Кто такой гиппократ в древней греции. Медицинская этика и деонтология

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (ок. 460-377 до н. э.) - древнегреческий врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греческих философов V в до н. э.; под его именем дошло множество медицинских трактатов, в основном законченных к середине IV в. до н. э.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 80.

Гиппократ из Коса (ок. 460 - ок. 356 до н. э.). Знаменитый греческий врач, «отец медицины». Его школа располагалась у гробницы Асклепия на Косе, впрочем он обучал медицине по всей Греции. Считается, что Гиппократ первым выделил медицину как самостоятельную дисциплину и попытался избавить ее от суеверий, ища естественные причины заболеваний путем научных наблюдений. Маловероятно, что обширные медицинские труды гиппократовой школы написаны лично Гиппократом, однако все они несут следы его учения. Еще в начале девятнадцатого века врачи применяли методы лечения и диеты весьма близкие к предложенным Гиппократом. До наших дней существует традиция, обязывающая молодых врачей принимать гак называемую «клятву Гиппократа», в которой сформулированы основные этические постулаты врача.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 78.

Гиппократ (лат. Hippocrates, ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) - древнегреческий врач, основатель научной медицины. Им написано 58 сочинений. Он считал, что болезни не посланы богом, а обусловлены влиянием окружающего мира, питанием, образом жизни. Он смотрел на медицину и философию как на две равные науки, старался их сочетать и разделять. Представил понятие об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераментах. Тщательно разработанная Гиппократом этика врачей в отношении пациентов, которая принята в наши дни в качестве основы поведения врача, нашла свое отражение в так называемой «клятве Гиппократа».

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гиппократ с Коса (Hippokrates) (традиционные даты - ок. 460-380 гг. до н.э.). Врач, о котором известно очень мало. Очевидно, он умер в Лариссе (Фессалия). Собрание примерно из 60 медицинских работ, известное как «Корпус Гиппократа», написано на ионическом диалекте. Поскольку эти работы были созданы примерно между 430 и 330 г. до н.э. (возможно, позднее), они могут представлять собой библиотеку Гиппократовой медицинской школы, располагавшейся в целительном святилище Асклепия на о. Кос. Среди рассматриваемых трудов следует упомянуть «О древней медицине», «О священной болезни» (об эпилепсии), «О воздухах, водах и местностях», а также «Эпидемии». Собственные работы Гиппократа, судя по всему, утеряны, поскольку ни один из трудов Гиппократова корпуса нельзя однозначно приписать ему. Гиппократ считался образцовым врачом, которому приписывалось создание Клятвы Гиппократа. Он был известен со времен Платона.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447-448.

Гиппократ (Ιπποκράτης) (ок. 460, о. Кос, - ок. 370 до н. э.), древнегреческий врач, «отец медицины», один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате «О священной болезни» (так древние греки называли эпилепсию) доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами. В сочинениях Гиппократа обнаруживается знакомство с натурфилософией 5 века до н. э.- при осторожном отношении его к философским объяснениям «природы» человека и к попыткам строить медицину на их основе (особенно сочинение «О древней медицине»). В сочинении «О воздухе, водах и местностях» проводится идея о влиянии географических условий и климата на особенности организма, свойства характера жителей и даже на общественный строй. Выделил четыре основных темперамента - сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Под именем Гиппократа дошло много медицинских трактатов, ему не принадлежащих; подложными являются «Письма Гиппократа», повествующие, в частности, об его встречах с Демокритом; едва ли восходит к Гиппократу и так называемая клятва Гиппократа - исходный пункт развития профессональной врачебной этики.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения в русском переводе: Избр. книги, пер. В.И.Руднева, [Μ.Ι 1936-Соч., пер. В. И. Руднева, 1т.] 2-3, М., 1941-44.

Литература: Moon R. О., Hippocrates and his successors..., L., 1923; P o h l e n z M., Ilippokrates und die Begründung der wissenschaftlichen Medizin, B., 1938; WeidauerK.j Thukydides und die hippokratischen Schriften, Hdlb., 1954.

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия. Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна; существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа сделалось собирательным, и многие сочинения из семидесяти приписываемых ему, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям. Подлинными исследователи признают от 18 до 8 сочинений. Это трактаты - "О ветрах", "О воздухах, водах и местностях", "Прогностика", "О диете при острых болезнях", первая и третья книги "Эпидемий", "Афоризмы" (первые четыре раздела), хирургические трактаты "О суставах" и "О переломах", являющиеся шедеврами "Сборника".

