Значение имени Евгений. Что означает имя Евгений

Имя Алексей большинство специализированных сайтов интернета «преподносят» как древнегреческое, означающее «защитник». Не за горой времена, когда восторжествует справедливость и народы мïра Мидгарда-Земли узнают правду и о том, что культура Древней Греции базировалась на славяно-арийской культуре, впитала знания и традиции южных славян.

Этимология славянского имени Алексей , Алёша

по образам буквиц и корневого значения слова

Анализ имени Алексей , Алёша проводится по корневому значению слова и буквицам на основании книги Ефимцевой Л.В., Ошурковой Т.Ф. «Родовой букварь древнесловенской буквицы», издательство «Раритеты Кубани», Краснодар, 2010 г. (http://avega.net.ua/avega/index.php/knigi/2420-2012-01-26-07-25-02.html), а также Толково-этимологического словаря (Славяно-Арийского словаря) сайта «Энергодар» (http://energodar.net/slovar/index.php?bukva=a)

Корневая форма Ал Аль имеет образы: 1) полнота, объединившаяся в одном, 2) всё в себя правильное вобравший

3) высшее . Например,понятие Аль ность - Высшая Навная Ось (Ность) М iра, всё, что можно в себя вобравшая (Аль). Каждый живёт в нашей отраженной Альности, т.е. Реальности (первослог Ре означает возвращение, повтор, отражение). Реальности различны, но взаимосвязаны. Отраженной Альности двоичное и более: ДуАльность.

Буквица Е Имя: «Есмь », Части образов этой буквицы:

Единство Духа, Души и Тела;

Существование;

- Сознание ;

Осознание;

Ключ к Небесам;

Связующий, влияющий, определяющий образ;

Единство Мысли и Энергии, Слова и Материи, Души и Тела.

Буквица К Имя: «Како », Образы этой буквицы:

Неразрывный процесс совершенствования Души в Мире Яви, зависящий от того, как люди мыслят;

Уподобиться Всевышнему в своей созидательной деятельности;

- подобие , идентичность, тождественность;

Выражение, отражение;

Как, который;

Одна из форм (если корневая форма «-КА» находится в конце слова);

Союз форм (если корневая форма «КА-» находится в начале слова);

Похожесть;

Формирование процесса совершенствования Души в Мире Яви по принципу подобия, то есть «как вверху - так и внизу».

Корневая форма сей имеет образ: принадлежащий,несущий .

Алексей :

Высшего Сознания подобие несущий

Анализ имени Алёша :

Современной букве ё по звучанию [ jǒ n ] соответствует буквица с именем «Ёта ». Образы этой буквицы:

Юное Чревло, несущее в себе Замысел Всевышнего и Коды Его Творения, под Его защитой

Нисходящее на Землю для самопознания;

Первочастица Материи; мельчайшая частица Целого;

Самовоспроизводящиеся, саморазвивающиеся частицы Всевышнего;

Этапы формирования и эволюции Жизни во Вселенной;

Начало Материальной Формы самовоспроизводящихся, саморазвивающихся частиц, исходящих

От Всевышнего;

Дети Божьи;

Осознание смысла Бытия;

Осознание своего предназначения, Рока;

Высшие знания, глубина познания и самопознания;

- постижение глубинной сути явлений Мiра .

Буквица Ш . Имя «Ша» . Здесь имя буквицы Ш выступает как корневое значение слова АлёШа. Части образов буквицы:

Приумножение подобий себя (папа + мама → дитя);

Размножение; - начало размножения, зáрод;

Пространство;

Пространственно-временные структуры и умение работать с ними ;

Распространение территориально;

Нарождение Детей Божьих и распространение их на Земле;

Ширь, простор;

Тишина; - успокоение (отсутствие агрессии);

Равномерная звуковая волна, вызывающая состояние спокойствия (шепот, шелест, шорох …);

Ша! - призыв к спокойствию.

Один из вариантов многоόбразного имени Алёша :

Всё в себя правильное вобравший, постигший глубинную суть явлений М iра, пространственно-временные структуры и умение работать с ними.

Имя Алёша стало символом русских солдат, освободивших Болгарию советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков во время Второй Мировой войны. В городе Пловдив на холме Бунарджик («Холм Освободителей») стоит монумент советскому солдату-освободителю, который болгары с любовью называют «Алёша». К этой впечатляющей 12-метровой статуе воина, установленной на высоком гранитном пьедестале, практически каждый день приходят местные жители, гости города и иностранные туристы. Отсюда виден весь город как на ладони.

В 1966 году советским поэтом Константином Ваншенкиным и композитором Эдуардом Колмановским была написана песня, посвящённая пловдивскому памятнику, которая так и называлась — «Алёша». Поэт Роберт Рождественский также посвятил монументу свои стихи «Памятник солдату Алёше в Пловдиве». По решению Пловдивского городского Совета песня «Алёша» вплоть до 1989 года была официальным гимном города. Каждое утро радиостанция Пловдива начинала свои передачи с этой песни. Все ученики болгарских начальных школ должны были её знать.

Алёша

слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского

Белеет ли в поле пороша,

Пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша,

Алёша, Алёша,

Стоит над горою Алёша —

В Болгарии русский солдат.

И сердцу по-прежнему горько,

По-прежнему горько,

И сердцу по-прежнему горько,

Что после свинцовой пурги.

Из камня его гимнастерка,

Его гимнастерка,

Из камня его гимнастерка,

Из камня его сапоги.

Немало под страшною ношей,

Под страшною ношей,

Немало под страшною ношей

Легло безымянных парней,

Но то, что вот этот — Алёша,

Алёша, Алёша,

Но то, что вот этот — Алёша,

Известно Болгарии всей.

К долинам, покоем объятым,

Покоем объятым,

К долинам, покоем объятым,

Ему не сойти с высоты.

Цветов он не дарит девчатам,

Девчатам, девчатам,

Цветов он не дарит девчатам,

Они ему дарят цветы.

Как солнце и ветер,

Привычный, как солнце и ветер,

Как в небе вечернем звезда,

Стоит он над городом этим,

Над городом этим,

Как будто над городом этим

Вот так и стоял он всегда.

Белеет ли в поле пороша,

Пороша, пороша,

Белеет ли в поле пороша

Иль гулкие ливни шумят,

Стоит над горою Алёша,

Алёша, Алёша,

Стоит над горою Алёша —

В Болгарии русский солдат.

В наше время песню «Алеша» исполняет певица Зара http://www.youtube.com/watch?v=a4ntdehqMDE

В период разрушения Советского союза «перестройкой» и охлаждения российско-болгарских отношений в начале 90-х годов местные пловдиевские шовинисты развернули антирусскую кампанию и потребовали снести каменного Алёшу. Негодяи обливали монумент черной краской, а мэр города Пловдива Спас Гырневски объявил его своим личным врагом и поклялся разобрать этот «символ коммунизма». Когда же стало ясно, что снести памятник будет не так-то просто, Гырневски и его сподвижники решили переделать его в гигантскую бутылку кока-колы. Но жители Пловдива встали на защиту своего Алёши. Около памятника русскому воину-освободителю были организованы круглосуточные дежурства, на площади города одна за другой проходили демонстрации в его защиту. Русские ветераны войны, проживающие в Болгарии, пригрозили публично сжечь себя, если памятник Алёше будет уничтожен. В 1996 году «Общинский совет» Пловдива вновь в третий раз постановил снести монумент. Это решение было отменено окружным судом. Окончательную точку поставил в том же году Верховный суд Болгарии, постановивший, что монумент является памятником войны и не может быть разрушен.

Члены Отечественной партии труда Болгарии решили организовать сбор пожертвований, чтобы выкупить землю, где расположен холм Бунарджик с памятником. Пожилые жительницы сплели «Алёше» гигантскую «мáртиницу» - традиционный символ здоровья и долголетия, которую по обычаю подносят родственникам и друзьям 1 марта, и повесили её на груди 12-метрового каменного исполина. А местная пенсионерка Ани Минчева всерьез надумала «усыновить» знаменитого Алёшу. Дабы решить этот юридический казус, одинокая женщина даже наняла адвоката. Старушка хотела завещать Алёше свою квартиру в центре Пловдива. Бабушка Ани полагала, что денег, вырученных от аренды квартиры, вполне хватит для поддержания памятника советским воинам-освободителям в пристойном состоянии.

5 ноября 2007 года в Пловдиве состоялась торжественная церемония, посвящённая 50-летию создания памятника «Алёша». По этому случаю была выпущена юбилейная марка.

Это повествование может стать назиданием нам, проживающим на той земле, где жили, трудились, защищали своё Отечество и освобождали братские народы от захватчиков, той земле, где живут сейчас и будут рождаться мужчины с прекрасным именем Алёша.

Этимологический анализ и статью

подготовил Григорий Шингарёв

Выбирая имя ребенку , родители-славяне обращали внимание на значение имени и будущие предпосылки, которые оно сулит. Имя должно обязательно отражать все черты характера будущего мужчины, воина либо продолжателя рода – отца, мужа. Славянские мужские имена отличались от имен других народов своей связью с силами Природы, богами и родом. Славянские имена для мальчиков даются и сегодня, но при этом, как и раньше, нужно пройти целый обряд – обряд имянаречения . Делается это в том случае, если родители ребенка хотят, чтобы имя служило ему путеводной звездой и приносило удачу.

Исследователи славянской мифологии полагают, что славяне не имели такого обычая, чтобы давать одно имя своим детям, которое прикреплялось бы к ним на всю жизнь. Сначала ребенок имени не носил, его могли просто как-либо называть по прозвищу. Встречалось в некоторых деревнях, что в многодетной семье детей до определенного возраста могли именовать нормами – Первый, Последыш, Третий и прочие. Такие прозвища и именами-то трудно назвать. Имя же у славян обязательно должно отражать предназначение мальчика, будущего мужчины, либо способствовать отождествлению с каким-либо славянским богом.

Особенности славянских имён для мальчиков

Славянские мужские имена в большинстве своём сегодня в России и близлежащих странах не имеют славянских корней. В основном это греческие, римские, германские либо латинские имена. Встречаются также имена церковные, принадлежащие православному христианскому именослову, куда входит много иудейских имен. Но наши предки именовались совсем по-другому, и тому свидетельствуют летописи, былины и сказания.

Имена могли даваться сложные, состоящие их двух слов. Например, если нарекли имя ребенку Никита, то став взрослым мужчиной, освоив ремесло, народ его прозвал Кожемякой, получился – Никита Кожемяка. И таких вариантов множество. В старинных былях и сказках мы видим Ратибора Мракоборца, Илью Муромца, Александра Пересвета (воина-монаха), Вещего Олега и другие.

Но встречались не только двойные имена, раскрывающие качества, подвиги и навыки человека, но также и тайные имена, о которых ведал только лишь тот жрец, при помощи которого боги благословляли ребенка именем. Тайное имя относилось уже к Душе человека. Также тайное имя служило своего рода защитой, оберегом человеку при соприкосновении с силами потусторонних миров при жизни на Земле. Некоторые считают – кто узнал такое имя, мог завладеть человеком навсегда.

СЛАВЯНСКОЕ ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Какое славянское имя могло бы быть у вас, если бы вы жили в те далёкие времена?

Пройти тест

Имена у славян могли нести не только магическую составляющую, но также и смысл обращения к родным Богам, либо отражать некоторую с ними связь. Например, человек в зрелом возрасте мог найти в себе качества Велеса – Бога Мудрости, Магии и Трёх Миров. В этом случае варианты мужского имени могут быть следующими – Велеслав, Велемудр, Велигор, Влас, Волос и другие производные. Такой же подход был и при наречении именем ребенка, только родители сами уже приписывали ему желаемые качества от богов.

Как выбирают славянские имена для мальчиков

Имена мальчикам давали по таким соображениям:

  1. Временное имя мальчику. До наступления отрочества (примерно 12-14 лет подросткового возраста) детей звали просто «чадо», наблюдали за поведением ребенка и его задатками.
  2. Имянаречение. Нарекали (давали имя) в соответствии с проявленными чертами характера, способностям, качествам, которые полностью соответствовали бы ребенку.
  3. Почитание предков. Чтобы оказать уважение, почет и память какому-либо умершему предку, ближайшему или дальнему родственнику, его именем называли ребенка.
  4. Почитание родового Бога. В выборе имени мальчику учитывалось имя Родного Бога, либо его силы, формы, проявления - всё, что с божеством связано.

