Основные части тела. Конспект ООД с презентацией в подготовительной к школе группе «Части тела человека

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

В данной статье вы сможете узнать, что такое области головы, как устроена эта часть тела и почему она вообще появилась в ходе эволюции? Начинается статья с самого простого - основных сведений об организации.

Что понимается под скелетом головы или, проще говоря, черепом? Это совокупность множества костей парных или нет, губчатых или смешанных. Череп содержит всего два больших отдела:

  • мозговой (полость, в которой расположен головной мозг);
  • лицевой (именно здесь берут начало некоторые системы, такие как дыхательная или пищеварительная; помимо этого, здесь можно обнаружить большее количество органов чувств).

Что касается мозгового отдела, то стоит упомянуть, что и эта область подразделяется на две:

  • его основание.

Эволюция

Важно знать, что далеко не всегда у позвоночных была такая крупная голова. Окунемся немного в прошлое. Эта часть тела появилась у древних позвоночных в ходе слияния первых трех сегментов позвоночника. До этого явления наблюдалась одинаковая сегментация. Каждый позвонок имел свою пару первого позвонка отвечали за обоняние, второго - за зрение, третьего - за слух. Со временем нагрузка на эти нервы нарастала, требовалось перерабатывать информации все больше и больше, что привело к утолщению этих сегментов, отвечающих за данные органы чувств. Так они слились в головной мозг, а объединение позвонков образовало мозговую капсулу (подобие черепа). Обратите внимание, что голова даже современного человека до сих пор делится на сегменты, из которых она образовалась.

Каковы же средние размеры головы взрослого человека? Длина - 17-22 см, ширина - 14-16 см, высота - 12-16 см, окружность - 54-60 см. Длина головы, как правило, больше ширины, поэтому она не круглая, а эллипсовидная. Очень интересно и то, что цифры (длина, ширина и высота) не постоянны, они то увеличиваются, то уменьшаются. И все это зависит от расположения человека.

Головной мозг

Прежде, чем перейти к изучению областей головы, стоит сказать, что голова не просто так считается самой важной частью тела. Ведь именно здесь расположены:

  • головной мозг;
  • органы зрения;
  • органы слуха;
  • органы обоняния;
  • органы вкуса;
  • носоглотка;
  • язык;
  • жевательный аппарат.

Сейчас мы немного подробнее узнаем о головном мозге. Что это такое и как он устроен? Этот орган образован из нервных волокон. Нейроны (это клетки мозга) способны контролировать работу всего организма человека путем вырабатывания электрического импульса. Всего можно наблюдать двенадцать пар нервов, контролирующих работу органов. Сигналы, подаваемые головным мозгом, доходят до своего адресата через спинной мозг.

Мозг все время находится в жидкости, что предотвращает его контакт с черепной коробкой при движении головы. Вообще у нашего мозга довольно-таки хорошая защита:

Жидкость, в которой "плавает" наш головной мозг и называется ликвором. Давление данной жидкости на орган принято считать внутричерепным давлением.

Также немаловажно и то, что работа головного мозга и органов, расположенных на голове, требует больших энергетических затрат. По этой причине мы можем наблюдать интенсивное кровообращение в данной области. Это:

  1. Питание: сонная и позвоночная артерии.
  2. Отток: внутренняя и наружная яремные вены.

Так в состоянии покоя, голова потребляет порядка пятнадцати процентов всего объема крови организма.

Череп и мышцы

Скелет головы (череп) имеет не менее сложное строение. Основная его функция - защита головного мозга от механического повреждения и других внешних воздействий.

Вся черепная коробка человека образована 23 костями. Они все неподвижны за исключением одной - нижней челюсти. Как уже говорилось ранее, здесь можно выделить два отдела:

  • мозговой;
  • лицевой.

Кости, относящиеся к лицевому отделу (всего их 15), могут быть:

  • парными - верхняя челюсть, небная кость, слезная, нижняя носовая раковина;
  • непарными - нижняя челюсть, сошник, подъязычная.

Парные кости мозгового отдела:

  • теменная;
  • височная.

Непарные:

  • затылочная;
  • лобная;
  • клиновидная;
  • решетчатая.

Весь мозговой отдел суммарно состоит из восьми костей.

