Острая пневмония у детей этиология. Пневмония у детей

Острая пневмония у детей – инфекционно-воспалительное поражение ткани легкого, которое возникает внезапно на фоне другого заболевания или самостоятельно и сопровождается повышением температуры, а также симптомами поражения нижних отделов дыхательного тракта.Внебольничная пневмония – один из видов пневмонии, который характеризуется острым началом воспаления легочной ткани, преимущественно бактериальной природы, которое развивается вне больничного стационара, сопровождается повышением температуры и симптомами поражения нижних дыхательных путей, которые видны на рентгеновском снимке.

Деструктивная пневмония — это очаговое или же сливное воспаление легочной ткани, которое в большинстве случаев вызывается стафилококками, вирусом гриппа и парагриппа, пневмококками, и характеризуется некрозом и гнойным разрушением ткани легкого. Этот вид пневмоний составляет 10 % от общего числа воспалений легких у детей.

Лечение острой внебольничной пневмонии или деструктивной без антибиотиков невозможно, поэтому очень важно вовремя диагностировать ее возникновение и начать сразу лечить. Дети до 3-х лет с подозрением на воспаление легких обязательно госпитализируются в стационар для правильного поэтапного лечения.

По этиологии выделяют:

По морфологическим признакам:

  • лобарная;
  • очаговая;
  • полисегментарная;
  • очагово-сливная;
  • сегментарная;
  • интерстициальная.

По течению:

  • затяжное (дольше, чем 6 недель);
  • острое (до 6 недель).

По степени тяжести:

  • тяжелое;
  • средней тяжести;
  • легкое.

В зависимости от осложнений (деструктивные пневмонии):

  • плевральные – плеврит;
  • легочные – полостные образования (буллы) или абсцесс;
  • комбинированные – пневмоторакс (образуется в результате разрыва буллы и попадания воздуха в полость плевры), пиоторакс (накопление гнойного содержимого в полости плевры, всегда вторичной природы), пиопневмоторакс (накопление гноя с воздухом в плевральной полости как результат разрыва гнойного очага);
  • инфекционно-токсический шок.

Этиология

Тип микроорганизма, который вызывает воспалительный процесс, зависит от возраста ребенка и его анатомо-физиологических особенностей, а также состава нормальной микрофлоры дыхательных путей ребенка. Немаловажное значение имеют условия попадания микроорганизма или вируса и предшествующее лечение антибактериальными препаратами. Большое влияние на иммунитет оказывают сопутствующие заболевания, которые усугубляют стойкость детского организма и формируют отличную почву для возникновения воспаления.

Главные возбудители пневмонии у новорожденных в раннем неонатальном периоде (до седьмого дня жизни включительно) — E.coli, S.agalactiae, L.monocytogenes.

Для возраста от 7 дней до 6 месяцев жизни – E.coli, S.agalactiae, L.monocytogenes, S.aureus, C.trachomatis и вирусы.

У детей первых 6 месяцев жизни бывают внебольничные пневмонии 2 типов: типичные и атипичные. Первые протекают на фоне высокой температуры и выраженной клинической картины, а вторые – могут проявляться скудной симптоматикой и субфебрильной или нормальной температурой.

Типичными болеют дети с аспирацией (попадание остатков еды или рвотных масс в дыхательные пути), муковисцидозом, патологией иммунной системы и те, у которых был контакт с ребенком, что болен острой респираторной вирусной инфекцией. Их возбудителями являются: E.coli и иные грамотрицательные микроорганизмы, стафилококки, M.catarrhalis, пневмококки и H. influenzae.
Атипичные пневмонии вызывают C.trachomatis, Pneumocystis jiroveci, иногда M.hominis и U.urealyticum. Этот вид пневмоний чаще всего возникает при инфицировании ребенка в родах, у недоношенных новорожденных, а также у ВИЧ-инфицированных детей.

С 6 месяцев до 5 лет — S.pneumoniae (чаще всего), реже Haemophilus influenzae типа b и стафилококк. Часто осложнениями внебольничных пневмоний в этом возрасте являются деструкция и плеврит. Из атипичных — M.pneumoniae (у 15% больных), C. pneumoniae – у 3–7%. Из вирусов в этом возрасте – РС-вирус, вирусы гриппа и парагриппа, рино- и аденовирусы. Довольно часто вирусные пневмонии осложняются бактериальными.

У детей после 5 лет чаще всего пневмококки вызывают воспаление легких, за ними идет атипичная микрофлора (M.pneumoniae и C.pneumoniae), очень редко – пиогенный стрептококк.

У детей, которые были здоровы до возникновения пневмонии, в большинстве случаев преобладают пневмонии, вызванные S.pneumoniae.

Редчайшие возбудители внебольничных пневмоний — Haemophilus influenzae, Staphylococcus aureus и Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa.

Внебольничное воспаление легких

Внебольничные пневмонии имеют два варианта течения: осложненное и несложненное. Второй вариант встречается чаще и имеет стабильное течение: температура приходит в норму спустя первые 2-е суток (при правильном лечении), симптомы поражения нижних дыхательных путей исчезают через неделю или полторы, а рентгенологические признаки уходят спустя 15 дней-1 месяц. Первый вариант отличается более длительным повышением температуры (около 5 дней), более недели сохраняются симптомы поражения нижней части дыхательного тракта, появляются различные осложнения – плеврит, деструкция, инфекционно-токсический шок и прочие.

Опасный признак летального исхода – бактериемия, которая вызывает острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС).

Симптоматика ОРДС:

  1. Нарушение микроциркуляции в конечностях, мраморность кожных покровов, снижение выделения мочи.
  2. Синюшность кожных покровов и слизистых оболочек в начале кислородотерапии.
  3. Тахипноэ (увеличение частоты дыхательных движений).
  4. Нарушение сознания.
  5. В клиническом анализе крови – лейкоцитоз/лейкопения, тромбоцитопения.
  6. Сатурация (процентное содержание кислорода в крови) – менее 92%.

Показания для лечения детей в стационаре

  1. Тяжелое состояние, что проявляется: синюшностью кожи у ребенка, одышкой, увеличением частоты дыхательных движений, сатурацией ниже 92%, снижением артериального давления, осложнениями воспалительного процесса, выраженным обезвоживанием из-за интоксикации и учащения дыхания, резким снижением аппетита.
  2. Пневмония на фоне тяжелой сопутствующей патологии.
  3. Возраст ребенка до 3-х лет.
  4. Отсутствие эффективности антибиотикотерапии в течение 2-х суток.
  5. Ненадлежащие бытовые условия.

Вероятность фатальных последствий зависит от времени обращения за квалифицированной медицинской помощью, возраста ребенка, сопутствующих заболеваний, и социальных условий жизни.

Диагностика


Лечение

Если ребенок находится на стационарном наблюдении и имеет сопутствующие тяжелые заболевания, или лечился антибиотиком в последние 3 месяца, ему назначают защищенные пенициллины – амоксициллин с клавулановой кислотой или ампициллин с сульбактамом. Также применяются цефуроксим аксетил с макролидами, в отделении реанимации и интенсивной терапии применяют цефтриаксон, цефотаксим.

Антибиотикотерапия у детей в стационаре должна быть начата в течение 2 часов с момента поступления. При госпитализации в отделение интенсивной терапии — в течение часа.

Антибиотики назначаются согласно ступенчатой терапии – сначала его вводят внутривенно, затем назначают перорально в виде таблеток или других форм (один и тот же препарат).

Переход на прием препарата внутрь осуществляют при стабилизации состояния ребенка, нормализации температуры тела, чаще всего – на 2-3 день лечения.

При тяжелых пневмониях для лечения применяют комбинацию двух антибиотиков.

Если через 24-48 часов не наблюдается эффекта от приема антибиотика, его заменяют на препарат с другой группы, наиболее подходящий в конкретном случае заболевания.

Общий курс лечения пневмонии занимает 7-14 дней в зависимости от степени тяжести и особенностей возбудителя, который вызвал воспаление легких.

В лечении важно обращать внимание на восполнение потерь жидкости, особенно при высоких цифрах температуры и одышки у ребенка. В этом случае к его общей физиологической потребности к жидкости прибавится жидкость текущих патологических потерь, которую нужно приплюсовать к общей и восполнить.

Если ребенок не может пить, то восполнять потребуется внутривенными инфузиями под контролем диуреза, гематокрита и электролитного состава крови.

Препараты для снижения температуры назначаются, если она выше 38,5оС, некоторые ученые рекомендуют снижать уже при повышении свыше 38. У детей с фебрильными судорогами в анамнезе эта граница температуры может быть еще снижена. Антипиретические препараты затрудняют диагностику эффективности проводимой антибиотикотерапии.
При сильном малопродуктивном кашле применяют амброксол.

При бронхообструктивном синдроме используют бета-2-агонисты короткого действия.

Деструктивное воспаление легких в детском возрасте

Пути проникновения инфекционного или вирусного агента: аэрогенный, бронхогенный, гематогенный (вторичной природы).

Проникновению способствует наличие острого респираторного вирусного заболевания, а также угнетенной местной защиты бронхов и легких.

Вследствие поражения ткани возникает отек, покраснение и воспалительный процесс, что нарушает функцию бронхов и бронхиол, что может привести к бронхообструктивному синдрому.

Затем нарушается микроциркуляция в ткани легкого с последующим развитием тромбозов и микроэмболий сосудов бронхов и легких. Этот процесс нарушает адекватное кровообращение, попавшие микроорганизмы выделяют токсины и ферменты, что в дальнейшем способствует бактериальной деструкции.

Этапы течения деструктивного процесса

  1. Этап преддеструкции – идет в самом начале любого вида гнойно-деструктивной пневмонии. Он сопровождается воспалительной инфильтрацией паренхимы.
  2. Острый этап – выраженная симптоматика воспалительного и гнойного процессов.
  3. Подострый этап – уменьшение симптоматики гнойно-воспалительного характера и отграничение пораженного участка легкого.
  4. Хронический этап – завершение острых гнойных изменений.

Факторы, способствующие развитию деструкции

  • долевой инфильтрат;
  • синпневмонический плеврит;
  • «застывший» инфильтрат на снимке;
  • повышение лейкоцитов в клиническом анализе крови более, чем 15 * 109/л;
  • ранний возраст болеющего;
  • серый цвет кожи;
  • начало антибиотикотерапии спустя 72 часа после начала заболевания;
  • присутствие болей в грудной клетке.

Микроорганизмы, вызывающие деструкцию

  1. Анаэробные и аэробные.
  2. Вирус гриппа и парагриппа.
  3. Пневмококк.
  4. Различные ассоциации аэробов.
  5. Гемофильная палочка.
  6. Клебсиелла или синегнойная палочка.
  7. Легионелла, протей, стафилококки и другие.

Симптоматика заболевания

Инфильтративно-деструктивная форма манифестирует остро, обычно протекает на фоне ОРВИ с преобладанием гнойных и септических процессов, повышением температуры и частоты сердечных сокращений. Для нее характерна также одышка и синюшность носогубного треугольника. На снимке проявляется в виде умеренной инфильтрации, не имеет четких очертаний с множественными мелкими просветлениями.

Гнойный лобит имеет очень тяжелое течение с гнойным и септическим компонентом и тяжелой дыхательной недостаточностью. На рентгене виден как тотальное затемнение одной из долей легкого с выпуклыми границами и острым плевритом.

Гнойный лобит на снимке.

Абсцесс легкого протекает с высокой лихорадкой и ознобом, тяжелейшей интоксикацией и недостаточностью дыхательной функции. Если абсцесс сообщается с бронхом – возникает тимпанит при простукивании грудной клетки над областью расположения очага. На рентгеновском снимке виден как округлый очаг затемнения с четкими краями. Если соединен с бронхом - есть уровень жидкости и воздух над ним.

