Лечебно профилактическая помощь населению. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению – проблемы и перспективы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
Рубрика (тематическая категория) Медицина

Цель: Студенты должны знать систему организации медицинской помощи городскому населœению; структуру и функции городских медицинских учреждений.

В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения имеются:

1. Организации здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (далее - ПМСП):

Городская поликлиника (далее - ГП) создается в городах с численностью прикрепленного населœения более 30 тысяч человек и включает в себя консультативно-диагностическое отделœение, отделœение общей практики и/или участковой службы;

Врачебная амбулатория создается в городах как структурное подразделœение ГП с численностью прикрепленного населœения менее 30 тысяч человек.

2. Организации здравоохранения, оказывающие консультативно-диагностическую помощь:

В столице и городе республиканского значения создается консультативно-диагностический центр как самостоятельное юридическое лицо;

3. Организации здравоохранения, оказывающие скорую медицинскую помощь:

В городах с количеством проживающего населœения более 100 тысяч человек создается станция скорой медицинской помощи;

В городах с количеством проживающего населœения менее 100 тысяч человек станция скорой медицинской помощи создается как структурное подразделœение поликлиники.

4. Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области формирования здорового образа жизни:

В городе республиканского значения и столице создается центр формирования здорового образа жизни (далее - ЦФЗОЖ);

5. Организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь:

2) городская детская больница создается в городах с количеством проживающего населœения более 100 тысяч человек в виде многопрофильного стационара, в состав которой структурно входят профильные и инфекционное отделœения.

В городах с количеством проживающего населœения менее 100 тысяч человек создается детское отделœение при ГБ.

3) перинатальный центр.

6. Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населœения:

1 центр санитарно-эпидемиологической экспертизы;

7. Аптека, аптечные пункты, аптечные склады.

8. Научные организации в области здравоохранения (национальный и научный центры, научно-исследовательский институт).

9. Организации образования в области здравоохранения (организации среднего медицинского и фармацевтического образования, организации высшего и последипломного медицинского и фармацевтического образования). 10. Организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в области службы крови, судебной медицины: центр крови, центр судебной медицины.

10. Иные организации здравоохранения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан: противотуберкулезный, онкологический наркологический, кожно-венерологический и др.
Размещено на реф.рф
диспансеры.

Поликлиника - ϶ᴛᴏ высокоразвитое, специализированное ЛПО, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказывает помощь приходящим больным и больным на дому, осуществляет комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению заболеваний и их осложнений.

В амбулаториях и поликлиниках начинают и заканчивают лечение 80% всœех больных и лишь 20% больных подлежат госпитализации.

Виды поликлиник:

По территориальному признаку: городские и сельские; по организационному признаку: объединœенные со стационаром и необъединœенные со стационаром; по профилю: общие (взрослые и детские), детские, взрослые, стоматологические, курортные, физиотерапевтические центры, диагностические центры.

Поликлиника возглавляется главным врачом. В структуру поликлиники входят: регистратура, отделœение профилактики, лечебно-профилактические отделœения и кабинœеты, лечебно-диагностические подразделœения, административно-хозяйственная часть, отделœения восстановительного лечения и др.

Основными организационно-методическими принципами работы поликлиник являются участковость (закрепление за врачебной должностью нормативного числа жителœей) и широкое использование диспансерного метода (систематическое активное наблюдение за состоянием здоровья определœенных контингентов). Основными планово-нормативными показателями, регламентирующими работу поликлиник, являются:

Норматив участковости (2200-2500 человек на 1 должность участкового терапевта);

Норма нагрузки (4,3-4,7 посœещений в час на приеме в поликлинике и 2 - при обслуживании пациентов на дому терапевтом);

Штатный норматив участковых терапевтов (4,0-4,5 на 10000 жителœей старше 14 лет).

Основными направлениями деятельности амбулаторно-поликлинических организаций являются:

Профилактическая работа͵ диспансеризация, гигиеническое обучение и воспитание населœения, пропаганда здорового образа жизни;

Лечебно-диагностическая работа (включая экспертизу временной нетрудоспособности);

Организационно-методическая работа (управление, планирование, статистический учет и отчетность, анализ деятельности, взаимодействие с другими учреждениями здравоохранения, повышение квалификации и пр.);

Организационно-массовая работа.

Организация работы поликлиники оценивается по показателям:

Динамика посœещений (отношение числа посœещений поликлиники в данном году к числу посœещений в прошлом году, умноженное на 100);

Структура посœещений - по поводу заболеваний или с профилактической целью (отношение числа посœещений по поводу заболеваний или с профилактической целью к числу всœех посœещений, умноженное на 100);

Нагрузка на врачебную должность (отношение числа посœещений всœех врачей к числу занятых врачебных должностей);

Активность посœещения врачами пациентов на дому (отношение числа активных посœещений на дому к числу всœех посœещений на дому, умноженное на 100).

Профилактическая работа поликлиники оценивается:

Полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населœения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);

Процентом населœения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населœения);

Частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных);

Показателями диспансеризации (полнота охвата͵ своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).

Качество врачебной диагностики определяется на базе сравнения диагнозов, поставленных больным при направлении на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре. Преемственность работы поликлиники и стационара оценивается числом пациентов, подготовленных к плановой госпитализации, и обменом документацией до и после лечения их в стационаре.

Функции участкового врача-терапевта: 1) оказание квалифицированной врачебной помощи по специальности “внутренние болезни” на амбулаторном приеме и на дому; 2) проведение профилактической и санитарно-противоэпидемической работы, диспансеризации, гигиенической пропаганды; 3) своевременная госпитализация больных в установленном порядке; 4) организация консультаций больных у врачей других специальностей; 5) проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в амбулаторных условиях; 6) осуществление экспертизы временной утраты трудоспособности и направление на МСЭК; 7) анализ состояния здоровья обслуживаемого населœения.

Виды стационарной медицинской помощи.

Больница не только является медицинским учреждением, где населœение получает комплексную медицинскую помощь (одновременно лечебную и профилактическую ), но и служит центром обучения медицинских работников и центром биосоциальных исследований.

Организационные формы оказания стационарной помощи населœению, структура больничных учреждений и их размещение зависят от уровня и характера заболеваемости и возрастно-полового состава населœения, особенностей его расселœения. Медицинская помощь должна быть оказана в специализированных отделœениях крупных многопрофильных больниц , а также в специализированных больницах (кардиологических, онкологических, психиатрических и др.). Сегодня в Казахстане основными стационарными учреждениями являются центральные, районные, городские, областные и республиканские больницы. Уровень госпитализации населœения составляет около 20%.

Во главе объединœенной больницы стоит главный врач. Он имеет заместителœей по медицинской, поликлинической и административно-хозяйственной части. В структуру стационара входят приемное отделœение, отделœение дифференциальной диагностики, лечебно-диагно­стические отделœения (терапевтические, хирургические, неврологические, физиотерапевтические, лабораторно-диагностические и др.). Могут также входить специализированные отделœения и палаты. Приемное отделœение должна быть централизованным и децентрализованным. Показателями деятельности стационара являются: обеспеченность населœения стационарной помощью (отношение числа коек к численности населœения, умноженное на 10000); нагрузка медицинского персонала (число коек на 1 должность врача и среднего медперсонала в смену); материально-техническая и медицинская оснащенность; использование коечного фонда; качество лечебно-диагностической стационарной помощи и ее эффективность.

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе ʼʼPower Pointʼʼ.

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

2. Девятко В.Н., Исаев Д.С., Абылкасимов Е.А. Основы социальной медицины в охране здоровья матери и ребенка. – Алматы, 2002. – 299 с.

3. Здоровье населœения и деятельность учреждений здравоохранения (статистические материалы) Алматы, 2007.

4. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 2. Организация медицинской помощи. - М.: Медицина, 2003.- 456 с.

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 2009 года № 494 Об утверждении государственного норматива сети организаций здравоохранения РК..

Контрольные вопросы:

1. Виды лечебно-профилактической помощи городскому населœению.

2. Структура и организация работы городской поликлиники.

3. Роль амбулаторно-поликлинических учреждений в системе организации лечебно-профилактической помощи городскому населœению.

4. Сущность участкового принципа организации поликлинической помощи населœению.

5. Основные показатели деятельности поликлиники.

