Журналистская информация и ее основные особенности: журналистика как массово-информационная деятельность.

Понятие "массовой информации" в журналистике. Типологические концепции социальной информации. Преобразование в журналистике научных, профессиональных, художественных и индивидуальных сообщений на массовую информацию. Новость и ее атрибуты. Спонукальнисть массовой информации. Специфика информации в журналистике (актуальность, оперативность, документализм, повторяемость тем и неповторимость материалов). Уровни и формы существования массовой информации. Внешний и внутренний типы информации

Сегодня в общественном сознании с термином "журналистика" конкурируют сроки "органы (средства) массовой информации" и "масс-медиа". В обоих из них подчеркивается, что в современном мире журналистика воспринимается как массово-информационная деятельность. Отреагировала на это и теория журналистики, где понятие "массовая информация" сегодня тоже выдвинулось на первый план. Оно состоит из двух частей, каждая из которых семантически значима.

В современной науке существует две концепции понятие "информация": атрибутивная и функциональная. Согласно первой, информация понимается как атрибут материи, а следовательно является свойством любого материального объекта. Например, удар метеорита по поверхности Луны оставляет на ней кратер; это и есть информация о взаимодействии двух космических тел. Такую информацию несет в себе каждый материальный объект. Но описать и понять журналистику можно только с точки зрения второй концепции.

Согласно этой теории, информация функционирует только на социально сознательном уровне, возникает как следствие направленной активности, а обмен информацией между людьми с помощью знаков и символов рассматривается как главное условие развития человеческой культуры, ее важнейшая форма.

Согласно современным взглядам на человека, она отличается от остальных представителей живого мира способностью усваивать в больших количествах внешнюю информацию и на ее основании производить внутреннюю. Собственно появление существ, обладавших способностью накапливать (запоминать) информацию и удерживали ее больше в мозге, чем в генах, вызвала миллионы лет назад революцию в развитии живого мира. Для прогресса живых организмов оказались нужными вещество, энергия и информация. Следовательно информация оказывается одним из базовых атрибутов жизни как таковой. Человек стоит выше всяких других форм жизни, так как она является прежде всего жизни, осознает самое себя. Информация - это способ репрезентации действительности в сознании человека и общества. Причем с развитием человека от низших к высшим ее типов (австралопитек, питекантроп, неандерталец, homo habilis, homo sapiens, кроманьонец) потребность в информации и количество накопленной информации стало увеличивалась.

В результате процессов накопления информации на определенном этапе развития человечества возникает письменность, литература, наука, книгопечатание, а совсем недавно по историческим меркам - и журналистика. Таким образом, журналистика является важнейшей составляющей социальной информации и может быть объяснена только с точки зрения функциональной концепции информации.

Слово «информация» в журналистике имеет широкое, узкое и специальное значение.

В широком смысле информация - всякое новое знание, которое передается от одного субъекта к другому. "Информация" - это самый, самый быстрый и четкий способ записи, хранения и передачи новостей, - отметил известный французский философ Жак Деррида в работе "Закон достаточного основания Университет глазами его последователей" (1983). - Информация не только информирует, передавая содержание сообщения, она придает форму, "in-formiert", "formiert zugleich". Она ставит человека в такие рамки, позволяющие ей господствовать на Земле и за ее пределами ".

"Употребляя слово" информация ", важно также помнить и об этимологии этого слова, - отметил и академик Российской АН Никита Моисеев. - В обычном, житейском смысле оно означает сумму сведений, которую получает определенный субъект - человек или группа людей (или животных) - об окружающем мире, о самом себе, о другом субъекта или исследуемое явление - сведений, с помощью которых он может точно прогнозировать последствия своих действий и отбирать способы использования своих возможностей для обеспечения собственных интересов и для достижения поставленных целей ".

Такое понимание информации выдвигает на центральное место субъекта, который использует полученную информацию по своему усмотрению. Под субъектом в данном случае понимаем не только отдельного человека, но и человеческое сообщество любого объема, вплоть до человечества в целом.

В узком смысле информация - совокупность коротких некомментированные сообщений. В теории журналистики слово

"информация" используется и в специальном смысле, в этом случае оно означает конкретный жанр небольшой по объему заметки, сообщает об определенной новости.

Массовая информация, таким образом, является разновидностью социальной информации. Социальная информация - это сообщения, передаваемые любой понятной человеку знаковой системой о процессах функционирования общества, а также о том, что касается этих процессов и может повлиять на них.

Как знаковая система сообщений чаще всего выступает язык: песней текст или устную речь. Но это не единственная форма знаковой системы. Дорожные знаки, пиктографические обозначения на улицах и входной двери, фирменные знаки на товарах, позволяющие человеку ориентироваться в социальном пространстве, также составляют разновидности знаковых систем. Но журналистика предпочитает использовать самый сложный из них - язык. В то же время она не отказывается от изобразительных средств: иллюстраций, фотографий, графиков и схем, которые позволяют более глубоко повлиять на читателя и шире удовлетворить его потребности в разнообразной информации.

В современной науке существует несколько типологических концепций социальной информации.

Авторы учебника под редакцией профессора В. И. Здоровеги "Теория и практика советской журналистики: Основы мастерства, проблемы жанров" (Львов, 1989) по предмету изображения распределяют информацию на следующие типы:

1. Официальная информация. Сюда относятся государственные постановления, резолюции партийных съездов и конференций, приемов политических деятелей, заявления политических партий, общественных организаций и отдельных лиц. Официальная информация предоставляется для опубликования отделами по связям с общественностью, пресс-центрами и пресс-бюро учреждений или организаций, съездов или конференций. Она не подлежит редактированию и должна быть опубликована дословно, в том виде, в котором поступила.

2. Событийная информация. Это - основной информационный блок, создаваемый редакционным коллективом, его репортерами и корреспондентами. Сюда относятся оперативные сообщения о фактах и событиях внутренней и международной жизни.

Событийная информация поступает в редакцию из двух источников:

а) от информационных агентств и

б) от собственных корреспондентов.

Этот тип информации создает особенно хорошая почва для реализации творческих возможностей журналиста.

3. Деловая информация. К ней относятся выступления специалистов по широкого круга вопросов, интересующих аудиторию. Это могут быть материалы по медицине, образования, строительства, агрономии и т.д., как созданные самими специалистами, так и полученные от них в виде интервью.

4. Справочная информация и реклама. К этому виду информации относятся программы радио и телевидения, театральная и киноафиша, расписание движения транспорта. Рекламная информация занимает в современной журналистике важное место и выполняет не только функцию сообщения, но и финансового обеспечения изданий.

5. Эстетическая информация. Это литературные произведения, репродукции живописи и художественные фотографии в печатных СМИ; музыка, спектакли, теле- и художественные фильмы радиовещании и телевидении.

6. Публицистическая информация или просто - публицистика.

Это сердцевина, стержень журналистики, аналитические материалы различных жанров от комментария обзору, статьи, очерка. Вместе с по-действенной информации публицистика создается в редакционном коллективе. Но в отличие от первого вида (событийной информации), второй связан не с воспроизведением уже готовых фактов и явлений, а с созданием новых духовных и интеллектуальных ценностей. Публицистический тип информации создают уже не репортеры и корреспонденты, а сотрудники, выступающие в амплуа обозревателя или редактора направлении, то есть журналисты более высокой квалификации, имеющих глубокие знания в области своей тематической специализации и достаточный жизненный опыт.

Вторая типологический концепция социальной информации предложена коллективом авторов учебника "Массовая коммуникация" (К., 1997). Они выделяют следующие типы социальной информации:

1. Массово-распространяемая (массовая) информация, к которой относят всю публично распространяемую печатную или аудиовизуальную продукцию (книги, брошюры, прессу, теле- и радиопередачи, а также любые записи на кассетах или компакт-дисках).

2. Статистическая информация - это официально документированная информация государственных органов или научных учреждений о процессах, происходящих в экономической, социальной и культурной жизни общества.

3. Справочно-энциклопедическая информация - это официальные сообщения или систематизированы сведения, составленные по соответствующей форме с использованием предусмотренных законом средств о различных событиях, явлениях, процессах, героев и персонажей истории и современности.

4. Информация о лице - это совокупность официальных документированных личных сведений о личности.

5. Информация о деятельности государственных органов и организаций (правовая информация) - это официальная информация, создаваемая в процессе деятельности органов власти, общественных или партийных объединений, государственных и частных предприятий, учреждений и организаций.

Легко заметить, что типология львовского учебника включает в себя большее разнообразие явлений социальной информации, демонстрируя их участие в создании журналистики, тогда как киевские ученые сосредоточили внимание собственно на двух ее типах: массово-распространяемой (п. 1) и альтернативной к ней официальной (п. п. 2-5).

Современный человек живет сейчас в густо насыщенном разнообразной информации в обществе. Ежедневно на нее со страниц газет и страниц журналов, из радиоприемников и телевизоров наваливается огромное количество новостей и сообщений разного характера. Дальнейшей эскалации информационной агрессии на человека способствует совершенствованию информационных технологий, появление новых типов журналистики на электронной основе. Вместе с тем ученые отмечают, что "физические возможности человека пропускать через себя и усваивать информацию не увеличились за последние семьдесят тысяч лет". Следовательно, только отбор информации, ее обобщение на аналитической основе может спасти человека и его разум от растворения в хаосе мира. Этот процесс и осуществляет массовая информация.

Для того, чтобы представить процессы ее создания и способ функционирования важно принять во внимание следующее. В результате введения все большей специализации в жизни общества люди все больше теряют способность понимать друг друга, поскольку предметом их деятельности становятся все более узкие участки действительности.

Ученые создают статьи и монографии, выдвигают гипотезы, пишут отчеты о своих исследованиях, осуществляющих открытие. Причем представители даже смежных дисциплин уже далеко не всегда понимают сущность проводимой их коллегами работы. Научная информация, как разновидность социальной, имеет характер эзотерической, внутренней информации, она не доступна массовой аудитории в той форме, в которой производится и требует своего разъяснения, толкования в привычных для реципиента-неспециалиста понятиях.

Еще одной разновидностью социальной информации является профессиональный ее тип. Каждая специальность (профессию) имеет свои секреты, требует определенных специальных знаний, навыков и умений. Для того, чтобы рассказать широкому читателю о профессиональных обязанностях и деятельности инженера или агронома, учителя или врача, строителя или таможенника, необходимо также обратиться к простым и обычных понятий, суметь профессиональную терминологию, часто целый социальный диалект (социолект, жаргон) перевести на понятную массовой аудитории язык.

То же самое справедливо сказать и о художественный тип социальной информации. Художественная мысль в ХХ веке осложнилась настолько, что далеко не все произведения музыки, живописи, театра, кино, литературы понятны широкой аудитории напрямую. Процесс их восприятия сегодня требует опосредования художественной критики. Афористично это выразил французский философ и литературный критик Роланд Барт, сказав: "Критика не есть наука. Наука изучает смыслы, критика их производит. (..) Отношение критики к произведению собой отношение содержания в форму". Иными словами, художественное произведение остается определенной вещью в себе без разъяснительного его толкования литературной (или любой другой художественной) критики, и играет роль переводчика художественного выражения на язык массовой информации.

Наконец, каждая личность, даже обычный человек, обладает огромным объемом индивидуальной информации, состоящая из его жизненного опыта, взгляда на явления и процессы действительности, отношение к героям и персонажей истории и современности. Эта индивидуальная информация также представляет огромную ценность, поскольку само человечество представляет собой сообщество отдельных личностей, которые составляют целостность именно благодаря тому, что коммуникативно связаны между собой.

Следовательно, далеко не вся социальная информация, которая функционирует в обществе, доступная широкой аудитории даже тогда, когда отмечается важности и актуальности. Рядовым человек не поймет научных новинок, сложных художественных произведений, коммерческих тайн, профессиональных секретов, хотя бы они и были ей сообщении. Журналистика сегодня - это способ преобразования (перевода) научных, профессиональных и профессиональных, коммерческих и деловых, художественных и индивидуальных знаний и сообщений на общепонятный массовую информацию. Если люди способны понимать друг друга, так это потому, что в социальной информации является слой, который выполняет роль духовного моста между представителями различных социальных общностей - это слой массовой информации.

Иными словами, журналист переводит профессиональный, специальный, насыщенный терминами дискурс на общепонятный для широкого круга читателей язык. При этом следует понимать, что, как и при любом переводе, теряются какие-то детали и краски оригинала, перевод не может быть полностью адекватным первоисточника. Это истина, которая признается всеми специалистами по теории перевода. В знаменитом романе Сервантеса Сааведра "Дон Кихот" главный герой объяснял своему менее образованному спутнике: "Перевод, дорогой Санчо Панса - это фламандский ковер с низу". Тем не менее, журналист как перкеладач научных, профессиональных, художественных и индивидуальных дискурсов на язык массовой информации должен, как и переводчик любых текстов, добиваться точности и полноты в донесении смысла сообщения к читателям.

Продемонстрируем процесс создания массовой информации на примере от противного. Во всеукраинском еженедельнике "Наша газета +" 27 ноября 1999 на странице "Клуб любознательных" в рубрике "Очевидное - невероятное" была опубликована статья известного журналиста Валентина Смаги "Альберт, ты не прав!" Она рассказывала об открытии украинского ученого Петра пруссов, которое опровергает теорию относительности Альберта Эйнштейна. Автор довольно популярно рассказывает, что для удобства своих выводов сам знаменитый физик, создатель теории относительности, обратился к упрощению физического мира, отказавшись от явления эфира.

Но дальше журналист, призвав читателя вспомнить школьный курс физики, предлагает ему достаточно сложные терминологически и необычные для неспециалиста научные факты. "Всем известно, - пишет В. Смага, - что при перемещении проводника в магнитном поле возникает электродвижущая сила. Это и есть электрический ток. Однако также, утверждает Пруссов, и продольная действие магнитного поля на проводник. Она упорядочивает движение частиц эфира в поток, который и захватывает свободные электроны, в результате чего на концах проводника, расположенного вдоль магнитного поля, также возникает электродвижущая сила.

Поперечная действие магнитного поля на проводник - это, согласно Петром пруссов, использование потенциальной энергии эфира, на чем основывается вся современная энергетика.

Продольная действие приведет к использованию кинетической энергии эфира. В ней - ключ к энергетике будущего, когда человечество сможет получить необходимую энергию непосредственно из космоса ".

Вполне очевидно, что изложение журналиста не является общепонятным, и читатели, не имеющие специальной подготовки, не поймут открытие украинского ученого. Сенсационный по своей сути материал останется невоспринятыми аудиторией. Журналисту не удалось превратить научную информацию на массовую. А это явление не просто не желательно, а вполне запрещено в процессе создания массовой информации.

Ведь журналистика функционирует в системе: автор (журналист) -информация (текст) - аудитория. С самого начала возникновения газет и журналов встал вопрос об измерении ценности и полезности информации с точки зрения ее использования. Важная проблема деятельности журналиста - установление таких отношений с аудиторией, при которых потенциальная информация становится принятой, усвоенной, а затем и реальной.

В американской журналистике, чтобы избежать грубого насилия сознании читателей от некомпетентных интерпретаций журналистов-дилетантов, было предложено правило "news not views" (новости без взглядов). Ассоциация американских редакторов еще в 1923 г. приняла решение о том, что новости не должны содержать оценок, навязывать читателям взгляды журналистов. Это решение было принято для защиты читателей от агрессивности информационного потока, имело определенные последствия, но изменить прагматическую природу журналистики оказалось несостоятельным.

При этой возможности рассмотрим понятие "новость" как важную категорию теории журналистики.

Новость - это известность факт. Проблеме факта в журналистике будет посвящен в этом учебнике отдельный раздел. Здесь же в виде необходимой дефиниции необходимо указать следующее: факт - это любой выделенный фрагмент реальной действительности. Под фактом может пониматься событие, явление, статистические данные, высказывания знаковой лица и др. Новость как известность факт - это актуальная часть социальной информации. Выпуски новостей на радио или телевидении предусматривают передачу в эфир только полученных сообщений - это еще одно значение понятия "новость".

Новости отмечаются такой атрибутикой:

1) они отражают последние события, воссоздают картину мира, сложившуюся на этот момента;

2) новости несистематические, новостная картина мира характеризуется коллажность;

3) задачей новостей не является интерпретация и упорядочения сообщений;

4) новости невечные, они живут до тех пор, пока сохраняют актуальность, дальше их вытесняют другие формы знания;

5) события, представленные как новости, отмечаются неожиданностью, необычностью;

6) новости строятся на предположении возможного интереса аудитории;

7) новости служат ориентирами и указателями знаний, но не заменителями знаний;

8) новости предполагаемые; в этом заключается главный парадокс новостей, заранее известно о визите Президента, юбилеи, от-рытье выставок, новостями становится в таком случае само событие, а содержание события, подписаны соглашения, сказанные на открытии слова.

Как продукт активной деятельности человека новости и социальная информация в целом характеризуются цилепокладенням. Об этом очень хорошо сказали авторы учебника "Массовая коммуникация". "Социальная информация - отметили ученые, - никогда не бывает нейтральной. Информация, которая передается средствами массовой коммуникации, объективно влияет на людей. Проводилось достаточно много исследований, целью которых было доказать, что можно выполнить установку американской журналистики" news not views " (новости без взглядов), но они каждый раз показывали, что даже без комен-таря, через отбор новостей или какие-то другие условия коммуникатор сознательно или бессознательно определенным образом влиял на аудиторию ".

Журналист, как и любой политически активный гражданин, просто не может не иметь своих взглядов на те или иные события и явления современности, не может не иметь своего отношения к героям и персонажей исторической действительности. Так же, как и все остальные граждане, он имеет полное право обнародовать свою точку зрения. Дело в другом: важно, чтобы он не мешал остальным субъектам информационных отношений выразить свои взгляды, даже если бы они оказались альтернативными по его позиции. Только свободный рынок идей является гарантией действительно гармоничного развития общества, только при таком условии продуктивного обмена мнениями возможен поиск наиболее приемлемых решений возникающих социальных проблем. Модель внутреннего плюрализма должна восприниматься как норма современной журналистики.

В конце концов, в мире масс-медиа американская концепция "news no views" далеко не является преобладающей. Немецкие журналисты, как уже говорилось, предпочитают "адвокатском" типа журналистики, считая, что ее задачи могут быть решены не в плоскости чистой информатики, а на уровне публицистики, то есть активной пропаганды общечеловеческих жизненных ценностей.

Отечественная традиция понимания журналистики никогда не воспринимала ее только как беспристрастного носителя информации, а всегда рассматривала как способ формирования общественного мнения, социальной педагогики, решение важных общественных задач, защиты простого человека от произвола государственного бюрократического аппарата.

Эта проблема давняя, возможно, она имеет такой же возраст, как и сама журналистика. Например, более века назад, в далеком уже 1891, между Иваном Франко и Михаилом Драгомановим завязалась дискуссия по поводу информационного или аналитического выбора в журналистике. И. Франко, расстроился конфискацией прокуратурой острой публицистической статье М. Драгоманова в газете "Хлебороб", высказался за такие два принципа журналистского творчества: "1) писать Ричи научные без публицистического острие, а даже без всякого острие, т. Есть. Говорить и НЕ договаривать до крайнего слова, 2) писать Ричи сплошные, связанные друг с другом, но без спального титула, а по возможности писать так, чтобы Премис [сообщение. - И. М.] были особо и выводы особняком ". М. Драгоманов, однако, вступил в полемику с коллегой. "По поводу пропавшей статьи в" Хлеборобе "я бы с Вами поспорил, - писал он в ответ на предложения Ивана Франко. - Для народа простого так писать нельзя. Это мы, книжники, намуштровани факты в одном месте читать, а выводы в цветка, или "читать между строк", - а простые люди этой науки не имеют "Ч Под" простыми людьми ", конечно же, в терминологии современной теории коммуникации, понимал массовый читатель. В украинском общественном сознании журналистика всегда воспринималась как модель аналитической деятельности, в которой факты и выводы не разлагаются на различные полочки, публицистические идеи не прячутся в подтекст, наоборот увиразнюються, тщательно обосновываются и аргументируются, возвышаются публике в легкой для восприятия образной форме.

Следовательно, информация в журналистике - это не просто новости, а работающие сообщение, это новости, вошли в сознание и повлияли на аудиторию в рассчитанном автором направлении. Журналистика - это прагматическая, побудительная информация. Именно это делает ее массовой.

В словосочетании "массовая информация" составляющая "массовый" означает вовсе не низкого качества, а не ширпотребовский. На первый же план выдвигаются такие признаки массовости:

1. Направленность на массу (на все население) при отсутствии непосредственного контакта, независимо от размеров и пространственной рассредоточенности аудитории. Следует при этом иметь в виду относительность понятия "массовости". Особенно большие тиражи действительно называются "массовыми", но в основном такая ситуация характерна для тоталитарных стран, где существует монополия государства или партии на развитие прессы и распространение информации. Например, в Советском Союзе центральные газеты "Правда", "Известия", "Труд" выдавались огромными тиражами 15-20 млн экземпляров; но реальная причина таких высоких тиражей заключалась в принудительной подписке на эти издания; платить их обязаны все члены партии, учителя, работники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших учебных заведений, студенты и т. д.

В рыночных же условиях, вследствие свободной конкуренции рождается и существует большое количество газет и журналов с меньшими тиражами. Уменьшение тиражей, но увеличение количества изданий способствует более полному удовлетворению информационных потребностей граждан, "массовом" охвату населения информацией, обеспечивает возможность выбора периодических изданий по политической направленности или интересами.

Тираж следует соотносить с размерами расчетной аудитории. Две тысячи экземпляров - малый тираж для Украины и даже для Харькова, но для Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, в каком именно таким тиражом выходит внутренняя газета "Харьковский университет", это тираж массовый.

Так же массовым является тираж в пять-шесть тысяч для районной газеты, издающейся в районе с общим населением 40-50 тыс. Жителей. Например, в конкурсе "Журнал", который проводит ежегодно ко Дню журналиста Харьковская областная государственная администрация и Харьковское областная организация Союза журналистов Украины, в 2000г. В номинации "Читательские симпатии" экспертная комиссия отметила Кегичевское районную газету "Наш край". Ее разовый тираж составил 2 165 экземпляров. Якобы в абсолютных измерениях он мал. Но в Кегичевском районе Харьковской области проживает 25,6 тыс. Жителей. В расчете на 1 тыс. Населения газета оказалась наиболее массовой.

2. Соответствие потребностей массы в информации. Журналистика ориентирована преимущественно на загальнозначиму информацию, содержанием которой является отражение жизнедеятельности общества в сообщениях, сведениям, знаниях. Журналистика направлена на обеспечение информационных потребностей населения в идеологической, общественно-политической, научно-технической, экономической, культурной и др. сферах. Средством непосредственного обмена информацией между людьми является общение. Журналистика и является главным коммуникативным каналом, обеспечивающим обмен информацией в различных сферах. Она является массовой, так как социальная информация, создаваемая журналистами и распространяется через каналы массовой коммуникации, представляет интерес для всего общества, является загальноцикавою.

3. Стремление к консолидации, то есть выработка общей для многих позиции. Формируя общественное мнение вокруг важнейших проблем общественного бытия, журналистика способствует объединению людей по взглядам и интересам. Обсуждение проблем и выработки общей позиции по их решению консолидирует нацию, дает каждому гражданину ощущение плеча, ощущение своей несамотности в мире. Журналистика - это органы массовой информации, так как оно способствует выработке массой читателей общей позиции, ориентирует их вдоль одного общественно-политического вектора, настраивает на восприятие тех или иных социальных, экономических и культурных ценностей.

4. Доступность для массы. Эта проблема имеет несколько аспектов. Прежде всего информация должна быть доступной читателям по содержанию и форме, то есть понятной им, написанной простым языком, должна содержать толкования сложных понятий. Во-вторых, информация должна быть доступной экономически, то есть продаваться за небольшую плату. И, наконец, в-третьих, отметим еще один аспект доступности - удобство доставки. Сегодня газету или журнал, издаваемый в любом городе Украины, можно подписаться на всей ее территории. Некоторые газеты и журналы, выходящие в регионах - "Арт-мозаика" (Харьков), "Собеседник" (Одесса) - провозглашают себя всеукраинскими изданиями. Подписка позволяет читателю ежедневно вынимать из своего почтового ящика газеты и журналы, издаваемые не только в его, но и в других городах Украины, а также получать зарубежную периодику. Доставка радио и телепрограмм осуществляется через эфирный, спутник или проводной (кабельный) связь и позволяет слушателю и зрителю воспринимать их дома в удобное время.

5. Открытость для сотрудничества всем желающим и способным к журналистского творчества. Журналистика содержит потенциальную возможность выступления каждого гражданина по любому вопросу, чтобы это выступление был выполнен на достаточном для восприятия аудиторией уровне. Более того, сотрудники редакции всегда могут стилистически доработать материал странного автора, если только в нем будут содержаться общественно ценные мысли. Газеты и журналы помещают на своих страницах письма читателей, к участию в радио- и телепрограммах приглашается достаточно широкий круг граждан. Особую популярность на телевидении получили ток-шоу (контактные программы), которые собирают многих участников в роли непосредственных действующих лиц и зрителей, например: "Караоке на майдане" Игоря Киндратюка и "Ключевой момент" Натальи Сумской на канале "Интер". В этой открытости для сотрудничества тоже оказывается еще один аспект "массовости" журналистики.

"Массовой информации" противостоит "индивидуальная" (личный опыт), "художественная" (литературные и другие произведения искусства) и "специальная" (научные и профессиональные знания) информация, но в совокупности вместе они являются основой духовности лица, создают информационную базу для ее ориентации в мире и практической деятельности.

Итак, журналистика неотделима от понятия "массовая информация".

Специфику "массовой информации" определяют такие атрибутивные признаки:

В. В. Резун выделил следующие три составляющие актуальности: "общественная обусловленность (общественная мотивированность), соответствие важным общественным задачей (общественная целеустремленность) и общественная целесообразность (общественный смысл)" Ч В первом аспекте актуальная тема - это такая, которая призвана к жизни общественными потребностями и проблемами. Во втором аспекте актуальность связывается с активным общественным цилепокладенням, которое должно быть расположенным в пределах улучшения общественной жизни, оздоровления социальных процессов. В третьем аспекте под актуальностью понимается возможность журналистского произведения оказывать положительное влияние на дальнейшую деятельность читателей.

2. Хронологическая актуальность или оперативность. С этой точки зрения все новости должны быть "последними", отмечаться свежестью. Наверное, не одного человека в детстве удивляла парадоксальная вербальная формула, неоднократно слышанная по радио: "Передаем последние новости", - ведь эти новости на самом деле никогда не были последними, а выходили в эфир снова и снова. Только повзрослев, лицо постигает смысл метафоры: новости являются последними, из тех что доложены на эту минуту; последние по хронологической актуальностью.

В журналистике идет постоянная борьба за оперативность, первенство и приоритетность в представлении сообщений. С этой точки зрения примечателен эпизод описан в романе русского писателя

Саввы Данґулова (1912-1989) "Кузнецкий мост" (кн. 1-3, 19711979). В произведении, он посвящен деятельности во время Второй мировой войны Министерства иностранных дел СССР, много внимания уделено и отражению работы зарубежных корреспондентов, аккредитованных при Министерстве. По законам тоталитарного государства в Советском Союзе журналистика не была независимым информационным институтом, а выполняла роль служанки при государственно-партийном аппарате. В романе описано, как с этой целью используется даже иностранный журналистский корпус, аккредитованный при Министерстве иностранных дел СССР. Перемещение корреспондентов и их доступ к информации строго регламентировались. Но в конце 1943 г.. Уже организовывались с целью информирования мировой общественности коллективные выезды корреспондентов ведущих мировых информационных агентств и главных ежедневных периодических изданий на места боевых действий.

В третьей книге романа описано возвращения группы из тридцати журналистов из Украины. Сразу по приезде каждый корреспондент дал телеграмму-молнию в свою редакцию: "Выезжал на Днепр, видел переправу советских войск. Был принят командующим армии украинских партизан. Ближайшие полторы-2:00 передам двести строк". После отправки "молний" в Лондон, Нью-Йорк, Мельбурна и т. Д. Комната корреспондентов в отделе прессы наполнилась грохотом печатных машинок. Двести строк действительно должны быть "отлиты" немедленно и за полтора часа переправлены в редакцию телеграфом, иначе будет поздно, сообщение появится в других газетах и перестанет квалифицироваться как "последние новости".

Удивительной кажется скорость, с которой работали зарубежные корреспонденты, что им помогает какая-то чудо-сила. На самом деле все проще. Как только "корреспондентский ковчег" покидает столицу, газетчика превращается в акына: он составляет свой будущий журналистское произведение и, составляя, заучивает его наизусть. Этот процесс продолжается во время всей поездки и завершается лишь с возвращением самолета в Москву. Журналист готов повторить свой текст, как "Отче наш". Отправив телеграмму, он бросается за машинку и со скоростью машинистки "выстреливает" уже готов, составленный в голове текст. Ему не в силах помешать ничто: ни разговоры соседей, ни стук их машинок. Даже брошен в кратер Этны, он разместив свой «Ремингтон» на коленях, выдаст заветных двести строк в лучшем виде. Через полтора часа большой по объему очерк готов и отправляется телеграфом в редакцию, где для него в соответствии с предыдущей телеграммой зарезервировано место в ближайшем номере.

Этот эпизод блестяще изображает борьбу за хронологическую актуальность, оперативность как важнейшие качества массовой информации в журналистике.

3. Документализм. Изложение новостей обязательно должен содержать ссылки на источники, на документы или другие пути поступления информации, называть фамилии и социальный статус (должности) лиц, которые предоставили информацию. Чем больше ссылок на источники в журналистском материале, тем выше его профессиональная ценностью.

4. Повторяемость тем и неповторимость материалов. Журналистика всегда - повторяющаяся неповторимость. Каждый конкретный журналистский материал неповторим, но чаще всего журналист работает в хорошо знакомой ему проблематике, которая накладывает своеобразные черты на творческую деятельность журналиста, выражается в выработке общей концепции, которая прослеживается в многочисленных материалах, повторяющихся источниках, наработанных вербальных формулах, творческая пам Пять услужливо подсовывает автору. Повторяемость тем в широком смысле -ведущий особенность журналистской работы, автор должен быть компетентным в вопросах, о которых пишет, ежедневно изучать свою тему, накапливать знания, собирать так называемое "досье"; но вместе с этим не оставлять информационного поиска, открывать новых героев, совершенствовать стиль.

5. Прагматизм, императивность. Совокупность сообщений, воспроизводят картину современного мира и воспринимаются обществом в своей совокупности как журналистика, создаются не бесцельно, а с целью достижения определенного последствия: дать читателям возможность сориентироваться в социальном окружающей среде, направить общественное мнение вдоль определенного политического вектора, вызвать вполне реальные реакции читателей, а затем и воплотиться в новые объективные события и явления завтрашнего дня. Журналистике свойственна императивность (императив - повелительное наклонение), иногда - откровенная, иногда - скрытая. Массовая информация включает в себя эффект спонукальности: до появления определенных эмоций, к размышлениям, к осмыслению ситуации в том или ином направлении, к действиям.

Входя через журналистский текст в ситуацию или проблему, знакомясь с героем или персонажем, читатель должен определиться в своем отношении к ним: явление становится предметным и реальным, проблема видится в ретроспективе и перспективе, предложения приобретают прогностического значения, а в итоге вырисовывается образ собственной психо- физической реакции на событие, которое может иметь диапазон (в зависимости от темперамента читателя, особенностей конкретных условий его деятельности, специфики политических обстоятельств) от эмоционального сопереживания к активному поступка.

Именно прагматизм массовой информации, ее императивность позволяет использовать ее с целью манипулирования общественным сознанием и направления общественных эмоций. Ошибочной кажется мысль о том, что императивность журналистики всегда связана только с манипулятивной пропагандой и присуща только тоталитарному обществу. В условиях современной духовного кризиса и дегуманизации культуры (и журналистики как ее составляющей) особую актуальность приобретает императивность, направленная на защиту политической стабильности в мире, содержание экологического равновесия, сохранения общечеловеческих ценностей, утверждение традиционной морали. Под этим углом зрения императивность выглядит не релятивной, а абсолютной свойством массовой информации.

Производство массовой информации всегда осуществляется на двух уровнях:

1) создателем ее может быть любой гражданин в силу творческой природы человека;

2) массовая информация создается институционально, то есть специальными общественными институтами.

Отсюда - два уровня массовой информации:

1) стихийный, что создается спонтанно и распространяется самими массами преимущественно в устной форме;

2) организован, создаваемый специалистами и распространяемый по открытым, доступным каждому коммуникационными каналами.

Журналистика является следствием исторического общественного развития и главным способом существования организованного типа информации, что и позволило ей стать массовой.

Массовая информация накапливается в информационных хранилищах: архивах, библиотеках. Но в употреблении живых поколений находятся в основном верхние, "свежие" ее пласты. Однако общество во все времена предусматривает поступления в каналы коммуникации информационных продуктов из слоев "глубокого залегания", актуализируя тем самым вечные истины, а иногда и неопознанные ошибки.

С точки зрения функционирования есть три формы существования массовой информации:

1) пассивная; ее составляют тексты, законсервированные в фондах хранилищ, это потенциальная информация, которая может быть актуализирована при определенных обстоятельствах;

2) стихийная; ее составляют анонимные сообщения (слухи, фольклор, в том числе и анекдоты), циркулирующих каналами устных коммуникаций;

3) активное; ее составляют массово-информационные потоки (то есть, журналистика); динамическая совокупность информационных продуктов, создаваемых непрерывно.

Журналистика, создавая специфические тексты, оказывается организатором массово-информационных потоков. Собирая воедино тексты массовой информации, журналист создает из них новый, "сборный" продукт - подвижную, эволюционную информационную картину современности. Эта картина современности формирует массовое сознание, общественное мнение, общественные настроения, во многом определяет поведение людей и деятельность социальных институтов.

В первом случае мы имеем дело с информацией внешней, фактологической, объективной.

Во втором случае мы имеем дело с информацией внутренней, аналитической, субъективной.

Существует взгляд, согласно которому "информация в журналистике всегда вторична", а сущность журналистской работы состоит в посредничестве. Журналист, мол, только передает новости от источника информации к широкой читательской аудитории. Отчасти это действительно так. Но не совсем. Приведенная концепция Владимира Владимирова учитывает наличие в журналистике только внешнего типа информации и собственно к нему сводит всю разнообразную массово-информационной деятельности.

На самом же деле в журналистике существует равнозначен с внешним внутренний тип и сектор информации. Его значение нельзя уменьшить. Кроме огромной работы над аналитическими материалами, журналисту неоднократно принадлежит объяснять факты, о которых он сообщает, или по крайней мере комментировать новости или сообщения о них; ему приходится решать мировоззренческий вопрос: какие новости подать своим читателям в свежем номере газеты, а какие обойти своим вниманием; а затем в профессиональной деятельности журналиста как в сообщающихся сосудах происходит постоянный переток внешней информации во внутреннюю и наоборот. Вполне справедливо авторитетные авторы считают, что "продуктом познавательной стадии журналистской деятельности оказывается концепция изученной ситуации, представляет собой единство знания о событиях и отношение к ним" [подчеркивание авторов. - И. М.].

Ремесленная деятельность журналиста как посредника все время соседствует с чисто творческими аспектами. Вынести внутреннюю информацию за пределы журналистики представляется неправомерным, так как, во-первых, на самом деле журналистика не существует без нее, а во-вторых, ошибочно оплодотворять сознание будущего специалиста упрощенной концепции журналистики, где ей отведено лишь посредническую роль между источниками новостей и массовой аудиторией.

Использование различных видов информации разнообразит информационный поток, делает печатное издание или программу электронного органа массовой информации интересными и конкурентно-способными.

Введение

Все мы каждый день испытываем огромную потребность в поиске новой дополнительной информации. Журналистика взяла на себя ответственность регулярно доносить эту информацию до аудитории и, по-моему, неплохо справляется с взятой на себя задачей. Теперь, услышав слово «информация» - мы понимаем «журналистика», и уже два этих понятия почти неотделимы друг от друга, в связи с этим возник один общий термин «журналистская информация».

Объектом нашего исследования является журналистская информация, предметом - функции журналистской информации.

Цель - выявление функций журналистской информации.

1. Дать определение понятию журналистской информации.

2. Выявить функции журналистской информации.

3. Проанализировать функции журналистской информации.

Структура курсового исследования: состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и приложений.

В ходе нашего исследования мы проанализировали журналы «Эксперт», потому что это серьезное и деловое издание и «Огонек» - как одно из самых популярных и общенациональных журналов. В течение 2007 полугодия в каждом номере обоих журналов мы отслеживали рубрику «культура»: «Эксперт» с января - июнь и «Огонёк» с июля - декабрь.

Основными авторами, на чьи труды и мнения мы опиралась на протяжении всей курсовой работы, выступают: учебное пособие профессора МГУ Е.П. Прохорова «Введение в теорию журналистики», С.Г. Корконосенко «Основы журналистики», В.Л Цвика «Введение в журналистику».

Роль журналистской информации

Способы функционирования журналистики

Налаживание контакта с аудиторией, воздействие на нее, ориентирование по тем или иным вопросам общественной жизни, развлекающие, информирующие, формирующие массовое сознание - все это современные функции журналистики. Итак, что же такое само понятие функция?

Функция (с лат. «functio» - обязанность, назначение) журналистики характеризует совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач. Любая человеческая деятельность несет с собой какую-либо цель. Человек стремится получить результат от поставленной цели, но «необходимо иметь представление о желаемом результате». Суть цели актуальной журналистской информации заключается в ее распространении и донесении ее до массовой аудитории. Если она не выполнит одну из своих важнейших первичных функций, то об осуществлении вторичных не стоит даже и задумываться.

Вступая в новую, современную, информационную эру увеличился интерес и потребность в овладении дополнительных знаний, отсюда рост значения СМИ. С.Г. Корконосенко, опираясь на социально-ролевую характеристику, предлагает субъектный подход к системе функций журналистики. «Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта - социальной структуры внутри общества - агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего - личности - ориентирующая и морально-психологического удовлетворения. Для журналистов пресса выполняет служебно-профессиональную и творческую функции. Учитывая то, какую роль изначально несет с собой журналистская информация, необходимо рассмотреть подробнее все «пространство функций». Исследователи предлагают перечень важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая триединая функция, подробно описанная в сочинениях В.И. Ленина: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную, просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. А однажды преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что их преподавательским составом было решено взять за основу лишь две функции - информационную и воспитательную.

В.Л. Цвик отказывается от партийно-советской прессы, где главными функциями являются: пропагандистская, агитационная и организаторская. В своих трудах за основу всех функций он берет информационну ю, термин «пропагандистской» функции у него заменяется на социально-педагогическую , отдельно выделяет функцию социального управления , непосредственно-огранизаторскую , вытекающую из организаторской, за развлекательную функцию выявляет - рекреативную , культурно-просветительскую , перетекающую из рекреативной и интегративную , как важнейшую функцию, которую выделяют многие исследователи.

Как мы видим, в современной журналистике каждый исследователь дает миру свое представление об общественных функциях СМИ, поэтому мы решили «подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет вопрос о выборе основания для классификации».

Т. о. мы обратились к наиболее распространенным классификациям функций в трудах профессора Е.П. Прохорова, потому что у него дано наиболее понятное и точное толкование понятий каждой из функций. Он исходит из различных конечных результатов, сформировались следующие группы функций: идеологическая, культурно-образовательная, рекреативная, непосредственно-организаторская, рекламно-справочная и коммуникативная. Их мы и рассмотрим подробнее в следующем пункте.

Клод Шеннон , американский учёный, заложивший основы теории информации - науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, - рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Приведем еще несколько определений:

  • Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова);
  • Информация - это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
  • Информация - это мера сложности структур (Моль);
  • Информация - это отраженное разнообразие (Урсул);
  • Информация - это содержание процесса отражения (Тузов);
  • Информация - это вероятность выбора (Яглом).

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Но рберт Винер , "отец" кибернетики. А именно:


Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей - в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему .

Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.


В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.


Журналистская информация имеет характерные особенности.
Во-первых, это, как правило, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста. Впрочем, журналистика не замыкается в социальной тематике, хотя и отдает ей предпочтение. Малоизученные явления природы, открытия на земле, в небесах, в Мировом океане и космосе, в макромире и микромире, в поведении людей и животных – безграничный духовный и материальный мир, нас окружающий, ежечасно преподносит множество сюрпризов, которые журналисты должны зафиксировать и сообщить о них своей аудитории.
Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Когда пресса изо дня в день твердит одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.
В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, нередко работники СМИ в погоне за сенсационностью забывают об этом. Хрестоматийный пример: собака укусила человека – это не сенсация; сенсация – если человек укусил собаку. Однако во второй части данного парадокса речь идет о клиническом случае, представляющем интерес разве для психиатров; общество же в целом вряд ли извлечет сколько-нибудь полезную информацию из такого сообщения. Разумеется, пресса имеет право на занимательную информацию, но это маргинальные (находящиеся в стороне от основного содержания, на обочине, буквально – на полях печатного издания) новости. Не случайно, материалы такого рода публикуются обычно под рубриками “В конце номера”, “Заметки на полях”, “Забавная смесь” и т.д.
Таким образом, предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии. Журналист выступает субъектом, а массовая аудитория становится объектом, на который направлена деятельность журналиста. Понятно, что речь здесь идет об опосредованном воздействии. На аудиторию оказывают влияние различные журналистские произведения – заметки, репортажи, радио- и телепрограммы, фильмы, – являющиеся конечным результатом журналистского труда.
Распространяются эти произведения при помощи разнообразных каналов информации: газет, радиостанций, телестудий. Каждый из этих каналов обладает достаточно сложной материально-технической базой: типографиями, электронной техникой от компьютеров до спутников связи. Разумеется, каждое средство массовой информации – большой коллектив, требующий особой организации работы, умелого управления, руководства. Условно назовем реально существующий многосложный механизм организации деятельности, управления средствами массовой информации распространенным в теории журналистики термином “издатель”. В этом случае графическая схема взаимосвязей в системе СМИ будет выглядеть так:

Как видим, журналист черпает информацию из реальной действительности, которая в той же мере доступна и его руководству (издателю), и аудитории (потребителю информации). Стало быть, содержание журналистских произведений легко подвергается проверке и теми, и другими. В то же время аудитория влияет на журналиста уже тем, что он создает свои произведения в расчете на тех или иных читателей, слушателей, зрителей. Писатель может работать “в стол” – в надежде на понимание потомков. Журналистское произведение, не нашедшее выхода к аудитории, мертво. Его, словно, и нет.
Хотя и мнение издателя, и тем более аудитории принципиально важны для журналиста, тем не менее никто и ничто не ограничивает (не должно ограничивать) свободы журналистского творчества – и это хорошо видно на нашей схеме, где журналистское произведение “зависит” только от самого журналиста. Впрочем, понятие свободы журналистского творчества слишком сложно и требует отдельного разговора.
Созданное журналистом произведение передается в СМИ и по соответствующему каналу доводится до аудитории: публикуется в газете или журнале, транслируется по радио или телевидению. Так же, как СМИ лишается своего смысла без труда журналистов (скажем, бессмысленны микрофоны и видеокамеры, студийные павильоны и режиссерские пульты, телевышки и спутники связи, если им нечего передавать в эфир), так и работа журналиста немыслима без канала связи и массовой аудитории.
Таков в общих чертах механизм общественно-информационной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2007

    Способы функционирования журналистики, информационный обзор ее функций. Роль журналистской информации. Функциональные особенности журнала "Эксперт" и "Огонек": цели и уровень предоставляемой информации, основная тематика и значение для аудитории.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Требования, предъявляемые к информации. Репортерская работа в системе журналистской деятельности. Основные источники информации. Способы проверки фактических сведений. Интервью как метод сбора информации. Главные особенности документального метода.

    методичка , добавлен 13.06.2012

    Нормы ответственности за публикацию недостоверной информации. Открытые и скрытые источники информации. Юридическая сторона отношений журналиста и конфиденциального источника. Сотрудничество конфиденциальных источников с журналистами. Пример WikiLeaks.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2016

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Понятие интернет-ресурсов. Виды информации и ее свойства. Особенности сбора информации. Оценка и отбор новостей. Правила сбора оффлайновой информации. Понятие информационных потоков. Особенности сбора и обработки информации для интернет-ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2012

    Понятие-Интернет как СМИ. Возможности и свойства сети Интернет. Отличия от других СМИ. Особенности размещения информации в ИнтернетеОсобенности интернет-версий печатных издании. Структура информационного и информационно-развлекательного сайта.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2007

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

ТЕХНИКА ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Общая характеристика

В соответствии с учебным планом отделения журналистики курс «Техника журналистской работы» входит в блок общепрофессиональных дисциплин и изучается в первом семестре. На его аудиторное изучение отводится 12 ч. лекций, 24 ч. лабораторных занятий).

Цель курса - ввести студентов в сферу журналистской деятельности, дать представление о месте и роли репортерской работы как особого вида журналистской деятельности, обучить приемам репортерской работы, привить репортерские навыки.

Курс «Техника журналистской работы» является технологической базой изучения журналистских жанров. Он дает студентам представление о способах, методах, системе работы журналиста по сбору, обработке и передаче информации по каналам средств массовой информации. Такие понятия как «журналистская информация, ее виды, «методы сбора и проверки информации», «источники информации и их классификация» должны быть усвоены студентами в ходе теоретического курса и отработаны на практике на лабораторных занятиях.

Завершается курс зачетом в конце первого семестра, к сдаче которого студент допускаются при условии выполнения всех видов практических работ и заданий, предусмотренных планом курса.

Репортерская работа связана с важнейшей задачей печати - оперативно освещать все наиболее значительные процессы общественной жизни, проявляющиеся в фактах и событиях.

Каждый журналист должен владеть репортерскими навыками. Поэтому, чтобы успешно овладеть приемами репортерской работы, студенты должны усвоить знания по проблемам: журналистская информация и ее виды, источники информации, формы и методы познания действительности репортером, принципы и этапы познания репортерского произведения.

Тезисный план лекций

1. Понятие журналистской информации

Цель любой информационной деятельности - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной энтропии. Информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира, помогает принимать правильные решения и ориентироваться в процессах и закономерностях окружающей действительности.

Информация обладает определенными свойствами.

Во-первых, это способность информации быть ценной и бесполезной. Самая главная ценность информации состоит в ее новизне. Но надо учесть, что любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для каждого отдельного человека или группы лиц. Поэтому всегда надо помнить и о субъективной ценности информации, которая зависит от потребности людей. Второе свойство информации - ее избыточность. Абсолютно новая информация требовала бы постоянного напряжения, человек быстро бы уставал. Поэтому журналисты часто делают пояснения терминов, поэтому одни и те же новости выходят в эфир с заданной периодичностью.

В теории информации выделяют два уровня информации - потенциальную и реальную информацию. Вся журналистская информация, функционирующая в обществе, то есть социальная информация, - это потенциальная информация. Реальная информация - это соотношение между сообщением и его потребителем: только соединяясь с потребителем (слушателем, читателем, зрителем и пр.) информация становится реальной.

Требования, предъявляемые к журналистской информации.

Оригинальность, не банальность сведений.

Доступность или декодируемость сообщения.

Релевантность или уместность сообщения.

Виды журналистской информации:

Событийная информация - это факты, события, публикуемые без комментариев.

Интерпретирующая информация - это анализ, комментарии, выводы и обобщения, содержащиеся в публикациях.

Базисная информация - это особо важная документальная, теоретическая информация государственного, нравственного, правового, религиозного и другого общезначимого характера.

2. Репортерская работа в системе журналистской деятельности

Современная дифференциация журналистского труда - это ряд профессиональных специализаций: репортер, аналитик, публицист. Для репортеров приоритетны качества мобильности и оперативности, которые обеспечивают успех в условиях жесткого ритма сбора информации.

Новостная журналистика - это совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации.

Предметом новостной журналистики является момент изменения действительности.

В основе новостной журналистики лежит факт.

Факт - действительное, невымышленное происшествие, событие, имеющее единичный характер. Это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, в конкретном месте.

У него есть внутренняя драматургия - начало, развитие, завершение, то есть динамика.

Новостные материалы условно можно разбить на три категории: календарные, горячие и организованные.

Календарные связаны с годовщинами тех или иных событий, с тем, что непременно должны произойти. Это - опережающая информация. В горячих новостях сообщается о драматических событиях в стране и за рубежом - о крупных катастрофах, природных катаклизмах, о непредсказуемых поступках людей или неожиданном стечении обстоятельств. Организованные новости - это искусственное привлечение внимания к какому-либо событию, искусственная сенсация.

Любой ли факт повседневной действительности может быть пригоден к опубликованию? Что такое новость и как определить ценность новости?

Факт, существенным образом меняющий ситуацию, и есть новость.

Новость должна быть:

2. Ранее неизвестной

3. Близкой к аудитории

4. Необычной

5. Персонифицированной

6. Вызывать общий интерес

Задача репортера - собрать факты о событии и изложить по классической схеме, ответив на главные вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК, а дальнейшее объяснение с ответами на вопрос ПОЧЕМУ - это уже задача комментатора.

3. Источники информации

Умение добыть первичные живые сведения, эксклюзив - один из показателей высокого профессионализма журналиста.

В обществе сложилась развернутая сеть информирования журналистов о происходящих плановых событиях, к которой относятся:

Брифинги

Презентации

Пресс-конференции

Пресс-релизы

Сообщения информационных агентств.

Основным источником информации для получения неплановых сведений выступает фрагмент реальности.

Существует три типа источников информации - документ, человек и предметно-вещественная среда. Письменные источники основаны на принципе гласности и свободы информации, которые позволяют знакомиться с документами, классифицированными как общественно доступные (официальные бумаги, письма, отчеты, протоколы, акты, приказы и пр.). Человек всегда может разъяснить содержание документа, прокомментировать их, рассказать предысторию события, даст совет и пр. Иногда обстановка, которая окружает человека (предметы и вещи) может рассказать о нем больше, чем он сам.

Устные источники информации - люди, не всегда согласны с указанием своего имени в публикации. В связи с этим они могут быть

Открытыми

Анонимными

Источниками «не для печати».

Существует несколько испытанных способов проверки фактических сведений:

Переспросить источник и, опираясь на текст, перепроверить цифры, факты, фамилии, иные важные детали, членораздельно проговорить важные высказывания.

Сопоставить сведения с видео-, аудиозаписями, текстовыми документами

Спросить дополнительных свидетелей и очевидцев

Дать прочесть текст редакционному юристу.

4. Наблюдение как метод сбора информации

Наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию. Какие сведения может получить журналист с помощью наблюдения? Во-первых, это данные, которые выражают сущность происходящего через внешнюю сторону, на основе которых можно сделать выводы о значении событий, об отношениях людей, об уровне их общей культуры или традициях, привычках - обо всем, что поддается считыванию глазом. Во-вторых, данные, передающие внешние характеристики того или иного объекта. Они выступают в тексте как описание примет реальной ситуации, которые создают для читателя «эффект присутствия» - это и детали внешности действующих лиц, их речь, жесты, предметы обстановки, в которой происходят события.

К достоинствам метода можно отнести конкретность и единичность. Метод наблюдения и самый оперативный метод в журналистике, и этим объясняется его важное значение. Он позволяет отражать действительность в момент ее развития. Но журналист воспринимает окружающий мир на основе своего прошлого интеллектуального и эмоционального опыта, на основе сложившихся логических понятий. Чем богаче этот опыт, тем полнее и достовернее результаты наблюдения. Следовательно, метод наблюдения имеет субъективность восприятия, привносит в объективную картину мира субъективный элемент.

Наблюдение в журналистике имеет ряд модификаций. Прежде всего, наблюдение бывает подготовленное и неподготовленное.

Подготовленное наблюдение предполагает ознакомление журналиста с необходимой литературой, архивными материалами, другими сведениями об объекте. Журналисту известно, что ему предстоит наблюдать, кто будет участвовать в событиях, какова их последовательность и пр.

Неподготовленное наблюдение основано на непредсказуемости, случайности, внезапности происходящего. Журналист работает с объектом, заранее ничего о нем не зная.

Существует разовое и длительное наблюдение.

Разового наблюдения достаточно при написании небольших заметок. Разовое наблюдение используется в новостной журналистике, та как связано с жесткой профессиональной необходимостью - оперативностью.

Длительное наблюдение в журналистике близко к научному. Оно ведется по четко спланированной программе, в соответствии с поставленной целью, фиксируются и сравниваются результаты. Длительное наблюдение имеет мощные достоинства - отражает предмет в развитии, в высшей степени достоверно и аналитично.

Наблюдения бывают прямым и косвенным, открытым и скрытым. Прямое наблюдение осуществляется при непосредственном контакте журналиста с объектом. Косвенное наблюдение нужно тогда, когда объект наблюдения удален во времени и в пространстве и прямое наблюдение невозможно.

Открытое наблюдение уместно лишь при подготовке положительного материала. Открытое наблюдение заставляет героев материала корректировать свое поведение, манеру, стиль работы и пр., то есть возникают некоторые психологические помехи. Поэтому журналисту нужно время, чтобы «приучить» окружающих к своему присутствия.

Скрытое наблюдение - вид, при котором журналист исследует предмет, не оповещая о самом факте наблюдения, изучает поведение людей в привычных для них условиях, фиксирует сложившиеся отношения в коллективе и пр.

Скрытое наблюдение используется и в тех ситуациях, когда журналист является сторонним свидетелем ситуации, и в тех, когда он является его участником. В 1-ом случае - невключенное наблюдение, во 2-ом - включенное.

Включенное наблюдение осуществляется журналистом тогда, когда он приходит в какой-либо коллектив или социальную группу как полноправный участник процесса, социальных отношений в этой группе. Взгляд изнутри позволяет фиксировать не только внешние проявления, но и побудительные причины, мотивы поведения людей.

Особо выделяется из ряда видов наблюдения - эксперимент. Это подготовленное наблюдение, которое обладает неким новым качеством. Сущность эксперимента в том, что журналист искусственно создает обстоятельства, при которых яснее и точнее проявляется явление. При этом обеспечивается предельная достоверность информации.

5. Интервью как метод сбора информации.

Подготовка и проведение интервью

Самый распространенный тип источников информации - это человек. Во-первых, человек - это нередко свидетель или участник происходящих событий, во-вторых, он - носитель информации о себе и о своем субъективном мире, в-третьих - транслятор информации, полученной от других.

С помощью интервью можно получить широкий круг данных, образующий несколько сегментов, а именно:

1. фактические данные

3. объяснения

4. предположения и прогнозы

5. речевые приметы собеседника, которые передают особенности его личности.

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера: с изучением темы, пониманием цели, продуманностью плана действий, изобретательностью при составлении вопросов.

Вопросы делят на основные и дополнительные. Основные готовятся заранее, так как должны принести основные сведения. Но часто они не срабатывают, потому что существует ряд психологических и социальных барьеров, не позволяющих наладить доброжелательный контакт между собеседниками. И тут на помощь приходят дополнительные вопросы, которые не прогнозировались. Они задаются в момент, когда не срабатывает основной или когда неожиданно возникает поворот темы.

Классификация вопросов по форме:

Открытые. Открытые вопросы называют тему или предмет, а дальше собеседник волен структурировать ответы по своему усмотрению. Закрытые часто используются в социологии при массовом опросе. В закрытых вопросах возможные ответы заложены в самом вопросе, и опрашиваемый должен выбрать ту позицию, которая соответствует его мнению.

Прямые и косвенные. Косвенные вопросы целесообразно задавать тогда, когда тема носит «щекотливый» характер, связаны с мнением, которое идет вразрез с моральными или этическими нормами в той или иной социальной группе. Поэтому вопрос нужно строить так, чтобы он освободил собеседника от категоричности высказывания.

Личные и безличные. Личные формы вопроса выявляют более индивидуальное мнение. Безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представление о том, чего требует объективная реальность.

Существуют некоторые правила, которые нужно соблюдать при расспросах любых источников информации.

Репортер должен хорошо ориентироваться в предмете разговора.

При подготовке к интервью помнить о задаче. Если вам необходимо раздобыть факты, конкретные данные, выяснить цифры для заметки, репортажа, статьи и пр., каждый вопрос должен быть построен с учетом этого.

Каждый вопрос должен рассматривать лишь один аспект. Задавая два вопроса в одном, вы позволяете герою интервью «увильнуть» от одного из ответов, предоставляя ему возможность ответить лишь на тот, который кажется ему наиболее понятным, простым или удобным.

Вопрос должен задаваться в вопросительной форме, а не в утвердительной.

Стремитесь задавать открытые вопросы. Они помогут избежать односложных ответов: «да» или «нет».

Вопросы должны быть нейтральными.

Вопросы должны быть простыми.

Прислушивайтесь к ответам.

6. Документальный метод сбора информации

Мастерство журналиста связано с умением использовать достоверные источники информации. Поставщиком такой информации является способ изучения действительности с помощью документа.

Документом в журналистике считается любой предмет, созданный с целью фиксирования информации, выраженной с любой знаковой системе. Документом может быть письмо, ауди- или видеопленка, фотография, рисунок, постановление, статья из журнала…

Проработка документов - метод, позволяющий получать сведения самого разного характера - от фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об их авторе. С помощью документов проверяются сведения, полученные в ходе интервью или наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Необходимо представлять, что за тип документов попал к вам в руки. В журналистике принята следующая классификация документов:

По способу фиксирования информации: рукописные, печатные документы, кино и фотопленки, магнитные и цифровые записи.

По статусу документа: официальные и неофициальные

По степени близости к эмпирическому материалу: первичные и вторичные

По способу получения документа: по установленному образцу и целевые.

В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (сопоставление, осмысление) или специальные (психологические, социологические, криминалистические).

Существуют различные способы проверки документов. Традиционно они разделяются на внешнюю и внутреннюю оценку.

Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа - его форма, язык, стиль, датировка. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и для журналистики:

Нет ли в документе каких-либо ошибок;

Компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;

Существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно или как оно называлось прежде, в то время, когда был составлен документ;

Соответствует ли содержание документа его форме;

Не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями;

Если документ многостраничный, все ли страницы пронумерованы, одинакова ли бумага, ее качество и цвет.

Четко ли виден штамп или печать.

Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить: какой информацией пользовался составитель документа, не искажены ли фамилии должностных лиц.

Желательно установить дату появления документа и его номер.

Кроме того, необходимо отличать в документе от оценок, так как оценки - вещь субъективная и автор мог быть заинтересован в своей интерпретации или в умалчивании.

Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ.

Делая извлечения из документа, профессиональный журналист всегда:

Фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

Заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

Помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

При завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения.

Темы и задания лабораторных работ

журналистский информация репортерский интервью

Способы фиксирования и накопления сведений для будущих информационных сообщений.

Деловая игра «От факта - к слуху».

Приемы и способы получения первичной информации (работа на объекте) и ее фиксирование.

Сбор оперативной информации вне аудитории.

Этические нормы поведения репортера в общении с людьми.

Способы проверки и перепроверки сведений, записей и фактов; сбор дополнительных сведений при подготовке текста информационного сообщения.

Выбор жанра выступления в связи с характером события.

Проведение в аудитории пресс-конференции по определенной теме.

Организация и постановка репортерской службы в газетах разных типов.

Решение творческих задач репортера.

Описание как способ фиксирования информации.

Вопросы к зачету

Понятие журналистской информации

Виды журналистской информации

Требования, предъявляемые к журналистской информации

Специфика репортерской работы

Факт и требования, предъявляемые к новости

Основные типы источников информации

Наблюдение как метод сбора информации

Виды наблюдения

Интервью как метод сбора информации

Правила ведения интервью

Классификация вопросов

Документальный метод сбора информации

Классификация документов

Установление подлинности и достоверности документа

Эксперимент как метод сбора информации

Контрольный тест

1. К какому виду информации относится заявление Президента России:

Событийной

Интерпретирующей

Базисной

2. Вся информация, циркулирующая в обществе, это:

Реальная информация

Потенциальная информация

3. Сообщение о предстоящей годовщине чего-либо можно отнести к категории:

Горячих новостей

Календарных

Организованных

4. Каковы приоритетные качества репортера:

Личное обаяние

Оперативность

5. Короткие совещания, на которых происходит ознакомление журналистов с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу, это:

Презентации

Брифинги

Каким методом сбора информации вы будете пользоваться при описании открытия художественной выставки:

Интервью

Наблюдением