Нарушение привязанности у взрослых. Типы нарушенной привязанности

Пессимизм, жалость к себе и отсутствие веры может быть симптомами состояния, которое называется расстройство привязанности. Оно начинается в детстве и становится частью своей личности в зрелом возрасте, если не избавиться от этого.

Реактивное расстройство привязанности у взрослых является проблемой, которое начинается в самые впечатлительные годы детства и проявляется в течение долгого времени взрослой жизни, в гораздо тяжелой форме. Причиной этого может быть пренебрежение родителями, отделение от родителей из-за смерти или развода, или физическое или сексуальное насилие в детстве. Из-за этих обстоятельств, у детей постепенно развивается чувство отрешенности.

Они не в состоянии сформировать длинные и прочные отношения и найти доверие даже среди близких. Если не устранить в нужное время, это будет продолжаться в зрелом возрасте, и в конечном итоге станет серьезным психологическим расстройством. К счастью, лечение возможно в определенной степени посредством консультирования и является чрезвычайно важным, просто потому, что это отношения, которые формируют важные связи в жизни.

Кроме того, симптомы этого расстройства могут стать достаточно серьезным в будущем, чтобы привести к опасному, самоубийственному поведению. Наличие всего одного симптома или симптома в течение короткого периода времени, не может быть достаточным доказательством на наличие этого условия.

Импульсивность: взрослые с расстройством привязанности предаются импульсивному поведению, о котором они могут сожалеть позже.

Отрицательное и провокационное поведение: это условие создает общий негативный настрой и приводит к провокационному поведению, что злит других вместе с собой.

Желание по контролю: лица имеют сильное желание контролировать свое окружение и манипулировать людьми и событиями вокруг себя. Они могут использовать средства, такие как ложь, обман, и даже кражу, чтобы контролировать.

Устойчивость к любви и руководству: естественный симптом расстройства привязанности является отсутствие возможности сопереживания или сочувствия к кому-либо. Люди, которые страдают от этого расстройства, также сталкиваются с трудностями в предоставлении и получении любви и привязанности от других. Они не в состоянии развивать чувства близости. Они также отказываются принимать общие советы и рекомендации от других.

Отсутствие доверия: наряду с отсутствием способности сопереживать, такие лица не в состоянии развить доверительные отношения с другими, независимо от их близости с человеком.

Гнев и агитации: взрослые, страдающие расстройством привязанности глубоко печальные и подавленные в течение какого-то времени и чувствуют себя изолированными. Они скрывают эти черты показывая гнев открыто или тайно. Гнев отображается через разрушительное, жестокое и враждебное поведение, и такие лица могут часто спорить с теми, кто не согласен с ними.

Поверхностные

Положительные черты: другая сторона медали в том, что, несмотря на вышеуказанные симптомы, с людьми, которые страдают от этого расстройства, можно интересно и занимательно поговорить.

Наркомания: взрослые, страдающие расстройством привязанности, могут баловаться токсикоманией — алкоголь и наркомания; они могут также страдать от пристрастия к азартным играм.

Беспомощность: из-за симптомов изоляции и депрессии, лица, чувствуют себя беспомощными.

Отсутствие ответственности: это означает, что они отказываются принимать на себя ответственность за их негативные действия и не в состоянии справиться с конфликтом.
Путаница: такие люди всегда путают, недоумевают и одержимы найти ответы на свои вопросы. Эта путаница приводит к общей нехватки концентрации.

Взрослые, которые страдают от расстройств крепления наиболее часто испытывают страх и печаль. Они глубоко желают любви и привязанности, но не в состоянии эффективно изобразить эти желания. Негативный опыт в детстве приводит их в отрицание, и они не в состоянии понять эмоции, такие как любовь и привязанность. Такие люди требуют передовых терапевтических методов.

К новой семье© проект

Реактивное расстройство привязанности (RAD) - это нарушение способности формировать близкие и доверительные взаимоотношения.

Дети с таким диагнозом страдают от неспособности любить и быть любимыми. Они могут так сильно отравлять отношения в нормальной, здоровой семье, что страдают все ее члены. Они прекрасные манипуляторы, причем их воздействие тонко и умно направлено на каждого члена семьи. Посторонним чрезвычайно трудно понять боль и гнев родителей, жалующихся на поведение ребенка, поскольку на людях такие дети - само очарование.

