Лфк при заболеваниях органов дыхания. Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания

Картофель - самый востребованный и любимый овощ на нашем столе. Выращивание его на приусадебных участках и дачах является весомым подспорьем для семейного бюджета. Но приложенные усилия далеко не всегда вознаграждаются высоким урожаем. Поэтому огородники ищут новые технологии и приёмы, выполнение которых значительно увеличивает урожайность культуры.

Как вырастить большой урожай картофеля

Любая технология выращивания высоких урожаев картофеля состоит из комплекса работ:

Подготовка участка под посадку

Картофель хорошо растёт на лёгких и средних по структуре почвах, песчаных, чернозёмных, суглинистых, с нейтральной или слабощелочной реакцией.

Тяжёлая суглинистая почва препятствует свободному доступу воздуха к клубням, сдавливает их, задерживает излишки влаги, что способствует развитию гнили.

Участок под посадку картофеля должен быть хорошо освещённым, открытым . Желательно, чтобы до картофеля на нём росли бобовые, зерновые культуры или сидераты. Хорошими предшественниками для картофеля также являются огурцы, капуста, корнеплодные и тыквенные культуры.

Нельзя сажать его после подсолнечника, сорго, томатов и прочих представителей семейства паслёновых, болеющих одинаковыми с картофелем болезнями. На прежнее место картофель можно высадить через 3–4 года.

Осенью грядку перекапывают и вносят удобрения на один квадратный метр:

  • Перегной или свежий навоз - от 5 до 7 вёдер.
  • Суперфосфат - 2 ст. л. (30 грамм).
  • Сульфат калия - 1 ст. л. (15 грамм).

Снижают кислотность почвы внесением 400–500 грамм доломитовой муки или извести.

Выбор и подготовка посевного материала

Для посадки приобретайте районированные сорта картофеля. Не ждите полной отдачи от посевного материала, не приспособленного к климатическим условиям вашего региона. Опытные огородники высаживают несколько сортов любимого овоща.

Этим они растягивают сезон плодоношения и подстраховывают себя на тот случай, если погодные условия окажутся неблагоприятными для какого-либо сорта. Поэтому сажают, собирают и хранят различные сорта по отдельности.

Через 5-7 лет картофель вырождается, урожайность и устойчивость к заболеваниям падает, а лёжкость ухудшается. Поэтому его необходимо регулярно обновлять .

Клубни для посадки выбирайте без повреждений и пятен, размером около 5 см в диаметре, то есть 70 грамм весом. Для дезинфекции замочите их в специальном растворе . Приготовить раствор можно по одному из рецептов (дозировка приведена на 10 литров воды):

  • 0,5 гграмма марганцовки, 15 грамм борной кислоты и 5 грамм медного купороса;
  • 1 грамм перманганата калия, 10 грамм борной кислоты, 60 грамм суперфосфата и 40 грамм мочевины;
  • 1 кг измельчённого чеснока.

Клубни поместите в овощную сетку и опустите в обеззараживающий раствор с питательными компонентами на 2-3 часа.

Проращивание картофеля длится 1–2 месяца. Разложите его в один слой в тёплом, светлом помещении, защитив от прямого воздействия солнца. От прямых солнечных лучей клубни сохнут, а в полумраке ростки формируются слабые и тонкие.

С появлением ростков семенной материал переносят в более прохладное помещение с температурой 15–18 градусов. К моменту посадки ростки на клубнях достигают 4–5 см длины. Если почва еще не прогрелась, посадочный материал хранят в холодном месте .

Посадка

Картофель относится к теплолюбивым культурам, и высаживать его следует в прогретую до 7–10 градусов почву. По народным приметам начинают посадку, когда распускаются листья на берёзах, зацветает черёмуха и первые одуванчики.

Не опаздывайте с работами, так как при высаживании клубней в слишком тёплую почву крахмалистость и урожайность картофеля ухудшаются. Для различных климатических и природных условий применяются разные способы посадки :

  • На гребни - в случае, если грунтовые воды залегают слишком близко к поверхности земли или на тяжёлых почвах. Гребни формируют высотой 15–30 см на расстоянии 70 см один от другого.
  • В траншеи сажают картофель в засушливых районах, а также на почвах, плохо удерживающих влагу.
  • «Под лопату» - клубни укладывают в приготовленные лунки.

Грядки располагают в направлении с юга на север . Глубина посадки зависит от характера грунта:

  • глинистый - 4–5 см;
  • тяжёлый и суглинки - 8–10 см;
  • лёгкий - 10–12 см.

Крупные клубни заглубляют больше, чем мелкие, но отклонение от рекомендованных цифр не должно превышать 3 см . Различается посадка сортов раннего и позднего срока созревания:

  1. Ранние сорта сажают так, чтобы между рядами было 60 см, а интервал между клубнями - 25–30 см.
  2. Поздние, соответственно, 70 см и 30–35 см.

Агротехника

Уход за картофелем состоит из следующих видов работ:

Уборка и хранение урожая

Копать картофель начинайте, когда ботва полностью пожелтеет и засохнет. Затягивать с этим не стоит: находясь долго в земле, клубни теряют вес и хуже хранятся.

Лучшая погода для уборки урожая - сухая и солнечная, так как картофель быстрее просыхает. Выкапывать кусты следует аккуратно, чтобы не повредить клубни. Одновременно сортируйте их , откладывая отдельно повреждённые и больные.

Позаботьтесь об урожае будущего года: отберите семенной картофель со здоровых и урожайных кустов, разделите его по сортам. Оптимальными для посадки считаются клубни средней фракции, без признаков болезней и поражения вредителями.

Их раскладывают в солнечном, сухом проветриваемом помещении для озеленения. В зелёных клубнях количество соланина увеличивается и предохраняет их от заболеваний и вредителей.

Собранный урожай картофеля просушите, отсортируйте и храните при температуре 2–4 градуса и уровне влажности 90–92% в деревянных ящиках (не в мешках).

Популярные технологии выращивания картофеля

Голландская технология. Голландский способ культивирования картофеля изначально применялся крупными фермерскими хозяйствами.

Огородников-любителей заинтересовала возможность собирать до 300–400 кг картофеля с сотки вместо 100–200 кг традиционным способом.

Они адаптировали её для использования на небольших приусадебных участках и дачах. Основными требованиями голландской технологии являются следующие:

  • использование высококачественного сортового посадочного материала;
  • соблюдение в обязательном порядке севооборота;
  • осенне-весенняя подготовка почвы;
  • применение определённой схемы высаживания клубней;
  • чёткий график мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями;
  • выполнение требований по уборке и хранению урожая.

Как выращивать картофель по голландской технологии на приусадебном участке:

  1. Для посадки подберите 2-3 или более высококачественных сортов картофеля предпочтительно разных сроков созревания. Хорошо себя зарекомендовали сорта, устойчивые к нематоде, картофельным вирусам, раку: Клеопатра, Приор, Рези, Кондор, Ярла, Эба, Астерикс, Мона Лиза.
  2. Приобретите посадочный материал первой или второй репродукции, то есть «суперэлиту» или «элиту». Оптимальный размер клубней - 5 см в диаметре. Перед высадкой семенной картофель обязательно прорастите: длина ростков должна быть около 2 см при посадке вручную и до 0,5 см - при машинной посадке.
  3. Соблюдайте севооборот: высаживайте картофель на участок не ранее, чем через три года. Предпочтительно, чтобы предшественниками были зерновые. Повышает плодородие почвы осенний посев сидератов с последующей их перекопкой.
  4. Голландская технология предполагает использование большого количества минеральных удобрений и химпрепаратов для борьбы с сорняками, болезнями, вредителями. При выращивании картофеля на небольших приусадебных и дачных участках целесообразно использовать в расчёте на одну сотку: перегной или компост - 50 кг, с добавлением хлористого калия - 1,5–2,5 кг и суперфосфата - до 5 кг. Вносите их под осеннюю перекопку грядок. Борьбу с сорняками и вредителями проводите традиционным способом.
  5. Высаживайте картофель в почву, прогретую до 7–10 градусов. Грунт предварительно взрыхлите граблями, лопатой или культиватором, одновременно удаляя сорняки. Сажайте рядами, расположенными с юга на север, чтобы между ними было 75 см. Клубни должны располагаться друг от друга на расстоянии 30 см. Глубина посадки - от 6 до 8 см. При засыпании клубней над бороздой сформируйте гребень шириной 35 см и около 10 см высотой. Расход посевного материала составляет от 400 до 1000 клубней на одну сотку.
  6. Когда появятся всходы, сформируйте трапециевидные гребни (высота 25 см, ширина нижнего основания - 75 см, верхнего - 35 см), нагребая почву из междурядий. Это способствует формированию мощной корневой системы, предотвращает застаивание воды, излишки которой стекают в междурядья, обеспечивает прогревание гребней солнцем.
  7. Дальнейший уход предусматривает обработку кустов против колорадского жука и поливы в случае отсутствия дождей. Первый раз полейте до наступления цветения, второй - через 10 дней по окончании цветения и третий - уже через 20 дней.

Технология выращивания картофеля в полиэтиленовых мешках

Изобретательные дачники придумали ещё один остроумный и оригинальный способ выращивания картофеля - в мешках.

При минимальном расходе посадочного материала достигается высокая урожайность : посадив всего один клубень высокосортного картофеля, получают до 4 кг овощей с мешка.

Он решает сразу несколько проблем и имеет множество преимуществ:

  • если участок маленький, мешки можно установить в любом неудобном для возделывания месте;
  • если земля на участке непригодна для выращивания, мешки заполняют привозной почвой, рыхлой и плодородной;
  • отпадает необходимость выпалывания сорняков, рыхления и окучивания картофеля;
  • не заводятся вредители: медведка не может проникнуть в полиэтиленовый мешок, а колорадский жук заводится лишь в открытом грунте;
  • повышается урожайность картофеля за счёт развития боковых побегов и прогревания почвы в мешках;
  • не имеющие земельных участков горожане, пользуясь этой технологией, успешно выращивают картофель на балконах и лоджиях;
  • удобно использовать мешки с клапанами - они позволяют извлекать крупные клубни для потребления, оставляя на доращивание более мелкие.

Как выращивать картофель в мешках:

  • Чтобы этот метод выращивания дал значительный урожай с одного куста, сажайте высококачественный картофель. Отдайте предпочтение ранним сортам. Лучше всего проявили себя: Славянка, Молодёжная, Свитанок, Надежная, Шанте, Беллароса. Проведите обычную предпосадочную подготовку клубней.
  • Приготовьте пластиковые мешки из-под муки, круп, сахара объёмом около 10 вёдер. Засыпьте в них по 2–3 ведра питательного грунта (огородная земля, смешанная пополам с перегноем). Посадите в него семенной картофель и присыпьте почвой. Поместите мешки на хорошо прогреваемое, солнечное место. Следите, чтобы почва была увлажнена.
  • Спустя 1-2 недели появятся ростки. Когда они достигнут в высоту 10–15 см, присыпьте их питательным грунтом. Повторяйте эту процедуру, пока мешки не заполнятся на две трети высоты. Регулярно поливайте, так как почва в мешках быстро пересыхает.
  • Если все сделаете правильно, уже через два месяца после посадки клубни будут размером с кулак.

Как вырастить картофель под соломой

Выращивание картофеля под соломой - необычный, но заслуживающий внимания метод. При необыкновенной урожайности от 400–700 кг с сотки и выше он значительно облегчает труд овощевода.

Отпадает необходимость в поливах - под соломой долго сохраняется влага; не требует прополки и рыхления - солома выполняет роль мульчи и угнетает рост сорняков; вместо окучивания достаточно уложить слой соломы.

Приподняв аккуратно солому возле кустика картофеля, вы сможете проконтролировать процесс формирования клубней. Можно выбрать крупные клубни для потребления, оставив мелкие расти дальше.

Описание процесса посадки и выращивания:

  1. Грядку, на которой планируете сажать картофель, разрыхлите плоскорезом, одновременно удаляя сорняки. Разметьте ряды шириной 15 см, разрыхлите их на глубину 10 см и сформируйте траншеи.
  2. Если почва недостаточно влажная, полейте её. Уложите в траншеи клубни и присыпьте землёй, насыпав небольшой холмик. Прикройте грядку соломой слоем 10 см.
  3. Когда картофельные кустики подрастут и поднимутся над поверхностью на 5–10 см, снова уложите слой соломы толщиной до 20 см. Старайтесь укладывать солому так, чтобы она укрыла кустики, но не придавила их.
  4. При появлении вредителей используйте традиционные средства борьбы с ними.

При укладывании соломы придерживайтесь рекомендаций . Слишком тонкий слой не задерживает влагу и даёт возможность сорнякам пробиться на поверхность. Излишне толстый слой затрудняет прогревание почвы и препятствует прорастанию кустиков.

Как видите, приёмы и методы выращивания картофеля разнообразны. Но каждый из них создаёт наиболее благоприятные условия для плодоношения этой овощной культуры, что обеспечивает получение стабильно высоких урожаев.

Помидор является одним из самых популярных овощей. Уже весной огородники начинают активную подготовку к дачному сезону. На грядках почти каждого огородника может заметить красные спелые помидоры. Но чтобы добиться богатого урожая, следует знать технологию и особенности выращивания.

Подготовка семян томатов и способы их проращивания

Чтобы вырастить здоровую и сильную рассаду, необходимо правильно посадить семена. Одни садоводы используют уже проверенные сорта, другие ищут новые крупноплодные. Приобрести хороший сорт семян можно в специализированном магазине.

Предварительно перед посадкой их замачивать не следует. Обычно перед продажей семена обрабатывают пестицидами и другими действующими веществами. Поэтому при замачивании смываются химические вещества и после высева семена станут чувствительными к вредителям.

Если семена собраны со своей грядки и куплены в магазине и ничем не обработаны, то это следует сделать обязательно перед посевом.

Подготавливать семена следует заранее, начиная с конца января. Для начала их прогревают в течение 5 дней при температуре не выше 25 градусов. Важно не допускать перегревания и пересушивания семян.

Домашние семена следует замочить в солевом растворе (на 100 мл воды добавить 3-4 г соли). Далее оставить на пару минут, а затем слить раствор. Семена необходимо промыть чистой водой. Следующий этап – обеззараживание семян. В слабом растворе марганцовки выдержать семена около 20 минут. Такая процедура избавит рассаду от многих заболеваний.

Следующий этап включает процесс проращивания семян. Для этого завернуть семена в ткань, смочить в воде, положить в полиэтиленовый мешочек и оставить на некоторое время в теплом месте. Через несколько дней, если заметны проросшие корешки, то можно сеять.

Существует другой способ проращивания семян томатов. Их замачивают в воде, температура не должна превышать 30-40 градусов. Далее обворачивают влажной тканью и прикрывают сантиметровым слоем ваты.

Оставляют в таком состоянии на неделю при теплой температуре. Используя данный способ проращивания, необходимо регулярно сбрызгивать вату водой.

Некоторые садоводы для ускорения процесса прорастания семян предварительно выдерживают в соке алоэ или каланхоэ в течение часа. Семена начинают высеивать уже в марте. В качестве емкости можно использовать горшочки, ящики, баночки, консервные банки, стаканы и т.д. Семена высеиваются рядками на расстоянии 3-5 см друг от друга и глубиной 1 см.

После завершения процесса высеивания, емкость с семенами оставить в комнате на подоконнике и накрыть пленкой. Как только появились всходы семян, емкость необходимо переставить в другое место, понизить температуру до 12 градусов и обеспечить хорошим освещением.

Особенности высадки рассады в грунт

Помидоры – светолюбивые, устойчивые к засухам растения. Предпочитают суглинистые и супесчаные почвы. Для рассады в земле не должно быть сорняков, вредителей и бактерий. Помидоры не уживаются с картофелем, поэтому их рядом выращивать не рекомендуется, а также на почве, где которой раньше находился картофель.

Почву для посадки рассады готовят ранней осенью. Смесь должна состоять из конского навоза и дерновой земли в соотношении 2:1. Затем к этой массе на ведро воды добавляют песок, 0,5 литра золы и 0,5 стакана суперфосфата.

Обычно рассаду высаживают в парниках или небольших пленочных укрытиях. Помидоры ранних сортов высаживают в мае и только в парниках, среднепоздние сорта с конца мая до начала июня.

Особое значение имеет не только правильная подготовка не только рассады семян, но и грядки. Лунки выкапываются глубиной 25-30 см. В лунку добавить 2 литра воды, затем удобрения и перемешать. После того, как вода впитается, высадить рассаду.

Посадку лучше осуществлять в пасмурную или влажную погоду. В жаркую погоду лучшее время для посадки рассады – утро или вечер.

Правильный уход за овощной культурой позволит собрать богатый урожай. Наиболее важными условиями для хорошего урожая являет полив и подкормка растения.

Важно не допускать пересыхания почвы, которое может привести к растрескиванию овоща. При избытке влаги задерживается созревание плодов.

Поливать помидоры необходимо под корень. Воду использовать желательно теплую. Необходимо избегать попадания воды на листья, стебель и плоды. Это может стать причиной развития фитофтороза.

Поливать рекомендуется не более 2 раз в неделю. Чтобы плоды были сладкими, один раз в неделю используйте раствор марганцовки. Второй важный момент, который необходимо учитывать, это пасынки. Удалять лишние побеги следует в том случае, если они достигают 2-3 см. Процедура пасынкования проводится с помощью ножниц.

Если оставлять маленький пенек после обрезания побегов, то это позволит замедлить развитие нового побега.

Пожелтевшие нижние листья также как и побеги следует удалять. В период цветения овощную культуру необходимо опрыскивать раствором медного купороса или борной кислоты.

Как и любые овощи, помидоры также нуждаются в подкормке. Следует помнить, что удобрять помидоры необходимо до того, как образуется завязь. Лучше всего использовать золу вместе с органическими удобрениями. Под кусты помидоров рассыпать золу из расчета 3 столовые ложки на квадратный метр.

Обычно чередуют обильный полив и подкормку. В качестве подкормки можно использовать минеральную смесь. В двухлитровую банку всыпать золу и залить кипятком 4-5 литра. После того как зола остынет, добавить 10 г борной кислоты в виде порошка и флакончик йода.

Добавить в емкость еще 5 литров остывшей кипяченой воды и все хорошо перемешать. Полученную минеральную смесь настоять 24 часа. Кроме минерального раствора можно использовать дрожжевую смесь.

В трехлитровой банке развести живые дрожжи в теплой кипяченой воде. Добавить в банку полстакана сахара и поставить бродить. Периодически смесь необходимо взбалтывать. Стакан дрожжевой смеси влить в 10-литровое ведро. На один куст требует литр удобрительной смеси.

Начинающий садовод должен регулярно осматривать и проверять помидоры на наличие каких-либо вредителей или признаков болезни. Чтобы избавиться от мокриц и слизней вокруг кустов разбрасывают салатные листья.

Если помидоры высокорослые, то их необходимо подвязывать к опорам. Это делать следует тогда, когда рассада укоренится. В открытом грунте опору следует делать при появлении первых листочков у сеянцев. Глубина опоры должна быть около 40 см, расстояние от стебля до колышка около 10 см.

Осуществлять подвязку среднерослых сортов можно к проволоке, натянутой на шпалере.

Следует не забывать окучивать помидоры. За сезон желательно выполнять окучивание не менее трех раз.

Корни у помидор растут периодами, поэтому окучивание следует проводить в период роста корней. Основной признак роста корней – появление выпуклостей у основания земли.

Изменение оттенка у стебля помидора также является признаком роста корневой системы. Правильное окучивание предусматривает присыпку влажной, но не сухой землей. Таким образом, корневая система будет мощная и разветвленная.

Вырастить высокий урожай помидор под силу даже начинающему садоводу. Если придерживаться правильной технологии выращивания, то уже первые красные плоды можно получить в конце июня.

Введение.

Краткая история развития ЛФК.

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина ма лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов. (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Сера-зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

1. АФО органов дыхания.

Дыхательная система состоит из путей, проводящих воздух – носовая

полость, гортань, трахея и бронхи и собственно дыхательной части – легких.

В носовой полости находится орган обоняния. Перегородка, переходящая из

хрящевой и костной частей, делит ее на две половины. Стенки носовой

полости и носовая перегородка, покрытые изнутри слизистой оболочкой,

выстланы мерцательным эпителием. Реснички мерцательного эпителия

колеблются против движения вдыхаемого воздуха, удаляя наружу, вместе со

слизью пылевые частицы и таким образом, очищая вдыхаемый воздух. В носовую

полость открывается воздухоносные полости соседних костей - придаточные

пазухи носа. Пройдя через носовую полость, воздух согревается, увлажняется,

очищается и попадает сначала в носоглотку, затем в ротовую часть глотки и в

гортанную часть. Из гортанной части глотки воздух направляется в гортань,

в передней области шеи, где заметны контуры гортанного возвышения.

Непосредственным продолжением гортани является трахея. Длина ее от 9 до 12

см., а диаметр около1,5 – 2 см. Слизистая оболочка ее выстлана мерцательным

эпителием, имеет много желез. Из области шеи трахея переходит в грудную

полость и на уровне IV – V грудных позвонков делится на правый и левый

главные бронхи. В области корней легких бронхи делятся сначала на долевые,

а затем на сегментарные бронхи. Сегментарные бронхи продолжают делиться на

более мелкие бронхи (каждый на два), образуя бронхиальное дерево правого и

левого легких. Воздух свободно проходит через дыхательные пути, т.к. стенки

дыхательной трубки не спадаются благодаря наличию в них хрящевой основы.

Легкие лежат в грудной полости по обеим сторонам от сердца. Каждое легкое

заключено в замкнутый тонкостенный мешок, образованный, тонкой, влажной,

блестящей оболочкой – плеврой. Различают два листка плевры, без перерыва

переходящих один в другой: пристеночный и легочный. Между ними имеется

щелевидная плевральная полость, которая содержит небольшое количество

плевральной жидкости, играющей роль смазки при непрерывно совершающихся

дыхательных движениях легких. При воспалении легких, туберкулезе и ряде

других заболеваний пристеночный листок плевры может срастись с легочным

листком, образуя спайки. При некоторых болезненных состояниях между

листками плевры может скапливаться значительное количество жидкости или

воздуха, что ведет к сдавливанию легкового и нарушению его функций. Легкое

имеет конусовидную форму. Его нижняя поверхность вогнутая и прилежит к

диафрагме – мышце, отделяющей грудную полость от брюшной. Верхушка легкого

на 2-3 см. выступает над ключицей, заходя в нижнюю область шеи. Каждое

легкое бороздами делится на доли – левое на две, правое на три. Доли

легкого состоят из сегментов, сегменты – из долек, в которые входят

дольковые бронхи. Продолжая делится внутри дольки, бронхи переходят сначала

в конечные, а затем в дыхательные бронхиолы. Дыхательные бронхиомы

образует альвеолярные ходы, на их стенках расположено множество маленьких

пузырьков – альвеол. Стенки альвеол снаружи оплетены густой сетью

мельчайших кровеносных сосудов – капилляров и представляют собой мембрану

толщиной менее 1мкм, через которую происходит газообмен между кровью,

протекающей через капилляры и воздухом, вентилирующим альвеолы. Легочная

артерия, разветвляясь в легком соответственно делению бронхов вплоть до

мельчайших капилляров, приносит в легкое из правового желудочка сердце

бедную кислородом венозную кровь. Через просвет капилляра одновременно

могут пройти 1-2 эритроцита. В результате газообмена кислород вдыхаемого

воздуха переходит в эритроциты, а углекислый газ переходит из

эритроцитов в альвеолярный воздух. Т.о. венозная кровь обогащается

кислородом превращается в артериальную и по двум легочным венам

направляется обратно в левое предсердие сердца. Этот путь называется

малым кругом кровообращения.

Процессы дыхания регулируются центральной нервной системой. Парный

дыхательный центр состоит из двух частей – центра вдоха и центра выдоха.

Углекислота, накапливающаяся в крови при активном использовании клетками

кислорода, и молочная кислота, попадающая в кровь в больших количествах

при интенсивной мышечной работе, возбуждают дыхательный центр мозга,

вследствие чего частота и глубина дыхания увеличиваются. В регуляции

дыхания большую роль играют также блуждающие нервы.

Особое значение имеют воспринимающие концевые нервные аппараты –

хеморецепторы, расположенные в стенках аорты и в местах разветвления общих

сонных артерий. Они регистрируют изменения газового состава крови, и

посылают соответствующие сигналы в дыхательный центр. Повышение

концентрации углекислого газа, и понижение концентрации кислорода в крови

приводят к возбуждению дыхательного центра, учащению дыхания и увеличению

вентиляции легких. Понижение концентрации углекислого газа угнетает

дыхательный центр, вентиляция легких уменьшается.

Для исследования дыхательной функции легких измеряют жизненную емкость

легких - максимальный объем воздуха, который можно с усилием выдохнуть

после самого глубокого вдоха. Она в среднем +3,5 л., а у хорошо

тренированных лиц – до 6 л. Объем воздуха, проходящий через легкие за 1

мин., называют минутным объемом дыхания. В норме он равен 6-9 л.

2. Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях

дыхательного аппарата основывается прежде всего на возможности

произвольного регулирования глубины и частоты дыхания, его задержки и

форсирования. С помощью специальных статистических и динамических

дыхательных упражнений можно переводить поверхностное дыхание на более

глубокое, удлинять или укорачивать фазы вдоха и выдоха, улучшать ритм

дыхания, увеличивать вентиляцию легких. Занятия лечебной гимнастикой при

рациональном сочетании общеукрепляющих физических упражнений со

специальными дыхательными упражнениями и разными фазами дыхания

усиливают кровообращение в легких и этим способствуют более быстрому и

полному рассасыванию инфильтратов и экссудата в легких и в плевральной

полости, предупреждению образования в ней спаек и других включение

лечебной гимнастики в комплексное лечение острых заболеваний органов

дыхания значительно увеличивает его эффективность и сохраняет у больных в

дальнейшем работоспособность. При хронических заболеваниях легких с помощью

физических упражнений можно добиться нормализации нарушенной дыхательной

Задачи ЛФК: 1) улучшение дыхательной функции;

2) укрепление дыхательной мускулатуры;

3) увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

4) способствовать растяжению плевральных спаек и очищению

дыхательных

путей от патологического секрета.

Противопоказания к назначению лечебной гимнастики:

1) острая стадия болезни (высокая температура,

астматический приступ);

2) злокачественные новообразования легких;

3) острые гнойные воспаления;

4) опасность возникновения кровотечения.

Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становятся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изменения функции дыхания могут возникнуть вследствие:

Ограничения подвижности грудной клетки и легких, которые могут быть причиной поражения дыхательной мускулатуры и иннервирующих ее нервов, а также малоподвижного образа жизни. Расстройства дыхания могут быть связаны с поражением плевры и накоплением жидкости (выпота), газа (пневмоторакс), крови или гноя в плевральной полости, плевральными спайками и швартами, деформациями грудной клетки и позвоночника;

Нарушений проходимости дыхательных путей, которые могут быть функциональными (спазм гладкой мускулатуры бронхов) и органическими (при воспалительных процессах с обильной мокротой, при сужении, деформации или сдавлении опухолями и рубцовыми сращениями трахеи и бронхов). Сужение верхних дыхательных путей приводит к инспираторной одышке;

Уменьшения дыхательной поверхности при воспалительных процессах в легочной ткани (пневмонии, абсцессах и др.), разрастании соединительной ткани в легких, ателектазах (спадение участков легкого при закупорке или сдавлении просвета воздухоносных путей): быстрое уменьшение дыхательной поверхности вызывает снижение газообмена в легких, развитие кислородного долга и плохо переносится организмом;

Ухудшения эластичности легочной паренхимы, которое наиболее выражено при хроническом бронхите, хронической пневмонии, бронхиальной астме, а также при возрастных изменениях тканей легких;

Нарушения диффузии газов в легких. Патологически измененные альвеоло-капиллярные мембраны становятся плохо проницаемыми для кислорода; это наблюдается при диффузном разрастании соединительной ткани в легких после воспалительных процессов, при длительном воздействии различных вредных факторов на производстве (пневмокониоз), при некоторых формах туберкулеза легких, отеке легкого;

Нарушений центральной регуляции дыхания и кровообращения, которые могут наступать при застойных явлениях в малом круге кровообращения и при изменениях состава крови (уменьшении числа эритроцитов и количества гемоглобина, нарушении способности гемоглобина связывать кислород и отдавать его тканям).

Универсальными проявлениями расстройства дыхания служат гипервентиляция и гипоксия.

При гипервентиляции изменяются частота, ритм и характер дыхания. Гипервентиляция является наиболее подвижной компенсаторной реакцией при кислородном голодании (гипоксия). Она сопровождается мобилизацией кровообращения, в частности, увеличением скорости тока крови и минутного объема сердца, что ускоряет доставку кислорода к тканям и выведение углекислоты. При заболеваниях легких встречаются различные виды гипоксий. Гипоксическая гипоксия, проявляющаяся в уменьшении количества кислорода в крови, обусловлена чаще всего недостаточной вентиляцией легких или нарушением диффузии газов. Циркуляторная, или застойная, гипоксия встречается при заболеваниях легких, когда недостаточность газообмена становится следствием расстройства кровообращения. Анемическая гипоксия обусловлена понижением кислородной емкости крови в связи с уменьшением в ней гемоглобина.

Средства ЛФК (физические упражнения, массаж, ходьба, плавание, оздоровительный бег, занятия на тренажерах, массаж и др.), рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшаются психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (спайки, абсцессы, эмфизема, склероз), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при заболеваниях с необратимыми изменениями в аппарате дыхания (эмфизема, пневмосклероз и др.) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению патологического содержимого (слизь, гной, продукты распада тканей) из воздухоносных путей или легких.

Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходимая глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление (ликвидация ателектазов) и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный дыхательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (повышение окислительных процессов на периферии и коэффициента утилизации кислорода под влиянием физических упражнений).

При заболевании легких страдают все системы организма и в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

3. Основы методики лечебной физической культуры при заболеваниях органов дыхания.

В занятиях лечебной физической культурой при заболеваниях органов дыхания применяются общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, оказывают активизирующее влияние и на дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используются упражнения умеренной и большой интенсивности. В случаях, когда эта стимуляция не показана, применяются упражнения малой интенсивности. Следует учесть, что выполнение необычных по координации физических упражнений может вызвать нарушение ритмичности дыхания; правильное сочетание ритма движений и дыхания при этом установится лишь после многократных повторений движений. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гипокапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и. координации дыхания и движений.

Подбираются упражнения соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной" клетки применяются наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей скопившейся мокроты и гноя. При снижении эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяются упражнения с удлиненным выдохом и способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в передне-заднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы около корня легкого.

При выполнении упражнений в исходном положении лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.

Учитывая, что неравномерность вентиляции легких особенно проявляется при заболеваниях органов дыхания, специальные дыхательные упражнения следует применять при необходимости улучшить вентиляцию в различных участках легких. Увеличение вентиляции верхушек легких достигается за счет углубленного дыхания без дополнительных движений руками в исходном положении руки на пояс. Улучшение вентиляции задних отделов легких обеспечивается усилением диафрагмального дыхания. Увеличению поступления воздуха в нижние отделы легких способствуют упражнения в диафрагмальном дыхании, сопровождающиеся подъемом головы, разведением плеч, подъемом рук в стороны или вверх, разгибанием туловища. Дыхательные упражнения, увеличивающие вентиляцию легких, незначительно повышают потребление кислорода.

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей. Обычный выдох осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки. Замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивается в основном за счет эластических сил легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох. Усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, подъемом ног вперед и т. п. При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку). При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания.

Больше других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется вести подсчет“про себя”), Оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличивается сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При показаниях к усилению вдоха или выдоха следует во время выполнения дыхательных упражнений произвольно изменять соотношение по времени между вдохом и выдохом (так, при усилении выдоха - увеличивать его продолжительность).

Лечебная физическая культура противопоказана в острой стадии большинства заболеваний, при тяжелом течении хронических заболеваний, при злокачественных опухолях мышц.

4. ЛФК при заболеваниях легких.

В занятиях ЛФК (лечебная гимнастика, массаж) при заболеваниях органов дыхания применяют общетонизирующие и специальные (в том числе дыхательные) упражнения.

Общетонизирующие упражнения, улучшая функцию всех органов и систем, активизируют дыхание. Для стимуляции функции дыхательного аппарата используют упражнения умеренной и большой интенсивности. Если эта стимуляция не показана, применяют упражнения малой интенсивности. Выполнение упражнений в быстром темпе приводит к увеличению частоты дыхания и легочной вентиляции, сопровождается усиленным вымыванием углекислоты (гиперкапнией) и отрицательно влияет на работоспособность.

Специальные упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы, способствуют растягиванию плевральных спаек, выведению мокроты, уменьшению застойных явлений в легких, совершенствуют механизм дыхания и координацию дыхания и движений. Упражнения подбирают соответственно требованиям, предъявляемым клиническими данными. Например, для растягивания плевродиафрагмальных спаек в нижних отделах грудной клетки применяют наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким вдохом; для растягивания спаек в боковых отделах грудной клетки - наклоны туловища в здоровую сторону в сочетании с глубоким выдохом. Толчкообразный выдох и дренажные исходные положения способствуют выведению из дыхательных путей мокроты и гноя. При сохранной эластичности легочной ткани для улучшения легочной вентиляции применяют упражнения с удлиненным выдохом, способствующие увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

При выполнении специальных упражнений во время вдоха под воздействием дыхательных мышц происходит расширение грудной клетки в переднезаднем, фронтальном и вертикальном направлениях. Поскольку вентиляция осуществляется неравномерно, больше всего воздуха поступает в части легкого, прилегающие к наиболее подвижным участкам грудной клетки и диафрагмы, хуже вентилируются верхушки легких и отделы, расположенные вблизи корня легкого. При выполнении упражнений в исходное положение лежа на спине ухудшается вентиляция в задних отделах легких, а в исходном положении лежа на боку почти исключаются движения нижних ребер.;

При лечебном применении дыхательных упражнений необходимо учитывать ряд закономерностей:

Обычный выдох осуществляется при расслаблении мыши, производящих вдох, под действием силы тяжести грудной клетки; замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких в обоих случаях обеспечивают в основном эластические силы легочной ткани.

Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед и др.;

При необходимости щадить пораженное легкое дыхательные упражнения проводятся в исходных положениях, ограничивающих подвижность грудной клетки с больной стороны (например, лежа на больном боку);

При помощи дыхательных упражнений можно произвольно изменять частоту дыхания; чаще других применяются упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (для лучшего эффекта в этих случаях рекомендуется считать про себя): оно уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, но при этом увеличиваются сопротивление и напряжение дыхательных мышц;

При показаниях к усилению вдоха или выдоха во время выполнения дыхательных упражнений следует произвольно изменять соотношение времени вдоха и выдоха (например, при усилении выдоха увеличивать его продолжительность);

Добавочное сопротивление (вдох через суженные губы, через трубочку, надувание резиновых игрушек или камер и т.п.) уменьшает частоту, увеличивает глубину дыхания и активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос; при этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражаются рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол, углублению дыхания и повышает насыщение крови кислородом.

Обучение больных полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений. В занятиях используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, при котором больные несколько урежают дыхательные движения за счет их углубления (сознательное управление дыханием). Это упражнение тонизирует межреберную мускулатуру, увеличивает силу дыхательной мускулатуры и тренирует больного в частом форсированном дыхании. Исходное положние сидя на стуле, после глубокого вдоха больной делает поочередно на форсированном выдохе наклоны туловища в стороны с поднятой вверх рукой.

Для увеличения подвижности диафрагмы, повышения тонуса мыши брюшною пресса и межреберной мускулатуры при выполнении динамических дыхательных упражнений целесообразно вводить в занятия отягощение в виде мешочка с песком (1,5-2 кг), гантелей, гимнастических палок и др.

При воспитании у больных навыков полного дыхания во время ходьбы и различного рода мышечной деятельности используют большинство динамических дыхательных упражнений. Предлагают следить за ритмом и глубиной дыхания во время обычной (простой) ходьбы по ровной местности - сначала произвольное дыхание, затем выдох на 2-3-4-5 шагов. В дальнейшем ходьба усложняется включением простых физических упражнений для верхних конечностей. По мере освоения навыков дыхания во время ходьбы по ровной местности больные приступают к тренировке дыхания при восхождении на лестницу (вдох на 1-2 ступеньки, выдох на 2- 4 ступеньки и т.д.).

Внимание! Для каждого сочетание числа шагов или ступенек лестницы, соответствующее вдоху или выдоху, подбирается индивидуально.

Затем больных обучают контролировать дыхание при физической нагрузке, требующей большой координации, в занятия вводят упражнения с гимнастическими предметами (гантели, булавы, мячи и др.).

В целях дозирования физической нагрузки используют изменение темпа и амплитуды степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений и пауз для отдыха, изменение плоскости движения и исходных положений и числа дыхательных упражнений.

Включение в реабилитационный комплекс интенсифицированных циклических физических упражнений (60-75 % аэробной способности) позволяет добиться существенного улучшения или восстановления нарушенных функций сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем, повышения работоспособности больных и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Выделяют 4 степени двигательных возможностей и в соответствии с ними 4 двигательных режима. При отсутствии данных эргометрии для назначения двигательного режима используют клинико-функциональные показатели, полученные в состоянии покоя.

I степень (резкое снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в среднем темпе по ровной местности, затрудненное дыхание. Легочный процесс обычно в фазе вялотекущего обострения, реже неполной ремиссии. Резко нарушена функция внешнего дыхания II-III степени). Часто бывают осложнения в виде эмфиземы легких, признаки легочной гипертензии и перегрузки правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда и снижение ею сократительной способности (данные ЭКГ). При эргометрии пороговая нагрузка 50 Вт и ниже. Больные находятся на щадящем режиме.

II степень (значительное снижение двигательных возможностей). Одышка при ходьбе в ускоренном темпе по ровной местности или в среднем темпе но лестнице. Легочный процесс в фазе неполной ремиссии или вялотекущего обострения. Значительное снижение функции внешнею дыхания (II степени). Нередко определяются эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца, диффузные изменения миокарда. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 50-100 Вт. у женщин 50-85 Вт. Больные находятся на щадяще-тренирующем режиме.

III степень (умеренное снижение двигательных возможностей). Одышка появляетея при подъеме по лестнице в ускоренном темпе или при беге трусцой. Легочный процесс обычно в фате неполной ремиссии или ремиссии. Вентиляционная недостаточность I степени.

Осложнения бронхолегочного заболевания или отсутствуют, или выражены незначительно: эмфизема легких, перегрузка правых отделов сердца. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин 101-150 Вт, у женщин 86-125 Вт. Больные находятся на тренирующем режиме.

IV степень (двигательные возможности сохранены). Одышка появляется только при быстром подъеме по лестнице или медленном беге, быстро исчезает после прекращения нагрузки. Легочный процесс находится в фазе ремиссии (возможно, неполной). Вентиляционной недостаточности нет или имеются незначительные изменения отдельных спирографических показателей. Как правило, к этой группе относятся липа молодого и среднею возраста, занимающиеся оздоровительной физкультурой. При эргометрии пороговая нагрузка у мужчин выше 150 Вт, у женщин 125 Вт. Больные находятся на интенсивно-тренирующем режиме (Клапчук В.В., 1990).

Велотренировки выполняются в положении сидя. В вводном разделе (3-5 мин) проводится разминка - вращение педалей в темпе 40-60 об/мин при мощности нагрузки в пределах 25-40% от достигнутой при предварительно проведенной велоэргометрии. Затем скорость вращения педалей доводят до 60 об/мин и мощность нагрузки повышается до достижения расчетной тренирующей ЧСС (основной раздел). После этого мощность нагрузки снижается на 50-75 %.

В заключительном разделе (5-6 мин) постепенно снижают мощность нагрузки и темп вращения педалей 25-40% пороговой мощности.

При отсутствии данных субмаксимального теста величина тренирующих нагрузок во время занятий на велоэргометре зависит от двигательных возможностей больного: при II степени они составляют 0,6-1.3 Вт/кг массы тела, при III - 1,1-1,9 Вт/кг и при IV -1,6-2,5 Вт/кг. Наибольшая тренирующая ЧСС составляет соответственно 120, 140 и 160 в минуту. Построение каждого занятия и смена циклов тренировок такие же, как и в индивидуальных тренирующих программах.

Ходьба по лестнице является общедоступным способом тренировки в амбулаторных условиях. Для больных со II степенью двигательных возможностей темп подъема составляет 16-20 ступеней в минуту, а спуска - 50-60 ступеней в минуту (при спуске энергозатраты составляют 1/3- 1/2 энергозатрат при подъеме), с III степенью -темп подъема 30-35 ступеней в минуту, а спуска - 80-90 ступеней в минуту, с IV степенью - темп подъема 50-60 ступеней в минуту, а спуска - 110-120 ступеней и минуту. Продолжительность каждой тренировки до 30 мин. Больным с I степенью двигательных возможностей ходьбу по лестнице не назначают.

Плавание проводится стилем брасс. Каждая тренировка состоит I из 3-5-минутного подготовительного периода (гимнастические упражнения в воде и «плавание» на месте), основного и заключительного (медленное плавание в течение 3 мин) периодов.

Бег. В первой половине тренирующею курса рекомендуется бег на месте в темпе 150-160 шагов в минуту. Если тренирующая ЧСС не достигает заданной величины, то темп увеличивают до 170-180 шагов в минуту. В последующем используется бег трусцой по ровной местности со скоростью 7-8 км/ч.

5. ЛФК при пневмонии.

Пневмония – воспаление легких. Бывает очаговая – когда воспален

отдельный участок легочной ткани, и крупозная - поражающая целую долю или

все легкое. Заболевание затрагивает и сердечно-сосудистую и нервную

системы. При крупозной и очаговой пневмониях в просветах альвеол

образуется экссудой (мокрота) что исключает пораженный участок из акта

дыхания. После крупозной пневмонии могут оставаться спайки,

ограничивающие нормальное дыхание.

Задачи лечебной физкультуры при пневмонии:

1) усилить крово-и лимфообращение в легких, чтобы быстрее

рассосался экссудат и выделялась мокрота;

2) предупреждать осложнение (атеросклероз легких, спайки в

полости плевры);

3) нормализовать тканевый обмен для ликвидации интоксикации

организма;

4) восстановить нормальное дыхание и приспособить организм к

5) улучшить нервно-психическое и общее состояние;

При крупозной пневмонии лечебной физкультурой можно заниматься,

когда температура снизится до 37,5о и если сердцебиение не учащенное.

При очаговой пневмонии при нормальной или субфебриальной температуре.

В I периоде (постельный режим) занятия проводят в исходном положении

лежа на спине, включают общеразвивающие упражнения, способствующие

движениям грудной клетки в разных направлениях, для мышц брюшного пресса и

дыхательные упражнения.

Во II периоде (полупостельный режим) упражнения выполняют в исходном

положении сидя и стоя. В занятия входят упражнения с предметами (резиновый

мяч и гимнастическая палка).

В III периоде (тренировочный) упражнения выполняют в различных

исходных положениях, с предметами и без них, на гимнастической стенке, во

теннис, гребля.

1).И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, ступни на полу, руки опущены.

Поднять руки вверх, положить кисти на колени и скользить ими к

носкам. Повторить 2-4 раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

2) И.п. – то же, руки на поясе. Повернуть туловище направо и без

остановки налево. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону. Темп

медленный. Дыхание свободное.

И.п. – то же. Поднять плечи вверх – вдох, опустить – выдох.

Повторить 3 раза. Темп медленный.

И.п. – сидя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Поднять согнутую

в колене правую ногу и руками прижать ее к груди, затем вернуться в

и.п. То же левой ногой. Повторить по 2-4 раза каждой ногой. Темп

средний. Дыхание свободное.

5) И.п. – то же, руки опущены. Наклониться максимально вперед,

сгибаясь в тазобедренных суставах и одновременно поднять руки

вверх назад, затем вернуться в и.п. Повторить 2-6 раз. Темп

средний. Дыхание свободное.

6) И.п. – сидя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны

вверх, соединить ладони тыльными сторонами вместе – вдох, опустить

– выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

7) И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках резиновый мяч. Поднять

мяч над головой, прогнуться и опустить к носкам ног. Повторить 2-4

раза. Темп медленный. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки с мячом подняты над головой. Круговые движения

туловищем по часовой и против часовой стрелки. Повторить по 4-6 раз

в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободно упражнениях и хорошем самочувствии.

9) И.п. – то же. Опустить руки с мячом к правому колену, наклонив туловище вправо – выдох, вернуться в и.п. – вдох. То же в левую сторону. Повторить по 2 раза в каждую сторону. Темп медленный.

10) И.п. – стоя, руки вдоль туловища. Наклониться вправо, скользя правой рукой по туловищу вниз, а левой – вверх к подмышечной впадине. Тоже в другую сторону. Повторить 2-4 раза. Темп средний. Дыхание свободное.

11) И.п. – стоя, в опущенных руках палка. Присесть, поднимая палку перед грудью – выдох, встать – вдох. Повторить 2-4 раза. Темп медленный.

12) И.п. – стоя, палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоняться вправо, влево. Повторить по 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

13) Спокойная ходьба 1-2 мин., полностью расслабь мышцы рук и туловища.

6. ЛФК при плевритах.

Плеврит – воспаление плевры, покрывающей легкие, внутреннюю часть грудной клетки и диафрагму. Это заболевание со скоплением жидкости в плевральной полости или без скопления желудка. Плеврит чаще вторичен и связан с туберкулезным процессом в бронхиальных желудках, ревматизмом, пневмонией опухолевыми процессами.

Задачи ЛФК:

1.улучшить крово- и лимфообращение в легких и плевре;

2.остановить образование спаек, и развитие пареза дыхательных мышц;

3. укрепить организм и повысить его сопротивляемость.

В остром периоде течения болезни ЛФК противопоказано. Можно начинать заниматься лишь при выздоровлении, когда уменьшается экссудат, температура падает до 35оС и ниже, появится шум от трения плевры.

В I периоде (постельный режим) упражнения выполняют в исходных положениях лежа на спине и сидя на постели.

Во II периоде (полупостельный режим) исходные положения, стоя и в ходьбе.

В III периоде (тренировочный) исходные положения различные. Используется дозировочная ходьба, упражнения общеразвивающие, с предметами, на тренажерах, шведской стенке, а так же игра в волейбол, теннис.

ЛФК при экссудативном плеврите во II периоде.

1) И.п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.

2) И.п. – стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой. Опустить и завести их за спину - выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

3) И.п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч – вдох, свести выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

4) И.п. - тоже, руки опущены. Поднять правую руку вперед и сделать ею круговое движение назад с большим размахом вперед, затем поменять движение рук. Повторить 2-4 раза в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.

5) И.п. – стоя, руку на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3 раза. Темп медленный.

6) И.п. – тоже, в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку на уровне груди и поймать. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

7) И.п. – то же. Поднять правую согнутую в колене ногу, бросить из-под нее мяч вверх и поймать. То же, подняв левую ногу. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

8) И.п. – стоя, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

9) Спокойная ходьба с опущенными расслабленными руками 1-2 мин.

Заключение.

ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и легких. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжается питательными веществами. В крови увеличивается содержание эритроцитов. ЛФК активизирует выработку биологически активных веществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно уменьшают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Таким образом, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении человека с заболеваниями органов дыхания значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.

Список литературы.

1. А. В. Машков “Основы лечебной физической культуры”.

2. В. Е. Васильев “Лечебная физическая культура”.

3. Ю. М. Бормаш “Человек”

4. К. Н. Прибылов “Лечебная физкультура”

5. С. Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”

6. К. В. Майстрах “Профилактика заболеваний”

7. .Н. Транквиллитати – «Восстановить здоровье» 1992 г.

8. Б.С. Толкачев -«Физкультурный заслон» ОРЗ – 1992 г.

9. Физиотерапия, массаж лечебная физкультура. Под редакцией В.И. Сухарева 1965 г.

Заболевания органов дыхания лечат комплексно с широким применением физической реабилитации. Средства: ЛФК, лечебный массаж, физиотерапия — у больничный период реабилитации, а механотерапия, трудотерапия — преимущественно в послебольничный период.

Лечебную физкультуру при заболеваниях органов дыхания применяют на всех этапах реабилитации. Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов, среди которых при развитии дыхательной недостаточности на первый план выступает механизм формирования компенсации и тонизирующего влияния, а в дальнейшем — механизм трофического действия, нормализации функций.

Физические упражнения повышают тонус ЦНС, благоприятно влияют на нерворегуляторные механизмы управления вегетативными функциями организма, усиливают моторно-висцеральные рефлексы, активизируют органические взаимосвязи между движением и дыханием.

Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. Используют волевое управляемое статическое, динамическое и локализованное дыхание. Первое втягивает в работу дыхательные мышцы и способствует нормализации отношения вдох-выдох; второе сочетает дыхания с движениями и усиливает вдох или выдох; третье усиливает дыхательные движения в определенном участке грудной клетки и одновременно ограничивает ее в другой части. Больных учат произвольного изменения частоту, глубину и тип дыхания, удлинение выдоха, который может дополнительно увеличиваться за счет произношения звуков и их соединений.

В занятие часто включают статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением, которое делает руками реабилитолог. Да, для сопротивления при диафрагмальном дыхании он жмет руками в участке края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; верхньогрудного дыхание — в подключичном участке; верхньогрудного и среднегрудного дыхания — в верхней части грудной клетки; нижнегрудного дыхание — в участке нижних ребер.

Для выполнения специальных дыхательных упражнений очень важным является выбор правильного исходного положения больного, что позволяет усилить вентиляцию в обоих или в одной легком, верхней, нижней или средней его части. Наиболее оптимальным есть положение, стоя, потому, что грудная клетка и хребет могут перемещаться во всех направлениях и ЖЄЛ достигает наибольших величин. В положении сидя, при котором хребет образует дугу, преобладает нижнебоковое и нижнезаднее дыхание, а при прогнутой спине — верхнегрудное дыхание. В положении лежа на спине или животе преобладают движения ребер нижней части грудной клетки, на стороне — она двигается свободно на стороне, что противоположна опорной. Для усиления движений нижней части грудной клетки в любом выходном положении необходимо поднять руки над голову, а при верхнегрудном дыхании -положить руки на талию.

В случае скопления макроты и гноя в бронхах применяют дренажное положения, которые способствуют оттоку содержимого бронхов в трахею, откуда оно эвакуируется во время откашливания. В зависимости от локализации патологического очага больным предоставляют соответствующие разные дренажные положения, при которых зона поражения должна находиться выше бифуркации трахеи, которая обеспечивает оптимальные условия для оттока содержимого бронхов. Эффект дренажных упражнений усиливается, если во время выдоха реабилитолог нажимает на соответствующий участок грудной клетки, проводит вибрационный массаж или легкое постукивание по ней. Вместе со статическими дренажными дыхательными упражнениями, которые по большей части проводятся перед началом занятия в течение 5-15 мин, применяют динамические дренажные дыхательные упражнения.

Применение массажа при болезнях органов дыхания

Массаж уравновешивает основные нервные процессы в ЦНС, повышает ее рефлекторную функцию, рефлекторно влияет на процесс дыхания, вентиляцию, газообмен. Да, при массажировании участка носа и носо-губного треугольника стимулируются носо-легочный рефлекс, который способствует расширению бронхов и углублению дыхания. Доказано, что при разминке мышц всего тела увеличивается минутный объем дыхания и потребления кислорода. Следствием этого является повышенное насыщение артериальной крови кислородом, ликвидация или уменьшение гипоксемии и за счет усиление кровообращения — улучшение транспорта кислорода кровью на периферию, устранение или снижение гипоксии.

Массаж грудной клетки укрепляет дыхательные мышцы, повышает ее подвижность и эластичность, способствует рассасыванию экссудата, ликвидации застойных явлений в легких и уменьшает вероятность развития спаек и других легочно-плевральных осложнений. Лечебный массаж назначают в больничный и послебольничные периоды реабилитации при неспецифических заболеваниях легких (эмфизема, пневмосклероз, бронхиальная астма). Применяют сегментально-рефлекторный массаж поперечных, верхнегрудных, среднешейных спинномозговых сегментов. Массажируют рефлексогенные зоны грудной клетки, носа и носо-губного триугольника; делают непрямой массаж диафрагмы, легких, сердца.

Физиотерапевтические методы ликвидируют рефлекторное нарушение кровообращения в слизистой оболочке бронхов, активизируют трофические процессы, действуют противовоспалительно, спазмолитически, десенсибилизируя. Они разряжают мокроту и разряжают отхаркивания. Физические факторы вызывают активную гиперемию в легких, стимулируют крово- и лимфообращение у них; убыстряют рассасывания инфильтратов и экссудату, противодействуют образованию плевральных спаек, активизируют обменные процессы; уменьшают интоксикацию, действуют бактерицидно, обезболивающие. В целом они укрепляют и закаляют организм, положительно влияют на адаптационно-компенсаторные процессы, способствуют предупреждению обострений заболевания.
При заболеваниях органов дыхания применяют такие лечебные методы: ингаляцию аэрозолями (электроаэрозолями), аэроионотерапию, спелеотерапию, соллюкс, УФО, медикаментозный электрофорез, УФЧ-терапию, индуктотермию, микроволновую терапию, диадинамотерапию, хвойные, кислородные, углекислые ванны и ванны за Гауффе, согревающие компрессы, обтирания, душ, купание, климатолечение.

Лечебная физкультура является частью немедикаментозной терапии, которая используется для лечения и реабилитации пациентов с различными патологиями. Для лечения заболеваний органов дыхания также разработаны упражнения, которые помогают лучше справиться с болезнью и уменьшить выраженность последствий. В Юсуповской больнице пациент может пройти полное лечение заболеваний органов дыхания, включая курс физиотерапевтических процедур. Инструкторы ЛФК Юсуповской больницы используют в своей работе эффективные методики терапии, которые позволяют нормализовать работу органов дыхания.

При каких заболеваниях органов дыхания применяют ЛФК

Заболевания органов дыхания приводят к нарушению функций дыхания, что негативно отражается на всем организме. Нарушается эластичность тканей легких, происходит спазм бронхов и уменьшение бронхиальной проводимости. В результате нарушается газообмен и клетки всего организма не получают достаточно кислорода.

Лечение заболеваний органов дыхания проводится комплексно. Терапия будет включать прием медикаментов, а также ЛФК, массаж и физиопроцедуры. Лечебная физкультура оказывает положительное действие на все органы и системы организма. Она может использоваться при следующих заболеваниях:

  • пневмония;
  • острый бронхит;
  • плеврит;
  • пневмоторакс;
  • туберкулез;
  • гайморит и др.

К противопоказаниям применения лечебной физкультуры относятся:

  • выраженная дыхательная недостаточность;
  • абсцесс легкого;
  • ателектаз легкого;
  • кровохарканье;
  • скопление большого объема жидкости в плевральной полости.

Назначением лечебной физкультуры в Юсуповской больнице занимается терапевт или пульмонолог, а составлением цикла упражнений – инструктор ЛФК. При заболеваниях органов дыхания первоначально пациентом занимается терапевт или пульмонолог. Врач проводит осмотр пациента, устанавливает диагноз и назначает соответствующее лечение. При отсутствии противопоказаний пациенту назначают лечебную физкультуру. Этой составляющей терапии уже занимается инструктор. Он оценивает состояние пациента, знакомится с рекомендациями лечащего врача и на основании полученных данных подбирает упражнения, которые будут эффективны в данном конкретном случае.

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

Основным видом ЛФК при заболеваниях органов дыхания является дыхательная гимнастика. Она направлена на:

  • обогащение организма кислородом, улучшение газообмена;
  • уменьшение интоксикации;
  • улучшение выхода мокроты;
  • уменьшение бронхоспазма.

ЛФК может применяться уже с третьего дня постельного режима. Упражнения больной делает лежа или сидя на кровати или стуле. В дальнейшем переходят на упражнения, которые выполняются стоя. Лечебная физкультура будет занимать примерно 10-20 минут времени. В начале терапии продолжительность и интенсивность занятий будет минимальной. Постепенно увеличивается длительность упражнений и их сложность.

Во время занятий человек выполняет упражнения со статическим, динамическим и локализованным дыханием. Каждый вид дыхания имеет свое назначение и активирует работу той или иной области органов дыхания. Статическое дыхание влияет на работу дыхательных мышц. Динамическое дыхание способствует усилению вдоха и выдоха, тем самым раскрывая легкие. Локализованное дыхание направлено на работу определенного участка легких. В процессе занятий человек учится произвольно изменять ритм и вид дыхания. В процессе выздоровлении тип и темп упражнений могут изменяться. Врач будет оценивать состояние пациента в динамике и подбирать наиболее приемлемые упражнения.

Важно понимать, что лечебная физкультура является только частью основной терапии и не может заменить прием медикаментов. ЛФК – это вспомогательный метод, который усиливает общий терапевтический эффект.

ЛФК органов дыхания в Юсуповской больнице

При развитии заболеваний органов дыхания одним из методов терапии, который активно применяют в Юсуповской больнице, является лечебная физкультура в сочетании с физиотерапевтическими процедурами. Это позволяет получить лучшие результаты лечения болезни в кратчайшие сроки и снизить вероятность возникновения негативных последствий после перенесенного заболевания.

В Юсуповской больнице работают профессиональные инструкторы ЛФК, которые имеют большой опыт в терапии заболеваний органов дыхания. Инструктор ЛФК подбирает упражнения для каждого пациента в индивидуальном порядке. Лечебная физкультура назначается курсом примерно в 10 дней. Сроки терапии будут зависеть от вида заболевания и состояния пациента. Курс ЛФК пациент проходит под контролем инструктора, который покажет, как правильно выполнять упражнения. В процессе занятий инструктор контролирует выполнение упражнений и при необходимости может внести некоторые корректировки.

Для достижения лучшего терапевтического эффекта инструктор ЛФК работает совместно с терапевтом и пульмонологом, которые занимаются основной частью лечения пациента. Врачи определяют тактику всех составляющих терапии, обмениваются наблюдениями. Командная работа позволяет подобрать наиболее эффективные методы лечения и ускорить процесс выздоровления.

Инструкторы ЛФК Юсуповской больницы являются высококвалифицированными специалистами, которые постоянно занимаются совершенствованием своих умений. Чтобы получать лучшие результаты в терапии, врачи постоянно изучают новые методы устранения различных недугов, в том числе заболеваний органов дыхания, а также разрабатывают собственные методики. Поэтому пациенты Юсуповской больницы всегда получают современные результативные медицинские услуги, эффективность которых доказана практикой.

Для получения информации о работе клиник, а также для записи на прием к терапевту, пульмонологу, инструктору ЛФК и любому другому специалисту звоните по телефону Юсуповской больницы.

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. - М.: Просвещение, 1982. - С.307-308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва - Пермь. - 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. - С.608.

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику. Перечень оказываемых платных услуг указан в прайсе Юсуповской больницы.

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.