Как обучить взрослых людей английскому языку. Особенности преподавания английского языка взрослым, состоявшимся людям при индивидуальных занятиях

Кто любил в школе долгую зубрежку, скучные домашние задания и контрольные работы? Считанные единицы, кому и удалось достичь хорошего знания иностранного языка. А что же делать тем, кто слишком поздно осознал важность знаний и теперь судорожно ищет, как выучить разговорный английский самому? Исправляться и наверстывать упущенное. Да, в детстве было полно времени и сил, потраченных напрасно. Но в качестве утешения заметим, что у взрослого человека больше мотивации и возможностей для изучения языка, чем у школьников. Итак, рассмотрим лучшие способы, методы и о советы том, как эффективно учить английский язык взрослым людям.

Как выработать в себе мотивацию к занятиям?

Наверняка вам знакома ситуация, когда стремишься стать лучше и начинаешь заниматься английским языком (обязательно с понедельника !), но через пару дней уже и думать забыл об этом начинании. А через полгода эта мысль возникает вновь и начинает мучительно жечь. А потом еще примешивается разочарование: вот, если бы я полгода назад не бросил учебу, то сейчас-то уж английский разговорный стал бы для меня как родной! И по новой начинаются учебные записи в тетрадочку, и вновь они быстро забрасываются в дальний угол.

Вырваться из замкнутого круга легко – собраться и начать работать. Нет силы воли и способностей к языкам, говорите? Понимаю, но не разделяю эту точку зрения. Скорее, у вас просто нет правильной цели и стремления ее достичь! А эти факторы и есть ключ к успеху изучения иностранного.

Итак, постараемся понять, нужно ли вам изучать английский язык. Посмотрите на список и подумайте, хотели бы вы, совершить одно из указанных действий:

  • просмотр новых серий популярного сериала без ожидания русского перевода;
  • чтение книг на языке оригинала;
  • возможность посетить любую страну, не ощущая языкового барьера;
  • знакомство и общение с людьми со всего мира;
  • получение престижного международного образования;
  • работа в известной крупной корпорации;
  • переезд на ПМЖ за рубеж.

Если хоть на один пункт вы воскликнули: «ДА! ДА! ДА!», то поздравляем, вы нашли свою цель выучить разговорный английский язык самостоятельно! Теперь главное взять быка за рога, стиснуть зубы и добиться успешного выполнения поставленной задачи, чему вы сейчас легко научитесь.

Во-первых, не сомневайтесь в серьезности своих намерений. Мечтаете поехать в кругосветное путешествие? Выучите английский и поедете! Согласитесь, изъясняться жестами в 21 веке как-то неудобно, да?

Во-вторых, не заставляйте себя заниматься насильно – учеба должна приносить удовольствие. Если вы пока еще не чувствуете восторга от получения новых знаний, то создавайте подобные эмоции искусственно. По окончанию занятия поощрите себя приятным сюрпризом, и позитивное отношение к учебе выработается само по себе.

В-третьих, не позволяйте себе скучать. Изучение новых слов и отработка грамматических правил могут ввести в уныние кого угодно, но не стоит опускать руки. Как можно разнообразить уроки английского? Разбавляйте серьезные грамматические материалы развлекательными методами изучения языка: просмотром фильмов , прослушиванием песен, разучиванием стишков и поговорок, чтением адаптированных текстов и т.п .

В-четвертых, не пропускайте занятия. Конечно, у всех «нет времени » и «завал на работе », но и на учебу не обязательно тратить 2-3 часа. А уж выделить 30 минут на повтор слов или просмотр обучающего видео под силу всем. Помните, что лень – главный враг исполнения заветных желаний!

Следуя этим простым правилам, вы не станете сидеть у компьютера и мечтательно думать о том, как выучить английский, а серьезно возьметесь за занятия и уже спустя пару месяцев сами удивитесь, почему не смогли выучить язык раньше. Главное – начать и продержаться несколько первых занятий. А дальше все пойдет как по маслу, тем более, если вы воспользуетесь нашими советами о том, как лучше изучать английский язык.

Эффективные методы как выучить разговорный английский в короткие сроки

Итак, мы уже научились ставить цели и мотивировать себя, теперь пришло время заняться настоящим делом.

Подойдите к занятиям обдумано: так времени потратится немного, а результат получится существенным. Не обязательно выдумывать велосипед, мучительно решая как лучше всего изучать иностранный язык. Уже давно разработаны проверенные способы, успешно выучившие не одно поколение полиглотов.

