Триумф полководца в древнем риме. Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.)

УРОК 2. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э.

Рассматривается дальнейшее развитие римской агрессии и установление римского господства на всем Средиземноморье. Подчеркивается захватнический - со стороны римлян - характер войн II .в. до н. э., в результате которых некогда независимые цветущие области были превращены в бесправные провинции, ограбленные завоевателями.

Варианты начала урока : I . Б 1, 3-5; А 1, 3; Б 6-7. II . Б 1, 3-4; А 2; Б 6-7. III . Б 1, 3-5, 7; А 3. IV . Б 1-7. Вопросы и задания :

А. 1. Что началось раньше: вторая Пуническая война или поход войск Александра в Азию? На сколько раньше? Начертить на доске «линию времени», отметить на ней требуемые даты. 2. Одному ученику - рисовать на доске план расположения римских войск при Каннах, направление войсковых ударов и одновременно рассказывать о битве от имени ее участника- легионера. Другому ученику рисовать построение карфагенских войск, направление их ударов и одновременно рассказывать о битве от имени воина армии Ганнибала. Учитель руководит ответами, предоставляя слово то «римлянину», то «карфагенянину». 3. В чем вы видите выдающиеся полководческие способности Ганнибала? Учащиеся способны дать развернутое обоснование, используя следующие факты: а) внезапное вторжение Ганнибала-в Италию (переход через Альпы); б) окружение и разгром численно превосходящего войска римлян при Каннах; в) план привлечения на свою сторону покоренных Римом народностей Италии (галлов, греков и др.).

Б. 1. Как назывались войны между Римом и Карфагеном? Почему так назывались? Каковы были их причины? 2. Как римляне создали военный флот и победили карфагенян на море?

(По диафильму «Войны Рима с Карфагеном».) 3. Чем закончилась первая Пуническая война? 4. Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию. Покажите на карте путь его войска. 5. Покажите на карте места двух главных сражений Ганнибала. (Канны, Замы.) Каковы результаты каждого сражения? 6. Почему Ганнибал не смог завоевать Италию? 7. Чем закончилась вторая Пуническая война?

План изучения (Данный план следует хронологии событий. В учебнике третья Пуническая война рассматривается до римских завоеваний в Восточном Средиземноморье (преимущество плана учебника в том, что разрушение Карфагена тематически связано с предшествующим уроком). Учитель может выбрать любой план изучения материала ): 1. Римские завоевания в Восточном Средиземноморье. 2. Третья Пуническая война и разрушение Карфагена. 3. Ограбление завоеванных стран римлянами.

1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье. Целесообразно показать учащимся на настенной карте примерные границы обоих этих районов (Западного и Восточного Средиземноморья). «Какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?»-спрашивает учитель. Дополняя ответы, он напоминает, что Сирийское царство, Египет, Македония и другие более мелкие государства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных парств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «разделяй и властвуй!» («Как вы понимаете это выражение?» Учащиеся способны указать, что римляне сознательно натравливали друг на друга соседние народы и государства и порознь громили их войска.)

Более подробный, чем в учебнике, рассказ о судьбе Ганнибала поможет связать материал предшествующего и данного уроков.

Вскоре после окончания второй Пунической войны Ганнибал вынужден был бежать на восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами. «Зйай, царь, - говорил он своему повелителю,- римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого полководца.

0 разгроме Сирийского царства учащиеся могут узнать в ходе чтения вслух учебника (§ 46, п. 2). После этого учитель заканчивает историю Ганнибала, который бежал в Вифинию (Малая Азия). И здесь он стал военным советником при царе.

Узнав об этом, римляне потребовали выдачи Ганнибала. Однажды старый полководец увидел, что его дом окружен вооруженными людьми. Не желая стать пленником римлян, Ганнибал принял яд.

Учитель говорит, что вслед за Сирией римляне подчинили Македонию. Он может предложить сравнить построение римского и македонского войск в бою и сделать вывод . (Какое войско было более совершенным? Чем?) Выслушав ответы, учитель либо вновь использует прием громкого чтения (§ 46, п. 3), либо рассказывает сам о битве при Пидне.

Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования^ ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды. Македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя. 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы (См.: Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948, с. 284-285 ).

Учащиеся узнают о завоевании Римом Македонии и Греции, о гибели крупнейшего торгового центра Греции - Коринфа (146 г. до н. э.). На разрушении города настаивали римские купцы. Место, на котором стоял Коринф, было предано проклятию, уцелевшие жители проданы в рабство, произведения искусства вывезены в Рим.

2. В военном отношении Карфаген не представлял никакой опасности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.

Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов) купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет назад, - думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципиона, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он. - Морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чем бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» . Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийские. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.

В рассказе об осаде и штурме Карфагена можно использовать либо цветной диафильм «Войны Рима с Карфагеном» (кадры 37-46), либо рисунки на стр. 191-192. Последний рисунок дает представление о героизме жителей, оборонявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение уже не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своем пути.

Семнадцать дней горел Карфаген. Удушливый дым низко стлался по земле. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с бесформенными развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, предавалось вечному проклятию, чтобы отныне на нем не появлялось ни дома, ни пашни. Так повелел сенат (См.: Немировский А. И. Три войны. Л., 1961, с. 131-132 ).

Обобщая, учитель отмечает, что в результате победоносных войн Рим стал в середине II в. до н. э. сильнейшим государством на всем Средиземноморье . Еще сохраняли независимость Египет и несколько более мелких государств, но ни одно из них уже не отваживалось бороться с Римом.

3. Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 46, пп. 4-5); вводятся понятия провинция и триумф .

Желательно использовать картину С. Анкундинова «Триумф римского императора». Перед ее показом учитель говорит, что в Риме после каждой крупной победы устраивался праздник, который называли триумфом: войско во главе с полководцем торжественно вступало в город.

Вывесив картину, учитель объясняет, что специально для празднества возводились парадные ворота в форме арки: через них проходили все участники триумфа. Он предлагает учащимся построить рассказ по картине и помогает им это сделать: «Мы видим на картине три группы людей: 1) римских воинов; 2) пленников; 3) граждан, встречающих войско. Включите в рассказ описание каждой группы». Обычно учащиеся успешно выполняют задание; учитель исправляет ошибки в ответах, делает дополнения (см. пособие, табл. 19).

Таблица 19. Работа с учебной картиной "Триумф римского императора"
- При описании картины учащиеся способны высказать следующие мысли Дополнения учителя в процессе описания учащимися картины
РИМСКОЕ ВОЙСКО Полководец едет на позолоченной колеснице. В нее запряжены белые кони. Одежда на нем красная, на голове - венок. В одной руке полководца жезл, в другой зеленая ветвь Впереди колесницы идут трубачи и охрана консула. За колесницей полководца следует его войско Одежда выкрашена пурпурной краской. Раб держит над головой полководца еще один венок - золотой. Этот полководец получил почетное прозвище - император (по-латински «повелитель, главнокомандующий»). Оно дано ему сенатом или непосредственно войском за успехи на войне. Отличившегося полководца называли императором не всю его жизнь, а некоторый срок - обычно во время праздника по случаю одержанной победы Учитель либо предлагает учащимся вспомнить, что им известно о ликторах (см. пособие, стр. 273), либо рассказывает о них сам
ПЛЕННИКИ Впереди гонят пленных, связанных одной цепью. На них лохмотья. По их взглядам видно, что они ненавидят римлян. На руках у женщины ребенок Вероятно, это самые знатные пленники, их превратят в рабов, а возможно, казнят. Ребенок мертв, он не выдержал долгого пути
ТОЛПА Горожане приветствуют воинов, машут ветками, протягивают цветы. На их лицах улыбки Перед огнями жертвенников (справа) стоят жрецы, они благодарят богов за победу

В заключение работы с картиной возможно задание: «Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме. Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?» Выслушав ответ, учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф-радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.

