Беседа зелёная аптека. Конспект мероприятия "зеленая аптека"

Озёрная школа

филиал МКОУ «Бурковская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие

П. Третий Решающий

Цель и задачи: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

Оборудование: доклады учеников, мультимедийная доска для демонстрации презентации «Зелёная аптека », кроссворд, загадки.

Ход занятия:

I. Вводная беседа учителя:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (Ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - это учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

- Тема нашего занятия - « Зеленая аптека».

Как вы думаете, что это такое? (Ответы детей)

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты, называется Травник.

Какие лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей)

Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тысячелетию до н. э. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны. Наибольшее развитие лечения травами получило при Петре I, когда стали создаваться «аптекарские огороды». Первые такие огороды были созданы в городах Астрахани и Лубнах.

II. Экспресс – сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Рисунок растения и небольшой рассказ о нём)

· Одуванчик лекарственный

· Ромашка аптечная

· Подорожник большой

· Чистотел большой

· Тысячелистник обыкновенный и другие.

РОМАШКА

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии . Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит . Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине , при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

МЯТА.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице , при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

III . Отгадывание загадок.

1. Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.

(Шиповник. Витаминное средство.)

2. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай.

(Душица, чабрец.)

3. Бусы красные висят,
Из куста на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина. От простуды.)

4. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?

5. Жгусь, а не огонь,
С листочками, а не дерево.

(Крапива.)

6. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни града, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.

(Желудь. Полезно полоскать горло при ангине, заболеваниях десен.)

7. Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

(Подорожник)

8. Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

IV . Задание: Найди лекарственное средство.

V . Памятка сборщику лекарственных растений

· Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

· Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

· Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

· Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

· Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

· Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте

· Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.

· В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!

· Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.

VI . ИГРА «ОТГАДАЙ РАСТЕНИЕ»

Даны слова, из них убежали гласные буквы. Вы должны восстановить эти слова.

П __Д__Р_ЖН_К

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Что нового о лекарственных травах вы сегодня узнали?

Полезная ли для тебя эта информация?

Если хочешь быть здоров!

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу –

Ты к себе скорей зови!

Блиц-опрос

Назовите любимую траву кошки? (Валериана)

Вместо бинта при ожогах и ранах? (Подорожник)

Какое растение узнают даже слепой? (Крапива)

Отвары каких растений принимают при простуде (Липа, ромашка)

В каких фруктах содержится много витамина С (Апельсин, мандарин, лимон, грейпфрут)

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 с.Прикумского Минераловодского района Ставропольского края

Методическая разработка

урока окружающего мира

«Зелёная аптека»

для учащихся 1-го класса

Цели урока :

– развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах, группах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

– формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах, группах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи: развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения; развитие речи, обогащение словаря учащихся, развитие умения анализировать и сравнивать.

Учиться соотносить старые знания с новыми, познакомить с лекарственными растениями, правилами сбора лекарственных растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, воспитание культуры общения на уроке.

Ход урока.

!.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим с вами небольшое путешествие в мир природы, откроем одну интересную, важную для человека страницу За работу на уроке вы будете получать фишки. В конце урока увидим, кто из вас набрал больше фишек.

А сейчас послушайте стихотворение.

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Должен знать ты наперёд

От растений большой прок!

Все растения полезны,

Они - лекарства для людей,

Помогают от болезней,

Только каждый от своей.

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Беседа.

О чём это стихотворение?

А какие вы знаете лекарственные растения?

Тема урока окружающего мира «Зелёная аптека».

А что такое аптека?

Аптека- это учреждение в котором продаются или изготавливаются лекарства; набор лекарств для оказания первой медицинской помощи (аптечка)

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

(предположения детей)

2. Вызов.

Игра «Верители вы, что…»

На парте у каждого из вас таблица с номерами вопросов и под ними пустые клеточки. Я буду задавать вам вопросы, а вы на второй линии будете ставить «+», если согласны, и «_», если не согласны.

3. Верите ли вы, что если во время кашля пить отвар лекарственных трав, то кашель пройдёт быстрее?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным?

Отложите ваши таблички на край стола, ваши знания об этом мы проверим в конце урока.

3. Осмысление .

Вводная беседа.

Какие лекарственные растения вы знаете? А в каких случаях они помогают людям?

А хотите узнать больше таких растений? А где мы можем взять эту информацию?

Откройте учебник на с.61. Назовите лекарственные растения.

Объяснение задания учителем.

Сейчас вы будете работать в парах. На каждой парте лежит растение – гербарий или живое растение. Вы должны рассмотреть его и прочитать текст об этом растении, а затем рассказать всему классу о нём. Можно рассказать так: один ребёнок описывает растение, другой рассказывает о его назначении.

Работа в парах.

Рассматривание растений и чтение текста.

Зверобой.

В старину это растение считалось травой от девяносто девяти болезней. Специальным Царским указом его везли из Сибири в Москву. Народная молва наделила траву

«страшной силой» - косит всякое зверь направо и налево. Отсюда и название растения. Это растение помогает при заживлении ран, при недомоганиях, при кашле.

Очень полезен чай из цветков и листьев зверобоя.

Аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.
Белый крошечный цветочек –
Для припарок, для примочек.
Если воспаление,
Отвар – успокоение.

Лекарственная ромашка используется при для лечения ангины, кашле, болеутоляющее средство

Подорожник

Вырастает подорожник,
Лишь приходит срок,
На земле сухой и твердой
Около дорог.
Говорят о нем в народе
Добрые слова.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит раны
И прибавит сил.

Одуванчик -растет на полях, лугах, в садах, лесах, вдоль дорог, около жилья. Лекарственным сырьем являются листья, корни, трава.. В медицине корень и трава одуванчика используют как горечь для возбуждения аппетита и улучшения деятельности пищеварения.

Пастушья сумка -встречается повсеместно на полях, огородах, вдоль дорог. Отвар пастушьей сумки применяли при лихорадке, для заживления ран, язв. Применяется трава пастушьей сумки в виде свежевыжатого сока или недавно собранного растения.