Недостаток связи с окружающими проявляется в форме жестокости по отношению к другим людям и животным, в которую бывает даже трудно поверить.
Кроме того, дети с нарушением привязанности избегают зрительного контакта, если не лгут; враждебно настроены к окружающим; обвиняют других в собственных ошибках или проблемах; испытывают недостаток доверия, жалости и совестливости; у них нарушено речевое развитие и часто возникают проблемы с учебой, свидетельствующие об общем отставании в развитии; они воруют, идентифицируют себя с отрицательными персонажами и темной стороной жизни в целом; могут наносить себе раны и зачастую обладают высоким болевым порогом. Они избегают тактильных контактов; занимают защитную позицию; расположены к несчастным случаям; их тянет к огню и крови; они стремятся все контролировать; стараются привлечь к себе внимание; проявляют повышенный интерес к сексуальной сфере жизни; страдают энурезом и энкопрезом. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «реактивное расстройство привязанности», у него не обязательно должны присутствовать все перечисленные выше формы поведения. Также некоторые симптомы наблюдаются у детей, имеющих проблемы с привязанностью, но не страдающих RAD. Способность формировать привязанность, устанавливать здоровые взаимоотношения с другими людьми и существование во взаимных связях с окружающими делает каждого человека частью сообщества людей.

Симптомы проблем с привязанностью, как правило, становятся очевидными в возрасте до пяти лет. Привязанность к матери (главному опекуну) зарождается в ее чреве и происходит на неврологическом, психологическом и эмоциональном уровне. Это время, когда мать - единственный человек, который изо дня в день заботится об удовлетворении потребностей малыша в пище, комфорте, любви и утешении. Когда у ребенка обнаруживаются описанные выше формы поведения, необходимо обратить внимание на возможные «провалы» в ранней истории формирования связи между матерью и младенцем. Имеется в виду, например, расставание с матерью вследствие усыновления, смерть матери; госпитализация ребенка или матери; частые перемещения ребенка или часто меняющиеся опекуны; эмоциональная холодность опекуна во время психической или физической болезни ребенка; хроническая боль, например, колики или инфекции уха; плохое обращение или заброшенность; пренатальная наркотическая зависимость; жестокое отношение родителей после рождения; или жестокая обстановка дома. Обычно присутствует комбинация факторов, которые заставляют ребенка с недоверием относиться к другим людям, особенно взрослым - авторитетным фигурам, какими являются родители.

В агентствах по усыновлениям будущим родителям часто задают вопрос: «Сможете ли вы любить ребенка, который не будет отвечать вам взаимностью?» Дети с расстройством привязанности не могут отвечать на любовь любовью без предварительного специального ухода и терапевтического вмешательства.

Решиться усыновить ребенка старшего возраста, пережившего провалы в развитии привязанности в течение первых трех лет жизни, значит заглянуть в себя и спросить: «Смогу ли я, прежде всего, быть такой матерью, в которой нуждается мой ребенок, и только потом такой матерью, которой хочу быть я сама? Готова ли я учиться, осваивая терапевтические стратегии, которые помогут мне приблизить к себе моего ребенка? Готова ли я просить о помощи?»

Иногда глубина проблем с привязанностью остается скрытой от родителей до тех пор, пока они не попытаются наладить с сыном или дочерью те близкие отношения, на которые они рассчитывали, усыновляя его или ее. Жизнь с ребенком, воспринимающим в штыки каждый контакт, может истощить силы родителей очень быстро. Гнев и депрессия - обычные явления, в результате которых усыновители, в конце концов, обращаются за помощью. Однако взрослых можно научить, как сблизиться с детьми, которым нужно научиться любить. И эти дети способны понять, что любовь необязательно приносит боль. Только все это потребует времени.

Родители, четко оценивающие реальные возможности своего ребенка, имеют наибольшие шансы на успех при установлении с ним близких отношений. Разумные ожидания и чувство юмора - отличные помощники в попытках помочь ребенку установить связь с взрослыми. Дети с расстройством привязанности уже любили однажды, но не получили ответной любви, на которую надеялись. Их потребности не находили удовлетворения в первые годы их жизни. Они привыкли сами контролировать свою жизнь, то есть привыкли делать то, к чему большинство из нас приходит к 18-22 годам. Зависеть от кого-то, устанавливать с кем-то контакт и кого-то любить, по мнению этих детей, значит умереть. Отрицание любви заботливых приемных родителей - единственный способ выжить.