Учитель может и сам сделать описание картины, не поручая это учащимся. (Если в школе отсутствует названная картина, может быть использован цветн. рис. 17.)

Домашнее задание : § 46. Ответить на вопрос к документу «Описание Плутархом триумфа» (стр. 194). Вопросы и задания 1-3 к § 46.

triumphus ) в Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы , преторы , проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).

Разграбление Иерусалима, рельеф на арке Тита, Рим, I в.

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона , и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм , подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок .

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны , олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Культурные страны, особенно Греция , Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией , Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс . Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий . Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа - права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом . Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».

См. также

Ссылки

  • Fasti Triumphales - Триумфальные фасты (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Триумф (Древний Рим)" в других словарях:

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Император (значения). Император (лат. imperator повелитель, хозяин, полководец) древнеримский почётный воинский титул, наиболее распространённый в период Поздней республики. Почётный титул… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Овация (значения). Овация (лат. ovatio) представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне… … Википедия

    Столица Италии. Город находится на р. Тибр, древнейшее название которой Румо или Румон послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племен этрусков древнего… … Географическая энциклопедия - Основание Рима … Википедия

    Марк Порций Катон Утический/Младший лат. Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis) … Википедия

    Статуя императора Августа в Ватиканском музее Первым императором (в современном смысле) Рима стал Октавиан Август: после победы над Марком Антонием и возвращением из … Википедия

Живопись эпохи барокко
Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».

Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т.п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой – около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия.

В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

">Московский государственный университет

">культуры и искусств

">Театрально-режиссёрский факультет

">Кафедра режиссуры театрализованных представлений

">Реферат по предмету «Режиссура»

">Тема: Древний Рим – Триумфы

"> Выполнил студент

"> Коноплёв М. Ю.

"> 3 курса з/о ТРФ

"> группа 10304

"> РТП и П

">Москва, 2011

">Древний Рим

">Триумфы

">Триумфальные факты были опубликованы около 12 г. до н. э. Они содержали список триумфов от основания Рима до правления Августа. Как исторический феномен, это такое явление, которое покрывает практически всю Римскую историю это 12-го веков.

">Согласно легенде первым триумфатором стал Ромулл легендарный первый царь основатель Рима (753 — 716 гг. до н.э.). Последний Триумф прошёл в 403 году до н.э., когда империя трещала по швам, это было начало конца, времена Императора Ганори и полководца Стили Хона. Ромул брат Рема первый отпраздновал триумф над городом Цинир, в который не въехал на колеснице, а шёл рядом. Два брата были рождённые от жрицы весталки Реи Сильвии и Бога Марса вскормлены волчицей, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. После того как Амулий заточил их в корзину и бросил в Тибр (река на Апеннинском полуострове, третья по протяжённости среди рек Италии), а корзину прибило к берегу. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу где и узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

"> Триумф зародился в царском Риме плавно перешёл в эпоху республики её расцвета до имперской эпохи и пережил сам Рим как Империю. Триумфы праздновали Византийские Императоры. Если обратить внимание на наши парады, это как отголоски триумфов. Как, например 1944 – году вели пленных как триумф гражданской войны.

">Так же существовали « ">Эллинистические ">» Триумфы – это "> Царские свои триумфы. "> Триумфы вообще описывали Греческие писатели, они лучше владели пером.

">Аспекты триумфа выделяется в первую очередь как религиозное действо, благодарность Богу войны за победу и вообще как языческим богам. Есть версия, что Римляне заимствовали это шествие как ">Триумф у Этрусков ">, древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски были очень развитой страной, культура, живопись, грамота и т.д.

">Римляне на протяжении всех веков были очень воинственным народом. Воевали практически постоянно. Почему Император Август хвастался, тем, что до него храм "> Януса "> только два раза был закрыт в течение веков, ">это означало - войны нет ">, а в его время трижды. Война – это нарушение баланса, серьёзное потрясение для народа. Когда Римляне-воины возвращались домой в крови, их надо было отмыть – очистить от пролитой крови, чтоб Боги их простили. Этот обряд делался для того, чтобы Боги не гневались, иначе община могла пострадать. Что бы восстановить этот баланс, отношение людей с Богами и была придумана процедура торжество Триумфа. Нужно было принести очищительные жертвы Богам, и вот само жертвоприношение происходило в конце шествия. В частности прохождение под Триумфальной аркой. На сегодняшний день существует около 280-ти арок, на всем пространстве бывшей Римской Империей. Настоящий триумф мог проходить только в Риме, потому, что в кульминации Триумфа было жертвоприношение, в храме Юпитера-Капитолийского, а он только в Риме, а победные торжества могли проходить и в провинции. Хотя Антоний с Клеопатрой это сделали, но в Риме этого Триумфа не признали, хотя это было богатое, пышное действо как бы ">квази-триумф ">.

">Сам факт прохождение под аркой или то, что символизировало её как бы три копья стоящие в поле, это символизировало ритуальное очищение от пролитой крови. Есть поверие, что померий – это священная черта на территории города, где войнам нельзя было появляться.

">В то время строительство городов сопровождалось различными обрядами. С начало вырыли яму, куда сложили полезные для человека плоды и хлебные злаки. Затем каждый бросил в яму горсть земли, принесённую из тех мест, откуда он родом. Это символизировало единство будущих граждан города. Затем Ромул запряг в плуг быка и корову и пропахал глубокую борозду, где и должна была вырасти городская стена. В тех местах, где он приподнимал плуг, в борозде образовались разрывы и как бы намечались будущие ворота. После совершения обряда стена считалась священной. Одним из первых в городе было построено неприкосновенное убежище для беглецов, посвящённое ">Богу Ализу ">. В этом убежище находили приют и защиту беглые рабы, должники. Рим принимал изгнанников и пришельцев. Их прошлым никто не интересовался.

">Триумфатор "> – это личность, человек который одерживает победы ради государства. Этот День (Триумф), даровался этому человеку почувствовать себя подобному Юпитера. Юпитер как мы знаем в древней мифологии ">бог "> неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини ">Юноны ">. Соответствует греческому ">Зевсу ">. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — ">иды ">.

">Храм "> Юпитера Капиталийского стоял на ">Капитолии ">, где Юпитер вместе с Юноной и ">Минервой "> входил в тройку главнейших римских божеств.

">Было очень почётным дарование одному человеку этот титул Триумфатора « ">Примус-интерпарус ">»-первому среди равных, выдающемуся полководцу победивший в сражении. подписанным сенатом и как бы народом, римляне как бы выработали эту практику примирение личных интересов с общественными.

">И после этого сложить свою власть и никогда после этого о ней не заикаться. Возможно, Триумфатор облачался в костюм Юпитера подражая ему, пурпурный плащ со звёздочками, золотой венок, в общем это покрыто мраком неизвестности.

">Только Триумфатору Помпею даровалось привилегия появляться в костюме на людях. Но требовалось особого постановления.

">Как известно, ">Помпей – Римский полководец ">, политический и государственный деятель. Практически в конце своих побед и жизни в гражданской войне победил Цезаря, но потом сам был разбит Цезарем при Фарсаде и убит в Египте, где искал убежище:

">1-й Триумф Помпей отпраздновал в 81-году над африканским царём Ярбы;

">2-й Триумф над испанскими племенами в 71-м году;

">3-й в 61-м году над Пиратами и Метридаторами и отпраздновал самый роскошный Триумф в истории Римской Империи.

">Право на триумф изначально имели цари, и одеяние у них было как бы Юпитера, ">красный плащ цвет крови – красный цвет – это цвет Юпитера ">. Одежда царя – это одежда юпитера. ">Пурпурная туника "> – (Туника-полмата так называемая) украшенная золотыми пальмовыми листьями по краям. Так же ">Тога пикта "> – украшенная золотыми звёздами с верху и к ">этому лавровый венок на голову ">. Но Римляне постоянно видоизменяли эту практику, нельзя сказать, что это был всегда.

">Когда Триумфатор ехал на колеснице, так же он мог и сидеть в кресле обитом слоновыми костями на колёсиках и ещё помимо лаврового венка у него на голове, араб его слуга, над его головой держал золотой венок. И только заслуженные Триумфаторы как Помпей и Цезарь имели право носить на голове золотой венок в других торжественных ситуациях, а то и постоянно. Цезарь, который стал пожизненным Диктатором, он мог себе позволить практически всё.

">Существовало много разных триумфов как больших так и малых которые называли «овациями». Существовали приписки, у Римских аристократов было право масок. При похоронах правило масок показывало предков, родственников и для триумфаторов это был соблазн, что показывало престиж семьи, актёры, облачённые в костюмах, масках триумфаторов, консулов, цезарей, они шли и это играло на престиж семьи.

">После царей право на триумф имели высшие ">магистратуры ">, ">полмагистратуры ">, ">консулы ">, ">проконсулы ">, "> преторы ">, ">пропреторы "> которые командовали армией и одержали победу. Считалось, что не менее 5000тыс. врагов должно было убито в крупном сражение. Затем сенат решал давать ему это право Триумфа или нет.

">Право на триумф, имел полководец, который располагал высшей военной властью, командовал сам, а не под чьим-то началом. Средства выделял для этого сенат. Привезённое с собой и награбленное в победе, триумфаторы по хорошему должны были сдавать всё в казну, правда полководец, кое-что давал и своим солдатам, хотя солдаты и сами могли награбить себе в походе. Ещё есть версия, что солдаты, были против, чтобы полководцу давали титул Триумфатора, если они его недолюбливали т.к. он не делился с ними.

">Пример: Консул Эмилий Павел Луций одержал победу в 168г. до н.э., с Македонией, шикарная была победа, разгромлена Македония. Эмилю Павлу был присуждён Триумф, а солдаты были против, потому что они своего полководца не долюбливали, потому что не хотел с ними делится. Консул думал, что по честному нужно сдать в ">РИРАРИУМ-КАЗНУ ">. Он ввёл как бы полный уставняк. Умер он в полной нищете, совершенно бедным человеком. Хотя захватил фантастическую добычу в войне с Макидонией.

">Эмилей Павел Луций, Римский военачальник 172 году до н.э. Был избран консулом и получил триумф за победу над племенем Лигогов, чтобы завершить 3-ю Македонскую войну. Римляне вторично избрали его консулом и вручили ему командование и 22 июня 168 года до н.э. Эмилий одержал блестящую победу над Македонией, Царём Персеем, что решило исход войны. Эмилий вернулся в Рим и отпраздновал свой 2-й Триумф, один из пышных триумфов во 2-м веке до н.э.. Он праздновался три дня. Два дня несли только трофеи и то не все сокровища, произведение искусств, сотни повозок, кувшины с серебром и золотом. После этой победы Римские граждане 200 лет не платили налоги.

">И когда полководец возвращался с победой, то для него как бы готовилось испытание на Марсовом поле, где решалась как бы судьба, судьба героя который победил со своим войском давать ему Триумф или нет. И тут же он мог стать сразу же после решения сената равный среди равных если не получит триумф. Сенат собирался там же на Марсовом поле на возвышенности в храме "> Беллоны "> – это ">храм Богине войны ">. И обсуждался вопрос давать ему триумф или нет. Соискатель делал доклад и в лучшем виде предоставлял им свои достижения. Конечно, здесь они могли и преврать. Войско, тоже вместе со своим командиром ожидало. Они не имели права, войти в город вооружёнными не очистившись после пролитой крови. Конечно, были и такие случаи, что врагов брали врасплох, они тут же сдавались и соответственно нет битвы нет поражений и здесь не могла идти речь о триумфе. Воины как бы должны были помогать своему военачальнику, если он был им по душе. Голосовали за него, как бы проводилась агитация в народном собрании для того что бы ему был предоставлен триумф. Если принималось положение присудить ему этот триумф, назначался день, день вступление в город. Победитель ожидал это шествие в специальном помещение, публично-городское здание, где и сидели секретари. Хотя был случай, когда Ситеке и его коллеги дали триумф над сдавшимися врагами, им скорее всего помогли хорошие знакомые влиятельные люди.