Чистотел -встречается по всей стране на скалах, на пустырях, огородах. Лекарственным сырьем служит трава. Она содержит 20 ядовитых веществ, которые губительно действуют на многих микробов и являются опасными для человека и животных. Растение лечит раны, выводит бародавки.

Липовый цвет - используют кору- для лечения ожогов; плоды используют- для остановки носовых кровотечений. Настой из цветков липы рекомендуют для полосканий полости рта, (ангина), при головных болях, при простудных заболеваниях .

Тысячелистник- многолетнее растение. Цветки собраны в корзинки. Растёт на лугах. Трава и цветы помогают при болезнях пищеварения, обладают противовосполительным действием.

Слайды: ромашка, подорожник, тысячелистник, чистотел, зверобой, пастушья сумка, одуванчик, цветы липы.

Рассказ о растениях.

Микроитог.

Физкультминутка.

Беседа

А как вы считаете, есть ли правила для тех, кто собирает растения?

Для чего они нужны? Почему вы так думаете?

Объяснение задания учителем.

В группе вы должны обсудить правила сбора растений. Один ребёнок подготовит рассказ правил. Какая группа будет готова рассказать нам правила, вы поднимите флажок и сядите ровно.

Групповая работа.

Обсуждение в группах.

Высказывание правил представителем группы .

Объяснение задания.

Прочитайте текст на с. 61 и сравните с тем, что вы уже знаете. В учебнике карандашом сделайте пометки.

Чтение текста с. 61.и анализ текста.

Микроитог.

3.Рефлексия.

Региональный компонент.

Фронтальная беседа.

Какие растения в нашей местности растут?

Все эти растения растут и в нашем крае. А ещё много полезных и красивых:: боярышник, лопух, полынь, мать-и мачеха, клевер, крапива и много других растений.

А сейчас мы поиграем в игру «Меткий стрелок».Для этого вспомните всё что мы изучали на уроке. Вам нужно соединить название растения с его назначением для лечения

Индивидуальная работа.

Работа с таблицей «Что лечит растение»

.Проверка на интерактивной доске.

Игра «Веришь ли ты…»

1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?

2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?

3. Верите ли вы, что если во время болезни можно лечиться только таблетками?

4. Верите ли вы, что если ты поранился на природе, то можно помочь себе только лекарством?

5. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным

6. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.

7. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.

Беседа.

Подходит к концу наш урок. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали на уроке.

Какую тему изучали на уроке?

Предложите фразы:
Я познакомился с...
Было непросто...
У меня получилось...
Хотелось бы...
Мне запомнилось....

Что понравилось на уроке? Давайте посмотрим, кто из вас работал лучше всех. Посчитайте фишки и расскажите, кто сколько заработал фишек.

Домашнее задание . Дома ещё раз прочитаете учебник на с.60-61. Сделаете задание в тетради с.38.

Итог урока.

Используемая литература:

1.Учеб ник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов «Окружающий мир» 1 класс(Москва, Академкнига/Учебник,2011г.)

2.Хрестоматия О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (Москва, Академкнига/Учебник, 2011 г.)

3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.

Интеренет ресурсы:

1. www .medicalplant.ru/20.shtml

Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015

Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.

Программные задачи:

  • расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
  • уточнить части растений, используемых для лечения
  • закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
  • обобщить знания детей о деревьях
  • развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .

Материал:

  • картинки с изображением листьев деревьев
  • слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
  • картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
  • карточки с частями лекарственных растений.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:

Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?

Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»

В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?

В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .

В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.

В каком лесу мы оказались?

Дети: Смешанном.

В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .

Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .

В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?

Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.

В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?

В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.

В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .

Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.

* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»

(Одуванчик)

Помогает повысить аппетит, снять жар.

- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Помогает от ран и порезов, от простуды.

* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»

(Крапива)

Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.

* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»

(Ромашка)

Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой) »

Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»

(Мята)

Лечит головную боль, простуду, ангину.

В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.

З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.

В.: Ребята, а вы знаете?

(Отвары, настойки, лечебные чаи)

В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?

Дидактическая игра «Вершки-Корешки»

З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.

В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.

Назовите их.

Нельзя собирать траву вблизи дороги.

Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.

Нужно собирать в сухую погоду.

Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.

З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.

В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.

Цель: сформировать представление детей о целебных свойствах зеленых растений, познакомить их с отдельными лекарственными растениями; учить правильно их собирать, сушить и хранить.

Оборудование: стенд "Лекарственные растения", наборы открыток или дидактических карточек - изображений лекарственных растений, гербарии; игровая символика.

методические указания

Беседу на указанную тему целесообразно провести во второй половине мая. Этот период времени интересен тем, что природа "оживает" - все покрывается зеленой пеленой, начинается цветение деревьев и кустов, появляются полевые и луговые цветы. В собирателей зеленой аптеки начинается активная пора, которой надо воспользоваться для ознакомления детей с наиболее распространенными лекарственными растениями, с правилами их сбора и хранения.

Толчком для проведения беседы может стать подготовка детей к экологической тропинки или экскурсии "Путешествие в родном крае" случаи, которые произошли во время недавнего посещения природы (лечение с помощью трав повреждений на пальчиках рук или ног; очистки воды с помощью ветви и листья черемухи и т.д.) или установки в предстоящих летних каникул, когда дети много времени проводят на лоне природы. Очевидно, что беседа в помещении - только начало для деятельности юных травознавцив: их знания и умения можно проверить и закрепить только в практической деятельности.

Так, после беседы необходимо собрать зеленые лекарственные растения (например, зверобой), который может пригодиться в любой семье как витаминное, гигиенический и лекарственное средство.

Беседу "Зеленая аптека" целесообразно провести в форме игры-драматизации. Основные роли: сами лекарственные растения, доктор Айболит, больные звери и птицы, Баба-яга и другое. Можно включить в беседу несколько игровых сценок, которые выполнят заранее подготовленные дети.

В беседе могут принять участие работники аптеки, медики дошкольного учреждения или школы.

ход беседы

Беседу следует начать с рассказа об истории зеленой аптеки. Короткое сообщение на эту тему может сделать работник аптеки или сам педагог. Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа дает человеку такое разнообразие даров - "золото", которые трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность имеют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: "Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!"

Издавна человек заметила, что некоторые растения лечат от недугов. Подсмотрела, что звери тоже травами лечатся, находя среди них нужны для этого растения. Из поколения в поколение передавали люди информацию о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собирать в книги "травники" и "цветники".

Ранее сбором трав и лечением больных занимались колдуны и знахари. Они окружили свое ремесло ореолом таинственности, всячески отпугивали желавших собирать лечебные травы, потому что лечение больных было очень прибыльным занятием. Они принимали больных, желающих излечиться в страшных хижинах, одиноких домиках в лесу, где вместе с ними находились черные кошки, совы, лягушки, а на стенах, увешанных пучками сухих трав, красовались другие прелести.

Все это наводило ужас на больных людей и одновременно вселяло надежду на выздоровление, на сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарства, он бормотал страшные заклинания и вовсе непонятные слова. Конечно, все это делалось для того, чтобы повысить цену на зелье и травы, заставить людей отказаться от их самостоятельной сборки.

Народные травознавци за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных лекарств, травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе занимают достойное место. К сожалению, трав для лечения не хватает и люди сами занимаются их сбором рядом с домом, на лугу, в лесу, у водоема. Знание о них пригодятся каждому человеку, в том числе и вам, ребята!

Сегодня мы поговорим о полезных свойствах самых распространенных и наиболее используемых в лечении растений. Пусть наша беседа поможет вам в вашей увлекательном путешествии в мир живой природы, в ваших поисках и находках! Начинаем свое путешествие в мир зеленой аптеки со двора. Рядом с нами растет множество лечебных снадобий, вы и не догадывались об этом! Об одной из таких растений составлен загадку:

Не пустили в огород - поэтому она и жалит!

Конечно, вы угадали: это крапива! Вот она красуется в "букете" весенних трав на столе. Всем она знакома, но мало кто из вас знает о ее полезных лечебные свойства. Прочитаем об этом в рассказе (подбирает воспитатель короткие рассказы).

Так, людям есть за что благодарить крапиве. Оказывается, из нее можно приготовить не только прекрасный борщ, но и много других блюд!

Однако, важнее другое. Берем сыра крапиву, толчем ее и прикладываем к поврежденному месту на руках или ногах, она вычистит рану и исцелит. Так писали много лет назад врачи. Это приложение было обосновано тем, что в крапиве содержатся вещества, от которых исчезают микробы, а также потому, что она быстро останавливает кровь. Борьба с кровотечениями и улучшения свойства крови - вот основное медицинское применение крапивы в наши дни. А еще она укрепляет волосы!

А кто знает это растение: (подорожник).

Стихотворение-описание (подберите самостоятельно).

Найдите это растение в нашем букете. Найдите на плакате. Кто догадался, почему это растение так называется? А кто знал, что его используют в медицине? При лечении повреждения на ногах, например? Кто-нибудь из вас пользовался листьями подорожника? Как это произошло?

Местное население Америки называет подорожник "след белого человека". Почему? Может потому, что продолговатый листок подорожника похож формой на ступню человека? Или потому, что в Америке он никогда не рос и появился вместе с пришельцами из Европы? Ведь там, куда ступала нога европейца, росла невиданная растение.

Далекое путешествие совершил подорожник. Как это удалось ему ? (Рассмотрение подорожника).

Рассмотрите подорожник внимательнее. Как удалась ему это путешествие? Вы видите, что из розетки прикорневых блестящих листьев, продолговатого и округлого, растет цветочная стрелка, которая заканчивается густым колоском ("сережкой", как сказано в загадке) с мелкими цветками. Из них созревает множество мелких семян. Вокруг каждого семечки находится слизь, и семена легко приклеивается к обуви людей, к колесам транспорта и так путешествует целым миром. Теперь понятно, как подорожник оказался в Америке?

Подорожник - лекарственное растение. Люди использовали его с давних времен для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простуде. Вот какая целебное растение растет у нас под ногами!

А рядом с ним - еще одно ценное лекарственное растение - тысячелистник обыкновенный. Почему он так называется? (рассмотрение растения в букете, на плакате или на дидактической карточке). Посмотрите на растение и вы сразу поймете, почему он так называется.

Почему? Каждый лист тысячелистника много раз рассечен на множество узких долек (тысячу!), Сосчитать их трудно и невозможно!

Тысячелистник как лекарственное растение известен в нашей стране с давних времен. Его сок применяют для заживления ран и остановки кровотечения. Размятые и приложенное к ранке листья быстро заживляет рану. Помните об этом!

В медицине используют стебель с листьями и соцветия тысячелистника. Траву собирают тогда, когда она цветет, срезают верхушки побегов длиной до 15 см, без грубого стебли на котором уже не растут листья.

Многие лекарственных трав растет рядом с жильем человека. Некоторые из них вам знакомы. Назовите эти растения. Какие загадки вы знаете о них? Найдите эти растения в нашем лечебном букете (если они есть) и в портретной галерее лекарственных растений (карточки).

Итак, что вы знаете об одной из них? Это о нем загадка: (лопух-репейник).

Действительно, какая из растений может быть навязчивей кроме лопуха-репейника! Не только плоды этого растения прилипают к человеку, но и сам лопух растет у человеческого жилья, как будто просится к человеку в гости. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Кроме этого, лопух имеет ценные лекарственные свойства. В народной медицине его используют для лечения многих болезней - почек, печени, при повреждениях кожи и др. Собирают корни лопуха ранней весной, с первым появлением листьев. Его моют, сушат и складывают в картонные коробочки.

Для лечения используют отвар корней.

А что это за растение? Стихотворение-описание. (подберите самостоятельно).

Угадали? Ну конечно! В загадке говорится о одуванчик. И это растение лекарственное! Ее так и называют: "одуванчик лекарственный". В старину в народной медицине одуванчик использовали для лечения множества болезней, и не случайно народные целители называли ее "эликсиром" (сиропом жизни). К сожалению, о лекарственных свойствах одуванчика со временем забыли. Однако в наши дни интерес к ценного лекарственного сырья проснулся с новой силой. Для лечения с ее помощью применяют и листья и корни, из которых готовят отвары и настойки.

Собирают и заготавливают длинные, как у моркови, корни одуванчика поздней осенью, когда листья ее увядшие.

Лекарственные растения, которые растут рядом с жильем человека: ромашка аптечная (средство от простуды), мать-и-мачеха (от кашля), пустырник (для успокоения нервов), птица Гречуха (при лечении желудка, кишечника) - это настоящий кладезь здоровья я!

Настоящая кладовая даров для аптеки - это наше окружающую среду: леса, поля, луга! Здесь столько лекарственных растений, которыми можно предупредить и вылечить множество заболеваний: сердца, нервов, желудка, головы, кожи и простуды.

Лесная аптека: зверобой, ландыш майский, медуница лекарственная, чистотел, (предлагается описать их свойства).

Немало ценных лекарственных трав, растений в поле и на лугу: василек синий, грищикы, валериана лекарственная, фиалка трехцветная, череда, душица обыкновенная... Одним словом, правы врачи, которые говорят о том, что мы живем в мире лекарств! Конечно, чтобы узнать лечебные свойства многих наших растений - наших соседей и друзей, нужно ознакомиться с книгами с природной медицины, ознакомиться с лекарственными растениями в специальных альбомах, вывешивают в аптеках, и, конечно же, в самой природе!

Игра "Прием больных у врача Айболит"

Доктор Айболит принимает больных. Однако он не просто выписывает рецепты для получения в аптеке готовых лекарств, а советуется с "пациентами", что они предпочитают пить - горькую микстуру или сладкую настойку из трав, плодов и ягод? И, конечно же, спрашивает, а что именно хочет "больной"?

Загадка (подберите самостоятельно о ромашку аптечную).

Какой растения хотите? - Из ромашки аптечной или с мать-и-мачехи, малины, или же из соцветий липы?

Какие растения можно использовать при расстройстве желудка? (Ягоды черники, черемухи).

Что делать, если рана кровоточит? (Приложить к ранке ватку, смоченную соком тысячелистника, крапивы или грищикив).

Какие растения можно использовать для лечения гнойных утро? (Подорожник, тысячелистник, зверобой, чистотел).

Из каких трав используют люди настой при заболеваниях сердца? (Ландыш майский, валериана лекарственная, мята перечная, душица обыкновенная).

Дети, заготовкой лекарственных растений чаще всего занимаются взрослые. Вы можете помочь своим родителям собрать самые обычные растения, вам знакомы, которые стали вдруг не просто мусором, ненужными растениями, а ценными, лекарственными - "знакомыми незнакомцами". Эти растения помогут вам избавиться в зимнее время простуды и кашля, залечить утра на пальчике, устранить расстройства желудка. В ближайшие дни мы пойдем на экскурсию и собирать лекарственные травы, которые обогатят вашу домашнюю зеленую аптеку. А для того, чтобы правильно собирать растения и не повредить свое здоровье и природу, нужно усвоить как следует их собирать.

Правила сбора лекарственных растений.

Много веков производили основные правила заготовки лекарственных растений, следовательно, их надо соблюдать.

Первое и неукоснительное правило: чтобы собирать растения, нужно хорошо их знать (отличать от других) знать, какие части растения содержат больше целебных свойств и на каком этапе развития растения - во время цветения или плодоношения ее можно собирать.

Собирают растения только в сухую погоду, лучше в утренние часы, сразу после высыхания росы.

Ни в коем случае нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, вблизи пыльных дорог и автомобильных шоссе (не ближе 200 метров от дороги).

Во время сбора растений укладывать их в пространстве корзины, нельзя трамбовать, уплотнять, ведь растения выделят сок и начнут загнивать.

Сушить растения нужно как можно быстрее не на солнце, а в тени, в хорошо проветриваемом помещении - под навесом, на чердаке, в сарае, в прохладной комнате. Растения нужно заключать тонким слоем на картоне, фанере, ткани, на чистом полу - и не менее двух раз в сутки переворачивать.

К сбору лекарственных растений и мест их распространения нужно относиться бережно: не вытаптывать, а не искоренять растение, не собирать все растения до последней, менять места сбора и ни в коем случае не собирать те растения, которые занесены в Красную книгу.

Во время сбора лекарственных растений нужно заботиться и о собственном здоровье. Следует помнить, что многие лекарственные растения являются ядовитыми и поэтому нужно соблюдать правила безопасности: не мять растения в руках, не трогать грязными руками, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку.

К ядовитым и опасным относятся такие растения:

Ландыш майский, чистотел обычный, купальница европейская, вороний глаз, волчье лыко и многие другие. Если все же случайно у вас начнет болеть голова, появится тошнота или слабость, нужно употреблять много теплой кипяченой воды (Предлагает составить таблицу этих растений).

И последнее. Хранить высушенную траву лучше в картонных коробках, бумажных пакетах или в мешочках из ткани.

Успехов вам, травознавци, в создании домашней зеленой аптеки!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Тихвина Ленинградской области

2014 год

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях.

Задачи:

  • закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
  • развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
  • развивать познавательный интерес к природе родного края;
  • воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: плакаты для оформления класса, презентация

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций лекарственных растений;
  • беседы о лекарственных травах и их использовании;
  • подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями;
  • подготовка альбома «Лекарственные растения»;
  • схемы правил сбора и использования лекарственных растений,
  • подготовка рассказов о лекарственных растениях
  • подготовка чая с лекарственными травами.

Подготовка к классному часу.

Класс разбит на экипажи, каждый экипаж получает задание.

Учащиеся заранее готовят материал о лекарственных травах.

Представленный материал примерный, ученики могут воспользоваться этим материалом, могут приготовить другой. Каждый экипаж может приготовить рассказ об одном или нескольких растениях.

Плакаты для оформления класса.

Здоровье есть высочайшее богатство человека.

Гиппократ

Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья.

Артур Шопенгауэр

Пословицы

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

Крепок телом - богат и делом.

Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.

Пешком ходить - долго жить.

Станции:

Станция «Лекарственная»

Станция «Игровая»

Станция «Первая помощь».

Станция «Рецепты моей бабушки»

Станция «Собери пословицу»

Жюри:

5 человек - родительский комитет

  1. Организационный момент

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, (Слайд 2).

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

  1. Введение в тему классного часа

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит

Эта травка исцелит! (лекарственные растения) (Слайд 3).

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, вспомним всё, что мы узнали о них.

Мы вспомним:

  1. Что такое лекарственные растения?
  2. Какие бывают лекарственные растения?
  3. Какую пользу приносят лекарственные растения?
  4. Как оказать первую помощь с лесу.
  1. Стихотворение Лесная аптека (Е.Трутнева) читает ученик

Вместо строгих, белых полок –

Ветки старых, мшистых ёлок.

Вместо стен и потолка –

Тёмный лес да облака.

Не бутыль с одеколоном…

Пахнет так в лесу зелёном –

Это белые цветочки

Расцвели на мягкой кочке.

Не с лекарствами паекты

Тронул ветер над травой –

Золотые горицветы

Закивали головой.

Подорожник или мята,

Зверобой и вересок –

Каждый где–нибудь припрятал

Свой лесной, целебный сок.

Кроме старых двух ежей,

Нет в аптеке сторожей.

Ночью ходят светляки,

Носят в травах огоньки.

Мы придём туда гурьбой.

По мешку возьмём с собой

И в больничные палаты

Отнесём наш клад богатый,

Чтоб лесной, целебный сок

Тем, кто болен – всем помог!

Учитель. (Слайд 4).

Лекарственные растения , обширная группа растений, используемых в медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями. Существуют разные способы лечения.

Траволечение - это один из способов. Лечебные травы (растения) применялись издавна, и лечение травами имеет глубокие корни, уходящие в историю человечества. На протяжении всего времени своего существования и развития, человеку вольно и невольно приходилось испытать на себе свойства и действие тех растений, которые росли вокруг него.

Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. В некоторых случаях будут предпочтительны другие методы лечения.

  • Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)
  • Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)
  • В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)
  • Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)
  • Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)
  • Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)
  1. Путешествие по станциям
  1. Станция «Лекарственная». (Слайды 5-14).

Дома вы готовили материал о лекарственных растениях по экипажам. Предоставляется слово каждому экипажу.

I ЭКИПАЖ

Крапива

Загадка:

Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня (крапива)

Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств.

Крапива используется в народной медицине для лечения многих болезней, применяется при различных кровотечениях, болезнях печени, отеках, запорах, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос.

Крапива - растение, в котором много витаминов. Аскорбиновой кислоты в ней вдвое больше, чем в плодах черной смородины и лимоне, содержание каротина выше, чем в ягодах облепихи, моркови и щавеле, а всего лишь 20 листьев крапивы обеспечивают наш организм суточной нормой витамина А. Помимо этого, крапива богата витаминами К, Е и В и микроэлементами: среди которых железо, магний, медь, кальций.

Крапива обладает общеукрепляющими свойствами: она повышает сопротивляемость организма многим бактериям, токсинам, вредным воздействиям радиации, укрепляет иммунитет, а также обеспечивает высокую степень защиты организма от кислородной недостаточности, повышает свертываемость крови и обладает противовоспалительным действием, что позволяет использовать крапиву как ранозаживляющее средство, снижает количество сахара в крови, что безусловно необходимо людям, страдающим сахарным диабетом.

II ЭКИПАЖ

Подорожник

Загадка:

Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (подорожник)

Состав и лечебные свойства подорожника

Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами. В листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота.

Свежие измельченные листья подорожника применяются при ранениях, ушибах, ожогах, укусах насекомых как кровоостанавливающее средство. Подорожник обладает хорошим противовоспалительное свойством.

Настой из листьев подорожника используется при лечении бронхитов, коклюша, бронхиальной астмы, туберкулеза легких.

Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов.

А водный настой свежих листьев способствует быстрому очищению и лечению ран, порезов, кожных язв, свищей, нарывов и фурункулов.

Свежие истолченные листья подорожника применяются для остановки кровотечения из ран. широко использовать его в уходе за кожей лица и тела. Используется подорожник и в косметологии. Из него готовят настой, лосьоны и кремы. Очень полезны ванночки для рук из листьев подорожника. Если ноги устали, а также при потертостях и трещинах на ногах рекомендуются ванночки из настоя подорожника.

Подорожник ценен в свежем виде как противовоспалительное и болеутоляющее средство. Прикладывать размятые или целые листья к ушибленным местам.

III ЭКИПАЖ

Мать-и-мачеха

Учитель.

Загадка:

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое лекарственное растение. Высота не более 30 см. Листья крупные, округло-сердцевидные, зубчатые. Цветки мелкие желтые, собранные в корзинки.

Старинное русское предание .

В одной деревне, еще при царе Берендее, счастливо жила семья. Однажды заболела, а потом умерла мама. Осунулся хозяин дома, затихли радостные игры у ребятишек. Но шло время и отец женился во второй раз. В семье началась другая жизнь. С виду все было хорошо: дети ухоженные, пироги на столе и муж доволен. Но стали замечать люди, что жизнь в семье будто замерла. Мачеха говорит тепло, а холодом веет, проведет рукой по волосам - словно репьев насажает.

Только пригрело весеннее солнышко, младшая дочь, Марьюшка, от тоски стала бегать к речке, слезы выплакивать. Сжалилась над ней Весна и муж ее - Ярило. Подняла голову Марьюшка, а у ног цветочек желтенький расцвел. В тот же день навсегда пропала злая мачеха, неизвестно куда делась. А цветок теперь появляется каждую весну: поглядит, хорошо ли деткам живется, и снова пропадет до будущего года…

В каждой сказке есть доля правды. Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи греет, а верхняя - холодит, отчего и произошло русское название этого растения. О его полезных и целебных свойствах было известно еще в Древней Греции и Риме. Растет цветок почти по всей территории России, а также на Кавказе и в Средней Азии по берегам рек и в оврагах.

На Руси мать-и-мачеху обыкновенную еще называли «двуличник», «подбел» и «водяной лопух». Свежим соком с сахаром (по 4 ст. ложки в день) успешно лечили больных туберкулезом легких . Отваром из листьев мать-и-мачехи русские красавицы мыли голову, что бы волосы были крепкими и без перхоти А кашицу из свежих листьев использовали для выведения мозолей.

В народной медицине настой из листьев мать-и-мачехи применяют при сухом затяжном кашле , охриплости голоса, бронхите, ларингите, трахеите, бронхиальной астме, ангине. Отвар (в виде примочек и компрессов) применяют при воспалении вен, опухолях, язвах и воспалении кожи. При воспалительных заболеваниях желудка, кишечника, мочевого пузыря и почек.

IV ЭКИПАЖ

Липа

Загадка:

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

Большая раскидистая крона липы дает тень во время жары. В период цветения разносится приятный душистый нежный аромат.

По преданиям славянских народов липа считается священным деревом. По легенде липа прикрывала своими ветвями Богородицу и маленького Христа во время бегства в Египет. Так же считается, что это дерево Богородицы, спускаясь на землю с небес, она отдыхает на липе.

Липа защищает человека во время грозы, защищает дом, скот, ею, как и березой украшали дома в Троицу и Юрьев день. В далекие годы липу не принято было срубать, считалось, что это принесет несчастье срубившему или членам его семьи.

Липа положительно влияет на энергетику человека: снимает депрессию, успокаивает, полезна при заболеваниях сердца.Посиди под раскидистой кроной липы- усталости как не бывало.

Полезные свойства липового цвета применялись нашими бабушками при лечении гриппа и простуды, заболеваниях горла и дыхательных путей, отлично снимали нервное напряжение, дарили тепло и покой. Липовый чай помогает при гипертонии, воспалении кишечника.

Липовый цвет полезен для ухода за кожей: снимает угревую сыпь, зуд, раздражение, убирает шелушение, омолаживает кожу. Полезно умываться липовым настоем. Липовый цвет не только успокаивает, но и дает глубокий, безмятежный сон, если вы наполните высушенными душистыми цветами холщевый мешочек и поместите его в изголовье кровати или в наволочку подушки.

V. ЭКИПАЖ

Можжевельник

Загадка:

У маленькой елочки

Колкие иголочки,

Шарики сизые,

Словно бы в инее. (Можжевельник)

Можжевельник относится к целебным растениям.

Свойства можжевельника нашли отражение в его символическом значении. В греко-римской мифологии можжевельник означает защиту, уверенность и инициативу, он посвящен Гермесу (Меркурию ).

На русском Севере можжевельник считается символом долголетия. У многих народов, как христианских, так и нехристианских, можжевельник – символ преодоления смерти и вечной жизни.

По башкиpским повеpьям , можжевельник выгоняет из дома злых духов и пpедохpаняет от наговоpов.

У эстонцев запpещалось с можжевельника дpать лыко или делать колья, ибо это деpево Хpиста. Хpистос под ним во вpемя гpозы спасался. Тепеpь, если кто во вpемя гpада или гpозы под можжевельник спpячется, то молния его не тpонет. В стаpину, когда кpестьяне pаботали в лесу, они оставляли малых детей спать под можжевельником. Считалось, что из-под можжевельника черт не посмеет украсть ребенка.

Существовало поверье, что если дым тлеющего можжевельника направить в сторону уходящего врага, то он не вернется.

В древнегреческой и римской мифологии упоминается о том, что ароматом можжевельника Язон и Мелея усыпили змея, охранявшего в Колхиде золотое руно.

Употребление плодов можжевельника в пищу связано не только с их вкусовыми достоинствами, но и с ароматическими свойствами. В некоторых северных странах их употребляли как приправу к кушаньям. В одном старом документе сообщается, что среди многочисленных торговцев старого Новгорода были и вересовики (можжевельник называли еще вересом), которые торговали можжевеловыми плодами. Новгородцы приготовляли из них душистый квас, морс. Из свежих плодов можжевельника готовят сиропы для конфет, желе, киселей. Нуждается в плодах можжевельника и рыбоконсервная промышленность: они придают рыбе особый вкус и аромат. Плоды можжевельника для запаха добавляют в тесто (пряники, пироги), повара приправляют ими мясо, дичь, рыбу. Веточки можжевельника, подобно лавровому листу, кладут в соления, маринады. С давних времен в дыму сжигаемого можжевельника люди коптят мясо, окорока, сало.

Давнюю историю имеет применение можжевельника в бытовой санитарии и народной медицине. Наши предки для изгнания из жилья дурного запаха сухими плодами можжевельника окуривали избы. Если в семье был больной, полы протирали хвоей можжевельника, а во времена Дмитрия Донского в баню было принято ходить не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками, в которые вплетали еще и сухие ветви крапивы.

Знали наши предки и о том, что можжевельником можно обеззараживать посуду. В феврале, в Великий четверг, женщины запаривали можжевельником молочные крынки, отчего молоко о долго не скисало. Перед летне-осенним заготовительным сезоном шло в деревнях массовое запаривание и чистка можжевельником кадок и бочек под капусту, огурцы, грибы. Называлось это мероприятие «душить кадки». Сильное дезинфицирующее действие свойственно не только можжевеловому пару, но и дыму. Уже сотни лет назад об этом знали многие народы. Скандинавы окуривали горящими можжевеловыми ветвями склады с пушниной. В старых русских карантинах существовали особые служители - окурщики, которые дымом дезинфицировали одежду больных и помещения.

I ЭКИПАЖ

Ромашка лекарственная

Загадка:

Он "любит - не любит" ответить нам может

И глянет приветливо желтым глазком.

Аптечный цветок на него так похож,

Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная)

Наверно, нет семьи у нас, где бы не знали о ромашке. Многие её применяют её для здоровья и красоты. Ромашка - средство номер один почти от всех болезней. Для желудка, горла, при простуде, для красоты. Название ромашки произошло от латинского «romana» , что в переводе обозначает римская. А потом уже образовалась и уменьшительная форма.

Легенда о ромашке

Давным-давно жила на свете Девушка. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек - Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе.

Однажды принес он своей любимой цветок - нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что девушке он очень понравился.

Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок?

Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов.

Царь снов предложил ему обмен - Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит - не любит?»

Полезные свойства ромашки

Настой ромашки помогает от головных болей, болей в желудке, снимает воспаления, обладает успокоительным действием, благотворно влияет на нервную систему, обладает противовирусной активностью, поэтому может быть с успехом применяться и при гриппе, прекрасное жаропонижающее средство, помогает при кашле. Также ромашку применяют в виде полосканий при ангинах, при болях в горле, ангинах, фарингитах.

Широко применяется в косметологии. Снимает раздражения, воспаления, неслучайно входит в состав многих кремов и масок по уходу за сверхчувствительной кожей лица. Также хорошо заботится о здоровье волос.

II ЭКИПАЖ

Шиповник

Загадка.

Зеленые кусточки, алые цветочки,

Когти-коготочки стерегут цветочки:

А плоды - в красной рубашечке,

Брюшко камешками набито. (Шиповник)

Легенды о шиповнике

Во дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Пленяет нас своей красой
Н. А. Холодковский

Давным-давно, когда человек ещё не называл себя царём природы, он посвящал дикой розе стихи и легенды. Одна такая легенда - о цветущем шиповнике - дошла и до нас: богиня любви Афродита, узнав о гибели на охоте своего возлюбленного Адониса, бросилась вслед за гонцом. Колючие кустарники царапали её кожу. Капельки крови падали на ветки и превращались в алые бутоны. Так появился шиповник, куст которого в период цветения похож на огромный букет роз.

С тех пор, как человек начал собирать и употреблять в пищу и для лечения дикие плоды, он стал одним из самых известных и привычных растений. Его использовали в пищу, добывали из него лекарства и краски, красивые цветки и плоды служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты.

У многих народов шиповник - любимое бытовое, ритуальное и священное растение: из его цветков плели гирлянды для невест, поэтов, героев и правителей, женщины и девушки украшали себя бусами из ярких плодов, был он участником общественных мероприятий, похоронных обрядов. Древние греки и римляне считали его символом нравственности и посвящали богине любви и красоты.

У славянских народов шиповник - символ красоты, молодости, любви. Одновременно он символизирует и крепкую мужскую стать.

В медицине используют все части растения: корни, ветви, цветки, плоды, семена.

III ЭКИПАЖ

Смородина

Загадка:

Ведь не зря в лесу хвален витаминный чемпион

С красным боком, с черным боком. (Смородина)

В России красная смородина упоминалась издревле в старинных песнях и былинах и, согласно летописям, ее разводили при монастырях уже в XI веке. Монастырские садоводы и аптекари уже тогда ценили ягоды и листья смородины не только как вкусный продукт, но и как природное лекарство.
Давно было замечено, что концентрированное желе, чай из сушеных плодов и листьев помогает при сердечных приступах, предупреждает свертываемость крови и инфарктов. Листья и ягоды чёрной смородины использовались для лечения почечных камней, болезней печени и дыхательных путей.
IV ЭКИПАЖ

Зверобой

Загадка:

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой)

В давние времена крестьяне по традиции клали зверобой между двумя кусками хлеба и давали скотине съесть, чтобы предохранить ее от болезней.

Чай из зверобоя применяют при всяких поражениях нервной системы при сильных ушибах,

втирать в больное место зверобойное масло. Настойку из зверобоя успешно использовали при расстройствах и воспалении нервов, при неврозах, бессоннице и нервной слабости. Зверобой позволяет справиться с нарушениями речи, беспокойным сном, депрессиями, как средство для ухода за огрубевшей кожей, как эффективное растирание при болях в спине, прострелах, ревматизме. Это хорошее домашнее средство и для лечения всяких ожогов, если цветки зверобоя положить в льняное масло. Им пользуются, если обгоришь на солнце. Чёрная смородина превзошла все остальные ягодные культуры по количеству и концентрации находящихся в ней витаминов, минералов и других полезных веществ. Всего их было исследовано 20. Её употребление препятствует возникновению раковых заболеваний, болезни Альцгеймера, предохраняет от болезней сердца, сосудов, диабета, сохраняет остроту зрения, предотвращает ослабление умственных способностей у людей преклонного возраста.

V ЭКИПАЖ

Малина

Загадка:

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Малина одна из самых любимых и вкусных ягод, обладает мощными полезными и лечебными (целебными) свойствами. Малина широко применяется в народной медицине для лечения многих заболеваний. Она содержит множество полезных и необходимых организму веществ, витаминов и элементов.

Настой сухих ягод малины используется в виде чая при простуде. Малина обладает потогонным свойством, поэтому сбивает температуру. Очень полезна она при малокровии и заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при атеросклерозе, болезнях почек, гипертонии. Плоды и сок малины употребляются в качестве потогонного и жаропонижающего средства при простудах и лихорадках. Сок малины с сахаром - хорошее освежающее средство для больных с высокой температурой.

Кроме жаропонижающего свойства малина обладает кровоостанавливающим и антитоксическим действием, улучшает аппетит. благотворно влияет на цвет кожи. Малина содержит большое количество меди, поэтому малина полезна людям, работа или жизнь которых связана с большим нервным напряжением.

В отличие от других ягод, малина не утрачивает свои целебные (лечебные) свойства после термической обработки. Поэтому варенье из малины - лучшее средство при простудных заболеваниях.

Настойки и отвары из малины широко используют при гриппе, кори, простуде. Настоем можно полоскать горло. Отвар из листьев и настой малины применяются при лечении бронхита, ларингита и как отхаркивающее средство.

  1. Станция «Игровая»
  1. Игра «Узнай меня» (Слайд № 15-16)

Узнай лекарственное растение и назови полезные свойства.

  • клюква

(снижать жар, если пить теплый морс, сок с медом прекрасно помогает избавиться от кашля, улучшает память

(отвар из листьев брусники применяется как мочегонное средство)

  • малина

(используют при простуде – в виде настоев и чаев. А также настой из листьев малины хорошо помогает при ангине, стоматите и ларингите – им рекомендуется полоскать горло)

  • калина

(Напиток прекрасно тонизирует организм, снимает усталость и помогает при лечении неврозов, способствует скорейшему выздоровлению при простудах, а также обладает потогонными и мочегонными свойствами. Сок калины прекрасно снимает головную боль , С помощью сока калины также можно вылечить бессонницу .)

  1. Игра «Собери растение» (пазлы)

Ученикам выдаётся 3 комплекта разрезанных картинок лекарственных растений. Задание: собрать картинки. Побеждает команда, которая раньше всех соберёт картинки и даст название.


  1. Станция «Первая помощь» (слайды 17-19)

Ситуация №1.

Вы в лесу и поранили ногу, кровь льёт из ранки. У вас нет ни бинта, ни ваты, ни каких лекарств. Ваши действия?

Ответ.

  • Если кровотечение сильное

Нужно наложить жгут выше раны и максимально перетянуть, чтобы кровотечение прекратилось или было бы минимизировано. Рану следует прикрыть. Если нет под рукой резинового жгута, то можно попробовать разорвать одежду и из нее сделать что-то наподобие жгута. Но помните, что жгут накладывается на определенное время, так как ткани через длительное время начинают отмирать.

  • При минимальном кровотечении

Если в лесу вы нечаянно напоритесь на сук или еще как поранитесь, то можно к ранке приложить растертый в кащицу зверобой. Также можно воспользоваться мхом (им в войну обрабатывали раны). Также хорошо приложить лист подорожника или ромашки. По приходу домой нужно обратится к медработнику.

Ситуация №2.

Вы в лесу и сломали ногу. Ваши действия?

Ответ.

Если у вас перелом можно использовать любые, держащие форму, предметы: палки, дощечки, металлические прутья, крепкие ветви деревьев, толстый картон, фанеру. Вместо бинтов можно использовать одежду. Наложить жгут, обязательно запомнить время. Прекращение кровотока более одного часа может вызвать омертвение конечности.

Ситуация №3.

Что делать, если вам понадобилась вода в лесу?

Ответ.

Воду нужно обязательно обработать. Отрезаем у пластмассовой бутылки горлышко. Берем ватный диск, в крышке делаем несколько отверстий. Вставляем в бутылку. Достаем активированный уголь. Можно взять уголь из костра. Кладем в горлышко и ставим ватный диск. Заливаем воду. Если у вас нет угля, можно использовать песок . Уголь лучший сорбент. песок менее эффективен. Можно капнуть в воду марганцовки. Вода из водоемов очень опасна, поэтому воду нужно кипятить.

  1. Станция «Собери пословицу» (слайд 20) .

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Чеснок да лук от семи недуг.

Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
В здоровом теле - здоровый дух.

  1. Станция «Рецепты моей бабушки» (рецепты чая).

Каждый экипаж готовил свой рецепт, с которым их познакомили бабушки.

Экипаж №1.

  • Чай витаминный.

Приготовление: две чайные ложки смеси заваривают 2 стаканами кипятка, настаивают 1 час, процеживают, добавляют по вкусу сахар. Пьют лечебный витаминный чай по 1/2 стакана 3-4 раза в день.

Экипаж №2.

  • Чай земляничный.

Приготовление: 10 граммов сушеных листьев земляники, 2 грамма зверобоя, 2 грамма мяты, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №3.

  • Чай с чабрецом.

Приготовление: 20 граммов сушеных листьев чабреца, 20 граммов зверобоя, 4 грамма сушеных листьев брусники, 200 мл воды. Фарфоровый чайник ополоснуть кипятком, засыпать смесь листьев, залить кипятком и настоять 7 - 10 минут.

Экипаж №4.

  • Чай из мяты перечной

Является прекрасным бодрящим и одновременно лечебным средством

Приготовление: 1 чайную ложку мяты залить стаканом кипятка, накрыть и настаивать 15 минут.

Экипаж №5.

  • Чай из липы

Приготовление: 1 ст. ложку сушеной липы заливают 1 стаканом кипятка и держат на водяной бане 20 минут. Затем настаивают еще полчаса, после чего процеживают и доводят отвар до 200 мл. Для усиления действия и вкуса можно добавить мед. Это количество нужно выпить за целый день. Увлекаться им нельзя, ведь липа оказывает воздействие на сердце.

  1. Чаепитие
  1. Подведение итога классного часа

Слово для подведения итогов предоставляется председателю родительского комитета.

Итоги игры.

Учитель.

В течение месяца вы много узнали о лекарственных растениях: об их пользе, использовании, о сроках и местах сбора. Скажите, а всегда ли пользу приносят лекарственные растения?

Нет. Обращаться с растениями нужно осторожно. Прежде чем принимать, проконсультируйтесь со специалистами, не перебарщивайте, и тогда растения принесут вам пользу.