Конспект «Аквариумные рыбки. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Занятие на тему "Аквариумные рыбки"

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

«Аквариумные рыбки»

Тема: Аквариумные рыбки

Цель: освоение организационных навыков и умений для учёбы в школе.

Задачи:

    расширять кругозор учащихся:

    развивать мелкие движения руки;

    способствовать развитию внимания, воображения, мышления, речи учащихся.

Оборудование:

Для учителя: колокольчик, разноцветный мягкий кубик, рисунок аквариума, рисунки рыбок, картинка золотой рыбки в аквариуме, ёлочная игрушка «Золотая рыбка», шаблоны или готовые вырезанные детали изделия, картинка «Обведи по контуру и раскрась», картинка «Найди двух одинаковых рыбок», скакалка для игры «Удочка», смайлики.

Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, цветные карандаши, простой карандаш

Физминутки и игры учитель проводит индивидуально, в зависимости от усидчивости и подготовленности учащихся.

1.«Готов к уроку»

Звонок, дети становятся около своих парт.

2.Психологический настрой

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

3.Знакомство с классом. Ответ по цепочке.

Учитель:

Сейчас мы с вами, отвечая по цепочке, познакомимся. А поможет нам в этом вот этот волшебный кубик.

Меня зовут Лидия Петровна (передаю следующему)

Учащиеся:

Иван, Настя …

4. Знакомство с правилами поведения в школе

Учитель:

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Учитель спросит – нужно встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

5.Сообщение темы занятия

Учитель:

Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.

И у нас на занятии сейчас появится, … угадайте что.

Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

Учащиеся:

Аквариум

(Учитель открывает или показывает рисунок аквариума)

Учитель:

Ребята, а для кого этот домик?

Учащиеся:

Для рыбок.

Учитель:

А что вы заметили?

Учащиеся:

Здесь нет рыбок.

Учитель:

Всё верно. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.

6.Развитие речи

Учитель:

Отгадайте загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Учащиеся:

Золотая.

Учитель:

Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Учащиеся:

А. С. Пушкин.

Учитель:

А где жила золотая рыбка в сказке?

Учащиеся:

В море - океане.

Учитель:

Правильно. Вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется первая рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа

Цель: расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки», совершенствование диалогической речи.

Учитель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Учитель:

Кто это?

Учащиеся:

Золотая рыбка.

Учитель:

Как вы догадались?

Учащиеся:

Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Учитель:

Что делает золотая рыбка?

Учащиеся:

Она плавает.

Учитель:

Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Учащиеся:

Она очень красивая, сказочная.

Учитель:

Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Учащиеся:

Чтобы плавать.

Учитель:

Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

А чем питается золотая рыбка?

Учащиеся:

………..

Учитель:

Правильно её кормит человек сухим кормом.

Вы правильно ответили на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

7. Физкультурная минутка «Рыбка»

Цель: координация речи с движением, развитие подражательности, уточнение словаря по теме.

Учитель:

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

И в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

(Учитель прикрепляет рыбку)

8. Игра «Ловля рыбок»

Интереснее играть с несколькими детьми. В игру можно взять взрослых.
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Что делать с пойманными рыбками решайте сами.

(Учитель прикрепляет рыбку)

9. Изготовление ёлочной игрушки «Рыбка»

Учитель:

А сейчас я предлагаю каждому из Вас сделать свою золотую рыбку и отпустить её в аквариум.

(Если дети хорошо подготовлены, то они сами по шаблону делают рыбку, если подготовлены слабо, то учитель вырезает заготовки деталей сам, а дети только склеивают рыбку).

План работы:

    Обводим и вырезаем одну деталь туловища из двухцветной жёлтой бумаги.


    Обводим и вырезаем две детали глаза (чёрным или синим цветом)

    Склеиваем рыбку.

Учитель:

А теперь мы наших рыбок отпустим в наш аквариум.

(Дети прикрепляют своих рыбок)

10. Игра с кубиком «Назови ласково».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.

Учитель:

Встаньте в круг. Поиграем с цветным мягким кубиком. Я буду бросать вам кубик, и называть слова, а вы будете ловить кубик и называть это слово ласково.

Учитель – учащийся:

рыба - рыбка

11.Разминка для пальцев:

Учитель:

    вращение кистей;

    сжимание и разжимание пальцев в кулак;

    «погладим котёнка» поглаживающие движения рук;

    «кольцо» соединяем большой и указательный пальцы;

    ладонь – ребро – кулак;

    «расслабление» опустить руки вниз, встряхнуть их.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

12.Обведи по контуру и раскрась

Цель: развитие мелких мышц руки, ориентировки в пространстве.

Учитель:

Ребята, сколько здесь рыбок?

Учащиеся:

На картинке две рыбки.

Учитель:

В какую сторону плывут рыбки?

Учащиеся:

Одна рыбка плывёт влево, а другая вправо.

Учитель:

Обведите рисунок по контуру.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт влево, раскрасьте жёлтым и красным цветом.

(Дети выполняют задание)

Рыбку, которая плывёт вправо, раскрасьте синим и зелёным цветом.

(Дети выполняют задание.)

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

13. Игра «Найди двух одинаковых рыбок»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

(Учитель в аквариум добавляет рыбку)

14. Игра «Аквариум»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

(В данной игре дети могут подойти к доске, посчитать, показать предметы)

Учитель:

Ребята, посмотрите, сколько рыбок появилось в нашем аквариуме.

Учащиеся:

Учитель:

Какие по размеру в нашем аквариуме рыбки?

Учащиеся:

Большие и маленькие.

Учитель:

Сколько здесь маленьких рыбок?

Учащиеся:

…….

Учитель:

Сколько здесь больших рыбок?

Учащиеся:

Учитель:

Ребята, а каких рыбок больше?

Учащиеся:

Маленьких рыбок больше.

Учитель:

А на сколько маленьких рыбок больше, чем больших?

Учащиеся:

……..

Учитель:

Покажите рыбок, которые плывут влево.

Вправо.

Покажите рыбок, которые плавают вверху аквариума.

На дне аквариума.

15.Игра «Удочка»

Игра "Удочка" проводится так. Дети становятся в круг - это рыбки, в центре рыбак, в руках у него верёвочка с мешочком на конце или скакалка, он раскручивает верёвочку, а дети прыгают. Кого задел, тот пойман и выходит из игры.

(Учитель прикрепляет рыбку)

16.Итог занятия

Цель: оценка работы детей.

Учитель:

С кем вы познакомились сегодня?

Учащиеся:

С золотой рыбкой.

Учитель:

Какая она?

Учащиеся:

Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Учитель:

Где она живет?

Учащиеся:

В аквариуме.

Учитель:

Что она делает?

Учащиеся:

Она плавает в аквариуме и радует нас.

Учитель:

Чем её можно кормить?

Учащиеся:

Сухим кормом.

17. Рефлексия

Учитель:

Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

А теперь выберите такой смайлик, с каким настроением вы уходите с занятия.



(Ребята выбирают смайлики и вывешивают их на доску)

Используемые источники:

Источники информации:

Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни ребёнка в школе. Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.

Журнал «Начальная школа», № 5, 1998 год, с.96-98

Загадка об аквариуме

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Игра «Ловля рыбок»

Картинки:

Золотая рыбка в аквариуме

Рыбки для раскрашивания

Смайлик 2

Шаблоны и изделие «Золотая рыбка» авторские

Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель: Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)

Конспект занятия в старшей группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

Конспект занятия «Аквариумные рыбки»

Цель : пополнить знания детей о внешнем виде рыб, о среде их обитания; активизировать соответствующий словарь, вызвать у детей желание узнать больше о рыбах, наблюдать их (в уголке природы), ухаживать за ними; напомнить способ классификации предметов.

Задачи: учить детей называть некоторые виды рыб

Предварительная работа: воспитатель организует наблюдение за рыбками и уход; рассказывает об аквариумных рыбах и рыбах, живущих в водоёмах.

Материалы: иллюстрации, предметные картинки, презентация о рыбах.

Ход занятия.

Воспитатель демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображениями рыб: телескопа, вуалехвоста, гуппи, меченосца, карася, щуки, сома и др., и среди них картинку с изображением воробья. Предлагает детям взглянуть на картинки и догадаться, кто тут лишний. Спрашивает, как они определили, что лишний воробей.

Педагог убирает картинку с воробьём. Просит детей назвать рыб и дать краткое описание внешнего вида каждой. Даёт образец высказывания: «Эта толстая, усатая, немного похожая на кита, рыба называется сом». Или «Рыбка с толстым туловищем и длинными, лёгкими, свисающими плавниками и хвостом называется вуалехвост».

Спрашивает, какая, по мнению детей, рыба самая красивая, самая некрасивая, самая большая, самая маленькая. Задаёт новый вопрос: «Рыбы такие разные, так непохожи друг на друга! Почему же их называют одним словом – рыбы?» Дети называют общие признаки рыб. (Все они живут в воде. Имеют голову, туловище, хвост, плавники; на голове рот, глаза и жабры).

А теперь отгадайте загадку, - предлагает педагог. – «У родителей и деток вся одежда из монеток». «кто это?» (рыбы). А монетки – это? (Чешуя). Серебряные или золотые монетки? (И те, и другие).

У многих живых существ есть туловище, хвост, голова, глаза, рот. Но не у всех плавники и жабры. Давайте поговорим о их назначении. Необходимы ли рыбам жабры? Да, рыбы дышат жабрами. Видно, как жабры приоткрываются и закрываются. А плавники? Правильно, рыбы плавают с помощью плавников. Шевелят плавниками и плывут. Плавник…плавать. А хвост, как руль, помогает им поворачивать влево -вправо.

А есть ли у рыб шея? Верно, нет шеи. Голова сразу переходит в туловище. Поэтому рыба поворачивается всем корпусом, не всегда видит корм.

Педагог цитирует отрывок из стихотворения И.Токмаковой:

«..Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рубка, где ты спишь?»

Спрашивает, где же спит рыбка и как (спит у дна или среди растений, чуть шевеля плавниками, с открытыми глазами).

Воспитатель группирует картинки, отделяя аквариумных рыб от рыб живущих в открытых водоёмах. Спрашивает, не догадались ли дети, почему она отделила одних рыб, живущих в прудах и озерах. Интересуется, кто из ребят видел рыб в реке или озере. Просит рассказать, как они их заметили, как рыбы выглядели (2-3 ответа).

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.