Зрительный анализатор гигиена зрения. Строение и гигиена зрительного анализатора

Грищенко Надежда Васильевна
Гигиена слухового и зрительного анализаторов

Гигиена слухового анализатора

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию - воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха - предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6-7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Близорукость может резко изменить поведение и даже характер ребенка. Он становится рассеянным, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, горбится, жалуется на головные боли, боли в глазах, на то, что предметы перед глазами расплываются. Некоторые дети при сосредоточенном рассматривании предметов, особенно при утомлении, начинают косить глазами. При подозрении на близорукость ребенка надо направить к офтальмологу.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15-20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25-30, средних 35-40 и старших 45-50. Детям 3-5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15-20 минут, а старшим (6-7 лет) - два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20-25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1-1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4-5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет должна быть не более 10-15, а для детей 5-7лет - не более 25-30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки-палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4- 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5-1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8-3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Первая помощь при попадании в глаз инородного тела (песчинка, выпавшая ресница, мошка и т. д.). Оно вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь. Если при осмотре глаза инородное тело хорошо видно, его надо удалить кусочком марли, смоченным в 1% -ном растворе борной кислоты. Можно попытаться удалить инородное тело, интенсивно промокая глаз водой из пипетки; если это не поможет, ребенка надо отправить к специалисту, так как длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.

Список использованной литературы

1. Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М. «Просвещение». 1969.

2. Леонтьева Н. Н. Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. М. «Просвещение». 1986.

3. Чабовская А. П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. «Просвещение». 1980.

4. Электронный ресурс: window.ru/resource/ Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебное пособие. Составитель Ю. А. Гончарова. Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2008.

5. Электронный ресурс: w.w.w. examen.ru / add/ Schoo/.- Subjects/Human – Seiences/ Anatomy-and-Physiolopy/ 8741.

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

1. Что такое анализатор? Из каких частей состоит зри-тельный анализатор?

Анализатор — система чувствительных нервных обра-зований, воспринимающих и анализирующих раздраже-ния, которые действуют на человека. Зрительный анализа-тор состоит из 3 частей:

а) Периферический отдел — глаз (там находятся рецеп-торы, воспринимающие раздражение);

б) Проводниковый отдел — зрительный нерв;

в) Центральный отдел — мозговые центры затылочной доли коры больших полушарий.

2. Как возникает изображение предметов на сетчатке?

Световые лучи от предметов проходят через зрачок, хрусталик и стекловидное тело и собираются на сетчатке. При этом на сетчатке получается действительное, обрат-ное, уменьшенное изображение предмета. Благодаря пере-работке в коре затылочной доли больших полушарий ин-формации, получаемой от сетчатки (по зрительному нерву) и рецепторов других органов чувств, мы воспринимаем предметы в их естественном положении.

3. Какие нарушения зрения встречаются наиболее часто? В чем причины их возникновения?

Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения:

  1. Близорукость бывает врожденная и приобретенная При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, поэтому изображение предметов, расположенных далеко от глаза, возникает впереди сетчатки. При обретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зре-ния. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчато, им необходимы очки с двояковогнутыми линзами.
  2. Дальнозоркость бывает врожденная и приобретенная. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное, и изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает позади сетчатки. Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и характерна для людей пожилого возраста. Такие люди видят близкие предметы расплывчато и не могут читать текст, им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами.
  3. Авитаминоз А приводит к развитию «куриной слепо-ты», при этом нарушается рецепторная функция палочек, страдает сумеречное зрение.
  4. Помутнение хрусталика — катаракта.

4. Каковы правила гигиены зрения? Материал с сайта

  1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30—35 см от глаз, более близкое расположение текста приводит к близорукости.
  2. При письме освещение должно быть слева для прав-шей и справа для левшей.
  3. При чтении в транспорте расстояние до текста по-стоянно изменяется, из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, что может при-нести к ослаблению зрения. При этом кривизна хрусталика го увеличивается, то уменьшается, а глаза все время пово-рачиваются, ловя ускользающий текст. В результате осла-бевает ресничная мышца и наступает ухудшение зрения.
  4. Нельзя читать лежа, положение книги в руке по от-ношению к глазам постоянно меняется, освещенность ее недостаточна, это вредит зрению.
  5. Глаза надо беречь от травм. Глазные травмы являют-ся причиной помутнения роговицы и слепоты.
  6. Конъюнктивит — воспаление слизистых оболочек иск. В гнойной стадии может вызвать слепоту.

