Профилактика вредных привычек из опыта работы. Деятельность школы по профилактике вредных привычек

социальный педагог

МБОУ коррекционная школа-интернат № 8

г. Саяногорск

Подпись_____________\ дата_________\_

Подпись______________\_дата_________\_

Абакан 2012

I -часть. Обоснование выбранной педагогической траектории.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение. Происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Как показывают исследования, представления детей 7-8 лет об алко­голе и никотине весьма противоречивы. С одной стороны, дети знают, что они опасны, вредны, их нельзя употреблять. С другой стороны, они постоянно наблюдают за тем, как эти вещества используют окружающие их люди - родители, знакомые взрослые, подростки. Для многих детей алкоголь и никотин становится символом взрослости, самостоятельности. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом, которое является не только «пропуском» в определенную компанию, но и используются школьниками как способ снятия напряжения, скованности при общении. Наконец, младшим школьникам, в значительной степени присуще подчинение внешнему давлению, подражание человеку, который им интересен, для них привлекателен, авторитетен . Ребенок 6-7 лет должен освоить эффективные схемы поведения, позволяющие ему устанавливать контакт с малознакомым человеком, снимать напряжение в ситуации возможного конфликта с окружающими, а также уметь отказаться от предложения знакомого, не обижая его. Таким образом, ведение профилактической работы среди младших школьников с целью формирования и развития у детей устойчивых внутриличностных механизмов поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни не только необходима, но и сможет создать достаточно прочный барьер для возможного вовлечения в наркотизацию.

В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание. Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А вот запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

II -часть. Анализ опыта наставника.

Стажировку проходила в г. Саяногорске лицее №7 у Пустовой Натальи Даниловны. В целом изучение полученного опыта моего наставника направлено на воспитание негативного отношения к злоупотреблению алкоголя, табакокурения. Это проходило на классных часах и внеклассных мероприятиях. Такое направление профилактической деятельности предполагает индивидуальные и групповые формы коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы психофизического и социального характера. Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у младших школьников являются:

· профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий).

Никотин, содержащийся в табачном дыме, затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.

Курящий человек, чаще всего, бывает раздражительным, на­пряженным.

3. Работа в парах.

И это далеко не все пагубные последствия. Сейчас я предла­гаю вам поработать в парах.

Вам необходимо рассмотреть рисунки, лежащие у вас на пар­тах, и обсудить, какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение.

Итак, давайте выясним, что вы еще можете назвать в качестве пагубных последствий курения.

1. Одежда и волосы курильщика плохо пахнут.

2. Курение - является более частой причиной пожаров.

3. На сигареты тратится очень много денег.

4. Из-за курения у подростков чаще всего возникают ссоры со взрослыми: родителями, педагогами.

4. Экономический расчет.

Молодцы! Вы верно назвали последствия курения. И чтобы подтвердить вашу правоту я предлагаю вам провести небольшие ма­тематические расчеты.

Предположим, что пачка сигарет стоит 7 рублей. Курильщик курит по 1 пачке в день. Как вы думаете, сколько денег он истратит на сигареты за 1 год?

7 рублей на 365 дней, получаем 2555 рублей.

Ребята, как вы думаете, это большая сумма или маленькая?

А что можно купить, имея данную сумму денег?

Какой вывод можем сделать?

Верно, у курильщика, «в трубу улетают» огромные деньги, ко­торые можно было бы использовать для других целей.

А сейчас, попробуем решить еще одну задачу.

Мы с вами уже выяснили о том, что никотин - смертельный яд для организма человека.

Известно, что смертельная доза никотина для человека со­ставляет 1 мг на 1 кг массы тела. В одной сигарете содержится от 3 до 12 мг никотина (в зависимости от сорта сигарет). Для расчета возь­мем среднее количество мг никотина, ну предположим 6 мг.

Итак, приступаем к расчету. Мы знаем, что вес Коли состав­ляет 50 кг, значит, смертельной дозой никотина для мальчика будет 50 мг. Если в 1 сигарете содержится 5 мг никотина, то смертельным может быть выкуривание приблизительно 8 сигарет одновременно. Если же в сигарете будет большее количество никотина - 12 мг, то намного сокращается количество сигарет, выкуривание которых опас­но для жизни.

