Скорбь. Когда мы испытываем скорбь

процесс переживания состояния потери, смерти близких людей. Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий: первая стадия включает в себя шок и отказ верить в то, что любимый человек умер, сопровождается плачем и сильнейшим дистрессом; вторая стадия характеризуется болезненной тоской по умершему и мыслями о нем; третья стадия характеризуется уменьшением печали и возвратом к нормальной деятельности.

СКОРБЬ

mourning) "Психологические процессы, которые вступают в действие с потерей любимого объекта и которые обычно ведут к отходу от объекта" - Bowlby (1961). Она следует за тяжелой утратой, ей сопутствует ГОРЕ; затем может наступить (или не наступить) привязанность к новому объекту, ей обычно присуща разная степень ИДЕНТИФИКАЦИИ с утраченным объектом. Несмотря на различия в терминологии, процесс скорей свойственно, пожалуй, подразделять на три стадии:

а) стадию протеста, или ОТРИЦАНИЯ, когда субъект пытается отогнать мысль о том, что потеря произошла, не вериг в это, чувствует гнев, упрекает себя, упрекает умершего и медиков, занимавшихся им, за то, что они позволили случиться потере, Дарвин называл эту стадию "неистовым горем";

б) стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает СОЖАЛЕНИЕ;

в) стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место "нормальная" скорбь, субъект "оправляется" от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.

Все психоаналитические школы рассматривают скорбь как обычный аналог ДЕПРЕССИИ; при депрессии утратой является не реальное лицо, а амбивалентно нагруженный "ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ" (см. также АМБИВАЛЕНТНОСТЬ). См. Freud (1917), Abraham (1927). Согласно Bowlby(1951, 1961), младенцы и дети постарше реагируют на сепарацию с матерью процессами скорби, которые предрасполагают к психическому заболеванию в последующей жизни.

СКОРБЬ

Понятие, отражающее процесс восстановления психического равновесия после утраты значимого объекта любви. Хотя это понятие применимо прежде всего к ситуациям, связанным со смертью любимого человека (невосполнимая утрата), скорбь является нормальной реакцией на любую значимую потерю. Душевная боль скорбящего человека сопровождается, как правило, потерей интереса к внешнему миру, схваченностью воспоминаниями о любимом объекте и снижением способности к новым эмоциональным привязанностям. Простое, неосложненное чувство скорби не является патологическим и не требует лечебного вмешательства. С течением времени индивид адаптируется к утрате и возобновляет общение, приносящее радость и удовольствие.

Хотя оценка реальности остается сохранной и подкрепляет понимание того, что любимый объект более не существует, движимое изнутри чувство скорби не дает сразу и полностью отторгнуть привязанность к этому объекту. Скорбящий вновь и вновь пытается отрицать реальное и возвращается к психическое образу утраченного объекта. Тем самым утрата объекта трансформируется в утрату Я. Постепенно, однако, проходя стадии развития процесса скорби, Я исцеляется, и психическое равновесие восстанавливается. "Работа" скорби состоит из трех последовательных взаимосвязанных фаз. При этом успешное завершение предыдущей фазы влияет но осуществление последующей: 1) принятие, понимание и совладание с фактом утраты и сопровождающих его обстоятельств; 2) собственно скорбь, характеризующаяся отходом от привязанности и идентификации с утраченным объектом (декатексис); 3) возобновление эмоциональной жизни в соответствии с уровнем собственной зрелости и, как правило, установление новых взаимоотношений (рекатексис). Способность к полному переживанию печали в любом возрасте зависит от таких внутренних и внешних факторов, как уровень эмоциональной зрелости, умение переносить душевную боль, устойчивость самооценки, степень зависимости от утраченного объекта, а также от особенностей ситуации утраты. В детском возрасте исход процесса переживания скорби зависит от таких факторов развития, как уровень постоянства Самости и объекта, способности воспринимать конкретные аспекты смерти, умения переносить болезненные аффекты и от поддерживающих взаимоотношений с родителями.

Термин скорбь может применяться по отношению к процессам, не обязательно связанным с утратой в виде смерти близких. Печаль и скорбь, например, могут возникнуть вследствие утраты идеалов либо свободы любимой страны; скорбь возможно и по поводу утраты какой-либо части тела (вследствие вынужденного оперативного вмешательства или несчастного случая). Утрата неодушевленных, но значимых объектов (дом и т.п.), индивидуально значимые ситуации (робота, развод, разрыв дружеских отношений, отделение детей, окончание анализа) могут также сопровождаться чувством печали.

