Дискалькулия у младших школьников: упражнения для коррекции.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ДИАГНОСТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВА

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется.

Симптомы дискалькулии

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач».

Симптомы дискалькулии можно объединить в следующие группы:

    Ошибки в назывании чисел.

    Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.

    Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.

    Недостаточное знание математической терминологии.

    Сложности в разложении числа на слагаемые.

    Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.

    Ошибки в написании чисел.

    Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.

    Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.

    Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.

    Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов. Она возникает вследствие недостаточной сформированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка. У ним относятся: пространственные представления, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевой гнозопраксис, моторика, временные и количественные представления, логические операции, восприятие и воспроизведение ритма, лексико-грамматический строй речи. В исследованиях, посвященных изучению дискалькулии, подчеркиваются большая стойкость этих нарушений, сложность их патогенеза и трудность преодоления, влияние речевых патологий на процесс овладения детьми математическими представлениями и их вербализацию. Учеными доказано, что особенности психического развития детей с нарушенным интеллектом обусловлены дефицитарностью высших корковых функций, слабостью аналитико-синтетической деятельности, что отрицательно влияет на процесс развития познавательных способностей. Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта. Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи. Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

    Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.

    Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.

    Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.

    Дислексическая – нарушение чтения математических символов.

    Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

    Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.

    Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.

    Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

    Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

    Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше -больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи. Таким образом, на основе принципов деятельностного подхода (активности, самостоятельности и комплексности), дифференцированного подхода, учета особенностей развития ВПФ, поэтапного формирования умственных действий специалистам и педагогам необходимо создавать специальную коррекционно-развивающую среду для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка на базе образовательного учреждения, способствовать созданию адекватных условий для его развития и обучения.

Для изучения дискалькулии специалисты предлагают следующие виды заданий. «Найди лишнее число». Цель : изучение аналитико-синтетической деятельности, наличие интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умение обобщать представления о конкретном математическом явлении или факте, умение выделять это явление или факт. Материал : карточки с набором чисел: 1,2,4,5,7,8,10,0. Описание обследования. Педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти числа. Найди среди них лишнее число и объясни, почему так думаешь?» 1 балл – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, но не может объяснить выбор; 3 балла - приступает к выполнению задания, называет лишним число 10, объясняет тем, что у него две цифры; 4 балла – приступает к выполнению задания, называет лишним число 0, но не может объяснить выбор; 5 баллов – выполняет задание верно-лишнее число 0, так как оно не относится к числам первого десятка.

«Выбери нужную задачу» Цель: изучение аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать математические задания, понимание и использование математической терминологии. Материал : тексты задач. 1) Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Вит - отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее? 2) Начерти синий отрезок длиной 6 клеток, а красный – длиной 4 клетки. Описание обследования. Педагог читает два текста задач и говорит: «Ты послушал тексты задач. Я сейчас еще раз их прочитаю, а ты выбери задачу на построение и реши ее». Ребенок должен выбрать один текст задачи, объяснить свой выбор и решить задачу. Оценочные критерии выполнения задания. 1 – не приступает к выполнению, не понимает задание; 2 – слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Не понимает разницы между текстами, совершить выбор не может. 3 - слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Выбирает задачу, решает с помощью педагога, но объяснить свой выбор и решение не может. 4 – приступает к выполнению, выбирает задачу верно, решает ее самостоятельно, но объяснить выбор и решение не может. 5 – выбирает задачу верно, решает самостоятельно, объясняя выбор и решение.

Виды упражнений и заданий для предупреждения дискалькулии.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Инструкция: «Назови, из каких фигур составлены предметы».

Инструкция: «Назови клетку с лишней фигурой, объясни выбор».

Инструкция: определи, кто нарисован, сосчитай фигуры, назови их цвета. Сложи такой же узор».

треугольников – 5

квадратов – 2

прямоугольников – 3

Урок 1. Инструкция: «Проведи дорожки».

Урок 2. Инструкция: «Проведи дорожку от дома к машине, раскрась картинку».

Урок 3. Инструкция: «Проведи завитки от животных».

Урок 5. Инструкция: «Нажимай указательным и средним пальцами

на бусины».

Урок 6. Инструкция: «Насыпай птичкам в кормушки рис и гречку».

Урок 7. Инструкция: «Прикрепи прищепки по образцу».

Инструкция: «Сравни количество предметов».

1 2

2 2

1 1

2 3

3 3

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры, назови и раскрась их».

Инструкция: «Найди на картинке цифры по заданию, назови их».

Инструкция: «Найди и назови числа от 1 до 30».

Инструкция: «Раскрась детали картинки по заданию, назови, что получилось».

Инструкция: «Раскрась цифры по заданию».

Стихи про цифры

Как хорошо уметь считать! Раз, два, три, четыре, пять… Цифры все такие разные. Одна – «с хвостиком», другая – «с кружочком», третья - «с локоточком». Надо бы не запутаться. А для того, чтобы не запутаться, правильно считать, не ошибаться в примерах и задачах, нужно знать все цифры. И в первую очередь иметь представление о том, как они называются и пишутся. А уже потом – как их складывать, вычитать, умножать, делить… Стихотворение Маршака «Весёлый счёт» поможет нам в этом.

«Веселый счет» Самуил Маршак

Вот один (иль единица),
Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

А за двойкой - посмотри -
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка - кочерга.
У нее одна нога.

У восьмерки два кольца
Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

«1»
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

«2»
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

«3»
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет -
Проезда нет.
Желтый -
Будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!

«4»
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они - за две минуты.

«5»
Пред тобой - пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

«6»
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

«7»
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь - приятель ваш.

«8»
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой -
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, -
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой -
Седьмая,
А в седьмой -
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!

«9»
К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать -
Носом будете клевать!

«0»
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!

Стихи про цифры (от 1 до 10)

Эти простые и веселые стихи про цифры позволят детям легко и быстро выучить цифры и освоить числа.

Инструкция: «Назови числа по порядку от 1 до 25».

Инструкция: «Назови сначала числа от 1 до 25, написанные черным цветом, потом красным цветом».

Инструкция: «Найди и назови числа по порядку от 1 до 35».

1. А.А. Столяр «Математические игры для детей 5-6 лет. Давайте поиграем» Москва, Просвещение,1991 2. А. Иванов, серия: «Арифметические раскраски», «Сосчитай и раскрась от 1 до 20». Москва, ООО «Алтей и К», 2010 3. Е. Бортникова «Чудо-обучайка», Екатеринбург, ООО «Издательский дом ЛИТУРГ», 1997 4. Е. В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет». Москва, «Акалис»,1996 5. Е. М. Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму», Санкт - Петербург, «Литера», 2017 6. Е. С. Петрова «Прописи с упражнениями», Москва, ООО «Омега-пресс», 2015 7. Е. С. Русакова, серия «Для детского сада тетрадь с прописями», Реутов «Омега», 2016 8. Е. С. Русакова «Первые прописи в клетку», Москва, ООО «Омега – пресс», 2015 9. И. Меньшикова серия книг «Прописи. Рисуем цифры по клеточкам», Москва, «Адонис», 2016 10. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Арифметикач.1,ч.2», Москва, «Адонис», 2015 11. И. Г. Медеева серия книг «Школа до школы. Дошкольная математика ч.1», Москва, «Адонис», 2015 12. И.Н.Приходкин «Прописи. Учимся писать цифры», Москва, ООО «Фламинго», 2010 13. Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64) 14. С. В. Бурдина серия «Математика. Сложение», Киров 15.С.В. Бурдина «Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем математику ч.2», Киров 16.Серия «Рисуем по точкам.1-25», Москва, ООО «Атберг 98», 2016 17. Т. Куликовская «Рабочая тетрадь дошкольника. Математика. Составляем и решаем задачи», Москва, ООО «Стрекоза», 2013

Дискалькулия – нарушение, выражающееся в неспособности к изучению и пониманию арифметических операций, а также в непонимании понятия «число», и неумении оперировать цифрами и числами.

Данный синдром рассматривают как специфическое расстройство развития.

Зачастую патологию выявляют в дошкольный период, однако она может быть обнаружена и в школьном возрасте.

В поисках причины

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

К поражению теменной доли головного мозга могут приводить такие факторы:

  • осложнения в перинатальный период (недоношенность, токсикоз, асфиксия при родах);
  • наследственный фактор, генетические заболевания;
  • нарушения питания;
  • в раннем возрасте;

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы. При получении негативного опыта при обучении счету (принуждение, наказания), у ребенка развиваются страхи, замкнутость. Способность к счету снижается вследствие боязни математики и возможных наказаний.

К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.

Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • – нарушение способности читать и писать;
  • – нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыком письма.

Разновидности и формы

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Отличие от акалькулии

Дискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

Симптоматика и особенности клиники

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Постановка диагноза

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.

Для определения заболевания ребенку предлагается выполнить такие тестовые задания:

  • счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
  • сравнить два числа;
  • расположить числа по возрастанию и убыванию;
  • выполнить простые арифметические действия;
  • озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.

Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как . Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.

Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.

Лечение и коррекция

Коррекция дискалькулии проводится специалистами логопедами, неврологами, дефектологами и психологами в поликлиниках, специализированных заведениях или в кабинете школьного логопеда. Лечение предполагает проведение учебных и логопедических занятий.

Вначале проводятся индивидуальные занятия, затем ребенок присоединяется к группе детей со сходными проблемами.
Терапия проводится при помощи разработанных комплексов занятий, способствующих формированию математических навыков, общих понятий («больше», «меньше»), навыка устного счета.

Обучение и терапия проводятся в игровой форме. Детей обучают сравнению предметов, и их сортировке по различным признакам. При достижении успеха в этих операциях, переходят к обучению математическим действиям. Важно чтобы у ребенка появилось понимание логики операций.

Коррекция дискалькулии должна сочетаться с развитием грамотной речи у ребенка. Должно происходить расширение запаса слов, в том числе терминами математики. Ребенка следует обучить правильному названию цифр, действий, геометрических фигур, характеристик, а также корректному использованию этих названий.

Важным аспектом коррекции также является обучение письменной грамотности, способности записывать цифры и математические операции.

Терапия также должна быть направлена на развитие у детей когнитивных способностей, абстрактного, логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

  • Упражнения, направленные на коррекцию дискалькулии и трудностей с математическими вычислениями.

  • Помогите своему ребёнку тренировать мозг и преодолеть ошибки при вычислениях. Попробуйте!

  • Упражнения для тренировки нейронных сетей, повреждённых при дискалькулии

    Как корректировать дискалькулию? Простые упражнения и тренировки головного мозга от CogniFit ("КогниФит") помогают стимулировать нейронные сети, задействованные в языке чисел или цифровом языке.

    Эта программа упражнений была создана командой неврологов и когнитивных психологов, специализирующихся на нарушениях развития. Она позволяет родителям, преподавателям и исследователям определять когнитивные нарушения и помогает их исправить.

    • CogniFit ("КогниФит") стал одним из вспомогательных справочных инструментов при диагностике и коррекции нарушений обучаемости , поскольку он оценивает и помогает сократить специфические трудности, связанные с процессом обучения.
    • Упражнения адаптируются к когнитивным характеристикам каждого ребёнка, помогая ему сократить ошибки, связанные с операционным и предоперационным мышлением, соответствием, реверсивностью, классификацией, порядком и сериацией.
    • Программа проста в использовании и доступна родителям и кураторам, не имеющим специальной подготовки в области когнитивного тестирования и стимуляции.
    • Упражнения и игры для коррекции дискалькулии от CogniFit ("КогниФит") рекомендованы детям от 6 до 13 лет и доступны онлайн. Для тренировки необходимо всего 20 минут 2-3 раза в неделю.

    Технология CogniFit ("КогниФит")

    Научно обоснована

    Упражнения для коррекции дискалькулии

    1

    Когнитивный скрининг : Комплексное тестирование и диагностика когнитивных функций пользователя, автоматизированный отчёт о когнитивных нарушениях.

    2

    Батарея персонализированных клинических упражнений : Стратегия автоматизированной коррекции, направленная на стимуляцию повреждённых нейронных сетей.

    3

    Развитие новых ресурсов и стратегий головного мозга : Улучшить способность решать многочисленные проблемы, связанные с дискалькулией.

    Дискалькулия: определение

    Что такое дискалькулия? Это специфическое расстройство развития биологического происхождения , связанное с неспособностью обучения арифметике и математическим наукам в целом. Часто её называют "математическая дислексия". Эта патология не зависит ни от уровня интеллектуального развития ребёнка ни от применяемых педагогических методов. Трудность заключается в неспособности интерпретировать цифровые символы и сложности при вычислениях - прибавлении, вычитании, умножении и делении. Ребёнок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией . Таким детям сложно делать уроки и задания, связанные с математическими вычислениями.

    Дискалькулия - это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные , которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации.

    Дискалькулия встречается у 3-6% школьников, в равном соотношении между мальчиками и девочками.

    Как дискалькулия влияет на мозг?

    Дискалькулия представляет собой нейронную дисфункцию во внутритеменной борозде головного мозга . Вследствие этой дисфункции развиваются когнитивное расстройство, психопатология дискалькулии и , нейробиологические механизмы которых схожи. Дискалькулия обычно идентифицируется с дефицитом способностей: психопатология СДВГ и регулирование цикла сна-бодрствования имеют схожие нейробиологические механизмы.

    • Фокусированное внимание (концентрация)

      : нарушение этой способности связано с . Кроме того, структурный дефицит данной сети нейронных соединений также связан с и негативно влияет на способность ребёнка решать математические задачи.
    • Распределённое внимание

      : эта способность очень важна, так как позволяет одновременно следить за несколькими стимулами. Детям с дискалькулией сложно с лёгкостью отреагировать на определённый стимул, поскольку они не могут сфокусироваться, отвлекаются на посторонние стимулы и быстро устают.
    • Рабочая память

      : этот навык относится с способности временного удержания и управления информацией при выполнении сложных задач. При нарушении этой способности дети не могут следовать инструкциям, забывают указания и задания, не мотивированы, постоянно отвлекаются, не помнят числа и не могут считать в уме и т.д.
    • Кратковременная память

      : это способность удерживать в голове небольшое количество информации в течение короткого промежутка времени. Нарушение кратковременной памяти делает невозможным решение математических задач и выполнение вычислений и расчётов. Кроме того, такие дети не могут вспомнить числа или таблицу умножения.
    • Память на имена

      : способность вспомнить слово или число и затем использовать его в лексиконе. Детям с дискалькулией сложно вспомнить цифры, поскольку их уровень обработки информации и память на имена недостаточно развиты.
    • Планирование

      : из-за низкого уровня этой когнитивной способности таким детям трудно понять условия и смысл математической задачи, из-за чего они не могут решить её правильно.
    • Скорость обработки информации

      : речь идёт о времени, который затрачивает наш мозг на получение информации (число, математическая операция, задача), её понимание и решение. Дети без нарушений обучаемости выполняют этот процесс быстро и автоматически, в то время как ребёнок-дискалькулик затрачивает больше времени на обработку данных и стимулов.

    На рисунке сверху изображена область мозга, поражаемая при дискалькулии. CogniFit ("КогниФит") - это профессиональный инструментарий, позволяющий выполнить полный когнитивный скрининг пользователя. Программа определяет нарушенные когнитивные способности и автоматически предлагает персонализированные батареи клинических упражнений, с помощью которых можно стимулировать нейронные соединения, ослабленные дискалькулией.

    Коррекция дискалькулии

    Самое эффективное вмешательство при дискалькулии , а также при , - это ранний диагноз . Чем раньше мы определим проблему и предоставим детям необходимый инструментарий для адаптации к обучению, тем больше шансов избежать проблем с неуспеваемостью, низкой самооценкой или же более серьёзных нарушений.

    Подтверждено, что упражнения, которые предлагает CogniFit ("КогниФит"), эффективны при коррекции этой патологии. Благодаря нейронной пластичности можно компенсировать нарушенные функции мозга , что даёт возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с дискалькулией трудностями при математических вычислениях.

    Упражнения CogniFit ("КогниФит") для стимуляции мозга детей с дискалькулией оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя, которая с помощью увлекательных игр и клинических упражнений для мозга помогает стимулировать области мозга со структурными повреждениями , концентрацию или фокусированное внимание, распределённое внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

    Программа разработана командой учёных , неврологов и психологов на основе последних научных открытий в области работы мозга и представлена в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого пользователя. Играть можно на любом компьютере с доступом к интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

    В чём же причина дискалькулии? Существует огромное количество исследований, выполненных при помощи техники нейроизображения. Данная техника позволяет визуализировать работу мозга и центральной нервной системы. Благодаря этим изображениям можно увидеть, что дефицит нейронных соединений, связанных с дискалькулией, в основном наблюдается в теменной доле головного мозга, отвечающей за обработку цифр . Кроме того, для корректных математических или арифметических вычислений также важно правильное функционирование таких отделов, как префронтальная кора, поясная кора, задняя часть височной доли и многочисленные субкортикальные зоны.

    Дискалькулия является врождённым расстройством , т.е. имеет генетическую составляющую. Обычно кто-то из родителей ребёнка-дискалькулика также испытывает трудности с обучением математике.

    Одна из причин дискалькулии связана с:

    • Когнитивным дефицитом при представлении чисел в уме

      : это нейронная ошибка, которая не позволяет корректно представить в уме цифры, затрудняет расшифровку цифровой информации и понимание смысла и значения математических задач и расчётов.
    • Когнитивным дефицитом, усложняющим доступ к хранящейся в мозге информации

      : у детей с дискалькулией нарушены определённые нейронные сети, что затрудняет доступ к цифровой информации. Принцип функционирования эти нейронных сетей у дискалькуликов отличается: нейронные соединения следуют по альтернативным маршрутам.

    Существуют также другие возможные причины, связанные с - это невробиологические нарушения и поражения мозга, проблемы неврологического роста, психомоторные расстройства, а также проблемы с памятью и связанные с внешней средой, а именно, злоупотребление матерью при беременности алкоголем или наркотиками или преждевременное рождение ребёнка.

    Признаки и симптомы дискалькулии

    Дискалькулия связана с различными математическими трудностями, и их признаки и симптомы зависят от возраста ребёнка. Симптомы могут отличаться у разных детей.

    Дискалькулию можно определить уже в дошкольном возрасте , когда ребенок начинает развивать арифметические способности, её симптомы сохраняются в детстве, подростковом возрасте и даже у взрослых.

    По мере развития ребёнка, трудности становятся всё более очевидными, однако не нужно дожидаться серьёзных проблем, чтобы начать действовать . При дискалькулии важно обнаружить её вовремя, поэтому как родители, так и учителя должны быть начеку при появлении трудностей и симптомов, которые могут указывать на это расстройство.

    Чем раньше мы предложим таким детям необходимые инструменты, которые помогут им адаптироваться к учебному процессу, тем больше вероятность того, что они смогут оптимизировать свои умственные ресурсы и стратегии для обучения.

    Симптомы дискалькулии в дошкольном возрасте:

    • Проблемы

      с обучением счёту

      .
    • Проблемы, связанные с

      пониманием, что такое числа.

    • Неспособность к классификации и измерению:

      сложно соотнести номера и цифры с реальной жизненной ситуацией, например, связать число “2” с возможностью иметь 2 карамельки, 2 книги, 2 тарелки и т.д. …
    • Проблемы с распознаванием цифровых символов

      , например, неспособность связать число “4” с понятием “четыре”.
    • Неправильное написание

      цифр при их списывании или диктовке.
    • Ошибки с формами:

      путать, например, 9 с 6 или 3 с 8.
    • Коверканье почерка:

      такие дети могут писать цифры вверх тормашками.
    • Звуковые ошибки:

      путать номера, которые похожи по звучанию. Например, “девять” и “десять”
    • Проблемы при перечислении номеров по порядку:

      повторяет один номер два раза или более.
    • Когда просим ребёнка с дискалькулией

      сосчитать, например, от одного до пяти и остановиться

      , очень часто он не способен определить лимит, дойдя до пяти, и поэтому продолжает считать.
    • Упущение:

      Является очень распространённой проблемой и заключается в том, что упускается одна цифра или более одной и той же серии.
    • Симптомы, связанные с порядком:

      ещё одним признаком дискалькулии является то, что, когда мы просим ребёнка начать считать, например, от 4, он не может начать с этого номера и перечисляет всю последовательность тихим голосом или записывает её.
    • Им сложно узнавать и классифицировать объекты

      по их размерам и формам.

    • Проблемы с распознаванием арифметических символов:

      такие дети путают, например, знаки "+" и "-", не могут корректно использовать эти и другие символы.
    • Неспособность выучить или вспомнить

      самые простые математические структуры,

      например 1+2=3.
    • Не могут распознать такие словосочетания, как

      “больше, чем” или “меньше, чем”

    • Часто используют

      пальцы для счёта.

    • Трудности с запоминанием и вспоминанием порядка или

      правил простых операций.

      Пропускают шаги, не понимают выполняемое упражнение.
    • Начинают

      операции в неправильном порядке.

      Например, начинают складывать и вычитать наоборот, справа налево.
    • Испытывают проблемы при согласовании операций:

      например, операцию сложения, представленную в горизонтальном виде, не могут решить в вертикальном. Также путаются при умножении столбиком и делении чисел, путая колонки цифр местами.
    • Детям с дискалькулией также сложно складывать и вычитать столбиком.

      Это происходит потому, что ребёнок-дискалькулик неправильно распознает серию цифр и не понимает что такое десятичные доли.
    • Проблемы с логикой и обоснованием:

      очень часто встречающаяся ошибка - когда результат сложенных чисел превышает сумму этих чисел.
    • Плохая механическая память:

      дискалькулики не могут запомнить и вспомнить таблицу умножения, им очень трудно запомнить даже номер телефона.
    • Сложности с простыми вычислениями в уме.

    • Непонимание формулировки задачи.

      Не понимают задачу в целом, не могут удержать в уме различные данные, даже если задача представлена визуально с помощью картинок или рисунков.
    • Симптомы, связанные с процессом рассуждения при решении математических задач:

      Им сложно связывать между собой понятия, они не могут отличить важную информацию от второстепенной. Испытывают трудности при решении задач, требующих нескольких шагов для достижения результата.
    • Также могут проявляться симптомы более общего характера

      , например, не могут распознать дату и время, часто теряются, так как у них нарушена способность ориентироваться.

    • Испытывают

      ежедневные трудности с математическими расчётами

      , им сложно рассчитать траты, дать сдачу, планировать бюджетные расходы и т.д.
    • Проблемы при

      измерении переменных

      , например, если нужно отмерить 500 г риса, 250 мл молока, 1/3 кг муки…
    • Проблемы с ориентированием

      , им очень сложно следовать указателям, они часто теряются.
    • Неуверенность при решении простых математических заданий

      и мало творческого подхода с цифрами. Не понимают как можно решить задачу разными способами или с помощью разных формул.
    • Трудности с

      пониманием графиков

      , числовых таблиц и даже карт.
    • Водят машину обычно очень плохо,

      потому что не могут рассчитывать скорость и расстояния.

    Важно отметить, что не все дети, испытывающие проблемы с математическими вычислениями, страдают дискалькулией , важно понять и выявить частоту этих симптомов. Кроме того, дискалькулия не всегда связана с математическими операциями, дети-дискалькулики также могут испытывать трудности при повседневных делах и совместных играх.

    Несмотря на то, что симптомы дискалькулии часто совпадают с симптомами различных видов дислексии, существуют пять видов дискалькулии , которые мы рассмотрим далее.

    • Вербальная дискалькулия

      : Этот вид дискалькулии характеризуется трудностями при наименовании и понимании устно представленных математических понятий. Дети могут читать и писать цифры, но не распознают их на слух.
    • Практогностическая дискалькулия

      : Для этого вида дискалькулии характерны трудности перевода абстрактно-математических понятий в реальные. Страдающие этим видом дискалькулии способны понимать математические категории, но им бывает трудно считать, сравнивать объекты и решать математические задачи.
    • Лексическая дискалькулия

      : Отличается проблемами в чтении математических знаков, цифр и математических выражений или уравнений. Ребёнок, страдающий этим видом дискалькулии, может усваивать понятия, связанные с математикой, когда про них говорят, но у него есть трудности при их чтении и понимании.
    • Графическая дискалькулия

      : Это сложность в написании математических символов. Дети, страдающие этим видом дискалькулии, способны усваивать математические понятия, но им бывает трудно их прочитать или написать, а также они не знают, как использовать математические знаки.
    • Идеогностическая дискалькулия

      : Это трудность при выполнении мыслительных операций без использования цифр для получения конечного результата, а также в понимании понятий или идей, связанных с математикой или арифметикой. Кроме того, ребёнок с идеогностической дискалькулией имеет трудности, вспоминая математические понятия, которые уже были им выучены.
    • Операциональная дискалькулия

      : Для этого вида дискалькулии характерны проблемы при выполнении арифметических операций или математических подсчётов как устно, так и письменно. Страдающий операциональной дискалькулией может понимать числа и связь между ними, но ему сложно работать с цифрами и математическими знаками при подсчёте.

    Игры и упражнения для детей с дискалькулией в семейном кругу.

    Диагностировать дискалькулию нелегко, у большинства школ нет отработанной системы для выявления расстройств у учащихся и нет возможности помогать им необходимыми средствами. Поэтому ответственность ложится, прежде всего, на сами семьи, которые должны быть начеку при первых симптомах патологии. Необходимо сразу же обратиться к специалисту для постановки диагноза. Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка дискалькулия, то также можете выполнить когнитивное тестирование при помощи упражнений когнитивной стимуляции для детей с дискалькулией от CogniFit ("КогниФит"). Нарушения таких когнитивных способностей, как: Фокусированное внимание, Распределёненное внимание, Рабочая память, Кратковременная память, Память на имена, Планирование или Скорость обработки информации, могут указывать на дискалькулию.

    Как только диагноз будет поставлен, очень важно мотивировать детей и указывать им на то,что у них есть способности в других сферах, и что терпение и трудолюбие помогут им добиться успеха. Поэтому очень важно заниматься с ними дома, визуально объяснять школьникам математические задачи и давать время на их понимание. Мы предлагаем вам несколько домашних увлекательных игр и упражнений, которые могут помочь детям с дискалькулией :

    • Вместе готовить

      : Изучите вместе с ребёнком рецепт блюда, которое вы собираетесь готовить, и попросите его подготовить необходимые ингредиенты. Например, нам нужно 1/5 кг чечевицы, 3 моркови, 3 луковицы, 6 кусочков колбасы. Нарезать овощи на 5 кусков и т.д.
    • Играйте с часами

      : Попросите ребёнка, чтобы он сообщил вам определённое время, похвалите его, скажите, что он взрослый и ответственный, наградите ребёнка.
    • Сходите вместе в супермаркет

      : Пусть он поможет вам с покупками, поиграйте с ним в игру - пусть он угадает сколько и какие продукты вы собираетесь купить, пусть он положит продукты в корзину.
    • Обсудите с ребёнком цены

      : Если мы хотим сэкономить, какие йогурты мы купим? Те, что стоят 1.00€ или за 1.30€? Отпразднуйте успешную покупку, похвалите ребёнка за помощь.
    • Поиграйте в "угадай кучку"

      : Сделайте "кучки" из камней, овощей или монет и попробуйте угадать, какая из них больше или меньше. Также вы можете угадывать сколько всего камней или монет находится в "кучке". Угадывайте вместе - выигрывает тот, кто назовёт близкое к правильному число.
    • Играйте, считая

      : Посчитайте, например, все красные машины, которые вы встретите на своём пути, или людей в белых ботинках, посчитайте ступеньки или лестницы, по которым вы поднимаетесь, и т.д.
    • Найдите числа

      : Пока вы гуляете, поиграйте с ребёнком в числа, например, попросите его найти цифру 7 среди номеров домов, номерных знаков автомобилей и т.д.
    • Поиграйте в телефонные номера

      : Например, скажите ребёнку, что вам нужно позвонить бабушке и попросите его вспомнить три первые цифры её телефона, а сами вспомните остальные. Позвоните вместе, а если ребёнок правильно назвал числа - отпразднуйте это.
    • Попросите ребёнка помочь вам распределить количество чего-либо

      : Как разделить пирожное на 4 одинаковые части для четырёх членов семьи?
    • Поиграйте, накрывая на стол

      : Поставьте на стол и распределите тарелки, приборы, стаканы, салфетки, хлеб и т.д. Чтобы ребёнок понял, что каждому нужен полный набор.
    • Играйте с CogniFit

      : Это отличный способ стимулировать ослабленные функции мозга, при этом ребёнок даже не будет об этом догадываться! Он просто будет играть и развлекаться!
    • Поиграйте в магазин

      : Представьте, что ребёнок - продавец в магазине. Ему нужно выбрать вещи в доме, которые он хочет вам продать, и установить цену, а также написать её на ценнике. Вы - покупатель. Это очень полезная игра, с помощью которой вы сможете повторить с ребёнком числа, операции сложения, вычитания. Вы даже можете использовать деньги. Это очень увлекательный подход, чтобы приятно провести время в кругу семьи и учиться, играя.

    У дискалькулии много общего с дислексией, оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике.

    Источники

    Horowitz-T Kraus, Breznitz Z. - ¿Puede el mecanismo de detección de errores beneficiarse del entrenamiento de la memoria de trabajo? Una comparación entre los disléxicos y los sujetos de control - un estudio de ERP - PLoS ONE 2009; 4:7141

    Peretz C, AD Korczyn, E Shatil, V Aharonson, Birnboim S, N. Giladi - Basado en un Programa Informático, Entrenamiento Cognitivo Personalizado versus Juegos de Ordenador Clásicos: Un Estudio Aleatorizado, Doble Ciego, Prospectivo de la Estimulación Cognitiva - Neuroepidemiología 2011; 36:91-9.

    Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. - Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

    Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013), el Entrenamiento Cognitivo Personalizado en el Trastorno Unipolar y Bipolar: un estudio del funcionamiento cognitivo. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10.3389/fnhum.2013.00108.

    Дискалькулия – это специфическое психическое расстройство биологического генеза. Речь идет о неспособности мозга отдельных лиц обучаться арифметическим основам и математическим наукам в целом. Нередко можно встретить другое наименование недуга – «математическая дислексия».

    Патология никак не связана и никоим образом не зависит от интеллектуального развития малыша либо методики преподавания. Суть недуга состоит в неспособности интерпретировать цифровые обозначения и сложности при самых элементарных вычислениях. Дискалькулия у детей связана со спутыванием цифр, знаков, отсутствием абстрактного воображения и понимания. Профилактика дискалькулии должна проводиться в раннем возрасте, как только было замечено, что ребенок плохо считает. У взрослых диагностируется крайне редко.

    Этиология

    Причины дискалькулии – дисфункциональные изменения в нейронных соединениях, которые отвечают за обработку цифровой информации.

    Среди других возможных этиологических факторов выделяют:

    • Математическую фобию. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появилась неуверенность в себе и страх перед математическими примерами.
    • Слабую обработку зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
    • Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не могут запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

    Нарушение такого типа встречается одинаково часто у представителей разных полов.

    Классификация

    В медицине рассматривается несколько классификаций дискалькулии, и использование любой из них является верным.

    Так, по происхождению выделяют две формы такого нарушения:

    • врожденная;
    • приобретенная.

    По характеру возникновения выделяют тоже только два вида дискалькулии:

    • первичная;
    • вторичная.

    По клинико-морфологическим признакам рассматривают семь подвидов такого нарушения:

    • Графическая – ребенок не может правильно отобразить изображение математического знака, геометрической фигуры, неправильно записывает услышанное число.
    • Вербальная – ребенок не может правильно назвать число, обозначить математический символ. Также может испытывать проблемы с обозначением количества предметов.
    • Лексическая дискалькулия – в данном случае у ребенка отсутствует понимание сути математических задач, поэтому он просто не может верно выполнить определенное математическое действие, решить задачу и так далее.
    • Операциональная дискалькулия – форма очень схожа с лексической, так как малыш не может выполнить даже самую простую задачу.
    • Практогностическая – отсутствует способность к абстрактному подсчету предметов, распределению их по характеристикам.
    • Арифмерия – отсутствие способности к вычислениям.

    Отдельно рассматривают такую форму патологического процесса, как псевдодискалькулия. В этом случае нарушение будет обусловлено внешними этиологическими факторами – неправильно построенный процесс обучения, общая неуспеваемость в школе, отсутствие у ребенка желания учиться совсем или же только относительно математических наук.

    Симптоматика

    Дискалькулия имеет типичную клиническую картину, которую трудно спутать с другими недугами подобного плана.

    Проявляется патология:

    • отсутствием понимания структуры числового элемента;
    • серьезными проблемами и затруднением в выполнении операций со сложными числами;
    • невозможностью сравнивать количество предметов;
    • отсутствием понимания и возможности создания цепочки арифметических действий.

    Как следствие, ребенок плохо считает, не понимает смысла любых арифметических действий, не в силах запомнить даже самые элементарные математические определения.

    Диагностика

    Подобное нарушение довольно легко диагностировать. Впервые на недуг обращают внимание в школе. Такой ребенок без труда считает до десяти, но не оперирует более крупными числами. Он не способен понять структуру чисел, соотнести число и его написание с помощью цифр. Поэтому ребенок зачастую с трудом учится определять время, практически не запоминает даты, номера телефонов, формулы, в школе не может успевать на черчении, физике, химии. Если проявились указанные симптомы, не стоит откладывать решение проблемы.

    Дискалькулия – это такое состояние, коррекция которого должна проводиться безотлагательно. Иногда заболевание можно определить уже в дошкольном возрасте, когда ребенок только начинает развивать арифметические способности. Стандартные лабораторные анализы не проводят. В отдельных случаях может понадобиться КТ или МРТ головного мозга.

    Лечение

    По мнению специалистов, первый шаг к успешной терапии – своевременная постановка диагноза. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем больше шансов на полное излечение. Только так можно предупредить неуспеваемость, низкую самооценку и более серьезные проблемы в будущем.

    Существует очень много различных методик коррекции дискалькулии. Некоторые из них обеспечивают выраженную нейронную пластичность. Так можно компенсировать нарушенные функции мозга, что дает возможность детям развить новые стратегии, которые помогут им справиться со связанными с патологией трудностями при математических вычислениях.

    Ряд упражнений оценивают уровень когнитивных нарушений и автоматически подбирают персонализированную программу коррекции для каждого пользователя. Это помогает с помощью увлекательных игр и клинических упражнений стимулировать области мозга со структурными повреждениями, концентрацию или фокусированное внимание, распределенное внимание, рабочую, зрительную и кратковременную память, память на имена, скорость обработки информации, планирование и т.д.

    Лучше подбирать те терапевтические программы, которые разработали ученые, неврологи и психологи. Такие варианты наиболее подходят для детей, поскольку учитывают уровень интеллекта и развития. Такие программы в основном представлены в форме простых игр, уровень и сложность которых автоматически адаптируется к когнитивному профилю и возрасту каждого ребенка. Играть можно на любом компьютере с доступом к Интернету. Игры просты и визуально привлекательны. Это увлекательный процесс, помогающий эффективно корректировать дискалькулию.

    У дискалькулии много общего с дислексией: оба расстройства генетического характера и связаны с нарушениями когнитивных функций, вызывающими трудности с обучением чтению и арифметике. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов на успешное излечение. В целом дискалькулия – это патология, коррекция которой должна быть комплексной.