Техника проведения непрямого массажа сердца новорожденным. Массаж сердца: виды, показания, проведение закрытого (непрямого) с ИВЛ, правила

Под реанимацией понимают восстановление жизнедеятельности при полной остановке сердца и дыхания, когда пациент находится в терминальном состоянии (клиническая смерть, преагональное и атональное состояние). Возобновление сердечной деятельности и дыхания еще не означает окончательного оживления. Более сложно дальнейшее лечение, направленное на полное восстановление всех функций организма, главным образом центральной нервной системы.

Простыми методами восстановления сердечной деятельности и дыхания должны владеть все врачи, средний медицинский персонал и представители иных профессий. Объясняется это тем, что клетки коры головного мозга без кислорода погибают в обычных условиях через 3-5 мин. Практически обеспечить жизнедеятельность клеток мозга при остановке сердца и дыхания возможно только с помощью искусственного поддержания вентиляции легких и сердечной деятельности. Поэтому простейшие методы восстановления сердечной деятельности и дыхания начинать должен тот, кто первый окажется около пострадавшего ребенка. Если искусственное поддержание вентиляции легких и сердечной деятельности не будет обеспечено в ближайшие минуты после остановки сердца и дыхания, в дальнейшем любые мероприятия окажутся бесполезными. Ниже приведены основные методы искусственного поддержания вентиляции и газообмена, которые применяют в любых условиях при остановке дыхания и кровообращения Врач-педиатр должен не только владеть этими методами, но и обучить весь персонал учреждения основам реанимации и создать систему проведения реанимационных мероприятий.

Искусственная вентиляция легких . Наиболее эффективны методы искусственной вентиляции легких, основанные на вдувании воздуха, кислорода в дыхательные пути больного. Вдувание можно проводить ртом в рот, ртом в нос, с помощью специального дыхательного мешка, через маску наркозного аппарата и эндотрахеальную трубку.

а - вдувание воздуха через рот, б - пассивный выдох пациента.

Перед началом искусственной вентиляции необходимо освободить дыхательные пути ребенка от инородных тел, жидкости, слизи. Для этого новорожденного или ребенка грудного возраста можно приподнять за ножки и удалить пальцами содержимое из полости рта. Маленького ребенка укладывают животом на бедро человека, оказывающего помощь, головой вниз. Полость рта у более старших детей освобождают таким же путем или пальцами. Дальнейшие действия лица, проводящего искусственную вентиляцию, имеют определенный порядок:
1) ребенка укладывают на спину, под плечи подкладывают небольшой валик и голову резко разгибают, а нижнюю челюсть придерживают. Оживляющий делает глубокий вдох, а затем быстро вдувает в рот ребенка выдыхаемый воздух, при этом ноздри ребенка зажимают;
2) при выдохе голову ребенка удерживают в резко разогнутом положении, нижнюю челюсть выводят так, чтобы верхние и нижние зубы соприкасались; выдох продолжается вдвое больше вдоха.

За один вдох ребенку необходимо вдуть объем, примерно в 1,5 раза превышающий его дыхательный объем. Производят 20- 28 вдуваний в 1 мин. При использовании дыхательного мешка или наркозного аппарата принципы искусственной вентиляции остаются те же.

Ритмичные движения грудной клетки и диафрагмы свидетельствуют о том, что вдуваемый воздух попадает в легкие,

Искусственное восстановление и поддержание сердечной деятельности. При полном прекращении сердечной деятельности, кроме непосредственного воздействия на сердце, никакие другие мероприятия (внутриартериальное нагнетание крови, медикаментозные средства) эффекта не дадут.

Непрямой массаж сердца (схема)

а - сердце не сдавлено и заполняется кровью (диастола)
б - сердце сдавлено между грудиной и позвоночником кровь проталкивается в сосуды (систола)

Остановку сердца диагностируют по отсутствию артериального давления, пульса и сердечных тонов, бледности кожи и резкому расширению зрачков Во время операции из сосудов прекращается кровотечение

В большинстве случаев восстановление сердечной деятельности начинают с непрямого массажа сердца. Принцип такого массажа заключается в периодическом сдавливании сердца между грудиной и позвоночником В момент сжатия кровь проталкивается в сосуды, а в тот момент, когда сердце не сжато, оно заполняется кровью.

Техника непрямого массажа сердца ребенка укладывают на спину обязательно на твердое основание (стол, кровать с деревянными щитами, пол). Ноги лучше приподнять. Затем энергично надавливают на нижнюю треть грудины с частотой 90-100 раз в 1 минуту. Амплитуда движения грудины при этом должна быть 3-4 см. У новорожденных надавливания производят ладонью с приподнятыми пальцами, а у детей старше 8-9 лет - двумя ладонями с приподнятыми пальцами.

Во время проведения непрямого массажа до появления самостоятельных сердечных сокращений полезно пережать брюшную аорту, надавливая кулаком на область пупка. Это уменьшает объем циркулирующей крови и улучшает кровоснабжение мозга.

Непрямой массаж сердца у новорожденного, ребенка грудного возраста и у ребенка старшего возраста

Слева: Непрямой массаж сердца у новорожденного и ребенка грудного возраста;
Справа: Непрямой массаж сердца у ребенка старшего возраста.

Если в течение 1,5-2 мин непрямого массажа не появляется пульсация на сонной артерии, следует переходить к прямому массажу сердца. Грудную клетку вскрывают по четвертому или пятому левому межреберью от среднеподмышечной линии до грудины. Чаще вскрывают и перикард. Желудочки сердца сдавливают одной или двумя руками также с частотой до 100 раз в 1 мин, продолжительность сжатия 0,3 с. Если остановка сердца наступила во время операции на брюшной полости, массаж сердца можно проводить через диафрагму, прижимая сердце к грудине. Медикаментозная терапия и дефибрилляция. Медикаментозную терапию проводят только после начала массажа сердца и искусственной вентиляции.

1. Если сердечная деятельность через 1-2 мин после начала массажа не восстанавливается, вводят внутривенно 0,1-0,2 мг (лучше развести до 1-2 мл) 0,1% раствора адреналина. Адреналин, особенно у детей младшего возраста при плохо выраженных венах, можно вводить эндотрахеально, через интубационную трубку. Для этого объем вводимого препарата нужно увеличить в 3-4 раза Раствор натрия бикарбоната 4% для коррекции резко выраженного метаболического ацидоза вводят внутривенно только в тех случаях, когда уже появилась сердечная деятельность и если другие методы лечения ацидоза (введение жидкости, согревание пациента) эффекта не дали.

2. При остановке сердца, вызванной кровотечением, необходимо параллельно введению адреналина вводить внутривенно под давлением кровь и кровезаменители.

При фибрилляции сердца выполняют дефибрилляцию. Фибрилляция - одно из опаснейших осложнений массажа - может возникнуть самостоятельно от тех же причин, что и остановка сердца. Фибрилляцию диагностируют по тем же признакам, что и остановку сердца, но на ЭКГ видна специфическая кривая. При вскрытии плевральной полости отмечаются хаотические подергивания отдельных мышечных групп сердца. Наиболее эффективным методом лечения фибрилляции является электрическая дефибрилляция с помощью специальных дефибрилляторов, которая может проводиться несколько раз. После прекращения фибрилляции следует продолжать массаж сердца. Вместо электрической дефибрилляции можно применять внутривенное введение лидокаина в дозе 0,5-1 мл на 1 кг массы тела.

Эффективность реанимации определяют по появлению пульсации на периферических сосудах, уменьшению бледности и цианоза, сужению зрачков и появлению роговичного рефлекса, восстановлению сознания и самостоятельного дыхания.

Проведение сердечно-легочной реанимации. Выше были приведены отдельные методы восстановления дыхания и сердечной деятельности. При остановке сердца и дыхания искусственную вентиляцию легких и массаж сердца выполняют одновременно в следующем порядке:

1) быстрое освобождение дыхательных путей;

2) 2-3 вдувания воздуха или кислорода в легкие больного;

3) 4-5 надавливаний на грудину; 4) в последующем - чередование 1 вдоха с 4-5 надавливаниями. В момент вдоха нельзя надавливать на грудину. Если реанимацию проводит один человек, то на каждые 2 вдоха выполняют 15-18 надавливаний на грудину. Каждые 2 мин на несколько секунд прекращают реанимационные мероприятия, чтобы проверить их эффективность. При проведении реанимации вызывают специалистов либо перевозят ребенка в специальное учреждение, продолжая реанимацию во время транспортировки.

Залогом успеха реанимационных мероприятий является организация систематического обучения всего медицинского персонала. Только это может обеспечить своевременное эффективное проведение реанимации.

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1. Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2. Положите малыша на спину;

3. Позовите кого-нибудь на помощь;

4. Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5. Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6. Проверьте наличие пульса в течение 5 - 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7. При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

Частота не менее 100 в 1 мин.;

Глубина 2 - 3 см;

Соотношение толчков на грудину и вдуваний - 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8. После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей - кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1. Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3. Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4. Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5. Выполняйте 1 - 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6. Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7. Осмотрите рот пострадавшего:

Если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

Если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
- после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года - способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине. Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают. Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок. У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям - к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

У новорожденных и детей до 4 месяцев - 40

У детей 4-6 месяцев - 35-40

У детей 7 месяцев - 35-30

У детей 2-4 лет - 30-25

У детей 4-6 лет - около25

У детей 6-12 лет - 22-20

У детей 12-15 лет - 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их - на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям - обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

У новорожденных - 140

У детей 6 месяцев - 130-135

У детей 1 года - 120-125

У детей 2 лет - 110-115

У детей 3 лет - 105-110

У детей 4 лет - 100-105

У детей 5 лет - 100

У детей 6 лет - 90-95

У детей 7 лет - 85-90

У детей 8-9 лет - 80-85

У детей 10-12 лет - 80

У детей 13-15лет - 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

Ребенку может понадобиться НМС в случае останов­ки дыхания. Чаще всего причиной этого является ма­ленький предмет вроде игрушки или кусочка пищи, попавший в дыхательные пути. Другие причины оста­новки дыхания у ребенка:

  • дорожное происшествие;
  • утопление;
  • ожоги;
  • вдыхание дыма;
  • падение;
  • удушение.

Иногда ребенок нуждается в НМС, чтобы пережить кризис, вызванный респираторной инфекцией, при которой отекает горло и возникают спазмы. Это, напри­мер, детские болезни круп и эпиглоттит (инфекция клапана, закрывающего вход в голосовую щель).

Уложите ребенка на твердую гладкую поверхность.

Если у ребенка произошла остановка дыхания, вы­полняйте НМС следующим образом.

Подготовьтесь

  • Осторожно потрясите ребенка за плечи и спросите: «Все в порядке?» Это поможет вам убедиться, что вы не со­бираетесь делать НМС ребенку, находящемуся в созна­нии.
  • Если ребенок в сознании, но дышит с трудом, устрой­те его в том положении, при котором максимально об­легчится дыхание.
  • Быстро проверьте, нет ли тяжелых травм. Сосредоточь­те внимание на голове и , поскольку вы будете ма­нипулировать этими частями тела.

Обратитесь за помощью

Старайтесь не касаться шеи ребенка, чтобы не перекрыть дыхательные пути.

Вызовите «скорую помощь».

Если вы один, и ребенок не дышит, выполняйте НМС в течение минуты, а потом вызывайте профессиона­лов.

Разместите ребенка

Уложите его на спину на твердую гладкую поверхность. Если ребенка нужно перевернуть из положения на жи­воте, делайте это, поддерживая голову, переворачивая его как одно целое.

При подозрении на травму головы или шеи двигайте ребенка как можно меньше, чтобы снизить опасность .

Откройте дыхательные пути

Встаньте на колени у плеча ребенка.

Если нет травмы шеи, положите одну руку ему на лоб и аккуратно поднимите подбородок другой рукой. Ста­райтесь не трогать ткани шеи, чтобы не перекрыть ды­хательные пути вместо того, чтобы открыть их. Следи­те, чтобы рот не закрывался полностью.

При травме шеи нужно действовать так, чтобы исклю­чить ее движения. Встаньте на колени за головой ребен­ка. Обопритесь локтями о землю, положите большие пальцы возле углов рта, остальные - под нижнюю че­люсть. Поднимите челюсть кверху.

Следя за тем, чтобы дыхательные пути были открыты­ми, поднесите ухо ко рту и носу ребенка, глядя в сто­рону его ног. Прислушайтесь к звуку выходящего возду­ха, присмотритесь, двигается ли грудная клетка, по­пробуйте ощутить движение воздуха щекой.

Если вы чувствуете движение воздуха и видите, как под­нимается грудная клетка, считайте, что ребенок ды­шит. Сохраняйте дыхательные пути открытыми и сле­дите за дыханием.

Восстановите дыхание

Если ребенок не дышит, поддерживайте дыхательные пути в открытом состоянии и начинайте делать искус­ственное дыхание (способом рот-в-рот). Сделайте два медленных выдоха с паузой между ними. Если это не подействует, переместите голову ребенка и попытай­тесь еще раз. Если ничего не изменилось, значит, что-то перекрывает дыхательные пути.

Если дыхательные пути ребенка перекрыты языком, их легко освободить, приподняв подбородок и поло­жив другую руку на лоб (как объяснено выше). Если это не помогает, можно попробовать выполнить толчки в живот, как взрослому (см. , раздел «Помощь подавившемуся младенцу или ребенку до 8 лет»). Убе­рите пальцами любой видимый предмет. Однако не де­лайте этого не глядя, - вы можете нечаянно протолк­нуть его глубже.

Проверьте дыхание и пульс. Если ребенок по-прежне­му не дышит и пульс не прощупывается, приступайте к сжатиям грудной клетки.

Восстановите кровообращение

Держите одну руку на лбу ребенка, чтобы дыхательные пути оставались открытыми. Другой рукой нащупайте пульс на шее, в сонной артерии. Для этого положите средний и указательный пальцы в ямку между горта­нью и мышцей рядом с ней. Подождите 5-10 секунд, чтобы почувствовать пульс.

Если пульс не прощупывается, не сжимайте груд­ную клетку. Продолжайте делать искусственное ды­хание (20 раз в минуту). Каждые 2-3 минуты прове­ряйте пульс.

Если пульса до сих пор нет и помощь еще не прибы­ла, приступайте к сжатиям грудной клетки. Расставьте колени для надежности упора. Затем рукой, которая ближе к ногам ребенка, нащупайте край ребер. Поме­стите средний и указательный пальцы в то место, где ребра соединяются с грудиной (сначала средний, ря­дом - указательный). Положите основание ладони сразу же над указательным пальцем. Оно должно рас­полагаться вдоль продольной оси .

Если все меры для возобновления проходимости дыхательных путей и искусственной вентиляции легких эффективно выполнены, тогда следующим шагом должно стать определение работы сердца

Установка остановки кровообращения определяется простыми клиническими признаками:

o потеря сознания;

o отсутствие пульса на артериях, обеспечивающих мозговое кровообращение (артериях шеи);

o широкие, не реагирующие на свет, зрачки;

o инюшно-бледный цвет видимых частей тела пострадавшего. Потеря сознания наступает внезапно. Признак этот весьма характерна. Очень важным признаком является отсутствие пульса

Для диагностики этого состояния важно установить отсутствие пульса на артериях шеи. Широкие, не реагирующие на свет, зрачки - один из характерных признаков, причем сужение их во время массажа сердца свидетельствует ь об эффективности массажа. Если с помощью перечисленных признаков было установлено остановку кровообращения, то следует немедленно начать непрямой массаж сердцаця.

Непрямой массаж сердца - простая мера, не требующий никакого оборудования и выполняется в любых условиях, сразу после обнаружения остановки кровообращения

Суть его в ритмическом сжатии грудины в направлении к позвоночнику так, чтобы расстояние между грудиной и позвоночником уменьшалась на 3-5 см.. При этом сердце сжимается и выталкивает кровь из желудочков сердца я в малый и большой круг кровообращения. После прекращения давления на грудину грудная клетка возвращается в исходное положение, в результате чего желудочки сердца вновь наполняется кровью. Частота нажатий - 100 раз за минутину.

Техника непрямого массажа: пострадавшего кладут на спину, на твердую поверхность, например, пол. Спасатель становится сбоку от пострадавшего, запястьем левой руки опирается на среднюю часть грудины запястьем правой руки на тыльную часть запястья левой руки и сжимает грудину в направлении позвоночника, используя вес собственного тела на разогнуть в локтях конечностях. Тиснение на грудину должно быть с ильного, быстрым и кратковременнымим.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

Непрямой массаж сердца у детей в возрасте до одного года выполняют таким образом. Определяют линию, соединяющую соски ребенка. Перекресток ее с грудиной и является местом непрямого массажа сердца. Двумя пальцами, указатель ным м и средним, выполняют интенсивное нажатие на грудину с такой силой, чтобы грудная клетка прогибалась на 1,5-2 см, со скоростью 100 раз в минутину.

У детей с 1 года до 8 лет непрямой массаж сердца выполняется одной рукой (рис489), которую располагают на нижней трети грудины, нажатие проводят с такой силой чтобы грудная клетка прогибались на 2,5-3,5 см. Как и у детей до одного года, необходимо поддерживать скорость массажа 100 раз в минуту, чтобы при чередовании с. ИВЛ суммарная частота компрессий грудной клетки составляла 80 раз за минутлину.

У детей старше 8 лет массаж сердца выполняется так же, как у взрослых. Частота компрессий на грудную клетку должно колебаться в пределах 80-100 раз в минуту

На этапе элементарного поддержания жизни методы. ИВЛ и непрямой массаж сердца чередуются. При сердечно-легочной реанимации для детей от 8 лет и взрослых это соотношение разное, в зависимости от количества л людей, оказывающих помощь. Если. СЛР выполняет один человек (выполняет и вентиляцию легких, и непрямой массаж сердца) соотношение. ИВЛ с частотой непрямого массажа сердца должно составлять 2:15 (два вдоха / ср тнадцять нажатий на грудную клетку). Если помощь оказывают два или более человек (один человек делает непрямой массаж, другая - вентиляцию легких), соотношение должно колебаться в пределах 1:5 (один вдох / пять компьютеры . Реси на грудную клетку). У детей до 8 лет соотношение. ИВЛ с частотой непрямого массажа сердца составляет 1:5 (один вдох / пять нажатий на грудную клетку) независимо от того, какое количество людей участвует в предоставлении помощимоги.

Если. СЛР выполняется правильно, то:

o одновременно с непрямым массажем сердца на магистральных сосудах должен определятся пульс;

o при вдохе должна подниматься грудная клетка;

o осле прекращения вдоха, благодаря своей эластичности, грудная клетка должна спадать и одновременно регистрируется поток воздуха из ротовой и / или носовой полостей

Признаками эффективности. СЛР на этапе элементарного поддержания жизни являются: сужение зрачков, появление тонуса век, возникновение спонтанных движений гортани, появление попытки к самостоятельному вдохе, улучшения цвета ш кожи и слизистых оболочек, в благоприятном случае - восстановление кровообращения и дыхания.

Таким образом, своевременно предпринятые искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца могут не только восстановить сердечную деятельность, а и другие временно утраченные функции организма, но и продлить жизнь человека

Реанимация ребёнка

При возникновении таких ситуаций, когда ребёнок не дышит и у него отсутствует пульс, Вы должны знать, как оказать ему первую помощь. Всегда срочно вызывайте скорую помощь!

Зафиксируйте время наступления клинической смерти, и сообщите затем врачу, это поможет более точно определить объём необходимых лечебных мероприятий.

Если ребёнок не дышит

Очень маленькому ребёнку, в возрасте до 1 года, искусственное дыхание можно проводить, захватывая сразу рот и нос. Ребёнку старшего возраста искусственное дыхание проводится изо рта в рот.

  • положите ребёнка на спину на твёрдую поверхность
  • освободите дыхательные пути платком или куском чистой материи от слюны, остатков пищи и т. д.
  • рукой разогните шею ребёнка, чтобы голова немного откинулась назад, под шею можно что-то подложить, например, плотно свёрнутую небольшую одежду или полотенце, в этом случае одна Ваша рука будет лежать на лбу ребёнка и закрывать при необходимости нос, а другая на подбородке. Шею не разгибают при подозрении на травму шейного отдела позвоночника(падение с высоты, ныряние, авария).
  • нажмите на подбородок вниз, чтобы ребёнок открыл рот, выдвините подбородок максимально вперёд и вверх, чтоб предупредить западение языка, а если это сделать невозможно проводите дыхание через нос.
  • ребёнку старшего возраста зажмите нос
  • сделайте вдох и плотно приложите свой рот ко рту ребёнка
  • медленно выдохните, как только грудная клетка ребёнка приподнимется, выдох прекращается (т.к. ваш объём лёгких больше чем ребёнка)
  • освободите рот и сделайте новый вдох, за это время ребёнок непроизвольно выдохнет
  • делайте искусственное дыхание с частотой 20 вдохов в минуту ребёнку старшего возраста и с частотой 30 вдохов маленькому ребёнку

Если вы проводите искусственное дыхание очень маленькому ребёнку, проводите выдох особенно осторожно, не выдыхайте до конца, чтобы не повредить лёгкие малыша. Обратите внимание, поднимается ли грудная клетка у ребёнка во время Вашего выдоха. Если грудная клетка не поднимается, слегка увеличьте силу выдоха.

Если нет пульса

Если нет дыхания и пульса, проводите искусственное дыхание одновременно с закрытым массажем сердца.

  • делаем 3-4 вдоха.
  • если ребёнок грудного возраста поместите указательный и средней палец одной руки на ширину одного пальца ниже линии сосков, ребёнок должен находиться на твёрдой поверхности
  • проводите пять нажатий на глубину 1-2 см, после чего делайте один вдох, затем опять пять нажатий и т. д. Частота нажатий 100 раз в минуту.
  • если ребёнок от 1 до 7 лет расположите нижнюю часть своей ладони в нижней трети грудины, проводите пять нажатий на глубину 2-3 см и один вдох, скорость нажатий приблизительно должна быть 80-100 раз в минуту
  • если ребёнок старше 10 лет, то массаж сердца проводится обеими кистями выпрямленных рук, расположенных в нижней трети грудины,сила нажима 4-5 см. Частота 80 в минуту.

Если обе процедуры выполняет один и тот же человек, то можно сделать два вдувания подряд, а затем 10-12 нажатий на грудную клетку. Эффективность оценивается через 1 минуту от начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин. до приезда скорой.

Реанимацию следует прекратить при появлении регулярных самостоятельных дыхательных движений и пульса.

Особенности проведения непрямого массажа сердца для детей разного возраста

Точка нажатия

Глубина нажатия

Соотношение вдох/нажатие

Дети до года

1 поперечный палец ниже сосковой линии