">День триумфа.

">Триумфатор должен был получить награду и удовольствие, по сути примерять на себя роль Юпитера когда ему красили лицо якобы, может это греки т.е. греческие писатели соврали, пиром они владели хорошо, но не всё знали о римлянах. Может на них влияли « ">Эллинистические триумфы» это были кажется в Греции.

">Далее надо было пройти через Марсово поле, через Триумфальную арку(ворота) и весь город, обязательно без оружия, очистившись в руках с пальмовыми ветвями в парадной одежде, распевая песни. Двигались по городу, где и стояли граждане в венках украшены цветами, гирляндами цветов, вдоль этих улиц за ранее занимали места, в окнах тоже. Маршрут был рассчитан так, чтобы пройти самые людные места. Обязательно пройти через Цирк Фламиния, построен по приказу ">Гая Флами́ния и был назван в его честь. Это ">— древнеримский политик и полководец, консул, через ">Большой цирк "> (лат. " xml:lang="la-Latn" lang="la-Latn">Circus Maximus ">. циркус Максимус) — самый обширный ;vertical-align:super"> "> ипподром в Древнем Риме. Располагался в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц. Миновать театры и выйти на форум и там самая торжественная часть, ">Виа-Сакра "> или как священная дорога. За храмам Сотурна подъём на Капитолий (священная гора), перед ней отделялись пленники, не всех пленников казнили, те которые самые знатные, отводили вправо, где была тюрьма(карцер) и придавали смерти. Одни из выдающихся пленников Югурта с которым долго боролись, потом знаменитый Верцен Гиторик. Дальше Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице поднимался на Капитолий в одной руке был жезл, в другой пальмовая ветвь, там и приносил жертву Юпитеру. Для этой цели в начале гнали быков с вызолоченными рогами. После этого он снимал с себя роскошную одежду как называли её ">Тунико –Пальмата "> (">Туни́ка "> — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер, тога-пикта украшенную золотыми звёздами (">То́га "> — верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме — кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу, ">позолоченную обувь, лавровый венок "> ">, жезл (скипетр) с орлом – царский жезл из слоновой кости "> и потом после этого он становился простым из народа – обычным гражданином устраивал при и не один, для своих, сенаторов, коллег, народа, соратников, воинов. В зависимости на сколько мог себе позволить Триумфатор, тысячи столов в городе для всего римского народа. Особенно это могли себе позволить Помпей и Цезарь огромные и роскошные Триумфы у Помпея – 4-и и Цезаря 5-ть Триумфов. И как было известно, что полководец на поле сражения уже провозглашался Императором - носитель империи. Это уже была как бы заявка на триумф и если сенат подтверждал заявку значит он мог праздновать Триумф.

">Хотелось вспомнить про Триумфальные арки. Арка Тита одно-пролётная 71-й год, поле того как Тит захватил Иерусалим, шли евреи которые в последствии строили Колизей. Но эту арку уже окончательно построили спустя 10лет (нынешнюю). Из чего изначально была она сделана неизвестно. Может до этого они были деревянными как Триумфальная арка Ухтомского, нынешняя арка «Красные ворота» через которую короновали в 1742 –г. Елизавету Петровну. Т.е. арки строили в честь Императоров, арки были разные, четырех, трёх, двух, одно-пролётные и обязательно вверху стояли ">статуи "> или ">квадриги ">.

">Римляне были суеверны и чтобы избежать сглаза, воинам позволяли насмехаться над полководцем, петь про него оскорбительные песни, слагать частушки и припоминали все неурядицы в походе.

