Таблица по основным видам компенсации. Компенсация отклонений в развитии

Проблема компенсации функций

Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Основные принципы компенсации сформулированы, обоснованы и клинически апробированы П.К. Анохиным (1959). Это принципы сигнализации дефекта , прогрессивной мобилизации, непрерывной обратной афферентации, санкционирующей афферентации , относительной устойчивости компенсаторных приспособлений:

1) сигнализации дефекта никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остается «незамеченным» со стороны ЦНС;

2) прогрессивной мобилизации организм имеет огромные потенциальные возможности, превышающие отклоняющее воздействие дефекта;

3) непрерывной обратной афферентации (связи)–компенсация есть процесс, постоянно регулирующий ЦНС;

4) санкционирующей афферентации компенсация есть процесс, имеющий конечный характер;

5) относительной устойчивости –возможен возврат прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей (декомпенсация).

Выделяют первичную и вторичную компенсации (Л. Пожар, 1996). Первичная протекает в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта (коррекционные технические средства – очки, слуховые аппараты и др.).

Значительно сложнее вторичная компенсация –формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных продолжительных упражнений и тренировок.

Также компенсация бывает: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная). Так, внутрисистемная компенсация достигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Примером является коррекционная работа со слабослышащими и слабовидящими по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

Межсистемная компенсация связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

Процесс компенсации элементарных физиологических функ­ций не требует обучения и происходит за счет автоматической перестройки , в которой важную роль играет оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в ЦНС. Компенсация высших психических функций возможна лишь в результате специально организованного обучения . При аномалиях развития, связанных с врожденными или рано приобретенными дефектами анализаторов, активное обучение приобретает решающую роль.

Также в ряде исследований установлена зависимость развития компенсаторных приспособлений от конституционных особенностей человека (фенотипа), возраста, характера дефекта , времени и степени нарушения функций, осознания дефекта, волевой установки на компенсацию, факторов внешней среды, социальной позиции индивида и т. д.

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС. Единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего) Л.С. Выготский выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание ак­тивных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодо­ления первичных дефектов и корригирующего пси­холого-педагогического воздействия в борьбе с вто­ричными отклонениями;

· специальное воспитание по собственным методи­кам обучения на основе выработки у ребенка инте­реса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обес­печивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной сто­роны, характером и степенью дефекта, резервны­ми силами организма, с другой внешними социальными условиями.

К числу благоприятных условий формирования компен­сации относятся:

· ранняя диагностика и начало коррекционных воз­действий;

· правильно организованная система обучения и вос­питания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

· использование принципа соединения обучения с трудом;

· хорошая психологическая атмосфера в детском кол­лективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

· правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

· чередование методов обучения учащихся;

· использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудше­ния состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация , т. е. рецидив функциональных нарушений. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.



От явлений компенсации следует отличать псевдокомпенсацию мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

Учение о компенсации открывает творческий характер развития. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации : «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание... Желание летать будет, выше всего выражено, у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения» (1927).

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Так, Адлер приводит в качестве примера истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер.

Понятия коррекции и компенсации тесно связаны с реабилитацией – меры по обеспечению и/или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. В документах ООН термин «реабилитация» означает процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте понятия «норма» и «аномальность». Охарактеризуйте виды норм.

2. Установите связи между различными этиологическими факторами, приводящими к отклоняющемуся развитию.

3. Охарактеризуйте параметры психологического дизонтогенеза, классификации дизонтогенеза.

4. Расскажите об общих и специфических закономерностях развития нормальных и аномальных детей. Дайте характеристику специфических закономерностей развития детей с речевыми нарушениями.

5. Установите взаимосвязь между понятиями «коррекция» и «компенсация».

Назовите виды коррекции и компенсации.

6. Приведите примеры внутри- и межсистемной компенсации, иллюстрации закона «превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

7. Охарактеризуйте традиционные и нетрадиционные средства коррекции. В чем их существенное различие?

8. Подготовьте реферативные сообщения об известных коррекционных системах.

9. Определите педагогические и психологические условия коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

10. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А. Адлера, выскажите свои «за» и «против».

11. Объясните специфику процессов компенсации у ребенка в сравнении с взрослым.

Литература: 15, 43, 60, 73, 82, 118, 120, 124, 128, 130, 142, 145, 152, 154, 175, 176.

Всякий дефект, т.е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом, с другой - именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма, он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонение от нормы развития.

Впервые сущность и структура дефекта были проанализированы Л.С. Выготским. Он установил, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии имеются сложные структуры и функциональные связи, действующие в различных направлениях. Л.С. Выготский отмечал, что проявление различий психофизической формы не рядоположны, а имеют сложную структуру дизонтогенеза. Он выделил первичный дефект, который, как правило, вызван биологическими факторами, и вторичное отклонение - нарушение, возникающее под влиянием первичного дефекта.

Первичные нарушения, или ядерные - это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичное отклонение, или системное нарушение - это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первичным нарушением.

Центральным вопросом как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации функций. Компенсация психических функции - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание являются компенсирующее направленными. «Компенсация психических функций (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций».

При компенсации психических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации функций. Первый - это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй - это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития.

Высшие, собственно человеческие формы компенсации обеспечивают возможности полноценного развития личности. Это как возможности овладения знаниями основ наук и трудовыми навыками, так и возможности формирования мировоззрения, нравственных качеств личности.

Теория компенсации прошла длительный путь развития в тесной взаимосвязи с историей развития специального обучения. Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие изначально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое воздействие на психику человека.

Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера, который выдвинул ряд новых идей. Среди них принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в психическом развитии человека. Так же как и З.Фрейд, А.Адлер считал, что формирование личности происходит в основном в первые пять лет жизни ребенка, когда у него развивается свой стиль поведения, определяющий образ его мыслей и действий во все последующие периоды. С точки зрения А.Адлера, человек - самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение полноценности, которое усиливается при наличии у ребенка какого-либо физического или сенсорного дефекта. Самоощущение неполноценности, дефективности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т. е. дефект, неприспособленность, малоценность - не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие возможности.

По мнению Л.С. Выготского, А.Адлер выводит основной психологический закон превращения органической неполноценности - через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции - в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены всевозможные степени компенсации - от минимальной до максимальной. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что она положительно «оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» [З, с. 42].

Л.С. Выготский в своих работах критически проанализировал существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития. При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную Социально значимую деятельность, Созданию активных и действенных форм детского опыта. Как говорил Л.С. Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что у человека с Сохранными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у Нормальных людей проходит другим путем. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключаться не в развитии у них оставшихся органов восприятия, но в более активных и действенных формах детского опыта.

Во-вторых, Л. С. Выготский ввел понятие «структура дефекта». Первичное нарушение, например снижение слуха, зрения и т.д., влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать при глухоте, умственной отсталости, детском церебральном параличе. Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического Подхода к возможностям воспитания и обучения детей с отклонениями. Но для этого требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на Преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С помощью педагогических средств может быть достигнута значительная компенсация Нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: Первичный дефект - нарушение слуха, вторичное отклонение - Нарушение развития речи, отклонение третьего порядка - своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция. Например, отклонения в произношении у глухих детей находятся в наиболее тесной зависимости от нарушений слуха, поэтому их коррекция оказывается наиболее трудной. Развитие других сторон речи не находится в столь тесной зависимости от слуха, и их коррекция оказывается более легкой. Так, словарный запас приобретается не только за счет устного общения, но и благодаря чтению и письму.

В-третьих, это положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Необходимость специального воспитания не отрицалась - обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Например, при нарушении слуха вопрос обучения глухонемых (так говорили во времена Л.С. Выготского) детей устной речи становится не только специальным вопросом методики обучения его артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь».

В-четвертых, основной путь компенсации людей с различными нарушениями Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Л.С. Выготский высоко оценивал физические возможности компенсации, например, у людей с сенсорными нарушениями (слепых, глухих), при этом считал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности, за исключением некоторых областей, непосредственно связанных с первичным нарушением. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в трудовую деятельность открывается дверь в жизнь, создаются условия для полноценной интеграции в общество.

В-пятых, глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что «сами по себе слепота, глухота и т. п. частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация.

Л.С. Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой стороны - внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют слова К.Э. Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ». Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и биологические, и социальные факторы.

В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, Р.Е. Левиной, И.М. Соловьева, В.В. Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.

В продолжение топика ниже. Ввиду такого диагноза, встала проблема - имеет ли смысл отдавать ребенка в ЗПР-вский сад (там очень проблемные дети, сама видела)? Сомнение вызвано некоторыми комментариями специалистов, о необходимости посещения обычного сада. Смущает то, что в обычном саду Кирилл явно будет выделяться (мы хуже говорим, с детьми играем только в пятнашки, ну и поведение так себе...)- хотя обычные детки прекрасная среда для подражания. В ЗПР- мы выделяться не будем, но и равнение...

Обсуждение

Юля, мое мнение известно - никаких ЗПР, обычный или логопедический. Дефектолога - отдельно. Так как ЗПР вам поставили вторичную, то требуй лог. сад.

А в логопедический никак не получится? Во-первых, занятия; во-вторых, детей меньше, значит, внимания больше, и ребенку легче; в-третьих, дети там и не совсем обычные, но и не то чтобы слишком проблемные; разброс довольно большой, и на кого равняться - будет...

29.04.2004 15:52:34, мама_сына

Здравствуйте! Поанонимничаю, уж извините. Что может ждато ребенка со своеобразным мышлением - попробую описать сейчас. За опечатки извините - пишу с телефона. Пять лет, в семье почти с рождения. Занимаемся с дефектологом, логопедом, психолгом. До сих пор не знаем цвета, и как мне кажется, ребенок просто не может понять, о чем его спрашивают, т.е. абстрактное определение применить. Со светофором - когда переходить - проблем нет, но цвета так и не знает. Проблемы со счетом, не знает и не...

Обсуждение

А он РАЗЛИЧАЕТ ВСЕ оттенки спектра?!
Есть люди(дети) с дисграфией-дислексией, которые не различают некоторые части спектра, например сине-зелёный и коричневый, или розовый и коричневый (в Интернете прочитала).
Если ЛОГИКА очень хороша, попробуйте СПЕРВА обрисовывать буквы в словах [ссылка-1] ,
проговаривая всё время именно ЭТУ букву (звук), а потом переведите всё к УСТНЫМ заданиям.
Где ребёнок услышит ТАКОЙ же звук в слове (учитель произносит), то нужно хлопнуть в ладоши, показать карточку с буквой.
Когда заучиваем слова (англ.яз. или из правил слова, суффи ксы, окончания и др.) ЦВЕТОМ выделяю у них ОБЩИЕ буквы или фрагменты ------тоже везде стараюсь применить ЛОГИКУ, СРАВНЕНИЕ КОНТРАСТОВ...

сыну 13 лет. Занятия начиная от пренатальной педагогики.Логик от рождения. Речь начало - по норме, далее поздняя, фразовая. Но уже в два года говорил о себе в 1-м лице, знал все цвета. Ни одного стихотворения рассказать не мог, сейчас учим с трудом. Чувства рифмы не совсем, персказывает стихи по диагонали - гланое, чтобы был смысл. Проблем со счетом не было. А вот с задачами до сих пор. Чертежи, схемы читает с 2-3 лет, шахматы, карты и пр. логические игры. Племяшка, на год старше, до 4.5 лет говорила о себе в 3-м лице, цвета с трудом усвоила к этому же возрасту. Болтала не переставая, цитировала всего Дядю Степу в 3 года. Сейчас лучшая ученица гимназии. А в 3 года ставили отставание и аутизм. Моему поставили только задержку в развитии речи (логопед у нас такая). Второй логопед звуки ему ставила за 5 минут. Дальше только отработка.Сын читать научился в районе 6 лет (неохотно). Ко второму классу читал уже довольно объемные книги (например, весь гарри поттер, и т.д.)У сына в школе проблема только с русским языком (письменным). Хотя логопед говорит, что все в порядке и это просто невнимание. Ходит в музыкальную школу (сам захотел - на гитару). Очень спортивен. Мы начинали с бассейна (у нас и друние проблемы по здоровью)в 4 года,в 6 лет добавили баскетбол. Ребенок очень общителен, доброжелателен, с очень хорошим интеллектом, но НЕ БЫТЬ НАМ АБСОЛЮТНО ГРАММОТНЫМ. Ну и что, у меня вот с математикой нелады. Дефектолога вашего в сад. Ребенка в районную школу (в гимназии много не нужной нагрузки для таких детей, нет времени на доп.занятия) и будет Ваш ребенок блистать в точных науках. Ну, а русский язык - как пойдет. Кстати английский моему дается гороздо легче русского. Насчет раннего чтения - не беспокойтесь, эти дети - логики, начните техническое обучение с букваря Жуковой и одновременно подсовывайте энциклопедии на интересующие темы. Счет - начинайте по порядковой линейке, ну и считайте буквально все, что видите. Очень подходят для этого ступеньки на лестнице. Много компьютерных игр- развивашек. Кстати, была неплохая серия про Бабу-Ягу.

09.01.2014 15:19:05, Mrusy

Девочки, у меня вопрос к более опытным мамам, чем я. У меня есть сын, ему недавно исполнилось 7 лет. Я подозреваю, что у него синдром Аспергера в легком проявлении. Собственно, я с его рождения подозревала, что с ним "что-то не то", но не могла найти этому точного определения. Врачи отмахивались, ничего не ставили. Ребенок развивается нормально, рефлексы в порядке, ну пошел позже, у всех свое время. То, что ребенок ригидный, отвергает все новое, ритуалы и режим -его все, плюс патологически...

Обсуждение

Крепитесь

13.01.2019 05:49:13, [email protected]

По-моему, если у ребенка нет таких особенностей, которые мешают ему учиться, общаться, вообще жить, незачем получать официальный диагноз. У нас, например, проявления ну очень явные, которые не позволяют ходить в обычную школу, которые ребенку не дают возможности знакомиться и общаться с детьми, которые в принципе заметны невооруженным взглядом, хотя интеллект сохранен и он выше среднего (Аспергер у нас пока под вопросом). И то при всем при этом мы очень долго не ставили официальный диагноз. Только сейчас вот это понадобилось для спец. школы с маленькими классами. Следить за ребенком безусловно нужно, если вас что-то беспокоит, но в карту зачем вам что-то писать? Даже с более серьезными диагнозами у детей родители стараются избежать записей в карте. Лично я не собираюсь ничего сообщать ни в обычную поликлинику, ни в обычную школу, если ребенок когда-то в нее пойдет после адаптации.

У ребенка на лице есть стигмы (нет ложбинки между губой и носом, очень маленький нос), Интеллент слабый. Вообще ребенок трудный, туго доходит до него. Ребенку 4 года. Сегодня нас направили к генетику подтвердить есть ли ФАС. Детский говорит, что на 99 % уверен, что есть. Я конечно тоже думаю, что есть. Но вот надо ли мне оно знать точно? Так живешь, типо есть надежда, а вдруг не ФАС. И что мне после похода к генетику делать, крест на ребенке ставить? Таблетки пока никакие не пьем, врач...

Обсуждение

Сходите к генетику, не помешает. А что ФАС не лечится - это врач имеет в виду наверное. что стигмы не исчезнут - это да, но некоторые признаки могут сгладиться или исчезнуть: малый вес и рост при рождении(один из первых признаков ФАС) - может догнать норму или быть чуть ниже при хорошем кормлении и достаточной физнагрузке, овальное окно может закрыться, загиб желчного пузыря расправиться и т.д. Организм все равно стремится к компенсации и надо ему помочь, если есть возможность. Ноотропы и занятия тоже могут помочь скомпенсировать ЗПР. Так что, не опускайте руки.

Вполне можно при ФАС скорректировать задержку в умственном развитии. На своем опыте подтверждаю. Пьем ноотропы, кортексин колем, занимаемся много и ежедневно. На фоне лечения препаратами идет большой прогресс, заметный сразу. До школы многое можно выправить. Ребенку тоже 4 года, но занимаемся, время не теряем.

02.10.2013 13:51:15, Многое возможно

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам...

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Кто занимался и результативно? Расскажите, как это обычно выглядело? У меня ощущение, что занятия напоминают обычные занятия с обычным ребенком в группе развития. Все как всегда: шнуровки, вкладыши, лепка, краски. Отличается разве что утрированное проговаривание всех слов послогово. Иногда повторяются отдельные слоги. В принципе, я сама делаю все то же самое. Мне казалось, что у профессионалов должны быть какие-то особые приемы и знания. Профессионализм конкретного логопеда у меня вроде не...

Обсуждение

по прочтении ветки, сразу вспоминается известная байка про починку парового котла... доллар за то, что стукнул, а тысяча, что знал куда... :)
на самом деле, арсенал приемов/методик логопедов/дефектологов не так уж и велик, главное как все это применяется к конкретному ребенку:) у нас те же игровые элементы, те же карточки, однако, не перестаю восхищаться, на какие ухищрения приходится идти нашему деф-у, чтобы получить результат - клиент так просто не сдается:) но она обычно добивается желаемого - вот это уже мастерство. а ведь все "как всегда"...

зы. еще мы вчера говорили, это очень важно, что у логопедов/дефектологов, как и любых педагогов, есть своя ниша, некоторые в этом не признаются, но нельзя объять необъятное, есть что-то что получается лучше, к чему лежит душа, а есть... так же и с контактом учитель-ученик... :) это касается и самых маститых дорогих педагогов:Р если нет сдвигов (я не говорю, что должен за пару занятий заговорить! это долгий путь) не бойтесь изменений - это далеко не последний логопед в вашей жизни:)

я думаю, со временем вы все же придете к осознанию, что это "черный ящик", где нет 100% верных диагнозов и определений - это не главное, главное - результат (мне на это понадобилось всего-то года четыре:D

У нас с детьми, которые совсем не разговаривают занимаются (по крайней мере наш логопед) по методике, которая похожа на РМО (RDI) и канадскую MOre than words. На форуме и у Элины немного есть переведенного материала. Если кратко, она активно общается с ребенком, вытягивая у него слова. Например, кружит ребенка и повторяет "кружить, еще". Со временем ребенок тоже начинает говорить. Но это очень упрощенный пример. У них здесь целая методика, семинары, лекции. Я была только на первой лекции, смысла в этой методике для нас не увидела. Нас бы кто научил молчать иногда.

Кто-нибудь объяснит мне внятно, как они дифференцируются? Особенно ЗРР и моторная алалия. Чем больше спецов, тем больше разных догадок-диагнозов... В Интернете уже массу всего перелопатила, все равно не понимаю. ЗРР - это диагноз вообще? По описанию больше на симптом похоже, причиной которого может быть что угодно та же алалия, в частности.

Обсуждение

Здравствуйте! ЗРР - это задержка развития, а не нарушение, т.е. всего лишь отставание темпов формирования речи. Алалия - диагноз, который ставит ТОЛЬКО невролог или психоневролог на основании проведенных обследований мозга (энцефалограмма и т.п.), т.к. при алалии поражаеются определенные зоны коры; логопед же может алалию только предположить и направить к неврологу. Раньше полных 3 лет этот диагноз не ставится.
С уважением, логопед, специальный психолог.

ЗРР - отставание в речеврм развитии, т.е. речь формируется в соответсвии с онтогенезом, но более медленно. Алалия - отсутствие речи, для нее характерен патогенез (т.е. она обусловлена различными нарушениями, как центральной, так и периферической НС).

Была ниже такая животрепещущая темка. А давайте мне поможем определиться, сорри, что анонимно. Анамнез - скоро 40, сейчас в декрете, профессия - кадры, HR по-модному (собеседования, бумажки, справки, корпоративы и прочая - т.е. я не кадровик). Работа мне нравится, в родной компании меня ждут - но: по выходе из декрета мне 40 и сколько я ещё пробегаю по собеседованиям? Спрашиваем-отвечаем: недолго. Во-первых, всё-таки поднадоело, во-вторых, несолидно, дорогу молодым. В начальники я не...

Обсуждение

Мне сейчас 38 лет, первый диплом о высшем образовании-социальный педагог, повышение квалификации-управление персоналом. 10 лет работаю в отделе кадров, и уже надоело не то слово. Мне уже работать в этой сфере не интересно, хотя на сегодняшний день работаю в очень хорошей организации. Буду поступать учиться на логопеда. Считаю что смена деятельности раз в 10 лет -это неплохо, а очень даже хорошо.Сейчас в наше время повышают пенсионный возраст до 63 лет. Задаю я себе вопрос-а смогу ли я продолжать работать в кадрах в таком случае еще 25 лет? , а не 17 лет, что тоже очень много надо сказать. И говорит моя душа-25 лет, однозначно нет! Учиться и развиваться никогда не поздно! Что-то менять, чем старше мы становимся -страшно. Но и дальше так долго продолжаться не может. Будет трудно, но развиваться и получать новые знания-это интересно!

20.07.2018 10:13:14, будущий логопед

Чтобы стать логопедом - не совсем гммм.. достаточно на него выучиться. Но если получится - то о материальныx проблемаx можно будет забыть:-)
У меня занятия расписаны на 5-6 месяцев вперед минимум, беру дополнительно только если очень жалко ребенка. Ученики приxодят домой, только по рекомендации, расценки высокие, моя репутация - еще выше:-), результаты занятий родителей радуют очень.
НО - я действительно люблю и детей и свою работу. Абы как и не от души, как банально это не звучит, получаться xорошо не будет. Подумайте.

06.06.2011 00:58:49, Бабулька - практик

Девочки в последнее время столько вопросов накопилось. Нам поставили диагноз в два года Дизартрический компонент, что это? какие прогнозы при таком заболевании? Я слышала что дизартрию и аллалию ставят только по МРТ, а этот компонент? (еще раз напомню МРТ нормальное)

Обсуждение

пишу только то, через что прошли сами. то что у ребенка "дизартрия" дворовый логопед поставил в 2 года. у ребенка полное понимание обращенной речи, отстования в умственном развитии нет, "отвечает" на любой вопрос по прочитанной сказке, знает цвета, фигуры. но не речью а показывает пальцем. логопед сказал, что раньше 4-5 лет никто с ним заниматься не будет. начали заниматься в 3, считаю что год потеряли. мы не могли говорить, не то что говорили не правильно, а не могли физически произнести "у" или "б" для этого нужны усилия мышц лица. год кувыркались сами по книгам и в поисках логопеда, выяснилось, что с дизартриками почти никто не работает. это должен быть логопед-дефектолог с опытом работы именно в этом направлении. так как дизартрия часто является сопутствующим заболеванием у детишек с умственными отклонениями, то желательно что бы специалист был с опытом работы от туда, а это редко. современные логопеды такой практики не имеют и владеют только теорией. нам повезло найти специалиста лишь к 4 годам.
сейчас нам 5. за год занятий (3 раза в неделю по часу логомассаж плюс постановка звука и ежедневно дома повторение пройденного) считаю что прогресс есть. мы говорим все звуки кроме "ч" и "ы", читаем, пересказываем, но проблема еще осталась. в момент эмоционального потрясения появляются слюни и речь становиться кашеобразной но она есть, а год назад, в сентябре нас собирались класть в 6 психбольницу, якобы только там нам место. наш логопед на войковской, будут вопросы, пишите на майл

Это недостаточно сформированный артикуляционный аппарат. Предрасположеннось. До з лет ставиться задержка речевого или психоречевого развития - официально. В вашем случае надо обратить внимание на артикуляционную гимнастику, массаж языка и тд, дыхательную гимнастику. Удачи

30.08.2006 21:15:08, коррекция

Из этого многие родители делают вывод о том, что ребенок должен получать огромные интеллектуальные нагрузки буквально с пеленок. В этом видится залог успешной карьеры, благополучной жизни и так далее. На самом деле ранний старт не всегда дает преимущество. Постараемся аргументировать эту позицию и проиллюстрировать ее конкретными примерами. В ущерб здоровью В качестве врача-невролога мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Каждую неделю ко мне приводят малышей, у которых эти симптомы появились в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только...
...Ребенок, который не имеет представления о право - лево, внутри - снаружи, больше - меньше, не умеет общаться со сверстниками, истеричен или заторможен, получит лишь отрицательный заряд для собственного развития. Сил его организма не хватит и на компенсацию физиологической задержки, и на интеллектуальный толчок. Во втором классе массовой школы учились две сестры-погодки. Младшая успешно усваивала пройденный материал, играла в подвижные игры со сверстниками. На приеме мама сказала, что старшая девочка на первом году жизни была мало активна, поздно начала держать голову, переворачиваться, мало ползала, пошла в год с небольшим. Младшая росла бойкой и нел...Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика...

Д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений - 6-8 раз). Вот некоторые примеры Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно) Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик. Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье). Облизать тарелочку, как это делает киска. Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик). Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы т...

Медицинская карта ребенка (форма № 026/у-2000). карта прививок (форма 63). медицинский страховой полис ребенка (копия). свидетельство о рождении ребенка (копия). свидетельства о рождении всех детей в семье. копия 1-ой страницы сберкнижки (для получения денежной компенсации в размере от 20 до 75%). свидетельство о получении ИНН (копия). Если вам положены льготы по оплате, необходимо приложить заявление на получение этой льготы, а также представить в детский сад документы, подтверждающие право ее получения (а они вправе проверить, действительно ли вам полагается льгота). Казалось бы, документов в детский сад надо не так мно...
...медицинская карта ребенка (форма № 026/у-2000). карта прививок (форма 63). медицинский страховой полис ребенка (копия). свидетельство о рождении ребенка (копия). свидетельства о рождении всех детей в семье. копия 1-ой страницы сберкнижки (для получения денежной компенсации в размере от 20 до 75%). свидетельство о получении ИНН (копия). Если вам положены льготы по оплате, необходимо приложить заявление на получение этой льготы, а также представить в детский сад документы, подтверждающие право ее получения (а они вправе проверить, действительно ли вам полагается льгота). Казалось бы, документов в детский сад надо не так много, и собрать их проблемой не является (а больша...

Обсуждение

Это ещё круто если с 2 берут. Моя вот со своим годом не попала, будет год ещё болтаться почти до 3 лет-кошкам во дворе хвосты крутить, потому как друзья-ровесники почти все в сад уходят. На следующий год вроде как должна попасть но именно в ясельную группу, т.е. будет самая взрослая и в школу пойдет сразу из старшей группы минуя подготовительную. Даже воспитатели в саду у сына говорят что девочка явно садиковская, я когда за с ней забирать его прихожу то про меня забывает и бежит к детям, играет на прощадке с ними, причем в обиду себя не дает, может отпор дать даже ребенку постарше, обожает посещать живой уголок расположенный в средней группе, спокойно остается с воспитателями если мне надо отойти ненадолго, уходим обычно последние когда сторож сад закрывать идет. Она и ему кричит -привет, дедушка Виталик! Закрывать будешь? Не говоря уже о том что давно ест ложкой и сама садится на горшок. Лично видела свежепоступивших ясельников, половина за маму прячутся с выражением ужаса на лице и двух слов связать не могут. Таких жалко и отрывать от себя наверное

Меня больше всего возмущает наша система!Везде кричат: "Рожайте детей! Улучшайте демографию! Государство поможет!" а чем оно может помочь? Деньги маме платят до достижения ребенком 1,5 лет, в детский сад, в основном, берут детей с 2-х лет (очень сложно найти детский сад с ясельной группой),так еще очень сложно оформить.И подскажите, пожалуйста, как можно жить, если муж получает мало, все дорожает, в том числе и коммунальные услуги, а на ребенка платят 65 руб.?Как вообще создавались законы, о чем думали чиновники? что, ребенок с 1,5 до 2-х лет не ест, не пользуется средствами гигиены и носит вещи, которые носил до 1,5 лет?

Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Логопед просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме...

Обсуждение

Сказки- очень хорошо, с рождения читаем. Со старшим проигрывали все сказки, теперь доча показывает и как мышка бежит, и как бабка с дедом плачет (по поводу разбитого яичка). И ребенок развивается, и маме особо заморачиватся по поводу обучения малыша ненадо. А на пример, на сказке "Репка", сына счету учила. Очень быстро и рано освоил сложение.

Кто знает про школы V вида? Встал вопрос с выбором школы, и я никак не могу понять - есть ли нам смысл соваться в речевые? Занимаются ли они детьми с исключительно речевыми проблемами без нарушений интеллекта, или берут любых "речевых" детей? У девочки серьезное отставание в развитии вообще, но проблемы с речью особенно серьезны: в 9 лет говорит, как средний 3-4 летка по содержанию,и чисто логопедически - коверкает слова, выговаривает не все звуки. В остальных сферах все заметно...

Итак, перерыв старые архивы по теме, увидела, что пару лет назад здесь велись бурные дискуссии среди мам на тему лечения детей, специалистов и центров по реабилитации. А сейчас эти мамы, похоже, стали опытными и ушли в подполье, потому что то ли дети выросли и выздоровели, то ли всем всё ясно как лечить и заниматься, то ли перешли на более приватное общение. НО! Появляются новые детки с аутичными чертами, причем, судя по тому, что запись на консультацию в тот же институт коррекционной...

Обсуждение

Здравствуйте. Хотелось бы узнать как ваш сынок? Прошло 10 лет. У моего сына всё тоже самое. Ищу информацию и случайно сюда зашла.

06.01.2019 14:13:27, Алинок

БГБК Диета и биомедицинское лечение могут помочь и помогают многим детям с атуизмом. Но это направление на данном форуме табу. если интересно, можете написать мне на мыло

- 267.00 Кб

Отсутствие изолированных компенсаторных процессов на рассматриваемых уровнях организации, внутрисистемные механизмы компенсации находятся в интегративной взаимосвязи и объединены межсистемными компенсаторными реакциями.

Межсистемные механизмы компенсации нарушенных функций.

Если функциональный дефект достаточно выражен и не может быть компенсирован перестройкой активности элементов поврежденной системы, то компенсаторная реакция приобретает генерализованный характер, охватывая многие системы организма, причем на всех уровнях их организации (молекулярном, субклеточном, клеточном, органном, тканевом, системном и организменном). Включение стресс-реализующей системы как переход на режим функционирования, мобилизующий функциональные возможности всего организма, в том числе компенсаторные, системы.

Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.

Биологизаторские концепции, утверждающие независимость психики от внешнего мира, имманентность (имманентный - присущий внутреннему явлению) её проявлений. Интенсивность и содержание психической жизни объяснялись хотя и различными у разных авторов причинами – специфической энергией органов ощущений и восприятия, мышлением, инстинктами, влечениями и т.п., но во всех случаях детерминация психической деятельности находилось в самом субъекте. В результате отрицание педагогического вмешательства в процесс компенсаторного приспособления.

Социологизаторское понимание замещения нарушенных или утраченных функций, отрицающее какую бы то ни было роль природного, биологического в человеке. Отсюда неизбежный вывод: компенсировать отклонения в психическом развитии, например, и при слепоте можно только в том случае, если незрячие будут обучаться и воспитываться в тех же условиях, что и зрячие. При этом под таким условием понимались главным образом содержание обучения.

Односторонность как биологизаторского, так и социалогизаторского подхода.

Идеи Т. Липпса, В. Штерна, А. Адлера - здоровое ядро психологии воспитания детей с дефектами: о сверхкомпенсации (работа сверхкомпенсации определяется двумя моментами: диапазоном, размером неприспособленности ребенка, углом расхождения его поведения и предъявляемых к его воспитанию социальных требований с одной стороны, компенсаторным фондом, богатством и разнообразием функций – с другой. Процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию, и сохраненными силами психики. Сверхкомпенсация есть только крайняя точка одного из двух возможных исходов этого процесса, один из двух полюсов такого осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни, фиктивную цель, направляющую весь жизненный план по сложному пути. Между этими двумя полюсами, крайними случаями, расположены все степени компенсации – от минимальных до максимальных.).

Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский,

Б. В. Зейгарник, Т.А. Власова, К. С. Лебединская, В.В. Лебединский, и др.

  1. Проблемы коррекции, компенсации, реабилитации, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

    Актуальность изучения данной проблемы.

Коррекция как система психолого-пеадгогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Реабилитация как применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Процесс реабилитации как сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств. Реабилитация как итог всей коррекционно-педагогической деятельности.

Абилитация в отношении раннего возраста не как о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном её формировании.

Компенсация как сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Опора компенсаторного процесса на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Социальная адаптация как приведение индивидуального и группового поведения детей с отклонениями в развитии в соответствии с системой общественных норм и ценностей.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а так же педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения (СКОУ) I-VШ вида для детей с особыми образовательными потребностями:

СКОУ I вида – для обучения и воспитания неслышащих (ранооглохших, без речи) детей.

СКОУ II вида для обучения и воспитания неслышащих (позднооглохших, с речью), и слабослышащих детей. Два отделения (первое – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха, второе отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленных нарушением слуха).

СКОУ III вида для обучения и воспитания незрячих детей (слепых) с абсолютной слепотой с остаточным зрением на уровне светоощущения, с остаточным зрением 0,04 и ниже; с более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

СКОУ IV вида для обучения и воспитания слабовидящих детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с обычной коррекцией; с более высокой остротой зрения при нарушении других зрительных функций (роле зрения, острота зрения для близи), при наличии астенических явлений при чтении и письме, при прогрессирующих и часто рецидивирующих заболеваниях.

СКОУ V вида для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией. Два отделения (первое – для детей, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени – алалия, дизартрия, ринолалия, афазия; дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием; второе отделение для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи).

СКОУ VI вида для обучения и воспитания для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

СКОУ VII вида для обучения и воспитания для детей с задержкой психического развития.

СКОУ VIII вида для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования в I-VII видах СКОУ. Специфика образования в СКОУ VIII вида.

Ученые – исследователи, занимающиеся данной проблемой: И.И. Данюшевский, А.И.Дьячков, Т.А. Власова, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеев, Б.П. Пузанов и др.

      Литература

  1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
  2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2006.
  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология, - М.: Академия, 2002.
  4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2003.
  6. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры для дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.
  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
  8. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
  9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2004.
  10. Практикум по психологии детей с нарушениями интеллекта / Сост. И.М. Бгажнокова. – М. – Ярославль, 1998.
  11. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.П. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2006. – С. 234 – 240.
  12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
  13. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2005.
  14. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2005.
  15. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М, 2006.
  16. Шаповал И.А. Специальная психология. – М., 2005.
  17. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – М., 2004. – С. 44 – 63.

Краткое описание

Специальная психология как отрасль психологии и дефектологии. Задачи специальной психологии. Междисциплинарные связи специальной психологии. Причины отклонений в развитии детей. Понятие отклоняющегося развития. Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие. Психический дизонтогенез по типу задержанного развития. Дефицитарное развитие. Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения.
Теория компенсации в специальной психологии.

(от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Компенсация психических функций

возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании такой новой системы функциональной является оценка результатов, к коим приводят попытки организма устранить дефект, производимая благодаря наличию «афферентации обратной».

Существуют два типа компенсации функций психических:

1) внутрисистемная, реализуемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;

2) межсистемная, связанная с перестройкой системы функциональной и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур.

У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития осязания - за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов, что требует специального обучения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "компенсация психических функций" в других словарях:

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ - возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. п. ф. возможно вовлечение новых, не осуществлявших ранее данных функций, нервных структур, которые… …

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ВНУТРИСИСТЕМНАЯ - компенсация, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    КОМПЕНСАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕЖСИСТЕМНАЯ - компенсация, связанная с перестройкой функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из других нервных структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    Этимология. Происходит от лат. compensatio возмещение. Категория. Восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций. Специфика. Происходит либо на основе сохранных, либо при перестройке… …

    Согласно З. Фрейду реакция организма и психики, противодействующая травматическим возбуждениям путем изъятия активной энергии у всех психических систем и созданием соответственного энергетического заполнения вокруг травмированных элементов.… … Большая психологическая энциклопедия

    Компенсация - (от греч. cоmрensare возмещать) теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к… … Психологический словарь

    Компенсация функций - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процесс компенсации элементарных физиологических функций не требует обучения и происходит за счёт… … Педагогический терминологический словарь - психологический механизм, усиливающий действия личности, направленные на восполнение своих реальных или мнимых недостатков. Компенсация осуществляется двумя путями: а) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого либо… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике