Военный флот рф. Военно-морской флот ВМФ России: история, состав, перспективы

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский флот России обрел вторую жизнь.

Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

Личный состав - 100 тыс. чел.

Численность кораблей - 835 всех существующих классов:

  • подлодок - 28;
  • ракетных крейсеров - 6;
  • противолодочных крейсеров - 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
  • СКР - 40 единиц;
  • малых и кораблей - 30;
  • тральщиков - 70;
  • десантных кораблей - 50;
  • морской авиации - более четырехсот единиц.

2.Черноморский на 1997 год:

  • Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов - 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин - 132.
  • Командных пунктов - 16 (было 80).
  • Объектов связи - 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
  • Объектов тыла - 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов - 3 (из 7).

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли - 30.
  • Подводные лодки - 1.
  • Боевые самолеты - 90.
  • Корабли специального назначения - 6.
  • Суда обеспечения - 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский
  • "Керчь" - большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой
  • Сторожевой корабль "Ладный".
  • Сторожевой корабль "Пытливый".

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • "Николай Фильченков".
  • "Орск".
  • "Саратов".
  • "Азов".
  • "Новочеркасск".
  • "Цезарь Куников".
  • "Ямал".

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • "Александровец".
  • "Муромец".
  • "Суздалец".

Морские тральщики:

  • "Ковровец".
  • "Иван Голубец".
  • "Турбинист".
  • "Вице-адмирал Жуков".

Подводные лодки:

  • "Ростов-на-Дону" - Б237.
  • "Новороссийск" - Б261.
  • (экс-"Запорожье") - Б435.
  • "Алроса" - Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

  • "Бора".
  • "Самум".
  • "Штиль".
  • "Мираж".

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

Ракетные катера:

  • "Р-60".
  • "Р-71".
  • "Р-109".
  • "Р-239".
  • "Ивановец".

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

Противолодочные корабли:

  • "Поворино".
  • "Ейск".
  • "Касимов".

Тральщики:

  • "Железняков".
  • "Валентин Пикуль".
  • "Вице-адмирал Захарьин".
  • "Минеральные Воды".
  • "Лейтенант Ильин".
  • "РТ-46".
  • "РТ-278".
  • "Д-144".
  • "Д-199".
  • "Д-106".

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний "Старый Оскол" займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".

Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.

Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.

Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в 1-й ранг (около 100 орудий и больше), 2-й ранг (около 90 орудий), 3-й ранг (примерно 75) и так далее, до 6 ранга.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Разделяют корабли по тоннажу, или водоизмещению, а также по типу вооружения, находящегося на борту, то есть, можно сказать, старая система вошла в новые реалии современных судов.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Боевые корабли флотов разных стран

Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.

В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.

Главной силой японского флота считаются эсминцы-вертолетоносцы.

Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.

Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.

Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.

Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.

Интересно, что иногда корабль меняет свой класс, однако буквы оставляют решением флотского командования.

Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».

В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.

Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.

Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.

Здесь достаточно много шифров, использовавшихся во время войны во Вьетнаме, а затем просто отмененных.

Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.

Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда.

Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.

Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.

Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.

Система классификации по номерам и вымпелам продолжает существовать, с небольшими изменениями с Первой Мировой войны.

История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.

Видео

30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Сейчас на вооружении ВМФ РФ находится более 200 боевых кораблей. Мы решили выделить из них десять самых лучших.

«Пётр Великий»

«Пётр Великий» является единственным находящимся в строю тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Это один из самых больших действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Корабль предназначен для уничтожения авианосных групп противника. Крейсер начали строить в 1986 году. Был спущен на воду в 1989 году. Сейчас «Пётр Великий» — флагман Северного флота ВМФ РФ.

Длина атомного крейсера составляет 251 м. Водоизмещение — 23750 тонн. «Петр Великий» развивает скорость 57 км/ч. Корабль способен находиться в плавании до 60 суток без пополнения запасов продовольствия. Экипаж крейсера состоит из 635 человек. «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 км. «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит». На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф. Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда точных вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками АК-130. Крейсер также вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад». Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М». На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Москва»

Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Этот корабль был пущен на воду в 1983 году. Крейсер предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, в первую очередь авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений, огневую поддержку десанта. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 416 человек. Максимальная скорость крейсера — 60 км\ч.

Корабль вооружен противовоздушным комплексом «Риф» С-300Ф, пушкой АК-130, артустановкой АК-630, противокорабельными ракетами «П-1000 Вулкан», зенитным ракетным комплексом «Оса-М». На крейсере находится один вертолет «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Варяг»

Ракетный крейсер «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота. Выполнен по такому же проекту, что и «Москва». Он был спущен на воду в 1983 году.

Длина этого корабля составляет 186,4 м. «Варяг» развивает скорость 60 км/ч. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 476 человек. Крейсер имеет такое же вооружение, что и крейсер «Москва».

Видео


Эсминец «Настойчивый»

Эсминец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Эсминец предназначен для подавления наземных целей, в том числе объектов противодесантной обороны, живой силы и техники противника при проведении десантных операций, осуществления противовоздушной и противокорабельной обороны соединений и отдельных кораблей, борьбы с десантно-высадочными средствами противника, патрулирования и несения боевой службы совместно с другими силами флота, решения других задач. Длина составляет 156 м. Скорость эсминца - 62 км/ч. Экипаж - 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.

Корабль вооружен 2 спаренными артиллерийскими установками АК-130/54, шестиствольными артиллерийскими установками АК-630, пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-270 «Москит», двумя зенитно-ракетными комплексами «Ураган», двумя шестиствольными реактивными бомбометными установками РБУ-1000, двумя сдвоенными торпедными аппаратами. На борту располагается один вертолет «Ка-27».

Видео


Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость - 53 км/ч. Экипаж - 626 человек.

В настоящее время возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы. Крейсер вооружен противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», корабельной противовоздушной системой «Кинжал», зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», реактивным комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», артустановкой АК-630.

Видео


Подводная лодка «Юрий Долгорукий»

Российская атомная подводная лодка стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Пока это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Он входит в состав Северного флота. Длина подводной лодки составляет 170 м, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная - 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж — 107 человек.

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» вооружена торпедами, крылатыми ракетами, ПЗРК. Также может производить пуск баллистических ракет «Булава».

Видео


Подводная лодка «Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка 4-го поколения «Северодвинск» была спущена на воду в 2010 году. Надводная скорость подлодки - 30 км/ч, подводная - 57 км/ч. Длина подлодки составляет 119 м. Подводное водоизмещение - 13800 тонн.

Подводная лодка вооружена десятью торпедными аппаратами, ракетами «ЗМ-14», «ЗМ-54» и П-800 «Оникс».

Видео


Сторожевой корабль «Татарстан»

Сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661 («Гепард») является флагманом Каспийской флотилии. Вступил в строй 31 августа 2003 года. Надстройка этого корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость - 52 км/ч.

Основное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35. Артиллерийское вооружение включает артиллерийскую установку АК-176М и две автоматизированные артиллерийские установки АК-630М. Для противовоздушной обороны используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2». В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата, а в качестве противоторпедного — одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение корабля противолодочным вертолётом корабельного базирования «Ка-27».

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Военно-Морской Флот способен наносить по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

ВМФ состоит из следующих родов сил (рис. 1): подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы , скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Рис. 1. Структура Военно-Морского Флота

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

В боевом составе ВМФ авианосец (рис. 2), атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (рис. 3), атомные ракетные крейсера (рис. 4), большие противолодочные корабли, эсминцы (рис. 5),сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, мин- но-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33 — рис. 6, А-40, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27, Ка-29), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Рис. 2. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»: водоизмещение стандартное (полное) — 45 900 (58 500) т; длина (но ватерлинии) — 304,5 (270) м; ширина (по ватерлинии) — 72,3 (35.4) м; осадка — 10.5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 3850 миль (29 узлов) или 8500 миль (18 узлов); автономность — 45 суток; экипаж (офицеры) — I960 (200) + штаб 40 чел.; летно-технический состав — 626 чел.; авиапарк — 22 СУ-33, 17 KA-27/31; максимальная самолетовместимость — 36 СУ-33, 14 вертолетов; площадь ВПП — 14800 м 2 ; вместимость ангара — 18 СУ-33; средства обеспечения — 2 самолетоподъемника, трамплин, посадочная угловая палуба, 3 площадки разбега; вооружение — ударное, зенитное, противолодочное, радиоэлектронное

Рис. 3. Тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами проекта 941 «Тайфун»: водоизмещение надводное (подводное) — 28500 (49800) т; длина — 171.5 м; ширина — 24,6 м; осадка — 13 м; скорость хода подводная — 27 узлов; экипаж (офицеры) — 163 (55) чел.; автономность — 120 суток; глубина погружения — 500 м; вооружение — 20 МБР, торпедные аппараты, ПЛУР, ЗУР, торпеды, гидроакустические станции, радиоэлектронные средства противодействия

Рис. 4. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий»: водоизмещение стандартное (полное) — 19 000 (24 300) т; длина — 252 м; ширина — 28,5 м; осадка — 9,1 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 14 000 миль (30 узлов); экипаж (офицеры) — 744 (82) человека: вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противоторпедное, противолодочное, авиационное (3 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 5. Эскадренный миноносец «Адмирал Чабаненко»: водоизмещение стандартное (полное) — 7700 (8900) т; длина — 163.5 м; ширина — 19,3 м; осадка — 7,5 м; скорость хода максимальная — 30 узлов; дальность плавания (при скорости) — 4000 миль (18 узлов); экипаж (офицеры) — 296 (32) человек; вооружение — ударное (ПУ ПКР), зенитное, артиллерийское, противолодочное, авиационное (2 Ка-27), радиоэлектронное

Рис. 6. Истребитель корабельного базирования Су-33: размах крыла — 14,7 м; длина 21,19 м; высота — 5,63 м; масса максимальная взлетная — 32 000 кг; максимальная скорость на большой высоте -2300 км/ч; потолок — 17 000 м; дальность — 3000 км; вооружение — 30-мм пушка (250 патронов), УР; экипаж — 1 человек