Биологический и паспортный возраст детей. Ваш возраст: биологический и по паспорту - чья взяла? Особенности возрастной периодизации

На тему определения возраста выполнено большое количество научных исследований самого разного уровня, но решение этого вопроса как у живого (по физиологическим тестам), так и у мертвого человека (по морфологическим тестам) практически не удалось приблизить к желаемому результату. Ошибки оставались значительными, и если раньше их пытались объяснить несовершенством методик или методологическими нарушениями разработчика метода, то в последние годы стало ясно, что ошибки в определении паспортного возраста предопределены самой природой, т.е. биологией старения.

Твердо доказанная асинхронность старения на организменном, органном и тканевом уровнях делает невозможным точное определение календарного возраста, так как календарный и биологический возраст могут совпадать лишь случайно. Следует отказаться от поиска (разработки) способа точного определения паспортного возраста, а необходимо искать пути сокращения ошибок в его определении, пути приближения расчетного возраста к паспортному.

Целью данного исследования явилось определение границы расхождения биологического и паспортного возраста по некоторым железам внутренней секреции 60 трупов мужчин в возрасте от 17 до 75 лет и старше, умерших насильственной и ненасильственной смертью. Морфометрическими методами изучались основные составляющие компоненты семенников, предстательной и щитовидной желез, с помощью математического анализа которых были созданы однофакторные и многофакторные модели определения биологического возраста как по каждому органу в отдельности, так и по комплексу желез. Полученные данные биологического возраста (БВ) сравнивались с известным паспортным возрастом (ПВ). Результаты анализа представлены в табл. 1.

По результатам математического анализа расхождение между расчетным биологическим и паспортным возрастом в пределах от 0 до 5 лет отмечалось в 83,3 % (50 случаев), а до 8,3 лет — в 16,7 % (10 случаев). У юношей в 17-21 лет БВ опережал ПВ на 63,6%, в среднем на 2,5 года, а отставал на 36,4 % , в среднем на 2,6 года.

В репродуктивном возрасте (условно от 22 до 50 лет) показатель БВ был меньше показателя ПВ на 63,3% и средняя разница составила 2,7 года. БВ был выше ПВ на 36,7 % (в среднем на 2,03 года). В более старшем возрасте БВ отставал от ПВ на 64,7 % , в среднем — на 3,5 года, а превосходил — на 35,3%. На всем исследуемом материале разница между ПВ и БВ не превышала 8,3 года.

Таким образом, если проследить динамику соотношений ПВ и БВ при морфометрическом изучении каждой отдельно взятой железы и комплекса тех же желез, то можно выявить некоторую возрастную закономерность. Для юношеского возраста характерна выраженная динамика опережения показателей БВ над ПВ в среднем по предстательной железе на 5,6 года, семенникам — на 5,7 года, по щитовидной железе — на 7,3 года, а по комплексу данных желез — на 3,3 года. Так как одни изучаемые морфометрические параметры органов (удельные показатели объема, площади поверхности сечений и количества) имеют тенденцию к увеличению, а другие, например тучные клетки, — к уменьшению, юноши при расчете их БВ были старше своих календарных лет.

В репродуктивном возрасте отмечается обратная картина. Биологический возраст постепенно начинает отставать от паспортного или обгонять его по всем изученным железам — как в отдельности по каждой, так и по их комплексу — на разное количество лет. Объясняется это тем, что отдельные микрометрические параметры железы в этот период развития, с разной интенсивностью замедляя свое развитие и отставая от общего уровня или ускоряя его с разной интенсивностью, создают заметную пестроту отдельных показателей биологического возраста, делая этот вариант старения асинхронным. Асинхронность старения отдельных компонентов органа достигает своего максимума именно в этом возрастном отрезке. Важным моментом является то, что биологический возраст, установленный по какому-либо компоненту (например, по плотности упаковки семенных канальцев), может отклоняться от паспортного возраста как в плюсовую (гипергерия), так и в минусовую (гипогерия) сторону.
В пожилом возрасте биологический возраст отстает от паспортного. Его уже можно расценивать как прединволюционное начало. В этом возрасте содержание основных морфологических единиц органов начинает постепенно уменьшаться, а количество соединительной ткани, заменяющей их, увеличивается, что свидетельствует о начале проявления атрофических процессов. Данное явление было отмечено и другими исследователями.

В старческом возрасте динамика морфологических изменений свидетельствует о значительной выраженности необратимых атрофических процессов в эндокринных органах. Процесс «обратного» развития органа, атрофия его функциональных элементов, разрастание соединительной ткани с очагами склероза и фиброза в разной степени выраженности также идут с неодинаковой скоростью и параллелизмом, причем характерным моментом является замедленная скорость процессов, в силу чего биологический возраст с нарастающей частотой становится меньшим (постепенно начинает преобладать гипогерический тип старения).

Интересно отметить, что разница ПВ и БВ имеет большие значения, если оценка проводилась по отдельно взятой железе, и значительно уменьшается, если биологический возраст определялся по комплексу тех же самых желез (табл. 2).

Как видно из табл. 2, расхождения биологического возраста с паспортным от (от 0 до 5 лет) по семенникам составило 73,3% , по предстательной железе — 71,1%, по щитовидной железе — 87,0%, а по комплексу этих же желез («эндокринная формула») — уже 90,0 %. Расхождения ПВ и БВ от 0 до 10 лет — соответственно 2%, 25,0%, 5,0%, 10,0%, а расхождения более 10 лет — соответственно 0 %, 3,3%, 8,0%, 0%.

Это еще раз свидетельствует о том, что для более точного определения возраста необходим набор комплекса тестов, имеющих тесную корреляционную связь с возрастом.