Если вы хотите усыновить ребенка старшего возраста, вы должны знать о здоровом развитии привязанности, тогда ее расстройство будет выявлено вовремя и ребенок получит подходящее лечение с применением терапевтических родительских тренингов.

Перевод Натальи Ран
(What is Reactive Attachment Disorder?) М.Лайза Райли (M. Lisa Riley)

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы. Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром , клиническим психологом . Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога , эндокринолога , отоларинголога , офтальмолога .
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма , острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • . Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия . Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • . Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства. Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия. Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

I. Общие особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Кратко формулируя особенности детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:

1. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического, вербального и др.), низкой эрудиции и т.д. Причины низкого интеллектуального развития могут быть различны: от нарушения нормальной работы мозга, до отсутствия нормальной образовательно-воспитательной среды (педагогическая запущенность). Отсутствие должного внимания к интеллектуальному развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе.

2.Совместная деятельность и общение детей со сверстниками. В игре дети менее внимательны к действиям и состояниям партнера, часто вовсе не замечают обиды, просьбы и даже слез сверстника. Находясь рядом, играют порознь. Либо все играют со всеми, но совместные игры носят, в основном, процессуальный характер; отсутствует ролевое взаимодействие в игре; даже включаясь в какой-либо общий сюжет, дети действуют от себя, а не от лица ролевого персонажа. По операционному составу (по совершаемым действиям) такая деятельность очень напоминает ролевую игру, но по субъективному, психологическому содержанию существенно отличается от нее. Контакты в игре сводятся к конкретным обращениям и замечаниям по поводу действий сверстника (дай, смотри, подвинься и т.д.).

3.Проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. Дошкольники уже хорошо знают о своей принадлежности к полу, стремятся утвердить себя как мальчика или девочку, в этом они мало отличаются от детей, воспитывающихся в семье. Однако качественно половая идентификация имеет существенные отличия. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы.

4.Проблемы нравственного развития личности воспитанников. Проблемы нравственного развития начинаются с младшего школьного возраста и проявляются чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

5.Социализация детей –сирот. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников.

6.Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе.

Несмотря на наличие некоторых общих особенностей, характеризующих психическое развитие детей-сирот, следует иметь в виду, что в качестве субъекта психолого-педагогического сопровождения они представляют собой достаточно условную группу, внутренне дифференцированную. По существу, единственным основанием, позволяющим объединить воспитанников детских домов, является депривационный синдром. При этом, каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, психолого-педагогическое сопровождение психического развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, может носить только индивидуальный характер.

Также большое влияние на личность ребенка оказывает тот факт, что он развивается в условиях депривации.

II. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Психологические проблемы в развитии, как детей, так и взрослых чаще всего возникают в связи с переживанием ими лишений или потерь. Термин «депривация» используется в психологии и медицине, в обиходной речи означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

В зависимости от лишений человека выделяют различные виды деприваций – материнскую, сенсорную, двигательную, психосоциальную и другие. Охарактеризуем кратко каждый из названных видов деприваций и покажем, какое влияние оказывают они на детское развитие.

Материнская депривация . Нормальное развитие ребенка в первые годы жизни связано с постоянством ухода за ним как минимум одного взрослого человека. В идеале – это материнский уход. Однако наличие другого заботящегося о малыше человека при невозможности материнского ухода также позитивно отражается на психическом развитии младенца. Нормативное явление в развитии любого ребенка – формирование привязанности к взрослому человеку, ухаживающему за ребёнком. Такую форму привязанности в психологии называют материнской привязанностью. Различают несколько типов материнской привязанности – надежную, тревожную, амбивалентную. Отсутствие или нарушение материнской привязанности, связанное с насильственным отделением матери от ребенка, приводит к его страданию и негативно отражается в целом на психическом развитии. В ситуациях, когда ребенок не разлучен с матерью, но недополучает материнскую заботу и любовь, также имеют место проявления материнской депривации. В формировании чувства привязанности и защищенности определяющее значение имеет телесный контакт ребенка с матерью, например, возможность прижаться, ощутить теплоту и запах материнского тела. По наблюдениям психологов, у детей, живущих в негигиенических условиях, зачастую испытывающих голод, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, не возникает соматических расстройств. Вместе с тем, даже в самых лучших детских учреждениях, обеспечивающих правильный уход за младенцами, но не дающих возможности телесного контакта с матерью, встречаются соматические расстройства у детей.

Материнская депривация формирует тип личности ребенка, характеризуемый безэмоциональностью психических реакций. Психологи различают характеристики детей, от рождения лишенных материнского ухода и детей, насильственно отделенных от матери после того, как эмоциональная связь с матерью уже возникла. В первом случае (материнская депривация от рождения) формируется устойчивое отставание в интеллектуальном развитии, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В случаях разрыва с матерью после сложившейся привязанности у ребенка начинается период тяжелых эмоциональных реакций. Специалисты называют ряд типичных стадий этого периода – протест, отчаяние, отчуждение. В фазе протеста ребенок предпринимает энергичные попытки вновь обрести мать или человека, осуществляющего уход. Реакция на разлуку в этой фазе преимущественно характеризуется эмоцией страха. В фазе отчаяния ребенок проявляет признаки горя. Ребенок отвергает всяческие попытки ухода за ним других людей, длительное время безутешно горюет, может плакать, кричать, отказываться от пищи. Стадия отчуждения характеризуется в поведении маленьких детей тем, что начинается процесс переориентации на другие привязанности, что способствует преодолению травмирующего действия разлуки с близким человеком.

Сенсорная депривация. Пребывание ребенка вне семьи – в интернате или другом учреждении зачастую сопровождается переживанием им недостатка в новых впечатлениях, называемого сенсорным голодом. Обедненная среда обитания вредна для человека любого возраста. Исследования состояний спелеологов, подолгу находящихся в глубоких пещерах, членов экипажей подводных лодок, арктических и космических экспедиций (В.И.Лебедев) свидетельствуют о значительных изменениях в общении, мышлении и других психических функциях взрослых людей. Восстановление нормального психического состояния для них связано с организацией особой программы психологической адаптации. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, свойственно резкое отставание и замедление всех сторон развития: неразвитость двигательных навыков, неразвитость или несвязанность речи, торможение умственного развития. Еще великий русский ученый В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца жизни ребенок ищет новые впечатления. Бедная стимульная среда вызывает безучастность, отсутствие реакции ребенка на окружающую его действительность.

Двигательная депривация. Резкое ограничение возможности движения в результате травм или болезней обуславливает возникновение двигательной депривации. В нормальной ситуации развития ребенок ощущает свою способность влиять на окружающую среду посредством собственной двигательной активности. Манипулирование игрушками, указательно-просительные движения, улыбка, крик, произнесение звуков, слогов, лепетание – все эти действия младенцев дают им возможность на собственном опыте убеждаться в том, что их влияние на окружение может иметь осязаемый результат. Эксперименты с предложением младенцам различных видов подвижных конструкций показали четкую закономерность – возможность ребенка управлять движением предметов формирует у него двигательную активность, невозможность воздействовать на движение игрушек, подвешенных к колыбели, формирует двигательную апатию. Неспособность изменять окружающую среду обуславливает возникновение фрустрации и связанных с ней пассивности или агрессии в поведении детей. Ограничения детей в их стремлении бегать, лазать, ползать, прыгать, кричать приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Значимость двигательной активности в жизнедеятельности человека подтверждается примерами экспериментальных исследований взрослых людей, которые отказываются от участия в экспериментах, связанных с длительной неподвижностью, несмотря даже на предлагаемые последующие вознаграждения.

Эмоциональная депривация. Потребность в эмоциональном контакте – одна из ведущих психических потребностей, оказывающих воздействие на развитие психики человека в любом возрасте. «Эмоциональный контакт становится возможным только тогда, когда человек способен к эмоциональному созвучию с состоянием других людей. Однако при эмоциональной связи существует двусторонний контакт, в котором человек чувствует, что является предметом заинтересованности других, что другие созвучны с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей, окружающих ребёнка, не может быть эмоционального контакта».

