клондайк. Отныне вы будете выглядеть не просто хорошо, а ослепительно.

А в конце девятого эпизода вас ждет встреча с виновником торжества — смотрителем Ришботером, тем самым человеком, которые контролировал качество продукции в CREO. Впрочем, ничего человеческого в нем уже практически не осталось.

Примечание . Выходя от Ришботера, обязательно взаимодействуйте с панелью впереди. Сначала вы активируете цензуру, а затем — отключите голос Ришботера. Повторное взаимодействие позволит включить голос обратно. Так или иначе, эпизод будет забавным!

Игорь Патрин

В начале игры обыскивайте каждый угол. Очень много металлолома валяется то тут, то там. Порой за раз можно собрать больше, чем от гибели 10 противников. Так же можно обнаружить и редкие модули.

Обнаружив противника, в первую очередь обращайте внимание на его оружие. Если такого у вас еще нет, то обязательно пилите правую руку. Даже если у врага двуручное оружие, пилите именно правую руку. Оружие будет именно там.

При этом помните, что отпиливание конечности не гарантирует 100% получения детали или модуля.

На первом этапе игры самым лучшим оружием будет Красная Пила (Aspir Vibro-Cutter). Очень быстрая при достаточно высоком уроне. Вложитесь в апгрейд по максимуму. Киборга с ней можно встретить в первой открытой комнате. Он будет прятаться за «шторкой». Но попробуйте все оружие, возможно, лично вам подойдет что-то другое.

Прежде всего, прокачайте ядро костюма. В идеале, нужно довести показатель до 20. Потом уже можно прокачивать обвесы.

В игре есть минибоссы. Погибают один раз и больше не воскресают. Зато дают много металлолома и уникальные предметы. Битвы с ними тяжелые, но усилия того стоят.

Возвращение на базу воскрешает всех врагов на уровне. Поэтому подумайте хорошо, прежде чем возвращаться. Я делал так – сражался, пока не погибал. Потом делал пробежку за упавшим металлоломом, потом возвращался на базу и прокачивал персонажа. И все это без единого сражения. Да, враги в игре ненавязчивые.

Быстрые проходы по локации это, конечно, хорошо. Они здорово помогают сократить время, да и заново зачищать коридоры не обязательно. Но иногда стоит вернуться на старые локации, чтобы еще раз проверить все двери и коридоры. Бывает, что там находятся закрытые проходы и комнаты, в которые вы не могли попасть из-за низкого уровня или недостаточных навыков.

Постарайтесь выводить противников на открытое пространство. Даже если вам ради этого одновременно придется сражаться с двумя врагами. Лучше сражаться с двумя врагами, чем с одним врагом и камерой.

Кстати, о двух противниках. Враги не наносят урона друг другу. Поэтому стравить их между собой не получится.

Разрушайте дерево. Если видите что-то деревянное (ящики, контейнеры), бейте без раздумий. В большинстве случаев там обязательно найдется что-то полезное или проход к чему-то полезному.

Пользуйтесь блоком в самом крайнем случае, когда уже понимаете, что увернуться не успеете. По идее, сильный удар пробивает блок. Все бы ничего, но почему-то некоторые обычные удары противника игра принимает за сильные.

Заходя в новые комнаты, всегда проверяйте углы слева и справа от себя. Там часто любят прятаться враги, которые атакуют в самый неподходящий момент.

Не стесняйтесь дать стрекача. Лучше убежать живым, чем геройски погибнуть. Как правило, даже быстрые противники прекращают преследование, когда вы покидаете их зону внимания.


Старайтесь в первую очередь атаковать стреляющих врагов, т.к. они любят заходить сзади и атаковать в спину, когда вы никак не сможете увернуться.

Сражаясь сразу с несколькими врагами, старайтесь выключать захват цели. Тогда вероятность атаки по периметру (урон сразу нескольким целям) становится выше.

В игре нет стелса, но можно подойти (именно подойти) к противнику со спины незамеченным. При такой атаке урон будет более высоким, а враг с большой долей вероятности упадет и позволит нанести еще несколько ударов.

Если понимаете, что смерть неизбежна, постарайтесь отойти к стене или краю комнаты (в идеале - к выходу, но в таком случае лучше дать стрекача). Так вам будет легче подобрать упавший металлолом.

Технически вы можете бесконечно долго собирать металлолом, респавня врагов на локации. Но помните, что бесконечно развиваться не получится. Экзоскелет имеет некоторые ограничения по прокачке. После каждой локации (фактически после победы над боссом) вы будете получать новую, улучшенную версию экзоскелета.

Также читайте наш великолепный обзор на

Постоянный клиент (Примечание:
  • Вы трижды дали Джо запчасти

Подсказка:

  1. Поговорите с Джо во второй локации у трубы недалеко от второго босса «Майский жук» (босса пока не трогаем) и дайте ей 5 000 запчастей.
  2. Поговорите с Джо перед битвой с третьим боссом «Большая СИСТР (1/3)» и дайте ей 10 000 запчастей.
  3. Поговорите с ней в «Исследовательском Центре» (в самом верху локации) и дайте ей 15 000 запчастей.
https://www.youtube.com/watch?v=eg83jodwsoE


Розовые очки (Примечание: достижение можно пропустить!)
  • Вы нашли себе солнцезащитные очки

(Внимание: если хотите получить это достижение НЕ давайте Джо запчасти, а лучше вообще не разговаривайте с ней!)


Подсказка:

После победы над «Большая СИСТР (1/3)» переходим (провалитесь) в следующую локацию, где можно будет найти проход в убежище Джо, там мы и найдем солнцезащитные очки.

Originally posted by Borman :

Внимание: "Ирина Бекет действительно не берет Усиленную трубу, но будучи охранником , с радостью забирает МГ Переговорщик (проверено лично), который можно получить, убив охранников ." (Автор )

Originally posted by dorian-f-k :

Внимание: "Сначала я ей пытался дать шест, но игра глючила и неотдавала ей, я подумал что стоит его улучшить и вернуться позже... забыл. Встретил ее дальше, она сказала что сама все нашла. Потом встретил ее после прохеждения исследовательского центра, она попросила шмотки все норм вроде. ну и вот сейчас встретил ее в администрации, она опять глюканула и не стала нападать. Пришлось проявить инициативу и грохнуть ее , но достижение есть." (Автор