Полученные нами результаты при всестороннем анализе желез внутренней секреции поставили вопрос о соотношении наших данных с данными, которые могли быть получены по формулам, предложенным для костной системы, до сих пор являющихся традиционными в диагностике возраста умершего.
Другими словами, может ли «конкурировать» созданная нами нетрадиционная «эндокринная формула» с традиционными до сих пор «костными формулами» других авторов? С этой целью мы провели сравнительное исследование точности определения возраста по «эндокринной формуле» и формуле для определения возраста по костям кисти и по формуле для рентгенограмм кисти .

При комплексном изъятии желез внутренней секреции у 60 трупов в 41 случае проводили рентгенограмму правой кисти в точном соответствии с методикой Г.В. Дашевской (1991 г.). Возраст умерших составил от 18 до 80 лет. Ни у кого из них не было выявлено костной патологии.

Рентгенографию кистей и обработку рентгенограмм, измерения необходимых параметров проводили в соответствии с методикой автора.

Напомним, что автор использовал только три параметра: Х1 — индекс светового контура фаланг (ИСК), Х2 — индекс отношения ширины тела к ширине бугристости дистальных фаланг (ИДБ) и Х3 — индекс компактного вещества фаланг 2-5 пальцев (ИКВ).
Вычисление биологического возраста проводилось по формуле автора:

У = 236,86 — 2,45 × Х 1 — 0,92 × Х 2 — 0,62 × Х 3 ± 8,5 лет,

А затем по уточняющим формулам.

Конкретное количественное выражение процесса старения скелета кисти было проанализировано путем сопоставления паспортного с рассчитанным биологическим возрастом по уравнениям множественной регрессии (УМР) в каждом наблюдении. При расчете возраста первоначально использовались «основные» УМР, рассчитанные для всего изученного возрастного периода (18-80 лет). При этом оказалось, что в абсолютном выражении отклонения БВ от ПВ выглядели следующим образом: до 5 лет — в 42%, до 10 лет — в 30%, более 10 лет — в 28% случаев. Применение уточняющих УМР заметно улучшило результаты. Расхождение менее чем на 5 лет отмечено в 52%, менее 10 лет — в 32 %, а более 10 лет — в 16% случаев.
По формулам, полученным на материале нативных костей кисти и на всей верхней конечности, точность определения возраста в зависимости от возрастной группы колебалась от 5 до 8 лет.

Полученные данные свидетельствуют, что биологический возраст и возможность его отклонения от паспортного могут быть определены с одинаковым успехом по любой из исследованных желез внутренней секреции, и результат определения практически не отличается от того, который получается при использовании методов, созданных для традиционной в этом отношении костной системы.

Проведенные исследования, на наш взгляд, дают основания для важного судебно-медицинского вывода о том, что биологический возраст, в принципе, можно определить по любому внутреннему органу, системе или ткани организма. Прогноз этот можно подкрепить многочисленными исследовательскими данными, авторы которых обнаруживали инволютивные изменения в любых изучаемых органах и тканях.
Таким образом, проведенное исследование показало, что процессы, обусловливающие старение, не являются изолированными. Они действу- ют комплексно, взаимно усугубляя друг друга, усиливая изменения в организме. Вместе с тем каждый орган несет информацию о биологическом возрасте, в той или иной степени соотносящемся с паспортным возрастом.

Литература

Неклюдов Ю.А. Диагностические критерии групповых признаков индивида на скелете верхней конечности и некоторые общие вопросы судебно-медицинской остеологической экспертизы: Дис. . д-ра мед. наук. Саратов, 1986.
Дашевская Г.В. Определение биологического возраста живого взрослого человека по рентгенологической картине кисти: Дис. . канд. мед. наук. М., 1991.

Ю.Д. Алексеев, Профессор Саратовского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, доцент.
О.И. Федулов, Доцент Саратовского юридического института МВД России, канд. биол. наук, доцент.

Календарный возраст (паспортный)

Календарный возраст определяется астрономическим временем, прошедшим со дня рождения.

Уже давно исследователи пришли к выводу, что календарный возраст (паспортный) не характеризует истинное состояние организма. Кое-кто перегоняет по темпу возрастных изменений общую группу своих однолеток, кое-кто явно отстает. Отсчет темпа возрастных изменений, прогноз предстоящих событий следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека.

Следует помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и подростков не всегда соответствует их биологической зрелости.

Календарный возраст - отражает старение организма и его систем в среднем для популяции, дает стандартные средние вероятности смерти и ожидаемой продолжительности жизни, объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемый в абсолютных физических единицах времени.

Биологический возраст

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ - это показатель уровня износа структуры и функции определенного структурного элемента организма, группы элементов и организма в целом, выраженный в единицах времени путем соотнесения значений замеренных индивидуальных биомаркеров с эталонными среднепопуляционными кривыми зависимостей изменений этих биомаркеров от календарного возраста.

Понятие биологического возраста появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью". Поэтому при одном и том же астрономическом или календарном возрасте различных индивидов, степень постарения их организмов в целом, а также отдельных органов, элементов и систем их организмов, будет различна. Следовательно, появляется потребность оценки степени старения или уровня жизнеспособности организма и его элементов, что является одной из ключевых задач профилактической геронтологии, поскольку такая оценка позволяет объективно зарегистрировать темп старения и его изменения при лечебно-профилактических воздействиях. Существуют различные подходы к получению вышеупомянутой оценки, например можно измерять степень отклонения различных структурно-функциональных характеристик организма от нормы (биомаркеров) и таким образом оценивать степень их постарения или износа.

Проблема биологического возраста далека от своего разрешения. Она серьезно поставлена только в последнее десятилетие. Медицина сейчас, к сожалению, занимается в основном больными, а не здоровыми людьми. Вместе с тем еще И. П. Павлов указывал, что медицина будущего -- это профилактическая медицина. Современный врач, а еще вернее врач будущего, должен уметь оценить, определить меру здоровья человека, его биологические возможности, степень надежности систем его организма. Если биологический возраст значительно отстает от календарного, -- очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. Сейчас существует ряд методов определения биологического возраста.

Таким образом, биологический возраст - это характеристика любого меняющегося с возрастом процесса или биомаркера, но есть классы или группы этих процессов и элементов, отличающиеся спецификой и поэтому имеющие свои специальные названия.

В дополнение к показателям биовозраста для прогноза витальной траектории необходимо определять также факторы риска - наследственные и приобретенные факторы, сокращающие продолжительность жизни, которые можно учитывать и профилактически "обезвредить" их влияние, и факторы долголетия - генетические и средовые факторы, увеличивающие продолжительность жизни, например - наличие в роду долгожителей, сбалансированная низкокалорийная диета, доброжелательный, устойчивый тип личности и др.

Слово Возраст имеет несколько значений:

1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.

Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.

Психологический возраст

Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.

? Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-хлетнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?».
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Различные взгляды психологов на понятие возраст

Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.

Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.

Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.

Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.

При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

Отечественные исследования возраста

Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста . В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде какихлибо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.

Возрастное развитие ребенка

Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционнным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.

При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация , индивидуализация и интеграция , в которых происходит перестройка структуры личности.

Паспортный возраст

Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Сензитивность

Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.

Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста .

Details Hits: 33450

Считается, что развитие человека обусловлено тремя основными программами: видовой (генетической), социальной и онтогенетической . При этом онтогенетическая программа формируется в результате взаимодействия генетической и социальной.

Ведущую роль в совершенствовании двигательной деятельности человека играет социальная программа, подтверждающаяся практикой физической культуры и спорта, непрерывным ростом арсенала и сложности физических упражнений.

В литературе можно встретить следующие термины: «календарный возраст» (он же паспортный, или хронологический) и «биологический возраст».

Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней.

Биологический возраст показывает степень зрелости (физической, интеллектуальной), достигнутой организмом.

Понятие «биологический возраст» возникло в связи с тем, что дети и подростки одного паспортного возраста нередко отличаются по уровню биологической зрелости на 4-5 лет, обладая в периоды гармоничной акселерации большими морфофункциональными возможностями, чем их сверстники.

Биологическая проблема давно уже стала социальной в связи с гетерохронностью развития современных детей и подростков в одной популяции. Различия в возрасте, в поле, телосложении, уровне биологического созревания и определяют гетерохронность в физическом развитии (В.П. Губа В.П., 1989; Тихвинский СБ., Воронцов И.М., 1991).

Нередко физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

Соотношение между паспортным и биологическим возрастом детей и подростков - один из актуальных вопросов, привлекающих внимание представителей многих научно-практических дисциплин (спортивной медицины, возрастной физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.). Это связано с тем, что биологический возраст в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость индивида и характер адаптивных реакций при физических нагрузках (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978; Бахрах И.И., 1981).

Биологический возраст, как указывают Р.Е. Мотылянская (1956), К. Tittel, H. Wutscherk (1992), отражает морфофункциональную зрелость отдельных систем и организма ребенка в целом, т.е. он в большей степени, чем паспортный, дает представление о работоспособности, уровне проявления основных двигательных качеств и характере приспособительных реакций на различные по характеру, объему и интенсивности тренировочные нагрузки.

Возможны существенные индивидуальные колебания темпов биологического созревания. В этот период наиболее четко прослеживается расслоение детей по темпам полового созревания, достигающее порой 3-5 лет (Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2002), а в отдельных случаях и 5-6 лет (Astrand P.O., 1992).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от периодов детства. Из морфологических показателей чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и сменазубов), зрелость форм тела (пропорций), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями биологического возраста являются показатели, отражающие зрелость нервной системы, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем (дыхание, кровообращение и т.п.).

К биохимическим показателям относится ряд объективных критериев гормонального и ферментативного профиля у детей и подростков (Бахрах И.И., Дорохов Р.Н., 1978).

Зубная формула учитывает порядок, сроки прорезывания и смены зубов и является объективным показателем биологического возраста от 6 до 13 лет, но в последующие годы ее информативность теряется. Для оценки зубного возраста необходимо визуально определить наличие или отсутствие молочных зубов, степень и число прорезавшихся постоянных зубов и результат сравнить со стандартом.

Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно используется учет стадий развития первичных и вторичных половых признаков. Из большого числа разных схем, предложенных для определения биологического возраста детей, наиболее распространены схемы В.В. Бунака (1965), J. Tanner (1955) и др.

Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета, объективно отражающие процессы развития организма ребенка, определяются рентгенографически (Гладышева А.А., 1982; Никитюк Б.А., 1996; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 2000 и др.). Это одни из падежных критериев биологического возраста.

При анализе рентгенограмм с целью оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами, приведенными в специальных атласах.

В исследованиях И.И. Бахраха (1966, 1968) показано, что подростки мужского пола одного и того же паспортного возраста с различными темпами полового созревания значительно различаются по уровню морфофункциональных показателей. В связи с этим следует отметить, что характер физического развития и особенности адаптивных реакций внешнего дыхания и кровообращения у них в большей степени связаны с индивидуальными темпами полового созревания, чем с паспортным возрастом.

Аналогичные данные о влиянии индивидуальных темпов полового созревания на проявление двигательных качеств и приспособительные реакции юных спортсменов отмечают Г.И. Вербицкий (1972) и Б.А. Никитюк (1978).

Однако в настоящее время нормативы контрольно-педагогических испытаний (тестов) физической подготовленности детей и подростков рассчитаны, и организаторы спортивных соревнований ориентируются на календарный (паспортный), а не на биологический возраст.