5. Какие функции выполняют органы чувств?

С помощью различных органов чувств у человека воз-никают различные виды ощущений: световые, звуковые, запаховые, температурные, болевые и пр. Благодаря органам чувств осуществляется целостное восприятие ок-ружающего нас мира. Получение от органов чувств ин-формации о состоянии и изменении внешней и внутрен-ней среды, её переработку, составление на её основе про-грамм деятельности организма обеспечивают анализаторы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гигиена зрения
  • зрение зрительный анализатор
  • как происходит возникновение изображения на сетчатке
  • гигиена глаз краткое содержание
  • центральный отдел зрительного ана

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть.

    1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира.



    4. Зрительный анализатор.
    5. Гигиена кожи.
    6. Типы кожи и основы ухода за кожей.
    7. Анализатор кожи.
    8. Список литертуры.

    Файлы: 1 файл

    ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

    РЕФЕРАТ СТУДЕНТА 1 КУРСА
    ПО АНАТОМИИ и ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

    «Анализаторы. Гигиена кожи, слухового и зрительного анализаторов».
    факультета психологии

    учреждения образования ПГСГА

    Преподаватель: Гордиевский А.Ю.

    Выполнила: Холунова Татьяна

    2013г.

    Тема: «Анализаторы. Гигиена кожи, слухового и зрительного анализаторов».


    1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира.

    2. Чувствительность слухового анализатора.

    3. Гигиена органа слуха ребенка.

    4. Зрительный анализатор.

    5. Гигиена кожи.

    6. Типы кожи и основы ухода за кожей.

    7. Анализатор кожи.

    8. Список литертуры.

    1. Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира

    Организм и внешний мир – это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов. Еще Аристотелем были описаны пять основных чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

    Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И.Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И.Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения – это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог – это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Периферическая часть анализатора представлена либо специальными рецепторами (сосочки языка, обонятельные волосковые клетки), либо сложно устроенным органом (глаз, ухо). Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ световых раздражений, и формирование зрительных образов. Корковый отдел зрительного анализатора расположен в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга. Зрительный анализатор участвует в осуществлении письменной речи. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений. Корковый отдел слухового анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. С помощью слухового анализатора осуществляется устная речь. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации, поступающей от органов речи. Корковый отдел речедвигательного анализатора расположен в постцентральной извилине коры больших полушарий. С помощью обратных импульсов, идущих от коры головного мозга к двигательным нервным окончаниям в мышцах органов дыхания и артикуляции, регулируется деятельность речевого аппарата.

    2. Чувствительность слухового анализатора

    Ухо человека может воспринимать диапазон звуковых частот в довольно широких пределах: от 16 до 20 000 Гц. Звуки частот ниже 16 Гц называют инфразвуками, а выше 20 000 Гц – ультразвуками. Каждая частота воспринимается определенными участками слуховых рецепторов, которые реагируют на определенное звучание. Наибольшая чувствительность слухового анализатора наблюдается в области средних частот (от 1000 до 4000 Гц). В речи используются звуки в пределах 150 – 2500 Гц. Слуховые косточки образуют систему рычагов, с помощью которых улучшается передача звуковых колебаний из воздушной среды слухового прохода к перилимфе внутреннего уха. Разница в величине площади основания стремени (малая) и площади барабанной перепонки (большая), а также в специальном способе сочленения косточек, действующих наподобие рычагов; давление на мембране овального окна увеличивается в 20 раз и более, чем на барабанной перепонке, что способствует усилению звука. Кроме того, система слуховых косточек способна изменять силу высоких звуковых давлений. Как только давление звуковой волны приближается к 110 – 120 дБ, существенно меняется характер движения косточек, снижается давление стремени на круглое окно внутреннего уха, предохраняет слуховой рецепторный аппарат от длительных звуковых перегрузок. Это изменение давления достигается сокращением мышц среднего уха (мышцы молоточка и стремени) и уменьшается амплитуды колебания стремени. Слуховой анализатор способен к адаптации. Длительное действие звуков приводит к снижению чувствительности слухового анализатора (адаптация к звуку), а отсутствие звуков – к ее повышению (адаптация к тишине). С помощью слухового анализатора можно относительно точно определить расстояние до источника звука. Наиболее точная оценка удаленности источника звука происходит на расстоянии около 3 м. направление звука определяется благодаря бинауральному слуху, ухо, которое ближе к источнику звука, воспринимает его раньше и, следовательно, более интенсивно по звучанию. При этом определяется и время задержки на пути к другому уху. Известно, что пороги слухового анализатора не строго постоянны и колеблются в значительных пределах у человека в зависимости от функционального состояния организма и действия факторов окружающей среды.

