Как обрести душевное здоровье. Поддерживайте здоровые отношения

Data-lazy-type="image" data-src="http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove..jpg 598w, http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove-300x200.jpg 300w" sizes="(max-width: 598px) 100vw, 598px">

В поисках ответа на этот вопрос, я нашёл уйму частных мнений. Но интуиция мне подсказывает, что все эти мнения не достают до истинной глубины вопроса, и барахтаются где-то около поверхности.

Вот некоторые мнения, согласно опросу среди наших соотечественников

  • Когда есть смысл жизни. Так считают около 44% опрошенных.
  • 41% опрошенных высказали предположение, что такое чувство человек испытывает, когда у него есть крепкая счастливая семья.
  • 39% считают, что синонимом душевного здоровья является здоровый сон.
  • 38,5% высказались за то, что нормальным состоянием душевного здоровья человека является способность, и самое главное, желание активно общаться с окружающими его людьми.
  • Тягу к самопознанию и самосовершенствованию в этом контексте упомянули 37% опрошенных.
  • 36% респондентов считают, что не может быть душевного здоровья без регулярного секса.
  • Кто-то (36%) считает, что без умеренных физических нагрузок и активности.
  • 28% считают, что человек, который не имеет никаких вредных привычек , может считаться душевно здоровым.
  • А 25% сказали, что тот, кто правильно питается .
  • 22,5% считают, что можно стать душевно здоровым человеком, помогая ближним, занимаясь благотворительностью.
  • И 15% считают душевно здоровыми тех, кто является активным приверженцем какой-либо религии.

Как видите, мнения обывателей настолько разнообразны, что прийти к какому-то общему знаменателю, опираясь на них, сложно. Это не универсальное понятие и каждый может его трактовать по-своему.

Изменить жизнь, а потом стать душевно здоровым?

Не даром, ещё Карл Маркс писал, что бытие человека определяет его сознание.

На самом деле, всё гораздо проще, но и одновременно с этим, гораздо сложнее, чем хотелось бы. Достижение того, что называется душевным здоровьем, для каждого отдельно взятого человека должно проходить через два этапа.

Первый этап общий и для всех одинаковый. Тут мы должны осознать, что душевное здоровье – это есть состояние человеческого сознания, когда его всё устраивает, он доволен своей жизнью и живёт в соответствии со своими взглядами на жизнь, быт и прочее .

А вот чтобы каждому отдельно взятому человеку достигнуть душевного здоровья, необходимо провести большую работу над собой : осознать свои истинные приоритеты и желания, отделить их от желаний, навязанных масс-культурой и начать планомерно реализовывать проект своего собственного идеального мирка. Когда дело будет сделано, останется откорректировать некоторые детали, и с 99% вероятностью можно будет утверждать, что человек достиг душевного здоровья.

Первые шаги

Как понять, что действительно важно для вас в жизни, а что продиктовано вам окружением? Для этого можно воспользоваться услугами психоаналитика, который поможет вам разобраться в себе.

Правда, не каждому такие услуги по карману, кто-то просто с недоверием относится к услугам этих людей. Выход из этой ситуации есть.

Jpg" alt="душевное здоровье" width="605" height="378" srcset="" data-srcset="http://zdoru.ru/wp-content/uploads/2013/08/dushevnoe-zdorove-3..jpg 300w" sizes="(max-width: 605px) 100vw, 605px">

Тест на поиск своих истинных устремлений

Для этой процедуры нам понадобится несколько листов бумаги. Я обхожусь тремя-четырьмя листами формата А4.

Уединитесь в комнате, где вам никто не сможет помешать и отвлечь. Возьмите ручку и начинайте НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ записывать любые вопросы, которые вам будут приходить на ум. Не пытайтесь контролировать этот процесс, пишите любые глупости, которые только появятся у вас на уме. Абсолютно любые вопросы, начиная от «как мне стать миллиардером за месяц» до «как выглядит Бог и где он живёт». Пишите в режиме нон-стоп. Орфографические ошибки исправлять не надо, это выбьет вас из колеи.

На всё у вас должно уйти не более 10 минут. Нужное количество вопросов – 100. То есть по 6 секунд на вопрос.

После того, как процедура самоанализа будет завершена, внимательно изучите этот список. Постарайтесь выделить для себя наиболее важные вопросы. Обратите внимание, не повторяются ли некоторые вопросы по нескольку раз? Если да, то значит они наиболее плотно засели у вас в голове, возможно это и есть то, что вас по-настоящему волнует на сегодняшний день.

Выделите 10 самых актуальных и важных вопросов, составьте из них список, расположив эти вопросы по степени важности для вас. После этого вы получите примерный план достижения душевного здоровья. Ведь мы уже знаем, что душевного здоровья можно достичь через приведение своей жизни в соответствие со своими предпочтениями, взглядами на жизнь. А бытие определяет сознание.

Вышеописанный метод, конечно, не панацея, но позволит вам гораздо сильнее приблизиться к рационализации своей жизни, к правильному направлению движения по ней. Ведь никому не хочется растратить свою жизнь впустую. И кстати, такую процедуру желательно проводить хотя бы раз в месяц, чтобы, так сказать, держать руку на пульсе.

Попробуйте поэкспериментировать, придумать новый метод или модернизировать этот.

Рекомендую так же почитать статьи: о счастливой улыбке , как средстве профилактики, о том, как на самом деле вреден кальян и .

Читайте и будьте здоровы!

Многие люди пребывают в больших заблуждениях по поводу того, как мировоззрение человека влияет на его душевное здоровье, и влияет ли вообще. Из-за этого снижается их способность решать свои проблемы, достигать высот счастья и эффективности в своей деятельности. Цель данного разговора — помочь интересующимся этой темой разобраться в ней, разложить все по полочкам.

ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Для начала определим, кого мы считаем душевно здоровым человеком. Выделим два уровня душевного здоровья.

Первый уровень: медицински здоровый человек . То есть человек, которого считает здоровым медицина (психиатрия). Признаки такого рода душевного здоровья заключаются в отсутствии симптомов психических болезней: нарушений сна, галлюцинаций, фобий, уныния и др. Таким здоровьем обладает примерно 90% населения развитых стран.

Второй уровень: идеально здоровый человек . Вот некоторые признаки такого человека:

— является медицински (душевно) здоровым;

— имеет мирные, теплые отношения с большинством окружающих;

— умеет любить по-настоящему;

— свободен от любых зависимостей (зависимости от мнения окружающих, любовной, интернет-зависимости и пр.);

— почти все время радуется;

— не страдает от отрицательных эмоций (злобы, гнева, ненависти, зависти, обиды, мстительности, отчаяния и др.);

— легко переносит любые испытания, трагические события (быстро восстанавливается после них);

— имеет трезвое представление о себе и об окружающем мире;

— развивается, обладая внутренней гибкостью, способностью меняться.

Из этого понятно, что идеальное душевное здоровье, с одной стороны, удел очень немногих людей, с другой стороны, это состояние, к которому всякому человеку стоит стремиться, так как именно в нем человек по-настоящему счастлив и успешен.

ПРИРОДА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Психиатрия, говоря простым языком, делит все душевные проблемы по своему происхождению на две категории: биохимического происхождения (когда работа мозга нарушается на органическом уровне) и ментального (когда мышление человека нарушается без органических причин).

При этом, поскольку причины биохимических нарушений неизвестны (кроме случаев травм, ран и последствий физических болезней), как неизвестно, например, почему тот или иной человек заболел раком, никто не может поручиться за то, что и биохимические механизмы душевной болезни не связаны с ментальной деятельностью человека, с его мышлением. Поэтому психиатрия не отрицает, а мы прямо утверждаем, что мышление и поступки человека являются определяющими причинами его душевного здоровья и болезней.

ДВА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Во всей многогранности человеческого поведения (а мышление — это часть поведения), есть два фактора, имеющих наибольшее влияние на наше душевное здоровье:

1. Способность трезво оценивать себя и свое место в мире (трезвая самооценка);

2. Способность контролировать свою умственную и эмоциональную деятельность (самоконтроль).

Значение этих двух факторов колоссально для всей нашей жизни, и поразительно, что большинство людей не прилагает никаких усилий к тому, чтобы развивать в себе эти способности.

Трезвая самооценка — это максимально приближенное к фактическому представление о себе, о своих качествах, возможностях, ответственности, о своем взаимодействии с людьми и вселенной и пр. Крайние отклонения от трезвой самооценки — это мания величия и непомерное самоуничижение. В психиатрии существует такое понятие как «критика», то есть способность человека критически оценивать себя. Именно «критика» помогает нам познавать себя. Тяжелобольные душой люди зачастую считают себя нормальными, а почти всех вокруг — больными: они не способны смотреть на себя критически. Это случай отсутствия «критики».

Но если мы не считаем себя наполеонами и иногда признаем критику жены (мужа), это еще не значит, что у нас трезвая самооценка. Можно без всякого преувеличения сказать, что самооценка всякого человека искажена, и у подавляющего большинства людей — сильно.

Откуда это известно?

Это известно потому, что трезвая самооценка не достается даром, ее приходится добывать мыслительным трудом. Но трудом этим занимаются немногие, а кто занимается, с удивлением открывают, что процесс этот бесконечен. Кажется, что ты уже все знаешь о себе, но проходит несколько лет, и открывается новый уровень понимания. Еще через несколько лет труда — следующий. И так без конца. Познать себя — труднейшая задача, поскольку мы не можем вылезти из своей шкуры и посмотреть на себя со стороны.

Но эти усилия окупаются сторицей. Все люди, испытывавшие хоть малые душевные недомогания, знают, что в минуты болезни представление о вещах как бы «плывет». Меняется представление о людях (они вдруг начинают казаться дурными, либо агрессивными либо не любящими нас), о самих себе... Это страшно, не за что ухватиться. Так вот, трезвое представление о себе и мире — это как раз тот «якорь», который удерживает наше сознание у «пристани». Это тот компас, который указывает нам, где юг, а где север. Это та карта, на которой мы точно видим путь из нашей точки А в желаемую точку Б.

Трезвость и душевное здоровье — это вещи, взаимовлияющие друг на друга. Трезвость охраняет наше душевное здоровье. Движение в сторону болезни сопровождается уменьшением трезвости. Именно ввиду подвижности нашего сознания требуются постоянные душевные усилия для того, чтобы не деградировать, не терять свое здоровье, а наоборот укреплять его. Сознание человека похоже на автомобиль на трассе, идущей в гору: либо мы едем вверх, либо скатываемся вниз: ввиду подвижности сознания невозможно «выключить мотор и поставить себя на ручной тормоз».

Второй фактор, самоконтроль — это наша способность управлять нашей умственной деятельностью. Прежде всего, эмоциями. Эмоции (страсти) как раз являются той силой, теми волнами, которые постепенно увлекают наше сознание от спокойной пристани здоровья в бушующее море болезни. Именно эмоции лишают нас трезвости. Сила эмоций и сила разума — кто обычно побеждает в этом поединке, этим и определяется степень нашего самоконтроля. Если мы умеем, в первую очередь, отслеживать свое эмоциональное состояние и затем уже обуздывать те эмоции, которые нас влекут куда не надо, значит, мы умеем владеть собой.

Очень многие люди даже не задумываются о том, что не все наши эмоции нам на пользу и поэтому их нужно как-то контролировать. Особенно это заблуждение свойственно женщинам. Не испытав подлинно светлых и прекрасных состояний, такие люди довольствуются второсортными эмоциями как чем-то, что дает им почувствовать себя живыми и, может быть, даже любящими (хотя это вовсе не любовь). И поэтому идею о том, что страсти — это не так уж и прекрасно, а может даже и губительно, таким людям воспринять нелегко, ведь из этого вытекает довольно безрадостная оценка пережитого...

И вот тут все зависит от того, включится у человека «критика» или нет. Если она не включается сама по себе, начинаются испытания. Расставания, нелады в отношениях, проблемы на работе. Очень многим испытания помогают пересмотреть свою жизнь и свое мировоззрение. Если даже испытания не помогают, дальнейшее «уплывание» может дойти уже и до биохимических повреждений. После этого человеку уже помочь очень трудно. Психиатрия может предложить только таблетки, а таблетки не лечат, а лишь «подлечивают». Ведь любая проблема решается устранением ее причины, а как таблетки могут сделать человека самокритичным или помочь ему выработать навык владения собой?

Поэтому своим душевным здоровьем лучше заниматься, пока оно еще есть. Если заниматься своим здоровьем правильно, оно будет улучшаться по мере наших занятий, а вместе с этим будет повышаться уровень нашего счастья и эффективности во всей нашей деятельности.

И теперь мы подходим к главному вопросу: какое мировоззрение дает более надежный фундамент для наших занятий собой?

Мировоззрений очень много, что, кстати, и сбивает многих с толку. Не пытаясь объять необъятное, мы рассмотрим лишь два мировоззрения — атеизм и православие. И лишь два фактора — как раз эти важнейшие факторы душевного здоровья: трезвость и самоконтроль. То есть, попробуем выяснить, какое из этих двух мировоззрений лучше поможет нам трезво смотреть на себя и владеть своей умственной деятельностью.

КТО ТАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ И АТЕИСТ?

Но вначале определимся с терминами.

Атеистом мы называем человека, который не верит в существование Бога и бессмертной человеческой души. Свою мыслительную деятельность он обычно считает продуктом электрических и химических продуктов в головном мозге.

Православным мы называем человека, который не только считает себя православным (очень много тех, кто так считает ошибочно), но и ведет полноценную православную духовную жизнь. То есть читает духовную литературу, ведет духовную борьбу, регулярно прибегает к таинствам православной церкви и молится.

Почему мы говорим здесь именно о православных, а не о христианах вообще? Потому что при единстве в главном между православными, католиками и протестантами, только православные читают настоящую духовную литературу и ведут духовную борьбу (то есть работу по совершенствованию своей души). В России церковные лавки ломятся от толстых томов серьезной духовной литературы, а на Западе в храмах католиков и протестантов можно увидеть лишь скудный набор из нескольких тонких брошюрок. А не обладая знаниями, духовную борьбу успешно вести невозможно. И это имеет значение для темы, которую мы хотим обсудить.

Также отметим, что везде есть разные люди, есть исключения. Естественно, когда мы будем говорить об атеистах и православных в общем, мы будем говорить о средних, типичных представителях своего мировоззрения.

ТРЕЗВАЯ САМООЦЕНКА

Трезвая самооценка вырабатывается при наличии у человека следующих трех качеств:

1. Стремление к самопознанию.

2. Стремление к самосовершенствованию.

3. Здравые представления о мире и природе человека.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с каждым из этих трех качеств у православного и атеиста.

Стремление к самопознанию .

Важнейшей частью духовной практики каждого православного являются покаяние и исповедь. То есть контроль собственных дурных мыслей и поступков с целью их искоренения. Причем все православные знают, что областью, в которой мы совершаем больше всего грехов, является общение с людьми, так как именно в общении с людьми в нас проявляются тщеславие, зависть, ненависть, осуждение и многие другие пороки. Именно конфликтные, болезненные ситуации показывают нам, какие мы есть.

Сам язык православных людей говорит об их правильном отношении к тому, что атеисты называют кризисом, несчастьем, горем. У православных все это называется испытанием. Почему испытанием? Потому что все эти ситуации проверяют, испытывают нас и способны показать нам такие глубины нашей личности, которых мы не знали. Православные, встречаясь с испытанием, относятся к нему конструктивно (с точки зрения психологии) и извлекают из него пользу для своего самопознания и саморазвития.

Среди атеистов , конечно, тоже есть люди, которые понимают важность самопознания. И есть даже такие, которые осознают конструктивную сторону кризисов и пользуются ей. Но таких людей среди атеистов мало, так как верования атеистов подразумевают, что у человека нет бессмертной души, а значит на повестке дня не стоит вопрос ее совершенствования. Атеисты прилагают большую часть усилий не к совершенствованию внутреннего «я», а к различным внешним целям.

Своим же «я» атеисты начинают интересоваться только когда возникают проблемы. В остальное время они в гораздо большей степени, чем православные, ориентированы на самооправдания, на то, чтобы не видеть, не признавать своих слабостей: в большинстве своем они не понимают, зачем им познавать себя.

Стремление к самосовершенствованию.

С самосовершенствованием все обстоит примерно так же как с самопознанием. Для православных самосовершенствование — главное дело жизни, а для атеистов не стоит на повестке дня либо речь идет о совершенствовании определенных качеств и навыков для решения прагматичных задач: карьера, улучшение отношений в семье, устранение душевного дискомфорта и пр. (Мы не говорим здесь о «самосовершенствовании» в физическом плане, к чему склонны атеисты в большей мере, чем православные, — поддержании физической формы, косметике, одежде, украшении жилищ и прочее, — так как это не имеет отношения к делу.)

То есть совокупно самосовершенствованием своей личности атеисты занимаются гораздо меньше, чем православные. Но их проблема не только в этом.

Тут важно вообще понимать, какое отношение самосовершенствование имеет к трезвой самооценке. А вот какое. Чем сильнее в человеке страсти, эмоции, тем труднее ему трезво смотреть на вещи. Совершенствование в понимании православных как раз и заключается в освобождении от страстей — по их мнению, этот путь ведет к радости и любви. У православных есть стройная и действенная система преодоления страстей. Поэтому самосовершенствование православных приближает их к трезвому взгляду на себя.

А атеисты, даже занимаясь теми или иными видами самосовершенствования, практически никогда не стремятся освободиться от страстей. Более того, в отличие от православных, они не имеют инструментов для такого освобождения. Поэтому самосовершенствование атеистов не только более редкое явление, чем самосовершенствование православных, но и оказывает незначительное положительное влияние на степень трезвости человека.

А отрицательное влияние на степень трезвости самосовершенствование атеистов имеет место очень часто. Всякие «тренинги повышения самооценки», тренинги и книги по соблазнению, карьерные книги и тренинги и пр. еще больше удаляют человека от реального понимания себя и своего места в мире.

Здравые представления о мире и природе человека.

Рассмотрим два аспекта мировоззрений, наиболее влияющие на душевное здоровье человека.

Первый аспект — это представление человека о смысле земной жизни . Для православного человека смысл жизни в совершенствовании души, а главным признаком совершенства является способность человека любить по-настоящему. Выше мы уже говорили о том, насколько необходимо стремление к совершенствованию для обретения трезвого взгляда на вещи. Миропонимание православных ставит эту цель на первое место.

А что с атеистами ? Раз души нет, значит ее совершенствование не может быть целью. Поэтому цели жизни атеистов иные. Как правило, атеист живет с одной или несколькими из следующих осознанных или подсознательных целей:

— максимум удовольствий, интересных ощущений,

— минимум страданий, боли, страха,

— слава и зависть окружающих,

— успех в работе, значительные дела,

— успех в семейной жизни.

Изо всех этих целей только вторая (минимум страданий, боли, страха) хоть как-то может сподвигнуть атеиста к подлинному самосовершенствованию. Поэтому в общем и целом атеистическое представление о смысле жизни способствует трезвению гораздо меньше, чем цель жизни православных.

Второй аспект — это степень человеческой гордыни . Гордыня — главная причина депрессий, самоубийств и вообще всех пороков и психических заболеваний человека. И наоборот, чем меньше у человека гордыня — тем ближе он к трезвому представлению о себе.

Что такое гордыня? Гордыня — это желание (страсть) единолично и безраздельно управлять всеми обстоятельствами своей жизни и жизней окружающих людей. То есть это преувеличенное представление о своей важности. Признаки гордыни — болезненная реакция человека на то, что сорвался какой-то его план, другой человек (близкий или не очень) поступил не так, как бы гордецу хотелось, общая мрачность, депрессивность.

Из описанного понятно, что гордыня — это в каком-то смысле желание поставить себя на место Бога. И атеист имеет такую возможность — ведь для него Бога нет, все события — случайны, мир — сплошной хаос, а человеческое общество — джунгли, где побеждает сильнейший. Во всем этом «бардаке» единственный шанс как-то обрести почву под ногами — самому стать «богом», начать повелевать людьми и обстоятельствами. Хотя бы в своем воображении. Поэтому гордыня так свойственна атеистам.

Православные же не могут ставить себя на место Бога по очень простой причине: они знают, что Бог-то есть, место не свободно. Кроме того, в православии гордыня — тягчайший грех, а противоположное ему смирение — одна из наиболее желанных работы над собой. Православные умеют подмечать в себе гордыню и преодолевать ее, и придают этой работе огромное значение.

Заметьте, мы здесь не пытаемся судить о том, чье миропонимание является более объективным (этот вопрос не решается простыми рассуждениями), мы говорим лишь о том, какое миропонимание больше содействует душевному здоровью. Поэтому мы и называем — «здравое представление», а не, например, «верное представление». И доступный логике любого человека анализ показывает, что, по крайней мере, трезвому взгляду на себя православное мировоззрение способствует в гораздо большей степени, чем мировоззрение среднего атеиста.

САМОКОНТРОЛЬ

Вот мы и добрались до второго из двух главных поведенческих факторов душевного здоровья — самоконтроля или умения управлять своей эмоционально-мыслительной деятельностью.

Самоконтроль заключается в верховенстве ума и воли над эмоциями. Ум владеющего собой человека постоянно анализирует эмоции и при обнаружении разрушительных, негативных эмоций предпринимает те или иные меры к снижению их уровня. Если человек не владеет собой, он не только сиюминутно страдает от негативных эмоций, но и становится все более и более слабым по отношению к ним, то есть эмоции, страсти берут над ним все более и более уверенную власть — и так вплоть до психического заболевания. Также существенно то, что в негативно эмоциональном состоянии человек не может принимать верные решения и полноценно взаимодействовать с другими людьми.

Итак, самоконтроль заключается в двух вещах:

1. Способность анализировать имеющиеся эмоции, то есть замечать их и давать им оценку;

2. Способность обуздывать их, то есть ослаблять, а в идеале менять на противоположную позитивную эмоцию в данный момент.

Начнем с первой способности — анализировать эмоции .

Анализировать — это значит сверять с неким «справочником» для идентификации типа эмоции, а также измерять силу эмоции.

Какой «справочник» эмоций доступен атеисту ? Самое большее, что ему доступно — это представления из психологии. Но проблема в том, что психология — это совокупность довольно разнородных теорий. Часть из них вообще основывается на том, что все эмоции — хороши, негативных нет.

Поэтому самым надежным мерилом внимательного атеиста является его собственное ощущение — неприятное либо приятное. С неприятными все ясно — тут даже атеист не ошибется. А вот с приятными сложнее. Например, спать с чужой женой (или мужем) довольно приятно, но в целом ощущения смешанные. Или, например, отомстить кому-то за что-то — вроде приятно, но тоже ощущения не без ложки дегтя. Или когда тебя хвалят — приятно, но точно ли это позитивная эмоция?.. Словом, уже на стадии анализа у атеиста много шансов ошибиться.

Православному гораздо легче. Помимо надежного «справочника» — стройной и целостной системы представлений о страстях и противоположных им добродетелях, у православных есть такой навык как «различение помыслов». Поскольку все жизненные ситуации в один справочник не впишешь, наука «различения помыслов» помогает человеку разобраться в своих ощущениях и точно определить, является ли мысль или чувство позитивным (от Бога) или негативным (от лукавого).

Со способностью обуздывать негативные эмоции все еще интереснее.

Если вы атеист , подумайте и вспомните, какие у вас есть средства уничтожить отрицательную эмоцию, которая доставляла вам неприятные минуты. Это могла быть обида, чувство зависти, ненависть, желание отомстить, чувство несправедливости, отчаяние и др. Что вы делали в таких ситуациях, чтобы вернуть себе хорошее настроение?

Скорее всего, ничего такого, что бы вам помогло. Обычно человек, не умеющий контролировать себя, просто идет на поводу у эмоции (то есть в буквальном смысле на поводу — как собака за хозяином). Если мучает зависть — мечтает о том, как приобрести то, что вызывает зависть или как уничтожится принадлежащий другому предмет зависти. Если мучает обида после неприятного слова в наш адрес — мечтаем, как бы мы могли ответить, сразить противника. Если мы охвачены ненавистью — представляем кары на голову того, кого ненавидим. И так далее. Со временем эмоция проходит, но не исчезает совсем: осадок от нее, как правило, остается. И накапливаясь тысячами пластов, такие осадки постепенно лишают нас способности радоваться и любить.

У атеистов просто-напросто нет эффективных средств борьбы с негативными эмоциями. Все, что им доступно — это уговоры себя и некоторые словесные формулы. Лучшая из этих формул — «Прощаю тебя», адресованная человеку — объекту наших негативных эмоций, — приносит облегчение. Но во-первых, она мало кем из атеистов используется, во-вторых она все-таки не самый действенный метод, в-третьих, не во всех ситуациях ее можно применить. Как, например, быть, когда мучает отчаяние, ощущение безвыходности? Кого тут прощать?

Как атеист может бороться с негативной эмоцией, если не имеет представления о том, почему и откуда она взялась? Большинство атеистов думает, что их негативная эмоция — это естественная, единственно возможная реакция на то или иное внешнее событие. Мне сказали неприятное слово — я обиделась. Мои дела не оценили по заслугам — я расстроился. Со мной развелись — я впала в депрессию. То есть моими эмоциями управляют внешние события, а не я.

У православных совершенно другой взгляд. Они знают, что причина их негативных эмоций — в них самих, в их пока не преодоленных страстях. Я зависима от чужого мнения — и поэтому обиделась на неприятное слово. Я тщеславен — и поэтому расстроился, когда меня не оценили. Я горда — и поэтому не смогла в разумные сроки конструктивно пережить развод и впала в депрессию.

А раз человек видит причину своих негативных эмоций, причем видит ее в самом себе, то у него появляется возможность победить эту эмоцию, был бы метод. И такие методы у православных есть, причем абсолютно действенные. При наличии навыка, победа достигается быстро и легко, и для этого не нужно каких-то особых способностей. Так, автор этой статьи до своего воцерковления очень мучился от разного рода эмоций, а за последние 10 лет ему крайне редко встречались случаи, когда победа над негативной эмоцией стоила существенного труда.

ВЫВОДЫ

Подведем итоги. Если считать трезвый взгляд человека на себя и его способность к самоконтролю двумя важнейшими факторами душевного здоровья, то православное мировоззрение в гораздо большей мере содействует здоровью, чем атеистическое. И это подтверждается практикой - среди православных ниже доля самоубийств и психически больных.

Почему же тогда многие атеисты смотрят на православных как на не совсем нормальных, и даже придумали выражение «православие головного мозга»?

Именно ввиду своей удаленности от трезвого взгляда на вещи. Помните, мы говорили с вами вначале о том, что психически больные люди обычно считают себя нормальными, а окружающих больными? Это тот самый случай, только речь идет не о тяжелой болезни, а в среднем о некотором отклонении от идеального состояния психики.

Православные же, наоборот, обычно трезво сознают, что знают себя плохо, что не могут судить о вещах вполне объективно, что путь до идеального здоровья еще далек. В общем, они проявляют высокую степень той самой «критики», которую так любят психиатры.

В ЧЕМ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ЭТОЙ БЕСЕДЫ?

Кто-то из атеистов может спросить: «Ну, хорошо, допустим, все так и есть, я смотрю на вещи не трезво, не совсем душевно здоров. Но что мне даст это открытие? Я атеист и не могу вдруг превратиться в верующего, да и не очень-то хочу».

Конечно, вы не можете вдруг превратиться в верующего. Это путь не одного дня и совершается он не разговорами или чтением, а поступками. Но любой путь всегда начинается с первого шага, и он-то как раз часто является самым трудным.

Вашим первым шагом — пусть не к православию, а к идеальному душевному здоровью (а значит счастью), — который вы можете сделать прямо сейчас, и он не потребует от вас особых жертв — это поменять свое отношение к самопознанию и познанию вообще. Перестаньте бояться того, что вы можете узнать о себе что-то неприятное, а об устройстве мира — что-то новое. Перестаньте считать свое представление о вещах совершенным и окончательным — оно точно не совершенно просто потому, что оно не совершенно ни у кого, и не окончательно просто потому, что вы еще живы. Научитесь видеть в новой информации (прежде всего, о себе) не угрозу своему статус кво, а возможность развития себя и улучшения своего внутреннего состояния.

И НАКОНЕЦ, ПРО САМОМНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ . Обращение к части читателей

Если после прочтения статьи Вы уловили только то, что православные считают себя лучше других, и причиной этому их самомнение, перечитайте материал с начала и постарайтесь сами для себя опровергнуть приведенные в статье логические рассуждения.

Подсказка. Обращаем Ваше внимание на то, что речь в статье идет не о людях — православных и атеистах, а об инструментах, содействующих здравомыслию, которыми располагают те и другие. Если Вы хотите утвердиться в мнении о несостоятельности православного инструментария, Ваша задача — обдумать написанное и найти в нем ошибки или неправду. Если Вы способны логически мыслить у Вас это, видимо, должно легко получиться.

 ( Победишь.ру 78 голосов : 2.62 из 5 )

Предыдущая беседа

Смотрите также по этой теме:
Антидепрессант №1 ()
Может ли человек в депрессии помочь сам себе? (Психиатр Дмитрий Кваснецкий )
Самый простой и быстрый путь к психической болезни ()
Печаль светлая и черная или Грешно ли грустить? (Священник Андрей Лоргус )
Шизофрения - путь к высшей степени нестяжания (Брат )
Депрессия как страсть. Депрессия как болезнь (Психиатр Дмитрий Авдеев )
Депрессия и телевизор ()
Роль психиатрии и Церкви в преодолении депрессии (Психиатр, священник Владимир Новицкий )
Любой диагноз в психиатрии – миф (Психиатр Александр Данилин )
Депрессия. Что делать с духом уныния? (Борис Херсонский, психолог )




Последние просьбы о помощи
01.03.2019
Сижу в селе, работы нет, никого нет. Любимая бросила, не дает дочку видеть. Есть мысли о суициде. Живу и мучаюсь. 34 года.
01.03.2019
Сейчас я устроиться на работу не могу. С животом не берут... Идти некуда. Я боюсь умирать, но проскакивают мысли о самоубийстве.
28.02.2019
Появились суицидальные мысли. Самоповреждение. Я скрываю это, но больше не могу. Мне нужна помощь, я на грани.
Читать другие просьбы

Что делает человека человеком? На этот вопрос многие тысячелетия старались ответить мудрецы и философы разных стран мира. Существовало множество ответов на этот вопрос, но сейчас все сошлись на главном: человека делает человеком его духовная сущность, душа, если верить в Бога, нравственное духовное сознание, если верить материалистам.

Если вспомнить то, чему нас учили в школе или в институте, то вспомним, что на первом месте стоят жизненные потребности (дышать, есть, пить, спать и так далее), но дальше нам хочется уважения, признания наших достоинств, профессионального роста, самореализации, авторитета. Причем это все должно быть именно за наши человеческие качества, а не за какие-то удобства или материальные блага.

Современный мир – мир стрессов и скоростей. Человек живет в мире информации, и не всегда позитивной. Он должен успевать за прогрессом, наращивать профессионализм, торопится, иначе вытолкнут, затопчут, перегонят.

Психологи говорят, что человек адекватен, когда он разумно воспринимает все, что происходит с ним и в окружающем его мире. Каждый человек должен сам уметь справляться со стрессами, уметь общаться с окружающими в любой ситуации, сохранять выдержку и спокойствие, владеть собой. А многие даже именитые доктора считают, что все болезни от нервов. А если почитать статистику о состоянии здоровья населения нашей страны, то можно прийти к выводу, что мы все постоянно находимся в состоянии стресса, психологического истощения и, как результат, на грани нервного срыва.

Как же сохранить психическое здоровье в современном мире?

Работа должна быть любимой и желанной, тогда она не будет в тягость.

Найти для себя отдушину – хобби, которое позволит уйти от стресса, отдохнуть, даже забыться.

Найти и определить для себя цель жизни. Не забывайте, что смысл жизни у всех разный, поэтому не старайтесь копировать кого-то и не навязывайте окружающим свою точку зрения.

Постараться по мере сил регламентировать свою жизнь (соблюдать режим дня)

Не только с удовольствием трудиться, но и так же с удовольствием отдыхать.

Стараться избавиться от всех вредных привычек.

Жить и мыслить позитивно (Все, что не делается, все к лучшему).

Прийти к Богу. Не зря же говорят: "Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог."

Для психолога душевное здоровье - это прежде всего гармония человека с самим собой. Нарушения взаимоотношений с окружающими людьми рассматриваются как исток и проявление внутренней дисгармонии. Соответственно усилия психолога направлены на перестройку системы отношений страдающего человека. Предполагается, что разрешение внутреннего конфликта приведет к изменению поведения в благоприятную сторону. В этом позиции психологов большинства направлений и школ совпадают. Различаются они в том, в чем именно разные специалисты усматривают истоки конфликта и какие предлагают пути его решения.

Сопоставляя различные точки зрения, можно увидеть, что они «стягиваются» к двум полюсам: одни психологи подчеркивают опасности, которые несет в себе культура для душевной гармонии человека, другие выявляют исцеляющий потенциал культуры.

К числу ученых, обличающих культуру как источник душевных страданий, относится 3. Фрейд. Его высказывание о том, что человек был бы гораздо счастливее, если бы культуры вообще не было, стало известным афоризмом. Фрейд выделял две группы причин для утраты душевного здоровья: первая -угроза безопасности индивидуальному «Я», вторая - противоречие между стремлением организма к самосохранению и инстинктивными влечениями. Что касается безопасности «Я», она, по Фрейду, и обеспечивается культурой, которая снабжает человека материальными благами и дает защиту от притязаний других людей на те же блага.

А. Адлер, в отличие от Фрейда, мало пишет о влиянии культуры на душевный мир человека. Между тем его позицию по этому вопросу можно понять из отдельных высказываний в разных контекстах. Смысл ее в следующем.

Показатель душевного здоровья - «вписанность» индивида в рамки своей культуры, его способность добровольно осуществлять тот образ жизни, который принят в обществе. Невротик, по Адлеру, проявляет нетерпимость к требованиям со стороны общества и отвергает «некоторые формы принуждения, которые нормальный человек вряд ли замечает», в том числе: уважать, прислушиваться, подчиняться, говорить правду, готовиться к экзамену или сдавать его, быть пунктуальным, доверяться человеку, автомобилю, железной дороге, доверить дом, хозяйство, детей, супругу, самого себя другим людям, отдаваться домашним делам, работе, вступать в брак, признавать правоту другого, быть благодарным, заводить детей, исполнять свою половую роль или испытывать сексуальную привязанность, утром вставать, ночью спать, признавать равные права и положение другого человека женского пола, соблюдать меру, хранить верность, находиться в одиночестве.

К. Хорни и Э. Фромм расширили представление об истоках негативного влияния культуры на душевное здоровье, показав, что она способна провоцировать внутренний конфликт не только между биологическими влечениями и моральными установлениями, но шире - между различными потребностями и психологическими установками, сформировавшимися в человеке благодаря усвоению явных и скрытых культурных предписаний.

В своих работах Хорни четко формулирует, что она признает определяющее влияние культуры на душевное здоровье человека: ...Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем... Хорни напоминает известный и хорошо обоснованный культурологами факт, что оценка человека как душевно здорового или нездорового зависит от стандартов, принятых в той или иной культуре: поведение, мысли и чувства, считающиеся абсолютно нормальными в одной культуре, расцениваются как признак патологии в другой. Хорни приходит к выводу: Нормальный человек может наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми в данной культуре... Он не страдает сильнее, чем это неизбежно в его культуре. Невротик... неизменно страдает больше, чем нормальный человек... В действительности невротик -постоянно страдающее лицо.

Фромм четко сформулировал свою позицию: Человеческая натура - страсти человека и тревоги его -это продукт культуры. По Фромму, сама природа человека предполагает наличие ряда потребностей, которые должны быть удовлетворены. Это:

Потребность в единстве с людьми, в социальных связях с ними;

Потребность в трансцендентализации, творчестве как способе выйти за собственные рамки, превратить себя из объекта в субъект творения;

Потребность в безопасности, в укорененности, узах, поддержке и тепле (первоначально обеспечиваемых матерью);

Потребность в идентичности, осознании себя субъектом своей жизни и деятельности;

Потребность в интеллектуальной ориентации в мире и в эмоционально окрашенной системе ценностей.

Фромм показывает, что есть несколько способов, которыми может быть удовлетворена каждая из этих потребностей, причем одни благотворны для человека, а другие -разрушительны. Так, например, потребность в социальных связях может быть удовлетворена посредством подчинения или доминирования, однако оптимальными являются отношения любви, ибо лишь в любви удовлетворяется другая человеческая потребность - в независимости и интегрированности Я. Для Фромма важнейший показатель душевного здоровья - это способность человека реализовать заложенные в нем творческие задатки.

«Любой невроз - это результат конфликта между прирожденными способностями человека и теми силами, которые препятствуют их развитию».

Душевное здоровье было предметом размышлений Г. Оллпорта. Его подход принципиально отличался от того, который реализован в работах психоаналитиков.

По Оллпорту, в течение всей жизни человек переживает процесс становления. В отличие от незрелой, или невротичной, зрелая личность функционирует автономно, т. е. ее мотивы обусловлены не прошлым, а настоящим, они осознанны и уникальны.

Оллпорт выделил шесть черт, характеризующих зрелую личность:

1) широкие границы ≪Я≫, активное и увлеченное участие в трудовых, семейных и социальных отношениях;

2) способность к теплым, сердечным социальным контактам, в том числе дружеской интимности и сочувствию;

3) самоприятие и умение справляться с собственными эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих;

4) реалистическое восприятие людей, объектов и ситуаций, постановка реалистических целей;

5) ≪самообъективность≫ -четкое представление о своих собственных сильных и слабых сторонах, чувство юмора;

6) наличие системы ценностей, содержащей главную цель и придающей смысл всему, что делает человек.

Оллпорт отмечает связь душевного здоровья человека с его отношением к религии. Он выделяет два типа религиозности -внутреннюю и внешнюю. Внешняя - это привычка или традиция, которая используется для достижения каких-либо целей, например поддержания статуса, уверенности в себе и т. д. Внутренняя религиозность пронизывает все человеческое существование, она мотивирует человека к достижению идеального жизненного единства. Внешняя религиозность, как полагает Оллпорт, характерна для незрелой личности, человека с эгоцентрическими установками. Она разрушается, если жизненные обстоятельства слишком противоречивы, и не дает надежной психотерапевтической защиты. Внутренняя же религиозность, напротив, поддерживает человека в самых трудных обстоятельствах, хотя она не может существовать ради того, чтобы играть терапевтическую или профилактическую роль.

Настороженное отношение к культуре характеризует психологов гуманистического направления. Истоки его в том, что на Западе, как писал А.

Маслоу, сложилась исторически детерминированная тенденция негативно оценивать потребности человеческого существа, которые имеют так называемую животную природу. Как следствие, многие культурные институты устанавливаются для контроля, сдерживания, запрещения и подавления этой первоначальной природы человека. Напротив, именно в самореализации личности, раскрытии заложенных от природы задатков и стремлений видят гуманистические психологи важнейшее условие душевного здоровья человека. А. Маслоу назвал эту потребность и соответствующую ей деятельность самоактуализацией. Он отождествлял самоактуализацию со зрелостью и душевным здоровьем человека и постулировал врожденную направленность на достижение этого состояния.

Наблюдая за реальными людьми, А. Маслоу выявил характеристики, присущие, по его мнению, душевно здоровым людям: ясное восприятие реальности; открытость новому опыту; интегрированность, целостность, единство личности; спонтанность, экспрессивность; полное, продуктивное функционирование; бодрость; реальность Я, прочная идентичность, автономия, уникальность; объективность, беспристрастность; креативность; способность к любви.

Из работ Юнга следует, что душевное здоровье есть результат процесса индивидуации; что душевно здоровым может стать лишь человек, которого он наделяет званием личности, т. е. тот, кто самостоятельно осуществляет трансцендентальную функцию; тот, кто осмеливается погрузиться в глубины собственной души и интегрировать актуализированные переживания из сферы коллективного бессознательного с собственными установками сознания.

Путь к душевному здоровью как процесс индивидуации Юнг противопоставляет другому способу регуляции психики - подчинению различного рода общественным установлениям: моральным, социальным, политическим, религиозным конвенциям. Польза конвенций состоит в том, что они защищают отдельных людей и общество от опасностей, которые таит в себе проявление человеческой Самости.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что внутренний мир человека активно взаимодействует с окружением, перерабатывая опыт, полученный извне, формируя собственные позиции и убеждения, пути самоопределения, а затем в процессе экстериоризации ≪человек вносит свой собственный вклад в материальную и духовную культуру своего общества и человечества≫.

Душевное здоровье - это динамическая характеристика индивидуальности; она отражает и обусловливает способность человека ставить принципиально достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. При таком понимании душевное здоровье оказывается не константой, раз и навсегда определяющей человека, но характеристикой, изменяющейся на протяжении жизни и имеющей некоторый исходный уровень.

Критериями, или показателями, душевного здоровья являются:

Адекватность деятельности человека социокультурным требованиям и природному окружению;

Оптимальная саморегуляция, выражающаяся в переживании внутренней гармонии (верность себе, соответствие желаний и возможностей, ощущение сообразности целей и средств, свобода от тревоги, психоэнергетический баланс);

Благоприятный прогноз, т. е. возможность человека сохранять адекватность деятельности и оптимальность саморегуляции в широкой временной перспективе.

Для динамической концепции душевного здоровья особенно важно, что в процессе адаптации человек не только осваивает требования окружения и ≪подстраивается≫ под них, но и развивает в себе новые Способности и способы деятельности, что позволяет ему по-новому действовать в проблемных ситуациях. Эта деятельность может быть направлена вовнутрь, на изменение собственной психической реальности, или вовне, на изменение взаимоотношений со средой.

Психическое здоровье (оно же духовное, душевное, ментальное) - состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

Почему так получается: когда мы, наконец, расстаемся с иллюзиями прошлого, то с еще большим рвением кидаемся в другую крайность – связываем все свои надежды на лучшее исключительно с будущим. Будто именно там, в неопределенной перспективе, ждет нас везение во всем. Кажется, нам бы только переждать это безвременье, только бы перекантоваться до лучших времен! Но стремясь поскорее дожить до светлой полосы, мы уж слишком энергично отталкиваемся от надоевшего «сегодня» - словно это абсолютно ненужная промежуточная стадия, не более чем досадная заминка на пути к успеху. Торопя настоящее, мечтая, чтобы оно поскорее прошло, мы непростительно несправедливы к нему. Ведь не размытые воспоминания вчерашнего или неясные фантазии на тему завтрашнего дня, а именно настоящее время с его реальностью и есть наша жизнь.

    Прекратить жить ожиданием. Мы постоянно связываем с будущим надежды на лучшее, все время чего-то ждем: повышения по службе, свадьбы, дня зарплаты или отпуска на море. Ждать можно даже конца недели – заветного уик-энда. Но ожидание будущего очень часто убивает настоящее. Мы делаем все во имя и ради достижения желанной цели и «сегодня» проживаем второпях, как будто спешим отбарабанить надоевшую скороговорку. Несмотря на нашу занятость, «сегодня» тянется долго, становясь бесконечной пыткой. Нам хочется, чтобы настоящее поскорее закончилось: мы не ценим его, так как на пути к нашей цели оно лишь преграда, которую надо преодолеть как можно быстрее. Но ведь настоящее – это и есть наша жизнь, и мы совсем не хотим, чтобы она поскорее закончилась!

    Не зацикливаться на своей мечте. Определяя свои долгосрочные или более близкие цели и задачи, относитесь к ним как к перспективам возможным, но вовсе не обязательным. Надо быть морально готовым к неудаче, т.к. иногда успех становится не меньшим испытанием, чем поражение. Может быть, именно после победы вы ощутите опустошение и, столкнувшись с отсутствием новых ориентиров, поймете: самым счастливым для вас был период, когда вы шаг за шагом шли к своей бесконечно далекой цели.

    Организовать свою жизнь так, чтобы в ней в равных пропорциях присутствовали мотивации: «потому что так надо» и «потому что я так хочу».

    Устранить из своей жизни суету. Не нужно брать на себя больше той нагрузки, которую вы в состоянии вынести. Это касается и работы, и домашних дел, и семейных обязательств. Ведь именно перенасыщенность ими превращает день в настоящем в калейдоскоп сменяющих друг друга картинок и заставляет каждого из нас ощущать себя «белкой в колесе».

    Не торопиться. Перейдите с бега на шаг – с непривычки будет трудно, но постарайтесь. Помните истину: успевает тот, кто никуда не торопится.

    Доставлять себе удовольствие. Балуйте себя, поощряйте. За что? Да просто так, без всякого повода. Это может быть кусок торта в уютном кафе или неторопливое изучение новинок магазина, поход в бассейн или салон красоты, просмотр любимого фильма. Важно, чтобы это было не в тягость. Можно после работы расслабленно поваляться дома на диване со свежим номером любимого журнала. Понятно, что после рабочего дня дома вас также ждет немало дел, требующих немедленного вмешательства: стирка-готовка, глажка-уборка, школьные уроки с ребенком и т.д. но все это может подождать хотя бы час. Попробуйте эти 60 минут жить только для себя. А после этого часа – праздника непослушания – вы почувствуете, как открывается второе дыхание.

    Избавиться от комплекса вины. Хватит нервничать и казнить себя, если не все из намеченных столь важных дел были сделаны. Вы не всемогущи, не все в ваших руках.

    Включить в свой график одно «ненужное» дело Например, самостоятельное изучение иностранного языка, который, возможно, вам и не пригодится. Почему самостоятельное? Потому что это удобнее: не нужно никуда ехать, не надо краснеть перед преподавателем из-за несделанного домашнего задания, вы сами себе и учитель, и экзаменатор. Научитесь «смаковать» настоящее, получать удовольствие от процесса учебы, не зацикливаясь на его результате. Все мы являемся или стараемся быть перфекционистами – торжество философии успеха в современном обществе делает нас заложниками такого образа жизни. Но вовсе не обязательно, чтобы каждое наше занятие имело утилитарное (имеющее практическое назначение или материальную пользу) предназначение – «я делаю это для того, чтобы…». Вы делаете это не для того, чтобы, а потому, что – потому что вам нравится процесс. А уж случай применить приобретенные знания и навыки когда-нибудь еще предоставится.

    Совершать в день один подвиг. Прямо как у барона Мюнхгаузена из всеми любимого фильма. В нашем контексте подвигом могло бы стать дело, до которого обычно руки не доходят, но которое периодически напоминает нам о себе. Так вот, если вы в один прекрасный день не забудете пришить пуговицу, на следующий забежать в поликлинику за справкой для бассейна, а потом еще и вызвать мастера починить дверцу кухонного шкафчика, это станет вашими подвигами.

    Научиться ничего не делать. Вы можете в данный момент перебирать в памяти события прошлого или мечтать и строить планы на будущее. Но при этом вы будете непременно получать удовольствие от каждого мгновения лучшего из времен – своего настоящего!