Существует несколько сочинений Гиппократа этического направления: "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставления", которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Подход Гиппократа к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Гиппократ первый поставил медицину на научные основы и очистил ее от философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях - "О суставах" и "О переломах" подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Гиппократ (Ἱπποκράτης) Косский (460-377 до н. э.) - легендарный греческий врач-философ, «отец медицины». Как полагает В. Йегер, гиппократовские тексты существенным образом повлияли на послесократовскую философию. В частности, Платон и Аристотель неоднократно приводили образцы гиппократовского метода в своих сочинениях (напр., «Федр» 270 с-d, «Законы» 857 с-d). Именем Гиппократа названа наиболее известная коллекция древнегреческих медицинских текстов - «Гиппократов сборник» (72 сочинения), собранная в Александрийском музее не позднее 3 в. до н. э., которая включает тексты различных школ, в т. ч. и одни из наиболее ранних сочинений натурфилософского характера: «О ветрах», где рассматривается «пневматическая» теория; «О природе человека», где излагается учение о 4 основных жидкостях живого организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в дальнейшем взятое за основу учением о «темпераментах» и теорией «гуморальной патологии», и др. Впервые здесь подробно обсуждаются такие понятия, как «фюсис» - природа, «динамис» - сила, широко используемые в последующей философской традиции. В сочинении «О благоприличном поведении» постулируется тесная связь медицины и философии, впервые зафиксирована необходимость «перенесения мудрости в медицину, а медицины в мудрость; ведь врач-философ подобен богу». В «Письмах» Гиппократа, представляющих по общему признанию историков науки позднейшие добавления в сборник, большое место занимает переписка с Демокритом и по поводу Демокрита (№ 10-17), объясняющая загадку «демокритовского смеха» скептическим взглядом философа на обыденные представления. «Клятва Гиппократа», общий пафос которой может быть сведен к фразе «не навреди», - один из основополагающих текстов по медицинской этике; по мнению JI. Эдельштейна, она создана в пифагорейской школе. По названию сборника «Клятва» получила название Гиппократовской и стала образцом для составления факультетских обещаний, которые произносили доктора медицины при получении степени. Тексты гиппократовского сборника были предметом углубленных комментариев многих философов и ученых эпохи эллинизма, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Один из наиболее значительных комментаторов Гиппократа - знаменитый римский врач и философ Гален.

Наибольшей известностью во все времена пользовались «Афоризмы» Гиппократа, представляющие компендиум античной медицины. Первый афоризм - «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» - получил широкую известность, начало его часто цитируется - «Vita brevis, ars longa...».

В. А. Гуркин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 531-532.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Oeuvres completes d"Hippocrate, vol. 10, par E. Littrc. P., 1839- 61;

Hippocrates Collected works, engl. transl. W. H. S. Jones. L., 1984;

Соч. в 3 т., пер. В. И. Руднева, комм, и вступ. ст. В. П. Карпова, т. 1.

Избр. книги. М., 1936; т. 2 и 3. Соч. М., 1941,1944.

Литература:

Ковнер С. История медицины, вып. 2, Гиппократ. К., 1882;

Йегер В. Пайдейя. М., 1997;

Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982, с. 348-367;

Fredrich С. Hippoc- ratische Untersuchungen. В., 1899;

Edelstein L. The Hippocratic oath. Baltimore, 1943;

Smith W. D. The Hippocratic Tradition. N. Y., 1979.


Имя: Гиппократ (Hippocrates)

Дата рождения: 460 года до н. э

Дата смерти: 377 - 356 года до н. э.

Возраст: 83 - 104 года

Место рождения: остров Кос

Место смерти: Ларисса в Фессалии

Деятельность: знаменитый древнегреческий целитель и врач

Семейное положение: был женат

Гиппократ - биография

До сих пор врачи в начале своего трудового пути произносят клятву Гиппократа. Считается, что этот великий доктор, живший 2400 лет назад, создал принципы, по которым живет медицина и сегодня. Но так ли это?

Еще недавно врачи читали Гиппократову клятву на древнегреческом или латыни. Сегодня -на родном языке. И называется она везде по-разному. В нашей стране врачи принимали «Присягу врача Советского Союза», а с недавних пор дают «Клятву врача России». Из современных «клятв Гиппократа» исчезло многое, что содержалось в прежней, - и не только обещание не делать абортов и хорошо обращаться с рабами. Исчезло и начальное торжественное обращение к богам и богиням: Аполлону, Асклепию, Гигиейе, Панацее...

Мало кто знает, что Гиппократ, сочиняя свою клятву, обращался не просто к богам, но к своим предкам. Его считали восемнадцатым по счету потомком Асклепия - легендарного целителя, сына Аполлона и нимфы Корониды. Когда нимфа влюбилась в простого пастуха Исхия, Аполлон в гневе убил ее, но младенца спас и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Тот научил мальчика основам врачевания, а прочее Асклепий постиг сам.

Однажды, к примеру, он убил змею и увидел, как вторая змея воскресила умершую с помощью какой-то травы. Найдя эту траву, сын бога начал с ее помощью лечить все болезни - с тех пор символом медицины стал посох, обвитый змеей. У Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон - врачи греческого войска, осаждавшего Трою, - и дочери Гигиейя («здоровье»). Панацея («всецелительница») и Иасо («лекарство»). Его искусство было так велико, что люди перестали умирать, и Зевс, испугавшись, что они сравняются с богами, испепелил дерзкого своими молниями. Но тут же воскресил и сделал богом врачевания - вдруг на Олимп тоже проникнет какая-нибудь хворь?

По легенде, Асклепий жил на острове Кос - благодатном клочке земли у берегов современной Турции. На ионийском диалекте название острова означает «краб», и действительно. его далеко вытянутые в море мысы напоминают крабьи клешни. Сегодня его посещают толпы туристов, благоговейно глядящие на развесистый «платан Гиппократа» (на самом деле посаженный в первых веках нашей эры) и развалины древнего города Астипалеи, где около 460 года до нашей эры родился великий врач, чье имя означает «укротитель коней».

В то время Кос населяли 2-3 тысячи человек, многие из которых были врачами. Косские доктора-так сказать, врачи милостью божьей - славились по всему Средиземноморью, жили при дворах персидских царей и греческих правителей. В отличие от лекарей Востока при лечении они не призывали богов, не читали заклинаний, не курили благовония. Конечно, на помощь богов они тоже рассчитывали, но больше надеялись на свой опыт и заветы Асклепия, передаваемые от отца к сыну.

Делиться искусством врачевания с чужими было запрещено, поэтому рецепты не записывали, а выучивали наизусть. Сам Гиппократ в одном из сочинений обронил фразу «Жизнь коротка, искусство долго». Она значит совсем не то, что обычно думают: искусству врача нужно учиться всю жизнь, и дается оно лишь избранным.

Врачом был и отец Гиппократа Гераклид, а мать его Фанарета происходила не от Асклепия. а от другого греческого героя - Геракла. В свое время он - опять же по легенде, - навестил Кос, где местные жители попытались принести его в жертву. Обозлившись, силач разорил остров дотла; должно быть, с тех пор на Косе остались его потомки. От Геракла будущему «отцу медицины» достались непоседливость и жажда подвигов. Можно предположить, что он учился семейному искусству у отца или у других родственников, но потом, к их удивлению, покинул родину и уехал доучиваться в Италию, где давно уже процветали греческие колонии.

В одной из них, Кротоне, возникла новая школа медицины, которую основал Алкмеон, ученик великого математика . Он написал первое в античном мире медицинское сочинение, открыл нервную систему, создал учение о связи человеческой психики с мозгом. Еще он предположил, что человеческое тело создается взаимодействием четырех стихий -земли, воздуха, огня и воды. Нарушение их равновесия и порождает болезнь.

Мы не знаем, учился ли Гиппократ у Алкмеона, но его идеи удивительно напоминают те, что высказывал забытый кротонский мудрец. Книга Алкмеона до нас не дошла, зато от Гиппократа осталось почти 70 сочинений. Правда, подлинными считают лишь от 8 до 18 из них - остальные принадлежат перу его детей или учеников. Главные из них. помимо знаменитой «Клятвы», - первая и третья книги «Эпидемий» (прочие написаны не им), «Прогностика», «О воздухе, водах и местности», хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах». Известен сборник афоризмов, извлеченных из разных сочинений Гиппократа. Он оставил также труд «О диете при острых болезнях», впервые создав понятие диеты и придумав само это слово, означающее по-гречески «образ жизни».

Гиппократ, как и кротонцы. признавал, что болезни вызываются нарушением равновесия четырех жидкостей, или «гуморов», организма - крови (она соответствовала воздуху), флегмы (вода), желтой желчи (огонь) и черной желчи (земля) Как и они, он думал, что медицина невозможна без теории. Но ученики Пифагора считали свою теорию одинаковой для всех, поэтому она так и осталась бесплодным умствованием. Гиппократ же понимал, что «гуморы» в каждой местности, в каждое время года и у каждого возраста людей ведут себя по-разному, поэтому лечение должно быть строго индивидуальным.

Первым делом он предписывал пациентам покой и умеренное питание - для каждой болезни свое. Например, больных лихорадкой кормил ячменной кашей с ладаном, тмином и медом, а ревматиков - свеклой и вареной рыбой. Вообще, лечил «от противного»: если в организме разгулялась желтая желчь, больного следовало поместить в прохладное место, а если флегма (мокрота) - напротив, вынести на солнце. Но главным правилом врача Гиппократ считал осторожность - отсюда его знаменитый принцип «не навреди!».

Он призывал не злоупотреблять лекарствами -природа сама справится с лечением, если ей не мешать. Однако знал и применял почти 300 лекарственных средств, многие из которых применяются и сегодня: мед, ячменный отвар, сок молочая, чемерица. Для анестезии использовал маковый отвар. Ставил пиявки, делал лечебный массаж, купал больных в ваннах с отваром из целебных трав. Врачевал вывихи и переломы на изобретенной им «скамье Гиппократа» -прообразе современного ортопедического стола.

Умел пломбировать зубы и написал об их лечении особый труд, увы, не сохранившийся. Он требовал от своих учеников обращать внимание не только на состояние больного в данный момент, но и на его прежние болезни, образ жизни и климат места его обитания. Тщательно изучая все симптомы болезни -пот, кашель, затрудненное дыхание, икоту, отрыжку - он не меньшее внимание уделял словам и мыслям больного, даже его «умолчаниям». Он считал, что тело человека можно лечить только вместе с душой и только при помощи самого пациента. При этом никогда не выдавал больным своих сомнений или незнания, говоря: «Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».

Внимательно наблюдая за ходом разных болезней. Гиппократ пришел к выводу. что каждая из них проходит момент кризиса, определяющий конечный исход. Его сочинения полны примеров вроде следующего: «Филиск жил рядом с городской стеной в Фасосе. Он слег в кровать, и на первый день у него был сильный жар, пот, он плохо спал. Второй день: общее ухудшение... спокойная ночь. Третий день: поутру и до полудня жара не было: вечером сильный жар, пот. жажда, черная моча: плохо спал... Умер в середине шестого дня». Указаний на лечение тут нет: похоже. врач не очень-то вмешивался в ход болезни злополучного Филиска, с любопытством наблюдая за ней. В этом его обвиняли и коллеги-злопыхатели; один из них писал, что Гиппократ всегда знает причины смерти людей, но понятия не имеет, как их вылечить.

Конечно, это не так. Когда «отцу медицины» пошел пятый десяток, его имя было настолько широко известно по всей Греции, что Платон в своих диалогах ставил его наравне с великими скульпторами Фидием и Поликлетом. Гиппократа считали не просто врачом, но врачом-философом, идеи которого много дают для объяснения природы человека. До нас дошла его переписка-правда, признанная поддельной. - с другим выдающимся мыслителем -Демокритом.

Жители города Абдеры, где жил Демокрит, сочли его сумасшедшим - он не любил общества, а на людях часто хохотал, видя глупость сограждан, за что был прозван «смеющимся философом». Гиппократа, как признанного авторитета, призвали подтвердить случай безумия (похоже, он занимался и психиатрией), но медик во всеуслышание заявил, что Демокрит - самый здоровый из абдеритов. Так зародилась дружба двух великих умов.

В Абдерах. на крайнем севере Греции, Гиппократ оказался не по своей воле. В его первой биографии, написанной Сораном Эфесским в I веке н.э., говорится, что врача изгнали с Коса за якобы совершенный им поджог храма. Сочинение Сорана полно вымыслов, но если здесь он не соврал, то речь явно идет о мести конкурентов. Вряд ли косские врачи были довольны как популярностью Гиппократа, так и тем. что он предал огласке вековые секреты их ремесла и принимал в свою школу всех желающих.

Наставничество было важной частью жизни «отца медицины»; недаром его «Клятва» начинается обязательством «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями и делиться с ним своими достатками». По одной версии, ученики Гиппократа собирались в его доме, по другой - на холме в центре острова, где позже был воздвигнут величественный храм Асклепия. Их имен мы не знаем: когда врач покинул Кос, школа распалась.

Гиппократ отправился в горную Фессалию, которой правили его дальние родственники - цари из рода Гераклидов, Греции, охваченной Пелопоннесской войной, было не до врачевания, и Гиппократу никто не мешал лечить местных жителеи и писать новые сочинения. Временами непоседливый дух заставлял его надолго уезжать в другие места - например, на остров Фасос, - занимая там должность городского врача. Но каждый раз он возвращался в фессалийскую столицу Лариссу. Из благодарности к новой родине он дал одному из сыновей имя Фессал: как и его брат Дракон, он стал врачом.

Врачом был и Гиппократов зять Полиб все они помогали знаменитому родственнику в работе, а после смерти дописывали его книги. «Отец медицины» умер в Лариссе около 356 года до н.э. В отличие от многих его слава с годами не померкла. Его трактаты переписывали и снабжали комментариями, самые известные из которых оставил во II веке н.э. знаменитый Клавдий Шлен, прозванный «вторым Гиппократом». К этому времени все многочисленные школы античной медицины слились в одну-гиппократову, и жители острова Кос, забыв о былой неприязни, воздвигли знаменитому земляку памятник.

С концом античности врачевание, как и другие области науки, пришло в глубокий упадок. Но Гиппократу повезло - его труды, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке, не сгорели там со всем «языческим суесловием», а были заблаговременно вывезены в Константинополь по приказу византийских императоров - им ведь тоже требовалось лечение. Позже они были переведены на многие языки и творчески «улучшены», став в итоге почти неузнаваемыми.

В новое время весь этот «Гиппократов сборник» был раскритикован - за наивность, примитивность и, конечно, антинаучное учение о четырех «гуморах». Но стоит вспомнить, что Гиппократ не только «открыл» такие болезни, как пневмония, дизентерия, нефрит, офтальмия, эпилепсия, но и первым указал методы их лечения. И самое главное - он нашел верный путь между смелыми теориями и испытанной временем практикой, по которому и направил медицину как истинный наследник бога Асклепия.

Клятва Гиппократа долгое время оставалась вне критики. Даже такие забавные ее строки, как «в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами» у современных медиков споров не вызывают, хотя нередко и нарушаются. А вот другие пункты - например, о запрете давать больным яд даже по их просьбе - многие критикуют за несоответствие веяниям времени.

Отчасти поэтому в 2006 году в США клятва была заменена «профессиональным кодексом врача», где нет уже ссылок на Аполлона, не говоря уже о Гигиейе и Панацее. Остается надеяться, что будущих целителей удержит в рамках дозволенного хотя бы авторитет самого Гиппократа, сумевшего при всех своих заблуждениях и ошибках толкователей донести до потомков принцип, которым должен руководствоваться любой врач. - «не навреди!».

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом “Гиппократовском сборнике”, Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В “Гиппократовский сборник” вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.

“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.

“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.

“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.

“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.

“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.

“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.

В трудах Гиппократа, в его “Афоризмах”, можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диете ребёнка. Но греческая медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития не оставила систематизированного изложения сведений о ребёнке.

В трудах Гиппократа: “Переломы”, “Раны головы” “Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.

Ознакомившись с данными трудами, можно сделать вывод, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко,

Большой интерес представляют высказывания Гиппократа о хирургии:

“Для желающих посвятить себя хирургии необходимо широко практиковаться в операциях, ибо для руки практика – лучший учитель”.

И тут же добавлял “Когда же имеешь дело со скрытыми и тяжёлыми болезнями, то здесь… нужно признать нужно, призвать на помощь размышление”.

Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:

Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. С неё начинают и ей заканчивают повязку, реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.

Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.

Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапку Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.

В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.

Гиппократ впервые описал картину острого воспаления суставов. Он ввёл термин “артрит”, образовавшиеся от слияния греческого слова “артрион” – сустав и окончания “ит”, указывающее воспалительный характер изменения в суставе.

Древние письменные документы Египта, Индии и Китая содержат упоминания о злокачественных опухолях у людей.

Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ.

Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.

Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом.

Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время.

В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии. Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии – удаление опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.

При выборе методов терапии Гиппократ не только применял местное лечение, но и считал необходимым воздействовать на весь организм.

Эпидемии” – Сочинения Гиппократа в двух томах.

Когда в столице Греции возникла эпидемия, Гиппократ был вызван в Афины и некоторое время жил там и учился медицине у Геродина.

За то, что он спас жителей Афин от эпидемии чумы, используя свои знания о путях распространения инфекции, его избрали почётным гражданином Афин и увенчали золотым венком.

Сочинение Гиппократа “Прогностика”, является доказательством наблюдательности гения медицины Гиппократа.

В нём подробно описан длинный ряд симптомов во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.

Гиппократ уже и тогда знал симптомы многих заболеваний, которые и в настоящее время актуальные для постановки диагноза и прогноза заболеваний.

Внимательно наблюдая за течением болезней, он выделил разные периоды в течении болезни. Особое внимание уделял острому лихорадочному периоду, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

При обследовании больного Гиппократ уже тогда применял такие методы обследования, как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Он прощупывал селезёнку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах, каковы их ткани на ощупь – жесткие, рыхлые.

Гиппократом обстоятельно изучены характер выделений (мокрота, экскременты и пр.), при разных формах болезней.

Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное Гиппократом на изучении аналогичных случаев и примеров, сделало его знаменитым врачом, и он при жизни приобрёл большую славу.

Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья.

Важно отметить, что Гиппократ и “гиппократики” учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда они выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного. А это означало – в процессе лечения необходим индивидуальный подход, диета, лекарства, и их дозы, режим, продолжительность лечения – всё должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным именно для данного положения.

На этом основании считается, что Гиппократ и его последователи являются основоположниками клинической медицины.

По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду.

Заострившийся нос, впалые щёки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствует о близкой смерти больного. И теперь ещё такая картина называется “Гиппократовым лицом”.

При осмотре лица Гиппократ обращал внимание на губы: синеватые, обвисшие, холодные губы предвещают смерть.

Красный и сухой язык - есть признак тифа. Когда язык, в начале болезни, точечный, а затем переходит в красноватый и багровый цвет – жди беды.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; установлены стадии развития болезней; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). По мнению Гиппократа, все люди делились на четыре типа по своей конституции и поведенческому характеру. Если в организме преобладало количество крови, то такой человек относился к сангвиникам. Избыток желтой желчи характерен для холериков, а слизи для флегматиков. Большая концентрация чёрной желчи характерна для меланхоликов. Конечно, с точки зрения современного уровня развития медицинской науки данная концепция взглядов выглядит наивно и, на первый взгляд не заслуживает внимания. Однако и здесь мы обращаем внимание прежде всего на то, что Гиппократ, исходя из уровня своих медицинских знаний и уровня развития философии того времени, сделал важную попытку дать объяснение многообразию типов человеческого организма и их зависимости от внутренней среды.

С именем Гиппократа соединяют учение о темпераментах, которое, однако, в его сборнике не изложено, но продолжают жить в современном языке. Но не в характеристиках самих этих типов категоричный смысл учения Гиппократа – Галена. За конкретными (психической и физической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Древнюю теорию темпераментов отличала ещё одна особенность. За основные элементы организма принимались жидкости “соки”. Эту точку зрения принято называть гуморальной (от греческого – жидкость).

В сочинении “Диета в острых болезнях”, Гиппократ положил начало рациональной диететике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто. Рассматривая диету, как дополнительный метод в лечении, Гиппократ с этой целью установил диеты применительно к формам болезней – острым, хроническим, хирургическим.

Его метод с успехом использован и, доработанный с использованием новых научных знаний, используется в современном “Лечебном питании”.

Работы Гиппократа “О воздухе, воде и местности” содержат многолетние наблюдения над распространением болезней в зависимости от воздействия на организм внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды, загрязнённого воздуха. Результат долголетних наблюдений – физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. “Болезни происходят частью от образа жизни, частью от воздуха, который мы вводим себя и которым мы живём” – писал он.

В отличие от своих предшественников, Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды.

Учение о профессиональных болезнях имеет давнюю историю. В глубокой древности, ещё до новой эры, внимание отдельных философов и врачей было обращено на высокую смертность горнорабочих.

В древнегреческой и римской литературе VI – IV веков до нашей эры в трудах Аристотеля и Лукреция приводятся случаи тяжёлой болезни рабочих серебряных рудников.

Гиппократ же обратил внимание на высокую смертность горнорабочих. Он впервые указал на вредность свинцовой пыли, составил даже перечень свинцовых профессий того времени и описал клинику “свинцовых колик”. Однако все эти описания были единичными и отрывистыми.

В сочинениях “О природе человека” приведены сведения по климатическим условиям разных стран. Обстоятельно и полно изучено влияние метеорологических условий местности острова на возникновение, в зависимости от этих условий, болезней.

Гиппократ чётко проводит мысль о том, что географические условия и климат оказывают влияние на обычаи, нравы, здоровье, поведение человека, его темперамент. В этой работе он писал: “Туземцы приписывают причину этого богу и людей этого рода почитают и уважают, боясь всякий за себя. Мне и самому эти болезни кажутся божественными, как все прочие, и одна из них не божественнее и не человечнее другой, но все одинаковы и все божественны. Однако каждая из них имеет свою собственную природу, и ничто не делается вне природы”. Здесь речь идёт о конвульсиях, астмах, евнушестве у скифов. Это было великое открытие Гиппократа, когда он оторвал болезни от бога, хотя еще и в наше время есть такие “проповедники”, которые пытаются, чуть ли не все болезни связать с прегрешениями перед богом.

Гиппократ – один из основоположников научного подхода к болезням человека и их лечению. В трактате “Священной болезни” – так древние греки называли эпилепсию, доказывал, что все болезни вызываются естественными причинами.

Учение о причинности в медицине является самой древней частью медицинской науки

Гиппократ делит причины болезней на два класса. К первому классу он относил болезни, вызванные общим вредным влиянием со стороны климата, почвы, наследственности. Ко второму классу были отнесены болезни, связанные с “личными” условиями – условиями жизни и труда, питания (диеты), от возраста. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков – здоровье.

Большое значение, в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: “Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь”… “Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм ”.

Гиппократ придавал большую значимость труду, считая, что “лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки ”.

Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечёт нездоровье. И наоборот – устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни.

Отец медицины осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности, Этот принцип не утратил своей значимости до наших дней.

Даже краткое ознакомление с выдающимися сочинениями отца медицины, позволяет нам констатировать – какой бесценный материал собран им в течение жизни и оставлен своим ученикам.

В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения:

не вредить больному; противоположное – лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.

Так об использовании первой заповеди писал отец хирургии Амбруаз Паре.

Рутина и косность всегда отличались жизнестойкостью. Амбруаз Паре не сразу удалось уговорить коллег в том, что от предложенной им смеси гораздо больше проку, чем от традиционного бальзама. Однако, у Паре был великий союзник – Гиппократ. “Прежде всего – не навреди!” – гласит одна из его бессмертных заповедей. Паре действовал в соответствии с ней. “Лечение, –втолковывал он, – не должно быть причиной новых страданий. Лечебный фактор должен не только устранять основное заболевание, но и облегчить страдание, вызванное им, а не увеличивать его”. Так зарождалась идея противошоковой терапии Паре.

“… Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро”, – горечь и страдание врача –гуманиста слышаться в этих словах Гиппократа. И хотя они были сказаны в V веке до нашей эры, положение, в принципе не менялось до середины XIX века, начала развития анестезиологии.

Труды Гиппократа насыщены врачебной мудростью. Их следует вдумчиво изучать, так как они не потеряли своего значения и для нашего времени. “Искусный врач, прежде чем взяться за дело” – пишет Гиппократ - ожидает, пока не отдаст себе ясного отчёта в свойстве страдания и старается лечить скорее предусмотрительно, чем с безумной отвагой скорее нежно, чем прибегая к насилию”.

Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

Многие деятели науки “новейшего времени” – Гален, Галлер, Грунерт, Гезер, Литре, Ковнер, исследуя сочинения Гиппократа, высказали свои предположения, что некоторые из 72 приписываемых ему принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Галлен признавал за подлинные 11 сочинений, Геллер – 18 сочинений, Ковнер считал подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Но не стоит забывать, что Гиппократ жил в эпоху, когда высокие нравственные идеалы, стремление к получению знаний, и передаче полученных знаний другим были нормой. А заслуга Гиппократа, не в количестве написанных сочинений, а в том, что он сумел собрать огромный свод знаний древней Греции по медицине и систематизировать его в своём кодексе.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей “Клятва Гиппократа”, который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. И главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».

“Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству”, - говорил Гиппократ.

Гиппократ краткая биография древнегреческого философа и отца медицины поможет Вам узнать о жизни этого человека.

Гиппократ биография кратко

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря в семье потомственного врача – асклепиада. Именно отец привил сыну глубокую любовь к медицине и был его первым учителем. Позже он обучался у знаменитых философов Горгия и Демокрита.

Гиппократ стал первым врачевателем, который отверг распространенную тогда теорию о том, что на человека насылают болезни боги. Благодаря его стараниям медицину выделили в отдельную науку. Он был уверен, что недуги появляются вследствие влияния характера, питания человека, его привычек и природных факторов.

Поскольку Гиппократ был представителем Косской школы врачей, то он пытался установить первопричину всех патологий. С этой целью за каждым больным устанавливалось постоянное наблюдение. Врачеватели создавали в своих лечебницах специальный режим, который должен был способствовать самоизлечению. Предполагается, что во времена Гиппократа появился важнейший принцип великого врача – «Не навреди». Гиппократ рассматривал патологию как прогрессирующее явление, главным этапом которого является так званый кризис: человек либо погибает, либо идет на поправку.

Главное достижение Гиппократа – это выделение человеческих темпераментов. Он считал, что поведение напрямую зависит от уровня черной желчи, крови, слизи и желчи в организме. Также он ввел в медицину термин стадийности.

Считается, что Гиппократ был просто гениальным, выдающимся хирургом Древнего Мира. Он использовал инновационные способы лечения фистул, переломов, ран и вывихов. Кроме того ему принадлежит написание правил, как должен вести себя хирург в ходе оперативного вмешательства. Особый акцент падал на освещение, расположение инструментария и освещение рук. Таким образом, отец медицины впервые сформулировал этические и моральные нормы для врачей. Доктор, согласно его мнению, просто обязан быть трудолюбивым и ответственным, вызывать доверие и хранить врачебную тайну.

Введение

Развитие медицины одной из Древних стран Средиземноморья - Греции связано с мифологией, таящейся в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Вопросом религиозного врачевания интересовались многие ученые, связавшие науку и представления людей, чья родина связана с эпидаврийским оракулом Асклепияем и оропским оракулом Амфиараем.

Древняя страна имела несколько медицинских школ, отличавшихся своей философской идеей.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах:

1. организм есть единство противоположностей,

2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,

3. противоположное излечивается противоположным.

Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:

1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней,

2. продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике.

Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа:

1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,

2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,

3. развивала основы врачебной этики.

1. История жизни «отца медицины»

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до н. э. Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими. Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов -- династии врачей, притязавшей на то, что она ведёт своё происхождение от Асклепия -- бога медицины. Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении.

Семья Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до н. э. религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чём не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца -- врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна, даже точно не известно, сколько лет прожил Гиппократ. Одни историки утверждают, что 83 года, а другие -- 104. Существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер.

2. Труды Гиппократа

Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер -- 18, а Ковнер -- несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса.

Это трактаты -- «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец -- хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и все свое немалое состояние, исчисляемое в 50 тыс. лир. То же самое, хотя и в меньшем размере, сделал историк медицины земский врач Ковнер, оставивший три тома истории медицины, в которой более 400 страниц посвящено Гиппократу.

3. Представления о причинах болезни

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства. Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат -- физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса:

1. общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности,

2. личные -- условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр.

Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: «Осмотр тела -- целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»:

«Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются, из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты.

Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее -- пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, -- следует вести исследование».

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Врач не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей, он исследует его мысли. Даже «умолчания» больного служат для него указанием!

Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков -- здоровье. Сочинение «Praenotiones s. Prognosticon» является доказательством замечательной наблюдательности Гиппократа и содержит длинный ряд признаков во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.

Гиппократ знал уже и тогда очень многие симптомы, являющиеся важными для прогноза и диагноза и в настоящее время, обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты и пр.) при разных формах болезней и при исследовании больного пользовался уже такими приемами как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Строго наблюдая за течением болезней, Гиппократ придавал особенное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

болезнь гиппократ медицина человек

4. Вклад в различные отрасли медицины

В других сочинениях Гиппократа -- «О суставах» и «О переломах» подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне, употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней -- острых, хронических, хирургических и т. д.

Он описал тяжелое заболевание, называемое в честь открывателя. «Маска Гиппократа» -- описана Гиппократом как признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости: запавшие глаза, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота. Характерна при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости, таких как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.

5. «Гиппократов сборник»

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая -- ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» -- законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами:

«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» -- предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» -- повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

6. «Клятва Гиппократа»

Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, передавался из поколения к поколению, из уст в уста.

С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

Сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой -- обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей -- Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах...

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного...

Что бы при лечении -- а также и без лечения -- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

7. Последние годы великого человека

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени -- Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Заключение

Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Ему принадлежат афоризмы, некоторые из них являются заповедями для каждого исцелителя тела и души:

«Исцеление -- это дело времени, но иногда это также дело возможности»;

«Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью»;

«Первая заповедь врача: не навреди»;

«Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»;

«Врач -- философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»;

«Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде -- хороший признак; противоположное -- дурной».

Какое бы мы не выбрали направление во врачевании, мы, несомненно, будем помнить основной вклад этого великого человека.

Литература

1 Архангельский Г.В., О « Гиппократовом Сборнике » клиническая медицина.1991 г. № 3

2 Жебелевъ С. Религiозное врачеванiе въ Древней Грецiи С-Петербургъ 1893г.

3 http://bibliotekar.ru Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории

4 http://www.libbooks.ru

5 Шойфет М.С. Сто великих врачей

6 Самин Д.К. 100 великих ученых

7 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона