Административная ответственность за курение в общественных. Какое наказание ждет за курение в общественных местах в россии

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах(введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ)1. Вот, сегодня выдалась свободная минута и решил ознакомиться со статьей КоАП предусматривающей санкцию за курение. Острякин А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.24 КоАП РФ, а именно за то, что он 22.01.2014г.

Кстати, запрета на курение других веществ в российском законодательстве не содержится. Сам по себе окурок от сигареты, может являться доказательством только после проведения ряда экспертиз, которые проводить, мягко говоря, нецелесообразно. Вчера, по какому то радио (по-моему это было «Авто радио») слушал передачу, о «ударной» борьбе участковых с курильщиками в Москве. Подводя итог, можно сделать вывод, что в результате деятельности наших законодателей, мы получили еще одну недействующую статью законодательства.

Основанием для привлечения к административной ответственности является факт курения табака на расстоянии менее чем 15 м от входов в указанные помещения. Возвратить административное дело в отношении Острякина А. П. в ЛОМВД России на ст.Орел на новое рассмотрение. Согласно требованиям ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Требования об обязательном присутствии понятых при составлении протокола об административном правонарушении КоАП РФ не содержит.

Комментарий к Ст. 6.24 КоАП РФ

Не могут быть признаны доказательствами данные, источник которых не установлен, либо данные, полученные с нарушением прав граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, жилища и т.п. 7. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ в ч. 3 комментируемой статьи указано, что не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Так, материалы дела не содержат сведений о курении Острякиным А.П. именно табака. Однако, в нарушение указанных норм, сведения о расстоянии, на котором Острякин А.П. курил табак, не установлены.

Е1 и Л1, из которых следует, что 22.01.2014 года, примерно, в 22 часа 35 минут они видели неизвестного гражданина, который курил возле центрального входа в вокзал ст.Орел. В дежурной части, куда их пригласили в качестве свидетелей, данный гражданин назвался Острякиным А. П.. (л.д.11-13). Однако, как указано выше, Федеральный закон запрещает курение табака в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что именно курил Острякин А.П., вещественные доказательства при этом не изымались, акт не составлялся. Однако, показания указанных лиц также не содержат сведений о том, что курил Острякин А.П. и на каком точно расстоянии от центрального входа в железнодорожный вокзал он находился.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Также просит снизить сумму штрафа до минимальной, в случае если постановление не будет отменено, поскольку ранее он по подобным нарушениям не привлекался, отягчающие обстоятельства отсутствуют. В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Губина А.А. – без удовлетворения.

Последние являются сведениями о промежуточных фактах, при установлении связи между которыми могут быть выявлены обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к предмету доказывания. В зависимости от способа формирования доказательств они подразделяются на первоначальные и производные.

Плюс заводы, которые смолят по ночам похуже соседа в подъезде. Постановлением начальника полиции ЛО МВД России на ст.Орел № от 27.01.2014г. Статьями 41 и 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Доказательств, подтверждающих указанное расстояние, в материалах дела не имеется, административный орган не принял меры для его установления.

Считает постановление незаконным и просит его отменить. Вместе с тем судья находит постановление подлежащим изменению, исходя из следующего. По характеру связи между доказательством и фактом, подлежащим установлению, доказательства делятся на прямые и косвенные.

6. Важное значение для практики имеет решение правоприменителем вопроса об относимости и допустимости доказательств применительно к предмету доказывания. Допустимость доказательств рассматривается с позиции определения источников фактических данных.

Санкция ч.1 ст.6.24 КоАП РФ предусматривает административное наказание в виде административного штрафа в размере от 500 до 1500 рублей. Исходя из смысла вышеуказанной статьи, правонарушением является не курение как таковое, а курение именно табака.

