Игра по обществознанию на тему "труд". Игра по обществознанию на тему "труд" Вопросы на тему труд
Разделы: История и обществознание
Класс: 5
Дидактическая задача урока: формирование УУД в условиях решения практических заданий, повторение предметных знаний по теме (обобщение и систематизация). Контроль за степенью усвоения УУД. Формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе.
Цели урока:
- расширить представления о труде как основном виде деятельности человека, систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни человека. Различать творчество и мастерство;
- способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров;
- развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной корпорации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осуществлять взаимный контроль и самоконтроль. Решение учебных задач с использованием Интернет-ресурсов.
Средства обучения: презентация PowerPoint (Приложение 1 ), выставка работ учащихся «Творчество в науке», «Творчество в искусстве», пакеты заданий для групповой работы, Интернет-ресурсы для поиска ответа на вопрос, анкета для учащихся для подготовки к уроку (Приложение 2 ).
Учебник: Обществознание, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Просвещение, 2012.
Межпредметные связи: история, МХК, москвоведение, русский язык, литература, экономика
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы работы |
Результат |
|
1. Организационный этап. | 2 мин. | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя, друг друга. Формирование групп. | Индивид Групповая |
Личностные УУД : проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся |
5 мин. | Задает вопросы по презентации для
актуализации, обобщения и систематизации знаний, «вызов». – Что объединяет изображения на первых четырех слайдах? – Какая трудовая деятельность, изображенная на слайде, принципиально отличается от других? – Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока (учитель вписывает тему в слайд). – Что такое труд? Вписывает тему на слайде. – Задание на правильное написание обществоведческих терминов и знание их определений (цена, товар, услуга, меценат, благотворительность) – Какие цели урока мы можем поставить перед собой? Учитель предлагает достичь результатов урока в групповой форме. Как вы думаете, какие задания вы получите в папке? Повторение правил работы в группе. |
Отвечают на вопросы, анализируя
изображения и обобщая имеющиеся знания.
Изображения на 1-4 слайдах объединяет то, что на
них изображен труд человека. В результате труда
учителя оказывается услуга, на остальных
создается товар. Сегодня на уроке мы будем
повторять знания по теме: «Труд». Учащиеся дают
определение понятию «труд». Учащиеся самостоятельно определяют цели урока и алгоритм их достижения. Называют правильное написание обществоведчских терминов и поясняют их смысл. Обобщение усвоенного. |
Групповая | Познавательные УУД
:
самостоятельное выделение и формулирование
учебной цели, структурирование знаний,
преобразование объекта из чувственной формы в
модель для выявления общих признаков. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение выражать свои мысли, владение монологической речью. Личностные УУД: уважение к труду как основе жизни и благосостояния |
3. Самостоятельное творческое использование полученных знаний, сформированных умений и навыков. | Консультирует, координирует, советует,
помогает учащимся, работающим в группе. Задания
для групп: Задание 1. Выбрать определение, которое вы считаете наиболее полным, раскрывающим все признаки понятия «труд». Задание 2. Прочитать пословицы о труде и сформулировать правила успешного труда. Задание 3. Сделать все возможные выводы о характер труда по картинам. Задание 4. Поработать с ресурсами Интернета и ответить на вопрос по трудовому праву (продолжительность рабочей недели в РФ, труд несовершеннолетних и т..). Задание 5. Составить синквейн по теме «Труд». |
В группах на отдельных листах выполняют
задание. Самостоятельно выбирают 4 задания из 5, которые будут выполнять в группе. Распределяют задания и роли в группе. Готовят устные и письменные ответы. |
Групповая | Познавательные УУД
:
самостоятельное выделение и формулирование
учебной цели, структурирование знаний,
преобразование объекта из чувственной формы в
модель для выявления общих признаков. Развитие