">Порядок процессии. Колонна делилась на три части:

">а) "> в начале, обязательно шли музыканты трубачи, флейтисты, жертвенные животные до ста быков, а может и больше с вызолоченными рогами, звучали скорей всего торжественные марши, военные пени. Возможно это были различные шумы т. к. играли, топы пели песни шум был грандиозным все кричали ">ЭВУЭ-ТРИУМФЫ ">, скорей всего слово триумф от этого и произошёл «эй триумф». Сам император должен был заколоть хотя бы одного быка.

">б) "> (в Эллинистическое время было больше трофеев), потом несли трофеи захваченные в бою, комплекты вооружения, затем картины, бронза, произведение искусств, изображение городов в миниатюре. Это могли быль ленты с надписями, транспаранты, натяжки, макеты всё что могло дать понять о завоевание города, который захватили. Конечно, без вранья, тоже не обходилось дело, как это наверно произошло с Юлием Цезарем, что как бы он 1млн. покорил себе, 1млн. убил и 1млн. взял в плен.

">в) "> и после трофеев шли пленные, чем больше почётных пленных, тем лучше, несколько десятков начальников. Как, например, в Триумфе Эмиле Павла, шёл сам царь Македонии Персей, весь в чёрной одежде, рядом с ним шли трое детей два мальчика и одна девочка и что интересно зрители умилились, пролили слёзы умиления, проникли состраданием, дети даже и не понимали, что происходит. Кстати не обязательно, что всех пленных казнили, их отпускали, сажали, хотя для пленных которых провели в триумфе это было большим позором, особенно как для Персея, хотя Персею предлагали решить этот вопрос, убив себя но он так и не решился или как знаменитую Пальмерскую царицу ">Зенобия Септимия - "> вторая жена царя Пальмиры Одената II, потом дожила свои дни на вилле которую подарил ей император.

">г) "> После пленных шествовал сам Триумфатор, стоя на колеснице запряжённую четвёркой белых коней с красным лицом т.е. полное уподобление Юпитеру.

">Как писали, что Помпей яко бы хотел проехать под аркой на слонах.

">Если взять восстание Спартака, Крас разбил его и он рассчитывал на триумф. Но триумф не давали с недостойным противником хотя воины Спартака были достойными но со стороны политики это были обычные рабы-гладиаторы и Красу (">Марк Лициний Красс "> — древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени) предложили «Овации» . Триумфатор шёл пешком либо на коне, только Красу разрешили сесть и на ">коня "> и вместо ">миртвого "> венка (">Мирт ">— род южных вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками, содержащими эфирное масло, также миртом раньше называли венок из цветов и листьев такого дерева или его ветвь — символ тишины, мира и наслаждения) одеть лавровый. В Овациях в жертву приносили не быка, а всего лишь одну овцу и это было скромное шествие. За все время было только всего лишь 23 овации, а триумфов было на порядок больше.

">Было три вида Триумфов:

">Большой Триумф;

">Триумф на Альбанской горе "> – самая высокая точка её, вершина Монте Каво, на ней был сооружён храм Юпитеру. В этой святыне латиняне отмечали свои торжества, а римские консулы и иногда праздновались триумфы;

">Овации - "> представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне государства, а в случае менее значительных врагов (рабы, пираты), или когда конфликт был разрешен с небольшой кровью или небольшой опасностью для армии.

">Генерал, празднующий овацию, не въезжал в город на колесницах, запряженных двумя белыми лошадями, как в случае триумфа, а обычно шел в тоге магистрата с пурпурными полосами. При триумфе генералы надевали полностью пурпурную тогу, украшенную золотой вышивкой.

">Награжденный генерал также надевал венок из мирта (посвященный Венере), тогда как при триумфе надевали лавровый венок. Римские сенаторы не шли впереди генерала, солдаты также не участвовали в процессии.

">И ещё был очень редкий это морской триумф – это разновидность большого Триумфа. Но проходил он на суше. Римляне не очень активно воевали на море. Заключалось в том, что после процессии, после пира Триумфатора, сопровождали флейтист и факельщик эту почесть предоставили полководцу Гайду Уилли.