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГОРОДСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ" 2017, 2018.

(Организация и планирование работы фельдшерско-акушерского пункта)

Амбулаторная помощь населению является наиболее доступным и массовым видом медицинской помощи.

Основными задачами фельдшеров и акушерок являются:

Ведение амбулаторного приема населения;

Оказание медицинской помощи на дому;

Оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

Раннее выявление заболеваний и своевременное направление нуждающихся на консультацию и госпитализацию;

Экспертиза временной нетрудоспособности и выдача больничных листов застрахованным;

Организация и проведение профилактических осмотров;

Отбор больных для диспансерного наблюдения;

Проведение под руководством врачей лечебных и оздоровительных мероприятий диспансерным больным;

Активный патронаж женщин и детей;

Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Гигиеническое воспитание населения и пропаганда здорового образа жизни.

В первую очередь ФАП, как правило, должны обслуживать детей, тяжелобольных и больных с высокой температурой. Больные с инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями, а также дети в возрасте до 1 года должны лечиться только в стационаре. Фельдшер и акушерка организуют и несут ответственность за надлежащую транспортировку больных из своего участка, а тяжелобольных и детей в возрасте до 1 года сопровождают лично.

Амбулаторная помощь здоровым детям, как правило, оказывается непосредственно на ФАП, а больным – на дому. При приеме детей нельзя допускать контакта их с инфекционными больными. Фельдшер (акушерка) обязательно осматривают кожу^ слизистые оболочки, полость рта, зев ребенка, измеряют температуру тела. При подозрении на заболевание ребенку необходима консультация врача.

Важным разделом деятельности фельдшеров является: оказание медицинской помощи больным на дому.

Порядок лечения больных на дому определяют врачи участковой больницы или центральной районной больницы (ЦРБ) и. лишь в отдельных случаях сам фельдшер. Лечению на дому (после соответствующего лечения в стационаре) подлежат больные с хроническими: заболеваниями, требующие периодически поддерживающей терапии. Кроме того, на дому наблюдаются больные, которые временно не могут быть транспортированы (гипертонический криз, острое нарушение мозгового кровообращения и др.), а также больные с острыми заболеваниями, которые вследствие сложившихся обстоятельств не могут быть госпитализированы.

Больных, оставленных на дому, необходимо постоянно наблюдать до их выздоровления. Особенно это относится к детям. Больных из отдаленных от ФАП населенных пунктов целесообразно госпитализировать; при оставлении же больного на дому фельдшер извещает об этом врача сельского врачебного участка и осуществляет наблюдение за больным.

При амбулаторном обслуживании больных туберкулезом фельдшер, являясь непосредственным исполнителем врачебных назначений, проводит иммунохимиопрофилактику, диспансеризацию, противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции, работу по гигиеническому воспитанию и др.

Впервые выявленные больные туберкулезом должны начинать лечение только в стационаре, где возможны всестороннее обследование, выработка индивидуального плана лечения, определение переносимости препаратов и достижение первых положительных результатов терапии. Больные с открытыми формами туберкулеза лечатся в стационаре до закрытия полостей распада и абациллирования. В связи с особой эпидемической опасностью этих больных они подлежат обязательной госпитализации.

Выдача медикаментов больным туберкулезом на дом для проведения противорецидивного лечения себя не оправдывает: нет гарантии, что больной правильно принимает лекарства. Необходимо, чтобы больной принимал антибактериальные препараты непосредственно на ФАП, а в тех случаях, когда больной не может посещать пункт, в порядке исключения можно проводить лечение на дому, но принимать медикаменты больной должен в присутствии медицинского работника или санитарного активиста.

Фельдшер, работающий на ФАП, должен владеть простейшими приемами реанимации на догоспитальном этапе, особенно при внезапной остановке сердца или дыхания; причинами которых могут быть тяжелые травмы, кровопотеря, острый инфаркт миокарда, отравления, утопление, электротравмы. Потеря времени или неумелые действия фельдшера могут привести к печальным последствиям.

На фельдшеров и акушерок, работающих самостоятельно, возложено также оказание неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. При срочном вызове фельдшер должен иметь при себе чемоданчик, укомплектованный медицинским имуществом и медикаментами согласно перечню укладки.

Большая роль принадлежит фельдшерам в диспансеризации сельского населения. Диспансеризация населения страт ны проводится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 770 от 30.05.86 г. "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения". Основной целью ее является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия.

Диспансеризация включает:

Ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований;

Дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;

Выявление лиц, имеющих факторы риска, способсгву ющие возникновению и развитию заболеваний;

Выявление заболеваний в ранних стадиях;

Определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;

Разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.

Обязательные условия проведения диспансеризации:

Тесная взаимосвязь и преемственность в работе врачей ЦРБ, участковой больницы, амбулатории и медицинского персонала ФАП;

Систематическое повышение квалификации медицинских работников как по клиническим дисциплинам, там и по основам гигиены труда, профессиональных заболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;

Широкое привлечение к участию в диспансеризации работников санитарно-эпидемиологических станций (СЭС), руководителей колхозов и совхозов, профсоюзных и других общественных организаций для совместного решения вопросов улучшения условий труда, быта, охраны внешней среды, санаторно-курортного лечения, диетического питания и др.;

Гигиеническое воспитание населения с целью формирования ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Для проведения всеобщей диспансеризации осуществляется персональный учет всего населения, проживающего в районе обслуживания поликлиники, амбулатории и ФАП, в соответствии с «Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения». В сельской местности полицевые списки жителей составляют средние медицинские работники ФАП при поквартир-ных обходах, их уточняют в сельских и поселковых Советах и передают в участковую больницу (амбулаторию).

Для персонального учета каждого жителя средние медицинские работники заполняют "Карту учета диспансеризации" (учетная форма № 131/у-86) и нумеруют ее в соответствии с номером медицинской карты амбулаторного больного (учетная форма № 025/у). После уточнения состава населения все "Карты учета диспансеризации" передаются в картотеку.

В дальнейшем в функции средних медицинских работников ФАП входят активное приглашение на прием больных, находящихся под наблюдением у врачей разных специальностей, контроль за своевременностью их явки; ведение картотеки диспан-серизуемых, оформление медицинской документации; контроль за выполнением назначенных врачом лечебно-оздоровительных мероприятий: участие в периодических освидетельствованиях диспансеризуемых; ведение раздела "Диспансеризация" в паспорте участка; ежемесячная информация врача и пополнение картотеки больных, состоящих под наблюдением врачей разных специальностей. Особое внимание уделяется выполнению администрацией и работающими правил техники безопасности. Если лица, находящиеся под диспансерным наблюдением, не являются к врачу, то фельдшер или акушерка навещают их на дому или на работе, разъясняют необходимость врачебного обследования, в отдельных случаях обращаются за помощью к администрации совхоза (колхоза). Фельдшер и акушерка следят, чтобы больные, нуждающиеся в сезонном (осень, весна) противорецидивном лечении, своевременно получали его в стационаре или амбулаторно.

Средний медицинский персонал ФАП принимает активное участие в организации диетического питания, распределении путевок в санатории, профилактории, улучшении санитарно-бытовых условий тружеников села.

Фельдшера помогают врачам сельского врачебного участка в трудоустройстве диспансерных больных, которое включает несколько этапов: обследование рабочего места больного; изучение его профессионального маршрута; изучение общих факторов профессиональной вредности данного производства, выбор нового временного или постоянного вида работы; систематический контроль за состоянием здоровья рабочего на новом месте; оценка эффективности трудоустройства.

Качество работы фельдшеров и акушерок по диспансеризации определяется своевременностью явки диспансеризуемых и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, назначенных врачом, а также правильностью заполнения контрольной карты диспансерного наблюдения (форма № 030/у) и ведения картотеки диспансеризуемых.

Важное значение для снижения заболеваемости имеет надлежащая организация экспертизы временной нетрудоспособности на ФАП.

В соответствии с "Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом" заведующий ФАП - фельдшер может иметь право выдавать больничные листы, справки и другие документы медицинского характера в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ. В соответствии с "Инструкцией о порядке выдачи больничных листов" обл(край)здравотдел или министерство здравоохранения автономной республики своим приказом утверждает персональный список фельдшеров, которым предоставляется такое право. В то же время категорически запрещены выдача всевозможных справок (кроме установленных инструкцией) об освобождении от работы в связи с заболеванием и обмен их в больницах на больничные листы. Основанием для предоставления права выдачи больничных листов фельдшеру является ходатайство главного врача района, в котором должны быть указаны:

Удаленность ФАП от больницы (амбулатории), к которой он приписан;

Количество обслуживаемых населенных пунктов совхоза (колхоза) и число работающих в них;

Состояние путей сообщения;

Стаж работы фельдшера и уровень его квалификации;

Знание и соблюдение фельдшером основ экспертизы временной нетрудоспособности и "Инструкции о порядке выдачи больничных листов".

Если установлен факт временной нетрудоспособности в связи с заболеванием, увечьем или другими причинами, предусмотренными действующим законодательством, фельдшер оформляет соответствующие документы. Как правило, заведующим ФАП предоставляется право выдавать больничные листы на срок не более 3 дней, в течение которых фельдшер должен оказать больному необходимую доврачебную медицинскую помощь и направить его к врачу или в стационар. Направлять больного во врачебное учреждение следует с "открытым" больничным листом не позднее 3-го дня освобождения от работы, в экстренньтх случаях нужно вызвать врача на дом.

Фельдшер, имеющий право выдавать больничные листы при установлении факта временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или другими причинами должен в "Журнале регистрации амбулаторных больных" (форма № 074/у) сделать запись о состоянии здоровья, жалобах больного, об объективных данных, послуживших основанием для постановки диагноза и выдачи больничного листа; о рекомендованном режиме, назначенном лечении, датах направления во врачебное учреждение и выдачи больничного листа с указанием его номера.

Учет выданных больничных листов фельдшер ведет в "Книге регистрации листков нетрудоспособности" (форма № 036/у) с обязательным заполнением всех ее граф. При закрытии врачом больничного листа больной является на ФАЛ. Фельдшер должен заполнить остальные графы книги: заключительный диагноз, фамилия врача, закрывшего больничный лист, По какое число больной освобожден от работы, общее число календарных дней освобождения от работы.

При неявке восстановившего трудоспособность пациента на ФАЛ фельдшер активно посещает его на дому, а запись в книге (форма № 036/у) делает по больничному листу, сданному для оплаты в бухгалтерию по месту работы. Если за совхозом (колхозом) не закреплен врач, в обязанности которого входит анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, фельдшер сам шифрует больничные листы и анализирует заболеваемость.

Заведующий ФАЛ ежеквартально представляет в участковую больницу или ЦРБ (в зависимости от того, в какой из них он получает бланки больничных листов) отчет-заявку о фактическом расходовании бланков больничных листов. Одновременно фельдшер сдает в больницу и корешки израсходованных больничных листов. Количество отпускаемых больницей ФАЛ на следующий квартал новых бланков больничных листов должно примерно соответствовать сложившемуся среднему расходу бланков за квартал.

Особое внимание фельдшерам необходимо уделять правильному оформлению, хранению и учету больничных листов, которые следует хранить в сейфе ФАЛ, а при его отсутствии сдавать в конце рабочего дня на хранение в сейф колхоза (совхоза) или сельской администрации.

Медико-санитарная помощь работникам сельского хозяйства в период полевых работ. Комплекс мероприятий, связанных с медико-санитарным обслуживанием в период подготовки и проведения массовых полевых работ, условно можно разделить на два этапа.

Первый этап – организация медицинской помощи механизаторам во время подготовки к проведению полевых работ, когда в основном осуществляется ремонт сельскохозяйственных машин, агрегатов и инвентаря; второй – организация медико-санитарной помощи труженикам полей во время сева и ухода за посевами, а также в ходе уборки урожая. Каждый из этих, этапов имеет свои особенности, с учетом которых и должно строиться медицинское обслуживание.

Медико-санитарная помощь работникам совхозов и колхозов, как правило, проводится согласно плану мероприятий, утвержденному сельской администрацией. До начала весенних полевых работ для своевременного выявления и предупреждения заболеваний среди работающих в сельском хозяйстве врачами-епециалистами ЦРБ, участковых больниц (амбулаторий) с привлечением лабораторий, рентгенофлюорографической службы проводятся профилактические осмотры механизаторов, полеводов, рабочих, труд которых связан с ядохимикатами. Эту работу следует начинать в декабре – январе, что позволяет своевременно выявить лиц с начальными формами заболеваний, взять их на диспансерный учет, осуществить необходимые лечебно-профилактические мероприятия и оздоровить работников до начала полевых работ.

При подготовке к массовым полевым работам на заседаниях комитета профсоюза совхоза (колхоза) наряду с производственными вопросами должны обсуждаться и мероприятия по медицинскому обслуживанию работников в период полевых работ. Определяются пункты питания, забора и доставки воды, закрепляются ответственные лица (обычно из числа санитарных активистов); тракторы, автомашины, комбайны должны быть снабжены аптечками.

Особое значение на первом этапе имеет подготовка фельдшеров. Работники организационно-методического кабинета ЦРБ и районной СЭС организуют семинары, в программу которых включают вопросы организации и проведения профилактических осмотров, контроля за санитарным состоянием полевых станов, особенностей организации работы ФАП и оказания медицинской помощи в полевых условиях.

В подготовительном периоде особое внимание фельдшера должны уделять подбору и обучению санитарного актива (вопросы само- и взаимопомощи, первой помощи, контроля за санитарно-бытовыми условиями и т. п.), а также гигиеническому обучению механизаторов и лиц, работающих с ядохимикатами и пр.

Медико-санитарная помощь в период массовых полевых работ должна быть приближена к местам проживания и работы тружеников полей. При этом следует учитывать такие особенности сельскохозяйственного производства, как сжатые сроки проведения уборки, работа в ночное время и воскресные дни. В период полевых работ изменяется режим работы амбулаторий и ФАП. Прием больных ведется в утренние и вечерние часы, а в дневное время фельдшера проводят профилактические мероприятия в местах массовых сельскохозяйственных работ. Они постоянно следят за работой полевых станов, руководят деятельностью санитарного актива, привлекая его к контролю за санитарным состоянием полевых станов, питанием, водоснабжением, хранением продуктов, ядохимикатов. Фельдшер должен немедленно информировать администрацию совхоза (колхоза), участкового врача и СЭС о грубых нарушениях установленных правил труда, отдыха и быта на полевых станах и предлагать конструктивные моры по их устранению.

Средний медицинский персонал ФАП должен регулярно обследовать пункты питания и раз в месяц представлять в СЭС копии актов обследований. Важными функциями средних медицинских работников ФАП на пунктах питания являются снятие проб и контроль за реализацией готовой пищи.

<.>санатории кисловодска москва / <.>урологические санатории в ессентуках /

ОТДЫХ И ЛЕЧЕНИЕ В САНАТОРИЯХ - ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

НОВОСТИ

Организация медицинской помощи городскому и

сельскому населению

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

3. Диспансерный метод

4. Принцип специализации медицинской помощи

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Введение

Организация лечебно-профилактической помощи населению оказывается как в городе, так и на селе. Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению складывается из 3 этапов:

1. первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) осуществляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями стационарами, службой скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерскими пунктами, здравпунктами.

2. стационарная медицинская помощь проводится в условиях стационара.

3. восстановительное лечение - в условиях стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Первичная медико-санитарная помощь - основная, доступная и бесплатная для каждого гражданина вид медицинского обслуживания включающая в себя: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Оказание лечебно-профилактической помощи строится в соответствии с определенными принципами:

1) доступность и бесплатность гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий. В программе определены виды, объемы, порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи населению. Программа государственных гарантий ежегодно пересматривается;

2) неразрывность лечебного дела и профилактики;

3) преемственность учреждений здравоохранения;

4) преимущество в оказании МП работающим;

5) участковость;

6) диспансерный метод.

1. Принципы организации медицинской помощи населению в РФ

Для организации качественной медицинской помощи осуществляется преемственность между скорой помощь, поликлиникой, стационаром. Преемственность достигается путем обмена информацией между врачами лечебно-профилактических учреждений, проведения совместных клинических конференций, консультаций - это позволяет повысить квалификацию медицинского персонала, снизить дублирование лечения больного.

1) договор поликлиники со стационаром на госпитализацию пациента;

2) выписной эпикриз передается в поликлинику;

3) организация в поликлиники отделения восстановительного лечения (долечивание)

4) врачи поликлиники должны поочередно работать в стационаре.

2. Преимущество оказания медицинской помощи работающим

Медицинское обеспечение работающих осуществляется в специализированных учреждениях - медико-санитарных частях (МСЧ), врачебных или фельдшерских здравпунктах. МСЧ могут быть как открытого типа - обслуживают работающих предприятия, их родственников и население прилегающей территории. В настоящее время таковыми являются все МСЧ, так и закрытого типа (только работников этого предприятия). Здравпункты врачебные и фельдшерские работают по графику работы предприятия. Фельдшерские здравпункты могут быть передвижными.

Работа цеховой службы оценивается, прежде всего, по форме №16 - по результатам анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Важным разделом является работа цехового врача с часто длительно болеющими (по 1 заболеванию 4 случая и 40 дней временной нетрудоспособности в год). Цеховой врач составляет списки часто длительно болеющих. Лечение проводится по согласованию с узкими специалистами. На предприятиях имеются санатории-профилактории. Медико-санитарные части могут функционировать в виде:

1. АПУ

2. Объединенной больницы.

Медицинская помощь работающим оказывается также общей сетью лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, в случаях, когда предприятия не имеют медико-санитарную часть и численность работающих ниже установленных нормативами. (Витаминный завод прикреплен к 5-й поликлинике. Кабельный завод - к 1-й поликлинике). В регистратуре предусмотрено отдельное окно для обслуживания работающих.

Участковый принцип - это прикрепление к участковому врачу определенного контингента населения.

3. Диспансерный метод

Диспансеризация - активное наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности 3.

В организационном процессе диспансеризации выделяются следующие этапы:

1. отбор контингентов путем активного выявления, их регистрации.

2. проведение комплекса лечебных и социально-профилактических мероприятий, т.е. осуществление собственно диспансерного наблюдения, оценка результатов эффективности диспансеризации.

Выявление лиц, подлежащих диспансеризации, производится, как правило, при приеме больных врачом в поликлинике или их на дому и в результате различных профилактических осмотров, где выявляются наиболее ранние стадии заболеваний. медицинский диспансерный лечение

Динамическое наблюдение I группы (здоровые) осуществляется путем ежегодных профилактических медицинских осмотров. Для этой группы диспансерного наблюдения составляется общий план лечебно-оздоровительных профилактических и социальных мероприятий, который включает мероприятия по улучшению условий труда и быта, по санитарно-гигиеническому образованию и пропаганду здорового образа жизни.

Динамическое наблюдение II группы имеет своей целью устранение или уменьшение влияния факторов риска, повышение резистентности и компенсаторных возможностей организма.

В настоящее время метод применяется в работе с определенным контингентом населения:

1. - дети до 18 лет;

2. - беременные женщины;

3. - учащиеся и студенты очного отделения;

4. - инвалиды Войн;

5. - спортсмены;

6. - отдельные группы населения в соответствии с базовой ПГГ;

7. - больные, подлежащие диспансерному наблюдению.

В поликлинике выделяются диспансерные дни для работы с диспансерными больными. Диспансеризация проводится в 2 этапа.

Показатели 1 этапа:

1. Полнота охвата медицинскими осмотрами;

2. Контингент, подвергаемый обязательному медицинскому осмотру. Примерно 80% населения охвачено диспансерным наблюдением. Кроме того проводится дополнительная диспансеризация в рамках Национального проекта "Здоровье". По итогам диспансеризации врач-терапевт участковый, ВОП распределяет граждан, прошедших диспансеризацию, по 5 группам состояния здоровья:

I - "практически здоров",

II - "с высоким риском развития заболевания, нуждающиеся в профилактических мероприятиях",

III - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в амбулаторных условиях",

IV - "нуждающиеся в дообследовании и лечении в стационарных условиях",

V - "нуждающиеся в высокотехнологичных видах медицинской помощи".

Граждане, отнесенные:

к I группе - не нуждаются в диспансерном наблюдении, с ними проводится профилактическая беседа по здоровому образу жизни;

к II-й группе - составляется программа профилактических мероприятий, осуществляемых в данном АПУ;

к III группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в амбулаторных условиях;

к IV группе - назначаются дополнительные обследования и при необходимости - лечение в стационарных условиях;

к V группе - направляются в Комиссию органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по отбору нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи.

Стандарт диспансеризации включает в себя обследование следующими специалистами:

1. флюорография, маммография (для женского населения в возрасте старше 40 лет) или ультразвуковое исследование молочной железы, ЭКГ (электрокардиограмма), ОАМ (общий анализ мочи), ОАК (общий анализ крови), общий холестерин и липидный профиль, сахар, онкомаркеры (40 лет и старше)

2. осмотры специалистов: врач-терапевт участковый или врач общей практики, акушер-гинеколог (для женского населения), уролог (для мужского населения), невролог, хирург, офтальмолог, эндокринолог.

Качество дополнительной диспансеризации: отсутствие впервые выявленных, заболеваний на поздних стадиях, в том числе - онкологических, туберкулеза, тяжелых форм сахарного диабета, инсульта, инфаркта, и прочих заболеваний, ведущих к длительной и стойкой утрате трудоспособности (через три месяца после завершения диспансеризации)4.

4. Принцип специализации медицинской помощи

Для отдельной категории больных организована специализированная медицинская помощь, оказываемая:

Специализированной бригадой скорой медицинской помощи,

Узкими специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений,

В отделениях многопрофильных стационаров.

В диспансерах.

Диспансеры - это специализированные лечебно-профилактические учреждения для активного выявления больных, лечения, реабилитации и профилактики. Все диспансеры республиканского значения и финансируются из бюджета РБ

Типы: кардиологический, врачебно-физкультурный, кожно-венерический и др. Диспансеры включают поликлинику и стационар. Важный раздел работы - это консультативная помощь общей сети лечебно-профилактических учреждений.

Качество оказания медицинской помощи в специализированных стационарах выше, чем в стационаре общего профиля. Например, кардиодиспансер - кардиологическое отделение стационара или терапевтическое отделение. Однако это дорогостоящий вид медицинской помощи.

5. Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Строится на тех же организационных принципах, что и городскому населению. Главными из них являются участковый и диспансерный. Различия в организации медицинской помощи определяются рядом факторов: малая плотность расселения сельских жителей; удаленность места жительства от районных центров; слабое обеспечение средствами связи; специфика условий труда и быта - сезонный характер сельскохозяйственных работ 5. Контакт с животными, химическими удобрениями и пр.

Особенности оказания медицинской помощи:

1. до 40% объема медицинской помощи оказывают средние медработники - (фельдшерско-акушерские пункты);

2. большой радиус обслуживания;

3. более низкая обеспеченность материально - техническими и кадровыми ресурсами (лечебно- диагностической аппаратурой, врачами, койками);

4. преимущественное медицинское обеспечение лиц занятых сельскохозяйственным трудом.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению это сельский врачебный участок (СВУ). Оказывается квалифицированная доврачебная и врачебная медицинская помощь. Радиус участка- 5-7 (до 20) км. В составе сельского врачебного участка работают: сельская участковая больница (СУБ), сельская врачебная амбулатория (СВА), ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), детские ясли, фельдшерские здравпункты на предприятиях, профилактории.

Медицинская помощь, оказывается, по 6 - 8 специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, хирургия, акушерство и гинекология. Сельский врачебный участок, находящийся в районе центральной районной больницы, считается приписным и его население обращается непосредственно в нее. На комплексном терапевтическом участке - 2000 и более человек взрослого и детского населения.

II этап - квалифицированная специализированная медицинская помощь в районных медицинских учреждениях, в составе центральной районной больницы, центральная районная аптека, районные больницы, межрайонные диспансеры (по 10-20 специальностям).

III этап - высококвалифицированная узкоспециализированная помощь практически по всем специальностям оказывается в республиканских учреждениях, стоматологических поликлиниках, консультативных поликлиниках, центрах, в том числе Центры СПИД, медицинской профилактики и т.д.

I этап оказания медицинской помощи сельскому населению - сельская участковая больница (СУБ). В РБ (2006) - 53. Четыре категории в зависимости от общего числа коек, от 25 до 100 коек. В СУБ могут быть развернуты стационары дневного пребывания. В СУБ оказывается амбулаторно-стационарная медицинская помощь: терапевтическим, стоматологическим, инфекционным больным, помощь в родах при срочных случаях, неотложная хирургическая и травматологическая помощь, помощь детям.

Основные функции сельской участковой больницы: оказание квалифицированной врачебной помощи; профилактика заболеваемости и травматизма; организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью фельдшерско-акушерских пунктов и других учреждений 1-го этапа, плановые выезды врачей в подчиненные учреждения 1-го этапа.

1. приближение медицинской помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ.

2. текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных пунктов.

Выделяют следующие особенности в организации амбулаторной и стационарной помощи в СУБ:

1. нет чёткого ограничения времени амбулаторного приема;

2. часы приема больных должны назначаться в более удобное для населения время с учётом сезонности сельскохозяйственных работ;

3. возможность приема пациентов фельдшером при отсутствии врача;

4. вызовы на дом обслуживаются врачом лишь в пунктовом селе, где расположена СУБ, вызовы на дом в других населенных пунктах сельского врачебного участка обслуживаются фельдшером;

5. дежурство в стационаре с правом пребывания дома и обязательной информацией персонала о своем местонахождении, на случай необходимости оказания неотложной помощи;

6. выделение у врача одного профилактического дня в неделю для объезда участка.

При выездах на ФАП участковый врач оказывает методическую помощь в работе ФАП и должен осуществить следующие основные мероприятия на местах:

a. проверять правильность и достоверность записей по приему больных, по проводимым прививкам, диспансерному наблюдению за беременными женщинами, детьми и тяжелобольными;

b. консультировать обратившихся в ФАП пациентов самостоятельно или приглашенных врачом и фельдшером;

c. посещать и консультировать на дому беременных женщин, детей до 2 лет, тяжелобольных;

В сельской врачебной амбулатории (СВА) оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь. Функции те же, что и для сельской участковой больницы, однако нет круглосуточного стационара

По нормативам фельдшерско-акушерский пункт организуются с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения от 2 до 4 км., с населением 300-700 - 4-6 км, менее 300 человек свыше 6 км.

На фельдшерско-акушерском пункте могут работать фельдшер; фельдшер и акушерка; фельдшер, акушерка и патронажная сестра. Подчиняется по общим вопросам администрации сельского поселения, а по специальным - главному врачу участковой больницы.

Функции фельдшерско-акушерского пункта:

1. оказание доврачебной медицинской помощи,

2. выполнение назначений врача,

3. патронаж детей и беременных женщин, наблюдение за здоровьем инвалидов и специалистов сельского хозяйства,

4. проведение под руководством врача профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических мероприятий, иммунизация,

5. диспансеризация здоровых и больных,

6. санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения,

7. реализация лекарственных средств через аптечные пункты 2 категории,

8. учет и отчетность, анализ показателей. Ежемесячно - отчеты в оргметодкабинет центральной районной больницы,

9. участие в экспертизе нетрудоспособности по разрешению главного врача района.

II этап оказания медицинской помощи сельскому населению - центральная районная больница (ЦРБ). По мощности делится на 6 категорий от 100 до 400 коек. Структура центральной районной больницы:

1. стационар с отделениями по основным специальностям (терапевтическое, хирургическое, педиатрическое, акушерское, гинекологическое, инфекционное),

2. поликлиника,

3. отделение скорой и неотложной медицинской помощи,

4. патологоанатомическое отделение,

5. организационно - методический кабинет и вспомогательные подразделения.

Главный врач ЦРБ (главный врач района) подчиняется: по общим вопросам - администрации муниципального района, по специальным вопросам - министерству здравоохранения РБ. Опирается в своей работе на своих заместителей:

1. по медицинскому обслуживанию населения МОН - заведующий организационно-методическим кабинетом;

2. по детству и родовспоможению (при численности населения свыше 70 000);

3. по медицинской части (отвечает за работу стационара);

4. по поликлинике (заведующий поликлиникой);

5. по клинико-экспертной работе (КЭР) - по экспертизе временной нетрудоспособности,

6. по административно - хозяйственной части (АХЧ) и др.

Для оперативного руководства в центральной районной больнице функционирует медицинский совет. В его состав входят заместители главного врача, главный санитарный врач района, заведующий поликлиникой, районной аптекой, председатель райкома профсоюзов, медицинских работников, общества Красного Креста, главные специалисты района 6.

Организационно-методическое руководство здравоохранением района обеспечивают: районные внештатные специалисты района и оргметодкабинет ЦРБ (ОМК); старший фельдшер и акушерка района; районный медицинский статистик

Функции организационно-методического кабинета:

1. Разработка мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи населению района. Выездная работа. Различные виды передвижной помощи - выездные врачебные бригады, передвижные амбулатории, стоматологические кабинеты, зубопротезные лаборатории.

2. Методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района;

3. Анализ показателей работы, составление годовых отчетов;

4. Повышение квалификации медицинских работников.

III этап оказания медицинской помощи сельскому населению - республиканские медицинские учреждения. Центр организационно-методического руководства лечебно-профилактическими учреждениями республики, база специализации и повышения квалификации врачей.

По мощности республиканские клинические больницы подразделяются на 5 категорий. Приоритетным направлением в развитии здравоохранения на селе является укрепление и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи, охраны здоровья матери и ребенка

С начала 90-х годов двадцатого века в здравоохранении на селе происходят реформы. Организуются новые приписные терапевтические и педиатрические участки, происходит реорганизация сельских участковых больниц во врачебные амбулатории, СВА в ФАП, освободившиеся койки иногда концентрируются в ЦРБ. За последние годы все шире развиваются различные виды передвижной медицинской помощи. В частности, организуются выездные врачебные бригады, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, передвижные стоматологические кабинеты и зубопротезные лаборатории и др.

Основные функции республиканской клинической больницы:

1. оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению республики в поликлинике и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

2. оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других лечебно-профилактических учреждениях республики, в первую очередь сельского звена;

3. организация и оказание квалифицированной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

4. осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях республики;

5. осуществление иных экспертных функций на договорной основе с Министерством здравоохранения РБ (МЗ РБ), республиканский фонд обязательного медицинского страхования (РФОМС) и филиалами ОМС и др;

6. выполнение по договору с МЗ РБ и разработка мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

7. внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений республики современных технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

8. участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников;

9. обеспечение эффективности профилактических мероприятий, повышения уровня санитарно-гигиенической культуры и активная пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, республиканская (краевая, областная) больница является лечебным, научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения.

Существует 5 категорий республиканских (краевых, областных) больниц , от 300 до 800 и более коек, наиболее целесообразны больницы на 700-1000 коек со всеми специализированными отделениями. Однако в каждой республиканской (краевой, областной) больнице независимо от её мощности должны быть следующие структурные подразделения: управление (администрация, бухгалтерия, канцелярия, архив, библиотека и пр.), организационно-экономический отдел, консультативная поликлиника, стационар с приемным отделением, диагностический отдел, отделение экстренной планово-консультативной медицинской помощи (ОЭПКМП), отдел АСУ, патолого-анатомическое отделение, АХЧ (пищеблок, гараж, прачечная, котельная, складские помещения и другие подразделения), пансионат для больных на период обследования, общежитие для медицинских работников.

Задачи поликлиники республиканской клинической больницы:

1. оказывает консультативную помощь больным;

2. проводит выездные консультации специалистов;

3. анализ качества амбулаторной помощи, (конъюнктурные обзоры, информационные письма с оценкой уровня лечебно-профилактической помощи в районах).

Для планирования работы поликлиники в районы рассылаются путевки на консультацию. В республиканской клинической больнице имеется организационно-экономический отдел (ОЭО), выполняющий функцию оргметодотдела, который является структурной частью республиканской больницы и непосредственно подчиняется главному врачу. В структуру отдела входят:

1. организационно-экономическое отделение;

2. клинико-экспертное отделение;

3. информационно-статистическое отделение.

Основными задачами организационно-экономического отдела являются внедрение в практику современных медицинских и информационных технологий, экономических методов управления, принципов медицинского страхования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.

Внештатные главные районные специалисты - организаторы соответствующей специализированной помощи в сельском районе, назначается высококвалифицированный врач-специалист, заведующий отделением центральной районной больницы, имеющий категорию. Назначение и освобождение главного районного специалиста осуществляется главным врачом центральной районной больницы.

Основные задачи главного районного специалиста: разработка и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений новейших методов профилактики, диагностики и лечения больных, в целях укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности и смертности. Следует подчеркнуть значение тесной связи сельских учреждений здравоохранения с территориальными административными органами и общественными организациями в деле дальнейшего совершенствования медицинской помощи сельскому населению.

В лечебно-профилактических учреждениях функционирует оперативный отдел и отделы управления качеством, ответственные за внутриведомственный контроль качества, за соблюдением стандартов оказания медицинской помощи.

Заключение

Законодательное определение и реализация прав граждан на бесплатную общедоступную медицинскую помощь является наиважнейшей социальной ценностью государства.

Совершенствование организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах привело к значительным изменениям в структуре амбулаторно-поликлинического и стационарного этапов оказания медицинской помощи населению. Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, внедрение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь на догоспитальном этапе лечения, вне зависимости от формы собственности, территориальной подчиненности и ведомственной принадлежност.

На современном этапе развития здравоохранения особую роль приобретает организационно-методическая и лечебно-консультативная роль главных специалистов, состоящих в штате Министерства здравоохранения (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог).

В данной главе рассматриваются вопросы организации медицинской помощи населению РФ в зависимости от условий ее оказания: это - амбулаторно-поликлиническая, стационарная (больничная), скорая медицинская помощь, а также специализированные ее виды - стоматологическая и реабилитационная медицинская помощь, в том числе санаторно-курортное лечение. Описаны также особенности организации медицинской помощи отдельным группам населения: сельскому населению, женщинам, детям, а также работникам крупных предприятий.

11.1. Медицинская помощь в амбулаторно-поликлинических условиях

Самый массовый вид медицинской помощи - ПМСП - (см. также главу 9.3) оказывается преимущественно в амбулаторно-поликлинических условиях; при этом в специализированных диспансерах может оказываться специализированная медицинская помощь.

В амбулаторно-поликлинических условиях медицинская помощь предоставляется в случаях, когда не требуются круглосуточное наблюдение за пациентами, их изоляция или применение методов интенсивного лечения.

К амбулаторно-поликлиническим учреждениям относятся:

    фельдшерско-акушерские пункты,

    врачебные амбулатории,

    поликлиники,

    диспансеры,

    женские консультации,

    здравпункты,

    общие врачебные практики и др.

В 2008 г. в РФ насчитывалось 15,6 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ), а число визитов в них к врачам ежегодно составляло более 1,0 млрд. На 1 жителя по ПГГ бесплатной медицинской помощи в 2009 г. в среднем приходилось 9,3 посещения врачей поликлиник в год.

Организация деятельности АПУ базируется на четырех основополагающих принципах :

Участковость, т.е. закрепление за поликлиникой отдельной территории (участка).

Преемственность и этапность в лечении; поликлиника является первым этапом в технологическом процессе лечения пациента (поликлиника - стационар - восстановительное лечение). В стационар пациенты обычно обращаются только по направлению врача, а из стационара информация о проведенном лечении передается на участок.

Профилактическая направленность, которая реализуется с помощью комплекса мер, направленных на предупреждение заболеваний; среди них: диспансеризация (раннее выявление заболеваний и динамическое наблюдение), проведение школ здоровья, осуществление профилактических прививок и др.

Доступность; в идеале амбулаторно-поликлиническая помощь должна быть в любой момент беспрепятственно доступна населению РФ. Однако на практике из-за недофинансирования медицинской помощи и нехватки врачей этот принцип реализуется не всегда.

Поликлиника - это специализированное ЛПУ, в котором оказывается медицинская помощь приходящим на прием больным, а также больным на дому; осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий по лечению и предупреждению заболеваний и их осложнений. Городскому населению в основном оказывает помощь городская поликлиника. Если поликлиника предназначена исключительно или в основном для оказания медицинской помощи работникам промышленных предприятий, строительных организаций и предприятий транспорта, то ее считают медико-санитарной частью - МСЧ (или основным подразделением МСЧ).

Амбулатория отличается от поликлиники уровнем специализации и объемом деятельности. В амбулатории ведут прием по одной специальности или небольшому их числу: терапии, хирургии, акушерству, гинекологии и педиатрии.

Поликлиники различают по организации работы :

    объединенные со стационаром

    не объединенные - самостоятельные;

по территориальному признаку :

    городские

    сельские;

по профилю :

    общие для обслуживания взрослого и детского населения

    поликлиники, обслуживающие только взрослое или только детское население;

    специализированные - стоматологические, физиотерапевтические, курортные и др.

Деятельность поликлиник регламентируется приказом министра здравоохранения СССР № 1000 "О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений" (1981) с внесенными в него последующими изменениями и приказом Минздравсоцразвития РФ № 633 от 13.10.2005 г. "Об организации медицинской помощи".

Мощность учреждения и численность персонала определяются на основании численности обслуживаемого населения и ожидаемого числа посещений. О мощности поликлиники судят по числу врачебных посещений в смену - от 250 до 1200 и более.

Городская поликлиника , организуемая в городах, рабочих поселках и поселках городского типа, строит свою работу по участково-территориальному принципу. Прикрепленные работники промышленных предприятий, строительных организаций и предприятий транспорта обслуживаются по цеховому (производственному) принципу. К каждому участку прикрепляются врачи и медицинские сестры, которые оказывают помощь населению участка. По участковому принципу строят работу терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, фтизиатры и по возможности другие специалисты.

Самым массовым видом ПМСП является терапевтическая помощь, организованная по участковому принципу. Врачебный терапевтический участок - важнейшее звено в системе оказания медицинской помощи, а участковый терапевт - ведущая фигура на участке и в системе охраны здоровья населения. Численность взрослого населения терапевтического участка в настоящее время составляет в среднем 1700 человек в возрасте 18 лет и старше.

Участковый врач

Участковый врач - это не только клиницист, но и организатор здравоохранения на этапе ПМСП. Ему необходимо знать основы общественного здоровья и здравоохранения, клинической медицины, социологии и психологии семьи; он должен ориентироваться в состоянии здоровья своих подопечных на участке и факторах, на него влияющих, совершенствовать свою деятельность, внедрять новые методы диагностики и лечения, элементы научной организации труда.

Хороший участковый врач - это по существу врач общей практики (ВОП).

В соответствии с положением "О враче-терапевте участковой поликлиники (амбулатории)" и приказом Минздравсоцразвития № 282 от 19.04.2007 г. "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового" участковый терапевт обязан обеспечить:

    своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению участка в поликлинике (амбулатории) и на дому;

    экстренную медицинскую помощь больным независимо от их места жительства в случае непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений;

    своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации;

    консультацию больных, в необходимых случаях совместно с заведующим терапевтическим отделением, врачами других специальностей поликлиники (амбулатории) и других учреждений здравоохранения;

    использование современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, в том числе комплексной терапии и восстановительного лечения (медикаментозные средства, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и др.);

    экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением об экспертизе временной нетрудоспособности;

    организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации взрослого населения участка (выявление, взятие на учет, динамическое наблюдение, лечебно-оздоровительные мероприятия), анализ эффективности и качества диспансеризации;

    организацию и проведение профилактических прививок и дегельминтизации населения участка;

    раннее выявление, диагностику и лечение инфекционных заболеваний, немедленное сообщение заведующему терапевтическим отделением и врачу кабинета инфекционных заболеваний обо всех случаях инфекционных заболеваний или подозрительных на инфекцию больных, о пищевых и профессиональных отравлениях, обо всех случаях невыполнения противоэпидемических требований инфекционными больными, направление в соответствующий отдел СЭС экстренного извещения об инфекционном заболевании;

    систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медицинской сестры;

    активное и систематическое проведение медико-просветительной работы среди населения участка, борьбу с вредными привычками.

Участковый терапевт работает по утвержденному заведующим отделением графику, в котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа. Распределение времени приема и помощи на дому зависит от численности и состава населения участка, от сложившейся посещаемости и др.

Работа участкового терапевта поликлинического отделения больницы строится по системе чередования (работа в поликлинике, на участке).

Для повышения квалификации участковых врачей направляют в институты (на факультеты) последипломного образования, на курсы усовершенствования и специализации при высших медицинских учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях не реже 1 раза в 5 лет.

Структура поликлиники

Основные структурные подразделения городской поликлиники:

    руководство поликлиники (главный врач, его заместители);

    регистратура со столом справок;

    лечебно-профилактические подразделения:

    терапевтическое,

    хирургическое,

    травматологическое,

    стоматологическое,

    зубопротезное,

    офтальмологическое,

    оториноларингологическое,

    неврологическое,

    физиотерапевтическое отделения (кабинеты),

    отделение реабилитации и лечебной физкультуры (ЛФК);

    кардиологический, ревматологический, эндокринологический кабинеты, кабинет инфекционных заболеваний, женская консультация;

    врачебные и фельдшерские здравпункты,

    диспансерное отделение, отделение скорой и неотложной помощи и др.;

вспомогательно-диагностические подразделения:

  • рентгеновское отделение (кабинет),

    лаборатория,

    отделение (кабинет) функциональной диагностики,

    эндоскопический кабинет,

    кабинет учета и медицинской статистики,

    административно-хозяйственная часть и др.

По решению руководства в поликлинике могут быть организованы другие подразделения:

    стационарзаменяющие краткосрочные отделения (палаты) - так называемые дневные стационары, а также

    центры здоровья,

    отделение нетрадиционных методов лечения на основе платных медицинских услуг и хозрасчетной деятельности и др.

Регистратура - структурное подразделение поликлиники, в котором записывают на прием к врачам. Работниками регистратуры могут быть лица, имеющие среднее образование и подготовленные учреждением к выполнению своих обязанностей. На должность заведующих регистратурой назначаются преимущественно лица, имеющие среднее медицинское образование.

Регистратура может быть централизованной (единая для учреждения) и децентрализованной (в отдельных регистратурах записывают на прием к педиатрам, стоматологам, акушерам-гинекологам и др.). В ряде поликлиник практикуется самозапись больных на прием к врачам. Для этого на специальных столах лежат талоны на прием к разным врачам в разные дни недели и в разное время. Пациент выбирает удобное для себя время посещения. С 2011 года планируется внедрение электронных (или Интернет) систем для записи пациентов на прием к врачу.

Медицинская карта амбулаторного больного - единый документ, в ней регистрируются заболевания, по поводу которых больной обращается в поликлинику. Для более быстрого ознакомления врача с перенесенными больным заболеваниями диагнозы записывают на первой странице амбулаторной карты - в листе уточненных диагнозов.

Рядом с регистратурой на видном месте оборудуют информационные стенды, где указывают названия улиц, входящих в состав участков района обслуживания поликлиники, названия кабинетов и отделений с указанием этажа, номера комнаты, графика работы каждого врача и т.д.

Медицинская помощь на дому

Медицинская помощь на дому - один из основных видов деятельности поликлиники. Врачебная помощь на дому оказывается круглосуточно: с 9 до 19 ч - участковым врачом, в остальное время в неотложных случаях - врачом скорой и неотложной помощи.

При оформлении вызова врача на дом выясняют состояние больного, и в экстренных случаях дежурный врач (если отсутствует или занят участковый) выезжает к больному немедленно. В экстренных случаях, требующих госпитализации, вызывается скорая медицинская помощь. Данные о вызове заносят в журнал. Последующие посещения врачом больного на дому называются активными, если они сделаны по инициативе врача, без вызова больным.

Заведующий отделением поликлиники

В деятельности поликлиник большую роль играет заведующий отделением. Он назначается при не менее чем 9 врачебных должностях в терапевтическом и 8 - в хирургическом отделении. При меньшем числе должностей один из специалистов выполняет функции заведующего отделением.

В функции заведующего отделением входят

    составление совместно с врачами отделения графика и плана лечебно-профилактической работы,

    руководство и контроль за организацией лечебно-диагностического процесса, его качества и эффективности,

    экспертиза временной нетрудоспособности и др.

Эту работу заведующий отделением выполняет, периодически участвуя в приеме, который осуществляют врачи поликлиники; посещая в необходимых случаях больных на дому. Заведующий отделением знакомится с ведением медицинской документации; проводит совместно с врачами экспертизу временной нетрудоспособности больных, оценивает качество оказанной больным медицинской помощи. Важными функциями заведующего отделением являются

    повышение квалификации медицинского персонала,

    проведение конференций, занятий по освоению современных методов диагностики и овладения техникой различных лечебных процедур,

    систематическая экспертиза качества и эффективности лечебно-диагностической работы врачей.

Статистическая отчетность в поликлинике

В поликлиниках имеется следующая оперативно-учетная документация :

    медицинская карта амбулаторного больного;

    статистический талон для регистрации заключительного (уточненного) диагноза;

    экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку;

    талон на прием к врачу;

    книга записи вызовов врача на дом;

    дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации;

    контрольная карта диспансерного наблюдения;

    список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру;

    сводная ведомость заболеваний, подлежащих диспансерному наблюдению;

    листок нетрудоспособности;

    талон направления на госпитализацию;

    направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты;

    врачебное свидетельство о смерти;

    журнал учета инфекционных заболеваний;

    журнал для записи заключений ВКК;

    книга регистрации листков нетрудоспособности;

    рецепт (взрослый, детский);

    рецепт на получение лекарства, содержащего наркотические вещества;

    рецепт на получение лекарства бесплатно, с оплатой 50, 20% стоимости и др.

С введением медицинского страхования в некоторых поликлиниках используется единый талон амбулаторного пациента, в котором регистрируются сразу посещение, обращение и медицинские услуги.

На правах структурного подразделения в поликлинике организуются кабинеты медицинской статистики, подчиняющиеся непосредственно главному врачу или его заместителю по лечебной работе, для:

    организации статистического учета;

    контроля за ведением документации и достоверностью содержащейся в ней информации;

    составления сводных учетных документов;

    составления периодического и годового статистического отчета;

    разработки учетных и отчетных статистических документов;

    участия в анализе деятельности учреждения на основании этих разработок;

    рациональной организации хранения учетных документов текущего года.

Кабинет медицинской статистики работает в тесном контакте со всеми структурными подразделениями поликлиники и врачами.

Важнейший документ - годовой статистический отчет, который в установленные сроки предоставляется вышестоящему органу управления здравоохранением.

Нормирование труда персонала в поликлинике

Отраслевые нормативные акты по труду сегодня являются рекомендательными, а штатные нормативы используются как пособие при определении численности должностей медицинского персонала. Сегодня руководителям учреждений здравоохранения предоставлено право разрабатывать индивидуальные нормы нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в зависимости от конкретных условий (демографического состава населения, инвалидности, компактности участков, обеспеченности автотранспортом, эпидемиологических ситуаций и т.д.). Руководителям учреждений здравоохранения также разрешается, исходя из производственной необходимости, усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности, не предусмотренные для них штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленных для учреждения численности должностей и фонда заработной платы. Приводим примеры расчетов числа должностей в поликлинике. Планирование числа должностей врачей в амбулаторных учреждениях рекомендуется осуществлять с использованием следующей методики:

    где В - число врачебных должностей;

    П - утвержденный норматив посещений на одного жителя в год;

    Н - численность населения;

    Ф - функция врачебной должности (плановое число посещений на одну врачебную должность в год).

В 2009 г. утвержденный норматив посещений на одного жителя в год составил 9,18. Если мы будем рассчитывать число врачебных должностей врачей-терапевтов участковых, то норматив посещений для него составит около 2,13 на 1 жителя. Число этих посещений (П) складывается из первичных и повторных посещений по поводу заболеваний (в том числе посещений на дому), а также посещений с профилактической целью и по поводу диспансерного наблюдения.

Функция врачебной должности (Ф ) рассчитывается по формуле:

    А - число рабочих дней в году;

    В - число рабочих часов в день;

    С - норма нагрузки в единицу времени (час) на врача определенной специальности.

Например, число рабочих дней в году (А) у терапевта в поликлинике при 6 дневной рабочей неделе с учетом выходных дней и отпуска в среднем составляет около 273 дней. Число рабочих часов в день (В) при 6 дневной рабочей неделе составляет около 6 часов в день (за вычетом времени, не затрачиваемого на лечебно-профилактическую работу). Норма нагрузки (С) составляет в среднем 3-4 пациентов в час (т.е. по 17 мин на пациента). Исходя из представленных данных, плановая функция врачебной должности (Ф) врача терапевта в поликлинике составит около 5 700 посещений в год .

Таким образом, для обслуживания участка в 10 тыс. человек потребуется около 4 должностей врачей-терапевтов участковых, а с учетом того, что врачей необходимо заменять во время отпуска, в ряде случаев, этот норматив руководители учреждения повышают до 5-5,5 должностей.

Численность среднего и младшего персонала в АПУ зависит от численности врачебного персонала. Рекомендуемое соотношение с учетом типа учреждения в среднем для городских поликлиник составляет 1:2,2, а для учреждений, расположенных в поселках и в городах с численностью населения менее 25 000 человек, 1:3,5-5,0 и зависит от характера расселения.

В последнее время при приеме сотрудников на работу принята контрактная система. Оплата труда производится по тарифной сетке с учетом квалификационной характеристики (категории), в некоторых учреждениях внедрена новая система оплаты труда - с учетом выполняемого объема, интенсивности и качества работы. Содержание работы сотрудников определяют должностные инструкции.

Единого табеля оснащения поликлиник (и стационаров), к сожалению, нет. Учреждение оснащается в зависимости от материально-технических возможностей и инициативы руководства (сотрудников). В 2010 году Минздравсоцразвития РФ приступил к подготовке порядков оказания медицинской помощи, в которых будут приведены рекомендованные нормативы по штатным единицам и оснащению МО.

Время и организацию работы сотрудников определяет руководство поликлиники с учетом законодательства по труду: поликлиника должна работать 5 дней в неделю (в субботу и воскресенье работает отделение неотложной помощи).

Специализированные диспансеры и центры

Специализированные диспансеры предназначены для реализации комплекса профилактических мероприятий для больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, активного их выявления на ранних стадиях, а также лечения и реабилитации. Диспансеры подразделяются на:

    врачебно-физкультурные;

    кардиологические;

    онкологические;

    кожно-венерологические;

    противотуберкулезные и др.

В них обслуживаются как взрослые, так и дети. В структуру диспансера, как правило, входят поликлиника и небольшой стационар.

В настоящее время для оказания специализированной медицинской помощи в крупных городах создают консультативно-диагностические центры (КДЦ), которые оснащаются современным диагностическим оборудованием (компьютерными и магнитно-резонансными томографами, специальным лабораторным оборудованием и др.) и консультативно-диагностические отделения (КДО) крупных больниц.

Перечень и содержание лекционного курса.

Организация здравоохранения.

VI семестр

Тема 1.1. Основы организации лечебно-профилактической помощи населению. Амбулаторно-поликлиническая помощь, современные проблемы.

Лечебно-профилактическая помощь как основной вид медицинской помощи. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению (принципы, учреждения, особенности). Общая врачебная практика (определение, реформирование). Городская поликлиника, роль, задачи, структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности. Организация сестринского процесса в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения.

Тема 1.5. Организация скорой медицинской помощи населению.

Нормативно-правовое обеспечение организации скорой медицинской помощи населению. История возникновения службы. Организация деятельности больницы, станции и подстанции скорой помощи. Деятельность линейных и специализированных бригад. Задачи и функции среднего медицинского персонала выездной бригады.

Тема 1.6. Стационарная и стационарзамещающая помощь населению.

Виды стационарных учреждений. Стационар (функции, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Развитие стационарной помощи в условиях реформы здравоохранения. Стационарозамещающие технологии (дневной стационар, стационар на дому и т. д.). Организация сестринского процесса в условиях стационара.

Тема 1.9. Охрана материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи

Основные этапы развития системы охраны материнства и детства, ее задачи, основные направления. Принципы системы охраны материнства и детства. Организация акушерско-гинекологической помощи (принципы учреждения). Женская консультация, роддом (задачи, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Факторы риска перинатальной и материнской смертности. Пути реформирования акушерско-гинекологической помощи населению (перинатальный центр). Деятельность среднего медицинского персонала.

Тема 1.12. Организация медицинской помощи детям .

Нормативно-правовое обеспечение организации медицинской помощи детскому населению в РФ. Организация медицинской помощи детям (принципы, учреждения). Детская поликлиника (задачи, организационная структура, учетно-отчетная документация, анализ деятельности). Задачи и функции среднего медицинского персонала.

VII семестр

Тема 2.1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). История становления. Бюджет ВОЗ. Основные направления деятельности. Международное сотрудничество в здравоохранении. Программы ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году» и «Здоровье для всех в 21 веке».

Организация здравоохранение в зарубежных странах. Международное сотрудничество. Международные медицинские организации, ассоциации, общества. Всемирная организация здравоохранения (история, финансирование, структура, основные направления деятельности). Разделы деятельности, связанные со средним медицинским персоналом.

Тема 2.2. Управление здравоохранением. Органы здравоохранения, задачи, функции.

Основные принципы управления здравоохранением в РФ. Законодательные основы управления. Структура и функции Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Федеральные агентства и федеральные службы. Особенности управления здравоохранением на современном этапе.

Тема 2.3. Законодательная основа деятельности Министерства здравоохранения и социального развития и медицинских учреждений . Номенклатура медицинских учреждений.

Нормативно-правовая база деятельности Министерства здравоохранения и социального развития. Законы и подзаконные нормативные акты , регламентирующие деятельность медицинских учреждений. Номенклатура медицинских учреждений. Приказ МЗ РФ № 000.

Тема 2.4. Организация медицинской помощи рабочим промышленных предприятий. МСЧ, структура, задачи, содержание работы. Показатели деятельности МСЧ.

Особенности и основные формы организации медицинской помощи рабочим и служащим промышленным предприятий. МСЧ, здравпункт (задачи, структура, функции, анализ деятельности). Задачи медицинской сестры цехового врача-терапевта. Диспансерное наблюдение различных групп работающих. Организация и проведение медицинских осмотров рабочих. Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Особенности организации медицинской помощи на промышленных предприятиях разных форм собственности.

Тема 2.6. Состояние и перспектива развития медицинской помощи сельскому населению.

Особенности организации медицинской помощи сельскому населению (этапы). Сельский врачебный участок (структура, функции). Участковая больница. Амбулатория. Фельдшерско-акушерский пункт. Задачи и функции среднего медицинского персонала. Центральная районная больница (задачи, структура, функции). Областные медицинские учреждения (роль, задачи, структура, функции). Пути приближения специализированной медицинской помощи сельскому населению.

Тема 2.8. Экспертиза нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза.

Цели и задачи экспертизы нетрудоспособности. Положение об экспертизе временной нетрудоспособности в ЛПУ. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. Медико-социальная экспертиза. Причины инвалидности. Группы инвалидности.

Тема 2.10. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы в РФ.

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Предупредительный и текущий санитарный надзор. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (основные понятия, определения). Санитарно-гигиенический мониторинг. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора.

VIII семестр

Тема 3.1. Состояние и перспективы реформирования здравоохранения в РФ.

Внедрение в отечественное здравоохранения принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Изменение соотношения в финансировании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Развитие стационарзамещающих технологий. Внедрение сестринской истории болезни, понятий «сестринский диагноз» и др.

Тема 3.3. Модернизация здравоохранения.

Регистр медицинских работников. Паспорт системы здравоохранения. Паспорт системы здравоохранения региона. Основные разделы программы мероприятий программы модернизации Иркутской области . Основные социально – экономические показатели. Оптимизация инфраструктуры здравоохранения Иркутской области для обеспечения порядков и стандартов медицинской помощи. Совершенствование оказания медицинской помощи в Иркутской области на основе соблюдения стандартов и порядков медицинских услуг. Внедрение современных информационных систем в здравоохранении Иркутской области. Направления, относящиеся к деятельности среднего медицинского персонала.

Тема 3.5. Структура и функции Роспотребнадзора.

Структура, функции, задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Содержание деятельности Территориального управления и ФГУЗ. Санитарно-гигиенический мониторинг. Содержание предупредительного и текущего санитарного надзора.

Тема 3.10. Планирование здравоохранения. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

Планирование в здравоохранении, принципы планирования в отечественном здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Методика расчета показателей.