Строение скелета скелет головы туловища конечностей. Скелет человека состоит

План урока № 1 4

Группа

Дата

БС-22

31.10

Предмет: Анатомия, физиология и школьная гигиена

Тема урока: Скелет головы, туловища, верхней и нижней конечностей.

Цели:

Образовательная : Познакомить учащихся со строением скелета человека, выделить его значение в приспособлении организма к окружающей среде, обобщить и закрепить знания о строении и значении опорно – двигательной системы, об особенностях строения костей.

Развивающая : способствовать дальнейшему развитию умения формировать и излагать свои мысли, правильно строить монологическую речь;· содействовать развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления через использование заданий и упражнений, развивающих интеллектуальные способности;· создать условия для развития умения общаться, работать в группе, планировать свою деятельность и работать во времени;

Воспитательная : воспитание творческого подхода к разрешению ситуаций, активности, внимательного отношения к окружающим и себе , побуждать к занятиям физкультурой и спортом.

Оборудование: тестовые задания, скелет человека, череп, муляжи верхней и нижней конечностей, презентация, слайды, мультимедийный проектор.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные

Межпредметные связи: биология, химия, медицина, экология, валеология

Ход урока

1. Организационный моме нт (приветствие и произвольное рассаживание в группы) 3 мин

2. Проверка и актуализация знаний (фронтальный опрос). 20 мин

На прошлом уроке мы начали знакомиться с опорно-двигательной системой человека.

Из каких частей состоит опорно-двигательная система? - Какое значение имеет опорно-двигательная система?

Какой тканью образован скелет? - На какие две большие группы подразделяются все кости? - Приведите примеры.

3. Актуализация базовых знаний Учитель: Как вы думаете, чем люди дорожат больше всего? /Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью…/. Да, многие стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми. Известными людьми становятся герои, путешественники, ученые, артисты. Но для этого, прежде всего, нужны ум, воля, трудолюбие и упорный труд. Как вы относитесь к пословице «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Ваше мнение?

Вывод: Нам интересны люди, увлекающиеся, хорошие мастера своего дела. Чтобы такими людьми стать, надо много знать и многое уметь. Что же еще нужно для счастья? /ответы детей/ 4. Выход на новую тему. Приходилось ли вам болеть? Чем больной человек отличается от здорового? Все мы с вами хорошо знаем. Здороваясь, люди желают, друг другу здоровья /мы с вами на уроке русского языка знакомились, со словами здравствуйте, здоровье, находили общее в значении и правописании/. Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, его главное богатство. 5. Этап изучения нового материала. Учитель: Посмотрите на своих товарищей. Из каких частей состоит тело человека? /голова, туловище, руки, ноги./ Опыт № 1 . Задание: ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги колени, руки и локти, спину. Что вы прощупываете? Во всех ли частях есть кости? Что вы прощупываете? Одинаковы ли они по размеру и форме?

Демонстрация презентации.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что опорно-двигательная система – это кости скелета и мышцы.

Слайд №1

Опорно – двигательная система. Опорно-двигательную систему человека составляют кости, хрящи, суставы, связки и мышцы.

Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Скелет человека».

Термин «скелет» произошел от греческого слова «скелетос», что означает высушенный, так как в Древней Греции он применялся к мумиям. У новорожденного скелет частично состоит из хрящевой ткани. Окостенение скелета заканчивается к 25 годам, поэтому сейчас, пока еще не поздно, следить за своей осанкой, правильной посадкой за партой. Не забывать контролировать походку, заниматься спортом, в меру своих возможностей, плаванием. В теле взрослого человека более 200 костей. У человека, массой 70кг средняя масса скелета 8–9кг.

Слайд № 2

Скелет человека.

Скелет – это совокупность всех костей человека.

Скелет человека состоит из:

1.Скелета головы /черепа / 2.Скелета туловища / позвоночника и грудной клетки / 3.Скелета пояса верхних и нижних конечностей и скелета свободных конечностей. Основой скелета туловища является позвоночник.

Опыт № 2. Задание: Встаньте, согните и разогните руки, ноги; наклонитесь вперед, назад, вправо, влево.

Что можно сказать о подвижности тела и его костей? /ответы детей/ Вывод : отдельные кости скелета соединены между собой подвижно, поэтому человек может выполнять различные движения всеми частями тела, мы можем свободно и устойчиво стоять сидеть, висеть на руках и ногах, прыгать и бегать.

Виды соединения костей. Учащиеся рассматривают слайд и выясняют, какие соединения костей существуют. Соединение костей: Неподвижное /шов/ - кости черепа и кости таза связаны между собой неподвижно. Полуподвижное - кости позвоночника соединяются между собой полуподвижно.

Строение сустава. Подвижное соединение костей называется суставом . Строение сустава – две кости, суставная ямка, суставная головка. Они покрыты хрящом и связаны между собой связками. Сверху сустав покрыт суставной сумкой, которая заполнена суставной жидкостью. - Как вы думаете, зачем нужна суставная жидкость?

/ответы детей/

Строение скелета головы или черепа.

Череп состоит из 29 костей и образует единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти прочно соединены между собой швами. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Скелет головы состоит из двух отделов: мозгового и лицевого.

Мозговой отдел черепа. У человека в отличие от обезьяны мозговой отдел черепа развит сильнее, чем лицевой, он состоит из 6 костей: лобной, двух теменных, двух височных и одной затылочной.

Лицевой отдел состоит из15 костей, которые неподвижно срастаются друг с другом, одна подвижная костьнижняя челюсть.

Как вы думаете, какую роль играет череп? /ответы детей: защищает мозг/

Скелет туловища. Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков, которые между собой соединяются полуподвижно. Скелет туловища состоит из нескольких отделов: шейный отдел, который включает 7 позвонков. Задание : Нагните голову и нащупайте на позвоночнике выступающую кость – это 7 шейный позвонок.

Грудной отдел включает 12-13 грудных позвонков.

Поясничные позвонки – их 5. Крестец-это 5 сросшихся позвонков и копчик.

Между позвонков находятся межпозвоночные хрящи. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. К старости длина позвоночника уменьшается на 5 – 7см.

Догадались, почему?/стираются хрящи/

Строение грудной клетки.

Грудная клетка состоит из 12 – 13 ребер, которые неподвижно срастаются с грудиной и полуподвижно с позвоночником. Как вы думаете, какую роль играет грудная клетка? /защищает от ударов сердце, легкие/

Физкульминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо - влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Строение скелета верхних конечностей /рук/.

Пояс верхних конечностей играет большую роль в прикреплении руки к скелету туловища. Он образован двумя ключицами и двумя лопатками.

Свободная верхняя конечность образована:

а) костью плеча

б) двумя костями предплечья – локтевой и лучевой и в) костями кисти

Строение скелета пояса нижних конечностей /ног/ и свободной нижней конечности.

Пояс нижних конечностей играет большую роль в прикреплении ноги к скелету туловища. Он образован двумя парами тазовых костей, которые неподвижно срастаются с крестцом позвоночника и между собой.

Свободная нижняя конечность образована: а) бедренной костью

б) двумя костями голени – малой и большой берцовой

в) костями стопы

6. Этап закрепления изученного материала 1. Мини-блиц в форме ответов-вопросов. - Назовите основные части скелета. - Каково значение скелета? - В каких частях скелета расположены самые длинные кости?

Что является основой скелета?

2.Моделирование схемы «Значение скелета» Скелет - служит опорой тела человека - придает нашему телу определенную форму, горизонтальное положение - защищает внутренние органы от повреждений /грудная клетка – сердце и легкие; кости черепа – головной мозг/

7. Этап контроля . Тестовые задания. 1 . Выберите верное определение понятия «скелет» а) важный орган человека б) наружный покров тела человека в) опора тела человека 2 . Какие функции выполняет скелет? а) защищает от перегрева б) защищает органы от повреждений в) поддерживает мягкие части тела 3. Из чего состоит скелет человека?

а) скелет состоит из мышц б) скелет состоит из сосудов в) скелет состоит из костей 8. Домашнее задание :

туловища

Цель: изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций.

12+ 8 класс


  • Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп.
  • Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.

Соединение костей черепа

  • Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами .
  • Шов – это прочное неподвижное соединение костей
  • Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно .

Нижняя челюсть


Отделы черепа

  • В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой .
  • У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга.

Мозговой отдел

  • образован непарными костями: лобной и затылочной
  • также - парными костями: височными и теменными

Лицевой отдел

Состоит из различных крупных и мелких костей.

Различают:

  • парные - скуловые, носовые кости
  • непарные -нижнечелюстная, верхнечелюстная.

  • В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие.
  • Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным .
  • А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды .


  • Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться.

  • Позвоночник отличается подвижностью и прочностью
  • Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами.
  • Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела.

Строение позвонка

  • Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками .
  • Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал , в котором находится спинной моз г .

  • В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
  • Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый.

  • Появление изгибов связно с прямохождением .
  • Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.

  • Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее.
  • Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.

  • Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью
  • От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок .
  • Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг.
  • Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

  • Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего .

Крестец и копчик

  • 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец .
  • Позвонки крестца и копчика неподвижны .
  • Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость.

Грудная клетка

  • Грудная клетка находится в верхней части туловища.
  • Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника.

  • Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной
  • Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками.

  • Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

Проверь свои знания Вставь пропущенные слова .

1. Соединение костей черепа называют - .

2. Височные кости относятся к отделу черепа.

3. Между позвонками имеются межпозвоночные диски.

4. Наименее массивными в позвоночнике являются позвонки.

5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят .

6. Непарные кости мозгового отдела и .

7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости и .

8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с .

9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с .

10. Спинной мозг находится в .


11. В позвоночнике выделяют число отделов и число изгибов

12. Сердце и легкие защищены .

13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -

14. Головной и спинной мозг соединяются через отверстие.

15. Кости черепа по строению .

16. Число позвонков шейного отдела .

17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит отдел черепа, чем .

18. Появление изгибов позвоночника связано с .

19. Скуловые кости относятся к отделу.

20. Позвоночник прочная и гибкая тела.


  • Защита внутренних

органов: сердца,

легких

Найди соответствие

А . Лобная

2 . Предохраняют от

сотрясений внутренние

органы и мозг

Б . Копчик

I.

В . Грудина

Г . Грудные

позвонки

3. Защита головного мозга

II . Мозговой отдел

Д. Скуловая

кость

III . Грудная клетка

Е. Затылочная

4. Защита спинного мозга

Ж. Носовая

кость

IV . Лицевой отдел

З. Ребра

  • Осуществление

разговорной речи

И. Теменная

К. Крестец

6. Опора тела

Л. Нижне

челюстная

М. Височная

7. Осуществление вдоха и

выдоха

Н. Атлант


  • Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками.
  • Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали.
  • Спасибо. До следующей встречи.

УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА

Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

    Развивающие : развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

    Воспитательная : воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Контроль знаний.

Фронтальный опрос

Вопросы

1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)

3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)

4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)

5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)

6. Какие вещества входят в состав костей?

7.Какое соединение имеют кости человека?

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.

Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.

Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.

Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).

Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).

Рис. 1 .

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).

Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

Рис. 2.

В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.

Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.

Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

Выделяют 3 вида ребер:

1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

V. Закрепление.

Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).

Отдел скелета

Часть скелета

Какие кости входят

Функции и предназначения

Типы сочленения

Скелет головы

Мозговая часть

Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)

Защитная

Неподвижное

Лицевая часть

Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

Защитная. Измельчение пищи, форма лица

Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)

Скелет туловища

Позвоночник

Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)

Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей

Полуподвижное

Грудная клетка

12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине

Защитная

Полуподввижное

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

VI. Подведение итогов. Оценивание.

VII. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что вам больше понравилось?

VIII.Д/з.: § 7.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд




























Назад Вперёд

Методическая составляющая открытого урока.

Открытый урок проводился в рамках серии открытых уроков учителей СПб УОР№2 (техникум). Данный урок является иллюстрацией работы учителя над методической темой.

Методическая тема преподавателя Тарасовой И.Н. – “Использование компьютерных технологий для улучшения эффективности учебной деятельности и повышения познавательного интереса на уроках анатомии”.

Методическая цель урока: показать методику организации разнообразной учебной деятельности на уроках анатомии.

Тип урока – комбинированный, с использованием разнообразной учебной деятельности учащихся и элементов разных технологий:

  • проблемно-диалогового урока,
  • развивающего урока,
  • здоровье сберегающего урока,

Методические приемы.

  • Сравнение природных объектов.
  • Анализ и оценка конкретных фактов, описание природных объектов.
  • Постановка и разрешение проблемной ситуации.
  • Эвристическая беседа.
  • Работа с инструктивными карточками.
  • Демонстрация и анализ компьютерной презентации.
  • Работа с атласами по анатомии человека.
  • Заполнение сравнительной таблицы.

Новизна урока.

  • Новое содержание учебного материала (на уроке раскрывается новая тема).
  • Использование компьютерной презентации (отрабатывается новый методический прием).

На уроке проводится контроль учебных достижений учащихся в форме.

  • Вопросы и задания по содержанию биологических понятий (с морфологическим содержанием, анатомическим содержанием).
  • Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся (на знание определений, на описание объектов, на анализ биологических понятий).
  • Вопросы и задания с использованием графических средств (немые рисунки).
  • Тестовые задания (задания на выбор одного правильного ответа).

Образовательная составляющая открытого урока.

Цель урока: создать условия для конкретизации представлений о функциональном строении черепа человека.

Задачи урока.

  1. Научить учащихся узнавать и называть кости черепа человека, рассматривать строение скелета головы в развитии, отличать неподвижное соединение костей от суставов, выделять отличительные признаки черепа человека и шимпанзе, выделять характерные признаки плоских костей.
  2. Познакомить учащихся с разными видами учебной информации, научить анализировать текст, заполнять сводные таблицы. Развивать умение обобщать, классифицировать, систематизировать факты.
  3. Научить использовать полученные данные на практике.

Оборудование и дидактическое обеспечение.

  1. Компьютер, медиапроектор.
  2. Авторская компьютерная презентация.
  3. Модель черепа.
  4. Таблица “Строение скелета человека”, “Строение черепа”.
  5. Атласы.
  6. Карточки для проведения самостоятельной работы с атласами.
  7. Тесты для проверки степени усвоения материала.
  8. Рисунки черепа для проверки степени усвоения материала (вид сбоку).
  9. Рисунки черепа для выполнения домашнего задания (вид спереди).

План урока

1. Формулировка темы учащимися.

Создание проблемной ситуации преподавателем: “Какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?”.

Запись на доске: Шов.

Шимпанзе.

Петушиный гребень.

Турецкое седло.

Родничок.

Учащиеся сами формулируют тему урока по ассоциативной записи на доске, что позволяет преподавателю быстро организовать внимание учащихся и включить их в деловой ритм и содержание урока. Пояснение темы, цели и задач урока.

2. Актуализация знаний (этап 1).

а) Проверка знаний учащихся по теме “Строение скелета человека”.

Контроль учебных достижений учащихся проводится в форме вопросов по анатомическому содержанию биологических понятий. Предлагаются тестовые задания открытого типа со вставкой пропущенных фраз .

Вариант 1.

1. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

2. В трубчатой кости различают следующие части…..

3. Кости черепа делятся на отделы…..

4. К костям свободной нижней конечности относятся…

5. Тазовая кость состоит из костей…..

6. Голень образована следующими костями…..

7. Красный костный мозг выполняет функции…..

8. Отделы кисти…..

9. Большая берцовая кость является костью…..

10. Грудная клетка образована…..

11. Лопатка относится к отделу…..

12. Вокруг вертикальной оси осуществляются следующие движения…..

Вариант 2.

1. К костям пояса верхней конечности откосятся…..

2. К костям свободной нижней конечности относятся…..

3. Грудная клетка образована…..

4. В позвоночном столбе различают следующие отделы…..

5. Части стопы…..

6. Рост трубчатых костей в длину осуществляется за счет…..

7. К костям предплечья относятся…..

8. К скелету туловища относятся следующие отделы скелета…..

9. Предплечье образовано следующими костями…..

10. Части кисти…..

11. К костям пояса нижней конечности откосятся…..

12. Вокруг фронтальной оси осуществляются следующие движения…..

Комментирование ответов преподавателем, выставление оценок. Учащиеся слушают ответы, дополняют, исправляют.

б) Использование компьютерной презентации (Презентация 1). Создание условий для обсуждения некоторых слайдов.

План презентации.

  • Что такое череп? Какая наука его изучает?
  • 2 части черепа: мозговой отдел и лицевой отдел.
  • Сравнение черепа человека и шимпанзе.
  • Функции мозгового отдела.
  • Функции лицевого отдела.
  • Расположение слезной железы и носослезного протока.
  • Строение мозгового отдела черепа.
  • Решетчатая кость.
  • Клиновидная кость.
  • Основание черепа.
  • Височная кость.
  • Затылочная кость.
  • Строение лицевого отдела черепа.
  • Перегородка носа.
  • Глазница.
  • Придаточные пазухи носа.
  • Рентгенограмма черепа человека. Виды костей. Понятие “Пневматические кости”.
  • Соединение костей черепа. Типы соединения.

Преподаватель организует внимание учащихся, вовлекает их в обсуждение проблемных вопросов, активизирует познавательный интерес. Учащиеся знакомятся с новым материалом, участвуют в беседе, ведут записи в тетради, анализируют текст компьютерной презентации.

Предложенный план урока не содержит теоретического материала по строению и развитию черепа. Его можно найти в атласе анатомии человека .

3. Поиск решения (этап 1).

Самостоятельная работа с текстом атласа.

Учащиеся получают новую информацию и закрепляют полученную из презентации, учатся работать со справочной литературой, инструктивными карточками.

Класс делится на две группы. Одна группа изучает текст “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Идет осмысление текста по вопросам, представленным в карточках. Вопросы и задания подобраны по видам интеллектуальных умений учащихся: направлены на описание и анализ биологических объектов .

Выполнение практической работы “Строение черепа” по вариантам (Приложение 1 , Приложение 2).

Преподаватель организует самостоятельную работу учащихся, корректирует ответы, обращает внимание на правильное оформление конспекта, на правильное написание терминов. Учащиеся работают с инструктивными карточками, справочной литературой, оценивают конкретные факты, описывают природные объекты.

4. Выражение решения (этап 1).

Работа с обобщающей таблицей, заранее начерченной на доске.

Представление результатов работы каждой группы в виде заполнения на доске обобщающей таблицы “Скелет головы”. Одна группа заполняет графу “Мозговой череп”, другая – “Лицевой череп”. Заполнение таблицы идет в форме беседы, в результате чего ученики учатся правильно отбирать и кратко излагать учебную информацию. Развивается умение интерпретировать текст в таблицу. Одновременно происходит взаимообучение между группами, обобщение материала.

Таблица “Скелет головы”.

Части черепа Кости Форма костей Тип соединения костей Сравнение с черепом шимпанзе
Мозговой череп Непарные:
Парные:
Лицевой череп Непарные:
Парные:

5. Актуализация знаний (этап 2).

Использование компьютерной презентации по теме “Развитие черепа”. (Презентация 2)

План презентации.

  • Соотношение размеров частей черепа новорожденного с длиной и массой его тела.
  • Соотношение объема лицевого отдела черепа к мозговомуотделу.
  • Понятие “Родничок”.
  • Две стадии развития черепа: перепончатая и костная.
  • Виды и количество родничков.
  • Значение родничков.

Преподаватель обращается к учащимся, как будущим родителям. Данный учебный материал тесно связан с жизнью и вызывает живой интерес.

6. Выражение решений (этап 2).

а) Демонстрация модели черепа.

Предлагаются вопросы и задание по морфологическому и анатомическому содержанию биологических понятий.

  • Какая кость имеет форму бабочки?
  • У какой кости есть петушиный гребень, у какой – турецкое седло?
  • Основная часть решетчатой кости образует основание черепа. Покажите на модели, где можно увидеть решетчатую кость.
  • Что такое спинка носа? Какими костями она образована?

б) Выполнение элементарного опыта “Движения нижней челюсти”.

Предлагается задание по видам интеллектуальных умений учащихся: на выдвижение и защиту гипотезы .

Докажите, что нижняя челюсть подвижно соединена с черепом. Почему одни кости черепа неподвижно соединены, а другие должны быть подвижны?

в) Решение проблемных задач (про гайморит, переломы костей лица, трещины в костях мозгового черепа).

Предлагаются вопросы по видам интеллектуальных умений учащихся: на вскрытие причинно-следственных связей .

  • Почему при лечении гайморита нередко используют прокол?
  • Известно, что кости черепа прочно соединены швами. Почему при ударах в лицо могут быть переломы в районе скуловых костей?
  • Известно, что шов – это неподвижное соединение костей черепа. Почему переломы черепа наблюдаются в костях, но не в швах?

Любой интересный вопрос может заметно повысить качество работы, способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Такой прием способствует гуманизации обучения .

7. Применение знаний.

а) Решение теста по теме “Скелет головы” [Приложение 3 ].

Проводится контроль учебных достижений учащихся в виде теста. Вопросы теста сформулированы только на известный учащимся материал, полученный на уроке. Предлагаются тестовые задания закрытого типа на выбор одного правильного ответа . Решение теста проводится в форме устного фронтального опроса.

б) Обозначение костей черепа на рисунке (вид сбоку) [Приложение 4 ].

Предлагается задание с использованием графических средств. Графические задания с использованием изображения направлены на выявление уровня знаний и умений учащихся обобщать, классифицировать и систематизировать изученные факты. Учащимся предлагается “немой рисунок” - изображение черепа (вид сбоку) без подписей костей. Дается задание: подписать кости черепа. Задание выполняется в виде индивидуального письменного опроса.

Система разнообразных типов, видов вопросов и заданий, предложенных на уроке, учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, поэтому на уроке создается психологическая комфортность. Например, предлагаются вопросы для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения “немого” рисунка, задачи-шутки и другие.

8. Задание на дом:

  1. Изучить строение черепа. Уметь на модели показывать и называть кости лицевого и мозгового отделов черепа.
  2. Обозначить кости черепа на рисунке (вид спереди) [Приложение 5 ].

Домашнее задание дозированное, выполняется по аналогии с классным заданием.

При подготовке домашнего задания можно использовать презентацию “Скелет головы. Проверка знаний” [Презентация 2] .

Выводы по открытому уроку.

  • План урока выполнен в полном объеме. Методическая и учебная цели урока достигнуты.
  • Урок линейно структурирован , этапы урока органично переходят один в другой, разнообразны по содержанию, использованным методам и формам организации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся анализируют, участвуют в беседе, решают проблемные задачи, самостоятельно работают, выполняют практические работы, решают тесты, обобщают материал.
  • Учащиеся активно участвуют в уроке, что повышает интерес к предмету и мотивацию к его изучению.
  • Предложенная структура урока согласуется с рекомендациями здоровье сберегающих технологий обучения.
  • Использование компьютерных технологий повысило эффективность учебной деятельности, познавательный интерес на уроке анатомии. Компьютерная презентация помогла сообщить знания, обеспечила необходимый уровень усвоения, помогла преподавателю активизировать процесс обучения, повысить индивидуализацию обучения, совершенствовать организацию преподавания. Презентация позволила использовать материал как систему ярких опорных образов, что улучшает запоминание.

Компьютерная презентация к открытому уроку “Скелет головы”.

Иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы), текст каждого слайда содержат сжатую информацию о строении и развитии черепа.

  • Презентация может быть использована для изучения, повторения и закрепления учебного материала, для самостоятельной работы учащихся, для реализации элективного курса по анатомии.
  • Презентацию необходимо использовать для организации активных форм деятельности учащихся на уроке, для повышения эффективности учебных занятий, для повышения интереса к уроку.
  • На основе одной презентации “Скелет головы” разработана другая презентация “Скелет головы. Проверка знаний”, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы в разных формах: самостоятельное изучение учебного материала, самоконтроль и самооценка, подготовка к контрольным испытаниям.
  • Сжатая информация, предложенная в презентации, является опорным конспектом. Преподаватель дополняет материал рассказом, примерами, обращает внимание на главные моменты, которые надо запомнить.

Список литературы:

  1. Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Биология в школе” №8, 2006 г.
  2. Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. Анатомия в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
  3. Р.П.Самусев, В.Я. Липченко. Атлас анатомии человека. М. Изд-во Дом ОНИКС: Альянс-В. 2000 г. Стр. 67, 71, 74, 79, 84.
  4. М.Р. Сапин, Э.В. Швецов. Анатомия человека. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004 г.
  5. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Саба қ 21. / Урок 21.

Тақырып / Тема: «Органы равновесия. Органы обоняния и вкуса. Осязание».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями органов обоняния, вкуса и осязания.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями носа, языка.

:

Дамытушылы қ / задачи развития:

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы :

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь, плакат «Обонятельный и вкусовой анализаторы»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Каково значение органа слуха?

2. Что относится к среднему уху, где оно располагается?

3. В чем заключается гигиена органа слуха?

4. Из каких отделов состоит ухо? Значение ушной раковины.

5. Где располагается барабанная перепонка?

6. Где находятся слуховые косточки?

7. Охарактеризуйте среднее ухо.

8. Почему во время полета закладывает уши? Когда это случается? Какие меры снижают неприятные ощущения?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Обоняние – способность воспринимать запахи. Определение запахов имеет большое значение для выявления качества пищи и защиты организма при появлении отравляющих газов в окружающей среде.

Орган вкуса определяет вкус пищи. Вкус пищи возникает в результате раздражения вкусовых рецепторов специфическими веществами.

Осязание или кожная чувствительность определяет форму, плотность, температуру и др угие свойства предметов, а также боль.

Запись строения и особенностей данных органов чувств в виде таблицы:


4. Қорытынды / Закрепление . .

Работа с контрольными вопросами на стр. 91

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 20 пересказ, стр. 87 вопр. 1,2 (А-С) устно

Саба қ 22. / Урок 22.

Тақырып / Тема: «Отделы скелета человека. Скелет туловища».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями опорно- двигательной системы, рассмотреть подробно строение скелета туловища.

Тәрбиелік / задачи воспитания : воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, аккуратность, сосредоточенность, ответственность, призывать к ведению здорового образа жизни.

Дамытушылы қ / задачи развития: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы : словесный, наглядный, практический.

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь -8, плакат «Скелет человека»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Где находятся рецепторы обоняния и какую роль они выполняют?

2. Как расположены вкусовые рецепторы на языке?

3. Место расположения обонятельных клеток, их функция.

4. Что определяется прикосновением к коже?

5. Охарактеризуйте процесс вкусовой чувствительности.

6. Как определяются вкусовые качества?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Значение опорно-двигательной системы. К опорно-двигательной системе относятся кости и мышцы. Соединяясь друг с другом при по­мощи соединительной ткани, кости образуют скелет человека. Он служит опорой тела. Мышцы обеспечивают двигательные функции орга­низмa. Кроме выполнения опорной функции, кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений. Например, мозг защи­щен прочно соединенными друг с дру­гом костями черепа. Кости грудной клетки защищают сердце и легкие, ко­сти тазового пояса - органы таза.

К костям скелета прикрепляются мышцы. Это активная часть опорно­-двигательного аппарата. Движения осуществляются за счет сокращения мышц, прикрепленных к костям. В ре­зультате как отдельные кости, так и все тело двигается.

В красном костном мозге, заполня­ющем губчатое вещество костей, образуются кровяные клетки. Так как в со­ставе костей много минеральных веществ (фосфор, кальций), они участву­ют в обмене веществ.

Скелет человека образован из отдельных костей, соединенных между со­бой. Он включает скелет головы, или череп, скелет туловища, скелет верхних 15 конечностей и скелет нижних конечно­стей (рис. 36 стр. 71) .

В составе скелета взрос­лого человека более 200 костей. Кости отличаются друг от друга по форме и строению. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские и смешанные (позвонки). Среди трубча­тых костей различают длинные (плече­вая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фаланги пальцев). Полость трубчатых костей у детей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заме­няется желтым (жировой тканью). У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним относятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовая кость. Плоские кости участвуют в образовании полостей тела, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости черепа, гру­дина, ребра).

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами и связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4- 5) (рис. 37 стр. 73). Крестцовые и копчиковые позвонки срас­таются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет четыре изгиба (рис. 38 стр. 73) , два из которых обращены выпуклостями вперед, а два - назад. Бла­годаря им толчки и сотрясения ослабля­ются и не достигают черепа и, главное, моз­га. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только когда ребенок на­чинает держать голову, появляются грудныe изгибы. Когда ребенок начинает хо­дить, появляются поясничный и крестцо­вый изгибы.

Изгибы полностью формируются к 18-20 годам. Позвоночные изгибы увели­чивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соедине­ниями между позвонками (дисками), ко­торые увеличивают пластичность позво­ночника.

Строение позвонков.

Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков.

Работа с учебником: чтение текста на стр. 93, беседа:

? 1. Какую роль играют шейные, поясничные, крестцовые, копчиковые?

2. Какими костями образована грудная клетка?

3. Какая функция у грудной клетки?

4. Қорытынды / Закрепление .

Стр. 97 задание С3, заполнить таблицу.

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 21 пересказ, стр. 97 вопр. 1-3 (А-С) устно.