Хотя Фрейд различал нормальное чувство скорби и депрессию, большинством психоаналитиков столь строгая дифференциация не признается. Некоторые формы депрессии связаны с биологическими, этиологическими факторами, и лишь в незначительной степени с утратой того или иного объекта.

СКОРБЬ

психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями.

З. Фрейд обратился к осмыслению подобного психического состояния человека в связи с рассмотрением сходств и различий между скорбью и меланхолией. Этому была посвящена его работа «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательное различие между этими понятиями не всегда учитывается переводчиками, в результате чего в отечественных изданиях соответствующая работа З. Фрейда существует в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».

В русском языке печаль соотносится с чувством грусти, состоянием душевной горечи. Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби, как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.

С точки зрения З. Фрейда, скорбь может приносить с собой тяжелые отклонения от нормального образа жизни. Тем не менее она не является патологическим состоянием. С утратой любимого объекта у человека возникает внутренний протест, приводящий к существованию утраченного объекта в его психике. Протест может быть таким интенсивным, что произойдет отрыв от реальности, а сохранение объекта окажется возможным с помощью галлюцинаторного видения. Подобная реакция на утрату сопровождается большими затратами накопленной энергии и душевной болью. Однако после завершения работы скорби Я человека снова становится свободным. Нормой является ситуация, когда человек возвращается к реальности.

З. Фрейд исходил из того, что скорбь является, как правило, реакцией на утрату любимого объекта. Воспоминания об этом объекте напоминают о привязанности к нему. Вместе с тем реальность ставит человека перед необходимостью признания того, что объект больше не существует. В конечном счете он становится способным расторгнуть свою связь с некогда существовавшим объектом. Это расторжение происходит медленно и постепенно. «Нормальная скорбь преодолевает утрату объекта и точно так же во время своего существования поглощает всю энергию “Я”».

В случае тяжелой скорби реакция на утрату любимого человека включает в себя болезненное настроение и отход от всякой продуктивной деятельности, которая не связана с воспоминанием об умершем. У некоторых людей, у которых имеется склонность к патологической предрасположенности, вместо скорби проявляется меланхолия. При всех сходных проявлениях скорбь не сопровождается расстройством чувства собственного достоинства, в то время как при меланхолии наблюдается понижение чувства собственного достоинства, выражающееся в упреках самому себе и перерастающее в бредовое ожидание наказания. Скорбь не связана с внутренними конфликтами. Отношение к объекту при меланхолии усложняется амбивалентными конфликтами. Как подчеркивал З. Фрейд, в отличие от скорби при меланхолии «завязывается множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть и любовь, первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо».

Представления З. Фрейда о скорби получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. В частности, данная проблематика нашла свое отражение в статьях Дж. Боулби «Печаль и скорбь у младенца и в раннем детстве» (1960) и «Процесс скорби» (1961), Дж. Поллока «Скорбь и адаптация» (1961), М. Вольфенстайна «Как возможна скорбь?» (1966).

З. Фрейд набросал общий эскиз работы скорби. Последующие психоаналитики выделили в ней следующие этапы: протест против утраты любимого объекта, отрицание того, что его уже нет, неверие в случившееся; принятие факта утраты и признание ее реальности; расторжение связи с утраченным объектом, отделение от него, отход от идентификации с ним; адаптация к жизни без утраченного объекта, возобновление эмоциональных связей, установление новых взаимоотношений, возможная (но не обязательная и не всегда реализуемая) привязанность к новому объекту.

Нормальная работа скорби предполагает более или менее успешное прохождение человеком всех этих этапов, в результате чего с течением времени его воспоминания об утраченном объекте не сопровождаются мучительными переживаниями и он вновь обретает способность к продуктивной деятельности.

Преподобный Никон давал такое определение скорби:

«Скорбь есть не что иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли».

«Немного таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному от апостола:“Вси, хотящии благочестно жити, гоними будут”. Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения».

Называл три причины скорбей и искушений:

«Для того, чтобы мы, во-первых, осознали свою немощь и смирились; во-вторых, для того, чтобы, увидавши свое бессилие и приражения врага, обратились к Богу, Помощнику в скорбях, обретших ны зело; а третье и главное - чтобы мы, перешедши огнь и воду, сделались искусны».