Шейный отдел, к которому крепится черепная коробка, позволяет голове двигаться. Движение обеспечивается мышцами шеи. Но на самой голове так же имеются мышечные волокна, которые отвечают за мимику, одно исключение - жевательные мышцы, которые считаются самыми сильными в данной области.

Области головы

Вся голова условно делится на 13 областей. Там также отличают парные и непарные. И так, к непарным областям относят шесть из них.

  1. Лобная область головы (на ней заострено внимание в следующем разделе статьи).
  2. Теменная (подробная информация будет представлена вашему вниманию далее).
  3. Затылочная (рассматривается подробнее в отдельном разделе статьи).
  4. Носовая, которая полностью соответствует контуру нашего носа.
  5. Ротовая, так же соответствует контуру рта.
  6. Подбородочная, которая отделена от ротовой при помощи подбородочно-губной борозды.

Теперь переходим к перечислению семи парных областей. Сюда относят:

  1. Щечная область, отделенная от носа и рта при помощи носогубной борозды.
  2. Околоушно-жевательная (контуры околоушной железы и мышцы, отвечающие за жевательный рефлекс).
  3. Височная область головы (контуры чешуи височной кости, находится ниже теменной области).
  4. Глазничная (контур глазниц).
  5. Подглазничная (ниже глазниц).
  6. Скуловая (контур скул).
  7. Сосцевидная (эту кость можно обнаружить за ушной раковиной, которая, как бы, ее укрывает).

Лобная область

Сейчас переходим к подробному рассмотрению лобной области головы. Границы переднего отдела - носолобный шов, надглазничные края, заднего - теменная область, бока - височная область. Данный отдел захватывает даже волосистую часть головы.

Что касается кровоснабжения, то оно осуществляется за счет следующих артерий:

  • надблоковая;
  • надглазничная.

Они отходят от глазной артерии, которая является ветвью сонной. В данной области наблюдается хорошо развитая венозная сеть. Все сосуды этой сети образуют следующие вены:

  • надблоковые;
  • надглазничную.

Последние, в свою очередь, частично вливаются в угловую, а затем в лицевую вены. А другая часть уходит в глазную.

Теперь коротко об иннервации в лобной области. Эти нервы являются ветвями глазного и имеют названия:

  • надблоковые;
  • надглазничный.

Как не сложно догадаться, они проходят с одноименными сосудами вместе. Двигательные нервы - ветви лицевого нерва, имеющие название - височные.

Теменная область

Данная область ограничена контурами костей темени. Вы ее можете представить, если проведете проекционные линии:

  • перед - венечный шов;
  • зад - ламбдовидный шов;
  • бока - височные линии.

Кровоснабжению способствуют артериальные сосуды, являющиеся отростками теменных ветвей височной артерии. Отток - теменная ветвь височной вены.

Иннервация:

  • перед - конечные ветки надглазничного нерва и лобного;
  • бока - ушно-весочный нерв;
  • зад - затылочный нерв.

Затылочная область

Затылочная область головы находится ниже теменной, а ограничивается задней областью шеи. Итак, границы:

  • верх и бока - лабдовидный шов;
  • низ - линия между вершинами сосцевидных отростков.

Кровоснабжению способствуют артерии:

  • затылочная;
  • задняя ушная.

Иннервация осуществляется следующими видами нервов:

  • подзатылочный (двигательный);
  • большой затылочный (чувствительный);
  • малый затылочный (чувствительный).

Нервная система

В статье коротко уже рассказано о некоторых областей головы человека. Из таблицы вы узнаете более подробную информацию. Всего на голове содержится 12 пар нервов, которые отвечают за ощущения, выделение слез и слюны, иннервацию мышц головы и так далее.

Нерв Краткое пояснение
Обонятельный Оказывает влияние на слизистую носа.
Зрительный Он представлен миллионом (примерно) мельчайших нервных волокон, которые являются аксонами нейронов сетчатки глаза.
Глазодвигательный Выступает в виде мышц, двигающих глазное яблоко.
Блоковый Занимается нервированием косой мышцы глаза.
Тройничный

Это самый важный нерв, расположенный на нашей голове. Он выполняет иннервацию:

  • кожи;
  • глазного яблока;
  • конъюнктивы;
  • твердой мозговой оболочки;
  • слизистой носа;
  • слизистой рта;
  • определенной области языка;
  • зубов;
  • десен.
Отводящий Иннервация прямой мышцы глаза.
Лицевой

Иннервация:

  • всех мимических мышц;
  • заднего брюшка двубрюшной мышцы;
  • шилоподъязычной мышцы.
Преддверно-улитковый Является проводником между рецепторами внутреннего уха и головным мозгом.
Языкоглоточный

Занимается иннервацией:

  • мышц глотки;
  • слизистой глотки;
  • миндалин;
  • слуховой трубы;
  • вкусовых волокон языка;
  • парасимпатических волокон околоушной железы.
Блуждающий

Обладает самой обширной областью иннервации. Занимается иннервацией:

  • чувствительности неба и глотки;
  • двигательной способности неба и глотки;
  • гортани;
  • вкусовых рецепторов, расположенных на корне языка;
  • кожи ушей.
Добавочный Двигательная иннервация глотки, гортани, грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышцы.
Подъязычный Благодаря наличию данного нерва, мы можем шевелить языком.

Кровеносная система

Изучая анатомию головы, нельзя пройти мимо такой сложной, но очень важной темы, как кровеносная система. Именно она обеспечивает кровообращение головы, благодаря чему человек может жить (есть, дышать, пить, общаться и так далее).

Для работы нашей головы, а точнее для головного мозга, необходимо очень много энергии, что требует постоянного притока крови. Уже говорилось, что даже в состоянии покоя, наш мозг потребляет пятнадцать процентов всего объема крови и двадцать пять процентов кислорода, который мы получаем при дыхании.

Какие артерии занимаются питанием нашего головного мозга? В основном это:

  • позвоночные;
  • сонные.

Так же должен происходить и ее отток от костей черепной коробки, мышц, мозга и так далее. Это происходит благодаря наличию вен:

  • внутренняя яремная;
  • наружная яремная.

Артерии

Как уже говорилось, питанием головы человека занимаются позвоночные и сонные артерии, которые представлены в виде пар. Сонная артерия при этом является основой данного процесса. Она делится на 2 ветки:

  • наружная (обогащает наружную часть головы);
  • внутренняя (проходит в саму полость черепа и разветвляется, обеспечивая приток крови к глазам и другим отделам мозга).

Приток крови к мышцам осуществляется наружной и внутренней сонной артерией. Порядка 30 % питания мозга осуществляется позвоночными артериями. Базилярная обеспечивает работу:

Кровоснабжение головного мозга варьируется в зависимости от состояния человека. Умственные или психофизиологические перегрузки повышают данный показатель на 50 %.

Вены

Рассматривая анатомию головы человека, тяжело пройти мимо очень важной темы - венозного строения данной части тела. Начнем с того, что такое венозные синусы. Это крупные вены, которые собирают кровь от следующих частей:

Также можно встретить и другое их название, а именно - венозные коллекторы, которые располагаются между листами оболочки мозга. Выходя из черепной коробки, они переходят в яремную вену, идущую рядом с сонной артерией. Также можно отличить и наружную яремную вену, которая немного меньше и расположена в подкожной клетчатке. Именно здесь собирается кровь от:

  • глаз;
  • носа;
  • подбородка.

Если говорить обобщенно, то все, что выше перечислено именуется поверхностными образованиями головы и лица.

Мышцы

Если говорить предельно коротко, то все мышцы нашей головы можно разделить на несколько групп:

  • жевательные;
  • мимические;
  • свода черепа;
  • органов чувств;
  • верхней пищеварительной системы.

О выполняемых функциях можно догадаться и по их названиям. Например, жевательные делают возможным процесс пережевывания пищи, а вот мимические отвечают за мимику человека и так далее.

Очень важно знать, что абсолютно все мышцы, независимо от основного их предназначения, участвуют в речи.

Череп

Весь череп, образованный костями головы, делится на два отдела:

  • лицевой;
  • мозговой.

Первый находится между глазницами и подбородком, и образует начальные отделы некоторых систем организма (конкретнее - пищеварительной и дыхательной). Помимо этого, лицевой отдел является местом крепления некоторых групп мышц:

  • жевательных;
  • мимических.

Что расположено в данном отделе:

Особое внимание стоит уделить скуловой кости, которая является местом крепления основной массы мышц лица. Она расположена ниже глазницы и выполняет важную функцию - защита глаза и носа от механического повреждения.

Важно отметить и челюсть, представленную верхней парной костью и нижней непарной. Нижняя челюсть является единственной подвижной костью, к которой прикреплены сильные жевательные мышцы.