ИКТ -компетенции. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов, сотрудничество с учителем и сверстниками, управление поведением партнера. |
|
4. Промежуточная рефлексия | Во время выполнения этапа № 3 | Просит учащихся оценить тему «Труд» на мишени интересов. Комментирует результат, прикрепляет на доску мишень интересов. | Учащиеся отмечают на мишени интересов свое отношение к теме. | Индивид | Познавательные УУД : структурирование знаний, преобразование объекта из чувственной формы в модель для выявления общих признаков. |
4. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | 10 мин | Консультирует, координирует, советует, помогает учащимся, работающим в группе. | Выступают одна (две) группы, первые справившиеся с заданием. Представители групп у доски отвечают на вопросы, представляют итоги групповой работы, анализируют, доказывают, аргументируют. | Групповая | Познавательные УУД
:
осознанное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме, контроль в форме
сличения способа действия и его результата с
эталонным. Личностные УУД:
уважение к
труду как основе жизни и благосостояния,
мотивация. Коммуникативные УУД: |
5. Динамическая пауза | 1 мин | Изобразите, какие движения характерны для водителя автобуса, художника, дворника, плотника, учителя. | Учащиеся изображают стоя движения, характерные для лиц указанных профессий. | Коллективная | Здоровьесбережение,переключение внимания, отдых |
6. Контроль за процессом и результатом
учебной деятельности. Повторная рефлексия. |
5 мин | Учитель знакомит учащихся с
результатами анкетирования, которые
представлены на слайдах. . Задает вопросы по
результатам анкетирования: 1. Что такое труд? 2. Что создается в процессе труда? 3. Как вознаграждается труд? 4. Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? |
Анализируют результаты анкеты, делают выводы, прогнозируют возможные ответы учащихся. | Коллективная | Регулятивные УУД:
прогнозирование,
коррекция, саморегуляция. Личностные УУД: оценивание усваимого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль. |
7. Рефлексия. | 5 мин | Задает индивидуальное задание учащимся
по теме «Труд». Два вопроса представлены на
слайде с использованием иллюстраций: 1. Чем отличается активность паука от активности ткачихи? 2. Сделайте выводы на основе изображений. Что
удалось? |
Учащиеся письменно отвечают на
отдельном листе на два вопроса. Приходят к
выводу, что труд ткачихи осознанный,
целенаправленный, а паук плетет паутину на
основе инстинктов. Анализируя изображение, делают выводы, что история человечества - это история трудовой деятельности. Делают выводы по уроку. |
Индивид | Познавательные УУД : осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Регулятивные УУД: |
8. Домашнее задание. | 2 мин | Объяснение домашнего задания. | Самостоятельно выбирают объем домашнего задания по рабочей тетради к учебнику Л.Н.Боголюбова | Индивид | Регулятивные УУД: прогнозирование, коррекция, саморегуляция. |
Урок по обществознанию
Обобщающий урок по теме «Труд».
Класс: 6 класс
Предмет : Обществознание
Тип урока : урок повторения, систематизации и обобщения знаний
Вид урока : обобщенный урок в форме игры - викторины
Методы обучения : словесный, исследовательский, познавательный, наглядный, объяснительный.
Цель: обобщить полученные учащимися знания по итогам изучения главы 4 «Труд» через игровую деятельность учащихся .
Задачи:
Образовательные:
Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к получению новых знаний.
Развивающие:
Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
Воспитательные:
Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.
Оборудование и материалы: школьная доска, мел, раздаточный материал, грамоты.
План урока:
Вступление.
Конкурс «Да или нет».
Конкурс «Вопросы друг другу».
Конкурс «Как ты понимаешь пословицы».
Конкурс «Допиши словечко».
Конкурс капитанов. Нарисуй «труд – как основа жизни», «труд и творчество».
Подведение итогов.
Ход урока:
I . Организационный момент (2 минуты)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим и обобщим очень важную в наше время тему, особенно в вашем возрасте - это «Труд – как основа жизни».
Труд дает человеку все необходимое для жизни. Все люди, имеющие возможность трудиться, трудятся. Чем больше человек знает и умеет, тем более интересным и разнообразным трудом он может заниматься.
Класс делится на две команды. Каждая из команд должна придумать название и выбрать капитана.
II . Конкурс «Да или нет» (10 минут)
Каждой команде поочередно дается по одному утверждению. Нужно определить верно ли оно.
За каждое правильное утверждение 2 балла, за неправильное 0 баллов.
Труд – это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений (да)
Трудом принято называть всякое дело (нет)
Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги (да)
Богатство – это все, что ценят люди (да)
Планирование – это не черта деятельности (нет)
Выбирая тот или иной образ жизни, человек определяет и путь к жизненному успеху (да)
Выбор деятельности зависит не от интереса к ней, твоих способностей и склонностей (нет)
Для жизненного успеха важно понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей (да)
Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище (да)
Труд не бывает бездельным. Он всегда приводит к результату (да)
Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи (да)
Источниками богатства не могут служить природные ресурсы (нет)
Творчество – это создание чего – то нового, ценного не только для данного человека, но и для других (да)
Жизненному успеху могут сопутствовать разные условия: здоровье, способность, умение и другие (да)
Успеху в жизни во многом не способствует единство интереса, целеустремленности и воли (нет)
Взаимопонимание и взаимопомощь любой деятельности – это не залог ее успеха (нет)
III . Конкурс «Вопросы друг другу» (5 минут)
Каждая команда должна придумать по 2 вопроса на тему «Труд» и задать друг другу.
IV . Конкурс «Как ты понимаешь пословицы» (10 минут)
На столе разложены карточки, на внутренней стороне которых написаны пословицы. Участники каждой из команд поочередно берут по одной карточке и поясняют смыл пословиц.
За каждый правильный ответ 3 балла, за неполный ответ 1 балл, за неправильный ответ 0 баллов.
«Начиная дело, думай о конце».
Заранее продумай цель и результат своего труда.
«Поспешишь – людей насмешишь».
Планируй свою работу, рассчитывая время и силы на ее выполнение.
«Каков мастер, такова и работа».
Накапливай знания и умения для успешного выполнения работы.
«Кому работа в тягость, тому неведома радость».
Находи сам дела по душе, не жди уговоров и принуждения взрослых.
«Была бы охота, заладится всякая работа».
Не бойся начинать новое, незнакомое дело.
«Хорошая работа два века живет».
Делай работу аккуратно, используй имеющиеся знания и умения.
«Есть терпенье, будет и уменье».
Будь настойчив и терпелив в достижении цели и результатов труда.
«Что посеешь, то и пожнешь».
Как постараешься сделать работу, такой и получишь результат.
«В большом деле и маленькая помощь дорога».
Принимай посильное участие в коллективном труде.
«Муравей невелик, да горы копает».
Настойчиво доводи дело до конца.
V . Конкурс «Допиши словечко» (10 минут)
Каждой команде раздается список утверждений. Нужно дописать пропущенное слово.
За каждый правильный ответ 2 балла, за неправильный ответ 0 баллов.
Утверждения для первой команды:
Труд – это деятельность, которая требует знаний и... (умений)
«Бедность – не... » (порок)
Без труда нет... (добра)
... – это все, что ценят люди (богатство)
... – это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов (ремесло)
Утверждения для второй команды:
Продукт, произведенный на продажу называется... (товаром)
Благотворительность состоит из двух слов: благо и... (творить)
Терпенье и... все перетрут (труд)
Человек славен... (трудом)
... – человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные (мастер)
VI . Конкурс капитанов. Нарисуй «труд – основа жизни», «труд и творчество» (5 минут)
Капитаны команд выходят к доске.
Капитан первой команды рисует как он представляет «труд – основа жизни» , а капитан второй команды «труд и творчество».
За этот конкурс от 5 до 10 баллов (в зависимости от рисунка).
VII. Подведение итогов (3 минуты)
Подведение итогов игры, объявление победившей команды и самых активных участников. В качестве награды выставляются оценки и выдаются грамоты каждой команде.
Урок-игра на тему: Труд-основа жизни.
Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)
УЗЗВУ (урок закрепления знаний и выработки умений)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
· Предметные:
1. Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
· Метапредметные:
1.Регулятивные: обучающиеся смогут планировать учебную деятельность для решения проблем.
2.Коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
3.Познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.
4.Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру на тему: «Труд – основа жизни». Для начала давайте подумаем над вопросом: «что такое труд?» (предлагают варианты, вместе с ребятами даем целостное определение). Итак, на прошлом занятии на дом вам было дано задание - распределиться на команды, дать им название, выбрать капитанов и придумать девиз. Ну что ж, начнем с представления команд.
1 конкурс «Визитка».
Представляют свои команды (название, девиз, капитанов).
(очко получает та команда, которая наиболее ярко представилась).
Учитель: Теперь, после представления таких ярких команд, играть будет гораздо интереснее. Итак, объявляется конкурс «Цепочка».
2 конкурс «Цепочка».
Каждой из команд дан «Волшебный лист», который, переходя из рук в руки, должен складываться, чтобы ответ не видел следующий участник команды.
Учитель: Задание заключается в следующем: каждый из участников команды должен описать слово «труд» одним словом (например, уборка, учеба), затем нужно свернуть одну «дорожку» листа и передаете следующему игроку своей команды. Как только последний участник записывает ответ, листок нужно быстро передать мне.
Учитель разворачивает листки и читает определение труда, сложив его из записанных слов (очко получает та команда, которая не только быстро справилась с заданием, но и у которой ответ получился более правильным, лаконичным).
Учитель: Переходим к следующему конкурсу, который поможет вам ближе познакомиться с одной из самых интересных и вместе с тем сложных профессий – инженер. Ребята, а кто такой инженер? (предлагают свои варианты)
3 конкурс «Инженер».
Капитанам команд розданы части дома из бумаги (кирпичики). Каждый из участников по очереди должен прикрепить «кирпичики» магнитами к доске. Цель каждой команды: построить дом как можно быстрее и качественнее.
(очко получает та команда, которая быстро и правильно справилась с поставленной задачей)
4 конкурс «Шофёр».
Учитель: Перед вами на доске изображены две дороги (для каждой команды своя). Каждый из участников команды должен отметить на дороге какое-либо препятствие (знак дорожного движения, светофор и т.п.), встречающийся на дороге (учитель начинает, рисует зебру на каждой из дорог). Зарабатывает очко та команда, которая выполнит задание быстро и без ошибок.
Учитель: Следующий конкурс посвящен одной из самых благородных профессий – врачу.
5 конкурс «Врач».
Перед каждой командой ставится «Странная аптечка», рядом с аптечкой коробка, в которой лежат листочки (на каждом из листочков написано название различных предметов, часть из этих предметов – медицинские препараты (пилюли, лекарства, шприц), часть предметов, не касающихся медицины – кукла, шкаф, мяч. Каждый из участников, вытаскивая листочек с названием должен быстро определить, что нужно врачу на работе, а что является лишним.
Зарабатывает очко та команда, которая правильно заполнит аптечку.
6 конкурс «Художник».
Учитель: Сейчас каждому из участников команды раздается листок, на котором написано название профессии (у всех участников они различны), по очереди каждый из Вас выходит к доске и рисует предмет, касающийся именно этой профессии. Участники другой группы должны угадать по рисунку данную профессию.
Подведение итогов, выставление оценок.
Тесты по обществознанию (7 класс)
Вариант 1 Труд – основа жизни
А 1. Нематериальной ценностью является: 1.Услуга 2. Товар 3. Заработная плата 4. Труд
А 2. Продукт, выставленный на продажу: 1. Услуга 2. Товар 3. Заработная плата 4. Труд
А 3. Платой за труд является:1. Заработная плата 2. Премия 3. Похвала 4. Повышение в должности
А 4. Источниками богатства человека могут служить:
А. Природные ресурсы: земля, лес, полезные ископаемые.
Б. Приобретенные человеком знания и умения, признанные и оцененные другими людьми.
А 5. В стремлении к богатству:А. Нет ничего предосудительного. Б. Только путь обмана и хитрости.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
«благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование 6. Филантропия
Труд и творчество
А 1. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других людей:
1. Деятельность 2. Творчество 3. Учеба 4. Работа
А 2. Человек, достигший высшего искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку,
творчество: 1.Ремесленник 2. Ученик 3. Мастер 4. Работник
А 3. Отличием труда человека от поведения животных является:
1. Умение добывать пищу 3.Умение использовать природные ресурсы
2. Умение делать запасы 4.Умение работать творчески
А 4. Ремесленником называют:
А. Человека. занимающегося производством различных важных и нужных для жизни предметов.
Б. Человека, занимающегося обработкой земли.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верно ли, что: А. Научный труд немыслим без творчества.
Б. искусство требует от человека умения создавать произведения, поражающие своей красотой?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Что из перечисленного ниже присуще как деятельности человека, так и поведению животных?
1. Разыскивать пищу, охотиться. 4. Использовать природные предметы.
2. Составить план своих действий. 5.Творить, работать творчески.
3. От рождения добывать себе пищу
На пути к жизненному успеху
А 1. От готовности и привычки к труду не зависит:
1. Материальное благополучие человека
2. Достижение жизненного успеха
3. Необходимость трудиться
4. Заинтересованность человека в труде
А 2. Философ, считавший счастьем человека содержать себя и жить трудом своих рук:
1. Аристотель 2. Диоген 3. Сократ 4. Александр Македонский
А 3. Правильно выбрать профессию можно:
1. Опираясь на знание своих склонностей и способностей
2. Действуя по принципу куда все, туда и я
3. Ориентируясь на высокооплачиваемую работу
4. Ориентируясь на престижную профессию
А 4. Серьезный умственный труд:
А. Утомляет неподготовленного человека сильнее, чем тяжелый физический труд.
Б. Требует длительной и упорной подготовки.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о труде: А. Любой труд носит творческий характер.
Б. любой труд требует усердия и старательности.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«работа». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Кропотливость 2. Творческий подход 3. Лень 4. Усердие.
Вариант 2 Труд – основа жизни
А 1. Источником всякого богатства служат: 1.Золото 2. Товар 3. Труд 4. Знания
А 2. Труд грузчика может считаться: 1.Простым 2. Сложным 3. Умственным 4. Безвозмездным
А 3. Что из перечисленного составляет оплату за труд?
1. Похвала 2. Премия 3. Штраф 4. Заработная плата
А 4. Верны ли суждения о богатстве и бедности?
А. Бедным считают человека, не имеющего средств для удовлетворения основных потребностей.
Б. Источником богатства могут служить природные ресурсы.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о благотворительности?
А. Благотворительность – своевременная уплата налогов.
Б. Благотворительностью можно назвать меценатство.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«поощрение за качественный труд». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Премия 2. Грамота 3. Похвала 4. Взыскание 5. Повышение 6. Вознаграждение
Труд и творчество
А 1. Отличием труда человека от поведения животных является:
1. Движение 2. Планирование 3. Выполнение действий 4. Целесообразность
А 2. Человек, работающий по шаблону, без фантазии и выдумки:
1. Ремесленник 2. Мастер 3. Ученый 4. Художник
А 3. Какое качество требуется человеку для выполнения искусной работы?
1. Трудолюбие 2. Выдержка 3. Щедрость 4. Умение творить
А 4. Верны ли суждения о творчестве? А. творческая работа рождена фантазией и воображением.
Б. творчество присуще всем живым существам на земле.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о мастере своего дела?
А. Мастер – человек, достигший высокого искусства в своем деле.
Б. Мастер – человек, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«творчество». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Выдумка 2. Трафарет 3. Фантазия 4. Новизна 5. Чувство красоты.
На пути к жизненному успеху
А 1. В бочке жил древнегреческий философ: 1.Аристотель 2. Диоген 3. Платон 4. Сократ
А 2. Что из перечисленного не является творчеством?
1. Художник рисует картину 3.Ученый совершает открытие
2. Актер выступает на сцене 4.Балерина упражняется в технике танца
А 3. Людям, нашедшим свое призвание, удовлетворение приносит в первую очередь:
1. Самореализация в труде и творчестве
2. Материальное вознаграждение
3. Слава
4. Почетное звание
А 4. Верны ли суждения о выборе жизненного пути?
А. Выбирая свой жизненный путь, люди ищут смысл жизни.
Б. Каждый человек по-разному определяет свой жизненный путь.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 5. Верны ли суждения о слагаемых жизненного успеха:
А. Нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.
Б. Нельзя добиться жизненного успеха, не имея привычки трудиться.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В1. Найдите в приведенном списке слагаемые жизненного успеха:
1. Интерес 2. Целеустремленность 3. Робость 4. Воля 5. Трусость 6. Равнодушие
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 1.
А 1. Что является источником всякого богатства? 1. Деньги 2. Золото 3. Труд 4. Серебро
А 2. Что является признаком деятельности человека в отличие от поведения животных?
1. Использование природных материалов
2. Инстинкт
3. Планирование
4. Объединение в группы
А 3. Какая черта необходима людям творческих профессий7
1. Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование
А 4. Как называется продукт, произведенный на продажу? 1.Премия 2. Труд 3. Творчество 4. Товар
А 5. Что из перечисленного является платой за труд?
1. Капитал 2. Процент 3. Заработная плата 4. Рента
А 6. Выберите верное утверждение:
А. Богатым можно стать, если копить деньги.
Б. источником богатства человека могут служить природные ресурсы.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 7. Выберите верное утверждение:
А. Не всякое дело является трудом. Б. Не всегда труд приводит к результату.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 8. Меценатом называют:
А. Человека, который коллекционирует книги. Б. Человека, экономно тратящего деньги.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 9. Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других:
1. Товар 2. Услуги 3. Капитал 4. Творчество
А 10. Создателем «пейзажа настроения» считается:
1. И.И.Левитан 2. В.М.Васнецов 3. К.Э.Циолковский 4. В.А.Врубель
В 1. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в
первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Труд Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и
духовных ценностей.
Творчество Высокое природное дарование, выдающиеся способности к деятельности в
какой-либо области – научной. Художественной, практической.
Мастер Деятельность человека, в процессе которой он создает предметы, необходимые для
удовлетворения своих потребностей.
Талант Человек, достигший высокого мастерства в своем деле, вкладывающий в свой труд
смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные
В 2. Заполните пропуск в предложении.
Премия – денежное или материальное _______ за достижение, заслуги в какой-либо отрасли
деятельности.
Когда в поступках и действиях человека отсутствует (1)___, это автоматически сказывается на
качестве самой его (2)____. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней
мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять
собственную (3)___ в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору,
любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая (4)____ выводит его из равновесия.
Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от
(5) ___ за других людей. Появляется своего рода слепота и глухота по отношению к чужой боли, к
чужим потребностям
А. Жизнь Б. ответственность В. потребность Г. проблема Д. ситуация Е. смысл Ж.
судьба
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 2.
А 1. Что из перечисленного отличает человека от животного?
1. Способность к творчеству
2. Забота о потомстве
3. Жизнь в группе
4. Биологические потребности
А 2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:
1. Мастер 2. Гений 3. Ремесленник 4. Живописец
А 3. Признаком творчества является:
1. Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна
А 4. Промышленник К.С.Алексеев, создатель Художественного театра в Москве больше известен
под фамилией:
1. Морозов 2. Станиславский 3. Третьяков 4. Бахрушин
А 5. Продукт труда, выставленный на продажу:
1. Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия
А 6. Верны ли суждения о меценатстве:
А. Меценатство – пережиток прошлого.
Б. Благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать
многих знаменитых певцов.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 7. Верны ли суждения об источниках богатства?
А. Важным источником богатства служат знания и умения, приобретенные человеком.
Б. Источники богатства всем людям даны в равной степени.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 8. Верны ли суждения о выборе профессии?
А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна.
Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 9. Верно ли, что: А. Предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом.
Б. умственный труд часто требует разрядки?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
А 10. Верно ли, что: А. Труд можно разделить на простой и сложный.
Б. Источником богатства на земле является труд человека?
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа
В 1. Заполните пропуск в предложении.
Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и важнейшей его _________
В 2 . Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием
«бедность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1. Минимальная оплата труда. 2. Прожиточный минимум. 3. Простой труд. 4. Отсутствие
квалификации. 5. Недостаток средств. 6. Благотворитель.
В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны
в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим.
Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется.
(1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни
предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов
(таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные
(3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий
встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас
неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника.
А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник З. труд
Труд – основа жизни
Вариант 1 Вариант 2
А 1. 1 А 1. 3
А 2. 2 А 2. 1
А 3. 1 А 3. 4
А 4. 3 А 4. 3
А 5. 1 А 5. 2
В 1. Миллионер В 1. Взыскание
Труд и творчество
Вариант 1. Вариант 2
А 1. 2 А 1. 2
А 2. 3 А 2. 1
А 3. 4 А 3. 4
А 4. 1 А 4. 1
А 5. 3 А 5 3
В 1. 1 4 В 1. Трафарет
На пути к жизненному успеху
Вариант 1. Вариант 2
А 1. 3 А 1. 2
А 2. 2 А 2. 4
А 3.1 А 3. 1
А 4. 3 А 4. 3
А 5.2 А 5. 2
В 1. Лень В 1. 1 2 4
Обобщение темы: «Труд»
Вариант 1. Вариант 2.
А 1. 3 А 1. 1
А 2. 3 А 2. 3
А 3. 1 А 3. 4
А 4. 4 А 4. 2
А 5. 3 А 5. 2
А 6. 2 А 6. 2
А 7.1 А 7. 1
А 8. 4 А 8. 4
А 9.4 А 9. 3
А 10. 1 А 10. 3
В 1. 1-В 2-А 3-Г 4-Б В 1. Потребностью
В 2. Поощрение В 2. Благотворительность
В 3. 1-Е 2-А 3-Ж 4-Г 5-Б В 3. 1-Б 2-З 3-А 4-Е 5-Г
Вопросы для практической работы по теме «Трудовое право»
1. Мой друг устроился на работу курьером в местное издательство. Он похвастался, что теперь у него есть трудовая книжка, и был счастлив. Однако, когда мы встретились в следующий раз, мой друг был печален. Оказалось, что он уволился с прежнего места работы, а когда пошел устраиваться на новое место, то обнаружил, что потерял трудовую книжку. Я сказал ему, что знаю, как решить его проблему. Что я сказал другу?
2.За два дня до истечения срока предупреждения об увольнении Панфилов пришел в отдел кадров и попросил считать его заявление недействительным, так как он передумал увольняться. Начальник отдела кадров ответил, что приказ об увольнении уже подписан, поэтому Панфилов через день может забрать трудовую книжку и получить окончательный расчет. Правильны ли действия начальника отдела кадров?
3. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать его трудовую книжку, которую он якобы потерял дома.
В чем заключается розыгрыш?
4. Буфетчица школы Баженова не явилась на работу из-за того, что по дороге на работу она попала в «пробку» на автодороге, где произошла авария. По приезде на место аварии полиции, ее привлекли в качестве понятой. Директор школы уволил Баженову за прогул по той причине, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна была тщательно взвесить положительные (помощь полиции в расследовании причин аварии) и отрицательные последствия своих действий (голодными остались дети). Законно ли поступил директор школы? (Незаконно. Быть понятым – это обязанность, а не право)
5.Сантехник школы Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом виде, учинил в общежитии, где проживал дебош. Законно ли решение директора школы?
(Нет. Он не нарушал трудовой дисциплины )
6. Библиотекарь Шимилова была уволена за систематическое нарушение трудовых обязанностей, которое выражалось в том, что она неправильно вела себя в коллективе (обо всех говорила плохо, сплетничала), а также грубо относилась к читателям, из-за чего директор библиотеки ее неоднократно предупреждал. Законно ли увольнение?
