Мастер-класс для родителей в детском саду «Здоровое питание наших детей. Оптимальное время приема пищи в детском саду

Правильное питание – это не диета и не строгость к организму ребенка. Это та норма, освоив которую, ребенок будет здоров, и скажет вам за это спасибо!

Правильное питание для детей дошкольного возраста - это источник энергии и лекарство от многих болезней. Если вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок имел крепкое здоровье, был красивым, физически и духовно активным, гармонично развитым, и с хорошим иммунитетом, то правильное питание должно быть основой в его жизни. Правильно организованное питание детей дошкольного возраста - это одна из главных задач детского сада и родителей.

Питание детей дошкольного возраста должно быть правильным как в качественном, так и в количественном отношении. Избыток рациона ребенка жирами, солью и сахарами, и не достаточность в нем овощей и фруктов может привести: к дистрофическим изменениям детского организма, снижению иммунитета, недостатку микроэлементов в организме необходимых для его роста и развития.

Не правильное питания в дошкольном возрасте может привести к серьезным проблемам в более старших возрастных периодах.

1. Первый и один из самых важных принципов правильного питания у детей - это энергетическая сбалансированность. Порой мы с вами пытаемся накормить своего ребенка всем и по больше, не задумываясь о том, нужно ли все это ему. Надо помнить о том, что каждому человеку и ребенку, в том числе, важен не объем пищи, который он получает, а его энергетическая ценность. Согласно традициям российской кухни мы с вами употребляем большое количество хлеба, картофеля, сахара, жиров животного происхождения, тем самым приводя детский организм к дисбалансу: потребляя намного больше, чем может потратить ребенок. Это все может привести к ожирению и к другим тяжелым заболеваниям. Учитывая, что в нашей стране «пошла мода» на фастфуды (богатые жирами) и малоподвижный образ детей за компьютером, уровень этих заболеваний очень быстро растет. К примеру, в Америке, ожирение воспринимают как образ жизни, а в России рассматривают еще пока как заболевание.

Будьте внимательны! Избыточное потребление углеводов и жиров может привести к нарушению обмена веществ.

Сбалансированность питания подразумевает оптимальное соотношение потребления продуктов полностью покрывающие энерготраты организма. Так приблизительно, энерготраты у детей в возрасте 1-7 лет составляют 80-100 ккал на 1 кг массы тела. Приток питательных веществ в организме происходит за счёт того, что организм извлекает их непосредственно из пищи, перерабатывает с помощью специальных пищевых добавок и кишечника, либо синтезирует сам. Поэтому очень важно знать примерные рекомендуемые наборы продуктов, так как не все пищевые вещества синтезируются в организме.

Важно правильно кормить ребёнка, и корректировать все отклонения в деятельности желудочно-кишечного тракта. Исключить из рациона питания продукты и блюда, которые могут оказать раздражающее действие на органы пищеварительной системы.

2. Не менее важным при составлении рациона ребенка является разнообразие продуктов, и разнообразие кулинарной обработки. Это необходимо для того чтобы ребенок мог получить все макро и микро нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества). Особое значение имеют белки т.к. они являются строительным материалом для всех органов и тканей. Получить их можно из таких продуктов как: мясо, рыба, молочные продукты, яйца и др., В организм детей должны поступать белки животного и растительного происхождения (для получения аминокислот).

Для активного движения детей необходимо много энергии. Основным поставщиком энергии, являются углеводы (сахар, мед, ягоды, овощи, крупы, мука). Углеводов, к примеру, должно быть больше чем белков и жиров. Жиры это дополнительное депо энергии, которую мы можем получить из сметаны, сыра, мяса, рыбы.

3. И наконец, важным условием правильного питания у детей дошкольного возраста является соблюдения режима питания. Это не только количественное и качественное распределение пищи по калорийности в течении дня, но и количество приемов пищи и интервалы между ними. Отсутствие режима питания у ребенка и его нерегулярность может привести в первую очередь к стрессу организма и различным заболеваниям.

Режим в питании создает лучшие условия для усвоения пищи. Не соблюдение режима приводит к утрачиванию аппетита и к снижению выделения пищеварительных соков.

4. Если говорить про рацион детей нельзя забывать про воду, которая имеет большое значение в протекании жизненных процессов и играет большую роль в теплорегуляции. Потребность в жидкости для детей 3-7 лет в сутки составляет около 60 мл на 1кг массы тела. Некоторые дети привыкают пить воду во время еды. Это не хорошо.

Большое количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Кроме того, снижается аппетит из-за ощущения переполнения.

5. Витамины - важная составная часть пищевого рациона детей дошкольного возраста. Витамины способствуют повышению сопротивляемости организма ребенка, участвуют в процессах кроветворения, окислительных процессах. Особое значение имеет витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он легко разрушается от действия воздуха, света, при их термической обработке. Поэтому его надо водить круглогодично. Кроме витамина «С» для детского организма необходимы витамины: А, Д, Е, группы В и др.

Для профилактики простудных заболеваний необходимо проводить дополнительную витаминизацию рациона детей.

Питайтесь правильно и будьте здоровы!

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Цели проекта:

1. Формирование у дошкольников представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации здорового питания.

2. Вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада.

Задачи проекта:

1. Развитие у детей интереса к познанию окружающего мира.

2. Ознакомление детей с полезными свойствами овощей, витаминов и их значением для организма человека.

3. Создание условий для поощрения и поддержания детской инициативы, сотворчества детей и взрослых.

4. Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации знаний с детьми в кругу семьи, в развитии способности видеть мир глазами ребенка.

Сроки реализации: 6 месяцев. Работа по реализации спланирована в 4 этапа.

Посещение детского сада это новый период в жизни ребенка, а адаптация к новым условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Ребенок раннего возраста в период адаптации часто отказывается от еды. Анализ родительских опросов показывает, что один из самых тревожащих вопросов для них - что кушает ребенок в детском саду.

О том, что правильное питание - залог здоровья, знает каждый из нас. Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов - это несоблюдение режима питания детей дома. На основании этого можно сделать вывод, что работу по воспитанию культуры питания детей надо начинать с взрослых.

Идея разработки и реализации проекта «Правильное питание - залог здоровья» есть следствие обсуждения с родителями меню дошкольников в ДОУ.

Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. В процессе работы над проектом родители являются непосредственными участниками образовательного процесса.

I этап - целеполагание. Воспитатель выносит проблему на обсуждение родителям. Самой обсуждаемой темой вызывающей большой общественный резонанс, является вопрос детского питания.

Форма: Родительское собрание «О чем волнуются родители?».

II этап - разработка совместного плана действия по подбору форм и методов достижения цели.

  • Анкетирование родителей «Питание в семье».
  • Оформление памяток для родителей: «Это следует знать».
  • Проведение родительского собрания на тему: «Организация детского питания».
  • Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

III этап - практическая часть.

Образовательные области

Виды деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Познавательное развитие

Рассматривание овощей и фруктов.

Конструирование из строительного материала «Грузовик с овощами».

Рассматривание изготовленной книги «Овощи»

Анкетирование «Питание в семье».

Оформление памятки для родителей: "Это следует знать". Изготовление книжки «Овощи»

Речевое развитие

Загадывание загадок об овощах.

Чтение сказки «Репка»,

Н.Павлова «Земляничка»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: Фрукты - овощи»

Беседа по изготовленной книге «Овощи»

Приглашение родителей на плановые речевые занятия, к участию в мастер-классах.

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия на кухню

Рассказ медсестры о пользе фруктов и овощей

Сюжетно-ролевая игра «Магазин: Фрукты - овощи»

Фотовыставка семейных фото: «Как мы кушаем»

Художественно - эстетическое развитие

Лепка «Морковка для зайчика», «Земляничка»

Аппликация «Фрукты и овощи»

Рисование «Ягоды»

Театрализованное представление «Хоровод овощей», «Мешок яблок»

Выставки детских работ

Досуг «Мешок яблок»

Физическое развитие

Спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие»

Практическая консультация «Правильное питание - залог здоровья»

IV этап - Подведение итогов проекта.

1. Круглый стол для родителей: «Витамины круглый год на столе».

2. Проведение опроса родителей по вопросам их отношения к организации питания в детском саду, о режиме питания в семье, обсуждение вопросов детского рациона в семье и детском саду.

3. Планирование работы по данному направлению в следующем году с учетом полученных результатов.

Продолжаем знакомиться с овощами с помощью альбома « Овощи » , который сделали родители.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин "Овощи - фрукты"»


Литература:

1. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.

2. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.

3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ» (проектирование, тренинги, занятия), составитель Н.И.Крылова. Волгоград, 2009 г.

4. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.

Консультация для родителей

«Здоровое питаниездоровый ребенок»

Общеизвестный факт, чтобы питание приносило пользу, оно должно быть сбалансированным, здоровым и съеденным с удовольствием! Когда дело касается детей, здоровая пища – вопрос особенно острый.

Все родители знают о пользе и вреде продуктов, аллергических реакциях, но не каждая мама действительно ответственно выбирает продукты для ребенка. В нашем государстве очень строгий подход к питанию в детских учреждениях. Для него установлены соответствующие нормы. Приходя в детский сад, каждый родитель может увидеть меню и нормы питания, а о вкусовых качествах лучше спросить у детей. Конечно, не все блюда нравятся. Про кашу, кисель (и мало ли что еще) ребенок, может сказать «фу». Это понятно, невозможно удовлетворить все пристрастия детей. Много зависит, как питается ребенок в семье.

Кормят ли его с ложки или балуют любимыми шоколадками вместо полноценной пищи. Все реже увидишь маму, купившую кефир, ряженку для своего ребенка – зачем, когда есть йогурт, фругурт, и т.д. И тем более мам, которые сварили бы компот из сухофруктов – зачем, когда есть соки, фанты и кока – колы. А когда приходит ребенок в детский сад, начинаются проблемы – я такой компот не пью, такую рыбу не ем, котлеты не люблю. А сосиску я буду! А детские сады, в свою очередь, хотят обеспечить ребенка полноценным питанием – натуральным, правильным. Поэтому в рационе у детей есть и творог, и рыба, и мясо, и капуста, и печень, и просто кефир с ряженкой. Подавая детям блюда на стол, мы стараемся рассказать о пользе этого продукта. Чаще всего дети, глядя друг на друга, с удовольствием едят суп, запеканки и омлеты.

Вспомните детство – такие суфле и запеканки не всегда дома приготовят. Ребенок должен получать достаточное количество питательных веществ, которые обеспечат его потребности в энергии и основных компонентах (белки, жиры, углеводы, минералы, микроэлементы, витамины). Пища должна быть разнообразной, сбалансированной и содержать необходимое соотношение компонентов питания. Питание должно опережающее сопровождать все процессы роста и развития организма ребёнка, другими словами, подрастая, ребёнок не должен испытывать нехватку пищи и питательных веществ.

Меню детского сада по установленным нормам имеет тщательно просчитанную энергетическую ценность. Например, дневная норма для ребенка младше трех лет составляет 1540 ккал, а старше трех лет – 1900 ккал. Именно, исходя из этих цифр, и подбирается меню в детском саду. Первым делом в детском саду ваш малыш получит завтрак - иногда это молочная каша, бутерброд со сливочным маслом и сыром, чай или какао.

Чуть позже по распорядку следует второй завтрак, на который обычно дают либо фруктовый сок, либо фрукт или кисло-молочный продукт. Обед – самая важная трапеза, которая состоит из полноценного первого, второго с гарниром, салата из овощей, ну и, конечно, сок или компот в качестве третьего. После сна детки обычно полдничают – чаще всего на полдник в саду дают блюда из творога, вкусные булочки или пирожки, чай. В каждом дошкольном учреждении детей кормят полноценно и качественно. Важно отметить одно из правил, согласно которому детей не могут кормить одним и тем же блюдом чаще, чем один раз в двадцать дней.

Вот почему рацион детей в детском саду довольно разнообразен. Организация питания в детском саду должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье. Нужно стремиться. Чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью родители должны знакомиться с меню, ежедневно вывешиваемое в группах. Поэтому на ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздники его рацион лучше приблизить к садовскому.

Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело. Приятного аппетита!!!

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Мы стали замечать, что дети начали приносить утром в группу жвачки, сухарики, чупа-чупсы. Беседы с родителями и с детьми не всегда давали желаемый результат. В связи с этим был разработан проект «Здоровое питание», целью которого стало формирование у родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей.
Для решения цели были сформулированы задачи проекта:
Информировать родителей об особенностях организации питания в детском саду;
Расширить знания детей и родителей о принципах здорового питания, продуктах полезных для здоровья;
Создать условия для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми в процессе выполнения творческих заданий.
Кроме того мы подробно продумали ожидаемый результат, который хотели бы получить после реализации проекта по следующим разделам:
1. Знания, умения и навыки родителей.
2. Знания, умения и навыки детей.

Мероприятия по реализации проекта включали в себя два направления работы: с родителями и с детьми, по обоим направлениям мы работали одновременно.
Прежде, чем начать работу по реализации проекта, мы провели анкетирование родителей, в котором приняли участие семнадцать семей (65%) и выявили следующие проблемы:
60% родителей не дают определение понятию «сбалансированный рацион», 40% родителей дают не совсем правильное определение понятию «сбалансированный рацион»;

60% родителей не знают принципов здорового питания, 40%- называют только один, два принципа;

В 50% семей молочные и овощные блюда готовят редко и однообразно.

Поэтому мы продумали разнообразные формы работы с родителями по решению данных проблем. Первоначальные представления родителей о принципах здорового питания были сформированы через такие формы работы, как — цикл бесед, плакат, наглядно-информационные формы работы и другие. Из цикла бесед родители узнали о пользе молочных продуктов, о пирамиде питания, о том стоит ли включать в рацион ребёнка сладости и какие. Медсестра рассказала о меню детского сада, какие нормы по каждому виду продуктов мы должны соблюдать. Об использовании фруктовых напитков с целью повышения иммунитета у детей родители узнали из информационных буклетов.
Яркий красочный плакат «Здоровое питание – основа процветания!» привлёк особое внимание не только родителей, но и детей.

Вместе с героями мультфильма «Смешарики» взрослые и дети смогли расширить свои знания о вредных и полезных продуктах, о режиме питания, о содержание в продуктах различных красителей, стабилизаторов, ароматизаторов. О том, как важно для полноценного развития детского растущего организма, использовать в рационе питания все группы продуктов, как правильно составить меню для ребёнка, родители смогли узнать из папки передвижки «Сбалансированный рацион питания». Силами родителей был изготовлен информационный стенд «Вкусно и полезно!». Семьи имели возможность красиво оформить рецепт любимого блюда и поместить его на стенде, для обмена опытом. Информация на стенде менялась еженедельно, стенд действовал в течение месяца. Родители вместе с детьми получили возможность проявить свои творческие способности при изготовлении рисунков и сочинений на тему «Весёлые сказки о здоровом питании» .

Для родителей группы мы провели родительское собрание «Здоровое питание детей. Витамины и полезные продукты». На котором родители поделились своим опытом составления меню выходного дня для своего ребенка. В игровом задании «рейтинг вредности» мы предложили родителям десять блюд, любимых детьми (пельмени, блины, колбаса, сок, куриная котлета, творожная запеканка), а родители определили места блюд в рейтинге вредности. После бурного обсуждения мамы и папы выбрали самый вредный продукт (колбаса) и самый полезный (свежевыжатый сок).
В заключительной части собрания родители передавали друг другу игрушку «витаминку» со словами: « Мой ребёнок будет здоров, если я…(буду соблюдать режим питания, не буду покупать ему чипсы и т.д.). Вариантами ответов были – если не буду покупать чипсы, если я чаще буду давать ему фрукты, если я буду соблюдать режим питания своего ребенка и другие.
Работу с детьми по реализации проекта мы начали с беседы «О правильном питании и пользе витаминов» .


Где детям было рассказано, в доступной для них форме, о том, что такое правильное питание, о вредных и полезных продуктах, о необходимых для организма витаминах, о пользе молочных продуктов. После чего разучили с ними стихотворение Ю.Черных «Кто пасётся на лугу?»
С детьми мы провели ряд занятий по ознакомлению с окружающим миром:
«Фрукты на прилавках магазинов»;
«Что для чего? (мы помогаем маме готовить);
«Откуда хлеб пришел!»;
«Откуда овощи в магазине».
В вечернее время организовывали с детьми свободную художественную деятельность, для закрепления знаний об овощах и фруктах, об их полезных свойствах для организма человека. Детям предлагалось рисовать, лепить и раскрашивать различные овощи и фрукты.

Помимо этого во время режимных моментов мы планировали с детьми чтение художественной литературы, познакомили детей с такими произведениями как «Горшок каши» Б.Гримм, «Яблоко» В.Сутеев, «Слава хлебу!» С.Погореловский.
По данной теме для разучивания с детьми нами были подобраны пальчиковые игры: «Фруктовая ладошка», «Ягоды», «Овощи» и др.
Во время дежурства мы закрепляли с детьми элементарные правила сервировки стола, обращали внимание на правила поведения за столом в процессе приёма пищи.


Полученные представления дети могли применить в сюжетно-ролевых играх «Кафе», «Столовая», «Продуктовый магазин» .



Очень большой интерес у детей вызвала экскурсия на пищеблок детского сада. Дети ближе познакомились с теми, кто готовит им вкусные каши, полезные салаты и компоты.



Проект «Здоровое питание» был реализован с ноября 2012 года по январь 2013 года. В проекте приняло участие 25 родителей и 25 детей группы. По результатам проекта мы можем сделать вывод, что проблема здорового питания детей заинтересовала наших родителей, большинство из них стало придерживаться основных правил рационального и здорового питания. Родители перестали давать детям в детский сад сладости, жевательную резинку, сухарики и чипсы.
В результате работы с детьми, при реализации данного проекта, были достигнуты следующие задачи: у детей расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах, о пользе молочных продуктов и злаков.
Дети научились узнавать овощи и фрукты при помощи анализаторов (на вкус и запах). Дети умеют применять элементарные правила сервировки стола во время дежурства.
Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа по данному направлению была успешной.

Список литературы:

1. Азбука питания. Методические рекомендации по организации и контролю качества питания в дошкольных образовательных учреждениях. Составитель Н.А.Таргонская — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.-144 с.
2. Вахрушев А.А., и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006. – 304 с.
3. Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.– с.
4. К.Ю.Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.- 64 с.
5. Медицинское обслуживание и организация питания в детском саду №10/октябрь 2011. Издатель: ЗАО «МЦФЭР».
6. Справочник руководителя Дошкольного учреждения №7 июль 2006.

Каждый родитель, когда отдает малыша в детский сад, испытывает много тревожных моментов и переживаний. "Быстро ли ребенок привыкнет?", "Не станут ли его обижать?", "Хорошо ли будут кормить?"

Здоровое и сбалансированное питание в дошкольных учреждениях находится под контролем государственных органов и поставлено на высокий уровень.

К меню питания малышей в детском саду предъявляют высокие требования, обращают внимание на размер порции, количество калорий, белков, жиров и углеводов. Таким образом, учитываются потребности детского организма для каждого возраста дошкольника.

Медицинский работник детского учреждения с поваром составляют меню на неделю. Все продукты, которые привозят в садик, в обязательном порядке имеют необходимые сертификаты качеств и справки от ветеринаров. За этим беспрестанно следит управление образования.

Качество приготовленной еды всегда контролирует медработник детского дошкольного учреждения. За санитарным состоянием кухни регулярно следит санитарная служба.

Питание для детей с аллергией

Если ваш малыш страдает пищевой аллергией, лучше не отводить его в садик, пока не исполнится 4 года, тогда будут известны все аллергены.

В случае безвыходного положения, когда ребенка не с кем оставлять и он все-таки пошел в детский сад, обязательно поставьте в известность об аллергии воспитателя и медсестру, укажите продукты, ее вызывающие.

Они проследят, чтобы ваш малыш не употреблял в пищу аллергены. Конечно, никто не станет вносить в меню изменения. Но если, к примеру, у ребенка непереносимость куриных яиц, а они содержатся в маннике, то выпечку он просто не получит.

Нормативы питания детей

Меню детского сада по нормам, утвержденным Минздравом и Министерством образования, имеет точно высчитанную энергетическую ценность. К примеру, дневная норма для малышей младше 3 лет - 1540 ккал, а старше 3 - 1900 ккал. Учитывая эти значения и составляется рацион.

С утра вашему ребенку предложат завтрак - вероятнее всего, это будет каша на молоке, кусочек хлеба с сыром или со сливочным маслом, чай или кофейный напиток. Немного позже идет второй завтрак, как правило, это фрукт или фруктовый сок. Обед - самая главная трапеза, состоящая из первого, второго с гарниром, салата и компота. Вслед за тихим часом малыши полдничают - обычно это булочка или кусочек манника с молоком.

Меню в государственных детских дошкольных учреждениях и в частных сильно друг от друга не отличаются. Как правило, деток кормят качественно и полноценно.

Нельзя не отметить правило, по нему ребятишкам нельзя давать в пищу одно и то же блюдо чаще раза в 21 день. Поэтому детское питание в детских садах отличается разнообразием.

Микроэлементы и витамины в еде

Малыш должен получать с пищей полезные вещества, крайне нужные для его развития и роста.

Организму растущего ребенка требуется калий. Он есть в фасоли, картофеле, овсяной каше, говядине, свекле и томатах. Благодаря этому важному микроэлементу осуществляется хорошая работа мышц и почек.

Для того, чтобы образовывались и качественно работали нервные клетки и клетки желудочно-кишечного тракта, нужен кобальт. Он содержится в молоке, рыбе и мясе.

В процессе кроветворения важную роль играет медь. Ее много в горохе, какао, рыбе и бобовых.

Если малышу не хватает йода, это плохо отражается на его иммунитете, работе щитовидной железы и умственных способностях. Источником йода является рыба и морепродукты.

В здоровом питании детей должны присутствовать еще селен, железо, цинк, комплекс витаминов (группа В, Е, С, А, D, биотин и пантотеновая кислота).

В еде должно быть много составляющих, чтобы ребенок рос умным, крепким и здоровым.

Безусловно, идеальный вариант - когда малыш не ходит в детский сад и сидит дома с мамой или бабушкой. В этом случае можно быть спокойной, не волноваться на работе и не спешить забирать его из садика. Однако, современный темп жизни диктует свои правила.

В детском саду ребенок быстрее приучится к самостоятельности, сможет взаимодействовать со сверстниками, станет лучше говорить, будет всесторонне развиваться. Тем более если ребенок не посещал садик, то его не возьмут и в школу. Так что учить контактировать со сверстниками нужно. Но это я сказала к слову.

А насчет питания можете не беспокоиться. Здоровое, правильное питание в детском саду – это норма для наших дошкольных учебных заведений. За ним регулярно и тщательно следят соответствующие органы. Если что-то вас не устроит, то вы можете обратиться к заведующей садика, а потом в местный отдел образования.