Социальная защита прав инвалидов. Социальная защита инвалидов в рф

Действующий

Название документа:
Номер документа: 55
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 26 октября 2005
Дата начала действия: 10 декабря 2005
Дата редакции: 16 декабря 2015

О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве

ГОРОДА МОСКВЫ

О дополнительных мерах социальной
поддержки инвалидов и других лиц
с ограничениями жизнедеятельности
в городе Москве


Документ с изменениями, внесенными:
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 40, 20.07.2010);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.12.2015).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации , федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки).
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Глава 1. Общие положения (статьи 1 - 5)

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.

2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве.

Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки

1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах:

1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения;

2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации или абилитации;
Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц.

Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки

1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам:

1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности);

2) детям-инвалидам;

3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки.

2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью.

Статья 5. Реализация мер социальной поддержки

1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях.

2. Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей.

Глава 2. Предоставление мер социальной поддержки (статьи 6 - 15)

Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности

Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации или услуги по абилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2) содействие в обеспечении трудовой занятости;

3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы;

4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы.

Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг и услуг по абилитации

(Название в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации или абилитации уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы гарантируют предоставление подведомственными им организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, услуг по абилитации, а также привлекают при необходимости организации, осуществляющие деятельность по реабилитации и абилитации инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Координация деятельности в городе Москве в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию и абилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" .
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий

1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев.

2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Социальными критериями являются:

1) степень ограничений жизнедеятельности;

2) уровень реабилитационных возможностей;

3) возможность социальной интеграции.

4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей.

5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.

Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Органы исполнительной власти города Москвы создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Обеспечение получения лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Закона, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. С учетом потребностей и возможностей инвалидов, включая детей-инвалидов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной, заочной формах обучения), и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) в соответствии с федеральным законодательством. Для детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, которые по состоянию здоровья не могут посещать организации, осуществляющие образовательную деятельность, обучение по основным общеобразовательным программам может быть организовано на дому.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

4. Для лиц, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования и дополнительные образовательные программы, создаются условия для обучения с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов

1. Органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации государственных программ города Москвы в области содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, организации обучения по специальным программам, определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости и другими мерами обеспечения занятости инвалидов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Инвалиды в первоочередном порядке получают профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда
(Часть в редакции, введенной в действие с 31 июля 2010 года Законом города Москвы от 23 июня 2010 года N 29 ; в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" и другими правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2. Часть утратила силу с 4 января 2016 года- Закон города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 ..

Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают:

1) дальнейшее развитие сети подведомственных им организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, абилитации инвалидов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

2) разработку и выполнение государственных программ города Москвы по вопросам социальной интеграции инвалидов;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, осуществляющих деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2016 года Законом города Москвы от 16 декабря 2015 года N 71 .

5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей.

Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности

1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки:

1) фамилия, имя, отчество;

2) дата рождения;

4) адрес места жительства;

5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

6) дата включения в Регистр;

7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки;

8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки;

9) иные сведения, определяемые Правительством Москвы.

2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации.

3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы - банка данных "Инвалиды", который имеет статус официального источника городской информации.

Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Мэр Москвы
Юрий Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)

Название документа: О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве (с изменениями на 16 декабря 2015 года)
Номер документа: 55
Вид документа: Закон города Москвы
Принявший орган: Московская городская Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Ведомости Московской городской Думы, N 12, 22.12.2005

Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 68, 05.12.2005

Тверская, 13, N 143, 29.11.2005

Дата принятия: 26 октября 2005
Дата начала действия: 10 декабря 2005
Дата редакции: 16 декабря 2015

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:


Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этом законе давалось юридическое определение термину "инвалид", вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе - и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.



Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы - , ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

30.03.2019

Под терминами «инвалид» и, как сейчас принято говорить, «человек с ограниченными возможностями» подразумевается физическое лицо, которое в силу стойкого расстройства какой-либо функции организма имеет нарушения здоровья. Обязательное условие для признания лица инвалидом - наличие ограничения жизнедеятельности, полного или частичного. Это означает, что человек не в состоянии полноценно передвигаться, трудиться, общаться, обслуживать самого себя или, постоянно или периодами, контролировать поведение.

В зависимости от того, в какой степени нарушены функции организма, устанавливается группа инвалидности.

По каким критериям физическое лицо может получить категорию «Инвалид 3 группы», какие льготы полагаются при этом человеку, получившему такой статус?

Признание третьей группы инвалидности: критерии

Приказом Минтруда от 17.12.2015 № 1024н устанавливаются критерии, по которым можно претендовать на признание третьей группы инвалидности. Для нее характерны незначительные нарушения речевых (языковых), психических, статодинамических, сенсорных функций, функций системы кровообращения, а также физические уродства.

В соответствии с данным законодательным актом таким основанием считаются стойкие незначительные или умеренные имеющиеся нарушения функций человеческого организма, 40-60%, вызванные последствиями травм, заболеваниями или дефектами, в случае если они повлекли за собой ограничения к жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза по направлению лечащего врача имеет право признать инвалидность или отказать в статусе "Инвалид 3 группы". Какие льготы полагаются той или иной категории, определяют следующие федеральные законы и местные нормативные акты Российской Федерации.

Пенсия по инвалидности, ЕДВ

С момента последней индексации, 01.02.2016 г., размер социальной пенсии, которую выплачивают лицу, признанному инвалидом третьей группы, составляет 4053,75 руб ежемесячно. Также для всех категорий инвалидов существуют Для третьей группы инвалидности они составляют 1236 руб.

Очень часто люди с соответствующим статусом интересуются: могут ли приостановить выплату пенсии по инвалидности в случае, когда получатель трудоустраивается? В действующих законах нет таких ограничений. Пенсионные начисления ни в коем случае не прекратятся, если пенсионер найдет подходящее место работы и будет получать зарплату. Другое дело - выход на Получать пенсию можно только одного вида, но у пенсионера есть право выбрать категорию.

Виды и категории льгот, которые могут быть предоставлены инвалиду

Чтобы проще было разобраться в случаях, когда лицо имеет категорию инвалид 3 группы, какие льготы полагаются согласно российскому законодательству, можно условно выделить следующие виды льготного обеспечения:

1. Разделение по Наличие специфических обстоятельств при получении травмы (заболевания), повлекших инвалидность, дают право на дополнительные льготы и компенсации, например, категория «инвалид с детства» или «инвалид боевых действий». При отсутствии таких причин или документов, подтверждающих специфические особые обстоятельства получения заболевания (травмы), лицо получает статус «инвалид 3 группы по общему заболеванию», льготы в этом случае выплачиваются только в соответствии с этой группой инвалидности.

2. Разделение по форме предоставления льгот инвалидам:

  • материальные (денежные): к ним относятся, например, и сборам;
  • медицинские: право на бесплатное медицинское лечение, и прочее;
  • льготы в натуральном выражении: бесплатное или льготное обеспечение продуктами и (или) горячим питанием, предоставление тростей, колясок, автомобильного транспорта и прочее;
  • моральные (статусные) льготы, дающие преимущественное право на что-либо.

3. Разделение по периодичности:

  • самая распространенная категория - ежемесячные льготы, например, по оплате или на получение необходимых медикаментов;
  • ежегодная (санаторно-курортное лечение и т. д.);
  • единоразовые или льготы с длительной периодичностью: к таким относятся капитальный ремонт на безвозмездной или льготной основе, установка стационарного телефона, радиоточки и прочее.

Общие льготы для людей с ограниченными возможностями

Начать, пожалуй, имеет смысл с общих льготных компенсаций, предусмотренных федеральными законами для всех категорий людей с ограниченными возможностями. Уточним: даже льготы, прописанные в законодательстве для всех категорий инвалидов, могут различаться размером или спецификой предоставления в зависимости от группы инвалидности. Вполне логично, что 1 группа чаще всего предполагает большую компенсацию, чем льготы инвалидам 2 и 3 группы, поскольку первые имеют значительно больше ограничений в жизнедеятельности.

Кроме права на получение денежного пособия, которое рассматривалось выше, и права на его регулярную индексацию, существуют и другие общие льготы, которыми пользуется инвалид 3 группы. Какие льготы полагаются всем людям, имеющим инвалидность или воспитывающим ребенка-инвалида?

Прежде всего, это возможность получения (приобретения) земельного участка на правах собственности - под индивидуальное строительство жилья или подсобное (дачное, садовое) хозяйство.

Право на льготное (а для некоторых категорий и бесплатное) приобретение специально оборудованного автомобиля или мотоколяски. Сюда включаются и право на компенсацию расходов инвалида на эксплуатацию такого транспортного средства.

Люди с ограниченными возможностями, имеющие ежемесячный доход меньший, чем установленный законами прожиточный минимум, имеют также право бесплатно пользоваться услугами социальной защиты (соц. работника).

Стоит заметить, что размер льгот инвалидам 3 группы по общему заболеванию может существенно отличаться, допустим, от компенсаций, предусмотренных для 1 и 2 групп. По этой причине полную информацию об имеющихся федеральных и региональных льготах в каждом индивидуальном случае имеет смысл уточнить у специалиста органов соц. защиты. Кроме того, региональные законодательные акты определяют, какими льготами пользуются инвалиды 3 группы в каждом конкретном регионе Российской Федерации.

Льготы ЖКХ для инвалида

Федеральное законодательство предоставляет следующие коммунальные льготы инвалидам 3 группы: инвалид вправе получить через Пенсионный фонд возврат 50% от суммы, которую он ежемесячно расходует, оплачивая жильё и услуги ЖКХ. Здесь же предусматривается такая же компенсация на покупку топлива для отопления жилья.

Капитальный ремонт. Есть ли льготы для третьей группы?

Отдельно рассмотрим такое законодательное "нововведение", касающееся ежемесячных расходов, как сравнительно недавно появившийся пункт оплаты "за капитальный ремонт". Небольшой на сегодня срок действия и некоторая "расплывчивость" информации на эту тему на большинстве ресурсов делает ответ на вопрос о льготах по капитальному ремонту затруднительным. Согласно действующему на сегодня законодательству, люди с ограниченными возмоджностями, независимо от их группы, имеют право на льготы - оплату только половины суммы на капитальный ремонт жилого фонда.

Налоговые льготы

Основная «налоговая помощь» от государства инвалидам 3 группы заключается в освобождении от налогов на доходы. Им не облагаются все выплаты и пособия, которые инвалид получает от государства, помощь от благотворителей, государственная пенсия, стоимость путевок по направлению на санаторно-курортное лечение (кроме туристических).

То же касается от работодателя, если сотрудник ушел на пенсию по причине инвалидности, и компенсации на получение лекарственных средств от работодателя, но на сумму до 4000 рублей.

Существует льготная система оплаты транспортного налога: легковой автомобиль, приобретенный инвалидом по обращению в органы социальной защиты, налогом не облагается. Но в законе оговаривается, что это должно быть именно транспортное средство с двигателем не более 100 лошадиных сил, оборудованное специальными приспособлениями или специальной конструкции. Чаще всего страна-производитель таких «особенных» автомобилей - Россия. Льготы инвалидам 3 группы, к сожалению, не распространяются на налоги по дарению или наследству - это налоговое бремя придется оплатить полностью.

Социальные услуги. Бесплатные лекарства

Людям с ограниченными возможностями немалую поддержку может оказать получение социальных льготных компенсаций. в этой сфере?

Часть ежемесячных денежных выплат предоставляется инвалиду в виде "пакета" социальных услуг:

  1. Обеспечение «льготными» бесплатными лекарствами. Выписать их по медицинским показаниям имеет право врач или фельдшер поликлиники по месту регистрации: исходя из поставленного диагноза, но строго в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравсоцразвития. Также имеются льготы на покупку не указанных в перечне лекарств по льготным ценам.
  2. Скидки в области получения санаторно-курортного лечения, предоставляемого в каждом индивидуальном случае либо бесплатно, либо по льготным ценам - подобная помощь оформляется по медицинским показаниям. Компенсация один раз в год в размере половины стоимости всех транспортных расходов междугороднего сообщения.
  3. Льготный проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте.
  4. Предоставление или помощь в приобретении медицинских изделий.

При желании от получения всех или части льгот «социального пакета» инвалид может отказаться, подав в органы социальной защиты следующее заявление.

В этом случае восстановить получение льгот, замененных денежной компенсацией, возможно будет только с начала года, следующего за тем, когда заявление о восстановлении льготных компенсаций будет подано.

Надомные социальные услуги

Как было сказано, на получение бесплатной помощи в виде надомных услуг могут претендовать инвалиды третьей группы, чей доход меньше положенного прожиточного минимума.

Сюда может относиться помощь в доставке лекарств и продуктов, поддержании гигиенических условий в жилище, получении медицинской помощи и даже необходимой помощи юриста.

Также предусмотрена возможность на получение платных услуг которые могут оформить инвалиды любой категории. Список платных социальных услуг приблизительно включает в себя предложение от уборки и мытья посуды до содействия в оформлении в отделах государственных органов.

Льготы при поступлении в образовательное учреждение и при получении обучения

Инвалиды 3 группы имеют право на внеконкурсное поступление в ОУ только при условии положительных результатов на вступительных экзаменах и отсутствии медицинских противопоказаний к обучению. Студентам-инвалидам обязательно выплачивается стипендия, размер и получение которой не зависит от уровня и показателей обучения.

Льготы для неработающих людей с ограниченными возможностями

Какими льготами пользуются инвалиды 3 группы, официально находящиеся в статусе безработного? Их перечень следующий:

  • приобретение необходимых лекарств с 50% льготной скидкой;
  • компенсация один раз в год в размере половины стоимости всех транспортных расходов междугороднего сообщения (до места и обратно) в город санаторно-курортного лечения;
  • льготные скидки при приобретении некоторых типов ортопедической обуви.

Льготы в сфере труда и трудоустройства

Рассматривая льготные компенсации для работающего человека с ограниченными возможностями, нелишним будет остановиться на таком вопросе: имеют ли льготы инвалиды 3 группы при устройстве на работу или в процессе трудовой деятельности?

Первое, на чем нужно заострить внимание - инвалидность данной группы не является причиной отказа для трудоустройства на работу, подходящую по медицинским показаниям. Более того, по действующему трудовому законодательству предприятие, в котором трудятся более 100 сотрудников, обязано иметь специально оборудованные рабочие места для человека с ограниченными возможностями и принимать сотрудников-инвалидов в штат.

Другое важное условие, которое выдвигает к работодателям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», - недопустимо заключать с сотрудником-инвалидом при трудоустройстве трудовой договор, который будет ущемлять в чем-либо его права по сравнению с работниками, не имеющими инвалидности. Например, если речь идет об уменьшении оклада за выполнение одной и той же работы.

Если говорить о том, какие льготы имеет инвалид 3 группы, занятый на производстве, то на начало 2016 года действовал следующий перечень:

  • ежегодный отпуск на удлиненный срок - от 30 календарных дней;
  • право на ежегодное получение отпуска без оплаты (сохранения заработной платы) - до 60 календарных дней;
  • компенсация 50% оплаты санаторно-курортного лечения, включая и проезд к месту лечения;
  • запрещено привлекать к работе в выходные и праздники или к сверхурочной работе без письменного согласия работника-инвалида;
  • социальная льгота на приобретение медикаментов по половинной стоимости.

Если сотрудник - инвалид 3 группы по общему заболеванию, льготы по сокращению рабочего для ему Трудовым кодексом не предоставляются. Но есть и исключение. В том случае, когда сокращенный трудовой день оговаривается в заключении медицинской комиссии, у работодателя есть обязанность уменьшить или продолжительность смены, или рабочей недели, но без ограничений в чем-то ещё.

Что дает статус «инвалид детства»?

Дополнительные льготные компенсации, пусть и не слишком большие, получает инвалид с детства 3 группы. Льготы, предоставляемые людям с этим диагнозом, в основном касаются налоговых выплат:

  • освобождение от имущественного налога (но исключительно на имущество физического лица);
  • для человека с ограниченными возможностями этой категории, открывающего свое дело, предусмотрено освобождение от регистрационного взноса;
  • в случае получения ордера на квартиру обязательный денежный сбор также не взимается;
  • земельный налог: на принадлежащий инвалиду детства участок (или один из участков), налоговая база должна быть уменьшена, и сумма «скидки» на сегодняшний день - 10 000 рублей.
  • налоговый вычет при НДФЛ: на сумму 500 рублей/каждый месяц, который включен в налоговый период.

Таким образом, у инвалидов немало законодательных послаблений для обеспечения им нормальной и комфортной жизни в обществе.

Введение

Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами. Анализ проблемы социальной работы предполагает получение ответа на вопросы: Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить, что является субъектом социальной работы и кто является объектом.

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления -- важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы -- как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.

По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.

Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

По информации Татьяны Голиковой, если в 2006 году на 10 тысяч населения РФ приходилось 199,6 детей-инвалидов, то в 2008 году этот показатель снизился и составил уже 191,8.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Таким образом, вопрос о необходимости проведении социальной работы в рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро.

Социальная защита инвалидов в РФ

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Ш Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ш Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Ш Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. Основные категории жизнедеятельности:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности;

способность к ориентации во времени и в пространстве;

способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);

способность контролировать свое поведение.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В законодательстве бывшего СССР существовало несколько иное понятие «инвалида» / «инвалидности», которое было связано с потерей трудоспособности. При такой постановке вопроса, дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами. Таким образом, возникла необходимость в появлении термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

Рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (порциональной) потерей слуха или зрения; неслышащие (глухие), слабо слышащие или со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита); с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); со сложными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи); аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

Определение инвалидности детям производит Медико-педагогическая комиссия, в которую входят врачи, психологи, социальные педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья. Выделяют четыре степени: 1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка; 2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых); 3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого; 4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого). Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы: 1. Нервно-психические заболевания; 2. заболевания внутренних органов; 3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях; 4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов; 5. поражение и заболевания органов слуха; 6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации; 7. эндокринные заболевания. Таким образом, можно убедиться, что существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры» на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество. Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране): - социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов; - при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться; - выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей; - трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида; - отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями); - сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид - бесполезный» и т.п.); - отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики. К сожалению, барьеры, о которых упомянуто выше - это лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются повседневно. Итак, инвалидность - это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. В следствии этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Конституция как основной закон государства, важнейший закон, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционируют социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети-инвалиды.

В основу работы с детьми с органическими возможностями положены международные документы ООН, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.

Дети-инвалиды имеют льготы:

· 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;

· дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);

· детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;

Дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;

Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18-ти лет обеспечиваются жильем вне очереди;

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50% (в общественном жилом фонде).

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно-отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановление здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

На удовлетворение тех же нужд направлен закон «О правах ребенка» (1993 год). Он определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируется детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных условиях.

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закреплено «Кодексом о браке и семье». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до шестнадцати лет и далее, если ребенок в этом нуждается.

Важным документом в сфере организации помощи детям-инвалидам является «Основные направления государственной семейной политики» (1998 год). Одной из его целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

Предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

Развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);

Предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

Развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

Формирование системного подхода к решению проблем этой категории и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

Совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Дети-инвалиды» и «Социальная защита инвалидов».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получение детьми-инвалидами медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Целью программы «Социальная защита инвалидов» является формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов, создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

В Краснодарском крае социальная защита инвалидов претерпела за последние годы существенные изменения. Если ранее упор делался в основном на предоставление им льгот, то сейчас это комплексный подход к реабилитации инвалида на основе индивидуальных программ. Краснодарский край входит в число территорий Российской Федерации с наиболее развитой сетью учреждений социального обслуживания семьи и детей. Основные мероприятия по социальной поддержке семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, осуществлялись в 2007 году в рамках краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2006-2008 годы. В 2007 году в 26 территориях края действовало 10 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 20 отделений в структуре других типов учреждений. Действующая сеть учреждений позволяет ежедневно обслуживать 940 детей, в том числе 248 человек - в условиях круглосуточного пребывания (в 2006 году - 253 чел.), 181 человек - в группе дневного пребывания (в 2006 году - 181 чел.), 98 человек - на дому (в 2006 году - 112 чел.), 422 человека - в условиях учреждений (в 2006 году - 385 чел.). Специалистами реабилитационных учреждений обслужено более 10 тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями (в 2006 году - более 8 тыс. детей). Свыше 6 тысяч несовершеннолетних прошли курсовую реабилитацию (соответствует уровню 2006 года), в том числе более 4 тысяч детей, имеющих установленную инвалидность. Наибольшее количество детей-инвалидов прошло реабилитацию в службах гг. Новороссийска, Геленджика, Лабинска, Краснодара, Сочи, Каневского, Курганинского, Крымского и Щербиновского районов (свыше 85% обслуженных). Более 83 % детей-инвалидов, прошедших реабилитацию, имели индивидуальные программы реабилитации (ИПР), разработанные службой медико-социальной экспертизы, что на 11,2 % больше чем в 2006 году.

В 2007 начали работу пищеблоки в Отрадненском социальном приюте "Отрада", Новокубанском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями "Огонек надежды" на 30 и 35 мест соответственно. Проведена реконструкция здания Брюховецкого социального приюта "Лучик", начата работа по проектированию котельной в Краснодарском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Авис". Ведется строительство спального корпуса в Ленинградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Жаворонок", реконструкция приемного отделения в Динском социальном приюте "Островок" и Тбилисском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Огонек надежды". Проводятся работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Остров детства" г. Галькевичи.

Однако, инвалиды и их семьи относятся к наиболее малообеспеченным категориям населения, так как в силу сложившейся в стране ситуации, пенсии и пособия на детей-инвалидов не могут обеспечить такому ребенку и его семье достойную жизнь. По мнению многих авторов, социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно. Детям-инвалидам необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

социальный дети инвалид

Заключение

Инвалиды как социальная категория людей нуждаются в постоянной социальной защите, помощи и поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями; известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание их связей со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. В нашей стране только начинает набирать темпы работа по разработке индивидуальных реабилитационных программ для лиц с ограниченными возможностями, создаются различные модели реабилитационных учреждений, внедряются инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивается реабилитационная индустрия. Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.

Список литературы

1. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. -- Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -- 288 с.

2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. -- М.: Издательско-торговая корпорация?Дашков и К°?, 2006. -- 240 с.

3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 368 с.

4. http://sznkuban.ru/dep31777.html Департамент социальной защиты населения Краснодарского края.

5. http://independentfor.narod.ru/material/laws01.htm "Виртуальный Центр Независимой Жизни молодых инвалидов Магаданской области"

6. http://www.rg.ru/2007/02/02/deti-rossii-dok.html «Российская газета»