Судебная практика по ст. 6.24 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Судья Коняева З.А.
Дело N 21-146/2015

РЕШЕНИЕ
04 мая 2016 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Бакланов Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.Ю.А. на решение судьи Павловского районного суда Алтайского края от 08 февраля 2016 года и постановление врио начальника полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Павловский» от 20 февраля 2015 года, которым
Ф.Ю.А., родившийся ДД.ММ.ГГ на <адрес> <адрес>, проживающий по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ *** ***, составленному полицейским ОВО по Павловскому району сержантом полиции Ш.В.В., ДД.ММ.ГГ в ***. Ф.Ю.А. в общественном месте около дома N *** по <адрес> <адрес> <адрес> на территории <адрес> курил табак, а именно сигареты марки «Винстон», чем нарушил требования статьи 12 Федерального закона N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года. Действия квалифицированы по части 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Ф.Ю.А. обратился в районный суд с жалобой, в которой просил отменить постановление и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что факта курения не было, и копия постановления ему не вручалась и почтой не направлялась. В судебном заседании дополнительно указал на то, что ДД.ММ.ГГ, пролечив зуб у стоматолога, около 11-00 часов вышел из поликлиники <адрес> и направился к выходу с территории больницы. На улице взял в зубы сигарету по ошибке не со стороны фильтра, а с противоположной, набитой табаком, зажечь не успел. В 30 метрах от крыльца поликлиники, напротив входа в помещение «скорой помощи», его с незажженной сигаретой в зубах остановил сотрудник полиции Б.А.В., подвел к служебному автомобилю, где в отношении него составили административный протокол за курение табака в запрещенном законом месте. Незажженную сигарету, с которой его остановил Б.А.В., сохранил, положил в пачку сигарет «Винстон», оттуда же достал новую сигарету, которую держал в руках и в зубах, пока сотрудник полиции составлял протокол. Постановление было вынесено в его отсутствие, копию его получил ДД.ММ.ГГ после многочисленных обращений в полицию, прокуратуру и суд. Свидетели дали противоречивые показания относительно марки сигарет, которые он курил, длины выкуренной сигареты, направления дыма и прочих обстоятельств, приняли пар изо рта на морозном воздухе за дым от сигареты. Незажженную сигарету, с которой его остановил полицейский Б.А.В., у него не изъяли и не приобщили в качестве вещественного доказательства.
Решением судьи Павловского районного суда Алтайского края от 08 февраля 2016 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба Ф.Ю.А. — без удовлетворения.
В поданной в Алтайский краевой суд жалобе Ф.Ю.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование указывает на то, что в протоколе об административном правонарушении не отражено конкретное место совершения правонарушения. В постановлении не описано точное место совершения правонарушения, не указано лицо, составившее протокол об административном правонарушении. В материалах дела нет доказательств наличия у должностных лиц, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего постановление по делу, соответствующих полномочий. Вручение постановления за пределами установленного срока указывает на недействительность этого постановления. В протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГ не отражено, что судья фактически не исследовал материалы дела, не дав возможности автору жалобы изложить свои замечания по имеющимся документам, не изложены обстоятельства, которые свидетелями не подтверждены, а также ряд доводов, свидетельствующих об отсутствии события правонарушения.
Ф.Ю.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем жалоба рассматривается в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, ДД.ММ.ГГ в ***. Ф.Ю.А. в общественном месте около дома *** по <адрес> на территории <адрес> курил табак, а именно сигареты марки «Винстон», чем нарушил требования статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Указанные обстоятельства и вина Ф.Ю.А. подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ *** ***; рапортами сержанта полиции Ш.В.В., сержанта полиции Е.Д.Н., прапорщика полиции Б.А.В. от ДД.ММ.ГГ; показаниями указанных лиц, а также А.Е.С. и С.В.А., допрошенных в качестве свидетелей при пересмотре постановления в районном суде; которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.
Таким образом, должностное лицо, рассмотревшее дело об административном правонарушении, а также судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии события правонарушения и виновности Ф.Ю.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об обратном отвергаю, поскольку каких-либо объективных доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, в деле об административном правонарушении не имеется.
Вопреки доводам жалобы, в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу отражено место совершения Ф.Ю.А. правонарушения. При этом конкретизация места совершения правонарушения не требовалась, поскольку наступление административной ответственности по части 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ставится в зависимость от расстояния от места курения табака до каких-либо объектов на отдельных территориях.
Доводы жалобы о том, что в постановлении не указано лицо, составившее протокол об административном правонарушении, отклоняются, так как статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрены такие требования.
Ссылки в жалобе на отсутствие соответствующих полномочий у лица, составившего протокол об административном правонарушении, отклоняю, поскольку в силу п. 4.14 Приказа МВД России от 05 мая 2012 года N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июня 2012 года N 24709) должностные лица подразделений вневедомственной охраны Управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае протокол составлен полицейским ОВО по Павловскому району, то есть уполномоченным лицом.
В соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 Кодекса (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах).
Исходя из выписок из приказа МО МВД России «Павловский» от ДД.ММ.ГГ *** л/с, должностных регламентов (должностных инструкций) заместителя начальника — начальника полиции и заместителя начальника полиции указанного органа, а также ответа врио начальника МО МВД России «Павловский» от ДД.ММ.ГГ постановление по делу об административном правонарушении в отношении Ф.Ю.А. вынесено уполномоченным должностным лицом.
Оснований сомневаться в вынесении данного постановления именно С.В.А. из материалов дела не усматривается.
Утверждение автора жалобы о нарушении сроков вручения копии постановления по делу об административном правонарушении не влияет на законность вынесенных по данному делу актов.
Согласно протоколу судебного заседания при рассмотрении жалобы судьей, в том числе, исследованы материалы дела и заслушаны объяснения Ф.Ю.А., следовательно, доводы жалобы об обратном являются безосновательными.
По мнению лица, в отношении которого ведется производство по делу, в протоколах суда не отражены все сведения о разбирательстве дела и совершении процессуальных действий, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о существенном нарушении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи районного суда соответствуют требованиям законности и обоснованности, в ходе производства по делу фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, существенных нарушений процессуальных требований не допущено, наказание назначено с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления и решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановление врио начальника полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Павловский» от 20 февраля 2015 года и решение судьи Павловского районного суда Алтайского края от 08 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Ф.Ю.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ф.Ю.А. — без удовлетворения.

Судебная практика по ст. 6.24 КоАП РФ

Антитабачный закон, целью которого является защита граждан от негативных последствий курения, был принят в 2013 году. Закон касается каждого, поэтому важно знать, какие ограничения на курение он устанавливает, и кого они касаются.

Какой штраф за курение в общественных местах в 2018 году, где по закону курить запрещено, а где допустимо, а также какие штрафы существуют за другие нарушения антитабачного закона, Вы узнаете из этой статьи.

Где курение запрещено, а где разрешено

Прежде чем разобраться, какой установлен штраф за курение в неположенном месте, следует определить, где по антитабачному закону курение запрещено, а где разрешено.

Места, на которых курение запрещено, обозначены в ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». В соответствии с Федеральным Законом курение запрещено:

  1. На территориях образовательных учреждений, а также культуры и спорта (школы, стадионы и пр.);
  2. На территориях больниц, госпиталей, санаториев и др. медицинских и рекреационных учреждений;
  3. В пассажирских поездах и судах дальнего следования, в общественном транспорте (городском и пригородном);
  4. На расстоянии менее 15 м от входов в помещения (а также внутри помещений) ж/д и автовокзалов, портов, аэропортов, станций метро, на платформах метро и поездов пригородного сообщения;
  5. В помещениях бытовых и жилищных услуг, услуг общественного питания, на рынках, торговых объектах;
  6. На рабочих местах в помещениях;
  7. В лифтах и подъездах многоквартирных домов;
  8. На детских площадках;
  9. На пляжах;
  10. На заправках и др.

Важно : Местные законодательные органы имеют право дополнительно ограничивать курение в определенных общественных местах.

В соответствии с этим же законом курение разрешено по решению собственника имущества в специально оборудованных местах на:

  1. Пассажирских судах дальнего плавания;
  2. Общих территориях жилых домов.

«На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции». (ч. 2 ст. 12 ФЗ от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ)

Какой штраф за курение в общественных местах

Административный штраф за курение в подъезде, на детской площадке и других общественных местах указан в статье 6.24 КоАП РФ. Сумма наказания составит от 500 до 3000 руб. и зависит от грубости нарушения, а также от места, где оно было совершено:

  • Курение в поездах дальнего следования, на пляжах, в подъездах, на территориях больниц, школ и других общественных местах, где оно запрещено федеральным законом, обойдется нарушителю в сумму от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.

«Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей».

  • Курение на детских площадках облагается штрафом в размере от 2000 до 3000 руб. в соответствии с ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ.

«Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей».

Можно ли предлагать сигареты несовершеннолетним или курить за рулем

Кроме наказаний за курение в общественных местах существуют также другие штрафы за нарушения антитабачного закона в 2018.

Статья 6.23 КоАП РФ говорит об административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в процесс курения. Покупать, передавать, предлагать сигареты несовершеннолетнему запрещено. За такое нарушение предусмотрен штраф от 1000 до 2000 руб. по ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ:

«Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей».

Если несовершеннолетнего в процесс курения вовлек его родитель, то наказание составит от 2000 до 3000 руб. в соответствии с ч. 2 ст. 6.23 КоАП:

«Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей».

Курить за рулем собственного автомобиля не запрещено. Штраф за курение за рулем получит разве что водитель автобуса или другого ТС, который участвует в перевозке пассажиров, так как курение в общественном транспорте запрещено. Сумма штрафа в этом случае составит от 500 до 1500 руб. по ч. 1 ст. 6.24 КоАП.

Где посмотреть штраф за курение


Узнать, есть ли штраф за курение, можно на сайте Федеральной службы приставов России. Для этого на главной странице сайта выберите «Сервисы» и перейдите на раздел «Банк данных исполнительных производств». В подразделе «Поиск физических лиц» введите необходимую информацию и дождитесь окончания обработки запроса. В этом подразделе можно также осуществить и оплату задолженности.

Есть и другие способы, как оплатить штраф за курение через интернет. Это можно сделать:

Если Вам был Выписан штраф за курение, с правомерностью которого Вы не согласны, Вы имеете право его обжаловать в суде. Чтобы правильно составить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обратитесь за помощью к адвокату.

Действующее федеральное законодательство запрещает курение практически во всех общественных местах, и даже в собственных квартирах курить можно только при условии, что дым не приносит вреда здоровью для окружающих. Перечень мест, где курение запрещается, а меры материальной ответственности нарушителя описаны в ниже.

Вопросы здравоохранения, сбережения здоровья в связи с вредным воздействием табачного дыма регулируется федеральным законом №15.

В нем определяется, что курение – это использование табака и изделий на его основе для получения дыма на основе тления этих продуктов. Таким образом, речь идет только о «горячем» курении, а не о вдыхании табака или использование электронных сигарет и т.п.

В федеральном законе № 15 о запрете курения в общественных местах четко определены 13 различных мест, где процесс курения запрещается – это:

  1. Территории школ и других образовательных организаций любых форм собственности.
  2. Территории больниц и других учреждений здравоохранения.
  3. Поезда и водные суда дальнего следования.
  4. Самолеты, общественный транспорт (муниципальный и коммерческий), в том числе метро, электрички, международные/междугородние автобусы и т.п.
  5. Гостиницы, отели и другие помещения, где производится временное размещение проживающих.
  6. Любые магазины, столовые, рестораны и кафе, рынки, в том числе и мобильные (передвижные) торговые объекты.
  7. Любые виды социальных служб.
  8. Любые госорганы, местные органы власти.
  9. Любые офисные здания, цеха и другие рабочие помещения.
  10. Лифты, лестничные клетки и т.п.
  11. Площадки для детей, пляжи (в пределах установленных границ).
  12. Платформы для пассажиров, перроны и другие площадки, где производится посадка в транспорт.
  13. АЗС любых типов.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в той же статье оговаривается, что органы власти (равно как и муниципальные органы) могут установить и дополнительные ограничения. В общем случае граждане могут потреблять сигареты и другую табачную продукцию во всех остальных местах, а также в местах, которые обозначены специальными знаками, в том числе и на территории исправительных учреждений.

Где по закону можно курить

Фактически разрешенных мест для курения осталось очень немного. Граждане по-прежнему могут применять сигареты, трубки, кальяны у себя дома, в том числе и на балконе, лоджии, террасе и т.п. (если они также относятся к частной собственности). Однако нельзя заниматься курением в подъезде, в том числе и рядом с крыльцом, а также на лестничной клетке, в других местах общего пользования.