Все скорби наши нужно рассматривать с точки зрения вечности

Оптинские старцы напоминали нам, что все наши скорби нужно рассматривать не с точки зрения кратковременной земной жизни, а с точки зрения вечности, в которой будет жить наша душа.

Преподобный Антоний объяснял, что в Царство Божие нельзя попасть без смирения, а смирению можно научиться только на практике:

«Без смирения в духе спастися невозможно; а смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял и выколачивал кострику (строптивость), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается».

Великий Оптинский старец Амвросий напоминал, что настоящая жизнь есть только приготовление к жизни будущей и без скорбей невозможно получить блаженную участь в будущей жизни:

«Всегда люди жаловались на различные скорби и напасти и болезни, а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелые обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей».

«Главное средство ко спасению - претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских: “Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное”».

Если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее

Преподобный Анатолий наставлял, что если скорбь полезно понести, то невозможно избежать ее, даже если ты будешь мудр, как царь Соломон:

«Кому нужно и полезно понести скорбь, то вся мудрость Соломона не поможет. Потому что мудрость и совет научают, а скорбь выбаливает страсть или грех. И научает человека не словом, а делом. Потому-то и велики святые, что научились духовной мудрости от опыта и боли сердечной. Даждь, сказано, кровь и приими Духа. Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно».

И апостолы не могли избежать скорбей

Подчеркивал, что даже апостолы не могли избежать скорбей ради пользы душевной, тем более нам, немощным, не следует их отрекаться. Старец приводил пример апостола Иоанна Богослова:

«Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобною женщиною топить городскую баню, и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение апостола Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в продолжение 10 лет и более».

А также старец приводил пример апостола Павла, который получил от Господа многие откровения, но и он не был свободен от скорбей:

«Святой апостол Павел пишет о себе так: “За премногия откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти”. Александр, ковач, много ран телесных нанес апостолу Павлу, возмутив против него целый город язычествующий».

Всякому благому делу предыдет или последует искушение

Преподобный Макарий напоминал слова святых отцов о том, что всякому благому делу предшествует или последует искушение:

«Скорби же бывают различны - внешние и внутренние… А святые отцы, прошедши сами сей путь, научают нас, что всякому делу благому или предыдет, или последует искушение, а без того оно и твердо быть не может».

Иным - в начале пути, иным - в середине, а иным - уже на конце поприща

Преподобный Иосиф подчеркивал, что посылаются скорби в разные периоды жизни, но избегнуть их никто не может:

«Святые отцы пишут, что иным посылает Господь скорби в начале, иным в середине пути, а иным уже на конце поприща по Своему Премудрому Промыслу. За прошлое благодари, а будущее предай воле Божией».

Непрестанные скорби - признак особого Божия промышления

Старец Варсонофий отмечал, что непрестанные скорби - признак особого Божия промышления о человеке:

«Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются Им для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от еще большего зла, которое он намеревался сделать».

Не следует завидовать живущим без скорбей

Преподобный Никон наставлял:

«Бесскорбная жизнь - признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен».

Не нужно беспокоиться предчувствиями скорбей

Старец Лев учил не беспокоиться напрасно предчувствиями скорбей, а уповать на Промысл Божий, пекущийся о нас:

«Вас еще беспокоят какие-то предчувствия возможных скорбей. Приписывая их суеверию, можно прямо назвать неверием в Промысл Божий, пекущийся о всякой твари и о нас; когда без воли Божией не падает влас главы нашея, то кольми паче ничего не может случиться с нами скорбного без воли Его».

Нельзя самовольно искать скорбей

Преподобный Макарий советовал не искать самому креста, а принимать тот, который посылает Господь:

«Идя путем креста, не спеши и не выбирай, а принимай тот, который Господь тебе посылает».

Преподобный Никон предостерегал:

«Самовольно вдаваться в скорби есть дерзость, гордыня, безумие. Принимай то, что посылает Бог».

Поучения преподобного Амвросия

Старец Амвросий очень любил короткие и остроумные поучения и часто их к месту употреблял. Такие наставления хорошо запоминались и всплывали в памяти в трудную минуту.

«Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос».

«В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело - сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло и хорошо очищенное и хорошо соблюденное».

«За битого двух небитых дают, да еще не берут».

«Приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: “Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают”. И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел…»

О терпении в скорбях

Преподобный Амвросий наставлял: «Искушения неприятны, а полезны, да и податься от них некуда, по сказанному: “В мире скорбни будете”. Значит, в целом мире бесскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет».

А иногда великий Оптинский старец вздыхал коротко:

«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».

Преподобный Иосиф также учил терпению:

«Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения».

Старец Анатолий (Зерцалов) советовал:

«Скорбей у Бога не проси, а пошлет - терпи».

«Конечно, кто всем сердцем обращается к Богу и часто Ему молится, тот избегает многих скорбей; а уж если мы не хотим трудов вольных, то должны терпеть скорби невольные, чтобы не отстать там от святых».

«Помни, что все святые сим путем, то есть путем скорбей, шли и дошли до врат Царства. Другого пути нет. Правда, тебе кажутся твои скорби чересчур велики, но это опять от неразумия твоего: скорби потому-то и скорбны, что больны. Хватают за самое сердце… А чем больнее, тем целительнее».

«Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро»

Оптинские старцы утешали людей в скорбях. Преподобный Никон писал:

«Никогда не было, нет и не будет на земле беспечального места. Беспечальное место может быть только в сердце, когда в нем Господь».

Старец называл и плоды скорбей:

«Плод скорбей в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить».

А закончить нашу главу о скорбях хочется утешающими словами первого Оптинского старца Льва:

«Вы право сказали: вси есмы в бедах и искушениях; прибавлю я: но жив Господь, яко не попустит искуситися выше меры нашей, ибо у Него на весах милосердия всё взвешено: и количество немощей, и сила и потребность скорби, посылаемой нам. Утешьтесь: после ненастных дней всегда бывает вёдро, и всему свое время. Тот, Кто вызвал вас из среды мирного жития вашего в пространство, Тот водворит и мир и устроит всякое успокоение».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Скорбность (Скорбь) как качество личности – склонность выражать глубокую печаль, горесть, переживание большой утраты; потребность нести труд переживания своих скорбей без поисков возможности уклониться от них или утешиться чем-то внешним.

Приходит один человек к мудрому врачу и спрашивает: «Зачем Бог создал скорби?» Задумался врач… Потом сказал: «Вот видишь этот шприц? У него острая игла. Так вот, если я не сделаю человеку больно и не введу лекарство, пациент умрет».

Скорбность – склонность жить в трагичном прошлом. Скорбь появляется с потерей любимого человека и проходит обычно три стадии: — стадию протеста, когда сознание словно отказывается принимать, верить и мириться с потерей. Упрекает себя и других за утрату. Дарвин называл эту стадию «неистовым горем»; — стадию смирения, принятия или отчаяния, когда признается реальность утраты и наступает сожаление; — стадию отделения, на которой субъект отходит от объекта, отучается от него и приспосабливается к жизни без него. Если имеет место «нормальная» скорбь, субъект «оправляется» от потери и становится способным вновь привязаться к новому объекту.

Шимун Врочек в книге «Рим. Последний легат» пишет: «Что такое скорбь? Теперь я могу ответить. Скорбь подобна огромному листу золоченой меди. Одному из тех, что берут для обшивки корабельного днища. Огромный лист. И он такой… неудобный, что ли? Гулкий. Громоздкий. Как ни возьми, все неудобно. Или пальцы порежешь, или выронишь… И лист этот ни взять толком, ни перехватить. Ты его поднимаешь, держишь. Он срывается и углом – по горлу».

Скорбь – проявление горя. Настоящая скорбь – тайная скорбь. Ей не нужно афиш и публики, демонстрации опущенных голов и глаз, смотрящих в пол. Она плачет вдали от сторонних глаз. Когда беда, как цунами, обрушивается на человека, ему кажется, что её невозможно пережить. Но время – лучший лекарь. Скорбь потихоньку слабеет. Нет, она не уходит безвозвратно, но с тем, что хранит сердце, уже можно как-то сосуществовать.

Тем не менее, есть люди, для которых жизнь превратилась в скорбное существование. Они кичатся скорбью, как могут лелеют её и холят, им нравится находиться в скорбном состоянии. Марк Твен в «Приключениях Тома Сойера» пишет: «И он так наслаждался своими горестями, что не в силах был допустить, чтобы какая-нибудь земная радость или раздражающее веселье вторглись в его душу; он оберегал свою скорбь, как святыню».