  1. Набор популярной лексики

Завершив первый легкий этап, переходим к знакомству с лексикой. Начинающим лучше работать со списками популярных слов, т.к. их чаще используют в речи. На страницах нашего сайта вы можете найти тематические подборки, содержащие наиболее употребительную лексику с транскрипцией и переводом.

Но не зацикливайтесь на многочисленных таблицах и списках. Для изучения слов все средства хороши: слушайте аудио-файлы, переводите любимые песни, наклейте на окружающие предметы стикеры с английским переводом .

Еще один самый простой и хорошо зарекомендовавший себя метод – учеба с помощью онлайн-тренажеров и приложений для смартфона. Они имеют не такой расширенный список слов, но зато автоматически следят за вашим прогрессом и напоминают, когда необходимо повторить уже выученный материал.

  1. Чтение и перевод текстов

Данный этап неразрывно связан с предыдущим, т.к. неизменно влечет за собой знакомство с новой лексикой. Чаще читайте вслух, стараясь избавиться от русского акцента и выработать британское произношение. При переводе обязательно выписывайте незнакомые слова, добавляя транскрипцию, чтобы в дальнейшем не путаться с правильным произношением.

Старайтесь читать несложные тексты: трудности отобьют желание заниматься иностранным языком. Не стоит брать в работу статьи и рассказы по неинтересной вам тематике. Помните о том, что стремление к учебе надо поддерживать всеми силами.

  1. Разучивание стихов и песен

Взрослые считают, что заучивать стишки и песни наизусть это детское занятие и на него не стоит отвлекаться. И многое теряют, ведь запоминание стихов – это хороший помощник, позволяющий как можно лучше учить английский язык.

С веселыми стишками вы запомните новую лексику, улучшите свое произношение и даже выучите небольшие грамматические законы. Например, изучение стихов – самый быстрый способ запомнить неправильные глаголы. А стихи, положенные на музыку, позволяют отрабатывать еще и восприятие английской речи на слух. Прослушивать песни легко в любое время: по пути на работу, делая уборку, ожидая очереди в банке и т.п .

  1. Теория и упражнения на грамматику онлайн

Продвинуться до уровня свободного владения языком невозможно без изучения грамматических правил.

Мы уже подготовили для вас лучший способ выучить английский язык легко и самостоятельно, ведь у нас вы найдете множество материалов по грамматике с подробным объяснением всех правил и исключений. А после завершения теоретической части необходимо провести практическое закрепление материала, выполнив небольшие упражнения. Они не займут много времени – вам достаточно лишь выбрать правильный ответ и проверить результаты онлайн. Обнаружив ошибки, обязательно восполните пробел в теории, а затем пройдите тесты еще раз.

  1. Языковой обмен

Общение с носителями языковой культуры – обязательный пункт программы изучения.

В сети есть множество сайтов как для простого разговорного общения, так и для повышения грамотности (в таком случае вы пишете свой текст, а иностранцы его проверяют и объясняют в чем ошибка ). Главное не стесняйтесь и не переживайте – ошибки совершать не стыдно, стыдно их не исправлять и из-за стеснения топтаться на месте.

Общение с иностранцами даст огромный рывок вперед – научит думать по-английски, использовать популярные фразы и выражения, поможет вникнуть в культуру другой страны. Данный пункт по праву заслужил звание – самый эффективный способ выучить английский язык.

  1. Чтение адаптированных книг, просмотр иноязычных форумов

Улучшив свои знания, убирайте простые тексты в сторону и переходите на новую ступень – чтение книг в оригинале. Старайтесь подобрать адаптированную версию: настоящие оригиналы порой бывают слишком сложны даже для урожденных британцев, т.к. язык очень динамичен и лексика быстро устаревает.

Чаще читайте современные тексты: газетные статьи, подборки журналов. Посещайте иностранные сайты, наблюдайте за общением англичан на форумах, выписывайте интересные для себя слова и фразы.

  1. Просмотр фильмов и сериалов

Имея достаточный лексический запас можно приступать к просмотру фильмов на английском языке. Многие начинают это делать с самого начала, используя русские субтитры. На самом деле в таких занятиях не будет толку – вы зациклитесь на чтении титров, не станете вслушиваться в речь и не добьетесь развития навыков.