Специалисты отмечают ряд существенных особенностей появления эмоциональной депривации в детском возрасте. Так, присутствие большого количества разных людей ещё не закрепляет эмоционального контакта ребёнка с ними. Факт общения с множеством разных людей часто влечет за собой возникновение чувств потерянности и одиночества, с которыми у ребёнка связан страх. Это подтверждают наблюдения за детьми, воспитанными в домах ребенка, у которых обнаруживается отсутствие синтонности ((греч. syntonia со звучность, согласованность) — особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью) по отношению к окружающей среде. Так, переживание совместных празднований детей из детских домов и детей, живущих в семьях, оказывало на них различное воздействие. Дети, лишенные семейного воспитания и связанной с ним эмоциональной привязанности, терялись в ситуациях, когда их окружало эмоциональное тепло, праздник производил на них гораздо меньшее впечатление, чем на эмоционально контактных детей. После возвращения из гостей, дети из детских домов, как правило, прячут подарки и спокойно переходят к привычному образу жизни. Семейный ребенок обычно долго переживает праздничные впечатления.

III. Привязанность. Типы нарушенной привязанности.

Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. И вопрос этот непростой. Ведь ребенок, попадающий в новую семью, имеет, как правило, негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами новой семьи. Чтобы лучше понять, что же происходит с таким ребенком и как помочь ему наладить полноценную жизнь полезно обратиться к научным фактам.

Проявления привязанности

Привязанность формируется у младенцев примерно с 6 месяцев. Первым ее объектом является опекун ребенка, чаще всего, его мать. Позже (через 1-2 месяца) круг расширяется, в него входят отец ребенка, бабушки, дедушки и другие родственники. К человеку, являющемуся объектом привязанности, младенец обращается за утешением и защитой чаще, чем к другим людям, в его присутствии чувствует себя спокойней в незнакомой обстановке. О том, что сформировалась привязанность к определенному человеку (родителю) свидетельствуют следующие признаки:

  • ребенок отвечает улыбкой на улыбку;
  • не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом;
  • стремится быть ближе к взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную гавань»;
  • принимает утешения родителей;
  • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании;
  • переживает положительные эмоции, играя с родителями;
  • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей.

Стадии формирования привязанности

Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий:

  • Cтадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) – младенцы уже выделяют мать среди окружающих объектов, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый. Этот период также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу – ребенок следит глазами, цепляется и улыбается произвольному человеку.
  • Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) – на этой стадии происходит формирование и закрепление первичной привязанности к матери. Малыш протестует, если его разделяют с мамой, и беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых людей.
  • Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.) – ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям. Тем не менее, мать продолжает быть основной фигурой привязанности – ребенок использует ее в качестве «надежной базы» для своих исследовательских действий. Если понаблюдать за поведением малыша в этот момент, то мы увидим, что, чем бы тот ни занимался, он постоянно держит маму в поле своего зрения и, если кто-то заслоняет ему ее, то он обязательно перемещается так, чтобы вновь ее видеть.

В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности. Психологами условно выделены следующие типы:

1. Тревожно-амбивалентная привязанность . У детей такое нарушение проявляется в переживании ими тревоги и чувства незащищенности из-за того, что родители демонстрировали противоречивое или слишком назойливое поведение по отношению к ним. Эти дети сами ведут себя непоследовательно – они то ласковы, то агрессивны. Они постоянно «цепляются» за родителей, ищут «негативного» внимания, провоцируя на наказания. Такая привязанность может сформироваться у ребенка, мать которого демонстрирует неискренние эмоции в отношении него. Например, не принимая малыша, мать стыдится своих чувств к нему и намеренно демонстрирует любовь. Часто она сначала подтверждает потребность в контакте с ребенком, но, как только он отвечает ей взаимностью, она отвергает близость. В другом случае, мать может быть искренней, но непоследовательной – она, то чрезмерно чувствительна и ласкова, то холодна, недоступна или даже агрессивна по отношению к ребенку без объективных причин. Как правило, в таких случаях невозможно понять поведение матери и приспособиться к нему. Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто тревожится по поводу доступности матери, «цепляется» за нее.

2. Дети с избегающей привязанностью довольно замкнуты, недоверчивы, сторонятся близких отношений с другими людьми и производят впечатление очень независимых. Родители таких детей проявляли эмоциональную холодность с ними в общении; часто были недоступны, когда их участие было необходимо; в ответ на обращение к ним ребенка прогоняли его или наказывали. В результате такого негативного подкрепления малыш учился больше не проявлять открыто своих эмоций и не доверять окружающим. Чтобы избежать негативных чувств и защитить себя от непредсказуемых последствий такие дети стараются избегать близости с другими.

3.Наиболее неблагополучный тип – дезорганизованная привязанность . Дезорганизованная привязанность характерна для детей, эмоциональные потребности которых не удовлетворялись родителями или родители реагировали на них неадекватно, часто проявляли жестокость. Если такой ребенок сначала и обращался за эмоциональной поддержкой к родителям, то в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, подвергшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

В рамках клинической психиатрии раннего возраста выделяют определенные критерии расстройства привязанностей (МКБ-10). Психиатры считают, что возникновение клинического расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии они относят двойственный тип привязанности – небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно-патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей – реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально-психологическим, личностным расстройствам, затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду и школе.

В исследованиях показано, что указанные проявления нарушений привязанности могут носить обратимый характер и не сопровождаться значительными интеллектуальными нарушениями.

Развитие привязанности в условиях приемной семьи

Все без исключения дети нуждаются в формировании благополучной эмоциональной привязанности к своим родителям. Однако, для детей, попавших в семью из детского дома, этот процесс протекает с большими сложностями. Эмоциональные отношения между ребенком и его кровным родителями складываются, в том числе, и благодаря биологической связи. Такой связи между приемными родителями и ребенком нет. Однако, это не значит, что благополучная эмоциональная привязанность между ними не может быть установлена. Напротив, при определенных усилиях и большом терпении это возможно. Чтобы справиться со сложностями в эмоциональном развитии приемного ребенка необходимо, прежде всего, понимать, в чем эти сложности заключаются.

Как показывают исследования, практически все дети из детского дома, даже те, кого усыновили в младенческом возрасте, имеют проблемы с формированием привязанности к приемным родителям. Это происходит оттого, что надежная привязанность формируется в том случае, когда опекающее лицо своевременно отзывается на нужды ребенка, что создает у него чувство стабильности и безопасности. В том случае, если отношения с этим лицом прерываются, то отношения надежной привязанности разрушаются. В детском доме за ребенком ухаживает, как правило, несколько людей, которые больше внимания уделяют режимным моментам, чем актуальным потребностям. Приемные родители, в свою очередь, являются незнакомцами для приемного ребенка, и установление отношений истинной привязанности устанавливаются между ними не сразу, этот процесс длится месяцы и годы. Но родители могут сделать его более скорым и эффективным.

Наиболее благоприятным периодом для усыновления является возраст до 6 месяцев, так как привязанность еще не сформировалась, и малыш не будет так остро переживать разлуку как ребенок более старшего возраста. В целом, по мнению многочисленных исследователей практики усыновления, здоровую привязанность у детей в приемной семье легче сформировать в том случае, если ребенок был надежно привязан к своим кровным родителям (или заменяющему их опекуну). Однако, не всегда история развития воспитанника детского дома бывает благополучной до момента его усыновления. Часто дети до помещения в сиротское учреждение росли в неблагополучных семьях.

Среди причин, осложняющих развитие надежной привязанности детей-сирот, исследователи называют следующие:

  • Разлука с родителями и помещение в детский дом.
  • Ситуация смерти родителя или заботящегося о нем человека, особенно насильственной.
  • Нарушение взаимоотношений в семье и развитие ненадежной привязанности. Ребенок, с нарушениями привязанности, возникшими в родительской семье, с большим трудом способен привязаться к новым родителям, так как он не имеет благоприятного опыта построения отношений со взрослым человеком.
  • Усыновление одного ребенка после того как произошло формирование привязанности к другому родителю или старшему ребенку в семье.
  • Пренатальное употребление матерью алкоголя и наркотиков.
  • Насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое). Дети, которые подвергались жестокому обращению в течение раннего возраста, могут ожидать подобного обращения в новой семье и проявлять некоторые из уже привычных стратегий, чтобы справиться с этим.
  • Нервно-психические заболевания матери.
  • Наркотическая или алкогольная зависимость родителей.
  • Госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили.
  • Педагогическая запущенность, пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.

Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка

Риск возникновения нарушений привязанности возрастает в том случае, если перечисленные факторы имеют место в течение первых двух лет жизни человека, а также, когда несколько факторов сочетаются между собой.

Проявления нарушения привязанности можно определить по ряду признаков.

  1. Сниженный фон настроения. Вялость. Настороженность. Плаксивость.
  2. Устойчивое нежелание вступать в контакт с окружающими, выражающееся в том, что ребенок избегает контакта глаз, незаметно наблюдает за взрослым, не включается в предложенную взрослым деятельность, избегает тактильного контакта.
  3. Агрессия и аутоагрессия.
  4. Стремление обратить на себя внимание плохим поведением, демонстративным нарушением правил, принятых в доме.
  5. Провокация взрослого на нехарактерную для него яркую эмоциональную реакцию (гнев, потеря самообладания). Добившись такой реакции взрослого, ребенок может начинать вести себя хорошо. Для родителей в этом случае необходимо научиться чувствовать момент провокации и использовать свои способы совладания с ситуацией (например, посчитать до 10 или сказать ребенку, что не готов сейчас общаться).
  6. Отсутствие дистанции в общении со взрослыми. «Прилипчивость» к взрослому. Дети из детского дома часто демонстрируют прилипчивость к любому новому взрослому в своем окружении.
  7. Соматические нарушения.

Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть - являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей - прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.

Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка.

IV. Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Для понимания сущности адаптации и для правильной организации работы педагогов и патронатных воспитателей необходимо понимание динамики состояний ребенка, пережившего разрыв с семьей. Рассмотрим этапы переживания горя и потери :

  1. Шок и отрицание (главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю).
  2. Стадия гнева.
  3. Депрессия и вина (тревога, тоска, депрессия, вина).
  4. Завершающая стадия - принятие.

В целом, в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей, поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Однако если какие-либо из перечисленных выше проявлений сохраняются на более долгий срок, необходима помощь специалистов.

Вышеприведенное описание относится к сфере внутренних переживаний детей, столкнувшихся с проблемой разрыва близких отношений и необходимостью формирования новых привязанностей. При этом существует четкая динамика в процессе простраивания внешних отношений с теми людьми, которые заботятся о ребенке, и становятся для него близкими, в той или иной степени заменяя родителей.

Для того, чтобы преодолеть негативные последствия разрыва с родителями, ребенку необходимы определенность и чувство безопасности, физическая забота, утешение. Базисное чувство безопасности, определяемое качеством привязанности, определяет степень адаптации ребенка и влияет на уровень общего психического развития (Бардышевская, Максименко). Потребность ребенка в безопасности является базовой. Удовлетворение или фрустрация этой потребности зависит от стратегии воспитания, которую выбирает новая мать. Тревожный, не чувствующий безопасность ребенок, пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка. Особенности поведения замещающего взрослого во время общения с ребенком обуславливают качество формирующегося у него типа привязанностей, а сформированная привязанность способствует интенсивному и разностороннему психическому развитию (Андреева, Хаймовская, Максименко). Новым родителям нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Им необходимо внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять п амятные вещи и помогать в налаживании жизни и учебы. Родители детей с ненадежной привязанностью демонстрируют чрезмерное вмешательство в действия ребенка (нарушение границ), не учитывают его собственных желаний и потребностей и не отвечают на его запросы (Grossman). Нарушенное материнское отношение , неадекватная организация общения с ребенком, проявление матерью авторитаризма, отвержение, гиперопека или инфантилизация ребенка способствуют фрустрации его потребностей. Чрезмерная опека порождает инфантилизм и неспособность ребенка к самостоятельности, излишняя требовательность – неуверенность ребенка в себе, эмоциональное отвержение – повышенный уровень тревожности, депрессии, агрессии. Материнское отношение должно соответствовать потребностям развития ребенка. Э.Фромм обозначил как «гетерономное воздействие» отношение матери, противоречащее естественному росту ребенка, при котором свободное, спонтанное выражение желаний и потребностей ребенка подвергается различным ограничениям, что вызывает различные психические патологии. Э.Фромм исследовал и различие влияний привязанности ребенка к матери и к отцу на разных стадиях развития ребенка. Им показано, что по мере взросления привязанность к матери теряет значимость и после 6-и лет актуализируется потребность ребенка в отцовской любви и руководстве. «Развитие от привязанностей, концентрирующихся вокруг матери, к привязанностям, концентрирующимся вокруг отца, и их постепенное соединение образуют основу духовного здоровья и позволяют достичь зрелости. Отклонения от нормального пути этого развития составляют причину различных нарушений».

Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему (Ainsworth , Мухамедрахимов). Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов.