Что влияет на процесс компостирования. Что влияет на процесс принятия решений в организации

Состояние внешней среды

Состояние внутренней среды

3. Решения зависят только от лиц, принимающих решения

Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?

Специфические

3. Связующие

4. Социально-психологические

Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?

1. Мотивация

2. Коммуникационные

Организация труда

Общее руководство

Оперативное управление

Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?

Планирование

Организация

3. Мотивация

Коммуникационные

Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

1. Планирование

Организация

Общее руководство

4. Мотивация

5. Контроль

Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

1. Планирование

2. Организация

Мотивация

4. Контроль

5. Руководство

Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

Планирование

Организация

Контроль

Мотивация

Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

1. Планирование

2. Организация

Контроль

4. Мотивация

Для чего предназначена организационная структура управления?

1. Для установления целей организации

Для обеспечения единства действия всех элементов организации

3. Для стимулирования действий работников организации

Что характеризует организационную структуру управления?

Уровни управления

Звенья управления

3. Виды ответственности

Связи между звеньями

5. Тип руководства

Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?

1. Производственные

Линейные

Функциональные

4. Технологические

Что представляет собой уровень управления?

1. Вид ответственности

2. Вид руководства

Ступень подчиненности и ответственности

4. Вид подчиненности

Что представляет собой управления?

1. Ступень подчиненности и ответственности

Обособленную ячейку структуры

Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций

4. Ячейку, выполняющую одну из общих функций менеджмента

Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?

Вертикальные

Горизонтальные

Функциональные

Линейные

5. Смешанные

Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?

Подчиненность и ответственность по всем вопросам

Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?

1. Наличие совместно решаемых звеньями задач

Подчиненность в рамках определенной функции

Что характеризуют горизонтальные связи организационной структуры управления?

Наличие совместно решаемых звеньями задач

2. Подчиненность и ответственность по всем вопросам

3. Подчиненность в рамках определенной функции

Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?

Вертикальными связями

Горизонтальными связями

3. Функциональными связями

Линейными связями

Связями координации и кооперации

Связями подчиненности и ответственности

Какие специфические функции выполняют линейные руководители?

Общее руководство

2. Оперативное управление

Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?

1. Оперативное управление

Общее руководство

3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование

4. Организацию труда и заработной платы

Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?

1. Общее руководство

Оперативное управление

3. Технико-экономическое планирование и прогнозирование

Организацию труда и заработной платы

Бухгалтерский учет

Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?

Линейные

Линейно-штабные

Линейно-функциональные

Дивизиональные

5. Матричные

Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?

1. Линейно-штабные

2. Линейно-функциональные

3. Дивизиональные

Матричные

Проектные

Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?

Экономические

2. Бюрократические

Административные

Социально-психологические

5. Демократические

Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?

Директивные показатели

Планы

4. Приказы

Экономические рычаги воздействия

Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?

Регламенты

Нормы и нормативы

Приказы и распоряжения

ГОСТы

5. Системы материального стимулирования

Должностные инструкции

Что представляет собой норма управляемости?

1. Регламент

3. Технологический норматив

Организационный норматив

5. Технический норматив

Что представляет собой «Положение об отделе»?

Регламентирующий документ

3. Технологический норматив

4. Организационный норматив

Что характеризует стиль руководства?

1. Схему подчиненности и ответственности

Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных

3. Связь кооперации и координации

Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?

1. Экономических

2. Административных

Социально-психологических

4. Правовых

Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?

1. Матричная структура

Стиль руководства

3. Связь между звеньями структуры

Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?

Заботу руководителя о производстве

2. Личные интересы руководителя

Заботу руководителя о работниках организации

Какие психологические факторы влияют на работника организации?

Внутренние

Внешние

Производственные

Непроизводственные

Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?

Методы формирования психологического климата в коллективе

Методы поощрения

Методы наказания

Методы профессионального отбора и обучения

Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?

2. Специфической

Социально-психологической

4. Связующей

Что представляет собой делегирование полномочий?

Передачу полномочий

2. Передачу ответственности

3. Передачу полномочий и ответственности

В каком виде могут быть представлены цели организации?

Словесной формулировкой

2. Формулами

Количественными показателями

Качественными показателями

Деревом целей»

В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?

Школа научного управления

2. Административная или классическая школа управления

В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?

1. Школа научного управления

Административная или классическая школа управления

3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

4. Школа науки управления или математическая школа управления

Какие существуют подходы к менеджменту?

Процессный

Системный

Ситуационный

4. Динамический

Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?

Является

2. Не является

ВАРИАНТ

1. Расположите должности в соответствии с возрастанием уровня управленческой иерархии

В) заведующий кафедрой

Г) преподаватель

Ответ: Г,В,Б,А

2. Установите соответствие между школами управления и их представителями
1. Школа человеческих отношений
2. Административная школа управления
3. Школа научного менеджмента
4. Школа поведенческих наук

А) Ф. Герцберг

Б) Д. Муни

В) М. Фоллет

Г) Л. Гилбрет

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-А

3. Согласно теории менеджмента установите соответствие отдельных этапов жизненного цикла организации по М. Портеру и основными задачами этапа
1. создание (рождение)
2. юность
3. молодость
4. зрелость

А) сбалансированное развитие

Б) баланс проектов, поддержание имиджа, репутации

В) выживание, информирование потребителей

Г) ускоренное развитие, борьба за долю рынка

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

4. К качественным показателям оценки эффективности системы менеджмента предприятия относятся: уровень квалификации управленческого персонала; достоверность и полнота информации управляющей системы; а также …

А) обоснованность принимаемых управленческих решений

Б) величина затрат на управленческий аппарат

В) фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ

Г) соотношение численности руководителей, ИТР, служащих и рабочих

5. Соотнесите функции менеджмента и их содержание
1. Организация
2. Стимулирование
3. Координация
4. Планирование

А) процесс определения будущих показателей работы предприятия

Б) побуждение работников к заинтересованности в результатах труда

В) объединение людей, совместно действующих на базе определенных правил и процедур

Г) согласование работ сотрудников предприятия

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-Г, 4-А

6. Основным содержанием долгосрочных планов в менеджменте является определение…

А) бюджета

Б) механизмов регулирования

В) тактики

Г) целей и стратегии

7. Матричная структура управления предполагает…

А) усиление управленческой вертикали

Б) сложность управленческих отношений

В) упрощение управленческих коммуникаций

Г) улучшение использования интеллектуальных ресурсов

8. Расставьте потребности в правильном порядке согласно иерархии А. Маслоу, начиная с более низкого уровня:

А) физиологические потребности

Б) потребность в защищенности

В) потребность развития

Г) социальные потребности

Ответ: А,Б,Г,В

9. Целью координации и регулирования как общей функции менеджмента не является…

А) уточнение распределения обязанностей и ответственности менеджеров для устранения отклонений в ходе производства

Б) определение резервов, выделяемых предприятием, для выполнения дополнительных работ

В) выяснение причин отклонения в выполнении плановых заданий

Г) удовлетворение потребностей клиентов

10. Установите соответствие вида эффективности деятельности организации и показателей, которыми она могла бы быть оценена
1. Внутренняя эффективность
2. Внешняя эффективность
3. Общая эффективность

А) производительность труда

Б) рентабельность продаж на новом сегменте рынка

В) ускорение складского документооборота в результате внедрения АСУП

Ответ: 1-В, 2-Б, 3-А

11. Сопоставьте понятия и соответствующие им определения
1. Управленческое решение;
2. Процесс принятия управленческого решения
3. Индивидуальное решение
4. Групповое решение

А) совокупность действий, осуществляемых для разрешения проблемы и увязанных во времени и пространстве, по ресурсам и исполнителям

Б) решение, имеющее коллегиальную природу

В) решение, принятое конкретным должностным лицом

Г) процесс и акт решения проблемы, ведущие к достижению цели предприятия

Ответ: 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б

12. Доведение заданий до исполнителей в процессе реализации управленческого решения означает постановку перед каждым исполнителем конкретных задач и определение …

А) уровня оплаты их труда

Б) их возможностей по его реализации

В) их прав, обязанностей и функций в исполнении решения

Г) их отношения к реализуемому решению

13. Модель проблемной ситуации с учетом вероятности наступления событий, оценки результативности каждого этапа и взаимосвязи событий представляет собой метод …

А) многомерных матриц

Б) синектики

В) «дерево решений»

Г) мозгового штурма

14. К проявлению социальной эффективности управленческого решения в деятельности организации не относится

А) улучшение условий труда работников

Б) повышение расходов работников на приобретение продукции своей организации

В) совершенствование системы мотивации сотрудников

Г) разнообразие форм повышения квалификации работников

В жидких системах, таких как очистка сточных вод активным илом, должен оптимизироваться только коэффициент эффективности передачи кислорода. Для компостирования твердых отбросов необходимо наличие и кислорода, и воды. Поэтому для процесса компостирования надо установить, сможет ли наличествующий объем пор принимать оба компонента.

Объемы воздушных пор и содержание воды
Каждый субстрат (питательная среда) состоит из смеси газов, воды и твердых веществ. Объем, который заполнен водой и газом, обозначается как объем пор. Для процесса компостирования объем газового пространства - объем воздушных пор, имеет решающее значение, т. к. это определяет количество воздуха и его возможность движения в субстрате. Если приток воздуха оптимизируется увеличением свободной воздушной прослойки, то требуется меньшее количество воды. Наилучшего результата компостирования для субстрата можно достичь тогда, когда снабжение микроорганизмов водой и кислородом находится в оптимальном оотношении. Лучший результат можно определить во время измерения воздухопроницаемости различных смесей. Связь между воздухопроницаемостью и содержанием воды, и соответственно объемом воздушных пор, может быть представлена в виде параболической функции, максимум которой находится между 25 и 35% объема воздушных пор и при 65% содержании воды. Рассмотрим возможные границы: по многим исследованиям компостирование невозможно продолжить при содержании воды более 70% или менее 25%; объемы воздушных пор ниже 20-30% представляют нижнюю границу.
Решающее влияние оказывает качество материала компоста, так называемый структурообразующий процент. При биологическом компостировании отбросов он будет составлять 20-30% от массы, а при компостировании фекалий - от 40 до 50%. Это соответствует объему пор воздуха около 30%. Объем воздушных пор зависит не только от специфики материала. Высота слоя засыпки и техника приточной вентиляции также оказывают большое влияние. Хотелось бы отметить, что нужно обязательно учитывать изменение объема воздушных пор вследствие изменения веса материала компоста.

Значение рН
рН-значение начального субстрата оказывает существенное влияние на интенсивность процесса компостирования. Исследования показывают, что рН-значения в щелочной области положительно влияют на интенсивность компостирования. Для определения величины интенсивности компоста в данном случае было выбрано время, по прошествии которого была достигнута определенная температура. Это время отчетливо уменьшается с растущим значением рН. Кроме того, характерная кривая рН-значения определяется во время процесса компостирования. Сначала рН-значение находится в щелочной области, а с возрастанием времени компостирования приближается к значению рН, равному 7 (так называемый прогрессивный компост).

Процесс обучения в спортивных командах проходит практически непрерывно. Лучше всего игроки учатся, если правила и требования понятны и постоянны. Это называется это «фиксированным подкреплением». Именно такое поведение родителей учит детей тому, что от них требуют. О чем думают, что делают и о чем говорят старшие. Требования воспринимаются лучше всего, если они не меняются. Вы удивитесь, насколько быстро изменится поведение игрока, если вы научитесь неизменно настаивать на своем.

Но если вы будете настаивать на своем, только иногда, сдавать позиции или использовать двойные стандарты, это приведет к катастрофическим последствиям. В психотерапии это называется это «переменным подкреплением», подразумевая, что подкрепление, получаемое в ответ на определенное поведение, оказывается непредсказуемым и может способствовать укоренению дурного поведения. Если игроки чувствуют, что ваши угрозы - пустой звук и что вы лишь иногда способны настоять на своем, добиться от них послушания будет почти невозможно. Если вы говорите «нет», но, в конце концов, в четырех случаях из пяти сдаетесь, ваши слова не будут значить ничего.

Еще один перегиб, характерный для сегодняшнего дня, - это излишние разговоры и избыток информации. Раньше тренеру достаточно было произнести: «Нет, потому что я так сказал». Сегодня же, иногда наставник готов объяснять игроку каждый свой шаг до посинения, чтобы всем было понятно. Часто это косвенное свидетельство некомпетентности - прикрыть словами нехватку мысли. Говорить нужно коротко и уверенно. Скармливайте подопечным небольшие кусочки информации, которые он может легко переварить. Если тренер говорит слишком много, игрок может перестать воспринимать его.

Нельзя проговаривать в беседах с игроками собственные страхи и переживания. Для этого надо сознательно очищать свою речь от подобного мусора. Перед тем, как заговорить, глубоко вдохните и несколько мгновений поразмыслите. Выбросите из заготовленной речи то, что игроку не стоит слышать. Именно в этом случае, чем меньше будет сказано, тем лучше.

Еще одна проблема, во многом схожая с избыточными разговорами, - слишком широкого выбора, который вы предоставляете игрокам. Это также нарушает баланс подготовки спортсмена и может быть непосильным для него (сам игрок редко признается в этом). В моменте тренировки мы готовим команду к интенсивной работе во время игры. Там не будет времени на размышления. И принять необходимо ПРАВИЛЬНОЕ решение. Игроки должны иметь право решать, что сделать в той или иной ситуации, а тренер должен помочь в этом выборе. И в этом случае, мы говорим об отработке лучших вариантов решения проблем на тренировке. Их не должно быть много и соответствовать возможностям игрока (для кого то и 3 опции это перебор). Ну и конечно, тренер должен быть готовым разделить ответственность со своим подопечным за результат, в соответствии с эффектом исполнения спортсмена.

Избегайте панибратства пытаясь стать другом своему игроку. Проблема в том, что равенства между вами нет и быть не может. Выстраивая дружеские отношения с игроками, мы нарушаем структуру управления командой. Если вы - друг, а не тренер, значит, акцептация ваших решений игроком получит некую погрешность, которая не позволит выполнить задание вовремя. В команде ВЫ - партнеры и в тот момент, когда игрок испытывает гнев, страдания, разочарование, тренер должен дать ему пережить эти чувства в безопасности. Помочь понять, что произошло и правильно реагировать на произошедшее. Кстати, это относится и к положительным эмоциям, связанных с успехом игроков.

Иногда возникают вспышки раздражения у спортсмена потому, что игрок, считавший себя всегда правым, вдруг обнаруживает, что он ошибается (раз за разом), а причина этого неясна... Чаще, такие ситуации проявляются в период переучивания, когда игрок выходит из своей зоны комфорта и привычные представления, которых он придерживался, меняются. Понимая в глубине души что в новой информации кроется некая правда а то, что выучено ранее более привычно, приводит к возражениям, спорам и даже скандалам. Однако вспышки раздражения в период переучивания являются четким индикатором того, что процесс понимания идет и при правильном подходе принесет ожидаемый эффект. Терпение и уверенность в том, что тренер делает все правильно, поможет найти игроку нужное направление развитие его индивидуальных качеств.

А что же с наказанием...Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о каре. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф спортсмену и т. д. Но наказание - довольно грубый способ изменения поведения. Фактически в большинстве случаев оно не помогает вовсе. Наказание не учит как поступать правильно и не призывает изменить свое поведение. Управление спортсменами системой кар приводит к тому, что игроки становиться в оппозицию к тренеру и ищут способ отплатить или избежать наказания. Наказание останавливает деструктивное поведение, когда нарушение создает рискованную ситуацию для команды. Но работает лишь в краткосрочной перспективе. А частые жесткие меры приводят к невозможности мотивации спортсмена для оптимальной игры.

Будьте достаточно последовательны, спортсмены уважают твердых и решительных тренеров, в то же время демонстрирующих заботу понимание и поддержку. Самое эффективное наказание это лишение привилегий. Для игрока это возможность участвовать в играх, ездить с командой и вместе со всеми участвовать в тренировках.

Так что смело идите вперед, позвольте себе быть свободным и избавьтесь от страха выглядеть в глазах игрока «плохим парнем». Мы (тренеры) должны уметь окружить игроков чувством уверенности в партнерах. И именно это позволит показать максимальный результат и прыгнуть выше головы!!

С 1930 года было проведено множество психологических экспериментов, в которых ученых интересовало комплексное изучение факторов и условий, влияющих на процесс обучения и запоминания. Все полученные результаты доказывают, что окружающая обстановка и состояние человека значительным образом влияют на процесс запоминания и работу памяти в целом.

Так в 1999 году состоялось исследование, в котором приняли участие 40 студентов. Их просили прочитать определенный текст и затем выполнить письменный тест. Половина группы читала текст в тихой комнате, другая половина - в шумной обстановке. Затем обе группы прошли два теста. Один тест писался в тишине, второй тест приходилось выполнять участникам с различными отвлекающими факторами.

Результат оказался поразительным: студенты, которые изучали текст в тишине, лучше написали тест тоже в тишине. Студенты, читавшие статью в шумной комнате, показали более высокий результат с тестом в таких же шумных условиях.

Что влияет на память человека?

Другой интересный эксперимент был проведен среди аквалангистов. Их просили учить слова во время погружения в воду, после чего они прошли два теста - под водой и на суше. Несложно догадаться, что подводный тест был выполнен ими лучше.

И наиболее недавний эксперимент был проведен в 2015 году с использованием компьютеров. Группа студентов проходила тренировочное задание на компьютере. Затем им давали тест.

Некоторым студентам во время тренировочного и тестового заданий давали еще одно дополнительное: им требовалось считать числа, появлявшиеся на мониторе. В результате студенты, которым давалось дополнительное задание только во время теста, выполнили его значительно хуже тех, у кого дополнительное задание было и на тренировочном, и на тестовом этапе.

Все вышеперечисленные исследования ярко демонстрируют важность условий при запоминании информации перед экзаменом.

Что влияет на память человека? Роль контекста в процессе запоминания

Результаты экспериментов показали, что в запоминании задействуется контекстуальная память человека. Это означает, что информация вспоминается лучше, если контекст, в котором была получена информация, повторяется на самом экзамене. При чем контекстом может выступать как окружающая обстановка так и круг людей и другие условия.

Второй значимый фактор, влияющий на процесс запоминания и концентрацию внимания участников исследования - это их личное состояние непосредственно в процессе обучения и тестирования.

Психическое состояние влияет на память человека

Считается, что память зависит от физического и психического состояния. Если человек во время обучения здоров и чувствует себя хорошо, но заболел перед экзаменом, то его результат будет не самым высоким. На процесс запоминания влияют также депрессия, сильное волнение, похмелье, грусть, нервное возбуждение и т. д. Такие отвлекающие внимание факторы значительно влияют на процесс обучения и запоминания информации.

Фактор отвлечения влияет на нашу память

Идея позитивного влияния отвлекающих факторов может быть, тем не менее, понята превратно. За ее неправильным пониманием могут последовать такие выводы как: «я могу спокойно отвлекаться на игры или общение во время обучения и это не скажется на результатах».

На самом деле нельзя откладывать работу на потом и называть это отвлечением. Ведь речь идет только о положительных факторах отвлечения внимания: тех, которые могут помочь во время экзамена. Игры или фильмы совершенно не относятся к таким факторам.

Итак, универсальная истина не изменилась - в целом, отвлечение внимания сказывается на учебном процессе отрицательно. Поэтому для улучшения внимания и концентрации лучше найти спокойное место, убрать все искушения подальше и целиком сконцентрироваться на учебе. Ученые доказали еще раз лишь то, что контекст и состояние очень влияют на выполнения заданий и их результативность.

Если вы знаете, что ваши друзья, скорее всего, будут отвлекать вас во время теста, то учиться и готовиться к нему действительно лучше в их обществе. Постарайтесь создать условия похожие на те, в которых вы окажетесь на экзамене и вы с ним хорошо справитесь.

Помочь может и схожее эмоциональное состояние как перед самим экзаменом так и во время прохождения теста. Но обязательно помните о том, что это всего лишь контекст, а важно в действительности лишь одно - знания. Учиться следует усердно, стараться не только и не столько запоминать информацию, но стремиться ее понять. Это поможет сохранить ее в памяти на годы, а не только до конца сессии.

Личностные оценки руководителя содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага, В отношении принятия решений личные оценки указывают желательное направление при выборе между альтернативами действий. Важно иметь в виду, что все управленческие решения построены на основе чьей-то системы ценностей.

Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неэтичным скрывать профессиональные секреты от коллег по работе, даже если эти люди могут быть вашими конкурентами. Ценность, которую вы придаете лояльности и открытости, заставляет вас принять решение о передаче информации коллегам.

Исследования показывают, что ценностные ориентации влияют на принимаемые решения. Исследования ценностей американских управляющих в 60-х годах показали, что в их системе ценностей был

явный перекос в сторону экономики, политики и науки в противовес социальным, религиозным и эстетическим аспектам. Это стало крупной проблемой американского менеджмента в 70-е и 80-е годы.

Немаловажное значение имеют культурные различия, хотя существует сходство ценностных ориентации управляющих из разных стран. Например, австралийские руководители предпочитают «мягкий» подход к управлению и уделяют большое внимание своим подчиненным; южнокорейские придают значение силе и плохо воспринимают проблемы других; японские демонстрируют уважение к вышестоящим и отличаются высокой преданностью компании.

Среда принятия решения. При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск, который характеризует определенность в прогнозировании результата. Решения принимаются в разных обстоятельствах относительно риска.

Определенность. Решение редко принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в условиях определенности. Однако зачастую даже элементы крупных решений Можно рассматривать как определенные. Экономисты-математики называют ситуации с наличием определенности детерминистскими.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. При определенности существует лишь одна альтернатива.

Наиболее желательный способ определения вероятности -- объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа опытных данных. Пример объективной вероятности заключается в том, например, что монета ложится вверх «решкой» в 50% случаев. Другой пример -- прогнозирование уровня смертности населения организациями, занимающимися страхованием жизни. Поскольку все многочисленное население служит базой получения данных, страховщики могут с высокой точностью предсказать, какой процент людей определенного возраста умрет в текущем и последующих годах. По этим данным определяют, каковы должны быть страховые взносы, чтобы платить страховые вознаграждения и иметь прибыль.

Существует несколько способов получения статистической информации, позволяющей объективно рассчитать риск. Когда внешняя информация недоступна, организация может получить ее, проверяли заказав специализированной организации исследования. Анализ рынка настолько широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, что он сам по себе превратился в важную сферу деятельности, стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций. Вероятность будет определена объективно, если поступит достаточно информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным. Во многих случаях организация не располагает всей информацией, необходимой для объективной оценки вероятности, однако опыт руководства подсказывает, что именно может скорее всего случиться с высокой достоверностью. В такой ситуации используется суждение о возможности реализации альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью

Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятности потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что о них невозможно получит достаточно информации. В итоге вероятность определенного последствия нельзя предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная политическая и научно-техническая среда 4 .Сталкиваясь с неопределенностью, руководители используют две возможности. Во-первых, пытаются получить дополнительную информацию и еще раз проанализировать проблему. Во-вторых действуют в соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и делают предположение о вероятности событий.

Время и изменяющаяся среда. С течением времени ситуация обычно изменяется. Причем она может меняться настолько, что выработанные ранее критерии принятия решения станут непригодны. Поэтому решения следует принимать и воплощать в жизнь, пока информация! и допущения, на которых основаны решения, не устарели. Подобным образом следует учитывать вероятность опережения решением своего времени. Можно вложить миллионы рублей в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаружить, что решившие подождать оказались в выигрыше.

Информационные ограничения. Информация необходима для рационального решения проблем. Однако порой необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого. В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также издержки, связанные с обработкой и анализом информации, использованием услуг консультантов. Поэтому руководитель должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации насколько само по себе важно решение, связано ли оно со значительной или незначительной долей ресурсов организации. Если информацию получить по приемлемой цене непросто, но такая возможность скоро появится, то следует отложить принятие решения. Это возможно, если время не является критическим фактором и потери от задержки будут более чем перекрыты выгодой от принятия более качественного решения на основе дополнительной информации. Выгода и издержки по большей части субъективно оцениваются руководителем. Лучше, решая этот вопрос, руководствоваться подходом сопоставления предельного дохода и предельных издержек, используемым в экономическом анализе.

Поведенческие ограничения. Многие факторы, затрудняющие межличностные и организационные коммуникации, влияют на принятие решений. Например, руководители могут по-разному воспринимать существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Это ведет к несогласию и конфликтам в процессе принятия решения. Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что не смогут воспринять открывающиеся возможности. Руководитель может отвергнуть направление действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-либо. Он может решить не прекращать сомнительный проект, поскольку поддерживал его на протяжении долгого времени, в силу чего ему будет трудно объективно оценить текущее состояние проекта. Менеджер может решить вопрос о поддержке определенного проекта, в зависимости от того поддерживал ли руководитель этого проекта предложения менеджера.

Негативные последствия. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном часто достигается в ущерб другому. Например, установка автоматической линии может снизить общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение технологии может позволить использовать неквалифицированных рабочих. В то же время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что рабочие разочаруются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучесть кадров, и снизится производительность. Подобные негативные последствия необходимо учитывать, принимая решения. Часто руководителю приходится выносить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные последствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации, например, нарушение закона или этических норм.

Взаимозависимость решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Любое важное решение почти наверняка может потребовать сотен менее значительных решений. Если, к примеру, организация решает перебраться в другой город, она должна также принять решения о том, как компенсировать пере важной по мере продвижения на верхние уровни управления.