Обряд имянаречения ранее производился строго на год, соответствующий типу сословия, качества которого проявляло «чадо». Существуют следующие возрастные градации, когда именно следовало бы проводить для мальчика такой обряд:

  • чада с качествами волхва, жреца имянарекались в 9 лет;
  • чада с задатками воина, либо княжеского роду – в 12 лет;
  • чада остальных сословий – в 16 лет.

Славянская мифология подтверждает, что если имена по каким-то причинам не подходили, обряд имянаречения могли сделать вновь. Или же пройти новый обряд, нарекая человека еще одним именем. На Севере России традиции во многом еще сохраняются, и к выбору имен своим детям отец и мать подходят вдумчиво, применяя древние традиции своих предков.

В отличие от большинства современных славян, которые дают имена своим детям из собственных вкусов и предпочтений, родители древних славянских народов осознавали силу произнесенного слова. Имя повторяется чаще, чем иные слова, потому и значение ему придавалось особое. Наши предки славяне верили, что слова создают вибрации, а вибрации способны формировать некое поле, влияющее на жизнь человека. Славянская культура сегодня до сих пор сохранила известную поговорку: «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Это значит, что любое имя должно иметь особое значение и даже выполнять функции позитивного «программирования» судьбы человека.

Примеры славянских имен для мальчиков

Белогор – имеющий отношение к высотам духа
Белослав – белый, славить
Белозар – просветленный
Беломир – чистый в помыслах
Белояр
Богдан – данный богами
Братимир – стремящийся к миру
Ведамир (Ведомир) – ведающий
Велеслав – вели — (великий, большой) и слав – (слава)
Владислав – владеющий славой
Градибор
Градимир – созидатель мира
Даромир – дарящий мир
Добрыня – добрый, добро
Жизнемир
Жизнеслав
Красибор – избранный
Любомир – любимый миром
Любомил – любимый
Милослав – милый, слава
Мирослав – мир, слава– молодой
Мстислав – мстить, слава, непримиримый
Пересвет – очень светлый
Переслав – очень мудрый, славный
Радимир – заботиться, мир
Радислав – заботиться, слава
Ратибор – защищать
Ратислав – прославленный в бою
Ратимир – защитник мира
Ростислав – расти, слава
Светослав (Святослав)
Светомир – несущий мир
Святогор – святой, гора, высота
Яромир – стремящийся к миру
Ярослав – яркая слава
Ярополк – яростный воин

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

Характер : 89%
Излучение : 80%
Вибрация : 69 000 колеб./с
Цвет : голубой.
Основные черты: возбудимость - восприимчивость - интуиция.
Тип: мужчины, носящие имя Евгений бывают подчас нервными и сентиментальными. Психикой напоминают своего тотема - морского конька, который словно спит в воде, а потом вдруг просыпается.
Психика: психопатичны, хотя и скрывают это. Их сексуальная жизнь имеет два аспекта: впечатлительность приводит к идеализации предмета любви, за которой наступает сильное разочарование, а агрессивная сексуальность часто создает неприятные ситуации. Пассивны, но вместе с тем могут иметь склонность к мазохизму.
Воля: скорее, слабая. Нерешительны.
Возбудимость: средняя. Однако следует помнить, что часто они просто выжидают, чтобы впоследствии обскакать вас.
Скорость реакции: кажется, что они дремлют, погруженные в свой внутренний мир, но на самом деле прекрасно замечают происходящее вокруг.
Активность: средняя. Прежде чем приступить к делу, взвешивают и рассчитывают свои силы и возможности.
Интуиция: сильно развита.
Интеллект: их интересы строго избирательны, они углубляются в мелочи и проходят мимо действительно значительных явлений, не удостоив их вниманием.
Восприимчивость: часто поддаются влияниям. Не слишком уверены в себе, скорее нерешительны, робки.
Нравственность: умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Система их нравственных ценностей никогда не бывает ясной и чистой.
Здоровье: хорошее, но эти люди быстро утомляются. Им необходим продолжительный сон и спокойный, размеренный образ жизни. Подвержены инфекционным заболеваниям. Слабые части организма - глаза и бронхи.
Сексуальность: сексуальная жизнь таких мужчин подчинена чувству. Им требуется много времени, чтобы выявить свои желания, но затем все происходит очень быстро...
Поле деятельности: становятся отличными техниками в области электроники, инженерами в области самолетостроения, хорошими исследователями, умеющими руководить несколькими направлениями работ.
Общительность: очень общительны, особенно когда бывают в хорошем расположении духа, что случается не слишком часто. Не любят отказываться от старых привязанностей.
Дополнительно: не давайте этим людям замыкаться в себе. Иногда они очень активны и деятельны, иногда просто бездельничают и не всегда в состоянии контролировать ситуацию.

Что означает имя Евгений:
это имя чаще всего переводят как - благородный человек.

Происхождение имени Евгений:
Это древнегреческое имя, произошедшее от слова, которое в переводе на русский язык звучит как благородный.

Характер, передаваемый именем Евгений:

Евгений с самого раннего детства необычайно смекалист, очень любит фантазировать, всегда хорошо учится. А вот навыками письма и чтения он часто овладевает действительно задолго до посещения школьной скамьи. Так позднее в школе он пишет прекрасные сочинения, необычайно быстро «схватывает» все иностранные языки. Одноклассники безумно любят и уважают юного Женю, он необычайно добр, всегда открыт, и честен. А наибольших успехов Евгений, как правило, способен добиться во всех точных науках, да и конечно в сфере электроники. Так же нередко в свое свободное от постоянной работы время Женя может писать стихи. Евгению вовсе не отнимать трудолюбия и необычайной настойчивости, однако если вдруг что-либо будет мешать ему в достижении поставленной им же цели, он часто пасует, при этом, вовсе не умея преодолевать эти трудности. Позднее уже в юности Евгений часто увлекается спортом, и, как правило, больше всего его могут привлекать именно восточные единоборства.

А вот с женщинами у Евгения чаще отношения не однозначные, так в ранней юности он слишком идеализирует девушек, потом несколько позднее он начинает относиться к ним уже с некоторой брезгливостью и даже пренебрежением. В своей второй половинке он будет ценить, прежде всего, некоторую чистоту души и всегда будет жаждать разгадать в ней хоть какую-либо тайну. Семейная жизнь же для Евгения - это однозначно основа, он с легкостью выполняет практически любую работу по хозяйству, с удовольствием возится со своими детьми. Он вовсе не скандалист и совсем не любит выяснять отношения с кем-либо, он всячески старается избегать ссор, необычайно терпеливо и очень спокойно относится к некоторому лидерству жены. А зачастую женщины могут принимать эту его черту за некую бесхарактерность, однако, это вовсе не так.

Свою профессию Евгений часто выбирает связанную с какой-либо техникой, так среди всех Жень наиболее часто могут встречаться именно программисты, или электронщики, немного реже - конструкторы. Он необычайно ответственен и конечно вполне может руководить сразу же несколькими различными направлениями в своей работе. У него прекрасно развита интуиция, да и интеллект всегда на очень высоком уровне, однако бывает, так что он может направлять свои способности только лишь в те сферы деятельности, которые смогли его привлечь. Особую важность и значимость для Евгения всегда будет иметь собственный же внутренний мир, что и может впоследствии стать причиной его некоторой поверхностности в отношениях с окружающими. Родителям так же следует уделять особое внимание тому, чтобы их сын по возможности развивался во многих различных направлениях сразу и был при этом сумет стать разносторонним человеком, и вот тогда его имя означающее - благородный сможет раскрыться в полной мере.

Кроме прочего Евгений отлично способен приспосабливаться ко всем новым и необычным для него ситуациям, и при этом максимально быстро адаптируется практически в любых даже самых неординарных обстоятельствах, у него прекрасно развиты дипломатические качества. А иногда Женя может погружаться в собственные мысли, мечтания и стремления и при этом становится меланхоличным, а близким людям всегда надо внимательно следить за тем, чтобы такая хандра или депрессия не смогла овладевать им.