В каком году суббота стала выходным. Как суббота стала шестым днем недели? календарные реформы ссср и их последствия

Из Библии известно, что Бог, сотворив весь мир за 6 дней, на седьмой отдыхал.

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал»

(Бытие 2:2)

Хотя это и не относится к теме нашей статьи, однако интересно, как выглядел мир, когда Бог отдыхал? Замер ли он на все время отдыха Божьего, как стоп-кадр? А может быть, двигался «на автомате»? Ведь все детали созданы и все связи установлены. Вода будет течь от истоков к устью весь день седьмой, и низвергаться на водопаде, и водная пыль будет подниматься к небу, и радуга запутается в каплях, а гром падающей воды будет улетать к недальним горам и возвращаться оттуда удивительным эхом. В общем, как говорил голос артиста Копеляна в культовом советском фильме, информация к размышлению.

Но Бог не только отдыхал на седьмой день, но и заповедал человеку, сотворенному по Его образу и подобию, каждый седьмой день сделать днем отдыха

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»

(Бытие 2:3)

Сейчас верить в Бога стало модным, и многие этой моде поддались. Такие люди уверены, что человек отдыхает каждый седьмой день по велению Божьему. Те же, кто к изменению идеологической моды равнодушен, и в существовании Бога-творца Вселенной сомневается, более склонен объяснить существование дня отдыха в человеческом обществе причинами естественными. Кроме дневного цикла изменения работоспособности организма от минимума к максимуму и обратно, существует еще и недельный цикл, в конце которого работоспособность снижается и требуется более интенсивный отдых, чем в другие дни недели. Вполне возможно, этот недельный цикл связан с движением Луны по небосводу, ведь лунный месяц – это 4 недели. Физиологи также утверждают, что есть и месячный цикл, и подвержены этому циклу не только женщины, но и мужчины тоже. В общем, простор для исследований.

Первым кодексом, в котором седьмой день недели был определен, как день отдыха, является Библия. Соблюдение дня субботнего – это четвертая из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай. При этом в силу важности этой заповеди она повторяется в Библии трижды в трех разных местах.

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его»

(Исход 20:8-11)

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»

(Второзаконие 5:12-15)

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

(Левит 23:3)

Запрет на работу в седьмой день недели был абсолютный. Нельзя было делать ничего, что, так или иначе, связано с созданием чего-то нового, нельзя было зажигать огонь. Перенос предметов разрешался только в пределах ограниченной территории. Чтение, пение без сопровождения инструментов или разговор в субботний день были разрешены, а вот письмо считается работой. Ведь в процессе письма появляется новый текст.

Запрет на работу касался не только свободных членов общины, но и рабов, и даже животных.

В Древней Греции и в Древнем Риме обычая раз в неделю не работать не было. И сами напрягались, и рабов эксплуатировали. Правда, про дурацкий обычай евреев все знали. Знали также, что ни плеткой, ни бичом, ни угрозой смерти отступиться от завета собственного Бога их не заставишь. Поэтому еврейские рабы на невольничьих рынках не ценились. Тем более, что их, как правило, из рабства выкупали соотечественники. Это был еще один дурацкий еврейский обычай.

Впрочем, в 72 году н.э., после подавления восстания в Иудее, в Риме появилось 100 тысяч еврейских рабов. Их направили на важную императорскую стройку, огромный цирк, который мы сейчас за его потрясающие размеры называем Колизеем (от латинского слова «colosseus» - «громадный, колоссальный»). Казалось бы, тут нашла коса на камень. Все еврейские рабы отказались работать в субботу! И это на стройке государственного значения! Которую контролирует сам император Веспасиан! И ведь не казнишь всех, не заменишь другими! Где найти еще 100 тысяч рабов!?

Пришлось прислушаться к мнению еврейских жрецов. Оно показалось разумным – если все недельные работы будут делаться за 6 дней, то в седьмой день пусть рабы молятся своему чудному невидимому Богу. Оказалось, что после дня отдыха работы шли производительнее. В самом деле, недельный урок можно было выполнять и за 6 дней. Так в римскую жизнь вошел выходной день.

Довольно скоро в Рим пришло еще одно восточное учение, и тоже из Иудеи, которую уже благополучно переименовали в Палестину, чтобы и памяти об Иудейском восстании не осталось. Христиане с точки зрения римлян мало чем от иудеев отличались. Разве что молились какому-то своему Богу. Про этого Бога они рассказывали что-то несусветное. Мол, был он и Богом, и человеком одновременно, и был распят, как разбойник, на кресте, хотя был не разбойником, а врачом, мудрецом и чудотворцем. И что через день после казни он воскрес и вознесся на небеса. Но он еще вернется и станет царем мира.

Римляне были люди положительные, в сказки не верящие и сказок не рассказывающие. Для этого у них были умные греки, которым поручали воспитание детей и потому называли по-гречески, «педагогами».

Многие христиане, так же как иудеи, соблюдали субботу. Некоторые из них день отдыха тоже строго соблюдали, но почему-то сдвинули его на следующий день. Толкового разъяснения, почему они это сделали, никто из них не дал. О, Юпитер, этот Восток – такой странный! Что ни год, там рождается новый бог!

Шли годы. Христиан сначала гнали и уничтожали. Потом разрешили исповедовать свою странную религию. Потом многие римляне оценили грустную историю христианского бога, которую христиане называли «благой вестью», что по-гречески звучало, как «евангелие», и которую они рассказывали то так, то этак.

Спустя 250 лет, вся Римская империя, которой тогда правил император Константин I стала христианской империей. Культы языческих богов, раннее процветавшие, были отменены. А 7 марта 321 года по приказу того же Константина I воскресенье впервые официально было объявлено выходным днём.

Когда через 300 лет в Аравии возникло еще одно монотеистическое учение, ислам, в нем был унаследован от иудаизма обычай седьмой день недели не работать, а посвящать этот день Богу. Но в качестве выходного дня была выбрана пятница, день, предшествующий иудейской субботе. Почему? Потому что именно по пятницам в Мекке был базарный день. Туда съезжалось множество людей. Поэтому именно в этот день, при большом скоплении народа, пророк Мухаммад проповедовал свое учение.

Россия, хоть и позиционировала себя православной страной, но воскресенье выходным днем здесь признали очень не скоро. Только с 17-го века начинают вводить официальные запреты на работу по воскресеньям. Запрещалось по воскресеньям заставлять крепостных работать на барщине. Впрочем, иногда работа на барина занимала столько дней в неделю, что крестьянину приходилось в воскресенье работать на своем поле – иначе было не выжить. Подобный случай – по тем временам уже безобразный – был описан А.Н.Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». Окончательно воскресенье было объявлено всеобщим выходным днем довольно поздно – 14 июля 1897 года.

В 1930-е годы в СССР до отмены выходных дней не дошло. Однако была введена так называемая «непрерывка». Непрерывная рабочая неделя состояла из пяти дней. Шестой был выходным. Все рабочие дни были разделены на пять групп. Каждая группа отмечалась своим цветом: жёлтым, розовым, красным, фиолетовым, зелёным. Каждая группа имела свой выходной. Нерабочих дней стало больше, однако было это неудобно. Муж с женой (или хуже того, парень с девушкой) могли работать в разные пятидневки. И когда же встречаться?

Правда, промышленность «крутилась» непрерывно. Правда, счастья это не принесло. И даже элементарного достатка не прибавилось.

В общем, 26 июня 1940 года прежнюю неделю возвратили трудящимся. Трудящиеся облегченно вздохнули. Кто выдержал переход на зимнее время и обратно, поймет это облегчение.

Просьба внести в комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) поправку о 60-часовой рабочей неделе поступила не от работодателей, а от рабочих коллективов, сообщил бизнесмен Михаил Прохоров, который возглавляет комитет, в интервью газете "Комсомольская правда ".

В большинстве случаев труд человека измеряется рабочим временем. Трудовое законодательство чаще всего использует такие единицы измерения, как рабочий день (смена) и рабочая неделя.

Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было предусмотрено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г.. "О повышении социальных гарантий для трудящихся". В соответствии с этим законом продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю .

Продолжительность ежедневной работы составляет 8 часов, 8 часов 12 минут или 8 часов 15 минут, а на работах с вредными условиями труда - 7 часов, 7 часов 12 минут или 7 часов 15 минут.

В апреле 2010 года российский бизнесмен Михаил Прохоров предложил изменить трудовое законодательство и ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой. В ноябре 2010 года бюро правления РСПП утвердило поправки к ТК, которые встретили яростное сопротивление со стороны профсоюзов. Однако позже документ должен был быть отправлен на рассмотрение российской трехсторонней комиссии с участием работодателей, профсоюзов и правительства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Нет лучшего развлечения для человечества, чем поиграться с этими 365 (или сколько там точно) днями обращения его планеты вокруг Солнца. То майя устанут считать годы вперед и нынешние пессимисты уже вопят - конец света! То римляне не могут разобраться с делением на месяцы и придумывают всякие иды, когда удобнее замочить Цезаря. А уж с названием месяцев в Греции и Риме творились сущие безобразия. Как-то сохранились до наших дней июнь, июль и август, названные в честь персон. А раньше чуть появится какой-нибудь удачливый полководец, так подхалимы спешат месяцы переименовывать. Были и александрий, и деметрий, и помпей… Но вроде устаканилось. Привыкли считать декабрь двенадцатым месяцем, хотя название переводится с латыни, как «десятый».
А уж революционеров хлебом не корми, дай над календарем поиздеваться. Якобинцы отменили прежние названия месяцев, ввели жерминаль, термидор и т.п. Как же, новая эра наступила. Эра продержалась 12 лет. Большевики тоже не заставили себя ждать с календарными реформами. Сначала лихо перешли с юлианского на григорианский календарь. И после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но это было правильно. Мировая революция на носу, а у нас со всем миром несовпадение. Но потом пошло нечто более непонятное.
С началом революционного движения одним из первых требований пролетариата было сокращение рабочего дня. Впервые в России законодательно был установлен 11,5 -часовой день в 1897 году. Большевики ввели давно чаемый -часовой день, 48-часовую неделю.
Но наступила индустриализация, первая пятилетка, интенсификация и пошли реформы. В 1929 году выходит постановление СНК о введении «пятидневки» с 1930-го. Год делился на 72 пятидневные недели, в конце каждой из которых был выходной день. Главный фокус заключался в том, что штат каждого предприятия делился на пять частей. И у каждой части рабочий год начинался в разные дни первой пятидневки. Получалось, что предприятие или организация работали вообще без выходных. При такой системе порядок дней недели терял смысл и понедельники со вторниками вообще исчезли. Вместо них «первый день пятидневки», «второй день пятидневки». Одной из целей реформы была антирелигиозная. Исчезли воскресенья у христиан, суббота у евреев, пятница у мусульман.
«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом». (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».)
Но путаница с делением трудовых коллективов на части, с распределением отпусков, со случаями отсутствия по больничному оказалась слишком большой. Если предприятия с непрерывным циклом производства и так не имели общих выходных, то зачем это нужно было в школе, в театре или в «Главупрбане»? В 1931 году пятидневку заменила шестидневка. 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца были общими выходными. 31 числа были рабочими, за отсутствием 30 февраля гуляли 1 марта. Но по-прежнему жили без воскресений и суббот. Только шесть праздников в году не зависели от нового порядка. Современному зрителю непонятно, что значит в фильме «Волга-Волга» титр «первый день шестидневки», а тогда всем было понятно.
Лишь 26 июня 1940 года снова возвращается семидневная неделя и дням возвращаются их прежние названия. Все встает на место.

Павел Кузьменко

Среди архивных документов встречаются такие, на страницах которых из мельчайших деталей, событий, фактов раскрывается атмосфера целой эпохи. Так, случайно, на глаза попал любопытнейший документ – справочник «Твой выходной день: Что, Где, Когда?». Небольшая, тетрадного формата брошюрка была подготовлена Отделом технической информации и изобретательства комбината и предназначалась для тех, кто приезжал на работу в Норильск. Кстати, в 1967 году в Большой Норильск прибыло 8 900 человек. Да и сам год издания брошюры символичен – 1967-й, юбилейный год Советского государства. Именно в 1967 году у граждан нашей страны появился еще один выходной день – суббота, и эту «уйму свободного времени» по мнению авторов замечательной брошюры, надо было как-то использовать. Своей целью издание имело не просто в очередной раз напомнить новоиспеченным норильчанам, что в городе есть институт, библиотеки, театр и Дворец культуры, а убедить их в том, что «практически нет увлечения, любимого дела, которым нельзя было бы заниматься в Норильске». Далее справочник подробнейше знакомит со всеми сферами городской жизни и жизни поселков – Талнаха, Кайеркана, Медвежки.

Из справочника: «Второй выходной позволяет больше времени уделять не только отдыху, но и в первую очередь, учебе».

Молодежь, без среднего образования, приглашали в школы рабочей молодежи, где занятия проходили по гибкому расписанию, чтобы не пропускать уроки из-за рабочих смен. В заочной средней школе на Севастопольской, 7 начать обучение можно было с любого месяца, и даже по индивидуальному плану самостоятельных занятий. На Южной, 7 ждал своих студентов Норильский вечерний техникум.

Желающих получить высшее образование, в том числе без отрыва от основной работы на производстве справочник приглашает в Норильский индустриальный институт. Заочный факультет института в 1967 году вел подготовку первых трех курсов для механиков, строителей, энергетиков и горняков, которые имели право перевода на четвертый курс заочного отделения других вузов страны. Наличие в заполярном городе крупного учебного центра во много облегчало учебу сотням норильчанам-заочникам иногородних вузов и техникумов. По согласованию со своими учебными заведениями они могли сдавать экзамены по многим предметам прямо в Норильске.

Те, кто уже имел законченное среднее или высшее образование приглашались стать слушателями Университета марксизма-ленинизма при Доме политпросвещения (в 1967 году он находился на Ленинском проспекте, 2) или в народных университетах общества «Знание»: международных отношений, правовых знаний, литературы и искусства, здоровья, физвоспитания и будущего воина.

В учебном комбинате на улице Горной, 21 по направлению от предприятия молодые рабочие могли получить дополнительную специальность или повысить свою квалификацию.

В школу ДОСААФ приглашали получить права шоферов любого класса, мотоциклистов, обучали в радиошколе, и даже готовили аквалангистов-подводников и водолазов.

Норильчанкам «на всякий случай» справочник напоминает, где в городе работают курсы кройки и шитья и кружки вязания. Курсы работали по гибкому расписанию, можно было прийти в группу, начинающую занятия в 9 часов утра.

А чем же заняться после учебы? Глава «Твой отдых» предлагает массу занятий. Советский человек – это человек читающий, поэтому в городе работают техническая, центральная городская (создана в 1964 г.) и профсоюзная библиотеки, филиалы которых ждут читателей на заводах, а также в крупных норильских общежитиях.

Из справочника: «Книга – лучший друг, она помогает стать образованным человеком, всегда находиться в курсе общественно-политической и культурной жизни страны. Город Норильск - один из передовых в крае, да и в стране по книжным запасам. Не проходи мимо них!»

Спрашивая у норильчанина (или норильчанки) «А как обстоят дела с твоей личной библиотекой?» наш справочник советует им посетить в крупные книжные магазины, работающие в городе на Ленинском проспекте 7 и 29, которые в апреле 1969 года получат свои названия «Дом книги» и «Мысль». Читателям было из чего выбрать: естественнонаучная, художественная, научно-популярная, техническая литература, учебники. Работал букинистический отдел.

Из справочника: «В выходной день всегда приятно прочитать свежую газету. Не только центральную, доставленную за тысячи километров самолетом, но и свою, местную. А знаешь ли ты, сколько газет издается в Норильске?».

В 1967 году можно было подписаться на «Заполярную правду», «Норильский строитель», «Огни Талнаха», «Горняк», «Советский Таймыр».

В декабре 1958 года начал вещание телецентр и вышла в эфир первая передача Норильской студии телевидения.

Из справочника: «Регулярно ли ты сморишь передачи студии? Здесь можно узнать много полезного для себя, если не ограничиться только просмотром фильмов. Телестудия систематически проводит передачи на разные темы. Тут цикл «В эфире - «Ровесник», клуб «Прометей» о проблемах молодежи. Здесь и передачи об истории Норильска, лекции о воспитании детей... Систематизировать время у телевизора тебе поможет еженедельная телевизионная программа. Заранее просмотри ее, выбери интересующие тебя передачи, правильно спланируй свой вечер, свой выходной день».

В 1967 году городе работало два кинотеатра – имени В.И.Ленина и «Родина». Несмотря на то, что в каждом было по два зала, билет в кино достать было сложно, ведь просмотр фильмов на большом экране оставался самым популярным видом отдыха норильчан. В 1967 году прибыль норильской киносети достигла по итогам года цифры в миллион рублей!

Каждый вечер в 19-30 начинались спектакли Норильского драматического театра. На сцене – В.Лукьянов, Л.Меерсон, Л.Щеголев, И.Бернадская… Среди премьер 1967 года современные пьесы «Шестое июля» - Шатрова; «Баня» - Маяковского; «Истина» - Шейнина; «Дом, в котором мы родились» - Когоута; «Сколько лет, сколько зим» - Пановой. Билеты на спектакли могли быть доставлены прямо на работу или домой.

Из справочника: «69-я параллель… Не тебе объяснять, каков здесь климат. Но Норильск можно смело назвать городом спортсменов. Соревнования спартакиады комбината, посвященной пятидесятилетию Октября, проводятся по 28 видам спорта! Так что, если хочешь быть здоровым, готовь рюкзак. Приходи на секции в Дом физкультуры. Не забудь купить абонемент в плавательный бассейн. В нашем городе тебе помогут стать хорошим спортсменом».

Группы здоровья в Доме физкультуры можно было посещать с 7 до 9 утра перед работой. Всех желающих справочник приглашает в многочисленные секции и кружки по более чем десяти видам спорта.

Из справочника: «Норильчанин! Если ты еще не видел Ламу, используй первую представившуюся возможность».

Для любителей активного отдыха на природе справочник предлагает посещение лыжной базы, туристских баз в окрестностях города, поездки на озеро Ламу. Попасть в живописное место можно было, купив путевку на выходные (стоила она 20 рублей) или получив ее на своем предприятии.

Ну а те, кто обладал творческими способностями, тоже не были забыты.

Из справочника: «Если ты любишь собирать марки, или хочешь научиться писать, если любишь танцевать и мечтаешь по-настоящему этому научиться – никогда не поздно проверить, есть ли у тебя талант. Никогда не поздно заняться любимым делом. В Норильске для этого – неограниченные возможности».

В 1965 году распахнул свои двери Дворец культуры комбината, где занимались творческие коллективы Народного театра музкомедии, академического хора и хора русской песни, хореографические группы, эстрадный оркестр. Можно было попробовать себя в таких оригинальных жанрах как мастерство художественного слова, эстрадной миниатюре и цирковом искусстве. На улице Октябрьская, 7 ждал посетителей Дом культуры шахтеров.

Каждую весну проводились вступительные экзамены в вечернюю музыкальную школу, где уже взрослые люди в течение пяти лет обучались игре на музыкальных инструментах. Справочник предупреждает – конкурс при поступлении большой.

Из справочника: «В выходной день, так или иначе, тебе придется заниматься хозяйственными делами. В этой главе ты найдешь сведения, которые помогут тебе лучше спланировать день, меньше потратить времени на приготовление обеда, уборку квартиры, посещение магазинов».

Многие норильские магазины к 1967 году получили названия – «Дом обуви», «Ярославна», «Святослав», «Космос», «Галантерея-косметика», «Северянка», «Ткани», «Посуда», «Трикотаж». Работали они с 11 до 19 часов, за исключением главного универмага «Талнах» и детского магазина «Северок», которые закрывались в 21 час. Воскресенье был общим выходным днем.