    Различают два вида передачи звуковых колебаний – воздушную и костную проводимость звука. При воздушной проводимости звука звуковые волны улавливаются ушной раковиной и передаются по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку, а затем через систему слуховых косточек перилимфе и эндолимфе. Человек при воздушной проводимости способен воспринимать звуки от 16 до 20 000 Гц. Костная проводимость звука осуществляется через кости черепа, которые также обладают звукопроводимостью. Воздушная проводимость звука выражена лучше, чем костная.

    3. Гигиена органа слуха ребенка

    Один из навыков личной гигиены - следить за опрятностью своего лица, в частности ушей - также должен прививаться ребенку по возможности раньше. Мыть уши, следить за чистотой их, удалять выделения, если таковые имеются.

    У ребенка с гноетечением из уха, даже, казалось бы, самым незначительным, нередко развивается воспаление наружного слухового прохода. Об экземе, причинами которой нередко являются гнойный средний отит, а также механические, термические и химические повреждения, вызванные в процессе очищения слухового прохода. Самое главное при этом - соблюдение гигиены уха: нужно очищать его от гноя, осушать в случае закапывания капель при среднем гнойном отите, смазывать слуховой проход вазелиновым маслом, трещины - настойкой йода. Обычно врачи назначают сухое тепло, синий свет. Профилактика заболевания в основном заключается в гигиеническом содержании уха при гнойном среднем отите.

    Чистить уши нужно 1 раз в неделю. Предварительно закапать в каждое ухо на 5 минут перекись водорода 3% раствор. Серные массы размягчаются и превращаются в пену, их легко удалить. При "сухой" чистке велика опасность протолкнуть часть серных масс в глубь наружного слухового прохода, к барабанной перепонке (так формируется серная пробка).

    Прокалывать мочку уха нужно только в косметических кабинетах, чтобы не вызвать инфицирования ушной раковины и ее воспаления.

    Систематическое пребывание в шумной обстановке или кратковременное, но весьма интенсивное воздействие звука может привести к тугоухости. Оберегайте уши от слишком громких звуков. Ученые выяснили, что продолжительное воздействие громкого шума вредит слуху. Сильные, резкие звуки ведут к разрыву барабанной перепонки, а постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

    В заключение необходимо подчеркнуть, что гигиеническое воспитание малыша в детском саду и дома, конечно же, тесно связано с другими видами воспитания - умственным, трудовым, эстетическим, нравственным, т. е. с воспитанием личности.

    Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

    4. Зрительный анализатор

    ОРГАН ЗРЕНИЯ (ГЛАЗ) - воспринимающий отдел зрительного анализатора, служит для восприятия световых раздражений.

    Глаз находится в глазнице черепа. Различают передний и задний полюсы глаза. Глаз включает в себя глазное яблока и вспомогательный аппарат.

    Глазное яблоко состоит из ядра и трех оболочек: наружной - фиброзной, средней - сосудистой, внутренней - сетчатой.

    ОБОЛОЧКИ ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.

    Фиброзная оболочка представлена двумя отделами. Передний отдел образует бессосудистая, прозрачная и сильно изогнутая роговица; задний -белочная оболочка (склера, напоминает своим цветом белок вареного куриного яйца). На границе между роговицей и белочной оболочкой проходит венозный синус, по которому из глаза оттекает венозная кровь и лимфа. Эпителий роговицы переходит здесь в конъюнктиву, выстилающую переднюю часть белочной оболочки.

    За склерой находится сосудистая оболочка, которая состоит из трех различных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки.

    Собственно сосудистая оболочка рыхло соединяется с белочной, и между ними располагаются лимфатические щели. Она пронизана большим количеством сосудов. На внутренней поверхности имеет черный пигмент, поглощающий свет.

    Ресничное тело, имеет вид валика. Вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от переднего отходит до 70 ресничных отростков. От них берут начало упругие тонкие волоконца, которые образуют поддерживающий хрусталик аппарат, или ресничный поясок.

    В передней части глаза сосудистая оболочка переходит в радужную. Цвет радужки определяется количеством красящего пигмента (от голубого до темно - коричневого), который определяет цвет глаз. Между роговицей и радужной оболочкой находится передняя камера глаза, заполненная водянистой влагой.

    В середине радужной оболочки находится круглое отверстие - зрачок. Необходим для регулирования потока света, поступающего в глаз, т.е. благодаря клеткам гладкой мышечной ткани зрачок может расширяться и суживаться, пропуская количество света, необходимое для рассмотрения предмета (рефлекторно суживается при ярком свете и расширяется в темноте за счет мышц радужки).

    Мышечные волокна радужки имеют двойное направление. По радиусам расположены волокна мышцы, расширяющей зрачок, вокруг зрачкового края радужки находятся круговые волокна мышцы, суживающей зрачок.

    Сетчатая оболочка, или сетчатка - приле жит к стекловидному телу, состоит из двух частей:

    1. задняя - зрительная - светочувствительна, это тонкий и очень нежный слой клеток - зрительных рецепторов, являющихся периферическим отделом зрительного анализатора.

    2. передняя - ресничная и радужинная, не содержит светочувствительных клеток. Границей между ними является зубчатая кайма, которая расположена на уровне перехода собственно сосудистой оболочки в ресничный кружок.

    Место выхода из глазного яблока зрительного нерва называется - диск (слепое пятно), здесь нет зрительных рецепторов. Кроме того, в области диска в сетчатку вступает питающая ее артерия и выходит вена. Оба сосуда проходят внутри зрительного нерва.

    Зрительная часть сетчатки имеет сложное строение, она состоит из 10 микроскопических слоев (таблица). Самым наружным слоем, прилегающим к сосудистой оболочке, служит пигментный эпителий. За ним располагается слой нейроэпителия, содержащий нейрорецепторные клетки.

    Рецепторы сетчатки - клетки в форме палочек (125 млн.) и колбочек (6,5 млн). Они примыкают к черной сосудистой оболочке. Ее волоконца окружают каждую из этих клеток с боков и сзади, образуя черный футляр, обращенный открытой стороной к свету.

    Палочки - рецепторы сумеречного света, имеют большую чувствительность к лучам всего видимого света. Передают только черно-белое изображение. Каждая палочка состоит из наружного и внутреннего сегментов, соединенных между собой связующим отделом, который представляет собой видоизмененную ресничку.

    В самой наружной части внутреннего сегмента залегает базальное тельце с базальным корешком, вблизи которых расположены центриоли. Наружный сегмент - светочувствительный - образован сдвоенными мембранными дисками, являющимися складками плазматической мембраны, в которую встроен зрительный пурпур - родопсин. Внутренний сегмент состоит из двух частей: эллипсоидной (заполнена митохондриями) и миоидной (рибосомы, комплекс Гольджи). От тела клетки отходит отросток (аксон), заканчивающийся расщепляющимся синоптическим тельцем, образующим лентовидные синапсы.

    Слой сетчатки

    Пигментный

    Фотосенсорный - палочки и колбочки

    Наружная пограничная мембрана

    Наружный ядерный

    Наружный сетчатый

    Внутренний ядерный

    Внутренний сетчатый

    Ганглионарный (проходят кровеносные сосуды)

    Слой нервных волокон

    Внутренняя пограничная мембрана


    Колбочки обладают меньшей светочувствительностью и раздражаются только ярким светом и отвечают за цветное зрение. Существует 3 вида колбочек, чувствительных только к синему, зеленому и красному свету. Они сосредоточены преимущественно в центральной части сетчатки, в так называемом желтом пятне (место наилучшего видения, находится на расстоянии около 4 мм от диска). В остальной части сетчатки находятся и колбочки, и палочки, однако по периферии преобладают палочки.

    Колбочки отличаются от палочек большей величиной и характером дисков. В дистальной части наружного сегмента колбочек впячивания плазматической мембраны образуют полудиски, которые сохраняют связь с мембраной, в проксимальной части наружного сегмента диски аналогичны дискам палочек. В эллипсоидном внутреннем сегменте расположены удлиненные митохондрии. Синтезируемый белок - иодопсин - непрерывно транспортируется в наружный сегмент, где встраивается во все диски. В расширенной базальной части колбочковой клетки залегает сферическое ядро. От тела клетки отходит аксон, оканчивающийся широкой ножкой, образующей синапсы.

    Перед палочками и колбочками располагаются нервные клетки, которые воспринимают и обрабатывают информацию, полученную от зрительных рецепторов. Аксоны нейронов образуют зрительный нерв.

    ЯДРО ГЛАЗНОГО ЯБЛОКА.

    За зрачком располагается хрусталик, напоминающий двояковыпуклую линзу.

    Хрусталик лишен сосудов и нервов, совершенно прозрачен и покрыт бесструктурной прозрачной сумкой. Хрусталик укреплен ресничным пояском

    Между хрусталиком и радужкой находится задняя камера глаза, заполненная водянистой влагой. Она выделяется кровеносными сосудами ресничных отростков и радужки, слабо преломляет свет, ее отток осуществляется через венозный синус.

    С помощью окружающих его гладких мышц, образующих ресничное тело, хрусталик может менять форму: становиться то более выпуклым, то более плоским. Хрусталик формирует на задней внутренней стенке глаза сетчатой оболочке или сетчатке уменьшенное перевернутое изображение.

    Полость глазного яблока заполнена прозрачным веществом - стекловидным телом. Это прозрачная бессосудистая студенистая масса, заполняющая полость глаза между хрусталиком и сетчаткой, участвует в поддержании внутриглазного давления и формы глаза, плотно соединено с сетчаткой.

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ГЛАЗА.

    К глазному яблоку проходят мышцы, которые могут перемещать его в разные стороны. Мышцы: четыре прямые (латеральная, медиальная, верхняя и нижняя) и две косые (верхняя и нижняя).

    Спереди глаз защищен веками, ресницами и бровями. Внутренняя поверхность век выстлана оболочкой - конъюнктивой, которая продолжается на глазное яблоко, покрывая его свободную поверхность. Конъюнктивой ограничивается конъюнктивальный мешок, который содержит слезную жидкость, омывающую свободную поверхность глаза и обладающую бактерицидным свойством.

    У внутреннего угла глаза между краями век образуется пространство - слезное озеро; на его дне лежит маленькое возвышение - слезное мясцо. На крае обоих век в этом месте находится по небольшому отверстию - слезной точке; это начало слезного канальца.

    В верхнем углу глаза со стороны щеки находится слезная железа. При опускании подвижного верхнего века железа выделяет слезы, которые увлажняют, промывают и согревают глаз. Слезная жидкость от наружного верхнего угла глаза идет в нижний внутренний угол и отсюда попадает в слезный канал, направляются под кожей век к слезному мешку, расположенному на медиальной стенке глазницы, и впадают в него. Слезный мешок, суживаясь книзу, переходит в слезно-носовой проток, который выводит избыток слез в носовую полость. Слезная жидкость содержит бактерицидное вещество - лизоцим, облегчает движение век, уменьшая трение.

    Жировое тело заполняет пространство между стенками глазницы и глазным яблоком с его мышцами. Жировое тело образует мягкую и эластичную обкладку глазного яблока.

    Фасция отделяет жировое тело от глазного яблока; между ними остается щелевидное пространство, которое обеспечивает подвижность глазного яблока.

    Проводниковый отдел начинается в сетчатке. Нейриты ее ганглиозных клеток складываются в зрительные нервы, которые войдя через зрительные каналы в полость черепа, образуют перекрест. После перекреста каждый нерв, называемый теперь зрительным путем, огибает ножку мозга и разделяется на два корешка. Один из них заканчивается в верхнем двухолмии. Его волокна идут к ниже расположенным эффекторным ядрам ствола и к подушке зрительного бугра. Другой корешок направляется к латеральному коленчатому телу. В подушке и латеральном коленчатом теле зрительные импульсы переключаются на следующий нейрон, волокна которого в составе зрительной лучистости идут: к коре затылочной области больших полушарий (центральный отдел).

    Зрительные пути устроены так, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие коры большого мозга, а правая часть поля зрения - в левое. Если изображения от правого и левого глаза попадают в соответствующие мозговые центры, то они создают единое объемное изображение. Зрение двумя глазами называют бинокулярным зрением, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве

    5.Гигиена кожи

    В цифровом анализаторе кожи реализован самый современный и высокоточный метод, неинвазивной оценки состояния кожи человека, - метод биоимпеданса "Bioelectric Impedance Analysis BIA, Skin Analyzer Monitor".

    Неблагоприятная экология, помещения c кондиционированным воздухом, плохие погодные условия (метель, град, дождь), бассейн с некачественной водой, пища и напитки, состояние здоровья и образ жизни, стрессы на работе, смена циклов в организме, просроченная косметика - все это влияет на состояние кожи. Сохранить молодость и стать еще прекраснее, Вам поможет Анализатор кожи. Этот простой мини-компьютер позволит проанализировать не только внешний вид, но и внутреннее состояние, определить увлажненность кожи, жирность и мягкость. С помощью этих данных Вы сможете подобрать индивидуальный подходящий Вам уход за кожей.

    Время получения данных о состоянии кожи составляет не более 10 секунд. Анализатор кожи является мощным инструментом для оценки эффективности и результата воздействия косметических средств и выбора подходящих. Является незаменимым помощником для тех, чья кожа нуждается в постоянной специальной заботе и уходе: новорожденных младенцев, людей, страдающих сахарным диабетом и многих других.

    Важным положительным качеством анализатора является абсолютная безопасность, информативность, точность результатов, надежность и простота в работе. Анализатор позволяет оценить такие показатели состояния кожи, как влажность, сухость, жирность, тургор и состояние эпителия кожи. Все показатели выводятся на ЖК-дисплей в цифровом и в формате гисто- и пиктограмм.

    Анализатор кожи подходит как для профессиональных консультаций по уходу за кожей, так и для личного использования. Это важный инструмент для личной заботы о коже и будет полезен косметологам. Изящная форма, максимальная портативность, малые размеры и вес, легкость и удобство в использовании делает этот прибор незаменимым в арсенале средств для красоты и молодости кожи.

    Обезвоженной считается кожа, которая содержит недостаточное количество воды и не может удерживать влагу в верхнем слое эпидермиса. Обезвоженная кожа может быть не только у сухого типа кожи, но и у кожи с нормальной и повышенной функцией сальных желез! Под влиянием разных факторов вода, поступающая в клетки эпидермиса, быстро испаряется и не успевает донести полезные элементы в кожу. Из-за недостатка влаги кожа теряет эластичность и появляются морщины. С помощью Анализатора Кожи можно правильно оценить состояние кожи и подобрать косметические средства и приборы для здоровья.

    Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость - способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

    И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

    В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

    • Периферический - рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
    • Проводниковый - чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
    • Центральный (корковый) - участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы

    С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть - орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.


    Глазное яблоко лежит в костном вместилище - глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:


    Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело - прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик - прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию - настройку глаза на наилучшее видение объекта.

    Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение - это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

    Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: "Расслабьтесь, посмотрите вдаль". При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.


    По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело - свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

    • Действительное - соответствует тому, что на самом деле видим
    • Обратное - перевернуто вверх ногами
    • Уменьшенное - размеры отраженной "картинки" пропорционально уменьшены


    Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

    Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

    Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела - затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

    При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка - "искры из глаз". Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.


    Заболевания

    Конъюнктива - слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы - выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

    В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза - конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза - "красными глазами", а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

    Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.


    При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

    Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.


    При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

    Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.


    • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
    • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей - с правой стороны
    • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
    • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется - это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
    • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения


    ©Беллевич Юрий Сергеевич

    Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к