Законно (ее трудовая обязанность читателям не грубить )
7.Ученик 9-го класса Дима Галкин, желая купить себе мопед, устроился с согласия родителей в детский сад дворником. Ранее на этой работе был занят пенсионер, и в его обязанности входила уборка всей территории детского сада. Мать Димы потребовала, чтобы для Димы объем работы был уменьшен ровно наполовину, поскольку когласно Трудовому кодексу он не может работать более 4 часов в день, тогда как у пенсионера рабочий день был 8 часов.
Разрешите данную ситуацию
Права мама Димы .
8.Валерий, ученик 10-класса. Решил подработать в летний период. Он устроился почтальоном. Поскольку рабочий день почтальона начинался в 6 часов утра, он попросил начальника почты учесть, что он – несовершеннолетний, и разрешить ему приходить к 9 часам. Начальник почты ему отказала, мотивируя тем, что все граждане, проживающие в зоне обслуживания почты, уже должны получить почту с тем, чтобы до ухода на работу суметь просмотреть ее.
Кто прав в данной ситуации?
Права начальник почты.
9.Водителя трамвая Карпова за мелкое хулиганство, допущенное после рабочего дня на улице города, суд арестовал на 15 суток. После отбытия наказания он пришел на работу и узнал, что его уволили за прогул. Законно ли произведено увольнение?
Да. Причина прогула неуважительная.
10.Разнорабочий предприятия Бардин при установке мебели в кабинете директора разбил зеркало. Возместить причиненный ущерб Бардин отказался, сказав, что разбил его случайно. Начальник объявил Бардину выговор и вычел из его зарплаты стоимость зеркала.
Законно ли наложена материальная ответственность на Бардина?
Законно, если стоимость зеркала не выше месячной зарплаты.
11. Петя Алексеев, ученик 10-го класса, решил поработать
в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых (на загородную дачу). Заведующая детским садом, справедливо полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала распоряжение ПАлексееву собрать необходимые ему рабочие инструменты и его личные вещи к назначенному сроку. П. Алексеев отказался.
Законно ли отказался П.Алексеев выполнить распоряжение заведующей детским садом? Законно
12. Торговая палатка, находившаяся поблизости от дома
двух подростков Халилова и Шарова, учащихся ПТУ, спе-
циализировалась на продаже овощей и фруктов. При завозе
в нее арбузов постоянные работники не справлялись с их
выгрузкой. Поэтому Халилова и Шарова привлекали для
работы (с их согласия) по мере возникновения необходимости,
оплачивая их труд сдельно. Кроме того, подросткам поручалась охрана арбузов, находящихся в пристроенном к торговой палатке помещении, ночью. Участковый милиционер
сообщил в инспекцию труда о том, что подростков используют на работах, запрещенных законодательством.
Может ли инспекция труда наложить штраф на заведующего торговой палаткой и на каком основании?
(Да может.Он нарушил Трудовой кодекс)
13. Катя Семенова после школы устроилась в почтовое
отделение разносчиком телеграмм. Проработав 3 месяца,
она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск,
поскольку ее мама приобрела две туристические путевки,
и она хотела бы с ней съездить отдохнуть. Начальник поч-
тового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск
надо еще заработать. Законен ли отказ? Не законен.
14. Длительное время не работавший после окончания
школы, Валерий Тарасов был очень рад, что его приняли
на работу на бензоколонку в качестве заправщика автома-
шин. Но радость его была недолгой: владельцу бензоколон-
ки было указано на нарушение законодательства о труде.
Законно ли увольнение В. Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодательства?
Законно- опасная работа.
15.После окончания школы, поступив на работу в ресто-
ран учеником повара, Костя Албашев, рослый и симпатич-
ный парень, очень скоро обнаружил свое умение ладить с людьми, а также хорошие манеры. Администрация ресторана после двухнедельной стажировки перевела его на работу официантом. Законно ли произведен перевод? Незаконно.