Обратим внимание и на межчелюстную область, которую также называют глубоким отделом лица. Ограничения:

Коротко о мозговом отделе, который призван защищать мозг и другие структуры, которые с ним связаны. Образован отдел 8 костями, основными являются:

  • затылочная;
  • теменная;
  • лобная;
  • височная.

Важно отметить, что черепная коробка не сплошная, она имеет пазухи и отверстия, позволяющие проникнуть нервам и кровеносным сосудам к мозгу. В основании черепа головы человека расположено затылочное отверстие, соединяющее полость черепа и позвоночный канал.

Головой называют часть тела человека, в которой расположен мозг и органы чувств. Передняя часть головы человека называется лицом. Голова соединяется с телом шеей, которая помогает голове поворачиваться и держать определенную позицию в пространстве.

Внешнее строение головы человека

сверху :

  • Лобно-теменная часть
  • Темечко
  • Теменно-затылочная часть

Анатомические области головы, если смотреть сбоку :

  • Висок (височная область) представляет собой парную анатомическую область головы между ухом и лбом. Данная область ограничена спереди, сверху и сзади верхней височной линией теменной кости, а внизу – скуловой дугой. Границы височной области соответствуют контурам височной мышцы, которые проявляются при сжатии зубов
  • Ухо . Ухо представляется собой сложный вестибулярно-слуховой аппарат, который воспринимает звуковые сигналы, управляет положением тела в пространства и способностью удерживать равновесие. Расположены уши в височных костях черепа, снаружи ограничены ушными раковинами. Выделяют три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо

  • Щека – парная боковая часть лица от скуловой дуги до нижнего края нижней челюсти
  • Скула

Анатомические области головы, если смотреть сзади :

  • Затылок

Анатомические области головы, если смотреть спереди :

    • Веки глаз (верхнее и нижнее веко, ресницы)
    • Роговица глаза – передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока
    • Глазной белок
    • Радужка глаза (радужная оболочка глаза) представляет собой тонкую подвижную диафрагму глаза с отверстие (зрачком) в центре. Радужка находится за роговицей, перед хрусталиком
    • Зрачок глаза – отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникают световые лучи.
  1. Переносица (носовая кость) – это часть носа, где кость соединяется с хрящом
  2. Кончик носа представляет собой самую крупную область в нижней части носа
  3. Крылья носа – две мягкие, округленные части носа (обычно они имеют треугольную форму), находятся по обе стороны от кончика носа
  4. Ноздри представляют собой отверстия в нижней части носа
  5. Носовая перегородка – это участок между ноздрями, который соединяется с нижней частью лица над верхней губой

    • Губы (верхняя и нижняя губа)
    • Полость рта
        • Десны (верхней и нижней челюсти)
        • Зубы (верхней и нижней челюсти: большие и малые коренные зубы, клыки и резцы). Зубы состоят из коронки (выдается над десной), шейки (охватывается десной) и корня (находится под десной, во внутренней части кости)
        • Язык
          • Нитевидные сосочки языка, которые расположены по всему телу языка
          • Грибовидные сосочки языка – расположены на спинке языка, ближе к краям, имеют форму шишковидных наростов (150-200 единиц)
          • Листовидные сосочки находятся в боковых отделах языка. Это 5-8 складок, разделенные бороздками
          • Сосочки, которые окружены валом, — находятся на границе между корнем и телом языка. Они большие, но выступают слабо
          • Уздечки языка – это складка слизистой оболочки от нижней поверхности языка до десен
        • Слюнные железы
        • Неба – верхняя стенки полости рта, которая состоит из двух частей:
          • Твердое небо
          • Мягкое небо
        • Гортань
  • Подбородок является самой нижней частью лица, которая расположена вниз от нижней губы.

У которого есть масса частей, которыми можно поразить врага. Большинство из них расположено на руках, но есть и другие, расположенные по всему телу.

Поражающие точки головы


Удар макушкой. Верхушка черепа не лучшее оружие человека, так как удар головой приводит к сильной перегрузке шеи, а она не у всех людей сильная часть тела. Удар макушкой головы можно увидеть в футболе или американском футболе. Такая атака может быть эффективной, если противник застигнут врасплох, а удар нанесен в брюшную полость или пах. Хотя если есть выбор, лучше наносить удар другой частью тела.

Удар лбом. Поражающая часть находится в центре лобной кости, примерно на 5 см. выше бровей. Лобная кость очень прочная, настоящий «щит» в передней части черепа, способный не только выдерживать сильнейшие удары, но и наносить поражающие удары. Если вы видели фильмы с Жераром Депардье, можно увидеть, что это излюбленный приём его героев. Одними уз лучших считаются удары по носу и рту, они вводят противника в шоковое состояние, обильное кровотечение может стать дополнительным фактором, способным переломить исход схватки.

Затылок. Затылочная кость менее крепкая и удобная для удара, но в критической ситуации можно нанести удар затылком по носу, лицу, рту человека, схватившего вас сзади. Этот удар может причинить значительную боль и позволит вам действовать дальше.

Ударные части головы.


Удар головой по касательной.


Варианты ударов головой.

Подбородок. Костяной кончик нижней челюсти очень сильная часть человеческого тела, как и челюсть. Но так как челюсть связана с органами равновесия, ее редко используют для ударов. Но подбородком можно надавить на какую-либо слабую часть противника.

Зубы человека. Обычно используют верхние и нижние резцы, но можно использовать и коренные зубы. Это весьма мощное оружие, способное внести перелом в исход схватки, например: можно укусить врага за палец, если вам зажимают рот.

Ум, голос, глаза. Иногда схватку можно предотвратить с помощью обычного разговора – найдя «общий язык» с потенциальным противником. Пример: один молодой человек попал в часть с весьма «нездоровой атмосферой», но довольно неплохо устроился, так как обладал обширным багажом в сфере знания различных историй, анекдотов и т. п., став «душой кампании». Резкий, громкий, акцентированный крик способен вызвать деморализацию противника – он действует даже на животных. Так, описаны случаи, когда медведи умирали от разрыва сердца(фактически испуга) при неожиданной встрече с женщинами, когда те испускали такой визг, что он ввергал их в испуг, панику. Некоторые люди могут создать такое выражение лица или глаз, что выводили человека из равновесия, «из колеи».

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.

Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

Развитие мимики и движений.

Воспитательные :

Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Человек – части тела».

Составила учитель 3 «Б» класса»

Караханова Наталья Валерьевна

Цель урока. Уточнить и закрепить понятие о частях тела и их гигиене. Закрепить знания об основных эмоциях.

Задачи.

Образовательные :

  • Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.
  • Побуждать детей к высказыванию. Усваивать название частей тела (голова, туловище, волосы, уши, глаза, нос, рот, брови, шея, руки, ноги, пальцы) и их роли в жизни человека.

Коррекционные :

  • Развитие мимики и движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание быть красивыми и здоровыми.

Оборудование: части тела человека из картона, предметные картинки – продукты, игра «Часть – целое».

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстративного материала об человеке, плакатов, схем; загадывание загадок; беседы о теле человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр.

Ход урока.

Учитель: К нам в гости пришла кукла Катя: «Здравствуйте дети».

Дети: Здравствуй.

Кукла: Я к вам в гости пришла. Все дети любят со мной играть. Говорят, что я похожа очень на человека. Неужели это так? Помогите мне ребята разобраться, чем же я похожа на человека?

Учитель. Ребята, мы с вами воспитанные люди?

Дети: Да.

Учитель; Давайте посадим гостью на удобное место, чтобы она посмотрела наш урок и постараемся ответить на ее волнующий вопрос, чем кукла Катя похожа на нас людей.

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

И всякие аборигены,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее их нет на свете.

Учитель: Все вроде разные на вид, Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот, Два уха, два глаза и нос. Но какими бы мы небыли разными, все равно похожи своим телосложением.

  • Упражнение «Часть – целое».

Целое – лицо человека. Части целого – глаза, уши, брови, рот, нос, волосы.

Учитель: Дети посмотрите на меня (учитель показывает на голову свою) – это что?

Дети: Голова.

Учитель Правильно. Покажите на себе, где у вас голова. А у куклы Кати есть голова?

Дети: Да (показывают дети на себе голову и на кукле).

Учитель: А какая голова круглая?

Дети: Да

Учитель: Посмотрите на столе лежат какие-то части. Найдите голову и прикрепите на доску. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель: Есть четыре помощника на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя:

Учитель показывает на глаза: Что это?

Дети: Глаза

Учитель: Покажите на себе глаза. (Учащиеся показывают). А у куклы Кати есть глаза?
Дети: Да. (показывают глаза на кукле).

Учитель: Разберемся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Так зачем человеку глаза?

Глаза тебе даны, чтоб видеть прекрасный мир вокруг нас (показ картинок радуги, солнца, вид из окна). А давайте зажмурим глаза. Откроем глаза, поморгаем глазами. (Дети выполняют упражнение). А теперь подойдем к частям тела найдем глаза и прикрепим к голове глаза. (Дети выполняют упражнение у доски). Молодцы!

Ребята посмотрите на меня (учитель показывает на брови у себя на лице) что это? Брови. Покажите у себя на лице брови. (Дети показывают). А у куклы Кати есть брови?

Дети: Да.

Учитель Покажите у куклы где брови. Возьмите брови из пособия «части тела» и прикрепите к голове брови, где они должны быть? Правильно, над глазами. (Дети выполняют задание). Молодцы! Ребята, когда мы удивляемся, то поднимаем брови. Поднимите брови от удивления. (Дети выполняют). А теперь отпустим. Когда мы грустим, брови нахмуриваем. Нахмурим брови. (Дети выполняют). Молодцы!

Учитель показывая на нос у себя на лице спрашивает: «Дети что это?»

Дети: Нос.

Учитель Зачем нос нужен человеку?

Есть носы прямые

Есть носы курносые

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

А нос нужен запах различать (дети с учителем нюхают цветы)

Покажите дети у себя, где у вас нос. (Учащиеся показывают). А куклы Кати есть нос?

Дети: Да

Учитель: Покажите у куклы где нос. (Дети показывают). Подойдите к пособию «части тела» возьмите нос и прикрепите к голове на доске, где уже у нас есть глаза и брови. Молодцы!

Учитель показывает на себе уши и спрашивает: Дети, посмотрите что это?

Дети: Уши

Учитель: Правильно. Покажите где у вас уши. (Дети показывают). Молодцы! Ребята, а у куклы Кати есть уши?

Дети: Да

Учитель: Покажите где у куклы уши. (Дети показывают). Молодцы!. Подойдите к пособию «части тела и возьмите уши, прикрепите у доски уши к голове. (дети выполняют задание). Молодцы! А уши служат, чтобы слушать,(слушают дети звуки природы).

Учитель показывает на себе рот и спрашивает: Дети что это?

Дети: Рот.

Учитель: Правильно. Покажите у себя, где рот. /(Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть рот?

Дети: Да

Учитель: Покажите где рот у куклы. (Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите рот и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови и нос.(Дети выполняют задание) Молодцы! А что есть во рту у нас? Язык. Для чего нам рот и язык? Чтобы разговаривать и кушать. Язык во рту, чтоб вкус понять, (Дети едят печенье). Молодцы! Я сейчас покажу картинки с эмоциями, мы уже показывали как мы можем грустить и удивляться с помощью бровей. А рот может показать эмоции? Да может. Давайте покажем кукле Кате как мы можем удивляться с помощью рта. (Дети показывают). Как мы можем грустить с помощью рта. (Дети показывают). Покажите радость. (Дети показывают). Молодцы!

Учитель раздает учащимся разрезные картинки пиктограммы с изображением эмоций и предлагает соединить картинки и увидеть, какая эмоция получилась.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием. Изобразите какая у вас получилась эмоция. (Дети выполняют).

Учитель показывает на волосы и спрашивает у учащихся: Дети, посмотрите что это?

Дети: Волосы.

Учитель Правильно волосы. Покажите у себя где у вас волосы? (Дети показывают). Молодцы! А у куклы Кати есть волосы?

Дети. Да

Учитель: Покажите где волосы у куклы.(Дети показывают). Молодцы! А теперь подойдите к пособию « части тела» возьмите волосы и прикрепите у доски к голове, где есть уже глаза, брови, нос и рот.(Дети выполняют задание) Молодцы!

Кукла: Посмотрите ребята, что у вас получилось на доске? Из частей тела получилась целая голова. И у меня такие части тела и такая же голова.

Учитель: Дети а давайте посчитаем сколько у нас глаз, носов, ртов, бровей, ушей.

Дети вместе с учителем считают и показывают на лице части тела.

Учитель: А сейчас мы отдохнем и опять играть начнем.

Физминутка.

Это я!

Это моя голова.

Это уши,

Вот глаза

Это нос, это рот.

Там спина, тут живот.

Это руки -хлоп - хлоп - хлоп,

Это ноги - топ - топ - топ.

Ох устали вытрим лоб.

Учитель: Отдохнули, продолжим урок. Посмотрите дети на доску мы с вами собрали голову только. А что еще нужно приставить к голове, чтобы получился человек. Туловище. Покажем на себе туловище и на кукле Кате.(Дети выполняют). Молодцы! Подойдем к пособию « части тела» возьмем туловище и прикрепим к голове. (Учащиеся выполняют). Молодцы!

Учитель: Чего еще не хватает, чтобы получился человек. (Показывает учитель руки).

Дети: Руки.

Учитель: Правильно, руки. Покажем свои руки. (Дети показывают). У куклы Кати есть руки?

Дети: Да

Учитель: Покажите руки у куклы Кати. А сколько рук у нас давайте посчитаем.

Дети вместе с учителем считают.

Учитель: Две руки у нас. Подойдите к пособию «части тела» возьмите руки и приставьте к туловищу. (Дети выполняют задание). Молодцы!

Учитель. Посмотрите внимательно получился полностью у нас человек.

Дети: Нет.

Учитель: А чего не хватает? (Учитель показывает на ноги).

Дети: Ног.

Учитель: Покажите свои ноги. Потопаем ногами. Молодцы! А сколько ног у нас. (Дети считают вместе с учителем ноги). У нас две ноги У куклы Кати есть ноги?

Дети: Да.

Учитель: Сколько ног у куклы.

Дети: Две.

Учитель: Покажите у куклы Кати ноги. Молодцы. А теперь подойдите к пособию «части тела» .возьмите ноги и прикрепите к туловищу. (Учащиеся выполняют задание). Молодцы!

Кукла Катя: Какие молодцы вы собрали человека. Я действительно похожа на человека. У меня такие же части тела как и у человека. Спасибо вам ребята вы ответили на мой вопрос.

Учитель: Одна дана нам голова

А глаза два и уха два

И два виска и две руки,

Зато один и нос и рот

А будь у нас наоборот,

Одна рука, одна нога,

Зато два рта, два языка-

Мы только бы и знали,

Что ели и болтали.

Учитель: Кукла Катя – это еще не все. Мы тебе еще покажем как ухаживать надо за своими частями тела.

Кукла Катя: Как интересно. Я пожалуй еще задержусь.

Учитель: Ребята покажем кукле Кате как ухаживать за лицом каждый день.

Водичка, водичка Дети имитируют

Умой мое личико, умывание лица.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А теперь покажем, как ухаживать за зубами и утром и вечером. Берем зубную пасту и зубную щетку, намазываем пасту на щетку и чистим зубы, затем выполаскиваем водой тщательно рот от зубной пасты. (Дети выполняют упражнения, имитируя чистку зубов).Молодцы!

Учитель: За волосами нужен тоже уход. Волосы моют шампунем раз в неделю или два раза в неделю, в зависимости от загрязнения волос. Каждый день нужно расчесывать волосы, чтобы не быть лохматыми. Покажем на кукле Кате как расческой расчесывать волосы по утрам. (Дети расчесывают волосы расческой кукле). Руки моем с мылом часто, чтобы не заболеть. Моем руки перед едой, после прогулки, после туалета. Каждый день моем ноги с мылом, за весь день мы много ходим и ноги пачкаются. Туловище моем с мылом. За ушами тоже нужен уход. Уши моют водой с мылом и чистят ватной палочкой. (Дети имитируют движения).

Кукла Катя: Какие молодцы ребята. Вы научили меня ухаживать за своими частями тела.

Учитель: И на прощание мы с ребятами хотим подарить тебе рисунки.

Учитель раздает листы с изображением человека и карандаши. Предлагает обвести и раскрасить человека.

Дети выполняют задание. Учитель собирает рисунки, обращаясь к кукле.

Учитель: Посмотри Катя какие рисунки тебе нарисовали ребята и они их дарят тебе.

Кукла Катя: Спасибо большое за рисунки. Мне очень было интересно на вашем уроке. Знаю, что я похожа на человека и как называются части тела, как ухаживать за своим телом. До свидание ребята.

Дети: До свидание.

Учитель: Наш урок закончился. До свидание.