Что касается улицы, курение разрешается повсеместно за исключением зон, которые находятся в непосредственной близости от перечисленных выше мест (вокзалы, аэропорты, больницы, школы и т.п.). Минимальное удаление от входов в эти заведения, а также от их границ (детская площадка, стационар) должно составлять 15 метров и более.

На работе курить можно, но только в местах, которые специально предназначены для этого. Речь идет о так называемых «курилках» – небольших комнатах, на входе в которые есть соответствующие знаки.

Несмотря на то, что курение у себя дома, в том числе и на балконе, формально не противоречит требованиям закона, есть примеры судебной практики, когда жалобы соседей, страдающих хроническими заболеваниями, удовлетворяются. Поэтому лучше не злоупотреблять своим правом и курить так, чтобы дым не шел непосредственно в соседние квартиры.



Случай из судебной практики

Запрещено ли курение электронных сигарет (вейпов)

Аналогичные меры запрета предполагается ввести и в отношении курения:

  • электронных сигарет;
  • электронных кальянов;
  • испарительных смесей.

В настоящий момент данный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, однако до сих пор он еще не утвержден.


Тем не менее, фактический запрет на использование вейпов принят во многих публичных местах – общественном транспорте, кафе и т.п. Судя по тексту законопроекта запретные места будут точно такими же – 13 пунктов, обозначенных выше. И хотя формально эти меры еще не вступили в силу, использовать электронные сигареты и прочие имитационные устройства можно только на улице и в других местах, не запрещенных законом.

Как обозначается место, где курение запрещено

Также на федеральном уровне регулируется и вопрос о способе обозначений территорий и помещений, в которых курение запрещается (из указанного списка либо из дополнительных перечней, установленных местными органами власти). Определение происходит с помощью специального знака, который можно выполнить в черно-белом или цветном изображении. Описание знака и его изображение можно найти в Приказе Министерства здравоохранения №14Н от 12 мая 2014 года.

В этом же документе указано, что знак можно дополнительно сопроводить соответствующей надписью – например, «Не курить», хотя делать это необязательно. Изображение должно размещаться при входе на любую территорию, где курить сигареты запрещается. Также по желанию собственника дополнительные знаки могут быть размещены и в других местах, например:

  • на дверях гостиничного номера;
  • в банкетном зале, у барной стойки;
  • в кабинетах общественных организаций;
  • в тамбурах и салонах и т.п.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Важно понимать, что отсутствие знака не означает, что человек может начать курение, потому что он «не знал» о том, что этот процесс запрещен, например, в автобусе. В таком случае к нему применят меры ответственности на общих основаниях. Однако гражданин может обратиться в контролирующие органы (например, Роспотребнадзор), чтобы указать на это нарушение. Тогда ведомство должно оштрафовать и собственника помещения (ИП или юрлицо).

Ответственность и штрафы за нарушение: законодательная база

За нарушение федерального закона о запрете курения в общественных местах, а также других норм, принятых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, предусматривается ответственность:

  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • административная.

Основными мерами, предпринимаемыми к нарушителям, являются устные замечания, выговоры от работодателя, а также денежные штрафы. Их размер зависит от статуса лица (частный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), а также от места, где было зафиксировано нарушение:

  1. Физическое лицо оплачивает от 500 р до 1500 р в общем случае.
  2. При обнаружении факта курения на детской площадке (вне зависимости от времени суток) – от 2000 р до 3000 р.

Если нормы законодательства не контролируются на территории компании (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), это также влечет наложение штрафа. Под несоблюдением норм законодательство понимает:

  • отсутствие специальных зон для курения, соответствующих обозначений;
  • отсутствие оборудования для вентиляции и вытяжки дыма из таких помещений;
  • несоблюдение требований к знаку, который указывает на запрет курения.

В этих случаях размеры штрафов следующие.

Курение - это очень плохая привычка, которая приводит к зависимости и проблемам со здоровьем. Правительство Российской Федерации упорно борется с любителями никотина, и именно поэтому были приняты законы о запрете курения в общественных местах. Многие о них слышали, но мало кто знает все поправки и размеры штрафов. В этой статье мы наиболее подробно разберем законы, касающиеся курильщиков, а также суммы денежных взысканий с нарушителей.

О законопроекте

23.02.2013 года был принят закон о запрете курения в РФ. Он имеет официальное название № 15-ФЗ. В нем идет речь об охране здоровья и окружающей среды от воздействия табачного дыма. Стоит отметить, что некоторые пункты законопроекта вступили в силу только через год после его непосредственного принятия. Например, поправки про повышение налогообложений на табачную продукцию, а также минимальные и максимальные цены на сигареты вступили в силу только в январе 2014 года.

В июле 2014-го закон о запрете курения в общественных местах РФ усовершенствовали. Были приняты поправки, которые касаются незаконной торговли табачными изделиями. Однако в силу они вступят только в следующем, 2017 году.

Цели законопроекта

По статистике Министерства здравоохранения ежегодно от онкологических и множества других серьезных заболеваний легких умирает около полумиллиона граждан Российской Федерации. Множество проблем со здоровьем вызвано пассивным или же активным курением. Данная цифра шокирует. Именно как следствие тенденции роста числа курильщиков правительство приняло законопроект о запрете курения в общественных местах. По их мнению, он должен стать толчком для сокращения числа курящих, а также обеспечивать пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Целями законопроекта являются, как мы уже говорили ранее, сокращение числа курильщиков, исключение незаконных точек продаж табачной продукции, а также улучшение общего состояния окружающей среды и охрана жизнедеятельности некурящих граждан. Несмотря на поставленные цели, эксперты считают, что первые результаты работы закона можно будет увидеть только спустя как минимум пять лет.

Где именно нельзя курить?

Закон о запрете курения в общественных местах подразумевает перечень зон, в которых запрещено использовать табачные изделия. Несоблюдение норм закона влечет за собой немалые денежные взыскания за его нарушение. С июня 2013 года на территории Российской Федерации запрещено курить ближе, чем на 15 метров от всех видов вокзалов, морских, речных и авиационных портов, метрополитенов. На все остальные территориальные категории распространяется меньшее ограничение, о котором мы сейчас и поговорим.

Санатории, больницы, общественный транспорт, помещения многоэтажных домов, пляжи, детские площадки, образовательные или культурные учреждения - это места, где действует запрет курения в общественных местах (закон). 5 метров от помещений - это то расстояние, на котором действует данная норма. Нарушитель обязан будет оплатить штраф.

Курение в многоквартирном доме

Довольно часто курильщики имеют ошибочное мнение, что дымить в подъездах разрешено, поскольку это частная собственность. Однако все не так. Подъезд - это государственная собственность, которая считается общественным местом. Полагаем, каждому известно, что в любом указе существуют исключения. Закон о курении в общественных местах РФ также их имеет. Курить в многоквартирном доме разрешено, если в нем есть отдельное закрытое помещение с хорошей вентиляцией и разрешается использовать его под курилку.

Кто следит за соблюдением этих норм?

По сегодняшний день в общественных местах РФ совершенствуется и дополняется. Несмотря на то что он существует уже третий год, не все знают, кто именно должен следить за соблюдением указанных в нем норм.

Правительство пока не создало отдельную организацию, которая будет штрафовать незаконных курильщиков, однако давно уже задумалось об этом. Пока новая структура, которая будет следить за исполнением закона, не создана, за курящими наблюдает полиция. Депутат Государственной Думы Олег Нилов считает, что в первую очередь за исполнением закона должны следить сами же граждане. Он советует россиянам при виде курящего незамедлительно обращаться к полицейскому. Также Нилов рекомендует зафиксировать невыполнение норм на камеру. На данный момент из ста процентов нарушителей наказывается только пятнадцать.

Нилов считает, что если бы больше граждан России реагировало на подобные нарушения, то закон оказался бы более действенным.

Размер денежных взысканий

Три года назад был принят закон о курении в общественных местах. Штрафы разработали только спустя год. Олег Нилов считает, что главное - это не размер денежного взыскания, а необратимость оплаты. Давайте более подробно рассмотрим, какие штрафы ожидают нарушителей. За курение на детской площадке или рядом с ней придется заплатить от двух до трех тысяч рублей. Такая же сумма актуальна и для других территорий, в отношении которых действует этот запрет.

Как и алкоголь, сигареты запрещено покупать и употреблять лицам, которые не достигли совершеннолетия. Подросток, не соблюдающий требования нормативного акта, будет наказан штрафом в размере трех-пяти тысяч рублей. Также денежное взыскание грозит и продавцу. Сумма составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Мало кому известно, но законы о запрете курения в общественных местах предусматривают штрафные санкции и для тех, кто знакомит подростка с вредной привычкой. Сумма такого взыскания обычно составляет от одной до двух тысяч рублей. Если гражданин демонстрирует аудио или видео с упоминанием табачных изделий подростку, то он обязан оплатить штраф, который составит 20-200 тысяч рублей.

По мнению правительства, шагом к современному обществу является закон о запрете курения в общественных местах. Штрафы должны научить курильщиков ценить здоровье не только своё, но и окружающих. Под жесткий контроль попадают и общественные заведения. В случае если организация не полностью соблюдает рекомендации относительно обустройства то на нее налагается штраф в размере от 20 до 80 тысяч рублей. За соблюдением норм обязан следить участковый полицейский и при любом нарушении незамедлительно принимать меры.

Мнение помощника премьер-министра

Помощник премьер-министра Российской Федерации поддержал запрет курения в общественных местах. Россия, по его мнению, становится действительно цивилизованной страной, в которой ценят свое здоровье. Онищенко подчеркивает, что курение уносит жизни миллионов. Законы о запрете курения в общественных местах, по его мнению, - лучший вариант в борьбе со злом. Он считает, что это медленный яд, и с ним нужно бескомпромиссно бороться.

Законы о курении в общественных местах за рубежом

Если Россия только делает первые шаги на пути к здоровому образу жизни без курения, то во многих других странах борьба идет уже более десяти лет. Например, в Америке и Великобритании за использование табачных изделий в неположенных местах нарушитель будет обязан оплатить штраф размером от одной до двух тысяч долларов.

Законы о курении в особо тщательно контролируют в Греции и Японии. Там штраф нарушителю может составить от трех тысяч долларов. Удивительно, но в Японии существует список улиц, на которых полностью запрещено курить.

Сигареты из-под прилавка

Нарушение законопроекта, о котором сейчас пойдет речь, встречается наиболее часто. Мало кто знает, но закон № 15-ФЗ запрещает торговым точкам выкладывать табачные изделия на витрину. Правительство рекомендует держать сигареты под прилавком, а на общее обозрение представить только ценник. На нем не должно быть изображений, только название и цена.

Спустя три года

В 2013 г. были приняты законы о запрете курения в общественных местах, но принесли ли они обществу пользу, которую ожидало правительство и некурящая часть населения? Как мы говорили ранее, статистику можно будет узнать только через пять лет, но тем не менее некоторые изменения все же есть. О них и поговорим.

Эксперты считают, что еще рано делать выводы, однако стоит отметить, что курящих людей стало меньше. Значительно упал процент курящих подростков. Если раньше они могли затянуться за углом школы, то сейчас за этим тщательно следит участковый полицейский.

Неточность в законопроекте

Опытный юрист Тимур Бондарев считает, что законопроект составлен не совсем корректно. Как мы помним, нормативный акт запрещает курить в помещениях ресторанов и кафе. Однако сама трактовка помещения не представлена. Поэтому нарушение можно с легкостью оспорить. По его мнению, закон нужно дорабатывать, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с разногласиями.

Мнение граждан Российской Федерации

Изучив все отзывы, можно сделать вывод, что мнения о принятом законе разделились. Чаще всего некурящие жители поддерживают нововведение, а вот курильщики реагируют по-разному. Чаще всего они против такого запрета.

Делаем выводы

Закон № 15-ФЗ вступил в силу не так давно, лишь три года назад. Глобальные выводы делать рано, но стоит признать, что улучшения все же есть. Прекратилась не только пропаганда табачных изделий по телевидению, но и их открытая продажа. Это привело к снижению числа курильщиков, среди которых есть и подростки. Будем надеяться, что это только начало, и закон принесет пользу обществу, в том числе подрастающему поколению.