Нарушение интеллекта расстройство аутического спектра. Причины развития синдрома

Аутизм — расстройство с характеристиками, проявляющимися целым спектром вариантов. Это значит, что существует широкая степень вариаций в том, как оно влияет на людей. Каждый ребенок аутистического спектра обладает уникальными способностями, симптомами и проблемами. Изучение различных расстройств аутистического спектра поможет вам лучше понять своего ребенка, лучше ориентироваться во разных значениях терминов про аутизм и упростит общение с врачами, учителями и психотерапевтами, которые помогают ребенку.

Суть расстройств аутистического спектра

Аутизм — не отдельное заболевание, но целый спектр тесно связанных друг с другом расстройств с единым ядром симптомов. Каждый индивид аутистического спектра в определенной степени сталкивается с проблемами, связанными с социальными навыками, эмпатией, общением и гибкостью в поведении. Но уровень нарушений и комбинация симптомов варьирует в огромном диапазоне от человека к человеку. На самом деле, два ребенка с одним и тем же диагнозом могут выглядеть совершенно различно, когда мы говорим об их поведении и их способностях.

Если вы — родитель ребенка аутистического спектра, вы могли слышать разные термины, включающие «высоко-функциональный аутизм», «атипичный аутизм», «расстройство аутистического спектра» или «глубокое расстройство развития». Эти термины могут сбивать с толку не только потому, что их так много, но и потому, что врачи, психотерапевты и другие родители используют их в разных смыслах.

Но вне зависимости от того, что называют врачи, учителя и другие специалисты расстройством аутистического спектра, истинно важны уникальные потребности вашего ребенка . Ни один диагностический ярлык не скажет точно, с какими вызовами сталкивается ребенок. Подбор лечения, который учитывает потребности вашего ребенка, а не фокус на том, как называется проблема, является наиболее полезным из того, что вы можете сделать. Вам не нужен диагноз, чтобы начать помогать ребенку с его симптомами.

Иногда «аутизм» на самом деле означает «расстройство аутистического спектра»

Когда люди используют термин «аутизм», он может значить одну из двух вещей. Они могут иметь в виду «расстройство аутистического спектра» или «классический аутизм». Но понятие «аутизм» часто используется в более широком смысле, чтобы обозначить все расстройства аутистического спектра. Поэтому если кто-то говорит об аутизме вашего ребенка, не думайте, что он подразумевает, что ваш ребенок имеет аутистическое расстройство, а не расстройство аутистического спектра. Если вы не уверены, что имеется в виду, не бойтесь спросить.

Виды расстройств аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра принадлежит к «зонтичной» категории, включающей пять заболеваний детей, известных как «глубокое расстройство развития» (ГРР). Некоторые специалисты по аутизму используют термин «глубокое расстройство развития» и «расстройство аутистического спектра» взаимозаменяемо. Однако когда большинство людей говорят о расстройствах аутистического спектра, они имеют в виду три наиболее распространенных глубоких расстройств развития:

  • Аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Глубокое расстройство развития — неуточненное.

Детское дезинтегративное расстройство (так известное как синдром Хеллера) и Синдром Ретта — два других глубоких расстройства развития. Так как оба являются редкими генетическими заболеваниями, то они обычно рассматриваются как отдельные медицинские заболевания, которые на самом деле не относятся аутистическому спектру.

Где мой ребенок на континууме аутистического спектра?

Три расстройства аутистического спектра разделяют многие одинаковые симптомы, но они различаются по своей тяжести и своему влиянию. Классический аутизм или аутистическое расстройство, является наиболее тяжелым из расстройств аутистического спектра. Более умеренный вариант — синдром Аспергера. Его также иногда называют «высоко функциональным аутизмом» или атипичным аутизмом. Согласно Центру раскрытия потенциала при расстройствах аутистического спектра , только 20% людей аутистического спектра имеет классический аутизм. Подавляющее большинство оказывается где-то в более умеренном диапазоне спектра.

Так как расстройства аутистического спектра разделяют много сходных симптомов, может быть сложно отличить одну форму от другой, особенно на ранних стадиях. Если ваш ребенок отстает в развитии или проявляется другое поведение, похожее на аутизм, вам потребуется посетить врача для проведения тщательной оценки. Врач поможет понять, в какой точке диапазона аутистического спектра находится ребенок, если вообще у него именно эта проблема.

Признаки и симптомы

Как у детей, так и у взрослых, признаки и симптомы расстройства аутистического спектра включают проблемы с социальными навыками, речью и языком и ограниченность в интересах и активности. Однако есть огромные различия, когда речь заходит о тяжести симптомов, их комбинации и моделях поведения.

Держите в голове, что только лишь то, что ребенок имеет некоторые симптомы, напоминающие аутизм, не значит, что у него расстройство аутистического спектра. Расстройства аутистического спектра диагностируются на основе присутствия множественных симптомов, которые нарушают способность ребенка общаться, формировать отношения, исследовать окружающее, играть и учиться.

Социальные навыки

Базовые социальные взаимодействия сложны для ребенка с расстройством аутистического спектра. Симптомы включают:

  • Необычный или неприемлемый язык тела, жесты и выражения лица (например, избегание зрительного контакта или использование выражений лица, которые не подходят под то, что ребенок говорит).
  • Недостаток интереса к другим людям или отсутствие интереса к демонстрации достижений (например, ребенку не интересно показывать вам свои рисунки или показать на птичку, которую он заметил).
  • Отсутствие интереса к другим людям или к социальному взаимодействию; воспринимается как отчужденный и оторванный от других; предпочитает одиночество.
  • Сложность в понимании чувств других людей, их реакций и невербальных проявлений.
  • Противодействие прикосновениям.
  • Сложность или невозможность заводить друзей среди детей того же возраста.

Речь и язык

Проблемы с речью и пониманием языка являются верным признаком расстройств аутистического спектра. Симптомы включают:

  • Начинает говорить позже положенного (после двух лет) или не начинает вовсе.
  • Говорит ненормальным тоном голоса или со странным ритмом.
  • Повторяет слова или фразы снова и снова без намерения к общению.
  • Не может начать разговор или поддержать его.
  • Сложно сообщать о своих потребностях и желаниях.
  • Не понимание простых утверждений или вопросов.
  • Относится к тому, что говорится, буквально, не понимает юмор, иронию и сарказм.

Ограниченные паттерны поведения и игры

Дети с расстройствами аутистического спектра часто ограничены, ригидны и даже навязчивы в поведении, активностях и интересах. Симптомы включают:

  • Повторяющиеся телесные движения (махи руками, качание, перебирание); постоянные движения.
  • Навязчивая привязанность к необычным предметам (резинки для скрепления чего-нибудь, ключи, выключатели света).
  • Озабоченность специфическими темами, частая увлеченность числами и символами (карты, номерные знаки, спортивная статистика).
  • Сильная потребность в однообразии, порядке, рутине (например, выкладывание игрушек в линию, следование ригидному расписанию). Расстраивается изменениями в своем распорядке или окружающей среде.
  • Очарованность крутящимися предметами, двигающимися элементами или частями игрушек (например, крутящееся колесо на гоночной машине вместо игры с машиной в целом).

Как играют дети с расстройствами аутистического спектра

Дети с расстройствами аутистического спектра склонны к меньшей спонтанности, чем другие дети. В отличие от обычного любопытства маленького ребенка, указывающего на предмет, который захватил его внимание, аутистические дети часто не демонстрируют интереса или не понимают, что происходит вокруг них. Они также играют по-другому. Они сталкиваются со сложностями в функциональных играх или в использовании игрушек таким образом, который предполагается, к примеру, игрушечные инструменты или набор для готовки. Они обычно не «играют понарошку», не интересуются групповыми играми, не подражают другим и не используют игрушки каким-нибудь творческим образом.

Сопутствующие признаки и симптомы

Хотя эти проблемы и не являются частью официальных диагностических критериев аутизма, дети с расстройствами аутистического спектра часто страдают от одной или нескольких следующих из них:

  • Проблемы с сенсорикой . Многие дети с расстройствами аутистического спектра реагируют на сенсорные стимулы либо слишком остро, либо крайне недостаточно. Временами они могут игнорировать людей, которые говорят с ними, даже может казаться, будто они глухие. Однако в другое время их может встревожить даже мельчайший звук. Внезапный шум, такой как телефонный звонок, может расстроить, и они могут отреагировать тем, что заткнут уши и начнут издавать повторяющийся шум, чтобы заглушить раздражающий их. Дети аутистического спектра также слишком чувствительны к прикосновениям и текстурам поверхностей. Они могут съеживаться от похлопывания по спине или от ощущений от определенной ткани на поверхности кожи.
  • Эмоциональные сложности . Дети с расстройствами аутистического спектра сталкиваются со сложностями в регуляции своих эмоций и в выражении их приемлемым способом. Например, ваш ребенок может начать кричать, плакать или истерически смеяться без видимой причины. Под влиянием стресса он может демонстрировать разрушительное или агрессивное поведение (ломать вещи, бить других или наносить повреждения себе). Национальный центр по распространению детской инвалидности (США) также указывает на то, что аутистические дети могут игнорировать реальную опасность, подобную движущемуся транспортному средству или большой высоте, но пугаться безобидных предметов вроде чучела.
  • Необычные умственные способности . Расстройства аутистического спектра случаются у людей любого интеллектуального уровня. Однако даже дети с интеллектом от нормального до высокого часто имеют необычайно развитые умственные навыки. Не удивительно, что вербальные навыки обычно более слабо развиты, чем невербальные. Кроме того, дети с расстройствами аутистического спектра обычно хорошо выполняют задачи, задействующие кратковременную память или визуальные навыки, в то время как задачи, вовлекающие символическое или абстрактное мышление, вызывают затруднения.

Выдающиеся способности при расстройствах аутистического спектра

Примерно 10% людей с расстройствами аутистического спектра обладают выдающимися способностями, такими, к примеру, как их изображает Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Наиболее распространенные выдающиеся способности включают математические вычисления, художественные и музыкальные способности, необычная память. Например, человек с аутизмом может оказаться способным перемножать большие числа в уме, сыграть на фортепиано концерт, услышав его лишь раз, или быстро запомнить сложную карту.

Диагностика

Путь к диагнозу аутизм может быть сложным и потребовать много времени. На самом деле, часто проходит два или три года после того, как были замечены первые симптомы аутизма и до того, как поставлен диагноз. Так происходит из-за боязни «навесить ярлык» или поставить неверный диагноз ребенку. Однако диагностика аутизма также может длится долго, если врач не относится серьезно к беспокойствам родителей или если семья не обращается к специалистам сферы здоровья, которые специализируются на расстройствах развития.

Если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка аутизм, важно обращаться к медицинской диагностике. Но не ждите, пока диагноз будет поставлен и начнется лечение. Раннее вмешательство в течение дошкольных лет повысит шансы ребенка преодолеть задержку развития. Поэтому посмотрите на возможности лечения и постарайтесь не волноваться, если вы все еще не получили определенный диагноз. Потенциальный ярлык на проблемы ребенка не должен перевешивать потребность в лечении симптомов.

Диагностика расстройств аутистического спектра

Чтобы определить, есть ли у ребенка аутизм, проблема, связанная с расстройством аутистического спектра или другая проблема развития, клиницисты внимательно смотрят на то, как ребенок социализируется, общается и ведет себя. Диагностика основана на наблюдаемых моделях поведения.

Если вы волнуетесь, что ваш ребенок имеет расстройство аутистического спектра и скрининг развития подтверждает риск, попросите врача или педиатра немедленно связать вас со специалистом по аутизму или командой специалистов, способных к полноценной оценке. Так как диагностика расстройств аутистического спектра сложна, важно, чтобы вы работали с экспертами, которые имеют большой опыт и сильную подготовку с этой крайне узкой области.


Команда специалистов, вовлеченная в диагностику, включает:

  • Детских психологов.
  • Детских психиатров.
  • Дефектологов, специализирующихся на речи.
  • Педиатров, специализирующихся на развитии.
  • Педиатров-неврологов.
  • Отоларингологов.
  • Физиотерапевтов.
  • Учителей со специальной подготовкой.

Диагностика расстройства аутистического спектра не быстрый процесс. Нет какого-то одного медицинского теста, которые позволяет точно диагностировать проблему. Вместо этого, чтобы точно определить проблему ребенка, требуется множество оценок и тестов.

Оценка при подозрении на расстройство аутистического спектра

  • Опрос родителей . На первой фазе диагностической оценки вы расскажете врачу исходную информацию о медицинском состоянии ребенка, его развитии и особенностях поведения. Если вы вели журнал или делали записи о всем, что вас беспокоило, поделитесь этой информацией. Врач также захочет знать о медицинских особенностях вашей семьи и истории, связанной с психологическими особенностями семьи.
  • Медицинские исследования . Медицинская оценка включает общее физиологическое и неврологическое исследование, лабораторные тесты и генетический тест. Ваш ребенок пройдет через этот целостный скрининг, чтобы определить причины проблем развития и выяснить любые сопутствующие заболевания.
  • Тест на слух . Так как проблемы со слухом могут выливаться в задержку развития в социальном плане и в плане языка, их следует исключить до того, как думать о диагнозе расстройства аутистического спектра. Ваш ребенок пройдет через формальные оценки отоларингологов, в которых будут тестироваться его нарушения слуха, равно как и любые другие проблемы со слуховой и звуковой чувствительностью, которые могут сопутствовать аутизму.
  • Наблюдения . Специалисты по развитию будут наблюдать вашего ребенка в разнообразных условиях, чтобы обнаружить необычное поведение, характерное для расстройств аутистического спектра. Они могут понаблюдать за тем, как играет ребенок или как взаимодействуют с другими людьми.
  • Скрининг на свинец . Так как отравление свинцом может вызывать симптомы, напоминающие аутизм, Национальный центр здоровой окружающей среды (США) рекомендует, чтобы все дети с задержкой развития были исследованы на предмет отравления свинцом.

В зависимости от симптомов ребенка и их тяжести, диагностические оценки могут включать исследование речи, интеллекта, социальных навыков, особенностей сферы ощущений и исследование двигательных навыков. Эти тесты помогут не только диагностировать аутизм, но и также определить, какое лечение требуется ребенку.

  • Оценка речи и языка . Логопед проведет оценку речи ребенка и его коммуникативных способностей, которые являются признаками аутизма. Они также будут искать любые индикаторы определенных нарушений речи или ее расстройств.
  • Когнитивные тесты . Вашему ребенку могут предложить стандартизированный тест на интеллект или другую оценку умственного развития. Исследование умственной сферы поможет отличить аутизм от других расстройств.
  • Оценка адаптивности . Вашего ребенка могут исследовать в связи с его способностью функционировать в разных ситуациях, решать проблемы и приспосабливаться к ситуациям реальной жизни. Это подразумевает исследование социальных, невербальных и речевых навыков, равно как и оценку способности выполнять повседневные задачи, такие как самостоятельно одеваться или принимать пищу.
  • Сенсорно-двигательная оценка . Так как нарушения сферы ощущений часто сопутствуют аутизму и даже могут быть спутаны с ним, терапевт проведет оценку мелкой моторики, грубой моторики и сенсорных систем вашего ребенка.

О диагностике аутизма у детей на современном этапе размышляет врач Новосибирского медицинского центра Здравица, детский невролог , специализирующийся более 20 лет на помощи детям с расстройством аутистического спектра, Корень Олег Леонидович .

Аутизм . Корень О. Л.

Позволю себе помечтать

О том, какой пазл предстоит собрать, чтобы выйти на новый уровень помощи детям с аутизмом и другими нарушениями психологического развития.

Существует правило — исключительным правом на установление окончательного диагноза «детский аутизм» пользуется врач-психиатр. Появился даже расхожий термин — «официальный аутист». Получить этот статус непросто. Но в этом отношении мы несколько впереди таких стран, как Узбекистан, где первый «официальный» аутист появился лет пять назад.

Процедура получения этого статуса в нашем регионе несколько упростилась. Теперь нет необходимости укладывать ребёнка в психиатрический стационар, а используется форма «дневной стационар».

В интернете бродит текст о том, что недавно в России разрешили ставить диагноз аутизм взрослым . Но я не могу припомнить никакого запрета. Видимо тут работал абсурдный принцип «всё, что не разрешено, запрещено»? Поправьте, если я ошибаюсь, и был какой-то запрет.

Я не психиатр, а детский невролог и впервые диагностировал РАС четверть века назад. В настоящее время ко мне на прием приходят ежедневно 1-2 новых ребёнка с аутизмом. И я, конечно же, не претендую на установление окончательного диагноза.

Где-то читал, что в США принят такой порядок, диагноз РАС считается предварительным, если ставится после первой консультации и остается предварительным до тех пор, пока установлен только одним специалистом. Думаю, что это правильный подход.

Я не оригинальничаю и в качестве инструмента диагностики использую критерии МКБ-10, основанные на триаде Лорны Винг :


Родителям предлагаю провести самостоятельную диагностику с помощью теста C.A.R.S.


Скачать тест C.A.R.S. для диагностики аутизма

Я думаю, что это полезно и для того, чтобы смягчить «синдром страуса «, и для того, чтобы дать родителям инструмент, с помощью которого в будущем они смогут отслеживать положительные изменения.

Все начинается с диагностики.

В задачи психиатра входит дифференциальная диагностика с , похожими в некоторых своих проявлениях на РАС:


Для эпилептологов задачей является выявить среди детей с признаками нарушения речи и поведения эпилептическую энцефалопатию:

  • G40.5
Эпиактивность при детской когнитивной эпилептической дезинтеграции

На этом этапе речь идет о распознавании поведенческого фенотипа . Было бы здорово, если бы кроме критериев МКБ и каких-то предварительно выбранных тестовых методик, врач-психиатр владел бы методами нейропсихологического исследования, либо работал в команде с нейропсихологом .

Основные помехи на начальном этапе диагностики аутизма

  • Субъективизм и использование так называемых «замещающих» диагнозов, которые не значат ничего, кроме того, что у пациента что-то с головой — «органическое поражение ЦНС», «задержка речевого развития», «задержка психического развития», «резидуальная энцефалопатия» и т.п.
  • Вторая проблема — это «неторопливость» диагностики. «Приходите, когда ребенок немного подрастет». Или проконсультировались в декабре. Поставили какой-то формальный предварительный диагноз и далее — «Приходите в марте на дневной стационар. Мы там понаблюдаем и полечим ребенка».
  • Третья проблема — имитация терапии, назначение препаратов с недоказанной эффективностью и неспецифическим действием — «витаминчиков», «ноотропов», «сосудистых».

Совершенно необходимое условие это тесное сотрудничество с генетиками . Если принять, что примерно 70% случаев РАС имеют генетическую причину , то становится понятной роль медико-генетической службы.

Задача генетика

Диагностировать специфические генетические синдромы, одним из проявлений которых может быть РАС:


Какой-то объем специальных исследований аутизма доступен и на территории России.

  • Это и кариотипирование,
  • и тандемная масс-спектрометрия аминокислот,
  • и ДНК-диагностика ряда генных заболеваний (Зайдите на сайт Центра Молекулярной генетики ).

Таким образом, останется группа детей с аутизмом без каких-то специфических морфологических фенотипов , то, что обычно называют идиопатический аутизм .

Дети с идиопатическим аутизмом. Что делать с ними?

Логичным представляется выход на этап полноэкзомного секвенирования . Это весьма непросто.


Во-первых, по финансовым причинам. Если проводить диагностику в коммерческом режиме, то в России стоимость такого анализа около 100 тыс. рублей .

Вселило оптимизм выступление Григоренко Елены Леонидовны, профессора Йельского университета, которое состоялось этой осенью в НГУ. Их лаборатория как раз занимается исследованиями связи нарушений развития с генетическими аномалиями. И я, конечно, размечтался о возможности сотрудничества. Но тут мне подрезала крылья информация о том, что правила отправки биоматериалов за рубеж настолько сложны , что практически невыполнимы. А ведь речь может идти о сотнях образцов ДНК.


В США стоимость полноэкзомного секвенирования составляет порядка 1000$ .

От главного детского психиатра СФО Валентины Анатольевны Макашевой, я услышал, что выделены квоты для секвенирования ДНК детей с аутизмом на территории России (кажется, в Санкт-Петербурге). Может быть, эта схема начнет работать?

Наша суровая действительность не может помешать мечтам о том, что

  • Квалифицированные психиатры проводят стандартизованную диагностику РАС, и других поведенческих фенотипов.
  • Энергичные нейропсихологи и неврологи проводят топическую диагностику.
  • Генетики дотошно устанавливают этиологию нарушений.

Ну и ради чего это всё?

Если представить развитие ситуации на шаг вперед, то становится ясно, что только диагностика конкретных мутаций, генетических и возможно даже эпигенетических модификаций, может дать ключ для коррекции дефектов, вплоть до редактирования генома.

Вы, наверное, слышали о технологии CRISPR ?


Никакого прорыва не случится, пока мы не будем иметь более-менее полных баз данных о причинах РАС. Только исправление первичного генетического или эпигенетического дефекта может создать условия для нормального развития ребенка…


Технологии CRISPR — редактирование генома

А где же роль психологов занимающихся АВА — терапией ?


АВА — терапия

В условиях коррекции биологического дефекта их роль и результативность только возрастут!

Приведу в качестве примера знаменитый эксперимент Эдриана Бёрда , проведенный со специальной линией мышей с моделью синдрома Ретта и последующей активацией нормального гена.


Эксперимент Эдриана Бёрда

Вследствие чего, мыши, пассивно сидевшие в середине коробки «мгновенно превращались в любопытных исследователей». Так вот! Если бы мышам было бы предназначено быть говорящими, то после активации нормального гена, они бы не заговорили автоматически и не стали бы демонстрировать образцы прагматического и социально обусловленного поведения. Всё это формируется только в результате обучения и тренировки.

Из статьи мы узнали о симптомах аутизма, смогли провести самостоятельную диагностику с помощью теста CARS, получили ориентиры этапов подтверждения РАС, какие специалисты могут поставить диагноз аутизм и помочь.

На видео: детский аутизм можно вылечить

На втором видео: ребенок с синдромом Ангельмана с признаками аутизма

(РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

Этиология аутизма

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

Симптоматика РАС

Некоторые специалисты считают, что первые признаки аутизма можно увидеть у ребёнка до года, но нет единого мнения, можно ли считать их симптомами аутистического расстройства. Наиболее заметными особенности детей с РАС становятся после года. Ниже перечислены признаки, которые уже можно заметить у малыша, чтобы родители смогли вовремя обратиться к специалисту:

  • ребёнок никак не реагирует на появление мамы, не узнаёт знакомых ему людей, не улыбается;
  • трудности при кормлении грудью;
  • с малышом очень трудно установить зрительный контакт: он смотрит как бы "сквозь" людей;
  • дети с РАС пугаются любых шумных электроприборов, например пылесоса;
  • малыши часто имеют проблемы со сном: они находятся в бодрствующем состоянии, глаза их открыты, но они не спят и не капризничают;
  • при попытке взять таких детей на руки, малыши начинают выгибать спину так, что их становится трудно прижать к груди.

Все эти признаки могут появиться у малыша в возрасте 3 месяцев, но ни один врач не поставит в таком возрасте диагноз "аутизм", потому что ещё идёт процесс формирования режима дня, познавательной деятельности. В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  • монотонные движения;
  • отсутствие интереса к окружающим людям, нежелание контактировать с окружающими;
  • если происходит смена обстановки, ребёнок пугается и сильно нервничает;
  • малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  • ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  • длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Следует отметить, что для маленьких аутистов такое поведение абсолютно нормально, они не чувствуют никакого дискомфорта. Часто аутизм родители ошибочно принимают за проблемы со слухом, потому что поводом для похода к специалисту является жалоба на сниженный слух либо подозрение на глухоту. Как же связано восприятие звуков и аутизм?

У родителей возникает подозрение на снижение слуховых возможностей, потому что ребёнок не откликается, когда его зовут, никак не реагирует на громкие звуки. На самом деле никаких проблем со слухом у детей нет, просто они живут в собственном мире и не считают нужным реагировать на внешние раздражители до того момента, пока они не начинают причинять малышу дискомфорт.

Проявление РАС в дошкольном возрасте

Развитие детей с РАС отличается от других ребят. У них отмечаются нарушения в следующих сферах:

  • Коммуникации. Дети очень необщительны, нет никакой привязанности к родным и близким. Не играет с другими детьми, не любит, когда в его игре хотят принять участие окружающие. Они никак не реагируют, когда к ним обращаются с просьбой или просто зовут. Игры носят однообразный характер, в которых преобладают стереотипность действий, предпочтение отдаётся неигровым предметам (камни, палочки, пуговицы), а излюбленными действиями в игре у них могут быть пересыпание песка, переливание воды. Да, они могут принимать участие в играх с детьми, но с трудом понимают правила, эмоционально не реагируют и не понимают эмоций других малышей. Конечно, окружающим такое поведение не нравится, вследствие чего появляется неуверенность в себе. Поэтому такие дети предпочитают находиться в одиночестве.
  • Речевая сфера. Взаимодействие с обществом не может не отразиться на развитии речи ребёнка. Кроме того, что маленькие аутисты не обращают внимания на речь взрослых, фразовая речь у них появляется в период от 1 года до 3 лет, но она напоминает комментирование. Характерно наличие эхолалий (непроизвольных повторений за людьми). Частым поводом для консультации у логопеда является мутизм у ребёнка - отказ от общения. Характерной речевой особенностью является то, что малыши не используют местоимение "я": о себе они говорят во втором и третьем лице.

  • Моторика - нарушения в движениях не является показательными признаками РАС, потому что у одних движения могут быть прекрасно развиты, а у других будет заметно отставание от нормы. Дети могут неверно оценивать расстояние до предмета, что может быть причиной моторной неловкости. Могут ходить на цыпочках, из-за возможных проблем с координацией ребята с трудом учатся ходить по лестнице. Отмечаются трудности в манипуляциях с маленькими предметами, невозможность кататься на велосипеде. Но такая моторная неуклюжесть и нарушения в координации могут сочетаться с удивительным равновесием. Из-за проблем в мышечном тонусе рта и челюсти появляется саливация (повышенное и неконтролируемое слюноотделение).
  • Обязательно, на что всегда обращают внимание специалисты для постановки диагноза, это поведенческие расстройства. Дети могут долго смотреть в одну точку или разглядывать предмет, восхищаться обычными вещами и не интересоваться игрушками. Любят, когда всё находится на привычных для них местах, очень расстраиваются, когда что-то идёт не так, как они привыкли. Могут быть внезапные вспышки агрессии, если у малыша что-то не получается или он ощущает дискомфорт, потому что он не может по-другому выразить свои эмоции.
  • Отмечается хорошее развитие механической памяти, но плохое понимание содержания сказок, стихов. Что касается интеллектуальной деятельности, то некоторые малыши-аутисты могут иметь очень высокий для своего возраста интеллект, даже быть одарёнными в какой-то области. Обычно про таких детей говорят, что они "индиго". А у некоторых может быть снижена интеллектуальная деятельность. В любом случае процесс обучения у них нецеленаправлен, отмечается нарушением концентрации внимания.

Сопровождение детей с РАС

Если по результатам обследования ребёнку поставлен диагноз "аутизм", то у него есть возможность посещать дошкольное учреждение компенсирующего вида или инклюзивную группу в детском саду или группу, находящуюся при психолого-педагогическом медико-социальном центре или же в группах кратковременного пребывания. В связи с тем, что ребёнку, страдающему РАС, трудно устанавливать контакт с окружающими, он теряется в незнакомой обстановке, необходимо, чтобы с ним находился тьютор, который бы помогал ему социализироваться.

Пребывание детей с РАС в детском саду

Главная цель разработки программ для детей с РАС в ДОУ - это их интеграция в общество, чтобы они имели равные права вместе с другими детьми. Малыши, которые посещали дошкольное учреждение, потом гораздо легче адаптируются к новым условиям и находят контакт с окружающими.

При построении коррекционной работы с такими детьми нужно использовать комплексный подход - это педагогическая, психологическая и медицинская помощь маленьким "аутятам". Для успешной реализации программы необходимо установить эмоциональный контакт с малышом. Ребёнку создаётся комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром.

Также работники ДОУ организуют социально правильные способы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда детского сада должна учитывать особенности развития маленького аутиста, его интересы и компенсировать имеющиеся у него нарушения. Желательно, чтобы в учреждении была сенсорная комната, потому что она позволяет расслабить нервную систему, воздействует на сенсорные органы, у ребёнка появляется чувство защищённости и спокойствия.

Дети с РАС в школе

Наверное, один из самых важных и непростых вопросов, который возникает перед родителями особенного ребёнка, - это его дальнейшее обучение. Как таковых, специализированных школьных учреждений для детей с аутизмом нет, всё будет зависеть от того, что решит ПМПК: если у ребёнка имеются нарушения интеллекта, могут рекомендовать обучение в школе 8-го вида. Если имеются тяжёлые речевые нарушения, то речевые школы. Но нередко таким детям разрешается обучение в обычной массовой школе.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок обучался в массовом учреждении для успешной социализации в дальнейшем. Сейчас, когда всё общество пытается интегрировать особенных деток в социум, создаются специальные классы в обычных школах, но всё-таки не во всех. Почему же ребёнку трудно адаптироваться к школьным условиям?

  1. Недостаточная компетентность педагогов. Большинство учителей просто не знают, как вести себя с такими детьми, потому что не знают всей специфики РАС. Решается данная проблема путём повышения квалификации кадров.
  2. Большая наполняемость в классах. Аутичному ребёнку, который всячески избегает общения, очень тяжело учиться в таких условиях.
  3. Распорядок дня и школьные правила - детям придётся привыкать к новым условиям, что таким ребятам сделать непросто.

Как и в детском саду, главными задачами обучения детей с РАС является максимальная интеграция его в общество и воспитание адекватного к нему отношения со стороны сверстников. Учитель должен познакомиться с особенным ребёнком и его семьёй до начала учебного года, чтобы узнать его особенности и наладить контакт.

В школе нужно будет не только реализовывать учебную программу, но и воспитывать в школьнике с РАС определенное поведение: в классе у него должно быть постоянное место и место, где он может отдыхать. Педагог должен сформировать в детском коллективе адекватное восприятие сверстника с особыми потребностями в развитии путём различных бесед, в которых бы раскрывалась тема индивидуальности.

АОП для детей с РАС

Конечно, рекомендация к посещению массовых детских садов и школ не означает, что в воспитательном и образовательном процессах не будут учитываться особенности этих детей. Для них составляется пишется адаптированная образовательная программа (АОП), в которой раскрывается содержание коррекционных занятий. В педагогическом штате обязательно наличие логопеда, дефектолога и психолога, потому что основной подход в коррекционной работе комплексный.

РАС подразумевают:

  • постепенное включение детей в процесс обучения;
  • создание специальных условий;
  • оказание психолого-педагогической поддержки семье;
  • формирование социальных и культурных ценностей;
  • охрана физического и психического здоровья ребёнка;
  • обеспечение вариативности образовательных программ и содержания занятий;
  • максимальная интеграция воспитанников с РАС в общество.

Разработка такой программы значительно облегчает процесс обучения ребёнка с РАС, потому что при её составлении учитываются особенности развития таких детей, создаётся индивидуальная программа обучения. С аутичных воспитанников нельзя требовать того же быстрого усвоения материала, как с других, большую роль играет психологическая обстановка, т. к. для них очень важно чувствовать себя комфортно в новых условиях. АОП позволяют аутичным ребятам получать необходимые знания и интегрироваться в общество.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя - нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка. На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен - это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Перспективы детей с РАС

Что же ждёт в дальнейшем ребёнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всё зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа.

С РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всё равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке.

Расстройства аутистического спектра (РАС). Особенности развития ребенка с РАС

Аутизм представляет собой особый вариант атипичного развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка.

Клиническая картина при таком развитии формируется постепенно к 2,5-3 годам и остается выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка, и взрослых. Основным его признаком, с точки зрения большинства исследователей, является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний. Он пассивен, замкнут и избегает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающим, отстраняется от телесного контакта. Он как бы не замечает других людей, как бы экранирует, не принимает педагогическое воздействие. Эмоции слабо дифференцированы, смазаны, элементарны. Умственное развитие варьирует от глубокой патологии до относительной, но недостаточно гармоничной нормы. Для таких детей характерна однообразная, стереотипная, часто нецеленаправленная двигательная активность, так называемое "полевое" поведение. Двигательное беспокойство в виде однообразных моторных действий: раскачивание, постукивание, прыжки и т.п. чередуется с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Могут наблюдаться специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, вербальные штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица).

Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких, как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

Термин "аутизм" ввел в 1912 г. швейцарский психиатр Блейлер Э. для обозначения особого вида аффективной (чувствительной) сферы и мышления, которые регулируются внутренними эмоциональными потребностями человека и мало зависят от окружающей действительности. Впервые аутизм был описан Лео Каннером в 1943 г., но из-за гиперзамкнутости детей до конца данное нарушение еще не изучено. Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. В России первое описание детского аутизма было представлено С.С. Мнухиным в 1947 годы, который выдвинул концепцию органического происхождения РАС.

Причиной аутистических расстройств обычно отмечают недостаточность ЦНС, которая может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом и т.д. Средняя частота встречаемости аутизма - 5: 10 000 с явным преобладанием (1: 4) лиц мужского пола. РДА может сочетаться с любой другой формой нетипичного развития.

При общем типе нарушения психического развития дети с аутизмом имеют значительные индивидуальные различия. Среди типических случаев детского аутизма можно выделить детей с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками. В рамках каждой из них формируется характерное единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм аутистической защиты и аутостимуляции, с другой. Эти модели отличает глубина и характер аутизма; активность, избирательность и целенаправленность ребенка в контактах с миром, возможности его произвольной организации, специфика «проблем поведения», доступность социальных контактов, уровень и формы развития психических функций (степень нарушения и искажения их развития).

Первая группа. Дети не развивают активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

Эти дети почти не имеют точек активного соприкосновения с окружением, могут не реагировать явно даже на боль и холод. Они будто не видят и не слышат и, тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют. Не вслушиваясь, и, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего, близкие часто говорят, что от такого ребенка трудно что-нибудь скрыть или спрятать.

Полевое поведение в данном случае принципиально отличается от полевого поведения ребенка «органика». В отличие от гиперактивных и импульсивных детей такой ребенок не откликается на все, не тянется, не хватает, не манипулирует предметами, а скользит мимо. Отсутствие возможности активно и направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования координации рука-глаз. Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка произвольно, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят, ускользают от неприятного вмешательства.

При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также как и навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда и неожиданно отразить словом происходящее. Эти слова, однако, без специальной помощи не закрепляются для активного использования, и остаются пассивным эхом увиденного или услышанного. При явном отсутствии активной собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом. Так, дети могут проявлять явную растерянность, непонимание прямо адресованной им инструкции и, в тоже время, эпизодически демонстрировать адекватное восприятие значительно более сложной речевой информации прямо им не направленной и воспринятой из разговоров окружающих.

При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, в некоторых случаях письменной речью с помощью клавиатуры компьютера (такие случае неоднократно зарегистрированы), эти дети могут показывать понимание происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.

Практически не имея точек активного соприкосновения с миром, эти дети могут не реагировать явно и на нарушение постоянства в окружении.

Разряды стереотипных движений, так же как и эпизоды самоагрессии, проявляются у них лишь на короткое время и в особенно напряженные моменты нарушения покоя, в частности при нажиме со стороны взрослых, когда ребенок не в состоянии немедленно ускользнуть от них.

Тем не менее, не смотря на практическое отсутствии активных собственных действий, мы все-таки можем выделить и у этих детей характерный тип аутостимуляции. Они используют в основном пассивные способы впитывания внешних впечатлений, успокаивающих, поддерживающих и подпитывающих состояние комфорта. Дети получают их, бесцельно перемещаясь в пространстве - лазая, кружась, перепрыгивая, карабкаясь; могут и неподвижно сидеть на подоконнике, рассеянно созерцая мелькание огней, движение ветвей, облаков, потока машин, особенное удовлетворение испытывают на качелях, у окна движущегося транспорта. Пассивно используя складывающиеся возможности, они получают однотипные впечатления, связанные с восприятием движения в пространстве, двигательными и вестибулярными ощущениями, что также придает их поведению оттенок стереотипности и монотонности.

Вместе с тем, даже про этих, глубоко аутичных детей нельзя сказать, что они не выделяют человека из окружающего и не имеют потребности в общении и привязанности к близким. Они разделяют своих и чужих, это видно по меняющейся пространственной дистанции и возможности мимолетного тактильного контакта, подходят к близким, для того чтобы их кружили, подбрасывали. Именно с близкими эти дети проявляют максимум доступной им избирательности: могут взять за руку, подвести к нужному объекту и положить на него руку взрослого. Таким образом, так же как и обычные, эти глубоко аутичные дети вместе со взрослым оказываются способными к более активной организации поведения и к более активным способам тонизирования.

Существуют успешно проявившие себя методы установления и развития эмоционального контакта даже с такими глубоко аутичными детьми. Задачами последующей работы является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми и в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация, открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка.

Вторая группа включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени аутистического дизонтогенеза. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки уже выражаются в активном негативизме, а аутостимуляция как в примитивных, так и в изощренных стереотипных действиях - активном избирательном воспроизведении одних и тех же привычных и приятных впечатлений, часто сенсорных и получаемых самораздражением.

В отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, боятся неожиданностей, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, легко и жестко фиксируют дискомфорт и испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, дезадаптируют ребенка и могут легко спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии.

В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и.т.п. Выработанные бытовые навыки прочны, но слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых сложились, и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого - «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа, привязана к определенной ситуации, для ее понимания может потребоваться конкретное знание того как сложился тот или иной штамп.

Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий - как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, когда ребенок извлекает нужные ему сенсорные впечатления прежде всего самораздражением или в стереотипные манипуляции с предметами, а могут быть и достаточно сложные, как повторение определенных аффективно заряженных слов, фраз, стереотипный рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложные как математическая операция - важно, что это упорное воспроизведение одного и того же эффекта в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему как аутостимуляция для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются.

Становление психических функций такого ребенка в наибольшей степени искажено. Страдает, прежде всего, возможность их развития и использования для решения реальных жизненных задач, в то время как в стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности: уникальная память, музыкальный слух, моторная ловкость, раннее выделение цвета и формы, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности.

Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом. В привычных рамках упорядоченного обучения, часть таких детей может усвоить программу не только вспомогательной, но и массовой школы. Проблема в том, что эти знания без специальной работы осваиваются механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни.

Ребенок этой группы может быть очень привязан к близкому человеку, но это еще не вполне эмоциональная привязанность. Близкий чрезвычайно значим для него, но значим, прежде всего, как основа сохранения столь необходимой ему стабильности, постоянства в окружающем. Ребенок может жестко контролировать маму, требовать ее постоянного присутствия, протестует при попытке нарушить стереотип сложившегося контакта. Развитие эмоционального контакта с близкими, достижения более свободных и гибких отношений со средой и значительная нормализация психоречевого развития, возможны на основе коррекционной работы по дифференциации и насыщению жизненного стереотипа ребенка, осмысленными активными контактами с окружением.

Дети первой и второй группы по клинической классификации относятся к наиболее типичным, классическим формам детского аутизма, описанным Л. Каннером.

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми - достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам и стереотипные увлечения, часто связанные с неприятными острыми впечатлениями. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, аутизм таких детей проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение формально можно назвать целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется полная гарантия успешности, переживания риска, неопределенности их полностью дезорганизуют. Если в норме самооценка ребенка формируется в ориентировочно-исследовательской деятельности, в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное подтверждение своей успешности. Он мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами и принимает лишь те задачи, с которыми заведомо и гарантированно может справиться.

Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не столько постоянство и порядок окружения (хотя это тоже важно для них), сколько неизменность собственной программы действий, необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог с обстоятельствами) может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Близкие, в связи со стремлением такого ребенка во чтобы то не стало настоять на своем, часто оценивают его как потенциального лидера. Это ошибочное впечатление, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослыми, но и выбрасывает его из детского коллектива.

При огромных трудностях выстраивания диалога с обстоятельствами дети способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом слов может оцениваться как слишком правильная и взрослая - «фонографическая». При возможности сложных монологов на отвлеченные интеллектуальные темы этим детям трудно поддержать простой разговор.

Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от других детей с РАС, их успехи более проявляются в вербальной, а не в невербальной области. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии, и часто производят впечатление «ходячих энциклопедий». При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны, мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.

При значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети гораздо менее успешны в моторном - неуклюжи, крайне неловки, страдают навыки самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.

Характерным является заострение интереса такого ребенка к опасным, неприятным, асоциальным впечатлениям. Стереотипные фантазии, разговоры, рисунки на темы «страшного» тоже являются особой формой аутостимуляции. В этих фантазиях ребенок получает относительный контроль над испугавшим его рискованным впечатлением и наслаждается им, воспроизводя снова и снова.

В раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться сверходаренный, позже обнаруживаются проблемы выстраивания гибкого взаимодействия, трудности произвольного сосредоточения, поглощенность собственными сверхценными стереотипными интересами. При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере, внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, могут стабильно получать отличные оценки, но и они крайне нуждаются в постоянном специальном сопровождении, позволяющем им получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать навыки социального поведения.

Дети этой группы в клинической классификации могут быть определены как дети с синдромом Аспергера.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. В контакте с другими людьми они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна общая задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с людьми проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.

При всех трудностях, их аутизм наименее глубок, и выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Эти дети тоже тревожны, для них характерно легкое возникновение сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться при неудаче и возникновении препятствия. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке, и ободрении. Стремясь получить одобрение и защиту близких, дети становятся слишком зависимы от них: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и стереотипность.

Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои отношения с миром преимущественно опосредованно, через взрослого человека. С его помощью он контролирует контакты со средой, и старается обрести устойчивость в нестабильной ситуации. Вне освоенных и затверженных правил поведения эти дети очень плохо организуют себя, легко перевозбуждаются и становятся импульсивными. Понятно, что в этих условиях ребенок особенно чувствителен к нарушению контакта, отрицательной оценке взрослого.

Такие дети не развивают изощренных средств аутостимуляции, им доступны нормальные способы поддержания активности - они нуждаются в постоянной поддержке, одобрении и ободрении близких. И, если дети второй группы физически зависимы от них то этот ребенок нуждается в непрестанной эмоциональной поддержке. Потеряв связь со своим эмоциональным донором, переводчиком и упорядочивателем смыслов происходящего вокруг, такой ребенок останавливается в развитии и может регрессировать к уровню, характерному для детей второй группы.

Тем не менее, при всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей только дети четвертой группы пытаются вступить в диалог с обстоятельствами (действенный и речевой), хотя и имеют огромные трудности в его организации. Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся, аграмматичная фраза; медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, недостаточность и фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии. В отличие от детей третей группы, достижения здесь больше проявляются в невербальной области, возможно в конструировании, рисовании, музыкальных занятиях.

В сравнении с "блестящими", явно вербально интеллектуально одаренными детьми третьей группы, они сначала производят неблагоприятное впечатление: кажутся рассеянными, растерянными, интеллектуально ограниченными. Педагогическое обследование часто обнаруживает у них состояние пограничное между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Оценивая эти результаты, необходимо, однако, учитывать, что дети четвертой группы в меньшей степени используют готовые стереотипы - пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих прогрессивных для их развития попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость.

Трудности их велики, они истощаются в произвольном взаимодействии, и в ситуации истощения и у них могут проявиться моторные стереотипии. Стремление отвечать правильно, мешает им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Эти дети также наивны, неловки, негибки в социальных навыка, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего. Однако при адекватном коррекционном подходе именно они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации. У этих детей мы также встречаемся с парциальной одаренностью, которая имеет перспективы плодотворной реализации.

Таким образом, глубина аутистического дизонтогенеза оценивается в соответствии со степенью нарушения способности ребенка к организации активного и гибкого взаимодействия с миром. Выделение ключевых затруднений в развитии активного контакта с миром позволяет выстраивать для каждого ребенка направление и последовательность шагов коррекционной работы, ведущей его к большей активности и устойчивости во взаимоотношениях.

Сегодня Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Мы решили рассказать, что это за болезнь, как она появляется, почему её сложно диагностировать и лечить.

Что такое аутизм

Расстройство аутистического спектра - это название большой группы расстройств развития. Из-за них человек может испытывать трудности в общении, поведении и социализации, которые сопровождают его всю жизнь.

Симптомы РАС делят на две большие группы: социальную коммуникацию и повторяющиеся или ограниченные действия, занятия и интересы. Первая группа - это отсутствие интереса к общению, способности говорить или понимать других. Обычно именно эти симптомы помогают родителям заподозрить, что с ребенком что-то не так.

Ко второй группе симптомов относятся:

  • Повторяющиеся движения тела, например, хлопки, скручивания, качания, наклоны;
  • Последовательность действий и ритуалы, нарушение которых расстраивает человека;
  • Ограниченность интересов;
  • Слишком чуткое или наоборот притупленное восприятие запахов, звуков и прикосновений.

Обычно на симптомы обращают внимание в детстве - в возрасте от 2 до 3 лет. Но не всегда специалисты могут диагностировать РАС у детей, потому что симптомы могут проявляться у здоровых детей, которые испытывают стресс, тревогу или депрессию. Поэтому заболевание иногда обнаруживают только у взрослых.

Общество по-разному воспринимает людей с РАС. Кто-то считает их гениями, ведь Альберт Эйнштейн тоже был аутистом, кто-то думает наоборот. На самом деле, аутизм проявляется у каждого человека по-своему, но одаренность или гениальность (синдром саванта) встречается все-таки довольно редко.

В этом видео мамы детей с РАС, детский психиатр и специалист АВА-терапии отвечают на популярные мифы и другие важные вопросы об аутизме.

По статистике ВОЗ в мире от РАС страдает 1 ребенок из 160, но эта цифра может быть заниженной. В США примерно у 1 из 68 детей диагностируют расстройство аутистического спектра. В России распространенность составляет 1 случай на 100 детей, но официальный диагноз получили гораздо меньшее число людей.

Почему развивается заболевание

Пока исследования не позволяют с точностью определить все причины возникновения РАС, но некоторыми данными мы располагаем. Среди причин возникновения расстройства выделяют наследственные факторы и воздействие среды.

На сегодняшний день известно около 1000 генов, ассоциированных с этой группой заболеваний. Большинство из них связаны с работой мозга и белками, которые влияют на сигнальные пути и экспрессию генов. Так, ген ADNP кодирует белок, который связан с формированием хроматина. Хроматин, в свою очередь, играет определяющую роль в упаковке ДНК и экспрессии генов. Изменения в структуре гена влияют на развитие головного мозга.

По разным данным и в зависимости от семейной истории, развитие болезни зависит от генетики на 64% - 91%. Точный механизм наследования РАС пока не ясен. Исследования показывают, что у однояйцевых близнецов риск развития расстройства выше, чем у разнояйцевых, а у разнояйцевых близнецов он выше, чем у родных братьев и сестер. Это говорит о том, что на развитие заболевание влияет не только генетика, но и течение беременности.

Также риск РАС зависит от других факторов:

  • Пола. Риск заболевания в 4 раза выше у мальчиков, чем у девочек.
  • Истории семьи. Риск выше, если у одного из детей уже есть диагностированное РАС. Бывает, что у родителей или родственников ребенка с аутизмом есть схожие проблемы в общении или привычки, характерные для РАС. По данным исследования, проведенного в Швеции, риск развития расстройства повышается в 10 раз, если оно диагностировано у родного брата или сестры, и в 2 раза, если диагноз есть у двоюродных.
  • Наличие некоторых заболеваний - тоже фактор риска. К ним относится туберкулезный склероз, синдром Ретта или синдром ломкой х-хромосомы.
  • Недоношенность. У младенцев, рожденных раньше 26 недели, риск развития аутизма может быть выше.
  • Возраст родителей. Судя по исследованиям, чем старше возраст родителей на момент зачатия, тем выше риск развития аутизма. Особенно яркая корреляция, если папа старше 50 лет. Это связывают со случайными мутациями в сперматозоидах. Что касается мам, то среди детей риск выше, если беременность началась в подростковом возрасте или после 35–40 лет. Но нужны дополнительные исследования, чтобы в этом убедиться.

Расстройство аутистического спектра часто сопровождается проблемами с питанием и пищеварением. Особенности пищевого поведения приводят к тому, что у людей с РАС очень специфический видовой состав бактерий кишечника - профиль микробиоты. При аутизме в кишечнике наблюдается низкое разнообразие видов, и пониженный уровень бактерий, которые производят масляную кислоту - вещество, которое защищает кишечник от воспаления.

Такой состав микробиоты характерен для воспалительных заболеваний кишечника и ассоциирован с употреблением большого числа простых углеводов и жиров при недостатке клетчатки в рационе. В некоторый случаях детям с РАС проводят пересадку микробиоты, и такие операции даже дают положительный эффект на состояние кишечника и даже некоторые симптомы РАС. Впрочем, исследования пока проводились с участием небольшого количества пациентов и нуждаются в дополнительной проверке.

Иногда родители беспокоятся, что причиной РАС могут быть вакцины. Такой страх вызван тем, что первые признаки аутизма могут проявляться в период вакцинации или после нее. Но на самом деле это совпадение. Многочисленные исследования показали, что связи между прививками и аутизмом нет. Научная статья, в которой утверждалось обратное, ссылалась на исследование, проведенное с намеренными нарушениями и искажениями фактов, и сейчас она отозвана из научного журнала.

Как диагностируют расстройство

Важно диагностировать РАС, как можно раньше, если оно есть. Нейронные связи в мозге наиболее пластичны и реагируют на терапию в течение первых трех лет жизни. Возможно, поэтому раннее вмешательство будет более эффективным и менее дорогостоящим.

Обычно в диагностике РАС участвует несколько специалистов - невролог, психолог, психиатр, педиатр. Американская академия педиатрии рекомендует проходить скрининг задержек развития в возрасте 9, 18 месяцев и 2 или 2,5 лет. Скрининг нужно проходить чаще, если у ребенка высокий риск развития проблем: преждевременные роды или низкий вес при рождении.

Расстройства аутистического спектра диагностируют по симптомам. Поэтому важно обратиться к специалисту (педиатру или неврологу), если вы заметили, что что-то не так. Например, ребенок не смотрит, когда вы показываете пальцем на объекты, избегает зрительного контакта и хочет быть один, не заинтересован в общении с другими, часто повторяет какие-либо действия или слова. Это не обязательно указывает на аутизм, но может быть сигналом провести обследования и проконсультироваться с врачом.

Для постановки диагноза собирают полную информацию о семье и болезни ребенка, проводят осмотр, неврологическое обследование, проверяют социальные, когнитивные и языковые навыки ребенка. Кроме этого специалист может посоветовать сделать генетическое тестирование на наличие синдрома Ретта или ломкой X-хромосомы.

Подробнее о критериях диагностики по DSM-5 (руководство Американской психиатрической ассоциации) можно почитать .

Как лечат РАС

Расстройства аутического спектра не лечатся. От этого заболевания нельзя избавиться полностью, но можно смягчить его проявления. Поэтому главная цель лечения - сделать так, чтобы ребенку было комфортно общаться с другими, осваивать новые навыки и быть самостоятельным во взрослой жизни (если это возможно).

Так как аутизм проявляется по-разному, каждому пациенту подбирают индивидуальный план лечения. Он может состоять из разных программ и методов обучения.

Поведенческая терапия

Некоторые программы снижают проблемы в поведении и помогают осваивать навыки, другие учат детей общаться и вести себя в обществе. Одна из самых популярных методик - ABA-терапия. По клиническим исследованиям она показывает хорошие результаты, но взрослые люди, которые проходили терапию, иногда ее критиковали. Главная претензия была в том, что терапия не помогает детям раскрыть потенциал, а пытается приблизить аутистов к «норме». На этой идее были основаны первые занятия, но сейчас это не так. Сегодня цель качественной ABA-терапии - раскрыть способности ребенка в формате игры.

Образовательные программы

Часто детям с расстройством аутистического спектра подходят хорошо структурированные образовательные программы. Обычно в таких программах группа специалистов проводит мероприятия, чтобы улучшить социальные навыки, общение и поведение ребенка.

Семейная терапия

Родители и другие члены семьи могут научиться играть и взаимодействовать с ребенком так, чтобы одновременно учить его общаться, выполнять повседневные жизненно важные дела и уменьшать проблемы в поведении.

Медикаментозное лечение

Хотя расстройство аутистического спектра не лечится лекарствами, врач может назначить их для лечения сопутствующих заболеваний или симптомов - депрессии, тревожности, гиперактивности.

Эффективность альтернативных методов лечения не доказана, но родители могут выбрать некоторые виды терапии в дополнение к основным, например, арт-терапию, сенсорную терапию, массаж, терапию с животными.

Некоторые виды альтернативной медицины считаются опасными. К ним относится хелатная терапия (удаление тяжелых металлов из организма), гипербарическая оксигенация (вдыхание кислорода в камере под давлением), введение иммуноглобулинов.

Источники:

  1. ADNP gene. Genetics Home Reference.
  2. Autism spectrum disorder. Genetics Home Reference.
  3. The familial risk of autism . Sven Sandin, Paul Lichtenstein, Ralf Kuja-Halkola, Henrik Larsson, Christina M Hultman, Abraham Reichenberg.
  4. Autism risk factors: genes, environment, and gene-environment interactions . Pauline Chaste. Dialogues in Clinical Neuroscience, Sep 2012.
  5. Cross Talk: The Microbiota and Neurodevelopmental Disorders . John R. Kelly, Chiara Minuto, John F. Cryan, Gerard Clarke, and Timothy G. Dinan. Frontiers in Neuroscience. 2017.