Итак, мы с вами провели расчеты. Какой вывод можем сделать после решения данной задачи?

Для пятиклассника смертельной дозой может стать от 4 до

8 сигарет.

Ребята, мы с вами сделали серьезные выводы о том, что куре­ние - не только пагубно влияет на организм человека, но и наносит серьезный ущерб бюджету.

А как вы думаете, почему же многие люди курят? (Выслуши­ваются ответы).

Итак, причины названные вами - :>то просто отговорки. По­этому разумнее всего не начинать курить вообще.

5. Выбор безопасных и интересных способов времяпрово­ждения .

Человек в своей жизни может найти массу безопасных и инте­ресных способов проводить время. Что, по вашему мнению, может являться интересным для человека занятием?

Ребята, а как вы думаете, люди, занимающиеся серьезно спор­том, курят?

Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов никогда даже не пробовали курить.

Давайте вместе попробуем выбрать безопасные для здоровья и интересные способы времяпровождения.

Это занятия спортом. Занятия любимым делом. Занятия в кружках. Чтение литературы.

V . Итог.

Подходит к концу наше занятие. Давайте подведем итог.

О чем шла речь сегодня?

Какие факты были для вас наиболее интересными?

Какие выводы сделали в ходе занятия?

Вывод:

Курение табака вредно для здоровья. Курение может привести к излишним тратам денег. Курение может привести к конфликтам с некурящими людьми, к конфликтам со взрослыми. Курение является частой причиной пожаров, в результате которых гибнут ни в чем неповинные люди.

К какому главному выводу мы с вами пришли? Верно. Лучше всего не начинать курить вообще.

Таким образом «Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников» очень важна для здорового образа жизни ребёнка.

Список литературы:

1. , Кузнецова ребенка и его здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

2. , Параничева дня младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002

3. Бабенкова ли ваш ребенок? - М.: Вентана-Граф, 2002

4. Бабенкова приучить ребенка заботиться о своем здоровье.- М.: Вентана-Граф, 2003

5. Зайцева учиться физкультуре.- М.: Вентана-Граф, 2002

6. Зайцева и худощавые дети. - М.: Вентана-Граф, 2003

7. , Полянская воспитание младшего школьника.- М.: Вентана-Граф, 2002

8. Копылов, Полянская воспитание ослабленных детей.- М.: Вентана-Граф, 2003

9. , Макарова и здоровье ребенка.- М.: Вентана-Граф, 2002

10. Макеева уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем.- М.: Вентана-Граф, 2002

11. , Колесов профилактики наркомании в школе.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2000

В школе работа по профилактике вредных привычек у школьников осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, психологами, завучем по воспитательной работе, педагогом-организатором, медицинским работником. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей.

Акцент на профилактику наркомании делают как в урочное время (на уроках химии, биологии, обществознания), так и на классных часах. Если педагог решил поговорить о наркомании на классном часе, он выбирает точный и конкретный материал из местной газеты или передач местного радио и телевидения. Обычно среди подростков бытует мнение, что состояние здоровья -- их личное дело. Однако, мнение первого советского наркома здравоохранения Н.А. Семашко: «Здоровье каждого -- здоровье всех». Педагог аргументирует эту точку зрения, используя материалы экологических общественных движений, международных конференций врачей.

Используются и другие формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работников УВД или прокурором), но практика показывает, что больший успех имеет обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из ростовских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсическими веществами знакомы 15% учащихся. Отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших -- на 100% негативное.

Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. В подавляющем большинстве случаев «вкус» спиртного дети узнают в 10--15-летнем возрасте с подачи родителей и друзей; 62% родителей об этих фактах знают.

Этапы профилактической деятельности: диагностика личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование пристрастий, а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях. О его друзьях; информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоление стрессовых ситуаций. Конфликтология и собственно проблемы вредных привычек; тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. Актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика вредных привычек невозможна без участия в ней средств массовой информации - авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.

В подростковом возрасте решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

Направленность на людей в существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

Неоценимый вклад в профилактику вредных привычек может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реального мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и пагубным соблазнам. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.

Массовым явлением табакокурение среди школьников становится в подростковом возрасте, примерно с 11 -- 12 лет. Одним из центральных новообразований личности подростка становится стремление быть или хотя бы казаться, взрослым. Быть в чем-то как взрослый труднее, чем казаться таковым для окружающих. Табакокурение -- наилучший, по мнению подростков, и легчайший способ казаться взрослым, если не для самих взрослых, то для своих сверстников. Но ведь взрослые в большинстве своем выступают против курения школьников либо путем прямого запрета, либо посредством аргументации отрицательными фактами. Курение опасно для здоровья: вызывает сердцебиение, одышку, сужает сосуды, раздражает горло и вызывает образование налетов на чувствительной легочной ткани. Систематическое многолетнее курение приводит к преждевременным инфарктам, раку горла или легких, эмфиземам и другим легочным заболеваниям. Даже умеренное курение сокращает общую продолжительность жизни человека в среднем на 7 лет.

В борьбе с табакокурением наиболее важна профилактика, недопущение школьников к курению и эффективные средства к устранению его. Подросткам надо сообщить все факты о курении с предельной честностью. Весьма полезно знакомить их с наглядными вредными последствиями курения. При беседах о вреде табака следует избегать прямого запугивания. Значительно более эффективно умеренное описание отрицательных последствий курения. Отрицательно относящиеся к табакокурению учителя достигнут большего успеха в антиникотиновой пропаганде, чем нейтрально настроенные педагоги.

Основные мотивы убеждения в необходимости прекращения курения должны быть позитивными. Рекомендуется взывать к самолюбию подростков, их уверенности в себе, силе воли, чувству гордости за свои достижения, самоконтролю, а не сваливанию своей вины на других. Помогает утверждение о престижности достижения и сохранения хорошей физической формы. Педагогам в их борьбе с курением школьников требуется помощь других подростков и их групповых лидеров.

Антиникотиновую пропаганду рекомендуется начинать с дошкольного возраста и вести в течение ряда лет. Крайний срок начала этой компании -- 4-й или 5-й класс. Учащимся надо помогать в их осознании и выявлении у себя причин табакокурения и указывать реальные способы решения личных проблем, а не прибегать к курению как иллюзорному способу преодоления житейских трудностей. В борьбе с курением наилучшим считается не один, а совокупность методов.

В 70-х годах количество курильщиков всех возрастов в США резко сократилось благодаря массовой, постоянной и умелой контрпропаганде курения. Этот процесс коснулся также подростков и старшеклассников: с 1979 по 1992 г. количество их сократилось на 57%. Это вселяет надежду, что со временем врачи, психологи и педагоги найдут столь же эффективные методы воздействия на пьяниц и наркоманов.

Несовершеннолетние больные наркоманией в возрасте от 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения, подлежат принудительному лечению в лечебно-воспитательных профилакториях.

Администрация и преподавательский состав школ и ПТУ должны проявлять максимальную бдительность относительно возможного употребления учащимися в случаях обнаружения у них таблеток, ампул и других медицинских форм лечебных препаратов; каких-либо приспособлений для инъекций (жгутов, шприцев, специальных игл) и следов на коже.

Если врачи подтвердят факт наркотизации учащегося, он ставится на учет в наркологическом диспансере или ближайшем наркокабинете поликлиники. В случаях, когда наркотизация представляется однократной, объективно случайной, подростки ставятся на профилактический учет. В случаях повторного или систематического приема наркогенных веществ или даже единичного их приема, но сочетающегося с активной тенденцией к алкоголизации, наличием других личностных и семейных факторов риска наркотизации, подростки ставятся на диспансерный учет.

Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании, способствующей самоутверждению подростка как здоровой интеллектуальной личности, помогающей ему обрести смысл жизни. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.

Наконец, если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам: зрачки расширены; движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны; поведение резко меняется (от активности до сонливости). На лице у подростка -- выражение блаженства, дополняемое неестественной улыбкой; нарушена концентрация внимания; речь сбивчивая, невнятная.

В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное -- яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.

Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам: желание вести нормальную, полноценную жизнь; боязнь привыкания и смерти. Стремление нормально жить и радоваться жизни; боязнь принести страдания родным и близким; множество печальных примеров; осознание вреда для здоровья и трудности излечения; наличие других радостей в жизни и других источников наслаждения; анализ непоправимых последствий.

Этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношество от опасных увлечений.

Исследованиями установлено, что у юношей и девушек алкоголизм как болезнь развивается в четыре раза быстрее, чем у взрослых. Распад личности тоже идет интенсивнее.

Еще в советское время газета «Правда» описала случай, имевший место в одном из детских садов. Дети играли в праздник. Хозяйка говорит: «Ешьте, дорогие гости, что же вы не едите?» А мальчик опрокинул «чарку» и ответил: «После первой не закусываю».

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма нам представляются следующие: санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей-наркологов или школьного врача); пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни. Оценка социальной сущности и природы употребления наркотиков в общении с детьми на уроках и классных часах; ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал; борьба с любым потреблением спиртного (даже на выпускных вечерах).

Школа должна помочь ребенку увидеть подлинных героев в противовес современным прессе и телевидению, которые, будучи зависимыми от рекламодателей, во многом исказили шкалу общечеловеческих ценностей.

Таким образом, работа по профилактике вредных привычек у детей ложится главным образом на школу. Школой активно проводится информирование учащихся о вреде алкоголя, курения, наркомании. Однако, количество детей, курящих, употребляющих спиртные напитки, наркотики, заставляет задуматься об эффективности действующих мер профилактики. Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Успех может быть достигнут только в результате длительной кропотливой работы, разъясняющей губительные последствия наркомании. В первую очередь, груз этой работы ложится на классных руководителей, социальных педагогов, психологов, завучей по воспитательной работе, педагогов-организаторов, медицинских работников. Но свою лепту стоит внести и учителям-предметникам, в частности биологам и учителям физкультуры.

Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни?

На этот вопрос существует очень много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто-то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать. Правильное питание, распорядок дня позволяют школьнику гораздо лучше усваивать школьную программу. Физическое и умственное здоровье — это взаимосвязанные понятия.

К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры следило за тем, о чем повествуют художественные фильмы, о чем говорится в средствах массовой информации. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывалась информация о том, что курить — это модно.

Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем-то очень постыдным, то в какое-то определенное время общество решило, что это модно. В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Только так можно вырастить здоровое поколение, думающее о своем будущем. Итак, в чем же должны заключаться основные методы грамотного воспитания, основанного на принятии здорового образа жизни? Формирование правильных жизненных ценностей закладывается в семье. Школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Если родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, надо заниматься его воспитанием с самых ранних лет.

Первое, о чем нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребенка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребенка к правильному питанию, правильному распорядку дня.

Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребенок услышал все то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Можно подключить к этому также старших братьев, сестер и других родственников.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет слышал мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен. Особенное внимание следует уделить подростку, вступающему в переходный возраст. В это время школьники, как никогда, склонны к самовыражению и очень восприимчивы к чужому влиянию. Лекции о вреде алкоголя, курения должны читать и учителя общеобразовательных школ.

При этом очень полезно привлекать психологов и других специалистов, которые смогут найти подход к подросткам. Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями.

При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим.

Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Школьницы, находящиеся в переходном возрасте, уже, как правило, начинают интересоваться мальчиками. Они обязательно задумаются, насколько пагубные привычки отразятся на ее отношениях с ними.

Юной леди можно напомнить о том, что девушек, ведущих неправильный образ жизни, мальчики воспринимают скорее как «своего парня», нежели как хрупкое и беззащитное создание, которое нужно защищать и оберегать. Можно также сказать ей о том, насколько сильно стареет кожа курящих женщин. Все это нужно преподнести в достаточно ненавязчивой форме, чтобы дать возможность подростку все осознать.

Чтобы завоевать доверие юной барышни и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированный урок, посвященный красоте. К примеру, можно рассказать ей об уходе за кожей, о макияже. При этом обязательно нужно еще раз обозначить все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам можно рассказать о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму.

В некоторых школах принято приглашать на подобные лекции мужчин, которые пользуются авторитетом у школьников. К примеру, это может быть известный актер или певец. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению.

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения. Родителям подростков следует помнить, что на их детей очень сильное влияние оказывает окружение. Важно всегда быть в курсе того, с кем ребенок общается, в каком обществе он предпочитает проводить свободное время. Если школьник связался с плохой компанией — пора бить тревогу.

В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья. Когда подросток занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Именно поэтому важно рационально организовать досуг ребенка. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе.

Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах. Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него.

У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ жизни и учителя и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с учителем, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников — задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Вредные привычки школьников - предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки - проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни - это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни?


На этот вопрос существует очень много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто-то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать.


К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры следило за тем, о чем повествуют художественные фильмы, о чем говорится в средствах массовой информации. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывалась информация о том, что курить - это модно.

Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем-то очень постыдным, то в какое-то определенное время общество решило, что это модно. В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Только так можно вырастить здоровое поколение, думающее о своем будущем. Итак, в чем же должны заключаться основные методы грамотного воспитания, основанного на принятии здорового образа жизни? Формирование правильных жизненных ценностей закладывается в семье. Школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Если родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, надо заниматься его воспитанием с самых ранних лет.

Первое, о чем нужно помнить, это то, что родители должны стать для ребенка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребенка к правильному питанию, правильному распорядку дня.

Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребенок услышал все то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Можно подключить к этому также старших братьев, сестер и других родственников.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет слышал мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен. Особенное внимание следует уделить подростку, вступающему в переходный возраст. В это время школьники, как никогда, склонны к самовыражению и очень восприимчивы к чужому влиянию. Лекции о вреде алкоголя, курения должны читать и учителя общеобразовательных школ.

При этом очень полезно привлекать психологов и других специалистов, которые смогут найти подход к подросткам. Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями.

При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим.

Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Школьницы, находящиеся в переходном возрасте, уже, как правило, начинают интересоваться мальчиками. Они обязательно задумаются, насколько пагубные привычки отразятся на ее отношениях с ними.

Юной леди можно напомнить о том, что девушек, ведущих неправильный образ жизни, мальчики воспринимают скорее как «своего парня», нежели как хрупкое и беззащитное создание, которое нужно защищать и оберегать. Можно также сказать ей о том, насколько сильно стареет кожа курящих женщин. Все это нужно преподнести в достаточно ненавязчивой форме, чтобы дать возможность подростку все осознать. Чтобы завоевать доверие юной барышни и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированный урок, посвященный красоте. К примеру, можно рассказать ей об уходе за кожей, о макияже. При этом обязательно нужно еще раз обозначить все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам можно рассказать о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму.

В некоторых школах принято приглашать на подобные лекции мужчин, которые пользуются авторитетом у школьников. К примеру, это может быть известный актер или певец. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению.

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения. Родителям подростков следует помнить, что на их детей очень сильное влияние оказывает окружение. Важно всегда быть в курсе того, с кем ребенок общается, в каком обществе он предпочитает проводить свободное время. Если школьник связался с плохой компанией - пора бить тревогу.

В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья. Когда подросток занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Именно поэтому важно рационально организовать досуг ребенка. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе. Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах. Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него.

У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ жизни и учителя и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с учителем, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников - задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы....

Нами была проведена опытно- экспериментальная работа на базе 1 «А» класса гимназии № 14, целью которой было выявить у учащихся экспериментального класса виды, причины вредных привычек и наметить план действий по их профилактике. В ходе данной работы мы провели беседы с классным руководителем 1 «А» класса, с медицинским работником, с родителями и самими детьми.

Таблица № 1

Профилактика вредных привычек в 1 "А" классе гимназии № 14

Медработник

Родители

Классный руководитель 1 «А» класса проводит большую работу с детьми по профилактике вредных привычек:

  • -во время уроков учитель ходит по классу, поправляя посадку детей и правильное расположение школьных принадлежностей;
  • - во время походов в столовую учитель проверяет, помыли ли дети руки перед едой;
  • - классный руководитель учит ребят называть друг друга только по именам, не давай различных прозвищ;
  • - учитель учит детей беречь школьное имущество, обращаться с ним, как со своим;
  • - учитель 1 «А» класса старается внимательно смотреть за тем, чтобы дети не грызли ногти, школьные принадлежности

Медицинский работник часто посещает класс. Врачом были проведены беседы с классом на темы типа: «Твои вредные привычки», «Ты и мир вокруг тебя» и другие, из которых дети узнали подробнее, что такое вредные привычки и как с ними можно бороться.

Родители учеников гимназии часто разговаривают со своими детьми на тему вредных привычек и об их профилактике, затрагивая не только самые распространённые (алкоголь, курение, наркомания), но так же и такие привычки, как: грызть ногти, ручку, мыть руки перед едой, не обманывать старших.

Сами дети пытаются контролировать друг друга, если этого не успевает делать учитель: скажут о правильной посадке соседа за партой, напомнят помыть руки перед едой.

Таким образом, из таблицы мы видим, что в классе проводится немалая работа по профилактике вредных привычек школьников как со стороны учителя, врача, так со стороны родителей и самих детей. Такая работа должна проводиться не только в лицеях и гимназиях, но и общеобразовательных школах.

Также нами была проведена анкета, состоящая из 9 вопросов, из результатов которой мы выявили, насколько ученики 1 «А» класса знают, что такое вредные привычки и проводится ли какая- либо работа с детьми

1. Знаете ли вы, что такое вредные привычки?

  • · нет, не знаю;
  • · предполагаю, но не уверен
  • 2. Имеете ли вы вредные привычки?
  • · Да, имею;
  • · нет, не имею;
  • · не знаю
  • 3. Имеют ли вредные привычки ваши родители?
  • · Да, имеют;
  • · нет, у моих родителей нет вредных привычек;
  • · не знаю
  • 4. Имеют ли вредные привычки твои друзья?
  • · Да, имеют;
  • · не имеют;
  • · не знаю
  • 5. Разговаривают ли родители с вами о вреде вредных привычек?
  • · Разговаривают часто;
  • · разговаривают редко;
  • · не разговаривают
  • 6. Проводит ли ваш классный руководитель с вами беседы о вреде вредных привычек?
  • · Проводит часто;
  • · проводит, редко;
  • · не проводит
  • 7. Знаете ли вы, как бороться с вредными привычками?
  • · Знаю;
  • · не знаю;
  • · не уверен
  • 8. Хотели бы вы, чтобы у вас не было вредных привычек?
  • · Хотел(а) бы;
  • · оставил(а) бы всё так, как есть;
  • · не хотел(а) бы
  • 9. Как вы считаешь, какие из перечисленных ниже привычек являются вредными? (подчеркни)
  • · Курение;
  • · грызение ногтей;
  • · чавканье за столом;
  • · прогулка по городу

Итак, подведя итог анкете, мы выяснили, что:

  • · знают, что такое вредные привычки- 87% учащихся класса;
  • · 79% ребят считают, что они имеют вредные привычки;
  • · у 85%- имеют вредные привычки родители;
  • · у 78% вредные привычки имеют друзья;
  • · почти все родители учеников разговаривают с ними о вредных привычках-97%;
  • · 100% учеников ответили, что их классный руководитель проводит с ними беседы о вреде вредных привычек;
  • · но лишь 36% детей ответили, что знают, как бороться с вредными привычками;
  • · 97% учеников класса хотят избавиться от вредных привычек и не иметь их;
  • · 93% ребят выбрали правильные ответы из перечисленных вредных привычек (курение, грызение ногтей, чавканье за столом);

Так, большая часть детей ответила, что они знают, что такое вредные привычки и как с ними бороться. С детьми проводят беседы как учитель, так и родители.

Так же мы составили диаграмму, из которой мы можем увидеть, насколько дети знают виды вредных привычек(ДИАГРАММА)

Так же мы выявили вредные привычки учеников 1 «А» класса.(ДИАГРАММА)

Из результатов диаграммы мы видим, что:

  • · часть учеников класса забвают вымыть руки перед едой- 45%;
  • · многие дети грызут от волнения ручки, карандаши и другие школьные принадлежности- 52%;
  • · так же есть в классе и немало детей, которые грызут ногти- 37%;
  • · есть дети, которые забывают убирать рабочие места после уроков (в частности урок рисования)- 19%;
  • · в классе имеются ученики, которые, переодеваясь, не кладут одежу на свои места, а разбрасывают её- 14%;
  • · малая часть детей, но всё- таки они есть, дают прозвища одноклассникам- 4%.

Так же мы провели индивидуальную беседу с двумя учениками 1 «А» класса - Чирковой Валерией и Ипатовым Яковом. Целью нашей беседы с ребятами было выявить, знают ли Лера и Яша, что такое вредные привычки, способы борьбы с ними и какие вредные привычки имеют сами дети.