В 1960-е получила свое оформление знаменитая система норильского общепита. В справочнике приведен список и время работы домовых кухонь, кафе и ресторанов, где можно было не только пообедать днем по ценам столовых, но и позавтракать, так как открывались некоторые из них (например, «Горняк») в 7 часов утра. В 1967 году «Лама», «Горняк» получили статус ресторанов первой наценочной категории, но в справочнике они еще – кафе.

Услуги Норильского горбыткомбината занимают добрые две страницы. Это ателье, пошивочные, бюро добрых услуг, прокатные пункты, бани и прачечные. Мастерские предоставляли любые виды услуг, от ремонта часов до замены подкладки в бумажниках.

Последняя страничка брошюры «Для заметок» в нашем замечательном справочнике пуста, но хочется думать, что кому-то из тех, кто начинал свою жизнь и судьбу в заполярном городе, он все-таки очень пригодился.

14 Июля 1897 года воскресенье в России объявлено официальным выходным днём. А впервые воскресенье было объявлено выходным ещё 7 марта 321 года. Именно в этот день римский император Константин I Великий провозгласил воскресенье днем отдыха. В этот день закрывались рынки, а государственные учреждения прекращали всякую деятельность.

До этого граждане Римской империи отмечали в этот день «день Солнца» — dies Solis. Традиция празднования сохранилась и в современном названии этого дня недели во многих европейских языках — Sunday (английский), Sonntag (немецкий), søndag (датский и норвежский) и söndag (шведский).

Почему император велел отдыхать по воскресеньям?

Император Константин в 321 году нашей эры издал специальный указ, повелевавший считать каждое воскресенье выходным днём. По легенде, императору приснился сон. В ночь перед битвой, которая должна была произойти в воскресенье, Константин увидел во сне солнце, а на нём — крест и надпись, которая предвещала победу императору. Сражение действительно прошло удачно для войск императора. Константин Великий, вернувшись домой и вспомнив о видении, повелел запретить в воскресные дни всяческий физический труд.

По его приказу в этот день недели не работали рынки и прекращали работу все государственные учреждения. Но при этом никаких ограничений на земледельческие труды, в которых принимало участие подавляющее большинство населения, не предусматривалось.

Спустя ещё 50 лет, при императоре Феодосии Первом (388-395), был издан указ, согласно которому в этот день никто не мог требовать оплаты государственного или личного долга. При Феодосии Втором ,в 425 году, императорским указом было запрещено проведение в день Солнца цирковых и театральных развлечений, чтобы подчеркнуть особую святость этого дня. А в 538 году во время третьего Синода в городе Орлеане было постановлено запретить все работы, в том числе и в сельской местности, по воскресеньям.

Считалось ли воскресенье выходным у славян?

Понятие «воскресенье» появилось на Руси после принятия христианства, и поначалу воскресеньем называли только один день (начало празднования Пасхи) — Светлое Христово Воскресение на третий день после распятия. Лишь в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы».

Во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польский — niedziela, украинский — неділя, белорусский — нядзеля, чешский — neděle и т. д.), то есть днём, когда «не делают», не работают. Также слово «неделя» является калькой с греческого apracos, т. е. «не-делающий», «не-дельный», праздный.

В русском языке это название — «неделя» — сохранилось в православной церковной терминологии, например в сочетании «Фомина неделя».

Что означало «воскресенье» на старославянском языке?

Глагол «воскресать» в старославянском языке является производным от «крѣсати», или «воскрешать», «кресѣ» — оживление, здоровье. Близкородственным является и слово «кресало», что означает «ударом сотворят огонь».

Во всех ли странах воскресенье выходной?

В большинстве стран мира рабочая неделя, как правило, продолжается с понедельника по пятницу.

В Израиле основным выходным днём является суббота, рабочая неделя начинается в воскресенье и заканчивается в четверг или в пятницу после обеда. В субботу свято чтится Шабат, в этот день закрыты все офисы, магазины, не работает общественный транспорт (кроме такси).

В мусульманских странах основным выходным днём является пятница. Мусульмане посвящают этот день посещению мечети и молитве. Рабочая неделя продолжается с субботы до среды (Алжир и Саудовская Аравия), с субботы до четверга (Иран), либо с воскресенья до четверга (Египет, Сирия, Ирак, Объединённые Арабские Эмираты).