Уоллес рузвельт. Вице-президент сша уоллес и независимость монголии

После того как я посетил Вас в прошлую среду, я с неослабным интересом размышлял о Ваших словах относительно мира в мировой экономике, и о том, как Вы выразили эту мысль в символической форме. Использование символа, вокруг которого могли бы синтезироваться общечеловеческие цели, всегда представлялось мне наиболее удачным и эффективным способом достижения идеала.
По этой причине проект Знамени Мира Николая Рериха, который я представлял Вашему вниманию и которым я интересуюсь вот уже на протяжении ряда лет, кажется мне воплощением по-настоящему жизненного плана. Он предполагает объединение народов на основе взаимного охранения тех ценностей, по поводу которых не может быть никаких противоречий. Речь идет о ценностях культуры. Подобно Красному Кресту, который вызывает у всех народов единые чувства, связанные с физическим благосостоянием, Знамя Мира может символизировать всеобщую заботу о духовном и культурном благосостоянии.
Питая глубокое уважение к идеалам, определяющим Ваш подход к странам мира, а также к Вашей глубокой проницательности, проявляемой в этой области, я почувствовал необходимость приступить к обсуждению этого вопроса. На мой взгляд, здесь имеется возможность, которую следует использовать безотлагательно, особенно в связи с намеченным на ноябрь Третьим международным съездом по Знамени Мира Рериха, который Музей Рериха планирует провести в Вашингтоне.
Действительно, в последние годы интересы всех стран сводятся к тому, чтобы урегулировать свои внутренние дела и ради достижения этой цели они предпринимают шаги, направленные друг против друга. Это выражается в форме повышения тарифов, импортных квот, квот по курсам валюты и множестве других приемов с сильным националистическим уклоном. И хотя некоторые из этих действий могут быть до поры до времени оправданы, просвещенным представителям даже самых националистически настроенных государств все же следует признать, что как бы ни были велики временные препятствия к достижению мира, не должно существовать барьеров для тех основополагающих ценностей, которые выходят за рамки национальных границ и относятся к предметам культуры.
Мне думается, что в настоящее время мир, быть может как никогда прежде, обращает свои взоры к возглавляемой Вами Америке в поисках новых путей, выводящих из старых лабиринтов. И если сейчас наша страна объявит об уважении культурных достижений всех народов и своем участии в защите и сохранении этих достижений, это прозвучит с особенной силой.
Ввиду моей осведомленности о Знамени Мира, которым я очень интересуюсь со времени обнародования этого проекта в 1929 г., мне хотелось бы вкратце изложить его историю и суть.
Пакт Рериха и Знамя Мира были разработаны для защиты мировых культурных и научных ценностей, забота о сохранении которых занимает Николая Рериха еще со времени его археологических раскопок в 1904 г. Говоря кратко, этот план предусматривает, чтобы образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии, произведения искусства, летописи культуры, а также все места и памятники, имеющие культурное значение, считались нейтральными и признавались в качестве таковых как в военное, так и в мирное время. С этой целью Николаем Рерихом было разработано Знамя, с помощью которого должны быть отмечены университеты, соборы, храмы, специальные коллекции, библиотеки и другие культурные центры. Знамя Мира представляет собой вполне осуществимый на практике проект, подтверждением чего служит пример организации Красного Креста.
Со времени обнародования в 1930 г. проект Знамени Мира достиг значительного прогресса, будучи рассмотрен правительствами, международными юристами, культурными учреждениями и отдельными известными деятелями культуры во всем мире. В мае 1930 г. Международное управление музеев при Лиге Наций безоговорочно одобрило план, связанный со Знаменем Мира. В то же время проявляемый многими странами интерес к этому проекту привел к основанию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха – постоянной организации, сформированной для дальнейшего продвижения Знамени Мира. По инициативе этой организации в 1931 и 1932 гг. в Брюгге были проведены две международные конференции, сопровождаемые выставками, в которых приняли участие двадцать две страны, что привело к основанию в Брюгге Фонда Рериха за мир, науку, искусство и труд. Обе конференции прошли под патронажем президента Постоянного Международного Суда в Гааге д-ра М.Адачи. На обеих конференциях было выражено глубокое сожаление по поводу равнодушия, проявленного к обеим конференциям со стороны администрации Гувера. Этот факт выглядит тем более прискорбно, если учесть, что данный план был разработан одним из американских учреждений. Музей Рериха проявляет озабоченность тем, что инициатива в этом проекте, столь гуманном по своим целям, может быть потеряна Америкой. Поэтому было принято решение, что в ноябре этого года в Вашингтоне будет организована Третья конференция по Знамени Мира.
С 1929 г. осуществляется широкомасштабная поддержка Пакта различными организациями и частными лицами, что говорит о серьезной заинтересованности в этом проекте самых широких кругов. С позиций международного права, кроме доктора Адачи, поддержку Пакту Рериха и озабоченность по поводу его принятия выразили такие авторитетные личности, как член Постоянного Международного Суда доктор Антонио де Бустаманте; бывший президент и нынешний член этой же организации профессор Б.Лодер; бывший министр образования Российской империи, международный юрист барон Мишель де Таубе; вице-президент Института международного права профессор Альфред Жоффр де Ла Праделль и доктор Георгий Шклявер. Пакту оказали поддержку и такие имеющие широкую известность деятели, как Главный маршал Франции г-н Лиоте, Папа Пий , президент маршал фон Гинденбург, президент Масарик, король Бельгии Альберт, король Югославии Александр, А.Эйнштейн, Р.Тагор, М.Метерлинк, Дж.Боше, Раман и другие. Кроме мировых университетов и культурных центров, оказавших поддержку Пакту, следует особо упомянуть Международный Красный Крест в Женеве, поскольку по своей сути Пакт Рериха является организацией, аналогичной Красному Кресту. Широкая поддержка Пакта женщинами всего мира была выражена в единодушном одобрении Генеральной Федерации женских клубов. Особенно проникновенным мне кажется мнение, которое было выражено по этому поводу г-жой Рузвельт: «Я считаю, что идеалы, заключенные в Пакте Рериха, не могут оставить равнодушными всех тех, кто надеется на сохранение лучших достижений прошлого ради служения и направления будущих поколений».
Хотя Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войны, еще более важным представляется то, что его конструктивные аспекты могут служить в качестве профилактики против самой войны. Этот проект предусматривает регистрацию мировых культурных ценностей с целью осуществления их постоянной охраны. Он предполагает создание конструктивной образовательной программы, в первую очередь для молодежи, в которой будет дана высокая оценка культурных ценностей других народов. Он включает в себя формирование Лиги старинных городов Искусства. Эта идея получила развитие на основе Пакта и предполагает, что такие города, как Падуя, Рим, Руан и другие, могут целиком войти в эту Лигу, которая поможет оградить их от войны.
Зная о Вашем интересе ко всему, что связано с новыми и непредвзятыми подходами к насущным мировым вопросам, я имею удовольствие снова предложить Вашему вниманию эту тему. Мне кажется, что этот план вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях. Мне представляется, что если сейчас Америка проявит уважение к этой конвенции, связанной с художественными и научными достижениями других стран, и выкажет свою заинтересованность в их сохранении, это произведет глубокое впечатление. Поскольку я испытываю большой интерес к вопросам искусства и науки, я думаю, что конференция по Пакту Рериха, которая состоится в ноябре в Вашингтоне, может предоставить Америке еще одну счастливую возможность заявить о своей вере в то, что каждый народ может идти своим собственным путем, но вместе с тем государства должны быть едины в вопросах о фундаментально значимых ценностях, которые выходят за рамки национальных границ и являются выражением общечеловеческих целей. Я верю, что через такое взаимное уважение и внимание к культурным достижениям всех народов, являющихся общим наследием человеческой расы, может пролегать счастливый путь этих народов к миру.

Г. УОЛЛЕС

Стадии процесса Творчества

Господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г. Рибо следующим образом «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».

Путь творчества

А.Эйнштейн

А-Эйнштейна, много лет прослужившего в патентном бюро. «Изобретатель - это человек, нашедший новую комбинацию уже известных в оборудовании», «Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

2. Постепенно эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач.

Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4. Проверка.

Г.С-Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач ( 5 уровней творчества).

1 уровень Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

2 уровень Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3 уровень Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4 уровень При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5 уровень На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч" и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

    агглютинация- создание нового образа из частей других образов;

    гиперболизация- увеличение или уменьшение объекта и его частей;

    схематизация- сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

    акцентирование- подчеркивание особенностей объектов;

    типизация- выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфордвместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

    беглость;

    гибкость;

    оригинальность;

    точность.

Развитию воображения способствуют:

    ситуации незавершенности;

    разрешение и даже поощрение множества вопросов;

    стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

    билингвистическийопыт;

    позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

    конформность;

    неодобрение воображения;

    жесткие полоролевые стереотипы;

    разделение игры и обучения;

    готовность к изменению точки зрения;

Функции воображения

    представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;

    регулирование эмоциональных состояний;

    произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

    формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

    планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Творчество -процессдеятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Виды и функции творчества

    производственно-техническое

    изобретательское

  • политическое

    организаторское

    философское

    художественное

    мифологическое

    религиозное

    повседневно-бытовое и т.п.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Факторы, мешающие творческому мышлению

    некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

    внешняя и внутренняя цензура

    ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

    желание найти ответ немедленно

Стадии творческого мышления г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

    Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.

    Инкубация - временное отвлечение от задачи.

    Озарение - появление интуитивного решения.

    Проверка - испытание и/или реализация решения.

30,31,32,33 билет

Понятие группы. Их классификация. Сплоченность и эмоционально – психологический климат в группе

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимыйсоциальный признак, основанный на их участии в некоторойдеятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальнымисоциальными институтами.

Виды групп

    Большие (входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

    Средние (относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

    Малые (относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.)

Структура социальных групп

Структура группы - способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.

Действующая большая группа имеет свою внутреннюю структуру: "ядро" (а в некоторых случаях - ядра) и"периферию" с постепенным ослаблением по мере удаления от ядра сущностных свойств, по которым идентифицируют себя индивиды и номинируется данная группа, то есть по которым она отделяется от других групп, выделяемых по определенному критерию.

ядро - концентрированный выразитель всех социальных свойств группы, определяющих ее качественное отличие от всех иных.

Реальная группа имеет не только свою структуру или конструкцию, но и свою композицию (а также декомпозицию).

Композиция (лат. compositio – составление) – организация социального пространства и его восприятия (социальной перцепции). Композиция группы – это сочетание её элементов, образующих гармоническое единство, которое обеспечивает целостность образа её восприятия (социального гештальта) как социальной группы. Композицию группы обычно определяют через индикаторы социального статуса.

Декомпозиция - противоположная операция или процесс разделения композиции на элементы, части, показатели. Декомпозиция социальной группы осуществляется путем проекции на различные социальные поля и позиции. Нередко композицию (декомпозицию) группы отождествляют с набором демографических и профессиональных ее параметров, что не совсем верно. Здесь важны не сами по себе параметры, а в той степени, в какой они характеризуют статусно-ролевую позицию группы и выступают в качестве социальных фильтров, позволяющих ей осуществлять социальное дистанцирование, чтобы не слиться, не быть "размытой" или поглощенной другими позициями.

4 СТАДИИ ПРОЦЕССОВ ТВОРЧЕСТВА:

Ø подготовка (зарождение идеи);

Ø созревание (концентрация, добывание ранее недостающих сведений);

Ø озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

Ø проверка.

Важнейшими условиями развития творческого воображения являются выполнение деятельности, в которой требуется такое воображение, и обучение сознательному использованию эвристических методов.

Особым видом воображения является мечта. МЕЧТА - это форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится. Мечты бывают реальные, когда человек точно знает, как достигнуть своей цели, и нереальные, оторванные от действительности.

Нереальные мечты иногда называют грезами. Грезы свойственны и отдельному человеку, и толпе. Обычный человек плохо различает грезы и действительность, об этом свидетельствует восприятие миллионами телезрителей сериалов «Санта-Барбара» и других.

Процесс воображения осуществляется по своим ЗАКОНАМ.

Один из наиболее известных приемов воображения называется АГГЛЮТИНАЦИЯ, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью этого приема были созданы сказочные и мифологические образы русалки (голова и тело женщины, хвост рыбы, а волосы - зеленые водоросли кентавра, сфинкса По такому же принципу достроена» избушка на курьих ножках.

Другой прием творческого воображения - АКЦЕНТИРОВАНИЕ , наделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Этим нередко пользуются карикатуристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя поесть с большим животом.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ - увеличение или уменьшение предмета изменение количества частей предмета. Например, дракон с 3-мя головами, мальчик-с пальчик, девочка-дюймовочка.

Еще один прием творческого воображения - СХЕМАТИЗАЦИЯ , т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах, узорах вышивки, росписи. По орнаменту можно определить страну, где она создана.

ТИПИЗАЦИЯ - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. АТворческие одаренные люди отдают много сил своему делу и облекают свое вдохновение в «Осязаемые формы».

ВООБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧАЕТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЗНАКАМ :

Ø Яркости образов

Ø Степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности

Ø Широте воображения

Ø Произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче



Ø Типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек

Ø Устойчивости

Морально-психические качества, обеспечивающие по­знавательный аспект юридической деятельности. Сюда относятся определенные свойства ума, мышления, вообра­жения, внимания, наблюдательности и памяти, т. е. свой­ства, обеспечивающие успешное протекание мыслитель­ных процессов, выявление и закрепление доказательств.

Для юриста наиболее предпочтительны следующие качества ума:

1) гибкость, быстрота переключения с одного вида ум­ственной деятельности на другой, поскольку юристу приходится оценивать доказательства, несущие различ-цый объем информации, к трму же информация эта бы­вает ненадежной, недостаточной, вероятностной;

2) самостоятельность мышления - умение не поддавать­ся чужому влиянию, внушению, все подвергать проверке;

3) широта ума - умение вникать в сущность предмета с цомощью обобщения большого числа фактов;

4) глубина ума - умение вскрывать первопричины, вникать в самую основу сущности предмета;

5) быстрота ума - умение решать мыслительные зада­чи в минимальное время;

6) целеустремленность - последовательное и плано­мерное осмысление задачи, способность продолжительное время удерживать ее в сознании.

Мышление - это процесс, подготавливающий личность к сознательной деятельности, определенному поведению на основании воспринятой информации и имеющегося прошлого опыта. Основное в мышлении - это решение мыслительных задач, которое осуществляется при помо­щи: а) анализа - сознательного расчленения объекта на отдельные части для последующего изучения целого по частям; б) синтеза - мыслительного обобщения, сделанно­го на основе анализа; в) сравнения одного объекта с дру­гим; г) обобщения - выявления общего в ряду наблюдае­мых явлений; д) мыслительного отвлечения, под кото­рым понимается построение абстрактных заключений.



Для юридической деятельности важны следующие ка­чества мышления:

быстрота, но не торопливость, при которой упускают­ся логические связи, что приводит к ошибкам;

последовательность или логичность;

самоконтроль, который состоит в анализе хода мысли­тельных операций, умение возвращаться к исходной точке, чтобы найти возможную ошибку.

При выдвижении и проверке версий важно преодолеть стереотипность, косность мышления. Иногда следователь бывает не в силах оторваться от какой-либо одной вер­сии, посмотреть со стороны, возвыситься над нею. Эта версия становится для него доминантной. И хотя некото­рые данные «не вписываются» в эту версию, начинается их подтасовка в ущерб объективности. Здесь важно уметь отделить эмоциональное от рационального. Юрист дол­жен научиться пользоваться помощью специалистов, экспертов, но не идти слепо за их мнением.

Воображение - мыслительное создание нового в фор­ме образа, идеи. Создание нового невозможно без вооб­ражения - этого образования новых временных связей на базе прошлого опыта.

Воображение подразделяется на непроизвольное, при котором мыслительные картины появляются под воздействием речи другого человека либо проходящих мимо явлений, и произвольное, которое в свою очередь делится на воспроизводящее (воссоздающее) и творческое вооб­ражение. При выдвижении версий следователь прибегает именно к творческому воображению, используя при этом и воспроизводящий вид воображения.

Внимание - направленность сознания, сосредоточен­ность на определенном предмете, благодаря чему человек хорошо ориентируется в окружающей действительности и более четко ее воспринимает. Это способность выделять определенные объекты из всей их суммы. Сознание и вся деятельность человека благодаря вниманию организуют­ся в определенном направлении.

Внимание подразделяется на:

а) непроизвольное, которое не сопровождается сознательным намерением, не требует напряжения воли и обу­словливается особенностями объекта наблюдения (силой раздражителя, изменениями в предмете, его новизной и необычностью);

б) произвольное, которое вызвано напряжением воли и имеет избирательный характер.

Для юриста важным является воспитание целена­правленного, произвольного внимания. Лучший способ стать внимательным, - утверждают психологи, - никогда не позволять себе делать работу невнимательно.

Качество, противоположное вниманию, - рассеян­ность - быстрая смена объектов внимания, интересов, неумение сосредоточиться. Рассеянный человек редко до­водит до конца начатое дело, он не способен к длитель­ным, терпеливым усилиям. То одно, то другое обстоя­тельство ускользает из поля его зрения, так как много­численные детали окружающего привлекают его, застав­ляя на время забывать предмет своих занятий.

Наблюдательность - планомерное и целенаправлен­ное восприятие, умение логически осмысливать резуль­таты наблюдения. Основное качество наблюдательности -ее острота, которая зависит главным образом от профес­сии человека. Опыт показывает, что, наблюдая за чело­веком в течение одинакового времени, люди разных про­фессий обратят внимание на разные детали. Это объясня­ется избирательностью наблюдения.

Наблюдательность всегда носит объяснительный ха­рактер, она направлена на отыскание следов преступле­ния, которые могут быть доказательствами по делу. Здесь важно обладать психологической наблюдательностью, «ви­деть» мысли человека. Это выражается в умении подме­чать и улавливать внешние проявления внутреннего мира людей, в способности понимать их чувства, пере­живания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать «психологи­ческий подтекст» каждого действия и поступка. Важно также научиться наблюдать за собой, видеть себя со стороны. Это необходимо для самовоспитания и само­контроля.

Все воспринятое человеком сохраняется в коре голов­ного мозга, образуя временные связи. Их восстановление и воспроизведение тем или иным способом называется памятью. Память, - по меткому выражению Э. Берк­ли, - передача информации во времени. Это умственная деятельность, выражающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении того, что уже было в сознании. В зависимости от того, что мы запоминаем, память подразделяется на слуховую, зрительную (образ­ную), моторную (двигательную), словесно-логическую и эмоциональную. Способность к запоминанию, сила памяти у разных людей различна. У одних лучше развита зри­тельная память, у других - слуховая, у третьих - словес­но-логическая и т. д. Так, например, математик запоми­нает лучше цифры, художник - лица, а музыкант - зву­ки. Такая память называется профессиональной.

Память самым тесным образом связана с процессом запоминания, укреплением временных связей в коре го­ловного мозга. Запоминание может быть осмысленным, если оно заключается в сознательном увеличении коли­чества временных связей, и механическим, когда оно сводится к сумме привычных приемов, позволяющих че­ловеку запоминать.

Запоминание может быть произвольным и непроиз­вольным. При произвольном запоминании преднамеренно прилагаются усилия к удержанию в памяти явления ли­бо предмета. Однако самое распространенное - непроиз­вольное, непреднамеренное запоминание, без специально поставленной цели запомнить что-либо

Память характеризуется такими качествами, как бы­строта, полнота, точность и прочность запомина­ния, готовность к воспроизведению, т. е. оператив­ность. Юрист должен обладать хорошей оперативной памятью, так как он имеет дело с большим объемом ин­формации, которую надо быстро обработать и быть гото­вым в любой момент ее воспроизвести.

С течением времени уменьшается отчетливость вос­принятых событий вплоть до полного выпадения их из памяти. Количество и качество информации, поступаю­щей в память человека извне, зависит от энергии и вре­мени действия внешнего раздражителя, среды, через ко­торую проходят сигналы информации, и состояния рецеп­торов. Интенсивность запоминания зависит от силы впе­чатления, которое оказывал тот или иной факт на челове­ка в момент восприятия; от того, была ли поставлена цель на точность или длительность запоминания; последующих усилий удержать этот факт в памяти; времени, прошед­шего с момента события, и наличия дефектов памяти.

ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

Сложные и необычные ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют развитию у человека таких психических состояний как гнев, аффект, страх, растерянность и др. Эти состояния, так же как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя, развиваются и протекают, подчиняясь общепсихологическим и психофизическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в оценке их «криминогенности», в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушений правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Эмоции и чувства играют особую роль в общении следователя с участниками уголовного процесса. В сущности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях.

Но, являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состояния следователя могут нарушать, а иногда и разрушать его деятельность. Эмоции и чувства способны вызвать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных чувств следователь может прийти к результатам желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Фрустрации в деятельности противостоит толерантность , понимаемая как терпеливость, способность переносить сильное воздействие фрустраторов, не отзываясь на него гнетущими переживаниями и резкими реакциями.

Качество восприятия зависит не только от состояния органов чувств человека, но и от его общего физического и психического состояния в момент восприятия. Болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, опьянения, взволнованности и т. п. Так, пьяный потерпевший может существенно исказить воспринимаемые факты. Усталость, болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.

Восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характера человека, сложившихся привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности, интересы и склонности . В хорошем, бодром настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны действительности. В подавленном, мрачном, угнетенном настроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая и переоценивая их.

На процесс приема и переработки информации могут влиятьчувства (или эмоции). Одни события волнуют человека, другие оставляют безразличным, одних людей он любит, других - ненавидит, а к третьим не имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть более или менее глубокими.

Эмоции и чувства всегда прямо или косвенно отражают объективную реальность. Они являются как бы индикаторами, указывающими степень полезности внешних воздействий для организма или для взаимоотношений личности и общества. Профессиональная деятельность следователя, да и вся жизнь современного человека насыщена событиями и ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Все эти чувства пронизывают, окрашивают в определенный тон деятельность человека, включая его ощущения, мысли, воображение.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные эмоциональные реакции.

Своеобразной формой такой реакции является напряженность и растерянность . Напряженность, именуемая еще английским словом«стресс» , возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и важные решения. Человек, оказавшийся очевидцем преступления (например, убийства) или ставший жертвой, испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как бы заторможены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других - менее заметной и короткой.

Фрустрация - (уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей .

Н. Д. Левитов определяет фрустрацию как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как таковые)трудностями ,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи 1 .

В состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции - производны» 2 .

Осознание опасности вызывает у человека страх. Существует три формы страха :

* стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием;

* астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках,

* стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

При стенической и астенической формах страха внимание воспринимающего захватывается возникшей опасностью. Отсюда сужение сознания, снижение полноты и точности отражения, неверность оценки ситуации. При стеническом возбуждении страх остается, но деятельность определяется мышлением и волей. Это заставляет человека напрячь все усилия для преодоления опасности. Такой эмоциональный подъем способствует быстрой, правильной ориентировке в сложившейся ситуации и соответствующим действиям.

Из сказанного видно, что страх может неодинаково влиять на процесс формирования показаний. В одних случаях под воздействием страха события воспринимаются преувеличенно, искаженно, в других - они плохо или вовсе не запечатлеваются, в третьих - воспринимаются правильно, объективно.

Искажение материала показаний объясняется иногда и тем, что мышление в ситуации, предшествующей страху, не всегда может быть объективным. Иногда ситуация может ошибочно восприниматься как опасная, могут переоцениваться сила соперника и недооцениваться собственные возможности. В таких случаях причина страха - в нереальности мышления воспринимающего. Такой страх чаще проявляется у людей эмоционально возбудимых, впечатлительных.

Есть еще одна форма эмоциональной реакции на опасность -это тревога , т. е. ожидание опасности, неизвестно откуда исходящей и потому волнующей человека. Тревога влияет на формирование показаний и потерпевшего, и преступника.

Из сказанного следует вывод: в принципе по каждому делу потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого необходимо допрашивать как можно скорее . Но если имеется основание полагать, что показания, данные непосредственно после события преступления, недостаточно обстоятельны, то через три-четыре дня целесообразно провести повторный допрос. При этом дополнительные данные, содержащиеся в их повторных показаниях, не должны вызывать огульного недоверия и подлежат тщательной проверке.

Воля - это сознательная, целенаправленная психологическая активность, связанная с преодолением препятствий. Это целостный психический процесс, из которого волевой импульс вычленяется условно для педагогических целей.

Началом формирования воли является влечение , которое возникает на базе инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удовлетворения, тогда мы называем его «желанием».

В волевом процессе можно выделить несколько этапов .

Первый этап - возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляетсясознание ряда возможностей достижения этой цели (II этап) мотивы (III этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (IV этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (V этап). Волевое действие заканчивается реализацией принятого решения (VI этап). Продолжительность этапов различна и зависит от особенностей личности и от объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (способность делать окончательный выбор). Особенно трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществить принятое решение.

Немаловажное волевое качество -инициатива, которая особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других волевых качеств следует отметить самостоятельность, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность .

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивида навыки.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: изготовление сложной детали на токарном станке, создание художественного полотна, саркастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбление и другие виды человеческой деятельности и поведения.

Неправильное воспитание делает человека менее способным к волевой деятельности.

Трагедию безволия в русском обществе образно охарактеризовал в своей небольшой статье «Рефлекс цели» великий русский физиолог И. П. Павлов. Размышляя об утрате в определенных слоях русского общества «рефлекса цели жизни», он писал: «Леность, не предприимчивость, равнодушие или даже неряшливое отношение ко всякой жизненной работе - ...это не коренные наши черты, это - дрянной нанос, это проклятое наследие крепостного права... Оно сделало из барина тунеядца, оно сделало из крепостного совершенно пассивное существо без всякой жизненной перспективы».

Воля человека проявляется различно, в зависимости от силы, моральной воспитанности и самостоятельности.

По силе волевые проявления могут характеризоваться как сильные, средние, слабые . Та или иная степень силы воли выражается во всем волевом процессе: в стремлении, в желании, в скорости принятия решения, в устойчивости принятого решения. Сила воли проявляется в решимости, т. е. в полной уверенности в исполнении решения, в установке только на исполнение решения, какими бы ни были (или казались) встречающиеся трудности. Однако не всякое исполнение решения, не всякое совершение действия будет говорить о сильной воле. Силу воли можно распознать в зависимости от того, какие препятствия человек преодолевает, совершая волевые действия, и какие результаты при этом получает. Если человек в трудных для него ситуациях проявляет самообладание, настойчивость, выносливость, терпение, то это означает, что он обладает сильной волей. Слабое же проявление воли обычно расценивается как ее отсутствие, как безволие. Все черты, в которых выражается сила и твердость волевого характера, становятся положительными в той мере, в какой проявляется моральная воспитанность личности, характеризующая как формы поведения человека, так и его отношение к людям и общественным задачам .

Моральная воспитанность определяется по тому, какие цели ставит перед собой человек, какими средствами добивается их достижения, какими побуждениями вызваны волевые стремления (желания), какими принципами он руководствуется, принимая то или иное решение в жизни. Волевые черты: настойчивость, самообладание, постоянство, самостоятельность, выносливость и др. - будут полноценными, если сочетаются с высокими моральными качествами человека.

Для человека аморального люди - лишь средство достижения его эгоистических целей. Это индивид с приглушенным голосом совести или вовсе лишенный его. Такими часто бывают рецидивисты и обвиняемые, совершившие особо тяжкие преступления.

Помимо двух этих полярно противоположных характеров, существуют различные переходные типы, более близко стоящие к одному из полюсов.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера - правдивость, застенчивость, решительность, справедливость - будут проявляться своеобразно. Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного - с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

Эмоциональные побуждения, которые проявляются в волевых процессах, бывают моральными или аморальными: в переживаниях, как и в стремлениях, намерениях выражается моральный облик человека.

Раздел 7

Психология личности

"Самый влиятельный неудачник" политики США в 20-м столетии (как назвали его биографы Дэн Картер и Стивен Лешер), он баллотировался на пост Президента четыре раза, трижды вступал в партию Демократов и один раз - в Американскую независимую партию. В период устранения последствий расовой дискриминации в Америке, Уоллес запомнился многим, как популист сегрегации, хотя позднее он пересмотрел свои взгляды, и его убеждения изменились.

Первый из четверых детей в семье, Уоллес родился в округе Барбор, Алабама. В то время его родители, Джордж Корли Уоллес и Мозелл Уоллес, жили в небольшом селении Клио, на юго-востоке Алабамы. Джордж Уоллес получил своё имя в третьем поколении. Но поскольку его родителям не нравилось добавлять слово "младший", они звали его Джордж К., чтобы отличить его от отца Джорджа и деда, доктора Уоллеса.

Отец Уоллеса в своё время бросил университет и решил посвятить свою жизнь сельскому хозяйству. Это как раз был период Первой Мировой Войны и цены на сельскохозяйственные продукты были довольно высоки. Однако в 1937 году, после смерти мужа, мать Уоллеса была вынуждена продать все земли, чтобы выплатить закладные.

Несмотря на то, что детство Уоллеса прошло в нищете, с десяти лет он заинтересовался политикой. В 1935 году он стал победителем в дебатах, которые проводились Сенатом Алабамы. Тогда же у него появилась твёрдая уверенность в том, что однажды он станет губернатором.

В 1945 году Уоллес был назначен помощником главного юрисконсульта правительства Алабамы, и в мае 1946 стал членом Палаты представителей. В то время он достаточно умеренно относился к расовой проблеме. В 1948 году, выступив в качестве делегата на Национальном съезде демократов, Джордж не стал присоединяться к Южному протесту, несмотря на то, что сам находился в оппозиции к предложенной Президентом Гарри Трумэном программе гражданских прав. Оказавшись конформистом среди демократов ("Диксикратов"), Уоллес выступил в поддержку губернатора Южной Каролины - Строма Турмонда, который метил в президенты. В 1963 году, став губернатором, Джордж оправдал свои политические действия.

В 1968 году Уоллес продвигал свою кандидатуру на пост президента, представляя Американскую независимую партию. Он надеялся, что воздействие на Палату представителей, поможет ему получить дополнительное количество голосов и больше влияния.

Ричард Никсон беспокоился, что Уоллес может забрать голоса, которые потенциально могли быть отданы за кандидата демократов, вице-президента Губерта Хамфри. Некоторые демократы опасались, что Джордж обратится к производственным рабочим, и, таким образом, обойдёт Губерта в штатах Огайо, Нью Джерси Мичиган. Уоллес запустил кампанию "закона и порядка", похожую на программу Никсона.

В то время как Уоллес направил свою деятельность на пять южных штатов и, по предварительным данным, набрал 10 млн. потенциальных голосов, Никсон получил 301 избирательный голос – более, чем достаточно, чтобы победить в выборах.

Лучшие дня

Уоллес остаётся последним НЕдемократом и НЕреспубликанцем, принимавшим участие в выборах.

Джордж стал первым человеком, достигшим этого, после Гэри Бирда, независимого сторонника сегрегации, который баллотировался на пост президента в 1960 году. (Джон Хосперс, 1972, Рональд Рейган, 1976, Ллойд Бентсен, 1988 и Джон Эдвардс, 2004 - все они получили некоторые голоса из-за вероломства избирателей, но никто из них не "выиграл" этих голосов).

Первая жена Джорджа Уоллеса, Лурлин Брегам Уоллес, стала первой (и пока вплоть до 2009 года - единственной) женщиной, избранной губернатором Алабамы. Чета обзавелась четырьмя детьми: Бобби Джо Парсонс (1944), Пегги Сью Кеннеди (1950) , Джордж III, или Джордж-младший (1951) и Ли Дэй (1961). После смерти Брегам младшие дети, в возрасте восемнадцати, шестнадцати и шести лет, были отправлены на попечение семьи старшей сестры (которая к тому времени вышла замуж и покинула отчий дом) и к друзьям.

Сын Уоллесов, Джордж Уоллес-младший, стал республиканцем и занялся активной политической деятельностью в Алабаме. Дважды он избирался казначеем штата. Также он стал членом комиссии по вопросам обслуживания населения, прежде чем он был назначен вице-губернатором.

4 января 1971 года Уоллес вступил в брак с Корнелией Эллис Снивли (годы жизни: 1939-2009), племянницей бывшего губернатора Алабамы Джима Фолсома, которого называли "Большим Джимом". Привлекательная Корнелия была публичной личностью. В 1978 году пара развелась. 8 января 2009 года, будучи в возрасте 69 лет, вторая миссис Уоллес умерла.

В 1981 году Уоллес женился на Лизе Тайлер, исполнительнице кантри. В 1987 году брак распался.

четырежды кандидат в президенты США.
Михаил Храмов 08.02.2018 11:11:39

Очень уважаю Джорджа Уоллеса. Американского политического деятеля и южанина. Он был антикоммунистом, расистом и выступал за сохранение расовой сегрегации в южных штатах. Я считаю он во многом прав. Ликвидация расовой сегрегации в южных штатах и во всей остальной Америки, ни к чему хорошему не привела. Негры начали переезжать в города, вытеснять белых Явный пример это город Детройт. Раньше этот город был очень успешным,там работали заводы. Вся автомобильная промышленность была сосредоточена в Детройте. Но демократичные леваки-недоумки в 60-е годы решили что нужно негров переселить из сельской местности в Детройт. Негры начали создавать гетто, работать конечно же они и не собирались. В Детройте негры начали насиловать местных белых женщин, грабить и убивать. И к чему же это привело? Белые люди стали покидать успешный промышленный Детройт и переселяться в пригороды или другие города. По данным переписи жителей Детройта в 1940 году 90 составляли белые, в 1950-е 83, 1970 году 55, в 1990 году - 22, 2010- 10. Сейчас Детройт это город призрак. И такое ведь происходить в некоторых городах США. Белые американцы ни когда не смогут жить с неграми, да и не должно такого быть. Ликвидация расовой сегрегации это большая ошибка для США. И кстати Джордж Уоллес в 1968 году на президентских выборах выдвигался от Американской Независимой партии и победил в штате Луизиана, Джорджия, Миссисипи, Алабама и Арканзас.