">После 19-го года до н.э. республиканский триумф приказал долго жить т.к. уже всё принадлежало монарху т.е. императору который стал монархом и после этого триумфаторов было всё меньше и меньше. В основном это были триумфы одного человека и Монарх по особым случаям пооширял своих полководцев, даровал им «Урономенто-Триумфале» т.е. Триумфальные украшения. По особым случаям могли появляться в пурпурной туге с венком.

">Понятие «Триумф» как бы состоит из трех частей: Народ;

"> Император и Триумфатор.


Заказать написание уникльной работы

Оригинал взят у mayak_parnasa в Фестиваль "Времена и эпохи. РИМ" - Триумф.

В прошедшие выходные в парке Коломенское проходил фестиваль "Времена и эпохи" посвященной реконструкции событий античности. Сегодня мы хотим вам рассказать о самом запоминающемся событии всей истории Древнего Рима - встрече Триумфатора. Все гости могли в прошедшее воскресенье поприсутствовать и принять участие в чествовании триумфатора и его легионов.
Далее мы постараемся рассказать об этом знаменательном событии.

Зрители собрались на трибунах, где началась подготовка к редкому и торжественному событию - триумфу.

Весталки.


Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.

Первыми на песок арены вступили спасители Рима - гуси. В древние времена именно эти птицы своим криком сумели разбутить стражу и предовратить штурм Капитолия врагами.

Проход гусей по арене, под рукоплескания зрителей.


Одина из прекрасных птиц сумела вырваться из загона и при попытки загнать ее обратно эта гордая птица сумела взлететь и покинуть арену под одобрительный гул толпы.

Свободолюбивый гусь.


Следующими на арене появились флагоносцы и танцовщицы.

И вот зазвучали фанфары.

Фанфара (итал. fanfara, фр. fanfare) — натуральный медный духовой музыкальный инструмент, используется в основном для подачи сигналов, представляет собой удлинённую трубу с узкой мензурой, обычно без вентилей. Также фанфара — музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.

Под звуки фанфар появились ликторы, несущие фасции олицетворяющие власть.

Ликтор с фасцией.

Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов cum imperio. Впоследствии осуществляли только парадные и охранные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении, чтобы тем оказывали надлежащие почести. Были вооружены фасциями.

Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Благоухание разового масла наполнило воздух, а лепестки роз покрыли песок арены.

Пришло время вступления под возгласы "Io triumphe" самого виновника торжества.

Триумфатор.

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, который сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Империй (лат. imperium, от лат. глагола imperare — командовать) в Древнем Риме — публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине. Империй применялся в военной сфере (militiae) и гражданской (domi). Тот, кому давался империй, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

Триумфатор и государственный раб.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (говорил memento mori), и ему не следует слишком гордиться.

За триумфатором следовали повозки с трофеями и добычей. В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Военная добыча.

Таблички с захваченными городами и странами.

Диковинный зверь, леопард.


Враг Рима - вождь варваров.


Знатные пленники.

Знатные пленники.


За трофеями и рабами на арену вступили победоносные легионы Рима, несущие власть Сената и Народа на всю Ойкумену.
Снова вниманием зрителей завладели прекрасные танцовщицы. А в это время жрицы Весты готовили триумфальную арку из цветов, проходя под которой войска очищались. Перед проходом арки войны разоружались и входили в город уже мирными жителями. Но во времена профессиональной армии, легионеры снова брали оружие для защиты интересов Империи.

Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Триумфатор совершает жертовоприношение Юпитеру.

Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (лат. ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов.


Вот и прошел этот триумф. Как все яркое и торжественное, он так же недолговечен, как и все в этом мире. Триумф закончился, но праздник еще будет длится.

Вот так прошли выходные у нас, мы сумели погрузится в римскую историю, посмотреть на триумфатора, увидеть сражения легионов. В очередной раз клуб "Ратоборцы" подарил Москве замечательный праздник, надеямся что эта традиция не прервется.