Смотреть фильмы необходимо с оригинальной озвучкой и оригинальными же субтитрами. И то, титрами не стоит злоупотреблять: используйте их только для разбора непонятных слов и выражений. Да, поначалу непривычно и трудно, но иного пути нет. Вскоре вы втянетесь и почувствуете себя в англоязычной среде как рыба в воде.

  1. Общение с носителями языка по аудио- или видеосвязи

Мы все задались вопросом, как выучить разговорный английский именно для того, чтобы говорить на нем, не так ли? Так что не надо стесняться – смело переходите от переписки с иностранными друзьями к более «живым» разговорам по аудио- и видеосвязи.

Говорение – самый важный навык, ведь как бы вы хорошо не знали значение слов, ужасное их произношение сведет все старания на нет. Вас просто не поймут. Поэтому на завершающем этапе обучения переводите занятия в «разговорный» жанр: общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь.

  1. Подтверждение уровня знаний

Ура, вы добились цели и теперь уверенно общаетесь на английском. Почему бы в качестве награды не подтвердить свои достижения официально? Документ о знании языка открывает двери во многие университеты и международные компании. Остался последний шаг – повторите с помощью тестов всю грамматику, подучите забытые слова и подготовьтесь к экзаменам с помощью материала о типичных экзаменационных заданиях.

Все обязательно получится! Успехов и до новых встреч!

Просмотры: 125

Мы предлагаем Вашему вниманию наиболее популярные и эффективные методики обучения английскому для взрослых . В каждой из них есть свои недостатки и свои преимущества, хотя вполне реально совмещать некоторые из особенностей разных методов для получения конечного положительного результата.

На сегодняшний день наибольшего распространения получили такие методы: аудиолингвальный, системный и коммуникативный. Так давайте рассмотрим каждый более детально.

Аудиолингвальный как способ решения фонологической проблемы

Мы уже упоминали про необходимость приобретения и развития навыков фонологии.
Этот метод основывается на прослушивании аудиозаписей и воспроизведении собственной речи и предназначен для развития таких навыков:

  1. Понимание работы слухового и речевого аппарата и принципов его работы;
  2. Приобретение возможности анализа произношения, как носителей языка, так и своего собственного, а также различий между ними;
  3. Возможность нормального и в полном объеме восприятия английской речи;
  4. Улучшение акцента.

Но, к сожалению, этот метод не позволит Вам правильно выражать свои мысли на современной речи без возникновения трудностей психологического характера.

Современный коммуникативный

На сегодняшний день на большинстве курсов предпочитают использовать коммуникативный метод. Этот способ приобретения языковых навыков осуществляется посредством занятий с играми, мультимедийными приложениями, видеокурсами, дебатами на темы, вызывающие наибольшие трудности, ознакомление с культурой, традициями и бытом англоязычных стран. Главный лозунг, применимый к этой методике - “Мы не учим английскому, мы учим им пользоваться!”.

Основные положительные особенности:

  1. Интерес взрослых учащихся, так как занятия проходит в занимательной и легкой для восприятия форме;
  2. Задействования всех возможностей организма: слуха, зрения, речевого аппарата;
  3. Повышение информативности учащихся, так как при таком подходе дается очень много познавательной страноведческой информации;
  4. Развитие ситуативного общения, что очень положительно сказывается на улучшении возможности мыслить на английском языке.

Системный

Согласно такой методике изучения, нужно давать язык за минимально короткие строки целиком и сразу, чтобы у взрослого учащегося появилась общая цельная система. При таком подходе не возникнет страха отсутствия своих возможностей. А уже после этого можно детально рассматривать и улучшать отдельно взятые навыки.

Что же такое - преподнести весь язык и сразу за короткий термин? Под этим подразумевается занятия с неадаптированным учебным материалом, то есть изучение на нем лексических, грамматических и фонетических областей английского. Главное в этом методе - набор, так называемой, “критической массы” необходимой информации. А уже после ее приобретения можно давать основные грамматические конструкции и правила, проводить уроки по фонетике речи, улучшить и увеличить лексический запас.

Но главным требованием в этом методе является занятия в группах с преподавателем или с репетитором. Самостоятельную работу можно начинать только после постановки правильного произношения и изучения грамматического строя английского языка.

Очень часто ко мне обращаются взрослые люди желающие выучить английский язык «с нуля», они спрашивают: а не поздно ли мне начинать изучать английский? а смогу ли я достичь хороших результатов? Сначала я пытаюсь вместе с ними разобраться, а такой ли уж «нулевой» их нулевой уровень. Затем мы обсуждаем трудности, с которыми сталкивается взрослый человек, решивший выучить английский, трудности как организационного, так и психологического плана. Итак, всё по порядку.