Поэтому решение проблемы физического воспитания ребенка, развития у него физических качеств, обучения спортивным умениям и навыкам немыслимо без выяснения конкретных паспортного, биологического и двигательного возрастов. Рассматриваемые показатели выступают в качестве необходимой для тренера-преподавателя системы «определителей дозировки» физической нагрузки, так сложно выявляемой в различные возрастные периоды.

Для определения биологического возраста детей и подростков целесообразно пользоваться для оценки индивидуальных особенностей роста и развития юных спортсменов так называемой «зубной формулой» - простой и доступной для тренера (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Определение возраста по «зубной формуле»-(число молочных зубов, сменившихся на постоянные)

Возраст, лет

Мальчики

Двигательный возраст характеризуется показателями физического развития ребенка в спортивном упражнении с учетом соматотипа и паспортного возраста (Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г., 1994; Дорохов Р.Н., Губа В.П., 1995; Губа В.П., 2000). В этом случае габаритное варьирование, биологическая зрелость ребенка опускаются, что значительно снижает информативность приводимых данных, а следовательно, и их прогностическую способность.

Каждый человек проходит одни и те же стадии развития, однако в сроках и темпах биологического созревания наблюдаются большие индивидуальные различия. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровню развития силовых способностей, функциональной производительности и росто-весовым данным.

Примерно в 60-65% случаев у девочек 11 -13 и мальчиков 13-15 лет наблюдается нормальный уровень физического развития (медианты), а 35-40% - это подростки, относящиеся к акселерированному и ретардированному типам биологического развития.

При планировании многолетней тренировки эти знания позволяют наиболее полно реализовать программы развития юных спортсменов (Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П., 2000).

Таким образом, только комплексные знания морфологических показателей, характеризующих ребенка, в сочетании с функциональными параметрами дают объемное представление о развитии организма ребенка и позволяют квалифицированно строить учебно-тренировочный процесс, производить отбор и ориентацию в виды спорта.

Обычно половое созревание считается ранним, если первые его признаки появляются у девочек в возрасте 8-9 лет, а у мальчиков - в 10 лет. К среднему варианту темпа полового созревания у девочек относится начало появления первых его признаков в 10-11 лет при общей продолжительности этого процесса в среднем 5-6 лет, у мальчиков - начало процесса в возрасте 12 - 13 лет и завершение его к 18 годам. О позднем начале полового созревания свидетельствует появление первых его признаков у девочек в 13 лет и позже, а у мальчиков - в 15 лет.

По данным различных авторов, до 15-20 % 11 -13-летних детей отличаются ускоренными темпами полового созревания. Они превосходят своих сверстников по показателям роста и массы тела, мышечной массы, уровню развития двигательных качеств (особенно силовых), способностью к освоению спортивной техники и т. п. И хотя эти различия не очень велики - по отношению к нормально развивающимся детям - 2-4 %, а ретардантам - 4-8 % (Wutscherk, Schmidt, Schulze, 1988), однако достаточны для того, чтобы акселераты имели заметное преимущество в объемах и интенсивности тренировочной деятельности и уровне спортивных результатов.

Особенности возрастной периодизации

Возрастная морфология и решаемые ею чисто практические задачи немыслимы без четких знаний индивидуальных периодов роста и развития отдельных систем и организма человека в целом. Особенно остро этот вопрос стоит в связи с отбором, ориентацией, оптимальными тренировочными нагрузками, а следовательно, и связанными с ними педагогическим и тренировочным процессами. Тренеру необходимы глубокие биологические знания для достижения его учениками не только высоких спортивных результатов, но и спортивного долголетия, а также для сохранения здоровья по окончании занятий спортом. Конечно, предлагаемые периодизации строятся на усредненных данных и требуют индивидуальных уточнений, но это реперы (опорные точки), на которые следует равняться при работе с детьми и подростками, а также пожилыми людьми, когда спорт переходит в стадию оздоровления и поддержания на должном возрастном уровне физических качеств и здоровья.

Е.М. Груздев (1912) предложил выделять в росте и развитии ребенка четыре периода:

Первый - грудной, охватывающий время от рождения до 1,5 лет. Длинна тела в этот период варьирует от 47,5 до72,5 см, прирост массы на каждый см длинны тела составляет3 г.

Второй (раннее детство) - от 1,5 до 5,5 лет. ДТ - от 72,5 до107,5 см, прибавка массы составляет2 гна см длинны тела.

Третий (младший возраст) - от 5,5 до 12,5 лет. Прибавка массы на1 см-2 г.

Четвертый период (подростковый возраст) - от 12,5 до 14 лет у девочек и до 16 лет у мальчиков.

Л.С. Северцев (1962) разделил постнатальный онтогенез на два периода:

  1. 1)период собственно индивидуального развития;
  2. 2)период половой зрелости, или период способности воспроизвести себе подобных и их воспитать.

А.В. Нагорным и его учениками (1988) была несколько усовершенствована периодизация. Предлагалось весь онтогенез разделить на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) периоды.

Постнатальный период в свою очередь делился еще на три периода: рост, зрелость, старость .

В. В. Бунак на основании работ московских антропологов выделил стадии и фазы роста. Весь период онтогенеза был разделен на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную.

Прогрессивная стадия характеризуется волнообразным приростом базовых антропометрических показателей - чередованием высоких приростов и замедлений. Границей прекращения этой стадии является остановка роста тела в длину.

Стабильная стадия отличается увеличением подкожного жирового слоя, а вместе с ним - поверхности тела. Возрастают значения весоростовых индексов как следствие увеличения массы тела. Стабилизируются физические качества, свойственные индивиду.

Регрессивная стадия - это в большинстве случаев уменьшение массы тела, изменение кожных покровов (за счет огрубения соединительной ткани), осанки и длинны тела (за счет уменьшения высоты межпозвоночных дисков), снижение скорости движений и размаха движений в основных суставах.

Период от новорожденности до 7 лет включительно называют периодом нейтрального детства, так как в эти годы отсутствуют ярко выраженные половые различия - половой диморфизм.

В педагогической практике предложено делить постнатальный период следующим образом:

  1. 1.Преддошкольный - до 3 лет;
  2. 2.Дошкольный - от 4 до 6 лет;
  3. 3.Младший школьный - от 7 до 10 лет;
  4. 4.Средний школьный - от 11 до 14 лет;
  5. 5.Старший школьный - после 15 лет.

В 1998 г. на совещании ВОЗ было решено всех субъектов от 1 года до 18 называть детьми.

В схеме такой периодизации предложено (как указывалось ранее) выделять сенситивные или критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью отдельных систем к внешним воздействиям, в том числе и тренировочным нагрузкам (табл. 5.2).

Таблица 2.2

Схема периодизации постнатального онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР (Москва, 1965)

Новорожденные

Грудной возраст

10 дней - 1 год

Раннее детство

Первое детство

Второе детство

8-11 лет (девочки), 8-12 лет (мальчики)

Подростковый возраст

12-15 лет (девочки), 13-16 лет (мальчики)

Юношеский возраст

16-20 лет (девушки), 17-21 лет (юноши)

Зрелый возраст:

21-35 лет (жен.), 22-35 лет (муж.)

36-55 лет (жен.), 36-60 лет (муж.)

Пожилой возраст

56-74 лет (жен.), 61-74 лет (муж.)

Старческий возраст

75-90 лет (муж. и жен.)

Долгожители

90 лет и выше

Для тренера не важно, в каком периоде находится его подопечный, он должен точно знать, какая из систем, обеспечивающих точность движения, гибкость или оптимальный прирост силы, находится в фазе восприимчивости к конкретным тренировочным воздействиям. Правильно оценить биологический возраст можно только при глубоком и правильном понимании индивидуального онтогенеза, закономерностей и механизмов, лежащих в его основе. Биологический возраст можно оценить с двух позиций: физиологической и морфологической (соматической). Важно понять, чем определяется продолжительность каждого периода, выделенного в схеме периодизации и в еще не решенной до конца схеме возникновения именно сенситивных периодов. По мнению И.А. Аршавского, они связаны с продолжительностью беременности и развитием адаптации человеческого организма к окружающей среде, которая вырабатывались тысячелетиями. Поэтому понять суть биологической зрелости и ее этапность можно только при изучении филогенеза. Отражением исторического развития длительности периодов детства являются акселерация и ретардация. Продольные наблюдения Р.Н. Дорохова показали, что у лиц мужского пола опережение в длине тела в 5 лет сохраняется в 88% случаев, по окончании полового созревания у лиц женского пола эта тенденция проявляется в 90%. Корреляционная связь длинны тела в 5 и в 20 лет достигает 0,805-0,957.

Как же оценить наступление сенситивных периодов? Оказалось, что физические качества и результат их тестирования до 6-7 лет связаны с «зубным» возрастом, в более поздние периоды - со сроками закрытия зон роста, оволосения лобка, подмышечной впадины и т.д. Ориентация и группировка детей по этим показателям дают в тренировочном процессе лучшие результаты усвоения упражнения, чем хаотичный подбор групп.

  • < Prev
  • Next >
Биологический возраст. Омоложение организма.

П о мнению ученых и психологов , некоторые люди стареют даже раньше своего фактического биологического возраста. То есть на вид человек молод и полон сил, а в душе - уже сущий старик, погрязший в сомнениях и депрессии. И никакие средства народной медицины и салонные процедуры для красоты и снятия усталости тут не помогут.

Предрасположенность к ускоренному старению сродни генетической болезни, которая ускоряет процесс увядания и мозга, и тела.
Следующий тест поможет узнать, грозит ли вам ускоренное старение.

Как узнать, не стареете ли вы быстрее положенного?

Узнать это можно, отняв от фактического биологического возраста (ФБВ) должный биологический возраст (ДБВ). Если между ФБВ и ДБВ разницы нет или она меньше 3, то стареете вы в срок, больше трех - пора как минимум изменить образ жизни и привычки, а лучше - обратиться к врачу.

ФБВ - ДБВ ≤ 3 => :)
ФБВ - ДБВ > 3 => :(

Более точные расчеты могут провести только геронтологи, поскольку, во-первых, надо учитывать более десятка показателей (которые в домашних условиях измерить нельзя); во-вторых, куда важнее не просто биологический возраст, а так называемый функциональный - возможности организма при нагрузках (а создать их не выходя из дому тоже не получится). Но по нашей просьбе ученые составили для наших читателей более упрощенные расчеты. Итак…
Формулы для расчета ДБВ
Мужчины: ДБВ = 0,629 х КВ + 18,56
Женщины: ДБВ = 0,581 х КВ + 17,24

Где: КВ - календарный возраст в годах.

Формулы для расчета ФБВ
У мужчин: ФБВ = 26,985 + 0,215 АДС - 0,149 ЗДВ - 0,151 СБ + 0,723 СОЗ
У женщин: ФБВ = - 1,463 + 0,415 АДП - 0,14 СБ + 0,248 МТ + 0,694 СОЗ
Где:
АДС - систолическое (верхнее) артериальное давление, в мм рт. ст. Измеряется на правой руке в положении сидя трижды с интервалом 5 мин. Учитываются результаты того измерения, при котором артериальное давление имело наименьшую величину.
АДП - пульсовое артериальное давление, в мм рт. ст. Разница между систолическим (верхним) и диастолическим (нижним) артериальным давлением.
ЗДВ - продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха, в секундах. Измеряется трижды с интервалом в 5 мин с помощью секундомера. Учитывается наибольшая величина.
СБ - статическая балансировка, в секундах. Определяется при стоянии на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища (без предварительной тренировки). Измеряется с помощью секундомера трижды с интервалом 5 мин. Учитывается наилучший результат.
МТ - масса тела, в кг. Измеряется в легкой одежде, без обуви, натощак.
СОЗ - индекс самооценки здоровья (СОЗ), в баллах. Определяется с помощью анкеты, включающей 29 вопросов.

АНКЕТА СОЗ:

1. Беспокоят ли вас головные боли?
2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума?
3. Беспокоят ли вас боли в области сердца?
4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение?
5. Считаете ли вы, что в последнее время у вас ухудшился слух?
6. Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду?
7. Уступают ли вам место в автобусе, троллейбусе, трамвае младшие по возрасту?
8. Беспокоят ли вас боли в суставах?
9. Бываете ли вы на пляже?
10. Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды?
11. Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнений вы теряете сон?
12. Беспокоят ли вас запоры?
13. Считаете ли вы, что сейчас вы так же работоспособны, как прежде?
14. Беспокоят ли вас боли в области печени?
15. Бывают ли у вас головокружения?
16. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в прошлые годы?
17. Беспокоят ли вас ослабление памяти, забывчивость?
18. Ощущаете ли вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»?
19. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым?
20. Беспокоят ли вас шум и звон в ушах?
21. Держите ли вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли?
22. Бывают ли у вас отеки на ногах?
23. Приходится ли вам отказываться от некоторых блюд?
24. Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе?
25. Беспокоят ли вас боли в области поясницы?
26. Приходится ли вам употреблять в лечебных целях какую-либо минеральную воду?
27. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту?
28. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать?
29. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

За каждый неблагоприятный ответ ставьте себе один балл. При этом на вопросы №№ 1-8, 10-12, 14-18, 20-28 неблагоприятен ответ «да», на вопросы №№9, 13, 19 - «нет». Для 29-го вопроса неблагоприятны два варианта: «плохое», «очень плохое».

Определите ваш биологический возраст.
Вы можете легко узнать, насколько ваш возраст по паспорту отличается от биологического возраста.

Ученые полагают, что число прожитых человеком лет мало говорит о его настоящем возрасте. Ведь все решает совершенно другой возраст - биологический. Его часы тикают в мозгу и мускулатуре, а не определяются записью в паспорте.

Чтобы определить, как биологический возраст отличается от календарного, нужно измерить и сопоставить ряд определенных антропологических параметров. Например, с годами нос становиться шире, уши длиннее, плечи уже, рост меньше. Сужаются легкие, а грудная клетка, наоборот, растет, увеличивается и живот. Также можно измерить, как меняется работа мозга, сердца, эластичность сосудов, гормональные изменения и так далее.

Насколько вы молоды, определите с помощью другого теста.

1. ПУЛЬС

Измерьте его в состоянии покоя. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Насколько увеличился ваш пульс?

У 20- летнего человека он может возрасти на 5-10 ударов. Для 30- летнего норма возрасти на 10-20 ударов. Для 40-летнего - 20-30 ударов. Для 50-летнего - на 30-40 ударов. Для 60-летнего - на 50-60. А для 70-летнего - на 60-70.

2. ВОЗРАСТ СОСУДОВ (Эластичность кожи).

Ущипните себя за тыльную сторону кисти. Удерживать кожу в таком положении нужно в течение пяти секунд. После этого кожу отпускаем и засекаем время, за которое она опять приобретёт свой обычный вид.

Если цвет кожи станет прежним в течение 5 секунд, то вам не более тридцати лет, через 8 секунд - вам не более сорока, 10 секунд - вам на данный момент 50 лет. Ну а если нормальный цвет кожи вернулся только через 15 секунд, то вам уже 60 лет. Свыше 20 секунд - более 70.

О "морщинистости". У 20-летних кожа очень мягкая и обычно морщин нет. У 30-летних кожа становится более сухой и появляются первые горизонтальные черточки на лбу. У 40-летних формируются носогубные «заломы» и «гусиные лапки» в уголках глаз. У 50-летних носогубные морщинки устремляются к подбородку и возникают морщины на шее.
После 60 лет морщины на лице заостряются, появляются участки, покрытые сеточкой из морщин, также морщинки образуются на руках и теле.

3. ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА (Гибкость).
Поставив (прямые!) ноги вместе, нужно попытаться коснуться ладонями пола. Если вам удалось полностью положить ладони на пол, то ваш биологический возраст 30 лет, если вы коснулись пола только кончиками пальцев - вам 40 лет. Если ваши ладони смогли дотянуться только до голеней и совсем не коснулись пола, то вам 50 лет, ну а если вам удалось коснуться колен, ваш биологический возраст составляет 60 лет. Удалось дотянуться только до колен - более 70 лет.

4. ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ.

Закиньте обе руки за спину, одну сверху другую снизу, и сцепите их в замок. Если это упражнение далось с лёгкостью, то ваш биологический возраст 20 лет, если пальцы только слегка коснулись друг друга - вам 30 лет, если пальцы совсем не коснулись друг друга - 40, если вы не смогли сблизить руки за спиной - 60. А если вы не смогли даже завести руки за спину, то вам не меньше, чем 70 лет.

5. СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ.

Попросите кого-нибудь из близких подержать линейку, длина которой составляет 50 сантиметров. Встаньте лицом друг к другу. Рука помощника должна быть вытянута и расположена на 10 сантиметров выше вашей руки. Попросите вашего помощника, не предупреждая вас, отпустить линейку.

Ваша задача как можно быстрее поймать её двумя пальцами - большим и указательным. После этого посмотрите, на какой отметке вы поймали линейку. Если на отметке 20 сантиметров, то ваш биологический возраст составляет 20 лет, если на отметке 25 сантиметров – вам уже 30, 35 сантиметров - 40, 45 сантиметров - 60. А если вы совсем не смогли поймать линейку, то на данный момент вам 70 лет.

6. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ (Координация движений)

Крепко зажмурьте глаза, встаньте на одну ногу, а вторую согните в колене. Если в такой позе вам удалось простоять более чем 30 секунд – вам 20 лет, если 20 секунд - 30 лет, 15 секунд - 50. Ну а если вы смогли удерживать равновесие менее 10 секунд, то вам 60 и более лет.

7. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Сделайте вдох полной грудью и медленно выдохните. А теперь посчитайте, сколько таких вдохов вы сможете сделать за минуту. Но только не торопитесь, иначе от переизбытка кислорода в организме у вас может закружиться голова. Если за минуту вы смогли сделать 40 вдохов-выдохов – вам 20 лет, от 35 до 39 - 30 лет, от 30 до 34 - 40 лет, от 20 до 29 - 50 лет, от 15 до 19 - 60, от 10 до 14 - 70.

8. СОСТОЯНИЕ ЛЕГКИХ.

С какого расстояния вы сможете задуть горящую свечку или спичку? Если вы смогли это сделать с расстояния 1 метр - вам 20 лет, с расстояния 70-80 сантиметров - 40 лет, с 50-60 сантиметров 60 лет, 30-40 - больше 70 лет.

А теперь сложите все полученные результаты и разделите их на восемь (число тестов). Полученная цифра и будет вашим истинным биологическим возрастом. Если это число более чем на 5 отличается от вашего паспортного возраста, то вам нужно принять все меры для того, чтобы прекратить нервничать и беспокоиться по мелочам, а так же стараться избегать стрессовых ситуаций.

А вот если ваш биологический возраст превысил ваш паспортный более чем на 10 лет, то в вашем организме есть серьёзные нарушения и вам нужно как можно быстрее пойти в поликлинику и провести полное обследование всех органов и систем.

А вот ещё несколько упражнений для желающих:

Сердечно-сосудистая система
Состояние сердечно-сосудистой системы можно проверить, замерив время, необходимое для того, чтобы пробежать милю (1600 метров). Для 25-35 лет это 7-8 минут, для 36-45 - 8-9 минут, для 46-55 - 9-10 минут, для 56-65 - 10-11. Расстояние для пробежки можно уменьшить, скажем до 100 метров. При этом время, потраченное на это, составит: 11-16 секунд для 20-35 лет, 17-23 сек. для 36-45 лет, 24-32 сек. для 46-55 лет, 33-42 сек. для 56-65 лет.

Тест на приседания
Широко известен также тест на приседания. Для него необходимо измерить свой пульс в состоянии покоя, после чего сделать 30 приседаний. Пульс увеличился на 10 ударов - вам 20, на 10-20 - 30, на 20-30 - 40, на 30-40 - 50, более чем на 40 - больше 60.

Проверка слуха
Что касается слуха, то в 20-30 лет мы способны расслышать человеческий голос «нормальной громкости» с расстояния 12 метров, в 40 лет -с 11 метров, в 50 - с 10 метров, в 60 -с 7 метров, а в 70 - всего с 4 метров.

Проверка зрения
Зрение определяется обратно пропорционально расстоянию, на котором мы способны различать обычный печатный текст (газетный или журнальный шрифт). Если это расстояние не более 10 сантиметров, у вас глаза 20-летнего, от 10 до 13 см - 30-летнего, от 13 до 30 см - 40-летнего, ну а все, что больше, соответствует возрасту старше 60.


Биологический возраст человека показывает, насколько с момента рождения износилось его тело: кожа, внутренние органы и системы. Чем хуже работают и взаимодействуют между собой органы, тем человек старше и тем меньше полноценных лет жизни ему осталось. Однако надо сказать, что эта информация - не повод для огорчения или отчаяния. Это лишь повод задуматься над своим образом жизни и хороший стимул для того, чтобы изменить его к лучшему.

Человек в среднем живет 90 биологических лет. Рассчитав свой реальный возраст, можно определить, сколько еще вы можете полноценно прожить. Если за пятьдесят календарных лет вы износили свой организм на все восемьдесят, то в резерве остается всего шесть-семь лет. И наоборот, если в те же пятьдесят ваш организм сохранился, как у тридцатипятилетнего, вам еще жить и жить.

Омоложение изнутри

Мы все, к сожалению, стареем, и что важно понять в первую очередь для тех людей, кто хотят этот процесс поскорее остановить - это то, что стареем мы не только снаружи, но и изнутри.

Свои наружные возрастные изменения мы можем увидеть в зеркале, а вот то, что старость поражает нас ещё и изнутри, мы не можем никак увидеть, и отчасти поэтому мы считаем, что старость это только снаружи. Нам и в голову не приходит, что внутренние органы (печень, сердце, почки...) выглядят такими же старыми, как и лицо, которое мы видим в зеркале каждое утро.

Если старость снаружи мы можем видеть, то старость изнутри мы можем только чувствовать. Чувствовать себя плохо, чувствовать упадок сил, чувствовать себя больным. Но результат старения изнутри всегда отражается снаружи в зеркале, на которое стоит только взглянуть. И это не экология и нервы, это возрастные изменения систем организма. Которое можно замедлить.

Но, что удивительно, мы пытаемся остановить процесс старения только снаружи, для чего используя косметику и омолаживающие процедуры, по большей части, и не обращаем никакого внимания на свою старость внутри, а, то, что старость приходит всегда только изнутри, мы вообще не догадываемся. А ведь морщины на лице и дряблые мышцы - это только процессы биологического старения внутри тела, которое мы можем видеть снаружи.

Удивительно ещё и то, что человек замазывая старость на лице, никак не поймёт, что это не проблемы с кожей или плохое питание, это всё те же возрастные изменения физиологических систем организма и только.

Плохое самочувствие - это «не усталость и надо выспаться», это старость внутренних органов. Молодые дети устают и не высыпаются, но они не чувствуют себя плохо. Они полны всегда сил.

Современное человечество решило для себя, что старость начинается после пятидесяти, а становится ближе, когда тебе шестьдесят. А до этого - это просто морщины и не более. К сожалению, это самообман, старость для многих начинается гораздо раньше, даже тогда, когда на лице ещё нет морщин или они только начинают обозначаться.

К шестидесяти у многих людей организм внутри уже весь полностью состарился, человек умирает, не дожив до пенсии, а говорят, что он умер молодым. Но на самом деле молодыми - не умирают, внутри такого "молодого человека", организм уже глубокого старика или старухи.

Конечно, проще внушить себе, что организм внутри себя отдельно, а ты сам отдельно. Внешний вид сам по себе, а внутренние органы сами по себе. Проще намазывать на лицо крем, накладывать маски и делать подтяжки, чем заботиться о молодости своих внутренних органов.

Все омолаживающие процедуры, это только омоложение участков тела, через кожу лица. Хотя эффект частично всё равно есть, так как процедура проникают через кожу вовнутрь, и уже изнутри идёт омолаживающий эффект обратно наружу. Мы не омолаживаем свой внешний вид, мы через кожу вводим молодость вовнутрь, а кожа после процедур становится молодой только потому, что организм помолодел изнутри.

Но этого всё-таки мало. Это малоэффективно, потому что невозможно, хотя бы, применять косметическую процедуру глубоко и на весь организм сразу. Поэтому всё возвращается достаточно быстро обратно.

Чтобы было проще понять, я объясню это так. Старая печень, изношенное сердце, больная селезёнка, перегруженные почки создают на лице человека свою индивидуальную картину из морщин, пятен и мешков под глазами. Косметическая маска на лице такую картину частично отретуширует, ровно на глубину кожного покрова, не дойдя до печени, почек, сердца и селезёнки. И через непродолжительное время старые органы картину лица восстановят по своему возрастному состоянию. Т.е., если биологический возраст этих органов гораздо выше календарного возраста человека, то лицо у такого человека будет соответствовать не фотографии в паспорте, а возрасту внутренних органов.

Многие люди не могут поверить в то, что возрастные изменения его внутренних органов вне паспортных данных самого человека. Человек взрослеет и стареет не линейно одинаково и одновременно всем телом сразу. У большинства людей биологический возраст его внутренних органов отличается между собой. И это отличие бывает очень существенным. Человеку может быть сорок, а его печени к этому возрасту все восемьдесят, а почки в этот момент отпраздновали свой пятидесятилетний юбилей. А некоторые его органы уже могли и умереть. Такое тоже возможно.

В таком случае функцию таких «умерших органов» на себя берут смежные органы и системы, и если, к примеру, у такого человека удалить такой «мёртвый» орган, то он к своему удивлению отметит, что после операции практически ничего не изменилось. И это правильно, орган уже давно умер, как физиологическая система, и тело уже давно живёт без него.

Старость на лице, плохое самочувствие - это симптомы того, что биологический возраст ряда органов далеко опережает календарный возраст человека. Почему так происходит - причин много.

Перегрузка и износ, слабость органа от рождения, неправильный образ жизни и работы и так далее. Итог один, часть органов гораздо старше других, и как результат молодые начинают конфликтовать со старыми, а старые органы не могут обеспечить потребности молодых, а так как организм человека замкнут, отчасти, сам на себя, то происходит так, что стареют быстрее и молодые и пожилые органы. А человек, смотря на свой календарный возраст, продолжает считать себя ещё молодым, полагая, что его внутренние органы такие же молодые, как и он сам по паспорту.

Ну и конечно отношение к себе, как к молодому, и не соответствующая биологическому возрасту нагрузка, как пищевая, так и физическая, что приводит к ещё большему старению и износу. Но человек накладывает на себя косметические процедуры и считает, что проблема уже решена.

Что же делать? Возможно ли омолодиться изнутри?
Не хочу вас сильно обнадеживать (в таком вопросе лучше "голая" правда), но приостановить старение своих органов возможно.
Для этого вначале нужно определить биологический возраст человека и биологический возраст его органов в отдельности. После этого всю коррекцию по омоложению (терапию) направляем именно им.

Сами методы терапии могут быть разными: Дэнастерапия, Аурикулярная терапия, Оберонтерапия, Литотерапия, Гомеопатия, но с одним существенным отличием - эти методы будут прицельно настроены на омоложение изнутри конкретных органов. Целенаправленное воздействие омолаживающими процедурами, а после остановки в органах ускоренного процесса старения переход к другим органам, которые должны адекватно взаимодействовать с усилившимися свойствами обновленных органов.

И так последовательно, орган за органом, можно выравнять их календарный возраст с биологическим, а для тех, кто готов пойти дальше, т.е. продолжить процедуры - сделать биологический возраст меньше календарного. Где конкретно занимаются процессами омоложения функций внутренних органов - смотрите в интернете, предложения сегодня уже есть. К примеру, задайте в поисковике "Коррекция биологического возраста систем организма" или "омоложение изнутри".

* * *
И в заключение - любопытный факт. Ученые Национального геронтологического центра России провели большое социологическое исследование: посчитали биологический возраст для трех групп людей - новых русских; простых людей с низким уровнем дохода, и бедных, но интеллигентных. Оказалось, что медленнее всех стареют малообеспеченные интеллигенты, а быстрее всех - новые русские. Интенсивный ритм жизни и бесконечные переедания берут свое.