Скорбь позволяет человеку находиться в прошлом. Это её жирный минус, ибо жить прошлым – низший вид сознания. Чем ниже человек по уровню сознания, тем больше у него скорбь о прошлом. Вечно скорбящий человек не может жить в настоящем, его хронически нет в настоящем. Это беда и для него и для окружающих. Жить «здесь и сейчас» — означает расстаться со скорбью, которая удерживает его в прошлом, но он либо не может, либо сознательно не хочет этого делать.

Скорбность – жизнь в постоянном режиме разочарованности и опустошённости. Затяжная скорбь убивает в человеке воодушевление, активность, энтузиазм. Человек превращается в безынициативное, пассивное существо. Он мог бы продолжить дело умершего, но скорбь лишает его энергичности. Плюсы скорби: прививает уважение к достойным людям, заставляет задуматься о смерти и смысле жизни.

Обычно в скорбности увязают женщины. Зачастую в скорбности женщина ищет защиту от новых душевных ран: — Вот я скорблю – значит, не подходите ко мне. Я – женщина, табуированная для любви. Не лезьте ко мне со своей любовью. Лучше быть одинокой, чем снова испытать горесть утраты, снова полной чашей хлебнуть скорбь. Вступишь в отношения, привяжешься, а тебя опять, в самое сердце.

Грегори Дэвид Робертс в книге «Шантарам» пишет: «Этот враг крадётся за тобой, угадывая каждый твой шаг прежде, чем ты сделаешь его. Этот враг - твоё собственное скорбящее сердце, и, когда он наносит удар, от него нет защиты».

Женщины, пленённые скорбью, постоянно находятся в депрессии и не дают другим вывести себя из этого состояния. Они могут рассказывать, как они несчастны, как им одиноко и тоскливо, но стоит дать совет, как они сразу начинают паниковать: — Куда вы меня толкаете? Я еще не залечила свои душевные раны.

Бывает, скорбь женщины, потерявшей близкого человека, держится за не пережитый на него гнев. Руслан Нарушевич приводит такой пример. Был очень хороший человек, но он погиб. Но погиб потому, что жена ему сказала «пристегнись, пожалуйста», а он всегда огрызался: — Отстань, или — Да хватит тебе. И погиб, потому, что головой вышиб стекло. Черепно-мозговая травма. Моментальная смерть. Женщина, на самом деле, в душе злится за то, что он сам собственными руками разрушил их отношения. Трудно было ему пристегнуться? Он погиб, а она не может этот гнев высказывать. Как говорят, «о мертвых или хорошо или ничего». Из-за того, что гнев не реализован, все время человек в скорби находится. Постоянно в скорби. Ей нужно пережить гнев, тогда она освободится от скорби. Но на кого излить гнев?

Бывает, что женщины считают себя виноватыми. Мужчина оставил ее, или бросил, развелся, ушел к другой. Но, она очень любила его и считала хорошим человеком, и она скорбит по нему. На самом деле ей просто надо сказать, что он негодяй. Ей надо в сердце своем сказать: — Негодяй. Бессердечный негодяй просто, и всё. Удобно быть в скорби, потому, что если вы в депрессии, вас не будут трогать. Смотрят – женщина в депрессии, ну чего ее трогать. Как-то не прилично даже, человек скорбит, а я тут с заигрыванием, глазки строю. Чего знакомиться, чего к ней подходить? Некоторые женщины не знают, что эта скорбь в них так въелась в позвоночник, в костный мозг, что она вроде бы обычной жизнью живет, нормально, но на лице эта скорбь настолько, что никто не подойдет никогда. Естественным образом ни один человек никогда не обратит внимание. Почему? Не потому, что она не красивая. Нет. Не потому, что, по ее мнению, ей достаточно много лет. По одной причине – на лице скорбь.

Человека, который скорбит, на танцы не зовут. Мужчина приходит на какое-то мероприятие, смотрит – женщина стоит в черном вся, платок черный повязан, в углу, у нее взгляд опущен и потерян. Какой мужчина решится подойти и сказать: — Извините, можно вас пригласить на танец? Она скажет: — Вы же видите, что я в черном платке? Эти черные платки, они эмоциональные, это то, что идет из сознания, сила психики. Скорбь – это тоже психическая энергия. Она отталкивает. Человек в глаза глянул – все, ему больше не хочется знакомиться. Увидел, женщина симпатичная. Шаг сделал, смотрит – скорбь. Он раз и повернул в сторону, мол, не туда шёл. Женщина, скорбящая много лет, может пропитаться этой скорбью, что даже когда она улыбается, на ее лице видна скорбь.

Джордж Мартин «В игре престолов» говорит: «Смерть всегда приносит с собою скорбь, но на свой собственный лад она - самое естественное событие из всех, приключающихся с человеком».

Смерть также естественна, как жизнь. По большому счёту для порядочного человека смерть – выгодный обмен: старое, дряхлое, больное тело меняется на молодое, красивое и здоровое. Как бы человек не ухаживал за своим телом, всё равно когда-то что-то в его теле сломается, придёт в негодность. Придёт момент, когда жизнь скажет: — Тело ремонту не подлежит. Пора производить замену. Происходит примерно тот же вариант, когда человек старую машину сдаёт в утиль и покупает новую. Человек – вечная душа, машина – его грубое тело, материальная оболочка. Раз машина не подлежит ремонту, о ней, конечно, сожалеют, «скорбят», но затем, подчиняясь требованиям настоящего, покупают новую.

Есть такая китайская пословица: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помешать им свить гнездо в твоих волосах». То есть каждый человек сам выбирает: жить ему «здесь и сейчас» или до конца жизни скорбеть, игнорируя своё настоящее.

Петр Ковалев 2014 год

Фатьма 43года. Скорбь - проживаю, как осознание своей отделённости от Бога, своей небожественности, бессилия, что-то изменить в себе без Бога. Сегодня скорблю осознавая, что я обжора и ничего с этим поделать не могу. Всё понимаю разумом. Многое знаю о здоровом питании, но это ничего не значит и ничем не помогает.

Не хочу проживать это чувство, ведь это больно. Знаю, что проживание его поднимет меня на следующую ступень духовного возрастания.

Уже не убегаю от скорби. Это пройденный этап. Сегодня я признаюсь в проживании скорби и себе и другому человеку, но так бывает не всегда.

Моя скорбь – это состояние полной подавленности.

Это состояние, когда голова прибита вниз, мышцы шеи напряжены, скулы подтянуты к передним краям глаз, дыхание сбивчивое, близкое к поверхностному с перерывами, долгое по продолжительности, частое сглатывание.

Это подавление другого чувства – горя , грусти, есть подозрения, что и скуки. Хочу испытывать скорбь, потому что, с одной стороны, это возможность обратить на себя внимание людей, увидеть, что у людей есть потребность во внимании ко мне.

С другой стороны, это для меня прекрасная возможность отвергать легально, например: «Мне хреново, я скорблю, оставьте меня одного».

Я не хочу испытывать скорбь, потому что я разрушаю контакты с окружающими людьми, прикрываясь скорбью.

Это ложь. Отвержения в скорби делают меня дальше от людей. Я культивирую, всячески усиливаю скорбь, когда говорю про нее, прошу, чтобы меня пожалели, перекладываю ответственность на других – чтобы они делали мои «положняки».

Я избегаю скорби уходом в сарказм, иронию и стяжательство, в шоппинг, игры, секс.

Я буду учиться проживать чувство скорби с возможностью дыхания, возможностью заметить это чувство в себе, буду дотягивать голову, как бы продолжать движения.

Скорбь для меня – это чувство сожаления и сострадания.

Оно обычно связано с ушедшими из жизни близкими людьми.

Это когда я испытываю боль оттого, что уже никогда не повторится то, что ушло вместе с умершим человеком. Я хочу проживать это чувство, когда оно светлое и пронзительное.

Тогда оно приподнимает меня над событиями внешнего мира и заставляет вспомнить что-то главное, отойти от мелочной суеты, честно признать «неудобные», но очевидные факты.

Скорбь для меня – это, наверное, часть жизни.

Мне кажется, что когда я испытываю скорбь, у меня нет выбора – испытывать ее или нет.

Я не хочу ее испытывать, потому что я очень мнительная, я могу долго переживать скорбь.

Хочу испытывать скорбь, потому что после этого состояния будет момент принятия той или иной ситуации. Убегаю от скорби, наверное, с помощью непринятия.

Правда, долго убегать не получается, потом все равно скорблю.

Я вспомнила почему-то те ситуации, когда кто-то умирал.

Мои примеры связаны с этим.

Я не боюсь скорби, наоборот, для меня это своего рода принятие и почтение.

Что такое скорбь? Скорбеть, значит.. . -что делать? Скорбный - он какой?

  1. важный и с поджатыми губами уголками вниз.. .
    🙁
  2. Грустить
  3. Скорбный значит он скорбящий, скорбящий значит делящий чужую боль или несчастье.
  4. СКОРБИТЬ и скорбеть о чем (скорблю, скорбишь) , грустить, тосковать, печалиться, тужить, сильно жалеть, болеть по чем, ныть сердцем, кручиниться, крушиться, сокрушаться. Скорбит, как мать по сыне. Скорблю, и по чужой беде. Икона Богоматери всех скорбящих. Скорбит человек по человеку. Скорбить, скорбнуть чем, болеть, хилеть, хворать, немочь, недомогать. Он все нутром скорбит. Тут все глазами скорбят. Скорбить, крахмалить, см. ниже, скорбнуть. Скорбение ср. скорбь ж. состояние скорбящего; скорбь, печаль, грусть, тоска, туга, жаль, горе, кручина, сокрушение, боль сердечная; *боль и болезнь телесная, хворь, немочь и немощь, недуг; в сем знач. бол. говор. скорбнуть. Не столько смертей, сколько скорбей. Не слегши, жди скорби, а слегши - смерти. Скорбь в костях, ломота, более сифилическая. Скорбь насланная, порча знахарская. Скорбь кликовая, икотная, болезнь икота, кликушество. Он об эту пору скорбен лежал, арх. болел. От скорби на траве сидел, пил отвар, лечился, пользовался. Скорбь моя на это зелье нейдет, это снадобье не помогает. От скорби душевной скорбь телесная припадает. Скорбный (духом, сердцем) , грустный, печальный, горюющий, огорченный, скорбящий; прискорбный, огорчительный, горестный, горе-горький. Старик сидел молча, смутный и скорбный. Скорбную мы весть прияли. Не скорбно поношение изветчика. Скорбный (телом) , больной, болеющий, немочный, недужный, хворый, страждущий. Скорбный лист, в больнице, краткие заметки о болезни, ходе ее и снадобьях. Скорб (н) ость стар. скорбота южн. скорбь, более телесная. Дала есме сию отпись в том, что я добровольно изволила постритца во иноческое житие, для своей немощи к скорбости, стар. С утра до ночи на работе, придет домовь в скорботе, песня. Скорбнуть, вянуть, сохнуть, присыхать; черстветь или коряветь, жескнуть, скорузнуть; морщиться от засухи, житься, коробиться (того же корня?) . Болеть, в обоих знач. Человек скорбнет, болеет; нога скорбнет, болит, ноет. Хлеб в поле скорбнет, заскорб, заморен зноем, засухой, недозрел. И земля скорбнет в сухмень, она заскорбла и потрескалась. Кожаный товар на ветру скорбнет, надо его смазывать. Шуба заскорбла. Сердце скорбнет, скорбит и сохнет. Скорблый, иссохший, жесткий, черствый, заскорузлый, корявый, съженный, сморщенный жаром, сушью. Скорблую шубу снова скорняжить. Скорблая земля потрескалась. Скорблость, состояние или качество по прилаг. Скорбкий, скорбкой (от скорбеть) , ниж. старательный, рачительный, заботливый, принимающий дело и работу к сердцу; перм. вят. раздражительный, сердитый, брюзгливый, кропотливый, беспокойный. (От скорбнуть) скробкий и скробкой, сев. вост. хрупкий, крушкий (скорбь и кручина) , ломкий или рыхлый, рассыпчатый. Скоропея, скоропейка ж. сиб. (от скорбкой, сердитый) , злая баба. Скробкость сев. хрупкость, ломкость. Скоринка зап. или скорка южн. вор. ряз. кора, корка; хлебная корка или засушенка (по сему бы скорка правильнее чем корка? также кора сделано из скора?) . Скорбить что, крахмалить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом. Скобильный, крахмальный. Скорбление, крахмаление.