А нулевой ли у вас уровень?

Многие люди объявляют, что собираются учить английский с нуля. Однако за всё время моей работы, чистые «нули» попадались мне крайне редко. Если вы можете сконструировать фразу the table is big или хотя бы просто table is big - поверьте, это уже не совсем ноль. В недрах вашего сознания уже есть некое представление об английском языке, на которое можно опереться. А может быть вы учили в школе какой-то другой европейский язык? Это поможет вам в изучении английского. Поверьте, эти базовые знания очень облегчат вам жизнь. Ничего не бойтесь и смело приступайте.

Но есть люди, у которых жизнь сложилась так, что они никогда не учили никаких европейских языков, совсем не представляют как произносятся буквы английского алфавита, совсем не могут читать, и даже приблизительно не представляют себе, как сказать фразу «стол большой». Это честный настоящий нулевой уровень. Но в этом нет ничего страшного! Если у вас есть цель, желание и мотивация - ни за что не отказывайтесь от вашего намерения заниматься английским.

Что мешает взрослым заниматься английским и можно ли преодолеть эти препятствия

Есть ряд причин, по которым взрослым осваивать язык сложнее, чем ребёнку. Когда понимаешь, что мешает, то легче с этим бороться. Самое главное - ни одно из этих препятствий не является непреодолимым.

Отсутствие привычки систематически учиться

У многих взрослых пропадает привычка систематически учиться. - Это не повод отчаиваться! Привычку всегда можно выработать. Нужно потерпеть первые 2–3 недели, а дальше станет заметно легче. Главное войти в рабочий ритм.

Неумение планировать своё время

Всегда находятся дела поважнее, чем английский. Плохой тайм менеджмент, как теперь говорят, не даёт возможности найти подходящее время для занятий. Уроки откладываются, переносятся и в итоге сходят на нет. - Поверьте, время всегда можно найти, если составить разумное реалистичное расписание, которого вы сможете придерживаться без ущерба для своей трудовой деятельности и личной жизни.

Проблемы с мотивацией

Школьника или студента можно мотивировать грубо и просто, например страхом: двойки, незакрытая сессиея, сердитая мама. Со взрослым человеком, который часто сам уже давно сердитая мама или папа этот номер не проходит. Зато у взрослого человека мотивация может быть очень позитивной и вдохновляющей. Только представьте, какие возможности откроет перед вами знание английского языка: новые встречи и увлекательные путешествия, повышение по службе и прибавка к зарплате, ощущение, что вы двигаетесь вперёд и узнаёте что-то новое, возможность смотреть любимые фильмы без перевода и хвастаться этим!

Проблемы с памятью

Память не очень хорошая и «котелок не варит» так, как прежде, не получается всё схватывать на лету. - Методика преподавания не стоит на месте. Профессиональные преподаватели учитывают возраст своих учеников и владеют разными методами преподавания. Да, может быть, не всё будет получаться мгновенно. Зато если вы что-то освоите и запомните - это останется с вами навсегда.

Страх сцены

Страшно позориться на занятиях в группе. Там все молодые, умные, красивые… Ну куда я пойду со своим «ту би ор нот ту би»?.. - Во-первых, на курсах всегда постараются подобрать группу, где все будут в равных условиях. Во-вторых, существуют частные преподаватели, на занятиях с которыми нет лишних свидетелей.

Неловкость за свой акцент

Неловко за своё плохое произношение, страшно раскрывать рот и произносить английские слова откровенно по-русски. - Поверьте, ваше произношение никого не напугает. Главное говорить так, чтобы вас понял собеседник. Без акцента могут говорить только супер-профессионалы и носители языка. Весь земной шар говорит с сильным акцентом и это нормально!

Запомните самое главное: у вас всё получится!

Все препятствия, которые есть на пути у взрослого, который хочет выучить английский - преодолимы. Вы не первый на планете взрослый, который решил заняться английским. Для этого есть хорошие преподаватели, специальные курсы, море прекрасных учебников. Но самое главное - это ваше желание и мотивация. Составьте реалистичное расписание, напоминайте себе почаще, зачем вы занимаетесь английским, поставьте перед собой чёткую цель. Не существует никаких непреодолимых трудностей или медицинских показаний, по которым вы не можете выучить английский. Главное - не сдавайтесь!

Енькова Элина Васильевна, МБОУ СОШ № 15 г. Мичуринска Тамбовской области

Особенности организации обучения английскому языку во взрослой аудитории.

Специфика андрагогических основ обучения определяется психофизиологическими и социальными особенностями и возможностями взрослого обучающегося, а также педагогическими условиями, сформированными развивающей образовательной средой, в которой протекает обучение.

К взрослым людям можно отнести любого человека, который в жизни ведет себя осознанно, ответственно, осуществляет определенную профессиональную деятельность, обладает относительно сформированными физиологическим и психологическим функциям, в частности, эмоционально-волевой сферой. Важное отличие взрослого человека – наличие у него большого объема жизненного опыта, который выступает в трех разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной. Если взрослый человек, выполняющий установленные социальные роли, живя, как правило, в условиях налаженного быта, решается на учебную деятельность, следовательно, у него отмечается высокая мотивация. Она определяется насущной необходимостью при помощи обучения решить какую-либо важную жизненную проблему. При этом он стремится в кратчайшие сроки применить полученные в процессе обучения знания, умения, компетенции, чтобы как можно быстрее разрешить проблему.

В учебной деятельности взрослый обучающийся неизбежно опирается на свой богатый жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) опыт. Поэтому для организации и стимулирования учебного процесса важен принцип жизненной ориентации обучения. Поскольку взрослый человек, как правило, занят профессиональной деятельностью, имеет большие семейные, социальные обязанности и нагрузки, то все эти факторы в значительной степени, нежели у взрослого обучающегося, влияют на всю организацию его процесса обучения.

Посылки, на которых базируется андрагогический подход к организации процесса обучения, необходимо определять, исходя из психофизических и социальных особенностей взрослых обучающихся, характеристик их повседневной и профессиональной деятельности, уровня их самосознания, специфики взаимодействия обучающих и обучающихся в процессе обучения.

Выявленные характеристики позволяют сформулировать исходные, основополагающие посылки андрагогики следующим образом.

  1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он и обучающийся, а не обучаемый).
  2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.
  3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.
  4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.
  5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения знаний, умений, компетенций.
  6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
  7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Основные характеристики андрагогической модели обучения.

Опираясь на работы основоположника андрагогики М. Ш. Ноулза, мы можем сформулировать следующие характеристики андрагогической модели обучения.

С точки зрения андрагогики взрослые обучающиеся, испытывающие глубокую потребность в самостоятельности, в самоуправлении (хотя в определенных ситуациях они и могут быть временно зависимы от какого-либо), должны играть ведущую, определяющую роль в процессе своего обучения, конкретно, в определении параметров обучения и поиске информации. Суть организации обучения на основе дифференцирующе - интегрирующего подхода как раз и подразумевает ведущую роль обучающегося и роль преподавателя – помощника и советника.

С точки зрения андрагогической модели обучения человек по мере роста и развития аккумулирует значительный опыт, который может быть использован в качестве источника обучения как самого обучающегося. Так и других людей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении наличного опыта обучающегося. Соответственно, основными при этом становятся те формы занятий, которые используют опыт обучающихся: лабораторные эксперименты, дискуссии, решение конкретных задач, различные виды игровой деятельности и т.п.

В андрагогической модели готовность обучающихся учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. Поэтому сам обучающийся играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. В этом случае задача обучающего состоит в том, чтобы создавать обучающемуся благоприятные условия для обучения, снабдить его необходимыми методами, которые помогли бы ему выяснить свои потребности в обучении.

В рамках данной модели обучающиеся хотят быть в состоянии применить полученные знания и умения уже сегодня, чтобы стать более компетентными в решении каких-то проблем, чтобы более эффективно действовать в жизни. Соответственно, курс обучения ориентируется на решение их конкретных жизненных задач. Деятельность обучающегося заключается в приобретении тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимы ему для решения жизненно важной проблемы. Деятельность преподавателя сводится к оказанию помощи обучающемуся в отборе необходимых ему знаний, умений, навыков и качеств.

Весь процесс обучения взрослых строится именно на совместной деятельности обучающихся и обучающих, при активной ведущей роли самого обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместной деятельности обучающегося и обучающего в подготовке и реализации учебного процесса, с другой.

Таким образом, андрагогическая модель обучения предусматривает и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, как следствие, высокую эффективность процесса обучения.

Андрагогические принципы обучения взрослых.

На основании рассмотренной выше андрагогической модели, с учетом всех особенностей взрослых обучающихся и организации процесса их обучения можно сформулировать основные андрагогические принципы обучения, которые и составляют фундамент теории обучения взрослых.

  1. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся. Под самостоятельной деятельностью понимается самостоятельное осуществление обучающимися организации своего обучения.
  2. Принцип коллективного взаимодействия. Данный принцип предусматривает совместную деятельность обучающегося с преподавателем, а также с другими обучающимися по планированию, реализации, оценке и коррекции процесса обучения.
  3. Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жизненный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его коллег.
  4. Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения. Ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические и когнитивные особенности обучающегося.
  5. Контекстность обучения. Согласно этому принципу обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных и бытовых факторов.
  6. Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений и навыков.
  7. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, а также самих обучающих.
  8. Принцип развития образовательных потребностей. Он реализуется за счет выявления реального уровня обученности и разработки материалов, необходимых для достижения цели обучения, что способствует формированию новых образовательных потребностей, которые, в свою очередь, кладутся в основу следующей цели.
  9. Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

Вышеизложенные принципы отражают традиции гуманистической педагогики, подчеркивающие конструктивную роль учащегося в процессе обучения.

Таким образом, использование андрагогических принципов обучения возможно и достаточно эффективно в той мере. В какой обучающийся, независимо от возраста, в состоянии по уровню мотивации, ответственности, предварительной подготовки, общего развития, наличия жизненного опыта активно участвовать в осуществлении всех указанных выше совместных с преподавателем действий.

Взрослый человек сознательно подходит к своему обучению и оценивает свои реальные возможности, способности. С возрастом некоторые физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, несколько ослабевают: снижаются зрение, слух, ухудшаются память, быстрота и гибкость мышления, замедляется быстрота реакции. Однако, во первых, эти негативные явления возникают после пятидесяти лет. Во-вторых, наряду с этим появляются позитивные качества, способствующие обучению: жизненный опыт, целеустремленность, рациональность умозаключений, склонность к анализу и т.п. Эксперименты американских психологов показали, что в тех случаях, когда при обучении необходимы глубина понимания, осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения, взрослым это удается лучше, чем молодым. Правда, почти во всех случаях взрослые проиграют молодым в быстроте, скорости усвоения материала, выполнения учебных задач и т.п.

Главные трудности у взрослого человека в процессе обучения носят психологический характер. Говоря об основных потребностях личности, отметим, что потребность в знании интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности.

Все эти факторы и условия оказывают значительное влияние на весь процесс обучения, и их обязательно следует учитывать при организации обучения взрослых людей.

Организационно образование взрослых должно состоять из шести основных блоков:

  1. Потребительского
  2. Информации и ориентации
  3. Структурного
  4. Содержательно-методического обеспечения
  5. Кадрового обеспечения
  6. Научного обеспечения

Система образования взрослых должна ориентироваться на реальные потребности ее пользователей, или потребителей, а также учитывать и прогнозировать нужды развития экономики, общества и отдельной личности.

Андрагогическая модель, основывающаяся на совместной деятельности обучающихся и обучающихся, на базе которой определяется реальная проблема, для решения которой необходимо обучение, является основой дифференцирующе-интегрирующего обучения, так как осуществляет процесс обучения в зависимости от готовности обучающегося к обучению, его индивидуальных способностей и возможностей в обучении; проводит оценивание процесса обучения в форме выявления достижений и определения новых образовательных потребностей обучающихся, а также определения позитивных и негативных аспектов программ обучения и т.д.

Использование жизненного опыта обучающихся подразумевает использование дискуссии, решение конкретных задач, различных видов игровой деятельности и т.п., что составляет основу дифференцирующе-интегрирующего обучения, и таким образом, представляет собой оптимальную формулу организации учебной деятельности во взрослой аудитории.

В практике обучения могут использоваться междисциплинарные проекты, ориентированные на решение узко профессиональных проблем. Те и другие могут быть индивидуальными (например, проект «Структура моей компании») и групповыми(«Организация рекламной службы на предприятии»).

Уделяется большое внимание «групповым целям» и успешности работы всей группы. Каждая группа получает общее задание, но в ходе его выполнения каждый из учащихся выполняет индивидуальное задание. При этом происходит распределение обязанностей между учащимися в соответствии с их желаниями, а также с учетом уровня владения языком; оценивание деятельности всей группы, а не отдельного учащегося.