Зрение и причины его нарушения. Профилактика нарушения зрения

Потребляемые продукты питания оказывают такое большое влияние на состояние глаз, что в странах, где население имеет проблемы с продуктами питания — в Индии, Египте, Китае, — заболевания органов зрения, включая слепоту, достаточно распространены.

Витамин А и зрение

Проблемы зрения, связанные с гиповитаминозом А, включают быструю утомляемость глаз, гиперчувствительность к яркому свету и бликам, «куриную слепоту» (нередкая причина автомобильных аварий), повышенную чувствительность к таким инфекциям, как ячмень, конъюнктивиты, ириты и изъязвления роговицы. При ежедневном потреблении менее 5000 единиц витамина А у людей уменьшается толщина роговой оболочки и иногда появляется дегенерация зрительного нерва. Тяжелый дефицит витамина А часто встречается у людей с нарушениями выделения желчи.

Оказывается, что причиной пятен Бито (нарушения склеры) является комбинированная недостаточность белка и витамина А. При ежедневном приеме белков, содержащихся в молоке, и 50000 единиц витамина улучшение наступает удивительно быстро.

Пигментный ретинит, характеризующийся медленной, но, в конце концов, полной дегенерацией сетчатки, ежегодно вызывает слепоту у тысяч людей. Снижение остроты зрения ночью («куриная слепота») и другие признаки дефицита витамина А в течение многих лет предшествуют появлению этой болезни. Уровень витамина А в крови у таких больных гораздо ниже нормы. Полагают, что в их организме нарушается усвоение этого витамина. Введение витамина А путем инъекций приводит к «поразительному и быстрому улучшению». В таких случаях показано ежедневное применение водной эмульсии витамина А, растительного масла, желчных таблеток, лецитина и больших количеств витамина Е.

Недостаток витамина В2

Симптомы нарушения зрения, возникающие при снижении поступления в организм витамина В2, варьируют от легких до тяжелых в зависимости от степени витаминной недостаточности. Первыми заметными признаками являются повышенная чувствительность к яркому свету, снижение остроты зрения в сумерках, легкая слезоточивость. При утомлении глаза быстро краснеют, яркий свет вызывает боль. Во время сна по краю век скапливается большое количество слизистых выделений. Если гиповитаминоз наступает быстро, то кожа на внешних углах глаз может потрескаться, при этом глаза воспаляются и краснеют.

Многочисленные симптомы: слезоточивость, жжение, зуд, «песок в глазах», непереносимость света, ненормальное расширение зрачков, смазанное, неотчетливое видение предметов, снижение остроты зрения при недостаточном освещении (сумеречная слепота), учащенное мигание (которое также свидетельствует о дефиците витамина В6 и/или марганца), невозможность быстрой фокусировки, высокая утомляемость (особенно при выполнении точной работы), — уменьшаются после ежедневного приема даже 5 мг витамина В2.

С помощью витамина В2 поддаются коррекции и такие не часто встречающиеся симптомы, как нарушения в распознавании цветов, предметов и людей, невозможность увидеть более чем часть изображения или печатного листа, конъюнктивиты, ириты и rubiosis ириты, что подразумевает красный Цвет радужной оболочки, видение колеблющихся и исчезающих образов и/или радужного ореола вокруг источника света или ярких объектов, темные пятна перед глазами или помутнение роговицы, что свидетельствует о смерти клеток, накоплении лейкоцитов и/или появлении рубцов на роговице.

После назначения витамина В2 исчезают язвы роговицы. Однако в запушенных случаях это заболевание приводит к появлению стойких рубцов и постоянному дефекту зрения. Тем не менее у людей с недостатком витамина В6, С или пантотеновой кислоты также возникают язвы роговой оболочки, гиперемия век и конъюнктивы, темные пятна перед глазами. Таким образом, разнообразные недостатки в питании могут вызвать зрительные расстройства, поэтому диета для лиц с нарушениями функции зрения должна быть тщательно сбалансирована во всех отношениях.

Катаракты

В экспериментальных условиях катаракты были получены у всех видов подопытных животных, включая рыб и гусей, при содержании их на диете с низким содержанием витамина В2. Причем катаракты исчезали после добавления в пищу этого витамина.

Катаракта у животных с дефицитом пантотеновой кислоты излечивалась добавлением ее в корм. Тот факт, что катаракту можно вызвать экспериментально, особенно у диабетиков, при использовании диеты с низким содержанием незаменимых аминокислот, объясняется тем, что аминокислота триптофан не может нормально усваиваться в организме без витамина В2. Помутнение роговицы, катаракта и изменение сетчатки появляются и при недостатке в продуктах питания витамина Е. Доказано, что этот витамин вызывает обратное развитие катаракты, вызванной низким содержанием витамина В2 или аминокислот.

Зачастую катаракты также возникают у людей вследствие приема некоторых лекарственных препаратов. Использование динитрофенола в качестве средства для похудения во многих случаях вело к появлению катаракты. Заболевание излечивалось после приема массированных доз витамина С (как детоксифицирующего агента). Формирование катаракты ускоряется при нарушении снабжения глазного яблока кровью в результате отложения холестерина и/или кальция на внутренней стенке кровеносных сосудов.

Часто причиной этого заболевания является стресс. Поскольку кортизон способен синтезироваться в организме только в присутствии витамина В2 и пантотеновой кислоты, низкое содержание хотя бы одного из этих веществ объясняет появление катаракты.

В то же время исключение стрессовых ситуаций, отдых и полноценная антистрессовая диета часто приводят к полному выздоровлению.

Иногда люди удивляются, почему при дополнительном приеме витамина В2 не наступает улучшения? Если вы рассчитываете на хороший результат, ваша пиша должна быть богата белком, витаминами В2, С, Е, пантотеновой кислотой и другими питательными веществами. Уже в начале развития катаракты вы должны придерживаться адекватной диеты, чтобы предотвратить поражение другого глаза.

Близорукость

Хорошее питание играет важную роль и в предупреждении близорукости — другого проявления стресса. Эта патология связана с недостаточным поступлением в организм или ненормальным всасыванием кальция, что вызывает напряжение и иногда спазмы маленькой круговой мышцы, поддерживающей хрусталик. Близорукость и сходящееся косоглазие могут быть скорректированы большими дозами витамина Е. Дети, испытывающие стресс по причине быстрого роста, несбалансированного питания и аллергии, особенно подвержены близорукости. При истощении надпочечников жидкость из кровеносных сосудов начинает пропитывать ткани; а поскольку ткани глаза у детей еще не потеряли эластичности, повышенное тканевое давление несколько растягивает глазное яблоко, в результате изображение фокусируется не на сетчатке глаза, а перед нею. Хотя считается, что астенопия (повышенная утомляемость глаз) является первопричиной близорукости, следует упомянуть, что многие дети Египта и Индии, не умеющие ни читать, ни писать, тоже страдают от близорукости.

Обычно близорукость сопровождается астенопией, косоглазием, головокружением, быстрой утомляемостью, головными болями, болью в глазах и иногда гипотонией. Чтобы поправить положение, на этой стадии после употребления соленой пищи в течение одной-двух недель следует резко сменить диету на сбалансированную по всем питательным веществам, богатую прежде всего витаминами В2, С, D, Е, пантотеновой кислотой, кальцием, белком и незаменимыми жирными кислотами. Без улучшения рациона питания только очки могут дать постоянную коррекцию зрения.

Глаукома

Эта болезнь является следствием длительного стресса и истощения надпочечников. Один из узловых моментов развития стресса — недостаточное производство альдостерона надпочечниками, при этом организм теряет слишком много соли, и жидкость начинает заполнять ткани. Поскольку эластичность глазного яблока весьма офаничена, внутриглазное давление повышается. Скапливающаяся жидкость не только «вдавливает» зрительный нерв обратно в мозг, часто повреждая его, но и «выдавливает» хрусталик наружу нарушая зрение и перекрывая маленький дренажный проток в нижней части глаза. Рубцы и спайки также способны перекрывать этот проток.

Проявления глаукомы различны и болезнь может поразить человека без каких-либо предупреждений: при этом наблюдается боль в глазах, затуманенность зрительных образов, ощутимое снижение остроты зрения во время выполнения точной кропотливой работы, потребность в дополнительном освещении, сужение поля зрения (как будто смотришь через трубу), появление радужного ореола вокруг источников света или ярких объектов. Повышенная утомляемость и гипотония характерны для истощения надпочечников. Внезапный сильный стресс может привести к временной или постоянной слепоте. Большинство этих симптомов корректируются с помощью витамина В2, необходимого для синтеза кортизона.

К счастью, сейчас глаукому научились излечивать употреблением соленых продуктов, соблюдением полноценной диеты и приемом «антистрессовой формулы» 6 раз в день. Следует, однако, подчеркнуть важность каждого питательного вещества.

Симптомы глаукомы могут быстро вернуться, если правильную диету не соблюдать постоянно.

Людям с глаукомой необходимо научиться быстро распознавать стресс и соответственно подстраивать под него свою диету. Даже единственная чашка кофе может повысить внутриглазное давление, а несколько чашек - вызвать приступ глаукомы. Любой дополнительный стресс способен оказать тот же эффект, если мгновенно не увеличить количества «антистрессовых» питательных веществ. Не всегда осознанный стресс подавленных отрицательных эмоций во многих случаях заставляет считать глаукому психосоматическим заболеванием.

Если планируется операция по удалению избытка внутриглазной жидкости, дополнительный стресс и повышенная опасность кровоизлияния, инфекции и образования рубцов делают полноценное питание обязательным. Когда операция на глазах проведена, особое внимание следует обратить на удаление рубцов, иначе вряд ли можно ожидать улучшения. Даже если глаукома уже вызвала слепоту, а диета не будет полноценной, возможны кровоизлияния и язвы роговицы, и боль может стать настолько сильной и постоянной, что придется удалять уже невидящие глаза.

Отслоение сетчатки

Причина отслоения сетчатки неизвестна. Однако если беременным женщинам недостает витамина Е или назначаются соли железа, разрушающие этот витамин, дети рождаются недоношенными, и их сетчатка часто отслаивается под воздействием кислорода в концентрации, большей атмосферной. Несколько лет назад практика помещения недоношенных младенцев в кислородный бокс привела к постоянной слепоте у тысяч из них. Слепоту можно было бы предотвратить, давая младенцам 150 мг витамина Е в день с момента рождения или грудное молоко, содержащее его. Если витамина Е недостаточно, незаменимые жирные кислоты в клетках, формирующих стенки капилляров в сетчатке (толщиной всего в одну клетку), настолько повреждаются кислородом, что эти клетки разрушаются.

Гиповитаминоз Е может приводить к отслоению сетчатки и у взрослого человека.

Другие нарушения зрения

Питание может влиять на многие аномалии зрения. Затуманенность зрительных образов, например, обусловлена дефицитом витамина В2 и пантотеновой кислоты. Паралич мышц внутри и вокруг глаза излечивается витаминами группы В, в частности В2. Слабость этих мышц, косоглазие, затуманенность зрительных образов и двоение в глазах корректировались витамином или печенью и дрожжами. Витамин С успешно использовался для лечения кровоизлияний в глазах. Кровоизлияния в сетчатке прекращались после приема дрожжей и витаминов В2, С, Е и никотинамида. Ретиниты случаются при недостатке белка в пище и вылечиваются высокобелковой диетой.

Глазные инфекции требуют такого же улучшения питания, как и любые другие.

Выпученные глаза характерны для людей с дефицитом витамина Е. Они обычно рассматриваются как симптомы токсического зоба, который может, частично, тоже быть результатом гиповитаминоза Е.

Когда операция на глазах неизбежна, подготовка к ней должна быть такой же тщательной, как и к любому другому хирургическому вмешательству. Особое внимание следует обращать на введение в рацион питания веществ, которые ускоряют заживление, создают защиту от стресса и препятствуют кровоизлияниям и образованию рубцов.

Эмоциональные факторы

Бывают случаи, когда люди просто не могут больше «смотреть на жизнь». Их подсознание находит «решение» подобной проблемы тем же методом, каким пользуются дети, когда закрывают глаза, чтобы не видеть что-то неприятное. В таком случае может «целенаправленно» возникнуть любое расстройство, ведущее к слепоте.

В таких случаях лечение должно быть в основном психотерапевтическим. Верните себе душевное равновесие, при возможности устраните все источники, вызывающие депрессию (например, смените нелюбимую работу), правильно питайтесь и больше отдыхайте. Не сомневайтесь, это самый верный путь к выздоровлению!

Зрение - самый мощный источник наших знаний о внешнем мире - пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Его утрата - огромное несчастье для человека.

Природа решила проблему видения во многих вариантах, создав различные системы глаз, удивительно хорошо приспособленных к условиям жизни человека и обитания животных. Но при всем разнообразии патентов «живой» природы на зрение и разнице в построении оптических аппаратов глаза его внутренние механизмы сходны: в их основе лежат тонкие первичные химические и электрические изменения в сетчатке глаза, которые и приводят к возникновению нервных импульсов, несущих в мозг переработанную зрительную информацию.

Глаза - ценный, удивительный дар природы. В них отражается все, что мы чувствуем: радость и страдания, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза являются не только зеркалом души, но и как бы зеркалом общего состояния здоровья. Глаза - это самый важный орган чувств, поэтому они заслуживают исключительно большого внимания. Глаза играют также очень большую роль в общем эстетическом облике человека. Но при всем этом глаза очень чувствительный и легкоранимый орган. Так, например, слишком яркий свет причиняет глазам боль; загрязненный воздух, дым, пыль вызывают слезотечение, а иногда даже воспаление глаз. Глаза всегда должны быть чистыми, сияющими. А для того, чтобы они были такими, необходим ежедневный, тщательный уход за глазами.

Дефицит движения современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного аппарата - наших глаз. Кроме того, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах, увы, каждый четвертый близорук. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния компьютерных дисплеев на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц.

Работами отечественных и зарубежных ученых доказано, что специальные тренировочные упражнения для внутриглазных и окологлазных мышц могут привести к стабилизации и даже к обратному развитию близорукости и дальнозоркости. Тренировки глазных мышц благоприятно влияют и на работоспособность операторов у дисплея. Однако широкое практическое использование физических упражнений для профилактики различных нарушений рефракции * глаза, особенно близорукости, и для восстановления работоспособности главнейшей внутриглазной мышцы - цилиарной - сдерживается отсутствием специальных массовых пособий и руководств, а также специальных приборов - видеотренажеров - технических средств нового класса, до сих пор не выпускаемых промышленностью. Первые варианты технических видеотренажеров уже созданы в Московском областном государственном институте физической культуры.

Не могут ли помочь специальные физические упражнения при заболеваниях глаз?

Общеизвестно, что мысль и движение так же неразрывно связаны, как зрение и движение, поскольку и сам зрительный орган постоянно находится в движении. Отец русской физиологии И.М. Сеченов тесно связывал зрительное восприятие с деятельностью мышечного аппарата глаз. Он считал, что мышцы глаз не только обеспечивают изменение положения глаз в орбите, но служат также аппаратом, при помощи которого сознание получает информацию о пространственных отношениях внешнего мира.

Возникает вопрос, какие же конкретные специальные движения могут быть рекомендованы для профилактики нарушений в работе глаза? Как добиться с их помощью устранения уже возникших нарушений?

Переходя к рассмотрению специальных двигательных упражнений для зрительных органов, укажем, прежде всего, что еще в 1920-х годах в Америке возникла известная школа доктора Бейтса, использовавшая специальные упражнения для исправления дефектов глаз. У этой школы нашлось немало сторонников: О. Хаксли, М Корбет и др. В нашей стране наиболее известна система зрительных тренировок, предложенная профессорами А.Н. Дашевским и Э.С. Аветисовым, кандидатом технических наук Ю.А. Утехиным.

Так, ими разработана специальная методика оптико-двигательных тренировок, в основу которой положен динамический принцип: сокращение цилиарной мышцы глаза чередуется с ее расслаблением, чего можно достигнуть при быстрой смене положительной и отрицательной линз перед глазом. При этом был обнаружен интересный эффект «после отдачи» цилиарной мышцы, возникающий после внезапного снятия нагрузки. Видимо, он свидетельствует о проявлении накопленной потенциальной энергии сухожильных элементов тончайшей двигательной системы внутри самого глаза.

Особенность предлагаемой методики состоит в использовании динамического вариативного режима тренировки цилиарной мышцы. Вообще, впервые принцип вариативности в спортивную тренировку введен доктором медицинских наук профессором А. Н. Воробьевым.

Опыт применения комплекса общеукрепляющей оздоровительной гимнастики для глаз, проведенный в Москве и Московской области для лиц, имеющих близорукость и возрастные проявления дальнозоркости, подтверждает эффективность использования средств физической культуры в офтальмологической практике. Более 500 человек прошли 2-месячные курсы, оз-накомившись с методикой использования специальной зрительной гимнастики.

Результаты проведенных тренировок превзошли все ожидания: за сравнительно короткое время улучшились показатели остроты центрального зрения, как в близь, так и вдаль, объема аккомодации*; резко снизилось зрительное утомление, особенно после напряженной зрительной работы; улучшилось общее самочувствие.

Кроме того, различные виды тренажеров для тренировок глазных мышц в оздоровительных целях (при близорукости, дальнозоркости у взрослых и детей и для уменьшения зрительного утомления), а также специальные безлинзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения.

Основные причины нарушения зрения

Плохое зрение - это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту видения. Близорукость, или миопия, дальнозоркость, или гиперметропия, астигматизм - основные виды нарушения зрения.

Близорукость, дальнозоркость и их причины.

Нормальное зрение называют соразмерным, или эмметропическим. Близорукие люди (миопы) видят близкие предметы хорошо, далекие - плохо, а дальнозоркие (гиперметропы), наоборот. Почти две трети всего человечества имеют дальнозоркость или близорукость, то есть обладают аметропическими глазами.

У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения.

У дальнозорких глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне-задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе, называемые рефракционными.

Дальнозорким и близоруким людям зрение улучшают при помощи очков. Установленное перед дальнозорким глазом выпуклое стекло увеличивает преломляющую силу глаза, фокус световых лучей переводится точно на сетчатку, и глаз работает с меньшим напряжением. Вогнутое стекло, помещенное перед близоруким глазом, уменьшает его преломляющую силу, лучи от далеких предметов сходятся в желтом пятне - зрение вдаль улучшается. Использование очков, однако, неизбежно приводит к ослаблению внутренних мышц глаза, в связи, с чем со временем очки приходится менять на более сильные.

Способность глаза к аккомодации исследуют с помощью, так называемой глазной эргографии, позволяющей точно определить степень зрительного утомления. Эргография также оказалась ценным методом выявления расстройств динамической рефракции глаза у близоруких детей и подростков, с ее помощью оценивают зрение лиц, занятых на тонких и точных производственных операциях.

Аккомодация глаза - важнейший регулятор функции зрения. С возрастом ее степень постепенно падает, ибо сам хрусталик становится менее эластичным. Возникает явление, называемое пресбиопией, или старческой дальнозоркостью. В связи с ослаблением аккомодации человек стремится отодвинуть книгу или газету от глаз (чтобы облегчить работу цилиарных мышц) или прибегает к помощи очков с выпуклыми линзами.

Из всего сказанного ясно, насколько важно тренировать цилиарные, а также окружающие глаза мышцы, охранять их от преждевременного ослабления.

Астигматизм- искажение изображения оптической системой, связанное с тем, что преломление или отражение лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково. Вследствие, изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом.

Глаз представляет здесь в разрезе. Лучи света попадает в зрачок через роговицу-переднюю прозрачную часть наружной оболочки глаза. Роговица является сильной преломляющей линзой. Радужная оболочка регулирует количество проникающего в глаз света, что позволяет видеть кА при тусклом так, и при ярком свете. Хрусталик фокусирует на сетчатке свет от ближних и дальних предметов. Центральная ямка сетчатки – область наибольшей остроты зрения.

Строение глаза и мышечного аппарата

Природа создала глаз шарообразным. Он легко вращается вокруг трех осей: вертикальной (влево - вправо), горизонтальной (вверх - вниз) и оптической. Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Мышцами управляют сигналы, поступающие из мозга.

Глазодвигательные мышцы, пожалуй, самые быстродействующие в организме человека. При осмотре, например, картины плаз совершает огромное количество микродвижений, причем одно Движение совершается всего за несколько сотых долей 1 с. Помимо этого, глаз непрерывно совершает небольшие, но очень быстрые колебания (до 120 в с). Они крайне важны при рассматривании мелких предметов. Как только пристальное рассматривание прекращается, исчезают и колебания. Приемник световых волн

Когда про глаз говорят, что это часть мозга, вынесенная на периферию, имеют в виду, прежде всего сетчатку. По существу, это самостоятельный анализатор, первый приемник всех его световых волн и импульсов. Именно в сетчатке глаза происходит переработка, трансформация световой энергии в электрический импульс, направляющийся в зрительные центры мозга.

Устройство сетчатки у разных живых существ неодинаково. У позвоночных, от рыб до обезьян, и у человека световоспринимающая поверхность глаза представляет собой исключительно сложное, как по структуре, так и по функциям, нервное образование. Толщина сетчатки весьма мала - 0,14 мм. Одним из самых важных ее участков является так называемое желтое пятно местонаилучшего зрения. В области желтого пятна сосредоточена основная часть колбочковых фоторецепторов, ответственных за цветовое зрение.

Весьма существенное значение имеет вопрос о месте расположения сетчатки по оси глаза. Дело в том, что любой зрительный образ может быть рассмотрен как совокупность точек. Каждая из них фиксируется на сетчатке именно в виде точки, причем благодаря некоторым оптическим явлениям (дифракции света, аберрации и др.) ее изображение оказывается несколько размытым. Как показали расчеты, сетчатка расположена как раз в том месте (примерно на расстоянии 0,4 мм впереди фокуса глаза), где все оптические дефекты имеют наименьшее значение. Благодаря этому и достигается наиболее четкое зрение.

В сетчатке позвоночных животных обычно различают 10 слоев нервных элементов, связанных между собою не только морфологически, но и функционально. Общее число воспринимающих свет рецепторов сетчатки - 130 млн., и всего 7 млн. из них - колбочковые рецепторы, участвующие в цветовом зрении. От каждой светочувствительной клетки - палочки или колбочки - отходит нервное волокно, соединяющее рецепторы с центральной нервной системой. При этом у каждой колбочки - отдельное волокно, тогда как у палочек одно волокно обслуживает целую их группу. Зрительные нервы перекрещиваются, причем у человека и высших обезьян перекрещивается лишь половина волокон каждого зрительного нерва. Мозговой, или центральный конец зрительного анализатора располагается в задней части затылочной доли коры мозга, где сходятся нервные волокна центра и периферии сетчатки.

Свет представляет собой поток особых частиц - фотонов (квантов). Фотоны поглощаются и отражаются веществами, из которых состоят окружающие нас предметы, и от числа фотонов зависит яркость воспринимаемого нами зрительного образа. Какое же число фотонов проникает через оптические среды глаза и достигает сетчатки? Специальные расчеты показали, что в сумерки или ночью (в условиях слабой освещенности) в сетчатку проникает очень малое число фотонов. В каждую светочувствительную клетку в среднем за 20 мин. попадает один фотон, а при дневном освещении - множество.

Возникает вопрос: сколько же их требуется, чтобы сетчатка пришла в возбужденное состояние, то есть каково минимальное число фотонов, необходимых для зрительного процесса? Этот вопрос детально исследовали академик С. И. Вавилов и его сотрудники. Они установили, что достаточно весьма небольшого числа фотонов, а в отдельных случаях хватает даже одного. Таким образом, чувствительность глаза к свету предельно высока.

«Этажи» зрения

Внутренняя поверхность сетчатки - это светочувствительная мозаика. Она состоит из более чем 130 млн. воспринимающих и перерабатывающих свет фоторецепторов - палочек и колбочек, плотно прилегающих друг к другу. Размеры их чрезвычайно малы (около 2 мкм в диаметре); это обеспечивает невиданную даже для современной микроэлектронной техники плотность «упаковки» нервных элементов. Так, в макулярной зоне сетчатки человека насчитывается 140 тыс. колбочек на 1 кв. мм.У орла плотность клеток еще больше, соответственно, выше и острота зрения.

Микроскоп дает нам возможность проникнуть внутрь фоторецептора. Удивительно! Фоторецептор напоминает небоскреб, причем колбочка имеет острый шпиль. Пусть воображаемый лифт пронесет нас снизу вверх по палочковому фоторецептору (его длина - 50 мкм). Мы будем пересекать многочисленные «этажи» из сложенных в правильную стопку зрительных мембран, которых в каждой клетке - несколько тысяч.

Давайте задержимся на одном из этажей и внимательно присмотримся к его удивительной архитектуре. Перед нами открывается ажурный «архитектурный ансамбль» из молекул жиров и светочувствительных белков, главным из которых является родопсин, или зрительный пурпур.

Каждый из 1 тыс. этажей палочки имеет свыше 1 тыс. мембран (в колбочке их около 750); этаж - «трехслойный пирог», в середине которого-двойной слой жиров (толщиной всего 80 ангстрем), а сверху и снизу-тончайшие слои родопсина (90% от всего количества белка, образующего мембрану); его молекулярные превращения под действием света «запускают» начальные этапы процесса зрения.

Оказавшись внутри колбочки, мы заметили бы, что здесь зрительные мембраны контактируют с наружной мембраной клетки, чего нет в палочке. Хотя пока и не найден ответ на вопрос о причинах различия внутренней структуры фоторецепторов двух типов, но очевидно, чтооно как-то связано с различием их функций: палочкам приходится работать ночью, когда фотоны попадают на сетчатку довольно редко, и светочувствительная клетка приходит в возбуждение даже при поглощении единичных фотонов; колбочка же, напротив, работает днем, при ярком солнечном свете, и ее буквально пронизывает обильный поток квантов света.

В последние годы английские и американские ученые использовали для изучения ультратонкого строения зрительных мембран рентгеноструктурный анализ. Он и результаты исследований с помощью электронного микроскопа позволили выявить даже распределение молекул родопсина в мембране: 90% всего их количества располагается перпендикулярно длинной оси палочек, 10% - параллельно. Такое их расположение обеспечивает максимальное поглощение света, а следовательно, и очень высокую чувствительность фоторецептора.

Для чего же фоторецепторам такое многоэтажное строение? Как известно, небоскребы возникли из-за дефицита площади, но что заставило природу создать мозаику из «небоскребов» внутри глаза? Чтобы попытаться ответить на этот далеко нелегкий вопрос, обратимся к молекулярным механизмам начальных этапов процесса зрения.

Основные светочувствительные элементы сетчатки - палочки и колбочки - состоят из внешних и внутренних сегментов. Внешние сегменты более узкие и вытянутые, диаметр палочки - 2 мкм, длина - 5 мкм, диаметр и длина колбочки несколько меньше. При попадании нескольких квантов света на сетчатку глаза она возбуждается, но только 7 из 10 попадающих на нее фотонов способны возбудить ее.

Учитывая, что возбудить мембрану способны не все молекулы родопсина, поглощающие фотоны, а лишь те из них, которые не-посредственно прилегают к ней, английские ученые установили, что палочки фоторецептора способны реагировать на 1 фотон, поглощенный молекулой, лежащей непосредственно на мембране. Такая сверхчувствительность может быть объяснена только наличием усилительного или множительного механизма в самом фоторецепторе.

Химическая структура органов зрения животных и человека формировалась в процессе эволюции, а также под влиянием их образа жизни. При всех различиях зрительных систем у них есть и много общего, в частности - зрительные пигменты, которые поглощают свет и запускают сложнейший фотохимический механизм зрения. Пигменты для зрения играют ту же роль, что хлорофилл для фотосинтеза. Главными среди них являются родопсин - пигмент палочек сетчатки и йодопсин - пигмент колбочек. Родопсин и йодопсин состоят из хромофорнойгруппы и белка - опсина. Область максимального поглощения света у родопсина находится в зеленой части спектра (500 нм), у йодопси-на - в желто-зеленой (550 нм).

Соответственно в этих же участках спектра отмечается наиболее высокая чувствительность глаза днем, когда в основном работают колбочки, и ночью, когда функционируют палочки.

Под действием света в родопсине и йодопсине протекают сложные фотохимические процессы, в результате которых часть молекул зрительных пигментов распадается. Их восстановление происходит в темноте с участием витамина А, который доставляется к рецепторам по кровеносной системе глаза.

Между палочковым и колбочковым зрением имеется существенная разница. При помощи колбочек мы различаем цвета предметов, тогда как палочки ответственны за черно-белое зрение.

Человек различает почти бесконечное количество цветов и оттенков, для определения которых даже не хватает слов. Самой распространенной и наиболее признанной в настоящее время является трехцветная, или трехкомпонентная, теория цветового зрения. Все многообразие цветов воспринимается благодаря существованию в сетчатке колбочек трех типов. Одни из них возбуждаются красными лучами, другие - зелеными, а третьи - сине-фиолетовыми, благодаря чему мы различаем три этих цвета. Если одновременно и в одинаковой степени возбуждаются все виды колбочек, мы видим белый цвет, если же возбуждение колбочек разных типов выражено неодинаково, возникает ощущение других цветов.

Опыты показывают, что любой цвет, воспринимаемый глазом человека, можно получить, комбинируя красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета разной насыщенности. Например, смесь красного с желтым дает оранжевый цвет, синего с зеленым - голубой и т. д. Законы оптического смешения цветов действуют и тогда, когда оно происходит в сетчатке.

Различные расстройства цветового зрения встречаются у 4% мужчин и 0,7% женщин. Это - невосприятие красного и зеленого цветов, снижение способности воспринимать зеленый цвет, нечувствительность к синему цвету и др. Для определения нарушений цветового зрения созданы специальные таблицы, которые применяются при освидетельствовании железнодорожников, шоферов и т. д.

Итак, главное «действующее лицо» процесса зрения - свет. Однако биологам и физиологамизвестно, что свет проникает через кожу и костные покровы к центральной нервной системе и обуславливает, в частности, явление фотопериодизма у птиц и других животных, у которых были удалены глаза. Эксперименты, проведенные на зрительных системах животных, показали, что кванты проникают через глаз и далее по нервным волокнам в зрительные центры мозга и могут вызывать непосредственное световое раздражение их клеточных структур. Предложенная гипотеза названа оптоэлектронной. Ее дальнейшее экспериментальное обоснование ведется в настоящее время в ряде лабораторий. Факт передачи квантов света от глаза в мозг был подтвержден и учеными Московского медицинского стоматологического института.Наряду с фотохимическими, в глазу протекают и электрические процессы. Информация об их ходе используется для диагностики глазных заболеваний. Сейчас в любой солидной глазной клинике есть кабинет электродиагностики. Зафиксированная электрическая реакция сетчатки глаза на освещение называ-ется электроретинограммой, а ее запись и анализ - электроретинографией.

Как работают органы зрения.

Роговица и хрусталик фокусируют на сетчатке попадающие в глаз световые лучи. Цилиарная мышца изменяет толщину хрусталика - расслабляет или сжимает его, чтобы свет, поступающий с разного расстояния - от ближних и дальних объектов, - фокусировался точно на сетчатке. Радужная оболочка регулирует количество проникающего в глаз света. Ее мышцы непрерывно меняют диаметр зрачка, увеличивая его, когда нужно впустить больше света, и уменьшая, когда избыток света грозит повредить сетчатку. Сетчатка содержит 2 вида фоторецепторов - палочки и колбочки. Около 125 млн. палочек обеспечивают сумеречное зрение. Они обладают высокой чувствительностью к очень слабому свету, но позволяют различать только черное и белое. Колбочки, которых около 7 млн., обеспечивают цветовое зрение, но им для работы нужен яркий свет. Выделяют 3 типа колбочек в зависимости от содержащегося в них светочувствительного пигмента. Одни колбочки различают зеленый цвет, другие - красный, третьи - синий. Палочки и колбочки генерируют импульсы, которые по зрительному нерву передаются в зрительные зоны головного мозга. Мозг преобразует эти импульсы в изображение. Каждый глаз видит окружающий мир немного по-разному. Совмещая эти образы, мозг строит трехмерное изображение, которое позволяет оценивать расстояния и расположение объектов в пространстве.

Упражнения для коррекций зрения

Для лечения близорукости американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он

  1. многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно сле-дить за ним глазами.
  2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего - в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.
  5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
  6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Эти и подобные упражнения У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день. Спустя месяц сделать паузу на 2 - 3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует имассирует хрусталики, улучшает кровообра-щение и питание глаз.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

Эти упражнения можно выполнять как в домашних условиях, так и на свежем воздухе. Приготовьте место для занятия: постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зеленого или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это могут быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный мяч и начинайте.

  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1-2 поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет 3-4 руки через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6-8 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч сзади. На счет1 отвести плечи назад - вдох; на счет 2наклониться вперед, прогнувшись (спина прямая), руки отвести назад - выдох. Смотреть на неподвижный предмет, находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет 1 присесть, мячом коснуться пола, туловище держать прямо; на счет 2 вернуться в исходное положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы. Повторить 10-16 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Круговые движения тазом, мяч перекладывать из одной руки в другую по кругу. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. На счет 1 сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет 2 опустить ногу; на счет 3-4 - то же, перекладывая мяч из левой руки вправую подлевой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: стоя, прижать мяч ко лбу. Надавливать лбом на мяч (не сильно!) 8-10 раз, затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10 раз надавливать на мяч. Повторить 2-3 раза.
  • Исходное положение: сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж задних мышц шеи в течение 40-45 с.

Выполнить упражнения по методике «Метка на стекле» (см. приложение), в течение 1-2 мин.

  • Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1 -2 мин. с последующим переходом на ходьбу.
  • Исходное положение: стоя, поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 4-6 раз.
  • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: сидя на полу, сделать упор руками сзади. Не отрывая рук и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет I приподнять таз, голову назад, прогнуться; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, зажать мяч между стопами. На счет 1 поднять ноги и коснуться мячом пола за головой; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 6-8 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, согнуть ноги, коленями сжать мяч. Ритмично надавливать на мяч в течение 10-15 с. Повторить 10-15 раз;
  • Исходное положение: то же, руки разведены в стороны. На счет 1 и 2 наклонить согнутые ноги в сторону, коленом коснуться пола; на счет 3-4 наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10-12 раз.
  • Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на спине, держать мяч впереди. Поднять голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на животе, держать мяч сзади. На счет 1 поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет 2-3 держать, на счет 4 опустить руки. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: лежа на животе, положить кисти на пол около плеч, мяч сдавливать стопами. На счет 1 согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, головой постараться коснуться мяча; на счет 2 вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: встать на четвереньки. На счет 1 выгнуть спину, голову опустить (руки не сгибать!); на счет 2 спину прогнуть, голову поднять. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: то же. На счет 1 выпрямить и отвести назад прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться - вдох; на счет 2 вернуться в исходное положение; на счет 3-4 то же другой ногой и рукой. Повторить по 4-5 раз каждой ногой.
  • Исходное положение: сидя, ноги врозь, мяч держать в руках. Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад. Повторить по 5-6 раз в каждом направлении.
  • Исходное положение: то же, мяч прижать к животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем втягивать. Повторить 10-12 раз.
  • Исходное положение: стоя на коленях, держать мяч впереди. На счет 1 поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и руки, прогнуться; на счет 2 сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8-10 раз.
  • Исходное положение: стоя, держать мяч в правой руке. Выполнять подскоки на двух ногах, мячперебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в течение 20-30 с.
  • Исходное положение: стоя, наклонить туловище вперед, мяч в опущенных руках. На счет 1 повернуть туловище вправо, руки вправо; на счет 2 то же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
  • Исходное положение: стоя. На счет 1 поднять руки вверх - глубокий вдох; на счет 2 наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз - выдох. Повторить 5-6 раз.

Приведенный комплекс рассчитан на 25-30 мин. После выполнения последнего упражнения посчитайте пульс и примите душ.

Астигматизм

По теории У. Бейтса, одной из причин возникновения астигматизма является неравномерное напряжение окологлазных мышц.

Астигматизм можно выявить с помощью рис.2.2. При астигматизме прямые линии выглядят искривленными.

Астигматизм зачастую сопровождается дальнозоркостью или близорукостью. Поскольку восприятие формы букв на проверочной таблице нарушается, пациент довольно часто называет их неверно. При астигматизме люди часто страдают головными болями и испытывают затруднения при чтении.

Р.С. Агарвал считает полезным при астигматизме следующее упражнение.

Сделайте 100 раз упражнение «Большие повороты» (см. приложение). Затем перемещайте свой взгляд по строкам мелкого шрифта с мягкими морганиями на каждой строке. Чередуйте повороты с перемещениями взгляда по строкам.

При астигматизме, сопровождаемом близорукостью или дальнозоркостью, выполняют соответствующие упражнения, предназначенные для лечения близорукости или дальнозоркости.

Специальные упражнения упражнение для глазодвигательных мышц.

Упражнения для глаз (повороты, круговые движения и т. п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области, хорошо снимают умственное утомление. После них люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков вобласти нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и утраты ею упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век, задержать ее старение (рис. 2.3). Выполнять их следует примерно в течение 10 мин.

  • Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом 30 с.
  • Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  • Вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Упражнения, снимающие утомление глаз

  • Выполняется стоя (рис. 2.4, а). Смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
  • Выполняется сидя (рис. 2.4, б). Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 с убрать пальцы. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Релаксация механизма зрения

Любые напряжения снимаются релаксацией, т.е. расслаблением. Вот что пишет об этом известный американский психолог Д. Карнеги: «Беспокойство, напряжение и эмоциональные потрясения - вот три основные причины усталости. Часто именно они виноваты, когда причиной кажется физическая или умственная работа. Помните, что напряженная мышца никогда не отдыхает. Расслабляйтесь! Сохраните свою энергию для важных дел».

Теперь остановитесь, чтобы вы ни делали, и проверьте свое состояние. Нахмурены ли вы, читая эти строчки? Чувствуете ли вы напряжение глаз? Вы расслабились, сидя в своем кресле? Или же вы сгорбились? Напряжены ли мышцы вашего лица? Если ваше тело не расслаблено, как старая тряпичная кукла, то вы в этот самый момент создаете нервное и мышечное напряжение. Вы вызываете у себя нервное напряжение и нервную усталость!

Напряжение - это привычка. Способность расслабляться - это привычка. От дурных привычек можно избавиться, а хорошие привычки могут быть созданы.

Каким образом вы расслабляетесь? Расслабляется ли сначала ваш мозг или ваши нервы? Ни то и ни другое. Прежде всего, расслабляются ваши мышцы!

А теперь попытаемся это сделать. Пожалуй, мы начнем эту процедуру с расслабления глаз. Прочитайте до конца данный абзац, а затем откиньтесь, закройте глаза и мысленно говорите своим глазам: «Отдыхайте спокойно, отдыхайте спокойно, не напрягайтесь, не хмурьтесь. Отдыхайте, отдыхайте спокойно». Очень медленно повторяйте эти слова в течение 1 мин.

Наверное, вы заметили, что через несколько секунд мышцы глаз начали вам подчиняться. Вы почувствовали, словно чья-то заботливая рука избавила вас от напряжения? Вам может показаться невероятным, но за эту минуту вы нашли универсальный ключ и секрет искусства расслабления. Вы можете проделать то же самое с мышцами лица, шеи, плеч и всего тела. Но самым важным органом из всех является глаз. Доктор Э. Джекобсон из Чикагского университета высказал мысль, что если вы умеете полностью расслабить глазные мышцы, то вы можете забыть о всех своих неприятностях. Роль глаз в устранении нервного напряжения важна потому, что они расходуют до одной четверти всей нервной энергии нашего организма. Именно поэтому так много людей с совершенно нормальным зрением страдают быстрой утомляемостью глаз - астенопией. Они сами слишком напрягают свои глаза.

Вы можете расслабляться между делом почти всегда, где бы вы ни находились. Расслабленность означает отсутствие всякого напряжения и усилий. Думайте о чем-нибудь приятном и о расслаблении. Сначала пусть расслабятся мышцы ваших глаз и лица. Почувствуйте, как энергия направляется от мышц лица к центру вашего тела. Представьте себя таким же свободным от напряжения, как младенец.

  1. Расслабляйтесь, когда это возможно. Пусть ваше тело будет таким же податливым, как старый носок. Приступая к работе, я кладу на письменный стол старый носок темно-бордового цвета. Он напоминает мне о том, каким расслабленным должен быть я. Если у вас нет носка, подойдет кошка. Вы когда-нибудь брали на руки котенка, дремлющего на солнышке? Тогда вы, наверное, заметили, что его голова и хвост свисают, как мокрая газета. Йоги советуют тем, кто хочет овладеть искусством расслабления, подражать кошке. Я никогда не встречал усталую кошку, кошку, у которой был бы нервный срыв или страдающую бессонницей. Кошку не терзают тревоги, ей не угрожает язва желудка. И вы тоже сможете уберечь себя от этих бед, если научитесь расслабляться, как кошка.
  2. Работайте в полную силу, но примите удобное положение. Помните, что напряжение тела вызывает боль в плечах и нервную усталость.
  3. Контролируйте себя 4 или 5 раз в день, спрашивайте себя: «Не прилагаю ли я чрезмерные усилия, выполняя свою работу? Не напрягаю ли мышцы, которые не имеют никакого отношения к моей работе?» Это поможет выработать привычку расслабляться.
  4. Проверьте себя снова в конце дня, спросив себя: «Насколько я устал? Если я устал, то это не от умственной работы, а от способа ее выполнения». «Я оцениваю, насколько плодотворно я потрудился задень, - пишет Д. У. Джосселин, - не по своей усталости, а по Тому, насколько я не устал». Далее он говорит: «Когда я чувствую себя особенно усталым в конце дня или когда раздражительность свидетельствует, что мои нервы устали, я знаю, вне всякого сомнения, что в этот день я работал неэффективно, как в количественном, так и в качественном отношении».

Заключения

Зрения самый мощный источник нашего знания о внешнем мире, одно из наиболее сложных, и удивительной и прекрасной свойств живой материи. Глаз - ценный дар природы.

Черезмерные информационные нагрузки на глаз и мозг приводит сегодня к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый близорук

Одно из главных причин такого роста глазных нарушении состоит в недостаточной тренированности, а потому и слабости внутриглазных и окологлазных мышц.

Выше изложенном тексте было раскрыты основные причины нарушения зрения. А, также, как восстановить с помощью специальной методики оптико-двигательных тренировок, в основу которого положен динамический принцип.

Глазные болезни различают врожденные, профессиональные и патологические. Врожденная болезнь связана с генетической наследственностью, профессиональная болезнь способствует современные технология, которые влияют на зрения отрицательно. Патологическая болезнь – это серьезное нарушение функции зрения. Плохое зрение – это неспособность глаза приспособиться к инстинктивному физиологическому акту ведения. В настоящее время существуют различные виды тренажеров для тренировки глазных мышц в оздоровительных целях (при близорукости и дальнозоркости у взрослых и у детей и для уменьшения зрительного утомления) а также специальные без линзовые и призматические очки, позволяющие резко улучшить остроту зрения без утомления и, кроме того бороться с сутулостью у детей.

Также немаловажную роль играет и упражнения для релаксация зрения, которая способствует снятию напряжения и развитию цепкости глаза.

Целью выполняемой работы – является сохранения и восстановления зрения с помощью специальных методических упражнении разработанными ученными.

Список литературы

  1. Демирчоглянгарант Гургенович. Глаза: школа здоровья редактор Т.Н.Прокопьева. Терра - Спорт, Олипия Пресс, 2000 – 176с.
  2. Большая Энциклопедия Эрудита. Издательство «Махаон», 2001г.
  3. Как избавиться от очков/ М.С Норбеков, -2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004г.

Вильчинская Татьяна

1 .Нарушение контрастности зрения.

Симптомы : в вечернее время зрение лучше, чем при ярком освещении; предметы стали двоиться; нарушилась контрастность зрения. Стоит задуматься о визите к офтальмологу и тогда, когда неизвестно почему возникла близорукость - люди с возрастной дальнозоркостью вдруг замечают, что могут читать без очков.

Вероятная причина: когда хрусталик теряет прозрачность, развивается . Чем человек старше, тем больше вероятность развития катаракты: она считается болезнью пожилого возраста - среди людей старше 80 лет катаракта есть практически у всех. Хотя не застрахованы и 40-50-летние - из-за внешних вредностей типа агрессивного ультрафиолета и других излучений (рентгеновских, инфракрасных и т.д.) хрусталик теряет свои способности раньше.

У катаракты подлый характер: проблемы со зрением возникают далеко не сразу - она годами может вообще никак себя не проявлять. В таком случае «поймать» ее можно, только периодически показываясь офтальмологу. Людям, чьи родственники страдали катарактой, особенно в возрасте до 60 лет, регулярные визиты к врачу нужны обязательно! К счастью, ситуация не фатальная: катаракту успешно лечат заменой помутневшего хрусталика на искусственный, причем операции делают даже очень пожилым людям.

2. Появление «радужных» кругов и «мушек» перед глазами .

С имптомы : появляются головные боли; человек видит «мушки» и радужные круги вокруг источников света.

Вероятная причина: это может быть связано с угрозой . Она бывает и у детей, и у подростков, но пожилой возраст - дополнительный фактор риска. Глаукома возникает, когда из-за повышенного внутриглазного давления поражается зрительный нерв - вплоть до полной атрофии, то есть слепоты. Увы, люди с глаукомой редко приходят к врачу на ранних стадиях - чаще поводом становится снижение зрения, а это уже далеко не начало болезни.

3. Беспричинное изменение границ поля зрения .

Симптомы: без видимых причин (травм и пр.) меняются границы поля зрения.

Вероятная причина: изменение внутриглазного давления. Это может быть началом глаукомы.

Свою лепту вносят эндокринные нарушения, гипертония, наследственность. Сильный стресс, физическое переутомление могут спровоцировать острый приступ глаукомы, который требует вызова скорой помощи: если вовремя не снизить внутриглазное давление, можно ослепнуть.

4. Прогрессирующий «минус» - ухудшение зрения на 1 диоптрию в год.

Симптомы: ухудшение зрения на 1 диоптрию в год.

Вероятная причина: изменения глазного дна как следствие метаболических нарушений, изменения внутриглазного давления. Близорукость (миопия) у взрослых прогрессирует редко, но бояться нужно прогрессирующего «минуса».

Есть несколько моментов в жизни, когда это может случиться, и связаны они с необходимостью серьезно нагружать зрение (особенно когда глазной аппарат еще не сформирован) либо с гормональными перестройками организма, (самый опасный период в этом смысле - детство и подростковый возраст (примерно до 17 лет).

5. Любые проблемы с глазами при диабете.

Симптомы: любые изменения зрения и любые жалобы,связанные с глазами (сухость, недостаточное слезовыделение и пр.).

Вероятная причина: желательно попытаться самому отследить связь подобных изменений с уровнем сахара в крови (не было ли резких скачков), а также с уровнем артериального давления.

Это не только проблемы с инсулином, но и очень серьезные осложнения в перспективе, если не заниматься терапией основной проблемы.

Среди них - , одна из главных причин слепоты. Причина ее развития в том, что при стойком повышении сахара в крови страдают мелкие сосуды, в том числе пронизывающие сетчатку глаза. Возникают изменения в глазном дне, риск отслоения сетчатки - все это может привести к полной потере зрения.

Проблемы с глазами у диабетиков возникают, к сожалению, очень быстро - обычно уже в первые 5 лет после начала болезни. Поэтому следить за состоянием сетчатки им нужно но с самого начала - от этого также, как от контроля за сахаром, зависит, каким будет зрение сохранится ли оно вообще.

Диабетика, конечно, не обязательно ждет слепота, но, по данным ВОЗ, они теряют зрение почти в 25 раз чаще, чем обычные лица. Среди них и больных катарактой вдвое больше.

Плохое зрение снижает качество жизни человека. Дефекты зрительных органов наблюдаются в старших и младших возрастных группах. Ими страдают и многие знаменитости. Врожденные заболевания глаз и другие, приобретенные болезни (нарушение мозгового кровообращения, болезнь Паркинсона) провоцируют изменение остроты зрения. Нарушение функционирования, органические поражения одного из них провоцирует нарушения зрения.

Наши глаза – очень важный и в то же время достаточно уязвимый орган. Чтобы понять, почему падает зрение, необходимо знать, из чего состоит структура глаза.

Зрительный механизм состоит из глазного яблока и зрительного нерва. Зрительный нерв проводит визуальные импульсы в мозг, соответствующие центры которого обрабатывают и используют полученную информацию. Состояние этих центров влияет на визуальное восприятие.

Структура глазного яблока (из чего оно состоит):

  1. оболочки: сетчатка, сосудистая сетка и фиброзный слой (роговица, склера). Это соответственно внутренний, средний и внешний слои;
  2. ядро – представлено студенистой субстанцией, содержащей стекловидное тело, глазной хрусталик, водянистую влагу, это сложная структура.

Роговица представляет собой пленку, покрывающую глаз снаружи. Она прозрачная, ее функции – оптическая и защитная. Склера охватывает глаз изнутри. Это вещество похоже на вареный яичный белок. Некоторые заболевания проявляются изменениями цвета склер (например, пожелтение при гепатите или циррозе печени). Коньюктива – это слизистая структура глаза. Радужка имеет специальные мускулы, которые сокращают и расширяют зрачки, регулируя количество световых раздражителей. На сетчатке фокусируется изображение.

Сетчатка и хрусталик – главные оптические части глазного яблока, ухудшение зрения, потеря зрения часто связываются с их дефектами.

У младших детей глаза более уязвимы вследствие не сформированных окончательно защитных механизмов.

Причины патологических изменений

Плохое зрение бывает врожденным. Нарушение внутриутробного формирования глазных органов приводит к тому, что ребенок рождается со зрительными дефектами. Другая часть глазных заболеваний, потеря зрения (слепота) приобретаются в процессе жизни вследствие ряда факторов. Деятельность глазных органов нарушается различными факторами.

Причины ухудшения зрения:

  • длительная перегрузка глазных органов, особенно если трудовая деятельность связана с компьютером;
  • атония мускулатуры хрусталика. Ослабление его мышц приводит к тому, что падает зрение;
  • иссушение коньюктивы. Редкое моргание во время монотонной работы перед экраном компьютера или просмотра телевизора провоцирует обезвоживание, высушивание глаза и ослабление зрения;
  • расстройство кровотока. Правильное функционирование сетчатки напрямую зависит от состояния местного кровообращения. Его изменения вызывают ухудшение зрения. Причинами могут быть системные заболевания – сосудистые, неврологические, обменные (инсульты, болезнь Паркинсона, сахарный диабет);
  • возрастные изменения тканей глаза у пожилого человека. Светочувствительный пигмент, благодаря которому воспринимается визуальные изображения, с годами разрушается. Поддаются старению и остальные части глаза, что вызывает ослабление зрения;
  • инфекции. Особенно опасными считается бленнорея у самых младших – у новорожденных, отсутствие своевременного лечения которой провоцирует различные дефекты зрения, даже полную слепоту;
  • механические повреждения, химические и термические ожоги глаз вызывают ухудшение зрения, в зависимости от их степени может случиться абсолютная потеря зрения.

Способствуют патологиям недостаточный отдых, отсутствие полноценного сна, наличие вредных привычек, нерациональное питание.

Существует классификация зрительных патологий по возрасту страдающих от них людей (детские, возрастные), классификация в зависимости от степени выраженности и характера изменений (органические, функциональные), классификация по происхождению (врожденные, приобретенные, наследственные) и т. д.

Патологии, связанные с глазами

Миопия, дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, катаракта, глаукома – это распространенные патологии, которые сопровождаются нарушением зрительной функции. Общим их симптомом считается ослабление зрения. Первые три связанны с нарушением фокусировки изображений, эти проблемы со зрением часто возникают у младших школьников.

  1. Миопия (или близорукость) характеризуется плохой видимостью предметов, находящихся на некотором расстоянии. Чем тяжелее форма близорукости, тем хуже человек видит расположенные вдали предметы или даже не видит их вообще. Изображение фокусируется перед сетчаткой. Причинами является изменение роговичной кривизны, удлинение глазного яблока. Ослабление зрения из-за близорукости имеет склонность к прогрессированию. Достаточно часто приобретенная миопия развивается у младших учеников с началом посещения школы, усиленных перегрузок глаз, вследствие чего возникают проблемы со зрением. Чтобы скорректировать плохое зрение, у младших детей используют очки, у старших – специальные линзы, назначают гимнастику для глаз.
  2. Гиперметропия вызывается нарушениями кривизны роговицы, недостаточным размером глазных яблок. Изображение формируется за пределами сетчатки. Человек плохо различает картинки, расположенные вблизи. Из-за дальнозоркости проблемы со зрением также часто возникают у школьников.
  3. Астигматизм спровоцирован деформацией глазной поверхности. Здоровое глазное яблоко является круглым. При астигматизме нарушена его структура – оно становится овальным. Неправильная форма нарушает фокусирующую деятельность глаза. Лучи света проецируются в двух точках, потому человек видит предметы расплывчато. Если вовремя не скорректировать патологию, резко падает зрение, развивается косоглазие. Астигматизм склонен к развитию у младших детей, часто его сопровождают и другие нарушения зрения (миопия, гиперметропия).

Своевременная коррекция этих патологий у детей дает хорошие результаты, учебная деятельность практически не нарушается.

Историческая справка: Систематическое обучение слепых детей в России, интенсивное развитие тифлопедагогики началось в конце XIX века.

Каким образом борются с недугом? Чтобы остановить прогрессирование патологического процесса, применяют диету, улучшающую зрительную способность. Нужно выделять каждый день немного времени на то, чтобы занять ребенка, по назначению врача, зрительной гимнастикой – пригодится игровая форма. В некоторых случаях является хорошим методом лазерная коррекция (после 18 лет).

Сегодня ношение очков у школьников вызывает меньше дискомфорта, поскольку данный аксессуар сейчас в тренде, им пользуются многие стильные знаменитости. Коррекционные линзы приводят к восстановлению нарушенных способностей глаз.

При катаракте наблюдается изменение прозрачности хрусталика, его помутнение.

Причины врожденной катаракты: внутриутробные инфекции, генетические, обменные заболевания. Приобретенной катарактой заболевают люди в возрасте, можно сказать, что это самое распространенное глазное заболевание пожилого населения. Прогрессирование болезни носит неутешительный характер – абсолютная потеря зрения.

Современная офтальмология предлагает оперативное лечение катаракты (устранение причины плохого зрения – помутнения хрусталика). Операция позволяет частично или полностью устранить дефекты зрения.

Характеризуется повышенным внутриглазным давлением. Это опасное заболевание, которым болеют не только пожилые люди, но и представители младших возрастных категорий. У взрослых и детей оно бывает как самостоятельным недугом, так и симптомом других.

Разновидности и формы глаукомы в зависимости от этиологического фактора:

  1. воспалительная;
  2. глаукома, возникающая вследствие выраженного сужения увеитического угла;
  3. кортикостероидная (является следствием терапии гормонами этой группы);
  4. глаукома, связанная со структурными нарушениями, хроническим воспалительным процессом.

Повышение внутриглазного давления и связанное с ним ухудшение зрения являются признаком некоторых заболеваний, например, инсульты.

Его измерение – важный диагностический аспект в неврологической практике, в которой частичная или полная потеря зрения, или изменение его качества бывает предвестником серьезных патологий нервной системы.

Неврологические нарушения: паркинсонизм, инсульт

Заболеванием Паркинсона страдали многие знаменитости: папа римский Иоанн Павел II, политический деятель Мао Цзэдун, художник Сальвадор Дали, поэт А. Вознесенский, актер М. Фокс и многие другие. Возникает болезнь Паркинсона и ее атипичные синдромы вследствие биохимических изменений ЦНС (центрально-нервной системы). Изначально болезнь Паркинсона определялась по наличию характерных признаков.

Историческая справка. Первые упоминания о недуге, очень похожем на паркинсонизм, археологи нашли в древних египетских манускриптах.

Во второй половине двадцатого века более современные лабораторные технологии предоставили возможность изучить патогенез болезни. Название заболевания – в честь английского ученого Дж. Паркинсона, написавшем еще в 1817 году детальный труд на тему «дрожательного паралича». В зависимости от прогрессирования и тяжести, выделяют различные формы и стадии болезни Паркинсона.

Клинические симптомы болезни Паркинсона: дрожание конечностей, ограничение двигательной способности, ригидность мускулатуры, постуральная неустойчивость. Трудовая деятельность ограничена. Атипичная форма – прогрессирующий супрануклеарный парез взора (далее - ПСПВ), поначалу мало отличается от стандартной формы болезни Паркинсона.

Для заболевания ПСПВ характерные такие виды нарушения зрения:

  • ограничение взгляда свыше 50% (верх, вниз);
  • нарушается удерживание взора при взгляде по сторонам;
  • расстройство координации взгляда и движений головы. Чтобы посмотреть в сторону, человек сначала поворачивает голову, а потом выполняет соответствующие движения глазными яблоками;
  • блефароспазм.

От болезни Паркинсона ПСПВ отличается незначительным улучшением состояния пациента на терапию леводопой, стремительное прогрессирование болезни.

Другой распространенной причиной являются заболевания нервной системы, которые сопровождаются острым нарушением мозгового кровотока разной степени. Помимо функциональных патологических изменений в организме, инсульт сопровождается органическими изменениями тканей головного мозга, нарушается его структура. Возникает вследствие прерывания оттока крови (оно может занять всего несколько минут).

Ишемия, продолжающаяся более пяти минут, приводит к необратимым поражениям нервных клеток. Внезапное ухудшение зрения часто выступает предвестником апоплексии.

Характерные клинические симптомы заболевания:

Снижение зрения на одном глазу или сразу на обоих, головная боль, перекашивание лица наступают в первые несколько минут апоплексического удара.

Инсульт наносит значительный вред организму, часто без возможности восстановления всех его прежних функций. Церебральная эмболия, тромбоз сосудов головного мозга – причины плохого зрения, его полной утраты.

Требуется длительная реабилитация для восстановления зрительных функций, когда упало зрение вследствие ишемии. При рецидивирующих приступах или незначительных микроциркуляторных нарушениях наблюдаются неполадки зрительных органов легкой степени.

Это одно из поздних осложнений опасной болезни – сахарного диабета. Является поражением мелких кровеносных сосудов, которые питают сетчатку. Причины нарушения зрения: неадекватное противодиабетическое лечение, токсическое влияние глюкозы (чрезмерно высокого ее уровня) на сосудистые стенки. Стремительное падение зрения вследствие ретинопатии наблюдается у больных с запущенными формами тяжелой степени диабета, сопутствующей гипертензией, у пожилого пациента.

Признаками заболевания является нарушение зрения: «мушки, летающие перед глазами», снижение остроты, четкости видения, двоение в глазах, размытость изображения. Финиш диабетической ретинопатии – полная потеря зрения.

Что нельзя игнорировать?

Люди зачастую не спешат к офтальмологу при незначительных нарушениях зрительных функций. Случается, что упало зрение резко. Некоторые заболевания развиваются без выраженных признаков, нарушение зрения происходит постепенно. Потому, важно проходить ежегодное профилактическое обследование. Чем раньше выявляют болезнь и причины нарушения зрения, тем эффективнее можно устранить их, остановить развитие зрительных недугов. Какие симптомы должны насторожить?

Быстро ухудшается зрение, в частности, снижается его острота. Резкое или постепенное прогрессирующее снижение остроты видения нельзя оставлять без внимания, тем более, если от этого страдает качество его жизни и трудовая деятельность. Патологическое изменение бывает односторонним (потеря зрения на один глаз) или же садится зрение на обоих глазах синхронно.

  • Частичное или полное изменение качества видения. Человек видит предметы расплывчатыми, раздвоенными, их формы не четкие.
  • Боль в глазах различной степени выраженности, которая наблюдается при напряжении или же в состоянии покоя, с опущенными веками.
  • Светобоязнь, чувство сухости, резей в глазницах. Они могут свидетельствовать о различных инфекционных поражениях, некоторые формы которых достаточно опасные (бленнорея).

Если вы заметили у себя или своих близких ухудшение зрения, следует обратиться к офтальмологу. Врач диагностирует имеющиеся дефекты зрения: проведет осмотр глазного яблока, назначит дополнительные методы исследования для определения степени тяжести изменений, сохраненных функций. Какое лечение требуется – решает врач. Прогрессирующая потеря зрения может быть приостановлена при адекватном лечении.

Профилактика

Чтобы избежать проблем, которые бывают связанные с нарушением зрительной функции и нарушающие активную деятельность, и остановить патологический процесс, рекомендуется соблюдать правила гигиены.

Ребенка нужно с детства приучать к выполнению несложных гимнастических упражнений для глаз – эффективно действует ненавязчивая игровая ее форма. Во время работы перед компьютерным монитором (от излучения сильно портится зрение) необходимо делать перерывы, занять глаза упражнениями. Для младших ребят длительность просмотра не должна превышать 1,5 часа в день.

Человек, находящийся в группе риска (например, больной сахарным диабетом), чтобы у него еще сильнее не ухудшилось зрение, должен особое внимание уделять здоровью глаз.

Нельзя заниматься самолечением болезни, нужно внимательно следить за уровнем сахара в крови. Ведь потеря зрения – сильный удар для человека: пропадает интерес к жизни, развивается тяжелая депрессия.

Трудовая деятельность слабовидящих и деятельность совершенно незрячих людей ограничена. Сегодня разрабатываются различные социальные программы для поддержки, адаптации таких людей в обществе зрячих.

Они позволяют рационально занять свободное время слабовидящих.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.