Чрезмерное потребление — мы покупаем слишком много.

Какую пищу мы едим ежедневно? безвредна ли она, задавали мы себе этот вопрос? Может ли нанести вред организму это питание, которое каждый день мы видим на нашем столе? Мы хотели бы, чтобы еда была разнообразной, вкусной не наносила бы вреда нашему организму, не нагружала бы лишними калориями. Можно ли приобрести в магазине еду, которая безвредна для организма, и что она из себя представляет?

Какая еда называется безвредной
Многие из нас считают, что любая свежая еда является безвредной. И конечно, все знают, что вредна жареная еда, жирная, сильно соленая и сладости. Но только эти продукты можно отнести к вредным, безвредны ли остальные? К сожалению не все и не всегда. Многие свежие продукты могут накапливать токсины, тяжелые металлы и другие вредные вещества, которые делают из полезного продукта вредным.

Медики предъявляют претензии к овощам и фруктам, из-за содержания в них нитратов. Нитраты возникает в тех плодах, что выращивают на почвах, которые истощены и искусственно насыщены азотными удобрениями. Эти поля культурно возделываются, на них многие годы выращивают фрукты и овощи. Почему все боятся нитратов, чем они опасны? Попадая в кишечник человека, нитраты расщепляются микрофлорой кишечника, и образуются нитриты, нарушающие в клетках тканевое дыхание, из-за этого многие клетки вообще гибнут. Кроме всего, избыток нитратов может спровоцировать рост раковых опухолей кишечника, печени, почек, так как это сильное канцерогенное вещество.

Государственные контролирующие органы не осуществляют надлежащего контроля, сами мы без тестера определить уровень нитратов не в состоянии. Как же мы можем обезопасить себя от вредных веществ внутри плода? Не стоит думать, что выращенные в частном секторе и на садовых участках овощи и фрукты, намного чище, дожди, насыщенные разными химическими примесями химии и выхлопами, сточные воды не приносят овощам с огородов пользы.

Как можно выбрать полезные плоды?
В различных местах плодов могут накапливаться нитраты, больше всего их находится в корне и в черенках листьев. Нитраты откладываются в разных овощах и фруктах в разных концентрациях, больше всего нитратов в капусте, свекле, морковке, огурцах, в салатных листьях, редиске, в бахчевых культурах. Меньше всего нитратов содержится в томатах, баклажанах и луке-репке. Чтоб ваше питание сделать безопасным, необходимо правильно обрабатывать овощи, не рекомендуется есть кочерыжку и два верхних слоя листьев капусты, необходимо отрезать от хвостика и ботвы корнеплодов сантиметра по полтора, по полтора сантиметра, у зелени нужно отрезать концы черешков, обрезайте огурцы с двух сторон и счищайте кожуру.

Наиболее опасны ранние весенние овощи, огурцы, капуста, редис, но в луковых перьях, чесноке и щавеле их нет, поэтому их рекомендуется употреблять весной. Картошка, которая лежала в погребе полезнее, чем ранняя весенняя. Овощи, которые перезимовали, содержат небольшое количество нитратов, а в овощах, которые были заквашены, нитраты уходят в рассол.

Когда покупаете фрукты, внимательно их осматривайте, чтобы на них не было каких-либо повреждений, темных пятен, трещин или полос, которые указывают, что продукт подпорчен. Если овощи вымоченные, то нитратов меньше наполовину. Если овощи варить, то лучше довести до кипения, проварить до полуготовности, а потом сменить воду. Нитратов не остается, если предварительно отваренные овощи добавлять при варке супов и борщей.
В кожуре плодов много нитратов, а если вы сомневаетесь в хорошем качестве овощей и фруктов, то кожицу необходимо срезать, так потеряется часть минералов и витаминов, но вы не получите дозу нитратов.

Злаки, крупы
Злаки выращивают на полях, которые соседствуют с овощными, и удобрения на них применяются такие же, чтобы повысить урожайности на полях, которые с годами истощаются. Поэтому злаки вбирают в себя те же вредные вещества. Кроме того, крупу при хранении и до момента ее расфасовки обрабатывают от вредителей и грызунов.
Но есть маленькие хитрости, которые помогают обезопасить продукты. Гречневую или овсяную крупу необходимо перед варкой обжарить или прокалить на сковороде, так она будет вкуснее и в крупе не останется вредных веществ. Другие крупы лучше промыть водой, а потом обдать крутым кипятком перед варкой.

Мясные продукты
Многие слышали, что продукты из мяса и птицы напичканы антибиотиками и усилителями роста, рыбу разводят, добавляя определенные стимуляторы, поэтому, когда варят эти продукты, то необходимо из бульона удалять свернувшаяся кровь, которая содержит вредные вещества. При приготовлении супов и борщей надо использовать вторичный бульон, то есть, воду слить после того, как закипела вода при варке мяса, снова залить мясо чистой водой и уже в этой воде варить супы. Если же вы не варите вторичный бульон, процедите первый бульон через хлопковую салфетку, на ней останется вся свернувшаяся часть.

И еще…
Самая полезная еда может стать вредной, если ее неправильно приготовить. Выявлено, что кастрюли и ложки из алюминия опасны для здоровья, на эмалированных кастрюлях также опасны сколы, царапины на тефлоновых поверхностях. Лучше пользоваться кастрюлями, которые сделаны из пищевой нержавеющей стали.
Кроме всего, полезна пища только свежеприготовленная, когда ее хранят, то она теряет большую часть всех витаминов, жиры окисляются, а белки в ней могут денатурироваться. Рекомендуется готовить свежую порцию пищи каждый раз, и подавать ее сразу с плиты, не разогревая повторно.

Много спорят о микроволновом, мультиварочном способах приготовления и аэрогриль. Специалисты считают, что данные устройства имеют опасные свойства, но прямых доказательств в том, что приготовленные этими способами блюда вредны, не имеется.

Еще статьи на тему "Питание детей до 3 лет":








Усваивать и применять новые знания - задача более сложная, чем может показаться. Среди обилия информации мозг просто отказывается запоминать, нужно его заставлять. Например, информационным голодом.

Сегодня человек ежедневно потребляет в 5 раз больше информации, чем в 1986 году. Это невероятное число, по объему сравнимое с 174 газетами в день. Наверное, это во многом связано со множеством сообщений и новостей в соцсетях, но дело, конечно, не только в них. В последние годы в разы увеличился объем корпоративного обучения, сотрудники компаний получают больше информации, чем когда-либо прежде. Мэтт Пламер, создатель образовательной онлайн-платформы, рассказал Harvard Business Review, почему такой рост потока информации не привел к увеличению знаний. По его словам, работники усваивают и используют в дальнейшем всего 15% информации, которую узнают на тренингах и мастер-классах.

Мы потребляем больше информации, но не учимся больше. Проще говоря, мы стали менее результативными учениками.

Для того, чтобы изменить ситуацию, Пламер предлагает использовать некоторые нехитрые приемы.

Четыре способа стать более продуктивным учеником

1. Сосредоточьте основное потребление информации на одной теме в течение нескольких месяцев

Вместо того, чтобы проглатывать несколько заголовков сразу, вы выбираете тему и фокусируете свое внимание именно на ней. Кроме того, что вы будете «накладывать» новую информацию на уже усвоенную, вы станете правильно использовать особенность работы мозга.

В недавнем интервью нейробиолог Адам Газзали рассказал, что «самый высокий уровень производительности памяти у тех, кто фильтрует информацию, сосредотачиваясь только на важном для него в конкретный момент времени».

Наш успех в фильтрации имеет решающее значение для способности воспринимать информацию, запоминать ее, a потом использовать.

Интерес сразу к нескольким вещам имеет явные последствия для мозга: он начинает хуже фокусироваться и запоминать.

2. Поместите то, что вы изучаете, в рамки

Рамки действуют как внутренняя архитектура для нашего мозга, создавая «комнаты» для информации, которую мы получаем. Значение фреймворков для обучения впервые описал психолог Жан Пиаже в 1920-х годах. Он говорил о процессе категоризации информации в последовательные шаблоны. Схемы, или рамки, помогают нам сохранять новую информацию, связывая ее структурированным, повторяемым образом с тем, что мы уже знаем. После этого мы будем находить ее интуитивно. Согласитесь, легче найти компьютер, если вы положили его в кабинете, нежели он остался бы в огромной захламленной комнате.

3. Регулярно синтезируйте то, что вы узнали

Объединяйте все новые данные с теми, что уже были о предмете у вас в голове, при этом образ этого предмета должен сразу изменяться с учетом узнанного. Этот совет вытекает из таксономии когнитивного развития Блума, которая описывает иерархию навыков мышления. Последняя версия таксономии, пересмотренная в 1990-х годах, ставит синтез (переименованный в «создание») выше пяти других навыков мышления, включая изучение. В результате, когда вы синтезируете информацию, которую вы потребляете, вы получаете максимум.

Синтезация сложная задача, ведь она означает понимание новой информации в свете всего, что вы уже знаете. Оно отличается от подведения итогов тем, что синтез привлекает ваше внимание к тому, что важно, в то время как обобщение - это просто краткое подведение итогов. Легкий способ практиковать это умение - спросить себя: «Каковы мои ключевые выводы из этой статьи?»

4. Перерывы между информационным пиршеством и голодом

Важно, чтобы у вас были периоды, когда вы ограничиваете потребление информации, тогда вы можете сосредоточиться на анализе, рассмотрении и применении того, что уже узнали. Помните, что новая информация может помешать ранее полученной. Так, приложение для изучения языка Duolingo обнаружило, что успешные языковые студенты проводят больше времени, рассматривая старые материалы, чем те, кто бросает.

Как понять, когда нужно пировать, a когда голодать? Duolingo рекомендует просматривать старые материалы, когда вы на грани забывания уже усвоенного материала. Попробуйте синтезировать то, что вы узнали по теме, если вы не сможете этого сделать - пришло время повторять.

Мы живем в мире потребления. Мы покупаем товары, создаем мусор, снова покупаем. Покупаем то, что нам очень нужно. То, без чего можно было бы обойтись. То, что вообще никому не нужно. Неважно. Наша задача в другом – потреблять.

Мы потребляем продукты, вещи, одежду, технику. А потом идем дальше. И начинаем потреблять друг друга.

Не скрывая ничего. Приходим к людям, как в магазин – просим услуг и оплачиваем счет. Или оказываем услуги и ждем оплаты.
Мы вместе только до тех пор, пока нам это выгодно. А потом мы придумаем миллионы отговорок, почему отношения должны закончиться. Пропала искра, нет общих интересов, нет понимания, философские расхождения. На самом деле все это переводится просто и одинаково: «Я хочу наслаждаться, а он мне не дает».

Я хочу потреблять по максимуму и платить по минимуму, а с ним так не получается. У него слишком высокие для меня цены, слишком скудный выбор услуг. Да и вообще – надоело! Сколько же можно ходить в одном и том же, с одним и тем же? Пусть будет разнообразие, всплеск чувств и гормонов! Я не хочу никому служить. Я хочу, чтобы служили мне.

Мы потребляем друг друга. Мы не видим души людей, которые рядом. Жене чаще всего неинтересно, о чем мечтает ее муж. Ее волнует только размер его зарплаты и количество выпитого алкоголя в месяц. Мужу неинтересны душевные муки жены, потому как для него важнее еда на столе, постель и минимум истерик. Так жить удобно и привычно.

Мы также потребительски относимся к детям. Они должны быть предметом гордости, исполнять наши мечты, делать то, что мы говорим. И абсолютно никому неинтересно, с чем они уже пришли в этот мир и какими они хотели бы стать. Это может разрушить картинку, которую родители придумали задолго до рождения ребенка.

Мы так же потребляем друзей. Дружим, пока удобно и выгодно. Подпитаться энергией, воспользоваться помощью, получить связи. А потом можно найти новых друзей – более энергичных, с большим количеством связей. Более интересных.

Использовать вещи – это естественно. Ничего нет странного в том, чтобы выпить пакет молока или износить сапоги. Они для того и сделаны. Но когда мы выпиваем жизненные силы другого человека и выбрасываем его, как пустую упаковку – это уже другой процесс. В котором нет ничего позитивного и радостного. Ни для нас, ни для того человека. Это противоестественно – использовать людей. Но это именно то, что мы делаем.

Вот почему растет число разводов. Вот почему у детей и родителей все меньше понимания. Во всех отношениях мы становимся потребителями. И перестаем в этот момент быть людьми. Перестаем любить. Перестаем жить.

Загляните в глаза близкого человека. Не мельком, а глубоко. Посмотрите, какие потребности у него есть. Как вы можете сделать его счастливее. Что вы можете ему дать. И почему до сих пор не даете?

Перенесите акценты «должен» на себя. Не что мне должны, а что должна я? Что я могла бы сделать для других, но почему-то не делаю? Где я становлюсь пиявкой, которая только берет и ничего не дает? Где я использую людей вместо того, чтобы любить их?

Да, мы живем в сложное время. Наш век – век деградации. Отношения непрочные, люди с каменными сердцами. Но вы можете изменить свое сердце. Вы можете стать живым человеком. Если захотите. И теплотой своего сердца растопить сердца близких. Это заразно.

Такая эпидемия этому миру не помешала бы. Эпидемия отогревания сердец. Эпидемия любви и заботы друг о друге.

Все возможно, если начать с себя. С Божьей помощью.

Поговорили с доктором наук и известным fashion-PR-специалистом Аленой Поповой о том, что происходит с современной белорусской модой и что делать тем, кто хочет быть модным.

- Скажите, в каком, на ваш взгляд, состоянии находится современная мода и что с ней происходит?

Прежде всего, давайте уточним понятие «мода». Есть fashion-бизнес, или бизнес моды, и тогда мы имеем в виду индустрию. А есть собственно мода - быстротечное, актуальное, вкусовое явление, иллюстрирующее ту или иную эпоху.

Так вот, если говорим об индустрии, то с ней ничего такого особенного и не происходит. Будучи одной из самых важных и крупных с точки зрения денег и ресурсов креативных индустрий на планете, она стремительно меняет приоритеты, технологические процессы. Неизменным остается главное - отношение к деньгам. Они - единственный показатель эффективности любого процесса в индустрии. Итоговая строчка баланса должна быть плюсовой.

А мода… Современная мода иллюстрирует нашу эпоху - эпоху цивилизации развлечений. Мы на постсоветском пространстве участвуем в процессах потребления в самом широком смысле - как с точки зрения индустрии, так и с точки зрения модных явлений.

- То есть мы - люди, которые потребляют?

Да. Такова наша реальность.

- Получается, что как таковой моды в Беларуси нет?

Индустрии как таковой нет. Есть активно развивающийся сегмент авторской одежды и аксессуаров. Это связано, прежде всего, с тем, что в Беларуси очень сильная художественная школа. К сожалению, отсутствуют традиции ремесла. Точнее, они забыты и никому не нужны, потому что требуют больших вложений, и в первую очередь инвестиций в человеческий фактор. А с этим у нас исторически как-то не складывается. Хотя те, кто сегодня вовлечен в процессы развития и поддержки авторского сегмента, фактически с нуля, благодаря собственной энергии, труду, подвижничеству, бесшабашности, если хотите, способствуют тому, что этот самый человеческий фактор самостоятельно находит способы профессионально реализовываться.

Что касается моды… Знаете, мода, именно мода, а не дресс-коды и прочий шопинг, - это все-таки культура праздности, традиции светскости и возможность… тратить с удовольствием, осознанно. Мода сегодня - это стиль. Не конкретная одежда, не тренды и даже не дизайнерские изыски. И сегодня никто уже не решается говорить о том, что мода - это то, что мы видим на улице. Не видим. На улице мы видим людей, одетых в типовую униформу. А это не мода. Это просто одежда, которая имеет отношение к практичности, не говорит о вкусе или стиле и иллюстрирует не эпоху, но реакцию на прогноз погоды…

То есть вопросы, которые многих из нас интересуют, вроде «как сочетать кроссовки и классическое пальто», к моде не имеют никакого отношения?

Нет. Вопросы о том, что и как сочетать, задают люди, которым мода небезразлична, но для которых она представляет собой своеобразный квест, испытание, нечто, к чему они относятся с почтением, но которые к ней, по большому счету, не готовы.

Мода - это не вопросы. Это удовольствие, естественность, легкость. Чтобы быть модным, надо ходить не по магазинам, а по музеям, концертным залам, путешествовать, знакомиться с различными культурами, учить иностранные языки… Мода есть только там, где есть культура, богатый эстетический опыт, понимание и принятие социальной среды и себя в ней.

- А то, что мы в Минске называем модой, - это что?

В Минске… Не знаю. Минск большой. Те, кто имеет отношение к индустрии, чаще говорят о сложностях наладить производство, о безденежье, о скудном рынке сбыта, о непрогнозируемом поведении потребителя, об отсутствии профессионального развития.

Те, для кого мода - череда нарядов, говорят, что в Минске все дорого, купить нечего, все плохо.

- А индустрия в Минске вообще есть? Хотя бы в зачаточном виде?

Как я уже сказала выше, в Беларуси существует единственный сегмент, который имеет отношение к fashion-бизнесу. И это авторская мода. Наши дизайнеры - это те же художники. Только их произведения - это не картина и не скульптура. Это - авторская коллекция одежды или аксессуаров. У этих коллекций чаще довольно скромные коммерческие перспективы.

- Но все-таки мы прошли какой-то этап становления? Многое ведь изменилось с начала 1990-х…

Мы прошли этап адаптации и понимания себя и своих возможностей. Мы, как и все постсоветское пространство, покончили с безудержным потреблением, причем отнюдь не добровольно, а в силу сложившихся экономических обстоятельств. Многие из нас осознали в том числе необходимость получить хорошее профильное образование. Но все же мы пока не вышли из ниши чистого потребления. И с точки зрения индустрии, и с точки зрения вкуса-стиля мы - ведомые. Мы не создаем. Мы копируем, чаще бестолково, подражаем, имитируем.

И три-четыре ярких дизайнера, и десять-пятнадцать увлеченных модников не способны изменить ситуацию. Но они, безусловно, показывают, что не все потеряно и есть потенциал. Наверное.

- А на каком тогда этапе мы находимся сегодня?

Сегодня, мне кажется, появилась энергичная, с очень неплохим профильным образованием молодежь, которая способна и не боится строить локальную fashion-среду. У них многое получается. Им нужно помочь. А лучше - просто не мешать. Еще есть легкая промышленность. Производственный кластер в Бресте. Небольшие ателье. Но это другая история. Мне кажется, способная молодежь ближе к идее о том, что захочется когда-нибудь назвать индустрией.

- То есть пока мода в Минске и не началась еще?

Индустрия начнется тогда, когда появятся деньги, желание развивать авторский сегмент на серьезном уровне (и он этого достоин), когда сложится благоприятная экономическая среда. Мода начнется в тот момент, когда мы остановимся в потреблении и начнем сомневаться в том, как и что мы потребляем. Когда поймем, что одежда и мода - понятия родственные, но не тождественные. И что нам для этого понимания все-таки нужно еще поработать над собой.

Мне кажется, мы слишком увлеклись фасадом моды. И не утруждаем себя, а точнее опасаемся заглянуть вовнутрь. Мода - это очень красивая история, очень красивая и очень внешняя, тем не менее неотделимая от внутреннего содержания человека.

Вы не думаете, что есть какая-то общая минская архитектурная серость, которая влияет на наш эстетический вкус? Скажем, тяжело человеку, выросшему в Каменной Горке, научиться ценить архитектуру. Разве что в более зрелом возрасте и много путешествуя...

Человек, который вырос в Каменной Горке, может сегодня зайти в интернет и совершить для начала виртуальное путешествие в любую точку земного шара, где находятся шедевры градостроения. Заскучав в Минске, этот же человек может поездить по Беларуси, где сохранилось, может быть, немного красот рукотворного, но то, что сохранилось, достойно внимания. А причину для объяснения собственного невежества и уныния можно всегда найти, вне зависимости от места рождения. Например, для того чтобы познакомиться, удивиться и искренне порадоваться местным традициям ремесла, можно сходить в музей этнографии и фольклора Академии наук. Там собрана уникальная коллекция ручной вышивки Беларуси, от которой глаз не отвести. И это совсем не тот простецкий, невнятный, плохо сделанный современный трэш, который кличут вышиванкой. Простите.

- То есть раньше у нас все это было?

Да, была культура, которая передавалась из поколения в поколение и которую забыли. Точнее, которую предпочитают не замечать. Наверное, так проще. А ведь именно в ней заложена мощная энергия красоты, которая питает творческий потенциал, который, в свою очередь, и является главным двигателем креативной индустрии под названием «fashion-бизнес».

Правда, мне кажется, это сейчас неактуально. Немодно. Проще научиться сочетать кроссовки и классические пальто. И раскритиковать в пух и прах того (или ту), кто классическому пальто в этом нехитром ансамбле предпочел гипюровые кюлоты.

- Так с чего же, на ваш взгляд, стоит начать человеку, который хочет стать «модным»?

Рекомендации позволю себе дать самые общие. Начните слушать на радио «Культура» авторскую программу Олега Григорьевича Ойстраха «Золотое сечение», сходите к нему на лекции. Старайтесь следить за афишей филармонии. Не поленитесь и почитайте блог Андрея Аболенкина, обратите внимание на статьи Ольги Вайнштейн и Ольги Хорошиловой. Запишитесь на курсы иностранного языка. Любого. И подарите себе обзорную экскурсию в страну, где этот язык - родной для большинства ее жителей. Мне кажется, вполне достаточно для начала.

Фото: сайт.