Пиоторакс – пневмония в комбинации с гнойным плевритом. Общее состояние ребенка при этом очень тяжелое, ярко проявляется интоксикация и недостаточная дыхательная функция I-II степени тяжести. При простукивании грудной клетки слышен укороченный звук по специфической линии Эллис-Дамуазо или практически над всей поверхностью пораженного участка легкого. Рентгенологически видно затемнение с четкими контурами в проекции верхней части легкого со смещением средостения в другой бок.

Пиопневмоторакс протекает наиболее тяжело из-за создающегося напряжения в грудной клетке. Проявляется он синюшностью губ и периоральной области, поверхностным учащенным дыханием до 55–75 в минуту. Снижаются дыхательные движения грудной клетки на стороне поражения. При простукивании грудной клетки в верхних, а также средних отделах слышен тимпанит, в нижних – укорочен перкуторный звук. Дыхание иногда сильно ослаблено. На рентгенограмме: воздух с жидкостью в плевральной полости, которые сдавливают легкое и смещают средостение в обратный поражению бок.

Пневмоторакс на рентгенограмме.

Дети с пневмотораксом температурят субфебрильно, имеют одышку и умеренные явления интоксикации. У таких детей снижены дыхательные движения грудной клетки на стороне воспаления, при простукивании грудной клетки выявляется тимпанит над пораженной стороной. Аускультативно дыхание ослаблено над всей областью легких, отмечается бронхофония с множеством сухих и влажных хрипов. На рентгене: плевра утолщена в области деструктивных изменений, в проекции среднего и нижнего легочных полей – воздушное осумкование, которое сдавливает нижнюю и среднюю доли, средостение смещено в противоположный бок.

Буллезная форма протекает без явной клинической симптоматики, имеет благоприятное течение и говорит об окончании воспаления. На рентгене выглядит как множество воздушных полостей с тонкими стенками самого разного диаметра с четкими контурами посреди здоровой ткани легкого.
Главный признак острой гнойной деструкции – преждевременное участие плевры в воспалительном процессе и образование парапневмонического плеврита.

Диагностика

Лечение

Лечение детей должно быть комплексным. Основной его задачей является санация деструктивного очага, то есть организация эффективного бронхиального дренажа. Для этого применяют отхаркивающие средства с бронхосекретолитическими и муколитическими. Лучше всего помогает мукалтин вместе с отхаркивающими микстурами с ацетилцистеином и термопсисом, амбробене.

Инвазивные методики

Внутриплевральный фибринолиз – это процедура, которую делают на 2-ой стадии плеврита посредством введения стрептокиназы или урокиназы два раза в сутки каждый день на протяжении трех дней в дозе 40000 ЕД в 40 мл 0,9% NaCl.

Если у ребенка есть признаки плеврита, то ему потребуется диагностическая плевральная пункция. Если предполагаются еще пункции, то производят микроторакоцентез и оставляют в полости небольшой катетер, который обеспечивает интенсивную аспирацию.

Основной метод лечения пиоторакса, пиопневмоторакса и пневмоторакса — дренирование полости посредством активной аспирации. Важно перед дренированием сделать плевральную пункцию.

Дренирование производится по средней аксиллярной линии в 6-7 межреберье. После постановки трубки для дренажа нужно сделать рентген для диагностики правильности его постановки.

Если дренаж и фибринолиз не имеют эффекта, то прибегают к видеоассистированному торакоскопическому лечению, что обеспечивает эффективную санацию полости плевры от гнойного и фибринового компонента, ускоряет эффективность лечения, укорачивает длительность лечения антибиотиками. На протяжении всего курса такого лечения обязательно активное извлечение мокроты.

Если позитивной динамики нет 2 или 3 дня, используют бронхоскопию с катетеризацией устья целевого, долевого бронха. При этом обнаруживают бронх, который обтурирован густым слизистым и гнойным содержимым. В него вводят раствор ацетилцистеина или амбробене.

Антибиотикотерапия

Детям, у которых заболевание было обнаружено в относительно ранние сроки, назначают бета-лактамы – амоксициллин или амоксиклав. Если антибиотикотерапия уже несколько дней проводилась, то бета-лактамные антибиотики комбинируют с аминогликозидами.

После длительного лечения в стационаре из-за высокого риска заражения грамотрицательной флорой, комбинируют цефалоспорины 3–4 поколения с аминогликозидами 2-3 поколения — тобрамицином, амикацином.

Если течение заболевания затяжное, ребенок был подвержен множественным инвазивным манипуляциям (пункция, дренаж, интубация трахеи), то к антибиотикотерапии добавляют еще и метронидазол для уничтожения анаэробной микрофлоры.

Карбапенемы (тиенам или меронем) назначают при неэффективности всех вышеперечисленных препаратов для антибиотикотерапии.

Эффективность антибактериальной терапии оценивается по уменьшению клинических и рентгенологических проявлений деструкции в течение 2-4 суток с момента начала комплексного лечения.

Антибиотики отменяют постепенно, основываясь на позитивной динамике заболевания.

Условия для отмены: значительное уменьшение интоксикации и дыхательной недостаточности, устойчивый спад температуры до нормы или субфебрильных (до 38,0 градусов) значений, нормализация основных показателей клинического анализа крови, физикальных и инструментальных данных.

На фоне лечения сильными антибиотиками иногда является необходимым назначение противогрибковых средств и пробиотиков. Противогрибковые прекращают вводить после 3 дней с момента окончания антибиотикотерапии, а пробиотики продолжают несколько недель, иногда даже около 1 месяца.

Реабилитация и диспансеризация

Стартует реабилитация в острой фазе болезни (после значительного уменьшения интоксикации и снижения температуры тела ребенка). Начинают с дыхательных практик и гимнастики, комбинируя их с различными видами массажа. Некоторые специалисты рекомендуют прибегать к физиотерапевтическим методам лечения.

Дети лечатся в отделении от 2 недель до 1 месяца. При этом полторы недели из этого времени идет на начальную реабилитацию.

Кратность осмотра ребенка — 1 раз в квартал в течение 1-ых 6 месяцев после выписки, дальше – раз в полгода. Рентгеновский снимок делают спустя 1-ые 3 месяца всем деткам.

Видео: Воспаление лёгких — Школа доктора Комаровского

И даже определении ее тяжести является цвет кожных покровов и видимых слизистых: цианоз губ и носогубного треугольника, синевато-сероватая окраска лица являются убедительным признаком, как говорилось выше, кислородной или дыхательной недостаточности. Очень ценным симптомом при осмотре детей является резкое вздутие грудной клетки вследствие обширной эмфиземы передних частей легких. Эмфизема легких - это ранний признак развивающейся пневмонии, а происхождение ее чисто неврогенного характера, поскольку развитие эмфиземы связано с изменением тонуса блуждающего нерва. У новорожденных вздутие грудной клетки и цианоз могут быть единственными, но достаточно достоверными признаками пневмонии. Довольно характерными для пневмонии новорожденных являются быстро развивающиеся отеки лица, губ, языка, что связано с нарушением сосудистой проницаемости. Отеки могут распространяться на все туловище.

Определенным симптомом пневмонии является, конечно, одышка, которая в раннем детстве имеет некоторые особенности. Свойственная маленькому ребенку так называемая охающая, или кряхтящая, одышка или стонущее дыхание с учащением до 60-80 в минуту бывают хорошо выражены только после 5-6-го месяца жизни. Благодаря быстро возникающей иррадиации раздражения резко изменяется соотношение пульса и дыхания даже независимо от температуры.

Для пневмонии у детей первых месяцев жизни и у новорожденных характерно рано возникающее поверхностное, прерывистое, неравномерное дыхание.

Перкуссия обычно применяется тихая и лучше непосредственная, т. е. тихими постукиваниями пальцем по грудной клетке; нередко скорее осязанием, чем слухом, удается уловить изменение перкуторного звука. При выслушивании вначале улавливается нечеткая бронхофония, преимущественно при плаче ребенка, и только в дальнейшем, при распространении процесса, выслушивается нерезкое бронхиальное дыхание. Для детей первых месяцев жизни довольно типично несоответствие тяжести общего состояния, одышки, цианоза и скудных данных перкуссии и аускультации . Объясняется это развитием многочисленных мельчайших очажков пневмонии, граничащих с участками эмфизематозно измененной ткани.

Точно так же улучшение состояния ребенка не идет параллельно процессу разрешения в легких, а связано с восстановлением функций других органов и систем. Особенностью пневмоний раннего детского возраста является быстрое возникновение легочно-сердечной или выраженной легочной и сердечно-сосудистой недостаточности.

Как говорилось выше, кислородная недостаточность в раннем детском возрасте носит смешанный характер - респираторный и сердечно-сосудистый. По существу состояние сердечно-сосудистой системы, как и реакция нервной системы, определяет тяжесть течения пневмонии. Чрезвычайно ценным вспомогательным методом диагностики пневмонии является рентгенологическое исследование больного.

Рентгенодиагностика пневмоний именно у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, и при всей ценности этого метода исследования нельзя переоценивать его значения для раннего распознавания пневмоний. При рентгеноскопии нормальные легкие грудного ребенка представляются темными, малопрозрачными, с нежным расплывчатым, почти гомогенным рисунком. Помимо этого, изменение кровенаполнения, связанное с дыханием и криком ребенка, значительно изменяет обычный легочный рисунок. Сами легкие вследствие большого объема и малого добавочного дыхательного пространства при вдохе мало расправляются и почти не просветляются на экране. Затрудняет рентгеноскопию и обширная тень средостения, а также его легкая смещаемость и часто встречающаяся увеличенная тень зобной железы. Все это нередко дает основание для недооценки изменений в легких или же неправильного толкования нормальных физиологических явлений.

Необходимо учитывать, что одним из частых морфологических изменений в легких при пневмонии раннего детского возраста является эмфизема, которая, с одной стороны, затрудняет как рентгеноскопию, так и рентгенографию грудной клетки, а с другой - более или менее резко изменяет форму грудной клетки. Поэтому рентгеноскопию следует проводить в момент спокойного состояния ребенка, так как при плаче диафрагма поднимается кверху, а средняя тень сердца и больших сосудов увеличивается, вследствие чего легочный рисунок становится малопрозрачным (застойное полнокровие легких). Нередко получаемые данные при рентгеноскопии оказываются гораздо более скудными, чем клинические. Нужно иметь в виду, что рентгеновы лучи могут проходить через несколько очагов сразу, но их изображения на экране иногда совпадают между собой.

Для детского врача чрезвычайно важно лично присутствовать при рентгеноскопии своего больного и указывать на те области легких, где клинически определяются максимальные изменения. При этом для большей точности рентгеноскопии необходимо проводить так называемое многоосевое просвечивание, т. е. исследование ребенка в нескольких положениях при разных поворотах.

К числу особенностей пневмоний раннего возраста относится и появление вторичных ателектазов, дающих иногда на рентгеновском снимке обширное затемнение. Небольшие ателектазы ускользают при рентгеноскопии, более обширные, сопровождающиеся изменением объема легких, дают своеобразную рентгенологическую картину: средостение смещается в больную сторону, грудная клетка западает. Несоответствие между клинической картиной и данными рентгеноскопии объясняется также значительными сосудистыми расстройствами. Анатомически они проявляются при пневмониях чаще всего в виде периваскулярных инфильтраций, которые могут быть установлены только при квалифицированной рентгенографии.

Рентгенодиагностика при так называемых первичных интерстициальных пневмониях также бывает трудной, поскольку инфильтрация межуточной ткани легких дает слишком нежные, трудно уловимые не только при рентгеноскопии, но и при рентгенографии структурные изменения, несмотря на тяжесть клинического течения.

Рентгенодиагностика имеет громадное значение не только в установлении диагноза пневмоний, но и для суждения о динамике их развития, поскольку она позволяет следить за обратным развитием патологического процесса, который отличается большей стойкостью по сравнению с клиническими проявлениями заболевания.

Из всего вышесказанного видно, что в раннем детском возрасте рентгенологическое исследование грудной клетки является только вспомогательным средством диагностики и отнюдь не может иметь для клинициста решающего значения, особенно в ранних стадиях заболевания.

Под пневмониями у детей и взрослых подразумевается обширная группа легочных заболеваний, отличающихся и клинической картиной, и патогенезом, и этиологией. У каждого из них свои рентгенологические признаки, и терапия также имеет отличительные особенности. У новорожденных болезнь может возникнуть из-за перинатальных патологий и требует длительного наблюдения у неонатолога.

Почему ребенок более пневмонией: причины возникновения заболевания у детей

Пневмония представляет собой воспалительный процесс в ткани легких. Эти заболевания у детей могут быть внутриутробные и приобретенные. Заболевание может, как возникать первично, так и быть осложнением других болезней. Если за основной принцип классификации берутся морфологические изменения, то различают пневмонии мелкоочаговую (очаговую), сегментарную, полисегментарную, крупозную, интерстициальную. По клиническим формам принято различать простую пневмонию, токсическую, токсико-септическую.

Почему ребенок болеет пневмонией и какие факторы предрасполагают к развитию данного заболевания? В зависимости от того, какова причина заболевания пневмонией у детей, заболевания подразделяют на микробные, вирусные, грибковые, пневмонии, которые вызваны простейшими, а также - вызванные воздействием каких-либо механических или химических агентов. В ряду микроорганизмов, деятельность которых может стать причиной пневмонии у детей, следует назвать стафилококков, стрептококков, пневмококков, кишечную палочку (ее патогенные штаммы), палочку Фридлендера, энтерококков, вирусов, патогенных грибов (вроде аспергилл, кандид), микоплазму пневмоний, хламидий и пр.

Факторами, предрасполагающими к развитию данного заболевания, могут быть плохие социально-бытовые условия, в которых находится ребенок, хронические погрешности питания, анемия, рахит, патология со стороны органов дыхательной системы, пороки сердца, часто повторяющиеся острые респираторные инфекции и так далее. Также причинами возникновения пневмонии у детей могут быть наследственные заболевания. Пути проникновения возбудителя болезни в легкие - аэрогенный, бронхогенный; нередко возбудитель заболевания заносится в легкие с током лимфы или крови. Локализуется возбудитель в одном или нескольких сегментах легких.

Симптомы острой очаговой и крупозной пневмонии у детей

Острая очаговая пневмония у детей развивается в дошкольном и школьном возрасте. Как правило, данное заболевание является осложнением острой респираторной инфекции.

Болезнь характеризует острое начало. Температура тела сначала субфебрильная, потом может быть и фебрильной. Общее состояние ребенка довольно быстро ухудшается. Одни из симптомов острой пневмонии у детей – нарушение сна и аппетита. Маленький ребенок беспокоен, иногда возбужден. Отмечаются насморк, заложенность носа; ребенок чихает. Потом присоединяется кашель. В связи с нарастанием кислородной недостаточности появляется цианотичность (синюшность) носогубного треугольника. Постепенно меняется характер кашля: в начале заболевания ребенка беспокоит скорее покашливание, затем кашель становится все более частым, изнуряющим; при этом мокрота отходит трудно. Частота сердцебиений при острой очаговой пневмонии у детей увеличивается. Во время выслушивании легких - дыхание ослабленное или жесткое, сухие и влажные хрипы. В общем анализе крови: анемия, лейкоцитоз; СОЭ увеличена умеренно.

Крупозная пневмония у детей развивается при ослаблении сопротивляемости организма на фоне сенсибилизации к пневмококкам (именно этот микроорганизм чаще всего становится причиной развития заболевания). Пневмония крупозная в большинстве случаев наблюдается у дошкольников и школьников, значительно реже - у детей раннего возраста.

Какие признаки пневмонии у ребенка говорят о том, что заболевание имеет крупозную форму? Для этого заболевания характерно внезапное начало. Температура тела может повыситься до 40 ᵒС. Общее состояние ребенка быстро ухудшается. Также могут иметь место такие признаки крупозной пневмонии у ребенка, как озноб и головная боль. У ребенка дошкольного возраста могут отмечаться бледность кожных покровов, нездоровый румянец - обычно на стороне поражения. При дальнейшем ухудшении состояния - бред, ригидность затылочных мышц (ребенок не может наклонить голову вперед), даже и. На губах, на крыльях носа обнаруживаются высыпания по типу герпетических. Есть одышка. При осмотре ребенка врач видит участие в акте дыхания вспомогательных мышц.

Как видно на фото, при крупозной пневмонии у детей наблюдается западение надключичной ямки на стороне поражения:

Кашель у ребенка частый и болезненный, мокрота отделяется плохо. Та мокрота, какую больной ребенок выплевывает, - вязкая, светлая, но может быть и «ржавого» цвета. Если попросить ребенка сделать глубокий вдох, то ребенок жалуется на боль в боку. При выслушивании легких - дыхание ослаблено, могут быть непостоянные хрипы, имеющие крепитирующий характер. Со стороны анализа периферической крови клиническими симптомами крупозной пневмании у детей являются лейкоцитоз, нейтрофилез, ускорение СОЭ.

Как лечить пневмонию у детей: режим, питание, лекарства и физиотерапия

Выявив симптомы пневмонии у детей для лечения необходима госпитализация. Ребенка должен лечить врач с помощью медикаментозных средств. При терапии острых пневмоний учитывается этиологический фактор, клиническая форма болезни, а также течение болезни и индивидуальные особенности больного ребенка. В процессе того как лечить пневмонию у детей, важно соблюдение правильного режима дня, здоровое питание, эффективные лекарства и действенная физиотерапия.

Помещение, в котором находится больной ребенок, регулярно проветривается. Если есть возможность, в теплый период года ребенка выносят на свежий воздух; продолжительность таких прогулок может быть до 2 ч. (и до 30 мин. в прохладный период года). Температура воздуха в помещении поддерживается на уровне 18-20ᵒ С. При лечении пневмонии у детей необходим постельный режим; причем положение заболевшего ребенка в постели - несколько возвышенное. Положение ребенка в постели рекомендуется чаще менять. Если ребенок маленький - систематически носить его на руках. Обеспечить покой: чтобы ни шум, ни яркий свет, ни суета не раздражали больного.

Организуется полноценное питание ребенка. В пищевой рацион в необходимом соотношении включаются продукты, являющиеся для организма источниками белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Количество кормлений грудного малыша сохраняется прежним либо к обычному количеству кормлений добавляются одно и даже два (при необходимости). Пищевой рацион питания при пневмонии у детей старшего возраста разнообразится за счет мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, сыров, овощей, фруктов, соков и т.д. Если ребенок отказывается от еды, не нужно принуждать его принимать пищу. В первые дни болезни (когда температура тела часто повышена) количество предлагаемой ребенку пищи можно уменьшить, зато следует чаще предлагать малышу питье - фруктовые и овощные соки, морсы, кисели, слабо заваренный черный байховый чай. Обильное питье не только способствует скорейшему очищению организма больного ребенка, но и благоприятствует отхаркиванию (кашель становится продуктивным).

Медикаментозное лечение назначает врач. Методы и средства фитотерапии показаны детям после года жизни. В сборах назначаются растения, которые обладают дезинфицирующим и отхаркивающим действием, а также растения, способные смягчать кашель. Проводится симптоматическое лечение. Во время повышенной температуре тела лекарства от пневмонии для детей дают жаропонижающие, при судорогах - противосудорожные, при сердечной недостаточности - сердечные средства. Поскольку витаминный баланс при пневмонии нарушается (развивается так называемая эндогенная витаминная недостаточность), требуется назначение наиболее важных витаминов в дозах, превышающих физиологические потребности в несколько раз. Так, для приема внутрь назначаются витамины А, С, Е, витамины группы В.

Применение физиотерапии при пневмонии у детей ускоряет выздоровление, особенно показаны такие физиотерапевтические процедуры, как УВЧ, СВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами. В период выздоровления назначают УФО (ультрафиолетовое облучение); особенно показана эта процедура детям, у которых выявлены признаки рахита. Хорошо повышают сопротивляемость организма общий массаж грудной клетки, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, а также общие гигиенические ванны, которые ребенок принимает по 3-5 мин. (температура воды 36-38 °С).

После того как воспалительный процесс в легких завершится выздоровлением, ребенок еще довольно долгое время должен наблюдаться врачом. Может проводиться общеукрепляющее лечение (с активным использованием методов и средств фитотерапии). Важное значение имеют закаливающие процедуры. Иммунитет у ребенка быстро повышается при регулярном использовании натуральных овощных, ягодных и фруктовых соков.

Как лечить пневмонию у ребенка дома народными средствами

Перед тем как лечить пневмонию у ребенка дома, нужно посоветоваться с лечащим врачом. Родители не должны заниматься лечением этого грозного заболевания на свой страх и риск. Средства, рекомендуемые народными целителями и фитотерапевтами, имеют только вспомогательное значение. О том, какие из народных средств и фитосредств родители применяют для лечения малыша, необходимо доводить до сведения педиатра, который за лечение ответственен.

Для лечения пневмонии у детей народными средствами, чтобы облегчить состояние ребенка, с разрешения врача можно воспользоваться следующими домашними препаратами:

  • сок лука репчатого с медом; приготовление: отжать из луковицы сок (можно с помощью чесночницы), смешать с медом в пропорции 1:1; давать ребенку после 3 лет по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за 15 мин. до еды; старшему ребенку можно давать это эффективное средство по 1 чайной ложке 3-4 раза в день за 15 мин. до еды;
  • молочный отвар плодов инжира; приготовление отвара: 2 сушеных плода инжира измельчить, залить стаканом молока и варить 10-12 мин., процедить; маленькому ребенку принимать отвар теплым по трети стакана 3 раза в день; ребенку старше 6 лет пить отвар горячим по 1 стакану 2 раза в день после приема пищи;
  • мазь из гусиного жира и воска; приготовление мази: 4 части гусиного жира и 1 часть воска растереть и хорошенько смешать - получится густая мазь; применение мази: 1-2 раза в день втирать ребенку эту мазь в грудь или спину; гусиный жир можно заменить жиром куриным, также в качестве заменителя можно использовать овечье сало.

При лечение пневмонии у детей народными средствами для смягчения кашля можно использовать отвары, обладающие эффективным отхаркивающим действием. Готовят их на основе следующих сборов лекарственных растений:

  • корней алтея лекарственного - 3 части, травы душицы обыкновенной - 3 части, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, травы мяты перечной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении примерно 5 мин., после чего настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет принимать по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • почек сосны обыкновенной - 25 г, травы тимьяна ползучего - 25 г, травы сушеницы топяной - 20 г, травы фиалки трехцветной - 20 г, листьев подорожника большого - 15 г; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить 200 мл воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., после чего настаивать до получаса и процедить. Это народное средство от пневмонии детям до 3 лет нужно принимать по 1 чайной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке через каждые 2-3 ч.; детям старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.

Лечение пневмонии у детей народными средствами в домашних условиях

А как лечить пневмонию у ребенка народными средствами, если заболевание принимает затяжное течение? В этом случае фитомедицина рекомендует в течение продолжительного времени использовать отвары, приготовленные из таких сборов:

  • травы медуницы лекарственной - 1 часть, цветков календулы лекарственной - 1 часть, цветков коровяка скипетровидного - 1 часть, травы первоцвета весеннего - 1 часть, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., затем настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет пить по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет принимать по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет можно принимать и по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, цветков бузины черной - 2 части, травы медуницы лекарственной - 2 части, травы иссопа лекарственного - 1,5 части, цветков липы сердцелистной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, измельченной смеси залить 200 мл воды и варить на слабом огне примерно 5 мин., потом настаивать 30-40 мин., процедить; принимать - как предыдущее средство.

Не исключено, что врач назначит какое-нибудь общеукрепляющее лечение. Чтобы лечить пневмонию у детей народными средствами в целях повышения сопротивляемости организма помогут витаминные чаи, приготовленные из таких сборов лекарственных растений:

  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов рябины обыкновенной - 3 части, травы крапивы двудомной - 2 части, травы череды трехраздельной - 2 части, листьев малины садовой - 1 часть; приготовление средства: все названные компоненты нужно по возможности тщательнее измельчить, смешать, 1 столовую ложку сырья залить 200 мл крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде, хорошо укутав полотенцем, от 45 мин. до 1 ч., процедить; ребенку до 3 лет пить по 25 мл чая 4 раза в день; ребенку старше 3 лет принимать по 50 мл средства 4-6 раз в день; пить этот чай нужно в теплом виде; можно добавлять мед по вкусу;
  • плодов смородины черной - 30 г, плодов шиповника коричного - 30 г; приготовление средства: все сушеные плоды тщательно измельчить, поместить сырье в предварительно прогретый термос, залить 400 мл кипятка и настаивать несколько часов, процедить; ребенку до 3 лет пить по четверти стакана чая 3 раза в день; старшему ребенку дозу можно увеличить до половины стакана 3 раза в день; чай пить нужно в теплом виде, в промежутках между приемами пищи.

Как ещё лечить пневмонию у детей народными средствами

При лечении пневмонии у детей в домашних условиях прекрасными источниками витаминов для ребенка с ослабленным иммунитетом могут служить отвары, которые готовят на основе следующих простых сборов:

  • плодов брусники обыкновенной - 1 часть, плодов шиповника коричного - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой смеси залить 2 стаканами воды и варить при слабом кипении 8-10 мин., потом настаивать 4 ч., процедить; ребенку до 3 лет принимать по четверти стакана средства 3 раза в день; ребенку старше 3 лет пить по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар теплым;
  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов черники обыкновенной - 3 части, плодов малины садовой - 3 части, плодов облепихи крушиновидной - 2 части; приготовление отвара: тщательно измельчить сухое сырье, смешать, 1 столовую ложку смеси залить 2 стаканами воды и варить на слабом огне не более 5 мин., потом настаивать, хорошо укутав полотенцем (а можно и в термосе), 2 ч., процедить; ребенку 2-3 лет принимать по четверти стакана теплого отвара 3 раза в день; ребенку старше 3 лет - по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар следует в промежутках между приемами пищи.

Сопротивляемость организма ребенка быстро повысится в результате регулярного употребления внутрь различных овощных, фруктовых и ягодных соков. Иммунитет укрепится за счет поступления в организм большого количества витаминов и минеральных веществ. Во время лечения пневмонии у детей в домашних условиях систематическое употребление соков также способствует скорейшему очищению организма от шлаков, оставшихся после болезни; чем быстрее удастся вывести эти шлаки, тем меньше они будут угнетать организм и отнимать у него энергию. В рацион ребенка должны чаще вводиться такие соки, как томатный, морковный, апельсиновый, лимонный, яблочный, черносмородиновый и др.

Первичная профилактика пневмонии у детей раннего возраста

Профилактика пневмонии у детей раннего возраста начинается задолго до рождения малыша: организуется правильное питание будущей мамы, проводятся меры по предупреждению респираторных и инфекционных заболеваний, строго ограничивается прием женщиной некоторых лекарственных препаратов (в частности, антибактериальных средств). Эффективной профилактической мерой можно считать борьбу за естественное вскармливание малыша. Ребенок, с первых дней жизни получающий с молоком мамы антитела, менее подвержен заболеваниям, чем тот малыш, который с самого рождения вскармливается молочными смесями. Важным моментом профилактики пневмонии является своевременное выявление рахита и лечение этой болезни. Также как меры профилактики пневмонии у детей могут рассматриваться своевременные диагностика и лечение анемии, хронических расстройств питания.

Сопротивляемость организма ребенка хорошо повышают . Если закаливание проводится регулярно, вероятность заболевания малыша пневмонией становится минимальной. Среди используемых закаливающих процедур нужно назвать воздушные ванны, солнечные ванны, влажные обтирания, обливания (сначала - ног, потом - всего тела).

Для первичной профилактики пневмонии у детей постепенно и очень осторожно ребенок должен приучаться к употреблению холодного молока, мороженого, холодных напитков. Это делает ребенка более устойчивым к заболеваниям простудного характера и к пневмонии. Хронические очаги инфекции - кариозные зубы, увеличенные аденоиды, гипертрофированные миндалины - требуют санации.

Статья прочитана 3 942 раз(a).

Одним из наиболее распространённых заболеваний респираторного тракта является пневмония. Нередко она встречается у маленьких детей. Пневмония может быть очень опасна для малышей, поскольку поражает она не только лёгкие, но может в процессе осложнения затронуть и весь организм. Конечно, все родители начинают паниковать, когда их ребенку ставят диагноз «пневмония» и моментально бегут в больницу. Но не стоит так пугаться. Конечно, пневмония – это серьезное заболевание, но если его вовремя выявить и лечить правильно и до конца, то всё будет хорошо и обойдётся без последствий . Сложность в том, что иногда распознать болезнь непросто, и симптоматика бывает у всех разная. Также у детей от маленького и до подросткового возраста бывает вирусная и скрытая пневмония.

Разновидности воспаления лёгких у детей

У пневмонии существует несколько разновидностей, в зависимости от области поражения лёгкого и принципа протекания болезни . В общих чертах по строению лёгкие состоят из долей, которые делятся на сегменты. В зависимости от повреждённых частей выделяют следующие виды:

  • Очаговая пневмония – это поражение небольшого участка слизистой оболочки лёгкого. Поражение составляет примерно один сантиметр в диаметре.
  • Сегментарная и полисегментарная пневмония. Сегментарная – это результат поражения сегмента лёгких воспалительным процессом. Если же воспалены несколько сегментов, то это полисегментарная.
  • Крупозная пневмония – когда воспалена целая доля легкого. Чем большая часть легкого воспалена, соответственно, тем сложнее протекает заболевание, и самочувствие ребенка становится хуже.

Различают также правостороннюю и левостороннюю пневмонию, в зависимости от того, с какой стороны развился воспалительный процесс, правой или левой.

Причины заболевания

У каждого возраста возбудители заболевания различны. Разнятся они и у детей, которые находятся на стационарном лечении, у кого ослаблен организм, и у малышей, страдающих пониженным иммунитетом.

Большинство случаев заболевания пневмонией - результат активации собственной бактериальной флоры носоглотки, также есть вероятность экзогенного инфицирования . Активируется бактериальная флора во время острых респираторных заболеваний или другого стрессового фактора, и в результате происходит развитие пневмонии.

Дети от 6 месяцев до 5 лет часто заболевают пневмонией по причине возникновения пневмококка и гемофильной палочки. Школьники и дошколята могут заболеть в эпидемические периоды с конца лета до середины осени. Именно в этот временной промежуток возрастает значение микоплазмы, которая является возбудителем пневмонии. Среди подростков фактором заболевания может служить пневмониа.

Каждый год от пневмонии погибает примерно 1,4 миллиона детей возрастом до пяти лет – это намного больше, чем от малярии, кори и СПИДа вместе взятых.

Вирусной пневмонией болеют в основном малыши первого года жизни . Если ребёнок слаб, срыгивает, и у него происходит аспирация желудочного содержимого, скорее всего, причиной являются кишечная палочка или золотистый стафилококк, редко Moraxella (Branchamella) catharalis. Крайне нечасто встречается пневмония, которая вызвана микроорганизмом легионеллой.

Не стоит забывать и о формах пневмонии, вызванных микробактериями и грибками туберкулеза. Дети до года чаще болеют вирусными пневмониями.

Как ни странно, пневмонию можно подхватить, находясь на лечении в больнице . Выделяется целая группа таких видов заболевания. Вызываются они больничными возбудителями, которые высокоустойчивы к антибиотикам: например, синегнойная палочка, протей, стафилококки, клебсиеллы, или же аутофлора самого больного. Если ребёнку проводят антибактериальную терапию, это может подавлять микрофлору лёгких, тем самым делая уязвимыми для бактерий органы нижнего респираторного тракта.

Как проявляется пневмония? (Видео)

Симптоматика заболевания может быть разной, всё зависит в первую очередь от возбудителя, возраста ребёнка и его состояния. Часто пневмония развивается на фоне острого респираторного заболевания, но также возникает и самостоятельно.

Для острой пневмонии характерна высокая температура – 38 - 39 ?С, из-за которой страдает весь организм, пропадает аппетит, наблюдается общая слабость, ребёнок становится неактивным, ему не интересны игры, нет настроения, болит голова . Если не приступить к лечению, высокая температура может держаться около недели и даже дольше.


У ребёнка вскоре появляется очень неприятный сухой кашель, который быстро переходит в продуктивный влажный кашель с хрипами. Если болезнь запущена, то с кашлем может выходить гнойная слизистая мокрота, иногда даже с кровью. Зачастую наблюдаются боли в боку, которые становятся сильнее при вдохах и кашле. Ощущается нехватка кислорода, и оттого ребёнок может дышать часто и поверхностно.

Бактериальная пневмония, если она не сильно запущена, легко лечится правильно подобранными антибиотиками. Но, к сожалению, только 30% всех больных детей в мире получают необходимые лекарства.

Существует также и хроническая пневмония, которая развилась в результате хронического гайморита или бронхита. Её результатом могут быть и аллергические заболевания. Болезнь проходит ремиссиями и обострениями. Симптомы бывают как при острой пневмонии, которые постепенно проходят и полное выздоровление в результате может так и не наступить.

Особенности протекания заболевания у грудных детей

Даже самые маленькие дети могут болеть пневмонией. Среди возможных причин раннее заболевание или же осложнения после гриппа или кори. Главное - знать и уметь распознавать симптомы пневмонии и всегда внимательно следить за ребёнком.

У грудных малюток симптомы болезни могут проявляться следующим образом :

  • кашель, долгий и не исчезающий;
  • ребенок «кряхтит» во время дыхания;
  • высокая температура, выше 38;
  • отказ от еды и питья;
  • неустойчивый стул;
  • ребёнок не набирает вес.

Также следует обратить внимание на то, что при пневмонии грудные дети часто срыгивают, у них может быть вздутие живота. Редко очень, конечно, но бывают спазмы кишечника и сердечно-сосудистая недостаточность. Опять же всё индивидуально и зависит от организма. Если родители просто подозревают, что у ребёнка может быть пневмония, следует обратиться к врачу и провести осмотр.

Пневмонию можно предупредить, если вовремя проводить вакцинопрофилактику, правильно кормить ребёнка и соблюдать в доме оптимальные параметры температуры и влажности.

Если всё же ребенок заболел и врачи обнаружили пневмонию, необходимо сразу начать лечение, ведь пневмония - это тяжелое заболевание, и организм маленького ребенка может с ним не справиться . К сожалению, известны случаи летального исхода, вызванные данным заболеванием. Пневмония сама не проходит, это не , она только усугубляется и может дать осложнения.